Комплект бесконтактного зажигания ваз 2106. Бесконтактная система зажигания

Каждый владелец легендарной классической модели ВАЗ 2106 хорошо знает все проблемы, связанные с эксплуатацией этого автомобиля, так как в большинстве случаев устраняет их своими силами. К таким проблемам относятся и неисправности контактной (кулачковой) системы зажигания ВАЗ 2106. Постоянно подгорающим контактам требовалась очистка и регулировка, из-за люфтов подшипника и втулки трамблера работа двигателя напоминала «трясучку», особенно на холостых оборотах. Решить все эти возникающие проблемы призвана система электронного зажигания.

Принцип работы

Бесконтактная система зажигания ВАЗ 2106 включает в себя такие детали, как:

  • катушка высокого напряжения для электронного зажигания;
  • распределитель зажигания со встроенным фотоэлектрическим датчиком (датчик Холла);
  • коммутатор;
  • соединительные провода.

Схема работы следующая.

  1. Первичная обмотка катушки высокого напряжения состоит из небольшого количества витков толстой проволоки, через коммутатор подключена к аккумуляторной батарее и генератору, постоянно находится под напряжением. Когда один из поршней приближается к своей верхней мертвой точке (ВМТ), фотоэлектрический датчик регистрирует момент зажигания и посылает импульс на коммутатор, который тут же разрывает цепь «первичная обмотка катушки — аккумуляторная батарея».
  2. Вторичная обмотка катушки представляет собой огромное количество витков тонкой проволоки. Вследствие разрыва цепи в ней возникает короткий импульс высокого напряжения. Этот импульс по проводу высокого напряжения из катушки поступает в распределитель зажигания.
  3. Бегунок, вращающийся на валу под крышкой трамблера, передает этот импульс на свечу в тот цилиндр, в котором поршень достиг ВМТ. На свече проскакивает мощная искра и поджигает топливо.
  4. Датчик Холла регистрирует прохождение поршнем ВМТ, импульс на коммутатор пропадает, и тот замыкает цепь первичной обмотки. Цикл начинается сначала.

Поскольку топливо сгорает с определенной скоростью и за некий малый промежуток времени, искра на свече должна появиться в определенный момент. Если это произойдет слишком рано, поршню придется преодолевать сопротивление воспламенившихся расширяющихся газов. При запаздывании топливо будет сгорать во время рабочего хода поршня, когда он уже направится вниз.

В обоих случаях двигатель будет нестабильно работать на холостом ходу, терять мощность и перегреваться. Чтобы этого не происходило, необходима регулировка угла опережения зажигания. Оптимальный момент для воспламенения топлива наступает после прохождения поршнем ВМТ, а коленчатый вал повернется на 10-12°. Это и есть угол опережения зажигания.

Следует отметить, что электронное зажигание на ВАЗ можно приобрести как целым комплектом, так и по отдельности. Большинство автолюбителей, установивших электронное зажигание на свой автомобиль, рекомендуют покупать комплект для ВАЗ 2106, который производится в г. Старый Оскол. В этом случае проблем практически не возникает.

Если же вы решили приобретать детали по отдельности, то надо обратить внимание на длину вала распределителя зажигания. Дело в том, что модификации автомобиля ВАЗ 2106 комплектовались разными двигателями, поэтому перед покупкой надо посмотреть маркировку на блоке цилиндров. Для блоков цилиндров с маркировкой 2103 и 2106 трамблер идет с более длинным валом, чем для блоков с маркировкой 2101 или 21011.

Это связано с разным ходом поршня этих двигателей и разной высотой блока. В отдельных случаях автолюбители вместо штатного ставят коленчатый вал от ВАЗ 21213 Нива и таким образом увеличивают ход поршня на блоках 2101 и 21011. Такой тюнинг никак не отражается на длине вала распределителя зажигания, который необходимо выбирать по маркировке на блоке цилиндров.

Пошаговая инструкция

Чтобы установить электронное зажигание, действовать нужно следующим образом.

    1. Поворачивать коленчатый вал рукояткой или ключом до тех пор, пока метка на шкиве вала не совместится с длинной риской на блоке цилиндров. При совмещении этих меток в первом или четвертом цилиндре поршень находится в положении ВМТ. Это легко проверить, если вывернуть свечи и снять крышку трамблера. Бегунок будет указывать либо на 1-й, либо на 4-й цилиндр (ориентироваться надо по крышке, на которой нанесены номера цилиндров).
    2. Снять вакуумную трубку со штуцера, вытащить провода высокого напряжения из крышки трамблера, отвернуть гайку крепления трамблера и извлечь его, предварительно запомнив положение бегунка. Во время этой операции следить за тем, чтобы прокладка, стоящая между распределителем зажигания и блоком цилиндров, не потерялась. К слову, провода высокого напряжения при установке электронного зажигания также рекомендуется заменить на новые.
    3. Взять новый трамблер, надеть на него прокладку и повернуть вал таким образом, чтобы бегунок встал в такое же положение, как и на старом трамблере. Установить его на блок цилиндров и слегка притянуть гайку крепления. Надеть крышку, вставить провода высокого напряжения, присоединить их к свечам. Схема присоединения по номерам цилиндров — 1-3-4-2. Присоединить вакуумную трубку.
    4. Старую катушку высокого напряжения демонтировать, на ее место установить новую и присоединить провода. По умолчанию установите детали, купленные одним комплектом. К нему прилагается инструкция, и провода имеют маркировку. В противном случае при демонтаже следует запомнить, какой из проводов был прикреплен к плюсовому контакту старой катушки.
  1. Установить коммутатор. У моделей ВАЗ, выпускавшихся в последние годы, имеется для него специальное место на левой стороне кузова (смотреть по ходу автомобиля), рядом с трамблером. В более старых машинах придется аккуратно просверлить 2 отверстия и закрепить коммутатор саморезами. Присоединить разъем.
  2. После установки требуется регулировка угла опережения зажигания. В идеале это делают при помощи стробоскопа, но на первое время регулировка может быть выполнена «на слух». Для этого следует запустить двигатель, дать ему поработать полминуты, а затем, аккуратно вращая трамблер за корпус в разные стороны на угол не более 15°, добиться устойчивой работы двигателя на холостом ходу. Гайку крепления трамблера затянуть.

После того как установлено новое зажигание на ВАЗ 2106, необходимо очистить свечи и откорректировать величину зазора между электродами. Величина зазора может быть в пределах 0,8-0,9 мм.

Опытные автовладельцы популярной модели ВАЗ 2106 неоднократно сталкиваются с проблемами контактной системы зажигания классического двигателя:

  • подгорание контактов, нарушение контактной зоны;
  • изменение величины зазора прерывателя, соответственно, угла зажигания, качества искры, оборотов холостого хода;
  • уменьшение коэффициента упругости пружины прерывателя с течением времени, естественный износ, требующий замены элемента;
  • высокая механическая нагрузка на опорные подшипники трамблера, износ кулачка, приводящие к ремонту и периодической замене узлов.

Ремонт, обслуживание, монтаж и демонтаж трамблера требуют навыков не только механических работ, но и знаний в области автоэлектрики и диагностики двигателей. Поэтому многие автолюбители для решения проблем, связанных с обслуживанием контактной системы зажигания, обращаются на специализированные СТО. Вместо того, чтобы делать скидки для уважаемых владельцев пожилых авто, некоторые автомастерские наоборот увеличивают цены.

Верный способ уменьшения проблем, связанных с обслуживанием системы зажигания ВАЗ 2106 , — установка системы бесконтактного зажигания на автомобиль. Фото: media2.24aul.ru

Преимущества и недостатки бесконтактной системы зажигания

Начиная с моделей 2108, на отечественные ВАЗы устанавливается бесконтактная система зажигания. Бесспорные преимущества бесконтактной системы зажигания:

  • простота обслуживания и ремонта;
  • увеличение периодичности регламентых работ;
  • уменьшение уровня электромагнитных помех, связанных с искрением контактов;
  • увеличение сроков эксплуатации катушки зажигания, свечей, трамблера;
  • более равномерная работа двигателя, стабилизация угла зажигания в процессе эксплуатации;
  • экономия топлива за счет оптимальной установки угла зажигания;
  • увеличенное пиковое напряжение высоковольтных импульсов (24 килоВольта вместо 16, как на контактной системе) способствует формированию более качественной искры;
  • легкий запуск авто, особенно в холодное время года.

У бесконтактной системы зажигания есть свои недостатки:

  1. Коммутатор, как и все электронные компоненты, имеет определенный срок эксплуатации. Не факт, что устройство выйдет из строя через время заявленного срока безотказной работы (обычно три года). Большинство коммутаторов исправно работают пять и более лет. Но есть случаи, когда коммутатор выгорает в течение месяца после установки. Это часто происходит с восточными аналогами.
  2. Электронный блок коммутатора неразборный, его нельзя отремонтировать, требуется только агрегатная замена. Поэтому, собираясь в дальнее путешествие, особенно в малонаселенные районы, не лишним прихватить в дорогу запасные коммутатор и катушку зажигания.
  3. Электронные устройства более чувствительны к перепадам напряжения (при некорректной работе генератора), электромагнитным воздействиям. На военной технике бесконтактное зажигание применяется редко. В случае ядерного взрыва электромагнитный импульс выводит из строя всю работающую электронику.
  4. Приобретение и установка бесконтактной системы зажигания требует определенных затрат.

Стоимость комплекта на ВАЗ 2106 составляет около 2500 рублей. Приблизительно в такую сумму обходится установка системы на СТО. Также необходимо менять свечи зажигания. Фото: images.ua.prom.st

Принцип работы бесконтактной системы зажигания

В контактной системе для синхронизации угла зажигания используется кулачковый механизм, который приводит в движение контакт, который, размыкаясь-замыкаясь, формирует электрические импульсы в первичной обмотке катушки зажигания. На вторичной обмотке катушке генерируются высоковольтные импульсы, поступающие через распределитель на высоковольтные провода соответствующих свечей.
Бесконтактная система заменяет все элементы, связанные с контактным воздействием.

Кулачковый механизм заменен на пластину из магнитомягкого материала с индикаторными выступами. Контакт прерывателя заменяет датчик Холла. Он формирует электрический импульс в момент прохождения в зоне его чувствительности индикаторных выступов. Амплитуды импульсов датчика Холла недостаточно для непосредственного управления катушкой зажигания.

Поэтому для усиления импульсов используется электронный коммутатор, иначе импульсный усилитель. На его выходе стоит мощный транзистор, который управляет работой электронной катушки зажигания.

Необходимо знать, что катушка зажигания для бесконтактной системы по электрическим параметрам отличается от контактной. Поэтому в комплект БСЗ обычно входит электронная катушка. Также при замене системы зажигание на бесконтактную следует заменить свечи.

Комплектация бесконтактной системы зажигания

В стандартную комплектацию бесконтактной системы зажигания для ВАЗ 2106 входят следующие компоненты:

трамблер с встроенным датчиком Холла, вакуумным регулятором угла опережения зажигания и помехогасящим конденсатором;

  • коммутатор;
  • катушка зажигания;
  • комплект проводов;
  • набор свечей;
  • инструкция по установке и эксплуатации.

В некоторых наборах предусмотрен набор крепежных элементов. Фото: images.ua.prom.st

Самостоятельная установка и настройка системы бесконтактного зажигания

Уменьшить расходы, связанные с заменой системы зажигания автомобиля, практически вдвое позволяет самостоятельная установка и настройка. Для корректной установки устройства необходимы:

  • навыки электромонтажных работ;
  • начальные знания в электрике, чтении электрических схем;
  • знание последовательности установки угла зажигания двигателей внутреннего сгорания;
  • наличие инструмента (дрель, комплект отверток, пассатижи, изолента, мультиметр, набор ключей – на 8, 10 и 13).

Еще одну инструкцию по установке бесконтактного зажигания вы найдете в этом видео:

Регулировочные работы

  1. В случае стучания «пальчиков» трамблер перемещают по часовой стрелке, провала мощности – против.
  2. Регулирование холостых оборотов производят винтами качества и количества по стандартному алгоритму.
  3. По окончании регулировок производят контрольный заезд, в случае нарушения режимов производят повторную регулировку.

Рекомендации по эксплуатации бесконтактной системы зажигания

Чтобы бесконтактная система зажигания работала без сбоев, необходимо:

  • следить за состоянием установленной электропроводки и разъемов;
  • периодически очищать высоковольтные провода, катушку зажигания и коммутатор от маслянистых накоплений, пыли и грязи;
  • периодически проверять напряжение на аккумуляторе в режиме заряда на заведенном двигателе (должно быть не более 14,5 Вольт).

Электронная система искрообразования появилась лишь на последних модификациях заднеприводной «классики» ВАЗ 2106. До середины 90-х годов указанные автомобили оснащались зажиганием с механическим прерывателем, весьма ненадёжным в работе. Проблема решается относительно легко - владельцы устаревших «шестёрок» могут приобрести комплект бесконтактного зажигания и самостоятельно установить на машину, не обращаясь к мастерам - электрикам.

Устройство электронного зажигания ВАЗ 2106

Бесконтактная система (сокращённо - БСЗ) «Жигулей» включает шесть устройств и деталей:

  • основной распределитель импульсов зажигания - трамблёр;
  • катушка, вырабатывающая высокое напряжение для искры;
  • коммутатор;
  • соединительный шлейф проводов с разъёмами;
  • кабели высокого напряжения с усиленной изоляцией;
  • свечи зажигания.

От контактной схемы БСЗ унаследовала лишь высоковольтные кабели и свечи. Невзирая на внешнее сходство со старыми деталями, катушка и трамблёр конструктивно отличаются. Новые элементы системы - управляющий коммутатор и жгут проводов.

Катушка, работающая в составе бесконтактной схемы, отличается по числу витков первичной и вторичной обмотки. Проще говоря, она мощнее старой версии, поскольку рассчитана на создание импульсов 22-24 тыс. вольт. Предшественница выдавала на электроды свечей максимум 18 кВ.

Пытаясь сэкономить на установке электронного зажигания, один мой товарищ заменил трамблёр, но подключил коммутатор к старой катушке «шестёрки». Эксперимент завершился неудачей - перегорели обмотки. В результате все равно пришлось купить катушку нового типа.

Шлейф с разъёмами служит для надёжного соединения клемм распределителя зажигания и коммутатора. Устройство этих двух элементов стоит рассмотреть отдельно.

Бесконтактный трамблёр

Внутри корпуса распределителя располагаются следующие детали:

  • вал с площадкой и бегунком на конце;
  • опорная пластина, поворачивающаяся на подшипнике;
  • магнитный датчик Холла;
  • на валу закреплён металлический экран с просветами, вращающийся внутри зазора датчика.

Снаружи на боковой стенке установлен вакуумный блок опережения зажигания, связанный с опорной площадкой посредством тяги. Сверху на защёлках закреплена крышка, куда подсоединяются кабели от свечей.

Основное отличие данного трамблёра - отсутствие механической контактной группы. Роль прерывателя здесь играет электромагнитный датчик Холла, реагирующий на прохождение сквозь зазор металлического экрана.

Когда пластина перекрывает магнитное поле между двумя элементами, прибор бездействует, но как только в щели открывается просвет, датчик генерирует постоянный ток. Как распределитель работает в составе электронного зажигания, читайте ниже.

Управляющий коммутатор

Элемент представляет собой плату управления, защищённую пластиковой крышкой и прикреплённую к алюминиевому радиатору охлаждения. В последнем сделаны 2 отверстия для монтажа детали к кузову автомобиля. На ВАЗ 2106 коммутатор располагается внутри подкапотного пространства на правом лонжероне (по ходу движения машины), рядом с расширительным бачком охлаждающей жидкости.

Главные функциональные детали электронной схемы - мощный транзистор и контроллер. Первый решает 2 задачи: усиливает сигнал, поступающий от трамблёра, и управляет работой первичной обмотки катушки. Микросхема выполняет следующие функции:

  • отдаёт команды транзистору разрывать цепь катушки;
  • создаёт в цепи электромагнитного датчика опорное напряжение;
  • считает обороты двигателя;
  • защищает цепь от высоковольтных импульсов (свыше 24 В);
  • корректирует угол опережения зажигания.

Коммутатор не боится изменения полярности, если автолюбитель ошибочно перепутает плюсовой провод с «массой». В схеме присутствует диод, закрывающий линию в подобных случаях. Контроллер не перегорит, а попросту перестанет функционировать - искра на свечах не появится.

Схема и принцип работы БСЗ

Все элементы системы связаны между собой и с двигателем следующим образом:

  • вал трамблёра вращается от приводной шестерни мотора;
  • установленный внутри распределителя датчик Холла подключён к коммутатору;
  • катушка соединяется линией низкого напряжения с контроллером, высокого - с центральным электродом крышки трамблёра;
  • высоковольтные провода от свечей зажигания подключаются к боковым контактам крышки главного распределителя.

Резьбовой зажим «К» на катушке соединён с плюсовым контактом реле замка зажигания и клеммой «4» коммутатора. Второй зажим с маркировкой «К» связан с контактом «1» контроллера, сюда же приходит провод тахометра. Клеммы «3», «5» и «6» коммутатора служат для подключения датчика Холла.

Алгоритм работы БСЗ на «шестёрке» выглядит так:

  1. После поворота ключа в замке напряжение подаётся на электромагнитный датчик и первую обмотку трансформатора. Вокруг стального сердечника возникает магнитное поле.
  2. Стартер вращает коленвал двигателя и привод распределителя. Когда между элементами датчика проходит прорезь экрана, образуется импульс, посылаемый коммутатору. В этот момент один из поршней находится близко к верхней точке.
  3. Контроллер посредством транзистора размыкает цепь первичной обмотки катушки. Тогда во вторичной образуется кратковременный импульс величиной до 24 тыс. вольт, идущий по кабелю к центральному электроду крышки трамблёра.
  4. Пройдя через подвижный контакт - бегунок, направленный в сторону нужной клеммы, ток поступает на боковой электрод, а оттуда - по кабелю к свече. В камере сгорания образуется вспышка, топливная смесь возгорается и толкает поршень вниз. Двигатель заводится.
  5. Когда следующий поршень достигает ВМТ, цикл повторяется, только искра передаётся другой свече.

Для оптимального сгорания топлива в процессе работы мотора вспышка в цилиндре должна происходить на долю секунды раньше, чем поршень окажется в максимальном верхнем положении. Для этого в БСЗ предусматривается опережение искрообразования на определённый угол. Его величина зависит от оборотов коленчатого вала и нагрузки на силовой агрегат.

Корректировкой угла опережения занимается коммутатор и вакуумный блок трамблёра. Первый считывает количество импульсов от датчика, второй действует механически от разрежения, подведённого со стороны карбюратора.

Видео: отличия БСЗ от механического прерывателя

Неисправности бесконтактной системы

По надёжности работы БСЗ существенно превосходит устаревшее контактное зажигание «шестёрки», проблемы возникают гораздо реже и проще диагностируются. Признаки неисправности системы:

  • полный отказ - мотор глохнет и больше не заводится;
  • неравномерный холостой ход, выстрелы в карбюратор при резком нажатии педали газа;
  • перебои и пропуски циклов во время езды.

Чаще всего встречается первый признак - отказ двигателя, сопровождающийся отсутствием искры. Распространённые причины неполадки:

Высоковольтная катушка приходит в негодность крайне редко. Симптомы аналогичные - полное отсутствие искры и «мёртвый» мотор.

Поиск «виновника» ведётся способом последовательных замеров в разных точках. Включите зажигание и с помощью вольтметра проверьте напряжение на датчике Холла, контактах трансорфматора и клеммах коммутатора. Ток должен подаваться на первичную обмотку и 2 крайних контакта электромагнитного датчика.

Для проверки контроллера знакомый автоэлектрик предлагает использовать одну из его функций. После включения зажигания коммутатор подаёт ток на катушку, но если вращение стартера не последует, напряжение исчезает. В этот момент и нужно делать замер с помощью прибора либо контрольной лампочки.

Неисправность датчика Холла диагностируется так:


Когда двигатель работает с перебоями, нужно проверять целостность проводки, загрязнённость клемм коммутатора либо высоковольтные провода на предмет пробоя изоляции. Иногда случается запаздывание сигнала коммутатора, вызывающее провалы и ухудшение разгонной динамики. Рядовому владельцу ВАЗ 2106 обнаружить такую неполадку довольно сложно, лучше обратиться к мастеру - электрику.

Современные контроллеры, используемые на бесконтактном зажигании «шестёрки», перегорают довольно редко. Но если проверка датчика Холла дала отрицательный результат, то методом исключения попытайтесь заменить коммутатор. Благо, цена новой запчасти не превышает 400 руб.

Видео: как проверить исправность коммутатора

Монтаж БСЗ на ВАЗ 2106

Выбирая комплект бесконтактного зажигания, обратите внимание на объем двигателя вашей «шестёрки». Вал трамблёра под мотор 1,3 литра должен быть на 7 мм короче, чем для более мощных силовых агрегатов 1,5 и 1,6 л.

Чтобы установить БСЗ на автомобиль ВАЗ 2106, следует подготовить такой набор инструментов:

  • ключи рожковые либо накидные размерами 7-13 мм;
  • отвёртки с плоским и крестообразным шлицем;
  • плоскогубцы;
  • дрель со сверлом 4 мм (для крепления электронного блока в лонжероне придётся сделать 2 отверстия под саморезы).

Очень рекомендую приобрести накидной ключ 38 мм с длинной рукояткой для откручивания храповика. Стоит недорого, в пределах 150 руб., пригодится во многих ситуациях. С помощью данного ключа легко поворачивать коленчатый вал и выставлять метки шкива для настройки зажигания и ГРМ.

Первым делом нужно демонтировать старую систему - главный распределитель и катушку:

  1. Вытащите из гнёзд крышки трамблёра высоковольтные провода и отсоедините её от корпуса, разблокировав защёлки.
  2. Поворачивая коленвал, выставьте бегунок под углом примерно 90° к мотору и поставьте напротив метку на клапанной крышке. Открутите гайку 13 мм крепления распределителя к блоку.
  3. Раскрутите зажимы старой катушки и отсоедините провода. Распиновку желательно запомнить или зарисовать.
  4. Ослабьте и выверните гайки крепления хомута, снимите катушку и трамблёр с автомобиля.

Извлекая распределитель зажигания, сохраните прокладку в виде шайбы, установленную между площадкой детали и блоком цилиндров. Она может пригодиться для бесконтактного трамблёра.

Перед монтажом БСЗ стоит проверить состояние кабелей высокого напряжения и свечей. Если сомневаетесь в работоспособности указанных деталей, лучше сразу их поменяйте. Исправные свечи необходимо почистить и выставить зазор 0,8-0,9 мм.

Установку бесконтактного комплекта выполняйте по инструкции:

  1. Снимите крышку распределителя БСЗ, при необходимости переставьте уплотнительную шайбу со старой запчасти. Поверните бегунок в нужное положение и вставьте вал трамблёра в гнездо, площадку слегка прижмите гайкой.
  2. Наденьте крышку, зафиксировав защёлки. Подсоедините кабели свечей согласно нумерации (цифры указаны на крышке).
  3. Прикрутите катушку бесконтактной системы к кузову ВАЗ 2106. Чтобы клеммы «Б» и «К» стояли в исходном положении, предварительно разверните корпус изделия внутри крепёжного хомута.
  4. Наденьте на контакты провода от замка зажигания и тахометра согласно приведённой выше схеме.
  5. Рядом на лонжероне установите контроллер, просверлив 2 отверстия. Для удобства снимите расширительную ёмкость.
  6. Подключите жгут проводов к трамблёру, коммутатору и трансформатору. Жила синего цвета подводится к клемме «Б» катушки, коричневого - к контакту «К». Поставьте высоковольтный кабель между крышкой распределителя и центральным электродом трансформатора.

Если в процессе монтажа обошлось без досадных ошибок, автомобиль заведётся сразу. Зажигание можно подстроить «на слух», отпустив гайку трамблёра и медленно поворачивая корпус на холостых оборотах двигателя. Добейтесь наиболее стабильной работы мотора и затяните гайку. Монтаж окончен.

Видео: инструкция по установке бесконтактного оборудования

Установка момента зажигания

Если вы перед разборкой забыли поставить риску на клапанной крышке либо не совместили метки, момент искрообразования придётся настроить заново:

  1. Выверните свечу первого цилиндра и сбросьте крышку главного распределителя.
  2. Вставьте в свечной колодец длинную отвёртку и поворачивайте коленчатый вал за храповик ключом по часовой стрелке (если смотреть спереди машины). Цель - найти ВМТ поршня, который максимально вытолкнет отвёртку из колодца.
  3. Ослабьте гайку, прижимающую трамблёр к блоку. Вращая корпус, добейтесь, чтобы в зазоре датчика Холла оказалась одна из прорезей экрана. При этом подвижный контакт бегунка должен чётко совместиться с боковым контактом «1» на крышке трамблёра.
  4. Подтяните гайку крепления распределителя, установите крышку и свечу, потом запускайте мотор. Когда он прогреется до 50-60 градусов, корректируйте зажигание «на слух» или по стробоскопу.

Внимание! Когда поршень 1 цилиндра становится в верхнее положение, насечка шкива коленвала должна совпасть с первой длинной риской на крышке узла ГРМ. Изначально нужно обеспечить угол опережения 5°, поэтому выставляйте метку шкива напротив второй риски.

Аналогичным образом выполняется настройка по лампочке, подключаемой к массе авто и низковольтной обмотке катушки. Момент зажигания определяется по вспышке лампы, когда срабатывает датчик Холла, а транзистор коммутатора размыкает цепь.

Случайно оказавшись на оптовом рынке автомобильных запчастей, я приобрёл недорогой стробоскоп. Этот прибор сильно упрощает настройку зажигания, показывая положение насечки шкива при работающем двигателе. Стробоскоп подключается к трамблёру и даёт вспышки одновременно с образованием искры в цилиндрах. Направляя лампу на шкив, вы видите позицию метки и её изменение при увеличении оборотов.

Видео: регулировка зажигания «на слух»

Свечи для электронного зажигания

При установке БСЗ на автомобиль модели ВАЗ 2106 желательно подобрать и поставить свечи, оптимально подходящие для электронного зажигания. Наряду с российскими запчастями допускается применение импортных аналогов от известных брендов:

  • рекомендуемые производителем оригинальные свечи - А17ДВР (М);
  • NGK - BCPR6ES-9, BPR6ES-9;
  • Bosch - FR7DCU, WR7DC;
  • Brisk - DR15YC, LR15YC;
  • Beru - 14FR-7DU, 14R-7DU.

Буква М в маркировке отечественной детали обозначает обмеднение электродов. В продаже имеются комплекты А17ДВР без медного покрытия, вполне подходящие для БСЗ.

Зазор между рабочими электродами свечи выставляется в пределах 0,8-0,9 мм с помощью плоского щупа. Превышение либо уменьшение рекомендуемого просвета ведёт к падению мощности двигателя и увеличению расхода бензина.

Установка системы бесконтактного искрообразования заметно улучшает эксплуатационные характеристики карбюраторных «Жигулей», оборудованных задним приводом. Ненадёжные, вечно подгорающие контакты доставляли массу хлопот владельцам «шестёрок». В самые неподходящие моменты прерыватель приходилось зачищать, пачкая руки. Первое электронное зажигание появилось на переднеприводных моделях «восьмого» семейства, а затем перекочевало на ВАЗ 2101–2107.

Редкий владелец классической модели Волжского автозавода не знаком с проблемами, связанными с эксплуатацией штатной системы зажигания. Несмотря на довольно высокую степень надежности данного узла, иногда случаются ситуации, способные серьезно испортить настроение автолюбителя. Источником такого негатива в подавляющем большинстве становится контактная группа прерывателя, поскольку именно ее элементы становятся причиной возникновения дефектов, оказывающих существенное влияние на работоспособность системы зажигания и силового агрегата автомобиля:

    Окисление, повышенный износ и вибрация контактов.

    Чрезмерный износ кулачка прерывателя.

    Потеря упругости пружиной подвижного контакта.

    Разрушение опорного подшипника в результате воздействия механических нагрузок.

Наличие столь солидного перечня характерных недостатков говорит о моральной и технической отсталости системы зажигания контактного типа. Не случайно большинство владельцев «шестерок», «семерок» и другой «классики» ВАЗа стали активно устанавливать зажигание бесконтактного типа - электронное. Его основное достоинство – отсутствие механических элементов, подвергающихся истиранию и деформации. В зависимости от конструктивного исполнения их заменили оптические или фотоэлементы.

Рассмотрим данный вопрос более подробно.

Конструкция электронной системы зажигания

Электронное зажигание на «ВАЗ 2107» («ВАЗ 2106») устроено следующим образом. Цепь низкого напряжения размыкается при помощи электронного коммутатора (вместо контактного прерывателя), срабатывающего при запирании (отпирании) выходного транзистора. Такой принцип действия позволяет не только значительно увеличить напряжение, а значит, и энергию искрового разряда, но и обеспечить стабильность напряжения на электродах свечей на малых оборотах силового агрегата. Это весьма положительно сказывается на процедуре пуска двигателя.

БСЗ (электронное зажигание) обладает рядом важных достоинств, подтвержденных практической эксплуатацией:

    Простота установки и последующей настройки.

    Высокая точность и надежность функционирования.

    Существенное облегчение пуска силового агрегата в условиях низких температур.

Устройство системы электронного зажигания

1) Датчик-распределитель, выступающий в роли бесконтактного трамблера.
2) Коммутатор, функциональное предназначение которого заключается в прерывании тока первичной цепи катушки зажигания в соответствии с сигналами датчика-распределителя. Схема данного устройства предусматривает режим автоматического отключения тока, проходящего через катушку зажигания при неработающей силовой установке (зажигание включено).
3) Катушка зажигания, преобразующая прерывистый ток низкого напряжения (12 Вольт) в ток высокого напряжения (10-20 Киловольт), инициирующий «пробой» воздушного зазора на электродах свечей.
4) Комплект проводов.
5) Комплект свечей зажигания, воспламеняющих топливно-воздушную смесь посредством искрового разряда. Использование в БСЗ свечей, не рассчитанных на искровой разряд повышенной мощности, не рекомендовано, поскольку вследствие перегрева они быстро выходят из строя.

Практически на всех моделях классики традиционно устанавливается стандартная система зажигания контактного типа (КСЗ). Исключением является 21065, где используется бесконтактно-транзисторная схема, в которой разрыв цепи питания первичной обмотки реализован с помощью прерывателя, смонтированного в распределителе. Ниже рассмотрим более подробно, как устроена и работает контактная система зажигания ВАЗ-2106.

Устройство контактной системы зажигания

В конструкцию контактной схемы зажигания включены следующие компоненты:

    замок (выключатель);

    катушка (КЗ);

    прерыватель (МП);

    распределитель (МР);

    регуляторы, центробежный и вакуумный (ЦР и ВР);

    свечи (СЗ);

    высоковольтные провода (ВП).

Катушка зажигания (КЗ) с двумя обмотками позволяет путем преобразования низкого напряжения получать высокий ток.

Механический прерыватель (МП) конструктивно выполнен вместе механическим распределителем (МР) в одном корпусе - трамблере. Он обеспечивает размыкание первичной обмотки КЗ.

Механический распределитель (МР) в виде ротора с контактной крышкой распределяет тока к свечам.

Центробежный регулятор (ЦР) позволяет изменять пропорционально величине оборотов коленвала угол опережения (УОЗ). Конструктивно ЦР выполнен в виде двух грузиков. В процессе вращения они воздействуют на подвижную пластинку, на которой находятся кулачки МП.

Вакуумный регулятор (ВР) выполняет корректировки величины угла опережения (УОЗ) в зависимости от нагрузки. При изменении положения дроссельной заслонки (ДЗ) меняется давление в полости за ДЗ. ВР реагирует на степень разряжения и корректирует величину УОЗ.

Принцип работыи схема контактной системы

Контактная система зажигания ВАЗ-2106 работает по следующей схеме. При замыкании контактов в прерывателе низкий ток поступает в первичную обмотку КЗ. При размыкании контактов индицируется высокий ток во вторичной обмотке КЗ, который по высоковольтным проводам передается сначала на крышку МР, а затем распределяется на свечи.

Увеличение оборотов коленвала приводит к росту скорости вращения ЦР, грузики которого расходятся в стороны под действием центробежных сил. В результате перемещается подвижная пластина, увеличивая УОЗ. Соответственно, при снижении оборотов угол опережения уменьшается.

Контактно транзисторная система зажигания - это модернизированный вариант классической схемы, в котором используется транзисторный коммутатор (ТК), включенный в цепь первичной обмотки КЗ. Такое конструктивное решение позволяет значительно увеличить срок работы контактов трамблера за счет снижения силы тока первичной обмотки.

Проверка системы зажигания ВАЗ-2106

Приготовьте крестовую и плоскую отвертки, контрольную лампу или тестер, резиновые перчатки и пассатижи. Перед тем как проверять контактное зажигание, включите стояночный тормоз или установите колодки под колеса автомобиля.

    Сначала тщательно проверьте целостность всех элементов системы, а также надежность подключения высоковольтных проводов на всех участках. Они должны быть плотно посажены в соответствующие контакты.

    Включите зажигание и проверьте поступление тока в систему. Для этого подключите один провод лампы или тестера к массе, а второй к контакту «+Б» катушки. Лампа должна гореть, а тестер показывать напряжение более 11 В. Выключите зажигание.

    Чтобы протестировать высоковольтный провод, наденьте резиновые перчатки и вытащите из крышки трамблера центральный провод. Установите в наконечник кабеля рабочую свечу, а затем прижмите ее к массе металлической частью. Включением зажигания проверните коленвал. Если при этом на свече есть разряд, то провод исправен. В том случае, когда искры нет, нужно искать причину неисправности в трамблере.

    Чтобы проверить работоспособность трамблера, снимите крышку и осмотрите ее на предмет каких-либо повреждений, а также целостности угольного контакта. При обнаружении дефектов, следует заменить крышку новым аналогом.

    Посмотрите на ротор распределителя. Бегунок не должен иметь никаких повреждений. Иногда корпус ротора может пробивать на массу. Проверьте также работоспособность помехоподавляющего сопротивления, установленного в роторе. При появлении малейших сомнений, рекомендуется заменить ротор.

    После этого необходимо проконтролировать наличие зазора между контактами МП. Сначала установите коленвал с помощью специального ключа в положение, при котором верхний торец кулачка вала трамблера будет находиться точно по центру текстолитовой подушки рычажка вращающего контакта. Замерьте зазор между контактами МП, его заданная величина 0,35-0,4 мм. При необходимости выполните соответствующую регулировку. После этого проверьте величину угла опережения.

    После выполнения вышеперечисленных действий и устранения выявленных неполадок или замены поврежденных компонентов запустите двигатель. Если в этом случае мотор не заработал, попробуйте заменить конденсатор, который находится в прерывателе.

Полезные советы

    Если вышло из строя помехоподавляющее сопротивление, установленное в роторе трамблера, его можно временно заменить пружиной от обычной шариковой ручки.

    Что делать, если в пути обнаружена поломка замка зажигания или обрыв проводки и в итоге питание не поступает к катушке зажигания? В этом случае можно доехать к ближайшему сервисному центру, подключив аварийную подачу питания с помощью дополнительного провода. Один конец его соедините с плюсовой клеммой аккумулятора, а второй с клеммой «+Б» катушки. Однако при этом следите, чтобы не было искрения. Если появляются сильные искровые разряды, сразу отключите провод. Значит, проблема с проводкой и этот вариант не подойдет.