Как поехать в хорватию на машине, краткая инструкция. Автопутешествия и приключения: Хорватия Разговор по телефону

Для того, чтобы поехать в Хорватию на машине, вам необходимы:

Из документов – это все!

Полная калькуляция затрат в конце статьи.

Маршрут: Москва – Хорватия (Чаковец).

День 1. В Европу въезжали как обычно, через Белоруссию, поэтому путь наш начался по Минскому шоссе (М1, Е30) и так “по прямой” до самого Бреста. По поводу границы Россия – Белоруссия уточняю, что вы ее проезжаете не останавливаясь, лишь снизив скорость по знакам, поскольку действует режим таможенного союза. Белорусские дороги для россиян бесплатны, поэтому пункты оплаты проезжаете не останавливаясь.

Белорусская дорога по-прежнему хороша, машин мало, места много, качество покрытия дороги на высоте, но дорога на этом участке довольно скучая, слишком прямая и монотонная . От Москвы до Белоруссии мы проехали – 466 км. за 5 часов, до Бреста – 1063 км, прошли за 11 часов (включая остановки на заправку и перекус).

По пути вашего следования, в Польше, Венгрии и Хорватии все еще сохранилась своя валюта и в евро редко где можно расплатиться, поэтому лучше иметь пластиковую карту для оплаты бензина и всего, что вам потребуется.

В Бресте следует ехать по указателям «Варшава». Так вы подъедете к Варшавскому мосту, после которого и находится таможенный переход. В районе Бреста есть еще переход – Домачево, и мы, в последнее время, переходим границу в Домачево, до этого перехода ехать немного дальше, но там значительно меньше машин, иногда вообще одна-две, плюс, он ближе расположен к тому месту, где мы обычно останавливаемся на ночлег.

При прохождении границы Белоруссия-Польша есть один нюанс: если вы видите длинную очередь из машин перед пограничным переходом, нужно выйти из машины и пройти вперед, чтобы посмотреть, есть ли очередь в зеленый коридор (если, конечно вам нечего декларировать), поскольку подавляющее большинство машин перед вами стоят в красный коридор, а перед зеленым бывает всего несколько машин. Соответственно, вам надо объехать этот хвост, и встать за несколькими машинами в зеленый.

После прохождения пограничного перехода выезжаем на шоссе (Е30) на Варшаву мы ориентируемся на город Lublin, до которого можно доехать несколькими путями. Раньше мы проезжали киломентов 85 по главной дороге, ориентируясь на указатель Miedzyrzec Podlaski и далее сворачивали с трассы налево (обозначение дороги Е30/ 2) и через 7-10 км. на круговом движении съезжали на дорогу 19 (на Lublin). На этом маршруте дорога проходит, в основном, через населенные пункты и ограничение скорости 50 км.ч. Практика поездок последних лет показала, что оптимальный маршрут это переход через таможнный переход Домачево, и далее ориентируемся все также на Люблин, но по этому маршруту значительно меньше населенных пунктов и вы можете ехать с официально разрешенной скоростью 90 км. в час.

Останавливаемся на ночлег в городке Parczew (за 64 км. до Люблина), как раз по пути на этом маршруте, в отличном новом отеле "ORION" , около 30 евро за номер на двоих. Бронировать его заранее не имеет смысла, места есть всегда. В отеле есть бесплатный Wi-Fi, польская кухня в ресторане отеля вполне хороша, а с прошлого года даже появилось меню на русском языке. Рекомендуем местную форель, также нравятся вареники с мясом, которые у них переведены как "пирожки". Польское пиво также нам показалось неплохим. Как-то, доехав до места ночевки достаточно рано, мы решили поужинать не в ресторане отеля, а в самом городке Parczew, для разнообразия, но наша попытка не увенчалась успехом, поскольку в немногочисленных здесь заведениях общепита не принимали к оплате пластиковые карты и евро, а польских злотых у нас не было. Сделав несколько безуспешных попыток найти ресторан, мы вернулись к себе в отель и прекрасно там поужинали:).

От Москвы до ночлега в польском отеле, в первый день мы проехали 1180 км.

День 2. Проезжаем Люблин по главной дороге и по указателям, ориентируясь на дорогу № 19 и город R zeszow . Проходим R zeszow по главной дороге 19 и по указателям ориентируемся на дорогу № 371 и переход в Словакию – населенный пункт Svidnik . Продолжаем движение по трассе 371/73, наш следующий ориентир город Presov (Прешов). В этом городе можно выехать на автостраду, заплатив на первой заправке около 10 евро, а можно объехать по второстепенной дороге. Для прохождения этих 20 километров по автостраде ориентируемся на дорогу Е50/D1. Проходим Kosice (дорога 68), Kechnec и на этом страна Словакия пройдена. Участок дороги по Словакии самый медленный, т.к. идет сначала по горному серпантину, а потом по населенным пунктам. Горы хоть и не высокие, но дорога достаточно узкая, местами с очень неприятной обочинойJ В общем, настоятельно рекомендуем проходить Словакию в светлое время суток. Из хороших новостей - доделали новый участок быстрой автодороги, который ведет до самого перехода в Венгрию, но по нему вы можете ехать, если оплатили словацкие дороги (винетку надо налепить на лобовое стекло).

Переход в Венгрию достаточно примечателен: сохранились бетонные конструкции таможенного поста и частенько присутствуют машины полицейских. Рекомендую сразу остановится и в небольшом информационном центре купить «винетку» - оплату за венгерские автодороги - около 15 евро. Это минимально возможная оплата, которая позволяет Вам ездить по автострадам Венгрии неделю. Вы можете это учесть, если пожелаете посмотреть Будапешт или остановиться на озере Балатон.

Далее километров 60 вы пройдете по населенным пунктам, ориентируясь на г. Miskolc и знак автостады (дорога E71) и по автостраде Е71 вы доберетесь до границы с Хорватией. Будут лишь меняться дополнительные обозначения дорог М3, М31,М0, М7 – это переходы с одной автострады на другую. Оборудование дорог замечательное, предупредительные знаки будут появляться несколько раз заранее. Сама автострада современная, покрытие хорошее.

Будапешт вы будете объезжать некоторое время, хотя можно проехать и через центр города - это короче, но там бывают пробки, все зависит от дня недели. Вся дорога по Венгрии составит примерно 500 км.

Таможенный досмотр на границе Венгрия-Хорватия быстрый и спокойный. Таможенный переход Gorican – два в одном, венгерские пограничники и через метр, в будочке через стенку с венгерскими - сразу хорватские. На этом переходе очередей не бывает, хорошо, если пара машин в час проезжает, чтобы таможня не засыпала . Среди венгерских таможенников появился русскоговорящий.

Есть, конечно же, и другие маршруты в Хорватию, которые проходят через Чехию, Австрию, Словению. При выборе маршрута вы будете учитывать местоположение своего конечного пункта в Хорватии. Но хочу уточнить, что в летнее время пограничные переходы из Словении всегда перегружены, особенно с пятницы по понедельник, через них идет Италия, Германия и прочая Европа. А описанный мною маршрут позволяет познакомиться с Хорватией от ее севера (Вараждин, Загреб) до побережья, куда вы, наверняка, и направляетесь. Дороги в Хорватии отличные, очень хорошо просматривается изменяющийся пейзаж и рельеф, чего не скажешь об автострадах старой Европы, где мчишься по трассе, в основном, огороженной высоким звукозащитным забором.

За время пути ни один полицейский нами не заинтересовался, да и встречались они крайне редко.

Отчет в цифрах:

Москва – Чаковец (город в 10 км. от хорватско-венгерской границы, пункт перехода Gorican ). Можно ориентироваться и на Загреб.

Пройдено километров – 2120 км.

Выезд 23.08.2014 в 6.00 утра из Москвы, прибыли в 24.08.2014 в 19.30 по местному времени.

Время в пути – 39.30 часов, из них 26 часов 30 минут собственно езды, отдых и ночевка – 12 часов, 1 час – таможенный переход Белоруссия – Польша).

Автомобиль – Mitsubishi Outlander XL, 3.0 (автомат – следовательно, повышенный расход топлива).

Европейская страховка на автомобиль (зеленая карта) – 5930 руб. на 2 месяца.

Расход бензина около 200 литров. Стоимость бензина - около 200 евро.

Оплата автодорог: около 10 евро венгерская минимальная виньета на 10 дней; 10 евро словацкая минимальная винета на 10 дней.

Оплата 2-х местного номера в гостинице в Польше – 30 евро. Отличный новый отель с бесплатным Wi-Fi.

Ужин в ресторане польской гостиницы – 15 евро на двоих с пивом, чай, кофе, перекус по дороге - 10 евро.

Итого затраты (без страховки на машину) = 200 + 10 + 10 + 30 + 15+10 = 275 евро на двоих. Амортизацию автомобиля мы не учитываем.

На обратной дороге по этому же маршруту при 70% - ой загрузке (3 человека и багаж) бензина потратили на 35 л. больше.

Протяженность сети автомобильных дорог общего пользования Хорватии составляет 26,958 км, из них 26,958 км с твёрдым покрытием. Протяжённость автомагистралей 1,318 км.

Платные автодороги

В Хорватии предусмотрена плата за использование автомобильных дорог. Система платных автомагистралей в Хорватии управляется четырьмя компаниями, распределёнными по разным регионам. Оплате также подлежит проезд по некоторым мостам и тоннелям.

Категории транспортных средств

Размер тарифов зависит от типа транспортного средства. Транспортные средства классифицируются исходя из их высоты и количества осей.

Категории транспортных средств в Хорватии
Категория ТC Описание
IA Мотоциклы, трициклы и квадроциклы
I Транспортные средства с 2 осями высотой менее 1.90 м
II a) Транспортные средства с 2 осями высотой более 1.90 м и максимально допустимой массой не более 3.5 т
b) Транспортные средства с 2 осями, высотой менее 1.90 м с прицепом независимо от количества осей и высоты прицепа
III а) Транспортные средства с 2 или 3 осями с максимально допустимой массой более 3.5 т
b) Транспортные средства с 2 осями с максимально допустимой массой более 3.5 т и прицепом с одной осью
c) Транспортные средства категории IIa с прицепом независимо от количества осей на прицепе

Тарифы на проезд по автомагистралям

С 16 июня по 14 сентября 2019 года для мотоциклов и легковых автомобилей с/без прицепа (IA, I и II группа) введены сезонные цены для оплаты автомагистралей, находящихся под управление компаний HAC и ARZ . Цены в среднем выросли на 10%.

Примерная стоимость проезда для легкового автомобиля без прицепа по хорватским платным дорогам от границы Венгрии (Горичан) до западного побережья полуострова Истрия составит HRK 133 (€ 18). А проезд до Дубровника обойдётся в HRK 304 (€ 41).

Тарифы на 2018 год (c 15.06 по 14.09) (HRK) :

Примерная стоимость проезда для легкового автомобиля без прицепа по хорватским платным дорогам от границы Венгрии (Горичан) до западного побережья полуострова Истрия составит HRK 122 (€ 16). А проезд до Дубровника обойдётся в HRK 276 (€ 37).

Тарифы на 2019 год (HRK) : Стоимость проезда по автомагистралям в Хорватии
Автомагистраль IA I II III
А1 Zagreb - Split - Dubrovnik (591 км) 139 (€ 19) 232 (€ 31) 360 (€ 48) 530 (€ 71)
А2 Zagreb - Macelj (61 км) 29 (€ 3.90) 48 (€ 6.50) 72 (€ 9.70) 110 (€ 15)
А3 Zagreb - Lipovac (279 км) 77 (€ 10) 128 (€ 17) 193 (€ 26) 289 (€ 39)
А3 Zagreb - Bregana (28 км) 4 (€ 0.50) 7 (€ 0.90) 9 (€ 1.20) 13 (€ 1.70)
А4 Zagreb - Gorican (97 км) 26 (€ 3.50) 44 (€ 5.90) 65 (€ 8.70) 98 (€ 13)
А5 Sl.Brod - Osijek (89 км) 24 (€ 3.20) 40 (€ 5.40) 62 (€ 8.30) 90 (€ 12)
А6 Bosiljevo - Rijeka (82 км) 42 (€ 5.70) 70 (€ 9.40) 127 (€ 17) 170 (€ 23)
А7 Rupa - Rijeka (27 км) 5 (€ 0.70) 8 (€ 1.10) 15 (€ 2.00) 20 (€ 2.70)
А8 Vranja - Kanfanar (64 км) 7 (€ 0.90) 12 (€ 1.60) 20 (€ 2.70) 31 (€ 4.20)
А9 Pula - Umag (77 км) 28 (€ 3.80) 46 (€ 6.20) 69 (€ 9.30) 134 (€ 18)
А11 Zagreb - Sisak (48 км) 6 (€ 0.80) 10 (€ 1.30) 15 (€ 2.00) 22 (€ 3.00)

Способы оплаты

При въезде на автомагистраль получаете талон, в котором отмечено место въезда. При съезде с автомагистрали возвращаете талон оператору (при ручной оплате) и на основании пройденного расстояния рассчитывается плата.

В Хорватии автомагистрали могут оплачиваться следующим образом:

  • Наличные - HRK , EUR (сдача выдаётся в местной валюте)
  • Кредитные карты - VISA, Master Card, Maestro, Diners Card, American Express, INA card
  • Электронная система оплаты (ETC) - HAZ, ARZ, Bina Istra

Участки со специальной оплатой

Мост Крк

Мост Крк соединяет остров Крк с материком. Мост Крк имеет протяжённость 1,430 м и высоту 67 м.

Тарифы на 2019 год (c 15.06 по 14.09) (HRK) :

IA I II III
Тариф 23 (€ 3.10) 39 (€ 5.20) 51 (€ 6.90) 81 (€ 11)

Тарифы на 2019 год (HRK) :

Стоимость проезда по мосту Крк в Хорватии
IA I II III
Тариф 21 (€ 2.80) 35 (€ 4.70) 46 (€ 6.20) 81 (€ 11)

Пункт оплаты находится на материке и имеет 6 полос. Оплата взимается только в направлении с материка на остров.

Тоннель Учка

Тоннель Учка (Učka) находится на полуострове Истрия в Хорватии на автомагистрали A8 . Тоннель Учка имеет протяжённость 5,062 м.

Тарифы на 2019 год (HRK) :

Ограничение скорости в тоннеле 80 км/ч, обгоны строго запрещены.

Тоннель Свети Илия

Тоннель Свети Илия (Sveti Ilija) соединяет прибрежную и континентальную части в регионе Сплит-Далмация. Он имеет протяжённость 4,248 м. Открыт для проезда с 8 июля 2013 года.

Тоннель является частью региональной дороги D532 и расположен между горными населёнными пунктами Bast и Rastovac.

Ограничение скорости в тоннеле 80 км/ч, остановки и обгоны строго запрещены.

Парковка в Хорватии

По воскресеньям парковка в большинстве мест бесплатна. Уличные парковки в Загребе разделены на три зоны - красную, жёлтую и зелёную.

Красная зона расположена близко к центру города, а жёлтая и зелёная на некотором удалении от него. Максимальное время стоянки в красной зоне - 1 час, в жёлтой - 2 часа и в зелёной - 3 часа.

Талоны для оплаты покупаются в автоматах и кладутся на приборную панель под лобовое стекло так образом, чтобы его было хорошо видно снаружи.

Будьте осторожны и не оставайтесь на парковке более оплаченного времени. В случае нарушения правил парковки колёса будут заблокированы. Цена удаления блокиратора колеблется от HRK 100 до 300 (€ 13-40).

Купить в интернет магазине Amazon с доставкой карту автомобильных дорог Хорватии .

Основные ПДД Хорватии

Ограничение скорости

Стандартные ограничения скорости в Хорватии (если иное не указано на знаках).

Автомобили и мотоциклы:
  • в населённом пункте - 50 км/ч
  • вне населённого пункта - 90 км/ч
  • на автомобильной дороге - 110 км/ч
  • на автомагистрали - 130 км/ч
Автомобили с прицепом:
  • в населённом пункте - 50 км/ч
  • вне населённого пункта - 80 км/ч
  • на автомобильной дороге - 90 км/ч
  • на автомагистрали - 90 км/ч

Ограничение скорости для молодых водителей (до 24 лет) на 10 км/ч меньше, чем для остальных водителей (вне населённого пункта - 80 км/ч, на автомобильной дороге - 100 км/ч, на автомагистрали - 120 км/ч).

Запрещается движение по автомагистралям транспортным средствам, скорость которых по техническим характеристикам не превышает 60 км/ч.

Алкоголь

Максимально допустимый уровень алкоголя в крови 0.5 ‰ .

Если уровень алкоголя в крови больше 0.5 ‰ и меньше 1.0 ‰, то штраф составит от HRK 1,000 до 3,000 (€ 135-404).

Если уровень алкоголя в крови больше 1.0 ‰ и меньше 1.5 ‰, то штраф составит от HRK 3,000 до 5,000 (€ 404-673).

Если уровень алкоголя в крови превысит 1.5 ‰, то штраф составит от HRK 5,000 до 15,000 (€ 673-2,019) или лишение свободы на срок до 2 месяцев.

Максимально допустимый уровень алкоголя в крови для молодых водителей (до 24 лет) 0.0 ‰ .

Если уровень алкоголя в крови таких водителей составляет до 0.5 ‰, то штраф составит HRK 700 (€ 94).

Наказание за вождение под воздействием наркотиков от HRK 5,000 до 15,000 (€ 673-2,019) или лишение свободы на срок до 2 месяцев.

Ближний свет

Использование ближнего света обязательно 24 часа в сутки с последнего воскресенья октября по последнее воскресенье марта.

Использование ближнего света для мотоциклов и мопедов обязательно круглый год.

Штраф - HRK 300 (€ 40).

Также использование фар ближнего света днём обязательно в условиях недостаточной видимости и при проезде через тоннели.

Перевозка детей

Детей в возрасте до 3 лет нужно перевозить в специальных сиденьях на передних местах спиной по направлению движения. Подушка безопасности при этом должна быть отключена.

Дети в возрасте от 3 до 5 лет должны перевозиться на заднем сиденье в специальных детских удерживающих системах.

Дети в возрасте от 5 лет должны использовать детское кресло, соответствующее их весу, или бустер, и использовать обычные ремни безопасности.

За нарушение правил перевозки детей - HRK 500 (€ 67).

Ремни безопасности

Использование ремней безопасности обязательно для передних и задних пассажиров.

Штраф - HRK 500 (€ 67).

Водитель мотоцикла или мопеда, а также квадроцикла без кабины, должны передвигаться по дороге в правильно закреплённом защитном шлеме.

Штраф - HRK 1,000 (€ 135).

Разговор по телефону

Запрещается пользоваться во время движения транспортного средства аппаратом телефонной связи, не оборудованным техническим устройством, позволяющим вести переговоры без использования рук.

Штраф - HRK 500 (€ 67).

Тонировка

Степень светопропускания лобового стекла должна составлять не менее 75%, а стёкол передних дверей – не менее 70%.

Штраф - HRK 700 (€ 94).

Штрафы

Сотрудники полиции имеют право взимать штрафы за нарушения правил дорожного движения на месте. При этом должна выдаваться официальная квитанция. Штрафы должны оплачиваться в течение восьми дней в почтовом отделении или в банке.

Водительские права иностранных автомобилистов могут быть изъяты на срок до 8 дней за вождение в состоянии алкогольного опьянения, вождение без предписанных медицинских средств, например очков, вождение в состоянии истощения или при плохом самочувствии.

Транспортные средства, припаркованные с нарушением правил, могут быть увезены полицией за счет владельца.

Штрафы за нарушения ПДД в Хорватии: Штрафы за нарушения ПДД в Хорватии
Нарушение Штрафы (HRK)
Движение без уважительных причин со скоростью в два раза меньше разрешённой 300 (€ 40)
Осуществление поворота налево/направо не из своей полосы 300 (€ 40)
Невыполнение требований сотрудника полиции 300 (€ 40)
Невыполнение требования ПДД подать сигнал перед началом движения, перестроением, поворотом, разворотом или остановкой 300 (€ 40)
Невыполнение требования ПДД пропустить все ТС и пешеходов при выезде с второстепенной дороги 500 (€ 67)
Движение по автомагистрали со скоростью ниже минимально разрешённой (60 км/ч) 500 (€ 67)
Невыполнение требования ПДД двигаться только в том направлении, на которое указывает зелёный сигнал светофора, имеющий форму стрелки 500 (€ 67)
Несоблюдение безопасной дистанции до движущегося впереди автомобиля 500 (€ 67)
Невыполнение требования ПДД уступить дорогу пешеходам 500 (€ 67)
Движение в левой полосе при свободной правой 500 (€ 67)
Движение в тоннеле без ближнего света 500 (€ 67)
Обгон ТС с правой сторны (за исключением случаев, когда движущийся впереди автомобиль поворачивает налево) 700 (€ 94)
Выезд на перекресток или пересечение проезжей части дороги в случае образовавшегося затора, который вынудил водителя остановиться, создав препятствие для движения ТС в поперечном направлении 1,000 (€ 135)
Разворот или движение задним ходом на автомагистрали 2,000 (€ 269)
Обгон ТС при движении по дороге, имеющей по одной полосе для движения в каждом направлении, в условиях ограниченной видимости (в тоннеле, на мосту) 3,000 (€ 404)
Обгон ТС на пешеходном переходе 3,000 (€ 404)
Проезд на запрещающий сигнал светофора 2,000 - 5,000 (€ 269-673)
Нарушение правил проезда через железнодорожные переезды 2,000 - 5,000 (€ 269-673)
Оставление водителем места дорожно-транспортного происшествия, повлёкшее за собой причинение материального ущерба 2,000 - 5,000 (€ 269-673)
Оставление водителем места дорожно-транспортного происшествия, повлёкшее за собой причинение травм другим лицам 3,000 - 7,000 (€ 404-942)

В целях обеспечения исполнения наказания у нерезидентов Республики Хорватия проездные или другие документы, необходимые для пересечения границы, могут изыматься на срок более восьми дней.

В том случае, если нарушение совершается в первый раз и наказание за это нарушение не превышает HRK 1,000 (€ 135), то сотрудник полиции может вместо штрафа ограничиться предупреждением.

Штрафы за превышение скорости в Хорватии (HRK) :

При измерении скорости движения транспортного средства применяются следующие погрешности:

  • до 100 км/ч - погрешность составляет 10 км/ч
  • свыше 100 км/ч - 10% от измеряемой скорости

На практике за превышение скорости менее 10 км/ч штраф выписывается очень редко.

Полезная информация

Бензин

1.33 1.41 1.31 0.59 на 09.10.2019

В Хорватии доступен неэтилированный бензин (95 и 98) и дизельное топливо (dizel ). Этилированный бензин отсутствует.

Газовые заправки (LPG) имеются на большинстве заправок на автомагистралях. Цены на газ на автомагистралях на HRK 0.20 выше, чем за их пределами.

Список и карты газовых заправок (1.9 Mб) на территории республик бывшей Югославии.

Средние цены на все виды топлива по состоянию на 09.10.2019 :

  • Скорая помощь - 194
  • Дорожная служба - 987
  • Обязательное оборудование

    Оборудование, которое необходимо иметь в автомобиле:

    • Знак аварийной остановки - кроме мотоциклов. При движении с прицепом необходимо два знака.
    • Светоотражающий жилет - обязателен при выходе из автомобиля, остановившегося на проезжей части дороги или обочине, в ночное время или в условиях плохой видимости.
    • Автомобильная аптечка первой помощи
    • Запасное колесо - или комплект для его ремонта
    • Комплект запасных ламп - не требуется для ксенона, неона и подобных им ламп.

    Зимнее оборудование

    Зимние шины

    Использование зимнего оборудования является обязательным с 15 ноября до 15 апреля для ТС общей массой до 3.5 т только при наличии на дорогах сплошного слоя снега или льда.

    Под зимним оборудованием понимаются зимние шины (M + S), которыми оборудованы все колёса, или летние шины с глубиной протектора не менее 4 мм с цепями, надетыми на ведущие колёса.

    Несмотря на положения предыдущего пункта, министр транспорта может ввести на определённый срок и на определённых дорогах обязательное использование зимнего оборудования для определённых категорий ТС независимо от того, есть ли на этих дорогах снег или лёд. За нарушение - штраф HRK 700 (€ 94).

    Шипованные шины

    Использование шипованных шин запрещено .

    Цепи противоскольжения

    Цепи противоскольжения разрешается использовать только если этого требуют погодные условия (высота снега не менее 5 см или лёд на дороге).

    В регионах Горски-Котар (Gorski kotar) и Лика (Lika) цепи противоскольжения являются обязательными независимо от типа используемых шин.

    Использование радар-детекторов и анти-радаров запрещено . В случае обнаружения приведёт к штрафу в размере HRK 2,000 (€ 269) и конфискации устройства.

    Белорусскому автотуристу многое в Хорватии покажется необычным и привлекательным: отличные дороги, приветливые и расслабленные хорваты-водители, информативные дорожные указатели. А еще горы, туннели под ними, серпантины и эстакады через ущелья. От вида за окном дух захватывает. Главное не нарушать хорватские правила — белорусские штрафы покажутся детским лепетом.

    Где заправляться

    Езда по Хорватии с сухим баком может плохо закончиться: здесь вам не равнина, на горных дорогах (а здесь практически все дороги через горы) заправки встречаются редко — в среднем на расстоянии 30−45 км друг от друга. Заглохнуть на серпантине — удовольствие ниже среднего.

    Стоимость топлива на всех заправках примерно одинаковая. Поэтому искать «лучшую цену» смысла нет — 95-й почти везде стоит 1.39 евро, 98-й — 1.47 евро. Дизель в Хорватии дешевле — 1.33 евро. Кстати, хорваты пользуются своей валютой — куной. Курс обмена этим летом — 7,4 куны за евро. На больших заправках евро тоже принимают к оплате. Но выгоднее расплачиваться все же национальной валютой.

    На заправках часто можно увидеть предложение поменять валюту по высокому курсу. Хитрость в том, что за операцию возьмут комиссию. Так что меняйте куны в банках или в «меняльницах».

    Дороги и манеры

    Хорваты не агрессивны, терпеливо ждут, пока вы «тупите» на перекрестке. Нужна помощь — окажут. Не понимаете по-хорватски? Объяснят по-английски, по-итальянски, по-немецки — большинство хорватов владеют хотя бы одним из распространенных иностранных языков.

    Кстати, привычных для нас крестообразных перекрестков на хорватских дорогах немного: в основном они с круговым движением. Мне это показалось удобным. Подрезать здесь не принято, перестраивающегося пропускают. В общем, улыбаемся и машем.


    В городах движение неспешное, разрешенная скорость — 50 км/ч. За все время не встретил ни одного «шумахера» с хорватскими номерами. Максимально разрешенная скорость на автобанах — 130 км/ч, но занимать крайнюю левую и ехать 139 км/ч здесь нельзя — немцы и австрийцы по привычке ездят гораздо быстрее.

    Качество дорог — отменное. Даже сельские дороги чаще всего с асфальтным покрытием. Грунтовку, думаю, тоже найти можно, но мы такой целью не задавались.

    В Хорватию мы заезжали через Словению. На въезде и выезде из страны до сих пор существует паспортный контроль. Правда, до нашего ему далеко — даже из машины выходить не надо. После пограничного контроля начинается платная дорога. Объехать ее не получится: на въезде и на выезде с нее установлены специальные пункты со шлагбаумами. Подъезжаем, жмем кнопку, получаем талон. Терять его нельзя, в противном случае придется платить не за часть автобана, а за всю протяженность платного автобана.


    На съезде с платной дороги оплатить проезд можно или наличными живому кассиру в будке, или карточкой через автомат. Для каждого способа оплаты выделена своя полоса, обозначенная понятными картинками. Сумма оплаты зависит от пройденного расстояния. Например, участок трассы А9 от границы до съезда на Пореч обошелся в пару евро.

    Кроме платных дорог есть еще платные туннели и мосты. Например, при переезде на новое место дислокации в город Црквеницу платить пришлось и за автобан, и за туннель «Учка». Он проложен под одноименной горой, протяженность — 5,062 м, стоимость проезда — 4 евро. Отмечу, что эта цена для легкового авто без прицепа. Отдельно нужно заплатить за проезд по мосту на остров Крк — почти 5 евро.

    Впрочем, можно сэкономить: платные автобаны часто дублируют бесплатные дороги — они более узкие, идут через горные села.


    Отметим, что на хорватских магистралях места для отдыха встречаются так же редко, как и заправки. Обочин практически нет — вместо них отбойник и вид на живописное ущелье. В экстренных случаях останавливаться можно в небольших карманах, обозначенных знаком SOS. При этом нужно машину покинуть, надеть жилет и зайти за ограждение.

    Еще одно открытие: навигатор не учитывает, едете ли вы по равнине или по горам. В Црквенице к нашим апартаментам он повел коротким путем, а это оказалось почти вертикально вверх. Да, это тоже была улочка с асфальтом, но она для спуска. Улицы этого городка идут горизонтальными террасами по склону горы, дороги представляют собой серпантин, по которому и нужно взбираться вверх.

    Полиция и штрафы

    Как выглядит хорватский полицейский? Хороший вопрос. Их за десять дней мы так и не встретили. Но это не значит, что их нет. Местные говорят, что штрафы им выписывают регулярно. Для этого нужно нарушить правила дорожного движения.

    Максимально допустимый уровень алкоголя в крови 0,5 промилле. Позволите себе лишнего — выпишут штраф. Например, за «выхлоп» до одного промилле — до 405 евро. У водителей до 24 лет в крови вообще не должно быть алкоголя.

    Если уровень алкоголя в крови превысит 1,5 промилле, то заплатить придется уже более 2 тысяч евро. За езду в пьяном виде у туристов могут изъять права на 8 дней.

    С ближним светом ездить обязательно 24 часа в сутки с последнего воскресенья октября по последнее воскресенье марта. Штраф 40 евро.


    За нарушение ПДД в туннелях, например, за езду без света — 70 евро.

    Детей нужно перевозить в детских креслах. Штраф за нарушения правил перевозки детей — почти 70 евро. За «ремень», разговор по телефону — столько же.

    Превышать скорость в Хорватии дорого. За лишние 10 км/ч — 40 евро. Максимальный штраф — более 2 тысяч евро выпишут за превышение свыше 50 км/ч. Использование радар-детекторов в Хорватии наказуемо. Во-первых, конфискуют, во-вторых, 270 евро штрафа.

    Парковки


    По воскресеньям парковка в большинстве мест бесплатна. В остальные дни за парковку в центре любого города нужно платить. В Порече, например, постоять в центре стоит от 1,5 до 3 евро в час.

    Заезд на большие парковки — через шлагбаум, получив при этом в автомате талон. Оплата при выезде наличными или картой. Для этого нужно вставить талон парковки в автомат. На некоторых парковках камера считывает номер автомобиля и шлагбаум поднимается автоматически.

    Парковки у гипермаркетов, как правило, бесплатные, но на некоторых есть ограничение по времени. В Црквенице, например, с парковки гипермаркета можно уехать, лишь предъявив талон, полученный на въезде, и кассовый чек магазина. Но местные знают способ обмануть систему: машина без талона почти вплотную пристраивается к той, у которой все легально, и со стоянки под шлагбаум выезжают сразу две машины.

    В крупных городах существует также деление на зоны. Красная — это центр, здесь максимальное время стоянки 1 час, в желтой — 2 часа и в зеленой — 3 часа. Талоны для оплаты покупаются в автоматах и кладутся под лобовое стекло.

    За соблюдением оплаченного времени в Хорватии пристально следят, и нарушителей штрафуют. И это будет не просто квитанция под дворником — здесь блокируют колеса. Снятие блокиратора обойдется от 14 до 40 евро.

    Связь и интернет

    В Хорватии действуют три оператора мобильной связи: T-Hrvatski Telecom, VIP и Tele2. Подключиться к Wi-Fi можно на любой заправке, в магазине, кафе, на пляжах. Поэтому тратиться на местную симку особой необходимости нет.

    В том возрасте, когда мама звала меня в девять вечера домой, я время от времени спрашивала у родителей: почему в других странах и моря есть, и вулканы, а у нас - ничего. Мама хваталась за голову и восклицала: "Вулканов нам и не хватало!.." Если же подумать, то ужаснее моря белорусу можно пожелать только конец света. Приезжаешь на море и на протяжении 20 км береговой линии здороваешься со всеми: вот дворовый хулиган Петя, который теперь работает в Москве, а на выходных на море приезжает. На родину. Здесь под зонтиком прячется бывший одноклассник Василий, который был в тебя тайно влюблен и поэтому все время дергал за косички, а здесь соседи из бабулиной деревни, и им ужасно интересно, почему ты на море родном появляешься редко, а по заграницам катаешься часто. И так 20 км. Поэтому все-таки хорошо, что моря у нас нет: преодолев трудности за место под солнцем в каком-нибудь посольстве, можно уехать из страны и забыть об отсутствии морского чуда как минимум на недели две.

    Мы решили ничего не планировать (так думала вся семья, зато я по ночам в тайном воздыхании изучала на форумах особенности балканских культур) и поехать в Хорватию на машине, если папе дадут отпуск. Отпуск выпадал на август, у нас был автомобиль ("резервирование" дороги отпадает) , по совету любителей Хорватии жилье можно не бронировать заранее (и зря, но об этом позже). Промежуточные отели, как рассказывали, тоже на дорогах валяются - их мы не бронировали.

    Выезжали из Минска 9.08 в пятницу вечером (экипаж: мама-папа, Маша (5 лет) -Ксюша (1,8) , предварительно цветы в горшочках вручив соседям. Серебристый минивен рено эспейс (меня часто спрашивают про машину, поэтому уточняю) + навигатор с видео регистратором roadmaх (Ю. П., это специально для тебя:)) , коляска-прогулка, спальник (второй купим в Польше), палатка, игрушки-книжки-подушки-пледы и запасное колесо, которое нам очень пригодится. По планам мы собирались на ночь остановиться в Кобрине, утром поехать дальше. Конечно же, утром о своих больших планах мы и не вспомнили: спали как спящие красавицы и один красавиц.

    Маршрут я долго изучала на форумах. У каждого путешественника есть свой проверенный вариант. Поэтому действительно трудно определиться, что выбрать. Несколько моментов я все-таки взяла на вооружение:

    1. в навигатор нельзя вводить начальный пункт А и конечный Z. Между А и Z нужно вводить ВСЕ промежуточные крупные пункты, которые вы хотите пересечь, иначе можете поехать по кривым и ломанным дорожкам: навигатор посчитает, что " это зеленый путь ", и вы ему ничего не докажете.

    2. заранее лучше просмотреть фишки платных дорог пересекаемых стран и особенности их пдд на autotraveler.ru

    3. поискать на форумах, какие дороги Польши на ремонте в этом году.

    4. чтобы Польшу проскочить максимально быстро, запланировать транзит по РП на выходные (в это время здесь значительно меньше фур, вероятность попасть в их колонну сводиться к нулю).

    Маршрут до Хорватии был таков: Минск - (здесь живет наша бабушка) - - Бяла-Подляска (заезжали по делам) - Люблин - Красник - Жешув (Rzeszow - обратите внимание на это название для навигатора) - Прешов (Словакия) - Кошице - Мишкольц (Венгрия) - Будапешт - Карловац (Хорватия) - - Слунь - - ()

    Возвращаться мы будем другим маршрутом. Почему? В этом маршруте участок по Польше выглядит не самым лучшим образом для быстрой езды: много населенных пунктов (очень маленьких, которые располагаются на промежуточных участках между большими пунктами и вынуждают постоянно снижать скорость), если вы при этом попадете на ремонт дороги (мы не попали), ваше перемещение еще значительно замедлится.

    По советам бывалых путешественников Австрия была рекомендована для просмотра даже по трассе. Поэтому мы решили посмотреть ее на обратном пути, а заодно эмпирическим путем убедиться, какой же маршрут удобнее для езды в Хорватию . Признаться честно, чтобы посмотреть горные красоты Австрии, нужно ехать совершенно по другим маршрутам с конкретной целью посмотреть бесподобные серпатины Альп: в Австрии есть специальные горные дороги, относящиеся к заповедникам, проезд по ним стоит в пределах 30 евро. Но те виды, которые проносятся за окном, когда вы едете по трассе, возможно, восхитительны, если ехать со стороны равнин белорусских. Мы ехали из Хорватии, и после ее горных видов ничего внушительного уже не увидели (глаз замылился:)).

    Итак , назад мы будем ехать по такому маршруту :

    Платные дороги. Платные дороги везде, кроме Польши (в Польше есть отдельные маленькие участки, но мы их не пересекали). С оплатой все очень строго, штрафы большие. На выезде из Польши, если ехать по маршруту из Жешува (маршрут смотри выше), можно купить виньетки во все близлежащие страны - Словакию, Чехию, Австрию, Венгрию (для Венгрии вы покупаете не виньетку, не пугайтесь: вас за ваши деньги внесут в базу данных, и дадут вам чек - автомобиль на автомагистрале будет сфотографирован, и номер сверен с данными в базе). Для внесения в базу вам нужно показать тех. паспорт. Стоимость виньеток зависит от срока, на который вы их приобретаете. Подробности по каждой стране можно посмотреть на autotraveler.ru , но я нашла несоответствия в ценах (может, вина всему спекуляция на границах?) Покупать виньетки на границе Польши со Словакией можно за евро или злоты. Выгоднее платить в евро. Мы покупали виньетку в Словакию (на autotraveler цена указана как 10 евро, мы платили за 10 дней 14 евро) и оплачивали венгерские дороги (10 или 11 евро, на сайте указано 10 за 10 дней) за польские злоты.

    Дороги Хорватии оплачиваются в соответствии с расстоянием, которое вы проедете по автомагистрали. Платить можно в евро или кунах (здесь тоже нужно внимательно относится к сдаче - мы заметили нечестность по отношению к туристам на пунктах оплаты).

    На границе Хорватии со Словенией продаются словенские и австрийские виньетки, платить можно кунами или евро, цена - 15 и 8. 30 евро на 10 дней. Нашла чек за чешскую виньетку - 17 евро. В информации на autotraveler цена приблизительно 12 (спекуляция?)

    На белорусскую границу с Польшей мы выехали в 8.30 в воскресенье, прошли границу за полтора часа - около 11 мы в Польше. Для тех, кто хотел бы избавиться от всяких приключений на белорусской границе, вот несколько советов:

    1. Заранее купите зеленую карту (автомобильная страховка, которая распространяется на страны ЕС). Это можно сделать также и на пограничных пунктах пропуска.
    2. Посмотрите очереди на границе онлайн и решите, где вы быстрее проедете.
    3. Если вы путешествуете на автомобиле с ребенком до трех лет, предупредите об этом пограничника, и вас пропустят без очереди с белорусской стороны. Со стороны Польши, Литвы или Латвии вас уже не пропустят - привилегиями там обладают только дипломаты.
    4. Если вы везете с собой много фототехники или любой другой техники, лучше задекларируйте ее по дороге в ЕС, или возьмите любые доказательства того, что с этим вы едете еще из Минска (Москвы, Пекина и т.д.). Как бы смешно это ни звучало, но, если ваша машина чем-то не понравится и по возращению домой вас решат отправить на досмотр, вы можете провести пару часов, доказывая, что ваш личный «инвентарь» – это ваш «инвентарь», и вы не везете его на продажу, он не превышает 1500 евро, и вообще, уже лет пять находится в вашем пользовании (подробнее о том, как успешно и быстро проехать транзитом через Беларусь, я писала ).

    Наша история только начинается, а значит, продолжение следует. До встречи на... !

    текст и фото Зарина Бобко


    По странному стечению случайных и неслучайных жизненных обстоятельств, но именно страны бывшей Югославии вашему покорному слуге удалось исколесить вдоль и поперек, причем не по одному разу. Сербия, Черногория, Босния и Герцеговина и даже Словения удивительным образом раскрывались в своей красоте и самобытности тем больше, чем чаще там приходилось бывать. И во многом это происходило благодаря автомобилю, на котором удавалось заезжать туда, куда не летит ни один самолет и не завезет ни один туристический автобус.

    Как доехать из России прямо до Черногории на машине, – .

    Как всегда, у каждого правила есть исключение. Вот и такая жемчужина Адриатического побережья, как Хорватия, почему-то пряталась, скрывалась, уворачивалась от моего внимания, но, в конце концов, сдалась – «Dobro došli u Hrvatsku»!

    Первым делом стоит сказать, что добраться из России в Хорватию можно разными способами, в том числе и прямо на автомобиле. Поскольку за плечами подобный опыт имеется, стоит предупредить, что путь ждет неблизкий и нелёгкий – минимум под три тысячи километров и три-четыре дня пути в одну сторону.

    И хотя такая поездка дарит просто огромное количество впечатлений и богата событиями, рекомендовать её мы можем только истинным любителям приключений. Да и как показала практика, из-за стоимости топлива в Европе финансово такой способ оказывается не особо выгоднее путёвки с билетом на самолёт. Так что, летим!

    Для посещения Хорватии гражданам России требуется национальная виза, которая оформляется заранее. Страна - член ЕС, но ни в шенгенскую, ни в евровую зону не входит. Поэтому с хорватской визой в другие страны евросоглашения не попасть, однако с уже открытым «мультишенгеном» дополнительные разрешения на въезд не требуются. Нет никаких ограничений и на использование в Хорватии водительских удостоверений российского образца.

    Территория современной Хорватии (особенно побережье Адриатики) имеет древнейшую и богатейшую историю, ведущую своё начало аж с третьего тысячелетия до нашей эры. Кто только не оставил здесь свой след! Страна успела застать расцвет и могущество Древней Греции, Римской и Византийской империй, побывав в разное время их колонией, а также пройти все этапы средневековых европейских распрей.

    Несмотря на это, Хорватию в подавляющем большинстве населяют славяне, впервые начавшие осваивать эти земли ещё в седьмом веке нашей эры. Возможно, именно по этой причине наши соотечественники так любят ездить отдыхать в гости во многом к братскому народу.

    Один из признаков этого этнографического родства - национальный язык, на котором, в общем-то, говорят во всех балканских странах. И хотя, записанный на латинице, россиянам он может показаться чужим и непонятным, на самом деле, в хорватском и русском языках множество однокоренных и схожих по значению слов. Благодаря этому даже в отдаленных от курортных зон регионах практически всегда можно объясниться и понять хотя бы смысл того, что спрашивают или отвечают.

    Национальная валюта - хорватская куна (HRK). В грубом округлении равна шести российским рублям или чуть больше одной шестой евро по курсу на конец мая 2014 года. Однако на всей туристической территории Хорватии без проблем принимают к оплате и евро, не говоря уже о кредитных картах.

    Но вернемся к автомобилям. Как нетрудно догадаться, взять машину напрокат в туристической стране проще простого. Компаний, предоставляющих эту услугу, пруд пруди. Хочешь – бронируй авто заранее через Интернет со встречей прямо в аэропорту, хочешь – бери уже по прилёту в том же аэропорту или в отеле. Причем взять напрокат можно и скутер, и даже квадроцикл. Отметим только, что ранняя бронь заметно выгоднее – цены в приотельных конторах высоковаты.

    Минимальная стоимость, за которую можно арендовать автомобиль, – около 20-25 евро в сутки. Цены на кабриолеты начинаются в среднем от 50-60 евро. Однако в пик летнего сезона цены вырастают в два-три раза!

    С нашей точки зрения оптимальным для Хорватии автомобилем является компактный хэтчбек с дизельным мотором. Имея хороший запас крутящего момента, двигатель легко идет в гору по многочисленным серпантинам, потребляя при этом минимум топлива. А компактные размеры позволят втискиваться в узкие улочки и тесные парковки курортных городков.

    Традиционно в Хорватии различают три курортные области: побережье залива Кварнер, Истрию и Долмацию. На знакомстве с последней мы и остановимся.

    Столица этой области и второй по величине после Загреба - красивейший город Сплит. Если собираетесь активно путешествовать по Долмации, именно этот населенный пункт стоит рассматривать в качестве отправной точки, поскольку Сплит имеет крайне выгодное местоположение, являясь центром пересечения основных дорог и путей, расходящихся по стране.

    Отсюда можно легко доехать и до южного Дубровника, и до северного Задара, и до Загреба, столицы страны, по скоростному шоссе A1. Кроме того, из Сплита ходят паромы до многочисленных заселенных островов, где тоже есть на что посмотреть.

    Качество дорог в Хорватии в большинстве случаев отличное. В отдалённых местностях, конечно, встречаются подразбитые участки. Однако даже такие редкие островки колдобин не вызывают необходимости резко оттормаживаться или экстренно уходить в сторону. Отдельная история – серпантины. Из всех Балканских стран в Хорватии они самые ухоженные и широкие, хотя отбойники со стороны обрыва тоже встречаются нечасто – будьте аккуратны.

    А ещё, на фоне своих соседей, в Хорватии самые дисциплинированные водители. В Сербии и Черногории местные жители на горных дорогах порой водят так, как будто у них в запасе несколько жизней.

    Полиция на Хорватских дорогах встречается нечасто, однако расслабляться не нужно. Когда надо, она может появиться как из-под земли. Надо сказать, что местные жители жестко правила дорожного движения не соблюдают, но придерживаются минимальной погрешности, ибо штрафы могут достигать нескольких сотен евро.

    Ответственность хорватских водителей такова, что позволяет использовать довольно лояльные ограничения к количеству выпитого алкоголя. Правда, до 24 лет за рулём пить нельзя – строго 0,00 промилле. А вот после достижения этого возраста – до 0,5 промилле, что позволяло автору этого текста смело выпивать за обедом пару бокалов красного вина.

    Как и любая средиземноморская страна, Хорватия славится своим виноделием. Даже ординарное столовое вино имеет неплохой вкус. Однако средняя стоимость недорогого вина выше, чем в той же Германии или Франции – около 10 евро в магазине. Массовые, но считающиеся более качественными вина достигают 20-30 евро за бутылку. Кстати, если собираетесь вывозить вино из Хорватии, покупайте его заранее в местных магазинах и сдавайте в багаж. В Duty Free такое же вино в полтора раза дороже.

    Не может не порадовать и хорватская кухня, наравне с другими балканскими странами. Любопытно, что здесь великолепно готовят как рыбу, так и мясо, причем во всех видах! Поэтому в идеале – за ужином заказывать и то, и другое, чтобы попробовать всё.

    Имейте в виду, что славянская щедрость позволяет заказывать одно блюдо на двоих – порции очень большие, не считая того, что почти к каждому основному блюду полагается традиционный гарнир – тарелка варёной картошки со шпинатом. Однако и стоимость соответствующая: например, поднос с горячими морепродуктами обойдётся на двоих в 60-70 евро.

    Описывать красоты старого Сплита во главе с основной достопримечательностью – дворцом Диоклетиана постройки 305 года нашей эры бессмысленно – это надо видеть, изучать, слушать и восхищаться. Скажем так: древнеримский город позволит с головой окунуться в свою 1700-летнюю историю и задержаться здесь на несколько дней, прежде чем отправиться дальше.

    А дальше рекомендую отправиться в город Трогир, расположенный в 30 километрах от Сплита. Он, конечно, не такой масштабный и впечатляющий, но своим уютом и историческим разнообразием достоин того, чтобы провести здесь хотя бы день.

    В переплетающихся узких улочках Старого Города можно увидеть и римское наследие, и венецианскую архитектуру. А ещё – послушать народные песни местных талантов, исполняющих произведения исключительно а капелла.

    Конечно же, необходимо посетить один из многочисленных островов, которыми буквально "устлано" всё побережье. Интересно, что местные жители используют их, по сути, в качестве дач, куда добираются каждый сезон либо на собственных парусниках или яхтах, либо на паромах.

    Но есть и большие острова, где существуют довольно крупные населенные пункты с постоянными жителями. Одно из таких мест - остров Хвар. Добраться туда можно на пароме из того же Сплита.

    Имейте в виду, изучив расписание отправлений и выбрав удобное время, приезжать лучше где-то за полчаса. Поскольку сло чимест на пароме – ограниченно, а очередь в летний сезон может оказаться немаленькой. Платить придётся отдельно за машину и отдельно – за каждого пассажира. Суммарная стоимость билетов из Сплита до Старого Города, расположенного на западном побережье острова Хвар, на автомобиль и двух человек составит 304 куны или около 40 евро в одну сторону. Время в пути составит около трех часов.

    Сразу оговоримся, что для тех, кто не очень любит плавать на кораблях, попасть на остров или вернуться на материк можно с восточной стороны острова. Из островного поселка Сучурай до городка Дрвеник меньше часа пути на пароме. Кстати, в огромной и комфортабельной кают-компании парома мало того что совсем не чувствуется качки, так ещё можно запросто поспать, выпить-закусить или поиграть во что-нибудь. Особенно интересна ферма будет тем, кто причастен к сельскому хозяйству в России. Например, видеть помидоры, растущие вне теплицы, вместо яблоневого сада – оливковый и виноградный, курятник под открытым небом и южные сорта овощей очень непривычно. Эх, климат позволяет.

    Типичный «автопарк» местных крестьян: небольшой тракторок для сельских работ, микроавтобус для всех членов семьи, выполняющий при необходимости функцию грузовика и, хоть и старая, но парадно-выездная машина до столицы. Как говорится, на все случаи жизни.

    Закончить путешествие по острову можно в рыбацком поселке Сучурай на восточной окраине острова (80 км от западного). В ожидании парома обязательно стоит отведать свежайшей рыбы и морепродуктов в практически домашних ресторанчиках да поговорить о жизни с местными рыбаками, которые и составляют основное население городка.

    К сожалению, задержаться подольше в Хорватии было никак нельзя. А ведь очень хотелось! Столько ещё осталось без внимания, что я всерьез задумался о том, чтобы провести здесь как-нибудь пару недель отпуска. Без всяких скидок, Хорватия – жемчужина Балкан.

    Самая красивая, самая интересная и самая разносторонняя страна, если сравнивать её, к примеру, с адриатическими Черногорией и Словенией или материковой Сербией. Но и самая дорогая из них. Средние цены на путевки, как и цены в самой стране, в полтора раза превышают черногорские… Правда, оно того стоит!