Изобретение ремня безопасности: как спасти миллионы. Ремни безопасности: история и современность Кто изобрел ремень

А ведь пристегнувшись, у вас есть шанс выжить даже в самых страшных авариях… Неспроста история создания этого нехитрого устройства насчитывает уже более ста лет! Сегодня мы можем выбрать из двух, трёх-, четырёх- и пятиточечных. У наших предков такого разнообразия, конечно же, не было. Да и изначально проектировались они вовсе не для автомобилей. Но обо всём по порядку…

С чего начался путь протяжённостью в сто лет

Как мы знаем, на рубеже девятнадцатого и двадцатого веков авиация развивалась куда более стремительными темпами, нежели автомобилестроение. Тогдашним лётчикам требовался простой по своему устройству механизм, который бы надёжно фиксировал их в кресле и не давал вывалиться из кабины самолёта при выполнении фигур высшего пилотажа.

Впервые ремень безопасности установили в самолёт в 1913 году. То была обычная упругая лента, опоясывающая пилота - прообраз современных поясных двухточечных ремней, которые до недавнего времени очень широко использовались на задних , а также сидениях автобусов. Двухточечным его называли потому, что он крепился к кузову в двух точках.

Американцы первыми додумались применить . И это были уже знакомые нам двухточечные механизмы. Но вследствии особенностей строения, они зачастую не спасали, а, наоборот, калечили людей. Причина в том, что при лобовом столкновении на большой скорости тело человека всей своей массой устремлялось вперёд. На его пути возникал поясной ремень, который не давал телу вылететь через , попутно калеча органы в брюшной полости человека… После некоторых доработок устройства приобрели форму буквы Y. Но подобная конструкция, хоть и была удачнее, чем предыдущая, всё равно оставалась довольно травмоопасной.

Видео о том, как были созданы ремни безопасности:

И тут на помощь пришли шведы. На закате 50-х годов двадцатого века шведский авиационный инженер Нильс Болин, который в то время занимал пост начальника по безопасности , изобрёл трёхточечную конструкцию. После года непрерывных тестов он смог доказать, что ремень такого типа намного более безопасен, чем двухточечный. И начиная с 1959 года подобные устройства стали ставить на все автомобили Volvo.

К концу 70-х большинство развитых автомобильных стран узаконили ремни безопасности и обязали пристёгиваться всех водителей.

Какие виды ремней безопасности существуют в мире сегодня

Помимо уже упоминавшихся двухточечных, которые и сегодня можно встретить в автобусах или на задних сидениях некоторых автомобилей, мы можем выбрать из трёх-, четырёх- и пятиточечных. При выборе ремня необходимо в первую очередь учитывать особенности эксплуатации автомобиля. Простыми словами - для чего он вам. Понятное дело, что , сложными и дорогими являются пятиточечные механизмы, но, если вы установите его в свой автомобиль на каждый день для поездок в супермаркет, вам будет ужасно неудобно. Вы даже до бардачка дотянуться не сможете! Давайте посмотрим, как устроены современные ремни безопасности.

Трёхточечные

Выполнены в форме наклонённой латинской V и ими комплектуются практически все серийные авто для рядовых граждан. По своей сути они мало чем отличаются от изобретённых шведами ремней. Крепятся в трёх точках и удерживают тело человека не только вокруг пояса, но и по диагонали - от бедра к плечу. Такая конструкция позволяет равномерно распределить нагрузку на тело и минимизировать травмы внутренних органов.

Важный момент! Подобными ремнями НЕЛЬЗЯ пристёгивать детей, так как при столкновении верхняя лента ремня может пережать горло ребёнка, что может привести к печальным последствиям. Для этого существуют специальные адаптеры, которые стоят сущие копейки и .

Трёхточечные ремни бывают инерционными и неинерционными. В чём разница? В том, что инерционный при отстёгивании втягивается в стенку салона специальным механизмом, а неинерционный остаётся лежать на сидении. При пристёгивании инерционным ремнём вам требуется всего-навсего вытянуть его наружу и застегнуть в замке ремня безопасности. Неинерционный вам нужно сначала подстроить под себя, выбрав нужную вам длину так, чтобы он не перетягивал вас сверх меры.

Также сегодня широко стали применяться ремни с преднатяжителем. Они устроены таким образом, что при аварии автоматически регулируют силу удержания человека. Прогресс не стоит на месте, и автопроизводители стремятся сделать .

Четырёхточечные

Это уже вариант для тех, кто любит быструю, но при этом безопасную езду. Имеет четыре точки крепления к кузову и состоит из поясного и двух плечевых ремней, которые расположены не по диагонали, как трёхточечные, а вертикально. Такая конструкция надёжно удерживает водителя в кресле и при этом не вызывает особого неудобства. Ремнями такого типа обычно комплектуются «заряженные» версии и чистокровные спорткары.

Если вы захотите оснастить свой автомобиль ремнями такого типа, будьте готовы к тому, что стоить они будут дороже стандартных трёхточечных и для их установки потребуются дополнительные верхние крепления, которые, скорее всего, не предусмотрены конструкцией вашего авто.

Пятиточечные

Это , но при этом самые дорогие и неудобные в эксплуатации ремни безопасности, которыми обычно комплектуются гоночные автомобили. Состоят они из двух поясных, двух плечевых и одного ремня, который находится между ног. Подобная конструкция также применяется в детских автомобильных креслах.

Есть ещё шеститочечные, которые имеют два «промежножных» ремня, обеспечивающих более надёжную фиксацию водителя.

Самые частые заблуждения о ремнях безопасности

Миф №1: «Пристёгиваться неудобно!»

На самом деле, это вопрос привычки. Ясное дело, что, если человек на протяжении 40 лет никогда не пристёгивался ремнём безопасности, он будет испытывать некий дискомфорт. Но если же вы изначально воспитаете в себе культуру пользования ремнём, то . Наоборот, психологически вы будете чувствовать себя более защищённым.

Миф №2: «Если случится серьёзная авария, лучше, чтобы тебя выбросило из машины».

Неужели? А если вас выбросит прямиком под колёса едущего навстречу грузовика? Правда в том, что даже если вас выбросит из авто, шансы выжить у вас будут ничтожные…

Миф №3: «Если в машине есть подушки безопасности, то пристёгиваться не нужно».

В случае аварии начинает развёртывание, чтобы «принять» на себя человека. Но проблема в том, что человек движется навстречу подушке довольно быстро и при прямом столкновении с ней имеет все шансы получить серьёзные травмы. Именно поэтому пристёгиваться необходимо, так как ремень безопасности не даёт водителю «встретиться» с подушкой слишком быстро.

Как мы теперь знаем, ремень безопасности придумали не просто так. Он на самом деле спасает человеческие жизни. Поэтому нам всем нужно завести привычку пристёгиваться. Хотя бы для того, чтобы наши дети, глядя на нас, приучались к этому с ранних лет.

P.S. А вы пристёгиваетесь во время вождения? Напишите нам в комментариях!

C названия статьи становится ясно, что речь пойдет о таком важном и жизненно необходимом, а если быть точным, то и жизнезберегающем элементе Вашего автомобиля, как ремень безопасности.

Считается, что на дорогах сегодня находится порядка 600 миллионов автомобилей, общее же их число уже давно перевалило за 1 миллиард! Впрочем, за последние 50 лет ремень безопасности, как полагают, сохранил один миллион жизней. Давайте узнаем историю этого приспособления поподробней.

Почти 60 лет назад, первый автомобиль с трехточечным ремнем безопасности в стандартной комплектации сошел с конвейера, и это был Volvo PV544. 13 августа 1959 года швед Нильс Болин (1920-2002) - первый в истории инженер по технике безопасности Volvo, изобрел трехточечный ремень безопасности, который повсеместно используется до сих пор.

Но, сама концепция ремня безопасности была описана еще в начале 19-го века английским авиационным инженером сэром Джорджем Кэли (1773-1857) для его планера. Правда, первый патент на ремень безопасности получил Эдвард Клэгхон в 1885 году в Нью-Йорке, который предназначался для фиксации кучера кареты и был похож на страховочный пояс монтажника. Впрочем, в 1903 году Луис Рэно намеревался оснастить все свои машины собственным изобретением - пятиточечными ремнями безопасности, но эта идея не прижилась, поскольку водители не хотели сковывать себя в движениях, да и аварии случались не часто. Но, у пилотов такого выбора не было, и француз Адольф Пегу для исполнения "мертвой петли" в 1913 году впервые прибегнул к помощи ремней безопасности, чтобы удержаться в кресле. И вот парадокс, летчики начали широко использовать ремни безопасности только с 30-х годов 20 века, а автогонщики - с 20-х гг.

И вот через несколько десятилетий, в 1949 году, американская автомобильная компания Nash начала предлагать ремни безопасности своим покупателям, а в качестве опции в некоторых моделях Ford они появились в 1955 году. И в 1958 году шведский Saab был стал первым производителем, у которого ремни безопасности входили в стандартную комплектацию. Хотя но все они были двухточечными и просто сдерживали грудь. А первой машиной, изначально снабженной ремнями безопасности, стал Tucker Torpedo в 1948 году.


Ранние трехточечные ремни безопасности, разработанные американцами, Роджером Грисворлдом и Хью Де Хейвеном в 1951 году были в форме буквы Y с замком на животе, также существовала конструкция с замком на поясе посередине. Но эти ремни были далеко не безупречны и нередко калечили пристегнутых людей. Нильс Болин был впервые сконструирован трехточечный ремень безопасности, который крепился на бедре у взрослого. Кстати, Болин, ранее работавший на Saab, помогал в разработке кресла-катапульты и использовал свой опыт, чтобы разработать такую модель ремней безопасности, которые будет легко и удобно застегнуть одной рукой. Он объединил для типа двухточечных ремней - поясной и плечевой, что и стало прорывом в системе пассивной безопасности автомобиля. Это еще одно подтверждение тому, что все гениальное - просто.

В 1963 году трехточечные ремни безопасности стали установливаться в качестве стандарта впервые во всем мире.

1967 г. - По желанию автопроизводителя, ремни безопасности стали устанавливаться на задние сиденья автомобилей.

1972 г. - Появился инерционный механизм натяжения ремней, давший пассажирам больше свободы.

1973 г.- На эстонском заводе «Норма» стартовало массовое производство советских ремней безопасности.

С 1 октября 1978 года в Европе оснащение задних сидений новых автомобилей ремнями безопасности стало обязательным.

1979 г.- В СССР введено обязательное применение ремней безопасности на передних сиденьях легковых автомобилей.

1987 г.- Начало использования преднатяжителей, позволяющих в момент столкновения натягивать ремень, прижимая пассажиров к сиденьям.

В 1985 году Германское патентное ведомство отнесло изобретение Нильса Болина к восьмерке таковых, что принесли человечеству самую большую пользу за последние 100 лет. Нильс Болин был введен в Зал автомобильной славы за свое изобретение в 1999 году. \

ПРИСТЕГИВАЙТЕСЬ!

По одной из версий первые ремни появились около 3 тысячелетия до н.э. в Древнем Египте и служили для завязывания мужского костюма, представлявшего собой набедренную повязку из неширокой полосы льняной ткани, которую обертывали вокруг бедер и укрепляли поясом по принципу передника.

Эти пояса считались священными, и долгое время использовались только фараонами и их приближенными. Изготавливались такие ремни из плотной материи или тонкой кожи, носили их, завязывая узлом.

В Древней Греции и в Древнем Риме пояса надевали поверх хитона — мужской и женской одежды, которая представляла собой согнутый пополам отрез ткани с прорезью на сгибе для руки и сшитый на противоположной стороне, с прорезью для другой руки. В Древнем Китае пояс носили поверх халата, кельты носили пояса с женскими платьями.

Считается, что штаны первыми стали носить персы, и они же стали использовать несколько ремней и поясов. Как правило, персы надевали более широкую нижнюю поясную портупею (ремень для пристегивания оружия) и более узкий пояс для одежды. Помимо ярких кушаков (широкий кусок ткани для обвязки или обмотки верхней одежды), которые носили и мужчины и женщины, у персов существовали пояса и из жгутов, а также сугубо мужские широкие , украшенные квадратными металлическими накладками с геометрическим орнаментом.

Ремни и пояса были важным элементом одежды многих кочевых народов, таких как скифы, сарматы, тюрки и др. У этих народов из-за тяжелых условия жизни, ограничивавших возможность украшения самой одежды, часто именно пояс был средоточием украшений и декора.

Пояса изготавливали из драгоценных металлов, искусно выполненными пряжками, заклепками и даже морскими раковинами. Богатство отделки пояса традиционно говорило о статусе человека. Женские пояса в то же время нередко дополнялись небольшими кожаными мешочками для мелочей.

К началу нашей эры тканевые, шнуровые и кожаные пояса, ремни и шарфы стали уже привычными элементами одежды. Их носили византийцы, представители варварских королевств (франки, остготы, вестготы и др.) и славяне. Кожаные ремни варваров славились ювелирно выполненными пряжками: они отливались из золота и серебра в виде птичьих голов, удлиненных пластинок с прорезным рисунком, инкрустировались фольгой и драгоценными камнями.

В нашу среднюю полосу ремни пришли вместе с крестовыми походами. Дворяне стали подпоясываться длинными и широкими шелковыми подвязками, ну а крестьяне использовали просто кусок пеньки для поддержания брюк. Все изменилось аномально - жарким летом 1893 года. Тогда мужчины решили, что могут просто свариться, если будут использовать свои объемные подвязки.

Решение нашлось очень быстро, и как бы само — собой - ремни из кожи. Кожа не согревала тело, а наоборот, немного охлаждала. Качество ремня, а так же материал, из которого была изготовлена пряжка, говорили о статусе и зажиточности человека. С этого времени кожа стала считаться идеальным материалом, для изготовления ремня. Ну а дальше уже совсем все просто - английские джентльмены сделали кожаный ремень обязательным атрибутом делового костюма и синонимом элегантности.

Без сомнения ремень - вещь статусная. Еще в начале прошлого века не признавались никакие цвета для мужских кожаных аксессуаров, кроме одного единственного — черного. Сейчас любой магазин готов предложить огромный ассортимент стилей, цветов и дизайнов ремней и каждый может выбрать именно ему подходящий аксессуар.

Сегодня ношение ремня – это, пускай небольшая, но всё — же философия, способ выделения, определенный признак хорошего тона, частичное отражение вашего внутреннего мира. Не зря, кстати, в русском языке существует слово «распоясанный» — неаккуратный, неряшливый, невоспитанный.

Сейчас модно играть с текстурой кожи ремня. Отлично подойдут для этого благородные кожи крокодила, питона или ската. Аксессуары из высококачественных кож экзотических животных всегда выглядят стильно и подчеркивают вкус их обладателя.

Ремни, изготовленные из таких материалов. смотрятся всегда по — настоящему дорого. Отлично с любой одеждой смотрятся ремни, отделанные небольшой пряжкой, отлитой из качественного металла и украшенной кожей, из которой и изготовлен сам ремень.