Неустрашимый (эсминец). Неустрашимый (эсминец) Эскадренный миноносец неустрашимый

Материал из Википедии - свободной энциклопедии

К:Википедия:Статьи без изображений (тип: не указан)

ЭМ проекта 41 «Неустрашимый»
Служба: СССР
Класс и тип судна Эскадренный миноносец
Организация Балтийский флот
Изготовитель № 190 им. Жданова
(Санкт-Петербург)
Заказан к постройке 15 марта 1950 года
Строительство начато 5 июля 1950 года
Спущен на воду 29 января 1951 года
Введён в эксплуатацию 31 января 1955 года
Выведен из состава флота 24 февраля 1974 года
Статус Разделан на металл
Основные характеристики
Водоизмещение стандартное 3 010
полное 3 830 т
Длина 133,83
Ширина 13,57 м
Осадка 4,42 м
Двигатели 2 ГТЗА ТВ-8
Мощность 64 200 л. с.
47 187 кВт
Скорость хода максимальная 33,55 узлов
экономичная 17,9 узлов
Дальность плавания 5 210 миль
на 14,0 узлах
Автономность плавания 20 суток
Экипаж 305
(в т. ч. 19 офицеров)
Вооружение
Навигационное вооружение НРЛС «Нептун»
Радиолокационное вооружение РЛС «Фут-Н» и «Риф-1»
Артиллерия 2x2 СМ-2-1
Зенитная артиллерия 4х4 СМ-20-ЗИФ
Противолодочное вооружение 2 РБУ-2500
Минно-торпедное вооружение 2х5 ПТА-53-56
КБ «Краб»

См. также

Напишите отзыв о статье "Неустрашимый (эсминец)"

Примечания

Отрывок, характеризующий Неустрашимый (эсминец)

– Уволь ты меня, матушка, ради бога, вели от меня ключи принять, – сказал он. – Служил двадцать три года, худого не делал; уволь, ради бога.
Княжна Марья не понимала, чего он хотел от нее и от чего он просил уволить себя. Она отвечала ему, что она никогда не сомневалась в его преданности и что она все готова сделать для него и для мужиков.

Через час после этого Дуняша пришла к княжне с известием, что пришел Дрон и все мужики, по приказанию княжны, собрались у амбара, желая переговорить с госпожою.
– Да я никогда не звала их, – сказала княжна Марья, – я только сказала Дронушке, чтобы раздать им хлеба.
– Только ради бога, княжна матушка, прикажите их прогнать и не ходите к ним. Все обман один, – говорила Дуняша, – а Яков Алпатыч приедут, и поедем… и вы не извольте…
– Какой же обман? – удивленно спросила княжна
– Да уж я знаю, только послушайте меня, ради бога. Вот и няню хоть спросите. Говорят, не согласны уезжать по вашему приказанию.
– Ты что нибудь не то говоришь. Да я никогда не приказывала уезжать… – сказала княжна Марья. – Позови Дронушку.
Пришедший Дрон подтвердил слова Дуняши: мужики пришли по приказанию княжны.
– Да я никогда не звала их, – сказала княжна. – Ты, верно, не так передал им. Я только сказала, чтобы ты им отдал хлеб.
Дрон, не отвечая, вздохнул.
– Если прикажете, они уйдут, – сказал он.
– Нет, нет, я пойду к ним, – сказала княжна Марья
Несмотря на отговариванье Дуняши и няни, княжна Марья вышла на крыльцо. Дрон, Дуняша, няня и Михаил Иваныч шли за нею. «Они, вероятно, думают, что я предлагаю им хлеб с тем, чтобы они остались на своих местах, и сама уеду, бросив их на произвол французов, – думала княжна Марья. – Я им буду обещать месячину в подмосковной, квартиры; я уверена, что Andre еще больше бы сделав на моем месте», – думала она, подходя в сумерках к толпе, стоявшей на выгоне у амбара.
Толпа, скучиваясь, зашевелилась, и быстро снялись шляпы. Княжна Марья, опустив глаза и путаясь ногами в платье, близко подошла к ним. Столько разнообразных старых и молодых глаз было устремлено на нее и столько было разных лиц, что княжна Марья не видала ни одного лица и, чувствуя необходимость говорить вдруг со всеми, не знала, как быть. Но опять сознание того, что она – представительница отца и брата, придало ей силы, и она смело начала свою речь.
– Я очень рада, что вы пришли, – начала княжна Марья, не поднимая глаз и чувствуя, как быстро и сильно билось ее сердце. – Мне Дронушка сказал, что вас разорила война. Это наше общее горе, и я ничего не пожалею, чтобы помочь вам. Я сама еду, потому что уже опасно здесь и неприятель близко… потому что… Я вам отдаю все, мои друзья, и прошу вас взять все, весь хлеб наш, чтобы у вас не было нужды. А ежели вам сказали, что я отдаю вам хлеб с тем, чтобы вы остались здесь, то это неправда. Я, напротив, прошу вас уезжать со всем вашим имуществом в нашу подмосковную, и там я беру на себя и обещаю вам, что вы не будете нуждаться. Вам дадут и домы и хлеба. – Княжна остановилась. В толпе только слышались вздохи.
– Я не от себя делаю это, – продолжала княжна, – я это делаю именем покойного отца, который был вам хорошим барином, и за брата, и его сына.
Она опять остановилась. Никто не прерывал ее молчания.
– Горе наше общее, и будем делить всё пополам. Все, что мое, то ваше, – сказала она, оглядывая лица, стоявшие перед нею.
Все глаза смотрели на нее с одинаковым выражением, значения которого она не могла понять. Было ли это любопытство, преданность, благодарность, или испуг и недоверие, но выражение на всех лицах было одинаковое.
– Много довольны вашей милостью, только нам брать господский хлеб не приходится, – сказал голос сзади.
– Да отчего же? – сказала княжна.
Никто не ответил, и княжна Марья, оглядываясь по толпе, замечала, что теперь все глаза, с которыми она встречалась, тотчас же опускались.
– Отчего же вы не хотите? – спросила она опять.
Никто не отвечал.
Княжне Марье становилось тяжело от этого молчанья; она старалась уловить чей нибудь взгляд.
– Отчего вы не говорите? – обратилась княжна к старому старику, который, облокотившись на палку, стоял перед ней. – Скажи, ежели ты думаешь, что еще что нибудь нужно. Я все сделаю, – сказала она, уловив его взгляд. Но он, как бы рассердившись за это, опустил совсем голову и проговорил:
– Чего соглашаться то, не нужно нам хлеба.

Реферат на тему:

Неустрашимый (эсминец)



ЭМ проекта 41 «Неустрашимый»
ЭМ проекта 41 «Неустрашимый», Нева, 1973 год
Основная информация
Тип Эскадренный миноносец
Государство флага СССР
Принадлежность Балтийский флот
Верфь № 190 им. Жданова
(Санкт-Петербург)
Заказан к постройке 15 марта 1950 года
Строительство начато 5 июля 1950 года
Спущен на воду 29 января 1951 года
Введён в эксплуатацию 31 января 1955 года
Выведен из состава флота 24 февраля 1974 года
Современный статус Разделан на металл
Параметры
Водоизмещение стандартное 3 010 т
полное 3 830 т
Длина 133,83 м
Ширина 13,57 м
Осадка 4,42 м
Технические данные
Силовая установка 2 ГТЗА ТВ-8
Мощность 64 200 л. с.
47 187 кВт
Скорость максимальная 33,55 узлов
экономичная 17,9 узлов
Дальность плавания 5 210 миль
на 14,0 узлах
Экипаж 305
(в т. ч. 19 офицеров)
Вооружение
Навигационное вооружение НРЛС «Нептун»
Радиолокационное вооружение РЛС «Фут-Н» и «Риф-1»
Артиллерийское вооружение 2x2 СМ-2-1
4х4 СМ-20-ЗИФ
Противолодочное вооружение 2 РБУ-2500
Торпедно-минное вооружение 2х5 ПТА-53-56
КБ «Краб»

Эскадренный миноносец «Неустрашимый» - единственный корабль проекта 41, также известного как тип «Неустрашимый» (код НАТО - «Tallinn»), построенный для Советского Военно-Морского Флота в начале 1950-х годах. Впоследствии был модернизирован.


История

15 марта 1950 года ЭМ «Неустрашимый» был зачислен в списки кораблей ВМФ, и 5 июля 1950 года, под заводским номером 614, заложен на Петербургжском заводе им. Жданова по проекту 41 .

29 января 1951 года ЭМ «Неустрашимый» был спущен на воду, а в строй вступил 31 января 1955 года. 26 июля он был зачислен в состав 4-го ВМФ, а с 24 декабря входил в состав Краснознамённого Балтийского флота .

В периоды с 21 мая 1962 года по 23 декабря 1963 года и с 10 октября 1967 года по 6 января 1969 года прошел в Лиепае капитальный ремонт .

25 января 1974 года «Неустрашимый» был выведен из боевого состава, законсервирован и поставлен в Кронштадте на отстой, а 22 февраля разоружен и исключён из состава ВМФ в связи с передачей в ОФИ для демонтажа и реализации. 12 марта - расформирован, и впоследствии разделан на металл на базе «Главвторчермета» в Ленинграде .


Примечания

  1. 1 2 Казачков Р. № 190 Северная судостроительная верфь, г. Ленинград - navycollection.narod.ru/fleets/Russia/STN_by_R_Kazachkov/STN190.html . Каталог стапельных (заводских) номеров кораблей и судов ВМФ СССР и России . Военно-Морская коллекция.
  2. Эскадренный миноносец пр. 41 "Неустрашимый" - navsource.narod.ru/photos/03/431/index.html . Архив фотографий кораблей русского и советского ВМФ.
  3. Эскадренный миноносец «Неустрашимый» - www.atrinaflot.narod.ru/2_mainclassships/05_em_41/0_41.htm . Боевые корабли СССР и России 1945-2005 гг. . Проект Атрина - www.atrinaflot.narod.ru/.
  4. Бережной С. Эсминец “Неустрашимый” (проект 41) - www.wunderwaffe.narod.ru/Magazine/MK/1995_01/21.htm // «Морская коллекция» : Журнал. - 1995. - № 1.
скачать
Данный реферат составлен на основе статьи из русской Википедии . Синхронизация выполнена 18.07.11 17:33:35
Похожие рефераты:

Эскадренные миноносцы проекта 41 "Неустрашимый"


Первым проектом эскадренного миноносца в нашем ВМФ, созданным и реализованным в послевоенное время, следует считать проект 41. Тактико-техническое задание на его разработку было утверждено 14 июня 1947 г., и она поручалась ленинградскому ЦКБ-53 (ныне Северное проектно-конструкторское бюро, г. Санкт-Петербург). Главным конструктором назначили В. А. Никитина - без преувеличения, выдающегося советского кораблестроителя, внесшего и в последующие годы большой вклад в строительство отечественного надводного флота. Группу наблюдения от ВМФ возглавил инженер-капитан 2 ранга М. А. Янчевский.
Эскизное проектирование длилось год, и 19 августа 1948 г. его результаты были утверждены постановлением Совмина СССР, а 28 августа 1949 г. утвержден и технический проект. Одновременно решили: «В целях более тщательной отработки новой серии эсминцев с принципиально новыми техническими решениями приступить вначале к постройке одного головного корабля, а уже затем - к серии».

Официальная закладка корабля состоялась 5 июля 1950 г. на ленинградском судостроительном заводе № 190 НКСП имени А. А. Жданова (ныне ПО «Северная верфь»). Эсминец получил наименование «Неустрашимый». В декабре того же года началось строительство установочной серии эсминцев этого проекта и на других судостроительных заводах. Спуск на воду «Неустрашимого» был произведен 29 января 1951 г., а через год-26 января 1952 г.-эсминец вышел на заводские ходовые испытания. Если в «боевом отношении» корабль как бы повторял эсминцы предыдущих типов (ЭМ пр. 30-к и 30-бис), то в «техническом» являл собой качественно новый этап в развитии кораблей не только своего класса., но и отечественного надводного кораблестроения вообще.
Согласно проекту «Неустрашимый» имел стандартное водоизмещение 3010 т, полное-3830 т; главные размерения корпуса: наибольшие длину-133,83 м, ширину-13,57 м и осадку-4,42 м. Корпус впервые был выполнен гладкопалубньй, с небольшой седловатостью в средней части. На верхней палубе, кроме одной носовой надстройки, машинно-котельных кожухов и тамбуров, других надстроек либо конструкций (не считая оружия) не было. В корпусе почти отсутствовали иллюминаторы (за исключением шести), и вообще эсминец в максимально возможной степени отвечал требованиям противоатомной защиты того времени к надводным боевым кораблям. Сборка корпуса осуществлялась из крупных объемных, полуобъемных и плоскостных секций, как и при постройке первых сварных кораблей - ЭМ пр. 30-бис.

Непотопляемость на ЭМ пр. 41 была значительно выше, чем на их предшественниках. Выше оказалась и остойчивость, что сделало корабль менее валким. Главный командный пункт, ограждение ходового мостика, машинно-котельные кожуха, башни главного калибра, зенитные автоматы, торпедные аппаоаты, стабилизированный пост наводки орудий защищались броней толщиной от 8 до 20 мм.
Кардинально отличной от предыдущих проектов была главная энергетическая установка. Двухвальная машинно-котельная установка размещалась в двух независимых автономных отсеках. В каждом из них, образующем эшелон, имелись свои главный турбозубчатый агрегат типа ТВ-8 проектной мощностью 33 000 л.с. и два главных паровых котла со всеми обслужигающими механизмами. Автоматизированные котлы КВ-41 позволяли осуществлять форсированное дутье непосредственно в топку (впервые на наших эсминцах) и вырабатывали пар повышенных параметров с давлением до 64 кг/см2. В отличие от менее мощной энергетической установки ЭМ пр. 30-бис, ГЭУ эсминца пр. 41 была приспособлена к пуску без предварительного прогрева, имела лучшую маневренность, пониженное число оборотов гребного вала, уменьшенные вес и габариты. Кроме того, на экономических ходах был примерло на 20% снижен расход топлива. Электроэнергетическая система впервые была выполнена на трехфазном переменном токе напряжением 220 В и частотой 50 Гц. В качестве источников электроэнергии на корабле применяли два турбогенератора мощностью по 400 кВт каждый и два дизель-генератора (по 200 кВт), а также стояночный турбогенератор на 100 кВт.
В качестве артиллерии главного калибра на корабле были установлены две новейшие двухорудийные 130-мм стабилизированные универсальные палубно-башенные артустановки СМ-2-1, каждая из которых оснащалась собственными радиолокационным дальномером и оптическим прицелом. Башни имели местное и дистанционное управление. Орудия монтировались на общем станке и раздельного вертикального наведения не имели. Они заряжались унитарными патронами полуавтоматически и вручную. При полуавтоматическом заряжании скорострельность установок составляла 14 выстр./мин. Предельная дальность стрельбы достигала 153 каб, потолок - 20 км. В каждом из двух погребов (носовом и кормовом) имелось по 800 патронов и в кранцах первых выстрелов - по 50. Данные для стрельбы поступали от РЛС «Якорь-М» со стабилизированным постом наводки СПН-500 (как и на 100-мм установках крейсе-ров пр. 68-бис) и дальномеров ЗДМС-4, которые обрабатывались системой ПУС «Зенит-41». Достигнутая универсальность артиллерии главного калибра (этим качест-вом предыдущие эсминцы не обладали) считалась большим успехом в свете опыта второй мировой войны.



Зенитная артиллерия включала четыре спаренных 45-мм автомата СМ-16 и два счетверенных 25-мм автомата 4М-120. Автомат СМ-16 обеспечивал дальность стрельбы по горизонту 10,5 км, по высоте - 6,9 км. Управление огнем осуществлялось либо с местного поста, либо от ПУС МЗА, получавших данные от РЛС «Фут-Б». Каждая полубатарея из двух автоматов СМ-16 имела свой артпогреб на 4000 патронов.
Автоматы 4М-120 управлялись только вручную, обладали дальностью стрельбы по горизонту 4,8 км, по высоте - 3,6 км и скорострельностью каждого ствола 275-300 выстр./мия. Для них имелся один общий погреб на 20000 патронов.
Торпедное вооружение было представлено двумя пятитрубными 533-мм аппарата-ми типа ПТА-53-41 с системой ПУТС «Сталинград Т-41», получавшей данные от РЛС «Заря». В целом оно было идентичным аналогу, устанавливавшемуся на легких крейсерах пр. 68-бис. Корабль мог произвести два пяти- или один десятиторпедный залп либо стрелять торпедами в любых других количественных сочетаниях.
На минных рельсах можно было разместить в перегруз 48 мин ЕВ или же 48 контактных минных защитников ГМЗ. В целях ПЛО корабль оснащался шестью бомбометами БМБ-1 (по три на борт), управление которыми (дистанционное или ручное) обеспечивала система ПУСБ «Шар-Б». В кормовой части также были оборудованы подпалубные бомбосбрасыватели на 9 бомб каждый. Полный запас больших глубинных бомб ББ-1 составлял 105 шт.
Радиотехническое вооружение общего назначения включало РЛС обнаружения воздушных целей («Фут-Н»), надводных целей («Риф») и гидроакустическую стан-цию «Пегас».
Экипаж корабля насчитывал 305 человек и размещался в двух жилых комплексах - носовом (11 офицерских кают и 4 матросских кубрика) и кормовом (6 офицерских, 4 старшинских каюты и 5 кубриков). Впервые для наших кораблей в целях обогрева помещений было применено калориферное отопление, а по существу - кондиционирование.


Проведенные испытания показали, что удачным корабль все же назвать было нельзя. Из-за узких образований носовых шпангоутов в подводной части и развала их надводную носовую оконечность сильно забрызгивало, что затрудняло использование носовых 130-мм и 45-мм артустановок. На заднем ходу корабль плохо слушался рулей. Недостатком оказалась и довольно сильная вибрация главных механизмов, кормы и подкреплении кормовой башни ГК. Побортное размещение 45-мм автоматов препятствовало их совместному использованию в носовой и кормовой полубатареях. Кроме того, сами автоматы СМ-16 не являлись серийной продукцией, а «предсерийная» РЛС «Фут-Б» также оказалась ненадежной. Забегая вперед, следует заметить, что впоследствии все они были заменены на другие, новые счетверенные 45-мм автоматы СМ-20-ЗИФ, 25-мм автоматы были сняты, а опытная система «Фут-Б» была заменена на отработанную серийную.
Однако самый большой сюрприз заключался в «недоборе» скорости полного хода и дальности плавания. По ТТЗ скорость полного хода была определена в 36 уз (фактически получили-33,5 уз) при полной мощности ЭУ 62400 л.с., автономность- 20 суток. Дальность плавания технико-экономическим ходом (14 уз) должна была составить 5500 миль, но на испытаниях с трудом удалось «выжать» 5210. Анализ причин данных недостатков тогда оказался поверхностным. В приемном акте отметили недостаточную проектную мощность механической установки и ошибки в методике расчета ходкости корабля. В этой связи специалисты определили «Неустрашимый» «избыточно большим», хотя и имеющим существенные запасы на модернизацию кораблем (причем эта точка зрения стала господствующей еще задолго до начала испытаний). В результате этого в июне 1951 г. постановлением Совмина серия пр. 41 была прекращена, а заложенные эсминцы разобраны.
Новому главному конструктору проекта, сменившему В. А. Никитина,-А. Л. Фишеру (главным наблюдающим от ВМФ остался М. А. Янчевский) было предписано «модернизировать проект 41 в основном в направлении снижения водоизмещения и изменения формы корпуса». . Проектирование начали сразу с этапа техпроекта, поскольку основные решения по вооружению, энергетике, системам и т. п. сохранялись по проекту 41. Корпус нового корабля стал более коротким и обжатым, поэтому часть необходимых внутренних объемов была как бы «выдавлена» на верхнюю палубу - это определило более развитый комплекс корабельных надстроек.

Эскадренные миноносцы проекта 41
(типа «Неустрашимый»)
Проект
Страна
Изготовители
Операторы
Основные характеристики
Водоизмещение стандартное 3 010
полное 3 830 т
Длина 133,83
Ширина 13,57 м
Осадка 4,42 м
Двигатели 2 ГТЗА ТВ-8
Мощность 64 200 л. с.
47 187 кВт
Скорость хода максимальная 33,55 узлов
экономичная 17,9 узлов
Дальность плавания 5210 миль
на 17,9 узлах
Автономность плавания 20 суток
Экипаж 305
(в том числе 19 офицеров)
Вооружение
Навигационное вооружение РЛС «Нептун »
Радиолокационное вооружение РЛС «Фут-Н »
РЛС «Риф-1»
Артиллерия 2 × 2 130 мм СМ-2-1
Зенитная артиллерия 4 × 2 45 мм СМ-16
2 × 4 25 мм 4М-120
Противолодочное вооружение 6 БМБ-2
Минно-торпедное вооружение 2 × 5 ПТА-53-41

История проектирования

Тактико-техническое задание на разработку нового эсминца было утверждено 14 июня 1947 года. Разработка поручалась ленинградскому ЦКБ-53 (ныне Северное проектно-конструкторское бюро). Главным конструктором был назначен Никитин В. А. , а группу наблюдения от ВМФ СССР возглавлял инженер-капитан 2-го ранга Янчевский М. А. Эскизное проектирование длилось год. 19 августа 1948 года его результаты были утверждены постановлением Совета Министров СССР. 28 августа 1949 года был утверждён технический проект. Одновременно решили: «В целях более тщательной отработки новой серии эсминцев с принципиально новыми техническими решениями приступить вначале к постройке одного головного корабля, а уже затем - к серии».

История строительства

Официальная закладка корабля состоялась 5 июля 1950 года на ленинградском кораблестроительном заводе № 190 НКСП (Народного Комиссариата Судостроительной Промышленности) им. А. А. Жданова (ныне ПО «Северная верфь»). Эсминец получил наименование «Неустрашимый». В декабре того же года началось строительство установочной серии эсминцев этого проекта и на других судостроительных заводах. Сборка корпуса осуществлялась из крупных объёмных, полуобъёмных и плоских секций. 29 января 1951 года «Неустрашимый» был спущен на воду. 26 января 1952 года - вышел на заводские ходовые испытания.

Конструкция

Корпус

Согласно проекту 41 «Неустрашимый» имел стандартное водоизмещение 3010 тонн (полное - 3830 т). Наибольшая длина корпуса - 133,83 метра, ширина - 13,57 м, осадка - 4,42 м. Корпус зсминца впервые в истории отечественного надводного кораблестроения был выполнен гладкопалубным, с небольшой седловатостью в средней части . Кроме одной носовой надстройки, котельных кожухов и тамбуров других конструкций на верхней палубе (не считая оружия) не было. В корпусе почти отсутствовали иллюминаторы (за исключением шести), в результате чего «Неустрашимый» в максимально возможной степени отвечал требованиям противоатомной защиты. Главный командный пункт, ограждение ходового мостика, машинно-котельные кожуха, башни главного калибра, зенитные автоматы и стабилизированный пост наводки орудий были защищены броней толщиной от 8-10 до 20 мм .

Энергетическая установка

Одной из особенностью эсминцев проекта 41, в дальнейшем использованной в других проектах, являлась главная энергетическая установка (ГЭУ) . Двухвальная машинно-котельная установка размещалась в двух независимых автономных отсеках. В каждом из них, образующем эшелон, размещался один из главных турбозубчатых агрегатов (ГТЗА) типа ТВ-8 проектной мощностью 33 000 л. с. и два главных котла со всеми обслуживающими механизмами. Автоматизированные котлы КВ-41 имели форсированное дутье непосредственно в топку, вырабатывали пар повышенных параметров с давлением до 64 кг/см². Такая ГЭУ была приспособлена к пуску без предварительного прогрева, имела лучшую манёвренность, пониженное число оборотов гребного вала, уменьшенный вес и габариты. Кроме того, на экономических ходах расход топлива оказался на 20 % ниже, чем у ЭМ проекта 30-бис .

Начиная с эсминцев проекта 41, электроэнергетическая система впервые на советских эсминцах была выполнена на трехфазном переменном токе 220 в 50 Гц . Источником электроэнергии служили 2 турбогенератора мощностью по 400 кВт, 2 дизель-генератора по 200 кВт и стояночный турбогенератор на 100 кВт.

Вооружение

Изначально «Неустрашимый» был оснащен тремя артиллерийскими комплексами :

  • Две двухорудийные 130-мм установки СМ-2-1 с РЛС управления огнём «Якорь-М »;
  • Четыре четырёхствольных стабилизированных спаренных 45-мм орудия СМ-16 с РЛС управления огнём «Фут-Б»;
  • Два четырёхствольных 25-мм автомата 4М-120.

Так же имелось шесть бомбомётов БМБ-2 и два бомбосбрасывателя на 105 глубинных бомб .

В ходе эксплуатации было решено заменить СМ-16 на счетверённые 45-мм СМ-20-ЗИФ , вместо бомбомётов были установлены две реактивные бомбомётные установки РБУ-2500 «Смерч», а 25-мм автоматы сняты вообще .

В качестве торпедного вооружения на «Неустрашимом» были установлены два 533-мм торпедных аппарата (ТА) ПТА-53-41. Минное вооружение составляли мины КБ «Краб» (до 48 штук ).

Радиоэлектронное вооружение составляли:

  • Боевая информационно-управляющая система (БИУС) «Планшет-41»;
  • РЛС обнаружения надводных целей «Риф-1»;
  • РЛС обнаружения воздушных «Фут-Н »;
  • Навигационная РЛС «Нептун »;
  • Гидроакустическая станция (ГАС) «Пегас»;
  • Командно-дальномерные посты СПН-500;
  • аппаратура радиотехнического госопознавания;
  • другое оборудование.

Схема преемственности проекта

Преемственность проектов эсминцев СССР

Проект 956
1969
1967
1965
1963
Проект 56А
Проект 1134
1961
Проект 56К
1959
Проект 56ПЛО
Проект 58
1957
Проект 57бис
Проект 57бис

ЭСКАДРЕННЫЙ МИНОНОСЕЦ «НЕУСТРАШИМЫЙ» ПРОЕКТА 41
DESTROYER «NEUSTRASHIMUI» PROJECT 41

Тактико-техническое задание на разработку нового эсминца было утверждено 14 июня 1947 года. Разработка поручалась ленинградскому ЦКБ-53 (ныне Северное проектно-конструкторское бюро). Главным конструктором был назначен Никитин В. А., а группу наблюдения от ВМФ СССР возглавлял инженер-капитан 2-го ранга Янчевский М. А. Эскизное проектирование длилось год. 19 августа 1948 года его результаты были утверждены постановлением Совета Министров СССР. 28 августа 1949 года был утверждён технический проект.
Назначение: Охранение кораблей и судов на переходе морем. Нанесение торпедных и артиллерийских ударов по кораблям и транспортам противника в составе соединений. Подавление противодесантной обороны противника при высадке десантов. Постановка активных и оборонительных минных заграждений.
Особенности проекта
Качественно новый этап отечественного надводного кораблестроения:
гладкопалубный корпус;
минимальное количество надстроек и отсутствие иллюминаторов в корпусе (требования ПАЗ);
двухвальная экономичная ГЭУ эшелонного типа с повышенными параметрами пара (до 64 кг/см2);
ЭЭС, впервые на эсминцах, выполнена на трехфазном переменном токе 220В И 50 Гц.

Rорпус ЭМ «Неустрашимый» впервые в истории отечественного надводногокораблестроения был выполнен гладкопалубным, с небольшой седловатостью в средней части. Кромеодной носовой надстройки, котельных кожухов на верхней палубе и оружия, других надстроек не было. Вкорпусе почти отсутствовали иллюминаторы, в результате чего «Неустрашимый» в максимально возможнойстепени отвечал требованиям противоатомной защиты.
Одной из особенностью проекта 41, в дальнейшем использованной в других проектах, является главнаяэнергетическая установка (ГЭУ). Двухвальная ГЭУ размещалась в двух независимых автономных отсеках. Вкаждом отсеке, образующем эшелон, размещался один из главных турбозубчатых аг¬регатов (ГТЗА) типа ТВ-8проектной мощностью 33 000 л. с. и два главных котла со всеми обслуживающими механизмами.Автоматизированные котлы КВ-41 имели форсированное дутье непосредственно в топку, вырабатывали парповышенных параметров с давлением до 64 кг/см².
Такая ГЭУ была приспособлена к пуску без предварительного прогрева, имела лучшую манёвренность,пониженное число оборотов гребного вала, уменьшенный вес и габариты. Кроме того, на экономическихходах расход топлива оказался на 20 % ниже, чем у ЭМ проекта 30-бис.
Начиная с проекта 41, электроэнергетическая система впервые на советских эсминцах была выполнена натрехфазном переменном токе 220 В в 50 Гц.

В качестве артиллерии главного калибра на корабле были установлены две двухорудийные 130-мм стабилизированные универсальные палубно-башенные артустановки СМ-2-1. Каждая башня располагала собственным радиолокационным дальномером «Штаг-Б». Башни имели местное и дистанционное управление. Орудия длиной 58 калибров монтировались на общем станке и раздельного вертикального наведения не допускали. Конечно по сравнению с полностью закрытыми башнями пр.30-бис это был шаг назад. Причина этого заключалась в увлечении общей стабилизацией башен универсальной артиллерии и невозможности в приемлемых габаритах обеспечить это для полностью закрытых башен. Подобная стабилизация оказалась бесперспективной и развития не получила. Данные для стрельбы орудий вырабатывала РЛС «Якорь-М» со стабилизированным постом наводки СПН-500 и дальномером ЗДМС-4, данные обрабатывались системой ПУС «Зенит-41». Зенитная артиллерия включала четыре стабилизированных спаренных 45-мм автомата СМ-16 и два счетверенных 25-мм автомата 4М-120. Автоматы СМ-16 управлялись либо с местного поста, либо от приборов МЗА, получавших данные от РЛС «Фут-Б». Автоматы 4М-120 управлялись только вручную. Торпедное вооружение было представлено двумя пятитрубными 533-мм аппаратами, и в целом оно было полностью идентичным таковому, устанавливавшемуся на легких крейсерах пр.68-бис. На минных рельсах на верхней палубе могли размещаться до 48 морских мин КБ или же 48 минных защитников ГМЗ. Кроме того, имелось шесть бомбометов БМБ-2 (по три на борт). Радиотехническое вооружение общего назначения включало РЛС обнаружения воздушных целей «Фут-Н», надводных целей «Риф» и ГАС «Пегас».

Сроки и время проектирования
ТТЗ: 1947 г.
Эскизный проект: 1948 г.
Технический проект: 1949 г.
Рабочий проект: 1950 г.
Начало сдачи головного заказа: 1951 г.

Официальная закладка корабля состоялась 5 июля 1950 года на ленинградском кораблестроительном заводе № 190 НКСП (Народного Комиссариата Судостроительной Промышленности) им. А. А. Жданова (ныне ПО «Северная верфь»). Эсминец получил наименование «Неустрашимый». В декабре того же года началось строительство установочной серии эсминцев этого проекта и на других судостроительных заводах. Сборка корпуса осуществлялась из крупных объёмных, полуобъёмных и плоских секций. 29 января 1951 года «Неустрашимый» был спущен га воду. 26 января 1952 года – вышел на заводские ходовые испытания.
К времени ввода в строй эсминца проекта 41 руководство Минсудпрома охладело к этому проекту. Появились претензии к его слишком большому водоизмещению, что стало считаться неприемлимым при крупносерийном строительстве. Было предложено снизить водоизмещение на 30%. Решением Политбюро в апреле 1951 г. решено было ограничиться строительством только одного корабля и перейти на уменьшенный ва¬риант с сохранением того же вооружения. При этом согласились на уменьшение дальности плавания на 30% и автономности до десяти суток.
Было решено считать пр. 41 «Неустрашимый» опытным кораблем, разработать эсминец меньшего водоизмещения.
Единственный корабль этого проекта – «Неустрашимый» – вошёл в состав 4-го ВМФ 26 июля 1955 г. В том же году после реорганизации флотов, 24 января был переведён в состав Балтфлота. 25 января 1974 г. эсминец был выведен из боевого состава ВМФ, законсервирован и поставлен в Кронштадте на отстой, а впоследствии сдан на слом.
Следующим эсминцем в СССР стал корабль проекта 56, который проектировало тоже ЦКБ-53 и он практически сохранил основное вооружение ЭМ «Неустрашимый».

ХАРАКТЕРИСТИКИ

Водоизмещение
Стандартное: 3 010 т.
Полное: 3 830 т.
Длина наибольшая: 128 м
Ширина наибольшая: 12,6 м
Осадка при полном водоизмещении: 4,1 м
Энергетическая установка:
Главная энергетическая установка котлотурбинная, суммарной мощностью 66 000 л.с. 2 ГТЗА ТВ-8 (2 х 33 000 л.с.), 4 главных котла КВ-41
Скорость полного хода: 36 уз
Скорость оперативно-экономического хода: 14,2 уз
Дальность плавания: 3 500 миль
Автономность по запасам провизии: 20 суток
Комплектация: 305 человек

ВООРУЖЕНИЕ

Артиллерийское: 2 – 130 мм спаренные палубнобашенные установки СМ-2-1
c радиолокационными дальномерами «Штаг-Б»;
2 – 45 мм счетверенные зенитные установки СМ-20-ЗИФ;
2 – 20 мм счетверенные зенитные установки.
Торпедное: 2 – ПТА 533 мм.
Радиотехническое: Радиолокационные средства управления стрельбой зенитной артиллерии «Фут-Б»;
РЛС «Якорь-М» со стабилизированным постом наводки СПН-500;
РЛС обнаружения воздушных целей «Фут-Н»;
РЛС обнаружения надводных целей «Риф»;
ГЛС «Пегас».

Источники: www.severnoe.com, Литинский Д. Ю. Снова проект 41 «Суперэсмицы Советского флота»: Специальный выпуск альманаха «Тайфун», archive.is, cmboat.ru и др.