Химическое восстановление аккумулятора. Как восстановить аккумулятор автомобиля в домашних условиях

Как бы это не было прискорбно, но у всего есть свой срок службы. Считается, что у аккумулятора он составляет порядка трех лет, после чего батарея отправляется на свалку, а ее место в автомобиле занимает новая АКБ.

Однако не спешите раньше времени прощаться со старым аккумулятором, поскольку существует несколько способов его реанимации. Именно с ними сегодня вас и хочется познакомить.

К наиболее распространенным и излюбленным большинством автовладельцев методам реанимирования аккумуляторов относят :
1. Продолжительный заряд АКБ малым током.
2. Заряд АКБ в дистиллированной воде.
3. Максимальные разряды АКБ малыми токами.

Согласитесь, название способов восстановления дают лишь поверхностные представления об их сути. Для достижения отличного результата требуется познакомиться с этими методами реанимирования АКБ поближе.

Продолжительный заряд АКБ малым током

С помощью данного нехитрого способа можно вернуть жизнь только аккумулятору с незначительной и не застарелой сульфатацией пластин.

Для того, чтобы даровать вторую жизнь АКБ, вам необходимо:
1. Заполнить аккумулятор дистиллированной водой немного выше уровня.
2. Включить АКБ на заряд током нормальной величины (0,1 емкости аккумулятора).
3. Как только станет заметно газообразование в АКБ, следует на минут 20-30 отключить заряд.
4. После перерыва АКБ вновь необходимо подключить к току, только на этот раз уменьшенному в десять раз в сравнении с первоначальным, т.е 0,01 емкости АКБ.
5. Заметив усиленное газообразование на пластинах обеих полярностей, надо отключить АКБ от тока и сделать перерыв на 15-20 минут.

Четвертый и пятый этап восстановления аккумулятора следует повторить несколько раз . Порой, чтобы АКБ пришла в полную боевую готовность, требуется повторять указанные процедуры несколько дней подряд, прежде чем начать эксплуатировать аккумулятор на всю мощь.

Во избежание неудобств, связанных с работой аккумулятора, рекомендуем периодически проверять уровень электролита в АКБ (высота его слоя не должна быть менее 5 мм над верхними кромками пластин), а при необходимости можно добавить дистиллированной воды. Следите, чтобы в аккумулятор не попали какие-либо посторонние вещества. Следы окисления на аккумуляторных клеммах и проводах необходимо аккуратно удалять.

Заряд АКБ в дистиллированной воде

Если сульфатация АКБ глубокая, но не застарелая, то можно постараться восстановить аккумулятор следующим способом.
1. Разряжаем аккумулятор до напряжения 9 В.
2. Сливаем весь раствор электролита и заполняем аккумулятор дистиллированной водой. Ждем около часа.
3. После паузы в работе аккумулятор включаем на заряд. При этом напряжение тока на каждом зажиме аккумулятора ни в коем случае не должно превышать 11,5 В.
4. Постепенно увеличиваем заряд. После того, как удельный вес раствора был увеличен примерно до 1,1-1,12, необходимо довести зарядный ток до величины, равной 0,1 емкости АКБ.
5. Заряжать таким образом АКБ следует до тех пор, пока не будет заметно равномерное выделение газа на пластинах обеих полярностей.
6. После этого необходимо аккумулятор разрядить в течение полутора-двух часов током, равным 0,2 величины разрядного тока, соответствующего десятичасовому режиму разряда аккумулятора.

Пятый и шестой этап восстановления аккумулятора следует повторить несколько раз . После того, как удельный вес раствора не перестанет повышаться, следует довести уровень электролита до нормы и аккумулятор готов к эксплуатации.

Стоит отметить, что подобный метод довольно времязатратный, нередко, чтобы даровать аккумулятору вторую жизнь, могут потребоваться недели.

Реанимирование аккумулятора методом максимальных разрядов малыми токами

Метод восстановления АКБ, о котором сейчас пойдет речь, подходит для аккумуляторов с застарелой сульфатацией. Очевидно, что процесс будет долгим и трудоемким, однако он того стоит.

1. В первую очередь вам необходимо зарядить аккумулятор током, равным 0,2*Q (где Q — емкость аккумулятора).
2. После того, как напряжение достигло 12 В, зарядный ток следует снизить до величины, рассчитываемой по формуле 0,05*Q.
3. Заряд следует прекратить тогда, когда и напряжение, и вес электролита достигнут стабильных значений.
4. Дайте аккумулятору отдохнуть полчаса-час. После чего опять заряжайте его малым током, до тех пор пока он не «закипит».

Данный этап следует повторить несколько раз. О том, что пора прекратить процедуру, вы поймете тогда, когда электролит начнет закипать спустя несколько минут после начала зарядки .

После этого вам следует повторить первый этап работы, а через пару часов продолжить заряжать аккумулятор указанным способом. Для восстановления работоспособности АКБ вам может потребоваться повторить весь цикл работ до 8 раз.

Конечно, восстановление аккумулятора своими силами – это довольно долгий и трудоемкий процесс, однако приложив немного стараний вы сможете заметно продлить жизнь АКБ и сэкономить значительную сумму.

Не каждый автолюбитель знает, как восстановить автомобильный аккумулятор. А это может продлить его жизнь на несколько лет и уберечь автовладельца от неожиданных финансовых расходов. На сегодняшний день существуют четыре основных способа продления эксплуатации любого аккумулятора.

Аккумулятор отвечает за процесс беспрерывных поставок требуемого напряжения. Соответственно, они являются незаменимой составляющей работы определенных механизмов машины и ее и приборов. Всем известно, что ничто не вечно. В итоге каждый автомобиль нуждается в регулярных техосмотрах с целью определить негодные детали. Как правило, любой аккумулятор (наиболее распространенные – кислотный щелочной и литиевый) можно отремонтировать. Этот вариант лучше, чем сразу бежать в магазин за новым.

Что же касается кислотно-щелочных (их также называют свинцово-гелиевыми), то их структура представлена следующим образом – пара пластинок типа «плюс-минус» из свинца в серной кислоте. Именно они наиболее распространены в сфере автомобилестроения и в производстве карманных фонариков. Тем не менее, служит такой аккумулятор относительно недолго.

Первый способом восстановление акб – использование неоднократной подзарядки при помощи тока небольшой силы. При этом зарядный процесс должен предусматривать временные отрезки между подзарядками. Таким образом, начиная от первой подзарядки и заканчивая последней, напряжение, находящееся в батарее, постепенно растет и как результат – она прекратит воспринимать сам заряд.

Паузы необходимы для того, чтобы потенциалы электродов, находящиеся в глубине массы самих пластин и на их поверхности, выровнялись, что делает восстановление более безопасным. Параллельно самый плотный электролит начинает течь непосредственно из пор самих пластин в пространство, расположенное между электродами.

Вместе с циклическим зарядом и вместе с ростом емкости батареи плотность самого электролита тоже повышается. Необходимо дождаться того момента, когда напряжение секции будет равно двум с половиной вольтам, а показатель плотности достигнет нормального уровня. Только тогда автомобильный аккумулятор должен «отдохнуть». Такой цикл следует повторять до восьми раз. Также сам ток заряда должен быть ровно в десять раз меньше самой емкости заряжаемой батареи.

Замена электролита

Непосредственное восстановление батареи можно провести и при помощи способа замены. Для этого нужно полностью слить электролит, а потом несколько раз тщательно промыть аккумулятор горячей водой. После этого потребуются три чайных ложки обыкновенной соды, которые нужно разбавить в ста миллилитрах воды.
Полученную жидкость необходимо прокипятить, влить вместо электролита, а после двадцати минут – слить. Такое действие нужно повторить несколько раз, с последующим троекратным промыванием той же горячей водой.

Данный способ отлично подходит для батарей авто. Последний этап этого процесса оканчивается вливанием новенького электролита и суточной зарядкой. После этого аккумулятор заряжают по шесть часов десять дней подряд. Зарядное устройство должно иметь следующие характеристики – напряжение не больше шестнадцати вольт, но не меньше четырнадцати, а сила тока не больше десяти ампер.

Обратная зарядка

Восстановление при помощи обратной зарядки тоже возможно. Тем не менее, этот способ предусматривает наличие довольно мощного источника самого напряжения (тот же сварочный аппарат). Он должен обладать напряжением не менее двадцати вольт с силой тока не менее восьмидесяти ампер. Раздобыв необходимое устройство, следующим шагом становится открытие пробок банок и их обратная зарядка. Чтобы провести такую зарядку, нужно прикрепить «плюс» зарядного прибора к «минусу» батареи, а к ее «плюсу» – «минус» зарядного прибора.А это может продлить его жизнь на несколько лет и уберечь автовладельца от неожиданных финансовых расходов.

Во время процесса зарядки акб будет кипеть, но ничего страшного. Сама зарядка должна длиться не меньше и не больше получаса, после чего старый электролит сливается, емкость промывается горячей водой и только тогда можно вливать новый электролит. Следующим действием становится использование иного зарядного прибора с током до пятнадцати ампер. Им заряжают акб целые сутки.

Восстановление заряда в дистиллированной воде

При помощи последнего, четвертого способа аккумулятор реально восстановить меньше чем через один час. Если он полностью разряженный, то его следует предварительно зарядить. После этого также полностью сливают электролит и промывают несколько раз водой. Дальше необходимо влить в промытую емкость аккумулятора раствор трилона Б аммиачного типа, который включает в своем составе два процента этого же трилона и пять процентов самого аммиака. При его помощи проводится процесс так называемой десульфатации, который длится до одного часа. Во время данного процесса происходит характерное выделения газа и возникновение небольших брызг на поверхности влитого раствора.

После всего вышеописанного необходимо промыть аккумулятор несколько раз простой дистиллированной водой с последующим влитием электролита приемлемой плотности. Потом проводится зарядка батареи и ее можно считать полностью отремонтированной. Подведя итоги можно сказать, что, в целом, восстановление автомобильного аккумулятора можно считать не очень сложным делом.

Я могу с уверенностью сказать, что прекращение выделение газа свидетельствует о завершении десульфатации. Если же сульфатация чересчур сильна, то необходимо повторить процесс обработки, чтобы восстановить акб полноценно.

Видео “Как восстановить емкость старого аккумулятора”

На записи показан способ зарядки свинцового аккумулятора в домашних условиях.

Результат ремонта всегда зависит от решимости мастера добиться задуманного эффекта и его готовности потратить нужное количество сил, средств и времени. Стоимость ремонта аккумуляторов необходимо уточнять после тщательной проверки и установки диагноза «болезни». Ремонт аккумулятора автомобиля своими усилиями оправдан, если смета его ремонта составит не более половины цены аналогичного нового изделия, с учетом, что большинство работ будет сделано своими руками.

Ремонт трещины или скола корпуса, нарушение целостности контактов обойдутся символическими затратами. Для дорогих брендовых моделей, потрепанных, но сохранивших хотя бы половину планового ресурса, ремонт аккумуляторов обычно проводят в автомобильных мастерских.

Если есть терпение и желание разобраться в вопросах ремонта аккумулятора автомобиля своими руками - посмотрите видео:

Но лучше обратиться к литературе по обслуживанию и ремонту автомобильной техники 60-70-х годов прошлого века. Пусть вас не смущает возраст источника - за последние 30-40 лет кислотные аккумуляторы стали совершеннее, но основные поломки и способы ремонта остались прежними. Обычно тема - как отремонтировать аккумулятор автомобиля, разложена по полочкам до мельчайших подробностей.

Чем болеют кислотно-свинцовые аккумуляторы

Проблемы с герметичностью корпуса возникают в результате неосторожного обращения с аккумулятором. Современные материалы, ударопрочные кислотостойкие пластмассы, например, полипропилен, хорошо переносят механическое и тепловое воздействие. Исключением являются случаи, когда корпус батареи разрушается из-за внутреннего замыкания пластин электродов при зарядке большим током. Тогда выделяется много тепла, образуется избыточное давление газов и водяных паров.

Для ремонта трещины в корпусе аккумулятора понадобятся:


Проводим ремонт в следующем порядке:

  • если трещина на корпусе находится ниже уровня электролита, сливаем его из аккумулятора с помощью большого медицинского шприца с насаженным кусочком полихлорвиниловой трубки, длиной 20-25см;

Важно! Несмотря на многочисленные советы интернет-специалистов сливать электролит простым опрокидыванием батареи, делать это категорически нельзя. При переворачивании аккумулятора, осадок окиси свинца, собирающийся в специальных карманах на дне корпуса, способен вызвать межэлектродное замыкание пластин и окончательно вывести батарею из строя.

  • острым ножом формируем по всей длине трещины V-образную канавку. На концах тонким сверлом разворачиваем крохотные отверстия в 1мм. Они нужны для предупреждения дальнейшего развития трещины;
  • разогреваем паяльником или в пламени обычной свечки скобы до температуры 400-450 град. Осторожно вплавляем их в края трещины через каждые 12-15 мм. Подобный бандаж удержит края трещины в контакте;
  • изготавливаем тепловой экран из термостойкого материала, можно паронита, размером 10х15см. В листе прорезаем щель, размерами и формой точно совпадающую с геометрией трещины. Совмещаем вырез с формой канавки и надежно фиксируем на корпусе аккумулятора;
  • для пайки можно использовать специальный паяльный пруток или ленту, а можно припой изготовить своими руками. Отрезаем от заготовленного полипропилена тонкие, как нить, полоски. Их длина и количество должны соответствовать примерно объему материала, необходимого для заполнения V - образной щели. Сворачиваем в тонкий тугой жгут;
  • нагреваем феном край щели, оплавляем край паяльного материала и с усилием прижимаем его к началу трещины. Прогревая полипропиленовый припой и трещину, последовательно заделываем всю щель;
  • кроме пайки, трещину можно заклеить полистиролом, растворенным в дихлорэтане, или растворителе КР-30. Для наклейки заплаты поверхность вокруг трещины на расстоянии 15-20 мм необходимо обработать наждачной шкуркой и обезжирить ацетоном.

Сульфатация электродов

Статистика исследований группы Battery Council Int. говорит - в 80% причиной выхода из строя АКБ является сульфатация пластин.

Одним из доступных видов ремонта аккумуляторов авто своими руками является устранение сульфатации пластин аккумулятора. Поверхность электрода покрывается белесым налетом, препятствующим нормальному течению тока. Емкость батареи, даже после полного цикла разряда-заряда, меньше заряда исправной на порядок.

Как отремонтировать аккумулятор своими руками, знает любой опытный автолюбитель. При малой степени сульфатации электродов осадок на поверхности пластин еще имеет рыхлую и пористую консистенцию.

Специалисты предлагают провести ремонт автомобильного аккумулятора простыми и эффективными процедурами:

  • замените электролит в аккумуляторе теплой дистиллированной водой. Несколько часов в батарее будет происходить химическая реакция растворения солей с поверхности электродов. Дистиллированная вода, по мере перехода солей в раствор, будет превращаться в электролит, на клеммах возникнет потенциал в 7-10 вольт;
  • слейте образовавшийся раствор и промойте аккумулятор несколько раз, сначала дистиллированной водой, а затем чистым электролитом;
  • заправьте емкость батареи свежим электролитом пониженной плотности и поставьте на зарядку с ограничением тока заряда не более чем 116 номинальной емкости на 10-12 часов;
  • с помощью обычной автомобильной лампочки разряжайте аккумулятор в течение 7-8 часов. Цикл заряд-разряд нужно повторить не менее 4-5 раз.

При отсутствии проблем с замыканием, короблением пластин, ремонтом, емкость батареи можно восстановить до 80-85% начальной.

Совет! Используйте для заряда аккумулятора асимметричный ток, его эффективность подтверждена практикой, и многие производители специализированных зарядных устройств реализуют подобную функцию в своей продукции.

В случае, если сульфатация пластин достигла 30-40% поверхности электрода , осуществить ремонт аккумулятора своими руками еще возможно, но уже с применением химических средств:

  • из заряженной батареи сливают электролит и заменяют его 2% водным раствором препарата «Трилон Б» с добавкой 5% аммиака;
  • через 60 минут раствор сливают и банки промывают дистиллированной водой;
  • после промывки заливают электролит и заряжают током в 1/10 от емкости батареи. При необходимости процедуру повторяют два-три раза;
  • подобная технология позволяет просто и эффективно провести ремонт аккумуляторов не только автомобильных, любых аналогичных, главное - своими руками и силами;

Внутреннее замыкание электродов в одной из банок батареи

Ликвидация внутреннего замыкания в банке - один из последних, доступных видов ремонта аккумулятора своими руками. Аккумуляторная батарея имеет шесть групп пар электродов, называемыми банками, собранных в герметичном корпусе последовательно. Каждая из банок может состоять из 6-10 пар разнополярных электродов, разделенных специальными диэлектрическими изоляторами - сепараторами. Если произойдет разрушение сепаратора, или по любым другим причинам между парой положительного и отрицательного электродов возникнет непосредственный контакт, способность электродов накапливать энергию будет утрачена.

Как отремонтировать аккумулятор в подобной ситуации - ремонт возможен, только если замыкание вызвано микрочастицами свинца, скопившимися на дне аккумулятора и сформировавшими своего рода перемычку между электродами. Для этого в донной части замкнутой банки просверливают небольшое отверстие и проточным электролитом вымывают предполагаемую причину замыкания - донный осадок шлама свинца. Если 3-4 разовая промывка не дала желаемых результатов, аккумулятор выбраковывают.

Прежде чем принимать решение о возможности и невозможности ремонта литиевых аккумуляторов, рассматривают исправность управляющих узлов, контроллеров, проводки и контактной группы.

Причин выхода из строя литиевой батареи несколько:

  • выход из строя платы системы управления (BMS), ремонт батареи сводится к обычной замене контроллера;
  • выход из строя проводки, переключателей и устройств коммутации нагрузки. С помощью автомобильного тестера проверяют исправность, и в случае необходимости проводят замену элемента;
  • если первые два фактора исключаются, ремонту подлежат непосредственно литиевые элементы, из которых набирается батарея.

Замечание! В случае выхода из строя части литиевых элементов батареи стоимость ремонта, их ревизии и замены будет сопоставима с ценой новой батареи.

Автолюбители по-разному обращаются с аккумуляторами, утратившими свою работоспособность. Одни решают сразу избавляться от ненужного элемента, отправляясь в магазин за новой батареей. Другие в целях экономии все же пытаются восстановить неисправную АКБ, испытывая все возможные методы. В обоих случаях действия могут быть оправданы, так как ремонт аккумулятора не так прост, а наличие токсичных жидкостей в нем становится предостережением для неопытных автолюбителей. И все же если руководствоваться правилами безопасности и следовать практическому опыту бывалых умельцев, то жизнь батареи можно продлить как минимум на полгода.

Причины «гибели» аккумулятора

Как восстановить объем АКБ?

Наиболее доступный ремонт авто/аккумуляторов заключается в многократной зарядке неисправной батареи с небольшими перерывами. Серия таких зарядов повышает напряжение элемента, после чего он уже не воспринимает воздействия током. С другой стороны, в интервалах между операциями запускается процесс выравнивания электродных потенциалов. Нормализация состояния пластин способствует переходу плотного электролита в пространство между электродами из пор на поверхности пластин. Таким образом, в перерывах снижается напряжение на аккумуляторе и по мере выполнения зарядов АКБ постепенно набирает объем.

Данная методика позволяет не только выполнять ремонт аккумуляторов автомобильных, но и восстанавливать батареи с аналогичным составом от другого оборудования и даже электронных устройств. В ходе несложных манипуляций с зарядами увеличивается плотность электролита, обретая нормальное для эксплуатации состояние. Время зарядов определяется конкретной моделью батареи и, как правило, составляет 6-8 час. Перерывы между ними варьируются от 8 до 16 час.

Полная дисульфация аккумулятора

Не так часто встречаются ситуации, когда батарея полностью утратила объем в результате развития и поражения сульфатом. Обычно до этого момента АКБ или чинят или выбрасывают, поскольку использовать их в таком состоянии нецелесообразно. Несмотря на тяжесть поражения, и в этом случае вполне возможен ремонт аккумулятора своими руками с помощью метода дисульфации. Суть восстановления заключается в подаче и длительном удержании высокого напряжения на батарею. Но и здесь не обойтись без небольших пауз, поскольку рост напряжения способствует интенсивности газовыделения, что нежелательно с точки зрения безопасности.

Итак, выполняется дисульфация по следующей инструкции:

  • В АКБ заливается вода.
  • К источнику питания подключается ток.
  • Сначала в два цикла по 13 минут подается примерно 14,4 В.
  • Далее выполняются еще два цикла, но уже с напряжением 14,6 В.

Последующее наращивание напряжение следует делать, пока не появится явная прибавка емкости. Таким образом можно выполнить ремонт аккумулятора любого типа. Но, если операция восстановления не дает никаких результатов, то остается лишь утилизировать устройство.

Оперативное восстановление аккумулятора

Данная методика позволяет восстановить батарею в течение часа. Полностью разряженную АКБ необходимо зарядить. После этого из нее сливается весь электролит, а полость несколько раз промывается дистиллированной водой. Далее используется аммиачный раствор, поэтому такой ремонт аккумуляторов автомобильных следует проводить с максимальной изоляцией тела от возможных контактов с веществом.

Используемый состав должен включать 2% (весовых) трилона и 5% аммиака. Химическая смесь и выступит активатором процесса дисульфатации, который в среднем занимает от 40 до 60 мин. Быстрый ремонт аккумулятора с помощью раствора должен сопровождаться выделением газа и появлением мелких брызг. Когда газовыделение прекратится, процедуру можно завершать.

Ремонт АКБ постоянным напряжением

Этот способ немного схож с воздействием на батарею под высоким напряжением, но имеет свои особенности. На разряженный аккумулятор подается стабильный заряд примерно в 15 В. Увеличивать его нельзя, но и снижать не стоит. В таком состоянии батарея должна оставаться 12-13 часов, после чего ее необходимо немного разрядить. Под постоянным напряжением ремонт аккумулятора дает практически 100-процентный результат в виде восстановления объема. Эту процедуру можно повторить два раза, а затем сделать замер напряжения в батарее. Если он составляет примерно 13 В - это значит, что элемент исправен, и его можно использовать. Если же этот показатель не превышает 10 В, то аккумулятор можно выбрасывать. Батарея механически неисправна, и ни один другой способ ремонта ей не поможет.

Профилактика неисправностей АКБ

В первую очередь необходимо отслеживать уровень и состояние электролита в секциях АКБ. Кроме этого, необходимо поддерживать герметичность корпуса и целостность его обслуживающих элементов, среди которых клемма аккумулятора - от нее во многом зависит качество снабжения током. Следует также защищать батарею от внешних воздействий, особенно от низкой температуры. В зимнее время желательно не оставлять блок в машине, а относить на ночь в гараж или в дом (если есть возможность его изолировать от жилых помещений). Многое в качестве работы и долговечности АКБ зависит и от того, насколько правильно выполняется процедура зарядки. Соблюдение эксплуатационных нормативов позволит продлить время использования батареи до нескольких лет.

Аккумуляторная батарея (АКБ) относится к важнейшим атрибутам технического оснащения современного автотранспортного средства, без которого его эксплуатация практически невозможна. Именно поэтому этот прибор требует повышенного внимания к своему содержанию и обслуживанию, а при отсутствии таковых быстро выходит из строя. Объясняется это сложными химическими реакциями, протекающими в его внутренних элементах, которые представляют собой довольно сложную конструкцию (смотрите рисунок).

Несмотря на указанные сложности, опытным автолюбителям удаётся разобраться со всеми этими нагромождениями деталей и даже научиться реанимировать ранее не заряжавшееся и, казалось бы, «загубленное» изделие. В связи с этим хотелось ознакомить всех заинтересованных пользователей с накопленным опытом, позволяющим восстановить аккумулятор в домашних условиях.

Перед тем, как восстановить или «вернуть к жизни» АКБ, необходимо знать, что существует несколько способов его реанимации, основными из которых являются:

  • Искусственное восстановление аккумулятора малыми зарядными токами;
  • Реанимация путём полной смены электролита в его банках;
  • Обратная зарядка АКБ;
  • Зарядка в специально подготовленной дистиллированной воде.

Особенности подзарядки малыми токами

Восстановление АКБ в домашних условиях может быть организовано с помощью известной технологии его многократной подзарядки токами небольшой величины. Порядок проведения таких процедур предполагает использование режима, при котором подзарядка осуществляется постепенно (с небольшими перерывами). При этом аккумулятор восстанавливается не сразу, а по завершению нескольких таких зарядных циклов.

Во всё время проведения реанимации необходимо внимательно следить за плотностью электролита и напряжением в каждой из его банок. В различных ёмкостях показания прибора не должны очень сильно отличаться одно от другого.

Дополнительная информация. Для контроля плотности электролита следует воспользоваться специальным измерительным инструментом, называемым ареометром.

Зарядка аккумулятора производится путём нескольких последовательных подходов, что позволяет выровнять потенциалы в отдельных банках до нормируемого значения и обеспечить в результате полноценное питающее напряжение 12 Вольт. Для реализации такого режима потребуется бытовое электронное устройство, способное выдавать токи, величина которых на порядок меньше, чем при обычной зарядке.

Помимо этого, применение такого прерывистого режима позволяет равномернее распределять плотность электролита в пространстве между его внутренними элементами (электродами). Для достижения требуемых показателей указанные циклические процедуры следует повторить не менее 8-ми раз. Специалисты советуют применять при этом зарядные токи, примерно в десять раз меньшие, чем ёмкость исправного аккумулятора.

Замена электролита

Нередко пользователи задаются вопросом о том, а можно ли восстановить АКБ путём полной замены в нём рабочей смеси (электролита). Оказывается, что подобный подход давно применяется на практике, более того он зарекомендовал себя как один из наиболее эффективных приёмов восстановления аккумулятора.

Для его реализации потребуется проделать следующие операции:

  • Сначала необходимо полностью слить старый электролит из банок аккумуляторной системы и промыть освободившиеся ёмкости тёплой проточной водой;
  • Одновременно с этим нужно подготовить три ложки пищевой соды и развести их в 100 миллилитрах дистиллированной воды;
  • Подготовленный таким образом раствор следует хорошо прокипятить и залить в тщательно просушенные ёмкости (смотрите рисунок ниже);

  • После этого необходимо, чтобы батарея спокойно постояла минут 20-30, после чего жидкость сливается, и эта процедура снова повторяется как минимум три раза;
  • По завершении всего цикла операций ёмкости тщательно промываются горячей водой.

Обратите внимание! Этим методом удаётся реанимировать большинство известных типов современных аккумуляторных изделий.

После окончательной промывки банок в них следует залить новый электролит и установить АКБ на предварительную зарядку, которая может продолжаться примерно сутки. После этого необходимо будет провести ещё целый ряд зарядок, осуществляемых в цикличном режиме (по 6 часов в день на протяжении 10-ти календарных суток).

Используемое при этом зарядное устройство должно обеспечивать выходное напряжение от 14-ти Вольт и силу тока в нагрузке не менее 10 Ампер.

Обратная зарядка

Для того чтобы вернуть в строй очень старый аккумулятор, можно воспользоваться методом так называемой «обратной зарядки». Для его реализации в домашних условиях потребуется мощный источник постоянного тока, подобный сварочному агрегату, например. Последний должен обеспечивать на выходе напряжение не менее 20-ти Вольт при зарядном токе до 80 Ампер.

Перед зарядкой обратным током обязательно следует выкрутить пробки АКБ, как это изображено на рисунке ниже.

Сразу вслед за этим необходимо подключить плюс зарядного устройства к отрицательной клемме восстанавливаемого АКБ, а к его плюсовому контакту подсоединяется отрицательный вывод прибора. При правильном проведении зарядки обратным током, которая по продолжительности не должна превышать 30-ти минут, удаётся продлить срок эксплуатации батареи на 2-3 года.

Важно! В процессе обратной зарядки аккумулятор может начать «закипать», чего не следует особо пугаться. Такое закипание предусмотрено самой технологией восстановления.

По завершении процесса (примерно через 30 минут) электролит из банок следует слить, а их внутренности промыть тёплой водой. Лишь после этого в ёмкости аккумулятора можно заливать свежую смесь и поставить его на прямую зарядку от домашнего ЗУ. При этом рабочий ток не должен быть более 15-ти Ампер, а время зарядки выбирается равным 24 часам.

Восстановление заряда в дистиллированной воде

Если вы не смогли окончательно определиться с тем, как восстановить аккумулятор, а также не выбрали наиболее подходящий способ его реанимации, предлагаем рассмотреть ещё один простой вариант. Воспользовавшись этой методикой, вернуть к жизни старый АКБ можно очень быстро (для этого потребуется примерно час времени).

Порядок операций в этом случае выглядит следующим образом:

  • Полностью разряженный аккумулятор сначала следует каким-то образом зарядить (по возможности);
  • Затем из него нужно полностью слить электролит, открутив предварительно все пробки на верхней панели;
  • Вслед за этим все внутренности банок следует промыть горячей водой и после просушки залить в них специальный раствор, подготовленный на основе аммиачного трилона;

Дополнительная информация. Посредством этой смеси осуществляется десульфатация пластин, проводимая примерно в течение часа.

  • Когда в электролите начнётся выделение газовых пузырьков, сопровождаемое небольшими брызгами, это будет означать, что процесс подходит к своему завершению. О полном окончании десульфатации можно узнать по прекращению выделения пузырьков.

По окончании этих процедур банки вновь промываются чистой водой или дистиллятом (сделать это следует несколько раз), после чего в них заливается электролит заданной плотности. АКБ снова заряжается до нужной кондиции, после этого считается, что он восстановлен. Останется лишь убедиться, что напряжение между его клеммами соответствует норме (смотрите рисунок).