Как избежать лобового столкновения. Встречный автомобиль заносит на вашу полосу

Лобовой удар о неподвижное препятствие или взаимное лобовое столкновение легковых автомобилей оставляют мало шансов их водителям и пассажирам выйти сухими из воды. Здесь рассматривается механика столкновения и роль существующих систем спасения. А также, предлагается новое активное решение, эффективное для случая, когда заднее сидение пустует.

В машине находятся двое. Один пристёгнут, другой - нет. Происходит лобовое столкновение и второй вылетает, разбивая ветровое стекло, делает в воздухе кульбит и плюхается на землю. Шевелится и стонет. Подоспевший к месту аварии инспектор дорожной полиции выговаривает его: "Вот видишь, к чему приводит разгильдяйство! Лежишь тут весь окровавленный, побитый, живого места нет. А твой друг сидит в машине чистенький, аккуратненький. Ну прям как живой..."

1. Шутки - шутками, но при лобовых столкновениях обычные фиксированные по длине ремни безопасности своего названия не оправдывают, только усугубляя положение. Но всё по порядку. При лобовых столкновениях скорости автомобилей и находящихся в них людей в конечном итоге падают до нуля. Но происходит это по-разному. Для людей возникают три опасных фактора, каждый из которых и в отдельности может быть губительным:
- удар
- давление
- механические повреждения

Обычно, в такой последовательности они и происходят.
1) Удар при резкой остановке ТС имеет кинематическую природу. Он тем сильнее, чем больше скорость ТС в момент столкновения и чем меньше время до остановки ТС. Человеческое тело, движущееся по инерции, налетает на торпеду, руль, лобовое стекло и другие элементы салона автомобиля. Именно удары о них наносят внешние и внутренние травмы. Ускорение, которое части тела испытывают при ударе о торпеду, значительно больше ускорения самого ТС в ходе столкновения.
Для характеристики удара вместо силы используется ускорение (замедление) и его летальное значение принято считать равным 100g.
Фиксированные по длине ремни безопасности тоже являются препятствием, резкий удар о которые ничем не лучше любого другого.
2) Если автомобиль останавливается не как вкопанный, а уже после того, как состоялся удар внутри салона, то ситуация складывается несколько другая. Тело прижимается к торпеде до полной остановки ТС. Оно оказывает давление на торпеду, а торпеда на него. Давление создаёт перегрузку , которая происходит с ускорением ТС. То есть существенно меньшим ускорения удара. На центрифуге, например, космонавт выдерживает кратковременное давление в десятки g безо всяких последствий.
3) Если столкновение слишком сильно , то автомобиль разбивается в лепёшку. Ломка каркаса безопасности приводит к механическим повреждениям тел. Этот фактор далее рассматривать не будем.

2. Таким образом, перед инженерами по безопасности стоят две основные задачи:
- растянуть процесс столкновения по времени,
- конвертировать удар в давление.

I) Роль сминаемых зон деформации является ключевой в шансах на спасение при лобовом столкновении. Жертвуя собой, они позволяют выиграть время, необходимое для эффективной работы всех других систем спасения. А также, позволяют уменьшить перегрузку тела на этапе давления. В среднем, потенциал программируемого сминания спереди составляет 30-50 см, не более. На самом деле это совсем немало, так как позволяет растянуть продолжительность столкновения в 3-4 раза.

Подчеркнём, что сами по себе зоны деформации без воздушных подушек и инерциальных ремней ничего для спасения человека не дают. При лобовом ударе о бетонную стену, например, автомобиль остановится раньше, чем тело, двигаясь по инерции, достигнет торпеды! Поэтому удар будет максимальной силы вне зависимости от наличия или отсутствия зоны деформации. Этому факту не уделяется должного внимания и не все отдают себе отчёт в реальной пользе от зон.
Приведём пример. Скорость автомобиля перед столкновением 54 км/ч, деформация передка 11 см. Тогда время столкновения 0.015 сек, замедление автомобиля 100g. Тело за это время пролетело вперёд только 23 см, а автомобиль уже стоит. И оно, продолжая двигаться по инерции, врезается в торпеду со всей дури.
Теперь возьмём автомобиль с зоной деформации. Её сминание в столкновении при тех же условиях составит 40 см. Теперь время удара 0.053 сек, т.е. в 3.5 раза больше, а замедление автомобиля упало до 30g. Голова пассажира пролетит вперёд 80 см, но всё равно врежется в торпеду или стекло со всей своей скоростью в 54 км/ч. Разницы нет.

II) Чтобы конвертировать удар в давление, нужно использовать пространство между телом и торпедой. Не ждать, когда произойдёт удар, а опередить его, подложив воздушную подушку. Сдуваясь, она постепенно гасит скорость тела, создавая давление с приемлемым замедлением.
Такую же задачу выполняют инерциальные ремни безопасности. Они не стоят насмерть, а умеют постепенно стравливать ленту под напором тела.
Заметим, что в распоряжении этих систем находится всего порядка полуметра (для груди) и метра (для головы) свободного пространства, на котором может происходить плавное замедление частей тела. Увеличивая это расстояние и подгоняя под него подушки и ремни, можно улучшить их спасительные качества.

3. Пиро-кинематическое кресло (ПКК)
Здесь предлагается идея новой системы активной безопасности, которая может повысить выживаемость при лобовом столкновении в разы! Правда, она имеет существенное ограничение. А именно, она предназначена только для водителя и переднего пассажира. Да и то, когда задний диван пустует и его сиденье можно поднять. По статистике большинство загородных и междугородних поездок осуществляются в одиночку или вдвоём. А именно в таких поездках собирается наиболее обильная жатва из полутора миллионов жертв, ежегодно отправляющихся в лучший мир посредством автомобилей. Не говоря уже о миллионах выживших, остающихся инвалидами. Поэтому такая система весьма актуальна.

Итак, 60-80 см пространства за передними сидениями можно в случае чего использовать. Было бы оптимально, если в предверии лобового удара передние кресла окажутся быстро отброшены назад до упора. Этого можно добиться при помощи пиропатрона. А после лобового удара кресла по направляющим возвращаются к исходному положению. С тормозящим фрикционным торможением. В этом и состоит спасительное качество системы. Технологии, необходимые для её создания, давно существуют в аэрокосмической сфере.
Проблема в другом. Сработать пиропатрон должен несколько раньше, чем воздушная подушка. По меньшей мере за 0.1-0.2 секунды ранее. При ускорении в 60g отбросить кресло назад на 70 см можно за 0.15 секунды. А это требует создание умного прогнозирующего детектора столкновений. На скорости взаимного сближения двух автомобилей в 200 км/ч детектор должен сработать на дистанции 8 метров между ними, что вполне реально.
Заметим, что эта система, обладая пассивным фрикционном качеством, может эффективно купировать и последствия сильного удара в автомобиль сзади.

А знаете ли вы, чем опасно лобовое столкновение? Это очень , и чтобы избежать её, надо знать специальные приёмы ухода. И наверное, многие автомобилисты сталкивались с такой ситуацией, когда с встречной полосы навстречу им с бешеной скоростью нёсся автомобиль. Тогда столкновения удалось избежать или из-за благоприятного случая, или же водитель знал, как себя вести. А что делать тем, кто этого не знает?

Прежде всего, чтобы избежать лобового столкновения, водитель при встрече неожиданного препятствия должен обязательно затормозить или сбросить скорость, но действовать рулём надо только в самый последний момент

Лобовое столкновение

Лобовое столкновение - самое страшное, что может случиться на дороге. Тем более если . Поэтому в первую очередь следует её сбросить.

Это самая страшная авария, и водитель всячески обязан её избегать.

Типичная ситуация, а такой вот аварии можно было бы и избежать. Дорога освещена хорошо, видимость прекрасная, ничем не ограничена. День хотя и зимний, но всё хорошо видно и на дорогах не скользко. Почему же такое ?

Дело в том, что водитель легковушки начал обгон на подъёме. А как известно, на подъёме нельзя обгонять, так как не видишь дороги впереди себя, особенно если трасса немного заворачивает вправо. Что должен был сделать в этом случае водитель легковушки? Как уйти от лобового столкновения в такой момент? Конечно же, максимально сбросить скорость и постараться вернуться на свою полосу.

Часто такие виды ДТП заканчиваются трагически и особенно страдает автомобиль, который размером меньше. Закон физики - разные весовые категории. А водитель легкового автомобиля, что на видео сверху, это видно сразу. Он запаниковал и растерялся.

Кроме того, на грузовиках, если они сталкиваются с легковушками, имеется впереди прочная рама. Она не только реально защищает грузовой автомобиль, но и становится настоящим бичом для легковушек.

Если неожиданно перед вами появилось препятствие в виде той же легковушки, не повторяйте ошибки. Избегайте лобового столкновения, максимально сбросив скорость и в последний момент действуя рулём. Машину даже желательно направить в снег или кювет на обочину, но никак не сталкиваясь лоб в лоб.

Как и говорилось выше, при лобовом столкновении скорости сталкиваются.

И вот последствия такого страшного столкновения:

Кстати, при столкновении грузовика и легковушки, которые мы видели на ролике, водитель грузовика не должен был сигналить, а взять слегка вправо. Благодаря такому несложному приёму аварии можно было бы избежать.

Что делать, если столкновения не избежать

А если же уже поздно и никак ? Что делать в такой момент?

Некоторые опытные водители советуют (если имеется в виду авария неподвижного транспортного средства с едущим), спрятать его за стоящей впереди машиной и избежать, таким образом, лобового столкновения.

Кроме этого, даже остановившись, следует знать, что при лобовом ударе подушки безопасности не сработают, если что, и обязательно нужно быть пристёгнутым ремнём безопасности.

Теперь о том, как максимально слабо принять удар при лобовом столкновении на едущем авто. Первое, что нужно сделать, это постараться перевести удар по касательной . Другими словами, опять же сделать всё, чтобы избежать лобового столкновения, направляя удар в боковую часть. Если вы не запаникуете, то на это всегда найдётся время.

Что касается или светового, то он тоже нужен. Именно это делал водитель грузовика, столкнувшись с легковушкой (смотрим видео выше), непрерывно сигнализируя тому об опасности. Часто это помогает, выводит водителя встречного транспортного средства из ступора. Громкий сигнал в такой момент может подействовать, как ушат холодной воды, опорожнённый на голову потерявшего себя водителя. К тому же таким образом вы предупреждаете и участников других транспортных средств об аварии.

Если уж лобового столкновения избежать не удалось, а вы пристёгнуты ремнём безопасности (это очень важно), закройте руками лицо, особенно глаза. Осколки стекла могут их поранить очень сильно.

Если в такой момент, когда столкновение неизбежно, вы не пристёгнуты ремнём, то необходимо лечь вбок на сидение пассажирское.

Также будет нелишним убрать ноги от металлических педалей.

Причины, из-за которых происходят аварии и лобовые столкновения

Лобовые столкновения чаще происходят зимой. Хотя и посыпают дороги нещадно реагентом, зимой погода переменчивая и поверхность дорожного покрытия часто покрывается ледяной коркой. Бывает и так, что возникают настоящие зимние колеи, особенно на дорогах местного, не федерального значения. Понятно, что безопасности движения это очень мешает. И такие вот элементы могут сыграть злую шутку, даже если вы водитель опытный.

Если у нас в России главной причиной лобового столкновения становятся плохие дороги, то, по мнению зарубежного издания Форбс, частой причиной такой аварии становится пьянство. Как известно, у выпившего, даже немного, водителя реакция заметно снижается и в экстремальных ситуациях он ведёт себя неадекватно. В тех же штатах по вине происходит около половины всех ДТП.

Не только пьянство и плохие дороги, но и мобильный телефон становится причиной лобового столкновения. Как это ни странно, но молодые люди, да и не только они, за рулём говорят по телефону и даже смс-сообщения посылают. А как известно, при разговоре по мобильному аппарату риск аварии увеличивается в четыре раза, а при наборе сообщений - в шесть раз. То же и скорость реакции, которая снижается на 9%, если водитель говорит по телефону, и на целых 30%, если он пишет смс.

Неблагоприятные эмоции также могут стать причиной аварии. Часто водители выезжают на встречную полосу, услышав что-либо плохое, или в ярости на кого-то становятся неадекватными. Был случай схожий в столице, когда водитель на огромной скорости врезался в грузовик. Что его к этому побудило? Те же эмоции. Он узнал, что его соседи залили его квартиру и спешил спасти имущество, но, к сожалению, скончался на месте.

Наконец, обычное, никому не нужное лихачество приводит к авариям на дорогах и лобовому столкновению. Не секрет, что часто заложниками таких ситуаций становятся водители неопытные и молодые. Превышая скорость, они думают, что научились ездить. Но это не так. Лихачество приводит к летальным исходам и составляет, как причина, 13% всех случившихся аварий в мире.

Умение правильно обгонять

Все вышеперечисленные причины аварий ничто по сравнению с . Действительно, именно умение правильно ездить спасает многих людей от аварий, лобового столкновения и смерти.

Речь пойдёт не просто об умении ездить, а об умении правильно обгонять. И часто при неправильно совершённом обгоне водитель автомобиля выезжает на встречную полосу и сталкивается лоб в лоб с другой машиной.

Уход от лобового столкновения зависит именно от этого умения. И обгонять на трассе хочется практически всем автомобилистам, тем более если впереди едет тихоход.

Полезно будет посмотреть вот это видео, если читать нижеследующий абзац нет времени:

Технике обгона . И первое правило гласит: не обгоняй, пока не убедишься, что навстречу вам не движется автомобиль или нет иных препятствий! Нельзя забывать, что, обгоняя, ваша машина может оказаться зажатой между двумя автомобилями, едущими с обеих сторон.

Кроме того, всегда есть вероятность, что и сзади идущий автомобиль в этот момент решит обгонять. Поэтому никогда нельзя забывать о поворотнике и всегда нужно за дорогой следить в зеркало заднего вида.

Каждый водитель обязан соблюдать следующие требования к совершению обгона:

  • включать перед совершением обгона поворотник в ту сторону, куда хотим свернуть, чтобы предупредить всех участников движения о манёвре;
  • знать, что, смещаясь влево на метр или полтора, пространство впереди должно просматриваться метров на сто;
  • нельзя также забывать о запасе места для разгона, дабы минимизировать время пребывания на встречке;
  • если вы едете на автомобиле с МКПП, следует подобрать такую передачу, которая бы давала возможность моментально ускориться;
  • нужно всегда быть готовым к возможному отказу от обгона и возвращению в свой ряд;
  • лучше отказаться от обгона, если вдруг на встречке появился автомобиль, а не искать интервала-пространства между ним и обгоняемой машиной;
  • при обгоне следует вооружиться предельной концентрацией и внимательностью.

Соблюдая все вышеприведённые правила, водитель обезопасит себя от самой страшной аварии, которая может произойти - лобового столкновения.

Видео - лобовое столкновение:

Кошмар любого водителя - навстречу летит другой автомобиль. Еще хуже если это грузовик. Только что вы спокойно ехали по своей полосе и тут неожиданно появилась старуха с косой. Но если знать несколько простых правил и уметь управлять своим автомобилем в нештатных ситуациях, то можно избежать лобового столкновения или хотя бы уменьшить его последствия.

Тормозите

Во большинстве мировых правил дорожного движения содержится одна и та же мысль - при возникновении опасной ситуации водитель обязан принять меры для снижения скорости движения вплоть до остановки. То есть правило простое - в любой непонятной ситуации тормози.

Да, это не идеальное решение для ста процентов случаев. Иногда действительно лучше было бы проскочить на скорости или сманеврировать как-то иначе. Но пока все просчитаешь, уже трижды погибнуть успеешь. А чем меньше скорость, тем легче последствия аварии. Поэтому при опасности - педаль тормоза в пол, колеса прямо.

Инструктора по вождению советуют отрабатывать экстренное торможение регулярно, хотя бы раз в пару месяцев устраивая себе и автомобилю проверку. На пустой дороге попробуйте ударить по тормозам на скорости сначала 60, потом 90 км/ч. Это покажет поведение машины при экстренном торможении и работоспособность системы. В нештатной ситуации будет проще после такой подготовки.

Маневрируйте после торможения

Первая мысль, которая приходит в голову многих водителей при виде опасности - резко повернуть руль и уехать подальше от опасности. Такое поведение обосновано эмоциями, инстинктами, но никак не логикой. За редким исключением. Дело в том, что все более менее умеют вести машину прямо, но маневрировать на скорости намного сложнее. При резких движениях рулем на скорости машина очень легко уходит в занос и становится неуправляемой. Именно это и приводит к самым тяжелым столкновениям.

Поэтому правильнее сначала оттормозиться и только потом маневрировать. Именно: сначала торможение, потом маневрирование, не одновременно. Распространенная ошибка - вертеть руль с зажатой педалью тормоза. Заблокированные колеса легко уходят в скольжение и машина становится неуправляемой. Поэтому оттормозились насколько возможно, отпустили педаль тормоза и после этого пытаемся уехать от опасности.

Часто бывает, что времени уйти от опасности не остается. Но в таком случае скорость столкновения будет намного ниже и поэтому последствия тоже будут легче. Особенно если второй участник аварии будет действовать также. Второй момент в этой ситуации - лобовое столкновение с полным перекрытием намного безопаснее касательных ударов.

Посмотрите на результаты краш-тестов. При ударе всей передней частью у большинства автомобилей салон остается цел, а пассажиров защищают подушки и ремни. А при ударах по касательной последствия обычно тяжелее. Но именно такой удар часто и происходит при попытках разъехаться. Поэтому вывод простой - сначала тормоз, потом крутим руль, если есть место для маневра.

Уезжаем на свою обочину

Истории про спасительный маневр на встречку похожи на рассказы выживших непристегнутых водителей. Но это как выигрыш в лотерею - бывает очень редко и рассчитывать на такое не стоит. Скорее всего на встречной полосе будет кто-то ехать и с ним разминуться уже не получится. Причем скорость этого автомобиля может быть выше того, что вынудил маневрировать.

Поэтому по возможности остаемся в своей полосе, тормозим на прямых колесах и уходим на обочину, если она свободна. Но тут важно учитывать действия водителя, который выехал вам в лоб. Он тоже может попытаться уйти от столкновения на вашей обочине и тогда лобовое столкновение произойдет там. Поэтому включить поворотник будет не лишним. Конечно, смешно звучит, но в экстренной ситуации все средства хороши. Беда только в том, что времени на них часто не хватает.

Выезжать на встречную полосу или на левую обочину имеет смысл только если там очевидно свободно или на правой обочине нет возможности выехать - идут люди, стоит отбойник или еще что-либо. Тогда при наличии времени стоит рискнуть и принять влево.

Напомните о себе

Возможно, вас просто не видят. Включите дальний свет и подайте звуковой сигнал. Тогда у обгоняющего водителя появится возможность среагировать раньше. Также звуковой сигнал может разбудить спящего водителя. Бывает, в экстренной ситуации люди впадают в ступор и просто теряют способность действовать. Громкий звук гудка способен вернуть ясность ума. Как и мигание дальним светом. Также включайте аварийную сигнализацию, чтобы предупредить об опасности следующих за вами водителей.

ГИБДД опубликовала статистику ДТП за первое полугодие 2013 года. Основными видами аварий являются столкновения и наезды. Обратите внимание на рекомендации, как действовать и вести себя за рулём в случаях, когда удар неизбежен.

(Всего 7 фото и видео)

Как правило, столкновение случается, когда машина становится неуправляемой и человеческой реакции для предотвращения аварии уже недостаточно. Многие водители в стрессовой ситуации думают, прежде всего, о том, как минимизировать повреждения автомобиля, и из-за этого принимают ошибочные решения, которые иногда оказываются фатальными.

Самое главное в аварийной ситуации – это спасти жизнь и здоровье людей!

В случае неизбежной аварии водителю за минимальный отрезок времени необходимо решить важнейшую задачу: как сохранить жизнь и здоровье.

1. В первую очередь, при наличии возможности стоит предупредить других участников движения об опасности, подав звуковой или световой сигнал.

2. При неизбежности лобового столкновения, если вы пассажир и пристегнуты ремнем безопасности, быстро закройте руками лицо, особенно глаза. Да-да, это не шутка! Именно это поможет вам защитить лицо и глаза от травм.

3. Если же вы в критической ситуации не пристегнуты ремнем безопасности, необходимо немедленно лечь вбок на расположенное рядом пассажирское сиденье: это позволит избежать удара о летящие опасные предметы. Многие тяжкие и смертельные травмы люди получают в результате удара именно о боковые части .

4. Если вы водитель – постарайтесь убрать ноги подальше от педалей: можете пострадать от серьезных переломов голеней и стоп.

5. Если вам грозит боковое столкновение, сильно держитесь руками за руль или поручень, иначе вас может отбросить на дверцу автомобиля или стекло. При этом будьте готовы предпринять необходимые действия в зависимости от ситуации: возможно, после столкновения машину придется выровнять рулевым колесом, нажать на тормоз или другое.

В среде начинающих водителей бытует мнение, что удары сзади почти не опасны, но это серьезная ошибка. Особенно сложно в такой ситуации приходится тем, у кого в машине отсутствуют подголовники: в результате удара голова человека отбрасывается назад, но, поскольку его тело останется на сиденье, это может привести к перелому шейных позвонков.

6. В случае, когда вы заметили приближающееся сзади транспортное средство и поняли, что столкновение неизбежно (перестраиваться некуда, на обочину съехать невозможно и тому подобное), упритесь руками в руль и будьте готовы изменить направление движения сразу после удара, а также воспользоваться педалью тормоза. Избежать столкновения можно путем резкого увеличения скорости (если это позволяет дорожная обстановка).

7. Если вы стоите на перекрестке и видите, что удар сзади неизбежен, отпустите педаль тормоза (это смягчит удар), но нажмите ее сразу после аварии, чтобы предотвратить выезд на перекресток (пешеходный переход) или столкновение с транспортным средством, находящимся перед вами. Изо всех сил упритесь руками в руль, спиной – в спинку сиденья и прижмитесь затылком к подголовнику.

8. При этом нажмите клавишу звукового сигнала и включите аварийную световую сигнализацию, чтобы известить окружающих о скором ДТП.

Надеемся, что эти советы помогут вам и вашим родным остаться целыми и невредимыми в критической ситуации в пут

Не дай вам Бог на полном ходу врезаться в дерево или стену. И уж совсем страшные последствия влечет за собой лобовое столкновение: ведь к вашей скорости фактически добавляется скорость встречной машины. А энергия, как учат в школе, пропорциональна квадрату скорости - в общем, о последствиях жутко думать.

Между тем, если все-таки подумать и вспомнить школьную физику, то... получается неожиданный вывод. Складывать скорости вовсе не нужно! И если, к примеру, на трассе сталкиваются лоб в лоб две одинаковые легковушки, двигавшиеся с равными скоростями, то энергия удара для каждой из них будет определяться только ее скоростью и массой. Иными словами, последствия для нее окажутся примерно такими же, как от удара в неподвижную стену! А вовсе не удвоенной и не учетверенной.

Непонятно? Между тем все просто - ситуацию описывал еще Яков Исидорович Перельман в своей «Занимательной механике». Действительно, если предположить, что в момент удара одна из машин стояла на месте, то очевидно, что последствия такой аварии будут куда менее страшными, чем при ударе в массивную неподвижную стену. Два столкнувшихся таким образом автомобиля продолжат движение и будут отброшены довольно далеко от точки столкновения; при этом энергия деформации поделится между ними, грубо говоря, пополам. А вот если тупо вмазаться в стену, то никакой траты энергии на перемещение уже не будет: вся накопленная энергия израсходуется на . Если же теперь предположить, что вторая машина в момент столкновения тоже обладала скоростью, то по мере ее увеличения перемещение скомканных кузовов от точки удара будет сокращаться и, наконец, при равенстве скоростей, машины останутся после аварии в точке удара. При этом последствия такой аварии будут аналогичны удару в стену.

Таким образом, столкновение двух машин равной массы на скорости, к примеру, 100 км/ч будет аналогично удару об стену на тех же 100 км/ч, а вовсе не на 200 км/ч. Примерно об этом и говорил Перельман, описывая знаменитый опыт с магдебургскими полушариями. Напоминаю - их пытались разъединить две упряжки по 8 лошадей, тянувших в противоположные стороны. Но того же эффекта можно было бы добиться, обойдясь всего одной восьмеркой лошадей и прицепив одно из полушарий к неподвижной массивной стене…

Само собой, что если массы автомобилей значительно различаются, то и последствия такого столкновения будут как при контакте слона с Моськой. Во всех случаях тяжеленный «слон» заведомо меньше, чем крошечная «Моська».

Выводы довольно мрачные, но все-таки озвучу их. Для тяжелого автомобиля лобовуха с легкой машинкой может быть безопаснее наезда на неподвижное препятствие типа стены или опоры моста. Для маленькой машинки подобная «встреча» опаснее. Для машин равной массы разницы нет.

А совет в итоге простой: не гоните лошадей, друзья. Все-таки энергия до сих пор пропорциональна квадрату скорости…