Моторное масло api service sm. Классификация различных масел по API

Смазочные материалы начали использоваться еще задолго до нашей эры. И если раньше в качестве них применялись растительные жиры и жиры животного происхождения, то начиная с 60-х годов прошлого века их заменили продукты нефтепереработки. После этого началось активное развитие и совершенствование моторных масел, а около 70 лет назад появились первые полимерные модификаторы вязкости, благодаря которым вскоре в моторных маслах появились разные классы и разновидности, отвечающие температурному режиму определенного времени года, а также появились всесезонные виды смазочных материалов.

С того момента состав и технические качества масел претерпели множество изменений, однако их основное предназначение осталось неизменным. Моторное масло призвано покрывать тонкой, но при этом прочной, пленкой движущиеся детали, защищая тем самым их от трения между собой.

На сегодняшний день существует несколько систем классификации масел, которые позволяют разделить смазочные материалы по их эксплуатационным качествам, техническим характеристикам, а также назначению. Среди основных общепринятых систем одной из самых известных является классификация моторных масел по API. Она была введена в конце 50-х годов нашего века Американским Институтом Нефти, и основополагающим принципом в ней является классификация по двум категориям - S и C, то есть для бензиновых и дизельных двигателей соответственно.

Спецификации масел S и C

Как уже отмечено выше, система API предполагает деление на две основные категории, однако существует и третье обозначение качества смазочных материалов. Из них каждый вид является самостоятельным:

Все эти стандарты обозначаются индексом из двух букв, например, SN, SM, SH, SG, CF, CI, где второе значение является показателем по уровню эксплуатационных характеристик. При этом, чем ближе к концу латинского алфавита находится буква, имеющаяся в обозначении, тем выше уровень масла по API. Например, такое обозначение на продукте как API SL, SM или SN означает превосходство над API SF.

Бензиновые двигатели: классы качества, их обозначения и расшифровка

Группа Описание
SN Смазочные материалы SN отличаются от предшествовавших этой категории SM спецификаций тем, что в них содержится намного меньше фосфора, что наделяет их дополнительными энергосберегающими качествами и делает SN совместимыми с новейшими системами, направленными на нейтрализацию выхлопных газов. Класс SN утвержден осенью 2010 года и применяется в моторах самых современных автомобилей. Стоит отметить, что масла со спецификацией API SN по своим характеристикам близки ACEA C2, C3, C4, поэтому SN могут успешно заменять собой смазку класса SM.
SM SM впервые ввели в конце 2004 года. Этот класс сегодня более распространен, чем CN, ведь он предназначается для современных бензиновых моторов, включая много клапанные и турбированные двигатели. Смазка этой категории разрабатывалась с учетом совершенствования двигателей, поэтому призвана повышать их экологическую безопасность и быть более износостойкой. SM отличается от предыдущей категории SL большей стойкостью к окислению превосходными защитными свойствами от образования осадкой и отложений, что безусловно сказывается на высоком качестве смазочных материалов. Спустя два года после выпуска SM была разработана категория масел для дизельных моторов с обозначением CJ4.
Продукты спецификации SM предназначены для автомобилей с 2004 года выпуска, и разработаны именно для них.
SL Класс SL был разработан незадолго до выхода SM и SN. Он разработан для двигателей автомобилей, выпущенных с 2001 года, и абсолютно отвечает всем современным стандартам и требованиям, включая высокую экологичность и энергосбережение. SL предназначаются для современных моторов, в том числе многоклапанных, турбированных и двигателей, приспособленных для работы на обедненных смесях топлива. На смазочных материалах группы SL вполне могут работать и двигатели, для которых предназначены продукты категории SJ.
Благодаря таким свойствам, как пониженная летучесть, SL отличаются долгим сохранением своих качеств, благодаря чему интервал замены моторного масла заметно увеличивается. На сегодняшний день эта категория является действующей и широко применяется современными автовладельцами.
SJ Этот класс также является действующим на сегодняшний день. Его утвердили в ноябре 1995 года, хотя сертификацию продукт прошел лишь спустя год. Поэтому масла категории SJ используют для автомобилей с бензиновым двигателем, начиная с 1996 года выпуска. Их успешно применяют в моторах легковых и спортивных авто, а также в двигателях микроавтобусов и небольших грузовых машин.
SJ показывает хорошие технические характеристики, в том числе устойчивость к образованию осадков и нагара, а также способность сохранять свои свойства при пониженных температурах. По этим свойствам масла категории SJ очень близки к продуктам класса SH, поэтому вполне пригодны для использования в том случае, когда автопроизводителем рекомендовано использование для машины масла категории SH.
SH Эта категория была создана в 1992 году и считается условно действующей. Масла, входящие в эту группу, применяются в моторах авто 1996 года выпуска и ранее. По своим качествам этот класс превосходит масла категории SG, ведь он разрабатывался с целью ее заменить. Поэтому масла класса SH успешно используются для автомобилей, в которых рекомендуется применять SG.
SG Класс SG предназначены для моторов, выпущенных в 1193 и раньше. Масла этой категории отличаются превосходной защитой от нагара и устойчивы к процессам окисления и образованию коррозии. Масла SG отвечают всем требованиям для моторных масел, предназначенных для дизельных двигателей API CC, а значит SG могут применяться для машин, в которых производитель рекомендует использовать категории SF и SF/CC, а также SE и SE/CC.

Спецификация масел для дизельных моторов

Среди современных спецификаций моторных масел наибольшей популярностью пользуются масла класса CI и CF. Именно они разработаны с учетом всех особенностей современных дизельных моторов и отвечают всем стандартам.

CI Категория CI -4 утверждена в 2002 году. Они рассчитаны на различные дизельные моторы, продукты спецификации CI обладают высокой устойчивостью к окислению и содержат диспергирующие присадки. CI довольно экологичны, по сравнению с предыдущими классами масел. Стоит отметить, что из общей категории CI выделяют еще один класс - CI -4 PLUS. Усовершенствованный класс CI -4Plus выведен с учетом жестких требований к испаряемости масла, его окислению при повышенных температурах и образованию нагара.
CF Спецификация CF создана для дизельных моторов с непрямым впрыском. Они отличаются высоким содержанием различных присадок, которые предотвращают отложения на поршнях, а также защищают от износа и образования коррозии внутренних деталей с содержанием меди, к примеру, подшипников.
Класс CF может иметь обозначения CF-4 и CF-2, что значит автомасла, предусматривающие применение в четырехтактных и двухтактных (соответственно) дизельных двигателях.
При этом CF-4 рассчитаны на двигатели, работающие в ускоренном режиме, а CF-2 идеально подходят для моторов, которые постоянно подвергаются повышенным нагрузкам.

Видео «Классификации API»

В 1969 году в США Американский институт нефти (API) разработал систему, классифицирующую автомасла, используемые для смазки моторов (классификация API). При разделении продукции для смазки авто на категории учитывалась сфера, где применялся продукт, и эксплуатационные характеристики. Качественная классификация пересмотрела размежевание на линейки эксплуатационных категорий исходя из качественных особенностей топлива двигателя, для которого они предназначены.

  1. S (Service) охватывает автомасла, предназначаемые для автомобилей с бензиновым горючим.
  2. C (Commercial) включает продукцию для машин, использующих дизельное топливо.

Также классификация масел включила энергосберегающие автомасла EC (Energy Conserving), имеющие низкую вязкость и высокую текучесть. Их применение дает возможность снизить расход горючего в авто на бензине. Маркировка новой разработанной квалификационной единицы использует очередную букву английского алфавита. Для отметки универсального автомасла пользуются двойным обозначением API SN/CF.

Первое сочетание букв указывает на тип двигателя, для потребностей которого разработан смазочный материал, второе показывает, в каких моделях его можно использовать без риска. Не учитывает вязкость, которая регламентируется SAE. Чтобы смазочный материал получил сертификат API, он проходит четырехуровневое тестирование.

  1. Измерение температурных показателей работающего мотора.
  2. Соответствие периодичности замещения смазочного материала, указанного изготовителем, стандартам API, усилия, прилагаемые двигателем для выхода в рабочий режим.
  3. Самые тяжелые требования выдвигает тестирование на соответствие постоянно ужесточающимся экологическим нормативам.
  4. При выдаче сертификатов на некоторые моторные масла учитывается способность снижать затраты горючего из-за понижения вязкости.

Современные масла API: характеристика и классификация

Учитывая, что эта классификация была разработана еще в 1969 году, многие типы подобных масел сегодня официально числятся как устаревшие и неэффективные. Для современных автомобилей их использовать не рекомендуется, если это не указано производителями. Спецификация API устаревших моторных масел.

API SA – моторное масло, использовавшееся в примитивных двигателях, работавших как на бензине, так и на дизеле. В них нет присадок, поэтому ими можно смазывать двигатели, работающие в условиях, когда нет необходимости в дополнительной защите. Эти масла можно использовать только тогда, когда их рекомендовали производители для своей продукции.

API SB. В данный тип входят практически все масла, сделанные в 30-х годах прошлого века. Они защищают от износа и окислительных процессов, не предохраняют подшипники от коррозии.

API SE. Применяется для смазки форсированных двигателей, предназначенных для работы в тяжелых условиях, в конструкцию которых входит турбонаддув. Заменяют группы CC, CD.

API SF – категория масел, предназначенных для двигателей, выпускаемых после 1980 года. В состав моторных масел входят присадки, увеличивающие устойчивость к нагару и коррозии. Можно использовать для замены SE, SD и SC. Посмотреть вязкость можно в SAE.

API SG – стандарт от 1989 года, в задачи сертифицированного продукта входит предотвращение образования нагарного налета, окислов, износа механизма. Этого добиваются добавлением огромного количества присадок. Согласно критериям для моторных масел по API, они применяются в небольших автомобилях. Маркировка SG гарантирует, что моторное масло отвечает запросам компаний, производящих двигатели. Могут служить при замене масел предшествующего класса, причем не только бензиновых SF, SE, но и дизельных, вместо классов SF/CC и SE/C (SAE).

API SH – идеальное масло, начиная с 1994 года и последующих. При необходимости заменяет API SG. В этом стандарте в смазочной продукции учитываются повышенные нормативы к антинагарным, противоокислительным, антиизносным характеристикам, а также способности уберегать поверхности от коррозии. Используются в качестве смазочных материалов в автомобилях, выпущенных до 1994 годы. Вязкость нужно смотреть в SAE.

Несмотря на то что классификация моторных масел использует буквы английского алфавита по порядку, класс SI решили исключить, чтобы не возникало аналогий с международной метрической системой мер и весов.

API SJ – моторное масло для небольших авто от 1996 года и последующих. Спецификация SJ во многом соответствует стандартам SH, но были ужесточены стандарты использования в условиях низких температур и способности предотвращать появление нагара. Данные рекомендуется смотреть также в SAE.

API SL – вид смазочных материалов для автомобилей от 2000 года и следующих лет выпуска. Такие смазочные продукты можно применять в многоклапанных и турбированных двигателях, использующих обедненные смеси топлива. Способно заменить SAE и предшественников.

API SM – классификационная единица от 2004 года. Моторное масло обеспечивает работу многоклапанных и турбированных двигателей. Плюсы: защита от появления окислов и износа лучше, чем в продукции принятых ранее классов. Особое внимание уделено работе в холодной среде.

API SN – последний тип масел от 2010 года. В спецификации ограничено содержание фосфатов, что дает возможность совместить масла с новейшими механизмами, нейтрализующими выхлопные газы. Соответствуют классификации АСЕА С2, С3, С4, но без учета температурной вязкости, которая в американских спецификациях регламентируется SAE.

Сравнение масел API


При выборе смазки следует опираться на характеристики мотора машины

API CG. При использовании моторного масла API CG-4 двигатель получает защиту от износа взаимодействующих частей, на деталях не откладывается нагар, они защищены от окисления, появления пены и сажи, что немаловажно, когда эксплуатируются автобусы и тягачи. Кроме ухода за двигателями, масла этого класса отвечают экологическим стандартам, принятым в США. Они хорошо заменяют типы API CD, CE и CF-4. Но стоит помнить, что выработка ресурса полностью зависит от характеристик горючего.

CH-4 – разработка, утвержденная в 1998 году, идеальное решение для четырехтактного дизельного двигателя, эксплуатируемого в высокоскоростном режиме и соответствующего стандартам, ограничивающим токсичность выхлопных газов. Выработка ресурса моторного масла менее зависит от качества топлива и содержания в нем серы, чем CG-4. В автомасла CH-4 добавляются присадки для предотвращения износа таких деталей, как клапаны, появления сажи внутри детали. Сегодня они заменяют продукцию классов CD, CE, CF-2 и CG-7.

API CI-4 – стандарт от 2002 года. Используются для поддержки дизельного двигателя независимо от видов впрыска и наддува. Если спецификация моторного масла соответствует этому классу, оно включает моюще-диспергирующие присадки, имеет более высокие показатели устойчивости к появлению термического окисления, предотвращает частично появление угара, так как снижает его летучесть при высоких температурах. Автомасла легко прокачиваются даже при охлаждении. Соответствуют повышенным экологическим стандартам, оговаривающим токсичность выхлопов от 2002 года.

CI-4 PLUS включает повышенные стандарты контроля над образованием сажи, испарением и появлением окисления в результате работы при высоких температурах. Для выдачи сертификата на соответствие этому классу используется 17 моторных тестов.

СJ-4 – последний класс, используется при работе тяжело нагруженных дизельных моторов. Соответствует экологическим стандартам контроля выброса NOx и других токсичных компонентов выхлопных газов. Все остальные параметры соответствуют стандартам CI-4 PLUS, CI-4, но при этом учтены особенности современных моторов, отвечающих новым нормам по защите экологии от 2007 года.

API СА – тип, включающий автомасла для смазки моторов, работающих с небольшой нагрузкой (легкий, умеренный режимы) с использованием качественного горючего. Иногда производители рекомендуют применять его для работы с удельными моторами. Автомасла этого типа использовались в середине 20-го века и не отвечают требованиям современной техники. Однако иногда производители двигателей рекомендуют масла API этого класса для своих изделий. Чтобы выбрать масло нужной вязкости нужно посмотреть в SAE. Особенности класса: защищает от нагара поршневые кольца, замедляет коррозию на подшипниках в двигателях с наддувом, если нет особых стандартов к используемому горючему.

Характеристика CC масел и трансмиссионные масла

CC может использоваться и в атмосферном, и в турбированном моторе с повышенной компрессией. В некоторых случаях производители рекомендовали их для бензиновых моторов. Автомасло является защитой дизельного двигателя от таких проблем, как высокотемпературный нагар, коррозия подшипников.

API СЕ – появившийся в 1983 году класс автомасла для двигателей с повышенной мощностью с турбированием, у которых при работе постоянно повышается компрессия, с любой частотой вращения вала. Возможно применять вместо CD. Вязкость любого масла смотрят в SAE.

CD – включает автомасла для сельскохозяйственной техники. Как и остальные масла, имеет более высокие характеристики по сравнению с предшественниками в сфере защиты двигателя.

Трансмиссионные масла.

  1. GL-1 состоит из минеральных масел, при производстве которых не применяли присадки. Используется в ручных коробках передач, имеющих низкое удельное давление и скорость скольжения.
  2. GL-2 применяется для смазки червячных передач, которые работают на низкой скорости с небольшой нагрузкой, отвечающие высоким стандартам, предъявляемым к антифрикционным свойствам.
  3. GL-3 маркировка указывает, что смазочный материал содержит большое количество присадок. Рекомендуются для использования в автомобилях со ступенчатой коробкой передач.
  4. GL-4 – класс, включающий автомасла, дополненные присадками в больших количествах. Это идеальное средство для смазки ступенчатых коробок передач, рулевых механизмов на высокоскоростном транспорте.
  5. GL-5 – идеальное решение для смазки передачи, использующей в работе гипоидные конические зубчатые колеса.
  6. GL-6 – лучший выбор для авто на гипоидной передаче с увеличенным смещением, работающей в высокоскоростном режиме, где предусмотрены большой крутящий момент и ударные нагрузки.
  7. MT-1 – оптимальный вариант для использования в высоконагруженных агрегатах, работающих на несинхронизированной механической коробке передач.
  8. PG-2 – прекрасное решение, если надо смазать ведущий мост крупного и тяжелого транспортного средства: тягач, автобус. Хорошо совмещаются с эластомерами.

Таким образом, качественная классификация масел позволяет выявить лучшее моторное масло, подходящее в том или ином случае.

Эта система классификации моторных масел была создана в 1969 году Американским институтом топлива (American Petroleum Institute ). В народе классификацию API еще называют классификацией по качеству моторных масел.

В частности, данная классификация разделяет моторные масла на два вида: для бензиновых и для дизельных двигателей. Для каждого из этих видов предусмотрены классы качества, которые, по сути, описывают определенный набор свойств и качеств для автомасел каждого класса.

На этикетке информация о присвоении моторному маслу класса по системе API предоставлена в таком виде: API SJ, API CF-4, или же API SJ/CF-4.

Следует заметить, что отсутствие на этикетке моторного масла информации о соответствии какому-либоиз классов API однозначно означает, что это автомасло либо ввобще не имеет сертификата API, либо присвоенный ему класс качества безнадежно устарел.

Что означают символы кода API?

Буквенно-циферный код - это обозначение класса масла. При этом, первая буква кодировки означает вид масла:

«S» - автомасла для бензиновых двигателей;

«C» - масло для дизельного мотора.

Если можно применять в обоих типах двигателей, то такому маслу присваивается два класса - для дизельных и для бензиновых двигателей. На этикетке масла эти классы разделены косой чертой (слеш) - например, API SJ/CF-4. При этом первым ставится тот класс масла, который соответствует более предпочтительному (по мнению производителя автомасла) применению. То есть, в приведенном выше случае, основное предназначение автомасла - для бензиновых двигателей, но при этом производитель допускает его использование и в дизельных моторах.

Какие есть классы масла по API и сколько их?

Технологии не стоят на месте, и с каждым годом автопроизводители выдвигают все больше новых требований к моторным маслам. Поэтому классы масла регулярно, раз в несколько лет, дополняются. На момент написания этой статьи существовали следующие классы:

Классы качества моторного масла API: бензиновые двигатели

Класс API SM

Моторные масла для современных бензиновых (многоклапанных, турбированных) двигателей. По сравнению с классом SL моторные масла, соответствующие требованиям API SM должны обладать более высокими показателями защиты от окисления и преждевременного износа деталей двигателя. Кроме того, повышены стандарты относительно свойств масла при низких температурах. Моторные масла этого класса могут быть сертифицированы по классу энергосбережения ILSAC

Моторные масла, соответствующие требованиям API SL, SM могут применяться в случаях, когда производителем автомобиля рекомендуется класс SJ или более ранние.

Класс API SL

Моторные масла для двигателей машин, выпущенных после 2000 года.

В соответствии с требованиями производителей автомобилей, автомасла этого класса применяются в многоклапанных, турбированных моторах, работающих на обеднённых смесях топлива, соответствующих современным повышенным требованиям по экологии, а также энергосбережению.

Автомасла, соответствующие требованиям API SL могут использоваться в случаях, когда автопроизводителем рекомендуется класс SJ или более ранние.

Класс API SJ

Моторные масла для использования в бензиновых моторах начиная с 1996 года выпуска.

Класс API SJ описывает автомасла, которые используются в бензиновых двигателях, начиная с 1996 года выпуска. Моторные масла этого класса предназначены для использования в бензиновых моторах легковых и спортивных машин, микроавтобусов и легких грузовых машин, которые обслуживаются в соответствии с требованиями производителей автомобилей. SJ предусматривает такие же минимальные стандарты, как и SH, а также дополнительные требования к нагарообразованию и работе при низких температурах. Моторные масла, удовлетворяющие требованиям API SJ, могут применяться в тех случаях, когда производителем автомобиля рекомендуется класс SH или более ранние.

Класс API SH

Моторные масла для бензиновых моторов начиная с 1994 года выпуска.

Класс принят в 1992 году для моторных масел, рекомендуемых с 1993 г. Этот класс характеризуется более высокими требованиями по сравнению с классом SG, и был разработан, как заменитель последнего, для улучшения антинагарных, противоокислительных, антиизносных свойств масел и повышенной защиты от коррозии. Моторные масла этого класса предназначены для использования в бензиновых моторах легковых машин, микроавтобусов и легких грузовых автомобилей, в соответствии с рекомендациями их производителей. Моторные масла данного класса тестировались в соответствии с требованиями Ассоциации производителей химической продукции (СМА). Моторные масла этого класса могут использоваться в тех случаях, когда производителем автомобиля рекомендуется класс SG или более ранний.

Класс API SG

Моторные масла для бензиновых моторов начиная с 1989 года выпуска.

Предназначены для использования в бензиновых моторах легковых машин, микроавтобусов и легких грузовиков. Моторные масла этого класса обладают свойствами, обеспечивающими улучшенную защиту от нагара, окисления автомасла и износа мотора, в сравнении с предыдущими классами, а также содержат присадки, защищающие от ржавления и коррозии внутренних деталей двигателя. Моторные масла класса SG соответствуют требованиям к моторным маслам для дизельных моторов API CC и могут использоваться там, где рекомендуются классы SF, SE, SF/CC или же SE/CC.

Класс API SF

Моторные масла для бензиновых моторов начиная с 1980 года выпуска (устаревший класс).

Эти моторные масла применялись в бензиновых моторах 1980-1989 годов выпуска, при условии наличия рекомендаций и инструкций производителя двигателя. Обеспечивают усиленную устойчивость к окислению, улучшенную защиту от износа деталей, в сравнении базовыми характеристиками автомасел SE, а также более надежную защиту от нагара, ржавления и коррозии. Моторные масла класса SF могли применяться, как заменители предыдущих классов SE, SD или SC.

Класс API SE

Моторные масла бензиновых моторов выпуска с 1972 года (устаревший класс). Эти моторные масла применялись в бензиновых моторах моделей выпуска 1972-79 годов, а также некоторых моделях 1971 г. Дополнительная защита в сравнении с автомаслами SC и SD и могут использоваться, как заменители этих категорий.

Класс API SD

Моторные масла для использования в бензиновых моторах с 1968 г. (устаревший класс). Автомасла этого класса использовались в бензиновых моторах легковых машин и некоторых грузовых выпуска 1968-70 годов, а также некоторых моделей 1971 г. и позднее. Улучшенная защита по сравнению с моторными маслами SC, применялись также исключительно при наличии рекомендации производителя двигателя.

Класс API SC

Моторные масла для бензиновых моторов, начиная с 1964 г. выпуска (устаревший класс). Обычно применялись в моторах легковых машин и некоторых грузовиков выпуска 1964-1967 годов. Уменьшают высоко- и низкотемпературный нагар, износ, а также защищают от коррозии.

Класс API SB

Моторные масла для маломощных бензиновых моторов (устаревший класс). Моторные масла 30-х годов 20-го века, обеспечивавших достаточно легкую защиту от износа и окисления, а также антикоррозийную защиту подшипников в моторах, которые эксплуатируются в легких нагрузочных режимах. Моторные масла этого класса могут применяться только, если они специально рекомендованы производителем двигателя.

Класс API SA

Моторные масла для бензиновых и дизельных моторов. Устаревший класс масел для использования в старых моторах, работающих в таких условиях и режимах, при которых защита деталей с помощью присадок не нужна. Моторные масла этой класса могут применяться только, если они рекомендованы производителем двигателя.

Классы качества моторного масла API: дизельные двигатели

Класс API СJ-4

Разработана для тяжелонагруженных двигателей, лицензированная с октября 2006.

Отвечает ключевым требованиям по нормам выбросов NOx и твердых частиц для двигателей 2007 года выпуска. На масла CJ-4 вводятся лимиты по некоторым показателям: зольность меньше чем 1,0 %, сера 0,4%, фосфор 0,12%.

Новая классификация вмещает требования более ранних категорий API CI-4 PLUS, CI-4, но несет значительные изменения требования в ответ на потребности новых двигателей, которые отвечают новым экологическим стандартам 2007 и более поздних моделей.

Класс API CI-4 (CI-4 PLUS)

Новый эксплуатационный класс моторных масел для дизельных двигателей. По сравнению с API CI-4 повышены требования к удельному содержанию сажи, а также испаряемости и высокотемпературному окислению. При сертификации в данной классификации моторное масло должно тестироваться в семнадцати моторных тестах.

Класс API CI-4

Класс введен в 2002 году. Эти моторные масла применяются в современных дизельных двигателях с различными видами впрыска и наддува.

Моторное масло, соответствующее данному классу, должно содержать соответствующие моюще-диспергирующие присадки и имеет, в сравнении с классом CH-4, повышенную устойчивость к термическому окислению, а также более высокие диспергирующие свойства. Кроме того, такие автомасла обеспечивают существенное уменьшение угара моторного масла за счет снижения летучести и уменьшения испарения при рабочей температуре до 370°C, под воздействием газов. Усилены также требования относительно холодной прокачиваемости, увеличен ресурс зазоров, допусков и уплотнений мотора за счет улучшения текучести автомасла.

Класс API CI-4 введен в связи с появлением новых, более жестких требований по экологии и токсичности выхлопных газов, которые предъявляются к двигателям выпускаемым с 1 октября 2002 г.

Класс API CH-4

Класс был введен 1 декабря 1998 года. Моторные масла данного класса применяются в четырехтактных дизельных двигателях, которые эксплуатируются в высокоскоростных режимах и соответствуют требованиям норм и стандартов по токсичности выхлопных газов, принятых в 1998 году.

Автомасла API CH-4 соответствуют достаточно жестким требованиям как американских, так и европейских производителей дизельных двигателей. Требования класса специально разработаны для использования в моторах, работающих на высококачественном топливе с удельным содержанием серы до 0,5%. При этом, в отличие от класса API CG-4, ресурс этих моторных масел менее чувствителен к использованию дизельного топлива с содержанием серы более 0,5%, что особенно актуально для стран Южной Америки, Азии, Африки.

Моторные масла API CH-4 соответствуют повышенным требованиям и должны содержать присадки, более эффективно предотвращающие износ клапанов и образование нагара на внутренних поверхностях. Могут применяться, как заменители моторных масел API CD, API CE, API CF-4 и API CG-4 в соответствии с рекомендациями производителя двигателя.

Класс API CG-4

Класс представлен в 1995 году. Моторные масла этого класса рекомендуются для четырехтактных дизельных двигателей автобусов, грузовых машин и тягачей магистрального и немагистрального типа, которые эксплуатируются в режимах повышенных нагрузок, а также высокоскоростных режимах. Моторное масло API CG-4 подходит для двигателей, в которых используется высококачественное топливо с удельным содержанием серы не более 0,05%, а также в моторах, для которых не выдвигается особых требований к качеству топлива (удельное содержание серы может достигать 0,5%).

Автомасла, сертифицированные по классу API CG-4, должны более эффективно предотвращать износ внутренних деталей двигателя, образование нагара на внутренних поверхностях и поршнях, окисление, пенообразование, образование сажи (эти свойства особенно нужны для двигателей современных магистральных автобусов и тягачей).

Класс API CG-4 создан в связи с утверждением в США новых требований и стандартов по экологии и токсичности выхлопных газов (редакция 1994 года). Моторные масла этого класса могут применяться в двигателях, для которых рекомендуются классы API CD, API CE и API CF-4. Основной недостаток, ограничивающий массовое использование автомасел данного класса, например в восточной Европе и Азии, это существенная зависимость ресурса автомасла от качества используемого топлива.

Класс API CF-2 (CF-II)

Автомасла, предназначенные для применения в двухтактных дизельных моторах, которые эксплуатируются в тяжелых условиях.

Класс введен в 1994 году. Моторные масла этого класса обычно используются в двухтактных дизельных двигателях, которые работают в условиях повышенной нагруженности. Масла API CF-2 должны содержать присадки, которые обеспечивают защиту повышенной эффективности от износа внутренних деталей двигателя, например цилиндров и колец. Кроме того, эти автомасла должны предотвращать накопление отложений на внутренних поверхностях мотора (улучшенная функция очистки).

Моторное масло, сертифицированное по классу API CF-2 обладает улучшенными свойствами и может использоваться вместо более ранних аналогичных масел при условии наличия рекомендации производителя.

Класс API CF-4

Моторные масла для использования в четырехтактных дизельных моторах, начиная с 1990 года выпуска.

Моторные масла данного класса могут использоваться в четырехтактных дизельных двигателях, условия эксплуатации которых связаны с высокоскоростными режимами. Для таких условий требования к качеству масел превышают возможности класса СЕ, поэтому моторные масла CF-4 могут использоваться вместо масел класса СЕ (при наличии соответствующих рекомендаций производителя двигателя).

Автомасла API CF-4 должны содержать соответствующие присадки, которые обеспечивают снижение угара автомасла, а также защиту от нагара в поршневой группе. Основное предназначение моторных масел данного класса - применение в дизельных двигателях сверхмощных тягачей и других автомобилей, которые используются для дальних поездок по автомагистралям.

Кроме того, таким моторным маслам иногда присваивается сдвоенный класс API CF-4/S. В таком случае, при условии наличия соответствующих рекомендаций производителя двигателя, эти автомасла могут применяться и в бензиновых двигателях.

Класс API CF (CF-2, CF-4)

Моторные масла для дизельных двигателей с непрямым впрыском. Классы введены начиная с 1990-го и по 1994-й года. Цифра через дефис означает двух- или четырехтактный двигатель.

Класс CF описывает моторные масла рекомендованные к применению в дизельных двигателях с непрямым впрыском, а также других видах дизельных двигателей, которые работают на топливе различного качества, в том числе и с повышенным содержанием серы (например, больше 0,5% от общей массы).

Моторные масла, сертифицированные по классу CF, содержат присадки, способствующие более эффективному предотвращению отложений на поршне, износа и коррозии медных (с содержанием меди) подшипников, что имеет большое значение для двигателей этих видов, и могут прокачиваться обычным способом, а также с помощью турбонагнетателя или компрессора. Моторные масла этого класса могут использоваться там, где рекомендуется класс качества CD.

Класс API СЕ

Моторные масла для использования в дизельных моторах, начиная с 1983 года выпуска (устаревший класс).

Автомасла данного класса предназначались для использования в некоторых сверхмощных турбированных моторах, характеризующихся существенно повышенной рабочей компрессией. Применение таких масел допускалось для двигателей как с низкой, так и с высокой частотой вращения вала.

Моторные масла API СЕ рекомендовались для низко- и высокооборотистых дизельных двигателей, выпущенных, начиная с 1983 года, которые эксплуатировались в режимах повышенной нагрузки. При условии наличия соответствующих рекомендаций производителя двигателя, эти автомасла могли быть использованы также в моторах, для которых рекомендовались моторные масла класса CD.

Класс API CD-II

Моторные масла для использования в сверхмощных дизелях с двухтактным рпабочим циклом (устаревший класс).

Класс введен в 1985 году для использования в двухтактных дизельных моторах и является, по сути, эволюционным развитием предыдущего класса API CD. Основным предназначением использования таких автомасел являлось применение в тяжелых мощных дизельных двигателях, которые устанавливались, в основном на сельскохозяйственную технику.

Моторные масла этого класса соответствуют всем рабочим стандартам предыдущего класса CD, кроме этого существенно повышены требования относительно высокоэффективной защиты двигателя от нагара и износа.

Класс API CD

Моторные масла для дизельных двигателей повышенной мощности, которые использовались в сельскохозяйственной технике (устаревший класс).

Класс введен в 1955 году для обычного использования в некоторых дизельных моторах, как атмосферных, так и турбированных, с увеличенной компрессией в цилиндрах, где крайне важна эффективная защита от нагара и износа. Моторные масла этого класса могли использоваться в случаях, когда производителем двигателя не выдвигались дополнительные требования к качеству топлива (включая топливо с повышенным содержанием серы).

Автомасла API CD должны были, по сравнению с предыдущими классами, обеспечивать повышенную защиту от коррозии подшипников и высокотемпературного нагара в дизельных моторах. Нередко моторные масла этого класса называли «Caterpillar серия 3», благодаря тому, что они соответствовали требованиям сертификации Superior Lubricants (Series 3), разработанной тракторной компанией Катерпиллар.

Класс API СС

Моторные масла для дизельных двигателей, которые эксплуатируются в средних режимах нагрузки (устаревший класс).

Класс введен в 1961 году для использования в некоторых моторах, как атмосферных, так и турбированных, которые характеризовались повышенной компрессией. Моторные масла этого класса рекомендовались для двигателей, которые эксплуатировались в режимах умеренной и высокой нагрузки.

По сравнению с более ранними классами, моторные масла API СС должны были обеспечивать более высокий уровень защиты от высокотемпературного нагара и коррозии подшипников в дизельных моторах, а также от ржавления, коррозии и низкотемпературного нагара в бензиновых моторах.

Класс API СВ

Моторные масла для дизельных двигателей, работающих со средней нагрузкой (устаревший класс).

Класс утвержден в 1949 г., как эволюционное развитие класса СА при использовании топлива с повышенным содержанием серы без особых требований к качеству. Автомасла API СВ предназначались также для использования в моторах с наддувом, которые эксплуатировались в легком и умеренном режимах. Часто этот класс называли «Моторные масла «Приложение 1», тем самым, подчеркивая соответствие военному предписанию MIL-L-2104A Приложение 1.

Класс API СА

Моторные масла для малонагруженных дизельных двигателей (устаревший класс).

Автомасла этого класса предназначены для использования в дизельных моторах, работающих в легких и умеренных режимах на качественном дизельном топливе. В соответствии с рекомендациями производителей автомобилей, могут применяться и в некоторых бензиновых моторах, которые эксплуатируются в умеренных режимах.

Класс широко использовался в 40-х и 50-х годах прошлого века и не может использоваться в современных условиях, если это не предусмотрено требованиями производителя двигателя.

Моторные масла API СА должны обладать свойствами, обеспечивающими защиту от нагара на поршневых кольцах, а также от коррозии подшипников в моторах с наддувом, для которых не предусмотрены особые требования к качеству топлива, которое используется.

Под аббревиатурой API необходимо понимать классификацию моторных жидкостей API, благодаря указанной системе, разработанной Американским Институтом Нефти, можно выбрать смесь в зависимости от типа топлива, применяемого для авто и по году выпуска мотора с учетом его технических характеристик.

По стандартам указанной системы моторные жидкости разделены на три класса:

  • S (Service) включает смеси для моторов, работающих на бензине;
  • C (Commercial), вмещает жидкости для приводов, работающих на ДТ;
  • EC (Energy Conserving), включает в себя жидкости энергосберегающие с низкой вязкостью, легкотекучие, уменьшающие потребление топлива.

Маркировка каждого класса автомасел состоит из двух букв латинского алфавита. Первая указывает тип топлива, применимый для автомобиля, вторая обозначает, качественные характеристики моторной смеси, чем дальше по алфавиту расположена вторая буква, тем лучшими свойствами обладает масло. Для моторов, работающих на ДТ, классы дополнительно разделены на четырехтактные и двухтактные моторы, подклассы соответственно маркируются арабскими цифрами 4 и 2.

Для универсальных автомасел (дизельных и бензиновых) применяется двойная маркировка, например, SF/CC, для какого топлива больше подходит масло указывает первая буква обозначения.

По стандарту API есть классы, исключенные из классификации, но машины со старенькими двигателями продолжают нуждаться в этих классах, поэтому согласно указанной системы, класс, который находится на порядок выше, заменяет нижестоящий.

Кроме требований к вязкости и трибологическим свойствам смесей, учитывается их влияние на систему очистки выхлопных газов, взаимодействие с сажевыми фильтрами. Для моторов с нейтрализаторами, сажевыми фильтрующими элементами применяются категории жидкостей с уменьшенным количеством сульфатной золы, фосфора и серы.

Подробно о спецификации API вы можете узнать, просмотрев видео:

Классы для бензиновых моторов

В таблице 1 приведена классификация моторных смесей с маркировкой S.

Таблица 1. Автомасла для приводов, работающих на бензине.

Положение Применение Класс по API
Актуальный Вступил в силу с 1.10.2010. В смесях предусмотрено ограниченное количество фосфора. Для возможности использовать их с приводами, оснащенными системами нейтрализации отработанных газов. SN
Актуальный Принят 30.11.2004. Для современных силовых агрегатов турбированных, многоклапанных, для которых необходимы смеси с увеличенной стойкостью к окислительным реакциям, обладающие улучшенными противоизносными и антикоррозийными характеристиками. SM
Актуальный В машинах старше 2000 г. Автомасла обладают маленьким расходом на угар, стабильной динамической и кинематической вязкостями, характеризуются увеличенным интервалом замены. SL
Актуальный Применимы для силовых агрегатов старше 1996 г. Обладают хорошими моющими, эксплуатационными свойствами, предотвращают образование нагара на элементах двигателя, обеспечивают пуск мотора без прогрева.

Подходят для всех более ранних моделей моторов.

SJ
Устарелый Этот допуск является условно актуальным и может выступать как дополнительный к действующим категориям по классификации. Применяется для автомобилей старше 1996 г, разработанных для тяжелых условий эксплуатации. Обладают хорошими антиокислительными, антикоррозийными, антинагарными свойствами. SH
Устарелый Моторные жидкости, предназначены для моторов с 1989 по 1993 г. и старше. Обладают улучшенными свойствами защиты элементов двигателя от образования нагара, препятствуют реакции окисления в автомаслах. Разработаны на основе купажа присадок, обеспечивающего антикоррозийные и антинагарные свойства смесям. SG
Устарелый Автомасла, предназначены для использования в моторах от 1980 по 1989 г. и старше. Характеризуются улучшенной защитой от износа. Обладают хорошими противоокислительными свойствами, препятствуют образованию коррозии и нагара на поршнях SF
Устарелый Непригодны для применения в силовых агрегатах старше 1979 г. Разработаны для моделей 1972-1979 г. Используются в высокофорсированных моторах, работающих в экстремальных эксплуатационных условиях. SE
Устарелый Использовались для авто 1968-1971 г. Исключительно по рекомендации дилера транспортного средства. Предназначены для среднефорсированных силовых агрегатов, работающих при экстремальных условиях эксплуатации. Применение в более современных двигателях может привести к поломке. SD
Устарелый Разработаны для автомобилей с 1964 г. Препятствуют образованию нагара на элементах мотора, защищают от коррозии. SC
Устарелый Применялись для силовых агрегатов тридцатых годов двадцатого века. Характеризовались легкой защитой от коррозии, износа и окисления. Применялись при легких условиях эксплуатации. Их использование определялось рекомендациями производителя машины. SB
Устарелый Применялись в моторах, работающих на бензине и ДТ, защита двигателя обеспечивалась без применения каких-либо присадок. SA

Спецификация для дизельных приводов

В таблице 2, указана спецификация моторных жидкостей по API с маркировкой С.

Таблица 2. Автомасла для приводов, работающих на дизеле.

Положение Применение Класс по API
Актуальный Принят 1.10.2006. Рекомендованы для силовых агрегатов, оснащенных сажевыми фильтрующими элементами и другими системами обработки отработанных газов. Отвечают допускам автомасел по токсичности выхлопных газов, введенным с 2007 г. Для них применимо топливо с массовой долей серы до 0,05%. Автомасла этой группы должны содержать зольности до 1%, серы до 0,4%, фосфора не более 0,12%. СJ-4
Актуальный Утвержден с 2002 г. Жидкости применимы для современных двигателей с разнообразными типами впрыска и наддува. Содержат моюще-диспергирующие присадки, обладают устойчивостью к окислительным реакциям, препятствуют сажеобразованию, различных отложений на элементах двигателя. Улучшена текучесть автомасел, уменьшен расход на угар при более высоких температурах, имеют устойчивый показатель вязкости. Отвечают нормам токсичности и экологичности, вступившим в действие с 1.10.2002. Допустимо использование топлива с количеством серы до 0,5% от общей массы. CI-4
Актуальный Принят с 1.12.1998. Используются в четырехтактных приводах, отвечают допускам токсичности отработанных газов, принятым с 1998 года. Используются в авто, для которых применимо топливо высокого качества, с количеством серы до 0,5%, при этом срок замены масла значительно не уменьшится при использовании топлива с количеством серы более 0,5%. CH-4
Актуальный Утвержден с 1995 г. Моторные смеси применимы в экстремальных эксплуатационных условиях, при использовании грузовых машин, автобусов, тягачей. Препятствуют пенообразованию, нагарообразованию, обладают хорошими трибологическими свойствами, устойчивостью показателя вязкости при различных температурных режимах. Класс создан в соответствии с нормами экологичности и токсичности редакции 1994 года. Главным минусом этих автомасел есть зависимость периода замены от качества применяемого топлива. CG-4
Устарелый Применимы в четырехтактных дизельных моторах старше 1990 года. Используются при высокоскоростных режимах эксплуатации авто. Содержат присадки, снижающие расход масла на угар, обеспечивающие защиту поршневой группы от образования нагара. Если есть рекомендации производителя машины, масла применяются и для бензиновых силовых агрегатов. CF-4
Актуальный Утвержден в 1994 г. Применимы для двухтактных приводов, работающих в тяжелых условиях эксплуатации с увеличенной нагруженностью. Имеют в составе присадки, обеспечивающие защиту элементов двигателя от износа. Обладают улучшенными качествами очистки, для предотвращения отложений на внутренних частях двигателя. CF-2
Актуальный Для приводов с 1990 по 1994 г. Применяются для внедорожной техники с моторами, работающими на топливе с большим количеством серы (более 0,5%). Имеют присадки, предотвращающие отложение образований на поршневой группе, препятствуют износу и коррозии на подшипниках, выполненных из меди. CF
Устарелый Применимы в моторах старше 1983 г. Моторные смеси разработаны для сверхмощных турбированных двигателей, для которых характерна увеличенная компрессия. Использовались в силовых агрегатах с маленькой и большой частотой оборотов вала, рассчитанных на эксплуатацию при тяжелых режимах работы. CE
Устарелый Введен в эксплуатацию с 1985 г. Моторные смеси применялись в сверхмощных приводах, работающих на ДТ с двухтактным рабочим циклом (сельскохозяйственная техника). Обладают по сравнению с CD, увеличенными требованиями по защите мотора от износа. CD-II
Устарелый Утвержден в 1955 г. Моторные жидкости использовались в приводах повышенной мощности (сельскохозяйственная техника), а также для применения в обычных силовых агрегатах атмосферных и турбированных с увеличенной компрессией, для которых нужно обеспечить защиту от образования нагара и предотвратить износ. Применялись даже для использования топлива с большим количеством серы, но строго в соответствии с рекомендациями производителя машины. CD
Устарелый Принят в 1961 г. Для моторов, эксплуатировавшихся в режимах со средней нагрузкой. При условии наличия рекомендаций дилера машины эти моторные смеси применялись в бензиновых приводах. В сравнении с более ранними классами, указанные смеси, обеспечивали большую защиту от нагара при более высоких температурах, препятствовали образованию коррозии на подшипниках. CC
Устарелый Принят в 1949 г. Масла применялись в силовых агрегатах, работающих при средней нагрузке. Использовалось топливо с увеличенным количеством серы, при этом не предъявлялись повышенные требования к свойствам моторных смесей. Эти масла использовались для двигателей с наддувом, работающих в легком или умеренном режимах. CB
Устарелый Смеси, которые использовались в 1940-1950 г. Для малонагруженных двигателей, работающих на дизельном топливе. При их использовании не предъявлялись повышенные требования к характеристикам топлива. Они обеспечивали защиту от нагара поршневой группы, а также препятствовали образованию коррозии. CA

Маркировка на канистре

Автомасла, состав которых был подвержен лабораторным исследованиям и отвечает стандартам API и SAE, маркируются с помощью графического круглого знака, который указывает на вязкость моторной смеси и категорию качества, соответствующую классификации моторных жидкостей по API.

Такое обозначение применяется только для энергосберегающих жидкостей, наивысшего качества. Например, знак, изображенный на рисунке 1, указывает: жидкость всесезонная. Может применяться в температурном диапазоне -30 0 С до +25 0 С. При этом обеспечит холодный пуск мотора без прогрева и прокачивание смеси по смазочной системе, плюс предотвратит перегрев мотора при высокой плюсовой температуре за бортом авто. На эти характеристики всесезонной смеси указывает надпись SAE 5w-30. Из надписи API Service SN следует: моторное масло разработано для новейших бензиновых моторов. Его можно использовать для приводов, работающих на биотопливе, они обеспечивают максимальную защиту экологии, продолжительный ресурс двигателя. Надпись внизу знака указывает на энергосберегающие свойства смеси и увеличенный период замены.

Рисунок 1. Маркировка моторных жидкостей.

Выбирая моторную жидкость необходимо учитывать рекомендации дилера авто, так как масло слишком густое или сильно жидкое не сможет защитить мотор от износа: приведет к сухому трению деталей, а это прямой путь к капитальному ремонту силового агрегата.

Для двигателей японских автомобилей используется система ILSAC, совместно с API, такие жидкости обладают небольшим расходом на угар, содержат минимальное количество фосфора и серы. Их можно применять в моторах, оснащенных фильтровальными элементами выхлопных газов.

Классификация моторных масел API была создана в 1969 году Американским институтом топлива (American Petroleum Institute). Классификацию API называют классификацией по качеству моторных масел.

Данная классификация разделяет моторные масла на:
масла для бензиновых двигателей;
масла для дизельных двигателей;
масла для двухтактных двигателей;
трансмиссионные масла;

Для каждого из этих видов предусмотрены классы качества, которые описывают определенный набор свойств и качеств автомобильных масел каждого класса.

На этикетке информация о присвоении моторному маслу класса по системе API предоставлена в таком виде: API SM , API CF , или API SM/CF .

Если моторное масло можно применять в обоих типах двигателей, то такому маслу присваивается два класса – для дизельных и для бензиновых двигателей. На этикетке масла эти классы разделены косой чертой, например, API SJ/CF-4. При этом, первым ставится тот класс масла, который соответствует более предпочтительному (по мнению производителя автомасла) применению. То есть, в приведенном выше случае, основное предназначение автомасла – для бензиновых двигателей, но при этом производитель допускает его использование и в дизельных моторах.

Следует заметить, что отсутствие на этикетке моторного масла информации о соответствии какому-либо из классов API однозначно означает, что это автомасло либо вообще не имеет сертификата API, либо присвоенный ему класс качества устарел.

Что означают символы кода API?
Буквенно-циферный код – это обозначение класса масла.
При этом, первая буква кодировки означает вид масла:
«S» — для бензиновых двигателей (service / spark ignition)
«C» — для дизельных двигателей (commercial / compression ignition)
«T» — для двухтактных двигателей (two-stroke)

Классы качества моторного масла API: бензиновые двигатели

API SN
Новый класс SN создавался американским нефтяным институтом (API) совместно с американской профессиональной ассоциацией ASTM (Американское общество по испытанию материалов) и SAE (Общество инженеров автомобильной промышленности).

Отличия класса API SN от предыдущей спецификации SM гораздо более масштабны, нежели отличия класса SM от SL. Основное отличие API SN от предыдущих классификаций API в ограничении содержания фосфора для совместимости с современными системами нейтрализации выхлопных газов, а также комплексное энергосбережение. То есть, масла, классифицируемые по API SN, будут приблизительно соответствовать АСЕА С2, С3, С4, без поправки на высокотемпературную вязкость.

Для новой категории API SN Комитет по смазочным материалам предложил следовать той же схеме развития, что и с более ранними категориями API и ILSAC . Это означает, что все эксплуатационные характеристики моторных масел для API и ILSAC будут эквивалентны, кроме того, что предлагаемые требования API SN не включают в себя тесты на защиту от износа по методике Sequence IIIG на состаренных маслах. Эти тесты и испытания на экономию топлива по методике Sequence VID являются важными ориентирами для масел, претендующих на соответствие стандарту ILSAC GF–5.
Основные же отличия ILSAC GF–5 от предыдущей классификации GF4, в возможности работы с биотопливом, улучшенной защитой от износа и коррозии, большей топливной экономичности, улучшенной совместимостью с уплотнительными материалами и улучшенной защитой от шламообразования.

Требования API SN и ILSAC GF-5 достаточно близки и маловязкие масла, скорее всего, будут классифицироваться совместно по этим двум классификациям.

Масла, соответствующие API SN могут применяться для замены API SM и более ранних.

API SM
двигателей с 2004 года выпуска.

Класс API SM описывает моторные масла для современных бензиновых (многоклапанных, турбированных) двигателей. По сравнению с классом API SL, моторные масла, соответствующие требованиям API SM, должны обладать более высокими показателями защиты от окисления и преждевременного износа деталей двигателя. Кроме того, повышены стандарты относительно свойств масла при низких температурах. Моторные масла этого класса могут быть сертифицированы по классу энергосбережения ILSAC.

Моторные масла, соответствующие требованиям API SM могут применяться в случаях, когда производителем автомобиля рекомендуется класс API SL или более ранние.

API SL
Моторные масла для бензиновых двигателей с 2000 года выпуска.

В соответствии с требованиями производителей автомобилей, автомасла класса API SL применяются в многоклапанных, турбированных моторах, работающих на обеднённых смесях топлива, соответствующих современным повышенным требованиям по экологии, а также энергосбережению.

Моторные масла, соответствующие требованиям API SL могут использоваться в случаях, когда автопроизводителем рекомендуется класс API SJ или более ранние.

API SK
Из-за того, что один корейский производитель моторных масел использует сокращение «SK» в качестве своего корпоративного имени, для исключения возможной путаницы буква «К» не используется для обозначения категории моторных масел для бензиновых двигателей.

API SJ
Моторные масла для бензиновых двигателей с 1996 года выпуска.

Автомобильные масла этого класса предназначены для использования в бензиновых моторах легковых и спортивных машин, микроавтобусов и легких грузовых машин, которые обслуживаются в соответствии с требованиями производителей автомобилей. SJ предусматривает такие же минимальные стандарты, как и SH, а также дополнительные требования к нагарообразованию и работе при низких температурах. Масла попадают под сертификацию по категории энергосбережения API SJ/EC.

Моторные масла, удовлетворяющие требованиям API SJ, могут применяться в тех случаях, когда производителем автомобиля рекомендуется класс SH или более ранние.

API SH
Моторные масла для бензиновых двигателей с 1993 года выпуска.

Моторные масла этого класса предназначены для использования в бензиновых моторах легковых машин, микроавтобусов и легких грузовых автомобилей 1996 года и старше, в соответствии с рекомендациями их производителей. Моторные масла данного класса тестировались в соответствии с требованиями Ассоциации производителей химической продукции (СМА).

Класс характеризуется более высокими требованиями по сравнению с классом SG, и был разработан, как заменитель последнего, для улучшения антинагарных, противоокислительных, антиизносных свойств масел и повышенной защиты от коррозии.

Класс API SH соответствует категории ILSAC GF-1 по всем параметрам, кроме обязательного энергосбережения и, в зависимости от степени экономии топлива, относится к категориям API SH/EC и API SH/ECII.

Моторные масла этого класса могут использоваться в тех случаях, когда производителем автомобиля рекомендуется класс API SG или более ранний.

API SG
Моторные масла для бензиновых двигателей с 1989 по 1993 годов выпуска.

Предназначены для использования в бензиновых моторах легковых машин, микроавтобусов и легких грузовиков моделей 1993 года и старше, работающих на неэтилированном бензине с оксигенатами. Моторные масла этого класса обладают свойствами, обеспечивающими улучшенную защиту от нагара, окисления автомасла и износа мотора, в сравнении с предыдущими классами, а также содержат присадки, защищающие от ржавления и коррозии внутренних деталей двигателя.

Моторные масла класса API SG соответствуют требованиям к моторным маслам для дизельных моторов API CC и CD. Могут использоваться там, где рекомендуются классы API SF, SE, SF/CC или же SE/CC.

API SF
Моторные масла для бензиновых двигателей с 1980 по 1989 годов выпуска.

Эти моторные масла применялись в бензиновых моторах 1980-1989 годов выпуска, работающих на этилированном бензине, при условии наличия рекомендаций и инструкций производителя двигателя.

Обеспечивают усиленную устойчивость к окислению, ржавлению и коррозии, улучшенную защиту от износа деталей, в сравнении базовыми характеристиками автомасел класса API SE, а также более надежную защиту от нагара и шлака.

Моторные масла класса API SF могли применяться, как заменители предыдущих классов API SE, SD или SC.

API SE
Моторные масла для бензиновых двигателей с 1972 по 1980 годов выпуска.

Эти моторные масла применялись в бензиновых моторах моделей выпуска 1972-1979 годов, а также в некоторых моделях 1971 года.

Дополнительная защита в сравнении с автомаслами API SC и SD. Могут использоваться как заменители API SC и SD.

API SD
Моторные масла для бензиновых двигателей с 1968 по 1971 годов выпуска.

Автомасла этого класса использовались в бензиновых моторах легковых машин и некоторых грузовых выпуска 1968-70 годов, а также некоторых моделей 1971 года и позднее.

Улучшенная защита по сравнению с моторными маслами API SC, применялись также исключительно при наличии рекомендации производителя двигателя.

API SC
Моторные масла для бензиновых двигателей с 1964 по 1967 годов выпуска.

Обычно применялись в моторах легковых машин и некоторых грузовиков выпуска 1964-1967 годов. Уменьшают высоко- и низкотемпературный нагар, износ, а также защищают от коррозии.

API SB
Моторные масла для маломощных бензиновых моторов.

Моторные масла 30-х годов 20-го века, обеспечивавших достаточно легкую защиту от износа и окисления, а также антикоррозийную защиту подшипников в моторах, которые эксплуатируются в легких нагрузочных режимах.

Моторные масла класса API SB могут применяться только, если они специально рекомендованы производителем двигателя.

API SA
Моторные масла для бензиновых и дизельных моторов.

Устаревший класс масел для использования в старых моторах, работающих в таких условиях и режимах, при которых защита деталей с помощью присадок не нужна.

Моторные масла класса API SA могут применяться только, если они рекомендованы производителем двигателя.

Классы качества моторного масла API: дизельные двигатели

API СJ-4
Моторные масла для дизельных двигателей с 2006 года выпуска.

Классификация API СJ-4 лицензирована с октября 2006.

Класс API CJ-4 разработан для тяжелонагруженных дизельных двигателей, которые отвечает ключевым требованиям по нормам выбросов NOx и твердых частиц для двигателей 2007 года выпуска и рекомендован для двигателей, оборудованных сажевыми фильтрами, а также иными системами снижения токсичности выхлопных газов.

Стандарт API CJ-4 несет значительные изменения в ответ на потребности производителей новых двигателей, которые отвечают новым экологическим стандартам, которые вводятся с 2007 года. На масла API CJ-4 налагаются лимиты по некоторым показателям: зольность меньше чем 1,0 %, сера 0,4%, фосфор 0,12%.

Классификация API CJ-4 превышает требования более ранних категорий API CI-4 PLUS, CI-4 и может использоваться как их замена.

API CI-4 PLUS

Дополнительный эксплуатационный класс моторных масел API CI-4 PLUS для дизельных двигателей введён в 2004 году.

По сравнению с API CI-4 повышены требования к удельному содержанию сажи, а также испаряемости и высокотемпературному окислению. При сертификации в данной классификации моторное масло должно тестироваться в семнадцати моторных тестах.

API CI-4
Моторные масла для дизельных двигателей с 2002 года выпуска.

Класс API CI-4 введен в 2002 году.

Эти моторные масла применяются в современных дизельных двигателях с различными видами впрыска и наддува, а также в двигателях с системой рециркуляции отработанных газов (EGR).

Класс API CI-4 введен в связи с появлением новых, более жестких требований по экологии и токсичности выхлопных газов, которые предъявляются к двигателям, выпускаемым с 1 октября 2002 г. Ужесточены требования к сажеобразованию, отложениям, вязкостным показателям, ограничение значения TBN.

Моторное масло, соответствующее API CI-4, должно содержать соответствующие моюще-диспергирующие присадки и имеет, в сравнении с классом API CH-4, повышенную устойчивость к термическому окислению, а также более высокие диспергирующие свойства. Кроме того, такие автомасла обеспечивают существенное уменьшение угара моторного масла за счет снижения летучести и уменьшения испарения при рабочей температуре до 370°C, под воздействием газов. Ужесточены требования относительно холодной прокачиваемости, увеличен ресурс зазоров, допусков и уплотнений мотора за счет улучшения текучести автомасла.

Классификация API CI-4 заменяет масла API CD, СЕ, CF-4, CG 4 и СН-4.

API CH-4
Моторные масла для дизельных двигателей с 1998 года выпуска.

Моторные масла данного класса применяются в четырехтактных дизельных двигателях, которые эксплуатируются в высокоскоростных режимах и соответствуют требованиям норм и стандартов по токсичности выхлопных газов, принятых в 1998 году.

Автомасла API CH-4 соответствуют достаточно жестким требованиям как американских, так и европейских производителей дизельных двигателей. Требования класса специально разработаны для использования в моторах, работающих на высококачественном топливе с удельным содержанием серы до 0,5%. При этом, в отличие от класса API CG-4, ресурс этих моторных масел менее чувствителен к использованию дизельного топлива с содержанием серы более 0,5%, что особенно актуально для стран Южной Америки, Азии, Африки.

Моторные масла API CH-4 соответствуют повышенным требованиям и должны содержать присадки, более эффективно предотвращающие износ клапанов и образование нагара на внутренних поверхностях.

Масла API GH-4 могут применяться, как заменители моторных масел API CD, CE, CF-4 и CG-4, в соответствии с рекомендациями производителя двигателя.

API CG-4
Моторные масла для дизельных двигателей с 1995 года выпуска.

Класс API CG-4 представлен в 1995 году.

Моторные масла этого класса рекомендуются для четырехтактных дизельных двигателей автобусов, грузовых машин и тягачей магистрального и немагистрального типа, которые эксплуатируются в режимах повышенных нагрузок, а также высокоскоростных режимах.

Моторное масло API CG-4 подходит для двигателей, в которых используется высококачественное топливо с удельным содержанием серы не более 0,05%, а также в моторах, для которых не выдвигается особых требований к качеству топлива (удельное содержание серы может достигать 0,5%).

Автомасла, сертифицированные по классу API CG-4, должны более эффективно предотвращать износ внутренних деталей двигателя, образование нагара на внутренних поверхностях и поршнях, окисление, пенообразование, образование сажи (эти свойства особенно нужны для двигателей современных магистральных автобусов и тягачей).

Класс API CG-4 создан в связи с утверждением в США новых требований и стандартов по экологии и токсичности выхлопных газов (редакция 1994 года). Основной недостаток, ограничивающий массовое использование автомасел данного класса, например в восточной Европе и Азии, это существенная зависимость ресурса автомасла от качества используемого топлива.

Моторные масла API CG-4 могут применяться в двигателях, для которых рекомендуются классы API CD, CE и CF-4.

API CF (CF-2, CF-4)
Моторные масла для дизельных двигателей с непрямым впрыском.

Цифра через дефис означает двух- или четырехтактный двигатель.

Класс API CF описывает моторные масла рекомендованные к применению в дизельных двигателях с непрямым впрыском, а также других видах дизельных двигателей, которые работают на топливе различного качества, в том числе и с повышенным содержанием серы (например, больше 0,5% от общей массы).

Моторные масла, сертифицированные по классу API CF, содержат присадки, способствующие более эффективному предотвращению отложений на поршне, износа и коррозии медных (с содержанием меди) подшипников, что имеет большое значение для двигателей этих видов, и могут прокачиваться обычным способом, а также с помощью турбонагнетателя или компрессора.

Моторные масла API CF могут использоваться там, где рекомендуется класс качества API CD.

API CF-2 (CF-II)
Моторные масла для дизельных двигателей с 1994 года выпуска.

Класс API CF-2 введен в 1994 году.

Моторные масла этого класса обычно используются в двухтактных дизельных двигателях, которые работают в условиях повышенной нагруженности. Масла API CF-2 должны содержать присадки, которые обеспечивают защиту повышенной эффективности от износа внутренних деталей двигателя, например цилиндров и колец. Кроме того, эти автомасла должны предотвращать накопление отложений на внутренних поверхностях мотора, то есть, для данных масел характерна улучшенная функция очистки.

Моторное масло, сертифицированное по классу API CF-2, обладает улучшенными свойствами и может использоваться вместо более ранних аналогичных масел, при наличии рекомендации производителя.

API CF-4
Моторные масла для дизельных двигателей с 1990 года выпуска.

Класс API CF-4 введен в 1990 году.

Моторные масла данного класса могут использоваться в четырехтактных дизельных двигателях, условия эксплуатации которых связаны с высокоскоростными режимами.

Автомасла API CF-4 должны содержать соответствующие присадки, которые обеспечивают снижение угара автомасла, а также защиту от нагара в поршневой группе. Основное предназначение моторных масел данного класса – применение в дизельных двигателях сверхмощных тягачей и других автомобилей, которые используются для дальних поездок по автомагистралям.

Кроме того, таким моторным маслам иногда присваивается сдвоенный класс API CF-4/S. В таком случае, при условии наличия соответствующих рекомендаций производителя двигателя, эти автомасла могут применяться и в бензиновых двигателях.

Требования к качеству масел API CF-4 превышают возможности предыдущего класса API СЕ, поэтому моторные масла API CF-4 могут использоваться вместо масел класса API СЕ, при наличии соответствующих рекомендаций производителя двигателя.

API СЕ
Моторные масла для дизельных двигателей с 1983 года выпуска.

Автомасла класса API CE предназначались для использования в некоторых сверхмощных турбированных моторах, характеризующихся существенно повышенной рабочей компрессией. Применение таких масел допускалось для двигателей как с низкой, так и с высокой частотой вращения вала.

Моторные масла API СЕ рекомендовались для низко- и высокооборотистых дизельных двигателей, выпущенных, начиная с 1983 года, которые эксплуатировались в режимах повышенной нагрузки. При условии наличия соответствующих рекомендаций производителя двигателя, эти автомасла могли быть использованы также в моторах, для которых рекомендовались моторные масла класса API CD.

API CD-II (CD-2 )
Моторные масла для двухтактных дизельных двигателей с 1985 года выпуска.

Класс API CD-II введен в 1985 году для использования в двухтактных дизельных моторах и является, по сути, эволюционным развитием предыдущего класса API CD. Основным предназначением использования таких автомасел являлось применение в тяжелых мощных дизельных двигателях, которые устанавливались, в основном на сельскохозяйственную технику.

Моторные масла этого класса соответствуют всем рабочим стандартам предыдущего класса API CD, кроме этого существенно повышены требования относительно высокоэффективной защиты двигателя от нагара и износа.

API CD+
Моторные масла для дизельных двигателей японского производства.

Масла обладают высокой устойчивостью к окислению и загущению под влиянием накопления сажи, а также повышенной защитой от износа узла клапанов.

API CD
Моторные масла для дизельных двигателей с 1955 года выпуска.

Класс API CD введен в 1955 году для обычного использования в некоторых дизельных моторах, как атмосферных, так и турбированных, с увеличенной компрессией в цилиндрах, где крайне важна эффективная защита от нагара и износа. Моторные масла этого класса обычно использовались в сельскохозяйственной технике.

Моторные масла API CD могли использоваться в случаях, когда производителем двигателя не выдвигались дополнительные требования к качеству топлива (включая топливо с повышенным содержанием серы).

Автомасла API CD должны были, по сравнению с предыдущими классами, обеспечивать повышенную защиту от коррозии подшипников и высокотемпературного нагара в дизельных моторах. Нередко моторные масла этого класса называли «Caterpillar серия 3», благодаря тому, что они соответствовали требованиям сертификации Superior Lubricants (Series 3), разработанной тракторной компанией Катерпиллар.

API СС
Моторные масла для дизельных двигателей с 1961 года выпуска.

Класс API CC введен в 1961 году для использования в некоторых моторах, как атмосферных, так и турбированных, которые характеризовались повышенной компрессией. Моторные масла этого класса рекомендовались для двигателей, которые эксплуатировались в режимах умеренной и высокой нагрузки.

По сравнению с более ранними классами, моторные масла API СС должны были обеспечивать более высокий уровень защиты от высокотемпературного нагара и коррозии подшипников в дизельных моторах, а также от ржавления, коррозии и низкотемпературного нагара в бензиновых моторах.

API СВ
Моторные масла для дизельных двигателей с 1949 по 1960 годов выпуска.

Моторные масла для дизельных двигателей, работающих со средней нагрузкой на сернистом топливе.

Класс утвержден в 1949 году как эволюционное развитие класса API СА, при использовании топлива с повышенным содержанием серы, без особых требований к качеству. Автомасла API СВ предназначались также для использования в моторах с наддувом, которые эксплуатировались в легком и умеренном режимах. Часто этот класс называли «Моторные масла «Приложение 1», тем самым, подчеркивая соответствие военному предписанию MIL-L-2104A Приложение 1.

API СА
Моторные масла для дизельных двигателей с 1940 по 1950 годов выпуска.

Моторные масла для малонагруженных дизельных двигателей.

Автомасла этого класса предназначены для использования в дизельных моторах, работающих в легких и умеренных режимах на качественном малосернистом дизельном топливе.

Класс широко использовался в 40-х и 50-х годах прошлого века и не может использоваться в современных условиях, если это не предусмотрено требованиями производителя двигателя.

Моторные масла API СА должны обладать свойствами, обеспечивающими защиту от нагара на поршневых кольцах, а также от коррозии подшипников в моторах с наддувом, для которых не предусмотрены особые требования к качеству топлива, которое используется.

Классы качества моторного масла API: двухтактные двигатели

API TD
Масла для подвесных двухтактных двигателей моторных лодок.

API TC
Масла для двигателей с высокими требованиями к качеству масла, кроме моторных лодок, например, двигатели мотоциклов, снегоходов. Возможно использование API TC в случаях, когда требуется класс API TA или TB.

API TB
Масла для скоростных двухтактных двигателей с объемом 50-200 см3, работающих под большими нагрузками, например, мотороллеры, бензопилы, мотоциклы.

API TА
Масла для двухтактных двигателей с объемом до 50 см3 с воздушным охлаждением, к примеру, мопеды, газонокосилки.

Классы качества моторного масла API: трансмиссионные масла

API GL-6
Трансмиссионные масла для гипоидных передач с увеличенным смещением, работающих в условиях высоких скоростей, больших крутящих моментов и ударных нагрузок.

API GL-5
Трансмиссионные масла для гипоидных передач с уровнем эксплуатационных свойств MIL-L-2105 C/D . Эти масла предпо­чтительно применяются в передачах с гипоидными коническими зубчатыми колесами и коническими колесами с круговыми зубьями для главной передачи в автомобилях, в карданных приводах мотоциклов и ступенчатых коробках передач мотоциклов.

Масла применяются специально для гипоидных передач с высоким смешением оси. Для самых тяжелых условий эксплуатации с ударной и знакопеременной нагрузкой. Рекомендовано для гипоидных передач, работающих в условиях высоких скоростей при малых крутящих моментах и ударных нагрузках на зубья шестерен.

API GL-4
Трансмиссионные масла с высоким содержанием присадок с уровнем эксплуатационных свойств MIL-L-2105. Эти масла применяются предпочтительно в ступенчатых коробках передач и рулевых механизмах, в главных пере­дачах и гипоидных передачах с малым смещением в автомобилях и безрельсовых транспортных средствах для перевозки грузов и пассажиров и для нетранспортных работ.

Масла применяются для гипоидных передач, работающих в условиях высоких скоростей при малых крутящих моментах и в условиях малых скоростей при больших крутящих моментах.

Обязательно наличие высокоэффектив­ных противозадирных присадок.

API GL-3
Трансмиссионные масла с высоким содержанием присадок с уровнем эксплуатационных свойств MIL-L-2105. Эти масла применяются предпочтительно в ступенчатых коробках передач и рулевых механизмах, в главных передачах и гипоидных передачах с малым смещением в автомобилях и безрельсовых транспортных средствах для пере­возки грузов, пассажиров и для нетранспортных работ.

Масла применяются для спирально-конических передач, работающих в умеренно жестких условиях, а также для обычных трансмиссий со спирально-коническими шестернями, работающих в умеренно жестких условиях по скоростям и нагрузкам.

Обладают лучшими противоизносными свойствами, чем API GL-2.

API GL-2
Трансмиссионные масла для червячных передач, работающих в условиях GL-1 при низких скоростях и нагрузках, но с более высо­кими требованиями к антифрикционным свойствам.

API GL-1
Минеральные масла без присадок либо масла с антиокислительными и противопенными присадками, но без про­тивозадирных компонентов для применения в коробках передач с ручным управлением с низкими удель­ными давлениями и скоростями скольжения.

Масла применяются в цилиндрических, червячных и спирально-конических зубчатых передачах, работающих при низких скоростях и нагрузках.

API МТ-1
Масла для высоконагруженных агрегатов.

Предназначены для несинхронизированных механических коробок передач мощных коммерческих автомобилей (тягачей и автобусов).

Эквивалентны маслам API GL-5, но обладают повышенной термической стабильностью.

API PG-2
Масла для передач ведущих мостов мощных коммерческих автомобилей (тягачей и автобусов) и мобильной техники.

Эквивалентны маслам API GL-5, но обладают повышенной термической стабильностью и улучшенной совместимостью с эластомерами.