Когда надо менять цепь грм. Ремонт велосипеда: Когда менять цепь

Многие автолюбители в вопросе выбора нового авто часто ориентируются не на внешний вид будущего авто или его "навороты", а на технические особенности силового агрегата, проще говоря двигателя. Подход, в принципе, понятен и во многом оправдан, какой бы красивой и навороченной не была новая машина, если с мотором что-то не то - толку от нее мало.Однако нередко встречаются случаи, когда, покупая якобы беспроблемный и "неубиваемый" мотор, мы получаем кучу проблем, которые обходятся нам очень дорого или становятся причиной продажи только что купленного авто. Типичная ситуация - покупаете авто с дизельным мотором с турбиной от известного производителя, а после нескольких месяцев эксплуатации понимаете, что с турбиной что-то не так, дизельный мотор - не ваше, а известное имя производителя - всего лишь набор букв и раздутый бренд. Что-то похожее наблюдается и с типом привода ГРМ, почему-то принято считать, что ремень ГРМ менее надежен, а цепь чуть ли не вечна, хотя на практике часто оказывается наоборот...

Сегодня, как вы уже догадались, речь пойдет о цепи ГРМ. Я попытаюсь разобраться так ли безотказна и долговечна цепь как о ней говорят, или ее все же идеализировали зря. Вы узнаете о позитивных и негативных моментах цепи ГРМ.

На самом деле очень много автомобилистов руководствуются именно этим показателем, полагая, что цепь не рвется, служит чуть ли не весь срок службы мотора, кроме того экономится много времени и денег на замене, которая показана приводным ремням ГРМ . Не скажу, что это уж совсем неправда, безусловно те, кто полагает, что цепь ГРМ более надежный вариант, чем ремень ГРМ, от части правы, вопрос в том насколько. Забегая наперед хочу привести реальный пример, когда один из моих знакомых купил авто с цепью ГРМ и уже очень скоро стал жертвой мифа о том, что цепь - вечна и никогда не порвется. Спустя пару недель после покупки цепь лопнула, а мотор отправился на "капиталку". Именно после этого события я и много моих знакомых перестали "верить в цепи", и как оказалось небезосновательно. Таких как мой друг в Инете - тысячи, все это ни что иное как подтверждение версии о том, что сегодня цепей ГРМ способных отходить чуть ли не миллион "км" либо вовсе нет, либо их процент настолько мал, что брать его во внимание просто бессмысленно...

Многие из вас сейчас "застучали" по клавиатуре пальцами, пытаясь прокомментировать вышеизложенное, мол: ремни рвутся чаще, цепь могла быть дефектной или отходила свой срок и т. д. Безусловно, исключать эти аргументы не стоит, однако случай не единичный и требующий особого подхода.

Те, кто не в курсе, чем грозит разрыв ремня ГРМ, советую прочесть старую добрую статью: " ", в которой я детально описывал данную беду, а также то, чем она неприятна. Вкратце напомню, обрыв ремня или цепи – это одна из самых неприятных поломок, сулящая большие проблемы, серьезные денежные вливания и капремонт. Действительно, с цепью такое происходит реже, однако не нужно путать понятия "реже" и "не происходит вовсе", кроме того в случае с цепью все, как правило, заканчивается намного печальнее. Из-за того, что цепь металлическая и весит намного больше резинового ремня в случае ее обрыва, чаще всего ее либо наматывает, либо просто швыряет по всему мотору, как правило, разбивая мотор вдребезги и вырывая целые куски металла. На некоторых двигателях в случае обрыва ремня ГРМ ничего серьезного вообще не происходит, все дело в том, что производитель учел возможность разрыва и сделал все для того, чтобы после встречи поршней и клапанов ничего не произошло. Именно этот факт и можно считать первым плюсом в пользу ремней ГРМ, которые после разрыва позволяют практически без потерь вернуть к жизни силовой агрегат.

Периодичность замены цепи ГРМ

Производится примерно после 200-250 тыс. км. пробега, есть конечно исключения, когда производитель исключает такую возможность и гарантирует беспроблемную работу цепи и мотора на протяжении всего срока эксплуатации. Причин разрыва цепи может быть много, от заводского дефекта цепи или натяжителя, а также нарушений правил эксплуатации, до причин, связанных с недостаточным количеством смазки или плохим ее качеством.

Также довольно часто производители просто не указывают периодичность замены цепи ГРМ, как это обычно делают производители двигателей с ременной передачей. Степень износа цепи, как правило, определяется по ряду типичных симптомов, среди которых: повышенный шум, сдвиг фаз газораспределения, в некоторых случая износ определяется по выходу штока натяжителя.

Варианты расположения цепи ГРМ

Чаще всего в случае с цепью используется один из двух вариантов расположения привода ГРМ: "передний" и "задний". В первом случае привод ГРМ располагается со стороны приводного ремня навесных агрегатов. В «заднем» расположении привод ГРМ располагается со стороны коробки и маховика. Первый вариант встречается чаще, это объясняется тем, что при таком расположении обслуживание и ремонт происходит гораздо проще. Второй вариант несмотря на свое "неудобство" все же используется, причем довольно именитыми компаниями такими как BMW и Audi.

Производитель утверждает, что разрыв ремня ГРМ напрямую связан с несоблюдением рекомендаций, указанных в руководстве по эксплуатации в разделе «Тип масла и периодичность его замены». Немногие знают о том, что цепь ГРМ тесно взаимодействует с натяжителем, который также очень часто оказывается "в группе риска", кроме того является очень зависимым от качества масла и давления в системе мазки. Если двигатель берет масло, а владелец не сильно за этим следит, рано или поздно давление в системе снизится, как результат - ослабление натяжения цепи и разрыв.

Замена цепи ГРМ необходима в случае появления следующих симптомов:

  1. Нестабильные холостые (результат смещения фазы газораспределения);
  2. Шуршание и стрекот, как правило, проявляется на холостом ходу, при низком давлении масла;
  3. Максимальный выход натяжителя (можно увидеть если снять крышку);

  1. Чрезмерный износ зубов звездочек (также можно увидеть, сняв крышку);
  2. Соответствующие ошибки, считанные специальным диагностическим тестером с датчика фаз.

  • К покупке авто, на котором есть цепь ГРМ, необходимо отнестись со всей ответственностью. В отличие от моторов с ремнями, которые сразу после покупки принято менять, замена цепи может доставить немало неудобств. Во-первых, как я уже говорил, она может лопнуть в любое время, во-вторых замена стоит недешево, как правило, цифра колеблется в диапазоне от 500 до нескольких тысяч у.е., поэтому прежде чем ударить по рукам и заключить сделку проверьте в каком состоянии находится эта самая цепь. Самостоятельно диагностировать износ у вас вряд ли получится, эту процедуру лучше доверить специалисту.
  • Купив авто с цепным приводом, уделяйте особое внимание моторному маслу, его качеству и периодичности его замены. Рекомендуется менять масло не реже чем через 10-15 тыс. км. пробега, в идеале - после 7-8 тысяч в зависимости от типа масла, стиля езды и возраста авто.
  • Обнаружив малейший стук или шум, который возникает на холостом ходу, немедленно отправляйтесь на диагностику. Возможно нет повода для беспокойства, однако также вполне вероятно, что это "умирает" цепь, а вместе с ней и ваш мотор.
  • Несмотря на рекомендации и мифы, которыми окутаны цепные механизмы, рекомендую менять цепь после каждые 150-200 тыс. км пробега.
  • Во время замены цепи рекомендуется заменить шестерни, а также направляющие, в противном случае начнет происходить "притирка", которая может уничтожить либо новую цепь либо шестерни.

Подведем итоги

Как видите нет ничего вечного, и такой безупречный, на первый взгляд, мотор с цепью ГРМ может доставить много неприятностей и в конечном итоге обойтись в разы дороже обычного ремня ГРМ, которого так все боятся. Независимо от того какой из вариантов вы предпочитаете, важно соблюдать правила эксплуатации указанные производителем, не затягивать с заменой масел и расходников, а также регулярно посещать СТО. Такое отношение к мотору не только избавит вас от необходимости "капиталить" его, но и продлит срок эксплуатации силового агрегата.

У меня все, благодарю за внимание, а также за то, что посетили . Жду ваших комментариев на эту тему, с удовольствием выслушаю мнения как противников, так и поклонников цепи ГРМ. Берегите себя и до новых встреч. Пока!

Цепь газораспределительного механизма двигателя – она же «бесконечка», «беспроблемка», «бронебойка» — эпитетов в ее оправдание тысячи и все только положительные. Конечно, любой продавец автомобилей скажет вам — да тут же цепь, значит можно «не парится» о заменах через 100 – 120 000 километров, купили и что говорится — забыли! Но так ли это на самом деле, действительно ли она не стачиваемая, да и в конце-концов какой у нее ресурс? Давайте разбираться …


Что и говорить цепь однозначно лучше, чем ремень, по надежности ей как бы нет конкуренции. Ведь все элементы выполняются из металла а он как нам известно, намного надежнее чем резина, пластик и тканевые нити в ременном строении.

Почему некоторые производители не ставят цепь?

Вот сейчас, вроде бы как, зависает вопрос – почему некоторые производители не устанавливают их, а делают ремни? Ведь не практично же?

Ответов есть несколько:

  • Это шум. Как ни крути, но даже идеально настроенный двигатель с цепью работает все равно шумнее, чем с ремнем. Ну попробуйте сами прокатить по асфальту металлические звенья и резиновые — поймете что шумнее.

  • Конструктивная особенность. В дело в том, что некоторые двигатели, в угоду тишине, не могут использовать «металлического собрата», потому как ременная передача расположена за пределами двигателя, то есть она вращается в воздухе. И так вот просто взять и закрепить металлические звенья не получится.
  • Ходят поверья, что ремень лучше захватывает шестерни валов, как распределительного, так и коленчатого. Ведь шестерня действительно имеет широкие полоски для зацепления, а вот у цепи идут зубья, да еще и в масле! Нет они конечно тоже очень эффективно входят в зацеп, причем обычно их два ряда. Но как заверяют некоторые производители, они намного быстрее могут перескочить через зуб, нежели у ремня.

  • НУ и собственно последнее – натяжение. Натянуть цепной механизм сложнее, чем ременной. Ведь ремень легко гнется, да и находится опять же в воздухе. А вот оппонент находится внутри в масле, да и натянуть его сложнее – не загнешь как нужно!

Некоторые пишут, что еще цепной механизм сложнее менять, ведь реально нужно разобрать чуть ли не полдвигателя, а вот у ременной передачи, открутил кожух, снял и быстро поставил другой! В этом есть доля правды, вот только ремень в любом случае вы будете менять чаще, чем цепь.

Про обслуживание двигателя

Для начала хочется сказать — что на ресурс цепи очень сильно влияет состояние масла. Она находится внутри, поэтому, чем лучше она смазывается – тем ресурс намного вырастет. Также косвенно частая замена, уносит из двигателя всякий мусор типа песка, грязи и т.д., который разбивает и изнашивает цепной механизм, ведь песок может проникать куда угодно, в том числе и в соединительные звенья. Новое масло заставляет лучше скользить поршни, что снимает излишнюю нагрузку на цепной механизм.

В общем итог такой – чтобы повысить ресурс, вам просто нужно чаще менять масло, хотя бы на 1000 километров, но раньше срока. То есть дилер заявляет 15000 – меняйте через 13 – 14000, а в идеале через 10000, тогда цепь будет служить намного дольше.

Обычные двигатели

Знаете, поймал себя на мысли, что нигде нет информации о том – через сколько менять цепной механизм. То есть если вы берете обычный автомобиль, с обычным атмосферным движком (не турбо – про это чуть ниже), ресурс зачастую производителем не ограничен!

Однако можно найти такую информацию:

Через большой пробег, около 150 — 200 000 километров, стоит вслушиваться в работу двигателя, есть ли излишнее биение и шум. Если проявляется, нужно диагностировать цепь и при необходимости менять.

То есть основная диагностика на звук, а не через определенный пробег. Поэтому и ресурс разнится от производителя к производителю, и от владельца – владельцу.

Однако если подбить цифры, получается:

C учетом длинных ТО (примерно 15000 и больше)

Цепь служит около 150 – 170 000 километров.

С учетом коротких ТО (примерно 10 – 13000 км)

Цепь может ходить от 300 до 350 000 километров.

Если ухаживаете за машиной, то действительно цепной механизм это последнее что вы поменяете! Но постойте, мой друг менял через 15 – 20000, в чем подвох? ДА ни в чем, просто у вашего друга двигатель от VOLKSWAGEN, то есть турбированный, да еще и слабый, объем 1,2 – 1,4 литра.

Турбированные двигатели

Тут работают совсем другие законы, турбированные движки имеют намного больший крутящий момент и усилие, соответственно больше лошадиных сил!

Поэтому не удивительно — что цепной механизм имеет намного меньше ресурса, цепь здесь просто вытягивается. Затем перескакивает на зуб – движок нормально не работает – расходует много топлива, начинает троить, не тянет, либо вообще не запускается.

Причем проявляется на слабых двигателях, например таких как 1,2 – 1,4 TSI. Там была допущена конструктивная ошибка, ширина металлического плотна — узкая.

Теперь вдумайтесь в цифры, какими VAG обрадовал владельцев (правда, неофициально):

Двигатель 1,2 TSI – замена через 30000

Двигатель 1,4 TSI (122 л.с.) – 80000

Двигатель 1,8 – 2,0 TSI – 120000

То есть назвать такие пробеги большими – язык не поворачивается! Однако, просто представьте как работал бы ремень ГРМ в таких условиях, вообще бы износился через 10000?

Если подвести средние цифры по турбодвигателям:

Ресурс цепи около 120 – 150000 километров. Однако нужно читайте регламенты ТО, у некоторых производителей они жестко прописаны.

Автовладелец периодически сталкивается с поломками. Некоторые можно устранить быстро, с другими придётся повозиться. Проблема, о которой пойдёт речь сегодня, относится ко второй категории. Для того чтобы поменять цепь ГРМ, потребуются серьёзные технические навыки. Но это вовсе не означает, что самостоятельная замена невозмжна.

Причины замены цепи газораспределительного механизма

Она подлежит замене в двух случаях:

  1. В случае обрыва.
  2. В случае серьёзного растяжения.

Обрыв цепи - это чрезвычайная ситуация. Если это произошло на ходу, в двигателе практически гарантированно будут повреждены все клапаны. Их придётся менять вместе с цепью, и замена (с предварительной притиркой) потребует вмешательства специалистов и обойдётся автовладельцу очень дорого.

Растяжение цепи встречается гораздо чаще. Как правило, оно связано с так называемой усталостью металла. Обычно цепь слегка растягивается через 200–300 тыс. км пробега (но это относится только к оригинальным, качественным цепям от производителя автомобиля, менее качественные цепи могут растягиваться и через 80–100 тыс. км пробега). Растяжение ведёт к нарушению слаженности в работе распредвала и коленвала, что в свою очередь сказывается на работе всего мотора. Она становится нестабильной, на небольших оборотах двигатель теряет приёмистость, появляются рывки при трогании с места и т. д.

Как определить износ

  • самый надёжный способ - компьютерная диагностика. Автомобиль отправляется в автосервис, устанавливается на специальный стенд, и программа точно определяет степень рассинхронизации между коленвалом и распредвалом, после чего автовладелец получает график крутящих моментов этих валов, для наглядности. Этот способ особенно актуален для тех, кто приобретает автомобиль с рук. Не секрет, что недобросовестные продавцы зачастую скручивают счётчики пробега на машинах, уверяя покупателей, что автомобиль прошёл совсем немного. Их мотивы понятны: скрутить километраж гораздо проще, чем поменять растянутую деталь;
  • второй признак износа: на панели управления постоянно горит ошибка P0355. В инструкциях написано, что она появляется, когда датчик коленвала неисправен. Но на практике это может означать, что недобросовестный продавец перед продажей поменял этот датчик (или даже весь блок управления), чтобы замаскировать другую ошибку, а растянутая цепь при этом никуда не делась;
  • третий признак износа: выдвинутый шток натяжителя. Чтобы на него посмотреть, автовладельцу придётся снимать переднюю крышку двигателя. Если натяжитель сдвинулся на 8–10 мм от своего первоначального положения - цепь растянута, и её необходимо заменить;

Выбор: какая запчасть лучше

Здесь совет может быть только один: необходимо покупать запчасть, выпущенную производителем автомобиля. И делать это нужно только в специализированных сервисных центрах. Ни в коем случае не следует полагаться на продукцию сторонних поставщиков. Потому что это слишком ответственная деталь двигателя, проблемы с которой могут привести либо к очень дорогостоящему ремонту, либо к полному выходу мотора из строя. Да, фирменные цепи стоят дорого. Тем не менее, это не та запчасть, на которой следует экономить.

Процедура замены цепи ГРМ

Прежде чем менять цепь, следует определиться с инструментами, которые для этого понадобятся.

Инструменты и расходные материалы

  1. Новая цепь от производителя автомобиля.
  2. Комплект рожковых ключей.
  3. Комплект накидных ключей.
  4. Отвёртка с плоским жалом.
  5. Молоток.
  6. Зубило.
  7. Монтажная лопатка.
  8. Отрезок проволоки (диаметр 0.5 см, длина 30 см).

Последовательность действий при замене

  1. Машина устанавливается на нейтральную передачу. С двигателя машины снимается передняя крышка для обеспечения доступа к валам и шестерням.
  2. Коленчатый вал вручную поворачивается до тех пор, пока метка на звёздочке распредвала не совпадёт с меткой на корпусе двигателя. На самом коленвале тоже есть метка. И она тоже должна совпасть с меткой на корпусе.

    Метки, установленные на распредвале и корпусе ГРМ, должны полностью совпадать

  3. Стопорная шайба, установленная под болтом звёздочки распределительного вала, аккуратно разгибается с помощью зубила и молотка.

    Стопорная шайба распредвала разгибается зубилом и молотком

  4. Теперь автомобиль устанавливается на четвёртую скорость, после чего включается ручной тормоз.
  5. Накидным ключом ослабляется крепёжный болт звёздочки распределительного вала.

    Гайка на распредвале ослабляется накидным ключом на 17

  6. После этого откручивается и извлекается успокоитель цепи ГРМ (извлекать его удобнее всего с помощью крючка из проволоки):

    Успокоитель цепи снимается и извлекается проволочным крючком

  7. Далее снимается башмак натяжителя (он обозначен на фото цифрой 1). Для этого рожковым ключом на 14 полностью отворачивается болт 2, после чего башмак вместе с натяжителем извлекается из двигателя:

    Башмак натяжителя обозначен на фото цифрой 1, болт, который его удерживает - цифрой 2

  8. Теперь накидным ключом откручивается звёздочка вспомогательных агрегатов, но не полностью. Она слегка ослабляется, но остаётся на своём вале.

    Вспомогательная звёздочка ослабляется, но не снимается

  9. Так как натяжение цепи ослабло, она зацепляется проволочным крючком и извлекается из двигателя:

    Старая цепь ГРМ извлекается с помощью проволочного крючка

  10. Новая деталь надевается на снятую ранее звёздочку распределительного вала. И только после этого звёздочка устанавливается на место:

    Новая цепь надевается на звёздочку распределительного вала, которая затем устанавливается в двигатель

  11. После этого проверяется, совпадают ли метки на звёздочках и валах, если нет - включается нейтральная передача, и коленчатый вал вручную прокручивается до совпадения. После чего наживляется (но ни в коем случае не затягивается) болт на звёздочке распределительного вала.
  12. Теперь на штатное место устанавливается успокоитель цепи и башмак натяжителя.
  13. Далее затягиваются гайки на звёздочках двух валов, после чего коленчатый вал проворачивается 3–4 раза. При этом отслеживается совпадение меток на звёздочках и корпусе. Если расхождений нет - новая запчасть обильно смазывается моторным маслом, после чего передняя крышка двигателя устанавливается на штатное место .

Видео: установка цепи своими руками

Замена цепи ГРМ - процесс сложный. Даже у опытных мастеров он занимает часов 5. Автовладелец, решивший провести эту процедуру самостоятельно, должен чётко представлять себе, что он делает, поскольку последствия неправильного ремонта могут быть очень серьёзными. Особое внимание следует уделить правильному расположению меток. Необходимо добиться идеального совпадения и идеальной синхронности, поскольку без этого замену нельзя считать успешной.

Все современные авто – это многосложные конструктивные установки, четко выверенные на функционирование в трудных, не однолинейных условиях. Особенно актуально затрагивает данная тема силовую установку машины, в которой имеется масса компонентов. На каждый из них возлагается определенная функция, роль. И ремень грм – один из таких элементов, порча которого может легко привести к серьезным поломкам и дорогому ремонту. Поэтому знать срок замены вышедшего из строя элемента крайне важно.

Важнейшая деталь ДВС

ВНИМАНИЕ! Найден совершенно простой способ сократить расход топлива! Не верите? Автомеханик с 15-летним стажем тоже не верил, пока не попробовал. А теперь он экономит на бензине 35 000 рублей в год!

Ремень грм является той самой деталью, отвечающую за перепасовку вращательного движения от коленвала на распредвалы. Последние, в свою очередь, контролируют распределение топливно-воздушной смеси в цилиндрах мотора.

Когда ремень проскальзывает и слабо натянут – это приводит к неправильному функционированию всего ГРС механизма. Должное вращение распредвалов не обеспечивается, что сказывается на плохом контроле газораспределения. В итоге может происходить сбой работы двигателя, падение его мощности, повышенный расход горючего или другие проблемы.

Сильное натяжение и обрыв ремня приводят к большим изменениям функционирования ГРС механизма. Например, это может грозить сложным ремонтом ДВС, в котором клапана цилиндра открываются навстречу поршню, что соответственно приводит к серьезным деформациями внутренностей мотора. Основательный ремонт или замена мотора – единственные варианты наладки в таком случае.

Предупредить удручающие последствия – это задача автовладельца, который отвечает за состояние своей машины. Никто за вас этого не сделает. По этой причине крайне важно своевременно контролировать состояние ремня, ведь он может оборваться и по другой причине. К примеру, она может заключаться в завершении срока эксплуатации. Ремень – это резиновое изделие, имеющее свой ресурс. Когда приходит время, он изнашивается по естественным причинам, надо только вовремя его заменить, и все.

Диагностировать следует также и те компоненты, которые функционируют в тандеме с ремнем. Например, это касается проверки роликов или помпы. Если игнорировать эти запчасти, обеспечивающие правильное натяжение и функционирование ремня в целом, проблемы не заставят себя долго ждать.

В целях снижения риска порчи ДВС рекомендуется уточнять у продавца автомобиля или дилера ресурсные сроки грм ремня. Особенно важно это делать при покупке машины со «вторички». Если на новый автомобиль имеется сервисная книжка, и ей можно верить, то в случае с подержанным авто все гораздо сложнее. Для несведущего человека практически не существует каких-то бы ни было способов точно определить, когда именно выполнялась замена детали. Приходится верить на слово, или везти машину в автосервис.

Ремень: определение срока замены

Чтобы понять, когда пора менять ремень, надо суметь учесть не один, а несколько факторов. В первую очередь рекомендуется обратить внимание на качество изделия. Другими словами, определить – какого оно производства. Сегодня, в условиях доступности продукции, на рынки поступает разнообразное количество изделий, в том числе и от «левых» производителей. Даже в магазинах зачастую продавцы навязывают покупку не оригинальных, а универсальных изделий, якобы ничем не отличающихся от родных.

Безусловно, это не так, и не стоит идти на поводу у реализатора, заинтересованного в продаже собственного товара. Стоит понимать, что запчасти не оригинального качества редко отличаются хорошим качеством и надежностью. При эксплуатации автомашины с ремнем не оригинального производства межресурсный интервал сокращается чуть ли не вдвое. Менять стоит только на хорошее изделие.

60-70 тыс.км пробега транспортного средства – это средний показатель ремня, его ресурс. Если автомобиль подержанный, то слепо доверять его бывшему владельцу не стоит, дожидаясь, когда придет срок замены по паспорту.

Примечание. Важно понимать, что на старых авто ресурс детали сокращается намного быстрее, так как это объясняется износом всей системы, включающей машинные узлы и механизмы, подверженные естественному старению.

Цепь: некоторые особенности и сроки замены

Если ремень грм представляет собой резиновую, замкнутую с обеих сторон ленту с насечками (зубьями), то цепь – это уже металлическая деталь. Оба элемента выполняют одинаковую функцию, обеспечивают синхронную работу обоих валов. Разница между цепью и ремнем в том, что металлическое изделие имеет более длительный ресурс использования.

Цепной привод по сравнению с резиновым имеет, как свои достоинства, так и недостатки. Имея более продолжительную историю, цепь символизирует классический тип привода. Использовать цепной привод начали в автомобилестроении еще с 50-х годов прошлого столетия, что совпадает со временем перехода на конструкцию ДВС с верхним расположением распредвала.

Если бы цепь была лучше ремня, ее бы использовали сегодня повсеместно. Но как показывает реальность, наоборот, большинство автопроизводителей оснащают свои авто резиновой ременной передачей. Одно только то, что цепь работает шумно, отпугивает многих.

Цепь в отличие от ремня выполнена в виде роликовых соединителей, а не зубьев. Ролики же, как известно, обладают меньшей гибкостью, больше шумят при вращении.

Априори в тандеме с цепной передачей функционируют и более прочные дополнительные компоненты. Например, натяжители такой передачи должны быть мощными по сути своей, чтобы обеспечивать постоянное натяжение металлической цепи. Если сравнить с натяжителями ременной передачи, то разница огромная. Там большой и тяжелый гидронатяжитель, здесь – легкий и миниатюрный масляный амортизатор. Самих натяжителей может быть несколько, вот и делаешь соответствующий вывод не в пользу цепи.

Вдаваться в тему отличий между цепным и ременным приводом мы не будем. Выше была представлена лишь описательная, сравнительная характеристика. Нас больше интересуют сроки замены.

Классический ответ продавца автомобиля с цепным приводом грм: у меня в машине стоит цепь, которая по сравнению с ремнем неубиваемая. Так ли это? Конечно же, это ошибочное мнение, но большинство потребителей попадаются на удочку. Металлическое изделие, как и ремень, в результате обрывается, и это грозит ДВС еще большими проблемами.

Примечание. В одно время выпускались Мерседесы с цепью, способной прослужить очень долго. Но эра таких авто давно закончилась. Современные машины с цепным приводом грм практически так же уязвимы, как и автомобили с ременным приводом.

Если обрывается ремень, ДВС легко спасти от капремонта, заменив своевременно деталь на новую. Если обрывается цепь, это грозит полным провалом. Объясняется это материалом изделия, которое гораздо массивнее ремня. Металлическая цепь сильно повреждает внутренности мотора после обрыва, и реанимировать ДВС после таких случаев удается лишь единицам.

Итак, примерный ресурс цепи составляет 200 или 250 тыс. км пробега. Безусловно, по сравнению с ремнем это в 4 раза больше, однако не стоит забывать, что приведены паспортные данные, имеющие силу только при идеальных условиях эксплуатации. В большинстве случаев цепь в российских условиях эксплуатации не выдерживает и половины приведенного срока.

Интересна также и другая особенность цепного привода. Так, он на одних автомобилях функционирует хорошо, ресурс изделия выдерживает почти весь паспортный срок, на других машинах – не продерживается и 60 тыс. км, как и ремень. О чем это говорит? Как утверждают эксперты, о врожденном дефекте. Об этом стоит написать подробнее.

Не всегда проблема заключается в производителе металлической цепи или натяжителя. Большей частью цепи обрываются из-за недостатки смазки. Например, такое наблюдалось на бензиновых 1,6-литровых ДВС Пежо-Ситроен с нормами Евро-4 или на 2-литровых дизельных агрегатах баварских автомоделей БМВ.

Нарушение стандартов производителя в отношении качества смазки, ее обилия и промежутков замены, значительно ускоряет шанс возникновения проблем. Практически любая цепь фиксируется роликом-натяжителем. Именно последний обеспечивает правильное натяжение. В свою очередь, эффективность функционирования натяжителя зависит непосредственно от давления смазочной жидкости. Опять же, приведем пример: на Опель CDTI устанавливается 1,3-литровый двигатель от Фиат Мультиджет. При активной езде в условиях города, в таком двигателе наблюдается спад уровня масла. Если водитель своевременно этого не заметит, давление снизится и в системе смазки, а это приведет к ослаблению натяжения.

Не обходится, безусловно, и без ошибок в процессе инжинирования элементов. Например, цепи и натяжители силовых установок концерна Фольксваген TSI на 1.2 и 1.4 литра, яркий тому пример.

Идеально точного срока замены цепи ни один разработчик не указывает. Сработку цепи легче бывает определить по различным признакам. Например, это может быть сильная шумность и сдвиг ГРС фаз, которые определяются с помощью компьютерной диагностики. Мотористы с опытом быстро определяют данную неисправность.

Примечание. На некоторых моторах легко анализировать состоятельность цепи по неисправности штока ролика-натяжителя.

Приобретая автомашину с цепным приводом грм, рекомендуем обратить внимание на следующие моменты:

  • Как в случае с ремнем, здесь не уместно проводить замену изделия «на всякий случай». Если налицо факты износа цепи, в автомобильном торге можно будет снизить цену машины на несколько сот или даже тысяч долларов.
  • Надо очень внимательно отнестись к вопросу двигательной смазки. Проверить следует обязательно качество масла, используемого на автомобиле. Если оно некачественное, то это уже повод задуматься – а в порядке ли цепь.
  • Помимо этого, надо уделить отдельный вопрос, касающийся регулярной замены масла. Смазка должна проводиться не менее, чем один раз через каждые 15 тыс. км пробега.
  • Крайне внимательно отнестись к шумам разного рода, стукам. Особенно актуально обратить внимание на шумы, возникающие сразу после запуска ДВС или в процессе длительной работы мотора на холостую. Возможно, что это начальные признаки неисправности грм.

Как правило, привод грм располагается в двигателестроении по разному. Условно принято различать переднеприводное и заднеприводное расположение. Первый тип подразумевает такое расположение привода, когда он установлен в той же плоскости, что и ремни навесного оборудования. Второй тип – когда привод расположен в той же плоскости, что маховик и КПП.

Первотипная экспозиция привода более распространена, так как ее легче осуществить по схеме. С другой стороны, уже несколько лет подряд такие гиганты автомобилестроения, как Ауди и БМВ, используют заднеприводную системы. Конечно же, такое решение существенно усложняет обслуживание грм. Хорошо, что заднее расположение привода используется только на некоторых моделях этих немецких авто, да и то, наделенных обязательно цепью, но никак не ремнем.

В завершении статьи приведем полезные советы, способные помочь определить износ ремня и цепи грм.

  • Грубая работа мотора на холостую.
  • Непривычная шумность агрегата при функционировании.
  • Оптимально допустимое расположение натяжителя, заметное после снятия крышки-защиты.

Касательно ремня:

  • Неблагоприятный внешний вид изделия.
  • Отклонение от заданного положения ролика-натяжителя и звездочки вала.
  • Повышенная температура или неисправность подшипника ролика.
  • Удлинение ремня.

Внешние признаки неисправности ГРМ и их причины представлены ниже.

  1. Слышен металлический стук в головке блока цилиндров на малых и средних оборотах двигателя. Снижается мощность двигателя. Такие неисправности возникают вследствие нарушения теплового зазора клапанов и износа подшипников и «кулачков» вала, который носит функцию распределителя.
  2. Металлический стук в головке блока цилиндра поступает из холодного двигателя. Мощность двигателя при этом также снижена. Такое возникает из-за неисправности гидрокомпенсаторов.
  3. Слышен шум в районе привода распределительного вала. Слышны хлопки в глушитель. Причину ищите либо в износе цепи привода, либо в износе зубчатого шкива привода.
  4. Выпускаемые отработанные газы имеют нехарактерный синий оттенок. Уровень масла в картере двигателя снижен. Мощность двигателя снижена. Это происходит из-за износа маслоотражающих колпачков, стержней клапанов и направляющих втулок. Причина также может крыться в повреждении .
  5. Слышны звонкие металлические звуки при разгоне автомобиля. Двигатель работает с перебоями. Это происходит из-за образования и оседания нагара на клапанах, неисправности кривошипно-шатунного механизма и использования топлива сомнительного качества.
  6. В работе холодного двигателя происходят кратковременные провалы. Мощность двигателя снижается. Двигатель очень быстро и сильно перегревается. Причиной является снижение упругости, поломка и зависание клапанов.

Наиболее серьёзной неисправностью ГРМ является зависание клапанов. Это часто приводит к поломке всего двигателя. К счастью, эта неисправность в современных автомобилях учтена и встречается довольно редко.

Неисправности гидрокомпенсаторов заслуживают отдельной темы. Если вы используете слишком жидкое или грязное густое масло, то гидрокомпенсатор перестаёт устранять зазоры в ГРМ. Это приводит к заклиниванию гидрокомпенсаторов.

Нарушение теплового зазора на двигателях с регулируемым зазором может произойти не только из-за износа подшипников, но и из-за некорректной регулировки зазора.

Диагностика неисправностей ГРМ сложна из-за схожести их признаков. Диагностика чаще всего проводится путем снятия крышки головки блока цилиндров и осмотра элементов конструкции.

Обрыв цепи ГРМ превратился в настоящую страшилку для водителей. Особенно часто этим пугают новичков. Не секрет, что ГРМ, как и большинство деталей автомобиля, имеет конечный ресурс использования. После исчерпания ресурса ГРМ подлежит замене.

Что касается последствий обрыва цепи ГРМ, то тут всё зависит от конструкции силового агрегата. Когда двигатель работает, в нём поршни непрерывно движутся вниз или вверх от одной мёртвой точки в другую. Во время такта впуска топлива и воздуха поршень перемещается к нижней мёртвой точке и открывает впускной клапан. Когда происходит выпуск - поршень уже движется к верхней мёртвой точке. И когда он достигает её, все клапаны должны быть полностью закрыты.

Когда цепь ГРМ обрывается, распределительный вал перестаёт вращаться, и клапаны останавливаются в том положении, в котором их настигла поломка цепи. Коленчатый вал в двигателе продолжает вращаться, а поршни направляются к открытым клапанам. В некоторых двигателях предусмотрена возможность избежать контакта поршней с клапанами посредством специальных выточек. В этом случае последствия ограничатся обездвиживанием автомобиля. Но бывают ситуации гораздо хуже.

Современные двигатели зачастую имеют несколько клапанов. Они конструировались с целью развития максимальных мощностей, поэтому выточки поршней не предусмотрены. При встрече поршней с клапанами последние гнутся и выходят из строя. Можно избежать поломки сразу всех клапанов, если цепь ГРМ порвалась на холостых оборотах. При движении на большой скорости весь комплект после обрыва будет подлежать замене. При больших скоростях могут также лопнуть направляющие втулки клапана, что может привести даже к замене блока цилиндров. Двухвальные двигатели, как правило, более неустойчивы к таким серьёзным повреждениям.

Итак, в результате обрыва цепи ГРМ, мы имеем эффект домино. Сначала сгибаются клапаны, затем разрушается распределительный вал вместе с подшипниками, далее идёт выход из строя головки блока, а в конце - сгибание шатунов и толкателей.

Срок службы цепи ГРМ

Ресурс цепи ГРМ вовсе не бесконечен и имеет вполне конкретные временные рамки. Установлено, что средний срок службы цепи ГРМ составляет от двухсот до четырёхсот тысяч километров пробега автомобиля. Цифры сильно зависят от стиля вождения автомобиля. Если стиль вождения агрессивный или автомобиль часто передвигается по плохому дорожному покрытию, то срок службы может существенно сократиться. Также установлено, что двухрядные цепи новых японских и немецких автомобилей способны сохранять прочность на протяжении 400 — 500 тысяч километров пробега.

Замена цепи ГРМ

Существуют однорядные и двухрядные цепи ГРМ. У обоих типов есть преимущества и недостатки. Однорядная цепь добавляет немного мощности двигателю и способствует уменьшению шума. Двухрядная цепь шумит сильнее, но она и более надёжная. Количество звеньев также играет важную роль. Если вы устанавливаете новую цепь на старенький ВАЗ-2102 с силовым агрегатом объёмом до 1,3 литра, то цепь будет иметь 114 звеньев. Для более поздних моделей ВАЗ цепь будет иметь 116 и более звеньев. И так далее, по мере увеличения объёмов.

Выбирая цепь, стоит учитывать и ряд других факторов:

  1. Приобретайте цепи ГРМ только у официальных торговых представителей, избегая разного рода торговцев запчастями.
  2. Цепь ГРМ - это не та деталь, на которой стоит экономить. Между стоимостью и надёжностью однозначно выбирайте второе.
  3. Тщательно осмотрите приобретаемую цепь на предмет заводского брака. Брак может проявляться в люфте между звеньями, сгибов, наличие мелкого сора в натяжителе цепи и т. д.

Для самостоятельной замены и натяжки цепи ГРМ вам потребуются следующие инструменты:

  • шестигранный ключ на 6 миллиметров;
  • головки на 12, 13, 14 граней;
  • зубило и маленький молоток;
  • ветошь;
  • вёдра для жидкостей;
  • динамометрический ключ;
  • разводной ключ;
  • деревянный брусок;
  • обезжириватель и герметик;
  • собственно, цепь.

Снятие цепи

Перед установкой новой цепи ГРМ необходимо аккуратно снять старую. В некоторых случаях требуется снятие верхней крышки двигателя. Демонтаж начинается со снятия и выкручивания катушек зажигания проводов. Далее снимаются воздушные шланги с крышки клапанов, а затем - правая подушка двигателя. Отвинчивается пробка и моторное масло сливается в подготовленные вёдра. Необходимо полностью слить масло и снять фильтр. Потом таким же образом сливается антифриз из радиатора. Затем радиатор демонтируется, снимается хомут подводящего патрубка и ремень привода генератора.

Далее следует приступать к демонтажу головки блока цилиндров. Её крышка зафиксирована четырьмя винтами. Откручиваются винты и убирается вентилятор. Откручивается поддон двигателя (для этого снимите глушитель) и ослабляются винты, крепящие шкив помпы. Находится место между боковой частью картера и коленчатым валом. Сюда помещается деревянный брусок. Затем снимается шкив коленчатого вала, а затем - шкив помпы. Под этим шкивом расположена прокладка, которую тоже необходимо снять. Масляной насос тоже временно демонтируется. Далее происходит непосредственно демонтаж цепи.

Для начала снимается успокоитель цепи. Затем снимаются натяжитель и планка. Далее нижняя планка надевается на шпильку и снимается цепь. С помощью отвёртки снимется нижняя шестерня. После снятия вы можете сравнить новую и старую цепи: у первой цепи длина должна быть чуть больше.

Установка новой цепи

Перед монтажом новой цепи, необходимо тщательно смазать её маслом. Процесс сборки повторяется в обратной последовательности. Все детали подвергаются чистке. Для очищения боковой части двигателя используются ветошь и обезжириватель. Метка на устанавливаемой цепи должна совпадать с обозначениями на шкивах.

После установки боковина двигателя смазывается герметиком, далее закручиваются болты, выполняющие крепление крышки. Подождите, пока герметик высохнет и произведите весь обратный монтаж.

Регулировка натяжения цепи

Этот процесс необходим для того, чтобы частично устранить лишний шум.

Выполняя регулировку, важно не оставлять вмятины и царапины, в которые потом может забиться грязь. Чтобы избежать этого, сделайте или купите лёгкий коврик и стелите его на крылья автомобиля перед началом работы.

Для регулировки понадобятся: пусковая рукоятка, ключ для фиксирующей гайки натяжителя цепи и плоскогубцы.

Регулировка проводится следующим образом:

  1. С помощью ключа диаметром 13 миллиметров ослабляется колпачковая гайка натяжителя.
  2. С помощью пусковой рукоятки коленчатый вал поворачивается на полтора оборота. В результате ослабления фиксирующей гайки, пружины натяжителя, действующие на башмак с вулканизированной резиновой подкладкой, через плунжер установят автоматически корректное натяжение цепи. Автомобиль должен быть установлен на удобную для работы ровную площадку, а колёса должны быть зафиксированы упорами. Рычаг КПП должен быть переведён в нейтральное положение. Далее производится регулировка цепи.
  3. Затягивается фиксирующая гайка.
  4. Снимается пусковая рукоятка.

Довольно часто шум цепи привода распределительного вала особенно выделяется при малых оборотах двигателя. В таком случае операция регулировки нуждается в повторении.

Что нужно знать при замене цепи ГРМ?

Замена цепи ГРМ - ответственный процесс. Как правило, в двигателях с цепным приводом ГРМ расположение цепного привода может быть передним или задним. В первом случае производится установка привода с той стороны, где находится приводной элемент. Во втором - привод расположен со стороны коробки передач. Переднее расположение привода цепи чаще всего встречается на автомобилях, так как ремонт и обслуживание такого привода гораздо проще.

Как утверждают производители, приводной элемент чаще всего разрывается в результате несоблюдения условий, которые прописаны в руководстве по эксплуатации автомобиля. Цепь ГРМ непосредственно связана с натяжителем. Натяжитель может выходить из строя в случае, если используется некачественное моторное масло. Его срок службы зависит также и от давления в смазочной системе. Со временем давление в этой системе снижается, и цепь не будет натянута корректно. Для этого также существует регулировка натяжения.