Как следить за дизельным двигателем. Как ухаживать за дизельным двигателем легкового автомобиля? какое масло заливать в дизельный двигатель зимой

Поскольку дизель загрязняет масло в смазочной системе быстрее, чем бензиновый
двигатель, большинство производителей автомобилей предусматривают более частую
смену масла и фильтра.
Специальные масла дизелей широко доступны сегодня и, судя по отзывам, довольно

Эффективны. Однако любое высококачественное моторное масло для карбюраторных
двигателей также подойдет и для дизеля, если только его менять через определенные
интервалы. Прочтите этикетку на банке, в которой изготовитель обычно дает указания в
отношении дизелей. Если на этой этикетке ничего не найдете, то посмотрите этикетку на
контейнере, в котором были упакованы банки.
У двигателей с верхним распредвалом следует заменять зубчатый ремень через
указанные интервалы. В противном случае не исключено соударение поршня с
клапанами, когда ремень внезапно порвется. Устранение последствий последнего
потребует от вас немалых финансовых затрат. На практике уже имелись случаи обрыва
ремней с пробегом до 48 тыс. км, но происходило это в результате попадания на них
масла или воды из-за разгерметизации соответственно систем смазки и охлаждения.
Однако, если вы вздумаете ездить, не меняя ремня, после пробега 58 тыс. км, то ваше
нежелание потратить время на своевременную замену ремня может обернуться для вас
в дальнейшем значительно большими затратами времени и денег.
Для замены топливного фильтра покупайте наилучший из доступных вам. Некоторые
фильтры могут выглядеть внешне хорошо, но "плохо исполнять свои прямые
обязанности". Не забудьте также сменить уплотнительное кольцо на корпусе фильтра.
Еще отметим, что на дизеле одинаково трудно предотвратить как утечку топлива, так и
подсос воздуха в топливную систему, которые сильно нарушают работу двигателя.
Если воздух попадает в топливопроводы, то может потребоваться удаление его оттуда
через специальный клапан с помощью небольшого ручного насоса, обычно монтируемого
для этих целей на топливном насосе высокого давления. Многие современные дизели
имеют системы питания, самоудаляющие воздухом. Нужно лишь крутануть двигатель
стартером, и воздух удалится.
Трудно избежать того, чтобы в топливном фильтре не конденсировалась влага, поэтому
для некоторых дизелей на панели приборов предусматривается сигнальная лампа,
извещающая о наличии воды в топливной системе.
Обычно при замене масла требуется только проверить состояние фильтра. Однако в
случае эксплуатации автомобиля в тяжелых условиях, таких как повышенная влажность
и большие перепады между дневной и ночной температурами, проверять состоянии
фильтров следует чаще.
Все дизели на холоде дымят, но это не должно быть чрезмерным. Одной из наиболее
распространенных причин этого является сбой в моменте подачи топлива насосом
высокого давления, который легко устраняется путем повторной регулировки момента
впрыска по меткам на коленчатом вале и насосе. Данная работа очень напоминает
регулировку начального угла опережения зажигания на бензиновом двигателе. Операция
может быть сделана на неработающем двигателе, однако лучше приобрести для этих
целей специальную лампу для установки момента впрыска на дизели, которая крепится
зажимом на топливоподводящей трубке форсунки и вспыхивает под действием толчков
топлива, проходящего по трубке.
Другой причиной является подтекание топлива через форсунки с неплотно закрываемым
топливоподающим каналом, что может приводить к переполнению цилиндра топливом и,
как следствие, к чрезмерному дымлению при пуске. Кроме общей очистки форсунок и
замены изношенных при пробеге около 110 тыс. км, мало что можно сделать еще в
домашних условиях, чтобы проверить их работу. Разве что снять их и отдать проверить
на каком-либо контрольном оборудовании.
Новые форсунки не дешевы, но вы сможете сэкономить немалую сумму, обратившись на
станцию, занимающуюся ремонтом дизелей, и прокалибровать форсунки по вполне
приемлемой цене. Цена на услугу зависит от расположения станции и наличия вокруг нее
магазинов запчастей.
Однако вы в состоянии продлить срок службы форсунок, поддерживая в чистоте
всасываемый дизелем воздух и топливные фильтры, и тем самым противодействовать
загрязнению форсунок. Для этих целей следует периодически заливать в топливный бак
в небольшом количестве специальные очистители.
Если следить за топливным насосом высокого давления, то он будет долго и исправно
функционировать. Однако хотим предупредить, что его замена - довольно дорогая затея.
Плохой пуск и низкая приемистость дизеля могут быть обусловлены многими вещами:
недоброкачественными пусковыми свечами, засорением каналов топливных
магистралей, приводящим к падению давления подачи топлива, неисправностью
топливопроводов и даже неправильной установкой форсунок. Определить плохо
работающие пусковые свечи легко по тому, как долго не гаснет контрольная лампочка
предпускового прогрева.
Поговорите с владельцами дизельных машин, и вы увидите, что никто из них и думать не
хочет о том, чтобы снова сесть за руль бензинового автомобиля. Возможно, наступил и
ваш черед, если дизель вполне отвечает вашим запросам.

Распространенное мнение о том, что дизельные автомобили надежнее бензиновых, довольно субъективно. Его можно назвать справедливым лишь при обсуждении силовых установок, которые подходят только для тяжелых грузовиков. Если речь идет о легковушках с дизельным мотором, моторесурс таких двигателей практически идентичен бензиновым. Дизельный мотор требует надлежащего ухода и соблюдения правил эксплуатации во избежание появления неисправностей и проблем в работе, которые могут обернуться существенными финансовыми затратами. Итак, как ухаживать за дизельным двигателем?

Дизель с турбиной: правильная эксплуатация

Несмотря на обилие схожих черт, дизельные моторы разительно отличаются от бензиновых. Соответственно, их эксплуатация также имеет свои особенности.

  • Если на дизеле установлен турбонаддув, то его характеристики будут сходны с высокооборотистыми двигателями на бензине. Однако, система дизельного агрегата изначально не рассчитана на езду на высоких оборотах, как большая часть бензиновых аналогов.
  • Процесс управления дизельным автомобилем отличается: он хорошо тянет на пониженных оборотах, дополнительная раскрутка на требуется. Кроме того, рационально будет раньше повышать передачу, тогда как в случае с бензиновым авто это следует делать на более высоких оборотах.
  • Если автомобиль был куплен недавно, стоит грамотно его обкатать, соблюдая все рекомендации специалистов и производителя.
  • При холодном запуске откажитесь от перегазовки, даже если на улице стоит мороз. В такой ситуации давление масла пониженное, а смазка не идет в масляные каналы мотора. Давление на турбину резко взлетает вверх из-за недостаточного уровня масла в системе. Именно поэтому в холодное время необходимо тщательно прогреть дизмотор на холостых оборотах, а затем плавно начать медленное движение без внезапного ускорения.
  • После окончания поездки следует дать мотору еще немного поработать вхолостую. Резкая остановка и выключение двигателя могут вызвать проблемы. Дело в том, что крыльчатка прогретой турбины продолжает быстро вращаться. При резком падении давления масла падает и мощность охлаждения турбины. В итоге турбокомпрессор может перегреться, а разгоряченное масло в системе турбонаддува начнет коксоваться. Во избежание таких проблем рекомендуется дать мотору функционировать на холостом ходу в течение 4 минут, и только потом заглушить двигатель. Выполнение этой задачи можно доверить автоматизации – просто купите турботаймер, который оставит двигатель работать в течение требуемого времени после того, как вы заберете ключ зажигания и закроете авто.

Оптимальный режим работы дизеля зимой – движение на средних оборотах с периодическими ускорениями и раскруткой оборотов до максимума. Такие нагрузки обеспечат качественную прочистку турбокомпрессора и активируют режим восстановления сажевого фильтра. Однако, высокие обороты рекомендованы лишь на краткие промежутки, поскольку длительные нагрузки может не выдержать ротор турбины. При этом нужно знать, что для активации такой функции необходимо будет каждый раз ставить машину на ручник, включая нейтральную передачу на механике.

Помните о том, что длительная работа мотора на холостом ходу (более 15 мин) и привычка ездить «на низах» может привести к постепенной закоксовке турбокомпрессора, в особенности при оснащении двигателя турбиной. При таком стиле вождения масло может проникнуть в камеру сгорания, что приведет к закоксовке дизеля.

Устранить эту проблему можно и своими руками, но, в любом случае, лучше избежать такого развития событий. Если вы застряли в пробке, и стоящий на месте дизель нельзя заглушить, следует намеренно разгонять обороты до показателя 1400 в минуту каждые 10 минут.

Выбор топлива и масла для дизельного авто

Ключевой плюс дизельного мотора – скромный расход топлива. Владельцы таких машин обязаны следить за качеством потребляемого автомобилем дизтоплива и проверять состояние фильтров. Дело в следующем: система питания дизеля чувствительна к попаданию мелких частиц, примесей и воды. Добавляется и необходимость замены дизельного топлива в соответствии с погодой – заправляйтесь соляркой для зимы или для лета согласно сезону.

Дизельное топливо густеет при минусовой температуре воздуха. Невысокое качество солярки на территории стран СНГ в сочетании с заморозками может сделать запуск дизельного мотора проблематичным. Чтобы избежать такой проблемы, следует производить простые манипуляции:

  • Используйте специальные присадки-антигели;
  • Контролируйте работоспособность свечей и своевременно меняйте вышедшие из строя элементы на новые;
  • Установите подогреватель дизтоплива (проточный или предпусковой).

Кроме того, не стоит экономить на масле для дизельного двигателя. Отдайте предпочтение качественной продукции и регулярно меняйте масло – в случае с дизелем это нужно делать чаще, чем на бензиновых авто.

Следует учитывать, что в составе российской солярки содержится солидный объем серы, что вызывает ускоренное окисление масла. Следовательно, замену масла в дизельных автомобилях лучше делать каждые 7000 км пробега.

Характеристики масла также определяют срок службы турбины дизельного мотора, поскольку масло смазывает не только части двигателя, но и подшипники турбокомпрессора. Турбированный дизель плохо работает из-за недостаточного количества масла и требует использования высококачественного продукта. Зимой следует регулярно мониторить уровень масла. Если ваш двигатель турбирован, выбирайте масло с особым составом – он отличается от состава средств для атмосферных моторов. Турбонаддув повышает нагрузку на двигатель, поэтому для бесперебойной работы системы требуется масло со специальными присадками.

При необходимости добавить масла в мотор и отсутствии того же самого продукта, смешивать масла разных производителей или продукцию с разными характеристиками нельзя. Это обязательно приведет к перебоям в работе двигателя.

Мы рассмотрели основные правила ухода за дизельным мотором в холодный сезон. Подведем итоги, выделив фундаментальные рекомендации для обеспечения продуктивной работы дизеля зимой:

  • Перед каждой поездкой тщательно подогревайте мотор на холостых оборотах.
  • Покупайте масло проверенного бренда, в качестве которого вы не сомневаетесь. Выбирайте продукцию, соответствующую конкретному типу мотора (наличие или отсутствие турбонаддува), поскольку «универсальные» масла не учитывают особенности работы и характеристики двигателей разной конструкции.
  • Меняйте моторное масло в два раза чаще, чем рекомендовано производителем автомобиля.
  • Заправляйтесь соляркой только на фирменных АЗС, подбирая тип топлива с учетом текущего сезона.
  • Контролируйте функциональность свечей накала и своевременно меняйте перегоревшие или слабо работающие элементы на новые.
  • Старайтесь ездить на средних оборотах, периодически повышая их для прочистки турбокомпрессора.
  • Не забывайте проводить регулярную диагностику мотора и сервисное обслуживание системы питания в профилактических целях.
  • Соблюдайте специальные правила эксплуатации двигателей, оснащенных турбонаддувом.

При соблюдении перечисленных правил хозяева дизельных авто смогут продлить службу двигателя и повысить его производительность. Грамотная эксплуатация позволит избежать ремонта дизельной системы, который может влететь в копеечку.

Поскольку дизель загрязняет масло в смазочной системе быстрее, чем бензиновый двигатель, большинство производителей автомобилей предусматривают более частую смену масла и фильтра.

Специальные масла дизелей широко доступны сегодня и, судя по отзывам, довольно эффективны. Однако любое высококачественное моторное масло для карбюраторных двигателей также подойдет и для дизеля, если только его менять через определенные интервалы.

Прочтите этикетку на банке, в которой изготовитель обычно дает указания в отношении дизелей. Если на этой этикетке ничего не найдете, то посмотрите этикетку на контейнере, в котором были упакованы банки.

У двигателей с верхним распредвалом следует заменять зубчатый ремень через указанные интервалы. В противном случае не исключено соударение поршня с клапанами, когда ремень внезапно порвется. Устранение последствий последнего потребует от вас немалых финансовых затрат. На практике уже имелись случаи обрыва ремней с пробегом до 48 тыс. км, но происходило это в результате попадания на них масла или воды из-за разгерметизации соответственно систем смазки и охлаждения.

Однако, если вы вздумаете ездить, не меняя ремня, после пробега 58 тыс. км, то ваше нежелание потратить время на своевременную замену ремня может обернуться для вас в дальнейшем значительно большими затратами времени и денег.

Для замены топливного фильтра покупайте наилучший из доступных вам. Некоторые фильтры могут выглядеть внешне хорошо, но "плохо исполнять свои прямые обязанности".

Не забудьте также сменить уплотнительное кольцо на корпусе фильтра. Еще отметим, что на дизеле одинаково трудно предотвратить как утечку топлива, так и подсос воздуха в топливную систему, которые сильно нарушают работу двигателя.

Если воздух попадает в топливопроводы, то может потребоваться удаление его оттуда через специальный клапан с помощью небольшого ручного насоса, обычно монтируемого для этих целей на топливном насосе высокого давления.

Многие современные дизели имеют системы питания, самоудаляющие воздухом. Нужно лишь крутануть двигатель стартером, и воздух удалится.

Трудно избежать того, чтобы в топливном фильтре не конденсировалась влага, поэтому для некоторых дизелей на панели приборов предусматривается сигнальная лампа, извещающая о наличии воды в топливной системе.

Обычно при замене масла требуется только проверить состояние фильтра. Однако в случае эксплуатации автомобиля в тяжелых условиях, таких как повышенная влажность и большие перепады между дневной и ночной температурами, проверять состоянии фильтров следует чаще.

Все дизели на холоде дымят, но это не должно быть чрезмерным. Одной из наиболее распространенных причин этого является сбой в моменте подачи топлива насосом высокого давления, который легко устраняется путем повторной регулировки момента впрыска по меткам на коленчатом вале и насосе.

Данная работа очень напоминает регулировку начального угла опережения зажигания на бензиновом двигателе. Операция может быть сделана на неработающем двигателе, однако лучше приобрести для этих целей специальную лампу для установки момента впрыска на дизели, которая крепится зажимом на топливоподводящей трубке форсунки и вспыхивает под действием толчков топлива, проходящего по трубке.

Другой причиной является подтекание топлива через форсунки с неплотно закрываемым топливоподающим каналом, что может приводить к переполнению цилиндра топливом и, как следствие, к чрезмерному дымлению при пуске.

Кроме общей очистки форсунок и замены изношенных при пробеге около 110 тыс. км, мало что можно сделать еще в домашних условиях, чтобы проверить их работу. Разве что снять их и отдать проверить на каком-либо контрольном оборудовании.

Новые форсунки не дешевы, но вы сможете сэкономить немалую сумму, обратившись на станцию, занимающуюся ремонтом дизелей, и прокалибровать форсунки по вполне приемлемой цене. Цена на услугу зависит от расположения станции и наличия вокруг нее магазинов запчастей.

Однако вы в состоянии продлить срок службы форсунок, поддерживая в чистоте всасываемый дизелем воздух и топливные фильтры, и тем самым противодействовать загрязнению форсунок. Для этих целей следует периодически заливать в топливный бак в небольшом количестве специальные очистители.

Если следить за топливным насосом высокого давления, то он будет долго и исправно функционировать. Однако хотим предупредить, что его замена – довольно дорогая затея.

Плохой пуск и низкая приемистость дизеля могут быть обусловлены многими вещами: недоброкачественными пусковыми свечами, засорением каналов топливных магистралей, приводящим к падению давления подачи топлива, неисправностью топливопроводов и даже неправильной установкой форсунок.

Определить плохо работающие пусковые свечи легко по тому, как долго не гаснет контрольная лампочка предпускового прогрева.

Поговорите с владельцами дизельных машин, и вы увидите, что никто из них и думать не хочет о том, чтобы снова сесть за руль бензинового автомобиля. Возможно, наступил и ваш черед, если дизель вполне отвечает вашим запросам.

Особенности эксплуатации дизельных двигателей зимой обусловлены наличием мороза, на котором топливо ведет себя капризно, отчего с некоторыми деталями происходят неполадки. Причина в том, что солярка при низкой температуре очень пагубно влияет на сам двигатель и топливную аппаратуру, потому что густеет. В данной статье описано, какие особенности имеет дизельный двигатель и как его эксплуатировать в зимнее время.

Особенности эксплуатации дизельных двигателей – основные капризы

Основным преимуществом в дизельном двигателе является его топливная экономичность. Осуществляется она за счет высокого давления внутри камеры сгорания, чего нет у бензинового двигателя, в котором воспламенение происходит за счет подачи искры при помощи свечи зажигания. Также отличие этих моторов в том, что в бензиновый двигатель воздух подается отдельно от топлива, а в дизель попадает топливно-воздушная смесь. Еще одним из преимуществ является долговечность дизеля. Высокий крутящий момент, который генерирует двигатель, дает возможность автомобилю работать в тяжелых условиях, именно поэтому дизель используют на грузовых автомобилях и внедорожниках.

Главный недостаток всех авто на солярке: им нужна правильная эксплуатация дизельного двигателя, потому что он очень капризный и требования к топливу очень высоки, особенно в зимний период времени. В солярке находится такое вещество, как парафин, и при плюсовой температуре это никак не сказывается на функционировании машины, но когда начинает холодать, топливо мутнеет, и фильтры забиваются парафиновыми нитями . В итоге мы не можем завести автомобиль.

Слабым местом является топливная аппаратура, и минус ее заключается в цене на запасные части и ремонт. Из-за некачественного топлива, в основном, страдают ТНВД (топливный насос высокого давления) и форсунки.

Правила эксплуатации дизельных двигателей – без чего авто не справится зимой?

Для недавно вступивших в ряды обладателей авто на солярке, важно сразу же определиться, как правильно эксплуатировать дизельный двигатель. В первую очередь, нужно обращать внимание на состояние и качество . Заливать стоит только рекомендуемые производителем масла, и делать это как можно чаще, к примеру, через каждые 8-9 тысяч километров. Особенно чувствительны к маслу турбины, которые сейчас ставятся во многих дизелях. Также стоит после поездки дать остыть турбине, для этого надо, чтобы мотор поработал на холостом ходу минуты две. А лучше поставить таймер, который выключит двигатель в определенное время.

Правила эксплуатации дизельных двигателей включают в себя также тщательный уход за топливной аппаратурой, так как стоимость ТНВД и велика. Чтобы избежать поломки данных узлов и агрегатов в автомобиле, следует чаще менять топливный фильтр, а также сливать воду из фильтра-отстойника. Стоит следить за качеством топлива и стараться заправляться на проверенных заправках. Не надо использовать дизель для агрессивной езды, данный мотор не любит, когда идет переключение передачи на высоких оборотах. Переключение на следующую передачу следует производить на средних или же чуть меньших оборотах.


Эксплуатация дизельного двигателя зимой затрудняется при температуре минус 25 градусов Цельсия. В этот период нужно обязательно использовать зимнее или арктическое дизтопливо . В зимнем топливе интервал использования допускается от 0 градусов и до минус 25 °С, а во втором – до минус 35 °С. Наши рекомендации по эксплуатации дизельного двигателя в зимний период времени направлены на улучшение отклика авто на ваши требования.

Для того чтобы автомобиль был в строю круглый год, следует его помещать в теплый гараж. При этом пуск мотора будет на высоком уровне, потому что парафин, содержащийся в топливе, не будет кристаллизоваться. В этот самый холодный период следует более тщательно следить за топливной аппаратурой, не допускать загрязнений основных фильтров. Стоит также своевременно менять моторное масло согласно грядущему сезону (к зиме летнее масло сливаем и наполняем мотор зимним). Прислушаться или нет – ваш выбор, но все же при хорошем обращении мотор прослужит вам дольше.

Эксплуатация дизельного автомобиля – особенности обращения с дизелем

Автолюбители, которые после бензиновых транспортных средств «пересели» на дизельные, уверены, что обращение с автомобилями на данном виде топлива не отличается от обращения с их бензиновыми аналогами. Но это серьёзная ошибка. Неправильная эксплуатация дизельного автомобиля влечёт за собой существенные поломки, на устранение которых приходиться значительно потратиться. Поэтому, имея автомобиль на дизельном топливе необходимо знать особенности обращения с ним.

Специфика езды на дизельных автомобилях

  • При повороте ключа зажигания, жёлтая лампочка с символом спирали, на панели приборов, загорается. Но выключать стартер не стоит, так как нужно дать время прогреться свечам накала. По истечению тридцати секунд лампочка погаснет – что служит сигналом для запуска двигателя.
  • После того, как двигатель запущен, он должен «разогреться» и подготовиться к работе, а турбины должны наполниться смазкой. Этот процесс занимает от трёх до пяти минут.
  • На дизельные моторы негативно отражается тот факт, когда автомобиль, после длительной поездки с нагрузкой, моментально глушится, не давая времени остыть. В этом случае масло сгорает непосредственно в подшипниках, а последующий запуск автомашины выполняется без масла. Больше того, переработанное масло, впоследствии негативно влияют на эксплуатационные данные двигателя. Работа двигателя на холостом ходу, несколько минут после остановки автомобиля, поможет избежать подобной ситуации.
  • Дизельный мотор не терпит высоких скоростей, потому что при этом сильно возрастают нагрузки на цилиндропоршневые детали, топливную систему, да и сам процесс образования горючей смеси выполняется не в должном режиме. Эксплуатировать транспортное средство следует на не высоких оборотах, а переходить на повышенные передачи необходимо заблаговременно.
  • Двигатель на дизельном топливе имеет большую массу, по сравнению с бензиновым. Водителю необходимо учитывать эту особенность, потому что она влияет на динамические характеристики, то есть на манёвренность дизельного автомобиля.
  • Использование буксира для запуска дизельного двигателя не рекомендовано, по той причине, что во время возникновения высокого давления в цилиндрах существует опасность разрыва ремня привода газораспределительного механизма (ГРМ).
  • Преодолевать глубокие лужи на малой скорости. Для дизеля характерны высокие всасывающие свойства и малый объём камеры сгорания. Минимальное количество воды, которое попало в коллектор, способно вызвать гидроудар, по той причине что физические свойства жидкости не позволяют ей сжаться, и не находя место для выхода, вода действует на шатун и повреждает его. Рекомендовано проходить глубокие лужи на малых оборотах.

Эксплуатация дизелей в техническом плане

  • Замена масла. Во всех автомобилях, работающих на дизельном топливе, следует менять масло и фильтра через каждые восемь – девять тысяч километров. Эта необходимость связана повышенным содержанием серы в дизтопливе отечественного производства, что приводит к преждевременной утрате свойств машинного масла. Масло для современных моторов, рекомендовано использовать качественное, приобретая его у проверенных источниках.
  • Стараться заправляться только качественным дизелем. Наличие примесей серы и воды, присутствующие в низкокачественном топливе, приведут к тотальному ремонту мотора и топливной системы. Если отстаивать солярку в отдельном резервуаре - это значительно повысит её качество.
  • В холодное время года применять исключительно зимние виды дизельного топлива. Старый способ, подмешивать в топливо керосин, категорически запрещён для дизельных автомобилей с современной топливной системой.
  • Чистота топливной системы. Топливный фильтр подлежит замене каждые восемь – десять тысяч километров. Грязный, замусоренный фильтр создает высокое гидравлическое сопротивление и ведёт к скоропостижной поломке топливной аппаратуры. Промывать топливный бак нужно два раза в год, после смены летнего и зимнего топлива.
  • Замена ремня ГРМ. Производить замену зубчатого ремня ГРМ и ТНВД необходимо не реже чем через шестьдесят тысяч километров. Также подлежит замене и натяжной ролик ремня ГРМ, так как его технический износ ведёт к тем же последствиям.

Должная эксплуатация автомобилей на дизельном топливе – целая наука. В былые времена, водители даже специально обучались, перед тем как они собирались сесть за руль дизельных автомобилей. Так как правильная эксплуатация транспортного средства позволит продлить его технический ресурс.

Анатолий Пролетарский