Обзор первых этапов FIA GT3 European Championship. Dodge поддержит европейские гонки FIA GT и FIA GT3

Одновременно с представлением своих автомобилей в Европе, торговая марка Dodge была назначена "Официальным поставщиком автомобилей" для европейских чемпионатов FIA GT и FIA GT3 2006 года. На этих международных чемпионатах представлены специально подготовленные гоночные версии самых мощных и желанных во всем мире суперкаров, которые превращают гонки в исключительно зрелищное представление.

Dodge обеспечит шесть автомобилей для использования на гоночных трассах (и вне их) в каждом из раундов чемпионата FIA GT и FIA GT3 наступающего сезона, который начался 6 и 7 мая гонкой "Silverstone Supercar Showdown" в Англии.

Парк автомобилей Dodge будет состоять из "Официального автомобиля безопасности", "Официального пэйс-кара", одного "Официального медицинского автомобиля" и трех дополнительных автомобилей марки Dodge, которые будут служить в качестве "шаттлов" для VIP-персон и журналистов в ходе гонок.

Помимо предоставления этого парка "официальных автомобилей", марка Dodge также будет представлена в действии на гоночных трассах: девять из 78 автомобилей, которые будут состязаться в новом европейском чемпионате FIA GT3 2006 года, - это Dodge Viper Competition Coupes, которыми будут управлять гонщики французской и итальянской команд. Автомобили восьми других известных производителей обеспечат жесткую и бескомпромиссную борьбу в новой серии гонок, которая станет поистине незабываемым зрелищем для любителей суперкаров. Две гонки FIA GT3 поддержат избранные раунды чемпионата FIA GT.

"Марка Dodge исторически связана с автоспортом, и подобные гонки отлично дополняют многие атрибуты нашего бренда, такие как смелый дизайн и мощность", - сказал Стефан Лабу (Stephane Labous), Директор по международному маркетингу и связям Chrysler Group. - "Поэтому они вполне естественны для марки Dodge, и мы в восторге от того факта, что мы были назначены официальным поставщиком автомобилей для этих волнующих гоночных серий".

Комментируя достигнутое соглашение, Стефан Ратель (Stephane Ratel), Председатель SRO - организации, которая поддерживает и популяризирует эти гонки, - сказал: "Я восхищен тем, что SRO и Dodge пришли к соглашению о поставке официальных автомобилей для европейских чемпионатов FIA GT и FIA GT3 сезона 2006 года. В течение многих лет автомобили Dodge играли главную роль в гонках серии FIA GT. Модель Viper выиграла пять чемпионатов в период с 1997 по 2002 год, а также две гонки Proximus 24 Hours в Спа. В 2006 году начинается новая гоночная эра марки Dodge. Девять автомобилей Dodge Viper Competition Coupe примут участие в совершенно новом европейском чемпионате FIA GT3, что делает наше сотрудничество особенно уместным и своевременным".

Вслед за гонкой в Сильверстоуне, которая открыла сезон 6 и 7 мая, 10 гонок серии FIA GT пройдут в семи странах, включая Чешскую Республику, Германию, Бельгию, Францию, Италию, Румынию и Объединенные Арабские Эмираты. Гонки европейского чемпионата FIA GT3 будут сопровождать серию FIA GT в следующих четырех странах: Германия, Бельгия, Франция (Дижон) и Италия (Муджелло).

Чемпионат FIA GT представляет собой серию самых популярных международных гонок в мире суперкаров. Гоночные автомобили GT развивают мощность более 600 л.с. и способны развить максимальную скорость свыше 320 км/ч; они также соревнуются в гонках на выносливость, включая зрелищные 3-часовые и изнурительные 24-часовые гонки. В 2006 году чемпионат FIA GT посетит восемь стран и будет состоять из 10 этапов. Телевизионная аудитория гонок составит более 750 миллионов семей.

Европейский чемпионат FIA GT3 является новым проектом 2006 года. Он основан на более экономичном подходе по сравнению с высшей серией гонок GT, однако, в то же время, сохраняет зрелищность состязаний суперкаров и использует самые лучшие гоночные трассы. Регламент чемпионата FIA GT3 разрешает лишь очень незначительные модификации для гоночных автомобилей и требует применения шин от единого поставщика. В 2006 году в этом чемпионате, который будет состоять из пяти этапов (десять гонок), примут участие автомобили девяти престижных марок.

Кроме европейских чемпионатов FIA GT и FIA GT3, SRO также поддерживает национальные серии "British F3" и "British GT" в Великобритании, а также основную национальную гоночную серию Франции - чемпионат FFSA GT.

Европейский чемпионат гран-туризмо переживает не лучшие времена – всего шесть этапов о двух гонках по часу в каждом, десять команд и пять марок автомобилей, ведущих борьбу за титул. При этом заезды зачастую проходят при полупустых трибунах, да и гоночный коллектив и пилоты выступают далеко не во всех уик-эндах первенства. Но при этом ситуация в FIA GT3 European Championship выглядит чуть лучше, чем у «старшего брата» FIA GT1 World Championship, с заездами которого в один уик-энд проходят отдельные гонки европейской серии.

FIA GT3. Общий зачёт после четырёх этапов:

1. Доминик Бауманн/Максимилан Бак («Мерседес-Бенц») – 129 очков
2. Гаэтано Арданья Перес/Джузеппе Чиро («Феррари») – 110
3. Давид Менгесдорф/Гэри Прошик («Ламборгини») – 109
4. Стефано Гай/Майкл Лайонс («Феррари») – 108
5. Мика Вахамяки/Макс Нильссон («Мерседес-Бенц») – 86
6. Ни Аморим/Цезарь Кампанико («Ауди») – 79
7. Марк Сур («Ауди») – 63
8. Грегори Жильвер («Ауди») – 58
9. Дино Лунарди/ Жером Демэ («Ауди») – 38
10. Сергей Рябов/Мигель Торил («Феррари») – 35
11. Кирилл Ладыгин/Вячеслав Малеев («Феррари») – 24
12. Джесси Лайне/Жиль Ваннеле («Ламборгини») – 14
13. Джонатан Хирши («Ауди») – 5
14. Филип Сладеска/Герхард Тверасе («Ламборгини») – 4
15. Наталья Фрейдина («Астон Мартин»/«Ламборгини»)/Леонид Мащицкий («Ламборгини») – 3
16. Эдуард Леганов/Риккардо Братшин («Ламборгини») – 3
17. Курт Моллекенс/Ив Виртс («Ауди») – 2
18. Том Кимбер-Смит («Астон Мартин») – 0
19. Альберт фон Турн унд Таксис («Ламборгини») – 0

После четырёх из шести этапов сезона-2012 в FIA GT3 лидирует экипаж команды Heico Gravity-Charouz Team Доминика Бауманна и Максимилана Бака, выигравшие три из восьми гонок года. Их напарники по коллективу Мика Вахамяки и Макс Нильссон на своём Mercedes-Benz SLS AMG GT3 только пятые, но и они не остались без побед.

На втором месте в личном зачёте и в зачёте по количеству побед пилоты AF Corse на купе Ferrari 458 Italia GT3 Гаэтано Арданья Перес и Джузеппе Чиро – у дуэта на счету две выигранных гонки, а их партнёры по команде Стефано Гай и Майкл Лайонс за счёт стабильного финиша в очках и периодических попаданий на подиум идут четвёртыми в классификации чемпионата.

Гонщики Rhino"s Leipert Motorsport Давид Менгесдорф и Гэри Прошик на своём Lamborghini Gallardo LP600+ GT3 занимают в личном зачёте третье место – шутка ли, все шесть гонок, в которых дуэт стартовал, пилоты закончили на подиуме и даже одержали одну победу! Ещё два экипажа команды в составе Филипа Сладески и Герхарда Тверасе, а также Джесси Лайне и Жиля Ваннеле занимают 14-е и 12-е места соответственно – в активе этих дуэтов старт лишь на одном этапе.

На шестой позиции в чемпионате идут гонщики Audi R8 LMS команды Team Novadriver Ни Аморим и Цезарь Кампанико, а следом два места в классификации первенства занимают пилоты Sainteloc Racing на аналогичных немецких купе – пилоты одного дуэта идут седьмым (Марк Сур) и восьмым (Грегори Жильвер), а на девятой позиции - Дино Лунарди и Жером Демэ, ещё один представитель этого коллектива Джонатан Хирши только 13-й.

17-е место в личном зачёте занимают гонщики коллектива Belgian Audi Club Team WRT Ив Виртс и Курт Моллекенс, которые на своём Audi R8 LMS проехали лишь один этап. Замыкают общий зачёт Мах Сандриттер и Филип Гайпель, заявленные на Chevrolet Camaro GT за команду Reiter Engineering, но так и не вышедшие на старт. Аналогично сложилась судьба экипажей Luxury Racing на Ferrari 458 Italia GT3 - Дэвида Холлидэя и Энтони Бельтуаза, Фрэнки Монтекальво и Гуннара Жаннетт, которые не проехали ни одной гонки FIA GT3-2012.

Вообще во второй десятке общего зачёта сплошь гонщики Lamborghini Gallardo LP600+ GT3 преимущественно из команд Rhino"s Leipert Motorsport и Reiter Engineering – неудивительно, ведь за эти два коллектива выступало немало пилотов и в том числе три россиянина.

На четвёртом этапе в Португалии за Rhino"s Leipert Motorsport гонялись Риккардо Братшин и Эдуард Леганов – десятое и девятое места на «Портимане», итоговое 16-е место в личном зачёте. В Бельгии цвета Rhino"s Leipert Motorsport на одной из машин защищал полностью российский экипаж в составе небезызвестного в Европе и довольно успешного гонщика GT Леонида Мащицкого и единственной пилотессы FIA GT3 European Championship Натальи Фрейдиной – этот экипаж финишировал на девятой и десятой позициях в двух гонках и занимает 15-е место в генеральной классификации. На этапе в Португалии Фрейдиной уже в команде Reiter Engineering ассистировал принц и автогонщик Альберт фон Турн унд Таксис, но этот дуэт очков не набрал, записав на свой счёт два 11-х места. Аналогичного результата Наталья добилась на первом этапе сезона во Франции, где выступала с британцем Томом Кимбер-Смитом на Aston Martin DBRS9 российской команды Valmon Racing Team Russia. Двумя гонками первого этапа и закончилось выступление коллектива в чемпионате… Для Натальи сезон складывается неплохо, если учесть, что это её дебют в кузовных гонках, а по ходу первенства ей к тому же пришлось осваивать сразу две машины – Aston Martin и Lamborghini – и постоянно выступать с новым напарником.

FIA GT3. Командный зачёт после четырёх этапов:

1. AF Corse («Феррари») – 243 очка
2. Heico Gravity-Charouz Team («Мерседес-Бенц») – 231
3. Rhino"s Leipert Motorsport («Ламборгини») – 114
4. Sainteloc Racing («Ауди») – 106
5. Russian Bears Motorsport («Феррари») – 92

Другая российская команда Russian Bears Motorsport, известная европейцам по прежним стартам в WTCC и участию в региональным первенствах, а россиянам по гонкам в монокубке «Лада Гранта» и RRC, проехала все шесть этапов, и её экипажи занимают в личном зачёте 10-ю и 11-ю позиции. Отрадно, что из четырёх гонщиков коллектива три пилота из России. Вячеслав Малеев и Кирилл Ладыгин пропустили гонки в Испании, разбив машину на тренировке, но на этапе в Бельгии остановились в шаге от подиума. Только из-за одного вынужденного «прогула» своих коллег впереди идут Сергей Рябов и Мигель Торил – на их счету 10-е место в личном зачёте серии. Сам коллектив замыкает классификацию команд, занимая пятую позицию.

Увы, но пока россияне за победы не борются, в основном занимая позиции в конце первой десятки (четвёртое место Малеева и Ладыгина на «Зольдере» является приятным исключением) – объяснить это можно и недостаточным опытом работы с итальянской техникой, и нехваткой знания трасс. Но в любом случае отдельная российская команда и на данный момент уже шесть стартовавших в серии пилотов из России, каждый из которых набрал очки, – несомненный успех для отечественного автоспорта. Фактически сезон-2012 в FIA GT3 European Championship можно назвать русским, если сравнивать с минувшими годами.

В целом в следующем году от наших соотечественников можно ждать прогресса в европейском первенстве, если, конечно, Russian Bears Motorsport продолжит программу в серии, а сам чемпионат не прикажет долго жить. Предпосылки к тому есть, но об этом поговорим в обзоре сезона-2012 чемпионата мира FIA GT1 World Championship, где также гоняются представители России. Кроме того, в запасе у россиян есть ещё два этапа, чтобы блеснуть в 2012 году, – дебютная гонка в России на московской трассе Moscow Raceway совместно с FIA GT1 World Championship и уик-энд в Нидерландах.

Два крупнейших автопроизводителя представили свои машины для гонок серии GT3.

В сети появились первые снимки и информация о паре будущих болидов серии GT3. Один з них – BMW M6 GT3, второй – Lexus RC-F GT3. Напомним, что в серии GT3 выступают серийные машины, которые (в основном) модифицируются заводскими командами, с минимумом ограничений (вес от 1200 до 1300 кг и мощность двигателя от 500 до 600 л.с.).

Немец еще не представлен официально, но единственное, что о нем неизвестно – это мелкие детали аэродинамического обвеса. Официально все подготовки закончатся только к 2016 году. На машину поставят достаточно мощный двигатель – 4.4 литра, V8 с двумя турбинами. Однако смотря на цифру мощности, чувствуешь себя обманутым – всего лишь 500 лошадиных сил. Курам на смех. Коробка передач – механическая, секвентальная на шесть скоростей. Привод – на задние колеса. Конечно, не быть вообще в конце пелетона поможет улучшенная электроника и ее более отлаженные алгоритмы работы. Чистый вес – 1300 килограмм, подвеска – гоночная, каркас безопасности – есть. А главное, главное – массивное заднее антикрыло! Про цену никто ничего не говорил, но можете поверить, что у вас явно немного меньше денег на счету.

Тестовый пилот Йорг Мюллер, покатавшись пару кругов на данном агрегате, высказал свое мнение: «Это фантастический момент, когда ты заходишь в гараж и видишь там настолько прекрасную машину. Двигатель меня очень впечатлил. Он мощный и имеет хороший крутящий момент, что очень важно для такой машины, как эта».

Японцы решили не отставать от европейских конкурентов. Особенно желание переплюнуть проявилось при выборе заднего антикрыла. У «Мрии» крыла и то меньше. Наверняка такая машина понравится футболистам, ведь вы всегда возите поле с собой.

Машину помогали строить ребята из компании Techno Craft, на создание болида ушло около двух лет. Что, по меркам Lexus очень быстро, ведь предыдущий их спорткар – LFA создавался более 9 лет. Машина оснащена самым мощным V8, который только создавался в компании. И он немного мощнее немецкого конкурента – у японской восьмерки 540 сил. Также “ниндзя” легче на 50 кг – чистый вес 1250 килограмм. Тестирование данной машины должно начаться в этом году, а выступать она будет не раньше сезона 2016 года.

Но в отличие от неё ориентирована на непрофессиональных гонщиков на машинах, близких к серийным. Гонки чемпионата проходят в рамках поддержки этапов FIA GT, в то же время в гонке FIA GT 24 часа Спа участники FIA GT3 стартуют наравне с машинами GT1 и GT2, но в своём зачёте.

Происхождение

Европейский чемпионат FIA GT3 проводит гонки с 2006 г. Он родился в попытке свести воедино участников многочисленных монокубков ГТ, в том числе Ferrari Challenge и Porsche Carrera Cup. Также ФИА и SRO планируют более активно взаимодействовать с самими монокубками.

Техника

Автомобили GT3 являются более дешёвыми версиями машин старших категорий - GT1 и GT2. В отличие от категорий GT1 и GT2 в GT3 запрещена заводская переделка машин. Производитель может лишь предоставить участнику обычный дорожный автомобиль, который тот сам должен подготовить к гонке, причём изменения ограничены. Это сделано с целью уравнять шансы участников. Все автомобили, выступающие в чемпионате, обязаны получить специальное разрешение ФИА. Перед началом сезона SRO испытывает все допущенные автомобили и объявляет их минимальный вес, что должно уравнять участников на автомобилях разной мощности. Официальным пилотом является Кристоф Бушу. Всего допущено:

В 2007 г. были добавлены Jaguar XKR, Ford Mustang, Ford GT и Morgan, а Venturi Atlantic исключён за отсутствием участников. Mosler Deutschland вместе Rollcentre Racing (официальный импортер Мослеров в Европе) пытались омологировать MT900 GT3, но их заявка была отклонена, хотя они и могут участвовать Belcar и Британского чемпионата ГТ (а также в гонках FIA GT в классе G2). На сезон 2009 г. запланирована омологация Alpina B6GT3 на базе BMW 6й серии, а также Audi R8 GT3 LMS. Команды имеют до 3х автомобилей, в экипаже каждого из которых по 2 гонщика, причём они закреплены за ними на весь сезон.

Гонщики

Пытаясь обеспечить равенство соревнования и низкие затраты, ФИА не допускает в чемпионат профессиональных гонщиков, отдавая предпочтение «джентльмен-драйверам». ФИА определяет профессиональных гонщиков как лиц, не достигших 55 лет и имеющих :

  • Суперлицензию ФИА или Лицензию класса А
  • Финиш в Топ10 в таких сериях как Ф3000 , А1 , GP2 , IRL или Champ Car World Series .
  • Финиш в Топ6 в любом чемпионате Ф3
  • Победу в 24 часах Ле-Мана
  • Контракты в заводских командах ведущих автопроизводителей.
  • Другие достижения, определяемые FIA и SRO как достаточные для определения профессионального статуса гонщика.

В виде исключения FIA и SRO могут допустить гонщика имеющего подобные достижения, но достигшего возраста 45 лет.

Гонки

В течение каждого этапа GT3 проводится две гонки продолжительностью 1 час. В командах, имеющих по 2 машины, в квалификации участвуют по два гонщика на машину, причём в каждой из гонок старт дается с позиции занятой одним из гонщиков в квалификации (а в другой гонке - с позиции другого гонщика). В ходе каждой гонки каждая машина обязана совершить пит-стоп для замены всех 4х покрышек и смены водителя. Очки получают гонщики первых 8 машин по системе 10-8-6-5-4-3-2-1. Причём несмотря на борьбу за победу в общем зачёте автомобиль каждой марки также получает очки в зачете своей марки - поскольку в гонках FIA GT3 участвуют машины монокубков, то они могут набирать очки в зачёт своих кубков.

Конкуренты

29 ноября 2006 г. ADAC объявил о старте похожего чемпионата, под названием GT Masters, который стал национальным чемпионатом GT3. В 2007 г. он провел 6 этапов, проходивших в рамках поддержки гонки 24 часа Нюрбургринга и этапов ДТМ .

Также категория GT3 набирает популярность и уже допущена в Британском, Австралийском, Французском и Бельгийском чемпионатах GT. Подобные же машины принимают участие и в гонках серии ГрандАм .

В 2007 г. FIA и SRO организовали похожий Европейский Кубок GT4 с ещё менее мощными и приближенными к серийным машинами, а также с ещё большими ограничениями на состав участников.

Чемпионы

Год Победители личного зачета Победитель командного зачета
2006 Шон Эдвардс Tech 9 Motorsport (Porsche 997 GT3)
2007 Жиль Ванелле
Генри Мозер
(Martini Callaway Racing (Chevrolet Corvette)
Martini Callaway Racing (Chevrolet Corvette)
2008 Анри Пейролс
Джеймс Руффье
(Martini Callaway Racing (Chevrolet Corvette)
Matech Racing (Ford GT)
2009 Кристофер Хаасе
Кристофер Мис
(Phoenix Racing (Audi R8 LMS)
Hexis Racing (Aston Martin DBRS9)
2010 Даниэль Кайлвитц
Кристиан Хоэнадель
(Callaway Competition (