Мопед - мечта детства! История мопедов Электрическая схема мопеда рига 7.

Spriditis

Производство мопедов на заводе «Саркана Звайгзне» (г. Рига) стартовало в 1958 году. Опыт оказался не совсем удачным. Это были мопеды "Спиридитис" (Spiriditis) с двигателем объемом 60 куб.см. по лицензии "Ява". Первый блин оказался комом, конструкторы "Саркана Звайгзне" отправились на чешский завод Jawa для детального ознакомления с производством малокубатурной мототехники.

Рига-1

Так появился первый мопед «Рига-1», выпуск которого начался в 1961 году, хотя разработан он был двумя годами ранее. Мопед оснащался двигателем Jawa объемом 50 см3, что требовало регистрации в ГАИ и наличия мотоциклетных прав, что негативно сказывалось на спросе этой модели.

Мотовелосипед Рига-2 «Гауя»

С 1961 по 1963 г. Завод выпускал мотовелосипеды Гауя. На одноместный мопед устанавливали двигатель Д4 или Д5 мощностью 1 л.с. Надежная сварная рама отличалась небольшим весом, а передняя подвеска имела пружинные амортизаторы. Для езды в темное время суток мопед оснащали фарой, которая питалась от генератора. Гауя развивал скорость до 40 км/ч.

Рига-3

В 1965 году на смену «Рига-1» пришла «Рига-3». При внешнем сходстве, новая модель получила двигатель Ш-51 шауляйского производства. Однако, эти двигатели оказались довольно ненадежными и популярность рижских мопедов вновь пошатнулась. Внешне Рига-3 отличалась иной формой бензобака, сиденьем подушечного типа и рамой с удлиненной хвостовой частью. Кроме этого, «Рига-3» была мощнее «Риги-1» почти на треть, легче на 2 кг и могла разогнаться до 50 км/ч.

Рига-4

В 1970 году завод представил новую модель «Рига-4» с двигателем объемом 49,9 см3 (что не требовало наличия прав) и мощностью 2 л.с. Из новшеств: появился высоковольтный трансформатор, щитки для колес, изменился багажник, поменялась конструкция цепи, шестерней коробки передач, установили новый багажник, а привод спидометра был от двигателя. Но главное - впервые на мопеде вместо 19-дюймовых колес были установлены 16-дюймовые. Наверное, поэтому «Рига-4» уже не смотрелся так по-советски.

Рига-5

С 1966 по 1971 год выпускался преемник Гауи – «Рига 5». По конструкции он довольно сильно отличался от предшественника. Например, для амортизации переднего колеса в «Рига-5» применялась не телескопическая вилка, а сжимающиеся пружины, позволяющие вилке изгибаться вперёд. Изменился дизайн. Передач не было, двигатель «Д-5» запускался от вращения педалей. Несмотря на простоту управления, динамика мопеда значительно ухудшилась. Раму укрепили, т.к. прошлые модели грешили ломающимися рамами. В 1971 году на смену «Рига-5» пришел «Рига-7».

Рига-7

Новый мопед «Рига-7» начали производить в 1969 году параллельно с «Рига-5». Новая модель полностью вытеснила старую к концу 1971 года. Главное отличие – двигатель Д-6, позволяющий подключить к нему фару и задний габаритный фонарь. У нового мопеда появился бардачок для инструментов, глушитель, взаимозаменяемые колеса и щитки. В конструкции «Риги-7» имелась специальная рейка, предотвращающая поломку рамы в случае экстренного торможения. В 1976 году мопед «Рига-7» сняли с производства, и заменили на «Ригу-11».

Рига-11

После мопеда «Рига-7» на свет вышел новый «Рига-11» - стильный односкоростной мопед с мощными колесами. Двигатель Д6 сохранили. Но, модель оказалась достаточно тяжелой, а рама недостаточно прочной. К тому же оригинальный бак, размещенный под багажником, на практике доставлял немало хлопот при движении в гору, особенно когда там оставалось мало топлива.

Рига-12

«Рига-12» производился с 1974 по 1979 год. Он оснащался шауляйским двигателем Ш-57 и имел велосипедные педали, с помощью которых можно было помочь двигателю при движении в гору. Модель отличалась наличием бумажного воздушного фильтра, вмонтированного в раму. Выпускался с разными вариантами крепления и форм топливного бака: с катушкой зажигания сверху рамы под баком, с катушкой зажигания снизу рамы под баком. Визуально был очень похож на «Ригу-16», но отличался коротким седлом и меньшим багажником.

Рига-13

На смену легкому мопеду «Рига-11» пришел наиболее удачный мопед того времени – «Рига-13». Он производился с 1983 года и оснащался двигателем мощностью 1.3 л.с., который разгонял мопед до 40 км/ч. Ранние модели оснащались двигателем Д-8, а позже начали ставить двигатели - Д-8э, Д-8 м. Его отличительной чертой является хороший свет и установленный высоковольтный трансформатор, который устранил частые проблемы с катушкой зажигания. «Рига-13» стал самым массовым мопедом завода и производился до 1998 года.

Рига-16

В 1977 году в производство запущена двухскоростная модель «Рига-16». У мопеда был глушитель мотоциклетного типа, кикстартер, рычаг заднего тормоза, задний фонарь, оригинальная окраска и новый руль. Первые модели оснащались шауляйским двигателем Ш-57, а более поздние версии получили самый удачный двигатель Ш-58. Фактически, «Рига-16» - первый мокик в СССР (до этого были мопеды с педалями). При собственном весе 45 кг мокик мог перевозить до 115 кг груза!

Рига-22

В 1981 году завод приступил к выпуску мокика «Рига 22», который был модернизацией модели «Рига 16» и оснащался двигателем Ш-62. Двигатель кардинально отличался от своих предшественников. В частности, он имел мощное электронное бесконтактное зажигание. Направление вращения коленвала пришлось поменять из-за другой коробки передач. Но, хорошую конструкцию подвело качество. Поэтому в 1984 году всю систему модернизировали и двигатель, развивающий 1.8 л.с., стал называться Ш-62М. Одновременно с этим изменилась конструкция глушителя. Но коробка передач по-прежнему оставалась слабым звеном мокика «Рига 22».

Рига-26 / Рига-30 / Riga-Mini

В 1982 году завод представил очень необычный мокик «Рига-26» (или «Мини» РМЗ-2.126). Он стал самым компактным за всю историю завода и легко помещался не только на балконе, но и в багажнике любого советского автомобиля с кузовом универсал. Вот только весил он 50 кг. «Рига 26» отличался маленькими пухлыми колесами, как у мотороллеров, а руль и сиденье могли опускаться, делая мокик еще более компактным. Двигатель – Ш-62, В-50 или В-501, все – шауляйского завода.

Дельта (Delta)

К середине 80х на рынке наблюдалось перепроизводство мопедов, поэтому завод решил сконцентрироваться на новых моделях мокиков. В 1986 году была представлена совершенно новая разработка – мокик Дельта (РМЗ 2.124). Оригинальная рама и удачный двигатель были ключевыми элементами успеха этой модели. Дельта получила двухскоростной двигатель В-50 шауляйского завода, на котором были учтены многие недостатки предыдущих моделей. А ножное переключение передач в двигателе В-501 вообще вызывало восхищение у байкеров. Небольшими партиями выпускались Дельты с литыми колесами и трехскоростными двигателями польского производства.

Стелла (Stella)

Вслед за Дельтой рижский завод показал мокик Стелла (Stella). На него установили двигатель М-225 от мопеда Babetta. После развала СССР на "Стелле", кроме двигателей от Babetta, стали устанавливать двигатели от польского мокика Dezamet и двигатели французских Peugeot.

В 90х завод «Саркана Звайгзне» перестал производить мопеды. Несмотря на все попытки удержаться на плаву, производство мопедов и мокиков в 1998 году было остановлено, а рижский мотозавод стали распродавать по частям. А жаль, ведь сейчас мопеды и скутеры – очень популярный вид транспорта, но нам приходится покупать технику у китайцев…

С серийными мопедами рижского завода, кажется, все. Но завод «Саркана Звайгзне» за время своего существования создал немало экспериментальных и спортивных моделей. О них - в следующих блогах. Подписывайтесь!

Производство мопедов «Рига» серийно началось 59 лет назад. Тогда был 1958 год. Первым мопедом была модель «Рига-1». Производство этой мотоциклетной техники полностью закончилось в 1998 году. А что касается мопеда Рига 7, то его серийное производство началось в 1969 году. Все модели оснащались бензиновыми одноцилиндровыми двигателями разной мощности. Это были надежные односкоростные и двухскоростные транспортные средства. Кстати рабочий объем этих моторов доходил до 50 см³. Максимальная скорость движения последних моделей мопед Рига 13 составляла 60 км/ч.

Особенности мопеда

Выпуск мопедов Рига 7 осуществлялось вместе с моделью «Рига-5», которая в то время еще не была снята с серийного производства. Однако ее полностью прекратили выпускать в 1971 году. Определенная примечательность мопеда Рига 7 заключалось в двигателе «Д-6», у которого хватало мощности на длительные поездки, на переднюю фару, а также стоп-сигнал. В отличие от предыдущих моделей, эта выпускалась с взаимозаменяемыми колесами, хромированным глушителем и бардачком для инструментов.

Технические характеристики изделия:

  • Длина – 186 см.
  • Ширина – 65 см.
  • Высота – 105 см.
  • Рама трубчатая.
  • Мощность двигателя составляет 1,2 лошадиные силы.
  • Пружинные амортизаторы.
  • Расход бензина на 100 км – не более двух литров.

Технические и эксплуатационные характеристики мопеда Рига 11

Односкоростная модель Рига 11заменила «Ригу-7». Ей придали более стильный внешний вид и снабдили мощными колесами. Двигатель остался тот же – «Д-6». Однако модель оказалась довольно тяжелой, а рама – не совсем прочной. Кроме того, оригинальный топливный бак доставлял определенные неудобства при езде в гору. Если в нем оставалось мало бензина, то он не поступал в камеру сгорания.

Технические характеристики:

  • Длина – 197 см.
  • Ширина – 75 см.
  • Высота – 150 см.
  • Амортизаторы пружинные.
  • Телескопическая передняя вилка.
  • Максимальная скорость движения – 40 км/ч.

Мопед Рига 12

Двухскоростная модель оснащена двигателем «Ш-57», в котором присутствуют педали велосипедного типа. Они помогают владельцу мопеда Рига 12 въезжать на крутую гору. Модель оснащалась топливными баками разных форм. Этот мопед отличался от «Риги-16» укороченным сиденьем и багажником меньшего объема.

Технические характеристики модели Рига 12:


Технические характеристики и особенности мопед Рига 13

После появления облегченной модели Рига 13, сразу выявился ее главный недостаток: постоянно сбивалось зажигание. Это было самой серьезной проблемой, поскольку двигатель никогда не запускался сразу, поэтому приходилось долго катиться на мопеде под гору с включенной передачей. Кроме того, мотор часто отключался при работе на холостых оборотах. Эту проблему производители частично устранили.

Технические характеристики мопед Рига 13:

  • Мощность одноцилиндрового двухтактного двигателя – 1,3 лошадиные силы. Рабочий объем – 45,4 см³.
  • Охлаждение – воздушное.
  • Максимальная скорость движения – 40 км/ч.
  • Расход бензина на 100 км – 2 литра.
  • Зажигание при помощи магнето.
  • Сцепление – двухдисковое.
  • Передняя вилка – телескопическая.
  • Амортизаторы – пружинные.

Модель Рига 13 мечтали заполучить многие советские подростки. Именно этот мопед стал самой удачной и надежной разработкой рижских инженеров. Поскольку смазка трущихся деталей двигателей мопедов всех моделей «Рига» не была системной, то в бензин добавляли моторное масло в определенной пропорции, и эта смесь смазывала трущиеся детали. Без смазки двигатель выходит из строя моментально.

Отличительной чертой этой модели был качественный яркий свет фары. Проблемы, связанные с катушкой зажигания, были устранены при помощи нового высоковольтного трансформатора. А что касается сбоев в работе двигателя, то причиной был материал, из которого изготавливали молоточки прерывателей. Они быстро изнашивались и не доставали до кулачка магнето. Это и было причиной сбоев в пуске двигателя.

Особенности модели мопеда Рига 16

Производство мопедов этой серии не закончилось на модели Рига 16. Еще были мопеды: «Рига-17С», «Рига-22», «Рига-26», «Рига SZ-80», а также «Дельта», которая тоже из этого модельного ряда. Мопед Рига 16 запустили в серийное производство 40 лет назад. Эта двухскоростная модель была оснащена глушителем мотоциклетного типа, кикстартером, задним стоп-сигналом, а также усовершенствованным рулем и новыми обвесами.

Технические характеристики мопеда:

  • Длина – 197 сантиметров.
  • Ширина – 74 сантиметра.
  • Высота – 116 сантиметров.
  • При рабочем объеме двигателя в 49,8 см³, его мощность составляла две лошадиные силы.
  • Сцепление – двухдисковое.
  • Двухступенчатая трансмиссия с ручным приводом.
  • Расход бензина на 100 км – всего 1,6 литра.

Двигатель мопеда Рига 16 запускался кикстартером или как его первые предшественники. Человек садился за руль и крутил педали, благодаря чему, в работу вступало магнето, и мотор запускался. Кроме того, можно было мопед приподнять за сиденье, и заднее колесо лишалось зацепки с асфальтом. В таком положении нужно было свободной рукой крутить педали, благодаря чему, двигатель запускался. После этого выставлялась нейтральная передача, заднее колесо ставилось на дорогу, и двигатель мог работать на холостых оборотах.

Эта модель была оборудована прочной надежной рамой, более широкими устойчивыми колесами и усовершенствованным сиденьем. Мопед «Рига-16» характеризовался оптимальным сочетанием грузоподъемности и собственного веса. Производство этой модели закончилось несколько десятилетий назад. Несмотря на это, многие россияне и рижане помнят все мопеды этой серии. И сегодня мопед Рига 13 эксплуатируется небольшим количеством людей. Это показатель надежности серии мопедов «Рига».

Саркана Звайгзне - Рижский мотозавод
Саркана Звайгзне (в переводе с латышского "Красная звезда") - предприятие, функционировавшее в период существования Латвийской ССР, известный рижский мотозавод. Завод был основан как частное предприятие в 1927 году. До 1940 года предприятие занималось производством дорожных велосипедов. На протяжении 30-х годов фирма специализировалась на изготовлении мужских и женских велосипедов несложной, но удобной в эксплуатации конструкции, которые проходили стадию сборки в Латвии в основном из импортируемых из Англии и Германии деталей. Эти велосипеды были известны под маркой "Эренпрейс ориджинал" вплоть до начала Великой Отечественной войны. В общей сложности за 13 лет (с 1927 по 1940 год) функционирования этого предприятия было выпущено 182000 велосипедов. С наступлением июня 1940 года предприятие было национализировано советской властью и получило новое название - Рижский велосипедный завод "Саркана звайгзне". С 1963 года предприятие стало называться Рижский мотостроительный завод "Саркана звайгзне". R 1958 году инженеры-конструкторы велосипедного завода "Саркана звайгзне" решились на внедрение всесоюзного новшества, и к велосипедам, в изобилии выпускаемым с конвейера одного из наиболее преуспевающих и передовых велостроительных заводов Союза, был приделан мотор. Так в 1958 году в Риге появился мотовелосипед, который получил название "Рига-18". К велосипеду был прикреплён двигатель Д4, изготовленный на ленинградском заводе "Красный октябрь". В 1961 году было решено прекратить выпуск дорожных велосипедов в связи с переориентацией производства на заводе. Именно тогда завод приступил к производству легендарного мотовелосипеда "Гауя" - мечты многих советских подростков середины и конца 60-х годов - в дополнении к ранее (в 1960 году) начатому производству ещё более исторического мопеда "Рига-1". Впоследствии создавались различные модификации, такие как "Рига-5", "Рига-7" и другие, которые, без преувеличения, пользовались головокружительной популярностью у советских молодых людей поколения 60-х и 70-х годов.
Серийные модели (односкоростные)


Велосипед "Рига-16" (1958)

Двигатель Д-4

Первая моторизованная модель завода представляла из себя серийный мужской велосипед "Riga-16" с установленным на него двигателем Д4 производства завода "Красный Октябрь", который поставлялся из Ленинграда. На велосипед с мотором устанавливались фара с генератором и передний тормоз, которые для обычных велосипедов были дополнительным оборудованием, а так же щитки моторной и педальной цепей.

Техническая характеристика:

Габаритные размеры: высота рамы - 564 мм; база - 1185 мм; дорожный просвет до уровня каретки - 300 мм. Общие данные: максимальная скорость - 40 км/ч; емкость топливного бака - 2,2 л.; контрольный расход топлива - 1,5 л/100км. Двигатель: модель - Д-4; тип - бензиновый, с охлаждением встречным потоком воздуха; рабочий объем двигателя - 45 куб.см.; число тактов - 2; количество цилиндров - 1; диаметр цилиндра - 38 мм; ход поршня - 40 мм; степень сжатия - 5,2; максимальная мощность - 1 л.с.; частота вращения коленвала при максимальной мощности, 1/мин - 4000-4500; запуск двигателя - педалями; топливо - смесь бензина А-56 с маслом в соотношении 20:1. Силовая передача: сцепление - полусухое двухдисковое; привод заднего колеса - цепной. Электрооборудование и приборы: велогенератор; фара; Ходовая часть: рама - трубчатая сварная; передняя подвеска - нет; задняя подвеска - нет; сиденье - с жесткой кожаной подушкой; колеса - невзаимозаменяемые; размер шин - 622х40 мм (28"x1,3/4"); передний тормоз - ручной с тросовым приводом; задний тормоз - ножной колодочного типа.

____________________________________________________________________________________
Мотовелосипед "Рига-18" (1958-1961)

Двигатель Д-4

Дальнейшее развитие идеи мотовелосипеда - оснащение передней вилкой маятникового типа с пружинными амортизаторами, которая потом перекочевала на Ригу-2 "Гаую", а также специально изогнутыми шатунами, чтобы при езде на педалях не задевать двигатель. В остальном мотовелосипед оставался приспособленным под установку двигателя серийным дорожным велосипедом.

Техническая характеристика:

Размеры: база - 1185 мм; высота от уровня дороги до центра каретки - 300 мм; высота рамы - 564 мм. Максимальная скорость - 40 км/ч; емкость топливного бака - 2,2 л.; контрольный расход топлива - 1,5 л/100км. Двигатель: модель - Д4; тип - бензиновый, двухтактный, с охлаждением встречным потоком воздуха; рабочий объем двигателя - 45 куб.см.; число тактов - 2; количество цилиндров - 1; диаметр цилиндра - 38 мм; ход поршня - 40 мм; степень сжатия - 5,2; максимальная мощность - 1 л.с.; частота вращения коленвала при максимальной мощности, 1/мин - 4000-4500; запуск двигателя - педалями; топливо - смесь бензина А-56 с маслом в соотношении 20:1. Сцепление полусухое двухдисковое; привод заднего колеса - цепной. Электрооборудование и приборы: велогенератор и фара. Рама - трубчатая сварная; передняя вилка - маятникового типа с пружинными амортизаторами; сиденье - с жесткой кожаной покрышкой; шины - 622х40 мм (28"x1,3/4"). Передний тормоз - ручной с тросовым приводом; задний тормоз - ножной колодочного типа.

____________________________________________________________________________________
Мотовелосипед Рига-2 "Гауя" (1961-1965)

Двигатели: Д-4 или Д-5

Мотовелосипед "Гауя" рижского завода "Саркана Звайзгне" предназначен для езды в одиночку по городским, шоссейным и проселочным дорогам. На мотовелосипеде "Гауя" устанавливается двигатель Д4 мощностью 1 л.с. Мотовелосипед имеет хорошую амортизацию и является не утомляющим видом индивидуального транспорта. Передняя вилка имеет подвеску маятникового типа с пружинными амортизаторами. Надежная сварная рама изготовлена из труб малого диаметра,что позволило снизить общий вес мотовелосипеда. Более надежным и удобным стало управление машиной. Наличие механических тормозов гарантирует быстрое и эффективное торможение мотовелосипеда, что повышает безаварийность езды. Рычаги управления дроссельной заслонкой карбюратора и передним тормозом расположены на правой половине, а рычаг управления сцеплением на левой половине руля. Задний тормоз приводится в действие педалями мопеда. Для удобства водителя на мотовелосипеде установлено широкое мягкое седло с подушкой из губчатой резины. Над задним колесом имеется багажник, рассчитанный на перевозку 15 кг. груза. Для езды в темное время суток мотовелосипед снабжен фарой, питающейся от генератора. Для предохранения от коррозии и для придания мотовелосипеду красивого внешнего вида рама, передняя вилка и щитки окрашиваются цветными эмалями.

Техническая характеристика:

Габаритные размеры: длина - 1855 мм; ширина по рулю - 610 мм; высота - 1070 мм. Общие данные: масса (сухая) - 31 кг; максимальная скорость - 40 км/ч; емкость топливного бака - 2,2 л.; контрольный расход топлива - 1,5 л/100км. Двигатель: модель - Д4(Д5); тип - бензиновый, двухтактный, с охлаждением встречным потоком воздуха; рабочий объем двигателя - 45 куб.см.; число тактов - 2; количество цилиндров - 1; диаметр цилиндра - 38 мм; ход поршня - 40 мм; степень сжатия - 5,2; максимальная мощность - 1 л.с.; частота вращения коленвала при максимальной мощности, 1/мин - 4000-4500; запуск двигателя - педалями; топливо - смесь бензина А-56 с маслом в соотношении 20:1. Силовая передача: сцепление полусухое двухдисковое; привод заднего колеса - цепной. Электрооборудование и приборы: велогенератор - Г-61; фара - ФГ-15. Ходовая часть: рама - трубчатая сварная; передняя вилка - маятниковая с пружинами; задняя подвеска - нет; сиденье - с подушкой из губчатой резины; шины - 559х48 мм (26"x2"); тормоза - колодочного типа.

____________________________________________________________________________________
Легкий мопед "Рига-5" (1966-1971)

Двигатель Д-5

Рижский завод «Саркана Звайгзне» взамен мотовелосипеда «Гауя» в 1966 году начал производство легкого мопеда «Рига-5» с двигателем Д-5 мощностью 1,2 л. с. У машины очень простая ходовая часть. Механические тормоза мопеда гарантируют быстрое торможение и безаварийную езду. Управление тормозом переднего колеса и дросселем установлено на правой стороне руля, рычаг сцепления - на левой. Чтобы затормозить заднее колесо, надо нажать на педаль в обратном направлении. Багажник расположен над задним колесом и рассчитан на 15 кг груза. Передняя вилка - телескопическая. Седло-подушка сделано из губчатой резины. Рама, передняя вилка и щитки мопеда окрашены цветными эмалями. Некоторые детали покрыты хромом. «Рига-5» успешно выдержала испытания на различных дорогах. Это удобное средство транспорта для города, а также для проселочных дорог. Емкость топливного бака (5,5 л) позволяет проходить довольно большие расстояния.

____________________________________________________________________________________
Легкий мопед "Рига-7" (1969-1975)

Двигатель Д6

Мопед «Рига-7» начали производить с 1969-го года. К концу 1971-го года он полностью вытеснил мопед «Рига-5». В отличие от «Риги-5» он снабжался двигателем «Д-6», который позволял подключить к нему фару и задний габаритный фонарь. Убрана декоративная защита приводных цепей. В конструкции мопеда «Рига-7» имелась специальная рейка, устанавливаемая для предотвращения поломки рамы в случаях экстренного торможения. Работниками завода Х. Акерманисом (электрик) и Ю. Банковичем (механик) была предложена и испытана, как на стенде, так и в условиях практической езды, конструкция рамы с усиленной задней подвеской без рейки. Предложение было принято, в условленные законодательством сроки было выплачено авторское вознаграждение, но в 1976 году мопед «Рига-7» сняли с производства, заменив его на «Рига-11».

Техническая характеристика:

Масса - 36 кг. Максимальная нагрузка - 100 кг. База - 1170-1200 мм. Длина - 1860 мм. Высота - 1050 мм. Ширина - 690 мм. Дорожный просвет - 130 мм. Максимальная конструктивная скорость - 40 км/ч. Расход топлива при скорости 30 км/ч - 1,8-2,0 л/100 км. Рама - трубчатая, сварная. Подвеска переднего колеса - телескопическая вилка,с пружинными амортизаторами. Задняя подвеска - жесткая. Тормоза - барабанного типа с раздельным механическим приводом на каждое колесо. Тормозной путь обоими тормозами - 7 метров со скорости 25 км/ч. Размер шин - 2-26". Тип двигателя - Д6 карбюраторный,двухтактный, с кривошипно-камерной продувкой, охлаждением встречным потоком воздуха. Рабочий объем - 45 ссм. Диаметр цилиндра - 38 мм. Ход поршня - 44 мм. Степень сжатия - 6. Максимальная эффективная мощность двигателя - 0,9(1,2) кВт (л.с.) при 4500об\мин. Максимальный крутящий момент - 29 Н*м/мин-1. Тип коробки передач - одноступенчатая. Сцепление - Фрикционное, двухдисковое, сухое. Механизм запуска двигателя - педали. Передаточное число моторной передачи - 4,2. Передаточное отношение цепной передачи - 4,1. Система зажигания - контактная с магнето. Карбюратор - К34. Воздушный очиститель - сухой, сетчатый. Система выпуска газов - глушитель шума выпуска с перегородками для дросселирования газов.

____________________________________________________________________________________
Легкий мопед "Рига-11" РМЗ-1.411 (1976-1981)

Двигатель Д6

С октября 1976 года рижский мотозавод "Саркана Звайгзне" вместо легкого мопеда "Рига-7" начал выпускать новую модель - "Рига-11". Многолетний опыт эксплуатации предыдущих моделей, особенно в сельской местности, выявил необходимость усовершенствовать ряд узлов и деталей. Модернизация их позволила заметно повысить такие важные качества машин, как надежность, безопасность движения и удобство эксплуатации. Одновременно удалось придать им более привлекательный внешний вид. Рассмотрим основные конструктивные новшества.
Рама хребтового типа представляет собой прочную центральную трубу, к которой приварены элементы крепления передней вилки, двигателя, труб задней подвески и других деталей. От прежней рамы ее отличает большая жесткость и долговечность. В связи с изменением рамы стали другими размеры передней вилки, хотя технические параметры остались прежними. Отметим, что "Рига-11" - первая в СССР серийная модель с хребтовой рамой. Наиболее слабым узлом в конструкции "Риги-7" были колеса, обода которых часто выходили из строя при езде по дорогам с неровным покрытием, с камнями и выбоинами. Применение на "Риге-11" шин увеличенного сечения (2,25-19 вместо 2,00-26 дюймов) и усиленного обода практически обеспечивает долгую эксплуатацию машины даже в нелегких дорожных условиях. Конструкция элементов колес осталась без изменений.
Для более удобной посадки водителя руль сделан высоким. Способ крепления - при помощи двух серег с гайками - позволяет легко и надежно фиксировать его в наиболее подходящем положении. Рычаги выключения сцепления и переднего тормоза снабжены резиновыми шарообразными наконечниками, исключающими травмы при падении. Изменена конструкция седла - увеличены его коробка и толщина подушки. Это сделано, чтобы улучшить посадку водителя и прибавить места для инструмента. В креплении подседельной пружины применены новые элементы, обеспечивающие высокую технологичность и надежность всего узла.
Расположенный в задней части мопеда топливный бак вместе с багажником образует довольно большую платформу, на которой можно перевозить до 15 кг груза. Стойка багажника предотвращает сползание груза и одновременно служит рукояткой для перемещения мопеда. Объем топливного бака (4 л) обеспечивает запас хода до 200 километров. Это позволяет совершать достаточно большие путешествия по дорогам, удаленным от АЗС, выезды "на природу". Горожане - любители таких поездок и сельские жители, безусловно, будут рады увидеть на новой машине более прочную и долговечную цепь в моторной передаче.
Двигатель на "Риге-11" такой же, как и раньше, Д-6. Но из-за широких шин он смещен влево от плоскости симметрии рамы на 7 мм, чтобы передняя и задняя звездочки главной передачи располагались в одной плоскости. Более прочной, а заодно и технологичной сделана подставка.

Техническая характеристика:

____________________________________________________________________________________
Легкий мопед "Рига-11" РМЗ-1.411-02 (1981-1983)

Двигатель Д6

Мопед представлял из себя вариант с новым баком на хребте рамы, устранившим проблемы с движением в гору

Техническая характеристика:

Масса - 44 кг. Максимальная нагрузка - 100 кг. База - 1170-1200 мм. Длина - 1970 мм. Высота - 1150 мм. Ширина - 750 мм. Максимальная конструктивная скорость - 40 км/ч. Расход топлива при скорости 30 км/ч - 2,0 л/100 км. Рама - хребтовая, сварная. Подвеска переднего колеса - телескопическая вилка,с пружинными амортизаторами. Задняя подвеска - жесткая. Тормоза - барабанного типа с раздельным механическим приводом на каждое колесо. Размер шин - 2,25-19". Тип двигателя - Д6 карбюраторный,двухтактный, с кривошипно-камерной продувкой, охлаждением встречным потоком воздуха. Рабочий объем - 45 ссм. Диаметр цилиндра - 38 мм. Ход поршня - 44 мм. Степень сжатия - 6. Максимальная эффективная мощность двигателя - 0,9(1,2) кВт (л.с.) при 4500об\мин. Максимальный крутящий момент - 29 Н*м/мин-1. Тип коробки передач - одноступенчатая. Сцепление - фрикционное, двухдисковое, сухое. Механизм запуска двигателя - педали. Передаточное число моторной передачи - 4,2. Передаточное отношение цепной передачи - 4,1. Система зажигания - контактная с магнето. Карбюратор - К34. Воздушный очиститель - сухой, сетчатый. Система выпуска газов - глушитель шума выпуска с перегородками для дросселирования газов.


Двигатели: Д-8, Д-8К, Д-8М

Мотозавод "Саркана Звайгзне" в 1983 году приступил к серийному выпуску легкого мопеда "Рига-13", заменившего популярную модель "Рига-11". Как и все мопеды этого типа, он не имел коробки передач и был оснащен вспомогательным педальным приводом. Новая модель отличалось от предыдущей и внешне, и улучшенными техническими параметрами. Ее важнейшее преимущество - увеличенная на 0,3 л. с. мощность двигателя - было достигнуто в основном благодаря новой системе выпуска - выхлопной трубе и глушителю. Это помогло поднять динамические качества машины, но максимальная скорость была сохранена прежней. Существенно увеличена (с 4 до 5,5 л) была вместимость топливного бака С заднего колеса он был перенесен на переднюю часть рамы что улучшило подачу топлива, дало возможность до конца использовать его запас. Были усилены механизм привода заднего тормоза и некоторые детали передачи на заднее колесо. Взамен хребтовой применена рама закрытого типа. Благодаря этому мопед стал на 2 кг легче. Мопед комплектовался зеркалом заднего вида. "Рига-13" производилась до 1998 года, это самая массовая модель Рижского мотозавода.

В советское время невероятно стильным и модным личным автотранспортом являлись мопеды. Особенно среди юношества.

Мотоцикл стоил дорого и требовал гаражного хранения. А мопед, подобно велосипеду, зачастую завозили в квартиру.

Мотовелосипед «Стрела» с копией двигателя «Вандерер» (с 1936 по 1940)


Фото найти не удалось, возможно, это «Вандерер»

Моторизованный велосипед В901



Моторизованный велосипед В901 выпускался на Харьковском велосипедном заводе в 50-х годах прошлого века.
Велосипед имел раму уменьшенной высоты и усиленную вилку. Колёса имели размер 26″ х 2″. Также устанавливался руль с расширенными ручками и багажник с прижимом.
- Двигатель Д-4
- Вес велосипеда вместе с двигателем – 27 кг.

Мотовелосипед В-902



Выпускался Львовским мотозаводом с 1960 года.
Мотовелосипед развивал скорость 35-40 км. час. На В-902 установлена трубчатая сварная рама с двумя верхними трубами. Передняя вилка имеет пружинные амортизаторы и проворачивается вправо и влево на двух радиально-упорных шарикоподшипниках. Жесткость пружин амортизаторов настраивается навинчиванием и вывинчиваем гайки амортизатора. Жесткая подвеска заднего колеса. Мотор Д-4 мощностью 1 л. с.

МВ-042



В 1963 году завод освоил новую модель МВ-042, которая несла название мотовелосипеда, но фактически была уже мопедом: специальная штампованная рама, телескопическая передняя вилка, задняя подвеска на центральной пружине. Более поздние модели, по некоторым данным, выпускались с двумя амортизаторами. Выпускались по 1965 год. МВ-042 «Львовянка» Одноцилиндровый двухтактный двигатель рабочим объемом 45 см3 максимальная мощность 1,2 л. с. масса мопеда 30 кг максимальная скорость 40 км/ч

«Spriditis»



Предприятие «Саркана Звайгзне» было организовано в Риге в 1940г. на базе национализированной «Велосипедной фабрики Г.Эренпрейса». В 1958 г. на нём были собраны первые опытные образцы мопеда «СПРИДИТИС» с 60-кубовым мотором, прототипом для которого послужила одна из моделей фирмы «ПУХ».


Эта машина в серию не пошла, но приобретённый опыт позволил создать более удачную конструкцию, получившую название «РИГА-1».
За основу был взят один из мопедов марки «ЗИМЗОН», но вместо короткорычажной передней вилки была сделана телескопическая, а в задней подвеске вместо резиновых упругих элементов использовались пружины. Изначально машина оснащалась 50-кубовым блок-мотором «ЯВА», позже производство аналогичного силового агрегата (50куб.см.Х 1,5л.с.) было освоено на заводе «ВАЙРАС» в литовском городе Шауляй.

Рига-2 ГАУЯ



Параллельно с 1959г. началось оснащение велосипедов «Рига-16» моторчиком «Д-4»(45куб.см.Х1,2л.с.) ленинградского завода «Красный Октябрь». Это было временное решение. Уже в 1961г. покупателям был предложен «лёгкий» мопед «РИГА-2 ГАУЯ» с тем же мотором, специально разработанной трубчатой рамой и подпружиненной передней вилкой. С этого момента на заводе параллельно строились два семейства мопедов, условно делившиеся на «тяжёлое» и «лёгкое», с моторами Шауляйского и Ленинградского заводов соответственно.

Рига-4



В 1970 году завод представил новую модель «Рига-4» с двигателем объемом 49,9 см3 (что не требовало наличия прав) и мощностью 2 л.с. Из новшеств: появился высоковольтный трансформатор, щитки для колес, изменился багажник, поменялась конструкция цепи, шестерней коробки передач, установили новый багажник, а привод спидометра был от двигателя. Но главное - впервые на мопеде вместо 19-дюймовых колес были установлены 16-дюймовые. Наверное, поэтому «Рига-4» уже не смотрелся так по-советски.

Рига-5



С 1966 по 1971 год выпускался преемник Гауи – «Рига 5». По конструкции он довольно сильно отличался от предшественника. Например, для амортизации переднего колеса в «Рига-5» применялась не телескопическая вилка, а сжимающиеся пружины, позволяющие вилке изгибаться вперёд. Изменился дизайн. Передач не было, двигатель «Д-5» запускался от вращения педалей. Несмотря на простоту управления, динамика мопеда значительно ухудшилась. Раму укрепили, т.к. прошлые модели грешили ломающимися рамами. В 1971 году на смену «Рига-5» пришел «Рига-7».

Рига-7


Рига-11



После мопеда «Рига-7» на свет вышел новый «Рига-11» - стильный односкоростной мопед с мощными колесами. Двигатель Д6 сохранили. Но, модель оказалась достаточно тяжелой, а рама недостаточно прочной. К тому же оригинальный бак, размещенный под багажником, на практике доставлял немало хлопот при движении в гору, особенно когда там оставалось мало топлива.

Рига-12



«Рига-12» производился с 1974 по 1979 год. Он оснащался шауляйским двигателем Ш-57 и имел велосипедные педали, с помощью которых можно было помочь двигателю при движении в гору. Модель отличалась наличием бумажного воздушного фильтра, вмонтированного в раму. Выпускался с разными вариантами крепления и форм топливного бака: с катушкой зажигания сверху рамы под баком, с катушкой зажигания снизу рамы под баком. Визуально был очень похож на «Ригу-16», но отличался коротким седлом и меньшим багажником.

Рига-13



На смену легкому мопеду «Рига-11» пришел наиболее удачный мопед того времени – «Рига-13». Он производился с 1983 года и оснащался двигателем мощностью 1.3 л.с., который разгонял мопед до 40 км/ч. Ранние модели оснащались двигателем Д-8, а позже начали ставить двигатели - Д-8э, Д-8 м. Его отличительной чертой является хороший свет и установленный высоковольтный трансформатор, который устранил частые проблемы с катушкой зажигания. «Рига-13» стал самым массовым мопедом завода и производился до 1998 года.

Рига-16



В 1977 году в производство запущена двухскоростная модель «Рига-16». У мопеда был глушитель мотоциклетного типа, кикстартер, рычаг заднего тормоза, задний фонарь, оригинальная окраска и новый руль. Первые модели оснащались шауляйским двигателем Ш-57, а более поздние версии получили самый удачный двигатель Ш-58. Фактически, «Рига-16» - первый мокик в СССР (до этого были мопеды с педалями). При собственном весе 45 кг мокик мог перевозить до 115 кг груза!

Рига 22



В 1981 году завод приступил к выпуску мокика «Рига 22», который был модернизацией модели «Рига 16» и оснащался двигателем Ш-62. Двигатель кардинально отличался от своих предшественников. В частности, он имел мощное электронное бесконтактное зажигание. Направление вращения коленвала пришлось поменять из-за другой коробки передач. Но, хорошую конструкцию подвело качество. Поэтому в 1984 году всю систему модернизировали и двигатель, развивающий 1.8 л.с., стал называться Ш-62М. Одновременно с этим изменилась конструкция глушителя. Но коробка передач по-прежнему оставалась слабым звеном мокика «Рига 22».

«Рига-26» (или «Мини» РМЗ-2.126)



В 1982 году завод представил очень необычный мокик «Рига-26» (или «Мини» РМЗ-2.126). Он стал самым компактным за всю историю завода и легко помещался не только на балконе, но и в багажнике любого советского автомобиля с кузовом универсал. Вот только весил он 50 кг. «Рига 26» отличался маленькими пухлыми колесами, как у мотороллеров, а руль и сиденье могли опускаться, делая мокик еще более компактным. Двигатель – Ш-62, В-50 или В-501, все – шауляйского завода.

Дельта (РМЗ 2.124)



К середине 80х на рынке наблюдалось перепроизводство мопедов, поэтому завод решил сконцентрироваться на новых моделях мокиков. В 1986 году была представлена совершенно новая разработка – мокик Дельта (РМЗ 2.124). Оригинальная рама и удачный двигатель были ключевыми элементами успеха этой модели. Дельта получила двухскоростной двигатель В-50 шауляйского завода, на котором были учтены многие недостатки предыдущих моделей. А ножное переключение передач в двигателе В-501 вообще вызывало восхищение у байкеров. Небольшими партиями выпускались Дельты с литыми колесами и трехскоростными двигателями польского производства.

Мокик Стелла (Stella)


Вслед за Дельтой рижский завод показал мокик Стелла (Stella). На него установили двигатель М-225 от мопеда Babetta. После развала СССР на «Стелле», кроме двигателей от Babetta, стали устанавливать двигатели от польского мокика Dezamet и двигатели французских Peugeot.

МВ-044



Львовские мопеды МВ-044, МП-043
У моделей много общих узлов и деталей и различаются они главным образом конструкцией двигателя и электрооборудованием. Легкий мопед МВ-044 имеет двигатель Д-5 рабочим объемом 45 см3 и мощностью 1,2 л.с. и систему зажигания от магнето. На мопеде МП-043 устанавливается более мощный двигатель Ш-51 рабочим объемом 50 см3 и мощностью 2,0 л.с. с двухступенчатой коробкой передач и системой зажигания от маховичного магнето.
Максимальная скорость МП-043 - 50 км/час, расход топлива - 2 л. на 100 км пути. Сухой вес - 48 кг.
Легкий мопед МВ-044 развивает максимальную скорость 40 км/час и расходует 2 л. топлива на 100 км пути. Сухой вес - 38 кг.

МП-043


Мп-045, МП-046.


Мп-045, МП-046.
Цельносварной герметичный топливный бак емкостью 6,6 л обеспечивает запас хода свыше 300 километров. Рама на новых мопедах значительно усилена. На обеих моделях улучшено охлаждение двигателя: щитки новой формы полностью открывают цилиндры и головки.

Мопед МП-048 «Верховина-3» (1970-1973)



Общие данные: наибольшая скорость - 50 км/ч; вес сухой - 51 кг; наибольшая нагрузка (включая водителя) - 100 кг; топливный бак - 5,0 л.; средний расход топлива - 2,2-2,6 л/100 км.

Мотовелосипед 16-В1 (с 1963 г.)



Пензенский велосипедный завод им. М.В.Фрунзе (ПВЗ)
Мотовелосипед может развивать скорость до 40 км/ч.
Расход топлива на 100 км. пути при скорости 25 км/ч - 1,5 л.
Вес мотовелосипеда - 34 кг.

Легкий мопед МВ-18 (с 1972 г.)



От предыдущей модели он отличается большей надежностью, измененным передаточным числом педального привода. Двигатель установлен Д-6. Бензобак увеличен до 5 литров в объёме. Вес- 34 кг.

Легкий мопед ЗИФ-77 (с 1977 г.)



Выпускался Пензенским велосипедным заводом имени М.В.Фрунзе.
Эта модель является модернизированным вариантом прежней МВ – 18М и отличается от нее улучшенной отделкой поверхности узлов и деталей и новой, меламидно-алкидной эмалью. Мопед легок (его сухая масса – 35,2 кг), развивает скорость 40 км/час, расходует всего 1,8 л топлива на 100 километров пути, наибольшая допустимая нагрузка – 100 кг

Легкий мопед ЗИФ-20


Малыш



это дитя Ленинградского завода «Красный Октябрь»
под полным названием «Карманный» мотороллер МАЛЫШ.
Еще одно необычное средство передвижения: Мотоколяска «К-1-В» (1947-1951)

Рига -7 легкий дорожный одноместный мопед хоть он и предназначен для дорог но эксплуатируется он как на дорогах так и на сельских грунтовках и ведет себя он на грунтовой также хорошо как и на асфальте о особенностях и технических характеристиках я рассказал в статье "Рига-7"

Рига 7 - мопед, серийно производимый заводом "Саркана звайгзне" с 1971 по 1976г.
К 1971г. мопед Рига-5 в ходе постоянной модернизации приобрел окончательный вид и стал выпускаться как новая модель Рига-7. В отличие от Риги 5 он снабжался двигателем Д6, который позволял подключить к нему фару и задний габаритный фонарь. Также была незначительно изменена конструкция рамы, для большей прочности, так как рамы первой модели Рига 5 ломались на плохих дорогах в месте крепления рулевой колонки; убрано декоративное капотирование приводных цепей. Рига-7 получила бензобак унифицированый с мопедом Рига-4, выпускавшимся одновременно. До этого баки параллельно выпускавшихся мопедов Рига-3 и Рига-5 имели различия.
В конструкции мопеда Рига 5 имелась специальная тяга, устанавливаемая для предотвращения поломки рамы в случаях экстренного торможения. Работниками завода Х.Акерманисом (электрик) и Ю.Банковичем (механик) была предложена и испытана, как на стенде, так и в условиях практической езды, конструкция рамы с усиленной задней подвеской без тяги. Предложение было принято, в условленные законодательством сроки было выплачено авторское вознаграждение, но в 1976г. мопед Рига 7 сняли с производства, заменив его на Рига 11.

== Технические характеристики: ==

Масса, кг

100
База,мм

1170-1200
Длина, мм

1860
Высота, мм

1050
Ширина, мм

690
Дорожный просвет, мм

130
Максимальная скорость, км/ч

40
Топливо

Смесь А-76 или А-72 с маслом (25:1)
Ёмкость бензобака, л

-
Контрольный расход топлива, л/100 км

1.8-2.0
Рама

Трубчатая, сварная
Подвеска переднего колеса

Телескопическая вилка, с пружинными амортизаторами
Задняя подвеска

Жесткая
Тормоза

Барабанного типа с раздельным механическим приводом на каждое колесо
Тормозной путь

Обоими тормозами V=25 км/ч, 7м
Размер шин

2,25-19"
Тип двигателя

Д-6 карбюраторный, двухтактный, с кривошипно-камерной продувкой, охлаждением встречным потоком воздуха
Рабочий объем цилиндра, куб.см

45,4
Диаметр цилиндра, мм

38
Ход поршня, мм

40
Степень сжатия

6.0
Максимальная эффективная мощность двигателя, кВт (л.с.) при 4500 об\мин

0,9 (1,2)
Максимальный крутящий момент Н*м/мин-1

-
Тип коробки передач

Одноступенчатая
Сцепление

Фрикционное, двухдисковое, сухое
Механизм запуска двигателя

Педали
Моторная передача

Передаточное число моторной передачи 4,2
Передаточное отношение цепной передачи

4,1
Система зажигания

Контактная с магнето
Карбюратор

К-34
Воздушный очиститель

Сухой, сетчатый
Система выпуска газов

Глушитель шума выпуска с перегородками для дросселирования газов
Несколько фотографий из интернета: