Название автомобиля нива в честь чего. История происхождения названия автомобиля "жигули"

Мало кто знает, что отечественная «Нива» стала, по сути, первым кроссовером в мире

40 лет назад в СССР был выпущен первый серийный ВАЗ-2121 «Нива». Машине «для села» суждено было стать первым кроссовером в мире и единственным советским автомобилем, внесшим неоценимый вклад в развитие международного автопрома. Мы собрали самые интересные факты из биографии «именинницы».

1. Еще в начале 70-х по распоряжению председателя Совмина СССР Алексея Косыгина конструкторы стали модифицировать «Жигули» для езды по бездорожью. Изначально планировалось кое-что изменить, но в процессе было решено сделать принципиально новую машину. «Нива» появилась за три года до выхода первой полноприводной Audi. Появление первого по сути кроссовера стало новым этапом в мировом развитии джипов.

2. Работа над созданием народного автомобиля продолжалась в течение семи лет. Первый неказистый экземпляр 1972 года назвали «Крокодилом», но убедились в перспективности новой конструкции.

3. Сбор первых 50 экспериментальных «Нив» в феврале 1976 года приурочили к XXV съезду КПСС. Конструкторы АвтоВАЗа разрушили все мировые стереотипы о джипах - у машины был жесткий, но комфортабельный металлический кузов, неотключаемый полный привод и независимая подвеска. Опытная партия прошла жесткие испытания на бездорожье и в пустыне Средней Азии, горах Урала и Кавказа, северных районах страны.

4. Машину назвали в честь детей ее создателей. Свое имя «Нива» получила благодаря сложению первых букв имен дочерей начальника конструкторского бюро Петра Прусова - Наташи и Иры - и сыновей первого главного конструктора ВАЗа Владимира Соловьёва - Вадима и Андрея.

5. Стоила первая «Нива» прилично - 9 тысяч рублей, на 600 рублей дешевле представительской «Волги». Но «достать» автомобиль было практически невозможно: 80% «Нив» экспортировали, а остальные 20% автоматически становились дефицитом.

6. Экспортный вариант «Нивы» был не похож на отечественный образец.

В ярких машинах с высокой крышей, молдингами, литыми дугами и дисками, евробагажниками, складными задними и анатомическими передними сиденьями, панорамными зеркалами, задними дворниками, люком, специальной решеткой радиатора и каркасами безопасности автомобилисты СССР и не узнали бы родную сельскую простушку.

О выносливости конструкции советского внедорожника за границей ходили легенды. В странах Восточной Европы ее можно было купить строго в порядке очереди, а в Бельгии или Великобритании только по предварительной записи, и ее стоимость доходила до 16 тысяч в рублевом эквиваленте.

7. Тольяттинский внедорожник до сих пор является единственной российской машиной, продаваемой в Японии. В годы перестройки конструктор проекта «ВАЗ-2121» Прусов получил в подарок от конструкторов «Сузуки Витара» рекламный проспект с подписью «Крестному отцу». Успешные продажи кроссовера в ста странах мира и его сборка в шести из них - Эквадоре, Канаде, Греции, Бразилии, Чили и Панаме - стали лучшей рекламой советского автопрома.

8. «Нива» поставила несколько высокогорных рекордов и трижды покорила Северный полюс. В 1998 году ее сбросили с вертолета на макушке Земли, после чего она завелась и довезла исследователей до пункта назначения. На рубеже веков снегоболотоход «Лада-Нива-Марш» два раза проехал по Северному полюсу. В 90-х внедорожник обычной комплектации за 15 лет в Антарктиде наездила 11800 км по абсолютному бездорожью при температуре до -54 С.

Петр Прусов. Конструктор не дожил всего пару недель до юбилея своего детища - 5 апреля Нива отметит свое 40-летие.

“Автоцентр” собрали несколько самых интересных фактов о культовом советском внедорожнике.

Для кого делали ВАЗ-2121

Работа над Нивой началась еще за 7 лет до ее серийного производства, в 1970 году. Тогда председатель Совмина СССР Алексей Косыгин поставил задачу: “сделать машину для села”. В его представлениях это должен был быть полноприводный вариант “Жигулей”. Поначалу конструкторы восприняли его слова буквально - они хотели увеличить клиренс “Жигулей” и снабдить их колесной формулой 4х4. Однако затем было принято решение сделать принципиально новый автомобиль.

Нива-кабрио

Разработка Нивы осуществлялась одновременно в двух кузовах - открытом и закрытом. Однако вариант кабриолета затем отмели - советское руководство не жаловало такие машины.

Почему ВАЗ-2121 назвали Нива

Многие полагают, что машина получила свое имя в честь засеянных полей. В принципе, логично, однако это далеко не так. Название “Нива” получилось из сложенных первых букв имен детей ведущих конструкторов автомобиля: Натальи, Ирины, Вадима и Андрея.

В чем были особенности Нивы

ВАЗ-2121 стал не просто новым советским автомобилем. Это была уникальная машина для всего мирового автопрома - первый в истории комфортабельный внедорожник компактного класса. Ни один “проходимец” в ту пор не мог похвастать постоянным полным приводом, несущим кузовом, независимой подвеской и удобным салоном.

Первая партия - не для продажи

Первые 50 экземпляров ВАЗ-2121 Нива, которые были собраны в феврале 1976 года, были выпущены в честь XXV съезда КПСС - важного для всей страны события. Все до единой машины не поступили в салоны - их распределили по учреждениям и организациям в разные регионы Советского Союза.

Подняли цену, а затем опустили

В первое время цена ВАЗ-2121 составляла 9 тыс. рублей, что было немного дешевле “нереальной” Волги. В 1979-году все легковые авто в СССР ощутимо прибавили в цене и Нива уже стоила 10,3 тыс. рублей. Как итог, ее стали меньше покупать. Тогда персонально для вазовского внедорожника решили сделать исключение - вернуть ему прежнюю стоимость.

Очереди за Нивой - не только в СССР

ВАЗ-2121 Нива хотели заполучить многие, причем не только в стране Советов. Поэтому очередях за этим авто приходилось не только у нас, но и в странах Восточной Европы, включая Германию. В 1980-х годах запись в очередь на Ниву считалось абсолютно нормальным явлением. К слову сказать, ценили ее и в старосветских странах.

Первый в Японии

В большинстве своем ВАЗ-2121 был экспортным автомобилем. В начале 1980-х за рубеж уходило примерно 80% выпущенных Нив. При этом она стала единственной советской машиной, которой удалось прорваться на японский рынок.

Машина – рекордсмен

На счету Нивы немало рекордов. В 1998 году она своим ходом доехала до базового лагеря горы Эверест, который располагается на высоте 5,2 тыс. метров. В том же году ВАЗ-2121 покорил Северный полюс: машину сбросили с парашюта, после чего она завелась и добралась до макушки земного шара. А еще в далеком 1982-м Нива заняла третье место в марафоне Париж-Дакар. В 1985-1986 годах внедорожник совершил удачные гонки в еще нескольких ралли-кроссах, благодаря чему его продажи в некоторых странах выросли в разы.

Грядет замена

Через какое-то время легендарная Нива, которая в нашу бытность известна как LADA 4×4, получит преемника. По слухам, новый “вездеход” ВАЗ будет крупнее и получит название LADA 2124.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter .

7 сентября исполняется 40 лет с того дня, как автомобилю ВАЗ-2101 присвоили название "Жигули".

По общепринятой версии, имя у тольяттинского автомобиля появилось в результате всесоюзного конкурса , объявленного в прессе. Всего писем и телеграмм набралось около 30 тысяч. Госкомиссия отобрала восемь штук, а конструктор по фамилии Черный предложил еще одно - "Жигули". Оно-то и было утверждено правительством.

Однако есть и другая версия, принадлежащая конструктору Геннадию Ляхову. В середине февраля 1967 г. генеральный директор Волжского автомобильного завода и (по совместительству) заместитель министра автомобильной промышленности СССР Виктор Поляков поставил перед Борисом Поспеловым, заместителем первого главного конструктора ВАЗа, задачу - придумать название для автомобиля, который будет выпускаться на новом заводе. Через два дня было выставлено на голосование порядка восьми названий. К ним по предложению конструктора Черного добавили "Жигули". В результате голосования в двух турах было выбрано название "Жигули", которое и было утверждено Поляковым.

Но как только советские "Жигули" стали выпускаться на экспорт, тут же возникла проблема с привычным для русского слуха словом "Жигули". Иностранцы не только не могли правильно произнести его, но оно еще и имело неприличные созвучия сразу в нескольких языках!

Было принято решение придумать новое название для экспортных автомобилей Волжского автомобильного завода. В 1973 г. появилось новое название "Лада" - красивое и простое. Теперь "Лада" - это основной бренд АВТОВАЗа , который он продвигает, называя свои разработки новыми именами, но всегда оставаясь верным Ладе.

За прошедшие годы АВТОВАЗ создал более 100 моделей и модификаций автомобилей . Названий сменилось тоже достаточно много: Самара, Бора-21, Нива, Спутник, ОКА, Эльф, Гном, Рапан, Гольфкар, Карат, Питер‑Турбо (родстер), Лада‑Аэро, Антэл, LADA Revolution, Силуэт. Знатоки помнят и модернизированные версии с именами собственными - Желтая Акула, Красная пчела (Red Bee), Пуля (Bullet) ‑ эксклюзивные автомобили на базе ВАЗ‑21106.

Создатели тюнинговых комплектов также внесли свой вклад в создание разнообразия имен: Карлота, Нова, Ника, Grossmeister, Lada Bis, Lada Lady, Rally Sport, Апал, Евро, Катран, Кураж, Лада TMS , Стэлс, Титан, Том Кэт, Торнадо, Стайер, Аэрокит, Элеганс, Эверест, Тайга, Ока Леди, АКС, Фантом, Неон, Фаворит, Акула, Леон, Ниагара, Реал, Трассер, Галант, Гранд.

В новом тысячелетии компания порадовала автолюбителей несколькими новыми моделями, которые, по заверению производителя, соответствуют уже европейским стандартам . Так, в 2004 г. с конвейера сошел первый автомобиль семейства "Лада Калина" (модели ВАЗ‑1117, ВАЗ-1118, ВАЗ-1119). А в 2007 г. страна увидела первую Priora (заводское обозначение ВАЗ-2170), с которой началось семейство российских легковых автомобилей класса "C" по европейской классификации.

Главный экспортозаместитель и любимец и горожан, и дачников, и колхозников отмечает юбилей

Фото: Первый автомобиль модели ВАЗ-2121 сходит с конвейера Волжского автомобильного завода, 1977 год. Фото: Юрий Белозеров / ТАСС

5 апреля ВАЗ 2121 «Нива» празднует юбилей. Первый экземпляр сошел с конвейра Волжского автозавода 40 лет назад в 1977 году. «Нива» стала самым успешным экспортным продуктом в истории отечественного автопрома, ее создатель Петр Прусов, главный конструктор АВТОВАЗа чуть-чуть не дожил до юбилея своего детища, он скончался 20 марта на 76-м году жизни. «Реальное время» об экспериментах Прусова с новыми видами топлива, в честь кого названа «Нива и какую роль первый советский внедорожник сыграл в развитии мирового автопрома.

Мыслил со скоростью света

Петр Прусов родился в Белорусской глубинке, коллеги и друзья отзывались о нем как об уникальном добряке, чудаке и фантазере. Так и не выветрив в себе провинциальную лексику, он никогда не стремился стать светским львом.

Вначале своеобразная манера говорить могла отталкивать, а потом, становилось понятно, что необычная лексика, спотыкающаяся речь - это от того что его мысли опережают слова. В его голове было сто вариантов решения любой технической проблемы, а сказать о них оказывалось сложнее. Потому что мысль летит со скоростью света, а звук - все-таки со скоростью звука, - вспоминает Прусова главный редактор журнала «Авторевю» Михаил Подорожанский.

Сам Петр Прусов в интервью СМИ рассказывал, что легендарный автомобиль «Нива» был назван в честь его детей - Натальи и Ирины, и детей первого главного конструктора ВАЗа Владимира Соловьева: Вадима и Андрея.

Одна из главных заслуг Прусова, если говорить о работе на АВТОВАЗе, это «Нива». Фото nn.by

«Нива» - это от бедности

Одна из главных заслуг Прусова, если говорить о работе на АВТОВАЗе (а он только на АВТОВАЗе работал), то это «Нива». «Нива» - это от бедности. Изначально целевая аудитория автомобиля - колхозы.

Стране в то время требовался сельский внедорожник. Кроме того, автомобиль должен быть предельно дешевым, а значит о принципиально новых разработках, узлов и тем паче агрегатов - речи быть не могло. Есть основа, на которой построены «Жигули» «копейка», и Прусов с коллегами начал смотреть, что есть в распоряжении завода и как из этого можно смастерить. И когда начали компоновать автомобиль, действительно несколько очень остроумных решений было найдено - по работе подвески, организации трансмиссии. И вне всякого сомнения заслуга Петра Михайловича, прежде всего как конструктора-фантазера, была серьезной.

Эксперименты с водородом

Тогда конструкторы и не только они были очень ограничены в доступе к зарубежным технологиям, не говоря о готовых продуктах, и это все способствовало тому, что российская конструкторская автомобильная школа была самодостаточная. Ее люди настолько хорошо знали предмет и настолько хорошо мыслили, что могли делать уникальные вещи, потому что не были порабощены западными трендами.

Здесь была самостоятельная школа высочайшего уровня. Такие мастодонты, как главный конструктор АВТОВАЗа Петр Прусов, а до него главным конструктором был Георгий Мирзоев, это были профессионалы не то что мирового, а космического уровня. Они знали все - хочешь разработают автомобиль, паровоз, ракету… Они знали как устроен мир, а не только как из двух покупных деталей собрать конструкцию.

Первый серийный автомобиль ВАЗ-2121 «Нива» на конвейере, 1977 год. Фото am49.ru

Были у Петра Прусова идеи по поводу использования в качестве топлива водород и использования в двигателе процесса сгорания, связанного с плазмой. Он пробивал лаборатории, были исследования и были построены автомобили на основе топливных элементов, когда электричество вырабатывалось на борту путем окисления водорода. Были серьезные эксперименты с электромобилем.

Вопрос в том востребовано это было государством или нет, а то что были мозги, знания, люди, которые все это могли реализовать на основе нескольких ключевых законов физики, что отличало эту плеяду конструкторов, - говорит главный редактор журнала «Авторевю» Михаил Подорожанский.

Единственный продукт, который заинтересовал запад

«Нива» была самым успешным экспортным продуктом и в Южной Европе - это была самая популярная модель АВТОВАЗа. В середине 1990-х годов валютный доход страны на 10% был обеспечен работой АВТОВАЗа. И с точки зрения валютных поступлений огромную роль сыграла «Нива».

Дешевый неприхотливый внедорожник - первенец своего жанра с несущим кузовом, что означало комфорт, хорошее поведение на дороге. По большому счету, это был единственный за всю историю автопрома, прорывной продукт, который заинтересовал западного иностранного покупателя. Причем не только ценой, которая, конечно, является главным фактором для потребителя, но и всем остальным.

Дешевый неприхотливый внедорожник - первенец своего жанра с несущим кузовом, что означало комфорт, хорошее поведение на дороге. Фото wheelsage.org

Прототип для Suzuki Vitara и путь к Shevrolet Niva

После того как появилась «Нива» уже и японские, и некоторые европейские производители поняли, что недорогой компактный внедорожник - это перспективная ниша и потянулись, конечно, со своими технологиями и масштабами.

На смену «Ниве» 2121, пришла та, которую потом назовут «шеви». Она была разработана на АВТОВАЗе, потом General Motors доводил ее до ума. У АВТОВАЗа не было ни денег, ни достаточных технологий. Грустная история началась с того, когда Владимир Каданников, (гендиректор АВТОВАЗа в 1988-2005 годах, - прим. ред. ), принял решение уступить GM права на название автомобиля. И это тоже был самый популярный в России автомобильный бренд.

Дарья Турцева