Как проверить моторное масло на его пригодность к работе. Проверяем моторное масло на качество в домашних условиях Проверка качества масла в двигателе

Для всех типов моторных масел имеется свой срок службы. После которого оно становится — непригодным! На этикетках бутылки с маслом есть указания пробега автомобиля через который необходимо его заменить.

Но эти параметры не учитывают условия при которых машина будет работать на этом нем. Например: периодические стояния в пробках, когда машина не двигается, а ее двигатель все равно работает, и частая эксплуатация по городу — значительно сокращает срок службы масла.

В таком случае не стоит полагаться на указания и стараться наблюдать за качеством уже залитого — самостоятельно.

Как узнать о состоянии залитого в двигателе масла?
Это легко сделать — по капле с масляного щупа из двигателя. Необходимо один раз капнуть на лист бумаги и подождать 15 минут, пока капля пропитается и сформирует четкое пятно. Теперь просто сравниваем полученный образец с представленными в таблице ниже. Образцы капель моторного масла


cвежее масло

масло немного
работавшее

работавшее масло

рабочее масло
с мех. примесями

рабочее масло
в удовл. состоянии

рабочее масло
в плохом состоянии

нерабочее масло

масло с перегретого
двигателя

Капля должна быть не более — 3 сантиметров в диаметре. По бумажной пробе масла учитывают три зоны капли. Цвет и рисунок пятна, а так же — равномерность растекания.


Чистое масло , без примесей, оставляет — большое светлое пятно. Оно может вовсе исчезнуть через пару суток. Если позже пятно пожелтеет, окислится, значит масло работало в двигателе при повышенных температурах, что указывает на неисправности в работе мотора.

Чем светлее пятно в зоне ядра — тем работоспособнее проверяемое масло.
Сильное потемнение говорит о насыщении металлами и примесями и если такое масло оставить работать в двигателе дальше, износ двигателя увеличится в разы. Маленькая зона последнего кольца , диффузии, говорит о потере своих свойств у присадок, добавленных в масло для моющих и диспергирующих качеств. Такое масло может работать в моторе и дальше, но уже — не выполняя присадочных свойств.

Полное отсутствие последнего кольца говорит о присутствии воды и полной потере присадочных свойств. Если ядро такого масла густое и по цвету близкое к черному, значит — было неоднократно отработано и уже давно пришло в негодность! В других случаях масло просто состарилось о времени, вышел срок годности, или были нарушены условия его хранения. Вода наносит сильный вред моторным маслам.
Попадая в него в соотношении 0,2 % вода начинает быстро разлагать существующие в ней присадки. Далее при работе двигателя с таким маслом в трубках и каналах мотора забиваются густыми отложениями.
В дальнейшем это приводит — к поломкам деталей в двигателе!

Распад присадок увеличивает нагар на деталях, образуются — отложения, пены, пленки. Подбор моторного масла

Сохраняйте у себя полезные страницы!

Определить степень загрязнения , наличие в нем присадок, воды, антифриза и топлива можно без специального лабораторного оборудования и реактивов.

Метод капельной пробы

Этот метод основан на изучении бумажной хроматограммы, ее визуальной оценки и измерения диаметров зон масляной капли.

Хроматограмма состоит из 4 зон:

1 – ядро (центр капли), соответствует первичной зоне капли масла до ее растекания на бумаге. Все тяжелые нерастворимые механические примеси (пыль, грязь, частицы металла, сажа, кокс) оседают именно здесь. У чистого масла ядро отсутствует.

2 – краевая зона в виде темного кольца. Содержит малорастворимые органические примеси. Отсутствует у очень чистых и очень грязных масел. В процессе эксплуатации масла диаметр его краевой зоны увеличивается.

3 – зона диффузии масла с легкорастворимыми органическими примесями. Состоит из продуктов окисления и разложения масляных присадок.

4 – зона чистого масла . Наблюдается достаточно редко. Его появление свидетельствует об ухудшении моюще-диспергирующих свойств моторного масла либо о попадании в него некоторого количества топлива. Чем шире кольцо, тем большее количество топлива содержится в масле.

Выполнение капельной пробы

Для проверки моюще-диспергирующих свойств масла и оценки степени его загрязненности методом капельной пробы понадобится обеззоленный фильтр «синяя лента» либо белая фильтровальная бумага.

Можно воспользоваться фильтром для кофеварки. В крайнем случае, сгодится пористая белая офисная бумага с плотностью 80 г/м 2 . Гладкая, глянцевая или тисненая бумага для этих целей не подойдет.

Расположите бумагу строго горизонтально на гладкой поверхности, не обладающей впитывающими свойствами. С высоты 5 см нанесите на бумагу каплю нагретого до 90 0 С .

Высушите лист бумаги в духовке при температуре 100 0 С в течение 1 часа. При комнатной температуре сушка займет от 12 до 24 часов.

По завершении высыхания капли приступайте к анализу полученных результатов исследования.

Анализ хроматограммы

Пригодность моторного масла к эксплуатации определяют, рассчитывая коэфициент моюще-диспергирующей способности Кмд и коэффициент наличия механических примесей Кмпр. Их рассчитывают, измеряя диаметры ядра d1, краевой зоны d2, зоны диффузии d3 и используя простые формулы:

Кмд=d3/d2

Кмпр=d1/d2.

Моюще-диспергирующая способность масла считается ослабшей, если Кмд больше 1,3, на избыточное наличие механических примесей укажет значение Кмпр выше 0,75.

О качестве масла можно судить, визуально сравнивая характеристики хроматограммы с приведенными ниже цветовыми таблицами и диаграммами.

Ядро и краевая зона

Зона диффузии

Граница между зоной диффузии и зоной чистого масла

Зона чистого масла

На пригодность моторного масла напрямую укажет цвет ядра и зоны диффузии: чем они светлее, тем работоспособнее масло. В процессе эксплуатации масла с ростом количества механических примесей ядро и зона диффузии на хроматограмме будут приобретать более темный оттенок, а краевая зона станет понемногу исчезать.

По мере уменьшения содержания присадок и потерей маслом его моюще-диспергирующей способности зона диффузии хроматограммы станет уменьшаться, а зона чистого масла обретет очертания и заметно увеличится в размерах.

Удачи вам! Ни гвоздя, ни жезла!

Качественное моторное масло - основа длительной и беспроблемной работы двигателя. К сожалению, рынок сегодня заполнен подделками моторных масел. В основном это касается известных брендов, которые наиболее востребованы. Поэтому вопрос о приобретении качественного моторного масла сегодня стоит особенно остро. Есть несколько способов, как проверить моторное масло на подлинность.

Как отличить оригинальное масло от подделки

Ведущие производители моторных масел постоянно совершенствуют способы защиты своей продукции от подделок. Это неудивительно. Существует негласная статистика, согласно которой порядка 40% всех реализуемых моторных масел на российских рынках - контрафактная продукция.

Необязательно это будет масло, которое абсолютно не пригодно для эксплуатации. Часто в канистры известных брендов заливают дешевое минеральное масло с простейшим набором присадок, которое далеко от свойств оригинала, но тоже пригодно. Но иногда вместо масла попадается субстанция, которая способна в короткие сроки вывести двигатель из строя.

Рассмотрим несколько защитных приемов, реализуемых ведущими производителями, а также расскажем, как проверить моторное масло на подлинность.

Как проверить моторное масло на качество

Сегодня не существует достоверного способа проверить новое моторное масло на качество. Даже далеко не все лаборатории могут дать исчерпывающее заключение о свойствах и долговечности взятого на исследования образца.

Но существует ряд методик, которые могут косвенно свидетельствовать о качестве используемого моторного масла.

  1. Консистенция масла на щупе. На горячем двигателе необходимо извлечь щуп из картера и расположить вертикально. Качественное масло будет скапливать на конце щупа в каплю до определенного объема, только после этого отделяться и падать. Некачественное будет просто стекать струей.
  2. Нужно капнуть одну каплю масло со щупа на бумажную салфетку. По пятну можно судить о состоянии моторного масла. Если капля растекается равномерным жирным пятном с небольшим потемнением в центре - масло еще пригодно для эксплуатации. Если же масло не расползается, а остается в виде капли, или пятно имеет явные расслоения - масло непригодно.

Среди автовладельцев ходит множество методик, как проверить моторное масло на качество. По рассмотренным методикам о качестве масла можно судить при сопоставлении пройденного километража и результатов капельной пробы. Нормальное масло должно стабильно работать порядка 10 тысяч километров пробега. Если признаки деградации масла возникают раньше - скорее всего, масло слабого качества.

Хорошее моторное масло сегодня выбрать гораздо сложнее, чем какое-нибудь механическое приспособление (например, детское кресло в автомобиль ), так как без тщательного изучения в лабораторных условиях все способы проверки дают весьма условные результаты.

В нашем интернет-магазине сайт продаются только оригинальные масла, что подтверждается сертификатами качества и наличием всех элементов защиты от производителей.

Основным параметром при выборе моторного масла является степень его вязкости. Многие автолюбители слышали этот термин, встречали его на этикетках канистр с маслом, но вот что означают изображенные там цифры и буквы, а также зачем нужно применять эту технологическую жидкость с определенной степенью вязкости на определенном моторе, знают не все. Сегодня мы раскроем секреты вязкости моторных масел.

Прежде всего, определим значимость степени вязкости масла для двигателя. В двигателе множество деталей, которые во время работы соприкасаются друг с другом. В «сухом» двигателе работа таких деталей продлится недолго, так как из-за взаимного трения они истачиваются и относительно быстро выходят из строя. Поэтому в двигатель заливают моторное масло – техническую жидкость, которая покрывает все трущиеся детали масляной пленкой и предохраняет их от трения и износа. У каждого масла есть своя степень вязкости – то есть, состояние, в котором масло остается достаточно жидким для выполнения своего главной функции (смазки рабочих частей двигателя). Как известно, в отличие от охлаждающей жидкости, температура которой во время езды всегда стабильна и находится на уровне 85-90 градусов, моторное масло более подвержено воздействию внешних и внутренних температур, колебания которых весьма существенны (при некоторых условиях эксплуатации масло в двигателе разогревается до 150 градусов).

Чтобы избежать закипания масла, вследствие которого может быть нанесен ущерб двигателю машины, специалисты по изготовлению этой технической жидкости определяют его вязкость – то есть способность оставаться в рабочем состоянии при воздействии критических температур. Впервые степени вязкости масла были определены специалистами Американской ассоциации автомобильных инженеров (SAE). Именно эта аббревиатура встречается на упаковках масла. Следом за ней идут цифры, разделенные латинской буквой W (она означает приспособленност ь моторного масла к работе при низкой температуре) – например, 10W-40.

В этом ряду цифр 10W обозначает низкотемпературн ую вязкость – порог температуры, при которой двигатель автомобиля, заправленный этим маслом, может завестись «на холодную», а масляный насос прокачает техническую жидкость без угрозы сухого трения деталей мотора. В указанном примере минимальной температурой является «-30» (от цифры, стоящей перед буквой W отнимаем 40), в то время как, отняв от цифры 10 цифру 35, получаем «-25» — это так называемая критическая температура, при которой стартер сможет провернуть мотор и завестись. При этой температуре масло становится густым, но его вязкости все еще хватает, чтобы смазать трущиеся части двигателя. Таким образом, чем больше цифра перед буквой W, тем при меньшей минусовой температуре масло сможет пройти через насос и оказать «поддержку» стартеру. Если же перед буквой W стоит 0, то это означает, что масло прокачается насосом при температуре «-40», а стартер прокрутит двигатель при минимально возможной температуре «-35» — естественно, учитывая жизнеспособность аккумуляторной батареи и исправность .

Цифра «40», стоящая после буквы W в приведенном нами примере, обозначает высокотемператур ную вязкость – параметр, определяющий минимальную и максимальную вязкость масла при его рабочих температурах (от 100 до 150 градусов). Считается, что чем число после буквы W больше, тем вязкость моторного масла выше при указанных рабочих температурах. Точной информацией о том, с какой высокотемператур ной вязкостью масло необходимо для определенного двигателя, располагает исключительно производитель автомобиля. Так что рекомендуем соблюдать требования автопроизводител я к моторным маслам, которые обычно указываются в руководстве по эксплуатации.

Определяется степень вязкости масла по принятой международной номенклатуре SAE J300, в которой масла по степени вязкости делятся на три типа: зимние, летние и всесезонные. К зимним маслам по степени вязкости относят жидкости с параметрами SAE 0W, SAE 5W, SAE 10W, SAE 15W, SAE 20W. К летним маслам по степени вязкости относят жидкости с параметрами SAE 20, SAE 30, SAE 40, SAE 50, SAE 60. Наконец, к самым распространенным в настоящее время маслам по степени вязкости относятся всесезонные — SAE 0W-30, SAE 0W-40, SAE 5W-30, SAE 5W-40, SAE 10W-30, SAE 10W-40, SAE 15W-40, SAE 20W-40. Они – наиболее практичные из всех, так как их температурные параметры оптимально сбалансированы для применения при различных критических температурах.

Чтобы подобрать масло с оптимальной для вашего двигателя степенью вязкости, нужно руководствоватьс я двумя правилами.

1. Выбор степени вязкости масла по климатическим условиям. Не секрет, что масло с одной и той же степенью вязкости (например, SAE 0W-40) будет вести себя по-разному, когда автомобиль эксплуатируется в регионе страны с жарким или, напротив, холодным климатом. Поэтому при подборе масла нужно помнить, что чем выше температура воздуха в регионе, в котором эксплуатируется автомобиль, тем больше должен быть класс вязкости моторного масла, который можно определить по цифре, стоящей перед буквой W. Вот как выглядят температурные режимы, при которых рекомендуется использовать масло с той или иной степенью вязкости:

SAE 0W-30 — от -30° до +20°C;

SAE 0W-40 — от -30° до +35°C;

SAE 5W-30 — от -25° до +20°C;

SAE 5W-40 — от -25° до +35°C;

SAE 10W-30 — от -20° до +30°C;

SAE 10W-40 — от -20° до +35°C;

SAE 15W-40 — от -15° до +45°C;

SAE 20W-40 — от -10° до +45°C.

2. Выбор степени вязкости масла по сроку . Чем старше автомобиль, тем более изнашиваются в нем трущиеся пары – детали, которые в процессе работы силового агрегата соприкасаются друг с другом, и зазоры между ними увеличиваются. Соответственно, чтобы эти детали и в дальнейшем могли выполнять свои функции, необходимо, чтобы масляная пленка на их поверхностях была более вязкой. То есть, для двигателей, выработавших половину своего ресурса, необходимо покупать масла с большей степенью вязкости, а для новых – с меньшей.

Утверждение о том, что бесперебойная работа автомобильного двигателя зависит от применения только качественного масла, является аксиомой и не требует доказательств. Ошибка при подборе смазки, несомненно, нанесет определенный урон силовому агрегату, ускорив износ деталей и существенно приблизив день капремонта. Однако все это покажется лишь досадным недоразумением по сравнению с тем вредом, который автомобилю может причинить подделка моторного масла. Последствия применения фальсификата, как правило, очень серьезны, так как в роли смазочного материала здесь выступает жидкость, напоминающая масло лишь цветом и консистенцией.

Естественно, большинство автолюбителей относятся к своему «железному коню» как к верному товарищу и не экономят на его обслуживании, стараясь «кормить» только хорошими, дорогими горюче-смазочными материалами. Все это, без сомнения, очень похвально, но всегда нужно помнить, что высокая стоимость или известная марка товара еще не гарантируют стопроцентной защиты покупателя от приобретения подделки.

Состав фальсификата

Как правило, поддельная моторная смазка состоит из смеси индустриального «веретенного» масла с его самыми дешевыми, низкокачественными сортами, предназначенными для использования в двигателях тракторов или большегрузных авто. Очень часто попадаются жидкости, в состав которых входит регенерированная (восстановленная) «отработка». Поддельное масло по своей вязкости лишь приблизительно напоминает оригинальный продукт. Необходимые присадки, которые являются наиболее дорогостоящим компонентом настоящего моторного масла, в подделке или совсем отсутствуют, или находятся в очень низкой концентрации.

Последствия применения подделки

Разговор о том, как определить подделку моторного масла, нужно начать с выяснения степени ущерба, который будет нанесен двигателю при использовании контрафактных смазочных материалов:


Как отличить подделку от оригинала

Статистика утверждает, что около 40% автомобильных смазок, представленных на отечественном рынке, являются контрафактной продукцией. Что можно сделать, чтобы не попасться «на удочку» недобросовестного продавца? Ответ прост - нужно четко знать, как отличить настоящее моторное масло от подделки. Конечно, простому покупателю очень сложно сходу определить «фирменное» происхождение продукта, но советы специалистов могут оказать в этом деле серьезную помощь. Итак, на что нужно обращать внимание, приобретая смазочную жидкость.

Внешний вид

Канистра с жидкостью не должна иметь вмятин и сильных потертостей, говорящих о ее повторном использовании. Крышка емкости должна быть очень плотно привинчена к заливной горловине. Пломбировочное кольцо обязательно должно иметь «усики», которые крепко фиксируют пробку.

Внимание! При покупке моторного масла необходимо обязательно проверить целостность упаковки.

Этикетка

Наклейка на емкости, в которой упаковано моторное масло, имеет информацию о дате выработки смазки, времени ее розлива и номере партии. Необходимо помнить, что такие же данные должны обязательно быть проштампованы и на самой канистре.

Внимание! Разница между цифровой маркировкой на этикетке и упаковке масла говорит о контрафактном происхождении содержимого.

Стоимость

Многие спрашивают, как можно отличить оригинальное моторное масло от подделки по его стоимости. Ответ очевиден - качественная фирменная смазка не может продаваться по слишком низкой цене.

Внимание! Явно заниженная стоимость масла - это верный признак того, что товар является подделкой.

Место реализации

Покупка смазки в фирменном магазине, где продается товар, прошедший обязательную сертификацию и снабженный всеми необходимыми документами, существенно снизит риск приобретения подделки. К тому же, в случае обнаружения фальсификата, лицензированный продавец обязан будет оформить его возврат и вернуть деньги.

Внимание! Более 50% моторного масла, которое продается на автомобильных рынках или стихийных «развалах» является грубой подделкой, способной причинить серьезный вред деталям двигателя.


Как проверить масло после покупки

Допустим, что приобретенный товар вполне соответствовал всем вышеперечисленным требованиям, и его счастливый обладатель уже приготовился залить смазку в мотор. С этим ни в коем случае не стоит торопиться! Сначала нужно выяснить, насколько содержимое упаковки соответствует ее этикетке.

Самостоятельная проверка моторного масла на подлинность не занимает слишком много времени, не требует приложения особых усилий или применения сложного оборудования. Для выявления подделки достаточно будет выполнить ряд несложных действий:


Подводя итог

В заключение стоит еще раз напомнить основные правила, которые нужно соблюдать, приобретая масло для автомобильного двигателя:

  • не стоит покупать дешевую моторную смазку в маленьких магазинчиках, ларьках, на стихийных рынках или обочинах дорог;
  • необходимо обращать внимание на целостность и внешний вид упаковки, проверять информацию на этикетке, а также сравнивать ее с данными на самой емкости;
  • перед тем как залить моторное масло в двигатель, его нужно проверить на подлинность;
  • запустив мотор после замены смазочной жидкости, необходимо обратить особое внимание на показания датчика давления.

Надеемся, что наша информация подскажет вам, как отличить подделку моторного масла от настоящего качественного продукта. Существенную помощь в этом вопросе также может оказать просмотр данного видеоролика:

Напоследок хотелось бы дать всем автолюбителям один простой, но очень важный совет. Покупая смазку для двигателя, обязательно потребуйте товарный или кассовый чек. Только на основании этого документа недобросовестному продавцу можно предъявить претензии в случае приобретения подделки.