Игры учимся водить автобус. Основные приемы безопасного управления автобусом

Просыпаться нужно в половине пятого утра, чтобы к шести успеть на первый рейс. Дежурный автобус забирает первых водителей и кондукторов из дома и везет их в . Машина, на которой нам сегодня предстоит ездить, вымыта ночью. Маршруты назначает . У водителей строгий график: транспорт должен подходить к остановкам с интервалом в пять минут.

Анатолий Разин, водитель нашего , говорит:

Сегодня по плану шесть кругов, каждый из которых длится час пятьдесят минут. Я езжу не только по нескольким маршрутам. Рано утром всегда , спасают кофе и любимые орешки, которые я постоянно щелкаю.

Первые сонные пассажиры садятся в автобус. Им повезло - места еще есть. Народ в общественном транспорте ездит разный: студенты, спешащие на лекции, опаздывающие на работу, пенсионеры. У каждого свои заботы, настроение и претензии.

Вас, гаишники не останавливают?

Меня не останавливали, но если мы нарушаем правила дорожного движения, они это делают. Скажу по секрету, правила автобусники иногда нарушают. Скорость не превышают, а «подрезать» кого-нибудь или на красный свет проехать - это бывает. Обычно гаишники и водители автомобилей относятся к нам с пониманием - не так-то просто рулить такой громадиной.

На перерыв автобус заходит на стоянку. По графику у водителя и кондуктора есть 40 минут на обед. В небольшой столовой тесно. Здесь все питаются за свой счет, благо цены незаоблачные. За обедом Анатолий рассказывает:

Говорят, что каждый водитель одушевляет свою машину. Вы разговариваете со своим автобусом?

Нет, но свою машину люблю. Мой автобус фирмы SCANIA, это женское имя, поэтому и к ней, как к женщине. Среди водителей такие автобусы-«женщины» считаются стервами, но мы все же нашли с ней общий язык. Когда она «капризничает», к этому с пониманием, потому что, когда я не в духе, она меня терпит.

Вы всегда покупаете себе билет в автобусе?

Не было случая, чтобы я за себя . Билет за проезд стоит копейки. А как водитель я никогда не высаживаю «зайцев». Считаю, если кондуктор не сумел подобрать нужные слова и убедить пассажира, бесплатная поездка будет на совести «зайца».

Хотели бы стать личным знаменитой персоны?

Когда водишь автобус, для тебя все пассажиры равны, даже если ко мне в автобус сядет сам Владимир Путин, все равно буду относиться к нему как к простому пассажиру.

К концу смены водитель и кондуктор сильно устают, бывает укачивает, но переутомление не должно отражаться на качестве работы и уровне сервиса. Сегодняшние пассажиры очень критичны и подать жалобу на грубых водителя автобуса и кондуктора для них ничего не стоит.

Каждый день автобусы перевозят миллионы людей. В отличие от большинства единиц автотранспорта, их движение происходит по заданному маршруту и подчиняется точному графику.

Основные виды автобусных маршрутов – внутригородские, междугородние и международные. Есть также специализированные маршруты – экскурсионные, туристические, доставка детей к школам и в места отдыха, перевозка персонала предприятий и учреждений, эвакуационные и другие. Пожалуй, один из самых специализированных маршрутов в мире – доставка экипажа космического корабля к стартовой площадке на космодроме Байконур, этот маршрут был впервые открыт 12 апреля 1961 года.

Перед отправкой в рейс водитель автобуса занимается осмотром своего транспортного средства, убеждается в его исправности и соответствии требованиям, предъявляемым к транспорту, предназначенному для перевозки пассажиров.

Водитель автобуса берет пассажиров и высаживает их на остановках общественного транспорта или на автобусных станциях, предусмотренных в графике маршрута, а также, если имеется на то разрешение, — по требованию пассажиров. При необходимости или в отсутствие штатного кондуктора, он занимается проверкой проездных билетов у садящихся в автобус пассажиров и продает их.

В обязанности водителя автобуса входит соблюдение графика движения. В то же время, он должен учитывать общую ситуацию, складывающуюся на дорогах. Особенно это касается внутригородских маршрутов с их напряженной и быстро меняющейся обстановкой. При обслуживании пассажиров водитель автобуса постоянно должен быть внимателен и дисциплинирован. Для него, как ни для кого другого, недопустимо подвергать опасности своими действиями пассажиров и водителей другого транспорта.

Завершая свой рабочий день, водителю автобуса необходимо подсчитать километраж пройденного маршрута, число проданных билетов и сумму, поступившую за них. Если в этом возникнет необходимость, он заполняет отчет о выявленных за время своей работы технических неисправностях. Отдельная неприятная обязанность – составление отчета о дорожно-транспортном происшествии со своим участием, если такое случилось.

Рабочий график водителя автобуса зависит от протяженности маршрута и его интенсивности. На внутригородских линиях это может быть работа в две смены с пересменкой во время обеденного перерыва, или рабочее время может начинаться рано утром и заканчиваться поздним вечером. Для водителей автобусов на междугородних и международных линиях график работы зачастую захватывает и ночное время суток. Почти всегда приходится выходить на маршруты по выходным и праздничным дням. Однако в большинстве случаев составляются гибкие графики работы, чередующие дни продолжительной работы и свободные дни.

Вот примерный образец рабочего дня водителя автобуса, работающего по графику «два через два», то есть два дня работы и два дня отдыха. В 04:15 он уже должен находиться в парке автотранспортного предприятия. Здесь он получает путевой лист, проходит медицинское освидетельствование и ставит у механика отметку об исправном состоянии транспортного средства. Собственно рабочий день начинается с прибытия в 05:00 на конечную остановку общественного транспорта, где уже ждут пассажиры. Обед с 11 до 12 часов. Часть водителей берет еду с собой, чтобы пообедать, не отходя от автобуса, часть идет в столовую; если дом находится недалеко от работы, можно съездить туда на обед, но это большая редкость. В тех городах, где муниципалитет смог купить городской автобус, быт водителей тоже обустроен – для них предоставляются комнаты отдыха, столовые, душевые и т.д. К сожалению, таких примеров не очень много.

После обеда – вновь на маршрут. Ужин с 20 до 21 часа. Рабочий день заканчивается заездом на автоматическую мойку в парк в 23:30. Затем необходимо еще раз пройти медицинское освидетельствование, сдать кассу, не проданные билеты, наконец, оформить путевой лист. И только после этого водитель отправляется домой отдыхать.

Для работы на автобусе необходимо иметь специальную категорию D, свидетельствующую о высоком уровне знаний водителем своего транспортного средства, правил дорожного движения, а также владении техникой безопасной езды, обладании быстрой реакции и умении правильно действовать в случае возникновения экстремальной ситуации. Кроме того, работа водителя автобуса связана со сферой обслуживания, поэтому он должен обладать такими качествами, как терпение, терпимость, дружелюбие; желательно также умение найти контакт с любым человеком.

Рабочее место водителя автобуса – кабина с расположенными в нем органами управления транспортным средством. Как и рабочие места практически всех других профессий, оно должно быть чистым. В особенности это касается состояния лобовых стекол автобуса, которые должны обеспечивать водителю неограниченный обзор вне зависимости от времени суток и времени года. Другой важный фактор безопасной и безаварийной поездки – гарантированное обеспечение в темное время суток хорошо освещенного пространства перед автобусом. Не меньшее внимание следует уделять исправности внутреннего освещения салона автобуса и его чистоте для обеспечения пассажирам приятной и безопасной поездки.

Важную роль в работе водителя автобуса играют и технические знания. Он должен знать автобусное оборудование и уметь многосторонне и оперативно им пользоваться. Если при нахождении на маршруте (в первую очередь это касается междугородних и международных автобусов) возникла небольшая неисправность, водитель должен уметь устранить ее, чтобы продолжить движение.

Требования к здоровью водителей автобусов предъявляются типичные, как и к другим людям, управляющим транспортными средствами. Основу этих требований составляют приемлемое состояние зрения, слуха и скорости реакции. Неблагоприятными факторами, отрицательно влияющими на здоровье водителя автобуса, является: пребывание большей части рабочего дня за рулем в сидячей позе с весьма ограниченными возможностями для ее изменения; периодическое воздействие вибрации во время движения автобуса; частое открывание передней двери, вызывающее сквозняки, которые провоцируют воспалительные процессы, особенно в постоянно напряженных спине и шее. Водителю необходимо укреплять свою физическую форму и общее физическое состояние, чтобы избежать проблем со здоровьем. Во время отдыха весьма желательно выполнять профилактические упражнения, чтобы бороться с гиподинамией.

С увеличением возраста каждый человек «обрастает» болезнями, некоторые из которых периодически обостряются. относится к разряду тяжелой, стрессовой, — ведь ему приходится, помимо управления транспортным средством, не только выполнять роль некоего «буфера» между дорожной ситуацией и негативными эмоциями пассажиров, но и постоянно ощущать ответственность за их жизнь и здоровье. Все это в сумме провоцирует ряд заболеваний, в первую очередь – сердечно-сосудистой системы и опорно-двигательного аппарата. До достижения 50-летнего возраста каждый водитель автобуса обязан проходить медицинскую комиссию один раз в три года; после 50-летнего юбилея – каждый год.

Профессия водителя автобуса сегодня является одной из наиболее востребованных в автотранспортной категории. В некоторых регионах из-за ухода на пенсию квалифицированных водительских кадров эта востребованность приобрела размеры голода. Нужда в специалистах этой профессии еще долгое время будет оставаться высокой.

Видео — дорога глазами водителя автобуса (реальный рейс).

Водитель филиала «Юго-Западный» Мосгортранса рассказал сайт о новых автобусах, соблюдении графика и верности профессии.

, — так меняется наземный транспорт Москвы. Пассажирам эти перемены нравятся: 75 процентов москвичей в часы пик , потому что он стал комфортнее и быстрее. А как нововведения оценивают те, кто имеет с ними дело по долгу службы? Это сайт выяснил у Владимира Амелькова — водителя филиала «Юго-Западный» Мосгортранса , который недавно удостоился . Он рассказал, сложно ли водить автобус в мегаполисе, почему надо больше улыбаться и заменят ли беспилотники людей.

— На каком маршруте вы работаете?

— В основном на 688-м — от Озерной улицы до Крылатского. Но водитель обязан знать все маршруты парка, потому что диспетчер может отправить и в другую колонну.

— У вас есть любимый маршрут?

— 688-й. Мне не нравятся короткие маршруты, а этот длинный: час-полтора туда, час-полтора обратно.

— А выделенки есть?

— Да, процентов 70 пути на маршруте № 688 — выделенка. Это упрощает жизнь. Я ездил по этому маршруту, когда выделенной полосы еще не было, и сейчас автобус идет быстрее.

Без турникетов стало проще работать

— В вашем автобусе есть турникеты?

— Отменили турникеты, и проще стало работать: теперь люди заходят во все двери. Посадка, конечно, стала быстрее.

— Вам, как водителю, какая система удобнее — турникетная или бестурникетная?

— Удобнее без турникетов: подъехал, открыл все двери, закрыл, поехал. Посадка проходит быстрее, значит, быстрее едешь. И билеты стали меньше брать.

— Пассажиры теперь нечасто покупают у вас билеты?

— Раньше я продавал 50 штук в день, сейчас — 50 за неделю. Выручка упала сразу, но мне так удобнее: не надо отвлекаться, просто открыл двери, пассажиры сели, и поехал.

— Погода влияет на вашу работу?

— Когда идет снег, пассажиров в автобусах заметно прибавляется. Люди пересаживаются на общественный транспорт, и на маршруты выходят резервные машины.

Каждый водитель отслеживает интервал между автобусами

— Сейчас на остановках есть электронные табло, которые показывают, когда прибудет автобус. Как удается соблюдать график?

— Мы работаем по АСОВ (автоматизированная система оповещения водителей — Прим. mos . ru ), я вижу на мониторе, где находятся автобусы моего маршрута, причем и те, что идут впереди и те, что позади. И если я начинаю догонять, то сбавляю скорость, чтобы держать интервал и не было такого, что две-три машины разом пришли, а потом никого нет. Каждый водитель отслеживает этот интервал между автобусами. Не всегда, конечно, так получается, но стараемся.

— Как давно вы работаете водителем?

— С 1992 года.

— Почему вы выбрали именно эту профессию?

— У меня папа здесь работал. Отец спросил: «Пойдешь?» — «Пойду». Я как раз пришел из армии, хотел еще одну категорию получить. Так и остался, затянуло.






— Что вам в этой работе нравится больше всего?

— Нравится людей возить спокойно. И коллектив у нас хороший, начальство хорошее.

Надо больше улыбаться и не конфликтовать

— С пассажирами сложно работать?

— Сложно, но надо больше улыбаться и не конфликтовать. На разных маршрутах пассажиры разные, например на 720-м, который проезжает станцию метро «Юго-Западная», очень много приезжих, они постоянно спрашивают, идет ли автобус туда-то, а как туда проехать. На 718-м, 752-м тоже постоянно вопросы. А на 688-м одни и те же ездят.

— То есть у вас есть постоянные пассажиры?

— Я открывающим постоянно работаю, начинаю в 05:14 и вижу одни и те же лица. И здороваются, и бабушки конфеткой иной раз угостят, яблочком. А когда день-два на другом маршруте работаю, прихожу — они: «Где ты был?» Привыкли уже.

— Вы помните свой первый рейс?

— Первый рейс, конечно, был самый сложный, руки тряслись, ведь впервые это переживаешь. А сейчас уже все доведено до автоматизма.

Автобусы стали комфортнее, безопаснее и легче в управлении

— С тех пор и подвижной состав изменился. Что вам больше всего нравится в современных автобусах?

— У новых автобусов тормоза хорошие, поэтому они безопаснее. Они стали комфортнее: климат-контроль, низкий пол. Пассажирам удобнее проходить, особенно инвалидам и тем, кто с колясками. Всегда стараешься подъехать поближе к остановке, чтобы людям было удобнее.





— Недавно «Яндекс» тестировал беспилотный автомобиль в Москве. Как думаете, вытеснят беспилотники водителей автобусов со временем?

— Не вытеснят. Я считаю, что человек все равно будет сидеть за рулем.

— То есть вы даже не задумывались, какую профессию выбрать, если придется сменить свою?

— Нет. Я как пришел из армии, так и остался верен своему делу.

Общественный транспорт стал популярнее у горожан за последние годы?

— Вообще пассажиров стало больше, но все зависит от погодных условий. Как снег выпал — мы ходим битком, сразу все свои машины оставляют, народу прибавляется.

— А культура вождения поменялась?

— Можно сказать, что водители стали вежливее. Но автобусы все равно не пропускают, из десяти человек двое пропустят, чаще женщины, как я заметил. Таксисты занимают наши остановки, и приходится маневрировать.

Мы стали ездить намного быстрее

— В большом городе сложно водить автобусы?

— Нет, дело привычки, к тому же опыт. Когда привыкаешь, нет ничего сложного и страшного в том, чтобы перестроиться. Я считаю, что не надо лезть внаглую, все равно люди вежливые есть, кто-то пропустит. Главное — быть внимательным, стараться плавнее двигаться, не тормозить резко, соблюдать скорость.

Бывает, приходят молодые в парк, месяц-два-три — и увольняются, видимо, сложно им. А мне все нравится, мне легко и просто, работаю спокойно.

— Какие перемены на дорогах вы бы отметили как водитель?

Автобусные полосы — это хорошо. Мы стали ездить намного быстрее. В основном на всех маршрутах теперь есть выделенки.


К атегория:

Автобусы

Основные приемы безопасного управления автобусом


Посадка за рулем. В опасных дорожно-транспортных ситуациях водитель должен быть готов продемонстрировать свою профессиональную надежность и компетентность в применении приемов техники торможения и особенно на скользком покрытии. В формировании навыков управления автобусом немаловажное значение имеет посадка водителя за рулем. Разумеется, для каждого водителя посадка зависит от его телосложения. Удобная и естественная она позволит не испытывать утомления при продолжительной работе. Такая посадка не ухудшает обмен веществ и гарантирует перенос кислорода в кровеносной системе, что влияет на работоспособность и утомляемость.

Во многом посадка формируется положением рук на органах управления автобусом и в первую очередь на рулевом колесе. Место расположения хвата руки определяется по циферблату обычных часов. Зона оптимального положения рук на рулевом колесе располагается в секторе, обозначенном координатами хвата левой руки 9-10 часов, а правой - 2-3 часа. Такое положение рук на рулевом колесе - залог безопасного управления автобусом.

Техника манипулирования рулевым колесом. Управление рулевым колесом обеспечивает изменение траектории движения автобуса, а также его стабилизацию при потере поперечной устойчивости. Существуют три вида управления рулевым колесом: управление, с помощью которого осуществляется коррекция небольшого отклонения автобуса от заданной траектории; управление, с помощью которого ликвидируются заносы автобуса; управления, с помощью которого изменяется траектория движения автобуса при выполнении маневров.



-

Коррекция траектории движения автобуса выполняется водителем с помощью поворотов рулевого колеса на небольшой угол при однократном, прерывистом или периодическом применении усилия. Другими словами, водитель осуществляет коррекцию траектории с помощью импульсивного способа управления рулевым колесом. Следует отметить, что точность управляющих воздействий двумя руками выше, чем одной.

При потере автобусом поперечной устойчивости водитель прибегает, в зависимости от развития ситуации, к двум способам управления - силовому или скоростному. К силовому - если скорость движения небольшая. Скоростной способ управления характеризуется высокой скоростью поворота рулевого колеса. Выполняется он одной рукой или поочередно двумя, а также сочетанием работы рук: одной-двумя и двумя-одной. При этом во всех случаях выполнения поворот рулевого колеса на угол более 180° осуществляется с перехватами.

Техника управления рулевым колесом предусматривает следующие фазы: хват - способ удержания рулевого колеса, при котором кисть руки (рук) водителя охватывает обод рулевого колеса; контрсмещение - быстрый поворот рулевого колеса; перехват - смена места расположения руки (рук) на рулевом колесе; выравнивание - возвращение рулевого колеса, как правило, в нейтральное положение после выполнения поворота; доворот - увеличение угла поворота рулевого колеса на еще больший угол.

Торможение. Пожалуй, самый главный прием обеспечения безопасности - торможение. Знание эффективных приемов торможения и умение применять их является залогом уверенности водителя в обеспечении безопасности в критических ситуациях. Существуют основные способы торможения: плавный, резкий, прерывистый и ступенчатый.

Плавный способ торможения является основным в практической деятельности водителя. Применение этого способа гарантирует наименьшие нагрузки на узлы и агрегаты автобуса и на находящихся в салоне автобуса пассажиров.

Резкий способ торможения используется для экстренного замедления движения автобуса в критической ситуации. Для полной остановки автобуса в критической ситуации используют ступенчатый способ торможения.

В практической деятельности водителей широко распространен прерывистый способ торможения. Он заключается в том, что водитель периодически выполняет торможение, чередуя его с полным прекращением. Применение водителем автобуса рациональных приемов безопасного управления - залог безаварийной работы.