Модели машин из дерева. Изготовление миниатюрной деревянной машинки

В то, что удивительные масштабные модели автомобилей из дерева от Алексея Сафонова действительно настоящие, верится с трудом. Масштаб 1:36 - и при этом свыше 1000 деревянных деталей, дифференциалы

В то, что удивительные масштабные модели автомобилей из дерева от Алексея Сафонова действительно настоящие, верится с трудом. Масштаб 1:36 - и при этом свыше 1000 деревянных деталей, дифференциалы с рассчитанным передаточным отношением, дверные петли длиной в 0,5 мм. Модели, подобные работам пермского мастера Алексея Сафонова, не делает больше никто в мире.


Эти масштабные модели автомобилей кажутся очень, очень хрупкими. Первая мысль, возникающая при взгляде на модели Сафонова, - как это сделано? Как можно выточить два десятка полумиллиметровых дверных петель, вставить в них еще более тон- кий штифт и заставить эту дверь открываться? Как можно выточить шестерни сцепления и соединить их с трансмиссией, если диаметр каждой шестерни не превышает нескольких миллиметров? При том, что все это не стальное, а деревянное, почти невесомое и требующее нечеловеческой точности в расчетах и обработке.
Оказывается - можно. Все инструменты для микроработы Алексей изготавливает самостоятельно - от простейших стеков и шил до маленького токарного станка. Самая тонкая дрель, которой он пользуется, может удерживать сверла диаметром до 0,3 мм. Работа ведется в специальных очках с часовыми линзами или с помощь компактных 12-кратных микроскопов. Остальное - дело техники и упорства, поскольку каждая масштабная модель автомобиля создается от трех месяцев до полутора лет.
Например, технология изготовления колеса для «Альфа-Ромео 8С 2300» 1932 года выглядит так: отдельно вытачиваются ступицы, отдельно обод, а затем в том и другом под разными углами высверливается должное количество микроотверстий - для каждой спицы. Все спицы делаются вручную, а затем они набираются, соединяя обод и ступицу. Медленная, очень тонкая работа, требующая огромного опыта и терпения.


Как рождается мастер

Микромоделизмом Алексей увлекался еще в школьные годы, почти с самого начала делал модели из дерева - конечно, значительно более простые, нежели сегодня. Будущий мастер окончил Пермское художественное училище, работал в разных местах, порой весьма экзотических. Например, несколько лет он занимался изготовлением ортопедических прикладов к спортивному оружию при областном клубе ДОСААФ, затем делал в театре макеты сцены со всеми поворотными и подвижными деталями, в цвете. А с 1990 года окончательно вернулся к своему раннему увлечению, занявшись автомобилями - но уже совсем на другом уровне.
Интересно, что масштабные модели автомобилей, сделанные в 1990-х, уже по-падали и в прессу, и в Книгу рекордов Гиннесса (издание 1994 года) благодаря великолепной детализации (500-600 деталей) и точности, множеству подвижных элементов, уникальности работы. Но кто же догадывался тогда, что Сафонов не остановится на достигнутом - каждая новая модель оказывалась значительно сложнее предыдущей, и его последняя работа, Bugatti Туре 41 Royale Limousine Рагк-Ward, состоит из 2540(!) деталей. Модель автомобиля выполнена в масштабе 1:24, и в ней движется - без преувеличения - всё. Капот открывается и складывается, жалюзи на нем поворачиваются, открываются двери (причем работают даже дверные замки - чтобы открыть, нужно повернуть рукоятку на бамбуковой пружине), двигается рычаг ручного тормоза, подвеска прогибается под собственным весом модели. Если проворачивать задние колеса, срабатывает привод через карданный вал (косые шестерни), движется коленвал двигателя, вращается вентилятор. Рулевое управление также детализировано, выдержано даже передаточное отношение: на два поворота руля - полный поворот передних колес. Снимается крыша, выдвигаются ящички и бардачки в салоне, движутся дворники, откидываются дополнительные сиденья.

Но дело не только в подвижных элементах - неподвижные тоже поражают своей точностью. Даже маскот-слоник на капоте «Бугатти» вырезан идеально, а буквы, складывающиеся в название марки, выполнены с величайшей степенью точности и наклеены на капот. При изготовлении решетки радиатора «Альфа-Ромео 8С 2300» использовались пластинки из черного дерева толщиной 0,2 мм. Для того чтобы установить их идеально параллельно друг другу, Алексей придумал и сделал специальное приспособление. И еще одно напоследок: каждая свеча зажигания на «Альфа-Ромео» (представьте себе размер) состоит из трех отдельных деталей… Такого вам не продаст ни один магазин деревянных игрушек во всем мире! При всем этом Алексей пожимает плечами и говорит о своей работе очень просто, хотя и не без законной гордости. Он не использует каких-то уникальных технологий, у него нет секретов. Если у вас достаточно мастерства и терпения, вы можете попытаться заняться тем же самым. Вот только на сегодняшний день в мире нет другого моделиста, нашедшего в себе такие же внутренние ресурсы. Хотя не в последних дело.


Немного техники для изготовления моделей автомобилей

Если при первом взгляде на модели автомобилей Сафонова единственное возникающее чувство - это восхищение, смешанное с удивлением, то при втором появляются технические вопросы. Например: не каждое дерево до-статочно мелкодисперсно, многие сорта не способны сохранять твердость при подобном «измельчении». Какие сорта использует мастер? Самые разные: черное дерево, палисандр, родезийский тик, граб, орех, самшит, сливу, яблоню, бамбук, грушу, вишню, бук, древесину грецкого ореха, красное дерево. Алексей говорит, что старается подбирать однотонные сорта с минимально видимой структурой, а в одной машине использует более десятка различных материалов, чтобы подчеркнуть разницу в окраске деталей. Коллекционные модели автомобилей не красятся: оттенков древесины вполне хватает, чтобы автомобили не казались однотонными.
Помимо дерева, используются и другие материалы - в случаях, когда необходима, например, большая твердость или, наоборот, мягкость при сверхточной обработке. В частности, для некоторых шестерен и элементов декора Сафонов пользуется зубом кашалота, рогом лося, скорлупой грецкого ореха, косточками хурмы или финиковой пальмы. Тенты изготовляются из хлопковой ткани. Единственный элемент в моделях, для создания которого не нашлось растительного или животного материала, - это стекла. Стекло как таковое при подобной микротолщине становится слишком хрупким, и потому приходится использовать лавсановую пленку или пластик - но это единственное потакание современности, причем технологически незаменимое. Некоторые детали мастер покрывает специальными лаками и смолами - для придания дополнительной прочности и гибкости.
Второй вопрос, заданный нами Алексею, звучал так: откуда вы берете чертежи? Ведьмодели автомобилей детализированы не только внешне, но и внутренне, вплоть до конструкции дифференциала и двигателя! Оказалось, что источники чертежей самые разные. Собственно, изначально даже выбор модели для изготовления напрямую зависел от того, какие чертежи удастся добыть - особенно в доинтернетную эпоху. Мастер списывался с коллекционерами, с музеями - например, чертежи «Роллс-Ройса» прислал коллекционер из Индии.
Сегодняшний проект Алексея - последовательное изготовление всех шести экземпляров легендарной серии Bugatti Туре 41 Royale (две машины - Coupe Napoleon и Limousine Рагк-Ward - уже сделаны). Чертежи для них он изготавливал сам. По приглашению крупнейшего в мире автомобильного музея, Cite de l’Automobile, он дважды ездил во французский город Мюлуз, где самолично снимал размеры с двух упомянутых «Бугатти».
Остальные четыре «Ройяля» находятся в других кол-лекциях (в музее «Фольксваген», музее Генри Форда в Мичигане, в музее Blackhowk в Калифорнии и частной коллекции швейцарца Люки Юни), с ними еще предстоит работать. Собственно, некоторые модели Сафонова тоже находятся в автомобильных музеях мира: например, «Форд-А» и «Форд-Т» - в берлинском музее клуба любителей «Форд».


Не только автомобили

Алексей Сафонов делает не только коллекционные модели автомобилей (хотя они, конечно, первенствуют в его творчестве). Автомобили - это в первую очередь удовольствие, которое заодно приносит доход. Но иногда Алексей работает по заказу. Например, он делал точную и, конечно, полноценно функционирующую копию многоцелевого станка для бурильных работ и перекачки нефти системы Мухтарова конца XIX века - из 728 деталей! Нефтепромышленник Муртуза Мухтаров сконструировал и запатентовал свой станок в 1895 году - и станок этот был самым совершенным на тот момент, его закупали Европа и США, а на Бакинских промыслах он использовался до 1930-х годов. Изготовление рабочей копии станка не проще, чем создание любой из автомобильных моделей, и неспроста заказчики (компания «Лукойл») обратились именно к пермскому мастеру.

Эту статью очень хотелось озаглавить «Пермский левша». Но это было бы несправедливо: Алексей Сафонов - и левша, и правша, и на все руки мастер. Из детройтского музея Генри Форда ему прислали письмо, в котором назвали Сафонова создателем нового жанра автомобильного искусства. «Art-motors-master, - улыбается Сафонов, - так меня назвали». Наверное, очень приятно сознавать, что ты - единственный представитель своего рода искусства в мире.

Решив порадовать своего ребёнка очередной игрушкой, большинство родителей уверенным шагом направляются в магазин. Однако существует альтернативный способ решения такого вопроса. Всегда приятно сделать подарок собственными руками. Если запастись капелькой терпения и здорового любопытства, можно разузнать, из дерева. Причём она будет ничем не хуже, а возможно, даже и лучше своих магазинных товарищей.

С чего начать?

Обязательно стоит учесть тот факт, что процесс создания может занять какое-то время, поэтому лучше заранее правильно распланировать свои ресурсы. Разобравшись с вопросом о том, как сделать машину из дерева, следует обратить внимание на инструмент, который вам понадобится. Здесь всё предельно просто и понятно. Прекрасно подойдут самые обыкновенные Также предстоит определиться с размером вашего творения. Машина может быть величиной с оригинал, но материалов и времени в таком случае понадобится достаточно много.

Как сделать отличную машину из дерева?

Начните с эскиза. Это не должно быть художественное творение во всех деталях или мастерски выполненный чертёж, достаточно обычных набросков на бумаге. Главное, чтобы вы понимали основную задумку и видели, в каком направлении необходимо продвигаться дальше. Не зацикливайтесь на мелочах, их всегда можно будет доделать во время работы. Наносите на бумагу свои идеи и изменяйте их по мере продвижения проекта к его окончанию.

Из чего делать?

Подобрав все необходимые инструменты, позаботьтесь о материалах, с которых будет создан ваш шедевр. Тут можно пойти разными путями. Материалы легко и просто можно приобрести в строительном или мебельном супермаркете, также вам не откажут в специальных цехах. Однако всегда можно использовать старые подручные вещи. К примеру, в будущем проекте можно запросто использовать старые стулья, столешницы или даже обычные деревянные ящики. Такой подход поможет снизить затраты на создание автомобиля.

Итак, начнем

Вы уже знаете, как сделать из дерева ВАЗ или мерседес, или, возможно, какой-то другой автомобиль, это не суть важно. Любая постройка начинается с создания каркаса. Если вы прекрасно обладаете пространственным воображением, самостоятельно раскроить детали не составит никаких проблем. Однако если такой талант не входит в список ваших преимуществ, обратитесь к услугам профессионалов. Закажите или самостоятельно найдите необходимые чертежи, после чего отнесите их в мебельную мастерскую. При создании каркаса проблем возникнуть не должно. Практически все прекрасно себе представляют, как выглядит автомобиль.Обязательно позаботьтесь о том, чтоб автомобиль получился комфортным для его будущего обладателя. Ноги должны свободно помещаться под торпедой, а руль не должен ударяться в колени. Продумайте все мелкие детали, и тогда не будет предела восторгу.

Поскольку вы уже прекрасно знаете, как сделать машину из дерева, то для вас не станет новостью, что детали хорошо соединяются при помощи саморезов, а для большей прочности их можно также промазать специальным клеем.

Декор и убранство

Чем украсить ваш новенький автомобиль - решать только вам. Это зависит от вкуса и целей, для которых создавался шедевр. При наличии старых колес их можно использовать для создания проекта. Также можно изготовить деревянные покрышки, но в таком случае понадобится дополнительное сырье. Не поленитесь и сделайте автомобиль максимально реалистичным, продумайте и систему отвода Установите магнитофон и настоящие сиденья, а при желании можно прикрепить даже номера. Все эти мелочи делают машину реалистичной и улучшают внешний вид.

Теперь вы уже знаете, как сделать машину из дерева от начала и до конца. Создавая автомобиль, обратите внимание не только на экстерьер, но и на то, что находится внутри. Украсьте салон милыми мелочами, без которых вы не представляете свою машину. Возможно, повесьте освежитель воздуха или кубики на лобовое стекло. Такая машина станет незабываемым подарком для любого ребенка, а его радость не будет иметь границ.

Вас же, несомненно, порадует тот факт, что вы по праву теперь можете себя считать автостроителем. И машины, сделанные из дерева, настоящие, ведь в них вложено столько страсти и любви. Каждый конструктор согласится, что это дорогого стоит.

Ребенку легко привить любовь к техническим поделкам, занимая его необычными поделками. Одна из таких поделок - миниатюрная машинка из дерева.

Для того, чтобы сделать такую машинку нам понадобятся распечатки фотографий самых различных машин, заготовки из дерева, а также ленточная пила или лобзик, клей, наждачная бумага, акриловые краски, шлифовальный станок или наждачная бумага наклеенная на деревянный брусок, рулетка или линейка.

Изготовление модели автомобиля из дерева – это не сложная работа, но ее лучше делать вместе с ребенком или позволить ему самостоятельно сделать такой автомобиль под вашим контролем, особенно если в изготовлении будут применяться станки.

Даже небольшие детские станки 6 in 1 Machine Tool должны использоваться аккуратно и с соблюдением техники безопасности.

В самом начале нужно будет распечатать фото машины, которая будет изготавливаться. Нужный размер следует отредактировать самостоятельно. Легче всего будет отыскать фотографии машины в просторах сети. Фотография должна быть боковой части автомобиля, а также багажника, капота и крыши. Впрочем, можно использовать только фотографии боковых частей, а вид сверху нарисовать самостоятельно в графическом редакторе.

Впрочем, можно вооружиться красками и кисточками и нарисовать недостающие детали прямо на деревянной заготовке после сборки.

Когда изображения подготовлены и распечатаны, можно приступить непосредственно к работе, т. е. взять в руки деревянную заготовку и посмотреть умещается ли на ней боковое изображение машины.

Если изображение умещается, то стоит сразу же приклеить к данной заготовке. Оно понадобится нам для того, чтобы с помощью ленточной пилы или лобзика аккуратно вырезать картинку - машину.

В дальнейшем формы будут обрабатываться, так что на первом этапе достаточно сделать силуэт машины.

После того как силуэт выкроен на дереве, в ход идет наждачная бумага для выравнивая поверхности автомобиля. Если вы использовали брусочки более тонкого сечения чем готовая модель автомобиля – слейте их между собой.

Для склейки лучше использовать струбцыны или положить груз на склеиваемые детали.

Когда заготовки просохнут, надо будет завершить обработку дерева, доведя его до идеального состояния. Для этой миссии понадобится шлифовальный станок из комплекта 6 in 1 Machine Tool или наждачная бумага наклеенная на деревянный брусок.

Для этого нужно отклеить прикрепленные к заготовке фотографии. Они часто страдают во время обаботки и пришло время их заменить на финальные изображения.

С помощью бумаги происходит удаление множественных неровностей, которые бы помешали правильности склеивания.

Для наклеивания на очищенную поверхность с двух сторон наносится небольшое количество клея и приклеиваются заготовленные картинки. Клей наносится аккуратно по всей плоскости, для того, что бы покрыть строну заготовки тонким слоем клея используйте тонкую деревянную плашку – например отрезок обычной ученической линейки для размазывания клея.

Клей необходимо подобрать такой, что бы он не пропитывал бумагу и не появлялись некрасивые пятна. Очень хорошо для этого подходит клей для потолочной плитки Титан – это бесцветный прозрачный клей на спиртовой основе.

После того, как распечатки наклеены необходимо оставить заготовки для полного просыхания приблизительно на час.

Теперь необходимо придать модели машины красивый эстетичный вид. Поэтому с помощью акриловых красок мы делаем цвет «деревянной машины» идентичным с «настоящей».

Дорисуйте крышу, капот и лобовое и заднее стекло. Если вы использовали распечатки на всех поверхностях заготовки, то следите за тем, как соединяется бумага по углам вашей модели.

Если нужная цветовая гамма не получается - следует смешать краски и дрисовать недостающие детали. Для прорисовки мелких деталей следует взять кисточку с тонким кончиком.

После высыхания краски, модель следует покрыть лаком для долговечности поделки.

Однажды, на бескрайних просторах интернета, я наткнулся на фотографии деревянных моделей в миниатюре. Это были модели автомобилей и мотоциклов из дерева выполненные в популярном масштабе 1:43

Мне стало любопытно, кто создал эти удивительные модели, и я нашёл этого человека.

Им оказался молодой человек из города Минска по имени Антон Самусик. Он является профессиональным КВНщиком, а изготовление таких машинок является для него хобби.

В молодости он закончил техникум на краснодеревщика, но работать по специальности не стал. В какой-то момент к нему пришла идея создать деревянную модель в миниатюре и он решил применить свои навыки резьбы по дереву на практике.

Грузовик МАЗ из дерева

МАЗ в масштабе 1:43

Он начал постепенно разрабатывать свою технологию производства. Экспериментировал, какие материалы лучше использовать, что на что приклеивать, и т.д. В конечном итоге, сформировалась чёткая техника производства.

Сувенирный байк “Харлей”

Кстати, свою первую модель, это был мотоцикл “Харлей Дэвидсон”, он сделал без специальных чертежей и соблюдения пропорций – как говорится, на глаз.

процесс сборки модели из дерева

Автобус МАЗ

Как говорит сам Антон:

Производство не такое уж и тяжёлое, как кажется на первый взгляд. Всё что нужно – это определиться с изготавливаемой моделью, создать чертёж и заготовить дерево разной толщины от 1 до 25 мм…

Честно говоря, его словам верится с трудом, ведь детали большинства деревянных масштабных моделей сохраняют точные пропорции оригинальных. Проделать такую работу может только усидчивый и кропотливый человек.

Грузовик DAF

Такие масштабные модели автомобилей из дерева будут отлично смотреться в любой коллекции.