Как проверяется уровень масла в акпп. Процесс проверки масла в кпп

Даже наличие в автомобиле автоматической коробки передач не избавит автолюбителя от технического обслуживания АКПП, хоть оно и будет минимальным. Речь идет о замене масла в коробке передач. Необходимо не только не забывать контролировать уровень смазочной жидкости, но и правильно производить его замер. Также, используя руководство по эксплуатации вашего транспортного средства, узнайте, какое именно масло и в каком количестве требует ваш “автомат”.

Проверка уровня масла в АКПП

Последовательность действий:

  • Заводите двигатель и прогреваете масло в АКПП. Для этого в теплое время года необходимо проехать порядка 15-20 км.
  • Далее устанавливаете ваш автомобиль на ровную горизонтальную поверхность. Данное требование является обязательным, иначе замеряемый уровень будет неточным.
  • Далее переводите рычаг коробки в положение “Parking” (P). В некоторых моделях “автоматов” для определения уровня масла в коробке рукоять последней переводят в нейтральное положение (N).
  • Не заглушая двигатель, открываете капот и отправляетесь проверять щуп (имеет чаще всего красную или оранжевую рукоять). Извлеките его и насухо протрите лоскутом ткани.
  • Затем вставьте его обратно до упора на 3-5 секунд и снова выньте.
  • Теперь предстоит оценка результатов измерений.

Трактовка результатов измерений

Контрольный щуп в большинстве случаев имеет несколько насечек, указывающих допустимый уровень масла при прогретом и холодном двигателе (например, Cold и Hot). При этом отметка Cold является больше “справочной”, указывающей на количество залитого в коробку масла. Основная оценка проводится относительно насечки Hot.

  • После повторного извлечения щупа определяете уровень смазочной жидкости. Им будет нижний сухой край на щупе.
  • Оцениваете также цвет масла, присутствие примесей и осадка. Наличие последнего может быть признаком износа или повреждения механизмов. А вот потемнение смазки часто указывает на перегрев последней.
  • Делаете вывод о необходимости замены масла. Даже если уровень смазочной жидкости оказывается в норме, но присутствует осадок, а также изменился цвет масла – смазку необходимо заменить и выяснить причины отклонений.

Уровень масла в АКПП – показатель выше или ниже нормального уровня

Итак, вы провели проверку и знакомы с ее результатом. Если масло прозрачное, не имеет примесей, а также его уровень соответствует разметке – все в порядке, никаких действий от вас не требуется. Как быть, если уровень масла оказался выше или нормы и чем это чревато?

Как высокий, так и слишком низкий уровень смазочной жидкости приводит к завоздушиванию насоса. В результате последний “подхватывает” не только масло, но и воздух. Полученная смесь из масла и воздуха уже не обладает необходимыми для корректной работы трансмиссии свойствами. Как результат – быстрый износ последней. Если по итогам проверки уровня смазки вы обнаружили недостаток последней, ее следует просто долить.

Для АКПП фирмы Aisin Warner (основной производитель автоматических трансмиссий для Toyota) проверка уровня масла ATF происходит на автомобиле с работающим двигателем, находящемся строго в горизонтальном положении, с прогретой коробкой передач и рычагом селектора, переведенным в положение паркинг «P» . Для контроля уровня рабочей жидкости предусмотрен указатель уровня – щуп. Обычно щуп имеет маркировку с указанием типа жидкости ATF (иногда есть маркировка на сливной пробке поддона акпп).

У большинства автомобилей с передним приводом щуп, который находится с левой стороны по ходу движения, отображает уровень жидкости непосредственно в АКПП (щуп находящийся с правой стороны по ходу движения машины, измеряет уровень моторного масла). У заднеприводных автомобилей, с продольным размещением силового агрегата, щуп находится в проеме между задней стенкой двигателя и моторным отсеком. При таком расположении щуп менее заметен!

Уровень масла в АКПП зависит от температуры рабочей жидкости ATF. При проверке температура масла должна быть 70–80 °С, что достигается после поездки на расстояние 15–20 км. Если автомобиль двигался на высокой скорости в течение продолжительного времени, либо эксплуатировался в городском режиме в жару, либо буксировал прицеп, уровень масла в автоматической коробке передач не может быть определен точно. Остановите двигатель и подождите примерно 30 мин, чтобы масло остыло до требуемой температуры.

Перед проверкой дайте двигателю поработать на холостом ходу при выключенной системе кондиционирования, нажмите на педаль тормоза и переместите рычаг селектора через все положения, начиная и заканчивая положением «P» задерживаясь в каждом из них на несколько секунд для прокачки рабочей жидкости ATF по всей системе АКПП. Извлеките указатель уровня из направляющей трубки АКПП, и насухо протрите его чистой ветошью. Затем вставьте щуп обратно до упора и вновь извлеките. По меткам на указателе уровня проверьте уровень масла и его состояние.

Нормальный уровень жидкости (прогретой до рабочей температуры) должен находиться в зоне HOT . Иногда этот участок щупа отмечен насечкой. Не переливайте выше установленного уровня!!! Если коробка передач холодная, уровень должен находиться в зоне COOL. Эта метка предназначена для приблизительного определения количества залитого масла в случае его замены. Окончательно уровень, все равно, следует проверять после прогрева масла. Если уровень находится в нижней части зоны С/D, необходимо долить масло в автоматическую коробку передач через направляющую трубку для указателя уровня.

А - зона уровня холодного масла;
В - зона уровня горячего масла;
С - область низкого уровня масла на холодной коробке передач;
D - область низкого уровня масла на горячей коробке передач

После 2000 г. Aisin Warner постепенно перешло на выпуск акпп без щупа, изменив технологию контроля и замены масла в акпп Тойота. Таким образом, повысилась точность установки правильного уровня жидкости ATF. Теперь АКПП с такой системой не грозит перелив масла.

Уровень масла в АКПП можно проверить при его рабочей температуре, так же как и при комнатной температуре масла. Сначала мы рассмотрим первый способ проверки уровня масла в АКПП - при рабочей температуре. Этот процесс довольно легкий. Итак, прежде всего, нужно завести двигатель и прогреть масло до рабочей температуры. Для этого Вам понадобится проехать приблизительно 15-20 км. Следующий этап - это установка автомобиля на ровной горизонтальной поверхности. Колеса должны быть заблокированы тормозом, а двигатель при этом должен продолжать работу. Для того чтобы заполнить маслом гидравлическую систему, водитель должен нажать и не отпускать педаль тормоза и перемещать рычаг переключения передач во все положения постепенно. Следующий этап. Ставим автоматическую коробку передач в позицию «пакринг» (Р) и отпускаем тормозную педаль. Нужно вытащить щуп, хорошо протереть его, потом поместить на место и снова вытащить для повторной просушки. На поверхности щупа есть метки, которые показывают уровень масла для двух типов двигателя - охлажденного и горячего. При такой проверке уровень масла должен указывать на знак горячий (HOT). Иногда, в зависимости от автомобиля, нанесена всего лишь метка COLD (холодный), ибо же нужно использовать другое положение АКПП (например, нейтральное). Третий этап исследования уровня масла с помощью щупа. На нем есть еще такие зарубки, как ADD (нужно прибавить) и FULL (достаточно). Если метка стоит на ADD, тогда вам нужно всего-навсего долить его. Если вы прибавили масла, то обязательно проверьте его уровень второй раз. Последние действия заключаются в том, чтобы вставить этот щуп обратно на его место, закрывая очень плотно крышку. Это не допустит возможность грязи или воде попасть в установку коробки передач. По поводу второго способа исследования уровня масла АКПП (градус комнатной температуры), то процесс почти тот же, что и при рабочей температуре. Единственным отличием есть температура масла (оно должно быть холодным) и уровень масла, который обязан занимать позицию ADD на приборе. Очень важно не забывать о том, что нельзя переполнять техническим маслом систему коробки передач, когда измеряете его уровень. Если так случилось, то вас ожидают следующие проблемы. Во-первых, температура смазочного материала изменится, и он будет вспениваться. Это приведет к тому, что машинное масло забрызгает всю коробку, так как его излишек, и будет вытекать. Таким образом, АКПП перестает работать. Когда количество машинного масла не достаточное, то возникают также определенные проблемы - снижение ресурса масла, но и это не самое страшное. Оно перестает быть маслом и, смешиваясь с воздухом, превращается в эмульсию. В таком состоянии масла происходить снижения давления в системе, нарушается теплоотдача от АКПП и передача пропадает.

Как происходит проверка уровня масла АКПП без щупа

Иногда возможна проверка уровня масла без употребления щупа. Коробка передач без щупа имеет иное строение. Ее система - это сливное отверстие, которое прочно закрывается пробкой и не дает маслу вытекать. Это отверстие соединяется со сливочной трубою, с помощью которой и определяется уровень масла. Итак, для начала, нужно поставить машину на подъемник или же загнать на яму. Так вы сможете рассмотреть пробки на коробке передач и при этом не нарушите горизонтального положения машины. Прежде чем открыть крышку, найдите емкость для масла, так как в эти пробки часто попадает масло, и оно может просто хлюпнуть на землю. С помощью вытекшего масла вы сможете определить степень загрязнения и необходимость замены масла в коробке передач. Но здесь не все просто. Сначала вам нужно открыть отверстие слива и заливать масло в горловину АКПП. Уровень масла в коробке передач будет считаться нормальным только в том случае, если оно вытекает из сливного отверстия. В противном случае - нужно заливать масло до того момента, пока оно не начнет вытекать со сливного отверстия. Из-за такого сложного процесса много владельцев автомобилей избегают частой проверки уровня масла.

Компьютерный подход для исследования масла АКПП

Существует и технический подход исследования уровня машинного масла. Выделяют такие виды компьютерной диагностики АКПП: визуальный просмотр, исследования уровня масла, диагностика автоматической коробки передач с помощью бортовых систем, обследование сканером и так далее. Стандартный процесс диагностики масла АКПП. Сначала делается визуальный осмотр машины, особенно обращается внимание на качество масла в данный момент - оно не должно вонять горелым и быть очень черным. Только потом, используя специальные приборы и оборудования, проводят компьютерную диагностику. Интересным есть тот факт, что каждый автомобиль имеет специальный разъем, который используют у компьютерной диагностики. К машине подсоединяют разные приборы, которые могут определить неисправности. Основным оборудованием для проверки уровня масла коробки передач есть сканер. Он считывает информацию о коробке передач и указывает на способы устранения неполадок. Сейчас техника очень быстро развивается и нынешние приборы, могут, видит шифр повреждения. Эти шифры находятся в системе управления автоматичной коробкой передач. При компьютерной проверке, сначала диагностируют выносливость и работу АКПП, датчиков и системы переключателей. Потом принимаются за тестирование гидротрансформатора и двигателя. Это комплексная проверка с помощью, которой не просто находят неисправность, но и заниматься составлением плана действий для ремонта машины.

Что делать, если оборудование не помогает определить ошибки при роботе автоматической коробки передач?

Существуют случаи, когда в обычных условиях, даже с оборудованием, сложно определить сбой в системе передач. В таких ситуациях назначают тест-драйв - полностью проверяется работа системы управления АКПП. И только после такого теста нужно выполнять все инструкции и рекомендации специалистов, ведь даже самая маленькая ошибка в системе может привести к полному развалу системы АКПП. И так, если компьютерная диагностика бессильна, тогда механическая обследование - это спасательный круг для проверки масла АКПП. Ведь, если компьютер ничего не нашел, а проблемы с коробкой передач машины существуют (рывки или удары при переключении), их нужно обязательно решить. Нельзя запустить это дела, иначе заплатите большие деньги за ремонт. Наша рекомендация - раз в год делать диагностику уровня масла автоматической коробки передач.

От уровня масла в АКПП зависит правильная эксплуатация коробки передач. Немаловажную роль играет состояние масла. Для того, чтобы избежать каких-либо проблем следует хотя бы раз в 2-3 недели делать проверку масла.


Содержание статьи:

В зависимости от марки, модели и комплектации автомобиля, параметры работы и замера его параметров могут отличаться. Как пример, это замер масла в МКПП и АКПП. В данной статье рассмотрим измерение масла в АКПП, так как этот тип коробки куда более привередлив в сравнении с механикой.

Часто водители даже не подозревают о том, что управляя автомобилем с АКПП стоит время от времени заглядывать к уровню масла, тем более прогревать коробку в холодное время года.

Понятие и принцип работы АКПП


позволяет управлять автомобилем, передача которого переключается без воздействия водителя. Основные детали АКПП составляют: гидротрансформатор, главная задача которого передавать крутящийся момент, муфты, золотники, редукторы и валы.

Помимо этого, разделяют 2 типа работы АКПП. Первый называется гидравлическим, в основу которого заключается давление масла на педали. Второй тип – электронное управление. Принцип работы заключается в том, что важное место здесь занимают катушки соленоиды и от их движения зависит управление.

Неправильный уровень


Необходимо запомнить, что слишком высокий или слишком низкий уровень масла в АКПП может повредить техническое состояние коробки передач. В случае если уровень превышает максимальную отметку на довольно больших скоростях она начинает вспениваться и в следствии этого переливаться.

Таким образом, это грозит утечкой масла, что приводит к недостаточному его уровню. Также детали автомобиля быстрее становятся непригодными. В свою очередь низкий уровень приводит к тому, что в коробку передач попадает воздух и вследствие чего нарушается нормальный температурный режим. Эта смесь ухудшает качество и работу коробки передач. В таком случае коробка может быстро перегреваться, а детали очень быстро изнашиваются.

Проверять уровень необходимо регулярно, так как это предотвратит возможные поломки или утечку масла. Также состояние жидкости расскажет о необходимости её замены и деталей.

Процедура замера уровня масла


Проверить уровень масла можно двумя способами. Эта процедура сама по себе не сложная, однако, требует определённых знаний и внимательности.

Первый способ предусматривает использование специального щупа для замера уровня масла. Для начала необходимо загнать автомобиль на ровную дорогу. Далее включите режим «Парковка» для того, чтобы автомобиль не сдвинулся с места. Затем, необходимо открыть капот и осмотреть детали. Возле коробки передач должен располагаться специальный щуп, на котором написано ATF. Ещё одним важным условием для проверки является тот факт, что проверять уровень нужно при разогретом двигателе.

Существуют разные виды щупов, но принцип работы у них одинаковый. На них имеются специальные отметки, показывающие максимальную и минимальную величину отдельно для холодной и горячей жидкости или для обеих одинаково.


Перед началом процедуры следует вытереть щуп тряпкой для того, чтобы грязь не попала внутрь. Затем опустите щуп на несколько секунд и вытащите. Уровень не должен превышать максимальную отметку или быть ниже минимума. Если уровень неудовлетворительный, значит необходимо долить масло.


Для более точных результатов следует проводить процедуру несколько раз. Также при проверке уровня можно обратить внимание на само масло. Если его цвет потемнел, это может свидетельствовать о том, что масло перегрелось и его следует заменить.

Второй способ предусмотрен для тех автомобилей, у которых отсутствует щуп. В данном случае производить проверку уровня будет сложнее и это займет больше времени. Прежде всего нужно быть очень аккуратным так как есть риск утечки масла. Автомобиль нужно немного поднять с помощью домкрата. Двигатель, как и в первом случае должен быть хорошо прогрет.

Конструкция автоматической коробки передач предусматривает наличие специальных труб, предназначенных для сливания и предотвращения утечки масла. Перед началом проверки осторожно откупориваем пробку. При этом будет выливаться определенное количество масла. Поэтому под пробкой следует поставить емкость в которую оно будет сливаться.

Также это даст понять о состоянии жидкости и в необходимости её замены. Следующим шагом будет доливание жидкости в бачок до тех пор, пока она не начнет потихоньку выливаться. Только тогда уровень достигнет нормы. Излишки жидкости сами вытекут и масло достигнет своего оптимального уровня.

Стоимость проверки в автосервисе

Безопасно и быстро проверку масла в АКПП могут осуществить мастера в автосервисе, в случае, когда вам вовсе непонятно в правильности замеров. Обращаться к такой процедуре следует не менее раз в год, если же на автосервисе, то можете повторно это сделать. Цена на данную услугу составляет от $20. Если же автоматическая коробка передач выйдет из строя, то её ремонт или замена обойдется больше $1000.

Видео проверки масла в АКПП:

ехнический директор СТО Вита-Моторс Сергей Ловцов продолжает обзор основных вопросов, связанных с эксплуатацией АКПП.

Проверка уровня масла в автоматической трансмиссии





Практически на всех автомобилях процесс измерения уровня масла (ATF – automatic transmission fluid ) в АКПП начинается с запуска двигателя: в отличие от проверки масла в ДВС, уровень и наличие масла в АКПП проверяется на заведённом двигателе, чтобы насос коробки закачал масло в систему. АКПП должна стоять в положении паркинг («P»), реже (например, в автомобилях Jeep) в положении рычага переключения передач на отметке «N» (нейтраль): это необходимо для открытия клапана на радиатор охлаждения – во время проверки функционировать система смазки и охлаждения должна полностью, это важно!

Несмотря на то, что измерительный щуп имеет риски с отметками «Hot» и «Cold», правильно производить проверку уровня после достижения коробкой рабочей температуры (примерно после 30км пробега), поскольку отметка «Cold» даёт приблизительное значение. Не забывайте, что прогреть АКПП на холостых оборотах очень сложно, вернее долго – достижение двигателем рабочей температуры совершенно не означает прогрев трансмиссии, а значит, для надежности, лучше прокатиться.

Останавливаем автомобиль на ровной площадке и начинаем замер. Сначала вынимаем щуп и насухо протираем ветошью, затем опускаем его до упора в маслозаливную трубку (трубку щупа). Вынимаем и смотрим на риски, нанесённые на щуп – уровень должен соответствовать отметке «Max Hot» (самая верхняя отметка) или чуть ниже. На щуп обычно наносится также информация о применяемости масел для данной трансмиссии. Для выставления уровня (откачка или долив) используется трубка масляного щупа и тонкая воронка или шприц (в зависимости от задачи). Очень важно, чтобы уровень находился в рекомендуемом допуске! Состояние масла лучше проверять с помощью чистой белой тряпочки или кусочка белой бумаги – на металлическом щупе различить цвет и прозрачность ATF очень сложно, а на белом фоне очень легко определить состояние масла. Если определение состояния масла АКПП по цвету вызывает затруднения, имеет смысл взять новое масло и капнуть рядом с тем, которое вы взяли со щупа – разница будет очевидна.

Н а некоторых автомобилях, например Ford Explorer, уровень в АКПП проверяется через пробку в поддоне АКПП (щуп отсутствует), принцип измерение тот же – заведённый мотор и прогретая трансмиссия, откручивается пробка и уровень выставляется специальным инструментом (доливается), излишки выльются самостоятельно: т.е. перелить масла в этот тип трансмиссии сложно (но, конечно, некоторым «специалистам» удаётся). Все операции по контролю этого типа трансмиссий «Вита-Моторс» рекомендует проводить на сервисной станции, поверьте, специалисты сделают это быстрее в силу высокой квалификации.

Кстати, красный цвет (бывают и другие, но крайне редко) для масел АКПП используется лишь для простоты диагностики течи – его проще отличить от моторного масла. Красным бывает и синтетический антифриз (используемый на заводах Ford и GM), но перепутать его с маслом гораздо сложнее в силу консистенции и запаха.

Вреден ли повышенный или пониженный уровень масла в АКПП?

Несомненно, и перелив и недолив ATF крайне вредны для автоматической трансмиссии: косвенно на это намекают риски min и max на щупе коробки. Попробуем раскрыть смысл проблемы ниже.

Недолив – при нехватке масла в поддоне АКПП, масляный насос захватывает вместе с маслом воздух, создавая воздушно-масляный коктейль, а проще говоря, эмульсию, которая, имея в своём «арсенале» очень низкую теплоёмкость, ещё и становится легко сжимаемой, т.е. теряет свои основные рабочие свойства. Давление в агрегате критически падает, масло выдавливается из пятна контакта, снижая смазывание узлов коробки передач. Как следствие начинается перегрев АКПП, ведущий к разрушению основных узлов автоматической коробки.

Перелив – высокий уровень масла в автомате, как ни странно, ведёт практически к тем же последствиям, что и нехватка АТФ. Различие состоит лишь в том, что масло вспенивается вращающимися частями АКПП и происходит это не на холостых оборотах, как в случае с низким уровнем, а на высоких скоростях. Вспененное масло (ATF), увеличивается в объёме, ему уже не хватает места в корпусе автоматической коробки передач и оно начинает выплёскиваться через систему вентиляции АКПП (через сапун). Когда часть масла останется под машиной, его реальный уровень, разумеется, понижается. Как итог: повторение истории про низкий уровень, про него – чуть выше.

На практике, вспенивание масла (ATF) возможно и при нормальном уровне, причиной тому может быть подсос воздуха по корпусу трансмиссионного фильтра, который может иметь дефект (трещины) или не до конца одет на приёмную трубку АКПП. На некоторых моделях, Dodge RAM, например, от вибрации может открутиться болт крепления фильтра – как следствие – его перекос и появление щели для доступа воздуха.

А чем плох перегрев АКПП?

А все тем же: вспениванием ATF, которая при перегреве коробки работает в температурном режиме, на который не рассчитана.

Основные причины перегрева АКПП таковы:

  1. Забитые соты радиатора охлаждения АКПП снаружи, мусор/пыль/грязь: вентилятор не может протянуть сквозь радиатор необходимое количество воздуха для охлаждения. Рекомендуется регулярный осмотр АКПП и чистка, при необходимости, вместе с радиаторами кондиционера и двигателя.
  2. Забитый изнутри радиатор охлаждения АКПП изнутри – как правило, продуктами износа трансмиссии. Промывка радиатора АКПП рекомендуется при каждой замене масла в агрегате.
  3. Тяжелые условия эксплуатации – очень активная езда, буксирование прицепа, буксование в грязи/снегу и т.п.

Если предполагаются частые нагрузки на трансмиссию, «Вита-Моторс» рекомендует устанавливать дополнительный радиатор охлаждения АКПП . Его размер и наличие индивидуального вентилятора зависит от поставленной задачи – мастера «Вита-Моторс» помогут с выбором. Вариант полезного тюнинга – установка поддона АКПП увеличенного объема с дополнительными ребрами охлаждения.

Как определить объём и тип (марку) масла используемого в автоматической трансмиссии?

Ничего сложного в поиске этой информации нет, достаточно заглянуть в инструкцию по эксплуатации автомобиля. Если таковой не имеется (поищите на нашем сайте: мы публикуем оригинальные инструкции по эксплуатации: Tahoe , TrailBlazer , Chevrolet Express , Dodge Caravan , Cadillac SRX), тип масла (спецификация) практически всегда указан на щупе автоматической коробки передач. Объём масла, заменяемого при его стандартной (частичной) замене почти для всех американцев находится в пределах от 4 до 6 литров, что редко превышает 40-50% от общего объёма АТФ в АКПП. Почему? Всё просто – при обычной замене демонтируется только поддон для замены фильтра, при этом основная часть масла остаётся в каналах системы управления (в плите) и, разумеется, в гидротрансформаторе (лишь некоторые модели, например Ford Mustang 95 года, имеют сливную пробку гидротрансформатора).

Полная или частичная замена масла?

В принципе, частичная замена ATF считается допустимой, но до определённого момента: как правило, до пробега 100 тысяч миль. Продукты износа и масляные шлаки постепенно накапливаются в трансмиссии, мешая нормальному функционированию агрегата. Забиваются каналы управления, передачи включаются рывками (заедают соленоиды), увеличиваются нагрузки на планетарный механизм, тормозные ленты и т.д. Гидротрансформатор, работая по принципу центрифуги, тоже является накопителем «хлама»! Потому все специалисты, обслуживающие и занимающиеся ремонтом автоматических коробок передач, в том числе и мастера СТО «Вита-Моторс», рекомендуют периодически проводить процедуру полной замены ATF в АКПП с промывкой АКППна специализированном стенде . Эта процедура необходима, если масло в АКПП давно не менялось, имеет коричневый цвет, пахнет горелым и т.д.

Попробую наглядно объяснить, в чем преимущество полной замены масла АКПП на стенде. Эксперимент крайне прост: возьмите чашку чая, выпейте примерно половину, а оставшееся дополните кипятком. В быту такой эксперимент приведет к получению чашки слабого чая. В случае АКПП – кипяток – это свежая ATF, а остатки старого чая – старое горелое масло, оставшееся в узлах АКПП.

На практике выясняется, что даже три последовательных неполных замены ATF не могут полностью очистить АКПП.

Полная замена масла в АКПП на стенде выглядит примитивно и просто - выливаем чай, споласкиваем чашку и наливаем воду! Только, как вы сами понимаете, переливание воды/чая из чашки в чашку и вывешивание машины на подъемнике, снятие/установка поддона, откачивание масла и выставление уровня – процессы совершенно разные. Не только по описанию, заметьте, но и по трудоёмкости. Потому наверняка лучше один раз провести полную процедуру замены, чем раз в месяц посещать сервис для повторных процедур штатных замен. Кстати не забывайте, что движение автомобиля с автоматической коробкой передач, на не соответствующем нормативам масле, критически снижает срок эксплуатации АКПП!

Периодичность замены масла в автомате, как часто это следует делать?

На самом деле, это очень сильно зависит от стиля вождения: можно аккуратно "с головой" ездить не меняя масло в трансмиссии по 100000-150000км и не испытывать никаких проблем, а можно менять масло раз в неделю и угробить автомат за год эксплуатации. Трассовые пробеги, без постоянных обгонов, преимущественно на круиз-контроле – способствуют продлению ресурса АКПП. Напротив, рваная городская езда в спортивном стиле, разгоны/торможения, буксировка прицепа/автомобиля, буксование на льду/в грязи - снижают ресурс в геометрической прогрессии, равно как и езда на непрогретом агрегате. Первая замена масла в автоматической коробке передач рекомендуется на 50-70000 км пробега, с таким же интервалом можно произвести вторую замену АТФ. Далее же рекомендуется сократить пробеги от замены до замены масла и производить техническое обслуживание АКПП не реже одного раза в 30000км (максимум 40000км) или просто один раз в год, вне зависимости от пробега.

Если вдруг вы обнаружите внезапно изменившийся цвет масла вследствие тяжелой эксплуатации или по другой причине – не ждите регламентного пробега, немедленно меняйте ATF: практика показывает, что это дешевле и спокойнее, чем внезапный ремонт АКПП.

Можно ли заменить масло в АКПП самостоятельно?

Да, если есть желание и руки растут из нужного места, то никаких проблем не возникнет. Главное, если вы собираетесь это делать впервые, придерживаться общих рекомендаций по этой процедуре.

Приготовьте тару для слива отработанного масла, очиститель аэрозольный (в баллоне под давлением), ветошь, ну и, разумеется, необходимый набор инструмента. Также рекомендуем запастись герметиком (прокладки часто текут, к сожалению). Чтобы не облиться маслом при снятии поддона рекомендуется, через маслозаливную трубку (из неё торчит щуп), откачать максимально возможное количество масла. На сервисах используют вакуумные насосы, в домашних же условиях можно обойтись большим шприцем с длинной трубкой вместо иглы (например, от капельницы).

Откачали, теперь откручиваем поддон, аккуратно – там всё равно осталось масло. Снимаем поддон, сливаем остатки масла в подготовленную тару и приступаем к осмотру и очистке снятого поддона. Чаще всего на дне поддона закреплен магнит для сбора мелких продуктов естественного износа, выглядит это обычно, как мягкая железосодержащая кашица. Это нормально. Если же вы обнаружили крупные кусочки металла или пластика, обломки стопорных колец и т.п., готовьтесь к ремонту (от 2000$).

Допустим, однако, что в нашем примере всё идет без неожиданностей: мы начинаем очистку поддона, тем самым очистителем, который подготовили заранее. Отмываем, протираем насухо, проверяем на ровной плите (металлической линейкой) геометрию поддона, при малейшем сомнении – выравниваем. Это важно, потому что неровный поддон однозначно станет причиной течи, а, следовательно, мы вернемся к вопросу о ремонте, поскольку на сухую (без масла) не в состоянии работать ни один, даже самый надёжный агрегат .

Далее, демонтируем старый фильтр, устанавливаем новый, протираем насухо привалочную поверхность коробки и накладываем ровный слой герметика (на очищенную поверхность поддона в том числе). Ждём, пока герметик слегка схватится, прикручиваем поддон и ждём нормального высыхания (не полного, которое наступит через 24 часа!). Это важно, потому как свежее масло растворит часть герметика, которая не успела засохнуть и опять - течь в чистом виде.

Если вы используете прокладку поддона, то здесь тоже есть пара хитрых моментов – прокладки бывают очень разнообразны по конфигурации и материалу изготовления. Если прокладка пробковая, то рекомендуем использовать её исключительно на поддонах имеющих дистанционные втулки, исключающие выдавливание при случайной перетяжке крепежа (обязательно ознакомьтесь со спецификацией и затягивайте болты только рекомендуемым моментом ).

Оригинальные прокладки (особенно металлизированные), в принципе, без проблем устанавливаются, аккуратно надо быть только с многоразовыми экземплярами, очень часто они выглядят достойно, но резина уже серьёзно задубела и не в состоянии обеспечить герметичность системы. Итак, поддон прикручен, прокладка установлена (или герметик застыл): берем тонкую воронку и через неё заливаем пару литров ATF и запускаем мотор.

Далее выставляем уровень так, как я писал в начале этой статьи («проверка уровня») - в соответствии с рисками на щупе. Есть нюанс по коробкам передач Форд, там просто попереключать передачи в АКПП для прогонки масла в системе недостаточно, требуется проехать на машине пару-тройку километров (можно и на подъёмнике). Всё остальное, как обычно – удерживая нажатой педаль тормоза переключаем все передачи в трансмиссии по очереди, останавливаясь на каждом положении секунд по двадцать, заканчиваем в положении паркинг («Р») и проверяем уровень.

О промывке радиатора охлаждения АКПП я писал выше, теперь поясню процедуру подробнее:

Отсоединяем шланги охлаждения АКПП, идущие к радиатору охлаждения, и на один из них одеваем ёмкость (чтобы не забрызгать всё вокруг), ко второму подносим баллон с очистителем и заливаем внутрь, даем откиснуть и продуваем воздухом под давлением. Убедимся, что система охлаждения продувается без проблем, устанавливаем трубки (шланги) на место. Внимание: проводить эту процедуру необходимо при снятом поддоне, когда масло слито!

Стоит ли использовать присадки к маслам в автоматическую трансмиссию?

Нет, не стоит этого делать, в маслах производителя всегда присутствует необходимый пакет присадок и, доливая любые «улучшители», вы лишь разбалансируете то, что просчитывалось специалистами на заводе.

В крайнем случае, когда вам рекомендуют на полный объём масла АКПП (около 10 литров в среднем) добавить около 300 грамм присадки, это - напрасно потраченные деньги – такая концентрация даже «супермегаприсадки» ничего не изменит! Если велик износ фрикционов или началось какое-либо разрушение в автомате, никакими чудо-средствами вы уже ничего не восстановите, считайте это просто сказками для неопытных пользователей.

Аналогично, нельзя использовать масла, не рекомендованные изготовителем: в маслах разных производителей для автоматических трансмиссий разных систем присутствуют различные пакеты присадок, необходимых для конкретной модели. Например, в АКПП корпорации Chrysler/Jeep нельзя использовать ничего, кроме «ATF+4» («ATF+3» ранее). Залив вместо этого Dexron-III вы просто спалите трансмиссию, а вот заливая в Шевроле/Кадиллак вместо Dexron масло для Крайслера – просто переплатите за ненужные «навороты» (хотя ничего не испортится). Специальные продукты производят также Mitsubishi и Hyundai, совершенно другого типа масла льются в вариаторные трансмиссии и т.д. Общий принцип таков: пользоваться надо тем, что указано в спецификации и покупать только в проверенных местах, игнорируя дешевые распродажи.