Город, где не нужен личный автомобиль. Семь городов, где запрещены машины В каком европейском городе не ездят автомобили

Когда мы сможем увидеть город без машин ? В далеком будущем? Сколько городов в мире Вы знаете где не используют автомобили?
Говоря о городе без машин мы можем вспомнить только о Венеции. Тем не менее, это не один город в мире, в котором вы можете передвигаться не на авто. Есть места, где машины были буквально «запрещены», например как в Макино в американском штате Мичиган. Здесь использование моторных транспортных средств запрещено с 1898 года: Вы можете передвигаться только пешком, на велосипеде или конном экипаже.

Венеция, Гранд Канал

Венеция, город известный во всем мире — без опыта использования автомобилей. Город-музей под открытым небом, его посетить можно только пешком или на велосипеде. Для дальних поездок между островами используют лодки.

Гурон-стрит, главная улица Макино, Мичиган, США

Макино является раем для любителей чистого воздуха: здесь используют транспортные средства в чрезвычайных ситуациях — машины скорой помощи и машины для уборки снега зимой. Исключением является электрический автомобиль. В виде общественного транспорта — конные экипажи, наряду с велосипедами. Площадь Гранде всего 10 квадратных километров, с населением чуть менее 500 человек. Цель Указа 1898 года, который запрещает легковые автомобили — избежание шума и загрязнения окружающей среды. Закон по-прежнему в силе.

Замша, Валле-д’Аоста

Замша, в Валь-д’Аоста — единственный город в Италии к которому не добраться на автомобиле. Этот небольшой городок имеет чуть более 100 жителей и расположен на высоте 1836 метров. Доступ к поселению только пешком или по канатной дороге. В дополнение прогулки в лесу, катание на горных велосипедах и полеты на параплане. Все развлечения, которые возможны в этом уголке мира, направлены на то, чтобы забыть об машинах.

Гамбург, Германия

Мечта жить в городе без автомобилей — реальность, и Гамбурге стремится к этому. Благодаря программе «Зеленая планета» — в течение 20 лет будет устранена необходимость в городе использовать автомобиль. Немецкий город уже полон зеленых зон: спортивных сооружений, садов, парков и скверов. Администрация решила начать программу по сооружению велосипедных дорожек.

Вобан, на окраине Фрайбурга, Германия

Правительство города Вобан в 2006 году приняло решение о запрете использования автомобилей. Горожане могут пользоваться только трамваем, который ведет в центр Фрайбурга. Город не большой — все находится в нескольких минутах ходьбы.

Хельсинки, Финляндия

В Финляндии для автомобиля тоже время заканчивается: до 2024 года использование авто будет приведено к минимуму. Благодаря программе App, представленной в июле прошлого года. С помощью смартфона жители города будут выбирать самый быстрый маршрут и способ передвижения.

Монте Изола, Изео

Монте Изола, остров-деревня по середине озера Изео. На остров можно добраться на пароме. Единственным средством передвижения — мотороллеры, которые разрешены для жителей.

Похожие материалы

Сегодня существуют города, где езда на автомобиле запрещена. Какая альтернатива? Где-то это гольф-кары, где-то лодки, а еще где-то ослы.

Самым приемлемым средством передвижения в деревушке Гитхорн являются плавсредства – электроботы, работающие исключительно на электричестве. Они спокойно проплывают под горбатыми мостиками, соединяющими домики на разных берегах канала. Такой образ жизни обусловлен географическими условиями поселка. Местные жители, узнав, что их земли богаты торфом, выкапывали его везде, где только возможно. Так образовывались ямы, которые заполнялись водой. Постепенно озера соединялись, образовав цепочку каналов.

В деревушке, расположенной в альпийской долине, отсутствуют личные автомобили. Их запретили, опасаясь загрязнения воздуха. Даже полицейские по улицам передвигаются на велосипедах, лошадях или же пешком. Экстренные и коммунальные службы все же имеют автотранспорт, однако он только электрический.

Идра, или Гидра, – это греческий остров. Он имеет статус заповедника, поэтому любой вид транспорта здесь под запретом: никаких выхлопных газов, загрязняющих воздух. Единственный автомобиль – это мусоровоз.

Все машины, включая такси, останавливаются при въезде в город Свияжск. Этот музей достопримечательностей занимает по периметру всего 1,5 на 0,5 км. Его можно исследовать за час. Учитывая такие небольшие расстояния, все архитектурные постройки лучше осматривать пешим путем, чем выглядывая из окна автобуса.

Пожалуй, Венеция относится к наиболее известным городам, где кроме водного транспорта иной неуместен. Пару лет назад власти запретили даже велосипеды. Нарушители порядка должны будут выплатить штраф в размере 50 евро. В Венеции, сплошь окруженной водой, автомобили, даже если бы захотели, не смогли бы проехать по узким старинным улицам и многочисленным мостикам. Основное средство передвижения – гондолы, лодки, малолитражные катера.

Город Макино-Айленд занимает одноименный остров на озере Гурон. Существует два способа, чтобы до него добраться: самолет и катер. На земле острова следует забыть о моторном транспорте. Запрет на моторизированные ТС жители приняли еще в 1898 году. Возможно, стоявшие у власти люди были дальновидными политиками: понимали, что мир заполнят автомобили и «отравят» окружающую среду. Передвижение по острову возможно только на велосипеде, на лошади или же пешком.

Мдину называют городом тишины. Чтобы не нарушать местное благоденствие, пользоваться автомобилями здесь разрешено только тем, кто проживает в городе. Ни туристам из других стран, ни даже из соседних поселений нельзя въезжать на машине в Мдину.

К слову, в Валетте – столицу Мальты – тоже нельзя ездить на авто. Но там и понятно: по улочкам, построенным в XVI веке, сложно проехать современному транспорту, так как городские дороги изначально предназначалась для передвижения всадников и карет.

В материалах рубрики использованы сообщения следующих журналов: «BBC Science Focus» и «New Scientist» (Великобритания), «Bild der Wissenschaft», «Mare» и «PM Magazin» (Германия), «Air and Space Smithsonian», «Natural History» и «Science News» (США), «Sciences et Avenir» (Франция).

В центре Мадрида с осени 2018 года запрещено движение автомобилей, кроме электромобилей, машин, принадлежащих жителям центра, и спецтранспорта. Такая тенденция не редкость. Во многих крупных городах мира ежегодно проводят «дни без автомобиля». Мехико, Афины и Рим собираются запретить дизельные автомобили. У таких мер есть резон. По данным Института глобального здоровья (Барселона, Испания), из-за загрязнений, выбрасываемых в воздух автомобилями, в мире ежегодно гибнут 184 000 человек, преимущественно от болезней сердца и лёгких. Автомобили и поддерживающая их инфраструктура занимают до 60% площади города. Недавние исследования показали, что интенсивное уличное движение может привести также к развитию деменции (болезни Альцгеймера): у людей, живущих по сторонам крупных городских проездов, на 7% чаще возникает это заболевание. Видимо, сказывается влияние выхлопных газов. Автомобили ещё и производят парниковые газы, ведущие к глобальному изменению климата. Не говоря уже о том, что под колёсами автотранспорта в мире ежегодно гибнут более миллиона человек, а получают более или менее тяжёлые ранения 78 миллионов.

Частичный запрет на автомобили там, где он осуществлён, уже приносит явные плюсы. В Париже в «день без автомобиля» 16 сентября 2018 года содержание удушающей двуокиси азота вдоль крупных улиц снизилось на 41%, а уровень шума - на 5%. В Брюсселе содержание сажи в воздухе в тот же день снизилось на 80%.

С 2007 года, чтобы днём проехать через центр Стокгольма, надо заплатить от 15 до 35 крон, в зависимости от часа дня (с полуночи до 6.30 утра проезд бесплатный). После введения этой меры уменьшилось количество случаев астмы у детей. В центре испанского города Понтеведра (площадь 117 км 2) с 1999 года не было случаев гибели или травмы под колёсами - автомобили здесь запрещены. И более 80% школьников города ходят в школу пешком.

У городов, желающих сократить авто-движение, есть три возможности: запретить двигатели внутреннего сгорания, оставив электромобили; запретить любые автомобили и изменить планировку города и организацию движения таким образом, чтобы пешее хождение, велосипеды и общественный транспорт стали более удобными, чем свой автомобиль. Эколог Одри де Назелл из Имперского колледжа в Лондоне считает, что лучше всего запретить движение всех автомобилей, кроме принадлежащих инвалидам и городским службам. По результатам компьютерного моделирования, здоровье горожан улучшится в 30 раз за счёт сокращения ДТП, оздоровления воздуха и увеличения физической активности населения.

Но, скорее всего, для подавляющего большинства городов полный отказ от автомобилей был бы нереальным. С 2015 года в Осло (Норвегия) многие улицы превращены в пешеходные и велосипедные, в центре города запрещена парковка. Продлены трамвайные линии, снижены цены на проезд на городском транспорте, покупателям электровелосипедов мэрия даёт субсидию. В результате воздух города стал одним из самых чистых в Европе.

Однако не все согласны с этими современными тенденциями. В Фейсбуке жители Осло завели страничку против запрета автомобилей в городе, наполненную жалобами на ограничение личной свободы передвижения, сокращение торговли и туристических услуг. «Осло стал городом-призраком!» - пишет один из пользователей. Но, в конце концов, отвечает мэрия, запрет на курение в общественных зданиях тоже ущемляет свободу личности, и всё же после некоторого периода жалоб курильщики успокоились и курят у себя дома - или просто отказались от вредной привычки.

Я должен признаться в большой глупости. Как-то раз, лет 7 назад, я приехал в Амстердам и взял напрокат машину, чтобы передвигаться на ней по городу. Каким же я был дураком! До сих пор вспоминаю, как постоянно искал парковку, как платил за час 5 евро, как единственным моим желанием было избавиться от машины. Это город, где автомобиль не нужен! Куда комфортнее передвигаться на трамваях, метро (да, в Амстердаме есть метро) и, конечно, на велосипеде!

Про транспорт голландской столицы я уже много писал. Сегодня несколько интересных деталей.

01. Найти велопарковку не всегда бывает просто. Дополнительные места оборудуют на баржах! Во как!

02. В городе большая проблема с брошенными велосипедами. И часто виноваты в этом туристы! Например, если вы приезжаете в Амстердам на недельку, то есть соблазн купить старый велосипед евро за 50! А некоторые покупают ворованные велосипеды вообще за копейки. Что с ними делают потом? Правильно - просто бросают. Велосипедов так много, что иногда сами голландцы забывают, где оставили свой велосипед. Кто-то просто покупает новый, а старый забывает.

03. Подземный велопаркинг в самом центре!

04. Стоит 2,50 евро за сутки. Все как для автомобилей.

05. Есть даже такие конструкции.

06. Рано или поздно брошенным велосипедам приходит конец.

07. Это предупреждение о неправильной или слишком долгой парковке велосипеда. С момента появления такой наклейки хозяину велосипеда дается две недели, чтобы убрать его в другое место. Если этого не происходит, то дорожные службы срезают велосипед самостоятельно, а владельцу отправляют штраф на возмещение стоимости проведенных работ. Главное, найти владельца)

08. Магазин лучших в мире складных велосипедов Бромптон. Дорогие, но оно того стоит!

09. С некоторых пор на улицах вдоль каналов начали появляться велодорожки.

10. Вообще в городе очень хорошая велоинфраструктура.

11. Парковка у вокзала.

12. Остановка парома! Паромы, кстати, бесплатные. Не бойтесь прокатиться на другой берег.

13. Парковка на улице.

14. Парковка около дома. Все завалено велосипедами.

15. С сожалением вынужден признать, что в Амстердаме появляется все больше скутеров (Они пользуются велоинфраструктурой, шумят и пугают прохожих. Надеюсь, городские власти найдут на них управу.

16. На переходе не всегда нужна зебра! Я бы сказал, что она в большинстве случаев не нужна совсем. Главное выделять пешехода, а не маскировать его.

17. Вариант с зеброй.

18. Искусственная неровность для успокоения трафика.

19. Замена плитки и обозначение места ремонта.

20. Голландская почта выдала почтальонам вот такие электромашинки.

21. Теперь почтальоны катаются от дома к дому и развозят посылки еще эффективнее.

22. Старый транспорт.

23. Новый транспорт. Кстати, в Амстердаме многие городские службы такси используют «Теслы». Хорошая возможность прокатиться и посмотреть машину.

24. Классика.

25. Все больше этих маленьких уродливых машинок.

26. Они тут приравниваются к велосипедам и скутерам.

27. Центральный вокзал Амстердама.

28. Привокзальная площадь чистая. Сюда приходят трамваи, тут конечные станции метро и автобусов.

29. Повсюду безбарьерная среда.

30. Здесь же построили очень крутые киоски по продаже билетов и с информацией для туристов.

31.

32. Амстердамский вокзал крайне интересен для изучения. Один из лучших ТПУ в мире. На втором этаже выход к автобусам.

33. Велопешеходный тоннель.

34. А вот так выглядит зал покупки билетов. Тут же есть столы, где можно спланировать свой маршрут по Голландии на общественном транспорте! Говоришь, куда тебе надо, и тебе печатают расписание поездов и автобусов. Очень удобно!

35. Туалет на вокзале.

36. За 7 евро можно принять душ.

37. Трамвай.

38.

39. Амстердамские трамваи очень странные. Например, в каждом есть будка с кондуктором! Билет стоит 3 евро.

40. Вход либо через переднюю дверь, либо через среднюю.

41. В целом трамваи удобные, ходят часто.

42. А вот так выглядит табло с расписанием.

43. Пути.

44. Остановка по центру.

45. Что может быть лучше, чем взять лодочку, вина и поехать ночью по каналам?

46. Пробка из лодок.

47. А еще на лодке можно жить.

48.

49. Вот так. Делитесь вашим опытом!

Не так давно власти Осло объявили, что к 2019 году закроют центр для машин. Норвежская столица пополнила длинный список городов, которые пытаются бороться с всевластием машин. Стремление избавиться от автомобильной зависимости легко понять: каждый год из-за загрязнения окружающей среды транспортом в мире умирает 7 млн. человек. Еще больше гибнет в дорожных авариях. Давайте посмотрим, как подходят к решению этой проблемы в разных частях света.

Осло

К 2019 году зона внутри центральной окружной дороги станет запретной для машин. Администрация также пообещала построить 60 км велодорожек, убрать часть парковок и ввести денежный сбор для тех, кто ездит на машине в часы пик (вдобавок к уже действующему налогу на пробки). Норвежские пенсионные фонды больше не будут вкладывать деньги в компании, которые заняты добычей нефти, газа и каменного угля. Благодаря этим мерам к 2025 году город сможет вообще отказаться от использования ископаемого топлива.

Хельсинки
Администрация города развивает концепцию “мобильности на заказ”. Систему общественного транспорта собираются довести до совершенства, подключив к ней мобильное приложение, которое не только будет прокладывать маршруты в режиме реального времени, но и позволит оплачивать транспортные услуги. Ожидается, что “мобильность на заказ” будет настолько эффективна, что к 2025 владение личным автомобилем в Хельсинки просто потеряет всякий смысл.

Париж


Когда этой весной французскую столицу накрыл смог, мэр Анн Идальго вполовину сократила число машин, работающих на дизельном топливе, и ограничила их скорость до 20 км/ч. Всего за сутки уровень загрязнения воздуха вернулся в пределы нормы, а пробки уменьшились на 40%. Франция - лидер среди европейских стран по числу дизельных машин (дизельное топливо стоит дешевле бензина), однако Идальго намерена полностью их запретить уже к 2020 году. Параллельно идет развитие пешеходной и велосипедной инфраструктуры. Планируется, пример, удвоить общую протяженность велодорожек и довести ее до 1400 км. А чтобы парижане почувствовали вкус к переменам, в сентябре в городе устроили день без машин, когда улицы города, включая Елисейские поля, временно отдали в безраздельную власть пешеходов и велосипедистов.

Гамбург


Второй по величине город Германии намерен закрыть часть улиц для автомобилей и одновременно развивает “зеленую сеть” - велодорожки, связывающие парки и рекреационные зоны и охватывающие 40% его территории. Власти города надеются, что к 2050 году они сократят выбросы парниковых газов на 80%.

Мадрид


В начале года администрация города выделила в центре зону площадью 3,5 кв.км, куда въезд машин (кроме резидентских) запрещен. Постепенно эта зона будет расширяться и к 2020 году должна охватить весь центр. В качестве альтернативы горожанам предложат новые пешеходные зоны и обновленную автобусную сеть. Мадрид также стал первым европейским городом, запустившим полноценную систему проката электровелосипедов. А еще, по примеру Парижа, в дни, когда уровень выбросов превышает нормы, здесь будут принудительно ограничивать число дизельных машин на дорогах. Общественный транспорт в такие дни будет работать бесплатно. О запрете на дизельные автомобили подумывают также в Дублине, Лондоне и Брюсселе.

Милан
Здесь придумали систему, поощряющую отказ от машины: оставил автомобиль дома - получи бесплатный билет на метро.

Копенгаген


Город рассчитывает стать климатически-нейтральным к 2025 году. Важную роль в этом играет велосипедная сеть. В пригородах датской столицы имеется 26 так называемых велосипедных хайвеев, где велосипед имеет приоритет над автомобилем. Однако машины далеки от полного исчезновения. Напротив, их популярность растет, а лорд-мэр Франк Йенсен недавно заявил, что в его понимании справедливая транспортная система выглядит так: треть копенгагенцев должна ездить на велосипеде, треть на общественном транспорте и еще треть на машине. А задача городской администрации - обеспечить “бесшовную связь” между разными типами транспорта. Не всем это нравится: некоторые жители протестуют против появления в городе новых парковочных мест.

Богота


Об отказе от машин здесь заговорили куда раньше, чем в Европе, - в 1974 году, когда в городе впервые прошло мероприятие под названием Цикловия, превратившая его в рай для велосипедистов. С тех пор раз в неделю 120 км дорог в колумбийской столице закрывают для машин и отдают пешеходам и велосипедистам. Во время первого мэрства Энрике Паньялосы в Боготе построили больше 300 км велодорожек. Мэр говорил, что “человек на велосипеде за 30 долларов также важен, как и водитель машины за 30 тысяч долларов”. Недавно Пеньялосу снова избрали мэром.

Портленд
Среднестатистический американец проводит в автомобильных пробках 42 часа в год (в Лос-Анджелесе в два раза больше), но в Портленде собираются изменить эту ситуацию. Местная администрация рассчитывает, что к 2030 году четверть всех поездок будет приходиться на велосипеды. Символом грядущих перемен стал открывшийся в этом году вело-пешеходный мост Тиликум.

Хадарабад
Каждый четверг трассу, ведущую в местный аналог кремниевой долины, закрывают для машин. Впервые безавтомобильный день прошел этим летом, а местные власти уже подумывают о том, чтобы проводить акцию не один, а три дня в неделю. Впрочем, местные айтишники проявляют сознательность и безо всяких запретов - многие из них предпочитают личному автомобилю систему карпулинга.

Дэвис


Небольшой город в Калифорнии знаменит любовью к велосипедам - на них приходится 20% всех поездок, при том что в целом по стране - только 2%. Так повелось еще с середины ХХ века, во многом благодаря наличию в городе университета. Но ездят на велосипеде не только студенты, благо в том или ином виде велосипедная инфраструктура есть на большинстве улиц города, а недавно здесь стали строить защищенные велосипедные развязки по датскому образцу.

Чэнду
Неподалеку от этого китайского города строится новый пригород, рассчитанный на 80 тысяч жителей. Проектировщики изначально задумали его как город без автомобилей. Их заменит продуманная система общественного транспорта.

Масдар
Еще один город будущего, строящийся с нуля, но на этот раз - неподалеку от Абу-Даби. Ожидается, что город станет климатически-нейтральным, а его 100 тысяч жители будут перемещаться пешком, на велосипеде или на электромобилях. Остальным машинам проезд в этот оазис будет закрыт.