Как сесть одной за руль. Как преодолеть страх вождения автомобиля? Использовать утренние часы

Опыт самого первого вождения может быть чрезвычайно захватывающим и пугающим. Большинство людей, прежде чем сесть за руль, уже ознакомились с правилами дорожного движения, изучили теорию техники вождения. Так что же нужно знать еще, когда первый раз садишься за руль?

Отрегулируйте все в автомобиле так, чтобы вам было удобно. Перед тем как завести машину, убедитесь, что можете видеть из всех зеркал. Отрегулируйте сиденье так, чтобы сидеть в нем было удобно и комфортно, но и так, чтобы до руля и педалей не приходилось дотягиваться с усилием. Откиньте все посторонние мысли, по возможности отключите телефон и магнитолу, чтобы в первый раз от вождения ничего не отвлекало вас. Вождение автомобиля требует от вас работы в многозадачном режиме. Когда вы впервые оказываетесь на месте водителя, кажется, что нужно помнить очень о многом: когда включить сигнал поворота, что означает тот или иной дорожный знак, правила передвижения, кто кому должен уступить дорогу и многое другое. С опытом все это будет вспоминаться и делаться практически на уровне рефлексов – автоматически, но пока, сосредоточьтесь на вашей основной задаче – безопасном вождении.

Некоторые из российских водителей получили свой первый опыт вождения задолго до того, как они отправились в автошколу. Муж, папа или друг настаивают, чтобы за городом или во дворе дома вы попробовали сесть за руль. Очень важно, чтобы рядом с вами на пассажирском сидении был опытный водитель, а пассажирское место – оборудовано дополнительными педалями, так как это бывает в учебном автомобиле. Это наиболее безопасный способ, который окажется гораздо полезнее для начинающего водителя.

Езжайте только по знакомым дорогам в первый раз. Лучше – когда вы будете ориентироваться в пути и использовать только хорошо известные вам маршруты. Также избегайте оживленных магистралей и автострад. На дороге держитесь в крайнем правом ряду, чтобы не мешать остальным участникам движения.

Соблюдение этих принципов позволит сделать первый опыт менее страшным. Вождение – это не то, чего следует бояться, но в то же время это огромная ответственность, ведь автомобиль, по сути, является источником повышенной опасности на дороге. И, садясь за руль, помните, что вы отвечаете за жизни многих, в том числе и за свою. Сохраняйте спокойствие и уверенность, будьте осторожны и внимательны, и все у вас получится.

Вопрос психологу

Здравствуйте!
Мне 23 года, я работаю медицинским представителем.
Месяц назад я получила водительские права и несколько дней назад мне дали служебную машину. Мне потребовалось очень много усилий, чтобы перебороть страх и сесть за руль одной, но всё таки я смогла, и первый день ездила без особых приключений. Пока ехала, было очень страшно, и когда я завершила поездку и припарковалась около своего дома,то поняла, что вся моя спина и ладони мокрые от волнения. Я решила один день подождать, переварить полученные впечатления, и сегодня хотела совершить ещё одну поездку. Я очень долго собиралась с мыслями и изучала маршрут, по которому поеду. И прямо во дворе не смогла разъехаться со встречным автомобилем, и левым боком своей машины проехалась по левому боку встречной.
Девушка, которая сидела за рулём, начала кричать на меня матом, и потом, пока мы ждали ДПС, она успокоилась и оказалась в целом довольно понимающей. Позже, когда инспектор ДПС попросил меня припарковать машину, чтобы освободить проезд, то я поняла, что ужасно боюсь сесть за руль, и попросила, чтобы он сделал это сам. Это было сегодня утром и не выходит у меня из головы. Я не представляю, как теперь решусь водить, и как мне перебороть свой страх. Я впечатлительная, и всегда очень болезненно переживаю неудачи. Иногда этим я напоминаю себе персонажа из рассказов Чехова. Мне очень неловко перед той девушкой, и я прекрасно понимаю её эмоции. Хорошо ещё, что она не вцепилась мне в волосы от злости, а только накричала. Коллеги по работе говорят, что такое ДТП - мелочь, и не нужно делать из этого трагедию. А мне сквозь землю хочется провалиться, когда я представляю, как выхожу во двор, сажусь в машину, а соседи видят и думают «Вот та лохушка, которая не умеет нормально водить». Ведь это всё было прямо в моём дворе, под окнами. И мне кажется, что я боюсь не того, что могу повредить машину, или ещё чего хуже, а того, что мне придётся терпеть и выслушивать какие-то выкрики в свою сторону, косые взгляды и прочее… Может быть, вы сможете подсказать мне какой-то выход из этой ситуации, ведь моя работа связана с постоянными разъездами, и автомобиль - это практически моё рабочее место. Заранее спасибо.

Здравствуйте, Татьяна.

Страх водить может быть связан с какой-то вашей личной особенностью, например, со страхом критики или осуждения, или со страхом сделать что-то недостаточно хорошо, накосячить. Возможно, стоит разобраться с этой особенностью, чтобы она не осложняла вам жизнь.

Наверное, вы замечали, как при сложных ситуациях на дороге оба водителя могут кричать друг на друга и отстаивать свою правоту. Вы же скорее пытаетесь понять другого, нежели оправдать перед собой и другими свои действия. В целом это хорошее качество, но в конфликтных ситуациях вы будете проигрывать, если вам важна объективность, а не ваша личная позиция и выгода.

Возможно, стоит потренироваться воспринимать такие ситуации, как во дворе, со своей субъективной точки зрения, и не оправдывать грубость других, а защищать себя. Тогда ситуации, связанные с какими-то вашими неправильными действиями, не будут вас так напрягать и садиться за руль будет проще.

Если вам нужна будет помощь психолога , обращайтесь, я помогу.

Григорьева Елена, психолог, психотерапевт, Москва.

Хороший ответ 2 Плохой ответ 1

как водитель водителю скажу, через подобные переживания проходят ВСЕ без исключения новички. И если Вы выбрали ездить, то и Вам придется через это пройти. С мокрой спиной люди ездят обычно около месяца.)))

Для того, чтобы все же как-то облегчить себе первые шаги в вождении можно сделать следующее.

1) Самое главное ежедневная практика. Подобные мелкие ДТП -удел новичков. После них нужно дать себе день отдыха, то есть не выезжать на трассу, но все равно поездить. Во дворе, например, потренироваться парковаться.

Можно выезжать поздно ночью или очень рано, например в 4-5 утра и хотя бы полчаса ездить по спокойным и знакомым дорогам.

2) Да, на Вас будут материться, и будут "зажимать", "сигналить" орать, открыв для этого стекло. Вот такая у нас обстановка на дорогах, такое отношение к новичкам. Запомните это и когда станете опытным "водилой", проявите терпение и понимание к новичкам. А пока, относитесь философски ко всем этим проявлениям глупости, грубости и нервности. Воспринимайте все это как шум моря (когда штормит).

Чем лучше вы будете ездить, тем меньше будете получать всего этого....

3) Возьмите дополнительные уроки вождения. Найдите инструктора, который согласится поездить с Вами на Вашей машине. Один или два раза в неделю, сколько сможете. Ездите с инструктором пока не почувствуете себе более спокойно.

Я ездила так месяца три и почти каждый день, только это было очень давно. Тогда в Москве еще можно было ездить.

4) поставьте себе в планшет или комп игру с машинками и играйте при любой возможности.

5) На трассе не стесняйтесь остановиться и отдохнуть, если чувствуете, что Вас переклинило и дальше ехать не можете. посидите, подышите, соберитесь с мыслями.

6) Скажите себе: У меня одна задача - доехать, до места назначения и больше ни на что не отвлекайтесь.

7) При необходимости, можете обратиться ко мне на личную консультацию.

Всего доброго,

с уважением

Алёхина Елена Васильевна, психолог Москва

Хороший ответ 2 Плохой ответ 0

Мы всегда куда-то торопимся: на работу, забрать детей из школы, на важную встречу, — и редко задумываемся о том, что причиной форс-мажоров на дороге бывает элементарное нежелание проверить автомобиль перед отъездом. Нет, я не заставлю вас лезть под днище машины с ключом, но десяток простейших операций проделывать все-таки нужно. Каких? Читаем дальше…

Перед тем, как плюхнуться на водительское сиденье, не лишним будет обойти и осмотреть свой автомобиль. Оцениваем, нет ли возле машины подтеков масла и прочих жидкостей. Если да, то скорее всего ваша поездка отложится на неопределенное время. Учтите, что лужа технической жидкости могла образоваться и до вашего приезда, поэтому, паркуя машину, не лишним будет убедиться чистый ли асфальт на том месте.

Далее осматриваем состояние кузова авто: не появились ли за время вашего отсутствия новые царапины или вмятины. Если повреждения есть, стоит проверить близлежащую территорию, возможно автомобиль виновника ДТП где-то рядом. Обратите внимание, нет ли камер наблюдения, в поле зрения которых могла попасть ваша подбитая «ласточка». Также не лишним будет опросить охранника/прохожих/бабушек из соседнего подъезда, они могли стать свидетелями аварии.

Имейте ввиду, что без свидетелей и видеозаписи нет смысла вызывать ГИБДД для оформления происшествия. Если виновника нет, то и компенсацию по ОСАГО, к сожалению, вы получить не сможете. Другое дело, если у вас КАСКО. Во всяком случае, вам же не нужна лишняя запись в истории об аварийности авто, виновник которого так и останется инкогнито.

Обратите внимание, на месте ли номерные знаки. Не секрет, что они частенько становятся трофеем злоумышленников. Поэтому лучше узнать о пропаже перед отъездом, чем потом умолять сотрудника ГИБДД не выписывать вам штраф в размере пяти тысяч рублей. А то и вовсе можно лишиться прав на срок от одного до трех месяцев.

А вот теперь можно со спокойной душой садиться за руль. Заводим мотор и смотрим, не горят ли на панели приборов красные датчики, предупреждающие о неисправности. Есть ли топливо в бензобаке? Езда на лампочке не прибавит здоровья бензонасосу авто, а вам — уверенности, что вы доберетесь до пункта назначения. Поэтому сразу запланируйте заехать на АЗС.

Посмотрите, правильно ли выставлены зеркала заднего вида? Проверяем исправность световых приборов. Для этого просто взгляните на зеркала, стоп-сигналы всегда отражаются где-то сзади: забор, стена, другой автомобиль. То же касается и головной оптики.

Трогаясь с места, проверьте работу тормозов: после старта, притормозите и успокойте сами себя, мол: «Все в порядке, теперь можно в путь!»

Как вы уже убедились, проверка состояния автомобиля перед тем, как сесть за руль - очень даже полезная привычка. Такие нехитрые манипуляции можно проделывать на автомате очень быстро и при этом не потратив нервы и время в пути.

Как побороть страх за рулём? Очевидно, каждый водитель на определённом этапе задавал себе этот вопрос. Ведь боязнь сесть за руль – не такое уж редкое явление, как может показаться. Статистика свидетельствует, что большое количество людей, окончивших курсы вождения, так никогда и не становятся водителями. И главная причина – не отсутствие транспортного средства, а именно страх, с которым не могут справиться. Записанный в подсознании сигнал «Берегись автомобиля» срабатывает каждый раз перед тем, когда человек садится в машину на место водителя.

Страх перед вождением может возникнуть, как у опытных водителей, так и у новичков, только начинающих постигать азы водительского мастерства, и даже у тех, кто ни разу за руль не садился из-за парализующей боязни вождения. Собственный негативный опыт или истории близких, сюжеты по телевизору или газетная статья – всё что угодно может сработать пусковым механизмом для возникновения страха водить машину.

Если тот, кто даёт уроки вождения, постоянно ругает или одёргивает ученика, страх вождения автомобиля может возникнуть очень быстро. Считается, что представительницы прекрасного пола чаще испытывают страх за рулём, но это только отчасти соответствует действительности. Волнение присутствует у всех начинающих водителей, только менее эмоциональные мужчины легче его преодолевают.

Что за этим скрывается?

Чтобы понять, как побороть страх вождения автомобиля, необходимо выявить скрытые страхи, прячущиеся за ним.

Как правило, чаще всего за этим скрывается:

  • страх ДТП со всеми вытекающими из аварийной ситуации «подстрахами» (полностью побороть подобные страхи иногда не удается даже опытным водителям);
  • боязнь не справиться с ситуацией;
  • страх «потерять лицо» – выглядеть глупо, смешно или нелепо.

Все мелкие автомобильные страхи («не смогу припарковаться», «не разъедусь со встречным транспортом», «боюсь заглохнуть на перекрёстке» и т. п.) вписываются в вышеперечисленные категории.

На самом деле, эту боязнь не так сложно преодолеть, если целенаправленно работать со своим страхом. Только в очень сложных случаях, например, после серьёзных аварий или глубинных страхов, идущих с детства, может понадобиться профессиональная помощь психолога.


Что делать, чтобы избавиться от страха?

1. Чаще практиковаться

Чем больше практика – тем меньше страх. Это аксиома. Поэтому садитесь за руль как можно чаще, даже если в этом нет особой надобности. Как говорят опытные водители, уверенность придёт после первых пяти тысяч километров.

2. Изучать маршруты

Перед тем, как куда-то отправиться, изучите маршрут, проехав по нему в качестве пассажира. Посмотрите внимательно на дорожные знаки, места для парковки и т. п. Это поможет побороть страх водить машину и чувствовать себя более спокойно, когда вы будете двигаться по этому маршруту в роли водителя.

3. Использовать утренние часы

Ранним утром на дорогах, особенно в выходные дни, движение минимально. Это отличное время, чтобы поупражняться в вождении без лишнего напряжения.

Советы психолога в коротком видео:

4. Ездить по загородной трассе

Если движение в городе слишком интенсивное, привыкайте к автомобилю и доводите до автоматизма навыки вождения на междугородних магистралях. Частые поездки загород – отличный способ преодолеть страх перед вождением и наработать практический опыт.

5. Прикрепить знак «Начинающий водитель»

Это в какой-то мере оградит от конфликтных ситуаций и агрессии. Как правило, к новичкам опытные водители относятся с некоторой долей снисхождения.

6. Попросить о сопровождении

Если присутствует страх остаться в машине без инструктора, попросите кого-либо из близких вас сопровождать. Но когда-либо придётся всё-таки решиться ездить в одиночестве. Чтобы смягчить этот переход, воспользуйтесь автомобильным сопровождением. Пусть кто-то из друзей движется сначала впереди вас, а потом позади вашей машины.

7. Найти хорошего наставника

Если вы чувствуете, что уроков в автошколе оказалось недостаточно, подыщите хорошего инструктора и занимайтесь столько, сколько посчитаете нужным. Как свидетельствует опыт, для этой роли лучше подходит посторонний человек, а не кто-то из близких.

8. Записаться на курсы контраварийного или экстремального вождения

Занятия на таких курсах не только повышают уровень водительского мастерства, но и внутреннюю уверенность.

9. Учить «матчасть»

Если вы не очень хорошо освоили правила дорожного движения или уже их подзабыли – не поленитесь углубиться в тему ещё раз. Знания никогда не бывают лишними, даже если вам кажется, что некоторые вещи вас совершенно не касаются.

10. Использовать визуализацию

Чаще представляйте себе, как вы хорошо и уверенно водите машину. Рисуйте в воображении образ себя за рулём автомобиля как очень профессионального и умелого водителя.

11. Настроиться на позитив

Если вы в плохом расположении духа, то перед тем, как садиться в машину, постарайтесь изменить «минус» на «плюс». Послушайте любимую музыку, почитайте анекдоты или погрузитесь в приятные воспоминания. Этот небольшой «трюк» позволит вытеснить негативные мысли. А когда у вас хорошее настроение, подсознанию будет намного труднее «рисовать» ужасные картины будущей поездки за рулем автомобиля.

Приятного вам вождения!

Я одна в своем новом и таком желанном автомобиле. С растерянностью смотрю вокруг. В новых автомобилях есть такой непередаваемый и приятный запах, но он меня не радует. Зачем-то лезу в бардачок, как будто я в него туда успела что-то положить? Нет, там стерильно чисто и пусто. Почему я так не нервничала, когда ходила в автошколу и брала уроки вождения у частного инструктора? Почему я трясусь, как осиновый лист, от одной мысли о том, что мне сейчас надо ехать самой? И сколько этот страх за рулем будет меня преследовать?

Страх самостоятельного выезда.

Страх вождения – довольно распространенное явление. И подпитан он вполне нормальным и нужным любому человеку инстинктом – инстинктом самосохранения. И хорошо, когда нормальный уровень страха – осторожность не перерастает в что-то бесконтрольное, что блокирует наш разум, что заставляет нас терять контроль над собой, над ситуацией. Поэтому страх за рулем можно разделить на два уровня.

Первый (контролируемый страх начинающего водителя) – хороший помощник на дороге, который с опытом пройдет и трансформируется в осторожность за рулем. Второй – патологический уровень страха вождения. Если Вы его испытываете, вы знаете о чем я говорю. Этот страх сковывает вас, вы теряете контроль, он может сопровождаться приступами головокружения, тошноты, спутанного сознания. И с этим страхом вождения, надо сначала поработать самостоятельно, либо обратиться к психологу, прежде чем начать обучаться, садится за руль. С таким страхом выезжать на дорогу нельзя, так как результаты таких выездов могут быть плачевными.

Но сейчас мы не будем говорить о патологическом страхе, потому что с таким страхом редко идут обучаться вождению. Мы поговорим о нормальном уровне страха всех начинающих водителей, который с опытом уменьшается, а через несколько лет и совсем исчезает.

Первый самостоятельный выезд всегда будет сопровождаться страхом. Почему? Потому что Вам надо взять ответственность на себя. А Вы, как любой нормальный человек, понимаете, что автомобиль - это средство повышенной опасности. Вы понимаете, что Ваши навыки управления автомобилем еще не так хороши. Вы боитесь сделать что-то не так, не заметить светофор, пешехода, стопы машин… Вы боитесь себя. Вы боитесь других участников дорожного движения.

Как же начать ездить самостоятельно максимально комфортно и безстрессово? Давайте я поделюсь нашим многолетним опытом, основанном на наших наблюдениях и рассказах наших многочисленных учениц. Если Вы больше любите смотреть видео, рекомендую Вам видео «Страх первого месяца вождения» , для любителей читать - продолжаем.

Основные правила начинающих водителей.

1. Мы ориентируем себя на то, что с «помощником» - папой, мужем, мамой, подругой, другом мы выезжаем не больше 2 - 3 раз. Если нам очень нужен кто-то рядом – садим игрушку и с ней будем разговаривать. Будем проговаривать то, что мы собираемся делать. Когда рядом с нами большой плюшевый друг, это создает эффект присутствия кого-то, при этом он молчит, не критикует и не кричит, и со всем согласен. Мы берем ответственность за дорогу – на себя. Чем опасны длительные обучения и катания с нашими родными и близкими (если опустить психологическое давление)? Начинающий водитель превращается в робота и перестает думать, а привыкает просто выполнять команды. Чем дольше вы будете ездить с кем-то, тем сложнее вам будет сесть за руль самостоятельно. Только самостоятельная практика вождения способна уменьшить страх и через время «свести его на нет».

2. Выезжать надо ежедневно, даже если у нас нет никаких дел. Неужели Вам не надо в магазин, на работу, в фитнесс клуб, за ребенком в школу? Ничего, что это в квартале от дома. Нам сейчас нужен именно такой маршрут. В неделю Вы должны совершать не менее пяти ежедневных выездов. Только регулярность и наработка опыта поможет нам побороть страх за рулем.

3. Вы должны это сделать, потому что без этого, у Вас нет шансов стать водителем. Скажу больше. Все, кто сейчас за рулем, были на Вашем месте. Любой из водителей, когда-то, испытывая страх, делал свой первый самостоятельный выезд. Потом был второй, первая неделя, месяц, год. Первые 10 000 км…. Поэтому, завтра - твой первый самостоятельный день за рулем!

План выездов первого месяца самостоятельного вождения.

Первая неделя самостоятельного вождения.

Короткие, ежедневные выезды по простому маршруту. Пусть это будет поездка в магазин, который расположен за углом. Но вам надо взять автомобиль, выехать, припарковаться у магазина, потом выехать с парковки, заехать на стоянку. Это отличная практика новичка.

Вторая неделя за рулем.

Ежедневные маршруты должны быть дальше, но пока они должны быть также простыми и знакомыми. В конце первой недели придумайте и проделайте тот маршрут, который Вам предстоит совершать на второй недели. Сделайте это тогда, когда на дороге мало машин, например, рано утром, или поздно вечером. Суббота, воскресенье – тоже отличное время для тренировочного выезда.

По знакомому маршруту ездить легче, но каждый день ситуации будут отличаться, поэтому Вы начнете привыкать следить за дорогой, другими автомобилями, пешеходами.

Третья неделя самостоятельного вождения.

О! Здесь мы начинаем отклоняться от привычных и знакомых дорог. Например, если Вы ежедневно ездили на работу, придумайте себе, куда Вам надо заехать. Это прекрасный повод навестить родителей, подругу, забрать ребенка с тренировки, поехать после работы в бассейн… Главное, чтобы вы на 3-ей недели начали отклоняться от знакомых маршрутов, и следить за новой дорожной ситуацией. Поверьте, на третьей недели ежедневных выездов – это уже вполне выполнимые задачи.

Четвертая неделя за рулем.

Поздравляю! Если Вы все делали по плану, самый сложный путь – пройден! Начинаются усложнения. Придумывайте себе дорогу по самым сложным маршрутам. Например, вы едите на работу, но не так, как вы ездили последние 2 недели, а через то сложное кольцо, которого вы так боитесь, или тот огромный перекресток, на котором Вам надо повернуть налево… Постепенно усложняя маршрут, мы развиваем свои навыки и начинаем делать маневры на дороге все лучше и лучше.

Вы отъездили первый месяц? Вы – молодцы! Это был самый сложный и ответственный период в жизни любого начинающего водителя.

А как там Ваш Страх? Он уменьшился на порядок? Вы уже лучше видите дорогу, знаки, другие машины. Вы уже чувствуете в себе некую уверенность и начинаете понимать на что способен Ваш автомобиль. Да, Вы еще далеко не ас, но Вы прошли самый сложный и ответственный путь.

Желаю Вам удачи! Встретимся на дороге!