Как антифриз попадает в масло. Почему масло попадает в систему охлаждения двигателя? Как определить, что в антифриз попало масло

Во время очередной проверки уровня охлаждающей жидкости (ОЖ) в системе иногда можно обнаружить странное явление: антифриз в расширительном бачке потемнел. Причин для потемнения охлаждающей жидкости может быть несколько.

Во-первых, любой антифриз рассчитан на свой ограниченный срок службы. Зачастую он не превышает 5 лет. После этого срока присадки и база ОЖ начинают деградировать. Это часто становится причиной смены цвета антифриза.

Во-вторых, резиновые, пластиковые и металлические элементы, при использовании некачественной или непредназначенной для конкретной системы охлаждающей жидкости, могут растворяться под ее агрессивным воздействием. Частицы резины или пластика циркулируют по системе и всплывают в расширительном бачке, что и выглядит как потемнение самой жидкости.

И в-третьих, причиной потемнения может выступать масло в антифризе. Именно об этой, самой неприятной причине смены цвета ОЖ и пойдет речь в материале статьи.

Почему масло попадает в систему охлаждения

Масло в расширительном бачке для охлаждающей жидкости может появляться по нескольким причинам. И каждая из них свидетельствует о серьезных неисправностях, устранять которые необходимо с максимальной оперативностью.

Рассмотрим основные причины, почему и как масло попадает в тосол или любую другую охлаждающую жидкость.

Нарушение целостности прокладки под головкой блока цилиндров (ГБЦ)

Эта неисправность, в свою очередь, может быть вызвана тремя причинами.

  1. Термическое разрушение. Перегрев двигателя может прожечь в теле прокладки коридор, который соединит контур систем охлаждения и смазки. Причем для проникновения масла в антифриз, а не наоборот, антифриза в масло, должен соединиться канал подачи масла с высоким давлением, то есть идущий от насоса. Если соединится сливной масляный контур с жидкостным, то охлаждающая жидкость начнет попадать в масло. Все дело в разности давлений.
  2. Вызвана перегревом двигателя. Но здесь уже происходит деформация ГБЦ. Сопрягаемые поверхности перестают быть плоскопараллельными друг другу, и прокладка между головкой и блоком уже не обеспечивает герметичности. Магистрали систем смазки и охлаждения соединяются.
  3. Разрушение прокладки от времени. Если мотору более 10 лет, то прокладка ГБЦ за этот срок может просто разложиться. Под воздействием высоких температур, давления и времени материал прокладки деградирует со всеми вытекающими последствиями.

Трещина в ГБЦ или блоке цилиндров

Так же распространенная неисправность, ведущая к проникновению масла в антифриз. Напряжения в металле ГБЦ и блоке цилиндров, при содействии температуры, давления, вибраций и прочих механических воздействий, иногда перерастают в трещины.

Диагностировать такую неисправность не всегда легко, и часто она подтверждается со стопроцентной вероятность только после полной разборки ДВС. Относится она к числу неустранимых. Если образовалась трещина, то придется менять блок цилиндров или головку.

Повреждение теплообменника

В некоторых автомобилях применяется теплообменник для поддержания температуры масла АКПП или вариатора в рабочем диапазоне. Это эффективное решение. Мотор, прогреваясь до рабочей температуры гораздо быстрее коробки передач, через теплообменник антифризом разогревает масло в АКПП.

Таким же образом ОЖ отводит тепло от масла коробки передач при его разогреве выше рабочей температуры. При нарушении герметичности контуров теплообменника, масло АКПП может попасть в магистраль системы охлаждения.

Попадание масла в контур системы охлаждения в процессе ремонтных работ

Например, когда снимается ГБЦ, масло может частично попасть в рубашку блока цилиндров. Если масло попадет в антифриз, то негативные последствия проявятся довольно быстро. Сначала снизится эффективность теплоотвода.

Это отразится на рабочей температуре двигателя. Охлаждающая жидкость со временем может превратиться в эмульсию, что приведет к закупориванию магистралей системы охлаждения и радиатора. Может отказать помпа. В итоге перегрев и отказ двигателя станет лишь вопросом времени.

Как решить проблему

В первую очередь необходимо выяснить причину появления масла в антифризе. Если смазка проникла в магистраль системы охлаждения через трещину, то здесь автолюбителям посоветовать особо нечего.

В любом случае, двигатель придется капиталить с заменой поврежденного элемента. Или искать и устанавливать новый мотор, что часто оказывается более рациональным вариантом.

После обнаружения причины понадобится полная замена смазки и антифриза. Это почти всегда обязательно. Редко бывает так, что смешивание рабочих жидкостей происходит лишь в одном направлении. В некоторой мере и антифриз будет проникать в масло. А это приведет к падению смазочных свойств.

Масло в охлаждающей жидкости оставляет на стенках радиатора, патрубков, рубашек охлаждения, а так же помпы и термостата налет. Это вносит некоторые особенности в процедуру устранения неполадок.

Что потребуется

Попадание масла в систему охлаждения двигателя – очень неприятная проблема, которая потребует трудоемких операций. Для правильного восстановления работоспособности двигателя, вне зависимости от источника проблемы, понадобится следующее:

Помимо этого набора, нужно учитывать степень обратного проникновения. Обязательно необходимо скинуть клапанную крышку и посмотреть на состояние масла под ней. Если есть эмульсия, даже в небольшом количестве – дополнительно приобретаем промывочный состав для системы смазки двигателя.

С АКПП все немного сложнее. Здесь, в случае обильного попадания воды в систему смазки коробки через теплообменник, желательно промыть гидроблок не проходящим потоком, а напрямую, разобрав его. А это серьезные операции, которые требуют высокой квалификации.

Пошаговая инструкция

Первым делом, после обнаружения источника проблемы, определяемся с алгоритмом действий. Для каждого случая он будет свой. Само собой, устраняется сама неисправность.

Если масло в системе охлаждения двигателя появилось из-за нарушенной целостности прокладки под ГБЦ или после ошибки ремонта, то полностью сливается весь старый антифриз.

Для каждого автомобиля алгоритм слива свой, поэтому необходимо точно его знать. Протирается верхняя часть расширительного бачка и его пробка. Это единственные участки системы, которые не полностью омываются антифризом.


В случае если масло попало в систему через прокладку масляного охладителя, алгоритм, перечень и последовательность действий больше зависит от степени загрязнения смазки.

Если в коробке передач оказалось достаточное для образования эмульсии количество ОЖ, то здесь добавится промывка АКПП. Если же эмульсия не обнаружена, то ATF-жидкость меняют на новую. После этого выполняется приведенный выше алгоритм действий для очистки системы охлаждения.

Итог
Причин попадания масла в систему охлаждения не так много. Но каждая из них влечет за собой немалый объем восстановительных работ. А если проблемы не устранить своевременно – это чревато серьезными поломками.

Поэтому для своевременного обнаружения масла в системе охлаждения двигателя и оперативного устранения этой проблемы необходимо как минимум 2 раза в месяц контролировать состояние и уровень антифриза в расширительном бачке.

Подробно о причинах появления масла в охлаждающей жидкости и способах ее устранения — видео

Как известно, любой современный двигатель внутреннего сгорания требует хорошей смазки тех его деталей, которые испытывают трение, а также качественного охлаждения, обеспечивающего своевременный отвод излишнего тепла. Для этого моторы оснащены системами подачи масла и антифриза, причем устроены они таким образом, чтобы жидкости, циркулирующие по ним, не смешивались.

Тем не менее, достаточно часто случается так, что при проверке уровня охлаждающей жидкости автомобилисты обнаруживают серьезное изменение ее консистенции и цвета. Это говорит о том, что в нее все-таки попала смазка, и проблема требует скорейшего решения. Для того чтобы ее устранить, для начала необходимо точно установить, почему масло попадает в антифриз.

Системы смазки и охлаждения двигателей внутреннего сгорания не только никак не связаны между собой, но еще и герметичны. Поэтому если обнаруживается, что в охлаждающей жидкости все же имеется масло, то вполне логично предположить, что оно попало туда из-за разгерметизации. На практике так оно в подавляющем большинстве случаев и бывает, а непосредственными причинами попадания смазочной жидкости в жидкость охлаждающую являются:

  • Неполадки головки блока цилиндров;
  • Изношенность помпы;
  • Трещины прокладки теплообменника;
  • Трещины расширительного бачка;
  • Проблемы масляного радиатора;
  • Выход из строя патрубков системы охлаждения или системы смазки.

Поскольку в головке блока цилиндров имеются каналы, по которым следует охлаждающая жидкость, то по микротрещинам, появляющимся в ней в результате ударов или же по другим причинам, масло без проблем может проникнуть в антифриз. Изношенность помпы проявляется, в том числе, и в ее разгерметизации, что тоже может привести к попаданию внутрь ее смазочной жидкости. Трещины прокладки теплообменника, масляного радиатора и расширительного бачка также служат местами «экспансии» масла вовне, равно как и выход из строя патрубков охлаждающей и смазочной систем.

Как определить антифриз в масле

Масло в антифризе

Как уже было сказано выше, большинство автомобилистов обнаруживает, что в антифриз попало масло, тогда, когда проверяют уровень охлаждающей жидкости. Однако есть и другие симптомы того, что такое непозволительное смешение произошло. Одним из них является то, что при сливе антифриза последние несколько его миллилитров оказываются слишком темными, они имеют более густую консистенцию и их не так уж и просто слить из бачка. Дело в том, что поскольку масло и тосол имеют различные показатели вязкости и плотности, то они не смешиваются друг с другом. Смазочная жидкость легче, она всплывает наверх и поэтому вытекает последней.

Еще одним признаком того, что в антифризе находится смазка, является то, что он становится горючим. Проверить это очень просто: нужно промокнуть в антифриз обычную бумажную салфетку и попробовать ее поджечь. Если это удалось, то в антифриз попало масло, поскольку сам по себе он не горит. Само собой разумеется, что, проводя такой эксперимент, нужно отойти от машины на значительное расстояние.

Довольно часто то, что в антифриз попало масло, можно определить и по состоянию масляного фильтра. Он быстрее, чем обычно, выходит из строя, снижается его пропускная способность, и автомобиль начинает испытывать «масляный голод». Дело в том, что при попадании антифриза в масло образуются достаточно плотные мелкие шарики, которые «забивают» фильтр.

Возможные последствия попадания масла в антифриз

Если установлено, что в антифриз попадает масло, то нужно как можно быстрее устранить эту неполадку, поскольку она может привести к весьма серьезным последствиям. Поскольку герметичность систем смазки и охлаждения силового агрегата нарушена, то и антифриз загрязняется маслом, и масло - антифризом.

Обе жидкости содержат в своем составе множество различных присадок, большинство из которых являются химически активными веществами. Какие именно между ними произойдут реакции, предсказать невозможно, зато совершенно однозначно то, что они приведут к существенному снижению качества и масла, и охлаждающей жидкости. В результате серьезно ухудшается работа и системы смазки, и системы охлаждения. Больше всего от этого, как показывает практика, страдают подшипники, кроме того, значительно возрастает риск заклинивания двигателя.

Следует заметить, что попадание масла в антифриз и антифриза в масло наиболее опасно для дизельных силовых агрегатов. Дело в том, что это ведет к коррозии стенок цилиндров, и в итоге при выключенном и остывающем двигателе рано или поздно в камеры сгорания проникает антифриз. Дальше при запуске мотора происходит так называемый гидравлический удар, силовой агрегат заклинивает и он требует сложного, дорогого и достаточно длительного ремонта.

Что делать, если в антифризе обнаружилось масло?

В том случае, если оказалось, что в антифриз попало масло, лучше всего обращаться на станцию технического обслуживания. Ее специалисты произведут диагностику, точно определят причину и устранят ее. Однако в чем бы именно она не состояла, мастера обязательно сольют обе жидкости, поскольку ни одна из них уже не сможет в полной мере выполнять свои функции.

После этого и система охлаждения двигателя, и система его смазки должны быть обязательно промыты. Это необходимо для удаления тех загрязнений, которые в них наверняка имеются. Кроме того, производится замена масляного фильтра. В процессе устранения этой проблемы практически всегда заменяется на новую прокладка головки блока цилиндров, тщательно промывается помпа, термостат и патрубки. Если оказывается, что в смешении охлаждающей и смазочной жидкости «виноват» теплообменник, то промывается и он. Помимо этого заменяются прокладки масляного насоса.

Таким образом, попадание масла в антифриз требует проведения целого комплекса ремонтных и профилактических мероприятий. Осуществить их нужно обязательно, чтобы избежать возникновения по-настоящему серьезных проблем с двигателем.

Видео на тему

В моторное масло – очень неприятная ситуация. Но нужно разделать понятия «попадание антифриза в масло» и «попадание воды в масло». Очень актуален этот вопрос для двигателей легковых автомобилей, т.к. очень много из них оснащены теплообменником, расположенным на корпусе масляного фильтра, в котором масло производит теплообмен с охлаждающей жидкостью. Внутренняя негерметичность этих теплообменников – очень частое явление, в связи с этим антифриз попадает в масло.

Вероятность попадания масло в масла гораздо выше на работающем двигателе, а на неработающем двигателе, когда давление системы равно наружному атмосферному давлению, пробка будет держать давление (примерно 0,5 бара) ещё около 10 минут. Очень сложно своевременно выявить такой дефект, т.к. объём протечек очень мал (за исключением «запущенных» случаев, когда на поверхности в расширительном бачке видны масляные пятна).

Ещё труднее обнаружить антифриз в масле. Хоть и основной составляющей охлаждающей жидкости является именно вода, на масло воздействует не только вода, но и другие вещества, присутствующие в составе антифриза. Этиленгликоль отрицательно действует на процессы в двигателе сильнее, чем вода. Исследования показывают, что содержание в системе становится опасным уже при значении 0,3 – 0,4 %.

После того, как антифриз попадает в масло, может случиться следующее:

  1. При высоком содержании антифриза в масле образуются сгустки сажи с образованием отложений в полостях и масляных каналах. В связи с этим снижается пропускная способность масляного фильтра и масляных каналов в частности.
  2. Образуются шарики из этиленгликоля и масла, очень твёрдые, имеющие абразивное свойство. Эти шарики могут сильно забить масляный фильтр и обеспечить абразивный износ и задиры цилиндров, подшипников скольжения распредвала и коленвала.
  3. Этиленгликоль способен образовывать кислоты, некоторые из которых нестабильны, а некоторые преобразуются в соли, которые вызывают коррозию двигателя.
  4. Снижаются антифрикционные свойства в масле.
  5. Масляная плёнка становится нестабильной, т.е очень быстро «рвётся».

Смешивание антифриза с моторным маслом, вследствие попадания первого в цилиндры двигателя - ситуация, которая может привести ко многим неприятностям, в том числе, и к неисправностям двигателя. Вот почему важно вовремя распознать проблему, выявить ее причину и принять меры по ремонту. Подобные навыки должны быть у каждого автовладельца без исключения.

Признаки попадания антифриза в моторное масло

Не имеет значения, какой из типов охлаждающей жидкости – тосол или антифриз – попадет в блок цилиндров, ведь симптомы и последствия будут схожи. Главное - быстро выявить проблему и устранить ее.

Антифриз в масле можно распознать по следующим признакам:

  • Уровень ОЖ в бачке системы постоянно снижается, хоть и незначительно. Такая проблема может свидетельствовать о появлении разных поломок (не только попадания тосола в блок цилиндров), но обратить внимание все-таки необходимо.
  • Газы из выхлопной трубы становятся густыми и белыми. Выходящее «облако» напоминает пар. Учтите, что, в морозную погоду, такой эффект может возникать и при «здоровом» моторе. Чтобы не перепутать симптомы, стоит ориентироваться не только на внешний вид, но и на запах. Если антифриз попадает в моторное масло, то и выхлопные газы начинают пахнуть антифризом.
  • Электроды свечей зажигания залиты и пахнут тосолом.
  • Масло на проверочном щупе меняет структуру и оттенок. Оно темнее или, наоборот, становится почти белым.
  • При осмотре участка под маслозаливной горловиной, заметна эмульсия, сигнализирующая о наличии антифриза в моторном масле.

Выше рассмотрены главные симптомы, сигнализирующие о попадании антифриза (тосола) в блок цилиндров мотора. Как только удалось диагностировать проблему, стоит выяснить причину неисправности.

Почему антифриз попадает в моторное масло

К основным причинам, почему тосол оказывается в масле двигателя, можно отнести:

  • Повреждение прокладки, разделяющей головку блока цилиндров и сам блок. Не секрет, что для антифриза в двигателе предусмотрены специальные каналы, по которым и движется охлаждающий состав. Изоляция таких каналов не является полной, из-за наличия разрывов на местах стыка головки и блока с цилиндрами. Именно здесь устанавливается прокладка, обеспечивающая соединение двух частей мотора, и исключающая течь масла. Если эта прокладка прогорает, антифриз попадает в блок цилиндров или же вытекает наружу (в зависимости от типа повреждения). Наиболее тяжелый случай, когда тосол вытекает в обе стороны.
  • - еще одна причина того, что антифриз попадает в масло. Здесь ключевую роль играет не вся ГБЦ, а только прилегающий к блоку цилиндров участок. При наличии деформации, на любом из участков прилегающей плоскости, ухудшается степень сжатия прокладки, и возрастает риск появления течи. Сложность в том, что заметить неисправность не всегда удается. Для выявления дефекта, нужна металлическая линейка, которую нужно поставить на ребро и внимательно осмотреть место стыка. Если проблема имеется, выявить ее несложно.
  • Повреждение корпуса блока цилиндров, в области каналов, по которым течет охлаждающая жидкость. Такая проблема считается наиболее неприятной, и может потребовать существенных расходов от автовладельца.

Что делать, если антифриз попал в моторное масло

Определившись с причиной проблемы, можно приступать к следующему этапу - ремонту. Самый легкий вид ремонта - , при ее прогорании. Достаточно поставить целую прокладку, затянуть болты с нужным моментом, и проблема с антифризом в масле уходит. Расходы на восстановление герметичности минимальны (особенно, если речь идет о ремонте отечественного автомобиля).

Наиболее сложный этап работы, как считают многие - . Но это только на первый взгляд. Справиться с работой сможет даже новичок. Все, что требуется, так это набор специальных ключей и соблюдение последовательности, при выкручивании и вкручивании гаек. Кроме того, потребуется динамометрический ключ, с помощью которого производится протяжка болтов, на стыке головки и блока цилиндров. Требуемая величина момента индивидуальна - для каждой марки (модели), и прописывается в мануале к автомобилю.

Если антифриз попадает в цилиндры двигателя, то без снятия ГБЦ, не обойтись. Головку необходимо снять, с последующим проведением дефектовки. При наличии изъянов на плоскости, прилегающей к прокладке, придется выполнять шлифовку, сделать которую могут только мастера.

Шлифовка и дефектовка не дадут результатов, если поломка вызвана деформацией ГБЦ. Причиной того, что «повело головку» (термин, который применяется в обиходе) может быть перегрев или ошибки при протяжке болтов. Решение в такой ситуации - установка новой головки. Если антифриз в масле появляется, из-за трещины в блоке цилиндров, то требуется замена блока или его ремонт.

Чем грозит попадание антифриза в моторное масло

При обнаружении тосола (антифриза) в моторном масле, ездить на автомобиле запрещено. К слову, сама по себе охлаждающая жидкость, несмотря на свою ядовитость и агрессивность, никак не вредит здоровью двигателя. Опасность представляет этиленгликоль, являющийся неизменной частью тосола. Смешиваясь со смазкой, он способствует образованию твердых элементов. Последние имеют абразивные свойства, что чревато для двигателя снижением срока службы.

Последствия попадания антифриза в блок цилиндров

Но и это еще не все. Антифриз попадает в двигатель, после чего взаимодействует со смазкой, имеющейся на стенках маслопроводов и каналов. В результате, образуются отложения, внешне имеющие вид эмульсии (накипи). Итог - ухудшение проходимости каналов, сбои в системе циркуляции смазки, и выход из строя масляных фильтров.

Кроме того, моторное масло, разбавленное тосолом, теряет свои защитные, моющие и смазывающие качества. Из-за попадания антифриза в цилиндры, ухудшается теплоотдача, и мотор быстрее перегревается. Подобное явление, в свою очередь, приводит к деформации ГБЦ или блока цилиндров, что чревато большими затратами на ремонт, в будущем.

Практика показала, что антифриз в блоке цилиндров- распространенная проблема, которая легко диагностируется автовладельцем. Узнать об утечке антифриза можно по двум основными признакам - 1) по снижению уровня антифриза в расширительном бачке или 2) по появлению белых выхлопов, а также характерного запаха тосола. Если антифриз попадает в моторное масло, меняется оттенок масла, на крышке заливной горловины, а также на щупе для контроля уровня. Если подозрения подкрепились мокрыми электродами на свечах, а также запахом тосола, то можно, с большой вероятностью, говорить о появлении охлаждающей жидкости в цилиндрах.

Цена вопроса и сложность устранения поломки зависит от причины. Но чтобы не привело к неисправности, важно незамедлительно принять меры - выполнить диагностику и устранить поломку. Если же проигнорировать проблему и сэкономить на ремонте, то последствия могут быть критичными, вплоть до необходимости капремонта мотора.

Видео: Откуда антифриз в масло поддоне? Ремонт ВАЗ 2121 Нива

Видео: Антифриз в цилиндре автомобиля Шевроле Авео, двигатель 1.2

Если видео не показывает, обновите страницу или

Антифриз попал в мотор что делать?

  1. сначало посмотри все патрубки, радиатор, расш. бочок, залей в бочок антифриза и смотри от куда капает если не капает а антифриз уходит капиталь двигло!
  2. Если попал антифриз в двигатель. значит двигатель перегрел и он треснул. 100% ремонт или замена двигателя по другому никак.
    Система охлаждения герметична и недопускается попадания ох жидкости в сам двигатель.
  3. видимо у тебя радикулит охренительный, раз не можешь нагнутся в подкапотное пространство, или заглянуть под машину.. .

    попроси, в таком случае товарища, пускай выяснит из какого порванного патрубка и произошла утечка (а может и через вал водяного насоса произошло это ЧП.) того гляди он ещ и радиатор обследует….

  4. Проблема серьезная
  5. Ничего не понятно! Какие звуки, откуда? Если что-то льтся, это можно легко обнаружить визуально! Какой белый дым, откуда? Если из выхлопной трубы, то ОЖ попала в цилиндры, значит, пробита прокладка ГБЦ, или даже появилась трещина в блоке или головке. Если из моторного отсека, то это не дым, а пар. Значит, ОЖ попадает на горячие детали двигателя и испаряется.
    И вообще, нельзя так издеваться над мотором! Это ж надо – явная неисправность, а он проосто доливает воды.. . Может быть, делов то – подтянуть хомут на патрубке!
  6. Дак я не понял, охлаждающая жидкость (ОЖ) остатся на дороге, или в двигатель попадает? Откройте маслозаливную горловину, посмотрите, что там внутри. На шупе посмотрите. Если видите эмульсию вместо масла, или капли ОЖ в масле на щупе, значит в двигатель попадает. Скорее всего, через прокладку головки блока. Ремонтируется это дело снятием головки, е шлифовкой до плоского состояния и установкой на место с новой прокладкой. Плоскость блока цилиндров то же необходимо проверить, при необходимости, то же отшлифовать (обычно этого не требуется) . Раз у вас V-образный двигатель, значит надо это проделать с двумя головками. Даже если течт одна головка, лучше сделать обе. ПАТАМУШТА…. просто так головка не загибается, ведт е при определнных условиях (обычно это перегрев двигла) . Раз двигатель в таком режиме побывал, что головню повело, значит вторую то же повело, почти гарантированно. Если она потекала одна, вторая то же потечт, вопрос как скоро.
    Если ОЖ в масле нет, ищите, где течт она на улицу. Это либо сочленения патрубков, либо радиатор, либо треснул расширительный бачк, либо помпа потекла. Ремонтиректся заменой хомутов, трубок, радатора, бачка, помпы, намазыванием герметика, вс зависит от конкретной ситуации.
  7. Похоже пробило прокладку под головкой.. . Такое бывает когда пробой между рубашкой и выпускным клапаном, о чем характерезует белый дым и булькание, заведи открой радиатор и посмотри должны выходить газы через радиатор…