Мотоблоки Салют: обзор моделей и цены. Мотоблоки салют - технические характеристики, инструкции по эксплуатации Вварианты подключения навесного оборудования

Мотоблоки «Салют-5» чаще всего используются на садовых или огородных участках. Такая техника подходит для культивации грунта, растений, очистки улиц от различных «препятствий» (мусора, снега), транспортировки грузов или иных работ.

Назначение

Мотоблоки имеют бензиновый двигатель мощностью от 3,5 до 7,5 л. с., который приводит в движение разные рабочие элементы. При этом часто используются разные прицепные средства: роторы со специальными фрезами, плугами, косилками, снегоуборочным снаряжением, телеги, щетки, опрыскиватели, которые могут быть установлены на этот мотоблок.

Мотоблок рассчитан для эксплуатации в областях с мягким климатом. Его применение в качестве культиватора почвы будет особенно рентабельно при температуре окружающей среды от +1 до +40°С. В случае строгого соблюдения эксплуатационных правил, технического обслуживания и его хранения, которые указаны в руководстве (поставляется вместе с мотоблоком), то срок службы будет во много раз дольше. Обратите внимание, что первые 25 часов работы агрегата считаются периодом «обкатки» двигателя (притирки подвижных деталей двигателя друг к другу) и других механизмов. Поэтому не стоит сразу использовать потенциал мотоблока на полную мощность сразу с момента приобретения.

Чтобы пользоваться мотоблоком, не требуются какие-то специальные навыки, но необходимо учесть, что для использования некоторых прицепных средств необходимы определенные умения. Например, в процессе культивации почвы площадь между фрезой и корпусом редуктора имеет свойство забиваться различным мусором (камнями, травами и иными предметами). Если пространство все-таки забилось, во избежание выхода из строя клиновых ремней необходимо приостановить двигатель и очистить фрезы от застрявших в них предметов.

Когда почва, которую культивируют, содержит в себе много мелких камней или корней, то следует обрабатывать ее на малых частотах вращения. Предельный допустимый угол наклона для мотоблоков типа «Салют-5» при предельной частоте вращения и максимально допустимой нагрузке 15°, но возможны изменения наклона в процессе работы до 30°.

Основные технические характеристики

  • тип двигателя – четырехтактный;
  • производитель двигателя – Lifan;
  • объем двигателя 0,195 л;
  • тип топлива – бензин АИ-92;
  • объем топливного бака – 3,6 л;
  • глубина культивации – до 25 см;
  • тип трансмиссии – механическая;
  • тип сцепления – ременное;
  • тип охлаждения – воздушное;
  • ширина обработки, см – 35, 60, 80;
  • диаметр вращающихся элементов, см (фреза 31, колеса 39-41);
  • клиренс, 11-12 см;
  • масло для редуктора ТМ-5-18 (ТАД-17И);
  • объем масла, необходимый редуктору – 1,1 л;
  • максимальная скорость, км/ч (в случае малого диаметра шкива выходного вала 2,8-6,3 км/ч, при работе с большим диаметром шкива 3,5-7,8 км/ч);
  • размеры в собранном состоянии, 151x62x133,5 см;
  • масса, 62-82 кг.

Разновидности

  • Мотоблоки легкие. Имеют мощность от 2,5 до 4,5 л. с., вес не более 80 кг. Ширину культивируемой поверхности до 90 см, глубину культивируемого грунта до 20 см. Зачастую этот тип мотоблоков оснащается четырехтактным двигателем.
  • Мотоблоки средние. Обладают мощностью до 7 л. с., массу до 100 кг. Многие такие агрегаты оснащены трансмиссией, которая имеет две скорости вперед и одну назад. Такие агрегаты представляют универсальные устройства, за счет того, что к ним можно подобрать различное дополнительно оборудование.
  • Мотоблоки тяжелые. В основном имеют мощность до 16 л. с. и весом от 100 кг. Применяются в основном в профессиональных масштабах, например, в фермерстве. У таких машин альтернативы в навесном оборудовании можно найти в большом количестве.

В линейке мотоблоков серии «Салют-5» имеются такие модели: 5 Х, 5 БС-1, 5-ДК, 5 Р-М1, 5ДК1. Все они относятся к категории «средние». Это бензиновые модели, которые отлично подходят для ухода за участком размерами 15 и более соток.

Достоинства и недостатки

Достоинства данных агрегатов таковы.

  • Компания изготовитель использует двигатели известных мировых производителей (Lifan, Subaru, Honda, Briggs&Stratton, Vanguard).
  • Мотоблоки оснащаются прочными шестеренчатыми редукторами, которые совмещают в себе функцию реверса, надежность и простоту эксплуатации.
  • Клиноременная передача насчитывает два ремня. Благодаря этому обеспечивается комфортная работа за счет меньшего проскальзывания ремней.
  • Для движения вперед имеются 2 передачи и 1 передача заднего хода.
  • Удобное переключение на пониженный диапазон скоростей.
  • За счет наличия вала отбора мощности есть возможность подключать прицепные средства.
  • За счет перемещенного центра тяжести вниз и вперед мотоблоки приобрели отличную устойчивость.
  • Рулевая колонка, которую можно регулировать в двух плоскостях.
  • Возможность объединения стандартизированных навесных средств разных производителей.
  • Простая конструкция мотоблока, из-за чего облегчается работа за ним.
  • Ширина обработки до 90 см.
  • Компактные размеры.
  • Тихая работа двигателя.

У техники есть и недостатки.

  • Есть небольшие сомнения по поводу двигателя Lifan. Он уступает по надежности двигателям Honda, Briggs&Stratton, Subaru, Vanguard, поэтому стоит выбирать те агрегаты, на которых двигатели этих производителей.
  • Конструкция ременной передачи достаточно надежна, но есть множество отзывов, в которых говорится о посредственном качестве ремней, их приходится часто менять.
  • Повышенный расход топлива.

Проанализировав вышесказанное, можно сделать вывод о том, что культиваторы серии «Салют -5» являются надежными и неприхотливыми в эксплуатации. Если выбирать среди всего модельного ряда, то стоит обратить внимание на агрегаты, в которых установлен двигатель одного из производителей (Honda, Briggs&Stratton, Subaru, Vanguard).

При покупке стоит обзавестись парой запасных приводных ремней, учесть размер участка, на котором предстоит работать (чем больше участок, который нужно обработать, тем большая необходима мощность двигателя). Например, в случае, когда размеры участка около 15 соток, то хватит мощности 3-3,5 л. с., но когда участок имеет площадь в несколько гектаров, то стоит выбрать агрегат помощнее – 9-10 л. с.

Устройство и принцип работы

Устройство мотоблока показано на схемах.

1 – колесо, 2 – рукоятка, 3 – двигатель, 4 – топливный бак, 5 – кожух клиноременной передачи, 6 – ручка стойки, 7 – рычаг переключения передач, 8 – стойка руля, 9 – зажим для закрепления рукояток мотоблока, 10 – рукоятки управления мотоблоком, 11 – шкворень, 12 – скоба, 13 – планка сошника, 14 – болт м10 с отверстием, 15 – гайка м10, 16 – фиксатор, 17 – фиксатор, 18 – держатель сошника, 19 – ось, 20 – фиксатор (схема 1).

1 – рычаг управления дроссельной заслонкой, 2 – топливный бак, 3 – топливный кран, 4 – редуктор мотоблока, 5 – ось, 6 – колесо, 7 – рычаг управления сцепления, 8 – трос управления сцепления, 9 – трос управления дроссельной заслонкой, 10 – щиток (схема 2).

Также есть комплектации агрегатов со стартером (схема 3). Существует несколько видов: пружинный и электрический. Пружинный стартер – легкий в установке, быстро запускает двигатель, его пружина работает на полуавтомате, она разгоняет мотор. Электрический стартер же питается от аккумулятора, именно этим обуславливается мощность стартера и срок его службы.

Для облегчения прохождения поворотов мотоблоком производители также устанавливают дифференциалы , принцип работы его заключается в том, что он распределяет мощность между колесами агрегата. Так как колесо, которое находится на внешней дуге траектории поворота, проходит больший путь, чем колесо на внутренней дуге, то вращение должно быть быстрее. В противном случае это приведет к пробуксовке механизма. На схеме представлен мост мотоблока с установленным на него дифференциалом (схема 4).

Принцип работы состоит в передаче вращающего момента от двигателя к шасси. Кроме того, возможен запуск вращающихся приспособлений на присоединяемой посадке. Управление происходит за счет рукоятей, на которых крепятся рычаги газа, сцепления и переключения скоростей.

Правила эксплуатации

Мотоблоки не нуждаются в наличии у владельца каких-то профессиональных знаний или сложного специфического ухода. Краткая инструкция по подготовке мотоблока «Салют-5» к работе представлена ниже.

  • Перед тем как запустить двигатель, стоит убедиться, что все узлы точно соединены. Также следует сосредоточить внимание на уровнях масла, топлива и охлаждающей жидкости, так как даже недлительная работа двигателя мотоблока без необходимого количества жидкостей может привести к серьезным последствиям.
  • Перед использованием техники стоит обращать внимание на передаточные числа.
  • Когда работа происходит на склонах, ни при каких условиях не стоит включать нейтральную передачу или катить агрегат, отключать сцепление и передвигаться в поперечном направлении.
  • Если при езде на мотоблоке есть прицеп, то для торможения используются тормоза прицепа. Так как для понижения скорости использовать включение пониженной передачи или отключения сцепления недопустимо.
  • Перед началом движения назад или поворотом навесное оборудование необходимо поднять.
  • Во время движения задним ходом соблюдайте дистанцию от фрез, во избежание травм.

Мотоблоки Салют, согласно статистики запросов Яндекса, занимают второе место по популярности среди российских пользователей, уступая в лидерстве, только "Неве". Существует две основных разновидности мотоблока Салют:

- Салют-5 разработан и выпускался с начала 90-х годов ММПП "Салют" предшественником нынешнего Московскогом предприятия АО НПЗ газотурбостроения "Салют", и уже более чем за 20-ти летнюю историю стал широко известен всей стране. Мотоблок полностью производится в России, за исключением двигателей иностранного производства, которые в последнее время устанавливаются на Салют-5. С 2002 по 2012 годы "Салют " размещал заказ на сборку модели на заводе "Агат", после разногласий руководства, заказ был снят и на "Агате" стали выпускать собственный мотоблок под маркой "Агат", при этом по утверждению представителей завода Салют знаменитый омский редуктор на Агат не поставляется.

- Салют-100 разработан Московским предприятием АО НПЦ газотурбостроения "Салют", его выпуск был приурочен к 100-летнему юбилею завода, и является логическим продолжение мотоблока Салют-5, или его глубокой модернизации. Впервые был представлен покупателям на выставке в 2013 году. Представители предприятия не стесняются и не скрывают тот факт, что Салют-100 полностью производится и собирается в Китае, под контролем АО НПЦ газотурбостроения "Салют", которое несет все гарантийные и постгарантийные обязательства по этому изделию, как производитель.

На мотоблоках Салют-5 и Салют-100 применяются двигатели лучших отечественных и иностранных фирм имеющие высокие технико-экономические показатели. Тип двигателя указан в паспорте для каждого конкретного мотоблока.

Официальный сайт производителя мотоблоков Салют - www.salut.ru

Мотоблок "Салют-5" - особенности конструкции.

Продуманные конструкторские решения от отечественных инженеров авиационной промышленности, позволили мотоблоку занять свое место на рынке, завоевав доверие потребителей. Они востребованы как на приусадебном участке, так и и в небольшом фермерском хозяйстве, предназначены для обработки небольших и средних по размеру площадей.

Основным достоинством является применение шестеренчатого редуктора. Обычно такие применяются на более тяжелых машинах, а в мотоблоках такого класса в основном обходятся цепными передачами. Такому редуктору не страшны большие нагрузки, в том числе и ударные от камней. попадающихся в почве. Сцепление обеспечивается натяжением ремней. Мотоблок "Салют-5" имеет две передние передачи и одну заднюю, переставив ремень можно получить еще дополнительно две передних и одну заднюю.

Отбор мощности от мотоблока для привода навесных орудий .

Отбор мощности для привода навесных орудий мотоблока осуществля­ется, как правило, со среднего ручья ведомого шкива. Для привода стационарных навесных орудий (деревообрабатывающие станки, кормоиз­мельчители и т.д.) можно использовать вал, расположенный справа на редукторе мотоблока. На вал крепится шкив (продается отдельно) с за­щитным кожухом, а клиновой ремень для привода навесных орудий прилагается в их комплектах сменных частей.

Мотоблок Салют устойчив к опрокидыванию, благодаря смещенному вперед и низко расположенному центру тяжести. Рулевая колонка регулируется по высоте и поворачивается на 180 градусов, что очень удобно для оператора. У мотоблока очень легко снимаются руль и колеса, это помогает быстро перевести его в состояние для транспортировки.

К достоинствам мотоблока "Салют-5" следует отнести широкий спектр навесного оборудования и прицепных агрегатов. Кроме официального производителя мотоблока АО НПЦ газотурбостроения "Салют" дополнительное оборудование для этой техники выпускают и другие производители в России. Работы по обработке почвы, кошению трав, поливке и опрыскиванию насаждений, уборке улиц и тротуаров от мусора и снега, перевозка грузов и прочие работы осуществляются с помощью различных прицепных орудий: роторов с ножами специальной формы (фрезы), плуга, окучника, косилки, насоса, снегоуборщика, щетки, опрыскивателя, тележки и т.д., устанавливаемых на мотоблок Салют.

Технические характеристики Мотоблок Салют 5Х с двигателем Honda GX-200 (6,5 л.с.)

Двигатель (название) : 4-х тактный Honda GX200 OHV
Максимальная мощность (л.с.): 6,5
Особенность двигателя: OHV - с верхними клапанами
Вид запуска: Ручной
Вид топлива: бензин
Ориентация коленвала: Горизонтальный коленвал
Объем топливного бака (л): 3,6
Страна производитель: Россия
Габаритные размеры (см.): 86х53х82
Вес (кг.): 78,0
Гарантия (мес.): 12
Относится к виду: Мотоблоки
Количество скоростей вперед: 2
Количество скоростей назад (реверс) : 1
Ширина обработки (см): 60
Глубина обработки (см): до 30
Сцепление: Ременное
Регулируемая рулевая колонка: в 2 положениях
Редуктор: Шестеренчатый
Масло в редуктор ТМ-5-18 (ТАД-17И)
Объем масла в редукторе 1,1 л
Максимальное тяговое усилие с балластным грузом общей массой 35 кг на ходовых колесах, и грузом 15 кг на подвеске передней, кГс 63-82*
Диаметр фрез, мм 310

*в зависимости от установленного двигателя

Мотоблок Салют-100 - особенности конструкции


Все лучшие наработки воплощены в этом изделии. По некоторым показателям Салют-100 превосходит своего предшественника, легендарный Салют-5. Самое главное отличие в том, что переключение скоростей перенесено на руль, не нужно наклоняться что бы включить необходимую передачу.

Рукоятка сцепления - современного типа, с переменным усилием: при нажатии сопротивление чувствуется, а в прижатом к ручке состоянии усилие удержания минимально. Руль надежен и регулируется во всех направлениях, что расширяет функциональные возможности мотоблока, при использовании передней и задней сцепки. Обе сцепки очень прочны и надежны. Рама имеет также прочную конструкцию.

Редуктор шестеренчатый, а значит надежный, долговечный, не требует практически обслуживания и позволяет применять различные по мощности двигатели. Моторесурс редуктора более 3000 часов. Использование такого редуктора - одно из самых главных достоинств Салютов.

Комплектация мотоблока Салют-100 так же относится к его достоинствам. Особая гордость трехрядные фрезы с кованными ножами серповидной формы из пружинной стали 65г высочайшего качества, с дисками для защиты растений. Есть так же дополнительный кронштейн для крепления навесного оборудования, расширительные втулки для колес, щуп для проверки уровня масла в редукторе. набор ключей

Салют-100-6,5 - технические характеристики

Мотоблок Габаритный размер, мм 1350 x 600 x 1100
Ширина культивации, мм 360-800
Глубина культивации, мм 100-250
Количество передач редуктора 4 вперед-2 назад (2,N,1,N,R)
Тип редуктора Шестеренчатый
Тип трансмиссии Ременная передача
Двигатель Модель двигателя LIFAN 168F-2B
Объем цилиндра, см 3 196
Компрессия 8,5/1
6.5л.с. (4.8kw)/ 3,600 об/мин
5,5л.с. (4,0kw)/3/600 об/мин
Объем топливного бака, литр. 3,6
11/2500
расход топлива, g/kw.h 395
0,6
Масса двигателя, кг. 16

Салют-100-БС-В - технические характеристики

Мотоблок Габаритный размер, мм 1350 x 600 x 1100
Ширина культивации, мм 360-800
Глубина культивации, мм 100-250
Количество передач редуктора 4 вперед-2 назад (2,N,1,N,R)
Тип редуктора Шестеренчатый
Тип трансмиссии Ременная передача
Двигатель Модель двигателя Briggs&Stratton Vanguard 6,5
Объем цилиндра, см 3 205
Компрессия 9,0/1
Максимальная выходная мощность 6,5л.с. (4,8кВт)/3.600 об/мин
Номинальная выходная мощность 5,7л.с. (4,1кВт)/3.000 об/мин
Объем топливного бака, литр. 3,8
Максимальный крутящий момент, Н.м/об.мин 11/3000
расход топлива, г/кВт.час 350
Объем маслянного картера, литр. 0,6
Масса двигателя, кг. 18,7

Мотоблоки Салют-5 – универсальные многофункциональные малогабаритные агрегаты, призванные облегчить работу на садовых участках, в фермерских хозяйствах и в коммунальных службах. Работа на приусадебном участке требует выполнения множества задач различной сложности и прилагаемых усилий. Мотоблоки «Салют 5» созданы специально для механизации подобных процессов, принимая на себя большую часть работы.

Мотоблоки успешно используются как в домашнем хозяйстве, так и для профессиональных целей в течение длительного времени. В комплекте с разнообразным навесным оборудованием Салют-5 справляется со многими сельскохозяйственными и бытовыми заданиями:

  • Обработка почвы: боронование, вспашка и культивирование.
  • Кошение травы и сена, стрижка газонов.
  • Перевозка грузов.
  • Подача воды и полив.
  • Уборка территорий от снега и мусора.
  • Окучивание и выкапывание картофеля.

История мотоблоков Салют-5

Производство мотокультиваторов на заводе Салют началось в начале 1990-х на собственных мощностях предприятия в Москве. Современные конструкции стали собирать в 2002 году на заводе «Агат» (ОАО «Гаврилов-Ямский машиностроительный завод»), сотрудничество продлилось до 2012 года.

За весь период производства модели подвергались многократным усовершенствованиям, постепенно компания дорабатывала конструкцию механизмов управления и рабочих органов. Как результат, новые модификации мотоблоков «Салют-5» развились от простой мобильной одноосной техники до уровня профессионального аграрного оборудования.

Технические характеристики

Тип мотоблока (ГОСТ 28523-90): Средний
Габаритные размеры: Длина: 135 или 151 см
Ширина: 60 или 62 см
Высота: 110 или 133,5 см
Вес сухой: в среднем 72 кг (от 62 до 81 кг)
Мощность: 3,5-6,5 л.с. (2,6-4,5 кВт)
Тяговое усилие: 60-70 кГс (до 100 кгс на грунтозацепах)
Расход топлива: 290-435 г/кВт*ч
Число передач: 2 (4) передачи переднего хода, 1 (2) — заднего
Максимальная скорость на пневматических колесах (второе значение при работе на большом диаметре шкива): Первая передача – 2,8 (3,5) км/ч
Вторая передача – 6,3 (7,8) км/ч
Задний ход – 2,0 (2,5) км/ч
Редуктор: Механический, шестеренчатый
Масло для коробки передач: ТМ-5-18 (ТАД-17И), МС-20
Вал BОM: Шкив отбора мощности (ШОМ) под клиноременную передачу
Ширина захвата фрез: 35, 60, 80 см
Диаметр фрез-культиваторов: 310 мм
Глубина вспашки: 10-25 см
Диаметр колес: 39-41 см
Дорожный просвет: 11-12 см
Рулевое устройство: Штанговое
Предельный угол наклона при работе: 15°

Двигатели

Одно из главных решений инженеров Салют заключается в использовании на раме отечественного производства не только отечественных, но и импортных двигателей зарубежных производителей (Briggs & Stratton, Honda, Subaru, Lifan и др.). Благодаря использованию импортных моторов значительно увеличивается долговечность и надежность мотоблока Салют-5, а также улучшается комфорт в процессе работы.

По отзывам владельцев мотоблока, самыми надежными двигателями являются американские и и .

Первые модели «Салют 5» комплектовались двигателями российского производства завода . Они значительно уступали иностранным моторам по техническим и эксплуатационным параметрам, поэтому в первой половине 2000-х от них полностью отказались.

Редуктор

Гордость мотоблоков Салют-5 – успевший стать легендарным редуктор, механизм которого полностью выполнен из шестерен. Это собственная разработка завода, которая изначально изготавливалась на главном предприятии в Москве, а затем на мощностях Омского моторостроительного объединения им. П. И. Баранова.

Редуктор выполнен в едином корпусе, все соединения на болтах.

По мнению «Салюта» и многих пользователей только полностью шестеренчатый редуктор является самым надежным, долговечным и не требующим обслуживания многие годы. Производители обращают внимание, что при производстве регулятора передач соблюдаются все технологические процессы обработки деталей, ведется авторский надзор и конструкторское сопровождение производства. Некоторые заводы пытались изготавливать копии данного редуктора, которые значительно уступали оригиналу – как по сроку службы, так и по техническим и эксплуатационным качествам.

Трансмиссия

На мотоблоках Салют-5 трансмиссия состоит из коробки передач (редуктора) и механизма сцепления. Через ремни клиноременной передачи и натяжного ролика производится привод от ведущего шкива к шкиву отбора мощности (ШОМ).

Ручка переключателя скоростей на Салют-5 расположена на корпусе мотоблока, но фирма разработала специальный комплект механизма переключения передач для переноса его на руль.

Завод выпустил специальный установочный комплект переключения передач, который позволяет перенести рычаг скоростей на руль как на МБ Салют-100.

Скорость движения мотоблока и вращения фрез можно регулировать 4-ручьевым ведущим шкивом: нужно его развернуть относительно ШОМ, отвернув крепежную гайку, установить ремни в ручьи большего диаметра и прикрутить гайку обратно.

Шкив редуктора состоит из 3 ручьев, средний – свободный для навесного оборудования, другие два – для ремней передачи.

Комплектация

В комплект мотоблока Салют-5 входят:

  • Длинные втулки 2 шт.
  • Роторные почвенные фрезы с деталями крепления – 2 двухсекционные (4 шт.) или с дополнительной парой (6 фрез) с прямыми ножами.
  • Планка сошника с креплениями.
  • Опорная скоба для навесных орудий.
  • Шкворень для присоединения к сцепному/опорному устройству всех видов навески.
  • Щиток (крылья).
  • Опционально (в зависимости от модификации):
    • Грузы на колеса 2 шт.
    • Груз на переднюю подвеску.
  • Клиновой ремень.
  • Комплект противошумных вкладышей.
  • Инструменты:
    • гаечные ключи 10х12 или 8х10, 12х13, 14х17,
    • отвертка,
    • ключ для свечи зажигания с воротком.
  • Руководства по эксплуатации мотоблока и двигателя.

Плюсы и минусы

Одним из достоинств является поворот рулевой колонки по горизонтали, что позволяет настроить мотоблок для управления сбоку (например, при выкапывании корнеплодов) или в обратном направлении.

Пример разворота руля для активного снегоуборщика

Владельцы Салют-5 из достоинств в первую очередь выделяют очень точный и качественный редуктор. Состоит из шестеренок (не червячный механизм) с отличным подгоном. Может работать даже по целине. В редукторе этого мотоблока ломаться практически нечему, поэтому для надежной и долговременной службы следует просто вовремя менять масло.

Два ремня на шкиве отбора мощности Салют-5 увеличивают мощность передаваемого крутящего момента, снижается проскальзывание ремней, а срок службы такой системы передачи увеличивается.

Вал редуктора имеет неиспользуемый шкив, который позволяет подключать к мотоблоку активное навесное оборудование: косилка, снегоуборщик, картофелекопалка, насос и т.п.

Одним из недостатков старых моделей Салют-5 с калужскими двигателями выделяют шумность. Высокий уровень шума отечественных моторов Кадви значительно уступает зарубежным, а самым «тихим» является японский двигатель Хонда.

Основным недочетом Салютов-5 считают отсутствие дифференциала – без него сложнее производить повороты и передвигаться с адаптером или прицепом. Но проблема решается установкой самодельной или покупной специальной ступицы или полуоси. Кроме того, данный нюанс достаточно компенсируется низким расположением центра тяжести, что увеличивает маневренность мотокультиватора.

Сборка мотоблока

Над редуктором мотоблока устанавливается рулевая стойка и закрепляется специальной ручкой. Следует избегать резких перегибов тросиков управления сцеплением и «газом».

На стойку Салют-5 устанавливается сам руль, прикручивается болтом и зажимом рукояток мотоблока. Гайка зажима затягивается до такой степени, чтобы при повороте на 180° эксцентриковый рычаг плотно зафиксировал рукоятки руля. На некоторых модификациях зажим идет без отдельной гайки, она встроена в зажимную рукоятку. В этом случае нужно закрутить этот рычаг с гайкой до упора и приспустить на пол-оборота. Рулевой блок должен надежно держаться и не смещаться при нагрузке.

Планка сошника ставится на опору, крепится болтом с гайкой и стопорится фиксатором. Конструкция устанавливается на опорную скобу для навесок и крепится в среднем отверстии. Скоба крепится в сцепке двумя шкворнями, которые стопорятся фиксаторами.

Сборка фрез

Обратите внимание, что правые и левые фрезы различаются расположением ножей относительно отверстий под фиксатор в валах ротора. Для надежности и правильности сверяйтесь со схемой в инструкции. Один комплект фрез состоит из 2 правых и 2 левых ножей. Резаки устанавливаются на валы фрез на квадратных фланцах.

Не ставьте ножи со стороны защитной шайбы!

  1. Первыми ставятся резаки с изгибом «наружу» от редуктора (правые), потом с изгибом «внутрь» (левые) – все крепятся болтами.
  2. Почвофрезы ставятся так, чтобы при движении мотоблока вперед режущие стороны ножей входили в землю.
  3. Фрезы монтируются на вал редуктора мотоблока вместо колес и крепятся осями с пружинными фиксаторами.
  4. Перед началом работы следует подтянуть гайки и проверить затяжку других деталей. Рекомендуется установить щитки-крылья на максимум, чтобы защитить мотоблок от попадания земли.
  5. Попробуйте вручную провернуть установленные фрезы: ножи не должны касаться МБ и его деталей.

Особенности регулировки и эксплуатации

В первую очередь следует придерживаться правил и рекомендаций, описанных в руководстве по эксплуатации мотокультиватора – это касается обкатки, сборки, обслуживания и ремонта, транспортировки и прочего. Владельцы мотоблоков Салют-5 дают следующие советы по техобслуживанию профилактике:

  1. Вовремя менять масло. Особенно следить за уровнем масла в двигателе – доливать чаще, если мотоблок работает много. Для редуктора использовать масло ТАД-17, альтернативные варианты смазки – ТАП, моторное погуще, М-8 или М10, дизельное.
  2. Обязательно силиконить силиконовые детали – где-то раз в год.
  3. Чаще менять фильтр на двигателе, особенно когда работаете в пыльном или грязном месте.


Согласно результатам опроса владельцев техники мотоблок Салют-5 — это один из самых востребованных видов сельскохозяйственного оборудования среди отечественных потребителей. Ветвь первенства он уступает лишь культиваторам марки Нева. И в этом нет ничего удивительного. Эти универсальные машины были разработаны еще в Советском Союзе, и выпускаются московским заводом Салют по сей день, не переставая радовать дачников и владельцев фермерских угодий.

Высокотехнологичный мотоблок Салют-5 имеет огромный запас прочности, и при соответствующем оснащении может выполнять почти любые задачи. Обширный выбор высококачественных двигателей, использование в изготовлении устойчивых к нагрузке элементов и удачная конструкция делают данную продукцию оптимальным выбором для широкого круга потребителей.

Технические средства торговой марки Салют характеризуются высокой прочностью, безупречной сбалансированностью и подгонкой каждого элемента. Мотокультиваторы демонстрируют отличную маневренность, способны быстро менять скоростные режимы, легко передвигаются по всевозможным поверхностям. Если даже мотоблок где-нибудь застрянет, извлечь его оттуда будет очень просто.

Все это позволяет машинам Салют-5 составить уверенную конкуренцию аналогичной импортной технике не только в плане качества, но и стоимости.

Преимущества и недостатки модели

  • Мотокультиваторы Салют-5: многофункциональны, они будут незаменимы для проведения работ на огороде, в саду и даже в парнике. Они вспахивают, культивируют, рыхлят и боронуют землю, легко формируют борозды. Легко окучивают насаждения, извлекают из земли клубни и корнеплоды.
  • Обработанная таким агрегатом почва характеризуется наиболее рыхлой структурой в сравнении с другими культиваторами. Это обусловлено тем фактором, что ширина захвата режущих элементов смежных фрез способствует их перекрыванию.
  • Машины можно использовать также для ухода за газоном, очищения садовых дорожек, перевозки небольших грузов и даже для уборки снега! Наличие кованых фрез дает возможность культиваторам работать на любых типах грунта, включая целину.
  • Мотоблоки имеют небольшие габариты и вес, которые в условиях приусадебного участка делают его более маневренным, а также лёгким в управлении и обслуживании.
  • Удобный регулируемый по сторонам и высоте руль предоставляет возможность не шагать за машиной по пашне. Более того, при обработке почвы культиватор можно регулировать на необходимую ширину и глубину.
  • Особое удобство при работе мотоблока обеспечивает управление редуктором и трансмиссией посредством руля, благодаря этому пользователю не приходится наклоняться и тратить много сил.
  • Легкость в регулировке скорости и передачи обусловлена наличием шестерёнчатого редуктора.
  • Эргономичные рулевые рукоятки агрегата существенно сокращают вибрацию в процессе работы. Они заужены и легко поворачиваются на 180 градусов, что существенно упрощает их эксплуатацию, в особенности при выкапывании корнеплодов.
  • Культиватор можно использовать в качестве источника электропитания.
  • В мотоблоках Салют-5 установлены цельнолитые прорезиненные колеса, что также относится к их преимуществам.
  • Прочные и надёжные сцепки машины способствуют равномерному распределению веса и усилий в работе с навесными деталями.
  • Культиваторы Салют оснащены не 1, а 2 ремнями, что сокращает их проскальзывание, повышает мощность передаваемого крутящего момента, а также увеличивает срок службы самой ременной передачи.
  • Наличие свободного шкива на выходном валу редуктора аппарата значительно повышает его многофункциональность, предоставляя возможность применять его в сочетании с навесным оборудованием, нуждающимся в добавочном приводе либо в виде привода для иных агрегатов.

Наряду с многочисленными достоинствами мотоблоки Салют-5 имеют также некоторые недостатки, к которым можно отнести:

  • невысокую прочность ремней и небольшой угол подъёма рукояток. Что касается ремней, то судя по отзывам, они не выдерживают продолжительной эксплуатации, поэтому их лучше сразу заменить другими, более надёжными;
  • отсутствие дифференциала, что усложняет разворот и создает дискомфорт при передвижении с тележкой. Однако этот вопрос легко решается, если установить на культиватор дифференциальную ступицу либо полуось.

Модификации

У мотоблоков Салют-5 есть 3 модификации, которые различаются по типу двигателя:

  • Салют 5Л-6,5 работает на 4-тактном бензиновом двигателе мощностью 6,5 л.с. Такой универсальный агрегат способен заменить в одиночку целый парк специализированной техники.
  • Салют 5-Р-М1 оснащен бензиновым 4-тактным мотором Subaru. Конструкция агрегата предусматривает возможность подсоединения различного оборудования для решения разнообразных хозяйственных задач.
  • Салют 5BS-6,0 функционирует на американском бензиновым 4-тактном двигателе с рабочим объёмом цилиндра в 206 см³ и мощными характеристиками в 6, 5 л.с. Высокопроизводительный и надежный мотор позволяет окультурить целинные участки и легко справляется с обработкой сложных почв.

Технические характеристики культиватора

  • Ширина захвата в процессе культивации (зависит от численности монтированных фрез), - 350; 600; 800 миллиметров.
  • Габариты в рабочей позиции - 1510 x 620 x 1335 миллиметров.
  • Вес (не учитывая комплект сменных частей) — 62-82 килограмм.
  • Масло, предназначенное для заливки в редуктор культиватора - ТМ-5-18.
  • Количество масла - 1,1 литров.
  • Дорожный просвет - 110-120 миллиметров.
  • Предельная скорость передвижения на ходовых колесах, километров в час.
  • При работе на небольшом диаметре шкива:
    - первая передача - 2,8;
    - вторая передача - 6,3;
    - задний ход - 2,0.
  • При работе на значительном диаметре шкива:
    - первая передача - 3,5;
    - вторая передача - 7,8;
    - задний ход - 2,5.
  • Диаметр - Фрез 310/колес 390-410 миллиметров.
  • Наибольшее тяговое усилие грузом-балластом общим весом 35 килограмм на ходовых колесах, и грузом пятнадцать килограмм на передней подвеске — 60-70 кГс.
    Подготовка мотокультиватора к работе

Перед началом работы мотоблока его необходимо расконсервировать, то есть снять протекционный кожух клиноременной передачи, убрать защитную смазку при помощи ветоши, проконтролировать натяжение и установить кожух.

Следующий этап подготовки состоит в заправке мотора и редуктора мотоблока Салют-5 маслом сквозь специальное наливное отверстие, что делается в соответствии с правилами эксплуатации двигателя. И затем можно приступать к сборке агрегата для последующего проведения работ.

Сборка мотоблока

Стойку руля необходимо установить вверху редуктора и зафиксировать посредством ручки стойки руля. Следует удостовериться в том, что нет сильных перегибов оболочек тросов. Далее на рулевую стойку монтируются рукоятки и фиксируются при помощи зажима и болта. Затянуть зажимную гайку необходимо весьма тщательно, чтобы во время полного поворота эксцентрикового рычага на он прочно закрепил рукоятки руля. Затем рукоятку следует завернуть руками, а после затянуть на 2,5 оборота. Удостоверьтесь, что под нагрузкой она не станет смещаться.

Планка сошника монтируется на опору и фиксируется болтом, гайкой и фиксатором. Опора закрепляется 2-мя шкворнями. Во время сборки фрез для мотоблока и их монтажа на вал редуктора важно учитывать такие моменты:

  • ножи монтируются на квадратные фланцы валов согласно инструкции. Монтаж ножей со стороны шайбы является недопустимым;
  • при монтаже фрез на вал редуктора, режущие элементы ножей должны проникать в почву в ходе перемещения агрегата вперед;
  • монтаж фрез осуществляется на вал редуктора на место колес. Они фиксируются на валу и втулках осями внутри фрез, которые для предупреждения падения застрахуются пружинными фиксаторами;
  • контролируется затяжка крепежных элементов, затягиваются ослабленные гайки. Чтобы при культивации грунт не попадал на элементы устройства, щитки рекомендуется установить на предельную ширину;
  • установленные на мотокультиваторе фрезы необходимо прокрутить рукой, следует удостовериться, что их ножи не контактируют с корпусом редуктора и балками аппарата.

Особенности регулировки и эксплуатации

Применяя культиватор Салют-5 на грунтах разных типов необходимо подбирать соответствующую частоту оборотов фрез, глубину и ширину зоны возделывания, а также позицию рычагов управления устройством. Если достичь необходимой глубины обработки невозможно, то следует провести регулировку заглубления сошниковой планки либо снять 1 пару фрез.

Для удобства эксплуатации культиватора его рукоятки можно отрегулировать по высоте. Для этого аппарат ставится в лежачее положение, при котором можно ослабить зажим, чтобы поднять либо опустить рукоятку на оптимальную высоту. Частоту оборотов фрез можно изменить посредством перестановки 4-ручьевого шкива на моторе.

Поскольку мотоблок - это многофункциональная машина, долговечность и надёжность его в сильной степени будет зависеть от двигателя, который на нём установлен. Покажем это на примере мотоблока САЛЮТ.

Тому, кто хочет купить мотоблок САЛЮТ подешевле, достаточно зайти в Интернет. Здесь можно найти САЛЮТы в полтора раза дешевле тех, которые продаём, например, мы – Техцентр «Садово-огородная техника». В чём же фишка? Что это продавцы задумали для привлечения к себе покупателей? А ни в чём. Так оно и есть, потому что САЛЮТы бывают разные, и существенно. Поясним подробнее.

Отличаются мотоблоки САЛЮТ двигателями, которые на них устанавливают. Покажем на примерах.

Поначалу САЛЮТ, как и другие российские мотоблоки, выпускался с российским двигателем (на фото САЛЮТ 5-ДК в комплекте с сенокосилкой украинского производства). Продавали мы такие САЛЮТы 15 лет тому назад по цене около 1.000 долларов США.


Но потом завод благоразумно отказался от российских двигателей в пользу китайских (на фото САЛЮТ-5Л с китайским двигателем Lifan мощностью 6,5 л.с.). И правильно сделал, потому что китайские двигатели на голову выше российских. На сегодняшний день это самые дешёвые САЛЮТы и купить их можно по цене порядка 1.050 долларов США (здесь и далее мы приводим ориентировочные цены в Украине 2013 года).


Мы не оговорились, когда написали, что китайские двигатели на голову выше российских. Однако это не значит, что китайские двигатели – верх совершенства. Качество сборки, надёжность и долговечность их желают лучшего (подробнее см. нашу статью ).
Наш многолетний опыт показал, что сам мотоблок САЛЮТ служит намного дольше китайского двигателя. Именно поэтому мы не завозим в Украину САЛЮТы с китайскими двигателями. А тем, кто хочет купить мотоблок подешевле и готов «подружиться» с китайским двигателем, советуем покупать «чистокровный» китайский мотоблок. В этом случае можно сэкономить еще 20-40% своих «кровных».
Для тех, кто хочет иметь более надёжную и долговечную технику, завод устанавливает двигатели, которые на голову выше китайских. Это американские Briggs&Stratton и японские Honda и Robin-Subaru (есть ещё высококлассные итальянские двигатели Lombardini американского концерна Kohler, но завод САЛЮТы ими, к сожалению, не комплектует).
А теперь самое интересное. Многие покупатели считают, что если они берут мотоблок с американским или японским двигателем, то это гарантия надёжности и долговечности. Так-то оно так, да не во всех случаях. Дело в том, что моторостроительные компании выпускают двигатели, которые условно можно поделить на любительские, полупрофессиональные и профессиональные, отличающиеся, соответственно, и ценой. Если их устанавливать по назначению, они будут служить довольно долго. Если этот принцип не соблюдать, будут казусы. И это хорошо прослеживается на мотоблоках и мотокультиваторах, на которые, ради снижения цены, многие производители устанавливают более дешёвые двигатели.
Такая тенденция прослеживается и у некоторых моделей мотоблока САЛЮТ.


Вот мотоблок САЛЮТ с двигателем американской фирмы Briggs&Stratton, мощностью 6,5 л.с., по цене 1.300 долларов США. Сбоку двигателя есть маркировка – “I\C” (Industrial Commercial). Запомните эту маркировку и постарайтесь такой двигатель не покупать! Этот двигатель понадёжнее китайского, и если бы стоял на односкоростном мотоблоке или мотокультиваторе (типа ТАРПАН и т.п.), то пережил бы его. Но дело в том, что мотоблоки, которые имеют несколько скоростей – это многофункциональные машины, используются намного чаще и на разных работах, в т.ч. тяжёлых. Практика показала, что американские двигатели I\C фирмы Briggs&Stratton хоть и лучше китайских, служат значительно меньше, чем сам мотоблок САЛЮТ. Поэтому мы отказались завозить в Украину мотоблоки САЛЮТ с такими двигателями.


Есть ещё САЛЮТы с американским двигателем “Intek Pro” той же фирмы Briggs&Stratton и мощностью 6,5 л.с. Это уже получше, и если для вас дорога каждая копейка, можете покупать (цена порядка 1.400 долларов США).


Тем не менее, и эти мотоблоки САЛЮТ с американским двигателем “Intek Pro” мы предпочитаем в Украину не завозить.


А самый хороший вариант американского двигателя Briggs&Stratton – это профессиональные двигатели с маркировкой “VANGUARD”. На фото САЛЮТ с таким двигателем мощностью 6,5 л.с. С ним вы многие годы не будете знать проблем (разумеется, если не будете отдавать САЛЮТ в чужие руки). Именно с такими двигателями мы с удовольствием продаём САЛЮТы. И покупатели довольны, и мы (цена порядка 1.470 долларов США).


Аналогично присматривайтесь к японским двигателям HONDA. Это отличные, долговечные двигатели с безупречным качеством!!! Но покупая мотоблок, смотрите, чтобы была Хонда класса “GX” (профессиональная серия), а не более дешёвая “GC”, поскольку класс “GC” предназначен для мотокультиваторов, у которых и нагрузки поменьше, и работы не так уж много.


Вот САЛЮТ с двигателем Honda GC-160 мощностью 5,0 л.с. Цена около 1.235 долларов США.
Отличный двигатель, но не для САЛЮТа.


А на этом фото – мотоблок САЛЮТ с профессиональным двигателем Honda GX-200 мощностью 6,5 л.с.
САЛЮТы именно с такими двигателями мы предпочитаем завозить в Украину.
Цена с оригинальной Хондой – 1.600 долларов США (о том, что в Украине продают более дешевые неоригинальные Хонды см. наши украинские зарисовки ).


Что касается САЛЮТов с японскими двигателями Robin-Subaru, то так же, как и с Хондой класса GX, вы не ошибётесь: качественно, надёжно, долговечно и комфортно. Robin-Subaru – это двигатель, по праву достойный стоять на САЛЮТе.
На фото мотоблок САЛЮТ с 6,0 (5,7) - сильным двигателем Robin-Subaru по цене 1.430 долларов США.


ВЫВОД:
За более чем 10-летний срок продаж и обслуживания мотоблоков мы убедились, что мотоблоки с линейкой профессиональных двигателей стоят хоть и дороже, но гораздо надёжнее, удобнее и выгоднее в эксплуатации. При хорошей сезонной нагрузке на мотоблок (вспашка, сплошные и междурядные рыхления почвы, выкапывание картофеля и др.) более дешёвый двигатель через два-три года потребует ремонта, а то и вовсе замены на новый (в зависимости от состояния двигателя ремонт их не всегда бывает целесообразным).