Организация деятельности участка станции технического обслуживания автомобилей. Организация технического обслуживания и ремонта легковых автомобилей Организация участка технического обслуживания автомобилей

Организация работ по техническому обслуживанию легковых автомобилей строится в зависимости от их принадлежности к государственному или индивидуальному сектору. Для техобслуживания автомобилей государственного сектора в автотранспортных предприятиях разрабатывают планы-графики, охватывающие весь подвижной состав автопарка. План-график составляют на месяц, за основу берут периодичность, соответствующую определенным условиям эксплуатации, с учетом фактического суточного пробега.

Организация работ по техобслуживанию автомобилей может быть бригадной или агрегатно-участковой.

Бригадная форма организации техобслуживания предусматривает создание специализированных бригад для проведения работ по всем агрегатам и узлам автомобиля в пределах данного вида техобслуживания и ремонта. При агрегатно-участковой форме организуют отдельные производственные участки, предназначенные для выполнения всех работ по техобслуживанию и ремонту определенных агрегатов и узлов автомобиля, закрепленных за данным участком.

Техобслуживание легковых автомобилей индивидуального сектора проводится на станциях технического обслуживания автомобилей (СТОА). Автомобили, поступившие на СТОА, подвергаются обязательной мойке, а затем поступают на участок приемки для определения их технического состояния. Принятые автомобили направляют в зону технического обслуживания, а затем в зону выдачи. Перед выдачей автомобиля владельцу проводится проверка объема и качества работ, которую выполняют работники отделов технического контроля, непосредственно не связанные с процессами обслуживания и ремонта.

Работы по техническому обслуживанию и ремонту автомобилей распределяют между производственными участками в соответствии с технологической схемой выполнения работ. На станциях техобслуживания СТОА в зависимости от их специализации и объемов выполняемых работ применяют два метода организации техобслуживания: на универсальных и специализированных постах.

Метод техобслуживания на универсальных постах состоит в выполнении всех работ данного вида обслуживания (кроме уборочно-моечных) на одном посту группой исполнителей всех специальностей (слесарей, смазчиков, электриков) или рабочих-универсалов. В том и другом случае каждый специалист выполняет свою часть работы в определенной технологической последовательности. При техобслуживании на универсальных постах возможно выполнение неодинакового объема работ, что характерно для СТОА, обслуживающих автомобили разных марок, когда требуется различное время для выполнения работ.

К недостаткам обслуживания на универсальных постах следует отнести сравнительно низкую производительность и необходимость многократного дублирования одноименного оборудования. Достоинством этого метода является более четкая ответственность за качество выполняемых работ и возможность совмещения работ техобслуживания с текущим ремонтом по необходимости.

При техобслуживании на специализированных постах объем работ данного вида технического обслуживания распределяется по нескольким постам. Посты и рабочие на них, а также оборудование постов специализируются с учетом однородности операций или рациональной их совместимости.

Техобслуживание на специализированных постах может быть поточным и операционно-постовым. При поточном методе специализированные посты расположены прямоточно по направлению движения автомобилей или в поперечном направлении, чаще последовательно по прямой. Необходимым условием при этом является одинаковая продолжительность пребывания автомобиля на каждом посту.

Совокупность постов составляет поточную линию обслуживания. При таком способе организации технического обслуживания сокращаются потери во времени на перемещение (автомобилей и рабочих) и более экономно используются производственные площади. Для перемещения автомобилей с поста на пост в этом случае используются конвейеры.

Известным недостатком любой поточной линии обслуживания является невозможность изменения перечня объема работ на каком-либо из постов. Во избежание этого, а также чтобы обеспечить перемещение обслуживаемых автомобилей с поста на пост в установленном для поточной линии такте, предусматривают резервных «скользящих» рабочих для дополнительно возникающих операций. Часто функции «скользящих» рабочих возлагаются на бригадиров.

Для обеспечения выполнения установленного перечня (объема) работ по техобслуживанию на данном посту при нормативных затратах рабочего времени и расчетной продолжительности простоя автомобиля используют технологические карты, которые могут быть операционно-технологическими и постовыми.

Операционно-технологические карты - это перечень операций обслуживания, составленный в технологической последовательности, по агрегатам, узлам и системам автомобиля (двигатель, сцепление, коробка передач, системы питания, смазочная и т. д.).

Постовые технологические карты включают перечень работ на каждое рабочее место, выполняемых на данном месте.

На основании операционно-технологической карты составляется технологическая карта на рабочее место. Она содержит перечень операций в их технологической последовательности, выполняемых данным рабочим (исполнителем), инструментов, оборудования, описание места выполнения (сверху, снизу, сбоку), количество одноименных мест обслуживания, норму времени и технические условия.

Для обеспечения удобного доступа к автомобилю сверху, сбоку и снизу при проведении техобслуживания используются смотровые канавы, подъемники, эстакады и др. Наибольшее распространение на станциях технического обслуживания получили осмотровые канавы и электромеханические подъемники различных типов.

При проведении технического обслуживания автомобилей в автотранспортных предприятиях и на станциях технического обслуживания широко применяется диагностирование технического состояния автомобилей.

Диагностирование - это технология определения технического состояния автомобиля (агрегата, узла) без его разборки и выдача заключения о необходимости профилактики или ремонта. Диагностированию в первую очередь подвергают сборочные единицы, влияющие на безопасность движения, а также наиболее ответственные и дорогостоящие в производстве и ремонте. Диагностирование выполняют на специализированных линиях или универсальных постах. Кроме того, частично его можно органически включать в поточную линию технического обслуживания и контролировать состояние сборочной единицы в процессе выполнения работ.

Для диагностирования технического состояния агрегатов и узлов автомобиля широко применяют различные стенды и приборы, с помощью которых можно оценить техническое состояние автомобиля перед проведением операций технического обслуживания и проконтролировать качество выполненных работ.

Вопросы темы : 1. В чем сущность планово-предупредительной системы ТО легковых автомобилей? 2. Каков порядок передвижения автомобилей по станции технического обслуживания? 3. Каковы задачи диагностирования автомобиля?

Техно-экономические показатели работы предприятий во многом зависят от состояния и работоспособности оборудования, организации его эксплуатации и ухода за ним, своевременного и качественного ремонта.

Важная роль в организации технического обслуживания и ремонта оборудования отводится внедрению на предприятиях системы планового технического обслуживания и ремонта оборудования (ПТОР).

Назначение системы ПТОР заключается в обеспечении планирования и реализации технического обслуживания и ремонта в определенные сроки в необходимой последовательности и объеме работ.

Система планового технического обслуживания и ремонта оборудования представляет собой комплекс организационно-технических мероприятий по ведению документации технического обслуживания и ремонта; обеспечению персоналом, поддерживающим оборудование в исправном состоянии и обеспечивающим качественные показатели машин и аппаратов, установленных нормативной документацией.

В систему ПТОР входят несколько видов обслуживания и ремонта, которые отличаются друг от друга содержанием работ и использованием технических средств.

Система ПТОР предусматривает: систематическое наблюдение и периодический осмотр, позволяющие своевременно выявлять и устранять неисправности оборудования; ведение технического обслуживания оборудования во время его эксплуатации в установленных режимах; планирование и проведение технического обслуживания и ремонтов; применение прогрессивных методов ремонта с использованием средств механизации и передовых приемов восстановления деталей и узлов.

Ответственность за общую организацию и проведение мероприятий ПТОР возлагается на главного инженера и главного механика (энергетика) предприятия.

Система ПТОР включает в себя два вида работ: межремонтное техническое обслуживание и проведение в установленные сроки плановых ремонтных работ.

Техническое обслуживание оборудования . Техническое обслуживание (ТО) - это комплекс операций по поддержанию исправности и работоспособности оборудования при использовании по назначению и хранении; выполняется в процессе работы оборудования, в дни проведения дезинфекции эксплуатационным персоналом и дежурным персоналом ремонтной службы.

Техническое обслуживание в процессе использования оборудования по назначению выполняется в соответствии с инструкцией по эксплуатации (инструкцией по техническому обслуживанию), разработанной предприятием. Стоимость технического обслуживания относится за счет эксплуатационных расходов.

Состояние и работоспособность оборудования регистрируются ежесменно в журнале приемки и сдачи оборудования по сменам. Правильность ведения журнала контролируется механиком завода (цеха) 1 раз в сутки с обязательным письменным подтверждением контроля.

Регламентированное техническое обслуживание осуществляется в плановом порядке в соответствии с годовым графиком. В комплекс работ по регламентированному техническому обслуживанию входят: контроль за техническим состоянием оборудования; осмотр; устранение обнаруженных дефектов; регулировка; замена отдельных составляющих частей оборудования; чистка, смазка.

Результаты осмотра оборудования, выполняемого при регламентированном техническом обслуживании, отмечаются в журнале. Данные журнала являются исходным материалом для установления объемов работ, выполняемых при очередном плановом ремонте.

Для контроля за состоянием оборудования на предприятии не реже 1 раза в квартал (по отдельным видам оборудования - ежемесячно) проводятся осмотры оборудования инженерно-техническим персоналом службы главного механика и энергетика.

Виды ремонта . Система ПТОР предусматривает следующие виды ремонта: текущий (Т 1 ; Т 2) и капитальный (К).

Текущие ремонты оборудования осуществляются как в ремонтный период, так и в период эксплуатации оборудования для обеспечения восстановления его работоспособности; состоят в восстановлении или замене отдельных деталей и сборочных единиц.

В зависимости от характера и объема работ текущие ремонты подразделяются на первый текущий (Т 1) и второй текущий (Т 2).

Капитальный ремонт осуществляется с целью полного восстановления или близкого к полному ресурсов оборудования с заменой или без замены его частей.

Стоимость текущих и капитальных ремонтов относится за счет средств фонда ремонта, создаваемого на предприятиях по нормативам затрат на ремонт.

Характер и объем работ, выполняемых при капитальном и текущих ремонтах, устанавливаются в соответствии с ведомостью дефектов и уточняются в процессе разборки и ремонта оборудования. Работы, направленные на повышение технических и технологических параметров, относятся, в зависимости от объемов, к модернизации или реконструкции. Планируются они на момент проведения капитального ремонта и финансируются за счет капитальных вложений с увеличением балансовой стоимости основных фондов. Ответственность за их проведение возлагается на главного инженера предприятия.

Формы организации ремонта . В спиртовой отрасли приняты внутризаводские и межзаводские формы организации ремонтного производства.

При внутризаводской форме предусматривается централизованное проведение ремонтов оборудования силами ремонтно-механического цеха (электроцеха) предприятия.

В ремонтный период для достижения высокой производительности труда, повышения ответственности исполнителей за ремонт конкретного оборудования в состав ремонтной бригады включаются рабочие, обслуживающие данное оборудование. При этом для бригад следует подбирать однотипное оборудование, что позволит более рационально использовать квалификацию рабочих, приспособления и инструмент. Распределение работы среди членов бригады осуществляет бригадир по согласованию с механиком завода (цеха). Объекты ремонта распределяются главным механиком по согласованию с главным инженером завода. Списки ремонтных бригад с закрепленными за ними объектами ремонта утверждаются приказом директора.

При межзаводской форме организации ремонтных работ предусматривается:

проведение агрегатного ремонта сложного, крупногабаритного и уникального оборудования в целом и отдельных узлов на специализированных ремонтных заводах, в цехах и на пусконаладочных предприятиях;

централизованное обеспечение предприятий запасными деталями и сборочными единицами отраслевого назначения, а также унифицированными деталями и сборочными единицами, поступающими от машиностроительных заводов, выпускающих соответствующие виды оборудования, и от специализированных заводов по производству запасных частей.

Формы организации ремонта на предприятиях спиртовой отрасли применяются в зависимости от условий организации ремонтных служб.

На предприятиях применяются следующие методы ремонта:

обезличенный, при котором не сохраняется принадлежность восстановленных составных частей к определенному экземпляру оборудования. По организации выполнения этот метод ремонта может быть агрегатным (неисправные агрегаты заменяются новыми или заранее отремонтированными) и детальным (заменяются или восстанавливаются отдельные детали, вышедшие из строя);

необезличенный метод ремонта, при котором сохраняется принадлежность восстановленных составных частей к определенному экземпляру оборудования.

Выбор метода осуществляется исходя из условий наибольшего производственного и экономического эффекта.

Планирование и выполнение ремонтов . Все виды ремонтных работ подлежат планированию. Выполнение плана ремонта является обязательным для предприятий так же, как и выполнение плана выпуска основной продукции.

План ремонта оборудования, контролируемого Госгортехнадзором, составляется отдельно от плана ремонта технологического, энергетического и общезаводского оборудования, не должен быть с ним увязан.

Годовой план ремонта является составной частью техпромфинпланов. Объем и номенклатура ремонтных работ должны обеспечивать бесперебойную и эффективную работу парка технологического, энергетического и общезаводского оборудования. Трудоемкость и стоимость работ сопоставляются с соответствующими показателями техпромфинплана и предусматривают загрузку рабочих и оборудования ремонтной и привлекаемых к ремонту служб. Ремонт начинается после окончания производственного периода.

Перенос срока остановки оборудования на ремонт производится в исключительных случаях с разрешения главного инженера предприятия, а для оборудования, подведомственного Госгортехнадзору, согласовывается с региональными органами Госгортехнадзора.

Годовой план ремонта составляется службой главного механика (энергетика) с учетом данных о наличии оборудования и перечня работ (форма 5); дела оборудования; журналов приемки и сдачи оборудования по сменам, результатов его осмотра при плановом техническом обслуживании; ведомости дефектов; отчетов о ранее выполненных ремонтах; нормативов периодичности и продолжительности текущих и капитальных ремонтов (формы 3, 4); заявок производственных цехов; длительности остановки предприятия на ремонт.

На основании годового плана ремонта оборудования определяют общий объем ремонтных работ по предприятию в целом.

Каждое предприятие обязано составить годовой и месячный графики плановых ремонтов.

Годовой график плановых ремонтов по предприятию составляется службой главного механика (энергетика) и утверждается главным инженером.

Месячные графики составляются службой главного механика на основе годового с уточнением даты остановок на ремонт и их продолжительности. В месячный график при необходимости включаются ремонты, не предусмотренные годовым.

Месячный график утверждается главным инженером предприятия и является основным документом, регламентирующим проведение ремонтов оборудования и планирование работы производства в данном месяце.

На каждую единицу оборудования, подлежащую капитальному или текущему ремонту с периодичностью один год и более, службой главного механика составляется смета затрат на ремонт.

Расчет сметы производится по статьям расхода: основная заработная плата рабочих; премии; материалы, полуфабрикаты, готовые изделия (покупные и собственного производства); цеховые расходы; общезаводские расходы.

Заработная плата и премии рассчитываются в соответствии с действующими на предприятиях нормативами по тарифной сетке и положением о премировании за качественное выполнение и сокращение сроков ремонта.

Расходы по статье "Материалы, полуфабрикаты, готовые изделия" определяются по объектным нормам расхода материала на ремонт данного вида оборудования или на основании имеющегося опыта организации ремонта оборудования на предприятии.

Цеховые и общезаводские расходы определяются в процентном отношении к основной заработной плате ремонтных рабочих в соответствии с техпромфинпланом предприятия.

Тарификация работ при ремонте оборудования проводится по тарифно-квалификационному справочнику, содержащему производственные характеристики всех типов работ с установленными для них тарифными разрядами.

За условную единицу принимается объем работ по капитальному ремонту с установленным нормативом трудозатрат (в чел.-ч) на единицу ремонтосложности (табл. 1).

Нормы запасных частей на ремонт и эксплуатацию . Номенклатура запасных частей устанавливается на основе анализа их расхода и исходя из сроков службы деталей и сборочных единиц.

В номенклатуру запасных частей входят:

детали и сборочные единицы, срок службы которых не превышает продолжительности межремонтного периода;

детали и сборочные единицы, расходуемые в большом количестве и срок службы которых превышает продолжительность межремонтного периода;

детали и сборочные единицы, трудоемкие в изготовлении, заказываемые сторонней организации и лимитирующие эксплуатацию оборудования;

детали и сборочные единицы к импортному оборудованию, независимо от срока службы;

покупные изделия (шарикоподшипники, манжеты, ремни, цепи).

Нормы расхода разрабатываются согласно номенклатуре запасных частей и рассчитываются исходя из количества деталей или сборочных единиц на единицу оборудования и срока их службы.

Номенклатура запасных частей для каждого вида оборудования составляется службой главного механика и вносится в дело оборудования.

Нормы хранения запасных частей . В течение года на складе предприятия хранятся запасные части, покупные изделия и материалы в количестве, обеспечивающем ремонт и эксплуатацию оборудования. По мере расходования их запас восстанавливается.

Нормы складского запаса определяются в соответствии с нормами годовой потребности в запасных частях по каждому виду оборудования. При определении норм запаса не допускается образование неоправданно больших запасов отдельных деталей.

Нормы запаса рассчитываются на основании анализа номенклатуры запасных частей с учетом усредненных сроков службы деталей на единицу оборудования, а также времени на возобновление запаса.

Количество запасных частей одного наименования, подлежащих хранению на складе предприятия, определяется по формуле

З = BОHК/C 3 ,

где В - количество однотипных запасный частей в единице оборудования; О - количество единиц однотипного оборудования; И - периодичность поступления деталей от изготовителя, мес (обычно 3, 6, 12 мес); К - коэффициент понижения, учитывающий однотипность деталей в группе оборудования; С 3 - срок службы запасной части, мес.

Значение К приведено ниже.


Пересмотр и корректировку номенклатуры и норм хранения запасных частей предприятие производит по предложениям службы главного механика не реже 1 раза в год, в первоначальный период создания парка запасных частей (в течение первых двух-трех лет) и не реже 1 раза в два года - в дальнейшем.

Ответственность за своевременное и полное обеспечение предприятия всеми необходимыми материалами и запасными частями возлагается на начальника службы материально-технического снабжения, а за обеспечение запасными частями, изготовляемыми в ремонтно-механических мастерских (РММ), - на главного механика предприятия.

Контроль за условиями хранения и состоянием парка запасных частей на предприятии осуществляет служба главного механика.

За последние годы на автотранспорте получила распространение новая форма организации производства и труда - агрегатно-участковый метод организации технического обслуживания и текущего ремонта автомобилей.

При этом методе в автохозяйстве организуют производственные участки, на которые возлагаются все работы по техническому обслуживанию и ремонту подвижного состава. При этом каждый производственный участок выполняет работы по одному или нескольким агрегатам и механизмам автомобиля во всех видах воздействия (ТО-1, ТО-2 и TP). Так, например, рабочие производственного участка, выполняющие работы по двигателю, производят их на постах технического обслуживания (ТО-1 и ТО-2), на постах текущего ремонта и отделении ремонта двигателей агрегатного цеха.

Производственные участки, специализирующиеся на обслуживании и ремонте определенных агрегатов, механизмов и систем автомобиля, считаются основными, а специализирующиеся по видам работ (жестяницким, сварочным, медницким, кузнечным, слесарно-механическим и др.), обслуживающие основные участки, - вспомогательными.

Для крупных и средних автохозяйств организуют восемь производственных участков с соответствующим распределением работ между ними.

№ производственного участка Наименование и виды работ
1 Техническое обслуживание и ремонт двигателей
2 Техническое обслуживание и ремонт сцеплений, коробок передач, ручного тормоза, карданной передачи, редуктора, самосвального механизма
3 Техническое обслуживание и ремонт переднего моста, рулевого управления, заднего моста, тормозной системы, подвески автомобиля
4 Техническое обслуживание и ремонт систем электрооборудования и питания
5 Техническое обслуживание и ремонт рамы, кузова, кабины, оперения и облицовки. Медницкие, жестяницкие, сварочные, кузнечные, термические и кузовные работы
6 Техническое обслуживание и ремонт шин
7 Слесарно-механические работы
8 Моечно-уборочные работы

При незначительном среднесуточном пробеге и малом количестве автомобилей в автохозяйстве, определяющих малый объем работ производственных участков и недоиспользование на них рабочих, количество производственных участков за счет их объединения может быть сокращено до четырех.

В этом случае объединяются I и II участки, III и VI и V и VII. Моечно-уборочные работы в самостоятельный производственный участок не выделяются. Данный вид обслуживания выполняется водителями.

Работы, закрепленные за основными производственными участками, выполняются на постах технического обслуживания и ремонта автомобилей.

При выполнении технического обслуживания на поточных линиях его организуют в самостоятельный участок (например, ЕО и ТО-1) или закрепляют за соответствующими производственными участками специализированные посты линии или рабочие места, если возможна их полная загрузка.

При данной организации производства технического обслуживания и ремонта повышается ответственность исполнителей, а значит, и качество работы и надежность автомобилей.

Рис. Схема управления производством при агрегатно-участковом методе технического обслуживания и ремонта

Управление производством технического обслуживания и текущего ремонта автомобилей в автохозяйствах при агрегатно-участковом методе осуществляется по схеме.

В соответствии с данной схемой главный инженер осуществляет общее руководство производством. Начальник производства организует производство и эффективный его учет. На него возлагаются мероприятия, направленные на повышение качества технического обслуживания и ремонта подвижного состава, снижение простоев автомобилей в текущих ремонтах, снижение стоимости технического обслуживания и ремонта и др.

Диспетчер производства осуществляет оперативное руководство всеми работами на постах технического обслуживания и ремонта автомобилей и отвечает за своевременную подготовку автомобиля к выпуску.

Механик контрольного пункта контролирует техническое состояние автомобилей как по возвращении с линии, так и при выпуске после технического обслуживания или ремонта. Начальник отдела главного механика (мастер, бригадир) обеспечивает ремонт оборудования, зданий и сооружений.

Производственный участок возглавляет и руководит им бригадир, мастер или начальник (в зависимости от назначения и объема работы участка). Руководитель организует работу участка, закрепляет рабочих по видам технического обслуживания и ремонта, перемещает рабочих с одного вида работ на другой, обеспечивает их неснижаемым фондом запасных частей, материалов и агрегатов и проводит мероприятия по повышению качества технического обслуживания и ремонта.

Под рационально организованным технологическим процессом понимается определенная последовательность ра­бот, обеспечивающая высокое качество их выполнения при мини­мальных затратах.

Работы по ТО и ремонту автомобиля выпол­няется на рабочих постах основного производственной. Кроме того, работы по обслуживанию и ремонту приборов системы питания, электротехнические, аккумуляторные, шиномонтажные, слесарно-механические и другие работы частично выполняются на специа­лизированных производственных участках после снятия соответ­ствующих узлов и агрегатов с автомобиля.

В основу организации технологического процесса положена единая функциональная схема /5/: автомобили, прибывающие на ПАС для проведения ТО и ремонта, проходят участок уборочно-моечных работ и поступают далее на участки приемки, диагностирования, ТО и ТР (рис. 4.1).

С целью рациональной организации технологического процес­са на ПАС все посты (автомобиле-места) имеют определенные индексы, в которых первая цифра (до точки) обозначает принад­лежность данного поста к определенному участку, а вторая цифра (после точки) - вид поста:

О - автомобиле-место ожидания; /- рабочий пост со стационарным подъем­но-транспортным оборудованием; 2 - рабочий напольный пост; 3- вспомогатель­ный пост; 4- рабочий пост со стендом для проверки тормозов; 5- рабочий пост со стационарным оборудованием для проверки и регулировки углов установки колес; 6- рабочий пост с оборудованием для проверки приборов

освещения и сигнализации, а также двигателя и его систем (возможна установка мощностного стенда).

Посты и производственные участки ПАС (рис. 4.2) обозна­чаются следующими индексами:

/ - участок приемки и выдачи; 1.3- пост контроля, приемки и выдачи (вспомогательный);2- участок мойки; 2.1- пост мойки (рабочий); 2.3- пост сушки (вспомо­гательный);3 - участок диагностирования; 3.4- рабочий пост со стендом для проверки тормозов; 3.5- рабочий пост со стационарным оборудованием для проверкии регулировки углов установки колес; 3.6- рабочий пост проверки двигателя, его систем и приборов освещения и сигнализации (может быть оснащен мощностным стендом);4 - участок ТО; 4.0- автомобиле-место ожидания; 4.1- рабочий пост ТО со стационарным подъемным оборудованием; 4.2- рабочий напольный пост ТО; 5 - участок ТР; 5.0- автомобиле-место ожидания; 5.1- рабочий пост ТР со стационарным подъемным оборудованием;6- участок смазывания; 6.0- автомобиле-место ожидания; 6.1.- рабочий пост со стационарным подъемным оборудованием; 7 - участок ремонта и заряда аккумуляторных батарей; 7.0- автомобиле-место ожидания;8 - участок ремонта электрооборудования и приборов; 8.0- автомобиле-место ожидания; 9 - участок ремонта приборов системы питания; 9.0- автомобиле-место ожидания; 10- агрегатно-механический участок; 10.0- автомобиле-место ожидания; 11 - шиномонтажный участок; 11.0- автомобиле-место ожидания;

12 - обойно-агрегатный участок; 12.0- автомобиле-место ожидания; 13- кузовной участок; 13.0- автомобиле-место ожидания; 13.1- рабочий пост со стационарным подъемным оборудованием; 13.2- рабочий напольный пост;

14 - окрасочный участок; 14.1- рабочий пост со стационарным подъемным

оборудованием; 14.2- рабочий напольный пост; 14.3- вспомогательный пост.

Для универсальных ПАС иного типоразмера или специали­зированных ПАС номенклатура постов и производственных уча­стков может быть отличной от вышеприведенной, но принцип индексации сохраняется.

Закрепление автомобиле-мест ожидания за специализирован­ными участками (7-12} носит условный характер, поскольку рассматриваемые виды специализированных работ в большем сво­ем объеме являются внепостовыми и могут быть выполнены, когда автомобиль находится на любом рабочем посту или автомо­биле-месте ожидания. В основу условного закрепления автомобиле-мест ожидания за специализированными участками 7-12 поло­жен принцип наибольшего приближения их к этим постам.

Рис. 4.1. Функциональная схема ПАС

Типовые виды работ, выполняемые на ПАС, условно обозна­чаются индексами:

ПР - приемка и проведение осмотренных работ; УМ - уборочно-моечные работы; Д - диагностические работы; ТО- техни­ческое обслуживание (в том числе КР - крепежные работы;

РГ - регулировочные работы; СП - работы по системе питания;

СЭ - работы по системе электрооборудования; CM - смазочные работы); ТР-текущий ремонт (в том числе внепостовые рабо­ты

специализированных участков 7-12); КК- контроль выпол­ненных работ; В - выдача автомобилей владельцам.

Рис. 4.2. Схема расположения постов и участков типового ПАС:

/ - производственная зона; // - административная зона

Учитывая право владельца автомобиля заказать на ПАС выполнение работ любого вида или выборочного комплекса работ, составлены наиболее характерные варианты сочетания ви­дов и комплексов работ по ТО и ТР автомобилей и их рациональ­ной организации (рис. 4.3):

Вариант 1 - ТО в полном объеме. Автомобиль поступает в зону ТО, где в определенной последовательности согласно тех­нологическим картам выполняются работы (крепежные, регулиро­вочные по системе питания, по системе электрооборудования, смазочные), предусмотренные объемы ТО-1 или ТО-2.

Вариант 2 - выборочные работы ТО. Автомобиль поступает в зону ТО, где выполняются выборочные виды или комплекс работ, согласованных с заказчиком.

Вариант 3 - ТО в полном объеме и ТР. Автомобиль поступа­ет в зону ТР и на автомобиле-места специализированных производственных участков (7- 72), на кузовной (13} и окрасоч­ный (14} участки. Из зоны ТР после диагностирования автомо­биль поступает на ТО, которое проводится согласно технологи­ческим картам.

Вариант 4 - выборочные работы ТО и ТР. Автомобиль посту­пает в зону ТР, а затем после диагностирования в зону ТО для проведения выборочных комплексов работ из объема ТО, которые заказаны владельцем автомобиля.

Вариант 5 - ТО в полном объеме и работы ТР, необходимость проведения которых была выявлена при диагностировании. Авто­мобиль поступает на участок диагностирования, затем в зону ТР, после которой в зону ТО, где оно проводится в полном объ­еме.

Вариант 6 - выборочные работы ТО и работы ТР, необходи­мость проведения которых была выявлена при диагностировании. Последовательность выполнения работ такая же, как и при ва­рианте 5, но на постах ТО выполняются только заявленные комплексы работ.

Вариант 7- работы ТР по заявке владельца. Автомобиль поступает на участок ТР, где согласно технологическим картам

выполняются заявленные владельцем работы.

Вариант 8- работы ТР, необходимость проведения которых

выявлена при диагностировании. После диагностирования и уточ­нения объема работ с заказчиком автомобиль поступает в зону ТР, где согласно технологическим картам выполняются необходи­мые виды работ.

В процессе проведения обслуживания может оказаться, что

пост, на который должен направляться автомобиль для очеред­ного воздействия, занят. В этом случае автомобиль ставится на автомобиле-место ожидания и по мере освобождения постов направляется на них согласно соответствующему варианту схемы.

При выполнении любого вида или комплекса работ автомо­биль проходит приемочно-осмотровые и уборочно-моечные работы (последовательность выполнения этих работ зависит от планиро­вочной схемы ПАС), а также диагностические работы по опреде­лению технического состояния узлов, агрегатов и систем авто­мобиля, влияющих на безопасность движения, а при необходимос­ти и углубленное диагностирование. Затем автомобиль направ­ляется на соответствующие посты или автомобиле-места ожидания для выполнения работ, предусмотренных данным вариантом.

После производства соответствующих технических воздейст­вий по одному из перечисленных вариантов автомобиль проходит контроль полноты объема и качества работ (чаще всего на пос­тах диагностирования и приемки-выдачи автомобилей), а затем выдается владельцу или поступает в зону ожидания.

В зависимости от числа постов, между которыми распределя­ют комплекс операций данного вида обслуживания и их обору­дования, различают два метода организации работ: на универсаль­ных или на специализированных постах.

Метод организации работ на универсальных постах предус­матривает выполнение всех работ данного вида ТО одной брига­дой рабочих всех специальностей или рабочими-универсалами высокой квалификации. Универсальные посты могут быть тупико­вые и проездные. На участках ТО и ТР в основном применяют ту­пиковые посты, на уборочно-моечном участке - проездные посты.

Преимуществом организации работ на универсальных постах является возможность проведения на них различного объема работ, а недостатком - увеличение общего времени на обслужи­вание автомобиля и многократное дублирование одинакового обо­рудования. При наличии нескольких универсальных параллельно расположенных постов работы могут выполняться специализиро­ванными бригадами, которые после выполнения своей работы на одном посту переходят на другой. Таким образом, в результате более рационального распределения исполнителей по постам эф­фективнее используется рабочее время, однако из-за неравно­мерности поступления автомобилей и разного объема работ воз­никают организационные трудности.

Метод технического обслуживания на специализированных постах заключается в расчленении объема работ данного вида ТО и распределении его по нескольким постам. Посты оснащены специализированным оборудованием, а рабочие на них специали­зируются соответственно с учетом однородности работ или ра­циональной их совместимости. На типовых ПАС предусмотрены специализированные посты смазывания и диагностирования авто­мобилей. Возможна специализация и других видов работ. Специа­лизированные посты могут быть организованы по поточному или операционно-постовому (тупиковые посты) методу.

При поточном методе организации работы каждого вида обслу­живания проводят на нескольких последовательно располо­женных постах, за каждым из которых закрепляют специали­зированные рабочие места для выполнения определенных опера­ций. Совокупность постов составляет поточную линию обслужива­ния. Поточный метод эффективен в том случае, если сменная программа обслуживания достаточна для полной загрузки поточ­ной линии, операции обслуживания четко распределяются по исполнителям, работы широко механизируются, имеются надле­жащая материально-техническая база и резервный пост или сколь­зящие исполнители для оперативной корректировки ритма линии и синхронизации загрузки постов. В этом случае производи­тельность труда повышается до 20 %.

При oneрационно-постовом методе обслуживания автомобилей объем работ каждого вида обслуживания также распределяет­ся по нескольким постам. После обслуживания на одном посту автомобиль перемещается на другой пост. Время пребывания на каждом посту обслуживания должно быть одинаковым. Органи­зация работ операционно-постовым методом позволяет специали­зировать оборудование, механизировать технологический процесс и этим повысить качество работ и производительность труда. Однако при этом неизбежны потери времени на многократные установки и съезды автомобилей и постов и загрязнение атмосферы помещения отработавшими газами.

Учитывая неравномерный характер поступления индивидуаль­ных автомобилей на ПАС, а также возможность выборочного проведения отдельных комплексов работ, оперативно-постовой ме­тод обслуживания находит наибольшее распространение на ти­повых ПАС наряду с обслуживанием на универсальных и частич­но специализированных постах.

Ремонт автомобилей на ПАС осуществляют агрегатным или индивидуальным методом.

Агрегатный метод ремонта является более прогрессивным и заключается в замене неисправных агрегатов, узлов или дета­лей исправными, взятыми из оборотного фонда, или новыми, что позволяет сократить время простоя автомобилей на ПАС. Для успешного внедрения этого метода необходимо иметь достаточный фонд оборотных агрегатов и узлов.

Индивидуальный метод ремонта предусматривает установку агрегатов после ремонта на тот же автомобиль. В перспективе возможен комбинированный метод ремонта, при котором агрегат или узел заменяют на новый или взятый из оборотного фонда, а затем при повторном заезде заменяют на ранее снятый с этого же автомобиля и отремонтированный в договорный срок, т. е. метод проката агрегатов по согласованию с владельцем автомобиля и за соответствующую плату.

Организация ТО и ТР на ПАС включает применение технических, технологических и учетных документов, использова­ние технических условий, технологических карт, а также организа­цию рабочих мест и отладку работы на них.

Технологические карты отражают порядок проведе­ния операций, применение определенного оборудования, приспо­соблений и инструмента, необходимых материалов, выполнение работ исполнителями соответствующей профессии и квалификации и служат средством синхронизации загрузки рабочих постов. С их помощью можно корректировать технологически процесс путем перераспределения групп работ по постам с учетом их трудоем­кости и специализации, расчленения некоторых групп работ на отдельные операции и совмещения их с другими операциями. Карты могут быть операционно-технологическими и постовыми.

Операционно-технологические карты представ­ляют перечень операций, составленный в определенной технологи­ческой последовательности по агрегатам, узлам и системам авто­мобиля. Постовые-это те же операционно-технологические карты, в которых перечень и последовательность операций скор­ректированы в соответствии со схемой расстановки исполнителей и методом организации производства.

Наибольшее применение при обслуживании и ремонте автомо­билей получили три метода организации производства: метод спе­циализированных бригад, метод комплексных бригад и агрегатно-участковый метод.

Метод специализированных бригад предусматривает закрепле­ние всех работ ТО и ТР автомобилей за определенными брига­дами рабочих. Применение этой прогрессивной формы организа­ции труда возможно лишь при достаточно интенсивном поступле­нии автомобилей на ПАС, необходимом для обеспечения пол­ной загрузки рабочих, и при наличии специализированных постов для проведения ТО и ремонта автомобилей. На крупных ПАС с поточными линиями ТО и зоной ТР создаются специализирован­ные бригады, в остальных случаях - комплексные бригады.

Метод комплексных бригад заключается в выполнении каждой бригадой всего комплекса работ ТО и ТР автомобилей. Бригады укомплектовывают исполнителями различных специальностей, не­обходимыми для выполнения закрепленных за бригадой работ. Преимуществом комплексных бригад является их полная ответст­венность за качество работ. Наличие в бригаде рабочих всех специальностей позволяет оперативно корректировать выполнение различных работ по времени. Бригадир может переводить рабо­чих, занятых на ТО, на ремонт автомобилей и наоборот. Однако комплесная бригада требует более высокой квалификации рабо­чих, а производительность труда рабочих в этой бригаде, как пра­вило, ниже, чем в специализированной.

Агрегатно-участковый метод состоит в том, что все работы по ТО и ремонту распределяются между специализированными производственными участками, полностью ответственными за ка­чество и результаты своей работы. Эти участки являются основ­ными звеньями производства. Каждый из производственных участ­ков выполняет работы по всем видам ТО и ТР одного или нескольких агрегатов, узлов, систем, механизмов, приборов. При таком методе организации устанавливается четкая ответствен­ность за качество выполненных работ. Высокая специализация позволяет эффективно применять высокопроизводительное обору­дование, механизировать и автоматизировать работы и на этой ос­нове повышать их качество. Недостатком этого метода является трудность маневрирования автомобиля по специализированным постам, что ведет к излишним затратам времени и тем самым ограничивает его применение на практике.

Метод организации производства выбирают в зависимости от уровня концентрации и специализации предприятия. На ПАС для обслуживания автомобилей одной марки и имеющих высокую техническую оснащенность создаются специализированные брига­ды для каждого вида обслуживания и ремонта автомобилей, но могут быть и комплексные бригады.

Организация технологических процессов ремонта в значитель­ной мере зависит от качества подготовки производства и осна­щенности ПАС современным оборудованием.

Уровень механизации производственных процессов на ПАС определяется степенью охвата рабочих механизированным трудом и долей механизированного труда в общих трудозатратах. Показатели уровня механизации определяют раздельно для каждого подразделения и в целом по предприятию.

Под организационно-производственной структурой инженерно-технической службы (ИТС) понимается упорядоченная совокупность производственных подразделений, определяющая их число, размер, специализацию, взаимосвязь, методы и формы взаимодействия.

Производственная структура автотранспортного предприятия представляет собой форму организации производственного процесса и находит своё отражение в составе и количестве цехов и служб, их планировке; в составе и количестве рабочих мест внутри цехов.

В общем случае организационно-производственная структура ИТС, предусматривающая функциональные группы подразделений для выполнения указанных задач и управления процессом их выполнения, приведена на рисунке 3.1.

Инженерно-техническая служба включает следующие производственные участки и комплексы:

Комплекс ТО и диагностирования (ТОД), который объединяет исполнителей и бригады ЕО, ТО-1, ТО-2, и диагностирования;

Комплекс ТР, в котором объединяются подразделения, выполняющие ремонтные работы непосредственно на автомобиле (постовые);

Комплекс ремонтных участков (РУ), в котором объединяются подразделения и исполнители, занятые восстановлением оборотного фонда агрегатов, узлов и деталей.

Ряд работ выполняется непосредственно на автомобиле и в цехах (электротехнические, жестяницкие, сварочные, малярные и др.). Отнесение этих подразделений к комплексу ТР или РУ производится с учётом преобладающего (по трудоёмкости) вида работ.

ИТС включает следующие подсистемы (подразделения, отделы, цехи, участки):

Управление ИТС в лице главного инженера, ответственного за техническое состояние автомобилей, их дорожной и экологической безопасности;

Группу (центр, отдел) управления производством ТО и ремонта автомобилей;

Технический отдел, где разрабатываются планировочные решения по реконструкции и техническому перевооружению производственно - технической базы, осуществляется подбор и заказ технологического оборудования, разработка технологических карт; разрабатываются и проводятся мероприятия по охране труда и технике безопасности, изучаются причины производственного травматизма и принимаются меры по их устранению; проводится техническая учеба по подготовке кадров и повышению квалификации персонала; составляются технические нормативы и инструкции, конструируются нестандартное оборудование, приспособления и оснастка;

Отдел главного механика, осуществляющий содержание в технически исправном состоянии зданий, сооружений, энергосилового и санитарно-технического хозяйств, а также монтаж, обслуживание и ремонт технологического оборудования, инструментальной оснастки и контроль за правильным их использованием; изготовление нестандартного оборудования;

Отдел материально-технического снабжения, обеспечивающий материально-техническое снабжение, составление заявок по снабжению и эффективную организацию работы складского хозяйства. Одним из важных условий улучшения использования подвижного состава, повышения его технической готовности является своевременное обеспечение АТП топливом, запасными частями, шинами, гаражным и ремонтным оборудовании. От рационального использования материально-технических средств зависит точное выполнение производственных показателей, ритмичная работа предприятия, повышение производительности труда. Экономичное использование ресурсов, сокращение их расхода снижает себестоимость перевозок.

Отдел материально-технического обеспечения (МТО) должен обеспечивать производство необходимыми материальными ресурсами, осуществлять контроль за их потреблением и использованием.

План МТО состоит из отдельных расчетных таблиц, классифицируемых по виду материалов:

Потребность в топливе, смазочных и эксплуатационных материалах, шинах, запасных частях;

Потребность в топливе для технологических целей и электроэнергии;

Потребность в подвижном составе и оборудовании.

Целью данного вида планирования является экономия материальных ресурсов за счет различных факторов, а также контроль за расходованием материалов.

На отдел материально-технического снабжения (МТС) возложены задачи по определению потребности в различных видах сырья и материалов, оборудования и т. д.

Управление расходом эксплуатационных материалов в АТП, направленное на эффективное использование подвижного состава, включает планирование расхода материалов по нормативам, по номенклатуре и количеству, по фактическим затратам, в денежном выражении; получение, хранение и выдачу материалов; оперативное и текущее управление расходом (рисунок 3.1).

Рисунок 3.1 - Схема управления расходами эксплуатационных материалов

На долю топлива в общей себестоимости перевозок приходится 15-20%. Поэтому экономия топлива и смазочных материалов (ТСМ) имеет значение как фактор не только снижения себестоимости автомобильных перевозок, но и снижения энергетических ресурсов.

На практике приводится ряд мероприятий, направленных на экономичное расходование ТСМ при транспортировке их со складов, при хранении, раздаче и в процессе работы автомобиля.

Выдача ТСМ водителю производится по талонам на основании путевого листа. Количество топлива и масла вписывается в путевой лист. Выдача ТСМ для ТО и ТР производится на основании требования. Для первичного учета ТСМ на предприятии ведется «Книга учета ТСМ».

Отделу эксплуатации запрещается принимать путевые листы, в которых не внесены сведения о выдаче ТСМ. После обработки путевых листов в отделе эксплуатации они подаются в группу учета ТСМ, где специально ведется учет фактического и нормального расхода топлива на каждый автомобиль. Техник по учету топлива заполняет на каждый автомобиль учетную карточку, лицевой счет водителя, в которых записывается выполненная транспортная работа, число ездок, расход топлива по норме и факту. Контроль расхода топлива по автомобилю и водителю ведется в литрах, а по АТП в целом - в килограммах.

На долю запасных частей приходится около 70% номенклатуры изделий и материалов, потребляемых автомобилями. Автомобильные шины и аккумуляторы не входят в номенклатуру запасных частей, поэтому их учитывают и распределяют отдельно.

Перечень материалов, которые используются для удовлетворения хозяйственных нужд АТП, достаточно велик. Среди них режущие и мерительные инструменты, электронно-технические материалы, спецодежда. Работникам материально-технического обеспечения, осуществляющим снабжение предприятия, необходимо заблаговременно и в нужном количестве заказать, вовремя получить, правильно распределить и хранить их. Потребность предприятия в запасных частях зависит от большого числа факторов, которые можно по характерным признакам представить следующими группами: конструктивные, эксплуатационные, технологические и организационные. Отдел технического контроля, осуществляющий контроль за полнотой и качеством работ, выполняемых всеми производственными подразделениями, контролирующий техническое состояние подвижного состава при его приёме и выпуске на линию. Комплекс подготовки производства, осуществляющий подготовку производства, т.е. комплектование оборотного фонда запасных частей и материалов, хранение и регулирование запасов, доставку агрегатов, узлов и деталей на рабочие посты, мойку и комплектование ремонтного фонда, обеспечение рабочих инструментом, а также перегон автомобилей в зонах ТО, ремонта и ожидания. Организация производства ТО и ремонта автомобилей в 121-ПЧ ГУ ПТЦ ФПС по Свердловской области производится агрегатно-участковым методом. Который состоит в том, что все работы по ТО и ремонту подвижного состава распределяются между производственными участками, ответственными за выполнение всех работ ТО и ТР одного или нескольких агрегатов (узлов, механизмов, систем), по всем автомобилям парка (рисунок 3.2).


Рисунок 3.2 - Структура инженерно-технической службы при организации производства ТО и Р по агрегатно-участковому методу