Машин жильцы. Парковаться в своем дворе? Запрещено! ○ Штрафы за неправильную парковку во дворе

Верховный суд РФ принял интересное решение, прочитав материалы дела жительницы многоквартирного кооперативного дома, которой соседи запретили парковать во дворе ее личную машину.

Известно, что дворы многоквартирных домов практически во всех крупных городах уже несколько лет как закрыты для автотранспорта посторонних граждан. В отличие от машин жильцов, которым можно и заезжать, и оставлять под окнами своих квартир свои машины.

Когда дворы стали массово закрывать от посторонних машин, у многих возникла надежда, что теперь у прописанных в доме граждан никаких споров и конфликтов во дворах с транспортом возникать не должно.

Однако надежды быстро развеялись. Вместо одних проблем возникли другие. Теперь конфликтовать по поводу парковок жильцы начали друг с другом.

В нашем случае, случилось вот что - дама, по мнению соседей-автовладельцев, неправильно парковалась во дворе. Поэтому они постановили: запретить даме вообще въезжать во двор. Именно такое решение приняло общее собрание автовладельцев многоквартирного дома. В ответ автоледи отправилась в суд и потребовала обеспечить ей беспрепятственный проезд.

В суде выяснилось, что шлагбаум на въезде во двор дома установили законно. Во дворе есть автостоянка. Чтобы получить там место, автовладелец должен подать в ЖСК заявление, приложить копию документов на машину, оплатить взносы на оборудование парковочных мест, получить пропуск на въезд и брелок к шлагбауму. Кому можно въезжать во двор и парковаться, а кому - нет, решало общее собрание автовладельцев дома.

Наша истица имеет на законных основаниях квартиру в этом доме, прописана и живет там вместе со своей семьей. Ей, как и всем остальным, выдали заветный брелок и показали место, для машины. А через два года соседи на собрании же приняли решение лишить даму места на парковке внутри двора. Причину записали в протоколе так:"за нарушение правил парковки и правил въезда". А еще постановили отобрать у соседки брелок и вернуть ей взнос на парковку. Лишенная брелока дама отправилась в суд.

Первый суд она проиграла. В его решении сказано, что "доказательств препятствия ответчиком в доступе к принадлежащему истице жилищу не представлено. А ограничение пользования парковкой установлено решением общего собрания автовладельцев". Апелляция с таким вердиктом согласилась. А вот Верховный суд РФ - нет. По его мнению, вывод коллег "не соответствует требованиям закона".

Вот аргументы Судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда РФ. Сначала Верховный суд процитировал Гражданский кодекс (статья 262) - человек имеет право свободно ходить по государственной и муниципальной земле, если там нет никаких, прописанных в законе ограничений. И, хотя земля под этим многоквартирным домом не оформлялась в собственность ЖСК, в любом случае по закону, граждане имеют право требовать "устранения нарушений своих прав".

Потом высокий суд перешел на Жилищный кодекс и процитировал сразу несколько его статей. В частности, в 37-й статье говорится, что запрещено выделять в натуре доли в праве собственности на общее имущество в многоквартирном доме. И общий вывод - собственнику квартиры в доме принадлежит "безусловное и неотчуждаемое" право на пользование общим имуществом в доме. И дополнение к сказанному - "любые способы ограничения или лишение собственника помещения такого права действующим законодательством не предусмотрено".

Фактов, что истице препятствовали в желании въехать во двор, у суда было множество. Начиная с выписки из протокола - исключить нарушительницу парковки права въезжать во двор - до возврата ей денег на благоустройство парковки. Истице эту сумму перечислили на лицевой счет.

Верховный суд подчеркнул, что не учел районный суд, который отказал гражданке. Первая инстанция сослалась на постановление правительства города и общее собрание жильцов, в которых говорится о правилах въезда и парковки во дворе. На это Верховный суд заметил, что в этом постановлении правительства города ничего не сказано о порядке создания и использования парковочных мест на придомовой территории как и о "наложении каких-либо ограничений права" истицы, как собственника помещения в этом доме, и на пользование придомовой территорией.

Собственнику квартиры принадлежит "безусловное и неотчуждаемое" право на пользование общим имуществом в доме. В том числе - местом для парковки

Еще один любопытный момент - право истицы на беспрепятственный въезд в свой двор закреплено в протоколе общего собрания жильцов. Лишало же гражданку права парковки собрание автовладельцев дома. Местный суд почему-то на это не обратил внимание и согласился с ограничением прав собственницы. Верховный суд поэтому напомнил про свой пленум (№ 25 от 23 июня 2015 года). Там разъяснялось, что понимается под решением собрания граждан - это решение гражданско-правового сообщества, то есть "определенной группы лиц, наделенных полномочиями принимать на собраниях решения". Из всех перечисленных норм Верховный суд делает такой вывод. Одним из обязательных условий признания решения собрания основанием возникновения или прекращения гражданских прав и обязанностей является наличие в законе указания на гражданско-правовые последствия для всех, кого касается собрание. Есть перечень органов управления кооператива. Он приведен в Жилищном кодексе и считается исчерпывающим. Никакого общего собрания автовладельцев в этом перечне не значится. Поэтому решение такого собрания не может иметь никаких гражданско-правовых последствий для жильца, и оно не предусмотрено законом.

Верховный суд велел местным судам пересмотреть спор с учетом своих разъяснений. 

В СМИ активно обсуждают, что Верховный cуд запретил парковку для «коммерческого транспорта» во дворах в 2020 году. «Зеленоград.ру» изучил нормативные акты и узнал, так ли это на самом деле, кому действительно нельзя будет парковаться во дворах жилых домов и что будет за нарушение.

Почему этим вопросом занимается Верховный суд?

В 2018 году гражданин Тепленичев Р.С. подал иск в Верховный суд, чтобы оспорить санитарные правила организации парковок во дворе. Жильцы постоянно оставляли свои автомобили около детских площадок, мешали мамам с колясками и шумно прогревали двигатели по утрам. Согласно п. 2.3 и 2.10 санитарных норм во дворах можно организовать только гостевую автостоянку, но не постоянную.

Верховный суд дважды рассматривал дело и оба раза отказал Тепленичеву. Суд счел, что гостевые парковки возле дома не нарушают законы о санитарном благополучии , охране окружающей среды и противодействии терроризму . А доказательств, что жильцы используют их на постоянной основе - нет.

Верховный суд ничего не запрещал и не собирается. Он просто разъяснил существующие правила парковки во дворах в связи с несколькими подобными обращениями. Запретить парковку для коммерческих транспортных средств собирается Министерство транспорта.

Что запрещают?

С 1 января 2020 года начнет действовать приказ Минтранса России №199 о парковках для коммерческих перевозчиков, юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. Изменения будут актуальны в Москве, Санкт-Петербурге и Севастополе.

В приказе прописаны особенности технической организации парковочных зон. Также не допускается создание парковок для перечисленных категорий транспорта во дворах. Штрафы и санкции не указаны.

Понятие «парковка» в данном случае - это специальное место, где водитель может оставить машину после окончания смены или возвращения из рейса. То есть остановиться для разгрузки товара или ожидания пассажиров по-прежнему будет можно.

Стоит также обратить внимание, что приказ запрещает создание парковок. Значит ли это, что на эксплуатацию существующих парковок этот приказ не распространяется, не ясно.

Кому запрещают?

В законодательстве нет определения «коммерческий транспорт». Сюда можно отнести: фургоны, спецтехнику, автобусы, самосвалы, такси, каршеринг и так далее. По сути, это любой вид транспорта, который используется в предпринимательской деятельности (то есть с целью получения прибыли). Какие именно транспортные средства относятся к категории «коммерческого транспорта», из приказа не ясно.

Формулировка документа довольно расплывчатая, но из названия вытекают условия, при которых нельзя оставлять автомобиль во дворах. Парковка не допускается для транспортных средств, для которых выполняется одновременно два пункта:

  1. Принадлежит юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю
  2. Перевозит пассажиров/грузы в качестве коммерческой услуги или для собственных нужд

Частные случаи и исключения не рассматриваются в документе. Кто и как будет проверять, занимается ли конкретный автомобиль перевозками - неизвестно. Впрочем, перечень транспортных средств, которых касается новый приказ, сформулирован таким образом, что под него подпадает любой автомобиль, принадлежащий юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю вне зависимости от того, как он используется.

Кто будет следить за исполнением?

В Москве есть мобильное приложение «Помощник Москвы ». Оно позволяет гражданам фиксировать нарушения на видеокамеру и отправлять на рассмотрение в ГИБДД. Инспекторы используют видеозаписи для выписывания штрафов нарушителям. Впрочем, сейчас его работа приостановлена из-за решения Верховного Суда. Ожидается, что департамент транспорта Москвы перенастроит «Помощника» и им снова можно будет пользоваться.

Кроме того, планируется внести изменения в Кодекс об административных правонарушениях (), чтобы появилась возможность наказывать нарушителей без составления протокола, если граждане снимут нарушение на камеру. Неправильная парковка во дворе, в том числе коммерческого транспорта, считается нарушением. В февраля соответствующий законопроект принят Госдумой в первом чтении, но с тех пор лежит без движения.

Что ждет нарушителей?

В официальном документе нет информации о санкциях за парковку во дворах для коммерческого транспорта. Непонятно даже, что это будет - только штраф или ещё эвакуация.

Таким образом, хотя запрет на парковку во дворах для машин индивидуальных предпринимателей и юридических лиц будет актуален с 1 января 2020 года, пока не ясно, кем и как он будет контролироваться.

«Скажи мне, кто твой друг, и я скажу, кто ты».
Истина, с которой не поспоришь.
Но знающие люди говорят, что лучше узнать человека можно по тому, как он паркуется.

Где разрешена и где запрещена парковка? Шпаргалка.

Правила парковки

Можно парковаться Нельзя парковаться
За 5 метров до пешеходного перехода Ближе, чем за 5 метров до пешеходного перехода
За 5 метров от края пересекаемой проезжей части В тех местах, где остановка или стоянка перекроет для других водителей сигналы светофора
За 15 метров от остановок общественного транспорта Ближе, чем за 15 метров от остановок общественного транспорта
За 50 метров от железнодорожного переезда Ближе, чем за 50 метров от железнодорожного переезда
В один ряд параллельно краю проезжей части На железнодорожных переездах и в тоннелях
Длительная стоянка в тех местах, которые обозначены знаками 7.10 и 7.11 В тех местах, которые обозначены знаками 3.27 и 3.28
Стоянка на краю тротуара при наличии знака 6.4 и одной из специальных табличек На проезжей части, если видимость ограничена
У самого края проезжей части или на обочине, если отсутствуют запрещающие знаки На пересечении проезжих частей
В два ряда у края проезжей части, если у вас двухколесное транспортное средство На трамвайных путях
По четным и нечетным числам месяца при наличии соответствующих дорожных знаков 3.29 и 3.30 По четным и нечетным числам месяца при наличии запрещающих дорожных знаков 3.29 или 3.30
Вне населенных пунктов на тех участках, которые обозначены знаком 2.1

Вообще парковочная проблематика для России очень популярна, ведь подчас ездить на автомобиле не намного дешевле, чем припарковать ее. А если серьезно, то парковка машины на первый взгляд кажется плевым делом, однако все обстоит несколько сложнее. Во-первых, стоянку транспортного средства четко регулируют Правила дорожного движения. Во-вторых, в разных городах и регионах могут быть свои нюансы парковки. И, в-третьих, существуют негласные правила, не соблюдать которые - значит, не уважать ни себя, ни коллег-автомобилистов, ни пешеходов, ни правоохранителей, ни даже того кота, который привык греться на том месте, под которым проложена теплотрасса.

Штрафы за неправильную парковку

Статья Штраф для регионов Штраф для Москвы и Петербурга
12.19 ч. 1 Нарушение правил остановки или стоянки ТС, за исключением случаев, предусмотренных частью 1 статьи 12.10 КоАП и частями 2 - 6 настоящей статьи Предупреждение или штраф 500 руб. 2500 руб.
12.19 ч. 2 Нарушение правил остановки или стоянки ТС в местах, отведенных для остановки или стоянки ТС инвалидов от 3000 до 5000 руб.
12.19 ч. 3 Остановка или стоянка ТС на пешеходном переходе и ближе 5 метров перед ним, за исключением вынужденной остановки и случая, предусмотренного частью 6 настоящей статьи, либо нарушение правил остановки или стоянки ТС на тротуаре, за исключением случая, предусмотренного частью 6 настоящей статьи 1000 руб. 3000 руб.
12.19 ч. 3.1 Остановка или стоянка ТС в местах остановки маршрутных ТС или ближе 15 метров от мест остановки маршрутных ТС, за исключением остановки для посадки или высадки пассажиров, вынужденной остановки и случаев, предусмотренных частями 4 и 6 настоящей статьи 1000 руб. 3000 руб.
12.19 ч.3.2 Остановка или стоянка ТС на трамвайных путях либо остановка или стоянка ТС далее первого ряда от края проезжей части, за исключением вынужденной остановки и случаев, предусмотренных частями 4 и 6 настоящей статьи 1500 руб. 3000 руб.
12.19 ч. 4 Нарушение правил остановки или стоянки ТС на проезжей части, повлекшее создание препятствий для движения других ТС, а равно остановка или стоянка ТС в тоннеле, за исключением случая, предусмотренного частью 6 настоящей статьи 2000 руб. 3000 руб.
задержание транспортного средства
12.19 ч. 5 Нарушение, предусмотренное частью 1 настоящей статьи, совершенное в Москве или Санкт-Петербурге 2500 руб.
12.19 ч. 6 Нарушения, предусмотренные частями 3 - 4 настоящей статьи, совершенные в городе федерального значения Москве или Санкт-Петербурге 3000 руб.

Увы, Москва не может похвастать таким парковочным порядком

Фото masterok.livejournal.com

Запомните простую аксиому — не обязан уметь парковать свое транспортное средство лишь водитель танка. Для всех остальных в ПДД прописаны правила парковки.

Остановка или стоянка?

Подчиняясь моде на западную терминологию и вездесущие англицизмы, мы не будем отказываться от такого понятия, как «парковка». Но в нашей законодательной базе фигурирует другой термин — «стоянка» . И если водители давно разобрались с тем, чем различаются «осмотр» и «досмотр» транспортного средства, то с определением «стоянки» и «остановки» у них довольно часто возникают трудности.

Остановка - это пауза хода, стоянка — это остановка на 5 и более минут.

Фото mashinapro.ru

Итак, остановка — это, говоря простым языком, прекращение движения продолжительностью не более 5 минут.
Впрочем, правила не ограничивают водителей пятью минутами, если этого времени им не хватает для высадки/посадки пассажиров или загрузки/выгрузки. А вот если транспортное средство стоит более 5 минут, и это никак не связано ни с пассажирами, ни с грузами, то это уже стоянка.

Правила парковки для всех и каждого

Сначала разберемся с тем, почему же все-таки следует парковаться правильно. Довольно часто водители-новички и опытные «крутилы руля» считают, что не так уж и важно, где припаркована машина. Но, правильно припарковав свое транспортное средство, вы, во-первых, снизите свои шансы на встречу и общение со всеми нами любимыми инспекторами ДПС и такой неприятности, как штраф.

Кто-то паркуется, как хочет...

Фото huffpost.com

Во-вторых, грамотная парковка защитит ваш автомобиль от неприятностей, как то ДТП без движения или механические повреждения, нанесенные особо недовольными пешеходами, отстаивающими свои права с использованием радикальных методов.

А кто-то - как может.

Фото drive2.ru

Кстати, о ДТП.

Если ваш автомобиль был припаркован не по правилам и стал участником дорожно-транспортного происшествия, то вся вина и административная ответственность неизбежно и автоматически ложится именно на вас.

Где можно парковаться?

В действующих Правил дорожного движения говорится о том, где можно парковаться, а где этого делать нельзя. Из пункта 12.1 можно узнать, что организовывать стоянку можно на обочине справа от дороги или у края проезжей части. Если вам все же хочется припарковаться слева, то это можно делать лишь на дорогах с одной полосой движения в каждую сторону и без трамвайных путей.

Именно нарушение правил стоянки — причина сложностей с парковкой в Москве

Фото auto.vesti.ru

А вот о союзе припаркованного автомобиля и тротуара говорится в разделе 12.2. Если вы передвигаетесь на велосипеде, мопеде, мотоцикле и легковом автомобиле, тогда у вас есть полное право припарковать свое транспортное средство в местах, которые обозначены знаком парковки…


… и одной из нижеуказанных табличек (вот вам и ответ на часто задаваемый вопрос - можно ли парковаться на тротуаре).

Во всех остальных случаях парковаться придется на свой страх и риск. И, конечно же, совесть.

Где нельзя парковаться

Как бы мы ни относились к запрещающим знакам, игнорировать их зачастую себе дороже.
Стоянка запрещена, если на горизонте маячит следующий знак.


Действие знака «Стоянка запрещена» распространяется от места установки знака до ближайшего перекрестка за ним, а в населенных пунктах при отсутствии перекрестка — до конца населенного пункта.

При этом на улицах российских городов можно наблюдать и вариации данного знака.


Стоянка запрещена по нечетным числам месяца


Стоянка запрещена по четным числам месяца


Но есть и более общие правила.
Например, вы ни при каких обстоятельствах не сможете законно припарковать на тротуаре свой автомобиль, если он грузовой. Кроме того, стоянка запрещена и в тех местах, где не разрешена остановка, что вполне логично.

Также парковать транспортное средство нельзя на той проезжей части вне населенного пункта, которая обозначена знаком «Главная дорога».


Не стоит забывать и о том, что строго запрещено организовывать стоянку ближе 50 метров от железнодорожных переездов.

Интересно

Знак «Пешеходная дорожка» запрещает автомобилям движение, а вот о стоянке на дорожке для пешеходов и велосипедистов ничего не сказано. Да, штраф в размере 2 тыс. руб. придется заплатить, потому как попасть на запретную территорию без движения невозможно. Однако, согласно КоАП, эвакуировать ваш автомобиль на штрафплощадку с пешеходной дорожки у ГАИ нет никакого права. Многие москвичи, те, у которых денег побольше, пользуются такой недоработкой Кодекса, и привычно паркуют свои четырехколесные «лошадки» на дорожках, предназначенных для «двуногих».

Сколько стоит незаконная парковка?

Муниципальные власти постоянно увеличивают штрафные санкции за стоянку там, где парковка запрещена. При этом существует определенная градация штрафов в зависимости от региона или города. К примеру, в Москве и Питере штрафные суммы больше, чем в других российских городах.

Правила парковки во дворах: хорошо там, где нас нет

Следует признать тот факт, что правила парковки во дворах и на придомовых территориях до сих пор так никто однозначно и не определил на законодательном уровне. А стоило бы, потому как, например, московские дворы все больше напоминают зону высокого напряжения, которое возникает между жильцами. Однако есть свод общих правил, соблюдать которые обязан любой водитель.

Строго запрещено ставить автомобиль на газонах. Положение о «зеленых зонах» не прописано в ПДД, но такая парковка нарушает другой свод правил - правила благоустройства города. Кроме того, нельзя заграждать проезд, затрудняющий движение других транспортных средств и пешеходов. Также зоной табу для владельцев автомобилей являются тротуары во дворах.

Подчас во дворах творится "парковочная несусветица"

Фото zyalt.livejournal.com

Если говорить о каких-то четких предписаниях, то парковка автомобиля запрещена ближе 10 метров от дверей, будь то двери магазина или подъезда, а также не ближе, чем 5 метров от мусорных контейнеров.

В Лондоне автовладелец может купить право парковки рядом с домом или во дворе за 100 фунтов в год. За все другие парковочные места лондонцы платят ежечасно 4 фунта стерлингов и могут оставаться на этом месте не более четырех часов.

Касательно других запретов, то во дворах нельзя ставить на стоянку автомобиль с работающим двигателем. Помните — не более 4 минут 59 секунд. Над этим правилом стоит задуматься автомобилистам, которые прогревают двигатель перед выездом в зимние месяцы.

И, конечно же, полностью дискриминированы в отношении дворовой стоянки грузовые автомобили с разрешенной максимальной массой больше 3,5 тонн.

Правила парковки в Москве

Город может считаться тем, который вышел на самый высокий уровень автомобилизации, в случае, если на 1 тыс. жителей приходится от 300 до 400 автомобилей. В 2013 году Москва в списке самых автомобилизированных городов заняла второе место — 380 машин на «килодушу» населения. Отсюда вам и 127 часов в год, которые московский водитель тратит на борьбу с пробками.

Бесплатная парковка - для Москвы это роскошь

Фото auto.mail.ru

Так вот. Как только город достигает высокого уровня автомобилизации, он автоматически отказывается от регламента «free parking». Это ответ на вопрос, почему парковка в Москве стала платной. Нельзя забывать об удобстве пешеходов, приоритете общественного транспорта и движущихся автомобилей. Припаркованные авто, которые просто занимают общественное пространство, находятся в самом низу приоритетной таблицы. Иными словами, хочешь стоять - плати. Именно об этом и говорится на страницах проекта, который призван справиться с проблемой «хаотичного паркования» на столичных улицах.

Правила парковки в центре Москвы до банальности просты — автомобиль можно оставлять везде, где это не запрещают правила или соответствующие дорожные знаки. Если вы не будете следовать этой норме, то обязательно пополните статистику эвакуированных за неправильную парковку авто — около 1300 рублей в сутки.

Оплатить стоянку можно через паркомат

Фото torange.ru

Большинство торговых центров в Москве предоставляют бесплатные парковочные места, но есть и такие (они расположены внутри Третьего транспортного кольца), на которых бесплатными являются лишь первые часы стоянки. Есть и свои маленькие парковочные хитрости: на парковке гостиницы «Москва» можно оставить свой автомобиль в том случае, если вы купите хоть что-нибудь в одном из многочисленных местных бутиков.

Тонкости вопроса

Вы ни при каких обстоятельствах не имеете права утаптывать шинами своего авто траву на газоне. Вот, правда, сумма административного штрафа за это везде разная, потому что устанавливаются эти штрафы органами местного самоуправления.

Если вы поставили свой автомобиль на стоянку, но при этом лишь немного заехали на бордюрный камень, то правоохранители однозначно расценят это как полноценную парковку на тротуаре. За удобство одного колеса - штраф и эвакуация «стальной лошадки» на «штрафконюшню».

Представьте себе, что вы оставили машину на тротуаре. Согласно действующему законодательству, за нарушение правил стоянки или остановки на тротуаре, которое повлекло создание препятствий для движения пешеходов, вас могут оштрафовать на две минимальных зарплаты. Но факт создания препятствий еще нужно доказать. А нет факта, нет и состава правонарушения. Однако во главе угла всех подобных ситуаций должно стоять законопослушание.

Сегодня гаишники применяют приборы под названием «Паркон», которые самостоятельно выявляют и фиксируют нарушения правил парковки. После этого водители получают «письма счастья». Так что не полагайтесь на волю случая и остерегайтесь новомодных гаджетов, которыми вооружены правоохранители.

Хочешь узнать какой человек — посмотри как он паркует машину!

Фото fedpress.ru

Чтобы не терять деньги (штрафы, оплата эвакуации и хранение на штрафстоянке), время и нервные клетки, постарайтесь поладить с этой капризной дамой, имя которой «Парковка». Вспомните о терпении легендарного Ноя, который на своем ковчеге, битком набитом пассажирами, искал парковку, пока не нашел ее у величественного Арарата. Уважайте закон, пешеходов и своих коллег водителей, и вам всегда найдется парковочное место под солнцем.

Комфорт – естественное желание человека. Складывается он из миллионов различных аспектов, среди которых есть и некие глубоко личные параметры, и общественные, коммуникативные. Автомобиль уже давно является жизненной необходимостью, но кроме времени его эксплуатации, немалый период необходимо для стоянки. Здесь и возникает порой конфликт общественных интересов, когда одной стороне необходимо парковать машину около дома, а другую это не удовлетворяет по тем или иным причинам.

Парковки во дворах часто становятся причиной скандалов и даже судебных разбирательств. Можно ли ставить под окнами, вблизи детских площадок, на газонах, тротуарах и т.д. – эти вопросы возникают в городах постоянно. Им и посвятим данную статью, внимательно разобрав все детали законности стоянок для транспорта.

Можно ли парковаться во дворе жилого дома? Что говорит закон?

Можно , но для этого должны быть соблюдены установленные правила. Их мы подробно рассмотрим в отдельном разделе, здесь же обратимся к первым трудностям юридического характера, которые и вызывают максимум споров.

Дело в том, что в профильном СанПиН 2.1.2.2645-10 существуют две статьи:

  • Статья 2.3 разрешает устраивать во дворах гостевые парковки.
  • Статья 2.10 запрещает размещение во дворах постоянных парковок.

Противники машин, стоящих во дворах, настаивают на том, что жильцы, ставящие свои авто ежедневно, делают это постоянно . Соответственно, и парковка становится постоянной, что запрещено. Жалобщики настаивают на довольно нелогичной конструкции, мол, случайно попавшим людям (гостям) можно парковать автомобиль, а проживающим в этом дворе – нет.

Это не только нелогично, это и не соответствует нормам законодательства:

  1. Нет юридических норм, точно описывающих разницу между гостевой и постоянной парковкой по времени стоянки или категориям владельцев.
  2. В другом СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 указаны нормы, в т.ч. по удаленности от зданий, оборудованных стоянок. То есть сам факт стоянки возможен, но, разумеется, при выполнении условий.

Самым главным аргументом в пользу возможности паркинга во дворе является юридический опыт. Граждане неоднократно подавали в суды на управляющие компании за, по их мнению, неправильно расположенные дворовые стоянки, однако в подавляющем большинстве случаев суд признавал законность паркингов.

Невозможно определить временный или постоянный характер носит стоянка, особенно при перманентной эксплуатации автомобиля. Однако действительно длительное хранение (например, на зиму) может привести к негативным последствиям, но и этот вариант не гарантирован.

Стоянка грузовых автомобилей в жилой зоне

Грузовик, как говорится, грузовику рознь. Что касается конкретно парковок, то транспорт данного типа надо разделить на две категории: до и свыше 3,5 тонн.

Парковка грузового транспорта в свыше 3,5 тонн должна подчиняться следующим правилам:

  • Пункт 17.2 ПДД РФ прямо запрещает парковки в жилой зоне такому транспорту, если они (парковки) не обозначены специальными знаками / разметкой.
  • В соответствии с ч. 1 ст. 12.19 КоАП РФ , нарушение правил парковки приведет к штрафу в 500 рублей. Такое же нарушение, но произошедшее в Москве или Санкт-Петербурге – 2500 рублей (ч.5 той же статьи).

Таким образом, если стоянки не оборудованы специально для такого вида транспорта, парковка грузовиков свыше 3,5 тонн во дворах запрещена .

С грузовиками разрешенной максимальной массой менее 3,5 тонн дело обстоит противоположным образом. Их парковки не регламентированы отдельными нормами, а значит парковать такие машины можно по тем же правилам, что и легковые.

Разгрузочно-погрузочные работы и личный транспорт сотрудников компаний

Отдельно надо рассмотреть случаи остановки и стоянки транспорта, не принадлежащего жильцам ближайших домов, а имеющих отношение к помещениям общественного назначения (офисы, магазины и пр.), в таких домах располагающихся.

Здесь стоит говорить о двух типах ТС – личном транспорте работников таких организаций общественного назначения и автомобилей, припаркованных с целью проведения разгрузочно-погрузочных работ. С первым типом все просто:

Личный транспорт сотрудников компаний, расположенных в жилом здании, должен располагаться за пределами придомовой территории.

Что касается работ по разгрузке и загрузке продукции или материалов, то они должны выполняться с соблюдением следующих норм:

  1. Нельзя проводить данный вид работ со стороны фасадов, имеющий окна и входы. Разрешается в следующих местах:
    • торцы без окон и дверей;
    • из подземных тоннелей;
    • со стороны автомагистралей;
    • через специальные закрытые дебаркадеры.
  2. Если помещение общественного назначения (при жилом здании) имеет площадь менее 150 м², допускается не оборудовать специальные загрузочные помещения.

Мы рассмотрели требования и возможности оборудования стоянок во дворах с точки зрения массы автомобиля, мест проживания владельцев и времени парковки. К грузовому транспорту более возвращаться не будем. Перейдем к нормам парковок обычных автомобилей, массой до 3,5 тонн.

Правила парковки (стоянки) автомобиля во дворах согласно ПДД

Напомним, что законодательно существует разница между гостевыми парковками во дворе (они разрешены) и постоянными (запрещены). Однако, если речь не идет о действительно продолжительном хранении авто, определить разницу между этими типами практически невозможно. С точки зрения реальности, можно говорить, что дворовые паркинги разрешены. Но они должны соответствовать определенным условиям.

Остановка и стоянка на газонах

Проезд, если он не связан с обслуживанием, остановка и стоянка на газонах запрещены.

Понять эту норму несложно. А вот объяснить почему (на основании чего) достаточно проблематично. Дело в том, что регулируется данная норма совокупностью федерального, регионального, а то и муниципального законодательства. Устанавливается не только сам факт запрета, но и размер штрафных санкций.

Рассмотрим законодательную цепочку на примере Москвы:

  1. Статья 1 Закона г. Москвы «О защите зеленых насаждений» относит травянистую растительность естественного или искусственного происхождения к «зеленым насаждениям».
  2. Статья 7 того же закона заявляет о незаконности движения и стоянки на зеленых насаждениях.
  3. Переводя произошедшее в рамки нарушения правил парковки, оно подводится под действие ч. 1 ст. 12.19 КоАП РФ – штраф 500 рублей за неправильную парковку, или под 2500 рублей штрафа, если правонарушение произошло в Москве или Санкт –Петербурге (ч. 5 той же статьи).
  4. Однако на этом трудности не закончены! Федеральное законодательство разрешает определять размер штрафов субъектам федерации и/или местным властям. Вот, что говорит по этому поводу КоАП Москвы:
    • За размещение ТС на территории, имеющей зеленые насаждения (ст. 8.25 КоАП Москвы):
    • За повреждение зеленых насаждений с помощью автомототранспортных средств (ч. 2 ст. 4.18 КоАП Мск):

Очевидно, что местное законодательство значительно ужесточило штрафные санкции предусмотренные федеральным КоАП. Одновременно, это не является нарушением, т.к. на федеральном уровне установлены только нарушения способа парковки, без указания на газоны / зеленые насаждения.

Кроме этого, на примере Москвы видно, что привлечение к ответственности может происходить сразу по обеим статьям, и вместо 500 – 2500 рублей, положенных по федеральному кодексу, может быть взыскано 9500 руб .

В регионах ситуация аналогичная, однако размеры штрафов могут различаться довольно значительно.

Нельзя ставить машину возле мусорных контейнеров

На федеральном уровне нет статей, прямо указывающих на запрет парковаться возле мусорных контейнеров. Однако применима норма ч. 4 ст. 12.19 КоАП РФ о препятствии движению других ТС, т.к. контейнеры должны обслуживаться мусоровозами.

По данной норме штраф составит 2000 рублей , а для Москвы и Санкт-Петербурга (ч. 6 той же статьи) – 3000 рублей .

Местные власти вправе регламентировать данную норму самостоятельными правовыми нормами, в т.ч. и устанавливающими отдельные штрафы.

Парковка во дворе дома с работающим двигателем

Штраф за нарушение правил парковки во дворах

О штрафных санкциях мы уже говорили выше, но подытожим их в отдельном разделе, для лучшего понимания:

Хотите сэкономить на штрафах? Тогда половину суммы.

Обжалование

Обжалование штрафов происходит по общей схеме, которую мы описывали . Заявление подается по месту фиксации происшествия на имя руководителя местной ГИБДД или в районный суд. Перед началом оспаривания можно на нашем сайте. Бесплатно !

Споры о парковочных местах звучат все громче и громче. Люди идут на различные ухищрения, чтобы застолбить за собой то или иное место во дворе, поставить авто максимально близко к своему подъезду, заехать на газон или даже детскую площадку, чтобы обеспечить себе минимальное расстояние для перемещения своего туловища в пространстве. Мне это все тоже очень не нравится, поэтому я решил подготовить материал о том как принудить автомобилистов ставить свои авто как положено, а не как неандертальцы.

Для моего региона проблема стала актуальна примерно в 2010 году. С тех далеких пор машин становится все больше, а развитие автомобильной инфраструктуры по факту значительно отстает от темпов автомобилизации населения. Большинство дворов нынешней России физически не смогут вмещать в себя автомобили всех жильцов окрестных домов. Развязываются настоящие парковочные войны. Неоднократно видел, как люди готовы драться подобно гладиаторам, лишь бы не идти лишние 50 метров пешком.

Почему парковка во дворах должна быть организована по правилам?

Во-первых, криво наставленные машины препятствуют проезду крупного транспорта. Мусоровозы, которые вывозят по утрам мусор (кстати, ), грузовики, владельцы крупного транспорта – все они терпят неудобства. Но самое страшное, что вплотную припаркованные авто зачастую не дают возможности проехать машинам скорой помощи и пожарникам.

Во-вторых, парковка на газонах и детских площадках доставляет жителям много неудобств. Дети, играя, натыкаются на авто и могут его повредить, а любители парковаться на газонах портят эстетический вид двора и развозят грязь по всей округе.

Чем регламентируется парковка во дворах?

Правилами дорожного движения и санитарными нормами. Требования к автомобилистам в данном случае различны, но их выполнение обеспечит не только комфортное существование, но и решит большинство парковочных конфликтов. А еще есть различные региональные нормативно-правовые акты, которые регламентируют вопросы парковок

Санитарные нормы и правила парковок во дворах

Есть Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 25.09.2007 N 74 (ред. от 25.04.2014) “О введении в действие новой редакции санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 “Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов” (Зарегистрировано в Минюсте России 25.01.2008 N 109), в котором в таблице 7.1.1. описаны правила для стоянки автомобилей во дворах жилых домов. Согласно ним, парковка для авто размещается на определенном расстоянии от окон жилого дома. Конкретные данные зависят от количества машино-мест. Если их менее 10, то расстояние до окон должно быть не менее 10 метров. Если парковка вмещает от 11 до 50 машин, то не менее 15 метров. 51-100 машино-мест – не менее 25 метров, 101-300 машин – не менее 35 метров. Парковки, куда вмещается более 300 машин располагаются от окон жилых домов не ближе 50 метров.

Правила дорожного движения и парковка во дворах. Штрафы за неправильную парковку во дворах

Начнем с наиболее частого – парковка на газонах. КоАП не предусматривает штрафов за парковку на газонах, а вот региональное законодательство – очень даже. Например, в Санкт-Петербурге за парковку на газоне автомобилист заплатит от 3 000 до 5 000 рублей. Для того, чтобы узнать “тарифы” на парковку на газоне в вашем городе, обратитесь в администрацию города. Туда же можно отправить фото “короля парковки” в момент совершения нарушения, а лучше позвонить. Тогда его привлекут к ответственности. Только не забудьте записать на видео (или сфотографировать) само нарушение, ведь не всегда сотрудники администрации могут незамедлительно выдвинуться на место происшествия, а нарушитель может остаться и вовсе безнаказанным.

Целый букет нарушений – ст 12.28 КоАП. Это нарушения правил движения, установленных в жилой зоне. А где они прописаны? Смотрим главу 17 Постановления Правительства РФ от 23.10.1993 N 1090 “О Правилах дорожного движения” (как раз те самые ПДД): запрещены сквозное движение, учебная езда, стоянка с работающим двигателем, а также стоянка грузовых автомобилей с разрешенной максимальной массой более 3,5 т. Но это же жилые зоны!!! А вот в п. 17.4 этого же постановления написано, что все эти меры актуальны и для дворовых территорий. В такой ситуации фиксируйте нарушения на видео/фото и звоните в дежурную часть ГИБДД.

Что делать, если заблокировали/закрыли машину во дворе?

Водитель, закрывший проезд другим транспортным средствам проезд, нарушает правила остановки или стоянки транспортных средств (ст. 12.19 ч. 4 КоАП), а это штраф до 2 000 рублей (для Москвы и Санкт-Петербурга – 3 000 рублей). Для привлечения к ответственности за подобные вещи сфотографируйте нарушение и звоните в дежурную часть ГИБДД. Но я бы для начала порекомендовал своими силами связаться с владельцем. Зачастую люди блокируют другие авто, но оставляют номер телефона. Не нужно рубить с плеча, проявите толерантность.

Парковка на тротуаре во дворе. Как привлечь к ответственности?

Тротуар – это часть улицы, предназначенная для пешеходов. Водители автомобилей имеют право парковки на тротуаре исключительно в тех случаях, когда это разрешено требованиями соответствующих знаков. Во всех остальных случаях водитель подпадает под п. 3 ст. 12.19 КоАП, а это штраф в 1 000 рублей (3 000 рублей для Москвы и Санкт-Петербурга). Для привлечения к ответственности – фотографируем и вызываем ГИБДД.

Куда жаловаться на нарушение парковок во дворах?

Если дело касается нарушения санитарных норм, то:

  • пожарная инспекция;
  • инженерная служба района;
  • санитарная инспекция;
  • экологическая служба.

Если были нарушены правила дорожного движения, то в ГИБДД. Кроме того, на данный момент есть возможность отправить фотографию зафиксированного нарушения через специальные порталы. Еще есть информация, что скоро будет создано специальное приложение для телефона, с помощью которого можно напрямую в ГИБДД отправлять зафиксированные на видео или фото нарушения автомобилистов.

Проблема парковки во дворах все более актуальна

Наши власти пытаются минимизировать использование транспорта жителями страны. Поднимаются ввозные пошлины, налоги, акцизы на бензин, вводятся платные парковки. Люди откровенно пресекают попытки залезть в свой карман, особенно в отношение платных парковок и забивают близлежащие дворы своими автомобилями, поэтому проблема парковки во дворах будет все более и более актуальной. Кроме того, не так давно была инициатива создания законопроекта, регламентирующего количество парковочных мест во дворах в зависимости от численности дома и метражей квартир. Пока он на стадии доработки, но мы будем держать вас в курсе.