Как продать машину после угона с перебитыми номерами. Можно ли легализовать автомобиль с перебитыми номерами? Договор комиссии — платить госпошлину или нет

По данным статистики, которая ведется Госавтоинспекцией, каждый год на территории Российской Федерации угоняется более 50 000 автотранспортных средств, что приводит к большой вероятности приобретения гражданами угнанного ранее автомобиля.

Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь к консультанту:

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ .

Это быстро и БЕСПЛАТНО !

Как не стать жертвой мошенников и что делать, если уже приобретено похищенное транспортное средство, читайте далее.

Стоит ли брать

Продажа после угона автомашин осуществляется:

  • частными лицами через специализированные площадки (авторынок) или сеть интернет (сайты, на которых размещаются объявление о продаже);
  • страховыми компаниями после выплаты компенсации владельцу транспортного средства по в связи с угоном автомобиля;
  • автосалонами. В организации автомашины могут попадать от частных лиц или страховых компаний;
  • иными лицами (частными), действующими на основании доверенности.

Меньше всего шансов приобрести нелегальный автотранспорт у страховой компании, так как каждая организация старается минимизировать свои убытки за счет реализации имущества.

Если по действующему страховому полису автовладельцу выплачена компенсация, то автоматически новым собственником становится страховая компания. В данной ситуации сделка по покупке похищенного автомобиля является полностью законной.

Больше всего проблем может возникнуть, если автомашина приобретается не у собственника, а у доверенного лица. Хозяин автомобиля может не знать о продаже транспортного средства и тогда на нового владельца может быть заведено уголовное дело.

Как правило, угнанные автотранспортные средства реализуются по более низкой цене, что и привлекает большое количество покупателей. Такие автомашины так же имеют «идеальное» техническое состояние и небольшой пробег.

Однако наряду с положительными аспектами сделки необходимо пояснить и ее отрицательные стороны, к которым относятся:

  • невозможность проведения регистрационных действий. В большинстве случаев после угона на автомобиле перебиваются номерные знаки, присвоенные транспортному средству при выпуске. В соответствии со статьей 24 обнаруженные признаки скрытия, фальсификации, деформации и подделки номеров на агрегатах машины являются основанием для отказа в постановке на учет;
  • сложность перепродажи. Данный фактор так же мотивируется статьей 24 Административного регламента;
  • возможность стать обвиняемым по уголовному делу о краже автомобильного транспорта ();

    Если транспортное средство, числящееся в розыске, будет обнаружено, то новому владельцу придется самостоятельно доказывать свою непричастность к совершенному преступлению.

  • возможность остаться без автомашины и денег, затраченных на его покупку. Если автомобиль будет обнаружен, то он будет возвращен законному владельцу, то есть лицу, у которого автотранспортное средство было угнано.

В этой ситуации получить денежные средства можно исключительно с продавца авто, если последний будет найден и правоохранительными органами будет доказано проведение сделки.

Таким образом, взвесив все существующие «за» и «против» каждому человеку самостоятельно решать, стоит ли приобретать ранее угнанный автомобиль.

Какие могут возникнуть трудности при покупке машины после угона

Итак, если сотрудник ГИБДД обнаружит автомашину, которая числится в базе розыска, то:

  1. Автомобиль будет перемещен на штрафную стоянку независимо от обстоятельств сделки по покупке, так как транспортное средство в данной ситуации является вещественным доказательством по заведенному ранее уголовному делу ().

    При изъятии автотранспортного средства составляется протокол, в котором указываются: причина задержания, место хранения, ФИО владельца, ФИО водителя, реквизиты автомашины и так далее.

  2. Водителю будет необходимо дать показания, от которых в дальнейшем зависит развитие событий.

В ходе проведения проверки по факту угона правоохранительными органами производится следующий комплекс мероприятий:

  • экспертиза на установление номерных знаков агрегатов автотранспорта;
  • розыскная деятельность;
  • проверка документов и так далее.

Если правоохранительными органами будет доказано, что новый собственник приобрел автомашину на законных основаниях, то есть он может предоставить ПТС, ТО (техосмотр), регистрационное свидетельство, договор купли-продажи, то человек будет проходить по уголовному делу свидетелем.

Данное обстоятельство не является «страшным», то требует определенного наличия времени (на посещение ОВД, суда, сбор документов, доказательств при необходимости и так далее).

Если в результате проверки будет выявлено, что сделка по купле транспортного средства произведена не вполне законно, например, отсутствует ПТС, то новый автовладелец может быть привлечен к уголовной ответственности.

Что делать владельцу при возврате угнанной машины

Узнать, числится ли автомобиль в розыске при его покупке можно:

  • при совершении регистрационных действий. Если транспортное средство является похищенным, то на регистрацию автотранспорта будет наложен запрет;
  • при проверке документов сотрудниками автоинспекции;
  • самостоятельно на сайте ГИБДД или ином стороннем интернет ресурсе, предоставляющим подобную услугу.

Для проверки на сайте автоинспекции необходимо в специальную форму, находящуюся в разделе «Сервисы» — «Проверка автомобиля» ввести номер VIN, номера кузова или шасси, которые необходимо предварительно уточнить у продавца.

Если проверяется автомобиль с перебитыми номерами, то в результате проверки будет выведено сообщение об отсутствии транспортного средства с указанными знаками отличия.

Если угнанное авто было приобретено и в ходе эксплуатации или регистрации выявлен данный фактор, то после эвакуации транспортного средства на штрафную стоянку и возврата его законному собственнику необходимо попытаться вернуть затраченные денежные средства:

  • если автомашина была приобретена в автосалоне и данная организация на момент обнаружения факта продажи угнанного авто существует, то вернуть деньги не составит большого труда. Достаточно обратиться непосредственно в автосалон, предоставив квитанцию об оплате и документы об изъятии машины. В крайнем случае, вернуть деньги можно через суд;
  • если автомобиль приобретен у частного лица, то ситуация с возвратом денежных средств может сложиться двумя способами:
    • личность продавца установлена. Покупателю необходимо собрать все документы о покупке и изъятии машины и обратиться в суд. Если продавец является платежеспособным или имеет какое-либо имущество, находящееся в собственности, то денежные средства будут возвращены в указанный в решении суда срок. Если продавец краденного авто не является платежеспособным, то деньги будут возвращаться покупателю по частям. Процедурой возврата денежных средств по решению суда занимаются приставы;
    • личность продавца не установлена. В данной ситуации будет заведено уголовное дело по факту мошенничества, и продавец будет устанавливаться следственными органами. Если полиции удастся обнаружить продавца, то к нему можно будет предъявить иск о возврате денег. Если продавец угнанного транспортного средства не будет найден, то и деньги вернуть не получится.
  • если машина приобретена по генеральной доверенности, то доказать факт получения денег злоумышленником практически не получится.

Основной фактор, который имеет существую роль, заключается в том, что предъявить исковые требования по возврату затраченной денежной суммы может исключительно собственник автомобиля, а лицо, действующее на основании доверенности, таковым не является.

На сколько отличаются в цене такие транспортные средства

Кадр из оперативной съемки

После вступления в силу нового регламента о регистрации автомобилей машины, на которых была изменена заводская маркировка (VIN), перестали ставить на учет, когда они возвращались к законным владельцам. Например, у владельца угнали автомобиль, но через какое-то время нашли, правда, оказалось, что номера на нем уже перебиты. В результате непонятно, что делать хозяину возвращенного автомобиля. Номера перебиты, значит, на учет его уже не поставишь, продать тоже не получится. Как пишет «Российская газета», политика МВД в этом вопросе объяснима: криминальные машины необходимо удалить с рынка, и сделать это так, чтобы угон стал малопривлекательным занятием. Однако попутно страдают и те, кто стал жертвой самих угонщиков.

Госавтоинспекция разъяснила, что если маркировка на автомобиле не соответствует той, что указана в паспорте транспортного средства, в регистрации откажут. Однако если эксперту удастся установить первоначальный номер, нанесенный заводом-изготовителем, то после проверок будет принято процессуальное решение о возможности проведения регистрационных действий. Сведения о проведенных проверках будут внесены в особые отметки паспорта транспортного средства, а также в учетные данные автомобиля. Сейчас готовятся поправки в действующий регламент, которые отдельно пропишут порядок действий в отношении похищенных, но возвращенных машин.

Одновременно с этим готовятся и дополнения в проект закона «О регистрации транспортных средств», который ожидает второго чтения в Госдуме. В них предлагается наносить дублирующую маркировку, если родная была изменена угонщиками. Однако специалистов это несколько настораживает - здесь достаточно любого самого ничтожного пробела в законодательстве, чтобы криминальный бизнес нашел лазейку.

«РГ» рассматривает такой случай из судебной практики: машину угнали, а потом нашли. Прежний собственник ее продал, и новый пытался через суд поставить ее на учет. При этом реальных доказательств того, что якобы найденный автомобиль действительно тот, практически не было. Некий непонятный эксперт установил номер этого автомобиля по сомнительной наклейке под сиденьем. Суд согласился с доводами ГИБДД и оставил жалобу без удовлетворения. Таких исков - огромное количество.То есть в суд обращается третье лицо, которое купило машину, бывшую в угоне, у собственника. Причем приметы, по которым эти машины были идентифицированы, достаточно сомнительны.

Страховщики на основе статистических данных составили рейтинг городов с наиболее высокой частотой угонов автомобилей в 2013 году. Лидируют в этом списке Самара, Пермь и Москва. По мнению экспертов, самыми рисковыми для автовладельцев всегда будут города-миллионники, крупные транспортные узлы и населенные пункты вблизи границы.

Вкратце, суть такова: если угонщики «перебили» номера, то владелец должен получить заверенную копию справки от криминалиста, установившего факт «перебития». Ещё потребуется постановление следователя того УВД, что открывало уголовное дело по факту угона. Я не говорился - именно открывало, так как расследованием таких дел полицейские почти не занимаются. Просто открывают - и впоследствии закрывают, за невозможностью установить виновника.

С этими документами владелец идёт в ГАИ, где ему выдают новое свидетельство о регистрации. В ПТС при этом вносится пометка об изменении ВИНа. Не требуется даже повторный осмотр автомобиля, достаточно справки.

Вроде, всё логично: пришёл, поставил отметку, катайся на здоровье, твоей вины в произошедшем нет.

Но ГИБДД не было бы ГИБДД, если бы разъясняя, не запутала бы ситуацию ещё больше. Приведём цитату:

«При обнаружении признаков скрытия, подделки, изменения, уничтожения идентификационной маркировки, нанесенной на транспортные средства, либо подделки представленных документов, несоответствия транспортных средств и номерных агрегатов сведениям, указанным в представленных документах, или регистрационным данным, а также при наличии сведений о нахождении транспортных средств, номерных агрегатов в розыске или представленных документов в числе утраченных (похищенных) в предоставлении государственной услуги по постановке на регистрационный учет транспортного средства гражданину будет отказано».

Если продраться сквозь суконность стиля, то станет ясно, что ГБДД противоречит сама себе.

Смотрите. Мы находим собственный автомобиль с перебитыми номерами. Нам великодушно предлагают его перерегистрировать. Но если обнаружат, что маркировка изменена или уничтожена, то в регистрации откажут.

Те, кто писал это разъяснение, находятся не в ладах со здравым смыслом. Ведь если угонщики изменили маркировку, то они её изменили. Не нужно быть семи пядей во лбу, чтобы при перерегистрации обнаружить этот факт и на этом основании вынести отказ. То есть, мы приносим справку, что Волга впадает в Каспийское море и что мы в этом не виноваты. А нам вежливо так: погодите, не трясите тут своими бумажками. Сейчас мы всё проверим, и если окажется, что Волга впадает в Каспийское море, то пеняйте на себя!

Шестым чувством я понимаю, что ГИБДД хотела сказать что-то другое, более осмысленное. Но сказала именно это.

Ладно, предположим ГИБДД завтра выпустит разъяснение к разъяснению, где процент казуистичности будет поменьше и мы поймём смысл происходящего. Тогда появится другая проблема. Не проблема, даже, а окошко для тех, у кого машина УЖЕ «перебита». Для легализации её нужно будет объявить в угон, потом прийти в полицию с заявлением о том, что машину видели там-то. Машину счастливо «находят», устанавливают факт «перебития», передают владельцу - и вуаля, он со справочкой от криминалиста идёт машину перерегистрировать.

А что ему сможет помешать? Какие аргументы «против» будут у регистрационного отделения?

Видимо, предвидя такое развитие событий, ГИБДД и подстраховалась канцелярской фразой, приведённой в качестве цитаты выше.

Что ж, ждём дополнительных разъяснений.

К нам часто обращаются клиенты, которые сталкиваются с несущейся на всех парах бюрократической машиной правоохранительных органов.

У автолюбителя неприятности - угнали автомобиль. Число транспортных средств, реально найденных после угона, в нашей стране катастрофически мало - это порядка 5-10%. В официальных сводках процент значительно выше - 35-45%, но это простая «магия» цифр. В этот список включают псевдопреступления: человек банально забыл, куда поставил автомобиль, а на следующий день вспомнил или его нашли в соседнем дворе. Преступление, однако, уже зарегистрировано, уголовное дело возбуждено, но раз автомобиль обнаружен - раскрытое дело пополняет успешную статистику правоохранительных органов. Нередки случаи, когда малолетние «угонщики» берут транспортные средства своих родителей, а попавшись сотрудникам ГИБДД, оказываются злостными преступниками: родители пишут заявление об угоне, ведь для их малолетних чад ответственность за неправомерное завладение автомобилем без цели хищения наступит только после 14 лет. А факт угона и героического раскрытия дела - налицо. Ещё один вариант «угона» - владелец автомобиля скрывается с , находясь в состоянии алкогольного или наркотического опьянения, а затем прячет машину и заявляет об угоне.

Автомобиль нашли после угона

Но в нашей статье речь пойдет о реальных угонах и тех автовладельцах, которым посчастливилось . Сразу оговорюсь, что получение транспортного средства из следственных органов - процесс довольно длительный. Он включает , допрос потерпевшего, опознание, отправку и получение запросов в подразделения ГИБДД и дилерские центры, а также прочие процедуры, которые следователь сочтет необходимыми. Процесс может длиться полгода, а иногда и дольше.

Сложности при постановке машины после угона на учет

Но давайте сначала о хорошем. После прохождения всех процедур «счастливый» обладатель возвращенного автомобиля отправляется в ГИБДД для регистрации своего транспортного средства, где автомобиль снова обретает законного владельца.

Как продать машину возвращенную после угона?

Но вот наступает момент, когда автолюбитель решает продать свой автомобиль. И тут возникает новая проблема - в свидетельстве о регистрации транспортного средства написано: «Без права продажи, передачи и отчуждения». Разобравшись в ситуации, собственник обнаруживает, что основанием для этой записи послужило постановление следователя о признании его автомобиля вещественным доказательством по уголовному делу. Основанием для передачи транспортного средства законному владельцу являлась сохранная расписка, в которой указано, что он обязуется хранить на протяжении всего срока расследования по уголовному делу. А срок давности преступлений, предусмотренных ст. 158 УК РФ может достигать 15 лет, так что перспектива продажи автомобиля в ближайшее время становится малореальной.

Снять ограничения с автомобиля, наложенные следователем

Тогда автовладелец приходит к нам. И наши юристы проводят работу, в результате которой отменяются все ограничения нашего клиента в правах, закрепленных в ст. 35 Конституции РФ (право иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им), а автомобиль благополучно обретает нового владельца.

Вкратце, суть такова: если угонщики «перебили» номера, то владелец должен получить заверенную копию справки от криминалиста, установившего факт «перебития». Ещё потребуется постановление следователя того УВД, что открывало уголовное дело по факту угона. Я не говорился - именно открывало, так как расследованием таких дел полицейские почти не занимаются. Просто открывают - и впоследствии закрывают, за невозможностью установить виновника.

С этими документами владелец идёт в ГАИ, где ему выдают новое свидетельство о регистрации. В ПТС при этом вносится пометка об изменении ВИНа. Не требуется даже повторный осмотр автомобиля, достаточно справки.

Вроде, всё логично: пришёл, поставил отметку, катайся на здоровье, твоей вины в произошедшем нет.

Но ГИБДД не было бы ГИБДД, если бы разъясняя, не запутала бы ситуацию ещё больше. Приведём цитату:

«При обнаружении признаков скрытия, подделки, изменения, уничтожения идентификационной маркировки, нанесенной на транспортные средства, либо подделки представленных документов, несоответствия транспортных средств и номерных агрегатов сведениям, указанным в представленных документах, или регистрационным данным, а также при наличии сведений о нахождении транспортных средств, номерных агрегатов в розыске или представленных документов в числе утраченных (похищенных) в предоставлении государственной услуги по постановке на регистрационный учет транспортного средства гражданину будет отказано».

Если продраться сквозь суконность стиля, то станет ясно, что ГБДД противоречит сама себе.

Смотрите. Мы находим собственный автомобиль с перебитыми номерами. Нам великодушно предлагают его перерегистрировать. Но если обнаружат, что маркировка изменена или уничтожена, то в регистрации откажут.

Те, кто писал это разъяснение, находятся не в ладах со здравым смыслом. Ведь если угонщики изменили маркировку, то они её изменили. Не нужно быть семи пядей во лбу, чтобы при перерегистрации обнаружить этот факт и на этом основании вынести отказ. То есть, мы приносим справку, что Волга впадает в Каспийское море и что мы в этом не виноваты. А нам вежливо так: погодите, не трясите тут своими бумажками. Сейчас мы всё проверим, и если окажется, что Волга впадает в Каспийское море, то пеняйте на себя!

Шестым чувством я понимаю, что ГИБДД хотела сказать что-то другое, более осмысленное. Но сказала именно это.

Ладно, предположим ГИБДД завтра выпустит разъяснение к разъяснению, где процент казуистичности будет поменьше и мы поймём смысл происходящего. Тогда появится другая проблема. Не проблема, даже, а окошко для тех, у кого машина УЖЕ «перебита». Для легализации её нужно будет объявить в угон, потом прийти в полицию с заявлением о том, что машину видели там-то. Машину счастливо «находят», устанавливают факт «перебития», передают владельцу - и вуаля, он со справочкой от криминалиста идёт машину перерегистрировать.

А что ему сможет помешать? Какие аргументы «против» будут у регистрационного отделения?

Видимо, предвидя такое развитие событий, ГИБДД и подстраховалась канцелярской фразой, приведённой в качестве цитаты выше.

Что ж, ждём дополнительных разъяснений.