Объем масла в двигателе муравей. Мотороллер Муравей — обзор, ремонт, тюнинг, отзывы

Если «старики говорят, что лили обычное дизельное масло в бензин» - не верьте таким «старикам», эти старики ездили на «дырчиках» причём в основном крутя педали естественным способом.

В старые добрые времена, когда бензин был дешевле газировки (6 коп. за 1 л; при цене газировки 3 коп за 200 гр.), транспорт с двухтактными двигателями заправляли «мотосмесью» которая состояла естественно из бензина и масла с названием «автол» в соотношении от 1 к 25 до 1 к 100, в зависимости от рекомендаций производителя двигателя.

В чём состоит принципиальное отличие двухтактного ДВС от четырехтактного, и бывают ли трёх и пятитактные двигатели подробно описано в «Букваре по физике» для начальной школы. Кроме того там написано почему никакой двигатель не в состоянии работать без смазки пар трения маслом совершенно определённого качества.

Любое моторное масло (масло для смазки трущихся пар ДВС) состоит из базового масла и различных присадок определяющих качественное предназначение для того или иного типа ДВС. Принципиальное различие масел для двухтактных и четырёхтактных ДВС состоит в том, что в первом – масло должно полностью сгореть вместе с бензином, а во втором - как можно дольше сохранять свои смазывающие свойства при достаточно высоких температурах. Если «мотосмесь» приготовить на масле для четырёхтактного ДВС, то образовавшаяся при сгорании такого масла зола сотрёт зеркало цилиндра и поршень как обычная наждачная бумага достаточно быстро. Если есть желание как можно скорее погубить «муравья» - пользуйтесь советами ваших «стариков».

Особенность двухтактных двигателей советского производства - смазка трущихся пар маслом, которое смешивалось с бензином «вручную». Современные двухтактные двигатели приготавливают топливную смесь непосредственно перед подачей в картер расходуя его из специального бака, в количестве необходимом для конкретного режима работы двигателя.

Подбирая современное масло для «муравья» думаю целесообразно использовать какую либо (какая вам больше нравиться) из систем классификации масел. Меня в моей «автошколе» учили использовать классификацию API (American Petroleum Institute – пендосовский нефтяной институт).

Из отечественных масел нужно использовать исключительно масла для двухтактных ДВС имеющих индекс 2Т. Такие масла выпускаются всеми предприятиями нашей «нефтянки». Кстати и цена этого масла вполне божеская – примерно 130 руб./литр. Даже если вы его разведёте в соотношении 1 к 50 цена топлива увеличиться не существенно в сравнении с современными ценами на бензин.

Вот так как то. Удачи на дороге вам и «муравью».

Мотороллер Муравей выпускался на Тульском машиностроительном заводе с 1959 по 1995 год. Его модификация или как сейчас принято говорить, рестайлинг, был проведен в 1983 году и обновленная версия получила обозначение Муравей 2М 01. Долголетие этому необычному трехколесному транспортному средству принесли, прежде всего, положительные качества, среди которых необходимо выделить:

  • универсальность;
  • доступная стоимость;
  • простой ремонт;
  • компактность;
  • маневренность.

Мотороллер ТМЗ Муравей был первым грузовым экземпляром мотоциклетной техники, серийно выпускаемой в СССР. Наличие грузовой платформы позволяющей перевозить 250 кг груза со скоростью 60 км/ч сделали Муравья очень востребованным. Достаточно отметить сферы, в которых он применялся:

  1. Перевозки внутри города, в том числе небольших партии продуктов для ресторанов, кафе и столовых.
  2. Внутризаводские перевозки, когда небольшие партии тех или иных комплектующих перемещались между производственными цехами.
  3. Транспортировка малых объемов строительных материалов, особенно в городских условиях.
  4. Выполнение перевозок внутри закрытых помещений, прежде всего сельскохозяйственного назначения (тепличные хозяйства, птицекомплексы, животноводческие фермы).

Для различных модификаций мотороллера ТМЗ Муравей применялись четыре варианта кузова:

  • открытый;
  • открытый уменьшенный (устанавливался на грузопассажирском варианте);
  • тент;
  • фургон.

Самым существенным недостатком необходимо отметить отсутствие какого-либо комфорта для водителя, который был вынужден проводить за рулем мотороллера практически весь рабочий день. Особенно трудно было работать в зимнее время, так как в отличие от двухколесных мопедов, скутеров и мотоциклов грузовой мотороллер Муравей эксплуатировался на госпредприятиях и зимой.

Устройство и технические параметры


Устройства мотороллера Муравей было довольно простым и состояло из следующих основных частей:

  • двигатель;
  • рама;
  • трансмиссия и подвеска;
  • электрооборудование;
  • тормозная система;
  • кузов.

Такая простая конструкция мотороллера Муравей 2М 01 и его широкая унификация с двухколесной моделью Тулица (Тула) позволяла владельцам выполнять ремонт самостоятельно.

Мотороллер ТМЗ Муравей имел следующие технические характеристики и эксплуатационные параметры (в скобках приведены данные для модификации мотороллера Муравей 2М):

  1. Привод – 3х2.
  2. Грузоподъемность – 0,25 т (0,28 т).
  3. Двигатель:
    1. тип – бензиновый двухтактный,
    2. зажигание – электронное;
    3. количество цилиндров – 1,
    4. объем – 0,20 л,
    5. вариант охлаждения – принудительное воздушное,
    6. мощность – 11,0 л. с. (12,5 л. с.),
    7. карбюратор – К-36Г,
    8. топливо – смесь бензина с маслом (1/33).
  4. Габаритные размеры:
    1. база – 1,78 м,
    2. длина – 2,68 м,
    3. ширина – 1,25 м,
    4. высота – 2,16 м,
    5. колея – 1,05 м,
    6. дорожный просвет – 0,12 м.
  5. Коробка передач:
    1. тип – механический,
    2. количество передач – 4,
    3. задняя передача – через реверс-редуктор,
    4. способ переключения – ножная педаль.
  6. Общие данные:
    1. масса – 0,24 т,
    2. максимальная скорость – 60 км/ч, (62 км/ч),
    3. объем топливного бака – 13,0 л,
    4. расход топлива – 6,2 л, (6,0 л),
    5. размер колес – 4,00–10.

Основные недостатки мотороллера и его модернизация


Мотороллер Муравей, как и любая техника, кроме своих положительных качеств обладал и недостатками. При этом имеющиеся недостатки можно было отнести как конструкционным, изначально заложенным в устройстве, так и к эксплуатационным, возникающим в процессе работы техники.

По отзывам владельцев к конструкционным недочетам, которые требовали переделки или наиболее частого выполнения ремонта того или иного узла, следует отнести:

  • неудачная схема электрооборудования мотороллера, часто приводящая к выходу из строя составляющих (дина-стартера, реле-регулятора, катушка зажигания) особенно дождливую погоду;
  • непроработанное устройство КПП зачастую с некачественной заводской сборкой приводили к вылету во время работы 2 или 3 передачи. Для устранения владельцам приходилось изучать устройство самой коробки, а также как правильно разобрать, а затем собрать КП после ремонта;
  • небольшая разница в уровнях топлива между баком и камерой карбюратора приводила при малом наличии топлива в баке к работе на обедненной смеси или остановке двигателя.

Наиболее распространенными эксплуатационными недостатками считаются:

  • неустойчивое зажигание на Муравей требующее частых регулировок;
  • малый срок эксплуатации тормозных колодок;
  • потеря гидравлической жидкости амортизаторами, требующая для ремонта разборки, заправки и сборки амортизаторов;
  • нарушение работоспособности электрооборудования дина-стартера под воздействием грязи, воды, пыли. Ремонт выполнялся разборкой-сборкой, прозванием электросхемы с поиском и заменой вышедшего из строя элемента;
  • возникновение трещин в раме;
  • течь масла в КПП.


Очень часто, владельцы, приобретя опыт эксплуатации мотороллера Муравей, проводили модернизацию. Но прежде чем приступить к реализации изменений решались следующие вопросы:

  1. Сколько это будет стоить?
  2. Как будет выглядеть измененный Муравей?
  3. Как найти и собрать необходимые материалы для модернизации?
  4. Сколько будет весить мотороллер после переделки и как это повлияет на технические характеристики?
  5. Сколько уйдет времени на переделку?

После получения положительных ответов на данные вопросы выполнялись работы по изменениям. Мотороллер Муравей тюнинг, которого позволял придать ему дополнительные свойства, сводился к следующим основным переделкам:

  1. Установка самосвального кузова для перевозки сыпучих грузов.
  2. Изменение дизайна внешнего вида.
  3. Монтаж сцепного устройства, позволяющего работать с различными прицепными и полуприцепными устройствами и оборудованием.

Универсальность, стоимость и ремонтопригодность позволили мотороллер ТМЗ Муравей сравнивать по объемам выпуска и популярности с таким лучшими советскими моделями мототехники, как тяжелый и легкий дорожный мотоцикл для села .

Занимаюсь я ремонтом «Муравьев» в общей сложности уже больше 10 лет. И сколько я их не ремонтирую — не перестаю удивляться тому с каким пренебрежением, я бы даже сказал варварством владельцы относятся к своей же технике. Ну да, эта техника не верх совершенства и даже не предел мечтаний, но она же ваша. Какой смысл ее убивать и потом ремонтировать?

Иной раз как откроешь двигатель, а там масло еще со времен поднятия целины и далеко не редкость, когда его залито много меньше положенного уровня. Вот откуда это берется?.. Неужели так по-деньгам напряжно хотя бы раз в сезон купить литр самого дешевого колхозного М8В и поменять???

Замену моторного масла лучше всего производить сразу после поездки или на крайний случай — хорошего прогрева. Ищем емкость в которую будем сливать отработку. Я для этой цели использую обрезанную пластиковую канистру.

Ищем внизу крышки сцепления сливную пробку, ставим под нее емкость, ключом на 17 отворачиваем пробку и сливаем масло. Если масло горячее, то оно стечет буквально за пару минут.

То что вытекло из двигателя очень смахивает на навозную жижу

После того как масло стечет — обтираем чистой тряпкой сливное отверстие, проверяем на целостность прокладку, моем в чистом бензине сливную пробку, наносим на нее немного герметика и заворачиваем пробку на место.

Масло для «Муравьев» я сам практически никогда не покупаю — заливаю, то, что купит клиент. Клиенты, все как один покупают самое дешевое — аналог советского «жигулевского» М8В в нашем случае: обычная минералка, самого низкого качества API SB/CD. По-большому счету «Муравью» лучшего и не надо. Для него когда-то и «Автол» был пределом совершенства, а уж API SB/CD для него за глаза…

Вот такая литровая канистра самого дешевого масла у нас стоит в районе 100 рублей. Можно купить и 4-х литровую канистру — так выгодней.

Отворачиваем на крышке сцепления три болтика, снимаем заглушку и заливаем в двигатель масло

Заливаем масло ровно до тех пор пока оно не дойдет до верхней кромки заливной горловины. На одну заливку уходит примерно 750 мл масла — литровой канистры хватает и еще остается немного на долив до следующей замены