Лучше летом тосол или антифриз. Чем тосол отличается от антифриза, что лучше и в чем разница

Работа двигателя сопровождается большим тепловыделением и его охлаждение необходимо для каждого автомобиля. Снижения температуры, получаемого путем движения воздуха, будет недостаточно, и существуют специальные охлаждающие жидкости. От их качества зависит функционирование двигателя, поэтому важно выбрать нужный состав. На рынке представлены различные виды тосолов, и необходимо знать их особенности.

Охлаждающая жидкость

Для охлаждения двигателя нужна жидкость с модифицированными показателями замерзания и кипения. Такие особенности позволяют использовать транспортное средство в условиях суровой зимы или аномального лета. В разговорной лексике все виды охлаждающих жидкостей называют тосолом или антифризом. В этих названиях кроются огромные различия в составе, что отражается на их эксплуатационных качествах.

Тосол, как и антифриз маркируется производителями не только по характеристикам, но и окрасом. Эти особенности нужны для визуального отличия разных по составу жидкостей. Так, цвет тосола может быть синий или красный, а антифриз имеет гораздо больше оттенков. Для правильного понимания их свойств следует изучить состав хладагента.

Что такое тосол и антифриз

До появления охлаждающих жидкостей в качестве охладителя применялась вода. Её закипание или замерзание в системе затрудняло использование машины, и автомобильная промышленность требовала более эффективного решения. Основой охлаждающей жидкости является раствор этиленгликоля с дистиллированной водой. В качестве присадок используются органические вещества или сложные химические соединения. За счёт таких добавок и достигаются различные свойства охлаждающей жидкости.

Тосол стал первой охлаждающей жидкостью, которая была доступна в широкой продаже. Топливная система автомобиля требовала качественного охлаждения, и вода плохо подходила по своим физико-химическим характеристикам. Применение жидкости на основе этиленгликоля значительно упростило эксплуатацию машины. Низкий порог замерзания был важен в условиях суровой зимы, и тосол предоставил возможность почувствовать все преимущества хорошего охлаждения.

Применение тосола

Тосол – разрабатывался в СССР для отечественных автомобилей. Во время его выпуска понятие антифриз на рынке автохимии не существовало. Было создано несколько видов тосола, которые имели различный порог замерзания. Кроме того, цветовые маркеры позволяли быстро обнаружить течь или изменение свойств жидкости. Тосол не являлся отдельным продуктом и входил в группу антифризов первого поколения. Сегодня существует всего два вида таких растворов:

  • Тосол 40 – имеет синий окрас и замерзает при температуре – 40;
  • Тосол 65 – жидкость красного цвета, которая выдерживает морозы до -65.

В обоих растворах используется одинаковый химический состав, и различия между ними заключается в концентрации спирта. Разница в цвете служит только для выделения значений температурного порога.

Применение антифриза

Антифриз – представляет собой целую группу охлаждающих жидкостей, разрабатываемых крупными зарубежными компаниями. Такой состав отличается от воды не только изменённым порогом замерзания и точкой кипения. Температурное расширения при воздействии холода у антифриза составляет 1,5%, в то время как вода имеет 9%. Жидкости на основе этиленгликоля получили наибольшее распространение, а добавление присадок помогло значительно улучшить их свойства.

Нормирование охлаждающих жидкостей производится на основании ГОСТ 28084-89, но его требования не регламентируют состав и количество присадок. В большинстве стран есть собственные государственные нормативы, и производство антифризов, выполняется на основе их рекомендаций. Кроме существования ГОСТов, используют различные ТУ, на основании которых указываются температурные пределы.

Маркировка тосола

Охлаждающая жидкость давно известна большинству водителей. Кроме знакомой всем маркировки, информирующей о температуре замерзания тосола, существует и буквенный код. Такое разделение даёт возможность получить более полную информацию о составе охлаждающей жидкости. Существует всего три вида такого обозначения:

  • А – охлаждающая жидкость полностью готова к заливке в автомобиль и не требует изменения в своём составе;
  • М – модернизированный состав в который включены ингибиторы, предотвращающие появление ржавчины;
  • К – концентрат из которого самостоятельно приготавливается охлаждающая жидкость путём добавления дистиллированной воды.

Именно после этой маркировки указывается температура замерзания, назначение и состав. Такое обозначение идет вразрез с требованиями ГОСТ 28084-89, который допускает только маркирование готового раствора или концентрата. Следовательно, тосол, изготовленный по этим требованиям, не имеет категории «М» в наименовании. Использование в производстве ТУ, напротив, не запрещает такого обозначения.

Влияние тосола на систему охлаждения

Тосол хорошо сочетается со всеми хладагентами, имеющими присадки минерального типа. Такая особенность позволяет использовать любые отечественные охлаждающие жидкости, а также импортные аналоги, имеющие обозначение G11. При правильной плотности коррозионное воздействие будет минимальным, но снижение таких показателей приведет к быстрому загрязнению тосола от контакта с металлическими деталями.

Сильный нагрев не способен принести вреда охлаждающей жидкости, но имеет пагубное действие на конструктивные элементы. Так, размягчение резиновых патрубков, способно привести к утечке тосола, что потребует необходимости восполнить утраченный объём. Следует помнить, что заливать чистый концентрат категорически запрещено, и такие действия могут заморозить двигатель.

Совместимость тосола и антифриза

Содержание охлаждающей жидкости может снизиться в результате потери герметичности в системе или физического испарения воды. Благодаря использованию красящих веществ такая протечка видна сразу, но подобная ситуация будет требовать восполнения антифриза. В зависимости от того, какой тип охлаждающей жидкости используется в машине, можно подобрать равнозначную замену. Антифризы имеют маркировку от G11 до G13, причём их отличия довольно существенны.

Если с заменой и добавлением тосола всё понятно, то антифризы вызывают немало вопросов. Совместимость охлаждающей жидкости в основном зависит от типа используемых присадок и непродуманное смешение способно привести их в негодность. При несовместимости хладагентов будет правильным долить дистиллированной воды, что избавит от необходимости промывки всей системы. Если тосол рекомендуется ГОСТами и ТУ, то антифриз имеет нормирование страны изготовителя. Для правильной работы системы охлаждения следует знать всё о совместимости таких продуктов.

Добавление воды в тосол или антифриз

Изменение концентрации раствора, путём отклонения его показателей от допустимых, способно причинить вред системе охлаждения автомобиля. Расчётная плотность тосола и антифриза будет повышаться при испарении влаги. В таком случае добавление дистиллированной воды поможет восстановить свойства хладагента, но подобная мера недопустима при разгерметизации системы охлаждения и утечке тосола.

Добавление воды в сбалансированный производителем, охлаждающий раствор изменит его характеристики. Температура кипения и замерзания антифриза имеет точно рассчитанные показатели. Такие действия способны привести к перегреву двигателя, а замерзание жидкости будет причиной течи в радиаторе. Добавление воды обоснованно только в случае её испарения. Причем для выполнения такой операции следует слить охлаждающую жидкость, произвести смешивание и только затем залить её обратно.

Определение качества тосола

Хотя подделывать тосол из-за его небольшой цены не совсем выгодно, такие случаи далеко не исключение. Первое, на что следует обратить внимание, - это цвет. Жидкость должна быть синего цвета, и такой окрас не может влиять на её прозрачность. Марка А-65 имеет красный цвет, но специфический температурный режим делает её менее популярной. Тара производителя всегда имеет хороший внешний вид и на ней недопустимы перекосы этикетки или некачественно запаянная крышка.

При малейших сомнениях будет нелишним попросить у продавца сертификат соответствия. Хотя подобная процедура необязательна, все производители предпочитают добровольно пройти сертификацию. Если таких документов не существует, лучше забыть о сомнительной жидкости и приобрести продукцию проверенного поставщика.

Защита радиатора и охлаждающей системы

Современная автомобильная промышленность в производстве отдаёт предпочтение лёгким металлам. Использование алюминия плохо сочетается с охлаждающими жидкостями типа тосола. Его главным недостатком считается невозможности построения защитной оболочки при высоких температурах. Именно поэтому большинство производителей рекомендуют в качестве хладагента стали использовать антифриз G12 или более старшие поколения. Карбоксилатные составы благодаря присадкам, напротив создают алюминию щадящие условия, и предотвращают окисление.

Для продолжительной работы системы охлаждения следует соблюдать такие правила:

  • Для доливки использовать антифриз того же производителя;
  • Не смешивать антифриз разного химического состава и поколения;
  • Недоливать слишком много воды при испарении антифриза;
  • При выработке тосола промыть всю систему охлаждения.

Единого стандарта для замены тосола не существует и при выполнении таких операций следует больше уделять внимания техническим условиям, чем ГОСТу. Хороший антифриз выпускается под разными брендами, а его замена не доставит сложностей даже новичку.

Выбор охлаждающей жидкости и её замена

Появление на рынке антифризов последнего поколения с практически пожизненной гарантией внесли новшества в производство транспортных средств. К примеру, Volkswagen и General Motors не требуют замены хладагента в течение всего периода эксплуатации. Владельцам старых машин следует основывать свой выбор на рекомендациях производителя. Для обладателя далеко не новой техники вряд ли будет практично заменять привычный тосол на антифриз G13, цена которого в десятки раз выше.

Замена охлаждающей жидкости может быть плановой или досрочной. Попадание выхлопных газов через неисправную прокладку головки блока или подсос воздуха в месте разгерметизации приведёт к интенсивному старению жидкости. Так, коричневый тосол или его темно-бурый цвет будут свидетельствовать о наличии ржавчины в системе. Для проверки качества антифриза можно измерить плотность раствора. Так, показатели в пределах 1,06-1,090 считаются оптимальными для хладагента. Обслуживание системы охлаждения автомобиля не представляет сложностей и элементарные знания видов антифриза помогут избежать проблем в дороге.

Если у вас возникли вопросы - оставляйте их в комментариях под статьей. Мы или наши посетители с радостью ответим на них

Нормальная работа двигателя внутреннего сгорания возможна только при правильном функционировании системы охлаждения, которая обеспечивает отвод излишков тепла и сброс их в атмосферу. Из статьи вы узнаете, чем отличаются и научитесь выбирать качественную охлаждающую жидкость.

Как работает система охлаждения

Во время сгорания топлива в цилиндрах выделяется большое количество тепла, большая часть которого уходит вместе с выхлопными газами. Оставшееся тепло распределяется между поршнем, цилиндром и . Благодаря этому повышается температура стенок поршня, блока цилиндров и ГБЦ, что облегчает воспламенение топлива и улучшает его сгорание. Если двигатель продолжит нагреваться даже после достижения оптимальной температуры, то топливо будет воспламеняться раньше, чем нужно (детонация), из-за чего начнут разрушаться шатуны, коленчатый вал, поршни, клапана и днище ГБЦ. Помимо этого, раннее воспламенение топлива приведет с падению мощности двигателя и ухудшению экономичности.

Дальнейший рост температуры приведет к:

  • появлению трещин в ГБЦ; разрушению клапанов и поршней;
  • перегреву масла и вызванному этим увеличению износа коленвала и вкладышей;
  • ухудшению работы маслосъемных колпачков и попаданию масла цилиндры, что приведет к еще большему снижению мощности и увеличению расхода топлива;
  • резкому снижению общего ресурса двигателя; заклиниванию коленвала.

Помпа (водяной насос) системы охлаждения гонит охлаждающую жидкость (ОЖ) по каналам. Благодаря этому ОЖ омывает блок цилиндров и ГБЦ, унося с собой излишки тепла. После этого ОЖ поступает в радиатор, который обдувает входящий воздух. Использование вентилятора позволяет повысить эффективность обдува. После охлаждения в радиаторе ОЖ поступает в блок цилиндров, поднимается до ГБЦ и охлаждает мотор. Чем , тем сильней вращается крыльчатка помпы и тем быстрей движется ОЖ по каналам системы охлаждения.

На что влияет состав ОЖ

В тех регионах, где температура зимой не опускается ниже нуля градусов, в систему охлаждения раньше (20-60 года прошлого века) заливали дистиллированную воду. Так поступали, потому что не было специальных жидкостей, блоки цилиндров изготавливали из чугуна, а радиаторы из латуни. Если ожидались морозы, а на автомобиле нужно было ездить, то в воду добавляли этиленгликоль. Однако, переход на алюминиевые блоки цилиндров и радиаторы не позволяет применять такой подход, потому что этиленгликоль разъедает стенки каналов, радиатор и крыльчатку помпы. Поэтому в такую охлаждающую жидкость необходимо добавлять вещества, которые снижают повреждающее действие этиленгликоля (ингибиторы коррозии).

Чем отличается антифриз от тосола

Этиленгликоль известен еще во второй половине 19 века, но широкое распространение получил лишь после Первой мировой войны. В 20-х года прошлого века его стали использовать для превращения воды в «антифриз», что в переводе с английского языка означало «против мороза». Со временем антифриз начали выпускать в промышленных масштабах. Однако, производство двигателей не стояло на месте, появлялись новые технологии и антифриз на основе этиленгликоля уже не подходил для использования в качестве ОЖ, потому что сильно повреждал мотор. По всему миру начались исследования, целью которых было создание антифриза нового поколения.

Советский государственный научно-исследовательский институт органической химии и технологии (ГосНИИОХТ) также участвовал в этих разработках. Им удалось создать очень удачную комбинацию антифриза, который не вредил алюминиевым блокам цилиндров и радиаторам. Такой эффект дало добавление некоторых неорганических солей, снижающих коррозионную активность этиленгликоля. Название «Тосол» возникло из начальных букв наименования отдела, в котором и был разработан особо удачный антифриз – Технология Органического Синтеза. А окончание «ол» традиционно для химической терминологии, и обозначает маслянистые вещества. Так возник особый вид антифриза под названием «Тосол».

Под термином «антифриз» подразумевают любую жидкость для системы охлаждения, которая не замерзает при низких температурах. Поэтому тосол – тоже антифриз, только изготовленный по оригинальной технологии, разработанной ГосНИИОХТ. Однако, каждый производитель использует собственную рецептуру антифриза. Одни добавляют в ОЖ глицерин, что позволяет снизить стоимость продукции, но серьезно ухудшает ее качество. Другие, добавив глицерин, пытаются свести к минимуму его негативное влияние, для чего вливают в состав ОЖ метанол. В итоге получается жидкость, которая хоть и выдерживает низкие температуры, но , нагревшись до 90-95 градусов. Единственный документ, который регламентирует качество ОЖ - ГОСТ 28084-89. В нем не предусмотрено добавление в ОЖ ни глицерина, ни метанола.

Как определить, что залито в систему охлаждения

Антифризы, включая тосол, окрашивают в различные цвета. При использовании качественных антифризов это позволяет избежать смешивания несовместимых охлаждающих жидкостей . Тосол с момента разработки окрашивают в три цвета. Поэтому визуально отличить одну охлаждающую жидкость от другой невозможно. Единственное, что можно определить наверняка – если жидкость рыже-оранжевого цвета, значит, выработала свой ресурс и начала разъедать двигатель. Такую жидкость необходимо немедленно заменить.

Несмотря на то, что тосол это тоже антифриз, смешивать их нежелательно. Ведь велика вероятность, что различные компоненты, входящие в их состав в лучшем случае нейтрализуют друг друга, а в худшем образуют вещества, которые повредят двигатель. По этой же причине нежелательно смешивать «антифриз» различных марок.

Виды и маркировка тосола

Тосол, как и антифриз, разделяют на три основных вида, которые обозначают буквами:

  • А – полностью готовый к заливке в автомобиль;
  • М – модернизированный, в состав которого включены дополнительные компоненты;
  • К – концентрированное средство, предназначенное для самостоятельного изготовления охлаждающей жидкости.

После них ставят две цифры, которые показывают температуру замерзания ОЖ. Однако ГОСТ 28084-89 предусматривает другое деление на виды, которое распространяется не только на тосолы, но и любые антифризы. По этому документу существует лишь три вида антифризов: концентрат (ОЖ-К) и готовое к использованию средство (ОЖ), в котором число после букв означает температуру замерзания (40 или 65 градусов). Если тосол изготовлен по ГОСТ, то его маркировка должна соответствовать требованиям этого документа. При этом название жидкости может быть любым. К примеру, Тосол «Нева».

Как определить качественный тосол

Те, кто покупают тосол, избавлены от мучений с проверкой качества, через которые проходят покупатели антифриза. Ведь тосол подделывать менее выгодно, чем более дорогой антифриз под звучными названиями. Обратите внимание на цвет тосола. Он должен быть между синим и голубым и несильно снижать прозрачность жидкости. Иногда производители окрашивают его в зеленый цвет. Тосол другого цвета является подделкой. Исключение составляет тосол марки А-65, который некоторые производители окрашивают в красный цвет. Внимательно осмотрите тару, в которой продают антифриз. Если наклейки с информацией о тосоле наклеены неровно, перед вами подделка. Антифриз и тосол, которые легально продают в России, всегда маркированы по ГОСТ 28084-89, который предусматривает деление жидкостей на три типа ОЖ-К, ОЖ-40, ОЖ-65. Если на этикетке не указан тип ОЖ, но есть ссылка на ГОСТ 28084-89, перед вами подделка. Этого правила придерживаются все российские и зарубежные производители, которые официально поставляют охлаждающую жидкость в магазины.

Попросите продавца показать вам сертификат соответствия. Несмотря на то, что обязательной сертификации антифризы не подлежат, все серьезные производители автохимии проводят добровольную сертификацию своей продукции. Если сертификата нет, скорее всего, перед вами тосол от неизвестного производителя, поэтому его настоящие характеристики являются тайной. Средняя цена тосола 70-100 рублей за литр . При этом стоимость 1 литра жидкости в таре на 5 и 10 литров оказывается несколько меньше. Если же стоимость тосола меньше 50 рублей за литр, перед вами подделка.

Каков срок службы тосола и антифриза - когда менять?

Тосол или антифриз. Что лить в двигатель

Среди автолюбителей не утихают споры о том, что лучше, тосол или антифриз. Противники тосола в качестве доказательства приводят мнение автопроизводителей, которые рекомендуют для своих машин определенные марки антифриза. Их противники опираются на результаты независимых исследований, которые показывают, что качественный тосол ничем не уступает лучшим антифризам по температуре замерзания, температуре кипения, сроку службы, эффективности охлаждения двигателя и влиянию на ресурс мотора.

Иногда сторонники антифризов говорят, что тосол теряет свои качества при нагреве до 150 градусов. При этом они забывают, что если охлаждающая жидкость нагрелась до такой температуры, двигателю срочно необходим серьезный ремонт. Многочисленные добавки в антифризы, по словам производителя, улучшают характеристики их продукции, превращая ее в идеальную охлаждающую жидкость. При этом они скромно умалчивают, что идеальная охлаждающая жидкость, это дистиллированная вода и никакой тосол или антифриз не может превзойти ее.

Поэтому нет никакой разницы, какую из качественных охлаждающих жидкостей вы зальете в полностью исправный двигатель. Невысокая цена (ведь производители тосола не берут плату за звучное название и раскрученный бренд) делает подделку тосола куда менее выгодной, чем более дорогого антифриза. Поэтому вероятность приобрести поддельный или некачественный антифриз в 3-5 раз выше. Все это позволяет сделать вывод – для двигателя нет никакой разницы между качественным тосолом и качественным антифризом.

Январь 5, 2017

Для многих автомобилистов понятие тосол, антифриз – идентичны. Но, так ли это, на самом деле?! Почему тогда один производитель прямо указывает первый вариант в инструкции по эксплуатации, а второй – иной. Очевидно, что различие имеется. На первый взгляд, тосол больше подходит для отечественных марок, а антифриз для зарубежного автомобильного транспорта. Итак, тосол и антифриз в чем разница, что произойдёт при смешивании, на эти и другие вопросы ответим в статье ниже.

Понятие каждого из хладагентов

Сейчас, рецепт «блюда» настолько устарел, что его никто уже не использует при производстве. Причиной всему, модернизированные двигателя с повышенными техническими характеристиками. Старые технологии, уже не в счёт, состав тосола имеет совсем иные критерии.

Какой тип хладагента приобрести

Не покупайте первую канистру, которая вам попалась под руку. Перед тем, как сделать выбор, следует быть немного теоретически подкованным в вопросе разновидностей и применения. Классы веществ:

  • минеральный класс (G11): тосол относится к первому типу. Срок эксплуатации составляет от 50 до 55 тыс. км. пробега. При использовании техники ниже указанного интервала, замена раз в два года;
  • органический класс (G12): срок эксплуатации составляет пять лет или 260 тыс. км. пробега. Как правило, это зарубежные аналоги. Отечественный продукт такими химическими свойствами, не обладает;
  • гибридный класс (G12, G13): данный тип совместим с классом 11 и 12. Разрешено доливать, смешивать, при необходимости, одобрена заливка в новый силовой агрегат, по умолчанию.

Химическая основа у продуктов идентичная – этиленгликоль, а плотность разная. При определении плотности, принято пользоваться специальным прибором, под названием ареометр.

Критерии сортировки хладагента


В продаже часто встречаются жидкости таких цветов: синий, зелёный, красный, жёлтый. Отличается продукт друг от друга по температуре кипения и замерзания. Для большинства регионов – синий и зелёный. Там, где свирепствуют морозы – красный. Жёлтый, характерен для Страны восходящего Солнца – Японии.

Американские автопроизводители идентифицируют антифриз по такому принципу:

  • если транспортное средство имеет установленный радиатор из меди, латуни, то следует заливать красный;
  • радиатор из алюминия, заливайте зелёный;
  • чугунный вариант, как у большинства отечественных авто, используйте синий.

Согласно всех стандартов и российских ГОСТов, жидкость хладагента должна быть однородной, без примесей, относительно прозрачна. Несмотря на идентичные цвета, смешивать разные классы категорически запрещено. Не исключено появление частиц, окаменелостей, выпадение мутного осадка. Спустя некоторое время, ил превратиться в твёрдую породу и начнёт забивать патрубки радиатора и блока цилиндров, мотор начинает закипать. Как говорится, вас приветствует капитальный ремонт. Кто сталкивался, тот знает, чем это грозит. Вообще, предсказать поведение двух жидкостей при смешивании, практически невозможно, только догадки и опыт механиков. Дабы водная рубашка всегда оставалась чистой, двигатель полноценно охлаждался, систематически промывайте его проточной водой. Одного раза в год будет достаточно.

Если беда настигла в пути. Зачастую, поломки случаются во время движения, когда меньше всего ожидаешь этого, а под рукой нет ничего. В качестве исключения, разрешается смешивать несколько видов воедино. Но, для того, чтобы доехать до ближайшего сервиса. Как правило, расстояние не превышает более 50 – 60 км. За это время ничего катастрофического не произойдёт с системой охлаждения. Обязательно, после приезда на сервис, замените хладагент, промойте систему обычной водой для нейтрализации и выведения отходов. Опытные мастера рекомендуют делать трёхкратную промывку, отъездить на дистиллированной воде около 25 км., только после заливать новый антифриз. Предложенный способ затратный в финансовом плане, но эффективный для продления срока эксплуатации технического средства. При совершении покупок, проверяйте товар на оригинальность, соответствие стандартам. Требуйте предоставления продавцом сертификата качества на продукцию.

Определить, что тосол непригоден к использованию, можно по смене цвета или полном обесцвечивании. Причиной тому может быть некачественный продукт или длительный срок его использования. Требуется срочная замена. Перед каждым выездом заглядывайте в расширительный бак автомобиля, проверяйте уровень по меткам «минимум» и «максимум», при необходимости доливайте. Всегда возите при себе руководство по эксплуатации транспортным средством, при возникновении спорных ситуаций, берите данные с книги, для точности.

На протяжении последних нескольких десятков лет, с возникновением новых фишек для автомобилистов, несколько поколений имеют сложный выбор. Тосол и антифриз: в чем разница, что лучше и для чего вообще оно предназначено?

Последние десять-пятнадцать лет умы автомобилистов уже не так сильно будоражит новинка под названием «антифриз» для охлаждения двигателя. А еще несколько десятков лет тому, это и вправду была новинка – а еще, хороший способ продать не пойми что под видом охладительной жидкости.

Поэтому важно не только понимать разницу между этими жидкостями, но еще и уметь определять качество.

История и отличия автомобильного «охладителя»

Несмотря на множество опровергающих мнений «великих» автомобилистов, с уверенностью сообщаем: разница между тосолом и антифризом существует, и она достаточно существенна. Именно это станет нашей сегодняшней темой для обсуждения. Чтобы выяснить, в чем разница, совершим небольшой экскурс в прошлое.

Еще несколько десятков лет тому назад, на наших дорогах было большой редкостью встретить иномарку. Был запрещен не только импорт автомобилей, но и разнообразных деталей к ним. Собственно говоря, импорт был экономически не выгоден – страна самостоятельно производила все необходимое. Охлаждающие жидкости – не исключение из этого правила.

В чем же разница?

Тосол – это продукт советских времен. По сути, тосол и антифриз – это одно и то же, поскольку тосол имеет тот же принцип действия. Только раньше «тосол» был всего лишь существительным, в некотором роде даже аббревиатурой. «ТОС» расшифровывается, как технология органического синтеза, а частичка «ОЛ» означает этиленгликоль, т.е. спирт. Со временем же, тосол превратился в нарицательное название, чем и сбивает с толку начинающих автомобилистов.

Разница между тосолом и антифризом становится заметна еще на этапе их создания. Хотя эти два состава были придуманы в разное время, в разном месте и разными людьми, основа схожа – спирт и очищенная (дистиллированная) вода, т.е. разница не большая. Это вполне логичный выбор:

  • Спирт, смешанный с водой, не позволяет ей замерзать. Это понижает порог замерзания и позволяет эффективно охлаждать детали.
  • Закипать такая смесь будет, согласно свойствам воды – т.е. при температуре в сто градусов.

Но, несмотря на схожие основы, и тосол, и антифриз, имеют в своем составе еще и ряд добавок, которые и влияют на их свойства.

Химический состав: в чем отличие?

Как уже было сказано выше, разница в свойствах антифриза и тосола, заключается именно в добавках. Бывалый автомобилист отличит эти жидкости по цвету. А вот тем, кто только знакомится с железными лошадями, будет полезно прочитать эту статью.

Присадки – один из наиболее заметных показателей, по которым ОЖ отличаются.

Главным отличием является природа, т.е. органика или неорганика. Первый вариант относится к зарубежным (импортным) продуктам, а второй – к отечественным. Понятно, что это влияет не только на температуры работоспособности жидкостей и плотность, но и на качество охлаждающей жидкости.

  • Тосол может навредить системе автомобиля, поэтому его добавки обеспечивают еще и дополнительную защиту деталей. За счет своего состава, тосол создает специальный защитный слой, который предотвращает коррозию системы. Но из-за этого, эффективность теплоотдачи снижается. Как следствие, двигатель изнашивается быстрее, уходит больше бензина.
  • Антифриз образует подобную защиту лишь на особо опасных участках, что снижает риск проблем с двигателем.

Узнайте больше

Немного статистики: тосол требует замены через 37-40 тысяч километров, в то время как антифриза хватает на 250-270 тысяч километров. Существенная разница, не так ли? Маленький интересный факт для практического использования: цвет охлаждающей жидкости «показывает» температуру кипения. Поэтому если уж вам когда-то придется смешивать между собой жидкости, то помните, что это можно делать только с похожими оттенками!

Меняем охлаждающую жидкость: как ничего не перепутать?

Логично предположить, что жидкости, обладающие разными химическими свойствами, лучше между собой не смешивать. Учитывая, что основы у них схожи, на выходе можно получить абсолютно непредсказуемую смесь , которая не принесет двигателю вашей машины ничего хорошего. Конечно, могут найтись уникумы, которые скажут вам, что это ведь два вещества для охлаждения, и их можно смешать.

Но, прежде чем решаться на эксперименты с машиной, проверьте жидкости вне системы. Смешайте небольшое количество тосола с антифризом в одной емкости. Если образуется осадок – поздравляем, они не совместимы! А теперь представьте, что было бы, если бы этот осадок был в машине? Система охлаждения безнадежно испорчена.

Смешивание веществ

Даже, если после смешивания жидкостей, никакого осадка в виде хлопьев или пены не появилось, это вовсе не означает, что подобная смесь – безопасна. Неприятный сюрприз может всплыть в самый неподходящий момент, например, когда двигатель начнет перегреваться, а жидкость возьми – да и превратись в пену. Так можно не только распрощаться с машиной, но и чего доброго, и в ДТП попасть.

Вопрос об экспериментах с разноцветными жидкостями уже возникал – это запрещено. Дело в том, что цвет жидкости зависит от её характеристик. А разные добавки между собой не сочетаются. Поэтому, если вы решили сменить тосол на антифриз или наоборот: не ленитесь – почистите систему охлаждения. Все-таки, химическим составом тосол от антифриза отличается существенно.

Замена охлаждающей жидкости: что, в каком порядке, и куда?

Покупка качественного тосола или антифриза

  • Поскольку замену необходимо провести грамотно, первым делом надо позаботиться о качестве.
  • Никому не нужна подделка, да и переплачивать совсем не хочется.
  • Если вы совершаете покупку на рынке – будьте осторожны. Эти названия звучат довольно часто, но часто это лишь пиар.
  • Помните, что тосол – это антифриз, но не каждый антифриз – это тосол. Иначе получится, что пришли вы за антифризом, а вам под его видом «красиво» продали отечественный, дорогой, качественный тосол.

Чтобы такой ситуации не возникло, подготовьтесь к походу за покупкой. Проконсультируйтесь с опытными автомобилистами, возьмите с собой друга.

Промывка охлаждающей системы

  • Если действовать логично и по плану, можно предположить, что перед тем, как заливать новую жидкость, старую нужно слить, а емкость – вымыть. Чем и следует заняться.
  • Предыдущий антифриз сливаете – бачок, радиатор и блоки цилиндров.
  • Можете поставить машину под уклоном, чтобы капот был под наклоном вниз. (Не забудьте поставить машину на ручник).
  • Далее необходимо промыть систему. Очищенную (дистиллированную) воду смешайте со специальной очищающей смесью, которую можно приобрести в любом автомобильном магазине.

Заливаете эту смесь в систему, включаете двигатель, печку, и ждете, пока жидкость пройдет по системе. Повторяйте это несколько раз, до полной очистки системы . После того, как система очищена, разверните автомобиль. Теперь задняя часть автомобиля должна быть наклонена вниз. Проверьте приобретенный раствор: часто продается концентрат охлаждающей жидкости, и её необходимо развести.

Залейте антифриз, 90% необходимой жидкости. Радиатор не закрывайте (это важно!), и включите двигатель. Это позволит выгнать воздух из системы. Заглушите мотор, долейте жидкость в радиатор, закройте крышку радиатора. На этом работа закончена.

Перед тем как заливать жидкость в систему охлаждения, каждый водитель обязательно озадачится маркой этой самой жидкости. А 90% публики задумаются о том, что лучше для нашей ВАЗ-2110 - тосол или антифриз. Нелепость этого вопроса заключается в том, что Тосол и есть тем самым антифризом, то есть, жидкостью, которая не замерзает на морозе. Разночтения возникли в конце 80-х годов и настолько прочно впитались в автомобильную культуру, что вытравить их сложно. Но мы постараемся это сделать прямо сейчас.

Что такое антифриз и при чём тут Тосол?

Как только появилась первая система охлаждения, в неё заливали самую доступную и эффективную охлаждающую жидкость на планете - воду. Всем вода была хороша, но имела один минус. При минусовой температуре она замерзала и, расширяясь, разрывала древние блоки цилиндров, радиаторы и головки . Поэтому ещё в конце 20-х годов в воду стали добавлять этиленгликоль, который не замерзал, а превращался на морозе в пластичную кашу. Хорошего в этом мало, но и беды особой нет - старые чугунные двигатели не страдали от замерзания.

Назвали это дело антифризом, незамерзающей жидкостью.

Тосол или антифриз, что же лучше?

Все бы хорошо, но в начале 60-х годов стали появляться двигатели с алюминиевыми блоками и деталями из сложных сплавов. Именно на эти детали и на алюминий этиленгликоль действовал смертельно - коррозия пожирала не только новые блоки цилиндров, но и крыльчатки помп, медные и латунные элементы системы охлаждения. В СССР по этому поводу особо не переживали, поскольку все автомобили имели чугунные блоки, коррозия им была не страшна.

Но тут неожиданно появилась проблема. Во время испытаний Фиат 124 , будущего ВАЗ 2101 , выяснилось, что в СССР нет антифриза , подходящего для итальянского двигателя. Итальянцы предложили свою жидкость, но союз решительно отказался. Чтобы сэкономить дефицитную валюту, институту ГосНИИОХТ было поручено в кратчайшие сроки разработать такую жидкость для Жигулей, чтобы побороть коррозию и наладить выпуск в нужных объёмах. Долго не думая, учёные добавили в смесь этиленгликоля и воды специальные присадки, которые создавали защитный слой на стенках водяной рубашки и с горем пополам защищали двигатель от коррозии.

Тосол был разработан в СССР специально для автомобиля Жигули.

Состав назвали Тосол, поскольку разработали его в отделе «Технологий Органического Синтеза», а приставка «ол» - это часть химического названия вещества.

Вывод отсюда один - Тосол это антифриз, который разработали в СССР в 60-х годах специально для ВАЗа и со временем его название стало именем нарицательным.

Видео что лучше, антифриз или тосол

Чем отличается Тосол от остальных антифризов, классификация

Тосол - это антифриз первого поколения с минимумом присадок и он отличается от современных составов, как Жигули от Теслы. Тосол - дешёвый и некачественный антифриз без смазывающих, антипенных, очищающих и других присадок , которые есть в любом другом антифризе. Чаще всего Тосол представляет собой закрашенную синькой воду с минимальным количеством этиленгликоля и его применение на современных автомобилях нельзя оправдать даже мизерной ценой и доступностью на любом авторынке в любом количестве. Чаще всего, о составе Тосола не догадываются даже продавцы, жидкость может быть изготовлена на основе любого антифриза (карбоксилатного, силикатного), о чём этикетка даже не упоминает.

Антифриз в отличии от тосола содержит в своем составе различные присадки.

Современные антифризы отличаются друг от друга исключительно по составу и никак не по цвету.

Цвет - это не присадка, это просто краситель и никакого отношения к составу жидкости он не имеет.

Теперь кратко о классификации современных антифризов.

Антифризы G11

G11 — зеленый антифриз.

Если нам в руки попадает канистра с маркировкой G11 , можно быть уверенным, что это антифриз на основе силикатов и с небольшим количеством неорганических присадок. Другими словами, это аналог того самого древнего Тосола. Главный минус таких антифризов - защитная плёнка, которую они создают по всей площади системы охлаждения. Плёнка со временем снижает теплоотдачу двигателя, охлаждаться он может хуже. Закипают такие составы уже при 105 градусах, а замена их необходима раз в 1,5–2 года . Как правило, их используют в моторах большого объёма на автомобилях выпуска до 94–95 года. Недорогой, может сносно отработать 40–50 тысяч пробега, но заменять его нужно как можно чаще.

Антифризы G12 и G12+

G12 — красный антифриз.

Следующее поколение антифризов на карбоксилатной основе. Принцип действия состава радикально отличается от G11 . Он не создаёт плёнок, не забивает систему, а удаляет очаги коррозии благодаря присадкам. Имеют полный набор антипенных, смазывающих и очищающих присадок, отличную теплопроводность и пятилетний срок службы. То же можно сказать и о антифризах G12+ , это более совершенная версия карбоксилатных составов.

Антифризы G13

G13 — фиолетовый антифриз.

Одно из последних поколений составов на основе пропиленгликоля. Имеет отличную теплопроводность, длительный срок службы и малотоксичен . Используется в высоконагруженных форсированных современных двигателях. В состав входят самые современные присадки для ухода за системой охлаждения.

Видео эксперимент: можно ли смешивать тосол и антифриз

Что в итоге

Как видим, для двигателей ВАЗ-2110 можно теоретически использовать любой вид антифриза. Завод рекомендует для автомобилей выпуска до 1999 года заливать антифризы G11 , на все остальные машины можно смело лить составы G12 и G12+ . Производителя выбираем по своему усмотрению, смешивать же антифризы разных групп категорически не рекомендуется. В противном случае можно получить забитую систему охлаждения, перегретый двигатель и раскошелиться на дорогой ремонт. Удачного всем выбора и добрых дорог!