Как поставить контактный трамблер на ваз 2106. Контактная система зажигания

Многие считают, что ремонтировать или перебирать трамблер на ВАЗ 2106 нецелесообразно – проще поставить новый. Не всегда это утверждение верно.

Ресурс трамблера 30-50 тыс. км., поэтому если он вышел из строя раньше, имеет смысл заняться ремонтом, ведь, скорее всего, износились только несколько деталей. К тому же, можно произвести своеобразную профилактику и существенно увеличить его срок службы.

Трамблер ВАЗ 2106 – довольно сложный механизм, поэтому при работе с ним желательно маркировать все детали, чтобы после сборки он работал в штатном режиме. После того как вы сняли трамблер, нужно отщелкнуть скобы и снять крышку.

Под ней находится ротор, который крепится двумя винтами. Открутите их и снимите ротор. Под ним на металлической пластине регулятора находятся два противостоящих подпружиненных груза. Перед тем как их снимать пометьте один из них и пружину, чтобы не перепутать при сборке.

Затем нужно отвернуть винт, который входит в корпус с обратной стороны возле вакуумного регулятора, и снять закрепленный им конденсатор.

Под пластиной регулятора с грузами находится контактная группа, закрепленная двумя винтами. Открутите винты и снимите ее. Тяга от вакуумного регулятора защищена фиксатором, который нужно снять.

Теперь, освободив тягу, можно откручивать болты крепления вакуумного усилителя к корпусу трамблера и отсоединить его. Для того чтобы снять вал вместе с опорной пластиной, нужно выбить стопорный штифт, который находится в маслозащитном кольце.

Когда штифт выбит, можно снять кольцо и стопорную шайбу, после чего снять сам вал. Теперь можно снять подшипник с обоймой, которые находились под опорной пластиной. В снятой ранее контактной группе нужно освободить ось от двух шайб, после чего снять сам контакт. Трамблер разобран и теперь можно приступать к оценке его состояния.

В первую очередь следует обратить внимание на состояние подшипника вала и наличие в нем смазки – если подшипник имеет следы износа или же на манжетах есть следы утечки смазки, он подлежит замене. Проверьте состояние вала, особенно место его контакта с внутренней втулкой корпуса и саму втулку.

Если есть видимые следы износа вала или втулки (что редко, но случается), лучше заменить их вместе (если заменить только одну деталь, то в процессе «притирки» новая начнет деформировать старую). Просмотрите все клеммы трамблера и контактной группы – на них не должно быть малейших следов окисла.

Если проступила ржавчина, нужно аккуратно зачистить ее наждачкой-нулевкой, после чего промыть в бензине, высушить и протереть сухой тряпкой. Проверьте работу вакуумного регулятора – вдавите тягу и зажмите рукой штуцер. Если тяга не выходит – все в порядке.

Выше описаны все основные неисправности, но все же уделите внимание каждой детали – если что-то имеет следы износа, лучше заменить сразу, чтобы дважды не выполнять одну и ту же работу.

Правильно выставленное зажигание - залог правильной работы двигателя и его беспроблемного запуска. Кроме всего прочего, от момента зажигания зависит расход топлива и динамические показатели автомобиля, из-за не правильно выставленного зажигания может возникнуть , которая может привести к необратимым последствиям и . На вопрос, как выставить зажигание, у каждого автомобилиста имеется свой ответ, одни делают это на "глазок", другие используют стробоскоп, есть также те, кто принципиально пользуется услугам автосервисов. Как бы там ни было, главное - результат, а то при помощи чего вы это сделали уже не имеет принципиального значения.

Для того, чтобы выставить зажигание на ВАЗ 2106 вам потребуется:

  • Ключ на "13";
  • Контролька (вольтметр или лампочка на 12 Вольт);
  • Свечной ключ.

Зажигание выставляется по первому или четвертому цилиндру, сегодня мы рассмотрим первый вариант.

Момент зажигания ВАЗ 2106 выставляется по меткам на крышке , там есть три метки, короткая средняя и длинная.

  1. Короткая метка соответствует – углу опережения равному 10°.
  2. Средняя - 5°.
  3. Длинная - 0°.

ВМТ (верхняя мертвая точка) обозначена на ободе шкива, а на шкива напротив этой метки есть специальный наплыв.

Предназначение трамблера в автомобиле ВАЗ 2106 – регулировать своевременную подачу искры на свечи. Те, кому хоть немного знакомо устройство двигателя знают, что рабочий ход в цилиндрах совершается поочередно. У каждого двигателя, свой порядок работы. Например, у ВАЗ 2106, цилиндры работают в таком порядке 1-3-2-4. В момент рабочего хода, когда поршень находится в верхнем положении, трамблер должен подать искру. Иначе, без него, не было б бесперебойной работы всего механизма.

Устройство

Трамблер автомобиля ВАЗ 2106 имеет довольно несложное устройство, по сравнению с другими узлами и механизмами двигателя. Самое первое, что кинется Вам в глаза, при осмотре трамблера – его крышка. Она имеет 5 отверстий – 1 по центру и 4 по краям. Они предназначены для контактов свечей и стартера. Также, возле одного из крайних отверстий, обязательно должна быть нанесена циферка «1». Она отличает контакт первого цилиндра, от остальных контактов. Это дает возможность выставить работу свечей в правильном порядке. Обычно, в ВАЗ 2106, напротив контакта первой свечи находится четвертая, слева – вторая, а справа, соответственно – третья.

Крышка трамблера надевается на его корпус. Он служит для того, чтоб защищать все детали, находящиеся в нем, от повреждений. Также, на нем есть регулировочный винтик. Он помогает выставить правильное зажигание. Очень часто, двигатель может работать нестабильно из-за того, что у свечей ранее, или наоборот, позднее зажигание. Это заметно сказывается на скорости и мощности автомобиля. Для того, чтоб выставить зажигание, нужно послабить винтик, и проворачивать трамблер по собственной оси – сперва влево, а потом вправо. Двигать нужно буквально на пару миллиметров, и каждый раз проверять зажигание. Если машина завелась без проблем, и при больших оборотах не давится, то тогда, можете себя поздравить – установка завершена.

Внутри трамблера располагаются такие детали, как:

  • Ротор;
  • Кулачек;
  • Прерыватель;
  • Подвижный контакт;
  • Конденсатор.

Эксплуатация

Поскольку, речь идет о электрическом приборе, то он имеет свойство часто выходить из строя. В таком случае, некоторым деталям потребуется замена. Устройство трамблера двигателя ВАЗ 2106, имеет, в основном, одноразовые детали, в виде контактов и прочих подобных механизмов. Как можно понять, нужна ли замена деталей, или трамблер работает нормально?

Первым признаком того, что устройство трамблера имеет повреждение, является изменение оборотов при холостом ходу. Если обороты работают не стабильно, значит проблема, скорее всего в данном приборе. Часто, нужно просто выставить зажигание, и проблема пропадет.

Более тяжелый случай, когда автомобиль глохнет на ходу. Это уже свидетельствует о более серьезной поломке. Чаще всего, такое происходит тогда, когда контакты практически на исходе своего срока эксплуатации, и не выдерживают нагрузок. В таком случае, неисправное устройство следует заменить, а зажигание заново выставить.

И наконец, самый тяжелый тип поломки – когда двигатель ВАЗ 2106 полностью отказывается заводится. Вообще, многолетняя практика показывает, что двигатель может не заводится по многим причинам. Для того, чтоб наверняка знать, что это неисправен трамблер, Вам нужно будет снять его, и установить новый. Выставить зажигание, и попробовать завести мотор. Если получится, то тогда, проблемная зона выявлена верно. Часто, при такой поломке помогает установка нового трамблера, но иногда, можно и воскресить старый. Этим должны заниматься специалисты, иначе, толку не будет, а только зря потраченное время.

Как известно, правильно отрегулированное зажигание ВАЗ 2106 – это не только , но и серьезная экономия топлива. Поэтому при первых симптомах первым делом рекомендуем произвести диагностику всей системы с последующей регулировкой. Ниже будут описаны признаки , а также способы его настройки.


Признаки неправильной установки угла опережения зажигания ВАЗ 2106

  1. Во время движения автомобиль не развивает максимальные обороты
  2. Повышенный
  3. Перебои в работе на холостом ходу
  4. Перегрев двигателя
  5. Детонация двигателя после его остановки
  6. Стук пальцев при резком нажатии педали газа во время движения автомобиля.

Как отрегулировать зажигание ВАЗ 2106

Весь процесс сводится к трем этапам:

  1. Изменение угла замкнутого состояния контактов (УЗСК)
  2. Изменение угла опережения зажигания (УОЗ)
  3. Проверка регулировки зажигания во время движения автомобиля

Регулировка угла замкнутого состояния контактов (УЗСК)

Данную регулировку производим, если у вас на автомобиле установлены классическая или .
  1. Снимаем крышку трамблера. Для классического зажигания перед регулировкой с помощью надфиля зачищаем контакты в трамблере и проверяем плотность их прилегания друг к другу. При необходимости аккуратно поджимаем неподвижный контакт.
  2. С помощью специального ключа проворачиваем коленвал, пока расстояние между контактами не будет максимальное (если такого ключа нет, то включаем четвертую передачу и потихоньку толкаем автомобиль)
  3. Отворачиваем винт, который фиксирует контактную группу на пластине подшипника
  4. С помощью щупа 0.4 мм регулируем контактную группу, чтобы щуп проходил впритирку с контактами
  5. Затягиваем винт и тем самым фиксируем положение контактной группы.
  6. Проверяем зазор с помощью щупов 0,35 мм и 0,45 мм. При этом более тонкий щуп должен свободно перемещается между контактов, а тот, что по толще вообще не должен проходить между ними.

В процессе этой регулировки мы получили нужный зазор контактов трамблера. Но на самом деле критичным является именно угол замкнутого состояния контактов (УЗСК). Как правило, точный угол присутствует только в новых трамблерах, когда нет выработки в контактах. Поэтому после регулировки зазора рекомендуется проверить угол, он должен составлять 55°±3°.


Как определит угол замкнутого состояния контактов (УЗСК)

Для проверки вам понадобится электронный тахометр, который имеет функцию измерения УЗСК или другое подобное устройство с такой же функцией.


Регулировка опережения зажигания с помощью лампочки

Для выполнения регулировки зажигания ВАЗ 2106 с помощью этого способа вам понадобится лампочка на 12 вольт и ключ для вращения коленвала.
  1. Ключом проворачиваем коленвал до тех пор, пока метки не совпадут, таким образом, как показано на рисунке и при этом бегунок трамблера стоял на высоковольтном проводе первого цилиндра.
  2. Подключаем один контакт лампочки к проводу, который идет на катушку зажигания ваз 2106 , а второй на массу.
  3. Вынимаем центральный провод с трамблера и прислоняем к массе автомобиля
  4. Ослабляем болт фиксации корпуса трамблера и .
  5. Проворачиваем трамблер по часовой стрелке, пока лампочка не погаснет, что свидетельствует о размыкании контактов.
  6. Затем медленно вращаем в обратную сторону. Контакты должны сомкнутся, и лампочка погаснет.
  7. Теперь медленно вращаем, корпус трамблера по часовой стрелке пока лампочка снова не загорится.
  8. Фиксируем это положение винтом.

В случаи если в автомобиле используется транзисторная или тиристорная система зажигания, то при этой регулировке вам понадобится вольтметр или диодный пробник, так как напряжения может не хватить для горения лампочки.


Проверка регулировок зажигания ВАЗ 2106 во время движения автомобиля

  1. Прогрейте двигатель до оптимальной температуры
  2. На ровном участке дороге разгоните автомобиль до скорости 40-50 км/ч. и, включив 4-ую передачу, резко нажмите на педаль газа. При этом в двигателе должны прослушиваться в течении 1-2 секунд характерные детонационные стуки, и автомобиль должен набирать скорость. Если этого не происходит, то проверните трамблер на одно деление, расположенное на шкале у его основания, против часовой стрелки.
  3. Если наоборот, детонация присутствует более долгий промежуток времени, поверните ваз 2106 на одно деление по часовой стрелке.

Если во время этих регулировок положение трамблер существенно изменилось по сравнению с положением, найденном на втором этапе, то это является признаком неисправности в работе трамблера, либо в существенном от номинального.

Его основные функции заключаются в том, чтобы производить распределение высокого напряжения на свечи. Его также называют распределителем зажигания, из-за особых выполняемых функций. На классической серии автомобилей ВАЗ он смонтирован на самом двигателе. Находится он слева, устанавливается внутрь шестерни привода дополнительных механизмов.

Общие сведения

Корпус изготовлен из специальных алюминиевых сплавов. В нём размещается контактная группа. Сверху находится пластиковая крышка, в которой установлен подвижный угольный контакт в самом центре. С его помощью передается на бегунок трамблера двигателя внутреннего сгорания. В самом центре распределителя располагается ось, которая приводит в действие контактную группу и непосредственно бегунок.

Крышка распределителя изготовлена из специальной пластмассы. В ней имеется пять выводов для соединения с К центральному выводу производится подключение Четыре остальные необходимы, чтобы производить коммутацию со свечами зажигания. При помощи специального вала передается крутящий момент от шестерни привода, расположенной в блоке двигателя. Вращение вала осуществляется в специальной втулке, изготовленной из металлокерамики.

Другие элементы распределителя зажигания

Алюминиевый корпус включает в себя множество мелких механизмов, в том числе и контактную группу. Она крепится на подвижной пластине при помощи двух болтов. Регулировка зазора производится путем вращения контактной группы на пластине при условии, что болты крепления слегка оттянуты. Сверху находится бегунок, располагается он непосредственно на оси трамблера. Стоит рассмотреть конструкцию более подробно, ведь трамблер ВАЗ 2106 - это «сердце» системы зажигания.

Основная его часть изготовлена из металла. А вот в верхней пластиковой крышке бегунка находится небольшая выемка, внутри которой смонтирован постоянный резистор с сопротивлением 5-6 кОм. С его помощью производится защита от радиопомех. Распределитель нуждается в постоянном уходе. Его нужно своевременно смазывать, заменять контактную группу и крышку. Чистка грузиков, расположенных под бегунком, также необходима.

Как заменить крышку

Если вдруг вышел из строя подвижный контакт внутри крышки либо появилась поломка бегунка (обычно это происходит при пробое постоянного сопротивления), необходимо произвести замену этих элементов. Бегунок можно проверять при помощи мультиметра. Все работы начинаются с того, что отключается электропроводка автомобиля от аккумулятора. После этого снимают крышку с распределителя и начинается непосредственно ремонт трамблера ВАЗ 2106.

Чтобы это сделать, необходимо отщелкнуть фиксаторы. Загляните внутрь крышки и визуально оцените состояние центрального угольного контакта. Можно даже аккуратно пальцем попробовать его подвигать, чтобы убедиться в неисправности. Также смотрите всю крышку, чтобы на ней не было никаких повреждений, в частности, трещин и сколов.

Если внутри крышки имеется очень много пыли, то это говорит о том, что угольный контакт чрезмерно износился. В этом случае поможет только замена крышки. Хотя, временно может помочь очистка всей внутренней поверхности при помощи растворителя. Замена крышки трамблёра несложная, нужно лишь отключить все бронепровода и установить их на новую. Стоит отметить, что при чрезмерном износе втулок нужно только заменять трамблер ВАЗ 2106. Цена его в среднем составляет 800-900 рублей.

Замена и проверка бегунка

На следующем шаге проверяете бегунок. В нём не должно быть ни обрывов, ни замыкания. Вооружаетесь мультиметром, заблаговременно очистите поверхность бегунка от пыли, а также зачистите металлические контакты, только лишь после этого производятся замеры. Устанавливаете мультиметр в режим измерения сопротивления с пределом до 10 кОм, подключаете его щупы к центральному и крайнему контактам бегунка. При исправном резисторе его сопротивление должно быть в диапазоне 5-6 кОм.

Если отклонение очень большое, то меняете бегунок полностью. Ставить только сопротивление бесполезно. Стоимость нового бегунка не очень большая, самый дорогой обойдется вам в 50 рублей. Для замены бегунка на трамблере ВАЗ 2106 вам потребуется вывернуть два болта, которыми он крепится к пластине на роторе. После этого снимаете пластиковый бегунок трамблера. Перед тем как установить новый, необходимо смазать ось грузиков, перед этим обязательно очистить всю поверхность от грязи.

Как смазать трамблер

Смазка трамблера ВАЗ 2106 необходима для правильной и стабильной его работы. Это позволит значительно увеличить срок службы всех подшипников и втулок, а также иных частей системы зажигания. Смазка может производиться любым моторным маслом. Главное, чтобы оно было чистым. Конечно, во время проведения работ необходимо учитывать, что смазка производится только лишь в тех местах, где это действительно необходимо. Потому не следует сильно заливать маслом распределитель. В ином же случае во время работы капли масла могут запросто попадать на контактную группу, что обязательно повлечет за собой сбой в работе двигателя.

Следовательно, может потребоваться и замена трамблера ВАЗ 2106. А это не очень дешевый узел. Сначала снимаете крышку на трамблере, выкручиваете скобу, расположенную возле левого фиксатора крышки. После открытия этой скобы вы получите доступ к втулке валика самого трамблёра. В это отверстие нужно налить не более четырех капель чистого моторного масла. После этого скоба наглухо закрывается. Для смазки контактной группы достаточно нанести на нее две капли моторного масла. На кулачке прерывателя имеется специальный фитилек, который необходимо пропитать маслом. Нанесите на него несколько небольших кабель.

Заключение

Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что трамблер ВАЗ 2106 нуждается в постоянном контроле, независимо от того, классическая или на вашем двигателе. Смазка и чистка нужна любому механизму. От этого напрямую зависит срок службы распределителя, а также двигателя, свечей, катушки, и всех остальных узлов автомобиля. Старайтесь как можно чаще проводить все необходимые настройки. В частности, при пользовании контактной системой, необходимо следить не только за но и замкнутого состояния рабочей группы.