Механическая или электронная обманка. Что такое обманка лямбда зонда и для чего она нужна в автомобиле

КПД двигателя автомобиля зависит от качественного сгорания газовоздушной смеси. Точные пропорции, и соответственно рациональный эффект от работы регулируется датчиком кислорода – лямбда зондом. Понимание конструкции и принципа действия прибора необходимы для самостоятельного определения и исправления дефектов. От того насколько быстро выявлены и устранены причины/следствия неисправности лямбда зонда зависит безопасность эксплуатации собственной машины.

Датчиком оснащены только автомобили с инжекторными двигателями. Месторасположение в выхлопной трубе после катализатора. Кислородный датчик двойной комплектации может располагаться и до катализатора, обеспечивая усиленный контроль над составом газа, тем самым обеспечивая более эффективную эксплуатацию прибора.

Принцип действия:

  • Электроника авто, отвечающая за дозировку топлива, посылает сигнал о требовании подачи на форсунку.
  • Соответственно, кислородный прибор определяет нужное количество воздуха для образования правильного состава смеси.
  • Настройки прибора позволяют соблюсти требования к экологической и экономической составляющей вопроса эксплуатации авто – исключить перерасход топлива и загазованность среды.

Современные автомобили оснащаются прогрессивными устройствами – катализаторами и парными датчиками – позволяющими снизить негативные влияния выхлопов и расход дорогостоящего ГСМ. Однако, в случае поломки дорогого варианта датчика, «лечение» обойдется в немалую сумму.

Конструкция лямбда зонда

Внешне, прибор выглядит как стальной удлиненный корпус-электрод с выходными проводами и платиновым напылением. Внутри устройство представляет собой следующее:

  • Контакт, соединяющий провода с электрическим элементом.
  • Уплотнительная диэлектрическая манжета для безопасности с отверстием для входа воздуха.
  • Скрытый электрод из циркония, заключенный в керамический наконечник, нагреваемый под действием тока до 300–1000 градусов.
  • Защитный температурный экран с выходом для отработанного газа.

Датчики бывают двухточечными или широкополосными. Классификация приборов не влияет на внешнее и внутреннее устройство, однако, оказывает существенное различие на принцип работы. Описанный прибор выше является двухточечным, второй – модернизированный вариант.

Подробнее о нем:

Кроме двухточечной конструкции, датчик содержит еще и закачивающий элемент. Смысл работы в том, что при колебаниях постоянного напряжения между электродами, на блок управления поступает сигнал. Подача тока на закачивающем элементе усиливается или уменьшается, порция воздуха попадает в зазор для анализа, где происходит определение уровня концентрации отработанных паров.

Признаки неисправности лямбда зонда

Вечного, созданного руками человека – не существует. Любая техника, рассчитанная на тонкий анализ способна выходить из строя по многим причинам. Датчики кислорода – не исключение.

Рассмотрим подробно:

  • Возросший уровень СО. Выявить самостоятельно концентрацию, возможно, только с помощью приборов. Практически всегда, показатели говорят о неисправности зонда.
  • Возросший расход топлива. Инжекторные автомобили оснащены табло, на котором указано количество потребляемого горючего. Также об увеличении можно судить, если частота заправки превышает обычную.
  • Световая сигнализация, ориентированная на работу лямбда зонда постоянно горит. Это лампочка Check Engine.

Кроме описанных признаков дестабилизации работы кислородного датчика, оценить качество выхлопного газа можно визуально – светлый дым говорит о перенасыщенности воздуха в смеси, клубы густого черного дыма – противоположно, о чрезмерном перерасходе топлива.

Причины поломки кислородного датчика

Так как прибор напрямую работает с продуктами сгорания топлива, то качество его (топлива) не может не отражаться на продуктивности и результате. Горючий продукт, не отвечающий всем установленным ГОСТам и регламентам, нередко служит первопричиной, почему датчик не показывает достоверных результатов или, вообще, выходит из строя. На поверхности электродов откладывается свинец, делая лямбда зонд нечувствительным к определению.

Другие причины:

  • Механическая неисправность . От вибрации и/или активной эксплуатации авто, корпус датчика повреждается. Ремонту или замене комплектующих прибор не подлежит. Гораздо рациональнее будет приобретение и установка нового.
  • Некорректная работа топливной системы . Со временем сажа, образованная в результате неполного сгорания топлива оседает на корпусе, попадает внутрь впускных отверстий зонда. Показания становятся неправильными. Проблему изначально купируют своевременной чисткой, однако, если она возникает постоянно, то избавиться от нее не удастся – кислородный датчик, это расходная деталь, подлежащая своевременной замене.

Чтобы добиться исправности автомобиля на всех его узлах, важно отправлять собственного «коня» на периодическую диагностику для определения проблем. Тогда, функциональность приборов, в том числе и лямбда зонда, будет сохранена.

Как самостоятельно проверить лямбда зонд на исправность

Достоверный результат о причине поломки может дать только квалифицированная диагностика. Однако, понять, что датчик неисправен, возможно, и самостоятельно. Для этого:

Изучают руководство. Прилагаемая инструкция к прибору содержит параметры кислородного датчика. На них и важно ориентироваться.

  • Открыв и осмотрев моторный отсек, находят зонд. Внешнее загрязнение в виде сажи и/или светлого налета скажет об отложении свинца и ненормальной работе топливной системы. В этом случае прибор полностью меняют и диагностируют другие узлы авто, так как попадание на них грязи и тяжелого металла не сулит ничего хорошего.
  • Если наконечник чист, проверку продолжают. Для этого датчик отключают и присоединяют к вольтметру. Авто заводят, увеличивая обороты до 2500/мин и, снижают до 200. Показания рабочего датчика варьируются в диапазоне 0,8–0,9 Вт. Отсутствие реакции или меньшие значения свидетельствуют о неисправности.

Также проверить зонд можно с помощью обедненной смеси, спровоцировав в вакуумной трубке подсос. В этом случае показания вольтметра при исправном приборе низки – до 0,2 Вт и ниже.

Динамические показатели датчика в 0,5 Вт, присоединенного к системе подачи топлива параллельно с вольтметром, говорят об исправности прибора. Иные значения скажут о неисправности.

Обманка кислородного датчика своими руками

Не допуская затягивания регулярного техосмотра – в частности, для лямбда датчика он происходит через каждые 30 тыс. км – владелец авто обеспечивает бесперебойную эксплуатацию прибора. Через 100 тыс. км, ему требуется полная замена.

Если с добросовестным отношением к автомобилю все в порядке, то контролировать качество топлива – не удастся. В результате нагар или отложения свинца станут причиной постоянного реагирования светового индикатора Check Engine. Чтобы автовладельца это не беспокоило, проблему решают с помощью обманки.

Типы конструкций

В зависимости от финансовых возможностей, своими руками изготавливают бронзовые детали проставки, покупают технологические электронные варианты, устраивают перепрошивку всего блока управления. Опишем подробно каждый способ:

Самодельное устройство

Корпус представляет собой бронзовую деталь, отличающуюся высоким сопротивлением к температуре. Размеры строго согласованы с датчиком, во избежание просачивания выхлопных паров. Отверстие для их выхода в проставку не более 3 мм.

Принцип действия устройства таков: керамическая крошка внутри цилиндра покрытая слоем катализатора под действием выхлопного газа и кислорода окисляется, отчего концентрация снижается, и датчик принимает значение за норму. Вариант бюджетен, однако, для автомобилей высокой ценовой категории неприемлем – в конце концов, автоматика должна работать на результат.

Электронная обманка

Специалисты в пайке схем могут «сварганить» обманку для кислородного датчика своими руками. Для этого требуется конденсатор или резистор. Тот автолюбитель, чьи знания ограничены, воспользоваться способом не может – непонимание процессов грозит негативно сказаться на всем блоке управления. Для решения вопроса приобретается готовая конструкция. Принцип действия эмулятора с микропроцессором таков:

  • Микросхема оценивает концентрацию газа и анализирует сигнал с первого датчика.
  • После этого формирует импульс соответствующий сигналу со второго.
  • Как результат, получаются средние показания, не влияющие на нормальную работу блока управления, так как значение на входе всегда меньше критического.

Перепрошивка

Обмануть кислородный лямбда датчик, возможно, с помощью кардинальной перепрошивки блока управления. Суть заключается в отсутствии реакции на сигнал после катализатора – датчик реагирует только на состояние узла, установленного перед катализатором, то есть где выхлопные пары отсутствуют или есть в малом, не влияющем на результат анализа, количестве.

Внимание! Гарантийные сервисы откажутся выполнять работу, так как это противоречит нормальному обслуживанию авто – любой узел должен работать и реагировать на нештатные ситуации.

Это особенно касается новых автомобилей. Поэтому прошивка приобретается самостоятельно – ни в коем случае не через интернет – или устанавливается у доморощенных умельцев. В противном случае ущерб, нанесенный авто в будущем не должен вызывать недоумения у собственника машины.

Видео обзор обманок

Определяем неисправность лямбда зонда видео

Лямбда-зонд является неотъемлемым элементом системы выпуска газов любого современного автомобиля. Он представляет собой датчик уровня кислорода в выхлопах машины. Лямбда-зонд передает полученную информацию на бортовой компьютер, который, в свою очередь, обработав ее, регулирует обогащение смеси, подаваемой в цилиндры.

Большинство автомобилей оборудованы двумя датчиками. Один из них устанавливается перед катализатором, второй – после него. Именно последний выходит из строя чаще всего. Когда это случается, система выдает ошибку, а двигатель начинает работать в аварийном режиме.

Чтобы не заморачиваться с покупкой нового лямбда-зонда, который стоит совсем недешево, и его настройкой, наши умельцы придумали, как обмануть компьютер, потратив на это копейки. Имя этому изобретению – обманка.

Обмануть компьютер авто можно тремя способами:

  • перепрошить компьютер;
  • установить механическую обманку;
  • установить обманку электронного типа.

Перепрошивка блока электронного управления

Суть этого метода заключается в том, чтобы войти в компьютер автомобиля, отключить датчик кислорода электронным способом, и внести изменения в программное обеспечение. Для этого, конечно, потребуется обратиться к специалистам, имеющим определенные навыки и соответствующее оборудование.

Механическая обманка

Механическая обманка лямбда-зонда представляет собой металлическую проставку (втулку) между выхлопной трубой и самим датчиком.

Изготовить такую втулку может любой человек, имеющий малейшее представление о токарном деле. Чаще всего для этих целей используют бронзу или теплоустойчивую сталь.

Ниже представлен чертеж проставки для второго лямбда-зонда с размерами.

Принцип этого метода довольно простой: используя втулку с отверстием диаметром 2 мм, мы отодвигаем датчик подальше от потока выхлопных газов.

Установить проставку самостоятельно несложно. Загоняем машину на яму или эстакаду, отключаем минусовую клемму, находим датчик и выкручиваем его.

Подключаем минусовую клемму, запускаем двигатель. Если электронный блок управления выдает снова ошибку, повторяем процедуру со снятием клеммы еще раз.

Электронная обманка

Этот метод больше подходит для тех автовладельцев, кто дружит с паяльником. Все, что понадобится для простейшей электронной обманки, это:

  • конденсатор (неполярный) емкостью 1 мкФ;
  • резистор (сопротивление) 1 Мом;
  • паяльник;
  • припой, канифоль;

Этот вид обманки устанавливается непосредственно на провода, идущие от датчика к разъему. Разъем этот у некоторых автомобилей находится в центральном тоннеле между водительским и пассажирским сиденьями, у других – в моторном отсеке, у третьих – под торпедой.

Сегодняшние требования к экологической безопасности обязывают автопроизводителей устанавливать на выпускаемые ими автомобили специальные устройства, снижающие уровень опасных соединений в выхлопных газах. Большинство современных машин оснащаются каталитическими конвертерами (катализаторами), позволяющими существенно уменьшить концентрацию оксидов азота и углерода в выхлопах путем их преобразования и сжигания. Обязательным элементом таких устройств является лямбда-зонд, или, как его еще называют, датчик кислорода. Ориентируясь на его данные, электронный блок управления автомобиля контролирует концентрацию топлива и воздуха в горючей смеси, ведь от полноты ее сгорания зависит уровень вредных выбросов.

Жесткие условия эксплуатации и плохое качество нашего топлива нередко приводят к тому, что лямбда-зонд или катализатор выходят из строя, причем ни один из этих элементов не подлежит ремонту. Исправить ситуацию здесь может только их замена, однако стоимость каталитического конвертера и датчика кислорода позволяют это сделать далеко не каждому.

Выход нашли наши умельцы. Они попытались обмануть электронику машины, и это им удалось. В этой статье мы поговорим о том, что представляет собой эмулированный лямбда-зонд (обманка кислородного датчика), какие они бывают, а также, как самостоятельно сделать это нехитрое приспособление.

Что такое кислородный датчик

Датчик кислорода - это электронное устройство, предназначенное для сбора информации о концентрации кислорода в выхлопах автомобиля. Он отправляет полученные данные на компьютерный блок управления машины, который, в свою очередь, основываясь на них, формирует топливовоздушную смесь, регулируя содержание в ней воздуха.

Лямбда-зонд может устанавливаться непосредственно на выходном коллекторе или на приемной трубе перед катализатором.

Принцип работы устройства

Рабочее устройство кислородного датчика - гальванический элемент с твердым керамическим электролитом на основе диоксида циркония. Он легирован оксидом иттрия и имеет пористые платиновые электроды, один из которых ориентирован на содержание кислорода в окружающем воздухе, а второй - в выхлопных газах. Именно эта разница и создает выходное напряжение на датчике при прогреве его до температуры +300 0 С.

К чему приводит неисправность датчика

Когда лямбда-зонд выходит из строя, контроллер перестает получать необходимую информацию, или получает ложные данные. Это становится причиной неправильного формирования топливной смеси. Вследствие этого появляется перерасход топлива, двигатель теряет мощность, количество вредных соединений в выхлопах увеличивается, а блок управления выдает критическую ошибку на панели управления.

Зачем нужен второй лямбда-зонд

Некоторые автомобили оснащаются двумя кислородными датчиками. Первый из них, как обычно, устанавливается в коллекторе или на приемной трубе, а второй - за каталитическим конвертером. Дополнительный датчик используется для определения концентрации кислорода в газах на выходе из катализатора. Это нужно для того, чтобы при формировании топливовоздушной смеси контроллер учитывал количество воздуха, необходимого дополнительно для сжигания вредных продуктов сгорания в катализаторе.

Суть обманки

Какую же функцию выполняет эмулированный лямбда-зонд? Обманка призвана ввести в заблуждение электронный блок управления автомобиля при вышедшем из строя каталитическом конвертере путем подачи сигнала ему о том, что катализатор работает в нормальном режиме, а концентрация кислорода в выхлопных газах не ниже и не выше допустимого.

Виды обманок лямбда-зонда

Существует три способа обмануть электронный блок:

  • изменить программное обеспечение автомобильного компьютера, внеся в него соответствующие коррективы;
  • установить обманку механического типа;
  • установить электронную обманку.

Рассмотрим все три варианта.

Перепрошивка контроллера

Способ с перепрошивкой «мозгов» может считаться неплохим выходом из ситуации, но только если он будет осуществлен специалистом. Его суть заключается в том, чтобы войти в программу, электронным способом отключить датчик кислорода, и внести в нее соответствующие изменения.Если работа будет сделана правильно, сигнал об ошибке исчезнет с панели приборов, а двигатель заработает в штатном режиме без лямбда-зонда. Но если во время перепрошивки допустить ошибку, это может привести к выходу «мозгов» машины из строя. Последствия этого могут быть самые непредсказуемые.

Данный метод может быть использован, как при неисправности катализатора, так и датчика.

Механическая обманка

Механическая обманка лямбда-зонда - это не что иное, как обыкновенная втулка (проставка) между местом крепления датчика (поверхностью приемной трубы, коллектора) и самим зондом. Проставка изготавливается из качественной термостойкой стали или бронзы. Она представляет собой полый цилиндр, заполненный керамической крошкой. Сторона, которой обманка крепится к элементу выхлопной системы, имеет резьбу и тонкое осевое отверстие.

Суть метода заключается в том, чтобы сместить датчик кислорода подальше от коллектора или приемной трубы. В этом случае выхлопные газы, проходя через тонкое отверстие (в малой концентрации), попадают на керамическую крошку, где окисляются под воздействием температуры. Концентрация вредных веществ, естественно, при этом снижается. Вот таким нехитрым образом работает эмулированный лямбда-зонд. Обманка попросту вводит датчик кислорода в заблуждение, заставляя его передавать на контроллер «нормальный» сигнал.

Этот способ, учитывая непосредственное участие в процессе «обмана» датчика, приемлем исключительно при неисправности катализатора. Последний, при этом, удаляется из выхлопной системы, или заменяется стронгером (пламегасителем).

Как сделать обманку лямбда-зонда своими руками

Если у вас есть токарные навыки, сделать механическую обманку для вас не составит особого труда. Для этого потребуется стальная или бронзовая заготовка, токарный станок, а также знание основных размеров будущей детали. Чертеж обманки лямбда зонда представлен ниже.

В случае если вы далеки от токарного дела, деталь свободно можно купить или сделать под заказ. Но важно понимать, какая именно нужна обманка лямбда-зонда. Цена на подобные изделия в зависимости от вида и сложности может варьироваться в пределах 200-800 рублей.

Как самостоятельно установить обманку

Монтаж обманки не вызовет никаких сложностей даже у человека, не имеющего специальных навыков. Достаточно найти местоположение датчика кислорода, отключить его, выкрутить, а на его место установить проставку. После этого необходимо датчик вкрутить во втулку и подключить его к бортовой сети.

Электронная обманка лямбда-зонда

Обманка электронного типа - это более сложное устройство. Оно также применяется при выходе из строя катализатора. Его принцип работы заключается в том, чтобы преобразовать сигнал, идущий от датчика к электронному блоку управления в такой, чтобы его характеристики были такими, как будто катализатор работает в обычном режиме.

Обманка подключается непосредственно к проводам, которые идут от лямбда-зонда к контроллеру. Основой таких обманок часто является программируемый микропроцессор, но собрать простейшую версию можно и самостоятельно, конечно, если вы дружите с паяльником.

Описанная ниже самоделка применяется для второго датчика, распложенного после катализатора. На первый взгляд она может показаться довольно примитивной, но ее работоспособность доказана на практике.

Собирается такая электронная обманка лямбда-зонда своими руками из следующих электродеталей:

  • неполярный конденсатор емкостью 1 мкФ;
  • резистор сопротивлением 1 МОм.

Кроме того, понадобится паяльник, припой, канифоль и нож.

Обманка 2 лямбда-зонда обычно имеет четыре провода: синий, белый и два черных. Последние мы не трогаем, а делаем разрыв синего проводника. На месте разрыва устанавливаем резистор. Далее соединяем белый провод с синим через конденсатор.

Устанавливать эту обманку лучше всего перед разъемом. У одних автомобилей он находится в центральном тоннеле (шахте) между передними сидениями, у других - под приборной панелью, а у третьих, вообще, в моторном отсеке.

Перед началом монтажа не забудьте отключить провод «массы» от аккумулятора.

Но не стоит забывать, что использование подобного рода устройств существенно сказывается на экологическом состоянии планеты. Поэтому при возникновении неисправностей лучше все-таки установить на свой автомобиль не эмулятор, а новый катализатор или лямбда-зонд. Обманка должна быть временным решением.

А еще лучше старайтесь не допускать неисправностей катализатора. Чтобы каталитический конвертер служил дольше, воспользуйтесь следующими советами.

  1. Заправляйте в бак только качественное топливо.
  2. Не используйте неизвестные и непроверенные топливные присадки.
  3. Старайтесь не попадать в глубокие лужи - резкое охлаждение разогретого катализатора неизбежно приведет к его разрушению.
  4. Не допускайте механического повреждения корпуса катализатора. Въезд на скорости в глубокую яму также может разрушить его рабочие элементы.
  5. Систематически проходите техническое обслуживание.

Ужесточение контроля за окружающей средой, появление новых стандартов Евро для автомобильных двигателей касается практически всех автомобилей в России. Только устаревшие модели не испытывают проблем с выхлопной системой.

Причины установки обманки лямбда зонда

На все легковые авто, построенные по нормам, начинающимся с Евро-2, установлены катализаторы. Не касаясь конструкций катализаторов (магнитно-стрикционных, керамических, химических), нужно отметить, что устройство, предназначенное для очистки выхлопных газов, относится к дорогим узлам автомобиля.

На естественный износ («прогорание катализатора») больше всего влияет некачественный бензин. Тетраэтил свинца, попадающий в бензин на отечественных заправках, очень быстро сжигает каталитический слой нейтрализатора газов. На неисправность катализатора электронный блок управления (ЭБУ) двигателем реагирует переводом мотора в аварийный режим. На приборной доске загорается знакомая водителям надпись «чек» и в цилиндры подается переобогащенная топливная смесь. Падает мощность двигателя, увеличивается нагар свечей зажигания, загрязняется моторное масло, усиливается трение деталей.

Установка нового катализатора, рекомендуемая автопроизводителями как единственная мера устранения неисправности, может стоить владельцу машины от 10000 рублей до 30000 – 60000 (в зависимости от модели). Поставить новый катализатор на различные модели ВАЗ можно за 5000 – 10000 рублей (со стоимостью работы).

Более экономичным вариантом устранения аварийного режима стала обманка лямбда зонда, которую производители устройства часто именуют более деликатными названиями «электронный эмулятор», «контроллер», «проставка», «корректор датчика», «мини-катализатор».

Суть приспособления проста. Не реагируя на неисправность катализатора, устройство изменяет показания контролирующих датчиков кислорода (лямбда зондов), установленных на входе и выходе катализатора. При этом катализатор можно вырезать и заменить пламегасителем. Для первого лямбда зонда обманки не применяются. Его показатели служат эталоном, по которому ЭБУ определяет эффективность работы катализатора. Совпадение показателей (при удалении катализатора) воспринимается электроникой как неисправность нейтрализатора газов.

Способы изменения показаний второго лямбда зонда

Известно несколько способов влияния на показатели второго лямбда зонда. Отечественные изобретатели применяют:

  1. Механические проставки (металлические втулки).
  2. Электронные схемы, преобразующие сигнал датчика.
  3. Чиповку (перепрошивку программы ЭБУ).
  4. Установку мини-катализатора, имитирующего работу исправного нейтрализатора газов.

Простейшую механическую проставку может изготовить любой токарь. Металлическая втулка отодвигает лямбда-зонд от выхлопного тракта. Маленькое отверстие для выхлопных газов ослабляет синусоиду показаний, электронный мозг двигателя считает это результатом работы исправного катализатора.


Типовой чертеж проставки может изменяться по размерам, зависящим от модели, марки автомобиля, резьбы лямбда зонда. Принципиальным моментом становится размер входного отверстия. Эксперименты автовладельцев, «народных умельцев» показали, что оптимален диаметр в 1,5 – 2 мм.

Отзывы автолюбителей, ставивших обманки из различных металлов (простой стали, нержавейки, бронзы), не видят особой разницы в эффективности устройства, на которые намекают производители детали. Бронзовая механическая втулка не создает эффекта катализации, как это описывается к рекламных материалах. Установить металлическую проставку можно своими руками. Для этого достаточно вывернуть датчик кислорода, ввернуть на его место втулку, в которую устанавливается лямбда зонд.

Более сложным вариантом имитации нормальной работы нейтрализатора газов станет установка мини-катализатора . В корпус устройства, устанавливаемого перед лямбда зондом, монтируется три слоя каталитических элементов, фильтрующих выхлопные газы специально для датчика. Повторяя по конструкции основной катализатор, дорогое устройство так же болезненно реагирует на некачественное топливо.

Электронная обманка построена на изменении электрического сигнала от датчика. Монтажная схема, использующая один резистор или конденсатор, достаточно проста. Сделать ее самостоятельно можно с помощью одного паяльника, если вы владеете навыками радиотехники, электромонтажа. Трудным моментом монтажа станет поиск нужных резисторов, экспериментальный подбор их параметров (зависит от модели автомобиля, конструкции датчика).

Сложнее вопрос с перепрошивкой (чиповкой) программы управления. Специалисты сервисов утверждают, что это необычайно сложная процедура. Владельцы машин, владеющие программированием, говорят об изменении в программе одного значения. При этом второй датчик можно удалить. В любом случае, самостоятельные эксперименты дилетантов с перепрошивкой программы не рекомендуются.

Производители обманок, цены установки

Производители запасных частей для тюнинга предлагают купить обманки всех типов, сделать перепрошивку электронного блока. Производство имитаторов нормальной работы катализатора налажено в промышленных масштабах. Из различных металлов (бронзы, хромированной стали) изготавливают варианты угловых, универсальных усиленных (для моторов объемом более 2.5L) механических проставок.

Видео: Как сделать обманку лямбда зонда

Цена простых механических устройств колеблется от 400 до 700 рублей, стандартная стоимость установки составляет 500 рублей. Мини-катализаторы продают за 1400 – 4000 рублей. Электронные схемы выпускаются под названием «эмулятор лямбда зонда», стоят 1500 – 2500 рублей. Значительное повышение цены электронных схем зачастую неоправданно, зависит от упаковки устройства в красивый корпус, введения в конструкцию нескольких резисторов, конденсаторов для увеличения солидности прибора. Варьируются и цены перепрошивки, которую могут сделать за тысячу рублей или пятьдесят долларов.

Нужно заметить, что применение обманок не влияет на реальную токсичность выхлопных газов. Решение вопросов о замене катализатора, установки обманки зависит от ваших финансовых возможностей, степени озабоченности экологической обстановкой.

  • Новости
  • Практикум

Запрет на ручные радары ГИБДД: в некоторых регионах он снят

Напомним, что запрет ручных радаров для фиксации нарушений ПДД (модели «Сокол-Виза», «Беркут-Виза», «Визир», «Визир-2М», «Бинар» и др.) появился после письма главы МВД Владимира Колокольцева о необходимости борьбы с коррупцией в рядах сотрудников ГИБДД. Запрет начал действовать 10 июля 2016 года во многих регионах страны. Впрочем, в Татарстане инспекторы ДПС, ...

ГИБДД опубликовала новые экзаменационные билеты

Однако автоинспекция решила уже сегодня опубликовать на своем сайте новые экзаменационные билеты для категорий «А», «В», «М» и подкатегорий «А1», «В1». Напомним, что главное изменение, которое ждет кандидатов в водители с 1 сентября 2016 года, касается того, что теоретический экзамен станет сложнее (а следовательно, учить билеты надо внимательнее). Если сейчас...

Видео дня: электромобиль набирает 100 км/ч за 1,5 секунды

Электрический болид под названием Grimsel смог разогнаться с места до 100 км/ч за 1,513 секунды. Достижение было зафиксировано на взлетно-посадочной полосе авиационной базы в Дюбендорфе. Болид Grimsel представляет собой экспериментальный автомобиль, разработанный студентами Швейцарской высшей технической школы Цюриха и Университета прикладных наук Люцерна. Автомобиль создан для участия...

Завод Mercedes в Подмосковье: проект одобрен

На прошлой неделе стало известно, что концерн Daimler и Минпромторг планируют подписать специальный инвестиционный контракт, который предполагает локализацию на территории России производства автомобилей Mercedes. На тот момент сообщалось, что площадкой, где планируется наладить выпуск «Мерседесов», станет Подмосковье - строящийся индустриальный парк «Есипово», который расположен в Солнечногорском районе. Также...

В России резко вырос спрос на Майбахи

В России продолжают расти продажи новых люксовых автомобилей. Согласно результатам исследования, проведенного агентством «Автостат», по итогам семи месяцев 2016 года рынок таких машин составил 787 единиц, что сразу на 22,6% больше, чем за аналогичный период прошлого года (642 шт.). Лидером этого рынка является Mercedes-Maybach S-класса: на этот...

АвтоВАЗ выдвинул в Госдуму собственного кандидата

Как сказано в официальном сообщении АвтоВАЗа, В. Держак проработал более 27 лет на предприятии и прошел все этапы становления карьеры - от рядового рабочего до мастера. Инициатива выдвижения представителя трудового коллектива АвтоВАЗа в Госдуму принадлежит коллективу предприятия и была озвучена 5 июня во время празднования дня города Тольятти. Инициативу...

У Ford Transit на двери не оказалось важной заглушки

Отзыв касается лишь 24 микроавтобусов Ford Transit, которые дилеры марки продали с ноября 2014-го по август 2016-го. Как сообщает сайт Росстандарта, на этих машинах сдвижная дверь оснащена так называемой «детской блокировкой», однако отверстие соответствующего механизма не было прикрыто заглушкой. Оказывается, это является нарушением действующего...

Названы регионы России с самыми старыми автомобилями

При этом самый молодой автопарк числится в Республике Татарстан (средний возраст - 9,3 года), а самый старый - в Камчатском крае (20,9 года). Такие данные в своем исследовании приводит аналитическое агентство «Автостат». Как оказалось, помимо Татарстана, лишь в двух российских регионах средний возраст легковых автомобилей менее...

Очередной погодный Армагеддон надвигается на Москву

По данным столичного управления МЧС, во вторник 23 августа до 22:00 столицу накроют мощные ливни, которые будут сопровождаться грозами и порывами ветра до 12-17 м/с. Ожидается, что непогода принесёт до 17 миллиметров осадков - это около 20% месячной нормы. Коммунальные службы города переведены на круглосуточный режим работы, сообщает официальный сайт...

Mitsubishi скоро покажет туристический внедорожник

Аббревиатура GT-PHEV расшифровывается как Ground Tourer, автомобиль для путешествий. При этом концептуальный кроссовер должен провозгласить «новую концепцию дизайна Mitsubishi - Dynamic Shield». Силовой агрегат Mitsubishi GT-PHEV - это гибридная установка, состоящая из трех электродвигателей (один - на передней оси, два - на задней), чтобы...

Самые дешевые автомобили в мире

Автомобили с низкой стоимостью всегда пользовались большим спросом среди людей с небольшим достатком. А ведь этот контингент всегда намного больше того, который может позволить себе эксклюзивные, дорогостоящие машины. Forbes: дешевые автомобили 2016 года Еще несколько лет назад весь мир считал, ...

Какой седан выбрать: Almera, Polo Sedan или Solaris

В своих мифах древние греки рассказывали о существе, имеющем голову льва, туловище козы и змею вместо хвоста. «Крылатая Химера была рождена крохотным созданием. При этом она сверкала красотой Аргуса и ужасала уродством Сатира. Это было чудовище из чудовищ». У слова...

Какой внедорожник выбрать: Juke, C4 Aircross или Mokka

Что снаружи Глазастый и экстравагантный «Нисан-Джук» не старается даже выглядеть солидным вседорожником, поскольку от этого автомобиля так и тянет мальчишеским задором. Эта машина никого не может оставить равнодушным. Она или нравится, или нет. Согласно свидетельству он является легковым универсалом, однако...

КАКОЙ автомобиль российского производства самый лучший, лучшие российские автомобили.

Какой автомобиль российского производства самый лучший В истории отечественной автомобильной промышленности было много хороших автомобилей. И лучший из них выбрать трудно. Тем более, что критерии, по которым оценивается та или иная модель, могут быть очень разными. ...

За последний 2017 год самые угоняемые машины в Москве – это Toyota Camry, Mitsubishi Lancer, Toyota Land Cruiser 200 и Lexus RX350. Абсолютный лидер среди угнанных машин – это седан Camry. Он занимает «высокое» положение даже, невзирая на то, что...

2018-2019 год: рейтинг страховых компаний КАСКО

Каждый владелец автомобиля стремится обезопасить себя от чрезвычайных ситуаций, связанных с авариями на дорогах или иного причинения вреда своему ТС. Одни из вариантов - заключение договора КАСКО. Однако в условиях, когда на рынке страхования присутствуют десятки фирм, предоставляющих услуги по...

Обзор пикапов – три «бизона»: Форд Рейнджер, Фольксваген Амарок и Ниссан Навара

Что только люди не придумают, чтобы ощутить незабываемую минуту азарта от езды на своём автомобиле. Сегодня мы познакомим вас с тест-драйв пикапов не простым способом, а соединив его с воздухоплаванием. Нашей целью было обследовать характеристики таких моделей, как Ford Ranger, ...

КАК выбрать автомобиль напрокат, выбрать машину напрокат.

Как выбрать автомобиль напрокат Прокат автомобиля – весьма востребованная услуга. В ней зачастую нуждаются люди, приехавшие в другой город по делам без личного автомобиля; те, кто желает произвести благоприятное впечатление с помощью дорогой машины и т.п. И, разумеется, редкая свадьба...

Устройство и конструкция стойки автомобиля

Какой бы не был дорогой и современный автомобиль удобство и комфорт передвижения в первую очередь зависят от работы подвески на нем. Особенно остро это ощущается на отечественных дорогах. Не секрет, что самой важной частью подвески отвечающей за комфорт является амортизатор. ...

  • Обсуждение
  • Вконтакте

Количество автомобилей на планете с каждым днем увеличивается. Пропорционально возрастает и объем вредных веществ, выбрасываемых ими в атмосферу. Современные требования к экологичности автомобилей обязывают их производителей находить решения для снижения уровня токсичности выбросов.

Одним из таких технологических решений является усовершенствование системы отвода отработанных газов за счет использования в ней катализатора (каталитического нейтрализатора) - устройства, предназначенного для нейтрализации вредных соединений, содержащихся в автомобильных выхлопах. Однако при выходе из строя этого узла наши автовладельцы порой приходят в "дикий восторг", узнав, во сколько обойдется его замена. Вот тогда и приходит на помощь смекалка отечественных автомехаников. Они уже давно придумали альтернативу дорогому катализатору. Конечно, это не совсем экологично, но дешево.

В этой статье мы рассмотрим, что представляет собой обманка на лямбда-зонд, какие разновидности ее бывают, а также как самому сделать подобное устройство. Но прежде давайте разберемся, как устроен каталитический нейтрализатор и по какому принципу он работает.

Катализатор

Катализатор состоит из корпуса и блок-носителя - системы металлических или керамических решеток. На решетках имеется тонкий слой из специальных химических веществ, которые, вступая в реакцию с вредными соединениями, содержащимися в выхлопах, нейтрализуют их, превращая отработанные газы в водяной пар, угарный и углекислый газ. В роли таких веществ чаще всего выступают платина, родий и палладий. Это, собственно, и объясняет, почему каталитический нейтрализатор так дорого стоит.

Катализатор является вторым элементом выхлопной системы после приемной трубы, которая отводит газы из выпускного коллектора двигателя. Дополнительной его задачей является охлаждение выхлопов и гашение горящих паров топлива, вырывающихся из цилиндров. Кстати, за счет высокой температуры в катализаторе происходит дожигание выхлопных газов. Подачу кислорода, необходимого для этого, регулирует контроллер автомобиля, получая информацию о его концентрации с кислородных датчиков.

Датчики кислорода

Датчик кислорода (лямбда-зонд) - устройство, предназначенное для определения количества кислорода в выхлопных газах. Его показания принимаются в учет электронным блоком управления при расчете пропорционального соотношения топлива и воздуха в горючей смеси.

Большинство современных автомобилей укомплектованы двумя лямбда-зондами. Первый датчик обычно устанавливается на приемной трубе или в передней части катализатора. Именно он отвечает за коррекцию топливной смеси. Второй же лямбда-зонд монтируется за катализатором и контролирует его работу. Если вдруг каталитический нейтрализатор вышел из строя и утратил способность очищать выхлоп, датчик отправляет на ЭБУ аварийный сигнал.

Признаки неисправности катализатора

Признаками того, что катализатор вышел из строя, являются:

  • появление на щитке приборов горящего значка «Чек Энджин», сообщающего об ошибке в работе двигателя;
  • заметное снижение динамических характеристик автомобиля;
  • нестабильная работа двигателя;
  • изменение звука работающего мотора;
  • увеличенный расход топлива.

Почему катализатор выходит из строя

Катализатор, как и любое другое устройство, имеет свой ресурс.

Если ваш автомобиль прошел больше 200 тыс. км без его замены, а тут он сломался - это естественно. Но если машина относительно новая, а катализатор приказал долго жить, это может быть следствием:


Способы устранения неисправности

Если вы диагностировали неисправность катализатора, есть два способа ее устранить: купить и установить новый каталитический нейтрализатор, что будет более правильно, но дорого, или же попытаться обмануть контроллер автомобиля, что не совсем правильно, но дешево. Второй способ подразумевает эмуляцию катализатора, которую можно осуществить путем:

  • перепрошивки электронного блока управления;
  • установкой на место второго датчика механической обманки;
  • внесение изменений в электронную схему подключения второго датчика к ЭБУ.

Все три варианта рабочие. Какой из них выбрать - решать, конечно, вам.

Перепрошивка ЭБУ

Этот способ достаточно действенный и заключается в том, чтобы подключить к контроллеру компьютер и внести соответствующие изменения в его программное обеспечение. В результате такой нехитрой операции ЭБУ не будет ссылаться на показания датчика, считая катализатор полностью рабочим. Но подобные манипуляции с программным обеспечением могут закончиться тотальным сбоем, поэтому этот вид работ лучше доверить специалистам.

Механическая обманка

Механическая обманка на лямбда-зонд - самый популярный способ устранения проблем с катализатором, и довольно простой. Его суть заключается в том, чтобы ввести в заблуждение не электронный блок управления, а сам кислородный датчик (лямбда-зонд). Обманка ограничивает поступление выхлопных газов к его рабочему элементу. Соответственно, концентрация кислорода при этом увеличивается.

Достигается это путем установки между катализатором и датчиком специальной проставки (обманки). Второй лямбда-зонд при этом выносится дальше от катализатора. Что это дает? Обманка на лямбда-зонд имеет узкое центральное отверстие (около 2 мм), проходя через которое, выхлопные газы теряют концентрацию. Датчик, отодвинутый от катализатора, анализирует количество кислорода в выхлопе и, «принимая все за чистую монету», сигнализирует контроллеру, что здесь все в полном порядке.

Как изготавливается механическая обманка лямбда-зонда своими руками?

Купить описанное устройство сегодня можно в любом автомагазине или на рынке. Но для человека, имеющего навыки в токарном деле, сделать его - пара пустяков. Механическая обманка на лямбда-зонд изготавливается из бронзы или теплостойкой стали. Достаточно выточить цилиндрическую болванку, просверлить в ней отверстие и нарезать соответствующую резьбу: для вкручивания устройства в корпус катализатора и вкручивания в него датчика. Примечательно, что они универсальны, т. е. обманка лямбда-зонда «Опель», например, ничем не отличается от обманки «Ауди» или ВАЗ.

Монтаж устройства также не отличается особой сложностью. Необходимо лишь выкрутить датчик кислорода, вкрутить в отверстие втулку, а в нее - лямбда-зонд.

Электронный вариант

Теперь расскажем о том, как изготавливается электронная обманка лямбда-зонда своими руками. Тем, кто дружит с паяльником и отличает конденсатор от резистора, не составит труда эмулировать рабочий катализатор электронным методом. Принципиальная схема обманки лямбда-зонда очень проста. Она включает лишь две упомянутые радиодетали: неполярный конденсатор на 1 мкФ и резистор на 1 МОм. Кроме этого, нам понадобится паяльник, канифоль, припой и нож.

Для начала нужно найти разъем на проводах, идущих от второго датчика к контроллеру. Он может находиться в тоннеле между передними сидениями, в моторном отсеке или под панелью приборов, в зависимости от марки и модели автомобиля. Имейте в виду, что электронная обманка второго лямбда-зонда устанавливается перед разъемом, со стороны датчика.

Обычно датчик соединяется с ЭБУ четырьмя проводами: синим, белым и двумя черными. Последние мы не трогаем. Синий провод разрезаем, зачищаем от изоляции и впаиваем в разрыв резистор на 1 МОм. К его концу, со стороны контроллера, припаиваем один из выводов конденсатора (неважно какой, он неполярный). Второй вывод припаиваем к белому проводу.

По окончании работ и проверки работоспособности эмулятора все его детали лучше залить эпоксидной смолой, чтобы избежать замыкания или повреждения.

Что делать с катализатором

Даже если вы избавились от постоянного горящей «ошибки», перерасхода топлива и нестабильности в работе двигателя благодаря эмуляции катализатора, не забывайте, что оставлять его в таком состоянии нельзя. Оплавленный или забитый каталитический нейтрализатор обязательно будет мешать отводу отработанных газов, создавая им серьезное сопротивление. Это, естественно, скажется на работе двигателя.

Что же делать? Здесь есть два решения: снять катализатор, удалить (выбить) из него блок-носитель и установить обратно, или же приобрести и поставить на его место стронгер (пламегаситель). В первом случае вы не потратите ни копейки, но звук работающего двигателя существенно усилится. Если же поставить пламегаситель, звук усилится незначительно, а его конструкция дополнительно позволит охладить выхлопные газы, прежде чем они попадут в глушитель.