Маршрутки сходят с дистанции. На чем мы будем ездить, когда запретят маршрутки – Где надо наводить порядок с маршрутами

В феврале 2015 года департамент транспорта издал приказ «О внесении изменений в реестр маршрутов регулярных перевозок...», который сократил количество маршрутов городского наземного транспорта в 2,5 раза. Право эксплуатировать оставшиеся маршруты для частников разыгрывалось на аукционах, которые с апреля по ноябрь 2015 года проводила подведомственная департаменту транспорта структура ГКУ «Организатор перевозок». Победителями стали всего восемь компаний: «Трансавтолиз» (ГК «Автолайн»), «Гепарт», «Таксомоторный парк №20», «ГорТакси», «Авто-Карз», «Транс-Вей», «Альфа-Грант» и ТК «Рико». Они заключили с городом пятилетние государственные контракты, первые автобусы нового типа появились на улицах Москвы в мае 2016 года.

По условиям нового договора перевозчики должны полностью модернизировать систему своей работы. Оплата наличными ушла в прошлое — теперь каждый автобус оснащен валидатором, который принимает билеты «Тройка», «Единый», ТАТ или «90 минут» и социальные карты, водитель имеет право продавать на месте билеты на одну поездку. Автобусы всех официальных перевозчиков окрашены в синий цвет с логотипом «Московский транспорт». Название компании-перевозчика можно разглядеть только на правом крыле машины. Весь транспорт в автопарке перевозчика должен быть не старше двух лет, соответствовать экологическому классу не ниже Евро-4, быть оснащенным системой ГЛОНАСС, комплексом видеокамер и системой климат-контроля. Изменения пока что не коснулись двух округов Москвы — ЗелАО и ТиНАО — и тех перевозчиков, которые курсируют между Москвой и областью.

Очередь в маршрутное такси с логотипом «Московский транспорт». Новые автобусы «Мосгортранса» заменили дублирующие автомобили наземного транспорта негосударственных перевозчиков (Фото: Петр Зуев/ТАСС)

«Маршрутка уходит в прошлое»

«Маршрутное такси как устаревший и небезопасный вид транспорта уходит в прошлое», — комментирует пресс-служба департамента транспорта.

«Рынок частных перевозок в Москве был нецивилизованным: тарифы были выше, чем в муниципальном транспорте, в борьбе за пассажиров водители нарушали скоростной режим, останавливались в неположенных местах, машины вовремя не проходили техосмотр», — согласен с позицией департамента генеральный директор транспортной компании «Гепарт» Мурад Султанов, один из победителей конкурса. Главный плюс новой реформы — единство системы, считает генеральный директор УК «Автолайн Транслайт» Олег Савельев: он ожидает, что правила, установленные государством, мотивируют водителей четко следовать маршрутам, а пассажиров — привыкнуть к тому, что выходить на светофорах и пешеходных переходах уже нельзя.

Обратная сторона реформы — по данным Московского транспортного союза, до реформирования на рынке работало 67 частных перевозчиков, после 15 августа эксплуатировать маршруты на законных основаниях могут только восемь компаний. Таким образом, 59 фирмам и индивидуальным предпринимателям пришлось прекратить свою работу на городских маршрутах.

Теперь они могут использовать свои машины разве что для корпоративных маршрутов, обслуживания туристов, свадеб и похорон. Например, крупные гипермаркеты, расположенные за МКАД, заключают с перевозчиками коммерческие договоры — платят за то, чтобы компания перевозила покупателей от конечной станции метро до торгового центра, причем бесплатно для пассажиров. Но все это полумеры. «2,5 тыс. высвободившихся автобусов просто некуда девать. Вариантов развития два: либо на рынке этих нерегулярных транспортных перевозок начнется жесткий демпинг, либо частники начнут массово продавать свои автобусы и возвращать их лизинговым компаниям», — считает Свешников. По его словам, часть компаний все-таки вышла на запрещенные маршруты. В департаменте транспорта обещают всех нелегалов поймать и оштрафовать.

Перевозчики, которые потеряли право работать на маршрутах, с прессой общаются неохотно: две компании отказались давать комментарии РБК, до руководства еще нескольких фирм дозвониться не удалось.

Активно выступает против нововведений только Московский транспортный союз. «Это решение — плавный подход к монополизации рынка городскими властями, — считает Юрий Свешников. — Долгие годы частные перевозчики фактически выполняли муниципальную функцию, не получая никаких дотаций от государства и пополняя бюджет налогами. Теперь их лишают права работать на рынке, якобы из-за того, что частные маршрутки были в аварийном состоянии и не соответствовали тем или иным требованиям». Это не может быть правдой, заявляет Свешников: чтобы получить и сохранить лицензию, перевозчики обязаны дважды в год проходить техосмотр.

Игра на понижение

Почему на рынке осталось так мало игроков? Право использовать 211 частных маршрутов, которые департамент решил сохранить, разыгрывалось с апреля по ноябрь 2015 года в ходе 63 аукционов, объявленных департаментом по конкурентной политике Москвы, общая стоимость всех контрактов составила 47,5 млрд руб. Торги велись на понижение цены: государственный заказчик устанавливал стартовую сумму выплат за оказание транспортных услуг, а аукцион выигрывал тот, кто был готов оказывать услуги по самой низкой цене.

Для небольших компаний, которые не могли претендовать на обслуживание крупных маршрутов, были специально выделены мелкие лоты, считает Мурад Султанов из «Гепарта». «Главным стоп-фактором была финансовая составляющая: в случае победы компания должна была обновить весь свой подвижной состав. Далеко не все оказались готовы к таким затратам и не вышли на аукционы», — говорит Олег Савельев из «Автолайн Транслайт». Таким образом, по 49 из 63 лотов торги не состоялись, и контракты были заключены с единственным заявителем. «Даже в случаях, когда на конкурс было подано больше одной заявки, торги зачастую не проводились, так как ни один из участников не делал шага на понижение», — знает Юрий Свешников. В таких случаях побеждала компания, которая раньше всех подала заявку.


Бойкот государственным аукционам предприниматели устроили из-за заведомо убыточных условий госконтракта, уверен Свешников. «Играть на понижение не было никакого смысла — стартовая цена уже включала в себя 30-процентный убыток для перевозчика, так как не могла покрыть расходы на топливо и страховку, а ежегодная инфляция, заложенная в этот пятилетний срок, составляла 4,2% вместо реальных 13%», — рассуждает он. При этом 70% выплат составляет фиксированная плата за километр пробега, 30% — вознаграждение за плановые перевозки пассажиров, за исключением льготников и владельцев «длинных» проездных (а их в числе пассажиров большинство).

По словам Свешникова, единственная компания из 16 участников Московского транспортного союза, заключившая госконтракт на самый маленький маршрут, сейчас ежемесячно показывает убыток порядка 140 тыс. руб. Крупные игроки также признают, что реформа изменила их экономику: так, первые месяцы работы по госконтракту опустили прибыль «Гепарта» до нуля, сейчас компания работает в небольшой плюс. «Мы ожидали худшего — рассчитывали какое-то время работать в минус», — добавляет Султанов. В «Автолайн Транслайт» озвучить финансовые результаты работы компании с момента запуска новых автобусов не смогли. «Могу сказать одно: наши финансисты очень серьезно подошли к делу и учли все возможные факторы. Если мы приняли решение работать по новым правилам, значит, нам это выгодно», — говорит Савельев.

В марте нынешнего года десять частных перевозчиков, лишенных права на работу, подали судебный иск о несоблюдении положений федерального закона против департамента транспорта. В Московском транспортном союзе, под эгидой которого составлялся иск, объяснили, что, по мнению перевозчиков, новый приказ Департамента транспорта не имеет силы, так как был составлен вопреки федеральному закону №220 «Об организации регулярных перевозок пассажиров...». Закон, принятый в июле 2015 года, гласил, что всем перевозчикам, официально работающим на момент вступления закона в силу, органами власти должны быть выданы маршрутные карты и свидетельства на право эксплуатации маршрутов минимум на пять лет, то есть до 2020 года. Иск будет рассмотрен судом 16 сентября. Также в марте Московский транспортный союз направил заявление в прокуратуру Москвы о несоблюдении федерального законодательства, но ответа до сих пор не получил.

«Федеральный закон №220 не утверждает обязательное включение в реестр маршрутов регулярных перевозок всех, кто ранее получал разрешение, — в нем говорится о свободе государства отказать или включить перевозчика в реестр, — считает юрист Севан Авалян. — Другое дело, что нет ни одного положения, которое бы прекращало действие ранее выданных разрешений на перевозку, что логично — по общему правилу закон не имеет обратной силы, если только в нем не сказано иное».

Мурад Султанов из компании «Гепарт», которая получила право работать на 20 маршрутах Москвы, утверждает, что реформа активно обсуждалась еще с 2013 года. По его словам, департамент транспорта вплоть до старта аукционов собирал рабочие группы, в которых могли принять участие представители всех работающих в Москве частных перевозчиков, то есть перевозчики были осведомлены о предстоящих изменениях еще до появления документа, ограничивающего список маршрутов.

Цена реформы

До августовских изменений 70% рынка перевозок занимала государственная компания «Мосгортранс», 30% делили 67 коммерческих компаний. На долю десяти крупнейших приходилось почти 80% пассажиропотока, в том числе 50% на крупнейшего игрока — «Автолайн Транслайт». Доля государства останется прежней, обещают в департаменте транспорта. А вот на коммерческом рынке перевозок произошла перетасовка карт: по оценке Мурада Султанова («Гепарт»), потерявшие право работы 59 компаний занимали около 25% рынка частных перевозок. Эту долю разделили между собой в основном крупные игроки, которые и раньше были лидерами рынка. Так, «Автолайн Транслайт», обслуживающий 40% всего пассажиропотока, получил в пользование 128 маршрутов и увеличил свою долю на частном рынке до 60%, второй по значимости игрок, «Таксомоторный парк №20», эксплуатирует 24 маршрута, а «Гепарт» увеличил количество маршрутов вдвое — с десяти до 20 линий.

По данным департамента транспорта, частные перевозчики инвестировали около 10 млрд руб. на обновление подвижного состава. На реализацию новой транспортной модели правительство Москвы выделило более 52 млрд руб. Рынок частных перевозок, по оценке властей, составляет 13,6 млрд руб.

Чем обернется для москвичей передел на рынке городских перевозок? Сам департамент транспорта и связанные с ним государственным контрактом компании, естественно, смотрят на ситуацию позитивно и считают, что первые трудности скоро будут устранены. Чтобы восстановить нормальную работу транспортной системы, понадобится не больше недели, считают в «Гепарте».

«Странно слышать о повышении качества транспортного обслуживания, если учесть, что количество автобусов сократилось в 2,5 раза, а 12,5 тыс. человек потеряли работу, — не согласен Юрий Свешников. — Ясно, что 1,5 млн пассажиров, которые ежедневно пользовались услугами частных перевозчиков, не хватит оставленных маршрутов. Свято место пусто не бывает: в некоторых районах на прекративших работу маршрутах сразу же появились нелегалы. И они оказываются востребованы: если ехать надо, людям все равно, какого цвета маршрутка».

Через два года в Петербурге должны исчезнуть маршрутки. Губернатор Полтавченко распорядился к 1 июля 2020 года перевести всех перевозчиков на регулируемые тарифы и провести новый конкурс на маршруты – чтобы все оптимизировать. Чем это обернется для горожан – «Город 812» обсудил с Ильей Резниковым, экспертом транспортного развития территорий ИТП «Урбаника», и Арсением Афиногеновым, экспертом по эксплуатации транспорта. Оба считают, что маршрутки – прошлый век. Но чтобы горожанам не стало хуже, менять в городе надо много чего.

– Вас чем маршрутки не устраивают?

Арсений Афиногенов. Что бы сейчас ни предлагали маршрутчики, вся их система сработана только для получения прибыли, причем черным налом. Они отслеживают автобусы по ГЛОНАСС и выскакивают на остановки перед ними, когда народ уже скопился, но не знает, что автобус вот-вот подойдет. Социальные автобусы недополучают доходы, которые могли бы потратить на усовершенствование своего автопарка. А не в карман хозяину.

Илья Резников. Пора понять, что общественный транспорт нельзя расценивать как способ зарабатывания денег. Правильно организованный общественный транспорт делает жизнь города лучше – в этом и заключается его смысл, а не в прибылях.

– Социального автобуса ждешь по часу. А маршрутки ходят часто.

А.А. Маршрутка хитро объезжает пробку. Через карман или через двор, что вообще запрещено. А бывает, что у автобуса расписание дурацкое. Частные перевозчики, если им не нравится расписание, присылают предложения организатору перевозок: он принимает решение и расписание меняет. У государственных автобусов система такая: грубо говоря, лучше перебдеть и заложить лишние минуты в пробег, чем получать лишнее наказание за опоздание из-за пробок. Когда нет пробок, автобус может ехать быстрее, но расписание ему не позволяет.

Для водителя главное – соблюдать расписание. Если оно будет составлено корректно, то…

– Корректно – это как? Днем раз в 20 минут, вечером реже?

А.А. Над этим тоже надо поработать, пока есть время. У маршруток есть еще преимущество: они устраивают себе конечные у метро, лишних крюков не делают, разворачиваются где попало, и за счет этого интервал движения меньше, чем у большого автобуса.

И.Р. У «Чернышевской» маршруткам уже сейчас запретили разворачиваться. Они теперь совершают круг по прилегающим улицам. И стараются не стоять долго с открытыми дверьми, поджидая пассажиров, так как за это тоже будут штрафовать.

А.А. Эти развороты – всегда плохо. Маршрутки на Среднем мешают трамваям. Но я слышал, что отмена маршруток вовсе не означает отмену среднегабаритного транспорта. На узких улицах будут по-прежнему ездить автобусы средней вместимости, только они станут социальными. Главное требование к ним – возраст не старше 5 лет.

– У нас уже начали избавляться от маршруток на тех проспектах, где есть выделенная полоса. Конечно, там социальный автобус довольно резво едет. А вот что будет на узкой улице?

И.Р. Это миф – что маршрутка едет быстрее троллейбуса. Я, когда приходится на общественном транспорте, выбираю троллейбус: там и публика приличнее, и едет он спокойно, так что можно книжку читать. А маршрутка останавливается у каждого столба, всех подбирает. Это нонсенс, такого нет нигде в России. Году в 1999-м был в Нижнем Новгороде – там на меня смотрели, как на идиота, когда я просил остановиться в неположенном месте.

А.А. Выбирая маршрутку, человек выбирает скорость и стабильность. То есть он уверен, что маршрутка за 15 минут довезет его до метро, а в автобусе он так не уверен. Значит, надо…

– Запретить маршрутки!

А.А. Нет, обеспечить эту стабильность автобусу и трамваю. Нормальная скорость наземного транспорта с учетом всех остановок на перекрестках и на остановочных пунктах – 15–18 км/ч. Но в Петербурге на Садовой трамвай не может ехать быстрее 10 км/ч, потому что ему не дают. Дело не в технической возможности, а в создании приоритета.

В Москве больше выделенных полос, чем у нас?

И.Р. Да, но если посчитать выделенные трамвайные линии, то у нас получится больше. И потом, они там не в центре, а на широких вылетных магистралях. Я уважаю выделенные полосы, но считаю, что у нас их прорисовывают неправильно. Их делают не там, где они нужны, а там, где широкие дороги и есть возможность. Возьмем для примера Московскую площадь – через нее курсирует порядка 50 маршрутов наземного транспорта. Представляете, как это много! И там всегда пробки.

А.А. Есть готовый проект выделенок на Ленинском проспекте, начиная от Народного Ополчения, где сейчас заканчивается такая полоса. Но даже на этот участок не хватило средств.

И.Р. Нет идей, как эта выделенка, которую хотят продлить по Типанова – Славы, будет объезжать Московскую площадь.

– К лету 2020 года новые выделенные полосы появятся?

А.А. Новых, скорее всего, не появится, а если и будут, то не больше 10 километров по городу.

– Где надо наводить порядок с маршрутами?

А.А. В новостройках Приморского и Невского районов. В Центральном и Адмиралтейском районах – там только Невский проспект более-менее ходит и окрестности Театральной площади, но без пробок не обходится. На тройку с минусом – Литейный и Садовая, а на Песках даже маршрутка плохо ходит. Еще в планах комитета сооружение 500 новых остановок, транспортное кольцо на «Ладожской» и создание новых диспетчерских – причем максимально близко к генераторам пассажиропотоков, то есть у станций метро. Это все надо сделать за год.

И.Р. В центре по Некрасова ходит один несчастный 15-й автобус, с которым можно добраться до Ржевки. И всё. У Летнего сада нет подходящих маршрутов, оттуда без проблем можно только на метро доехать, хоть оно и далеко. А ведь раньше по Садовой ходил трамвай, на котором можно было доехать и до Пискаревки, и до Старой Деревни.

– Почему у нас в новых районах, которые строились с нуля, не могут изначально сделать выделенную полосу для общественного транспорта?

И.Р. Выделенки придумывает Комитет по развитию транспортной инфраструктуры, а маршруты разрабатывает Комитет по транспорту, их действия не всегда согласованы. Дорожникам тоже трудно приходится.

– Говорят, у нас сделают ставку на внутрирайонные перевозки. То есть на те маршруты, которые будут подкидывать граждан до метро или скоростного трамвая.

А.А. Для таких маршрутов придуманы билеты на 90 минут: одна поездка в метро и неограниченное число поездок на наземном транспорте. Чтобы людям не было обидно платить за одну поездку, состоящую из трех этапов, три раза. Но пользуются ими единицы, потому что такие билеты страшно неудобные. Во-первых, они дорогие. В Петербурге такой билет стоит 65 рублей, а в Москве – 45. Автобус, если использовать «подорожник», стоит 31 рубль, а метро – 45, а в конце месяца – уже 35. В общем, билет стоит как две поездки, это неразумная цена, тем более что у нас транспортная сеть не такая широкая, как в столице. Во-вторых, они неудобные. Их надо записывать на специальную карту, а если у тебя с собой запасной «подорожник», их придется носить в разных кошельках. В Москве же порядок какой: там валидатор или турникет считает минуты и сам соображает, что твоя «тройка» пробивает вторую поездку за 1,5 часа. И тарифицирует ее дешевле. Намного дешевле, а не на 10 процентов. И месячные проездные у нас дороже, чем в Москве: 2900 против 2500.

И.Р. Я вообще считаю, что билеты на 1,5 часа должны стоить столько же, сколько обычные одноразовые. Вернее, у нас вообще не должно быть разовых билетов «за посадку»: только повременные, как везде в Европе.

– Но граждане все равно не пользуются этими билетами. Им проще сесть в маршрутку, которая соединяет 3–4 района, чем попеременно пересаживаться из автобуса в трамвай, потом на метро.

И.Р. В любом случае маршрутную сеть города нужно пересматривать: она устарела, но при этом маршрутов избыточное количество. Вряд ли у нас сокращения начнут с маршрутов, соединяющих три-четыре района. Упразднят сначала дублирующие: те, что ходят по крупным проспектам и иногда точь-в-точь повторяют маршруты большого автобуса, как 121-я маршрутка на севере. Единственное ее преимущество было в остановках по требованию. Сеть маршруток развивалась все 90-е годы, и развивалась хаотично. Сначала одни частники приходили на востребованные направления, потом другие, они конкурировали. И город уже несколько лет наводит локально порядок: Лиговский проспект, Невский, Просвещения…

– Удачный маршрут, который коммерсанты придумали в 90-е годы, это их интеллектуальная собственность?

А.А. Есть действительно очень хорошие маршруты – К36, К401, 137, но это никакая не собственность, потому что перевозчики пользуются общей инфраструктурой. Мало ли что они их придумали. Маршруты утверждает Комитет по транспорту. Они разыгрывались по конкурсу в 2010 году с продлением в 2015-м. В 2020-м тоже будет конкурс, только произойдет осоциаливание.

Нина Астафьева

Что хотят сделать

К осени 2020 года все коммерческие маршруты в Петербурге будут объединены с социальными. Частные перевозчики будут получать субсидии от государства. Но не смогут сами устанавливать цену на проезд и отказывать в бесплатном проезде льготникам. Запретят останавливаться вне остановочных пунктов. На конечной станции маршрута должен быть в обязательном порядке установлен туалет, комната отдыха или обеденный зал.

Сейчас в городе действуют 411 социальных маршрутов и 285 коммерческих.

Представитель одного из частных перевозчиков объяснил «Городу 812», почему они против отмены маршруток: «Экономически обоснованный тариф на наземные пассажирские перевозки сейчас составляет 50 рублей, а билет стоит 40. Деньги, которые мы теряем, компенсируются субсидиями, но нам доплачивают до нуля, и всё. Первые месяцы в году самые тяжелые, потому что субсидии еще не пришли. В итоге мы кредитуемся, а потом отдаем, но проценты платим из собственного кармана. И только несколько сугубо коммерческих маршрутов, где мы сами устанавливаем цены и не возим льготников, позволяют нам держаться на плаву и покупать новую технику. Конечно, мы категорически против отмены маршруток».

людмила тимофеева

Петербург лишат маршруток. Что предложат взамен?

В 2020 году с улиц Петербурга должны исчезнуть маршрутки, будет сокращено количество маршрутов и подвижного состава, частично изменится маршрутная сеть, а сесть в наземный транспорт можно будет только на остановках. При этом бизнес на рынке пассажирских перевозок останется, если будет работать на новых условиях, продиктованных принятым еще в 2015 году федеральным законом об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа.

ФОТО Светланы ХОЛЯВЧУК/ИНТЕРПРЕСС

Чего же ждать от этих нововведений горожанам? Признав благой цель реформирования - установление единой системы общественных перевозок с единым тарифом и современными автобусами, депутаты Законодательного собрания города на заседании комиссии по промышленности, экономике и предпринимательству высказали обеспокоенность по поводу правильности методики расчетов пассажиропотоков, произведенных городским комитетом по транспорту.

Федеральный закон № 220 дает регионам право с 2020 года на выбор устанавливать перевозки пассажиров и багажа либо по регулируемым тарифам, либо по нерегулируемым. Москва уже перешла на регулируемые тарифы, утверждаемые городскими органами власти в отличие от варианта, когда тарифы определяют перевозчики. Власти Петербурга также предпочли первый вариант: еще в апреле 2018 года его одобрил транспортный совет при губернаторе.

Проект постановления правительства Петербурга «Об утверждении документа планирования регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом» должен быть принят в течение года. Его цель - улучшение безопасности на дорогах и комфортности городской среды, так как, по данным комитета по транспорту, маршрутки попадают в ДТП в два раза чаще других машин. Их заменят на более вместительные автобусы, останавливающиеся только на остановках, а поскольку число подвижного состава сократится, то и на улицах станет просторнее... Еще один аргумент в пользу новации - можно будет пользоваться льготными проездными на любом автобусе (все маршруты станут социальными независимо от статуса перевозчика), а одним из условий для выхода бизнеса на конкурс станет техника не старше двух лет, приспособленная под маломобильные группы граждан (это требование федерального закона).

Сейчас, указывается в проекте документа, действует 481 социальный маршрут и 272 коммерческих (всего - 753), по ним перемещаются 3342 социальные машины и около 4000 коммерческих. Сократить количество маршрутов предполагается на 45% (до 362), а автобусов - на 34% (с 6301 до 4161). Если сейчас автобусов большой вместимости 2301 единица, то будет 3502. А техника средней вместимости сократится с 4 тысяч до 659 единиц - на 84%. В 2020 году, сообщил пресс-центр комитета по транспорту, город получит 1684 новых автобуса большой вместимости и 668 автобусов средней вместимости - перевозчики инвестируют в закупку около 25 млрд рублей.

Если смотреть только на голые цифры, то сложно понять, насколько адекватно будет обслуживаться городской пассажиропоток. Допустим, ликвидируется автобус № 80 как якобы дублирующий № 123 (а дублирование маршрутов, по мнению председателя комитета по транспорту Александра Головина, один из минусов нынешней системы). И исчезает с этого направления маршрутка К-123. Остается только автобус № 123. Но и сейчас по этому направлению ходят битком набитые машины - причем с большим интервалом. Тогда как же справится один 123-й? Для выполнения задачи на этом маршруте от Придорожной аллеи до станции метро «Ладожская» должно быть как минимум вдвое больше автобусов с этим номером...

Такие сомнения есть и у депутатов ЗакСа. Алексей Макаров, возглавляющий комиссию по промышленности, в беседе с корреспондентом «СПб ведомостей» напомнил об эксперименте 2017 года, проведенном комитетом по транспорту на проспекте Просвещения. Тогда в нем поучаствовал частный перевозчик ОАО «Третий парк», добровольно отказавшийся от использования маршрутки, дублирующей 121-й автобус. Как оказалось, чиновники ошиблись в расчетах: вместо 30 машин средней вместимости на маршрут вышли шесть больших автобусов. Время ожидания резко выросло, пришлось наращивать парк сначала до 12, а потом и до 16 единиц.

Неувязка вышла и во время эксперимента с трамваем № 100 - несмотря на его современную конструкцию, пассажиров не добавилось. Тем не менее эксперимент в итоге был признан успешным, поскольку, по словам заместителя директора «Организатора перевозок» Дмитрия Процкого, трудозатраты снизились на 32%, а пассажиропоток вырос на 61%. В целом, уверены чиновники, пассажиры только выиграют от реформы, но при условии изменения своего «транспортного поведения».

Ожидается, что перемены помогут не только создать эффективную управляемую маршрутную сеть, но и повысить доходную часть бюджета. И якобы снизятся затраты на конкурсные процедуры.

Регулировать процесс поможет создаваемая «Комплексная информационная система управления городским и пригородным пассажирским транспортом». К 2025 году в профильном комитете Смольного даже надеются пересадить на общественный транспорт 100 тысяч водителей легковых машин.

Алексей Макаров считает, что речь не идет о реформе ради реформы и сокращении издержек: в случае утверждения концепции дополнительные расходы городского бюджета составят более 15 млрд рублей ежегодно. По его мнению, городу нужен современный формат общественного транспорта, а маршрутки, хоть и быстрые, часто нарушают Правила дорожного движения, мешают автобусам заходить на остановку, а потому опасны. При этом они во многом дублируют городские маршруты.

- Нам надо определиться - двигаться к цивилизованному европейскому мегаполису или смириться с нынешней достаточно хаотичной системой транспорта , - говорит депутат. - Первый путь предпочтительнее. Но парламентарии опасаются, что пассажирам станет менее комфортно: произойдет значительное сокращение количества маршрутов и подвижного состава. Профильный комитет провел большую работу по оценке пассажиропотока и востребованности маршрутов. Но если в планировании все же была допущена ошибка? Ведь просчеты возможны, это нормальный рабочий процесс. Тогда как можно безболезненно внести изменения при наличии заключенных государственных контрактов на пятилетний срок?

До конца марта депутаты могут внести свои предложения в комитет. Алексей Макаров уже подготовил свой вариант - введение переходного периода. Это разрешает принятый в 2016 году городской закон, дающий возможность продления договоров с частными перевозчиками до 2 лет. По его мнению, возможно, стоит подумать над тем, чтобы делегировать дополнительные полномочия профильному комитету по внесению оперативных корректировок.

- От маршруток нужно, безусловно, уходить, но с адекватной заменой. Есть смысл продлить существующие договоры, чтобы не получилась ситуация, когда старые маршруты отменили, а новые просчитали с ошибками. Это позволит избежать коллапса, который теоретически может возникнуть при одновременном внедрении системы для всех компаний. Есть и другие опасения по поводу бизнеса, который уже вложил серьезные денежные средства в подвижной состав. Как я понимаю, частные компании в принципе готовы переходить на новую модель, хотя оценивают необходимые инвестиции в десятки миллиардов рублей. Однако они должны четко понимать правила игры, все должно быть понятно и прозрачно для бизнеса , - утверждает Алексей Макаров.

По его словам, в Москве и Казани несколько лет уже применяются так называемые брутто-контракты с перевозчиками. Идея заключается в том, что пассажир не должен знать, кто его возит. Город выступает организатором перевозок: оплачивает перевозчикам определенное количество транспортной работы и получает все деньги за билеты. В этом случае перевозчик не занимается планированием маршрутов и тем, сколько ездит людей в его автобусах. Он просто выполняет то количество рейсов, которое заказал ему город. Город в итоге и несет ответственность, если какой-то маршрут провалит план по числу пассажиров. Однако во время встречи с депутатами представители комитета по транспорту не упоминали о брутто-контрактах...

Уже летом Смольный будет объявлять конкурсы на заключение контрактов по маршрутам с новыми требованиями.


Комментарии

Самое читаемое

В первое воскресенье августа железнодорожники традиционно отмечают профессиональный праздник.

Восторг по поводу новой «элитки» в центре города разделяют не все.

Четверня появилась на свет в перинатальном центре Петербургского педиатрического университета.

Линии подземки на новой схеме изображены по-другому.

На встрече с жителями Калининского района глава города рассказал о секрете обретения квадратных метров.

Осенью 2016 года резко ухудшилась ситуация с московским городским транспортном. Пишу конкретно по маршруту «м. Пражская – 16-й мкрн. Чертанова», т.к. живу в этом районе и напрямую сталкиваюсь с данной проблемой. После того, как были отменены маршрутные такси, передвигаться по городу стало практически невозможно. Образуютcя толпы людей на остановках в ожидании автобуса, которые чисто физически не могут зайти в прибывший автобус, приходится ждать еще минут 20, чтобы попробовать попытаться зайти в следующий, но и тут нет гарантии, что это удастся. Теперь дорога до дома занимает вместо 15 минут минимум 40 минут! Пассажирам с детьми и беременным женщинам вообще закрыт проезд на городском транспорте, потому что если они и зайдут в автобус, то поездка для них будет просто невыносимой. Автобус набивается битком, больше своих возможностей. Если раньше был выбор – ждать автобус или поехать на маршрутке, то сейчас у пассажиров нет никакого выбора. Не хватило места в автобусе - жди следующий. Выходит, что если мы не может зайти в автобус, потому что пассажиров больше, чем автобус может себе позволить для перевозки, то почему мы не можем воспользоваться альтернативой? Или правительство предлагает нам на работу и после работы ходить пешком минут по 40? Стоять и ждать своей очереди, чтобы поехать на автобусе можно часами, но вы не забывайте, что не каждый имеет такую возможность и здоровье.

Для начала я обратилась с данной проблемой в Департамент транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры города Москвы. Мне был дан ответ в лице заместителя руководителя Департамента транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры города Москвы Д.В.Пронина. Ответ малоубедительный, т.к. ставит под сомнения то, что Департамент действительно знаком с реальной ситуацией в городе в связи с отменой маршрутных средств или же он старательно избегает понимать возникшую проблему.

Во-первых, что сразу бросается в глаза, так это слова о том, что появилась возможность уделять больше внимания качеству предоставляемых услуг, а не количеству перевезенных пассажиров. Т.е. мы – пассажиры, должны видеть во всем этом только плюсы, а именно - качественные услуги. Как говорит господин Пронин: «Сфера частных перевозок, работавшая в старом формате, не работала в интересах пассажиров: перевозчики были нацелены лишь на получение максимальной прибыли, при этом, не неся ответственности за качество обслуживания и безопасность пассажиров». А что мы видим сейчас? Неужели внедрение новой модели управления наземным городским транспортом действительно улучшила качество обслуживания? Тогда, что относится к понятию «качество» у Д.В.Пронина – то, что пассажиры битком набиваются в автобус и могут стоять только за счет того, что невозможно сдвинуться с места? О том, чтобы пассажиры зашли в автобус с детьми или с колясками, беременные женщины – речи не идет никакой. Проехаться в таком автобусе может быть опасным для жизни в прямом смысле слова, а нам говорят о качестве обслуживания. Тут не соблюдается ни качество, ни количество.

Во-вторых, я не понимаю, откуда берутся статистические данные востребованности того или иного маршрута, но я испытываю проблему на себе в реальном времени и вижу как тяжело другим пассажирам. Утром автобусов не дождешься, как и днем – они идут то один за другим, то ни одного. А вечером хоть в шесть вечера, хоть в восемь – борьба на выживание. Опять же непонятно, кто подтверждает информацию о том, что маршруты 680, 796, 831 справляется с перевозками пассажиров. Те, кто занимается подобными отписками, не обладает никакой достоверной информацией или же не пытается даже вникнуть в суть проблемы. Если как мне ответили, «Дорожная обстановка на улицах и магистралях, где проходят маршруты, характеризуется постоянным скоплением транспорта и периодическим созданием заторовых ситуаций. Это приводит к опозданию машин из рейсов, нарушению графика движения…», то неужели подобные заторы образовались в один миг и никак не прекратятся? А вот толпа народа, мерзнувшего и в дождь, и в холод, появилась в один миг и продолжается по настоящее время. Сколько я езжу по маршрутам, заторы, как правило, возникают при непосредственной близости к метро Пражская, которые не настолько критично задерживают движение транспорта. Поэтому в очередной раз это пустые слова.

В-третьих, преимущество маршрутных такси заключались в том, что они следовали до м. Пражская и обратно, не затрачивая время на весь маршрут. Кому надо было ехать дальше, тот пользовался городским автобусом. Наибольший пассажиропоток ездил до метро, пользуясь услугами маршруток, что существенно разгружало работу автобусов, которые не справлялись и продолжают не справляться с количеством людей. Не обязательно вводить 9 единиц дополнительного транспорта (если оно действительно так) для перевозки пассажиров по всему маршруту, разгрузка пассажиропотока нужна в большей степени в районе метро Пражская, с чем благополучно справлялись маршрутные такси.

В связи с вышеизложенным, настоятельно прошу проанализировать результаты и последствия внедрения новой политики в сфере транспорта на основании обращений жителей г. Москвы (весь Интернет переполнен жалобами по поводу отмены маршруток, а также письма, отправленные почтой России и электронным способом), и принять меры по возвращению маршрутных такси по маршруту «м. Пражская – 16-й микрорайон Чертанова» или же ввести частных перевозчиков, в рамках тех же государственных контрактов, но в форме маршрутных такси, курсирующих от м. Пражская до остановки 16-й микрорайон Чертанова, уменьшить интервалы рейсов городского транспорта, особенно в часы-пик для того, чтобы пассажиры беспрепятственно могли пользоваться транспортными услугами с целью беспрепятственного передвижения по городу, не только в моем районе, но и в других районах Москвы, где произошли подобные изменения.

УПОРЯДОЧИТЬ ХАОС

Первые частники, занимающиеся перевозками пассажиров, появились в Москве в 1993 году. Тогда они компенсировали нехватку муниципальных автобусов. Но рынок развивался хаотично. Порядок власти города попытались навести в 1998 году, закрепив за перевозчиками определенные маршруты. И только в 2006 году по постановлению правительства Москвы с частными перевозчиками впервые заключили договоры об оказании транспортных услуг сроком на пять лет. Все существующие маршруты были занесены в единый реестр.

Однако столичный рынок частных перевозок обретал цивилизованные черты медленно. Тарифы в маршрутках были выше, чем в муниципальном транспорте, а в борьбе за пассажиров водители нарушали скоростной режим. Ведь главное было быстрее попасть из точки «А» в точку «Б». Водители зачастую останавливались в неположенных местах, а также «щекотали» нервы пассажиров, собирая с них деньги, подолгу не глядя на дорогу. К тому же техосмотр такие маршрутки проходили далеко не всегда вовремя. Игнорировался медосмотр водителя, а страхованием жизни и здоровья пассажиров частники и вовсе пренебрегали.

До реформы в Москве была распространена ситуация, когда один маршрут одновременно обслуживали несколько перевозчиков. Это могли быть и полностью нелегальные компании, которые самовольно определяли маршруты и по желанию изменяли их, - рассказал и. о. руководителя ГКУ «Организатор перевозок» Павел Павлов. - Поэтому фактическое количество маршрутов, существовавших ранее, назвать сложно - многие из них обслуживались нелегально, возникали и исчезали стихийно.

ЕСТЕСТВЕННЫЙ ОТБОР

Реформа в сфере маршрутных перевозок стала финишем почти для 60 компаний, работающих на этом рынке. Право возить пассажиров получили только те игроки, которые стали победителями аукционов и заключили договор с государством. И тем самым согласились работать прозрачно и по единым стандартам. Теперь город сам разрабатывает маршруты и собирает плату за проезд.

В прошлом году Москва разыграла 63 конкурса на право обслуживать пассажиров по новым стандартам. Победителями стали восемь компаний, которые подтвердили свое соответствие заявленным требованиям.

Как сообщалось в прессе, общая сумма лотов, которые разыграли на конкурсе, составила порядка 47,5 млрд руб. По итогам аукциона, к осуществлению перевозок в Москве вместо работавших ранее 67 фирм были допущены всего 8: «Автолайн», Таксомоторный парк №20, «Гепарт», «Альфа грант», транспортная компания (ТК) «Рико», «Гортакси», «Автокарз» и «Транс-вей».

В компании «Организатор перевозок» разъяснили, по какой системе частники зарабатывают после реформы. Перевозчики, обслуживающие пассажиров по государственным контрактам, получают от города ежемесячное вознаграждение. Сумма выплат зависит от маршрутов, на которых работает перевозчик: их количества, протяженности, интервалов движения и т. д. Такая система оплаты обеспечивает компаниям стабильное финансирование в течение пяти лет, позволяя перевозчикам сконцентрироваться на качестве услуг.

Также по итогам работы за каждые полгода добросовестным перевозчикам предоставляются субсидии на оплату лизинга. Чтобы получить компенсацию, компании должны предоставить в департамент транспорта заявку и пакет документов, отражающий расходы на лизинг. После проверки документации комиссия принимает решение о возмещении перевозчикам части финансовых затрат.

ЕСТЬ ЛИ ДЕФИЦИТ?

После реформы в прессе и соцсетях появились сообщения о том, что наземного транспорта стало не хватать. Так, прошлой зимой было немало жалоб мерзнущих на остановках пассажиров. Сообщалось, что время ожидания увеличилось. В Московском транспортном союзе ранее приводили данные о том, что количество автобусов в городе уменьшилось в 2,5 раза. При этом власти более чем в 2 раза сократили количество маршрутов - вместо 509 их стало 211. Ощущается ли до сих пор дефицит наземного транспорта?

Количество компаний действительно сократилось. В компании «Организатор перевозок» подтвердили, что на сегодняшний день в Москве легально работают 8 частных перевозчиков, а также то, что маршрутов - 211 в девяти округах Москвы. Наибольшее количество маршрутов проходят в Юго-Восточном (38 маршрутов), Северном (29) и Северо-Восточном (29) округах, добавили в компании. На данный момент маршруты частных перевозчиков охватывают все округа Москвы, кроме Зеленограда и ТиНАО.

Таким образом, частные перевозчики обслуживают 30 % городских маршрутов, на остальных работает ГУП «Мосгортранс» (такое же соотношение было и до реформы).

Однако, согласно пояснениям «Организатора перевозок», реформа привела не к бездумному сокращению, а к оптимизации. В департаменте транспорта Москвы в ходе подготовки к реформе провели анализ существующей маршрутной сети города. В итоге все уникальные коммерческие маршруты сохранены, заверяют московские власти. Оптимизированы только маршруты, которые дублировали уже существующие рейсы городского перевозчика Мосгортранс и частных компаний по госконтрактам. Количество транспорта было рассчитано так, чтобы автобусы справлялись с пассажиропотоком.

По данным московского Центра организации дорожного движения (ЦОДД), на территории, прилегающей к ТПУ Войковская, Киевская, Коломенская, Молодежная, пр-т Вернадского, Щукинская, Царицыно и Выхино, за год средняя скорость движения увеличилась на 5 %. При этом интенсивность движения увеличилась в среднем на 7 % (наибольшее увеличение отмечено вблизи ТПУ Царицыно - +9 %). Сыграл роль тот факт, что рядом с крупными ТПУ были ликвидированы места концентрации нелегальных автобусов, которые зачастую нарушали ПДД и были причиной заторов и аварий.

ЛЮДЕЙ УСЛЫШАЛИ

В «Союзе пассажиров» сообщили, что недостатки, допущенные в начале реформы, исправляются: департамент транспорта занимается их устранением с учетом мнения общественности.

Работу каждого маршрута контролирует штаб, в который входят представители всех городских перевозчиков, а также специалисты по проектированию и развитию маршрутной сети из ГУП «Мосгортранс НИИ проект». По данным Мосгортранса, количество обращений пассажиров по качеству работы перевозчиков с начала года уменьшилось в 2,5 раза.

Обращения граждан анализируются ежедневно, по возможности в работу новых маршрутов вносятся необходимые корректировки. Специалисты проверяют запросы пассажиров - рассматривают возможность изменения трасс маршрутов и ввода дополнительных остановок, которые помогут сформировать удобную маршрутную сеть.

На данный момент по просьбам пассажиров изменено расписание на 144 маршрутах частных перевозчиков. За время работы штаба на 62 маршрутах разработано более удобное расписание, на 55 - по запросам пассажиров изменена трасса, добавлено 27 новых остановок. Таким образом, маршрутная сеть наземного транспорта оптимизируется под запросы москвичей.

ПО НОВЫМ ПРАВИЛАМ

Главным следствием реформы для москвичей стало повышение комфорта и безопасности. Перевозчикам, согласно условиям контрактов, пришлось полностью обновить свои парки: было закуплено около 2 тыс. автобусов разной вместимости, которые распределились по маршрутам в зависимости от пассажиропотока.

По данным департамента транспорта, частные перевозчики инвестировали около 10 млрд руб. в обновление подвижного состава. На реализацию новой транспортной модели правительство Москвы выделило более 52 млрд руб.

Одним из следствий реформы стало повышение вместительности маршрутных микроавтобусов. Количество пассажирских мест увеличилось на 30 %, а на многие маршруты частные перевозчики впервые вывели автобусы большой вместимости, рассчитанные на перевозку до 100 человек. Требованием стало соответствие экологическим классам Евро-4 и Евро-5. Все автобусы теперь оснащены электронными табло с бегущей строкой, информирующей о времени, температуре в салоне и остановках. Для слабовидящих пассажиров установлены автоинформаторы. Обязательными стали система ГЛОНАСС и климат-контроль. Температуру в салоне осенью и зимой предписано поддерживать на уровне не менее 12 градусов, а весной и летом - не более 25 градусов). Кроме того, автобусы большой вместимости оснащены автоматической системой пожаротушения, а небольшие - оборудованы огнетушителями.

Как сообщают в Мосгортрансе, на самых популярных маршрутах автобусы большой и средней вместимости приспособлены для маломобильных граждан и пассажиров с колясками (оборудованы пандусами).

КОНТРОЛЬ КАЧЕСТВА

Строгие требования предъявлены и к качеству оказываемых услуг - это соблюдение расписания движения, трассы маршрута, посадка/высадка пассажиров только в установленных местах. Все это контролируется с помощью системы ГЛОНАСС.

Перевозчиков проверяют по 27 параметрам. За нарушения начисляют штрафные баллы, которые скажутся на оплате работы компании по итогам месяца.

Комиссия ГКУ «Организатор перевозок» отслеживает, как автобусы проходят технический осмотр, проверяют готовность водителя работать на линии (наличие билетов, валидатора, необходимых документов для работы на транспорте). Особое внимание уделяется медицинскому осмотру водителей. Оценивается и организация работы автопарка: организация пропускного режима, наличие и функционирование автомойки и ремонтной зоны.

Водителей для новых автобусов отбирают с помощью специального сервиса. В систему занесено более 21 тыс. водителей, которые работают у частных перевозчиков и ГУП «Мосгортранс». В программе указаны предыдущие места работы водителя, причины увольнения, полученные штрафы ГИБДД, участие в ДТП. Также работодатели могут посмотреть данные о прохождении медосмотров.

ЕЗЖАЙ, ПОДЕШЕВЕЛО

Классический призыв «передайте за проезд» ушел в прошлое. Теперь каждый автобус оснащен валидатором, который принимает билеты «Тройка», «Единый», ТАТ или «90 минут» и социальные карты, водитель имеет право продавать на месте билеты на одну поездку.

Проезд в новых автобусах теперь дешевле, чем был в маршрутных такси, особенно при использовании проездных на большое количество поездок (до реформы поездка стоила 35 руб., сейчас по билету ТАТ на 60 поездок цена одной - 19,2 руб.). Выбрав оптимальный тариф, пассажир теперь может экономить до 40 % от годовой стоимости проезда (при двух поездках каждый будний день - маршрут работа - дом, типичный для каждого москвича).

ОСТОРОЖНО, НЕЛЕГАЛ

Негативным следствием реформы стал тот факт, что 59 фирмам и индивидуальным предпринимателям пришлось прекратить свою работу на городских маршрутах.

Некоторые попытались работать нелегально. Однако это оказалось чревато: размер штрафа за нарушения пассажирских перевозок зависит от типа нарушения и может достигать 1 млн руб.

С нелегалами активно боролись. В итоге в черте города удалось добиться практически полной ликвидации нелегального сектора перевозок.

Более 3 тыс. автобусов арестовано за нарушения транспортного законодательства с начала года. Значительная часть из них - транспорт нелегальных перевозчиков, который не соответствует требованиям безопасности и комфорта поездки.

РЕЗУЛЬТАТЫ

Как показывает практика внедрения новой модели наземного транспорта в Москве, уровень транспортного обслуживания на маршрутах коммерческих перевозчиков вырос. На это указывают проведенные исследования:

  • в 2,5 раза вырос пассажиропоток на автобусах частных перевозчиков;
  • доля льготных пассажиров составляет около 40 %;
  • около 1 млн пассажиров пользуются маршрутами новой модели по будним дням.

И главное, москвичи поддержали решение города о переходе на новую систему. Уже в ходе первого года после обновления жители столицы высоко оценили нововведения на наземном городском транспорте. Независимый опрос пассажиров Московского автомобильно-дорожного института (МАДИ) в сентябре 2016 года показал, что 75 % респондентов заметили удобство оплаты проезда (действие городских билетов), комфорт в пути (удобные сиденья, меньше шума, работает кондиционер). При этом 78 % высоко оценили состояние и удобство транспорта.

ЭКСПЕРТ

Оценить реформу «Автопарк» попросил председателя «Союза пассажиров» Кирилла Янкова.

В целом правильным ли было решение пересадить москвичей на маршрутки, которые работают по единым правилам под эгидой городских властей?

Слово «маршрутки» пора забыть - их давно уже нет, а есть автобусы разной вместимости. Решение, безусловно, правильное, в цивилизованном городе весь транспорт должен работать по единым правилам в единой тарифной системе. Недостаток - не договорились с областью, потому что областные маршруты (а они могут и внутри Москвы кого-то перевезти, границы ведь причудливы) по этим правилам и в московской тарифной системе не работают.

На ваш взгляд, создала ли реформа проблемы с транспортной сетью? Зимой было немало сообщений в СМИ и соцсетях о том, что москвичи мерзнут на остановках по 20 минут, ожидая транспорт после исчезновения привычных маршруток…

Конечно, никакая реформа не обходится без недостатков, и эта тоже. Кое-где пассажирам удобнее автобус малой вместимости, но каждые 5 минут, а не большой автобус раз в 20 минут, хотя формально они перевозят одно и то же число пассажиров. Надо сказать, что весь год департамент занимался устранением разного рода недостатков, причем нас (и других представителей общественности) слышали.

Есть ли данные, куда делись частники, которые не «потянули» новые условия и вынуждены были покинуть систему маршрутных перевозок?

Часть перевозчиков ушли работать в область, другие работают под видом «заказных» рейсов, хотя являются регулярными маршрутами, воспользовались этой лазейкой.

- Эффективно ли с город борется с нелегалами? Какие дополнительные меры нужны?

С нелегалами борются в целом эффективно, но несколько маршрутов продолжают работать. Особенно это касается так называемых «заказных» перевозок. Во-первых, нужны четкие законодательные критерии, позволяющие отделить по-настоящему заказные перевозки от фиктивных, по сути маршрутных. Во-вторых, необходимо наличие технических средств, чтобы камеры фиксировали, сколько раз в сутки или в неделю один и тот же автобус проехал по одному и тому же маршруту, и нужна правовая база для того, чтобы такая фиксация имела значение как доказательство. В-третьих, нужно более активное участие полиции - активное, но аккуратное, чтобы пассажиров «нелегала» не высаживали посреди маршрута.