Мотобол в ссср. Существует такой вид спорта как мотобол — футбол на мотоциклах

Что получится, если объединить футбол и мотоциклы? Получится мотобол - популярный в Европе моторизованный спорт. Разумеется, спорт этот далеко не безопасен - спортсменам на мотоциклах в погоне за мячом приходится проявлять невообразимую ловкость и совершать умопомрачительные трюки.

Во многих странах Европы есть даже национальные сборные по мотоболу. Что интересно, многие лучшие мотоболисты мира родом из России.

Матч по мотоболу проводится на футбольном поле. В игре участвуют две команды по пять игроков в каждой: четыре ездока и вратарь - единственный, кто не сидит на мотоцикле. Цель игроков на мотоциклах - большой мяч 40 см в диаметре и весом около одного килограмма. Когда игрок подъезжает к мячу, он одной ногой притормаживает, а другой пинает мяч.

За матчем следят двое судей. Матч делится на четыре тайма по 20 минут. Вратари стоят в красной области перед воротами, въезжать на которую остальным игрокам запрещено. Зато в их распоряжении всё остальное поле, по которому они и ездят на огромной скорости, иногда около 100 км/ч. Есть несколько правил безопасности: например, игроки не имеют права таранить друг друга или пинаться, но от травм это не всегда спасает.

Мотоциклы, на которых ездят игроки, специально разработаны для мотобола и подогнаны под тело ездока. Сейчас такие мотоциклы производятся в Испании - мотобольные клубы Франции, Германии, России, Беларуси, Украины, Литвы и Нидерландов покупают технику у одной компании.

Мотобол - любимый вид спорта в нескольких небольших городах России. Но первый неофициальный матч по мотоболу состоялся во французском городе Дижон. Игра быстро завоевала популярность, и через десять лет в неё уже стали играть в Англии, Нидерландах, Испании и Бельгии. А первый официальный матч прошёл в 1963-м году в СССР.

В наши дни есть несколько ежегодных чемпионатов по мотоболу: Кубок европейских наций, Кубок Франции, Кубок европейских чемпионов и другие. Почти каждый год выигрывает Россия, а второе место чаще всего достаётся Франции.

Жажда скорости и оглушительный адреналин, опасные трассы и ошеломляющие гонки, свист ветра в ушах и пьянящее ощущение настоящей свободы... Все это ты испытываешь лишь тогда, когда в твоей жизни появляется он – мощный и современный гоночный мотоцикл.

Игры мотоциклы придуманы специально для тех, кто по каким-либо причинам не может приобрести настоящего железного друга, но страстно желает отправиться навстречу увлекательной байкерской жизни. Отныне и навсегда тебе будут доступны самые невероятные трюки и приключения: гонки по серпантинам, преодоление препятствий, замысловатые пируэты и прыжки с высокого трамплина. Главное – это удержаться в седле и не потерять голову от экстремальных условий мотокросса.

Если же в тебе живет дух настоящего соперничества, то непременно поучаствуй в играх гонки на мотоциклах. Тебе будут доступны самые коварные трассы, а опытные и неутомимые соперники будут постоянно висеть на хвосте и чинить всевозможные каверзы на дорогах. Помимо гонок, ты сможешь тюнинговать свой верный байк, заменить ему шины, добавить мощности или прикрутить новый глушитель. Почувствуй себя профессиональным гонщиком и прокатись с ветерком по самым захватывающим магистралям!

Мотобол - это, если по-простому, футбол на мотоциклах. Но, конечно же, этот вид спорта обладает чертами, присущими только ему, которых не найти ни в одном из "родительских".

Считается, что одними из первых гонять мяч на мотоциклах придумали во Франции. Это произошлов в двадцатых годах, и настолько понравилось, что мотобольные команды начали появляться во всей европе - в Англии, Германии, Бельгии, и др. В этих странах появлялись местные чемпионаты, а в 1933 году состоялась первая международная игра. А в 1936 году создан первый Союз мотобольных клубов.

Первое знакомство нашей страны с мотоболом произошло в 1937 году, когда студенты московского института физкультуры, усевшись на мотоциклы, вышли на футбольное поле. Вскоре, в него уже играли сотни команд от Балтийского моря до Тихого океана, от северных снегов до Грузинских гор и Туркменских песков. Матчи проходили на центральных стадионах - в Лужниках и на Динамо, транслировались по телеканалам, их комментировал сам Вадим Синявский, а в некоторых принимал судейство Юрий Гагарин.

Чемпионат СССР дебютировал в 1965 году, где принимало участие пятнадцать команд из республик РСФСР, Украины, Казахстана, Ленинграда, Латвии, Литвы, Эстонии, Туркмении, Узбекистана, Азербайджана, Киргизии. В самом финале тогда встретились команды из Калмыкии и Карачаево-Черкессии. Первыми чемпионами СССР стали спортсмены команды "Комета" из города Элиста, среди которых были Виктор Кондратенко, Станислав Жук, Владимир Лякушев, Дмитрий Чудиков, Зурган Бадмаев, Владимир Видяшкин.


В 1966 году наша команда по мотоболу "Домбай" вкупе с двумя игроками из "Кометы" впервые приняла участие в международных соревнованиях по мотоболу. Ведущие клубы европейских стран тогда встречались на стадионах Франции и Германии. Домбай смог показать достойную игру: 2 победы, 2 поражения, и ничья.

В 1967 году мотоболисты из СССР впервые выступили в чемпионате Кубка Европы, где смогли выйграть со счетом 1-0 10-кратного чемпиона франции "Камаре". Начиная с того момента, наши спортсмены ценятся как профессионалы мотобола. Они многократно становились обладателями Кубка Европы, а начиная с 1986 года и Чемпионами Европы.

Перестройка и развал СССР крайне негативно отразились на положении дел этого вида спорта в нашей стране. Прекратили выпускать отечественный мотоцикл для мотобола, пришли в упадок спортивные сооружения и организаторы потеряли интерес к его развитию. В том числе, из-за дороговизны экипировки и техники.

Однако, некоторые тренеры и бескорыстные спортсмены все эти годы не прекращали поддерживать этот вид спорта. Они сохранили свои команды, которые продолжали борьбу за медали. Сохранилась и национальная команда, которая не прекращала тренировки и игры. В последние годы, одновременно с играми Чемпионата России, устраиваются соревнования Восточной Европейской лиги соревнований по мотоболу, в которых принимают участие команды из России, Белоруссии и Украины. Чемпионат Европы является главным мотобольным турниром, устраиваемым ежегодно, где принимают участие сборные команды из следующих стран: Россия, Франция, Германия, Беларусь, Украина, Голландия и Литва.

Мотобол - это игра в мяч на футбольном поле, где спортсмены передвигаются на мотоциклах. Кроме того, на поле присутствуют Арбитры (3 человека) и пешие вратари.
Мяч для игры - увеличенного диаметра 40 сантиметров, касаться можно только ногой, в контакте с мотоциклом и не отрываясь от земли. Зона перемещения вратаря ограничена радиусом в 5 м 50 см. Эту линию нельзя пересекать ни вратарю, ни полевым игрокам. В каждой команде по 5 человек, включая вратаря. Есть возможность замены игроков во время матча. Длительность игры - 2 по 30 или 4 тайма по 20 минут.

Игроки, за исключением вратаря, имеют право перемещаться по всей площади поля, однако им не разрешается проникать во вратарскую площадку, в том числе, касаться ее линии. Центральную линию поля, как в одну, так и в другую стороны, игроки должны переходить только с пасом.
Голкипер может удерживать мяч во вратарской площадке не более 10 секунд.
Атаковать движущегося с мячом игрока можно только параллельно с направлением его движения, причем, только с той стороны, с которой находится мяч.
Запрещены все виды блокировки спортсменов противоположной команды в игре без мяча.
Запрещен отбор мяча колесом мотоцикла.
Мяч, забитый головой засчитывается.


Размеры поля:
  • Длина - 85-120 метров
  • Ширина - 45-75 метров
  • Размер ворот:
  • Ширина 732 см,
  • Высота 244 см.
  • Параметры мяча:
  • Круглый, диаметром 38-40 см,
  • Вес - 900-1200 гр.,
  • Длина окружности - от 119 до 126 см.
  • В то время, как футбольный мяч имеет характеристики:
  • Вес - 410-450 грамм
  • Длина окружности 68-70 см
Игрок может быть наказан:
  • свободным ударом;
  • штрафным 11-метровым ударом (пенальти);
  • замечанием (в устной форме, не более одного раза);
  • удалением на 2 минуты (зеленая карточка);
  • удалением на 5 минут (желтая карточка);
  • удалением до конца игры (красная карточка);
  • дисквалификацией по решению арбитров на следующий матч.
Мяч считается забитым в ворота, если он полностью пересек линию ворот между стойками и перекладиной.
Мяч не считается забитым, если удар выполнен из пределом вратарской, или с ее линии, а также, если в момент удара или непосредственно после него один из спортсменов нападающей команды пересек линию этой зоны до фиксации судьей взятия ворот.
Матч выигрывает команда, забившая большее количество мячей в ворота соперника


Мотобол

История появления мотобола

Первые упоминания о мотоболе, как об отдельной спортивной дисциплине, датированы 1930 годом, а страной, в которой зародился этот спорт, принято считать Францию. Там же был проведен первый неофициальный чемпионат 1931-го года, победителем которого стал мотоклуб «Сошо».

Самым простым определением для дисциплины мотобола будет «футбол на мотоциклах». Действительно мотобол максимально схож с классическим футболом за одним исключением – игроки обеих команд передвигаются по полю с помощью мотоциклов.

Уже в 1932 году были проведены соревнования между несколькими французскими городами – Парижем, Витри, Реймсом, Авиньоном, Неверой и Труа. Чуть позднее в 1933 году титул первого официального чемпиона Франции по мотоботу получил клуб «СУМА» (город Труа), к тому же команда клуба была первой в области подготовки специализированных мотоциклов для игры в мотобол. Результатом технических улучшений стало облегченное ведение мяча с помощью специального бугеля, который сохранился, в несколько измененном виде, и в современном мотоболе.

Тогда же в 1933 году был проведен первый международный матч по мотоболу, в котором приняли участие команды Англии и Франции – мотоклубы «Честер» и «СУМА» соответственно. Итогом стала победа французов со счетом 3:1. После этого мотобол начал обретать популярность в других странах, и уже в 1936 году были созданы новые европейские клубы – в Германии, Голландии, Италии и Бельгии. В 1955 году мотобол получил межконтинентальное распространение, в том числе были организованы десять команд в Северной Африке.

Благодаря высокой популярности мотоциклов, как инновационного вида транспорта, и различных видов мотоспорта в целом (таких как кросс, эндуро и триал) мотобол быстро обрел всемирную известность, т.к. являлся наиболее нестандартной и зрелищной дисциплиной мотоспорта в первой половине 20-го века. Именно поэтому мотобол, как официальная спортивная дисциплина, прочно закрепился не только во французском, но и в международном мотоспорте.

Особенности и правила игры в мотобол



Турнир проходит на стандартизированном поле с габаритами в 85-110 на 45-85 метров, которое имеет некоторые отличия в разметке и конструкции по сравнению с полем для классического футбола. Центральный круг отсутствует, а площадь возле ворот имеет форму полукруга. Покрытие поля также отличается – используется гаревое или асфальтовое покрытие с песком, который повышает маневренность мотоциклов во время игры и позволяет совершать заносы для резких поворотов или ударов по мячу.

Игра ведется мячом, который схож с футбольным, но существенно больше классического мяча по своим габаритам – 119-126 см в окружности. Каждая команда состоит из пяти игроков – вратаря и четырех «полевых игроков» на мотоциклах.


Правила мотобола достаточно просты – игра проходит в четыре периода по двадцать минут каждый, между периодами предусмотрены 10-минутные перерывы, между вторым и третьим периодами команды меняются сторонами поля. В случае «ничьей» по счету в кубковых матчах проводятся два дополнительных периода по 10 минут с 5-минутным перерывом. Если «ничья» произошла в рамках обычных соревнований – игроки совершают серию из четырех пенальти и, в случае необходимости, по одному дополнительному пенальти до окончательной победы одной из команд.

Система начисления очков выглядит следующим образом – 2 гола означают победу одной из команд, ничья определяется по одному голу в ворота каждой команды, отсутствие голов у одной из команд равносильно поражению.




Все игроки, кроме вратаря, могут свободно перемещаться по всему полю, но им категорически запрещается въезжать в «зону вратаря», которая обозначена полукругом возле ворот каждой из команд с диаметром в 5,75 метра, также игрокам запрещается касаться линии вратарской зоны. Пересекать центральную линию поля в обе стороны игроки могут только с обязательным пасом мяча друг другу. Вратарь может удерживать мяч в своей зоне возле ворот не более десяти секунд. Совершать атаку на движущегося игрока с мячом разрешено только параллельно траектории его движения, исключительно со стороны нахождения ведомого мяча.

К запретам во время игры в мотобол относятся любые варианты блокировки спортсменов противоположной команды, которые не ведут мяч. А также запрещен отбор мяча колесами байков, но в тоже время разрешено ведение мяча колесами мотоцикла или ногами, т.к. во время игры спортсмен и байк считаются целой «игровой единицей».



Гол засчитывается в случае полного прохождения мячом линии между штангами и перекладиной ворот. Если гол был забит головой – он также засчитывается. Однако гол не засчитывается, если мяч был забит в пределах «вратарской зоны», а также, если атакующий спортсмен с мячом и/или его напарники пересекли линию «вратарской зоны» до того, как судьи зафиксировали гол. Победу в матче одерживает команда, забившая наибольшее число мячей в ворота команды противника.

Также матчи по мотоболу делятся на три основных вида – международные матчи сборных команд, международные клубные матчи и национальные матчи. Правила для всех видов матчей, проводимых на территории современной Европы, устанавливаются Европейским союзом мотоспорта (ЕСМ).

Мотоциклы для игры в мотобол





Для игры в мотобол применяются мотоциклы во многом схожие с классическими байками для мотокросса, эндуро или туризма.

Изменению подвергаются рычаги системы управления путем установки дублирующего рычага заднего тормоза с левой стороны байка, т.к. одна нога спортсмена чаще всего занята мячом, что делает невозможным использование стандартного ножного заднего тормоза мотоцикла, расположенного справа.

В некоторых случаях применятся дополнительная ручка заднего тормоза, которую размещают непосредственно на руле мотоцикла.


Спереди клетки рамы мотоцикла устанавливаются так называемые «плуги» для комфортного ведения мяча и предотвращения его возможного попадания под колеса байка. Также в районе ведомой звезды и диска переднего тормоза устанавливается дополнительная металлическая защита, которая предотвращает повреждение компонентов мотоцикла в случае столкновения спортсменов во время игры или прямого попадания мяча.

Кратко о современном мотоболе


Сейчас мотобол не столь популярен в связи с широким распространением таких дисциплин как мотокросс, эндуро и фристайл. Однако немногочисленные проводимые во всем мире соревнования продолжают стабильно собирать почти полные стадионы болельщиков, желающих посмотреть на столь нестандартную дисциплину мотоспорта. В России также проводятся соревнования по мотоболу, на которых с 2002 года титул Чемпиона стабильно удерживает клуб «Металлург» из города Видное (МО).