Луаз 969 969м технические характеристики. ЛуАЗ плавающий: технические характеристики, описание с фото, особенности эксплуатации и ремонта, отзывы владельцев

ЛуАЗ - это отечественный автопроизводитель, который имеет богатейшую историю, наполненную разработкой различных прогрессивных технических решений, оригинальных идей и производством знаменитых автомобилей. Одной из самых знаковых моделей авто для Луцкого завода является ЛуАЗ-969М. Работа над этим «вездеходом» началась еще в начале 1970-х годов, и до сих пор «Волынка» уверенно ездит по просторам России.

Чем же завоевал такую популярность и признание у наших автолюбителей этот скромный и невзрачный автомобильчик? Ответы на эти и многие другие интересующие вопросы узнаете в ходе нашего автообзора.

Первый во всем!

ЛуАЗ-969М - это первый в истории советской автопромышленности легкий внедорожник, на котором появился одновременно полный и Именно он предназначался для нужд сельского хозяйства и стал поистине всенародным автомобилем.

Следует отдать должное нашим советским инженерам, которые создавали это творение. Техническое оснащение ЛуАЗа по тогдашним временам было самым современным, да и вообще 969-я модель отличалась использованием ряда передовых технологий. Так, на каждом колесе отдельно устанавливался свой редуктор, за счет чего был существенно увеличен Также на проходимость значительно повлияла конструкция приводного вала, который был заключен в трубу. Подвеска у луцкого внедорожника была независимой (причем как передняя, так и задняя). А сам автомобиль отличался удивительно легкой снаряженной массой. Этому поспособствовала новая полунесущая конструкция кузова, а также минимальное количество технического оборудования, применяемого на внедорожнике.

Модернизация

Первые модели «Волынки», несмотря на использование передовых технологий, имели множество недостатков. Поэтому вскоре на Луцком автозаводе был поставлен вопрос о модернизации внедорожника. Так на свет появилась первая модификация ЛуАЗ-969М.

Прежде всего конструкторы стремились увеличить мощность двигателя. Но без внимания не осталась и Существенно доработан кузов и салон. Немного поменялся и дизайн автомобиля - впервые на «Волынке» сбоку появились полноценные окна, а сиденья стали оборудоваться ремнями безопасности. Также внимание было уделено вопросу звукоизоляции. Решением этой проблемы стала установка соответствующих панелей.

Модернизированный автомобиль не терял своих позиций и активно продавался на внутреннем рынке. Да и сейчас объявлений с продажей этого чуда советского автопрома очень много.

Особенности и подводные камни

Если вы решили приобрести данный автомобиль, то необходимо тщательно взвесить все «за» и «против». Во-первых, ЛуАЗ-969М по внешнему облику - далеко не статусное авто. Во-вторых, внутренний комфорт и качество звукоизоляции внедорожника может удовлетворить далеко не каждого автолюбителя, а потому использовать его разумно только для поездок на охоту или же рыбалку. Для повседневной же эксплуатации такой автомобиль, увы, непригоден.

Единственное, за что можно ценить «Волынку», так это за ее превосходные ходовые качества и простую как дважды два конструкцию. Проходимость ЛуАЗа просто нереальная, и способствует тому не только полный привод и легкая снаряженная масса, но и высокий который равен 28 сантиметрам (и это при тринадцатидюймовых колесах!). Ходовые качества «Волынки» просто поражают - сейчас можно найти немало видеофайлов, где этот автомобиль дает фору дорогущим джипам премиум-класса типа «Тойоты Прадо» и «Мерседес GLK».

ЛуАЗ-969М - технические характеристики

Линейка двигателей у «Волынки» не обширна - здесь присутствует всего лишь один бензиновый агрегат, да и тот имеет весьма скромные технические характеристики. Мощность этого 4-цилиндрового «монстра» составляет 40 лошадиных сил, а рабочий объем всего 1,2 литра. В свое время такой же двигатель (ЛуАЗ-969М) устанавливался на некоторые модели «Запорожца».

По паспорту средний джипа при 60 километрах в час - 10,0 литра на 100 километров пути. При этом объем бензобака составляет 34 литра. То есть, грубо говоря, полной заправки «Волынке» хватит на 300-350 километров. Кстати, сильно разогнаться на этом автомобиле не удастся - максимальная его скорость всего лишь 85 километров в час. Это и не удивительно, ведь ЛуАЗ создавался не для гонок, а для сельского бездорожья - вот тут он и показывает свою силу.

Трансмиссия на ЛуАЗе имеет очень простую конструкцию, поэтому проблем с нею у автолюбителей не возникает. Однако единственная сложность заключается в поиске необходимых запчастей - внедорожник давно сняли с производства, поэтому что-либо найти на него очень и очень трудно. Хотя сами запчасти имеют весьма демократичную стоимость. В остальном характеристика авто ЛуАЗ-969М довольно положительная от автовладельцев.

Кузов его и внутренняя часть

Кузов у «Волынки» открытого типа с откидным задним бортом. Внутрь машины помещает 4 пассажира. В стандартную комплектацию автомобиля дополнительно входит мягкий тент, который выполнял функцию крыши в дождливую погоду. Никаких других «наворотов» кроме этого в стоимость «Волынки» не входило.

Минусы

Единственный недостаток, который преследовал ЛуАЗ на протяжении всего времени производства - это высокая уязвимость металла кузова к коррозии. Однако эта проблема, по словам автовладельцев, очень быстро устраняется при помощи обыкновенной кисточки.

Тент недостатков не имеет, но для более безопасной езды по лесным зарослям водители рекомендуют делать металлическую крышу. Устанавливать ее очень просто, чему способствует примитивная форма кузова. В таком случае ветки не будут разрезать тент, тем самым ухудшая его состояние и герметичность.

Некоторые автолюбители меняют место установки дворников ветрового стекла. В стандартном варианте они расположены в верхней части стекла. Для удобства водители переставляют их механизм вниз.

Внутри тоже присутствуют свои недостатки. Среди них водители отмечают чрезмерно жесткие задние сиденья. С целью увеличения комфортабельности они подвергаются изменениям либо заменяются на более удобные варианты. Еще один фактор - это звукоизоляция. Шум мотора внутри отчетливо слышится с любой позиции. Решением проблемы со звукоизоляцией послужит замена дверной обивки и смена покрытия потолка на более мягкое. Это позволит хоть как-то снизить шум мотора. Полностью ликвидировать звуки вы никак не сможете - таково у отечественной «Волынки» кузовное устройство.

ЛуАЗ-969М дополнительно оснащается такими деталями, как кенгурятник и В некоторых случаях автомобилисты делают аэрографию кузова в стиле «хаки» либо выбирают более оригинальный окрас. Например, «Волынку» можно окрасить в стиле молнии, как это показано на фото ниже.

Дизайн ЛуАЗа с такой аэрографией очень оригинален. Правда, сама стоимость лакокрасочных работ будет равна ½ цене самого автомобиля.

О стоимости

Поскольку «Волынку» сняли с серийного производства много лет назад, приобрести ее можно только в состоянии б/у. Чтобы не ошибиться с выбором, нужно тщательно поискать модель и просмотреть кучу объявлений. Часто бывает так, что автомобиль подвергается коррозии, и особенно неприятно, когда ржавчина изрешечивает днище машины. Вообще эта проблема была присуща «Волынке» всегда, а потому после покупки часто автовладельцам приходится по новой варить кузов. Но с другой стороны, глядя на его цену, которая может колебаться в пределах от 200 до 1 тысячи долларов, ЛуАЗу можно многое простить - и неудобные кресла, и грохочущий кузов, и слабый двигатель, и даже уязвимость к коррозии. Кстати, в интернете встречаются иногда объявления с продажей «Волынки» по цене в 3-5 тысяч долларов. Конечно, по техническому состоянию эти автомобили будто только что сошли с конвейера, однако в силу своей простой и примитивной конструкции разумнее всего будет приобрести ЛуАЗ за 200 долларов и доделать его своими руками (при наличии свободного времени).

Заключение

Подводя итоги, можно сказать, что автомобиль ЛуАЗ-969М - это своего рода конструктор, освоить который под силу практически любому автомобилисту со светлой головой и умелыми руками.

Отремонтировать «Волынку» можно, по сути, в полевых условиях, да и вытащить из болота ее нетрудно И несмотря на полное отсутствие комфорта, этот внедорожник по праву считается самым практичным и надежным автомобилем, который при бережной эксплуатации прослужит вам не один десяток лет.

ЛуАЗ - это внедорожник для настоящих любителей экстремального отдыха, ведь благодаря высоким ходовым качествам и проходимости «Волынка» проедет даже там, где не ступала еще нога человека.

ОСНОВНЫЕ ДАННЫЕ

тип автомобиля - грузопассажирский микролитражный;

колёсная формула - 4х4;

грузоподъёмность - 400кгс (4чел + 120кг или 2чел + 260кг);

полная масса - 1340кг;

распределение полной массы на оси - переднюю 700кг, заднюю 640кг;

масса снаряженного автомобиля - 940кг;

распределение массы снаряженного автомобиля на оси - переднюю 580кг, заднюю 360кг;

максимальная скорость с полным грузом на горизонтальном участке прямого пути - 85км/ч;

контрольный расход топлива - 9/100л/км;

тормозной путь при 80км/ч - 50,7м;

масса буксируемого прицепа - 300кг;

минимальный радиус поворота - 5м;

максимальный преодолеваемый угол подъёма - 58%;

глубина преодолеваемого брода - 0,45м.

ДВИГАТЕЛЬ

модель - МеМЗ-969А;

тип и тактность - карбюраторный, четырёхтактный;

количество и расположение цилиндров - 4, V-образное с углом развала 90град.;

порядок работы цилиндров - 1-3-4-2;

диаметр цилиндра - 76мм;

ход поршня - 66мм;

рабочий объём - 1,197л;

степень сжатия - 7,2;

номинальная мощность (при 4100-4300об/мин) - 39л.с.;

максимальный крутящий момент (при 2800-3000об/мин) - 7,4кгс.м;

минимальный удельный расход топлива - 260+5% г/л.с.-ч.;

масса двигателя, укомплектованного всеми агрегатами - 110кг;

масса двигателя всборе с коробкой передач и сцеплением - 155кг;

система питания - принудительная к карбюратору;

карбюратор - К127, однокамерный с падающим потоком;

воздушный фильтр - МеМЗ-968 комбинированный, инерционно-масляный;

топливный насос - диафрагменный с рычагом ручной подкачки;

система смазки - комбинированная-под давлением и разбрызгиванием;

масляный фильтр - два (грубой очистки и центробежный);

масляный насос - шестерёнчатый, привод от распредвала через винтовую пару;

система охлаждения

Двигателя - воздушная, принудительная на нагнетание;

Масла - воздушная, принудительная с масляным радиатором;

вентилятор - осевой, расположен в развале цилиндров на одном валу с якорем генератора.

ТРАНСМИССИЯ

сцепление - сухое, однодисковое;

привод сцепления - гидравлический;

коробка передач - механическая, пятиходовая; шестерни, кроме поножающей и передачи заднего хода, косозубые и снабжены синхронизаторами;

передаточные числа

Понижающая передача - 7,2;

передача заднего хода - 4,156;

передний и задний мосты - ведущие; главная передача-спиральная коническая пара с передаточным числом 4,125; дифференциал-конический с двумя сателлитами; редуктор заднего моста-с блокировкой дифференциала;

приводной вал заднего моста - с тремя подшипниковыми опорами, в трубчатом кожухе, соединяющем кпп с редуктором заднего моста;

масса редуктора заднего моста - 18кг;

редукторы колёс - прямозубая цилиндрическая пара наружного зацепления с передаточным числом 1,294; ведомый вал редуктора выполнен заодно со ступицей колеса;

масса колёсного редуктора - 13кг;

полуоси - полностью разгруженные, с карданными шарнирами, соединяющими полуоси с ведущими валами колёсных редукторов.

ХОДОВАЯ ЧАСТЬ И ПОДВЕСКА

рама - сварная, лонжероны закрытого сечения, снабжены шестью поперечинами;

передняя и задняя подвески - независимые, торсионные;

амортизаторы - гидравлические, телескопические, двустороннего действия;

тип и размер шин - низкого давления, с протектором повышенной проходимости, 150...300 (5,90...13).

СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ

рулевой механизм - глобоидальный червяк с двойным роликом;

передаточное число рулевого механизма - 17;

Рабочий (ножной) - колодочный, барабанный, с гидроприводом, действующим на все колёса;

Стояночный - колодочный, барабанный, с механическим приводом, действующим на колодки тормозов задних колёс;

ЭЛЕКТРООБОРУДОВАНИЕ

система проводки - однопроводная, отрицательные клеммы источников тока соединены с массой автомобиля;

номинальное напряжение - 12В;

генератор - Г502А, переменного тока, трёхфазный, максимальной мощностью 350Вт, со встроенным выпрямительным блоком 12В, 30А;

регулятор напряжения - РР310-Б, вибрационный;

реле блокировки - РБ1;

аккумуляторная батарея - 6СТ-45 ёмкостью 45 А.ч;

катушка зажигания - Б-115В;

прерыватель-распределитель - Р114Б, с центробежным и вакуумным регулятором опережения зажигания;

свечи зажигания - А23 (СН420) с резьбой М14х1,25-6е;

стартер - СТ354, правого вращения, смешанного возбуждения, мощностью 0,85л.с. с дополнительным реле РС502;

предохранители - ПР103, плавкие на 10А (3шт.); ПР2Б, тепловой кнопочный на 20А (1шт.);

выключатель зажигания и стартера - ВК330Б;

стеклоочиститель - СЛ201, двухщёточный;

прерыватель указателей поворотов - РС57.

ПРИБОРЫ ОСВЕЩЕНИЯ И СИГНАЛИЗАЦИИ

фары - ФГ122Б, с двухнитиевыми лампами;

подфарники - ПФ101-Б, с двухнитиевыми лампами;

фонари задние

Левый - ФП101;

Правый - ФП101-Б;

фонари-указатели поворота - УП5-Ж;

центральный переключатель света - П305;

ножной переключатель света - П39;

фонарь освещения кабины - ФП12Б;

подкапотная лампа - ПД308;

штепсельная розетка - 47К;

контрольная лампа отопителя - ПД20-Е;

включатель отопителя - П300;

звуковой сигнал - С311 безрупорный, электровибрационный;

выключатель света "стоп" - ВК12Б;

выключатель массы - ВК318Б;

переключатель указателей поворота - П20-А2.

КОНТРОЛЬНО-ИЗМЕРИТЕЛЬНЫЕ ПРИБОРЫ

спидометр - СП24А;

амперметр - АП6Е;

датчик указателя температуры масла - ТМ101;

датчик указателя уровня бензина - БМ148А;

указатель уровня бензина - УБ26А;

указатель температуры масла - УК26Б;

указатель давления масла - УК28;

тип - металлический, открытый, четырёхместный, двухдверный полунесущий, с открывающимся задним бортом, снабжён съёмным тканевым тентом с трубчатым каркасом;

общая полезная площадь грузовой платформы - 1,43м3;

система отопления - автономная отопительная установка ШААЗ на базе 030;

вентиляция кузова - воздухом, поступающим через люк вентиляции, расположенном в верхне части панели передка.

ЗАПРАВОЧНЫЕ ЁМКОСТИ

топливный бак - 34л;

система смазки двигателя - 3,5л;

воздушный фильтр - 0,2л;

картер коробки передач - 2,3л;

редуктор заднего моста - 1,4л;

приводной вал заднего моста - 400г;

картер рулевого механизма - 0,130л;

колёсный редуктор - 0,08л (каждый);

амортизатор передней подвески - 0,205л;

амортизатор задней подвески - 0,185л;

бачок главного цилиндра

Сцепления - 0,300л;

Тормоза - 0,300л (каждый);

аккумуляторная батарея - 2,8л;

бачок омывателя - 1,75л.

На рынке

ЛуАЗ-969 «Волынь» - семейство советских грузопассажирских микролитражных легковых автомобилей повышенной проходимости, выпускавшееся на Луцком автозаводе в общей сложности с по 1992 годы .

Модернизированное семейство ЛуАЗ-1302 выпускалось с по 2001 годы .

Несбывшиеся мечты. В конце 1980-х годов были начаты разработки новой платформы для будущих моделей Луцкого автозавода. Работы велись по двум направлениям. Первый вариант (ЛуАЗ-1301) разрабатывался непосредственно на заводе в Луцке, второй (Luaz Proto) создавался в Санкт-Петербурге под руководством инженеров Парфенова и Хаинова. Но ни одному из этих вариантов не было суждено пойти в серию. Кроме этого в 1990-х годах было создано множество перспективных моделей на базе ЛуАЗ-969M, как например пляжный вариант Луаз-1302-05 «Форос» c итальянским дизелем Lombardini. Ни одна из этих разработок так и не дошла до массового покупателя. Несмотря на то, что цены на эти автомобили были вполне приемлемыми, руководство Луцкого Автозавода не смогло найти ресурсы для запуска этих мини-джипов в серию.

Общее описание семейства

В семейство входили следующие модели:

  • ЛуАЗ-969В (1967-72);
  • ЛуАЗ-969 (1971-75);
  • ЛуАЗ-969А (1975-1979);
  • ЛуАЗ-969М (1979-1996);

Также, с ним тесно связаны автомобили:

  • ЛуАЗ-1301 ;
  • ЛуАЗ-1302 ;
  • ЛуАЗ-2403 ;

ЛуАЗ-969 был первым советским переднеприводным автомобилем (вариант «969В» без привода на заднюю ось). Также ЛуАЗ-969 - это первый внедорожник, бывший предметом народного потребления, то есть, официально продававшийся «в личное пользование». Кроме того, ЛуАЗ-969 - первый серийный советский автомобиль, созданный специально для нужд жителей села.

Функциональный дизайн и упрощённая отделка кузова, обеспечивающего лишь самый минимальный комфорт, соответствовали назначению автомобиля, а его проходимость является выдающейся и по сегодняшний день.

Автомобиль вызывал и вызывает полярные оценки и мнения. Многие владельцы отмечают очень высокую проходимость и практичность ЛуАЗ-ов. Другие ругают их за невысокое качество изготовления, низкую комфортабельность, очень затруднённый доступ на передние сидения, трудоёмкость обслуживания и отсутствие динамики. Объективно, эта машина была в целом неплоха для того, для чего она создавалась - эксплуатации в сельской местности, преимущественно по плохим дорогам, где высокая максимальная скорость не важна, а хорошая отделка салона лишь усложняет его очистку от неизбежной в таких условиях грязи. Явным минусом автомобиля был двигатель от «Запорожца» - шумный, недостаточно мощный и долговечный, - что было исправлено на поздних модификациях.

Близкие по классу лёгкие внедорожники для армии или жителей села создавались и за границей - например, западногерманские DKW Munga (1956-1968), Haflinger (1959-1974) и Volkswagen Iltis (1978-1988), восточногерманский Wartburg 353-400 Jagdwagen, и другие.

Предыстория

Историю семейства «969» необходимо начать с описания предыдущей модели - амфибии ЛуАЗ-967 , принятой на вооружение Советской армии как ТПК - «транспортёр переднего края».

В годы Корейской войны (1949-53 гг.) выявилась потребность в лёгком, способном плавать вездеходе для подвоза боеприпасов, эвакуации раненных с поля боя, разведки, буксировки лёгких орудий и миномётов, и аналогичных задач. ГАЗ-69 , при всех своих положительных качествах, для выполнения этих функций не вполне подходил, как и созданная на его базе излишне специализированная амфибия ГАЗ-46 (МАВ - «малый автомобиль водоплавающий»).

Разработка началась в середине пятидесятых в НАМИ группой под руководством Б. М. Фиттермана. Опытный образец, обозначенный НАМИ-049 (в некоторых источниках упоминается собственное имя вездехода - «Огонёк»), был готов к 1958 году. Он имел стеклопластиковый кузов с усиленным несущим основанием, независимые торсионные подвески на продольных рычагах, постоянный привод на передний и задний мосты, связанные через блокируемый межосевой дифференциал, блокируемые дифференциалы мостов, колёсные редукторы и двухтактный мотоциклетный двигатель МД-65 мощностью 22 л.с. Последний оказался излишне слабым, имел малый ресурс и не развивал должных тяговых свойств. Кроме того, пластмассовый кузов оказался излишне хрупким, особенно учитывая требование обеспечить возможность десантирования на парашюте.

Второй образец был обозначен НАМИ-049А. К его разработке были привлечены специалисты НАМИ из Запорожского завода, которые в те годы как раз работали над проектом малолитражного автомобиля «Запорожец ». Для военной амфибии сочли подходящим один из вариантов двигателя, проектировавшегося для «Запорожца» - V-образный, четырёхцилиндровый, с воздушным охлаждением. Дальнейшие работы над малолитражкой и амфибией велись параллельно.

Двигатель НАМИ-049А был в основном унифицирован с серийным мотором «Запорожца», но имел и существенные отличия - в первую очередь, на «Запорожце» двигатель располагался сзади, и не охлаждался набегающим потоком воздуха, что потребовало использования мощного вентилятора принудительного воздушного охлаждения (тем не менее, двигатель ЗАЗ-а всё равно нередко перегревался в жаркую погоду, а на ЛуАЗ-е, на котором он был установлен спереди, даже несмотря на бо́льшие нагрузки, такой тенденции не наблюдалось).

Кроме этого, вместо пластикового корпуса применили открытый стальной с тентом, отказались от межосевого дифференциала, сделали отключаемым задний мост. Подвеску усилили для обеспечения возможности десантирования на парашюте. Место водителя разместили посередине автомобиля, спиной к нему сидел санитар, а бока кузова занимали носилки с раненными. Гребной винт отсутствовал - на воде машина передвигалась за счёт вращения колёс, так что по сравнению с «настоящими» амфибиями она была менее приспособлена к плаванию, но в большей степени к передвижению по суше.

В окончательном виде автомобиль получил обозначение ЛуАЗ-967 и стал производиться в Луцке с 1961 года. До этого завод ремонтировал автофургоны, изготавливал душевые установки и транспортеры ТСМ-6,5 для силосных масс.

Разработка и освоение в производстве

Освоение целины потребовало создания специализированного автомобиля высокой проходимости для сельского хозяйства. ГАЗ-69 оказался опять же слишком большим и тяжёлым для многих ситуаций, кроме того, чрезмерно дорогим, опыт же эксплуатации созданных на базе серийных легковых автомобилей внедорожником ГАЗ-М-72 и Москвич-410 был не вполне удачным. Решение было найдено в конверсии военного вездехода ЛуАЗ-967 в гражданскую версию.

Проектирование вёл коллектив Запорожского завода. Изначально автомобиль обозначался как ЗАЗ-969. От военного варианта он отличался в первую очередь кузовом, который приобрёл более традиционную форму и потерял способность держаться на воде (но остался открытым, хотя и с пристежными брезентовыми боковинами). Водителя и пассажиров разместили также более традиционно, но по комфорту и отделке салона автомобиль недалеко ушёл от военного прототипа. В 1964 году на ЗАЗ-е была выпущена опытно-промышленная партия в 50 единиц.

На Луцком заводе на основе этой конструкции, но с внесением многочисленных изменений, создали свой вариант - ЛуАЗ-969В (в некоторых источниках, ЛуМЗ-969В или ЗАЗ-969В). Опытные образцы были собраны в 1965, а в следующем году появилась опытная партия. Массовое производство началось в 1967 году. Из-за дефицита агрегатов привода на задний мост, ЛуАЗ-969В имел привод только на передние колёса, зато в трансмиссии имелся вал отбора мощности для привода навесного и прицепного оборудования. Двигатель имел обозначение МеМЗ-969 и развивал мощность 30 л.с.

Было выпущено 7438 автомобилей этой модели.

В 1971 (по другим сведениям - в 1969) году были решены проблемы с поставками нужных агрегатов, и автомобиль был запущен в серию в полноприводном варианте, который обозначался как ЛуАЗ-969 или ЗАЗ-969, - без литеры. В те годы ЛуАЗ был включён в единое производственное объединение с Запорожским заводом , и его продукция некоторое время носила обозначение «ЗАЗ» (не путать с опытной партией ЗАЗ-969 образца 1964 года).

Полноприводной вариант имел весьма неплохую проходимость за счёт хорошей загрузки переднего моста, блокируемого дифференциала сзади, большого дорожного просвета, обеспеченного колёсными редукторами, и независимой подвески всех колёс с большими конструктивными ходами.

Предполагалась к выпуску и грузовая модификация, но в силу ряда причин она не пошла в серию.

Модернизация

ЛуАЗ-969А

В 1975 году в серию пошёл ЛуАЗ-969А с усовершенствованным двигателем МеМЗ-969А (1,2 л., 40 л.с.). Внешние отличия от предыдущей модели были незначительны и заключались в основном в изменении дизайна передней части автомобиля.

Было выпущено около 30,5 тысяч автомобилей этой модели.

В 1977 году была выпущена и партия закрытых цельнометаллических фургонов. У Э. Томпсона в его труде о советских автомобилях обозначается как ЛуАЗ-969Ф.

ЛуАЗ-969М

ЛуАЗ-969М

Общие данные

Характеристики

Массово-габаритные

Ширина: 1560 мм
Масса: 960-1360 кг

Динамические

Макс. скорость: 85 км/ч

На рынке

Другое

С 1979 года был освоен ЛуАЗ-969М (в разработке с 1973 года), отличавшийся в основном формой, конструкцией и отделкой кузова, а также - обновлённой агрегатной частью.

Эта модель оборудовалась, как и предшественник, 1,2-литровым 40-сильным двигателем МеМЗ-969А, однако оснащалась раздельным приводом тормозов с гидровакуумным усилителем на переднем контуре. Внешность автомобиля осовременили благодаря изменению панелей передка, изменению формы лобового стекла. Двери были оборудованы замками, их боковые окна получили жёсткое обрамление и открывающиеся «форточки», в салоне появилась мягкая панель приборов, травмобезопасная рулевая колонка и «жигулёвские» сиденья.

Ещё до запуска в серию, ЛуАЗ-969М получил высокую оценку на ВДНХ СССР, а в 1978 году на международном салоне в городе Турин (Италия) он (как указывается в ряде источников) вошёл в десятку лучших автомобилей Европы. В 1979 году на международной выставке в городе Ческе-Будеёвице (ЧССР) он получил Золотую медаль как один из лучших автомобилей для жителей села.

На базе этого автомобиля был создан аэродромный тягач ЛуАЗ-2403 .

ЛуАЗ-1302

В 1990 году начался выпуск ЛуАЗ-1302 с двигателем от «Таврии » - МеМЗ-245, 53 л.с.

Внешних отличий от «969М» не было. Машина имела усиленные лонжероны, новую панель приборов, дополнительную шумовиброизоляцию и более комфортабельные сидения от «Таврии». Расход топлива и шумность существенно снизились, динамика улучшилась.

Модификации

Семейство «969»

  • ЛуАЗ-969В (1967-71) - временная версия, передний привод;
  • ЛуАЗ-969 (1971-75) - серийный с колёсной формулой 4х4;
  • ЛуАЗ-969А (1975-1979) - первая модернизация, двигатель МеМЗ-969А;
  • ЛуАЗ-969М (1979-1992) - вторая модернизация, обновлённый кузов;

Семейство «1301»

ЛуАЗ 1301 - попытка кардинального обновления модельного ряда Луцких внедорожников, модельный ряд включает в себя в основном прототипы:

  • ЛуАЗ-1301 (прототип 1984 года) - первый вариант ЛуАЗ-1301, по сути вариант 969М, на который был надет новый кузов, в дальнейшем мотор был заменен на мотор от «Таврии»;
  • ЛуАЗ-1301 (прототип 1990 года) - модернизация образца 1984 года, представленная на московской выставке МИМС-94. Имел массу прогрессивных опций, например - регулируемая высота подвески;
  • ЛуАЗ-1301-08 - санитарная модификация нового варианта 1301;

Семейство «1302»

  • ЛуАЗ-13021 (прототип) - грузовая длиннобазная модификация 969М в заводском исполнении. В дальнейшем был изменен тип бортового кузова, а базой для серийной модели стал 1302;
  • ЛуАЗ-13021 - серийная грузовая модификация модели 1302. Некоторые варианты этого грузовика комплектовались КПП от «Москвича-2141» без привода на задний мост;
  • ЛуАЗ-13021-03 - модификация модели 13021 с нормальной жесткой кабиной и люком в крыше;
  • ЛуАЗ-13021-04 - длиннобазная грузопассажирская модификация модели 1302, создавалась для мобильных ремонтных бригад на обслуживании ЛЭП и трубопроводов. В сдвоенной кабине четыре места, на укороченной грузовой платформе можно перевозить до 250 кг груза;
  • ЛуАЗ-1302-05 «Форос» - ещё одна модификация модели 1302, отличается дизайном и открытым кузовом с дугами безопасности.

ЛуАЗ-1302-05 «Форос»

Общие данные

Дизель, «Lombardini» LDW 1404 - 1372 см³, 37 л.с. . Мощность при 3600об/мин - 37,4 л.с.; крутящий момент 8,47 кгс.м при 2200 об/мин;

4-ступенчатая МКПП

Характеристики

Шедевры отечественного автопрома. ЛуАЗ 969 А и М June 5th, 2013

Здравствуйте уважаемые!
А не забабахать ли нам новую темку, напрямую или косвенно связанную с автотранспортом. А что - дело это я люблю и всячески уважаю. Хотя сам машину не имею и соответственно не вожу - так как у меня и прав то нет. При этом авто я люблю, в некотором прошлом не пропускал ни одного журнала автомобильной тематики от «За Рулем» и до Quattroruote просмотрел наверное все выпуски Top Gear, а телевизионный канал «Авто плюс» один из наиболее часто смотрибельных. Вот такой я вот блестящий теоретик. То есть, когда то давно в юношестве я теоретиком не был - и даже старался водить машины родственников и знакомых, но это было давно и неправда. Все последующее время я переюзал огромное количество различных автоизделий - от шедевров до откровенного хлама, но практически всегда в качестве пассажира или, в крайнем случае, штурмана. Поэтому уровень моей сибаритствующей теоретической подготовки считаю вполне соответствующей уровню жж для написания ряда постов. Уж не обессудьте, если чо:-)))


Славный город Луцк

Начну я, пожалуй, с одного авто, которое считаю одним из самых удачных моделей всего советского автопрома. Речь сегодня пойдет о той машинке, которая имеет 100500 кличек и наименований - это и «Волынь», «Волынянка», «волынка», «луноход», «лунтик», «фантомас», «тушканчик», «луиза», «луидор», «микрохаммер», «руский кюгельваген», «украинский минигелик», «королева болот», «утюг», «БМВ - Боевая Машина Волыни», «наш ответ Jeep Wrangler», «лумумзик» и многие еще иные. Да, сегодня мы поговорим о ЛуАЗ 969 в модификациях А и М. Я очень тепло отношусь к этой машине. Серьезно и без шуток. Потому что, что она выпускалась в городе, который навсегда часть меня, потому что у моего деда такая была, потому что друзья проходили азы автомастерства, разбирая и собирая ее многократно, потому что….это хорошая машина. Да - неказистая (мягко говоря), со слабым движком, со страшнейшей звукоизоляцией и отсутствием комфорта - но хорошая. То, что она хорошая и народу нравилась, говорит хотя бы то, какое количество у нее прозвищ, среди которых, прошу заметить нет ни одного оскорбительного. Это один из самых серьезных показателей того, что машина была востребована и пользовалась популярностью.

969 М в каноничном цвете

Машина начала выпускаться на Луцком автомобильном заводе в 1967 году, под наименованием ЛуАЗ 969 В. Ее "папой" была армейская малая амфибия ЛуАЗ 967, которую выпускали для «непобедимой и легендарной» в качестве ТПК — «транспортёра переднего края». Сиречь машинки способной плавать, с хорошими вездеходными качествами, созданной для подвоза боеприпасов, эвакуации раненных с поля боя, разведки, буксировки лёгких орудий и миномётов и иных действий. Армейский транспортер получился очень даже не плохим. Настолько неплохим, что было решено выпускать и гражданскую его версию. Разрабатывали его Запорожский Автомобильный Завод, и собственно говоря, Луцкий автозавод. С армейского варианта были убраны различные не нужные девайсы, типа центрального расположения кресла водителя или спецподвеску для десантирования с самолета, а также полный привод сделали не постоянным, а подключаемым, плюс сделали корпус хоть отдаленно похожий на гражданское авто, привесив двери хотя бы. Каноничный Запорожский вариант получил индекс 989, а модификация лучан получила еще и шильдик В, так как машины несколько отличались. Кстати, 969 B первоначально из-за дефицита частей имел привод вообще только на передние колеса, став, таким образом, первым отечественным полноприводным авто. А вообще стоит сказать, что ЛуАЗ-969 — это первый внедорожник, бывший предметом народного потребления, то есть, официально продававшийся «в личное пользование» советских граждан. Вот так то!

ТПК ЛуАЗ 967 собственной персоной

Соревнование заводов кончилось полной победой волынян, которые и начали единолично и в полном объеме выпускать авто на заводе в древнем Луцке. Однако связь с ЗАЗ прервать не удалось - силовой агрегат (самое слабое место машинки) был именно от «Запорожца».
В 1975 году появилась модификация, впервые полностью разработанная лучанами, и получившая движок от запорожцев чуть большей мощностью МеМЗ-969А (1,2 л., 40 л.с.). Модель начала называться ЛуАЗ 969 А «Волынь». По-другому его еще называют «носатый». Машина имела отличную проходимость за счёт хорошей загрузки переднего моста, блокируемого дифференциала сзади, большого дорожного просвета, обеспеченного колёсными редукторами, и независимой подвески всех (!) колёс с большими конструктивными ходами. По задумке авторов проекта это была идеальная машина для тружеников села. Почему идеальная? Посудите сами:
Грузоподъёмность - больше 400 кг, кроме того есть возможность буксировать одноосный прицеп массой 300 кг. Эксплуатировать машину можно было в температурном режиме от -40 до +45 градусов Цельсия. При своих скромных габаритах (колесная база всего 1800 мм) машина была сверхвместительная. Плюс ровный пол; плюс то, что размер от дорожного просвета до уровня пола — чуть более 200 мм — это до сих пор (!) абсолютный рекорд плотности компоновки шасси джипа; плюс большая жесткость корпуса на кручение, плюс маленький. Машина была отличной.
Правда было немало и недостатков - очень слабый, шумный и неэкономичный двигатель, тяжелое рулевое управление, отсутствие комфорта, постоянное подтекание бензина через горловину бака, ну а шумо - и теплоизоляции и вовсе говорить не приходилось - полный аллес:-)))


ЛуАЗ 969 А

Однако свои функции она выполняла на 5! Да и цена ее была вполне даже адекватной. ЛуАЗ 969 А можно было приобрести в пределах 4 000 рублей. При том, что "Волга" ГАЗ-24 стола порядка 9 000 руб., "Жигули" ВАЗ-2101 - 5500, ВАЗ-21011 - 6000, ВАЗ-2103 - 7500, а "Москвич-412" - 4990 рублей.
Модификация 969 А выпускалась в период с 1975 по 1979 года, и было выпушено порядка 30 000 машин.
В 1979 году на смену 969 А была выпушена машина ЛуАЗ 969 М «Волынянка». Это машина получила более современный дизайн (если это слово вообще уместен в отношении этой машинки) - изменена форма передней части и лобового стекла, двери оборудованы замками, окна дверей получили жёсткое обрамление и открывающиеся "форточки", в салоне появилась мягкая панель приборов, травмобезопасная рулевая колонка и "жигулёвские" сиденья. Кроме того изменили тормоза и появилась возможность использовать не только брезентовую крышу, ну и жесткий жестяной тент. Машина подорожала и начала стоить 5 200 рублей. Но при этом "Москвич"-412 - в то же время стоил 7500 рублей. "Нива" - 10300 рублей, "Москвич"-2140 Люкс - 8000 рублей, а "Запорожец" ЗАЗ-968М - 5000 рублей. Так что все в мире относительно. Опять-таки очередь на «Волынянку» была не столь велика, как на тот же ВАЗ. Понятно, что при средней зарплате 200 -300 рублей по стране машина не была дешевой, но накопить денег и купить ее было вполне по силам.


М-ка доработанная местными умельцами

Эту машину уже я водил лично. По городу ездить на ней было несколько..эээ…своеобразно, зато поездку на озера не забыть никогда - особенно когда сняли крышу и верхнюю часть дверей. В техинструкции максимальная скорость автомобиля ограничивалась скоростью 90 км/ч, но я лично выжимал из нее 100. Да и, кстати, вмешалось нас в машину 7 человек!
Авто неплохо знали и за рубежом. Будете смеяться, но в 1978 году на международном салоне в городе Турин (Италия) он вошёл в десятку лучших автомобилей Европы, а в 1979 году на международной выставке в городе Ческе-Будеёвице (ЧССР) он получил Золотую медаль как один из лучших автомобилей для жителей села. Полюбился он в странах Магриба, куда активно поставлялся и где получил название «миндаль», так как слово луаз созвучно названию этого ореха.
Похоронил автомобиль распад СССР. В принципе были интересные попытки модернизации автомобиля и, причем очень немало. Из них следует выделить модель ЛуАЗ Прото, разрабатываемая в дизайнерском бюро Ленинграда (тогда еще Ленинграда) и ЛуАЗ 1302 «Форос», оснащаемый итальянским двигателем «Lombardini» и который был бы прекрасным пляжным автомобилем.
Но не срослось, увы.

ЛуАЗ 1302 «Форос»

Для меня Волынянка навсегда останется хорошим, качественным, годным автомобилем. Настоящий первым внедорожником и отличным в приусадебном хозяйстве и сельской местности (при том, что я и село это термины взаимоисключаемые). Я никогда не буду зубоскалить над этой машинкой, и всегда буду вспоминать ее с теплотой.
Ну а напоследок пару видео с ее участием, для того, чтобы было понятно, что она очень и очень годилась для тех задач, которые перед ней ставились.

ЛуАЗ 969 – удивительный автомобиль. А как еще назвать неказистую внешне машину, которая по проходимости может сравниться с уазиком и Нивой, проектировалась для армии, а применялась сельчанами? Сейчас это авто родом из Луцка почти забыто, но до сих пор встречаются ценители, готовые потратить свои деньги на покупку «жужика».

История успеха 969 ЛуАЗа отчасти парадоксальна. Производился он в Луцке, где в 50-х годах прошлого века несколько автомастерских были объединены в автомобилеремонтный, а потом и машиностроительный завод. Ничем особенным он не отличался: как и во многих республиках СССР, здесь производили сельхозоборудование и ремонтировали грузовики.

Истоки и фото ЛуАЗ 969

Перемены начались, когда в Научно-исследовательском автомобильном и автомоторном институте была разработана специально для ВДВ концепция ТПК (транспортера переднего края). Он представлял собой обыкновенную моторизованную тележку, которая десантировалась с самолета и перевозила помимо водителя несколько носилок или шесть раненых в сидячем положении. Обязательными требованиями были низкий силуэт, полный привод и оснащение лебедкой. К тому же ТПК был амфибией, то есть плавал с помощью вращения колес. Прототип получил название «Огонёк» с индексом НАМИ-049. Помимо полного привода его оснастили независимой торсионной подвеской, межосевым и двумя межколесными блокирующимися дифференциалами и редукторами. Транспортер приводился в движение 22-сильным мотором, так что было принято решения и дальше развивать данный проект.

НАМИ-049А оснастили уже стальным кузовом с тентом (у прошлой модели кузов был из стеклопластика). Ходовая часть претерпела некоторые изменения: межосевой дифференциал убрали, а задний мост сделали отключаемым, предоставив возможность езды по дорогам с асфальтовым покрытием. Важнее же всего прочего стала установка нового 27-сильного двигателя объёмом 0,9 литра, того самого, который потом ставили на знаменитый «горбатый» запорожец.

Подрамник автомобиля: зачем он нужен и как сделать подрамник на Ниву 2121? Подробнее

В таком виде ТПК и стали выпускать в Луцке уже как ЛуАЗ 967. До 1989 года эти автомобили выпускались в большом количестве, претерпев несколько модернизаций и, как принято сейчас говорить, редизайнов. В 1969 ЛуАЗ наконец добрался до военных, где использовался в составе мотострелковых частей и частей ВДВ.

Проявил себя ЛуАЗ и за пределами СССР в других странах Варшавского договора. Транспортер-амфибия, по словам некоторых экспертов, не имеет аналогов и по сей день. Со временем ЛуАЗ стал уже не тележкой и легким джипом, а в некоторых модификациях даже обзавелся собственным вооружением.

Гражданский вариант транспортера претерпел ряд конструктивных изменений, главное из которых – отказ от плавучести. Приспосабливая автомобиль для нужд сельчан, инженеры-конструкторы изменили посадку водителя и пассажиров, добавили пристяжные брезентовые боковины, а обводам кузова предали какое-то подобие формы. Измененный транспортер под индексом 969 в количестве первых тридцати штук выпустили в Запорожье, после чего производство было передано все тому же Луцкому автомобильному.

Что в итоге

Конечно, ЛуАЗ 969 м не является амфибией, но его происхождение чувствуется с первого взгляда. Кузов компактно смещает в герметичном корпусе мотор и коробку передач, главную передачу и кардан, который для надежности еще и в трубу поместили. Ходы подвески даже по нынешним меркам впечатляют, образуя дорожный просвет в 28 и 30 сантиметров под передней и задней осью.

Внедорожный арсенал дополняется отличной зубастой резиной, редукторы, дифференциал и продуманную развесовку: при весе меньше тонны переднеприводный ЛуАЗ имеет смещенный на переднюю ось кузов и мотор, расположенный тоже спереди. В результате карабкается этот малыш в гору и пробирается по труднопроходимой местности подобно маленькому танку: медленно, упорно, но стабильно и целенаправленно.

В народе бытует мнение, что моторы от запорожцев сослужили ЛуАЗу плохую службу, сильно убавив его потенциал. Однако надо заметить, что именно благодаря этим двигателям «жужик» не только появился на свет, но и вошел в массы. Кроме того, в отличие от заднемоторного «Горбатого», ЛуАЗ не испытывал склонности к перегреву.

Зато ездил он примерно так же. Отзывы владельцев говорят однозначно: динамика – это не про 969-й. Без сноровки ехать на дальние расстояния однозначно не стоит, бывалые водители говорят, что на первых двух передачах автомобиль едет примерно как танк. Только на пятой передаче создается ощущение езды.

Ехать комфортно можно на 60 км/ч, причем, здесь проявляется интересная деталь. От природы ЛуАЗ не оснащен какой-либо шумоизоляцией (она, конечно, есть, но по факту бесполезна), однако при наборе скорости шума в салоне становится меньше (или же к нему просто привыкаешь). Когда со временем начинаешь чувствовать автомобиль, выходишь на оптимальную скорость и спокойно едешь на постоянной скорости от заправки до заправки.

Преображение и уход

Успех в массах (или попросту отсутствие альтернативы из числа переднеприводных авто) позволил ЛуАЗу выйти на международный рынок и преобразиться. В 75-м на модель поставили 4-сильный запорожский движок, слегка изменили салон и корпус, заменили светотехнику, добавили наконец-то замки на двери, а в спустя четыре года запустили в серию под индексом ЛуАЗ 989М «Волынь». Дошло даже до того, что обновленный автомобиль в 78-м году на Туринском автосалоне был признан одним из 10 лучших европейских внедорожников.

В 1985 году произошла смена индексов и 989М стал называться ЛуАЗ-1302. Однако не только название изменилось: главным изменением стал 53-сильный 4 цилиндровый мотор от Таврии, который был не только экономичным, но и давал хоть какую-нибудь динамику. Если 989М при езде в 60км/ч расходовал 10 литров на сотню, то 1302 тратила лишь 7.7 литра, причем максимальная скорость выросла с 85 до 100 км/ч. ЛуАЗ 1302 позаимствовал у ВАЗ 2108 сиденья, получил дополнительную шумку, став в результате быстрее и комфортнее. Впрочем, к началу выпуска Украина уже стала самостоятельным государством, так что россияне новинку оценить не смогли.

Вместе с СССР закончились и золотые времена «Волыни». Украинские период истории вышел не совсем удачным: выпуск небольших партий по госзаказу, неудачные модификации и спецверсии показали, что «Волынь» уже упустила свои лучшие годы, не сумев наладить полноценное собственное производство.

Народная любовь

«Волынь» прославилась в народе. Ее и любят, и ненавидят, но к ней явно не относятся с равнодушием. Судить об этом можно даже по прозвищам автомобиля: уже упомянутый «жужик», «Волынка», «Лунтик/Луноход», «тушканчик», «Чебурашка» и т.д.

Первый народный «проходимец» отлично покупают и по сей день, причем причина не только в выдающихся внедорожных качествах. Практически полное отсутствие комфорта открывает простор, чтобы провести тюнинг тюнинг ЛуАЗ 969 , что и привлекает народных умельцев.

Купить ЛуАЗ 969 сегодня можно по нескольким путям:

— из частных рук. Цена индивидуальна, зависит от пробега и состояния. Известны случаи, когда продают абсолютно новые автомобили, с пробегом в пару километров и в идеальном состоянии, просто машина стояла в гараже лет 20-25. Коллекционеры готовы заплатить очень большие деньги, о чем продавцы естественно знают.

— купить ЛуАЗ 969 с консервации. Законсервированные ЛуАЗы – это списанные с резерва в военных частях автомобили, которые продают частным лицам. Учтите, что так можно купить исключительно ранние версии, а состояние машин может быть как близким к идеальному, так и практически убитым. К тому же необходимо правильно расконсервировать автомобиль и подготовить его к эксплуатации.

Видео о ЛуАЗ 969

Итог

ЛуАЗ 969 – легендарный автомобиль, который стоит в одном ряду с УАЗ и Нива, а по некоторым показателям и превосходит их. Если вы решили купить «Волынь», учтите, что придется уделить достаточно много времени на приведение и поддержание автомобиля в хорошем состоянии. Вариантов его тюнинга великое множество, однако эксперты не советуют устанавливать более мощный двигатель, потому что узлы машины попросту на рассчитаны на возрастающие в таком случае нагрузки.