Инструмент для развальцовки трубок тормозных. Развальцовка тормозных трубок своими руками

Монтаж медных трубопроводов можно осуществлять несколькими способами. Один из самых распространенных - применение метода пайки отдельных участков. Это дает возможность достигнуть герметичности, но не всегда практично из-за низкого показателя максимального давления в системе. Для систем отопления или водоснабжения лучше всего применять развальцовку медных трубок.

Назначение

Суть этого процесса состоит в изменении геометрии торцевой части заготовки. Это необходимо для соединения разных частей трубопровода раструбным методом с последующим прессованием места стыка. Приспособление для развальцовки медных трубок имеет различные параметры и напрямую зависит от диаметра изделия, толщины стенки и требуемой скорости выполнения процедуры.

Для понимания сути процесса можно рассмотреть этапы его проведения.

  1. Подготовка отрезков: подрезка, шлифовка кромки отреза.
  2. Определение величины увеличения наружного диаметра в соединяемой части трубы.
  3. С помощью специального инструмента происходит механическое воздействие на торец заготовки, в результате чего увеличивается внутренний диаметр.
  4. Установка в получившийся раструб другого отрезка трубы. Затем соединение крепится с помощью пайки или обжимом механическим инструментом.

При установке трубопроводов можно выбрать модели с уже готовыми монтажными раструбами либо выполнить процедуры их формирования самостоятельно.

Заводское изготовление

Если протяженность медной магистрали велика и не содержит большого количества поворотных частей, можно закупить изделие с заводской развальцовкой. Для этого применяют специальные валы, изготовленные из высокопрочной стали. После изготовления трубы ее торцевая часть обжимается двумя вальцами. Методом прокатки увеличиваются геометрические размеры изделия в определенной его части.

Преимуществом заводской развальцовки является соблюдение всех параметров трубы: толщины стенки, длины раструба и его диаметра. Однако при монтаже зачастую размеры готовых конструкций не совпадают с требуемыми. Это приводит к увеличению некондиционных обрезков и, как следствие, существенному росту затрат на закупку материалов. Поэтому для прокладки небольших магистралей рекомендуется применять инструмент для развальцовки медных трубок.

Формирование вальца самостоятельно

При кондиционера, водопроводной или отопительной системы из медных труб необходимо использовать специальный инструмент. Перед проведением работ следует определиться с диаметром магистрали. В таком случае развальцовку медных трубок нужно делать самостоятельно.

Для водопровода часто используют изделия с сечением от 20 до 32 мм. Если же устанавливают систему отопления, то оптимальный диаметр составляет от 32 до 40 мм, в зависимости от параметров котла. Для монтажа кондиционеров применяют изделия до 16 мм.

Исходя из этого, развальцовка медных трубок своими руками может осуществляться несколькими типами инструментов. Главным критерием при выборе должно быть качество получаемого раструба и возможность использования сменных насадок для труб разного диаметра.

Инструмент

Самый простой способ изменить геометрические размеры торца - применение конусного цилиндра из твердого материала. Его внешний диаметр должен совпадать с максимальной величиной сечения будущего раструба.

Однако без большой практики возможны появления дефектов на стенках трубы. Если развальцовку медных трубок делать с большим механическим усилием, чем нужно, то в итоге металл может треснуть. Для предотвращения этого на торец конуса приваривают ограничитель. Но и это не всегда является гарантией правильного проведения работ.

Альтернативой этому методу может стать использование специального инструмента - экспандера. Он представляет собой конусную головку, на поверхности которой пошагово располагаются ограничители для труб различного диаметра. Нажатием рычага раструб равномерно расширяется до требуемого уровня.

Для большого объема работ существуют устройства с электроприводом. Процессы в них происходят автоматически, что гарантирует качественное изделие. Главным недостатком является цена.

Преимущества метода

Если делать развальцовку медных трубок самостоятельно, рекомендовано приобретать специальный инструмент. Использование не предназначенных для этого устройств может привести к значительному ухудшению места соединения.

Преимущества профессионального вальцовочного инструмента заключаются в следующем:

  • Равномерное утончение стенок в результате механического воздействия.
  • Отсутствие разрывов или деформации на поверхности трубы.
  • Скорость выполнения работ позволит установить магистраль за короткие сроки.

При небольшом объеме работ необязательно покупать профессиональный инструмент. В настоящее время есть множество компаний, которые предоставляют услугу аренды за небольшую плату.

Соединение фрагментов и частей медных трубопроводов требует знания определенных нюансов технологии, которые касаются как самой пайки или резьбового крепления фитингами, так и подготовительных работ. Одним из самых сложных и ответственных действий является развальцовка медных трубок. Суть процесса состоит в том, что внутренний диаметр одной из контактных трубок необходимо увеличить, «подогнать» под внешний диаметр другой.

При креплении резьбовыми фитингами создается увеличенная площадь прижима и конусная фаска плотно заходит на торец соседнего участка трубопровода и соединение получается герметичным за счет механического сжатия. В случае применения пайки, пространство между конической внешней частью контакта и внутренней цилиндрической заполняется припоем.

Как происходит пайка медной трубы при помощи стандартных фитингов, показано на видео, с развальцованной трубой технология та же и соединение получается не менее прочным и герметичным. При правильно выполненной развальцовке конец трубки должен выглядеть примерно так:

Чтобы подготовить трубу для соединения пайкой или резьбой, необходим специальный инструмент для развальцовки медных трубок. Его называют по-разному - вальцовщик, развальцовщик, вальцовка. Но суть от этого не меняется - подвергаясь механическому усилию, трубка деформируется по шаблону и, сохраняя толщину стенки и круглое сечение, образует конус. Наклон внутренних стенок конуса составляет до 74 0 . Для соединений с применением накидной гайки обработка трубы должна производиться согласно ГОСТ 13954-74 или максимально приближено к его требованиям. Если использовать вальцовочные инструменты промышленного изготовления и придерживаться всех требований технологии, то должен получиться результат, соответствующий схеме:

Соотношение диаметров тела трубы и максимально допустимого внешнего диаметра конуса D и D приведены в таблице (для стандартных размеров медной трубы).

Вальцовка для медных труб производится с насадками различных размеров, которые соответствуют требованиям стандартов как для пайки, так и для накидных гаек. При покупке импортных инструментов, особенно азиатского происхождения, необходимо обязательно проверить соответствие матриц и конусов, чтобы их размеры не отклонялись от принятых у нас.

Виды развальцовщиков

Конусный развальцовщик - труборасширитель, действующий прямым давлением конусной втулки на трубу. Он очень удобный в применении и им достаточно удобно пользоваться непосредственно на объекте. В чемоданчике монтера или сантехника он не займет много места. Вес инструмента не более 0,5-0,6 кг. На рисунке показана принципиальная схема развальцовщика, по которой можно понять, как в нужном направлении деформировать медную трубку небольшого диаметра.

Схема стандартного инструмента для .

1 — колодка для зажима трубы;

2 — скоба с направляющей;

3 — винтовой прижим;

4 — конусный пуансон (сменный).

Такое приспособление для развальцовки стандартных медных водопроводных трубок может работать с диаметрами до 10 мм. Инструмент применяется при сборке систем кондиционирования, отопления, отвода конденсата и подачи воды.

При больших диаметрах потребуется определенное усилие, возрастающее практически в геометрической прогрессии, что может привести к повреждению стенки трубки, особенно при ее неравномерной толщине. Особенность медной водопроводной трубы - некоторые неточности в диаметре и толщине стенки по контуру.

При сильном давлении могут возникнуть непредвиденные сложности в виде трещин, заусениц и бугорков на вальцованной поверхности, что является явным браком и такие трубы использовать нельзя - возможна потеря герметизации сразу же после запуска жидкости в систему или спустя некоторое время после начала эксплуатации. Требования к состоянию развальцованной поверхности регулируются ГОСТ 28941.12-91 или ТУ, созданными на его базе.

  • А — сколы;
  • Б — трещины;
  • В — неровные кромки.

Эксцентрический развальцовщик

Развальцовка стандартных медных трубок более качественная и отличается отсутствием дефектов, если применить эксцентрический развальцовщик, центр конуса которого несколько смещен относительно продольной оси трубы. Он как бы накатывается на стенку трубки, постепенно смещаясь вниз и прижимая ее к стенке шаблона, который входит в комплект инструмента и выполняет одновременно роль и калибровщика, и зажима для трубы.

Как работает конусный развальцовщик заводского изготовления демонстрирует ролик.Схема устройства эксцентрикового инструмента приведена ниже:

Как выбрать инструмент для развальцовки

При покупке развальцовщика необходимо учесть ряд обстоятельств, которые могут повлиять на результат работы и возможность применения инструмента в конкретных обстоятельствах. Основными параметрами являются:

  • материал трубы;
  • диаметр отверстий плашки;
  • высоту выступа трубы над срезом зажима;
  • расстояние между центрами соседних отверстий в основании;
  • наружный диаметр труб, с которыми придется работать;
  • толщину стенок трубок;
  • глубину развальцовки;
  • вид трубы (сварная, бесшовная и т.д.)

Для профессионального использования лучше всего купить и профессиональный инструмент.
Он, как правило, изготавливается по определенному стандарту и соответствует всем требованиям ГОСТ. В наборе непременно есть плашка с отверстиями наиболее востребованных размеров, конус отлично отрегулирован и выполнен из лучших сортов стали.

Для бытового применения к выбору инструмента нужно подойти тоже со всей серьезностью - дешевым инструментом сделать качественную подготовку трубы к соединению практически невозможно. Но таких высоких требований, как к профессиональному инструменту, нет. Достаточно плашки на 2–3 диаметра и конуса из простой полированной стали. Он стоит намного дешевле и для периодического применения вполне подходит.

Как происходит развальцовка медных трубок своими руками демонтирует видео. Из дополнительных инструментов понадобится труборез и выравниватель кромок (райбер). Выровнять трубу по диаметру для достижения контуром идеального круга необходимо - при отрезании медная труба, в силу мягкости и пластичности, часто деформируется и это отрицательно сказывается на качестве вальцовки.

Устанавливать трубку в зажим необходимо с таким расчетом, чтобы верхняя кромка выступала на 2–4 мм над срезом шаблона. Только при такой установке можно достичь максимального качества внутренней поверхности конуса.

Статья носит ознакомительный характер и представляет общие сведения по процессу вальцовки медных труб. Если у вас есть свой опыт работы в данном направлении или даже собственноручно сделанные инструменты - поделитесь с читателями нашего сайта. Наша цель - максимально объективно и всесторонне осветить все аспекты металлообработки. Ждем ваших вопросов и дополнений.

Развальцовка тормозных трубок – это процедура, выполнение которой может в любой момент потребоваться тому, кто имеет собственный автомобиль. Конечно, осуществление этой и любой другой операции, связанной с техническим обслуживанием и ремонтом автотранспортного средства, всегда можно доверить квалифицированным специалистам станций технического обслуживания, но многие автолюбители идут другим путем и стараются сделать все своими руками. Каждый автовладелец вправе сам решать, кому доверять техническое обслуживание своего транспортного средства, но многие из таких вопросов вполне можно решить самостоятельно.

Функции тормозных трубок

Тормозные трубки являются неотъемлемым элементом тормозной системы любого автомобиля, которая отвечает за его остановку в необходимый момент. Чтобы понять, какое значение имеют такие трубки для работы тормозной системы в целом, следует хотя бы поверхностно познакомиться с принципом ее действия.

Итак, процесс остановки автомобиля, для выполнения которой задействуется тормозная система, состоит из следующих этапов.

  • При необходимости уменьшить скорость движения автомобиля или остановить его полностью водитель нажимает на тормозную педаль.
  • Связанный с педалью поршень главного цилиндра приводится в действие и начинает воздействовать на тормозную жидкость.
  • Под высоким давлением, сообщенным поршнем главного цилиндра, жидкость по трубкам и шлангам начинает поступать в цилиндры каждого колеса, воздействуя уже на их поршни.
  • Под давлением жидкости поршни воздействуют на тормозные колодки, которые прижимаются к тормозным дискам, останавливая вращение колес.

Очевидно, что тормозные трубки играют важнейшую роль в работе всей тормозной системы, и при их поломке она полностью выходит из строя. Именно поэтому к ремонту данных элементов, к которому относится и , следует подходить со всей ответственностью.

В каких случаях нужна развальцовка тормозных трубок

По тормозным трубкам, как уже говорилось выше, тормозная жидкость под высоким давлением подается ко всем элементам системы. Когда пропускная способность таких трубок ухудшается, вся система начинает работать неэффективно, что приводит, в частности, к значительному увеличению тормозного пути. О том, что элементам тормозной системы, в том числе и трубкам, требуется диагностика (и, возможно, ремонт), могут свидетельствовать следующие характерные признаки:

  • появление посторонних звуков и пульсирующих движений при нажатии на педаль тормоза;
  • свободное движение педали тормоза при нажатии на нее;
  • утечка тормозной жидкости, что приводит к снижению давления и, соответственно, к неэффективному торможению и интенсивному износу тормозных колодок;
  • ведение автомобиля в сторону при торможении (такая ситуация, хотя и является косвенным признаком, также может указывать на то, что тормозные трубки нуждаются в ремонте).

Однако основным признаком того, что тормозные трубки полноценно не выполняют свои функции и требуют развальцовки, является увеличение тормозного пути. Наиболее частыми причинами ухудшения работоспособности тормозных трубок являются:

  • нарушения в конструкции шестигранных головок, которыми снащены такие трубки;
  • ухудшение качества и надежности резьбовых соединений, попадание в них сора или закоксованной жидкости.

Такие неисправности, негативно отражаясь на техническом состоянии отдельных элементов тормозной системы, значительно снижают эффективность ее работы. Именно поэтому специалисты и автопроизводители рекомендуют проводить ее диагностику раз в полгода. Если привязываться к километражу, то выполнять такую процедуру необходимо через каждые 50 000 км пробега, а осуществлять замену резиновых трубок вне зависимости от их технического состояния надо через каждые 125 тыс. км пробега транспортного средства.

Особенности технологии

Ремонт автомобиля, с чем бы он ни был связан, редко вызывает приятные эмоции у автолюбителя. Это объясняется еще и тем, что такое мероприятие, как правило, сопряжено с определенными финансовыми расходами. Между тем, если говорить о ситуации, при которой необходимо развальцевать тормозные трубки, расходы на такую процедуру можно минимизировать, если выполнить ее своими руками.

Итак, чтобы развальцевать тормозные трубки своими руками, требуется не только подробно изучить теоретическую информацию по данному вопросу и просмотреть соответствующее видео, но и приобрести специальное приспособление. В , который можно достаточно недорого приобрести во многих автомобильных магазинах, входят следующие инструменты и приспособления:

  • труборез;
  • штуцер, применяемый в качестве соединителя;
  • клещи.

Используя такой несложный набор, к которому надо добавить дрель (чтобы снимать фаски на концах труб), а также бензин, необходимый в качестве смазывающего материала, можно не только качественно выполнить развальцовку своими руками, но и сэкономить приличную сумму денег, которые пришлось бы заплатить специалистам станции технического обслуживания.

Непосредственно перед процедурой развальцовки с тормозной трубкой необходимо выполнить следующие действия.

  1. Трубку при помощи инструмента или вручную откручивают от тормозного цилиндра или суппорта.
  2. При помощи визуального осмотра определяют наличие повреждений на поверхности трубки. Если они находятся близко к ее краю, то трубку можно восстановить, если нет, то ее надо заменить на новую.
  3. Используя такой инструмент, как труборез, от края трубки отрезают участок с повреждением и обрезанный край обрабатывают бензином.
  4. Обрезанный конец трубки зажимают клещами и в его внутренней части при помощи дрели со сверлом соответствующего диаметра снимают фаску.
  5. Участок внутренней поверхности трубки, где была снята фаска, очищают от стружки. После этого конец трубки вставляют в штуцер, выступающий в роли соединителя.

После того как все вышеописанные действия выполнены, трубку необходимо развальцевать, для чего лучше всего использовать специальный станок. Развальцовка, выполняемая при помощи такого станка, осуществляется по следующему алгоритму.

  1. Конец трубки, который требуется развальцевать, вставляют в зажимное отверстие станка. При этом часть трубки, выступающая из зажимного механизма станка, должна составлять примерно 5 мм.
  2. При помощи специального пуансона, которым оснащен такой станок, конец трубки развальцовывают.
  3. При необходимости развальцовки второго конца трубки вся вышеописанная процедура выполняется в такой же последовательности.

В результате выполнения развальцовки с помощью такого прибора, с правилами и тонкостями работы с которым лучше всего ознакомиться по видео, конец тормозной трубки становится аккуратно расширенным. Использование специального станка позволяет регулировать параметры такого расширения, ведь для тормозных систем, используемых на автомобилях разных марок, они могут серьезно разниться. Как правило, в специальных наборах, при помощи которых развальцевать тормозные трубки можно своими руками, есть и лекало, позволяющее осуществлять контроль за результатом выполнения технологической операции.

Конь-то не железный. Хоть его так и называют пенсионеры, но автомобиль только частично состоит из стали. Остальное - пластик, резина, стекло и цветные металлы, к которым нужно особенное отношение. Сегодня мы поговорим о том, как правильно обращаться с медными и алюминиевыми трубками, которыми просто исполосована современная машина.

Трубки из цветного металла в системах автомобиля

Радиаторы пока трогать не будем, это тема отдельная. Поинтересуемся трубками, которые отвечают за работу тормозной и топливных систем автомобиля. Гнилые тормозные трубки - это проблема не только старых советских автомобилей, но и более новых иномарок, которые проездили по дорогам, щедро посыпанным солью и всякой химией несколько лет. Трубки приходят в негодность в первую очередь из-за того, что на них влияет агрессивная химическая среда. Зимой у нас под колесами этой среды - полно. При человеческом дорожном покрытии соль сходит с дорог вместе со снегом, а при наших дорогах, может пролежать до следующей зимы.

Причины поломок трубок тормозов

Но не только в этом причина износа герметичных трубок. От соли они только гниют, а от постоянных сильных перетяжек штуцеров, неправильной фиксации, изломов и перегибов, получают сильные механические повреждения, несовместимые с жизнью. Вина в этом не трубок, а горе-мастеров, которые не умеют правильно обращаться с мягким или хрупким металлом. Так или иначе, а приходит время замены трубок, и если нужная конфигурация не найдена, что почти невозможно, тогда приходится делать трубку самостоятельно. Отрезать нужный кусок, одевать штуцеры и развальцовывать. А это нужно уметь. Развальцовка тормозных трубок своими руками - задача не сложная, быстрая, и недорогая.

Набор для развальцовки тормозных трубок

Голыми руками не получится подготовить медную трубку к использованию. Для этого нужно иметь хотя бы минимальные приспособления. Металл хоть и мягкий, но торец трубки должен точно соответствовать посадочному конусу, иначе герметичности системы мы не добьемся. В идеале, для развальцовки трубок используют станок, который нужно покупать, но если у нас есть возможность, можно воспользоваться самодельным набором, который сделав один раз, мы будем использовать долгие годы. А пригодится он не раз, поверьте. Вот его чертеж.

Ничего сложного он собой не представляет. Это станина, выполненная из двух уголков толщиной 5мм и полкой 32 мм. Длина каждого уголка - 100 мм. На чертеже видно, что набор приспособлен для трубок диаметром 9 и 12 мм. Сама станина выполняется за десять минут при наличии заточного станка, сверлильного станка и болгарки. Оба уголка скреплены двумя болтами М8, отверстия и фаски в них просверливаются в собранном виде. Оправки придется или заказывать у токаря, что совсем не проблематично, или вытачивать самому. Зато с помощью такого набора любая трубка превращается в идеально подготовленную деталь. Процесс развальцовки происходит точно так же, как и с применением станка, о котором мы расскажем дальше.

Станок для развальцовки тормозных трубок

самый простой станок для развальцовки трубок обойдется вам в 600-700 рублей. Но это будет не самое качественное изделие. Мы бы рекомендовали не опускаться ниже 1800, иначе есть шанс потратить деньги зря. Несколько наборов и станков мы показали на фото. Один из них подороже, второй подешевле, но суть у них одна.

Состоит станок из планки, которая удерживает рубку. Собственно, наш самодельный набор тоже имеет такую же структуру, только в фирменные наборы входят в обязательном порядке:


Более дорогие модели имеют еще большее оснащение, но мы рассмотрим только самые минимальные комплектации.

Развальцовка может быть трех видов, но первые два нас интересуют мало, потому что применяются в основном в холодильниках и кондиционерах. Развальцовка происходит следующим образом:


Таким образом, получаем аккуратную развальцованную тормозную трубку, которой можно смело заменять старую, вышедшую из строя. Мы не можем сказать, что станок для развальцовки трубок должен быть в каждом гараже, но как правило, самые ценные вещи это те, которые не всегда под рукой. Следите за состоянием тормозной системы, и удачи на дорогах!

Люди, которые ездят много, довольно быстро начинают интересоваться вопросом, как развальцевать тормозную трубку своими руками. В первую очередь это вызвано вполне понятным желанием заводов-производителей сэкономить: в былые времена для изготовления этих деталей, как правило, использовалась медь, которая гораздо устойчивее к агрессивным условиям существования и перепадам температур. Сейчас же они ставятся стальные, которые коррозируют куда как быстрее.

Вторым виновником внепланового износа тормозных трубок следует считать коммунальные службы. Химические реагенты и соль, щедро рассыпаемые для борьбы, например, с гололедом, в разы ускоряют ржавление металла и уменьшают отпущенную заводом продолжительность жизни многих деталей. И третий фактор, заставляющий преждевременно заниматься тормозами – печально прославленные российские дороги.


Рытвины и ухабы создают нерасчетную физическую нагрузку, из-за которой трубки деформируются, а то и лопаются; к тому же они выступают хранилищем химических реагентов даже тогда, когда снег уже сошел (весной). Все вместе приводит к тому, что упомянутые детали выходят из строя не через 70-100 тыс. км, как рассчитывал производитель, а уже через 30-50, да и то – в лучших случаях.

Как развальцевать тормозную трубку своими руками: процесс довольно несложен, но потребует покупки, самостоятельного изготовления, взятия в аренду или одолжить у соседа по гаражу специального приспособления для проведения данных работ. Но если вы решите купить станок для развальцовки, не соблазняйтесь самыми дешевыми имеющимися на рынке вариантами. Да, можно взять приспособление рублей за 700-800, но оно точно окажется совсем уж одноразовым. Опытным путем установлено, что более-менее качественный станок не может стоить дешевле 1800-2000 рублей или того дороже.

Когда пора менять трубки?

Признаками, что нужно искать набор для развальцовки, являются:

  • Во время экстренного торможения, при нажатии на педаль слышен весьма характерный скрип;
  • При тех же исходящих условиях ощущается ритмичная вибрация;
  • Тормозной путь вашей машины заметно удлиняется;
  • Ход тормозной педали становится более свободным, она как бы болтается;
  • Возможно подтекание тормозной жидкости (особенно это видно при достаточно долгой стоянке машины на ночлеге);
  • Нередко наблюдается значительный перегрев тормозных барабанов и преждевременный неравномерный износ колодок;
  • В косвенных симптомах – увод машины вбок во время прямолинейного движения.

Развальцовка и ее подробности

Зачастую основное тело в тормозной трубке остается целым, но структура ее 6-гранной головки разрушена. Могут быть и другие варианты: коксование резьбовых соединений в результате попадания на них жидкости, засорение их и т.д. В таких ситуациях, если позволяет длина, можно просто обрезать дефектную часть. Но лучше заменить трубку полностью, если собрались осуществить подобный ремонт. Помимо развальцовочного станка будут нужны клещи, труборез, штуцер и дрель. Из материалов – немного ацетона.



Выяснив, как развальцевать тормозную трубку своими руками, обеспечьте себя на будущее минимумом подобных работ: поставьте на предназначенное место медную. Уверяем: вспоминать о развальцовке вам придется куда реже. Даже при очень интенсивной эксплуатации машины раньше, чем через 2-3 года она вам не понадобится.