Масло в двигатель мтз лучшее. Полезная информация

Любая техника и механизмы нуждаются в регулярной смазке – это относится и к сельхозтехнике. Хорошие и правильная смазка трущихся деталей техники обеспечивает более длительный срок ее эксплуатации, уменьшение износа узлов тракторов МТЗ. Естественно, масло для МТЗ техники должно обладать физико-химическими свойствами, в полной мере соответствующим стандартам. Для смазки узлов и агрегатов МТЗ можно использовать несколько видов масел.

  1. Дизельное масло с присадками, причем присадки используются разные для зимнего и летнего времени. Данное масло применяется для смазки дизельного двигателя, регулятора топливного насоса, редуктора пускового двигателя, коробки передач, увеличителя крутящего момента, главной передачи, бортовых передач, вала отбора мощности, гидравлической системы, в качестве добавки в топливо пускового двигателя.
  2. Дизельное масло для сельскохозяйственной техники МТЗ с присадками ЦИАТИМ. Используется для смазки дизельного агрегата, работающего на топливе с большим содержанием серы – более 0,7 процента. Если температура окружающего воздуха опускается ниже нуля и при отсутствии специального зимнего масла, в топливный насос, регулятор, в картер дизеля можно заливать летнее масло, куда можно добавить 15 процентов дизельного топлива. В редуктор пускового двигателя следует заливать смесь из 80 процентов дизельного топлива и 20 процентов масла.
  3. Автотракторное масло – применяется для смазки подшипников трансмиссии, петель тракторной кабины МТЗ и замков. Допускается использование дизельного масла.
  4. Среднеплавкая универсальная смазка (ее еще называют солидол) – подходит для любых сопряжений и трущихся деталей. Смазку можно осуществлять через специальные масленки. Также применяется для набивки полостей подшипника муфты сцепления и вилок кардана перед сборкой.
  5. Консистентная смазка – подходит для смазки подшипников генератора.

Заказать и масел вы можете в любом специализированном магазине. Также можно использовать и трансмиссионное масло для МТЗ в качестве универсального. Это допускается в регионах с умеренным климатом. Дли импортной техники лучше использовать масла иностранных производителей.

Перед использованием масла следует убедиться, что в нем отсутствуют посторонние примеси, грязь, атмосферные осадки. Во время хранения и заливки масла в технику нужно следить, чтобы в него не попали посторонние вещества. Для каждого сорта дизельного или трансмиссионного масла МТЗ желательно иметь отдельную посуду, заправочные горловины и масленки перед заправкой рекомендуется вытереть от пыли и грязи. На емкостях для хранения и расфасовки масел МТЗ наносятся специальные обозначения – верхняя показывает порядковый номер точки смазывания, нижняя – периодичность. Периодичность определяется количеством отработанных моточасов, определяемых специальным счетчиком.

Гидравлическая система тракторов МТЗ и большинства аналогичной сельскохозяйственной техники заправляется дизельным маслом ГОСТ 5304-54, также возможно добавление сезонных присадок. Уровень масла следует проверять через каждые двести часов работы. Проверяется он просто – в полу кабины трактора МТЗ имеется небольшой лючок, расположенный сразу над магистральным фильтром. Его следует открыть и открутить пробку со вделанным щупом. На щупе имеются нижняя и верхняя метки – если масла достаточно, то его уровень должен находиться на верхней метке, в противном случае он будет на нижней. Если так и есть, то нужно долить масло до нужного уровня.

Очевидно, что и смазочные жидкости следует менять через определенное время. Для смены моторного масла нужно хорошо нагреть двигатель, заглушить и через сливное отверстие в поддоне картера слить отработанное масло. Очистить намагниченную поверхность пробки от налипшей металлической стружки и хорошо завернуть. Новое масло для МТЗ заливать через заливную горловину, количество проверять по щупу. Не следует заливать его больше чем требуется, потому что это может создать избыточное давление в системе, что приведет к выдавливанию сальников. Перед заливкой нового масла систему можно промыть специальными промывочными растворами (если в этом есть необходимость).

Водителям тракторной техники полезно знать о том, в какой мотор какое масло заливают МТЗ двигатель в частности. Этот движок имеет комбинированную систему: одни запчасти обрабатываются под давлением, другие - путем разбрызгивания на них масла. Для такой сложной операции очень важную роль играет вязкость и качество смазочного материала.

Особенности тракторного масла

Для оптимизации работы мотора трактора модели МТЗ 80 или МТЗ 82 современные смазочные материалы были наделены множеством положительных качеств. Их преимущества были достигнуты за счет современных технологий и проведенных исследований. Двигатель МТЗ 80 масла выбирается с учетом этих параметров.

  1. Повышены фрикционные свойства моторного масла, благодаря чему улучшается работа сцепления и «мокрых» тормозов.
  2. При использовании смазки в совместимости с жидкостью для сцепления и замены уменьшается количество утечек, снижается риск преждевременных поломок.
  3. Надежно защищают металлические детали от образования ржавчины и коррозии, не допускают проникновение излишней влаги в механизм двигателя.
  4. Не замерзают при низких температурах, что позволяет использовать тракторную технику независимо от погодных условий и причин неполадок.
  5. За счет высоких амортизационных свойств повышают срок работы тракторов и уменьшается количество поломок.
  6. Они хорошо фильтруются, поддерживают чистоту мотора, обеспечивают адекватную и бесперебойную работу всей системы, не требуют частой замены.

Нюансы при выборе смазочных материалов

Многие водители, желающие сэкономить, покупают дешевые горюче-смазочные материалы на замену и не поддерживают необходимый уровень масла, что часто становится причиной преждевременной поломки мотора. Экономя на хороших смазочных материалах, водители не задумываются об их вреде для моторной системы. Чтобы продлить срок службы тракторной техники, нужно покупать смазки, которые имеют нужные сертификаты качества, а предприятия, продающие их, - лицензию на продажу.

Для трактора МТЗ 80 и его усовершенствованной версии МТЗ 82 нужно использовать смазочные материалы, которые подходят для мотора и погодных условий. Самые подходящие масла для двигателей МТЗ 80 и МТЗ 82 - 10W-30 и 5W-30. Они отлично справляются со своей работой при температуре от +36 до -18 градусов.

Классификация тракторных масел

Все смазочные материалы разделяют на такие группы по их природе: синтетические, минеральные и органические. Масла минерального происхождения изготовляются из нефти, сланца, смол каменного угля, все зависит от уровня масла. Органические смазочные материалы получают из переработанных животных жиров и семян растений. Лучшими считаются синтетические масла, которые имеют следующие преимущества:

  • меньший расход, за счет чего они не требуют частой замены;
  • выдерживают температуры до -30 градусов;
  • имеют высокую стойкость к химическим воздействиям;
  • надежно защищают детали мотора от внешнего воздействия и поломок;
  • имеют большой срок службы.

Для обработки деталей мотора тракторов в небольшом количестве применяют консистентные смазочные материалы. Также хорошо защищают двигатель марки МТЗ 82 масла с такими пометками на канистрах: SF, SG, SH, SJ. Они не содержат примесей песка, грязи¸ металлических частиц, воды, минеральных кислот, щелочи. Главной причиной использовать такие смазочные материалы является их высокое качество.

Министерство Образования Российской Федерации

Сибирский Автодорожный Институт

Кафедра АВТОМОБИЛИ

Реферат на тему :

«Трактор МТЗ-82 и его

эксплуатационные материалы»

Выполнил: студент 31 ОД

Бурносов Денис

Принял преподаватель :

Каня В.А.

Омск 1999 г.


Введение.

Все сельскохозяйственные тракторы и самоходные машины в зависимости от их типов, назначения и особенностей управления ими подразделяются на категории А, Б, В, Г, Д и Е.

А - колесные тракторы тягового класса до 1,4 (МТЗ-80, МТЗ-82, Т-40АМ, Т-25А1, самоходные шасси Т-16М);

Б - колесные тракторы тягового класса свыше 1,4 (К-701, К-700, Т-150К):

В - гусеничные тракторы (Т-4А, ДТ-75М, Т-150);

Г - самоходные машины с механической трансмиссией (зерноуборочные комбайны СК-5 "Нива" и СК-6 "Колос", комбайн самоходный кормоуборочный Е-281, косилка-плющилка самоходная Е-302, корне-уборочная самоходная машина РКС-6, корнеуборочная самоходная машина КС-6);

Д - самоходные машины с гидростатической трансмиссией (комбайны зерноуборочные "Дон-1500", "Дон-1200", комбайн самоходный кормоуборочный КСК-100, косилка-плющилка КПС-5Г, комбайн самоходный картофелеуборочный КСК-4-1, корнеуборочная самоходная машина КС-6В):

Е - мелиоративные и дорожно-строительные машины, в том числе экскаваторы с ковшом вместимостью до 0,65 м2 (бульдозеры, грейдеры, скреперы, экскаваторы).

ОСНОВНЫЕ ТЕХНИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ К САМОДЕЛЬНЫМ ТРАКТОРАМ, ТРАКТОРНЫМ ПРИЦЕПАМ И ПОЛУПРИЦЕПАМ.

Трактор может быть выполнен в виде тягача или самоходного шасси (с кузовом на раме для перевозки грузов). Компоновка и расположение кабины должны обеспечивать хорошую обзорность при навеске машин, а также по фронту движения агрегата. При движении по дорогам общего пользования движители не должны повреждать дорожное полотно. Шины должны соответствовать допускаемой максимальной нагрузке и скорости движения трактора, самоходной сельскохозяйственной ма-. шины. Не допускаются порезы и разрывы, обнажающие корд, а также расслоение каркаса, отслоение протектора и боковины. Запрещается установка на одну ось шин различного размера и моделей. Тракторы должны иметь передачу заднего хода. Не допускаются работа трактора, не оборудованного стояночной тормозной системой и звуковым сигналом, а также использование самодельных деталей и узлов в механизмах рулевого управления и тормозной системы. Выпускная система двигателя должна иметь эффективный глушитель шума выхлопа и обеспечивать гашение искр в отработавших газах. На тракторе с системой запуска от пускового двигателя нужно блокировочное устройство, предотвращающее запуск при включенной передаче. Трактор должен быть оборудован внешними световыми приборами: двумя рабочими фарами ближнего света белого цвета, расположенными симметрично по отношению к вертикальной оси машины, передними фонарями с габаритными огнями белого цвета и указателями поворота оранжевого цвета, задними фонарями с габаритными огнями красного цвета и указателями поворота оранжевого цвета, сигналами торможения красного цвета, фонарем освещения номерного знака белого цвета. Тракторный прицеп и полуприцеп должны быть оборудованы рабочим тормозом с приводом, управляемым с места водителя. Они должны иметь стояночную тормозную систему с механическим приводом, удерживающую их с полным грузом в заторможенном состоянии на сухой дороге с твердым покрытием на уклоне не менее 20 о. Не допускается виляние прицепа во время движения по прямой на дорогах с твердым покрытием. Сцепная петля прицепа, полуприцепа должна соответствовать ГОСТ 2349-75. Прицеп, полуприцеп оборудуют фонарем освещения, номерным знаком, сигналом торможения, световозвращателями. Допускается длина тракторного поезда не более 12 м. Основные технические данные, которым должны удовлетворять самодельные тракторы, тракторные прицепы и полуприцепы, приведены ниже. Тракторы Номинальное тяговое усилие, кН неболее 14 Поперечный угол статической устойчивости, не менее 35 град. Наименьший радиус поворота, м не более 4,5 Транспортная скорость (при номинальной не более 20 частоте вращения коленчатого вала), км/ч Осевая нагрузка (для тракторов с машиной не более 60 на задней навеске), кН Нагрузка на управляемые колеса, кН не менее 0,2 эксплуатационной массы трактора Тормозная система должна обеспечивать: тормозной путь при холодных тормозах и не более 6,4 (2,1) скорости 20(10) км/ч. м непрямолинейность движения в процессе не более 0,5 торможения, м остановку и удержание трактора на уклоне неенее 16 не. % Люфт рулевого колеса при работающем двигателе не более 25 . град. Уровень шума. измеренный на расстоянии не более 95 5м от двигателя, дБ Размеры, мм: ширина не более 2500 высота не более 3800 Тракторные прицепы и полуприцепы Дорожный просвет под осями, мм не менее 3000 Осевая нагрузка. кН не более 60 Угол поперечной статической устойчивости с гручом (при его плотности 0,8 т/\г), град: прицепа не менее 30 полуприцепа не менее 25 Угол поворота дышла двухосного прицепа, град.не менее 38 Тормозной путь при скорости движения 20 км/ч, м не более 6.4 Ширина, мм не более 2500

ЭКСПЛУАТАЦИОННЫЕ МАТЕРИАЛЫ

Топливо . Для работы тракторов используется дизельное топливо трех марок:

Л - летнее для эксплуатации при температуре окружающего воздуха выше 0 С 3 - зимнее с различной температурой застывания (для эксплуатации при температуре окружающего воздуха выше -2"0"С с температурой застывания -35"С. а также ниже -20 С с температурой застывания -45 С);

А - арктическое для эксплуатации при температуре воздуха до-50 С. По содержанию серы дизельные топлива подразделяют на два вида: первый - массовая доля серы не более 0,2 "о, второй - не более 0,5 о (для топлива марки А - не более 0,4 о).

В условном обозначении летнего дизельного топлива учитываются содержание серы и температура вспышки (например: Л - 0,5-40), зимнего - содержание серы и температура застывания (3 - 0,2-45), арктического - только содержание серы (А - 0,2).

Масла и смазки . Моторные масла независимо от их состава и свойств обозначают буквой М (моторное).

В зависимости от области применения они подразделяются на группы и подгруппы (приведены в скобках), обозначаемые буквами: А, Б, (Б1, Б2), В(В1, В2),Г(Г1,Г2),Д, Е.

Индекс после буквенного обозначения подгруппы означает:

1 - для карбюраторных двигателей,

2 - для дизельных.

Масла групп В2 и Г2 практически полностью обеспечивают потребность парка сельскохозяйственных тракторов и самоходных машин (табл.}).

Пример обозначения моторного масла: М-10Гж. Цифра 10 характеризует класс вязкости масла, для которого кинематическая вязкость при 100 С нормируется в пределах от 9,5 до 1 1,5 сантистокс. Буква Г с индексами означает, что масло предназначено для форсированных дизелей (индекс "2") автомобилей КамАЗ и тракторов типа К-700 (индекс "К").

Для каждого типа двигателя необходимо применять только рекомендуемые инструкцией масла, в противном случае неизбежны неоправданно высокие затраты на дефицитные и дорогостоящие масла (с завышенным содержанием присадки) или чрезмерно повышенные ичиосы детален двигателя, снижение ею моторесурса и повышение расхода масла (при испольчовании масел с пониженными эксплуатационными свойствами).

Допускастся смешение масел одной группы, но недопустимо смешение, масел различных групп, а также зимних и летних.

Все масла с присадками очень чувствительны к действию воды - попадание в масло даже очень небольших (десятых долей) процентов влаги резко снижает содержание присадки и ухудшает их эксплуатационные свонства.

Маркировка трансмиссионного масла составляется из сочетания заглавных букв Т (трансмиссионное). А (автомобильное) или С (масло получено из сернистой нефти), строчных п "(присадка) или д (дистиллят-нос) и числового значения кинематической вязкости в сантистоксах при температуре 100 С. Буква В после обозначения вязкости означает, что масло создано улучшением свойств ранее выпускаемого и является его модификацией.

ГОСТ 17479.2-85 предусматривает в обозначении трансмиссионных масел буквенные аббревиатуры ГМ (трансмиссионное масло), цифры. показывающие группу масла по содержанию присадок и класс вязкости. Пример обозначения: ТС-3-1Н -трансмиссионное масло 3-й группы IV-го класса вязкости.

В гидросистемах некоторых тракторов кроме моторного используют индустриальные масла И-20Л. И-ЗОА (И -- индустриальное, цифра -кинематическая вязкость при 50"С) и гидравлическое масло М1Е-46В.

Для смазывания трущихся поверхностей деталей тракторов в трудно-герметизируемых узлах применяют антифрикционные смазки Литол-24. ЦИАТИМ-201. № 158. синтетический и жировой солидолы.

Охлаждающие жидкости . В системы охлаждения тракторов заливают мягкую воду или низкозамерзающие жидкости - антифризы.

Стандартные антифризы марок 40 и 65, Тосол-40 и Тосол-65 имеют температуру замерзания соответственно -40 С и -65 С.

Двигатель. Гидравлическая система. Масло (периодичность замены,ч)

М-10Г2(летом) М-8Г2с М-10В2(летом) М-8В2(зимой)

ТАп-15В(ТМ-3-18) ТЭп-15(ТМ-2-18)(всесезонно) 2000 ЮМЗ-6 и модификации М-10В2(летом) М-8В2(зимой)

Муфты сцепления, коробка передач, задний мост: М-10В2(всесезонно) 1000 М-10В2(летом) М-8В2(зимой) 1 раз в год МТЗ-100/102 М-10Г2(летом) М-8Г2(зимой) 250

Передний мост: ТАп-15В(ТМ-3-18) ТЭп-15(ТМ-2-18)(всесезонно) 1 раз в год Т-150.150К М-10Г2к М-10Г2(летом) М-8Г2к М-8Г2(зимой) 250 250

Коробка передач и редуктор ВОМ: М-10В2(летом),М-8В2(зимой)

Колессные редукторыи ведущие мосты, ходовая часть: ТАп-15В(ТМ-3-18) ТЭп-15(ТМ-2-18)(всесезонно) 2000

Картер главнойи конечной передач: ТАп-15В(ТМ-3-18) ТЭп-15(ТМ-2-18), М-10В2(всесезонно) 1 раз в год То же М-10В2(летом) М-8В2(зимой) МГЕ-46В 1 раз в 2 года ДТ-75М

» Система смазки двигателя Д 240 - центрифуга, масляный насос и обслуживание

На двигателе Д-240 реализована комбинированная система смазки. Исходя из условий работы деталей, масло поступает к трущимся поверхностям (шатунные и коренные шейки коленвала, опорные шейки распредвала, втулки шестерни топливного насоса и промежуточной шестерни) под давлением, но пульсирующим потоком (механизм клапанов) или путем разбрызгивания. В систему смазки двигателя входят: полнопоточный центробежный масляный фильтр (центрифуга), масляный насос с маслоприемником и масляный радиатор. Также к системе смазки относятся соединительная арматура, маслопроводы, предохранительные клапаны, контрольные приборы и другие. Часть компонентов дизеля (пускач, помпа, топливный насос) имеют собственную автономную схему смазки. Для смазки двигателя трактора МТЗ-82 применяется моторное масло: зимой — марки М8Г2, летом — М10Г2. Масло необходимо менять каждые 480 часов работы двигателя.

1 — масляный радиатор; 2 — главная масляная магистраль; 3 — указатель давления масла; 4 — сетка; 5 — центрифуга; 6 — масляный насос; 7 — редукционный клапан; 8 — сливной клапан; 9 — предохранительный клапан; 10 — упорные кольца; 11 — патрубок; 12 — маслоприемник; 13 — масляный радиатор.

Масляный насос Д-240

Одноступенчатый, шестеренчатого типа, устанавливается на крышке первого коренного подшипника коленвала и вращается от коленчатого вала двигателя. Насос состоит из крышки, корпуса, ведущей и приводной шестерен, установленные на валу, а также из ведомой шестерни, находящейся на пальце.

Во время вращения шестерен в области всасывания образуется разряжение, способствующее поступлению масла в маслозаборник насоса. Попадая в зубья шестерен, масло подается в магистраль, а оттуда поступает к трущимся узлам.

Глубина расточек для шестерен в корпусе, их ширина и размещение выполняются с высокой точностью. Для создания герметичности во внутренней полости масляного насоса — привалочные плоскости крышки и корпуса тщательно шлифуются. Не допускается перестановка крышки с одного насоса на другой. Подача масла насосом составляет 36 литров в минуту на оборотах 2320 об/мин и образуемом давлении 0,70-0,75 МПа (7,0-7,5 кгс/см²).

1 — маслозаборник; 2 — корпус насоса; 3 — палец ведомой шестерни; 4 — ведомая шестерня; 5 — крышка корпуса; 6 — шестерня привода насоса; 7 — штифт; 8 — вал насоса; 9 — ведущая шестерня; 10 — патрубок.

Масляный фильтр

Центрифуга двигателя Д-240 предназначена для очистки циркулирующего масла в системе смазки. На двигателе устанавливается центробежный фильтр оснащенный бессопловым гидравлическим приводом.

В корпусе фильтра имеется ось на которой вращается ротор. Крышка крепится к остову гайкой и уплотняется резиновым кольцом. Ротор удерживается от осевых перемещений шайбой и гайкой, размещающиеся на верхнем конце оси с резьбой. Сверху ротор закрывается колпаком фиксируемый гайкой с шайбой. Во внутренней полости оси размещена маслоотводящая трубка. Под влиянием центробежных сил мелкие частицы, продукты износа деталей и разложения масла остаются на внутренних стенках ротора. Прошедшее очистку масло с высокой скоростью вбрасывается через тангенциальное отверстие во внутреннюю проточку корпуса ротора в области входных отверстий роторной оси. В следствии чего образуется реактивная сила вращающая ротор. Далее масло сквозь отверстия в оси ротора и трубку подается в главную масляную магистраль.

Предохранительный клапан контролирует перед ротором давление 0,65-0,70 МПа (6,5-7,0 кгс/см²). В том случае, если давление масла на входе в ротор превышает данное значение, то оно сливается через клапан в поддон.

Давление сливного клапана отрегулировано на значение 0,20-0,30 МПа (2-3 кгс/см²) и поддерживает требуемое давление в главной масляной магистрали.

Центрифуга (масляный фильтр): 1 — корпус фильтра; 2 — трубки; 3 — ось ротора; 4 — крышка ротора; 5 — стакан; 6 — насадок; 7 — корпус ротора; 8 — стакан ротора; 9 — упорное кольцо; 10 — специальная гайка; 11 — шайба; 12 — гайка; 13 — колпак фильтра; 14 — гайка; 15 — прокладка колпака; 16 — уплотнительное кольцо; 17 — предохранительный клапан; 18 — штуцер для подсоединения манометра; 19 — маслопровод к радиатору; 20 — редукционный клапан; 21 — сливной клапан; 22 — пробка; 23 — регулировочная пробка.

Редукционный клапан (нерегулируемый) необходим для перегона холодного масла в магистраль в обход масляного радиатора.

Масляный радиатор служит для охлаждения моторного масла, температура которого может увеличиться при продолжительной эксплуатации двигателя с максимальной нагрузкой, особенно при высокой температуре окружающей среды. Проходя сквозь большое количество медных трубок радиатора, масло охлаждается потоком воздуха от вентилятора на 10-15º C и подается в двигатель.

Техническое обслуживание системы смазки двигателя Д-240

Перед каждым запуском двигателя необходимо проверять уровень масла в картере. В двигатель следует заливать только рекомендованное производителем моторное масло. Для заливки масло применяйте специальную емкость оснащенную фильтрующим элементом. Масло рекомендуется заливать не выше верхней метки. Запрещается пуск дизеля при уровне масла ниже контрольной метки на щупе. Повышенный уровень масла в двигателе приведет к значительному забросу масла на зеркала цилиндров, ухудшению работы поршневой группы и интенсивному дымлению дизеля. При малом содержании масла ухудшается смазка деталей.

Масло рекомендуется менять после каждых 480 часов работы двигателя, так как со временем оно теряет смазочные свойства. Масло сливается из картера на прогретом двигателе. Перед заливкой масла необходимо очистить ротор центрифуги.

Обслуживание системы смазки двигателя Д-240 также заключается в регулярном наблюдении за давлением масла. Давление масла при номинальной частоте вращения коленчатого вала должно составлять 0,2-0,3 МПа (2,0-3,0 кгс/см²), на минимальных оборотах — не меньше 0,8 МПа (0,8 кгс/см²). Повышенное или пониженное давление сигнализирует о неисправности в системе смазки. Резкое падение давления может случится из-за утечки масла из маслопроводов, некорректной работы манометра, предохранительного или сливного клапана и повреждении масляного насоса.

Ротор центрифуги необходимо очищать каждые 480 часов эксплуатации. Для этого необходимо разобрать масляный фильтр и при помощи скребка очистить ротор от образовавшегося отложения. Перед монтажом ротора следует смазать маслом уплотняющее резиновое кольцо.

Обслуживание двигателя МТЗ-82.1/80.1 Беларус

____________________________________________________________________________________________

Проверка уровня масла в картере дизельного двигателя Д-243

Проверьте уровень масла, установив трактор МТЗ-82.1/80.1 Беларус на ровной площадке и не ранее чем через 3-5 мин после остановки двигателя, когда масло полностью стечет в картер.

Для проверки уровня масла в картере двигателя Д-243 выполните следующее:

Извлеките масломер, протрите его начисто и вновь установите его на место до упора;

Извлеките масломер и определите уровень масла. Уровень масла должен быть между верхней и нижней метками масломера. Если необходимо, долейте масло до нужного уровня через горловину, сняв крышку.

Установите на место крышку.

Проверка уровня охлаждающей жидкости в системе охлаждения

Уровень охлаждающей жидкости в системе охлаждения МТЗ-82-1/80-1 Беларус контролируйте по заполненности расширительного бачка.

Для доступа к расширительному бачку откройте капот.

Количество ОЖ в расширительном бачке должно находиться на уровне от 20-30 мм от дна расширительного бачка до верхней кромки хомута крепления расширительного бачка.

Если уровень ОЖ ниже, чем 20-30 мм от дна расширительного бачка, откройте пробку расширительного бачка и долейте ОЖ в расширительный бачок до верхней кромки хомута крепления расширительного бачка.

Проверка уровня и состояния масла в поддоне воздухоочистителя дизеля Д-243

Ослабьте две гайки и снимите поддон воздухоочистителя.

Проверьте уровень масла в поддоне, который должен быть на уровне кольцевого пояска «А».

Долейте масло, если необходимо.

При наличии в масле грязи и воды, слейте загрязненное масло, промойте поддон и залейте предварительно профильтрованное обработанное моторное масло до уровня кольцевой канавки.

Проверьте систему на герметичность.

Проверка и регулировка натяжения ремня привода вентилятора системы охлаждения

Натяжение ремня вентилятора считается нормальным, если прогиб его на ветви шкив коленчатого вала – шкив генератора, находится в пределах от 15 до 22 мм для дизельного двигателя Д-243 (Д-243С) при нажатии на него с усилием 40 Н.

Для регулировки натяжения ремня ослабьте крепление генератора.

Поворотом корпуса генератора отрегулируйте натяжение ремня.

Затяните болт крепления планки и гайки болтов крепления генератора.

Очистка ротора центробежного масляного фильтра дизеля Д-243

Очистку ротора центробежного масляного фильтра двигателя МТЗ-82.1/80.1 Беларус производите одновременно с заменой масла в картере двигателя.

Для очистки ротора центробежного масляного фильтра выполните следующее:

Отверните гайку и снимите колпак;

Вставьте отвертку или стержень между корпусом фильтра и днищем ротора, чтобы застопорить ротор от вращения, и вращая ключом гайку ротора, снимите стакан ротора;

Снимите крышку, крыльчатку и фильтрующую сетку ротора;

Неметаллическим скребком удалите отложения с внутренних стенок стакана ротора;

Очистите все детали, промойте их в моющем растворе и продуйте сжатым воздухом;

Соберите фильтр, выполнив операции разборки в обратной последовательности. Перед сборкой стакана с корпусом ротора смажьте уплотнительное кольцо моторным маслом;

Совместите балансировочные метки на стакане и корпусе ротора;

Гайку крепления стакана завинчивайте с небольшим усилием до полной посадки стакана на ротор;

Ротор должен вращаться свободно, без заедания.

Установите колпак и затяните гайку моментом от 35 до 50 Нм.

Замена масла в картере дизельного двигателя Д-243

Перед заменой масла прогрейте дизель до нормальной рабочей температуры (не менее 70° С), установите трактор МТЗ-82-1/80-1 Беларус на ровной площадке, заглушите и затормозите трактор стояночным тормозом.

Для замены масла в картере дизеля Д-243 выполните следующее:

Снимите крышку маслозаливной горловины и отверните сливную пробку;

Слейте масло в контейнер для хранения отработанных масел;

Установите на место сливную пробку и через маслозаливную горловину залейте свежее чистое моторное масло до верхней метки масломерного стержня;

Установите на место крышку заливной горловины;

Запустите двигатель и дайте ему поработать в течение от одной до двух минут;

Через десять минут после остановки двигателя проверьте уровень масла масломерным стержнем;

Если необходимо, долейте масло в картер двигателя.

Слив отстоя из фильтра тонкой очистки топлива дизеля Д-243

Если на двигателе трактора установлен разборный фильтр тонкой очистки топлива, слив отстоя необходимо выполнять следующим образом:

Отвернуть пробку в нижней части фильтра и слить отстой до появления чистого топлива, отстой сливать в специальную тару;

Затянуть пробки;

Если на двигателе трактора установлен неразборный фильтр тонкой очистки топлива, слив отстоя необходимо выполнять следующим образом:

Отпустить на 1-2 оборота пробку удаления воздуха;

Отвернуть пробку в нижней части фильтра и слейте отстой до появления чистого топлива;

Затянуть пробки;

Заполнить систему топливом (прокачать топливную систему).

Проверка и регулировка зазоров между клапанами и коромыслами дизеля

Зазоры между клапанами и коромыслами проверяйте и, при необходимости, регулируйте через каждые 500 часов работы, а также после снятия головки цилиндров, подтяжки болтов крепления головки цилиндров и при появлении стука клапанов.

Зазор между бойком коромысла и торцом стержня клапана при проверке на непрогретом двигателе Д-243/Д-243С (температура ОЖ и масла не более 60 С) должен быть: впускные клапаны и выпускные клапаны – 0,25+−0,05 мм.

При регулировке зазор между торцом стержня клапана и бойком коромысла на непрогретом дизеле устанавливайте: впускные клапаны и выпускные клапаны – 0.25-0,05 мм.

Регулировку производите в следующей последовательности:

Снимите колпаки крышек головок цилиндров и проверьте затяжку болтов и гаек крепления стоек осей коромысел;

Проверните коленчатый вал до момента перекрытия клапанов в первом цилиндре (впускной клапан первого цилиндра начинает открываться, а выпускной заканчивает закрываться) и отрегулируйте зазоры в четвертом, шестом, седьмом и восьмом клапанах (считая от вентилятора), затем поверните коленчатый вал на один оборот, установив перекрытие в четвертом цилиндре, и отрегулируйте зазоры в первом, втором, третьем и пятом клапанах.

Для регулировки зазора отпустите контргайку регулировочного винта на коромысле регулируемого клапана и, поворачивая винт, установите необходимый зазор по щупу между бойком коромысла и торцом стержня клапана.

После установки зазора затяните контргайку. По окончании регулировки зазора в клапанах поставьте на место колпак крышки головки цилиндров.

Проверка и затяжка болтов крепления головки цилиндров

Проверку затяжки болтов крепления головки цилиндров производите при прогретом дизельном двигателе Д-243 в следующем порядке:

Снимите колпак и крышку головки цилиндров;

Снимите ось коромысел с коромыслами и стойками;

Динамометрическим ключом проверьте затяжку всех болтов крепления головки цилиндров в нужной последовательности.

Момент затяжки болтов крепления головки цилиндров должен быть от 190 до 210 Нм;

После проверки затяжки болтов крепления головки цилиндров установите на место ось коромысел и отрегулируйте зазор между клапанами и коромыслами.

Установите на место колпак и крышку головки цилиндров.

Промывка фильтра грубой очистки топлива

Промывку фильтра грубой очистки топлива производите в следующей последовательности:

Отверните гайки болтов крепления стакана;

Снимите стакан;

Выверните ключом отражатель с сеткой;

Снимите рассеиватель;

Промойте отражатель с сеткой, рассеиватель и стакан фильтра в дизельном топливе и установите их на место.

Если на двигателе трактора МТЗ-82.1/80.1 Беларус установлен разборный фильтр тонкой очистки топлива, замените фильтрующий элемент фильтра тонкой очистки топлива, для чего выполните следующее:

Закройте оба крана топливных баков;

Слейте топливо из фильтра, отвернув пробку в нижней части корпуса. Не допускайте пролива топлива, слив топлива производите только в специальную емкость;

Отверните гайки крепления крышки и снимите крышку;

Извлеките из корпуса фильтрующий элемент;

Промойте дизельным топливом внутреннюю полость корпуса фильтра;

Соберите фильтр с новым фильтрующим элементом;

Заполните корпус фильтра топливом;

Установите крышку и крепежные гайки;

Удалите воздух из системы топливоподачи.

Проверка форсунок на давление начала впрыска и качество распыла топлива

Форсунка считается исправной, если она распыливает топливо в виде тумана из всех пяти отверстий распылителя, без отдельно вылетающих капель, сплошных струй и сгущений.

Начало и конец впрыска должны быть четкими, появление капель на носке распылителя не допускается.

Снимите форсунки с двигателя Д-243 трактора МТЗ-82-1/80-1 Беларус, для чего выполните следующее:

Перед отсоединением или ослаблением любых частей топливной системы полностью очистите смежную рабочую поверхность;

Отверните гайки и отсоедините топливопроводы высокого давления от форсунок и топливного насоса;

Отверните четыре болта сливной магистрали и снимите сливной топливопровод. Выбракуйте уплотнительные медные шайбы (по две шайбы на каждый болт «банджо»);

Отверните болты крепления форсунок и снимите форсунки;

Отправьте форсунки для сервиса в мастерскую;

Установите проверенные, очищенные и отрегулированные форсунки, выполнив указанные выше операции в обратной последовательности.

Прокачайте топливную систему.

Регулировка давления масла в системе смазывания двигателя Д-243

Постоянно следите за значением давления масла по указателю давления, расположенному на панели приборов (при работе двигателя с номинальной частотой вращения и температурой охлаждающей жидкости 85-95°С, давление масла должно находиться на уровне 0,25-0,35 МПа, допускается значение давления на непрогретом двигателе до 0,6 МПа);

Если система смазывания исправна (соединения маслопроводов герметичны, предохранительный клапан в масляном фильтре исправен и пр.), но при работе на номинальных оборотах при нормальной рабочей температуре ОЖ давление в системе смазки либо постоянно превышает значение 0,35 МПа, либо постоянно ниже значения 0,25 МПа необходимо выполнить регулировку давления масла в системе смазывания двигателя.

Регулировку давления масла в системе смазывания производите следующим образом:

Отверните пробку, снимите прокладку;

В канале корпуса масляного фильтра отверткой поверните регулировочную пробку 6 на один оборот в сторону увеличения или уменьшения значения давления (в зависимости от фактического давления);

Установите прокладку и заверните пробку;

При необходимости повторите вышеперечисленные действия по регулировке.

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________

Сервис и регулировки МТЗ-82 __________________________________________________________________________

Эксплуатация и сервис МТЗ-82.1, 80.1, 80.2, 82.2