Какое масло в автоматическую коробку передач. Какие масла следует заливать в механическую коробку передач? Назначение масла в коробку автомат: зачем его использовать и когда менять

Ответ на вопрос о том, какое масло заливать в механическую коробку передач, для многих автомобилистов до сих пор далеко не однозначен, несмотря на всю его важность для нормальной эксплуатации автомобиля.

А между тем от правильности ответа во многом зависит надежность и долговечность функционирования МКПП. Ведь трансмиссионные смазки – это то, что способно существенно «облегчить» работу агрегатов коробки, которым приходится постоянно подвергаться высоким нагрузкам и прочим техническим сложностям.

Надежность и долговечность функционирования МКПП зависит от правильного выбора масла.

Функциональное назначение смазки для «механики»

В любой механической автомобильной коробке передач имеется множество самых разнообразных шестерен, зубчатые поверхности которых постоянно находятся в динамическом контакте друг с другом. Все шестерни смонтированы на валах, вращение которых обеспечивается за счет нормального функционирования разнообразных подшипников.

Масло защищает МКПП от преждевременного износа.

Шестерни при контактном взаимодействии друг с другом постепенно изнашиваются, также износу за счет силы трения подвергаются валы с подшипниками. Увеличить коэффициент скольжения, противостоящего силе трения и ударным воздействиям, способны трансмиссионные жидкости.

Качественные материалы эффективно смазывают трущиеся части, уменьшают механическую нагрузку на детали. Кроме того, они осуществляют другие важные дополнительные функции: выполняют теплоотведение от перегретых узлов, удаляют загрязнение, металлические и прочие примеси, очищают металлические поверхности от коррозии.

Необходимо иметь в виду, что маслу для механической коробки передач приходится выполнять свои функции в весьма непростых условиях: под высоким давлением и при усиленном продольном скольжении. Но даже при таких условиях, чтобы оптимально выполнять свои основные задачи, масло для коробки должно постоянно оставаться в зоне активного трения. Таким образом, оно должно соответствовать определенным параметрам.

В наличии со склада тормозные колодки для ВАЗ и иномарок. Фирменные колодки SANGSIN и KORMAX от корейских производителей по выгодной цене. Для автомобилей LADA, KIA, Hyundai, Renault, Chevrolet и других. Своевременная проверка исправности тормозной системы и замена колодок продлит жизнь авто и спасет вашу. Заказывайте сейчас!

Типы трансмиссионных жидкостей

Первое значительное деление масел для механических КПП – это разделение по типу материалов, на основе которых они созданы. Как и моторные, трансмиссионные жидкости разделяются на следующие группы:

В техническом паспорте автомобиля указывается, какой вид масла следует применять для данной марки.

  1. Масла на минеральной основе. Относятся к самым распространенным и активно эксплуатируемым смазочным материалам. Их главный компонент – вещества, произведенные из натуральных минералов. Свою популярность среди автовладельцев завоевали в первую очередь благодаря относительной дешевизне. Вместе с тем минеральные масла по качеству уступают полусинтетическим и в еще большей степени синтетическим смазкам.
  2. Масла на полусинтетической основе. Данная разновидность смазочных материалов по своим качественным характеристикам находится примерно посередине между минеральными и синтетическими маслами. Комбинированная, гибридная «полусинтетика», с одной стороны, по ряду параметров «работает» лучше, чем ее минеральные аналоги, но с другой – стоит дешевле высококачественных синтетических трансмиссионных масел.
  3. Масла на синтетической основе. Смазочные жидкости указанной категории обладают улучшенными, по сравнению с «минералкой», параметрами. В первую очередь это касается таких характеристик, как текучесть и зависимость густоты масла от температурных условий. По сравнению с минеральными маслами «синтетика» характеризуется лучшей текучестью. Правда, для автомобилей с большим пробегом и повышенным износом это свойство может иметь и негативные последствия (например, при утечке масла сквозь сальники коробки). Кроме того, номинальная густота «синтетики» позволяет эксплуатировать ее при сильном морозе, а также при значительных температурных колебаниях.

Деление масел для механических КПП по степени вязкости

Вязкость – это характеристика масла для КПП, которая указывает на температурные пределы нормальной эксплуатации жидкости.

Данный параметр для трансмиссионных жидкостей аналогичен соответствующему делению моторных масел.

Деление всех масел на классы вязкости разработала Американская ассоциация автомобильных инженеров. По первым буквам английского названия (Society of Automotive Engineers) соответствующий стандарт получил свою аббревиатуру – SAE.

Стандарт вязкости SAE разделяет все трансмиссионные масла на три большие группы:

  • зимние (например, SAE 0W, 5W, 10W, 15W, 20W, 25W), где буква W (от слова winter) означает «зимний» сорт;
  • летние (например, SAE 20, 30, 40, 50, 60);
  • всесезонные (например, SAE 0W-30, 5W-40, 10W-40, 20W-50, 75W-90), где всесезонный характер жидкости подчеркивается наличием двойного цифрового индекса.

В обозначениях зимних (всесезонных) масел, указанных на упаковке для данных жидкостей, первая цифра (перед литерой W) – это нижний показатель температуры, при которой можно эксплуатировать это масло, а вторая цифра (после буквы W) – это индекс вязкости. Таким образом, чем меньше первая по порядку цифра, тем ниже температурный порог эксплуатации масла, перед тем как оно замерзнет на морозе.

В настоящее время чаще всего автомобилисты используют всесезонные сорта масел. При этом наиболее универсальным считается масло для механической КПП марки 75W-90. Оно отлично показывает себя, работая практически во всех возможных условиях с любой передачей механической коробки.

Деление масел по их эксплуатационным качествам

Эта классификация была разработана Американским нефтяным институтом, аббревиатура которого – API (American Petroleum Institute) – дала название стандарту качества. Данный стандарт определяет основные эксплуатационные свойства смазок.

Речь идет о способности каждого конкретного масла функционировать как эффективное моющее средство, противостоять возможности образования задиров на поверхностях трущихся деталей, подавлять появление пены, а также о других свойствах, улучшающих и облегчающих эксплуатацию механической коробки.

Замена масла в МКПП требует правильной последовательности выполнения данной работы.

В соответствии со стандартом качества API, все масла для механических КПП обозначаются литерами GL с последующим цифровым кодом от 1 до 5 включительно. Эти цифры указывают на следующие свойства:

  • GL-1 – масло на минеральной основе, в котором нет присадок;
  • GL-2 – масло для коробки, в котором содержатся продукты повышенной жирности;
  • GL-3 – масло, в состав которого входят присадки против задиров;
  • GL-4 – комплексная трансмиссионная жидкость, содержащая противоизносные, противозадирные и другие добавки;
  • GL-5 – более высококачественный аналог противоизносного и противозадирного масла GL-4.

Здесь надо отметить: чем выше цифровой индекс в маркировке смазки, тем более активно проявляются указанные эксплуатационные возможности конкретного масла. Обычно рабочие жидкости в диапазоне от GL-1 до GL-3 включительно применяются в МКПП подержанных автомобилей, масла же остальных марок используются в коробках легковых авто самых разных типов. Причем заливать GL-4 следует только в машины с передним приводом, для механических КПП заднеприводных машин используется GL-5.

Некоторые общие правила замены масел в коробке передач

Для правильной замены масел необходимо изучить соответствующие инструкции автопроизводителя. Но в любом случае, если возникла проблема с коробкой, необходима предварительная диагностика на СТО.

Если же видимых проблем нет, то следует ориентироваться по пробегу автомобиля. В частности, замена масла в механической коробке становится актуальной через каждые 25-30 тыс. км пробега.

О том, что пришло время менять смазку, может просигнализировать ее визуальный осмотр. В частности, если масло потемнело, стало пахнуть горелым, можно смело отправляться в автомагазин за свежим маслом.

Непосредственно перед заменой старую жидкость надо полностью слить через отверстие снизу поддона картера.

Вместо заключения

Сколько бы руководств и инструкций ни прочитал автовладелец, доверить замену масла в механической коробке лучше все-таки квалифицированному специалисту на оборудованной для этого станции ТО. Ведь в этом деле стремление сэкономить во что бы то ни стало может сыграть с автомобилистом очень злую шутку.

Трансмиссионное масло для автоматических коробок передач является обычным расходным материалом, замена которого предусматривается производителем примерно через каждые 50-60 тыс. километров пробега. Кроме того, если транспортное средство эксплуатируется в тяжелых рабочих условиях, то масло для коробки-автомат нужно менять в два раза чаще. В результате получается, что большинство водителей вынуждены ежегодно задавать себе вопрос: какое масло залить в автоматическую коробку передач на этот раз? Однако, чтобы грамотно ответить на него, для начала нужно разобраться в особенностях существующих видов и специфике их действия.

Функции масла в АКПП

Смазочная жидкость, использующаяся в АКПП, отличается от подобных масел огромным количеством возложенных на нее функций, из-за которых и вынуждена соответствовать многим предъявленным требованиям. Учитывая этот факт, применение в коробке-автомат стандартных моторных или трансмиссионных масел строго запрещается, и заливать в автоматическую передаточную коробку можно лишь специально предназначенные для этого жидкости под названием ATF.

К указанному составу предъявляются достаточно высокие требования по устойчивости к окислению, вязкости, износу и пенообразованию. Прежде всего, это связано с тем, что в конструкцию автоматических аналогов входит сразу несколько узлов: гидротрансформатор, передаточные коробки с зубчатыми колесами и системы управления, для эффективной работы которых требуется только одна ATF.

Жидкость для автоматической коробки передач выполняет сразу несколько очень важных функций:

передает энергию в гидротрансформаторе (в чем заключается основное отличие от механики);

Смазывает зубчатые передачи;

Отводит тепловую энергию;

Отвечает за фрикционные свойства сцепления;

Гарантирует качественное переключение передач;

Поддерживает работоспособность агрегата в широком температурном диапазоне (от -40 до +170°С).

Знаете ли Вы? На начальных этапах развития трансмиссионных жидкостей, в АКПП заливали моторное масло, которое подкрашивали в красный цвет. Изменение оттенка помогало быстрее определить утечку.

Нужно ли менять масло в коробке-автомат

Чем дольше эксплуатируется автомобиль, тем больше продуктов износа собирается в КПП, засоряя ее. Поэтому со временем ATF теряет свои свойства и становится неспособной справляться с возложенными на нее функциями, напоминая масло лишь с виду. Более того, по прошествии некоторого периода времени активно изнашиваются втулки, подшипники и другие элементы, вследствие чего страдает вся передаточная коробка.

Поэтому, если вы все еще не знаете, стоит соблюдать периодичность замены масла в коробке-автомат или можно обойтись без этой меры, то учитывайте, что в любом случае избежать замены у вас не получится. Чем дольше машина будет эксплуатироваться со старой трансмиссионной жидкостью, тем выше вероятность будущего дорогостоящего ремонта всего агрегата.

Не стоит забывать о холодном времени года, когда после сильных морозов в месте стыка с мотором с коробки КПП может капать масло. Нередко именно это становится причиной вытекания всей жидкости и неизбежной поломки агрегата.

Обратите внимание! Если трансмиссионное масло начало вытекать с АКПП во время движения транспортного средства, то из-за его недостачи можно попросту сжечь передаточную коробку.

Что касается вопроса пробега или периодичности, то промежуток между заменами масла в АКПП определяется для каждого автомобиля в строго индивидуальном порядке, но в среднем интервал составляет 25-40 тыс. километров.

Частичная замена ATF выполняется при каждом техобслуживании машины, в то время как в полной замене трансмиссионной жидкости автомобиль нуждается намного реже (например, сразу после покупки подержанного транспортного средства, при пробеге больше 100000 километров или в случае, когда присутствуют проблемы с переключением скоростей).

Нужно отметить и тот факт, что на специализированном СТО подобная процедура будет стоить недешево, поскольку для того, чтобы полностью откачать отработанное масло, через передаточную коробку пропускается двойной объем нового смазочного материала.

Какое масло выбрать для автоматической коробки передач своего авто

Если сроки замены масла в автоматической коробке передач уже на подходе, а вы все еще не определились с выбором, тогда вам будет полезно узнать об основных классификационных характеристиках трансмиссионных жидкостей.

Параметры вязкости

Оптимальный уровень вязкости трансмиссионной жидкости прямо влияет на ее способность к бесперебойной смазке не только поверхности механизмов, но и всех соединительных мест между деталями. В частности, определить требуемую вязкость смазочного материала помогают такие характеристики трансмиссионного узла как скорость скольжения и нагрузки на зубья, ведь с увеличением вязкости смазочные свойства масла могут ухудшаться.

Масло с оптимально подходящими параметрами вязкости может обеспечить автомобилю возможность передвижения в условиях низких температур, уменьшает гидравлические потери и повышает КПД трансмиссии, что положительно влияет на расход топливной жидкости. Если же характеристики вязкости трансмиссионного масла не подходят конкретному автомобилю, то вполне возможны поломки отдельных составляющих передаточной коробки и сцепления.

Показатель вязкости смазки для АКПП напрямую зависит от температуры, а вязкостно-температурные свойства такой жидкости определяются согласно классификации SAE J 300 DEC 95. Требования, приведенные в данном документе, разрабатывались Американским обществом автомобильных инженеров, рекомендаций которых придерживаются все мировые производители.


Согласно упомянутой классификации, вязкость смазочного материала определяется в условных единицах, которые называют «степенями вязкости», а разделение масла на классы происходит на основании показателей вязкости, зафиксированных при высоких и низких температурных режимах. Поэтому, выбирая трансмиссионную жидкость для АКПП, следует учитывать эксплуатационные условия автомобиля и привычную максимальную и минимальную температуру за бортом.

Маркировки зимних классов – это 70W, 75W, 80W, 85W, где буква «W» означает «winter» – зима. Чем меньшая цифра стоит возле нее, тем лучшей стойкостью к снижению температур обладает масло, сохраняя оптимальный уровень вязкости при минимальных значениях. Например, для масла 70W максимальные температурные показатели, при которых жидкость не будет терять своих свойств, составляют -50°С, а для смазки с маркировкой 75W – уже -40°С.

Летние классы не имеют в обозначении букв и называются только цифрами: 80, 85, 90, 140 и 250. Соответственно, большее число означает возможность сохранения маслом своих вязкостных свойств при более высоких температурных показателях.

Внимание! С каждым годом все более популярными становятся всесезонные трансмиссионные масла, которые обозначаются двойной маркировкой (например, SAE 80W-90 или SAE 75W-90).

API характеристики

Трансмиссионное масло для автоматической коробки передач является достаточно специфическим товаром, для которого не существует единственной классификационной системы, описывающей все эксплуатационные свойства. Однако, несмотря на этот факт, достаточно часто используется система API, которая классифицирует масла по качеству выполнения его основных задач.

Основным критерием для присвоения трансмиссионной жидкости того или иного класса по API – это устройство и рабочие условия передачи, в работе которых используется данное масло. Однако нельзя не учитывать и второстепенные критерии для разделения смазочных жидкостей, такие как содержание в масле противоизносных и противозадирных свойств.

Согласно классификационной системе API, трансмиссионные смазочные материалы разделяются на следующие классы:

API GL-X , где вместо Х указывается число от 1 до 5, обозначающее, собственно, класс масла. Отсчет начинается от первого класса (API GL-1), который выполняет самые простые задачи, и заканчивается пятой категорией (API GL-5) с повышенными эксплуатационными характеристиками масла.

API MT-1 является относительно новой категорией, которая по свойствам эквивалентна API GL-5, но в то же время обладает повышенной термической стабильностью.

В 1998 году, когда API работали в контакте с SAE и ASTM, ими было предложено пару новых категорий для оценки качества трансмиссионных смазочных жидкостей – PG-1 и PG-2 (в некоторой технической литературе обозначается как GL-7). Первый вариант предназначается для механических коробок передач тяжелых грузовиков и автобусов, а второй – для ведущих осей грузовиков и автобусов. В обеих категориях особое внимание уделялось высокотемпературным свойствам.

Обратите внимание! Категория API PG-2 до сих пор находится на стадии проектирования, но предполагается, что масла этого класса будут иметь те же свойства, что и смазочные жидкости API GL-5, но уже с улучшенными термическими показателями.

Инструкция по эксплуатации автомобиля – лучший помощник в выборе правильного масла

Одним из основных и наиболее правильных вариантов выбора смазочной жидкости для автоматической коробки передач является тщательное изучение инструкции по сервисному обслуживанию вашего транспортного средства, которая наверняка прилагалась к авто (если же столь важная книжечка была утеряна, то найти нужную информацию можно и в Интернете). От вас требуется только отыскать нужный пункт, выяснить марку требуемой жидкости и купить ее. К примеру, компания АвтоВАЗ рекомендует владельцам своих автомобилей следующие трансмиссионные смазочные материалы:

«Омскойл Транс П» с индексами 80W-85; GL-4/5;

«Волнез ТМ4» с индексами 80W-90; GL-4;

«Рексол Т» с индексами 80W-85; GL-4.

Если рассматривать иностранную продукцию, то для представителей ВАЗовской группы подойдет любое трансмиссионное масло, соответствующее GL-3 или выше. Однако не стоит забывать и то, что вместо оригинальной продукции всегда можно купить подделку, которая не будет обладать требуемым набором качеств. Поэтому отдавайте предпочтение только проверенным маркам производителей.

Почему так важен правильный подбор масла в коробку передач

От правильного подбора трансмиссионной жидкости во многом зависит «самочувствие» автомобиля в целом. Так, залив в АКПП неподходящее масло, можно запросто ухудшить ее работу, вплоть до полного выхода из строя. Кроме того, нередко снижается рабочий ресурс смежных деталей и узлов. Поэтому не стоит экономить на качественной смазке для своего автомобиля, тем более что найти универсальные аналоги не так уж и сложно.

Один из самых насущных для автолюбителей вопросов — стоит ли менять в коробке переключения передач своего «железного коня» трансмиссионную жидкость и когда это лучше делать, стал поводом для множества споров. Сегодня мы ответим на этот и сопутствующие вопросы.

Коробка передач и ее «внутренности»: зачем нужно трансмиссионное масло?

Коробка переключения передач служит для передачи крутящего момента от двигателя на колесные оси.Каждый такой агрегат имеет несколько ступеней (в современных КПП вне зависимости от конструкции – от пяти и выше), при помощи которыхводитель может понижать или повышать передачи, и, соответственно, уменьшать или увеличивать крутящий момент, передающийся на ведущие колеса, влияя на скорость передвижения автомобиля.

Коробки передач делятся на несколько типов:

  • механические (когда передачи переключает сам водитель при помощи ручки-селектора и механизма сцепления коробки с двигателем);
  • автоматические (передачи переключаются автоматизированн ой системой без участия водителя);
  • (разновидность механической коробки передач, в которой функции сцепления и переключения передач выполняются автоматизированн ой системой управления);
  • (переход со ступени на ступень осуществляется плавно посредством передачи крутящего момента от двигателя на ведущие колеса через фрикционы).

Вне зависимости от типа КПП для слаженной работы ее механизмов используется трансмиссионное масло. Его функция – смазывать трущиеся поверхности механизмов коробки передач (шестерни, ролики, валы, подшипники), предохраняя агрегат от перегрева, коррозии внутренних поверхностей и, тем самым, продлевая срок его эксплуатации. Но приходит время, когда залитое еще на конвейере в коробку передач масло стареет и теряет свои основные характеристики, среди которых главной является его вязкость. Если вовремя не сменить масло в коробке передач, то возможен выход ее механизмов из строя, что чревато серьезным и дорогостоящим ремонтом. Поэтому каждый автолюбитель должен следить за состоянием трансмиссионного масла в КПП своего автомобиля и менять его в соответствии с рекомендациями завода-производи теля или специалистов сервисного центра, на котором обслуживается машина.

Трансмиссионное масло: сроки эксплуатации

Сроки использования масла для коробок передач разнятся в зависимости от их типа.

Масло в механической коробке передач имеет больший ресурс (это связано с простотой конструкции трансмиссии по сравнению с АКПП): производитель рекомендует менять его после длительных пробегов – от 80-100 до 150-200 тысяч километров, в зависимости от того, в каких условиях эксплуатировался автомобиль. В некоторых руководствах по эксплуатации автомобилей, оснащенных «механикой» можно встретить пометку – «трансмиссионное масло для КПП не меняется на протяжении всего срока эксплуатации». Если с первыми все понятно (как только подойдет срок – едем на СТО и меняем отработавшее свое трансмиссионное масло на новое), то как поступить со вторыми? Эксперты советуют регулярно проводить проверку уровня масла в коробке передач и его состояния. Если уровень трансмиссионного масла упал – следует его долить. При полной замене масла объем доливаемой трансмиссионной жидкости зависит от емкости каждой отдельной КПП плюс некоторое количество той же жидкости для вытеснения старого масла (характерно для автоматических трансмиссий).

Внимание: доливаем только то масло, которое было залито в коробку на заводе (можно узнать у официальных дилеров), смешение разных по типу масел может привести к выпадению в осадок химических веществ, которые могут отложиться на трущихся поверхностях деталей механизма КПП и привести к их поломке.

Состояние масла в КПП проверяем на СТО: если в жидкости обнаружена стружка, существенный осадок из примесей используемых в составе трансмиссионного масла присадок, то лучше ее заменить полностью.

Трансмиссионная жидкость, применяемая в автоматических коробках передач и вариаторах, требует замены на меньших пробегах, нежели у механических КПП. В среднем, замена ATF (Automatic Transmission Fluid) производится на втором либо третьем ТО – то есть при пробеге от 60 до 90 тысяч километров. Причиной столь ранней замены жидкости для трансмиссии в том, что является более сложным агрегатом, со своей системой охлаждения. Сложные условия эксплуатации машины и, соответственно коробки-«автомат », приводят к тому, что циркуляция трансмиссионной жидкости затрудняется, следовательно она менее эффективно смазывает трущиеся поверхности механизмов, хуже охлаждает их, переключения передач происходят медленнее. Если вы заметили, что коробка «тупит», то, скорее всего, пришло время сменить старую ATF на новую.

Виды трансмиссионных жидкостей для МКПП и АКПП автомобилей

Трансмиссионные жидкости отличаются друг от друга по двум основным параметрам: кинематической вязкости и химическому составу.

По своему химическому составу эти жидкости, как и масла для двигателей автомобилей, делятся на минеральные, полусинтетически е и синтетические. Минеральные трансмиссионные масла в основном использовались в старых автомобилях отечественного производства. В настоящее время автомобильные производители рекомендуют заливать в коробки передач трансмиссионные жидкости на синтетической основе. Они лучше приспособлены к работе в широком диапазоне температур, выдерживают большие нагрузки, дольше сохраняют рабочее состояние, и, следовательно, требуют не такой частой замены, как минеральные и полусинтетически е масла.

По кинематической вязкости трансмиссионные жидкости разделяют на две классификации: по индексу вязкости (SAE ) и классу вязкости (API). Рассмотрим особенности обеих классификаций.

Классификация трансмиссионных масел по SAE:

  • Жидкости для эксплуатации авто при низких температурах («зимние») – обозначаются как 70W, 75W, 80W и 85W, где W – индекс вязкости;
  • Жидкости для эксплуатации авто при высоких температурах («летние») – обозначаются как 80W, 85W, 90W, 140W и 250W;
  • Универсальные жидкости (подходят для эксплуатации в различных климатических условиях) – обозначаются как 75W–90, 80W–140.

Классификация трансмиссионных жидкостей по API (GL ):

  • GL 1 – это жидкости без присадок, которые предназначены для использования в МКПП не оснащенных синхронизаторами грузовых машин;
  • GL 2 – жидкости с присадками, противостоящими износу, для тракторов и другой сельскохозяйстве нной техники, которая работает в среднетяжелых условиях;
  • GL 3 — жидкости с присадками, противостоящими износу (до 2.7% в общем объеме масла), которые рекомендованы для использования в коробках передач грузовых авто, работающих в среднетяжелых условиях;
  • GL 4 – жидкости для универсальных условий работы (в их составе – до 4% противоизносных присадок) КПП различных видов транспортных средств – от легковых автомобилей до грузовых машин и автобусов. Используются как для трансмиссий с несинхронизирова нными либо синхронизированн ыми передачами.
  • GL 5 – жидкости для КПП транспортных средств, работающих в чрезвычайно сложных условиях. В их составе – до 6.5% мультифункционал ьных присадок (противопенные, противозадирные и т.д.);
  • GL 6 – жидкости для гипоидных передач, которые в своем составе имеют до 8.5% противостоящих износу присадок. Используются для КПП автомобилей с мощными высокооборотисты ми двигателями.

В механических коробках передач производители рекомендуют использовать трансмиссионные жидкости с SAE 75W–90 иAPI GL -3 (для МКПП старых автомобилей), API GL -4 либо API GL -5 (для МКПП современных моделей).

Оригинальное синтетическое масло Hyundai

Эксплуатационные жидкости для АКПП не привязывают к определенным классам – их стандарты устанавливают сами производители масел для транспортных средств. Автоматические коробки передач заправляются трансмиссионными жидкостями ATF с особым химическим составом – в них, как правило, содержится больший процент присадок, препятствующих пенообразованию. Это связано с конструктивными особенностями такой КПП: образующаяся в процессе эксплуатации пена может перекрыть управляющий соленоид, который регулирует подачу давления на клапан гидроблока, и передачи не будут включаться.

Жидкости для автоматических коробок передач также различают по цвету – обычно они красные, в некоторых случаях – зеленые или синие. Существуют специальные трансмиссионные жидкости, которые предназначены для бесступенчатых вариаторов.

В любом случае, прежде чем решиться на замену масла в МКПП или АКПП нужно выяснить, какие жидкости советует производитель и неукоснительно следовать его рекомендациям и техническим регламентам.

Большинство современных автомобилей снабжаются автоматическими коробками передач (АКПП). И хотя механические трансмиссии (МКПП) всё равно надёжнее и дешевле, общая тенденция перехода на автоматы только усиливается. Связано это с тем, что езда с автоматической коробкой комфортнее. Не нужно заботиться о переключении передач и выжимать сцепление – его роль выполняет гидротрансформатор. Вместо трёх педалей всего две – акселератор и тормоз.

История появления, принцип действия АКПП

Первые автоматические коробки передач появились в 30-х годах прошлого столетия. Эксперименты и конструкторские разработки проводились компанией Дженерал Моторс. Её инженеры внедрили вместо механического сцепления сервопривод. Таким образом, получилась полуавтоматическая КПП. Приблизительно к этому же времени европейские производители собрали настоящую автоматическую трансмиссию.

Поначалу изделия были ненадёжными, часто выходили из строя. До тех пор, пока не начали применять гидравлическое управление вместо электромеханических и сервоприводов. Этим путём пошла компания «Крайслер», впервые спроектировав и применив такие узлы, как гидротрансформатор и гидравлическую муфту. К 50-м годам прошлого века конструкция коробки-автомата окончательно была доработана. С тех пор она только улучшалась – появилось компьютерное управление гидравлическим блоком, увеличилось количество передач. Сегодня к АКПП можно отнести классические автоматы, вариаторы, а также роботизированные КПП.

Гидротрансформатор

Классические АКПП имеют несколько основных узлов. Один из них – гидротрансформатор (ГТ). Это – аналог механического сцепления, работающего с МКПП. Его основная задача – передать усилие с маховика двигателя на колёса автомобиля. Достигается это применением двух крыльчаток – насосной и турбинной. Насосная крыльчатка, раскрутившись посылает трансмиссионную жидкость (ТМ, ATF, Automatic Transmission Fluid) на турбинную. Под воздействием масла турбинная также начинает вращаться. Насосное колесо сначала движется быстрее турбинного, часть КПД расходуется на сам принцип передачи энергии вращательного момента. Рабочую жидкость между крыльчатками нагнетает масляный насос. Между ними расположено также неподвижное реакторное колесо, которое особым строением лопастей отправляет масляный поток назад, к насосной крыльчатке, раскручивая её ещё больше.

Когда скорости ведущей и ведомой крыльчаток уравняются, ATF меняет направление движения. Сразу же включаются обгонная муфта, передавая крутящий момент напрямую от насосной к турбинной крыльчатке, а колесо реактора начинает вращательное движение по направлению движения трансмиссионной жидкости. Конструкцией предусмотрена также блокировочная муфта, блокирующая ГТ.

Планетарные передачи

Роль механической коробки передач выполняют компактные планетарные редукторы, управляемые электронной системой. Часто их бывает два, соединены они последовательно. Это позволяет иметь современным автоматам шесть, а то и восемь скоростей. Пакеты фрикционов представляют собой нечто среднее, объединяющее свойства синхронизатора и сцепления применительно к МКПП.

Электронная управляющая система собирает информацию с датчиков, которыми буквально нашпигован современный автомобиль. Обработав положение педали газа, а также количество оборотов на входе и выходе АКПП, она подаёт сигналы гидравлическому блоку управления, переключающему скорости при помощи клапанов. В гидравлической системе управления основным рабочим телом является всё то же масло для коробки-автомат, или ATF. Гидравлические клапаны, или золотники, воздействуя на фрикционы и тормозные механизмы, блокируют один или два элемента, из которых состоят планетарные ряды. Их состав следующий:

  • солнечная шестерня;
  • кольцевая (коронная) шестерня;
  • шестерни-сателлиты;
  • водило.

Расположение деталей и некоторые режимы работы показаны на рисунке.

Основной режим планетарной передачи в качестве редуктора. Передачи переключаются фиксацией одного или сразу двух из 3 элементов – кольцевой и солнечной шестерен, а также водила. Передаточное число будет определяться тем, какие из этих элементов закреплены, и от количества зубьев ведущего и ведомого.

ATF: основные функции и состав

Первую трансмиссионную жидкость для автоматической коробки передач создали инженеры General Motors. Это произошло к началу 40-х годов прошлого столетия. Маркировка имела название Hydramatic. Современные смазывающие материалы (ATF ) состоят из минеральной, полусинтетической или полностью синтетической основы, имеющей высокий индекс вязкости, а также пакетов присадок, значительно улучшающих качества основного состава.

Функции

Если взять во внимание устройство АКПП, представленное выше, становится понятным, почему масло, заливаемое в автоматическую коробку, выполняет сразу несколько важнейших функций, определяющих специфику его состава. Можно увидеть, что некоторые функции являются даже взаимоисключающими.

  1. Охлаждает детали коробки-автомат, нагревающиеся при сцеплении друг с другом. Сама ATF охлаждается в специально отведённом для этого радиаторе, который может располагаться одним блоком с радиатором охлаждения мотора или отдельно.
  2. Моет, очищает внутренности АКПП, адсорбируя побочные продукты износа деталей. После этого оставляет их на поверхности фильтрующего элемента.
  3. Антифрикционное качество позволяет минимизировать трение между соприкасающимися поверхностями деталей. Омывая их, трансмиссионная смазка уменьшает также износ механизмов, увеличивая ресурс работы автоматической коробки.
  4. Будучи рабочим телом гидротрансформатора, ATF передаёт крутящий момент от маховика двигателя к планетарным рядам коробки передач.
  5. Имея антикоррозионные присадки, масляная жидкость защищает детали от пагубного воздействия влаги.
  6. Смазка обеспечивает сцепление в пакетах фрикционов, когда они прижимаются друг к другу гидравлическими клапанами.
  7. Масло для трансмиссии является также элементом управления, передавая усилие на управляющие золотники, переключающие передачи.

Состав

Весь вышеуказанный набор функций определяет, какие составляющие должны быть в смазочной смеси. Кроме базового масла, до 15% общего объёма занимает пакет присадок. Он состоит из:

Замена и её периодичность, подбор ATF

Ещё совсем недавно многие производители АКПП заявляли, что масляная жидкость залита внутрь этих сложных механизмов на весь срок эксплуатации. Эти утверждения базировались на том, что больше 5 лет автомобилисты развитых стран свои автомашины не эксплуатируют. Затем либо по дешёвке продают, либо вообще отправляют на свалку. Такой период трансмиссионная жидкость с трудом, но выдержит.

Сейчас изменение сервисной политики возвращается к своему нормальному состоянию. То есть предусматривается замена. Свежее масло заливать в автоматическую коробку необходимо после 50–60 тысяч км пробега. При тяжёлых условиях эксплуатации замену следует производить через 30 тысяч. Кстати, езда по российским дорогам и пробки – как раз тяжёлые условия для АКПП.

Подбор масла – относительно несложная процедура. Каждый изготовитель указывает, каким продуктом пользоваться. Широко используется классификатор от General Motors – это масла Dexron II (C, D, E), Dexron III, IV, VI. Так, бюджетные минеральные смазки отвечают спецификации Dexron II D, а их более продвинутые синтетические собраться – Dexron II Е. Тем не менее эти два стандарта взаимозаменяемы. Чего не скажешь об уровне Dexron III – смазки этого класса имеют более низкий коэффициент трения. Некоторые производители, например Honda, разрешают использовать для своих АКПП только синтетическое масло Honda Genuine ATF DW1. До него эксплуатировалась марка Honda ATF Z1.

Обновлять смазывающую смесь можно двумя способами – полной или частичной заменой. Наиболее распространена частичная, при которой обновляется примерно 30–40% жидкости, через каждые 30 тысяч км проезда. Остальная остаётся в гидротрансформаторе. Чтобы слить смазку таким простым способом, нужно дать отстоять машине пару суток над смотровой ямой. Тогда ТМ сольётся полностью, так как стечёт из гидротрансформатора. Но такую процедуру нужно делать только летом, чтобы ATF не загустела. Ведь мотор запускать в этом случае нельзя.

Есть ещё один вариант частичной замены – от 3 до 4 раз подряд с интервалом 200–300 километров. Это обойдётся дороговато, зато можно быть уверенным, что вся жидкость освежилась. Тем более есть автоматы, которые не допускают использование специального оборудования, позволяющего проводить полную смену масла. К ним, например, относятся автоматические коробки всё той же Honda.

Полностью меняют смазку только на СТО, так как требуется специальное оборудование. Одновременно выкачивается старая ATF и закачивается свежая, под давлением. Процесс контролируется по цвету смазки. Как только цвет входящей и выходящей жидкости станет одинаковым, работа прекращается.

Автомобиль давно уже перестал быть роскошью, он имеется у большинства российских семей. Эксплуатируя железного друга практически каждый день, мы незаметно подходим к тому моменту, когда возникает необходимость замены масла в трансмиссии. Многие автомобили прошли через несколько владельцев, сервисные книжки давно утрачены и никто не сможет точно сказать, какое масло залито в коробку передач. Все знают, что на автомобили устанавливаются два типа коробок: автоматические и механические. Какое масло заливать в АКПП, а какое в МКПП? Для каждого типа требуются различные виды смазки.

Масло для АКПП

Рассмотрим, какое масло заливать в АКПП. Так как автоматические коробки передач существенно отличаются от механических, в них заливают не простое трансмиссионное масло, а специальную маловязкую жидкость для автоматических трансмиссий (ATF). Определить, какое масло залито: минеральное, полусинтетика или синтетика, по внешнему виду и запаху практически невозможно, так как уже после небольшого промежутка времени работы все масло становится прозрачно-коричневым. Использовать желательно то масло, которое рекомендовано производителем и внесено в инструкцию по эксплуатации автомобиля. Если такой инструкции у вас нет, то нужную информацию можно почерпнуть из специальной литературы или каталогов, огромный ассортимент которых представлен в автомагазинах.

Если вы не знаете, какое масло было залито в АКПП (минеральное, полусинтетика или синтетика), то стоит провести двойную замену масла. Это связано с тем, что слить все масло из коробки невозможно и часть масла все равно остается. А смесь, например, минералки с синтетикой, может привести к выходу коробки-автомата из строя.

Думаю, каждый водитель понимает, что лучше лить в АКПП синтетическое масло, нежели минеральное, так как синтетика обладает более высокими качественными характеристиками, имеет длительный срок службы. Замену масла в АКПП большинство производителей автомобилей рекомендуют выполнять через 70 тысяч километров пробега или раз в два года. Если ваше авто эксплуатируется в тяжелых условиях, то замену необходимо производить через 25 тысяч километров или через 1 год эксплуатации. Нужно периодически, раз в 7-10 дней, проверять уровень масла.

Масло для механических КПП

Механические коробки передач стоят на всех автомобилях отечественных автопроизводителей, а значит обязательно нужно описать, какое масло заливать в КПП. В обычных легковых и грузовых автомобилях используются только трансмиссионные масла, выбор которых осуществляется по двум основным показателям: удельные нагрузки в механизме и скорость относительного скольжения. Немаловажными факторами являются наличие в масле противозадирных присадок, снижающих износ в условиях тяжелой эксплуатации агрегата, и степень его вязкости.

Высокая вязкость масла делает затруднительной работу синхронизаторов, ухудшает смазку деталей коробки. Наиболее применимы трансмиссионные масла 75W-80. В коробках переднеприводных автомобилей производства ВАЗ допустимо применять, помимо трансмиссионных, моторные масла с вязкостью 5W-50 или 10W-50. Причем нет большой разницы для механической коробки передач, какое масло залито, минеральное, синтетическое или полусинтетическое. Все будет зависеть только от ваших предпочтений и финансовых возможностей.