Как самому заправить кондиционер в автомобиле. Как правильно заправить кондиционер фреоном: пошаговая инструкция Заправка для автомобильного кондиционера

»

Многим современным автомобилям присуща функция кондиционирования салонного воздуха. Автомобильная установка технологически мало чем отличается от обычного бытового (домашнего, офисного) кондиционера. Тем не менее, имеет свои конструктивные особенности. Эти особенности делают ремонт и обслуживание автомобильных кондиционеров несколько иными по сравнению с домашними (офисным) системами. Например, чтобы заправить автомобильный кондиционер фреоном, применяют технологическую инструкцию своего «автомобильного» плана. Рассмотрим такую инструкцию заправки глазами обычного автовладельца.

Для лучшего понимания процедуры — как обслуживать (заправлять фреоном) , логичным видится ознакомление с технологической схемой холодильного автомобильного оборудования.

Классическая схема под заправку автомобильного кондиционера достаточно проста, содержит относительно небольшое число рабочих элементов. Большинство легковых машин оснащаются установками кондиционирования, построенными именно по классической схеме, что показана ниже:


Схема автомобильного кондиционера: 1 – компрессор; 2 – конденсатор; 3 – вентиляторы; 4 – фильтр-осушитель; 5 – смотровое стекло (опционально); 6 – приёмный ресивер; 7 – испаритель; 8 – датчик температуры

Все детали схемы объединяются между собой трубопроводами высокого давления. Внутренняя – герметичная область системы, предварительно освобождается от воздуха (вакуумируется), прежде чем будет заправлена хладагентом в объёме 340-800 грамм (конкретный объём зависит от конструкции автомобильного кондиционера).

Автоматическое регулирование охлаждения воздушной среды в салоне автомобиля до определённой температуры (установленной пользователем) выполняется датчиком (8 ) температуры. Сигнал датчика, в свою очередь, управляет электрическим приводом компрессора.


Автомобильный заправочный набор для кондиционера из серии «KIT», где имеются все необходимые аксессуары, чтобы заправить автомобильную систему кондиционирования воздуха

Как заправить фреоном автомобильный кондиционер?

На первый взгляд автомобильная воздуха видится понятной и простой механической конструкцией. Однако заправка, к примеру, автомобильного кондиционера фреоном, — это ряд действий, сопровождаемых некоторыми особенностями.

Следует помнить: хладагент – вещество химически опасное. Если фреон попадает в организм человека, существует риск серьёзного отравления. Кроме того, все виды фреонов под заправку пагубно действуют на органы зрения человека.

Поэтому первоочередная задача механика, заправляющего кондиционер автомобиля, – это обеспечение надёжной защиты собственного организма (и окружающих тоже). Как минимум:

  • на руки необходимо надевать защитные перчатки,
  • на глаза помещать защитные очки,
  • обеспечить отсутствие поблизости посторонних людей.

Процедуру заправки автомобильного кондиционера следует выполнять с учётом минимально допустимых утечек хладагента, обеспечив защиту органов дыхания от воздействия газа.

Заправленный внутри автомобильной системы охлаждения фреон находится под высоким давлением. Рабочая величина давления фреона может достигать 30-40 атм. Заправка же хладагентом осуществляется за счёт разницы давлений внутри заправочного баллона и на участке системы автомобильного кондиционера, куда подключается заправочный шланг.

Любая конструкция автомобильного кондиционера предусматривает наличие двух сервисных штуцеров. Один штуцер располагается на патрубке высокого давления, другой штуцер установлен на патрубке низкого давления. Сервисные штуцеры дополнены обратными клапанами и закрываются металлическими колпачками. Колпачок стороны высокого давления обозначен символом «H », колпачок стороны низкого давления обозначен символом «L ».

Пошаговый процесс заправки автомобильного кондиционера


Одна из современных конфигураций заправочного баллона для автомобильного кондиционера – полностью готовый комплект под добавление хладагента марки R134A в кондиционер

Специализированный баллон — идеальный вариант заправочного оборудования, используемый сервисными салонами, профессиональными механиками и обычными владельцами автомобилей. Однако подобного типа устройство требует вложения приличной суммы денег.

Поэтому нередко механики-любители предлагают заправить автомобильный кондиционер «дедовскими» методами, но за меньшую стоимость. Следует отметить: рынок предлагает различные варианты исполнения заправочных баллонов (с клапанами, с вентилями).

Обычно под цели заправки автомобильных кондиционеров фреоном продаются так называемые наборы «KIT », куда входят все необходимые принадлежности. Единственное, что нужно любителю-механику в случае покупки, — выбрать оптимально подходящую заправочную станцию под личный автомобиль.

Рассмотрим классическую технологию заправки автомобильного кондиционера, используя пошаговый подход к выполнению всех действий:

Шаг #1: подключение к штуцеру стороны низкого давления

Прежде всего, на автомобильном кондиционере необходимо найти штуцер стороны низкого давления. Технологически головка клапана шланга заправочного баллона рассчитана именно под штуцер, находящийся на стороне низкого давления.


Заправочный штуцер автомобильного кондиционера одной из моделей иномарки. На машинах разных марок точки расположения этого элемента схемы совпадают редко

Даже если механик (владелец автомобиля) попытается подключить сервисную головку-насадку на штуцер стороны высокого давления, заправить не получится. Специально производителем сделана разная конфигурация сервисных штуцеров (на современных автомобилях).

После того, как заправочный интерфейс найден, рекомендуется:

  • надеть на руки защитные перчатки,
  • на глаза защитные очки,
  • отвернуть колпачок (обозначенный «L ») штуцера,
  • накинуть на штуцер головку шланга заправочного баллона,
  • резким давлением руки надавить на головку в направлении штуцера.

Фиксация головки на сервисном штуцере сопровождается характерным звуком щелчка. При этом если в системе автомобильного кондиционера присутствует фреон, манометр, входящий в комплект заправочного баллона, покажет какое-то значение давления. Если же фреон вышел из системы полностью, стрелка контрольного манометра останется на нулевой отметке.

Шаг #2: активация процедуры закачки фреона в систему

Запустить мотор автомобиля и включить опцию охлаждения салона на приборной панели. Настройки охлаждения воздуха в салоне установить на максимум. Убедиться, что электромагнитная муфта сработала, и шкив вала компрессора приводится в движение двигателем машины.

При подключении баллона в шланге остаётся воздух. Чтобы удалить воздух, нужно кратковременно (на 2-3 секунды) ослабить соединение шланга с баллоном. Этого достаточно чтобы продавить давлением воздушную массу. Наличие воздуха в системе кондиционера недопустимо!

После завершения процедуры освобождения от воздуха, вновь активировать клапан (или открыть вентиль) на баллоне, чтобы продолжить заправку автомобильного кондиционера. Мотор машины при этом остаётся в рабочем состоянии, шкив вала компрессора .


Полноценность добавления хладагента в схему кондиционера автомобиля проще всего определить по манометру, входящему в заправочный комплект. Дополнительно для контроля используется термометр в салоне

Процедура заправки требует отслеживать показания контрольного манометра. Как только показания манометра установятся в пределах диапазона значений 26,8 – 27,2 атм., заправку хладагента прекратить – деактивировать (отжать) клапан (или закрыть вентиль) баллона.

Указанный диапазон значений (26,8 – 27,2 атм .) на стороне низкого давления автомобильной системы кондиционирования является оптимальным для нормальной работы оборудования. Следует придерживаться именно такой «золотой» середины — не больше и не меньше.

Шаг #3: отключение заправочного оборудования + тест

На завершающем этапе действий по заправке, требуется отсоединить головку шланга заправочного баллона от сервисного штуцера, используя механику съёма фиксатора. Отрыв головки следует выполнить быстрым резким движением, чтобы минимизировать выход фреона через заправочный сервисный штуцер.

Далее останется только перейти в салон автомобиля и убедиться в корректной работе автомобильной системы кондиционирования воздуха. Для получения точного результата температуры на выходе воздуха из испарителя можно использовать термометр. На этом процесс заправки кондиционера автомобиля можно считать завершённым.

Заключительный момент + видеоролик по теме заправки

Заправить кондиционер личного автомобиля своими руками при желании и определённых навыках вполне допустимо. Тем не менее более прагматичным подходом видится заправка посредством специализированной службы. Многие современные автосалоны предлагают услуги заправки по приемлемым ценам. Если же решено заправить своими руками, видеоролик ниже как дополнительная помощь к статье:

Совмещение информационной части и части, состоящей из видеоматериала способствует усилению теоретических навыков. Дело останется только за практическим применением.


Метки:

Многие автовладельцы интересуются, когда нужно заправлять кондиционер в машине? Ответ на этот вопрос довольно прост.Если в охлаждающем контуре автомобиля осталось мало фреона — пора выполнить заправку автомобильного кондиционера. Чтобы сэкономить лишние деньги, вы можете сделать это самостоятельно.

Но как именно проводится заправка кондиционера своими руками? Какие инструменты для этого понадобятся? И о каких правилах нужно помнить? Ниже эти вопросы будут рассмотрены.


Устройство и принцип работы кондиционера

Система кондиционирования в автомобиле состоит из трех частей — из компрессора , конденсатора и испарителя (эти части соединяются друг с другом с помощью труб).


Рассмотрим принцип работы системы кондиционирования.

Внутри установки находится охлаждающий фреон в виде газа. Во время работы компрессор сжимает газ, что приводит к повышению температуры фреоновой смеси. Потом газ попадает в конденсатор, где он остывает и преобразуется в жидкость. Холодный фреон проходит по трубам и попадает в испаритель, где испаряется — при этом фреон поглощает окружающее его тепло. Это приводит к уменьшению температуры в авто и преобразованию охлаждающего агента в газ. В конце цикла фреон вновь поступает на конденсатор и процесс повторяется.

Когда заправлять автокондиционер

Каждый год по естественным причинам количество фреона в охлаждающей системе уменьшается на 10-20%, поэтому периодически необходимо выполнять заправку кондиционера. Обратите внимание, что мощность прибора значительно падает уже в случае, когда потери фреона составили 50 и более процентов.

Дозаправка автомобильного кондиционера своими руками требуется в следующих случаях:

  • Нарушение герметичности труб;
  • Механические повреждения труб;
  • Покрытие ржавчиной конденсатора.

Оборудование и инструменты для заправки

Для заправки автокондиционера своими руками вам потребуются: станция дли измерения давления, переходник с краном, два шланга и баллон с фреоном.

Из этих компонентов нужно собрать прибор для заправки системы кондиционирования.


Порядок действий должен быть таким:

  1. Возьмите фреоновый баллон и прикрутите к нему переходник с краном (на верхушке баллона должна быть резьба);
  2. Подсоедините к переходнику шланг;
  3. Прикрепите шланг к станции для измерения давления;
  4. К станции для контроля давления с другой стороны присоедините еще один шланг с переходником;
  5. Заправочный прибор готов. Обратите внимание, что в некоторых магазинах продаются уже собранные приборы.

Также в ряде случаев вам могут понадобиться дополнительные приборы — если вы будете делать вакуумирование, то вам понадобится вакуумный насос , если вы будете проверять целостность труб давлением, то в таком случае вам придется купить баллон с безопасным газом и так далее.

Выбор фреона

Для заправки кондиционера используйте охлаждающую смесь R134a .


Более старые установки работали на фреоне R12, однако в девяностые годы произошел запрет этой смеси из-за ее негативного влияния на окружающую среду, а после запрета в кондиционерах стала применяться смесь R134a. Для заправки автокондиционера требуется порядка 700 -1000 г смеси.

Подготовка к заправке

В первую очередь перед дозаправкой кондиционера в машине своими руками необходимо найти и устранить утечки, а также выполнить вакуумирование.

Если утечки небольшие — устранить их можно самостоятельно, при больших повреждениях рекомендуем обратиться в автосервис.

Поиск и устранение утечки

Если фреон в кондиционере закончился из-за повреждения труб, то в таком случае нужно найти и устранить утечку. Для поиска утечки рекомендуется применять специальный инструмент, который называют течеискателем . Если такого прибора нет, то найти место утечки можно следующим образом:

  1. Сделайте жидкую смесь на основе масла и фреона;
  2. Добавьте в смесь специальный ультрафиолетовый краситель;
  3. Произведите заправку и включите кондиционер;
  4. Через 5-10 минут возьмите ультрафиолетовую лампу и осветите ею кондиционер — поврежденные участки должны окраситься в зеленовато-желтый цвет.

Для устранения утечки:

  1. Возьмите металлическую трубу и закройте ею место утечки;
  2. Поставьте на трубу по 1 хомуту с двух сторон;
  3. Обезжирьте место крепления хомутов (например, с помощью спирта);
  4. Скрепите часты муфты с помощью изоленты.
  5. Нанесите на муфту клей, разместите муфту на трубе и стяните хомуты.

Проверка давлением

После устранения утечек необходимо проверить целостность системы. Для этого следует самостоятельно заправить кондиционер каким-либо безопасным газом (например, азотом).

После заправки нужно обязательно измерить давление — если через 30 минут давление не изменилось, то это значит, что система полностью герметична. В противном случае следует устранить оставшиеся утечки и повторить процедуру проверки.


Вакуумирование кондиционера

Теперь необходимо выполнить вакуумирование устройства , чтобы удалить из системы воздух и капельки влаги. Для вакуумирования понадобится специальный вакуумный насос, а сама процедура выглядит следующим образом :

  1. Включите отопительную систему и прогрейте авто (если это не сделать, то в таком случае много влаги останется в испарителе);
  2. Возьмите вакуумный насос и подключите его к автокондиционеру — для этого трубу насоса присоедините к патрубку;
  3. Включите насос на 10-15 минут. После этого перекройте вентиль и отключите насос. Повторите процедуру 2-3 раза;
  4. В конце отключите насос и подождите 2-3 часа, чтобы нормализовалась температура и давление. После этого можно приступать непосредственно к заправке.

Этапы заправки кондиционера

Давайте теперь узнаем, как выполнить заправку .


Обратите внимание, что кондиционеры по своему строению крайне слабо отличаются друг от друга, поэтому данная схема подойдет для всех моделей:

  1. Найдите магистраль низкого давления (она имеет вид небольшой широкой трубы, под которой расположена более узкая труба) и откройте защитный колпачок.
  2. Наденьте на патрубок шланг от собранного заправочного устройства.
  3. Запустите двигатель (скорость должна быть порядка 1 300-1 700 оборотов в минуту). Обратите внимание, что двигатель должен быть включенным во время всей процедуры заправки, поэтому под педаль газа рекомендуется подложить какой-нибудь твердый предмет.
  4. Запустите воздушную рециркуляцию.
  5. Переверните баллон с фреоном вверх дном. После этого постепенно открывайте краник магистрали и фреоновый вентиль (делать это нужно одновременно). Начнется закачка фреона.
  6. Следите за показанием манометра. Уровень давления в системе должен составлять не более 275 кПа (в противном случае вы можете повредить компрессор).
  7. Когда шланг возле патрубка станет очень холодным, а в салоне появится холодный воздух (порядка 6-10 градусов), то нужно постепенно выключить двигатель и снять заправочное устройство. Процедура заправки завершена.

Уход за кондиционером

Теперь вы знаете о том, как заправить кондиционер в машине своими руками. В заключение давайте поговорим о правилах ухода :

  • Хотя бы раз в 3 месяца мойте радиатор, поскольку на нем постоянно оседает грязь и пыль, что заметно снижает эффективность работы устройства.
  • Зимой нужно прогревать кондиционер хотя бы 1 раз в месяц. Для прогрева нужно загнать машину в теплое место и включить охлаждающий прибор на 15-30 минут.

В случае появления утечек обратитесь в сервисный центр для ремонта либо почините трубы самостоятельно.

Как выполнить заправку кондиционера в машине самостоятельно смотрите в видеоролике.

Автор

15 лет я ремонтирую разного рода автомобилей, включая такие марки как Ваз, Уаз, Chevrolet, Mazda, Kia и многие другие. Все что связано с коробкой, двигателем или ходовой. Вы можете написать мне свой вопрос ниже в комментариях и я постараюсь развернуто на него ответить.

При покупке новой машины автолюбители все чаще интересуются, есть ли в перечне опций кондиционер. Это легко объяснить.

Столь простая система способна сделать поездки максимально комфортными в любую, даже самую знойную погоду. Но есть один минус – время от времени возможны утечки фреона и может понадобиться заправка автокондиционера.

Можно ли сделать эту работу своими руками? Давайте разберемся.

Назначение и преимущество

Автокондиционер– незаменимый помощник в летний период, когда температура за окном переваливает за 30-ти градусную отметку.

Открытые нараспашку окна и люк в машине играют лишь роль вентилятора и просто гоняют раскаленный воздух по салону.

В свою очередь климатическая система работает по другому принципу и выполняет целый ряд полезных функций:

  • снижает температуру воздуха до необходимой автолюбителю температуры;
  • эффективно борется с «потливостью» стекол (это может пригодиться зимой);
  • поддерживает уровень влажности на оптимальном уровне;
  • надежно защищает салон автомобиля от попадания внутрь неприятных ароматов и сгоревших паров бензина;
  • является весьма мощным фильтром для воздуха внутри салона;
  • вам не нужно открывать окна – система охлаждения и очистки все сделает сама.

Автокондиционер – это та опция, которая никогда не бывает лишней. При желании устройство можно установить практически в любом автомобиле (даже если в вашей комплектации его нет).

Принцип работы

Автокондиционер состоит из нескольких элементов:

  1. Компрессора, обеспечивающего постоянную циркуляцию фреона по контуру системы охлаждения;
  2. Конденсатора – теплообменника. В данном узле накапливаются и конденсируются пары фреона с дальнейшим выделением тепла;
  3. Испарителя, выступающего в качестве теплообменника. Именно в нем происходит испарение жидкого фреона и отбор тепла;
  4. Ресивера-осушителя, через который производится очистка и осушение хладагента;
  5. Трубопроводов;
  6. Расширительного клапана;
  7. Охладительного вентилятора;
  8. Системы автоматики (предохранители, датчики и так далее).

По сути, автокондиционер имеет три основных элемента – компрессор, испаритель и конденсатор. Все остальные детали выполняют вспомогательную роль.

Работает система по следующему принципу.

Фреон находится в замкнутом контуре. Под действием компрессора хладагент нагревается и под давлением отправляется дальше по системе.

На его пути оказывается конденсатор, где хладагент охлаждается и превращается в сжиженный газ.

После этого фреон попадает в ресивер-осушитель, с помощью которого происходит отфильтровывание грязи и мусора.

После охлаждения фреон отправляется в испаритель (находится непосредственно в салоне авто) и попадает в салон. После этого хладагент направляется в компрессор.

Все – цикл замкнут. К слову, кроме охлаждающей функции испаритель еще и эффективно осушает воздух.


Главные причины для заправки

Многие автолюбители не знают, когда заправлять автокондиционер и вспоминают об этом уже при отказе устройства. Но здесь важно учитывать несколько вариантов.

Естественная утечка.

Фреон находится в замкнутом контуре, но даже это не спасает его от небольшой утечки. Считается, что в течение года из системы уходит до 10-15% хладагента.

Следовательно, большинство современных авто требуют заправки уже через три года, а старые модели и того раньше – через 1-2 года.

Неисправность системы.

Если утечка хладагента превышает показатель в 15-20% в год, то можно смело утверждать о неисправности системы.

Причины могут быть следующие:

  • нарушение герметичности в системах трубопровода из-за повышенной вибрации (к примеру, снижение эффективности прокладок);
  • наличие механических повреждений (дыр, трещин) на трубках или основных узлах системы;
  • появление коррозии непосредственно в самом конденсаторе (это явление встречается весьма часто).

Методы поиска утечки

Сегодня можно выделить несколько основных способов быстрого поиска утечки в автокондиционере.

Рассмотрим наиболее популярные из них.

Применение течеискателя.

Столь современное устройство оказывает реальную помощь в поиске утечки, когда визуально найти проблему не удается.

Преимущество изделия – высокая чувствительность и точность. Но есть у течеискателя недостаток. Если повреждение небольшое, то найти его таким способом не выйдет.

Заправка азотом.

Эта методика, стара, как мир, но активно применяется и сегодня для проверки автокондиционера. Ее суть сводится к заправке азота в систему под большим давлением.

При этом место утечки фреона определяется исключительно на слух. Преимущество такого способа – простота и доступность. Недостаток – низкая эффективность.

Мыльный раствор.

Чтобы упростить процесс поиска часто используется мыльный раствор. Но это опасно. В системе кондиционирования есть не только фреон, но и масло для смазывания компрессора.

Последнее способно хорошо впитывать влагу и может совмещаться только с конкретным видом фреона.

Применение же мыльного состава часто приводит к поломке компрессора и, как следствие, серьезным тратам.

Применение ультрафиолетовой добавки.

Современный и наиболее эффективный метод определения утечки. Его активно применяют работники практически всех современных СТО. Суть проста.

В процессе заправки автокондиционера фреоном в состав добавляется немного специальной добавки.

Последняя смешивается с содержимым системы (хладагентом, маслом) и при выходе наружу (в месте утечки) приобретает зеленый цвет.

Преимущество такого метода – наглядность (место повреждения в системе видно сразу) и абсолютная безопасность для системы. Минус – высокая стоимость.

Устранение утечки

Если повреждение существенное или вышел из строя целый узел системы, то для ремонта лучше обратиться к профессионалам.

Но чаще всего повреждения в кондиционере незначительные. Следовательно, выполнить восстановительные работы можно и самому.

Здесь есть два варианта.

С помощью специальной латки.

Здесь последовательность следующая:

  • подготовьте небольшую металлическую трубку, которая подходит по диаметру;
  • заведите на нее небольшие хомуты, зачистите наждачной бумагой и обезжирьте с помощью спиртового раствора;
  • соедините две половины муфты с помощью обычной изоленты;
  • нанесите клей на подготовленную муфту, поставьте деталь на место и стяните ее с помощью хомутов.

Как вариант.

С помощью герметика.

Сегодня продаются специальные средства, которые эффективно затягивают небольшие повреждения. Все, что необходимо – закачать их в систему вместе с фреоном.

Через 20-30 минут существующие щели исчезнут, и проблема с утечкой фреона из автокондиционера будет устранена.

Подготовительные работы

Перед тем, как заправлять свой автокондиционер, вы должны четко определиться с необходимым типом и объемом хладагента. Здесь все просто.

Если ваш автомобиль был выпущен до 1992 года, то стоит использовать тип фреона R-12.

Начиная с 1993 года, производители автомобилей закачивают фреон R-134a. Причина – банальный запрет на применение R-12.

Сложности могут возникнуть лишь у владельцев авто 92-93-х годов выпуска, ведь в переходной период не все производители сразу перешли на R-134a.

Чтобы узнать более точную информацию, внимательно изучите наклейку на внутренней стороне капота (там обычно указываются эти данные).

Второй вариант – можно распознать тип фреона по штуцеру. В новых моделях автокондиционеров, которые работают на R-134a, штуцер имеет большую высоту и диаметр.

Что касается норм заправки хладагента, то они указываются на табличке, о которой мы говорили выше.


Кроме этого, эту информацию можно узнать у специалиста или в инструкции по эксплуатации.

В среднем норма для отечественных авто составляет около 500-1000 грамм.

Порядок выполнения работ

Итак, для заправки автокондиционера нам понадобится специальный набор. В него входит метрологическая станция, переходник, шланги, краны и баллон с фреоном.

Вместо метрологической станции можно использовать тест-коннектор. Стоимость всего оборудования – около 30 тысяч рублей.

  • 1. Возьмите баллон с фреоном и найдите выпуклую часть с резьбой, которую необходимо проколоть иголкой (переходником).

Если в комплекте переходника нет (такое бывает весьма часто), то его можно приобрести отдельно.

  • 2. Прикручивайте переходное устройство и подключайте к нему шланг.

  • 3. Второй край шланга коммутируйте с метрологической станцией.

  • 4. После сборки оборудования для заправки, проведите калибровку счетчика давления. Сделать это можно с помощью калибровочного колеса, выставив температуру окружающего воздуха.

Сверяться желательно с показателями точного устройства (к примеру, бортового компьютера).

  • 5. Найдите свой штуцер. Сделать это не сложно. У современных автокондиционеров две позиции – высокого и низкого давления. Заправка всегда осуществляется со стороны низкого давления.

Ошибиться здесь невозможно, ведь штуцеры имеют различные диаметры входных отверстий.

Некоторые производители маркируют колпачки различным цветом. К примеру, штуцер низкого давления имеет черный цвет (буква Н), а высокого – синий цвет.

  • 6. Хорошо зачистите пространство вокруг штуцера низкого давления и снимайте колпачок. Помните, что попадание грязи в кондиционер недопустимо.
  • 7. Надевайте сверху шланг.

  • 8. Заводите мотор и раскручивайте его до 1500 оборотов. Если есть помощник – попросите его удерживать педаль газа в одном положении, а если нет – зафиксируйте ее с помощью небольшой палки.
  • 9. Выставляйте рециркуляцию воздуха на максимальный предел, отрывайте кран высокого давления, разворачивайте баллон с фреоном вверх «ногами» и плавно открывайте вентиль.

  • 10. Все время наблюдайте за давлением в системе. Максимальный предел – 285 кПа.
  • 11. Через время в салон начинает идти холодный воздух, а сам шланг на месте стыка со штуцером и вовсе становится ледяным.

Как только температура воздуха достигает 5-7 градусов Цельсия, вентиль можно перекрывать.

В данном случае у нас 10,7 градусов Цельсия, значит нужен еще один баллон.

  • 12. Внимательно посмотрите в окошко фильтра-осушителя. Если пузырьков воздуха нет, то работа выполнена правильно. Вот и все.

Отдельно хотелось бы отметить, что наличие воды и воздуха в системе недопустимо. К примеру, влага может превратиться зимой в лед и перекрыть регулирующий орган ТРВ.

Не стоит забывать, что наличие воды в системе может привести к появлению ржавчины. Опасен для системы и воздух, который имеет совершенно другие свойства, чем азот.

Как следствие, повышается нагрузка на компрессор, и узел может быстрее выйти из строя. Чтобы удалить воздух и воду из системы, перед началом заправки подключается специальный насос. Этот процесс носит название вакуумирования.

Удаляют воздух из системы с помощью специального насоса.

Окончательная проверка и диагностика неисправностей

Теперь остается включить автокондиционер и проверить его работу. Здесь обращайте внимание на следующие моменты:

  • убедитесь, что уже через несколько секунд после включения кондиционера в салон начинает поступать холодный воздух;
  • осмотрите всю систему на факт течей фреона;
  • при подозрении на наличие утечки можно произвести повторную проверку (технологию мы рассматривали выше);
  • прислушайтесь к работе компрессора, если имеют место посторонние шумы, то это может говорить об износе деталей или внутреннем повреждением узла. Часто причиной шума является неисправный подшипник, как следствие это может привести к выходу из строя к ;
  • из системы должен идти чистый воздух, без лишнего запаха. В противном случае замените салонный фильтр.

Вывод

Вы должны четко понимать, что диагностика, заправка, ремонт и – весьма сложное и ответственное мероприятие.

Но при наличии под рукой всех необходимых инструментов и четком следовании рекомендаций в статье, вы справитесь с работой на «отлично».

Кондиционер - это сложный агрегат, способный поддерживать комфортную температуру воздуха в помещении и салоне транспортного средства как летом, так и зимой. Одной из важнейших характеристик любой системы кондиционирования считается ее холодопроизводительность. При этом у каждого агрегата данный параметр может внезапно ухудшиться. Но если профилактическое обслуживание кондиционера осуществляется регулярно, то потеря его холодопроизводительности возможна только ввиду утечки рабочего тела (хладагента). Из-за этого многих пользователей интересует вопрос - как часто нужно заправлять кондиционер.

Рабочее тело

Рабочее тело (холодильный агент, хладон) - это «кровь» любой системы кондиционирования, благодаря специфическим особенностям и термодинамическим характеристикам которой и возможен теплообмен . Его в кондиционерах чаще всего обеспечивают фреоны разных марок.

Важно! Количество фреона обязательно должно точно соответствовать нормативному значению, указанному в руководстве по эксплуатации конкретной системы кондиционирования. При недостатке хладагента производительность кондиционера падает, а при избытке - может выйти из строя компрессор.

Признаки и причины требуемой дозаправки

В новом кондиционере объема хладагента достаточно для функционирования в течение длительного времени, но иногда может потребоваться его дозаправка. К таким случаям, например, относятся потери фреона во время транспортирования или некорректного монтажа , когда повреждена магистраль. О том, что система кондиционирования нуждается в заправке, говорят следующие признаки:

  • потеря производительности или полное прекращение охлаждения/обогрева окружающего воздуха;
  • обледенение мест соединения медных трубок;
  • непрерывный гул компрессора.

Считается, что заправка и/или дозаправка климатической системы должна производиться 1-2 раза в году. Это связано с тем, что идеальной герметичности не существует, и в нормативной документации, прилагаемой к любой климатической системе, указана допустимая потеря хладона в объеме 5-8% ежегодно . Кроме того, возможна утечка хладагента через неплотности в различных соединениях между элементами внутренней магистрали в кондиционерах.

К недостатку фреона также приводят нарушения условий монтажа системы. Каждая марка кондиционера, например, Toshiba или Kentatsu, имеют ряд ограничений, связанных с размещением блоков и длиной коммуникаций. Так, каждый лишний метр трассы потребует добавления не менее 15 грамм хладагента . Однако вышеприведенные признаки могут указывать и на другие поломки кондиционеров, об этом - в наших материалах « » и « «.

Алгоритм самостоятельной заправки

Существует не лишенное здравого смысла мнение, что дома без помощи профессионалов заправить кондиционер хладоном невозможно. Конечно, эта процедура достаточно трудоемка и требует наличия специального оборудования, но осуществить ее можно и самостоятельно.

При заправке климатической системы требуется обязательное проведение ряда операций, которые можно разбить на несколько этапов:

  • контроль герметичности системы (опрессовка);
  • удаление попавшего в фреоновый контур и воздуха (вакуумирование);
  • осуществление непосредственно заправки системы хладагентом.

Совет! Приступая к работам по заправке климатической системы хладоном, не забудьте открыть замки его сервисных штуцеров и выпустить из трубопровода оставшийся фреон.

Ликвидировав выявленные неисправности и осуществив визуальную проверку трубок, соединяющих между собой наружный и внутренний модули, можно приступать к процедуре заправки.

Требуемое оборудование

Чтобы правильно самому осуществить заправку климатической системы, необходимо наличие:

  • баллона с хладоном;
  • баллона с осушенным азотом;
  • весов электронных;
  • термометра электронного;
  • ключей гаечных шестигранных;
  • комплекта шлангов, подключаемых к оборудованию при помощи резьбовых соединений;
  • манометрической станции (коллектора).

В процессе заправки бытовой климатической системы допускается использование как двух- так и четырехпозиционного коллектора . Работая с двухпозиционным коллектором, оператору необходимо будет переподключать шланг, идущий от дополнительного оборудования. При этом образуется воздушная пробка, для устранения которой потребуется открыть жидкостный вентиль манометрической станции. Тогда как четырехпозиционный коллектор от этого недостатка избавлен, так как он полностью герметичен что исключает любой контакт с воздухом.

Опрессовывать климатическую систему следует для того, чтобы удостовериться в отсутствии мест, через которые возможна утечка хладагента . Производят ее в следующем порядке. Сначала соединяют систему с манометрической станцией посредством баллона, заполненного осушенным азотом. Затем открывают вентили и закачивают в магистраль азот. При этом давление в системе должно контролироваться с помощью манометра - при достижении максимально допустимой величины вентили перекрывают.

Внимание! Величина максимального давления в рабочем контуре указана в сопроводительной документации, прилагаемой к каждому кондиционеру.

Наблюдая за показаниями манометра, убеждаются в том, что после всасывания давление азота в рабочем контуре системы не меняется - это свидетельствует об отсутствии протечек . Если стрелка манометра двигается, значит система негерметична, и необходимо будет заново проверить все резьбовые и вальцованные соединения. После этого повторно проводят опрессовку системы.

Процесс вакуумации климатической техники производится для удаления из фреоновой магистрали и всех теплообменников воздуха и паров воды. Для этого следует:

  • соединить вакуумный насос с коллектором;
  • включить насос и открыть вентили на манометрической станции;
  • продолжать вакуумацию, пока стрелка на манометре не сравняется с нулем.

По завершении процедуры вентили необходимо закрыть, а вакуумный насос - отсоединить.

Совет! Чтобы удалить воздух из системы в полном объеме, специалистами рекомендуется эту процедуру проводить в течение 10 мин.

Способы заправки хладоном

Перед началом процесса заправки климатической системы, необходимо точно знать, сколько хладагента следует закачать. Его количество измеряется в килограммах, а необходимая величина указывается в таблице, изображение которой нанесено на шильдик, прикрепленный к задней стенке каждого блока. Там-же указан и рекомендованный тип хладагента.

Заправку климатической техники хладагентом можно осуществить разными способами: по массе, по давлению, по мерному стеклу, по показателю перегрева . Способ закачки хладона зависит от конструкции климатической системы и от причины, вызвавшей необходимость дозаправки/ заправки.

При дозаправке системы лучше использовать метод «по давлению» . При этом величина давления в магистрали определяется по манометру, подключив к кондиционеру коллектор. Зная эту величину, нетрудно сосчитать объем хладагента, необходимого для дозаправки. Процесс контролируется по одному из манометров коллектора.

Если систему следует заполнить полностью, то применяют метод «по массе» . Тогда необходимо проверить, есть ли фреон в системе, выкачать его остатки, высушить пустой блок, а затем заполнить систему новой порцией хладона. Контроль ведется по дисплею электронных весов.

Метод «мерного стекла» используют, когда кондиционер ремонтировался, и/или в магистраль попал воздух. Если в смотровом окошке хладонового блока замечены воздушные пузырьки, то система заправляется до того момента, когда весь воздух вытравится из трубопровода. Как только это произойдет, излишки фреона стравливают.

Метод «по показателю перегрева» основан на разнице температур перегретого пара и кипения хладона . Температурное значение перегретого пара измеряют градусником, который прикладывается к газовой трубке, а кипение хладона контролируют посредством манометра низкого давления. При этом разница их температур не должна выходить за пределы 5-8°С.

Заправка/дозаправка системы хладагентом

При использовании любого из перечисленных методов, необходимо выполнить следующие действия.

  1. Подключить заполненный хладагентом баллон к коллектору и установить его на весы в нормальном или в перевернутом положении (фреон R-410). Дисплей электронных весов при этом сбрасывают на «0». Не рекомендуется заправлять климатическую технику хладоном «на глазок» (без весов). Чаще всего это чревато печальными, а иногда и достаточно дорогостоящими последствиями.
  2. Отвернуть вентиль баллона и запустить кондиционер на охлаждение.
  3. Отвернуть вентиль подачи газа на манометрической станции.

Как только объем хладагента и величина рабочего давления сравняются с нормативными значениями, вентили на коллекторе и баллоне перекрывают. Остается только протестировать кондиционер на всех режимах. Если все работает нормально, значит - заправка прошла успешно.

Совет! В процессе дальнейшей эксплуатации нужно следить за работой кондиционера, периодически проверяя, достаточно ли в системе фреона.

Современные сплит-системы заправляются фреоном также по описанной выше последовательности, однако:

  • заправку каждого блока системы проводят отдельно;
  • первым заправляют внешний модуль;
  • при закачке хладона во внешний модуль режим охлаждения включать запрещено.

Как на практике осуществляется заправка климатической техники, демонстрирует видео:

Заправка климатической системы в машине

Сейчас большинство современных автомобилей оснащаются кондиционерами, что позволяет независимо от времени года создать в салоне комфортные климатические условия. Однако иногда водитель замечает, что его кондиционер не выполняет своих функций. Как правило, происходит это по причине разгерметизации системы кондиционирования . Как только герметичность будет восстановлена, авто-кондиционер потребуется дозаправить. Сделать это своими руками не составляет большого труда, но придется купить специальный набор для ручной закачки фреона.

Внимание! Авто-кондиционеры в автомобилях, выпущенных до 1995 года, заправлены фреоном марки CFC-12, а в более современных моделях - R-134a. На это обязательно нужно обращать внимание при покупке набора для закачки хладона.

Заправку авто-кондиционера проводят в таком порядке:

  • пользуясь прилагаемой инструкцией, собирают набор для закачки фреона;
  • тщательно очищают поверхность вокруг отверстия низкого давления от пыли и грязи, снимают защитную крышку;
  • подсоединяют к отверстию низкого давления шланг из приобретенного комплекта;
  • машину ставят на ручной тормоз;
  • рычаг коробки переключения передач переводят в нейтральное положение;
  • отворачивают вентиль на баллоне с хладоном;
  • садятся в салон, заводят двигатель и интенсивно нажимают на педаль газа, давая фреону возможность равномерно распределиться по всем трубкам системы
  • процесс заправки прекращают, как только в салоне станет заметно прохладнее;
  • закручивают вентиль фреонового баллона, отсоединяют шланг и закрывают крышкой отверстие низкого давления.

Автомобильный кондиционер готов к работе. Более подробно процесс его заправки показан на видео:

Итак, заправить систему кондиционирования фреоном вполне по силам умелому домашнему мастеру, но для этого потребуется дополнительное профессиональное оборудование, которое для одного раза нецелесообразно покупать. Кроме того, есть вероятность повредить систему, из-за чего не только аннулируются все усилия, но и придется приобретать новый кондиционер. Поэтому стоит подумать о приглашении для проведения этой процедуры специально обученных профессионалов.

Самые лучшие кондиционеры

Сплит-система Mitsubishi Electric MSZ-LN25VG / MUZ-LN25VG на Яндекс Маркете

Сплит-система Ballu BSVP-07HN1 на Яндекс Маркете

Сплит-система Panasonic CS/CU-BE25TKE на Яндекс Маркете

Сплит-система General Climate GC/GU-EAF09HRN1 на Яндекс Маркете

Сплит-система Ballu BSD-09HN1 на Яндекс Маркете

Комфортные условия в автомобиле невозможно создать без дополнительных систем. Производители транспортных средств включают их в состав основных частей и механизмов. Кондиционер относится к этим устройствам и обеспечивает оптимальную температуру в салоне даже при условиях летней жары. Он работает только при включенном двигателе и дает возможность без проблем управлять автотранспортом. К положительным моментам климатической системы можно отнести и то, что она предотвращает попадание неприятных запахов в салон и регулирует уровень влажности в салоне.

Кондиционер прост в использовании. Перед началом работы необходимо ознакомиться с инструкцией, тогда можно избежать многих непониманий. В ней находятся технические параметры, способы чистки, частота заправки и правила применения.

Многие автовладельцы хотят знать больше и в целях экономии желают научиться заправлять кондиционер собственными силами. Фото: pro-vidnoe.ru

Как часто нужно заправлять

  • Кондиционер в новом автомобиле нуждается в обслуживании и дозаправке не позднее, чем через три года после покупки, далее периодичность составляет не реже одного раза в полтора года.
  • Если пользование транспортным средством происходит около десяти лет и более, то заправка производится раз в год. К этой категории относятся и системы, установленные самостоятельно.

Не нужно ждать, когда кондиционер перестанет охлаждать воздух. Если дотянуть до этого момента, то можно критически перегреть компрессор. Ремонт этой неполадки стоит недешево и занимает много времени.

В стандартных условиях эксплуатации количество фреона в контуре охлаждения уменьшается на 6-15% в год. Уже через три года потеря хладагента будет значительной. Намного быстрее он начинает расходоваться при плохой герметичности соединительных деталей.

Признаки недостаточного количества фреона следующие:

  • Наличие льда на штуцерных соединениях наружного блока климатической системы;
  • Менее эффективное охлаждение воздуха;
  • Недостаточное количество фреона при самостоятельном осмотре кондиционера.

Зачем перезаправляют кондиционер

Полная перезаправка климатической системы происходит, если:

  • Необходимо произвести очищение системы от бактерий и продуктов распада. В данном случае старый фреон удаляют, очищают все составляющие и заправляют кондиционер обратно сжиженным газом.
  • Восстановление оптимальный объем хладагента. Для начала весь газ спускают, создают вакуумную атмосферу, а потом вновь наполняют до необходимой отметки.

Чем заправлять автомобильный кондиционер

Часто применяют хладагенты следующих марок:

  • R-22. Он зарекомендовал себя как надежный носитель, имеет высокий КПД охлаждения и стоит дешево.
  • R-410A. Использует более давление, улучшая производительность, что позволяет экономить энергию.
  • R-134 а. Безопасен для природы и не наносит вреда озоновому слою, но имеет один минус – высокую стоимость.

Любой фреон будет безопасен для здоровья, если заправка будет выполнена правильно. Фото: greenreport.it

Способы заправки автомобильного кондиционера

Устройство будет заправлено правильно, если будут учтены все особенности. Для начала необходимо изучить методы и выбрать самый оптимальный.

Как заправить кондиционер в автомобиле своими руками

Сначала необходимо подготовить инструменты и хладагент:

  1. Баллон фреона;
  2. Шланги;
  3. Переходник с краном;
  4. Метрологическую станцию.

Перед работой надо позаботиться о безопасности с помощью перчаток и защитных очков. Процесс будет происходить под давлением.

Затем нужно провести заправку по следующим этапам:

  • Первым делом переходник с краном присоединяют к баллону с хладагентом, прикручивая его, а затем к заправочному шлангу.
  • Второй конец шланга присоединяют к метрологической станции. К ее счетчику производят подключение и другого шланга. Конструкция для переливания фреона собрана.
  • Далее вручную настраиваются параметры датчиков счетчика, выставляется показатель температуры воздуха.
  • Определяется штуцер с низким давлением, его трубопровод будет больше чем у штуцера высокого давления. С него снимается колпачек, а окружающая поверхность очищается. Затем к нему присоединяется собранная ранее конструкция.
  • Согласно инструкции, заправка производится при работе автомобиля на частоте оборотов, равной 1500.
  • Далее включается максимальная производительность системы на некоторое время. После этого баллон с фреоном переворачивают и откручивают кран на переходнике. В таком положении газ начинает поступать в кондиционер. Все время нужно следить, чтобы давление на датчике станции не превысило показатель 285 кПа.
  • Когда из трубопровода в салоне начнет поступать холодный воздух, заправку нужно прекратить.
  • Теперь система кондиционирования должна поработать минут 10.
  • После завершения всех работ рекомендуется обработать испарители и воздухопроводы специальным спреем. Он уничтожит микробы и неприятные запахи.

Через смотровое отверстие фильтра-осушителя можно оценить правильной проведенной процедуры. Если в жидкости нет пузырьков, то заправка была произведена успешно.

Альтернативную инструкцию по заправке автомобильного кондиционера вы найдете в этом видео:

В автосервисе можно без особых хлопот провести все работы по обслуживанию и ремонту климатической системы. Там имеется все необходимое оборудование и опытный персонал. Заправка кондиционера в технических центрах обойдется в 1300 рублей и выше .

Итог

Решать производить заправку своими руками или обращаться к специалистам, решать автовладельцу. Главное, делать все своевременно. Процесс не занимает много времени, но продлевает срок службы климатической системы на длительный срок.