Как проверить работает ли аккумулятор на машине. Как проверить автомобильный аккумулятор мультиметром

Все аккумуляторные батареи (АКБ) в процессе эксплуатации разряжаются или приходят в непригодность. Чтобы неисправность не застала вас врасплох, нужно периодически проводить проверку аккумулятора. К тому же методов выполнения проверки существует несколько. Подробнее о том, как проверить аккумулятор автомобиля, и пойдет речь в данной статье.

Аккумуляторная батарея играет важную роль в работе автомобиля, являясь одним из основных элементов электрооборудования. АКБ выступает в качестве источника тока при неработающем двигателе. Задача аккумулятора заключается в выполнении нескольких функций, среди которых:

  • подача тока к стартеру во время запуска автомобиля;
  • питание всех электрических приборов при неработающем двигателе;
  • питание всех электрических приборов вместе с генератором при работающем двигателе.

На заметку! Совместная работа АКБ с генератором позволяет обеспечить переходные процессы, которые требуют большого количества тока. К тому же при совместной работе в электрической сети автомобиля происходит сглаживание пульсации тока .

Принцип работы аккумуляторной батареи достаточно простой. Заряженные частицы в аккумуляторе начинают двигаться после подключения к нагрузке. Это и приводит к образованию тока. В время зарядки аккумулятора от зарядного устройства (ЗУ) или генератора частицы начинают двигаться в обратном направлении. Это обусловлено тем, что напряжение заряда превышает напряжение аккумулятора, то есть, его номинальное значение.

Признаки неисправности аккумулятора

О том, что у вас сел или сломался аккумулятор, могут свидетельствовать некоторые признаки, среди которых:

  • двигатель стал заводиться очень вяло (стартер плохо крутит). Как правило, это говорит о низком заряде аккумулятора, которого не хватает для поджигания топливной смеси, так как искра достаточно слабая;
  • заряда аккумулятора надолго не хватает. Чаще всего с такой проблемой автомобилисты сталкиваются в зимнее время, когда полностью заряженной АКБ хватает только на несколько запусков двигателя. О быстром снижении заряда аккумуляторной батареи зачастую свидетельствует недостаточный уровень электролита.

Машина плохо заводится – признак неисправности АКБ

Игнорировать эти признаки нельзя, так как выйти из строя аккумулятор может в самое неподходящее время, например, где-то далеко за городом. Поэтому при первых признаках неисправной работы АКБ нужно немедленно проводить диагностику.

Распространенные причины

Причин неправильной работы АКБ может быть много. Рассмотрим самые распространенные из них:

  • невнимательность водителя. Нередко водители оставляют свое авто с включенными электрическими устройствами (магнитола, индикаторы, лампочки), из-за чего аккумулятор быстро разряжается;
  • плохое обслуживание устройства. Если не проводить периодическую очистку клемм аккумуляторной батареи, то риск возникновения поломки увеличивается. Также это может уменьшить срок эксплуатации;
  • длительное использование. Все детали автомобиля имеют срок службы. Это относится и к аккумулятору. После того, как гарантийный период работы АКБ закончится, в нем могут возникнуть различные процессы (сульфатация, окисление и т.д.);
  • низкое качество электрической проводки. Если на автомобиле была установлена некачественная проводка, то со временем она может гнить и протираться, что вызывает короткое замыкание или разряжение аккумуляторной батареи;
  • ошибки при подключении электроприборов. Это может ухудшить работу аккумулятора и привести к укорочению длительности его службы;
  • плохая работа генератора. Если генератор будет неисправный, то во время работы двигателя он не будет нормально заряжать АКБ. Чтобы устранить неисправность, необходимо проводить диагностику.

В большинстве случаев неисправности аккумуляторной батареи можно предупредить. Для этого нужно своевременно проводить ТО и ремонтировать свое авто только в качественных мастерских.

Способы проверки аккумулятора

Проверить состояние АКБ можно различными методами, среди которых диагностика с использованием нагрузочной вилки, мультиметра, зарядного устройства. Также в процессе проверки проводится внешний осмотр аккумулятора и проверка электролита. Теперь рассмотрим каждый из методов отдельно.

Визуальный осмотр

Внешний осмотр – это первое, что нужно сделать во время проверки автомобильного аккумулятора. На данном этапе можно выявить механические повреждения корпуса, окисление клемм или загрязнение поверхности АКБ. Специалисты рекомендуют проводить такую проверку регулярно, так как чистота аккумуляторной батареи тоже может влиять на ее функционирование. Процедура осмотра не отнимет у вас много времени, поэтому ее можно проводить каждый раз, когда вы поднимаете капот.


На заметку! Особое внимание при осмотре необходимо уделять клеммам аккумулятор. Плохое соединение в этих местах может стать причиной активного окисления. Осмотрите также корпус АКБ на наличие механических повреждений, например, трещин.

Если на поверхности аккумулятора вы обнаружили пыль, грязь или масло – удалите их с помощью ветоши. Без регулярной очистки устройство постепенно будет терять заряд из-за образование токопроводящего налета. Это и приведет к ухудшению работоспособности АКБ. Не будет лишним проверить надежность крепежных элементов.

Проверка нагрузочной вилкой

Шаг 1. Снимите крышку с плюсовой клеммы аккумуляторной батареи. Это можно сделать руками, без использования каких-либо инструментов.



Шаг 2. Подключите плюсовой провод нагрузочной вилки к положительной клемме аккумулятора (той, которую вы оголили). Как правило, на устройстве плюсовой провод окрашен в красный цвет.



Шаг 3. Подсоедините минусовый провод нагрузочной вилки к минусовой клемме аккумуляторной батареи.



Шаг 4. Подключите наконечник устройства (штырь) к плюсовой клемме АКБ. При этом нужно быть предельно осторожным, так как металлический штырь во время работы может сильно нагреваться.



Шаг 5. Проверьте показание измерителя напряжения. Если аккумуляторная батарея в хорошем состоянии, напряжение должно составлять от 12,4 до 12,7 вольт. По завершению процедуры нужно установить крышку обратно на плюсовую клемму.



Проверка плотности электролита

Проверка электролита в аккумуляторе – это еще один метод диагностики. Для этого нужно отсоединить от него клеммы и поставить АКБ на ровной поверхности. Затем отвинтите все крышки емкостей для электролита и посмотрите внутрь. При нормальных обстоятельствах уровень жидкости должен быть немного выше края свинцовых пластин (примерно на 10 мм).


Чтобы провести более точный замер, воспользуйтесь ареометром или специальной градуированной трубкой, которую нужно поместить внутрь аккумулятора до самого дна. После этого закройте пальцем верх трубки и вытащите трубку, чтобы измерить уровень электролита. Норма в данном случае – это 10-15 мм. Проводить проверку с помощью ареометра намного проще. Для этого просто возьмите пробу электролита (сделать это можно абсолютно из любой банки). Если все в порядке и АКБ полностью исправна, то устройство должно показать значение в районе 1,28 г/см3. Рекомендуемая периодичность замены составляет 1-2 раза в год.



С помощью мультиметра

Для начала нужно разобраться с тем, что такое мультиметр. Это специальное устройство, используемое для измерения напряжения. Если у вас нет такого прибора, то его можно одолжить у знакомых или соседей. Стоит отметить, что мультиметр не дорогой, поэтому если вы планируете в будущем самостоятельно ремонтировать электрооборудование на вашем авто, то он вам пригодиться. Лучше всего для этой цели подойдет цифровой мультиметр – он более практичен. Итак, приступим к проверке.

Шаг 1. Для начала нужно заглушить автомобиль и выключить зажигание.



Шаг 2. Снимите крышку с плюсовой клеммы аккумулятора. Проверьте и очистите клеммы от грязи, если в этом есть необходимость.



Шаг 3. Подключите плюсовой провод мультиметра к плюсовой клемме аккумулятора. Как уже отмечалось ранее, плюсовой вывод на вольтметре обычно красный.



Соедините «плюс» мультиметра с аккумулятором

Шаг 4. Подключите минусовый провод мультиметра к отрицательной клемме аккумуляторной батареи.



Теперь соедините «минус» мультиметра с АКБ

Шаг 5. Проверьте показания мультиметра. Если ваш аккумулятор в хорошем состоянии, напряжение должно составлять от 12,4 до 12,7 вольт. Показание меньше 12,4 вольт означает, что АКБ нуждается в подзарядке.



Если показания превышают 12,9 вольт, то в данном аккумуляторе избыточное напряжение. Включите фары и другие электрические приборы, чтобы устранить чрезмерный заряд поверхностного напряжения. Как правило, избыточное напряжение свидетельствует о том, что генератор автомобиля перегружен аккумуляторной батареей. После завершения процедуры установите крышку клеммы обратно.

Используя зарядное устройство

Если в вашем гараже есть зарядное устройство с цифровым табло, то вы можете проверить уровень заряда аккумуляторной батареи, не используя при этом вольтметр. Процедура не сложная, с ней сможет справиться каждый. Главное правило такой проверки – ЗУ не должно быть подключено к розетке, так как это может повлиять на показания прибора.


Чтобы проверить АКБ, нужно подсоединить зарядное устройство к его клеммам. Соответственно, плюсовой провод подсоединяете к плюсовой клемме, а минусовой – к минусу. После этого включите устройство, нажав специальную кнопку на его корпусе. Это запустит проверку, после чего считывайте полученные результаты.

Проверка АКБ без специальных приборов

Вы можете проверить автомобильный аккумулятор и без использования различных приборов. Многие производители устанавливают на аккумуляторы специальные датчики, указывающие уровень заряда. Если вы не знаете, как пользоваться таким датчиком – ознакомьтесь с инструкцией. Нередко производители размещают необходимую информацию на сам корпус АКБ.


Еще один метод проверки – с помощью фар. Включите ближний свет на холодном (остывшем) автомобиле на 5 минут и следите за светом. На протяжении этого времени яркость не должна пропадать. Если свет все-таки блекнет, то это, как правило, говорит о неисправности аккумулятора. Такой же самый тест, но с использованием звукового сигнала вместо света фар. Включите зажигание и подождите 1 минуту. После чего посигнальте несколько раз – если звук громкий, то все нормально, если тихий, тогда необходимо подзарядить аккумулятор.

Важно! Если в процессе проверки аккумуляторная батарея сильно нагрелась (для этого проверьте ее на ощупь), то эксплуатировать его дальше может быть опасным для здоровья водителя. Дело в том, что быстро нагревающийся аккумулятор может взорваться. В таком случае лучше не рисковать и купить новый АКБ.

В качестве заключения

Ознакомившись с инструкциями, вы знаете, как проверить автомобильный аккумулятор на исправность и что для этого может понадобиться. Но чтобы избежать различных неисправностей АКБ, нужно соблюдать некоторые рекомендации по уходу и эксплуатации:

  • регулярно проводите диагностику электрической проводки, генератора и других элементов бортовой сети;
  • следите за уровнем электролита и его плотностью;
  • периодически проводите зарядку аккумуляторной батареи с помощью ЗУ (каждые 3 месяца);
  • поддерживайте аккумулятор в чистоте, регулярно удаляйте скопившуюся пыль, грязь, остатки электролита и масла;
  • очищайте окислившиеся клеммы аккумулятора, обрабатывая их после этого специальной смазкой, которая применяется для электрических контактов.

Проверка аккумулятора автомобиля без специальных приборов

Надеемся, что наша статья была полезной для вас, дорогие автомобилисты, и вы подчеркнули для себя что-то новое. Если у вас есть пожелания или дополнения, то вы можете оставить их ниже в комментариях.

Видео – Проверка работоспособности автомобильного аккумулятора

Состояние аккумулятора автомобиля - предмет постоянной заботы владельца. Если за ним не следить, проблемы настигнут в самый неподходящий момент, и обижаться надо будет только на самого себя. Большинство водителей знает о важной и ответственной роли АКБ, выполняя осмотр и регулярно производя необходимое обслуживание. Но некоторые начинающие автолюбители не имеют представления, как проверить аккумулятор автомобиля на работоспособность, а также какие инструменты или приспособления для этого нужны. Вопрос важный, поэтому следует рассмотреть его со всех сторон.

Визуальный осмотр

Первым действием, выполняемым при осмотре АКБ, является обычный визуальный осмотр. Необходимо проверить, нет ли изъянов, видимых внешне:

  • Нарушения целостности корпуса.
  • Загрязнения, слой пыли или мелкого мусора.
  • Состояние клемм, наличие белого или зелёного налёта окислов.
  • Потёки электролита или влага.
  • Ослабление контакта клемм, отсутствие плотности прилегания.

Внешний осмотр аккумулятора надо производить регулярно. Он не отнимет много времени, но позволит обнаружить первые признаки износа или разрушения, сигнализирующие о необходимости ремонта или замены. Каждый раз, когда владелец заглядывает под капот автомобиля, он должен уделить несколько секунд для оценки внешнего вида АКБ. Обнаруженные загрязнения, лужицы воды или потёки электролита следует удалить ветошью. Для удаления потёков электролита можно использовать слабый раствор щёлочи (на 100 г воды берётся 5 г соды), после чего корпус насухо протирают сухой тряпкой. Допускать наличие влаги на корпусе нельзя, поскольку это приводит к ускоренному интенсивному саморазряду.

Корпус аккумуляторной батареи должен быть целым, а грязь на контактах отсутствовать

Ослабленный контакт клемм уменьшает пусковой ток, что замедляет процесс зарядки, ухудшает запуск двигателя. Вследствие увеличения сопротивления и плохого прилегания контактов образуется налёт окислов, клеммы сильно нагреваются, усугубляя проблему еще больше. Вопрос решается зачисткой клемм мелкой наждачной бумагой, затяжкой контактов и смазкой техническим вазелином. Можно поступить ещё проще - проверяя уровень масла в двигателе, достаточно прикоснуться концом щупа к контактам. Этой капельки масла достаточно, чтобы защитить поверхность клемм от возникновения налёта окислов.

Как проверить аккумулятор на работоспособность

Существует два явных признака выхода АКБ из строя:

  • Усилия стартера не хватает, чтобы завести двигатель. Искра слабая и поджечь топливную смесь она не в состоянии. Двигатель прокручивается с заметным трудом.
  • Заряд АКБ быстро заканчивается. Это особенно заметно в зимнее время, когда заряда хватает лишь на несколько запусков.

При появлении признаков снижения работоспособности АКБ следует определить причину быстрого исчезновения разряда. Не всегда в этом виноват сам аккумулятор, нередко источником проблемы являются другие элементы:

  • Слабый ток генератора не в состоянии качественно зарядить аккумулятор. Эту проблему надо решать на СТО.
  • Неправильно подключенные устройства и приборы также способствуют ускоренной разрядке АКБ.
  • Долгий срок службы аккумулятора, вызвавший износ устройства (сульфатация, механические повреждения, окисление).
  • Проблемы с электропроводкой. Со временем изоляция перетирается, и появляется возможность замыкания.
  • Неопытные или невнимательные водители нередко оставляют включенными некоторые приборы - магнитолу, индикаторы или лампочки. Это способствует расходу заряда АКБ.
  • Отсутствие обслуживания. Если не производится постоянный уход за аккумулятором, срок его службы начинает стремительно сокращаться.

Когда внешние причины расхода заряда устранены или не обнаружены, вероятность отказа аккумулятора значительно увеличивается. Необходимо произвести проверку его работоспособности. Существует несколько методов определения его состояния:

Уровень и плотность электролита

Этот способ проверки годится только для измерения заряда обслуживаемых аккумуляторов. Устройство устанавливают на горизонтальную поверхность, откручивают все пробки банок и визуально определяют количество электролита в каждой из них. Он должен быть примерно на 1 см выше уровня верхушек пластин. Если требуется более точная проверка, понадобятся градуированная или простая стеклянная трубка и линейка. Трубку опускают в электролит до упора в край пластины, свободный конец зажимают пальцем и вынимают её из банки. Измеряют длину столбика электролита, оставшегося в трубке. Она должна составлять 10-15 мм. Если уровень не соответствует номинальному значению, доливают до нужного количества дистиллированную воду. Подобным образом производят проверку уровня в каждой банке.

Немного устаревший ареометр с семью поплавками для измерения плотности электролита

Для проверки плотности понадобится ареометр. Он представляет собой стеклянную колбу, на верхнем конце которой установлена резиновая груша, а внутри находится поплавок с нанесённой шкалой (градуировкой). Для проверки следует опустить свободный конец трубки в электролит и с помощью груши втянуть его внутрь. Поплавок должен свободно плавать в жидкости. Линия градуировки, совпадающая с поверхностью электролита, покажет значение плотности в г/см 3 . В норме она составляет 1,28+- 0,01 г/см 3 . Понижение значения на 0,01 означает разряд на 5-6%. Проверку надо производить в соответствующих условиях:

  • Произведена полная зарядка АКБ.
  • Температура воздуха должна составлять 25 о.

Если при проверке получено значение 1,23 г/см 3 , значит, плотность упала на 0,05 г/см 3 , что означает падение заряда примерно на 30%. Нужна подзарядка. Рекомендуется производить такую проверку раз в полгода. Если после полной зарядки показания не соответствуют контрольным значениям, необходима замена электролита.

Измерение ёмкости

Методика состоит в осуществлении контрольного разряда батареи с заранее известными показателями нагрузки. Определяется, за какое время устройство отдаст половину своего заряда при известной нагрузке. Единицей измерения служат ампер-часы (а/ч). Для проверки ёмкости необходимо полностью зарядить АКБ. Затем следует убедиться в полноте заряда, для чего надо проверить плотность и объём электролита. После этого к аккумулятору подключается потребитель с заранее известной мощностью, например - лампа на 24 Вт, отмечается точное время подключения. Лампа горит до момента падения напряжения АКБ на 50% от первоначального значения (при полной зарядке устройства). Время, потраченное на половинный разряд батареи, умножается на силу тока, присутствующего в цепи аккумулятор-лампа при подключенной нагрузке. Полученная величина сравнивается с паспортным значением ёмкости в а/ч. Чем ближе окажутся оба показателя, тем лучше техническое состояние аккумулятора.

Другой способ определения ёмкости менее информативен, но позволяет гораздо быстрее получить ответ, работоспособен аккумулятор, или нет. Необходима лампа (нагрузка может быть любой, но лампа удобнее), забирающая половину тока батареи. Например, если паспортная ёмкость составляет 7 а/ч, то лампа должна создавать нагрузку 3,5 В. Лампа подключается и выдерживается пару минут. Если она постепенно тускнеет, значит, аккумулятор неработоспособен и проводить проверку дальше незачем. Если же этого не происходит, надо измерить напряжение на клеммах. Показатель 12,4 В и выше свидетельствует об исправности, а меньшее значение свидетельствует о необходимости замены АКБ.

Проверка напряжения мультиметром

Проверка напряжения аккумулятора с помощью бортового компьютера зачастую даёт неверный результат, поскольку измерение производится через несколько различных потребителей. Точные показатели можно получить только отдельным измерением напряжения с помощью мультиметра. Проверка производится без нагрузки, с отсоединённым от бортовой сети аккумулятором. При полной зарядке он должен выдавать 12,6-12,9 В. Более точное значение для данной батареи можно узнать в паспорте устройства.

Значение напряжения в 12,78 В говорит о полной зарядке аккумулятор

Измерение производится тестером, установленным на постоянный ток (DC), диапазон измерения - 20 В. Красный щуп включается в гнездо мультиметра, соответствующее диапазону измеряемого тока 10-20 А. Затем чёрный щуп присоединяется к минусу, а красный - к плюсу АКБ. Если щупы перепутать местами, на дисплее значение будет отображено со знаком «минус». Прикосновением концов щупов к клеммам аккумулятора измеряется напряжение. Необходимо помнить, что время касания не должно превышать более 2 секунд, в противном случае можно испортить аккумулятор.

Только что заряженная батарея нередко отдаёт большее напряжение, чем указано в паспорте - 13 В и более. Это связано со свойствами электролита и не является действительным значением. Для получения точной информации рекомендуется производить измерения через 2 часа после окончания зарядки. Показания прибора в районе 12,7 В означают исправность батареи. Если устройство выдало значение 11,7 В, заряд аккумулятора полностью отсутствует.

Нагрузочной вилкой

Нагрузочная вилка - это электротехническое устройство, предназначенное для определения величины заряда автомобильного аккумулятора. Возможности прибора позволяют определить не только степень загрузки, но и общую работоспособность АКБ. Первые конструкции представляли собой вольтметр с параллельно подключенным к нему нагрузочным резистором и двумя контактами. Современные приборы оборудуются массой дополнительных узлов - амперметрами и прочими устройствами для диагностики электрической системы машины. Существует достаточно большое количество разновидностей нагрузочных вилок, но принципиального отличия они не имеют, вся разница заключается в величине нагрузки и пределах измерения. Есть конструкции, предназначенные для работы с кислотными или щелочными аккумуляторами, кроме того, существуют устройства, производящие измерение заряда отдельных банок. От двух контактов большинство производителей отказались, устанавливая на свои приборы один зажим типа «крокодил» на проводе и второй операционный контакт. Такая конструкция намного удобнее.

Нагрузочная вилка имитирует работу стартера автомобиля, потому напряжение начинает проседать

Перед началом измерения необходимо отсоединить аккумулятор от бортовой сети, протереть его насухо ветошью и очистить клеммы от налёта окислов. Проверка производится поэтапно:

  • Через 6-7 часов, прошедших после окончания зарядки или остановки двигателя, производится измерение рабочего напряжения батареи без нагрузки. На современных приборах это делается путём присоединения плюса (зажим на собственном проводе) к соответствующей клемме АКБ и кратковременном касании минусовым контактом второй клеммы без подключения нагрузочных спиралей (сопротивления). Фиксируются показания вольтметра. На этом первый шаг заканчивается. Можно сравнить полученное значение с эталонными данными из паспорта. Полной зарядке батареи соответствует напряжение порядка 12,9 В. Уменьшение этого значения на 0,3 В означает падение заряда на 25%. Например, если вольтметр показал 12,3 В, то заряд составляет около 75%.
  • Если первый этап прошёл успешно и продемонстрировал полный заряд аккумулятора, приступают ко второму шагу проверки. На этот раз измерения будут производиться под соответствующей нагрузкой. В цепь включается соответствующее сопротивление и вновь производится контакт минуса с соответствующей клеммой аккумулятора, только в данном случае производится не кратковременное прикосновение, а 5-секундное удержание контакта, и фиксация показаний вольтметра производится на 5 секунде. Для полноценно работающего аккумулятора полученное значение должно составлять 9 В или чуть выше. Меньшие значения свидетельствуют о нарушениях работы АКБ и необходимости обслуживания, замены электролита или полной замене устройства.

Во время прикосновения контакт искрит и довольно сильно нагревается. Это нормально, но между измерениями рекомендуется немного (3-5 минут) подождать, чтобы щуп нагрузочной вилки успел остыть. По этой причине не следует производить измерения слишком часто, так как подобный вид проверки отрицательно сказывается на функциональных возможностях аккумулятора. Другие конструкции нагрузочных вилок имеют некоторые особенности в конструкции, поэтому необходимо перед первым использованием изучить руководство пользователя. Тем не менее, общие правила проведения проверки у всех типов одинаковы, разница лишь в деталях.

Постоянное наблюдение за состоянием и работоспособностью автомобильного аккумулятора позволяет избежать серьёзных проблем. Регулярный осмотр и обслуживание батареи способствует увеличению срока службы устройства и обеспечивает штатное функционирование всех систем автомобиля. Важность этой процедуры обусловлена не столько соображениями экономии, позволяющей отложить приобретение нового аккумулятора на некоторое время, сколько возможностью исключить нежелательные остановки или необходимость . Далеко не всегда на дороге встречается другой автомобиль, владелец которого сможет оказать подобную услугу, поэтому необходимо позаботиться о себе заранее.

Расскажем как правильно проверить аккумулятор автомобиля на исправность с помощью мультиметра и нагрузочной вилки, какие способы существуют.

Проверка с помощью мультиметра

Необходим мультиметр - прибор для измерения напряжения. Если его нет, можно попросить у знакомых или купить в магазине. Прибор недорогой, самый простой стоит 300 рублей. Если не раз будете проводить ремонтные работы с электрикой, то он пригодиться. Рекомендую покупать цифровой мультиметр, а не стрелочный, т.к. он удобнее в работе.

Не стоит полагаться на замер АКБ с помощью бортового компьютера машины, т.к. они ошибаются. Данные вольтметры подключаются не напрямую к батарее, а значит возможны потери. Поэтому, напряжение на них может показываться меньше, чем на самом аккумуляторе.

Проверка при работающем двигателе

Измеряем напряжение сначала на заведенном двигателе. Оно должно быть от 13,5 до 14,0 В. Если при работающем моторе оно больше 14,2 В - это свидетельствует о низком заряде аккумулятора и что генератор работает в усиленном режиме, чтобы зарядить батарею. Это бывает не всегда, например, зимой возможно повышенное напряжение, т.к. АКБ мог разрядиться за ночь из-за холодной температуры. Или электроника определяет температуру воздуха и дает больше заряда на аккумулятор.

В повышенном напряжении нет ничего плохого. Если с электрооборудованием машины всё нормально, то через 5-10 минут электроника скинет его до обычного: 13,5-14,0 В. Если этого не происходит и оно постепенно не сбрасывается до оптимальной величины, то это может обернуться перезарядом аккумулятора. Он будет работать при максимальной отдаче, что грозит выкипанием электролита.

Если при работающем моторе напряжение меньше 13,0-13,4 В - говорит, что аккумулятор полностью не заряжается. Не стоит сразу бежать в авто сервис, для начала измерение должно происходить при всех выключенных потребителях. Значит выключите музыку, фары, отопление, кондиционер и все приборы энергопотребления.


Что сейчас показываете мультиметр? При нормальной работе электроники машины оно должно быть в пределах от 13,5 до 14 В. Если ниже - указывает, что не работает генератор автомобиля . Особенно, когда напряжение при работающем двигателе и выключенных потребителях меньше 13,0 В.

Возможны низкие показатели, если контакты аккумулятора окислились. Поэтому проверьте их. Если на них налёт (например зелёного цвета), то зачистите шкуркой или плоским надфилем.

Как еще проверить работу АКБ и генератора? Есть один способ. При работающем двигателе и выключенных приборах, напряжение на аккумуляторе равняется 13,6. Теперь включаем ближний свет. Напряжение должно чуть упасть - на 0,1-0,2 В. Далее включаем музыку, потом кондиционер и другие источники. При каждом включении напряжение на батарее должно слегка падать.

Если напряжение после включения источников энергопотребления автомобиля падает значительно, это говорит, что генератор работает не в полную мощность и износились щетки.

При всех включенных потребителях напряжение на батареи машины не должно падать ниже 12,8-13,0 В. Если меньше - аккумулятор разряжается и требует замены и покупку нового , а как проверить поговорим ниже.

Проверка при неработающем двигателе

Если напряжение менее 11,8-12,0 В - батарея разряжена, автомобиль может не завестись и придется его прикуривать от другого автомобиля . Нормальное значение от 12,5 до 13,0 В.

Есть старая и простая методика, чтобы узнать уровень заряда. Так, показание 12,9 В – говорит, что АКБ заряжен на 90%, значение 12,5 В - на 50%, а 12,1 В - на 10 процентов. Это приблизительная методика измерения уровня заряда, но действенная, что подтверждено на собственном опыте.

Есть один нюанс. Если измерение проходит после того, как заглушили двигатель, то возможно одно показание, а если на следующее утро - другое. Лучше измерить напряжение на батарее перед поездкой.

Уровень заряда аккумулятора говорит о его способности держать напряжение на протяжении некоторых дней. Если он полностью заряжен, или не ездили более недели, напряжение не сильно упадет. В противном случае, если батарея машины разряжена - напряжение будет падать быстро.

Проверка с помощью нагрузочной вилки

Это действенный способ проверки работоспособности батареи авто. Именно по его результатам можно заявлять, заряжен аккумулятор или нет.

Как проверить? Для этого подсоединяете нагрузочную вилку, соблюдая полярность. Время присоединения не должно превышать 5 секунд. В начале замера напряжение 12-13,0 В. В конце пятой секунды оно должно быть больше 10 Вольт. Такой аккумулятор считается заряженным и способным работать под нагрузкой.

Если при проверке нагрузочной вилкой напряжение падает ниже 9 вольт, аккумуляторная батарея считается слабой и ненадежной. В данном случае придется задуматься о покупке новой.

Как известно, аккумуляторная батарея автомобиля представляет собой одно из основных устройств, питающих оборудование в машине. Поэтому для того, чтобы никогда не сомневаться в работоспособности тех или иных узлов, необходимо вовремя проверить автомобильный аккумулятор. В этой статье мы расскажем обо всех нюансах этого вопроса.

Диагностика и тест состояния автомобильной батареи включает в себя несколько этапов:

  • внешняя диагностика прибора;
  • измерение уровня электролита в АКБ машины;
  • диагностика состояния его плотности;
  • проверка уровня напряжения на батарее с помощью прибора анализатора;
  • диагностика АКБ с помощью нагрузочной вилки.

[ Скрыть ]

Внешняя диагностика

Как проверить аккумулятор автомобиля по внешнему виду? Данный способ диагностики состояния работоспособности должен осуществляться регулярно, при каждом открывании капота. Во время эксплуатации батареи на ее поверхности собирается грязь, влажность, при кипении может выделяться электролит. Эти факторы напрямую влияют на появление тока саморазряда батареи.

А если вдобавок ко всему клеммы устройства окислились, а часть тока уходит на утечку, то это может привести к полному разряду. Соответственно, если вовремя вы не успели проверить аккумулятор автомобиля, это может привести к сульфатации пластин, а соответственно — к понижению срока использования АКБ.

Есть ли в вашем случае саморазряд — можно понять по подключению одного щупа прибора анализатора — вольтметра — к клемме батареи. В это время вторым щупом прибора анализатора необходимо провести по поверхности устройства. В том случае, если анализатор покажет присутствие напряжения, это свидетельствует о саморазряде.

Чтобы понизить вероятность этого, потеки электролита надо убрать с помощью раствора воды с содой, в этом случае одна чайная ложка соды ложится на один стакан воды. Сами клеммы нужно время от времени очищать с использованием мелкозернистой наждачной бумаги, а также нужно проверять состояние их соединения с проводами и самой батареей. И, разумеется, нужно обращать внимание на корпус прибора в целом — это основное требование теста. В том случае, если в ходе теста вы выявили, что батарея крепится плохо, в частности, зимой, то постоянные вибрации могут привести к началу появления трещин (автор видео — Svetlograd1).

Диагностика уровня электролита

Следующим этапом после диагностики корпуса и ликвидации саморазряда будет замер уровня электролита в устройстве. Этот этап актуален только для тех АКБ, которые обслуживаются. Измерение наличия электролита осуществляется с помощью еще одного прибора анализатора — специальной трубки. Следует отметить, что для этого уровень электролита должен находиться приблизительно на 1 см над пластинами батареи.

Уровнемерная трубка представляет собой обыкновенную трубку с отмеченными на ней делениями, исчисляемыми в мм. Конец трубки опускается в заливное отверстие батареи до того момента, пока она не соприкоснется с сеткой сепаратора, а верхний ее конец необходимо зажать пальцем. В итоге уровень электролита покажет общий его уровень в батарее. При слишком малом уровне электролита возможно его выкипание, поэтому для начала его нужно просто долить (дистиллят).

Диагностика состояния плотности


Чтобы правильно произвести тест плотности, используется специальный прибор анализатор — ареометр. Чтобы правильно сделать тест, прибор анализатор устанавливается в заливное отверстие батареи, а грушей осуществляется извлечение электролита таким образом, чтобы поплавок мог свободно плавать. В итоге теста показания снимаются по шкале прибора анализатора. Необходимо учитывать, что результаты теста на полностью будут зависеть от температуры окружающей среды.

В том случае, если уровень температуры электролита в ходе теста будет в районе 20-30 градусов, то полученные показания будут правильными. Если же температура в помещении или на улице другая, то к полученным в итоге теста параметрам необходимо добавить или вычесть поправки, отмеченные в таблице. Обычно в АКБ, которые вы можете проверить прибором анализатором на витрине магазина, показатель плотности — 1.27 г/см3.

В том случае, если следующее измерение прибором анализатором в ходе теста показало значение 1.22 кг/см3, это свидетельствует о том, что АКБ разрядилась на треть. Разумеется, ее нужно в первую очередь зарядить, помните о том, что этот параметр влияет на температуру, при которой электролит замерзает. Чем меньшей она будет зимой, тем быстрее АКБ будет разряжаться (автор видео — Аккумуляторщик).

Диагностика уровня напряжения

Процедура замера напряжения на АКБ осуществляется с помощью прибора анализатора — вольтметра либо мультиметра. Чтобы произвести тест состояния работоспособности мультиметр должен работать в режиме постоянного напряжения, а диапазон его работы должен быть максимальным. Черный или минусовой щуп устройства подключается к минусу АКБ, а красный, то есть плюсовой, соответственно, к плюсу.

Полученные результаты для нормально работающей АКБ должны составлять не меньше 12.6 вольт. В том случае, если показатель будет меньшим, это свидетельствует о том, заряд устройства снизился более, чем на 50%. Необходимо срочно произвести заряд и КТЦ (контрольно тренировочный цикл), в противном случае это может привести к сульфатации пластин. Если в ходе проверки работоспособности вы выяснили, что полученный показатель составляет 11.6 вольт, то это свидетельствует о полном разряде АКБ. В этом случае тренировка в виде КТЦ будет бессмысленной до того, пока вы не зарядите устройство.

Проверка аккумулятора нагрузочной вилкой


Если вы не знаете, как , но думаете, что приведенных выше способов достаточно для его диагностики, то вы ошибаетесь. Чтобы получить наиболее точные показания о работоспособности батареи, нужно произвести проверку способности устройства к тому, что оно выполняло функции после подключения к нему нагрузки.

На практике иногда происходят такие ситуации, когда во время замера тех или иных показателей тестеры показывают, что аккумулятор полностью заряжен и находится в рабочем состоянии. А по факту или вовсе не может запустить двигатель. В этом случае есть вероятность того, что у данной АКЮ уровень емкости снижен настолько, что устройство разряжается моментально. Как правило, это связано с долгой и неверной эксплуатацией. Никакая тренировка КТЦ не поможет исправить проблему.

Диагностика этого показателя осуществляется с применением специальной нагрузочной вилки. Как сделать замер показателя с помощью нагрузочной вилки — смотрите на схеме. По сути, нагрузочная вилка является собой вольтметр, который можно подключать параллельным способом с выводами нагрузки. Уровень сопротивления нагрузки для стартерных батарей должен составлять примерно 1-1.4 от уровня в целом. Такой показатель считается максимальным разрядным, его нельзя путать со стартерным током.


Итак, в первую очередь осуществляется процедура замера напряжения устройства без воздействия на него нагрузки, чтобы можно было определить степень разряженности. Этот параметр выводится в соответствии с табличными данными, приведенными в таблице зависимости заряженности от напряжения на холостом ходу. Далее, осуществляется процедура замера напряжения на устройстве, при этом на него должна воздействовать нагрузка. Так вы сможете определить параметр заряженности, который сверяется в соответствии с таблицей зависимости от напряжения на пятой секунде. Сам параметр снимается на пятой секунде с того момента, как на батарею начала воздействовать нагрузка.

Все параметры, которые приведены в данных таблицах, взяты из инструкций по эксплуатации нагрузочных вилок. То есть в том случае, если устройство на 100 процентов заряжено, уровень напряжения при воздействии на него нагрузки и измерении нагрузочной вилкой должен составлять не менее 10.2 вольт. Если полученный в ходе измерения нагрузочным прибором параметр отличается, это свидетельствует о том, что необходимо произвести КТЦ устройства и зарядить его.


Иногда бывает такое, что при отсутствии нагрузки аккумулятор демонстрирует стопроцентное напряжение, а когда на него начинает воздействовать нагрузка, этот параметр начинает снижаться. Причем снижение может быть достаточно сильным, а полученные показателя кардинально отличаются от тех, которые указаны в таблице. Такое поведение при диагностике нагрузочной вилкой может свидетельствовать о том, что аккумулятор неисправен. Проблема может заключаться в сульфатации пластин либо их коротком замыкании, в целом причин может быть достаточно много.

Соответственно, автовладельцу необходимо всегда вовремя диагностировать неисправность и устранять ее, в противном случае аккумулятор однажды просто не позволит запустить двигатель. В первую очередь, время от времени необходимо проводить КТЦ. О процессе КТЦ можно написать отдельную статью, но мы расскажем о нем вкратце.

КТЦ представляет собой процедуру, благодаря которой в большинстве случаев можно восстановить работоспособность побывавших в использовании или полностью разряженных устройств. Также КТЦ позволяет определить, является ли устройство пригодным к дальнейшему использованию или нет. Процедура КТЦ представляет собой полный заряд аккумулятора, контрольный разряда, а также еще один ее заряд, перед этим устройство надо зарядить с помощью специального ЗУ.

Для более долгой службы АКБ нужно делать ТО два раза в год: при переходе на зиму и на лето.

Видео «Процесс диагностики АКБ»

Как правильно осуществить диагностику аккумулятора — смотрите ниже (автор видео — sxemotehnika).

Автомобиль состоит не только из механических элементов, но и из электронных. И их основой является автомобильный аккумулятор. Именно он обеспечивает работу всей электроники в машине, накапливая заряд и предоставляя его по необходимости. В его основе лежит химическая реакция, поэтому он имеет свойство постепенно снижать свои технические характеристики по мере использования.

Так как аккумулятор не вечен, необходимо регулярно проверять его работоспособность. Это позволит избежать неприятностей, связанных с его разрядкой или недостаточным напряжением для запуска автомобиля. Лучше проводить проверку комплексно, используя услуги СТО, однако не всегда это доступно. В таких случаях возможна самостоятельная проверка с помощью подручных средств.

Признаки поломки

Электроника - сложная вещь, поэтому определить поломку аккумулятора лишь на основе внешних признаков достаточно сложно. Но, если изначально знать основные признаки неисправности питания, то эта задача становится куда проще. Поэтому стоит запомнить основные признаки, свидетельствующие о недостаточном заряде или поломке автомобильного аккумулятора. Среди них:

  • отсутствие свечения от индикатора заряда аккумулятора;
  • щелчки при запуске стартера;
  • медленная работа стартера;
  • слабое свечение фар.

Вся электроника автомобиля дает сбои, если аккумулятор имеет слабый заряд . Хотя проблемы могут быть по другим причинам, комплекс этих признаков явно означает неполадки АКБ.

Совет! Если на вашем аккумуляторе встроен индикатор заряда, то определить работоспособность куда проще. Зачастую индикатор имеет два цвета: зеленый и белый. Первый свидетельствует о нормальном состоянии устройства, а второй означает низкий уровень жидкости. Если же индикатор вовсе не работает, то АКБ нужно зарядить.

Проверка заряда

Первым делом при проблемах с аккумуляторов необходимо проверить уровень его заряда. Ведь именно это определяет эффективность устройства и работу всей электроники в автомобиле. Кроме того, недозаряд АКБ может быть признаком поломки генератора. Поэтому стоит следить за этим фактором и по возможности проверять.

В современных моделях аккумуляторов для проверки уровня зарядки имеются специальные индикаторы, изменяющие свой цвет. Но зачастую такого элемента на устройстве нет, поэтому нужно проверять старыми и доступными методами.

Для проверки заряда можно использовать мультиметр или вольтметр. Процесс проверки элементарен — необходимо лишь замерить напряжение на клеммах аккумулятора, предварительно отключив его. На основе результата определяется текущее состояние устройства и возможность его дальнейшей эксплуатации.

Оптимальным показателем напряжения в аккумуляторе является 12,6 В. Он сигнализирует о полностью исправном устройстве с полным зарядом. Если же показатель упал до 12,2 В, то это свидетельствует о незначительном разряде. Если же напряжение даже ниже 12 В, то такая батарея требует срочной зарядки.

При падении ниже 11 В - высок шанс поломки устройства. Необходимо попытаться зарядить его, если проблема заключается в неисправности генератора или других элементов питания. Если же они работают нормально, но напряжение повысить не удается, то использовать такой аккумулятор опасно. Это может пагубно повлиять на работу автомобиля и повредить другие электронные элементы системы.

Емкость

Этот показатель является основой для автомобильного аккумулятора. Он отражает собой время, которое способна работать батарея без потери силы тока. Она измеряется в ампер-часах и является важным фактором при приобретении подобных устройств.

Количество энергии, которое способна содержать батарея, постепенно снижается в процессе ее эксплуатации. Это важный фактор для работы автомобиля, поэтому нужно контролировать его и периодически замерять. Для этого имеется несколько методов:

  • контрольный разряд;
  • расчет посредством мультиметра;
  • с помощью специальной техники.

Хотя первые два метода достаточно сложны, они позволяют в домашних условиях определить емкость батареи. Последний же требует специальной аппаратуры, которая зачастую имеется на СТО. Если же найти такую аппаратуру, то самостоятельная проверка емкости существенно упрощается.

Важным нюансом является то, что проверки проводятся лишь на полностью заряженном аккумуляторе. В противном случае результат будет некорректен.

Проверка посредством мультиметра

Метод проверки емкости посредством мультиметра или вольтметра довольно сложен, хотя и быстр. Для измерения этого показателя понадобится следующее оборудование: мультиметр, а также прибор, который будет потреблять приблизительно половину заявленной емкости устройства. Другими словами, при емкости в 7 А/ч потребление должно составлять около 3,5 А.

При этом стоит учесть напряжение, при котором работает прибор. Оно должно составлять 12 В. Для таких задач подойдет обычная лампа от автомобильной фары, но все же потребление стоит подбирать соответственно своему аккумулятору.

Недостатком такого метода является то, что с его помощью нельзя сказать точную емкость АКБ. Можно лишь узнать текущий процент емкости от первоначальной. Другими словами, такой тест определяет износ устройства.

Метод схож с ранее упомянутым способом проверки заряда аккумулятора. Подключив определенный прибор, необходимо подождать пару минут, после чего замерять напряжение на клеммах. После необходимо сверять по следующим параметрам, определяющим процент от первоначальной емкости:

  • более 12,4 В — 90-100%;
  • между 12 и 12,4 В — 50-90%;
  • между 11 и 12 В — 20-50%;
  • менее 11 В — до 20%.

Однако уже при показателе меньше 50% емкости ездить с таким аккумулятором нельзя . Это комплексно вредит всему автомобилю.

Интересно! Если в качестве питаемого прибора подключалась лампа, то по ней можно определить поломку аккумулятора. Если она светит тускло или мигает, то такая батарея однозначно неисправна.

Полученный результат нужно сравнить с процентом, после чего сопоставить с заявленной емкостью. Это позволит приблизительно определить текущую емкость и вынести соответствующее решение насчет дальнейшей эксплуатации устройства.

Определить емкость аккумулятора куда проще посредством контрольного разряда или специальных тестеров. Использование второго варианта позволит получить быстрый результат, поэтому они используются в различных сервисах и мастерских. Первый же метод заключается в замере скорости разрядки АКБ на основе силы тока.

Емкость автомобильного аккумулятора — важный фактор, который стоит учитывать и регулярно проверять, так как со временем ресурс устройства уменьшается, емкость стремительно снижается. Существенное снижение сказывается на работе электроники автомобиля, поэтому стоит тщательно за этим следить.

Что касается метода контрольной зарядки, в этом видео описываются нюансы этого метода. Это позволит узнать точную емкость АКБ, используя лишь подручные инструменты: