Игры мотоциклы. Существует такой вид спорта как мотобол — футбол на мотоциклах Как называется игра футбол на мотоциклах

Жажда скорости и оглушительный адреналин, опасные трассы и ошеломляющие гонки, свист ветра в ушах и пьянящее ощущение настоящей свободы... Все это ты испытываешь лишь тогда, когда в твоей жизни появляется он – мощный и современный гоночный мотоцикл.

Игры мотоциклы придуманы специально для тех, кто по каким-либо причинам не может приобрести настоящего железного друга, но страстно желает отправиться навстречу увлекательной байкерской жизни. Отныне и навсегда тебе будут доступны самые невероятные трюки и приключения: гонки по серпантинам, преодоление препятствий, замысловатые пируэты и прыжки с высокого трамплина. Главное – это удержаться в седле и не потерять голову от экстремальных условий мотокросса.

Если же в тебе живет дух настоящего соперничества, то непременно поучаствуй в играх гонки на мотоциклах. Тебе будут доступны самые коварные трассы, а опытные и неутомимые соперники будут постоянно висеть на хвосте и чинить всевозможные каверзы на дорогах. Помимо гонок, ты сможешь тюнинговать свой верный байк, заменить ему шины, добавить мощности или прикрутить новый глушитель. Почувствуй себя профессиональным гонщиком и прокатись с ветерком по самым захватывающим магистралям!

Мотобол: взгляд через десятилетия

Того, кто впервые видит мотобольные соревнования, охватывают смешанные чувства: что это - футбол, хоккей, рыцарский турнир или бой гладиаторов на мотоциклах? Действительно, мотобол - особенный вид спорта, любимый болельщиками за большие скорости, постоянные смены игроков, экспрессию.

Торжественное открытие I-го Чемпионата Европы 1986 г.

Яркие элементы экзотики, присущие мотоболу, - убедительный аргумент в пользу версии о рождении мотобола на арене цирка во Франции. Считается, что именно французские актеры одного из цирковых коллективов впервые сыграли для зрителей в футбол на мотоциклах. Так или иначе, но никто не спорит с тем, что Франция - родина мотобола. Для истории сохранен и год первой мотобольной игры - 1923, хотя еще до недавнего времени считалось, что первые матчи в этом виде спорта состоялись в 1929 году в Дижоне. В те годы четких правил новой игры еще не было.


Белоруссия. Сборная СССР - Чемпион Европы - 1987 г.

В конце 20-х - начале 30-х годов прошлого века во Франции один за другим возникали общества и союзы мотоциклистов. Они внесли весомый вклад в развитие мотобола, особенно "Союз мотоциклистов Зари" (г. Труа), отпраздновавший в 1932 году победу на неофициальном первенстве Франции, а через год - и на официальном чемпионате страны. В городе Труа появились и другие мотобольные команды, влившиеся в "Спортивный союз мотоболистов Зари", существующий и сегодня.


Торжественный вечер, посвященный чествованию "Металлурга". В.Нифантьев вручает мотобольный мяч Н.Озерову

Вслед за Францией мотобол появился в Италии, Англии, Голландии. Первых немецких зрителей новорожденный вид спорта собрал в 1930 году, инициаторами матчей стали кельнские команды "Фельберт" и "Грефорд". В 1933 году состоялся первый международный матч между французскими и английскими мотоболистами, в котором со счетом 3:1 победу одержали родоначальники нового вида спорта.

После Великой Отечественной войны в мотобол стали играть в Испании, Бельгии, Болгарии:


Чемпионат СССР. г.Красноярск. 3-й слева - В.Нифантьев

В Москве мотобольная "премьера" состоялась в 1937 году, когда на поле вышли две команды Государственного института физкультуры. Новый вид спорта настолько понравился и игрокам, и болельщикам, что в нашей стране начался настоящий мотобольный бум. Около двухсот команд возникли в разных городах, поселках, станицах Советского Союза - от Балтийского моря до Тихого океана. В конце 1962 года вышло постановление президиума Федерации мотоциклетного спорта СССР "О развитии мотобола в Советском Союзе". ЦК ДОСААФ организовал заказы на изготовление специальных мячей и экипировки игроков.


Кубок Европы и Германии - 1981 год. На переднем плане - Николай Анищенко

В 1963 году по инициативе руководителей мотобола Франции, ФРГ, Голландии, Бельгии был создан Международный союз мотобольных клубов. И если раньше в каждой стране в новый вид спорта играли по своим правилам, то с созданием этого Союза были выработаны единые правила - за их основу был взят французский вариант, в который внесли небольшие изменения и дополнения, апробированные в других странах.

1963 год запомнился игрокам и болельщикам мотобола в Советском Союзе еще и тем, что по инициативе журнала "За рулем" были организованы первые Всесоюзные соревнования на столичном стадионе "Строитель". В них приняли участие 12 команд, победу одержала команда Алма-Аты.


Финалисты Кубка СССР - команда "Комета" г.Элиста, "Домбай" г.Черкесск. 1967 г.

История проведения международных мотобольных турниров ведет летоисчисление с 1964 года. В первом розыгрыше кубка Европы участвовали сильнейшие команды Франции, Германии, Голландии и Бельгии. Кубок Европы по праву достался самым опытным игрокам - французам.

В 1965 году стартовал первый чемпионат СССР по мотоболу, а годом ранее - чемпионат России. Титул сильнейшей российской и всесоюзной команды завоевала элистинская "Комета".


Команда "Енисей" г.Красноярск 1966 г. Серебрянный призер Чемпионата России

Советский мотобол дебютировал на международной арене в 1966 году - команда "Домбай" из Черкесска провела ряд встреч во Франции и ФРГ. В 1967 году "Домбай" принял участие в официальном розыгрыше Кубка Европы и сразу же одержал в нем победу.

О мастерстве советских мотоболистов убедительно свидетельствует тот факт, что они 14 раз становились обладателями Кубка Европы, а в 1986 году одержали победу на первом континентальном чемпионате. В том же году мотобол был включен в программу первых Игр Доброй воли. Два матча между сборными командами Европы и СССР были проведены в городе Видное, оба выиграла сборная СССР.


Франция 1981 год. Слева направо: С.Часовских, В.Кузыченко, А.Данилин.

Сегодня в мотоболе многое изменилось. С распадом СССР распались и общесоюзные соревнования - их заменили розыгрыши чемпионатов и кубков России, Украины, Белоруссии, Литвы. В остальных странах бывшего СССР о мотоболе забыли, что можно сказать и об Англии, Испании, Бельгии, Болгарии. Но в Германии и во Франции по-прежнему десятки команд борются за чемпионское звание, разыгрываются юношеские чемпионаты.


Турнир ветеранов в г.Коврове. В.Лопухов пропускает гол

Мотобол - европейский вид спорта, никогда не выходивший за пределы континента. Главнейшим мотобольным турниром является чемпионат Европы, проводимый ежегодно среди 7 сборных: России, Франции, Германии, Беларуси, Украины, Литвы, Голландии.


Чемпионат Европы, г. Пинск, Белоруссия

На "небосклоне" мотобола сияют свои звездные команды и отдельные яркие звезды. В разные годы такими командами были: немецкие "Тайфун" (Мерш), "Пума" (Куппенхайм), французские "Сума" (Труа) и "Камаре" (Камаре), российские "Домбай" (Черкесск) и "Комета" (Элиста). В последние годы титул звездных по праву носят команды "Металлург" (Видное), "Ковровец" (Ковров), "Витри" и "Вальреас" (Франция), "Автомобилист" (Пинск, Белоруссия). Лучшими мотоболистами современности называют спортсменов команды "Металлург": заслуженных мастеров спорта Сергея Часовских, Владимира Артюшкевича, братьев Александра и Владимира Сосницких, Андрея Павлова, Романа Кривченкова, Геннадия Миця, Владимира Данилина, мастеров спорта международного класса Владимира Серебрякова, Алексея Данилина, Антона Гусева. В мотобольном мире хорошо известны звездные имена спортсменов команды "Ковровец" (г. Ковров) заслуженных мастеров спорта Александра Царева, Валерия Ионова, Виктора Ширяева, Николая Погодина, мастеров спорта международного класса Владимира Царева, Алексея Миронова. Мотоболисты высокого класса играют за команду "Кировец" (станица Полтавская Краснодарского края) - заслуженные мастера спорта Виктор Кривой, Виктор Пустык, мастер спорта международного класса Николай Ванюков. Образное сравнение с Марадоной и Пеле заслужил Антон Власовец из пинского "Автомобилиста" (Белоруссия). Заслуженной спортивной славой овеяны имена французских мотоболистов: Жерара Понтиньона (клуб "Ульгат", г. Ульгат), Грациано Марагини, братьев Филиппа и Лорана Ленуаров ("Сума", г. Труа), Оливье Бонже, Матью Вороновски, Гвенталя Вороновски ("Нувиль де Руато"), Жеральда Мейера ("Вальреас"). В историю мотобола конца XX - начала XXI века, несомненно, войдут имена лучших немецких игроков: Торстена Шварца, Михаела Шварца (МСЦ Мерш), Франка Шмита, Томаса Шмита, Холгера Шмита ("Пума", г. Куппенхайм).


Мотобол

История появления мотобола

Первые упоминания о мотоболе, как об отдельной спортивной дисциплине, датированы 1930 годом, а страной, в которой зародился этот спорт, принято считать Францию. Там же был проведен первый неофициальный чемпионат 1931-го года, победителем которого стал мотоклуб «Сошо».

Самым простым определением для дисциплины мотобола будет «футбол на мотоциклах». Действительно мотобол максимально схож с классическим футболом за одним исключением – игроки обеих команд передвигаются по полю с помощью мотоциклов.

Уже в 1932 году были проведены соревнования между несколькими французскими городами – Парижем, Витри, Реймсом, Авиньоном, Неверой и Труа. Чуть позднее в 1933 году титул первого официального чемпиона Франции по мотоботу получил клуб «СУМА» (город Труа), к тому же команда клуба была первой в области подготовки специализированных мотоциклов для игры в мотобол. Результатом технических улучшений стало облегченное ведение мяча с помощью специального бугеля, который сохранился, в несколько измененном виде, и в современном мотоболе.

Тогда же в 1933 году был проведен первый международный матч по мотоболу, в котором приняли участие команды Англии и Франции – мотоклубы «Честер» и «СУМА» соответственно. Итогом стала победа французов со счетом 3:1. После этого мотобол начал обретать популярность в других странах, и уже в 1936 году были созданы новые европейские клубы – в Германии, Голландии, Италии и Бельгии. В 1955 году мотобол получил межконтинентальное распространение, в том числе были организованы десять команд в Северной Африке.

Благодаря высокой популярности мотоциклов, как инновационного вида транспорта, и различных видов мотоспорта в целом (таких как кросс, эндуро и триал) мотобол быстро обрел всемирную известность, т.к. являлся наиболее нестандартной и зрелищной дисциплиной мотоспорта в первой половине 20-го века. Именно поэтому мотобол, как официальная спортивная дисциплина, прочно закрепился не только во французском, но и в международном мотоспорте.

Особенности и правила игры в мотобол



Турнир проходит на стандартизированном поле с габаритами в 85-110 на 45-85 метров, которое имеет некоторые отличия в разметке и конструкции по сравнению с полем для классического футбола. Центральный круг отсутствует, а площадь возле ворот имеет форму полукруга. Покрытие поля также отличается – используется гаревое или асфальтовое покрытие с песком, который повышает маневренность мотоциклов во время игры и позволяет совершать заносы для резких поворотов или ударов по мячу.

Игра ведется мячом, который схож с футбольным, но существенно больше классического мяча по своим габаритам – 119-126 см в окружности. Каждая команда состоит из пяти игроков – вратаря и четырех «полевых игроков» на мотоциклах.


Правила мотобола достаточно просты – игра проходит в четыре периода по двадцать минут каждый, между периодами предусмотрены 10-минутные перерывы, между вторым и третьим периодами команды меняются сторонами поля. В случае «ничьей» по счету в кубковых матчах проводятся два дополнительных периода по 10 минут с 5-минутным перерывом. Если «ничья» произошла в рамках обычных соревнований – игроки совершают серию из четырех пенальти и, в случае необходимости, по одному дополнительному пенальти до окончательной победы одной из команд.

Система начисления очков выглядит следующим образом – 2 гола означают победу одной из команд, ничья определяется по одному голу в ворота каждой команды, отсутствие голов у одной из команд равносильно поражению.




Все игроки, кроме вратаря, могут свободно перемещаться по всему полю, но им категорически запрещается въезжать в «зону вратаря», которая обозначена полукругом возле ворот каждой из команд с диаметром в 5,75 метра, также игрокам запрещается касаться линии вратарской зоны. Пересекать центральную линию поля в обе стороны игроки могут только с обязательным пасом мяча друг другу. Вратарь может удерживать мяч в своей зоне возле ворот не более десяти секунд. Совершать атаку на движущегося игрока с мячом разрешено только параллельно траектории его движения, исключительно со стороны нахождения ведомого мяча.

К запретам во время игры в мотобол относятся любые варианты блокировки спортсменов противоположной команды, которые не ведут мяч. А также запрещен отбор мяча колесами байков, но в тоже время разрешено ведение мяча колесами мотоцикла или ногами, т.к. во время игры спортсмен и байк считаются целой «игровой единицей».



Гол засчитывается в случае полного прохождения мячом линии между штангами и перекладиной ворот. Если гол был забит головой – он также засчитывается. Однако гол не засчитывается, если мяч был забит в пределах «вратарской зоны», а также, если атакующий спортсмен с мячом и/или его напарники пересекли линию «вратарской зоны» до того, как судьи зафиксировали гол. Победу в матче одерживает команда, забившая наибольшее число мячей в ворота команды противника.

Также матчи по мотоболу делятся на три основных вида – международные матчи сборных команд, международные клубные матчи и национальные матчи. Правила для всех видов матчей, проводимых на территории современной Европы, устанавливаются Европейским союзом мотоспорта (ЕСМ).

Мотоциклы для игры в мотобол





Для игры в мотобол применяются мотоциклы во многом схожие с классическими байками для мотокросса, эндуро или туризма.

Изменению подвергаются рычаги системы управления путем установки дублирующего рычага заднего тормоза с левой стороны байка, т.к. одна нога спортсмена чаще всего занята мячом, что делает невозможным использование стандартного ножного заднего тормоза мотоцикла, расположенного справа.

В некоторых случаях применятся дополнительная ручка заднего тормоза, которую размещают непосредственно на руле мотоцикла.


Спереди клетки рамы мотоцикла устанавливаются так называемые «плуги» для комфортного ведения мяча и предотвращения его возможного попадания под колеса байка. Также в районе ведомой звезды и диска переднего тормоза устанавливается дополнительная металлическая защита, которая предотвращает повреждение компонентов мотоцикла в случае столкновения спортсменов во время игры или прямого попадания мяча.

Кратко о современном мотоболе


Сейчас мотобол не столь популярен в связи с широким распространением таких дисциплин как мотокросс, эндуро и фристайл. Однако немногочисленные проводимые во всем мире соревнования продолжают стабильно собирать почти полные стадионы болельщиков, желающих посмотреть на столь нестандартную дисциплину мотоспорта. В России также проводятся соревнования по мотоболу, на которых с 2002 года титул Чемпиона стабильно удерживает клуб «Металлург» из города Видное (МО).


Мотобол - это, если по-простому, футбол на мотоциклах. Но, конечно же, этот вид спорта обладает чертами, присущими только ему, которых не найти ни в одном из "родительских".

Считается, что одними из первых гонять мяч на мотоциклах придумали во Франции. Это произошлов в двадцатых годах, и настолько понравилось, что мотобольные команды начали появляться во всей европе - в Англии, Германии, Бельгии, и др. В этих странах появлялись местные чемпионаты, а в 1933 году состоялась первая международная игра. А в 1936 году создан первый Союз мотобольных клубов.

Первое знакомство нашей страны с мотоболом произошло в 1937 году, когда студенты московского института физкультуры, усевшись на мотоциклы, вышли на футбольное поле. Вскоре, в него уже играли сотни команд от Балтийского моря до Тихого океана, от северных снегов до Грузинских гор и Туркменских песков. Матчи проходили на центральных стадионах - в Лужниках и на Динамо, транслировались по телеканалам, их комментировал сам Вадим Синявский, а в некоторых принимал судейство Юрий Гагарин.

Чемпионат СССР дебютировал в 1965 году, где принимало участие пятнадцать команд из республик РСФСР, Украины, Казахстана, Ленинграда, Латвии, Литвы, Эстонии, Туркмении, Узбекистана, Азербайджана, Киргизии. В самом финале тогда встретились команды из Калмыкии и Карачаево-Черкессии. Первыми чемпионами СССР стали спортсмены команды "Комета" из города Элиста, среди которых были Виктор Кондратенко, Станислав Жук, Владимир Лякушев, Дмитрий Чудиков, Зурган Бадмаев, Владимир Видяшкин.


В 1966 году наша команда по мотоболу "Домбай" вкупе с двумя игроками из "Кометы" впервые приняла участие в международных соревнованиях по мотоболу. Ведущие клубы европейских стран тогда встречались на стадионах Франции и Германии. Домбай смог показать достойную игру: 2 победы, 2 поражения, и ничья.

В 1967 году мотоболисты из СССР впервые выступили в чемпионате Кубка Европы, где смогли выйграть со счетом 1-0 10-кратного чемпиона франции "Камаре". Начиная с того момента, наши спортсмены ценятся как профессионалы мотобола. Они многократно становились обладателями Кубка Европы, а начиная с 1986 года и Чемпионами Европы.

Перестройка и развал СССР крайне негативно отразились на положении дел этого вида спорта в нашей стране. Прекратили выпускать отечественный мотоцикл для мотобола, пришли в упадок спортивные сооружения и организаторы потеряли интерес к его развитию. В том числе, из-за дороговизны экипировки и техники.

Однако, некоторые тренеры и бескорыстные спортсмены все эти годы не прекращали поддерживать этот вид спорта. Они сохранили свои команды, которые продолжали борьбу за медали. Сохранилась и национальная команда, которая не прекращала тренировки и игры. В последние годы, одновременно с играми Чемпионата России, устраиваются соревнования Восточной Европейской лиги соревнований по мотоболу, в которых принимают участие команды из России, Белоруссии и Украины. Чемпионат Европы является главным мотобольным турниром, устраиваемым ежегодно, где принимают участие сборные команды из следующих стран: Россия, Франция, Германия, Беларусь, Украина, Голландия и Литва.

Мотобол - это игра в мяч на футбольном поле, где спортсмены передвигаются на мотоциклах. Кроме того, на поле присутствуют Арбитры (3 человека) и пешие вратари.
Мяч для игры - увеличенного диаметра 40 сантиметров, касаться можно только ногой, в контакте с мотоциклом и не отрываясь от земли. Зона перемещения вратаря ограничена радиусом в 5 м 50 см. Эту линию нельзя пересекать ни вратарю, ни полевым игрокам. В каждой команде по 5 человек, включая вратаря. Есть возможность замены игроков во время матча. Длительность игры - 2 по 30 или 4 тайма по 20 минут.

Игроки, за исключением вратаря, имеют право перемещаться по всей площади поля, однако им не разрешается проникать во вратарскую площадку, в том числе, касаться ее линии. Центральную линию поля, как в одну, так и в другую стороны, игроки должны переходить только с пасом.
Голкипер может удерживать мяч во вратарской площадке не более 10 секунд.
Атаковать движущегося с мячом игрока можно только параллельно с направлением его движения, причем, только с той стороны, с которой находится мяч.
Запрещены все виды блокировки спортсменов противоположной команды в игре без мяча.
Запрещен отбор мяча колесом мотоцикла.
Мяч, забитый головой засчитывается.


Размеры поля:
  • Длина - 85-120 метров
  • Ширина - 45-75 метров
  • Размер ворот:
  • Ширина 732 см,
  • Высота 244 см.
  • Параметры мяча:
  • Круглый, диаметром 38-40 см,
  • Вес - 900-1200 гр.,
  • Длина окружности - от 119 до 126 см.
  • В то время, как футбольный мяч имеет характеристики:
  • Вес - 410-450 грамм
  • Длина окружности 68-70 см
Игрок может быть наказан:
  • свободным ударом;
  • штрафным 11-метровым ударом (пенальти);
  • замечанием (в устной форме, не более одного раза);
  • удалением на 2 минуты (зеленая карточка);
  • удалением на 5 минут (желтая карточка);
  • удалением до конца игры (красная карточка);
  • дисквалификацией по решению арбитров на следующий матч.
Мяч считается забитым в ворота, если он полностью пересек линию ворот между стойками и перекладиной.
Мяч не считается забитым, если удар выполнен из пределом вратарской, или с ее линии, а также, если в момент удара или непосредственно после него один из спортсменов нападающей команды пересек линию этой зоны до фиксации судьей взятия ворот.
Матч выигрывает команда, забившая большее количество мячей в ворота соперника