Основные функции электронного блока управления двигателем в автомобиле. Электронный блок управления (ЭБУ) — мозг вашего автомобиля Мозги машины как подругому

(function(w, d, n, s, t) { w[n] = w[n] || ; w[n].push(function() { Ya.Context.AdvManager.render({ blockId: "R-A-136785-1", renderTo: "yandex_rtb_R-A-136785-1", async: true }); }); t = d.getElementsByTagName("script"); s = d.createElement("script"); s.type = "text/javascript"; s.src = "//an.yandex.ru/system/context.js"; s.async = true; t.parentNode.insertBefore(s, t); })(this, this.document, "yandexContextAsyncCallbacks");

Что такое электронный блок управления двигателем?

ЭБУ — электронный блок управления двигателем автомобиля, его другое название — контроллер. Он принимает информацию от многочисленных датчиков, обрабатывает ее по особым алгоритмам и, отталкиваясь от полученных данных, отдает команды исполнительным устройствам системы.

Электронный блок управления является составным звеном бортовой сети автомобиля, он ведет постоянный обмен данными с другими компонентами системы: антиблокировочной системой, автоматической коробкой передач, системами стабилизации и безопасности автомобиля, круиз-контролем, климат-контролем.

Обмен информацией ведется посредством CAN-шины, которая объединяет все электронные и цифровые системы современного автомобиля в одну сеть.

Благодаря такому подходу можно оптимизировать работу двигателя: расход топлива, подачу воздуха, мощность, крутящий момент и др.

Основными функциями ЭБУ являются:

  • управление и контроль за впрыском топлива в инжекторных двигателях;
  • контроль за зажиганием;
  • управление фазами газораспределения;
  • регулировка и поддержание температуры в охлаждающей системе двигателя;
  • контроль за положением дроссельной заслонки;
  • анализ состава выхлопных газов;
  • контроль за работой системы рециркуляции отработанных газов.

Кроме того на контроллер поступает информация о положении и частоте вращения коленчатого вала, текущей скорости движения транспортного средства, о напряжении в бортовой сети автомобиля. Также ЭБУ оснащен системой диагностики и в случае обнаружения каких-либо неполадок или сбоев информирует о них владельца посредством кнопки Check-Engine.

Каждая ошибка имеет свой код и эти коды сохраняются на запоминающем устройстве.

При проведении диагностики специалисты подключают к контроллеру через разъем сканирующее устройство, на экран которого выводятся все коды ошибок, а также информация о состоянии двигателя.

Устройство электронного блока управления двигателем.

Контроллер представляет из себя электронную плату с микропроцессором и запоминающим устройством, заключенную в пластиковый или металлический корпус. На корпусе имеются разъемы для подключения к бортовой сети автомобиля и сканирующему устройству. ЭБУ обычно устанавливается либо в подкапотном пространстве, либо в переднем торпедо со стороны пассажира, за бардачком. В инструкции обязательно должно быть указано место расположения контроллера.

(function(w, d, n, s, t) { w[n] = w[n] || ; w[n].push(function() { Ya.Context.AdvManager.render({ blockId: "R-A-136785-3", renderTo: "yandex_rtb_R-A-136785-3", async: true }); }); t = d.getElementsByTagName("script"); s = d.createElement("script"); s.type = "text/javascript"; s.src = "//an.yandex.ru/system/context.js"; s.async = true; t.parentNode.insertBefore(s, t); })(this, this.document, "yandexContextAsyncCallbacks");

Для нормального функционирования в блоке управления применяется несколько типов памяти:

  • ППЗУ — программируемое постоянное запоминающие устройство — здесь содержатся основные программы и параметры работы двигателя;
  • ОЗУ — оперативная память, используется для обработки всего массива данных, сохранения промежуточных результатов;
  • ЭРПЗУ — электрически репрограммируемое запоминающее устройство — применяется для хранения различной временной информации: коды доступа и блокировки, а также считывает информацию о пробеге, времени работы двигателя, расходе топлива.

Программное обеспечение ЭБУ состоит из двух модулей: функционального и контрольного. Первый отвечает за прием данных и их обработку, отправляет импульсы на исполняющие устройства. Контрольный модуль отвечает за корректность входящих сигналов от датчиков и в случае обнаружения каких-либо расхождений с заданными параметрами проводит корректирующие воздействия, либо полностью блокирует работу двигателя.

Внести изменения в программное обеспечение ЭБУ можно только в авторизованных сервисных центрах.

Необходимость в перепрограммировании может возникать при проведении чип-тюнинга двигателя для повышения его мощности и улучшения технических характеристик. Провести данную операцию можно только при наличии сертифицированного программного обеспечения. Однако, производители автомобилей очень неохотно делятся данной информацией, поскольку не в их интересах, чтобы пользователи самостоятельно изменяли настройки.

Ремонт и замена ЭБУ.

Если контроллер выходит из строя или работает некорректно, то прежде всего это отображается в провалах в работе двигателя, а иногда и в полной его блокировке. Check Engine может постоянно высвечивать ошибку, которую невозможно удалить. Основные причины выхода ЭБУ из строя это:

  • перегрузка, воздействие короткого замыкания;
  • влияние внешних факторов — влага, коррозия, удары, вибрация.

Кроме того любой микропроцессор перегревается, если система охлаждения выходит из строя.

Ремонт, равно как и замена блока управления обойдутся не дешево. Оптимальным вариантом будет приобретение нового блока. Чтобы его подобрать, нужно знать все параметры машины. Важно также правильно произвести настройку. ЭБУ будет нормально функционировать при условии, что на него поступают сигналы от всех датчиков и поддерживается нормальный уровень напряжения в сети.

(function(w, d, n, s, t) { w[n] = w[n] || ; w[n].push(function() { Ya.Context.AdvManager.render({ blockId: "R-A-136785-2", renderTo: "yandex_rtb_R-A-136785-2", async: true }); }); t = d.getElementsByTagName("script"); s = d.createElement("script"); s.type = "text/javascript"; s.src = "//an.yandex.ru/system/context.js"; s.async = true; t.parentNode.insertBefore(s, t); })(this, this.document, "yandexContextAsyncCallbacks");

ЭБУ инжекторным двигателем, когда появился, устройство и принцип работы, некоторые марки. Что такое распиновка и перепрошивка блока? Преимущества и недостатки. Советы по эксплуатации.

Немного истории

Старшее поколение водителей помнит шутливую песню: «Карбюратор, вентилятор и коробка скоростей…». Так вот, коробка перемены передач (КПП) и вентилятор дожили до нынешних дней, а вот карбюратор остался только на раритетных «Волгах» и «Жигулях». Так же, как и распределитель зажигания (трамблер), доставлявший ранее массу хлопот. А ведь эти устройства исполняли функции управления.

Карбюратор, при основном назначении - смешивать бензин с воздухом в определенных пропорциях для подачи в цилиндры, имел несколько подсистем, управляющих работой мотора на различных режимах:

  • холостого хода;
  • пусковой;
  • ускорительный насос;
  • экономайзер.

Трамблер, помимо главной задачи - подавать в нужный момент искру для воспламенения смеси, автоматически регулировал угол опережения зажигания:

  • центробежным регулятором - в зависимости от оборотов;
  • вакуумным регулятором - при изменении нагрузки.

Эпоха карбюраторов закончилась во второй половине XX века с появлением недорогих и надежных микросхем, которые легли в основу первых приборов для электронного управления двигателем (контроллеров). Они постепенно совершенствовались, количество периферийных датчиков возрастало, и сегодня электронный блок управления двигателем (ЭБУ), используя данные других систем, может образовывать Controller area network - общий сетевой контроллер.

Краткое описание прибора

Вместо карбюратора теперь используется инжектор, а регулированием подачи топлива занимается электронный блок управления двигателем. Этот прибор заменяет собой и трамблер.

ЭБУ инжекторного двигателя - практически небольшой компьютер, имеющий все атрибуты старшего брата. Роль аппаратного железа играет блок, периферию представляют выходные реле и многочисленные датчики:

  • кислородный (ДК) или лямбда-зонд;
  • положения коленвала (ДПКВ) или датчик Холла;
  • воздушного расходомера (ДМРВ);
  • положения дроссельной заслонки (ДПДЗ);
  • температуры охладителя (ДТОЖ);
  • фаз (ДФ);
  • детонации (ДД);
  • температуры воздуха (ДТВ);
  • скорости движения (ДСА).

На современном авто их может стоять около 20.

Сам электронный блок - не что иное, как процессор, роль монитора играют индикация на щитке приборов или дисплей бортового компьютера.

Софтом являются управляющие программы. Операционные системы на компьютерном лексиконе называются прошивками. Изменение управляющей программы (перепрошивка) выполняется перепрограммированием блока. Связь с ЭБУ осуществляется кодированным сочетанием сигналов с приборной панели либо через меню бортового компьютера.

ЭБУ сегодня является лишь одним из нескольких контроллеров автомобиля. К ним относятся: блок управления шаговым двигателем регулятора холостого хода (РХХ-В), модули управления тормозами (антиблокировочная система ABS, стабилизации ESP), автоматической коробкой, круиз-контролем, климат-контролем и некоторыми другими. На некоторых автомобилях стоит до 80 электронных блоков.

Что там внутри?

Блок управления двигателем - это металлическая или пластмассовая коробка прямоугольной формы, на одной стороне которой выполнены гнезда для подключения к автомобильной электросхеме через CAN-шину. Сюда же при диагностике подключается и сканирующее устройство (сканер). Где находится блок? Чаще всего - в салоне под передней панелью, реже - в моторном отсеке. Расположение штатных устройств указывается в мануале.

Важно: установка под отопительным радиатором или рядом с двигателем может вызвать заливание или перегрев блока, что приведет к выходу его из строя.

Плата прибора содержит управляющий микропроцессор и память 3-х видов:

  • Постоянная (ПЗУ), содержащая базовые микропрограммы и характеристики работы мотора;
  • Оперативная (ОЗУ), предназначенная для вычислительных операций и хранения результатов;
  • Репрограммируемая память (ЭРПЗУ), которая служит архивом для различного рода справочных данных: пройденный километраж, наработка моточасов, суммарное количество израсходованного топлива, коды ошибок. Эти данные из памяти можно стирать. Здесь также хранятся коды иммобилайзера (защита от угона).

Как работает ЭБУ

Принцип работы заключается в сборе, обработке входящих сигналов и выдаче управляющих импульсов на работу всех систем двигателя.

Программное обеспечение включает в себя два модуля:

  1. Функциональный. Отвечает за прием входящих данных от периферийных датчиков, их обработку и выдачу сигналов управляющим устройствам. Сигналы поступают в аналоговой или импульсной форме. Аналого-цифровой преобразователь переводит их в цифровой формат и передает на микропроцессор. После обработки контроллер выдает электрические сигналы рабочим органам (реле топливного насоса, форсунки, катушки зажигания, клапан абсорбера, клапан рециркуляции выхлопных газов, клапан управления холостого хода, реле вентилятора, реле кондиционера и другим).
  2. Контрольный. Его задача состоит в том, чтобы сравнивать текущие значения рабочих параметров с предельно допустимыми. Пока значения находятся в допустимых пределах, контроллер выдает корректирующие сигналы, а в случае серьезных отклонений электронная защита блокирует работу двигателя с выдачей сигнала об ошибке.

Типы устройств

Автомобили ВАЗ до последнего времени комплектовались следующими контроллерами:

  • фирмы General Motors (GM);
  • Январь-4/4.1, Январь 5.1.Х, Январь 7.2;
  • BOSCH M1.5.4, BOSCH MP7.OH, BOSCH M7.9.7, BOSCH M7.9.7 +, BOSCH M17.9.7 с поддержкой электронного дроссельного узла (конец 2010 г.);
  • VS 5.1 НПО «Интэлма»;
  • M73 («родственник» Микас-11 и Январь 7.2+);
  • M7.4.

Еще несколько примеров:

  • Лада Гранта - «Ителма» 11186-1411020-22;
  • Лада Веста - М86 ЕВРО-5;
  • Лада X-Рэй - Siemens EMS 3125;
  • Рено Логан, Сандеро, Сценик - EMS 31.32;
  • Фольксваген Поло - «Ителма» IEFI-6.

Электросхема устройств содержит различное число контактов в разъемах: 55, 64 или 81. Назначение выводов (распиновка блока) у них также различное. В таблице для примера показана распиновка некоторых блоков применительно к одному контакту (диагностической линии).

Тип устройства Количество контактов Номер контакта линии диагностики (K-Line)
GM ISFI-2S и Январь-4/4.1 64 D4
Bosch M1.5.4, MP7.0 и Январь-5.1 55 55
Bosch М7.9.7, Январь-7 81 71
МИКАС-7 55 55
МИКАС-7.6 55 55
МИКАС-11 81 71

Перепрошивка блока

Прошивка на компьютерном лексиконе означает установку на компьютер, планшет, смартфон или другой девайс операционной системы, необходимой для его работы. Хранится эта программа во внутренней постоянной памяти. Откуда же взялся термин «прошивка»? Первые вычислительные машины представляли собой множество шкафов, занимающих иногда несколько комнат.

Постоянная память объемом всего лишь 1 гигабайт состояла из миллиардов ферритовых колец, в которые продевались по две петельки провода (одна для намагничивания кольца, другая для считывания информации).

Сам процесс продевания проводов и назывался прошивкой. Иными словами, прошивка - это запись на постоянное запоминающее устройство (ПЗУ) какой-то программы. Соответственно, процесс перезаписи называют перепрошивкой. Ее можно произвести двумя способами.

Первый вариант. Стоит обратиться к специалистам по чип-тюнингу, которые обладают необходимыми устройствами-программаторами. В ходе апгрейда мастер может выполнять многочисленные калибровки, общее количество которых доходит до тысячи. При этом не на всех автомобилях, выпущенных до 2008 года, можно перепрограммировать блок без снятия его с машины. На более новых машинах чип-тюнинг можно делать без демонтажа устройства (с подключением программатора к диагностическому разъему).

Второй вариант. Если у вас есть большое желание попробовать свои силы, попытайтесь сделать перепрошивку самостоятельно. Что для этого нужно:

  • Снятый с автомобиля ЭБУ.
  • Персональный компьютер (ПК), ноутбук, планшет.
  • Программное обеспечение - один из редакторов для ЭБУ: Delphi mt 60, Openbox, ChipLoader 1.97.7. В комплекте программы обязательно должен быть USB-ключ. Без него программу установить будет невозможно. Кроме того, желательно, чтобы на продукт была лицензия, действующая от одного года до полутора лет.
  • Диагностический адаптер K-Line.
  • Для настройки от угона иногда требуется специальный модуль, подключаемый к устройству.

Внимание! Самостоятельный чип-тюнинг - занятие рискованное, поэтому перед началом работы сохраните в памяти все первоначальные установки.

Достоинства и недостатки ЭБУ

Преимущества электронных систем управления по сравнению с механическими:

  • расширение круга параметров, учитываемых системой управления при ее функционировании;
  • увеличение надежности (отсутствие изнашивающихся механических устройств);
  • упрощение пуска двигателя - контроллер адаптивно подстраивается под изменяющиеся погодные условия, благодаря чему стал возможным дистанционный запуск мотора даже зимой;
  • не требуется ручная регулировка и обслуживание;
  • оптимизация динамических показателей движения;
  • повышение топливной экономичности;
  • уменьшение вредных выбросов.

Недостатки:

  • неремонтопригодность электронных компонентов, в случае неисправности часто требуется полная замена блока управления двигателем;
  • дороговизна запчастей;
  • ремонт и обслуживание ЭБУ требуют дорогостоящего диагностического оборудования и высокой квалификации персонала;
  • требовательность к бесперебойному электропитанию;
  • потребность в качественном топливе.

Признаки неисправностей и причины выхода из строя

На выход электронного блока из строя обычно указывают: остановка двигателя во время движения, невозможность пуска и постоянные сообщения Check-Engine (проверь мотор), которые не поддаются удалению.

Наиболее распространенные причины отказа контроллера:

  • попадание влаги внутрь корпуса или на разъемы;
  • перегрев устройства (неудачное расположение блока);
  • ошибочное подключение аккумуляторной батареи;
  • «прикуривание» от другого автомобиля с работающим двигателем;
  • снятие клеммы с аккумулятора во время работы мотора;
  • включение главного пускового реле при отключенном силовом кабеле;
  • замыкание электропроводки;
  • касание электродом проводов или датчиков во время сварочных работ;
  • неисправности высоковольтной части системы зажигания (катушки зажигания, распределитель, провода);
  • неквалифицированный ремонт или установка сигнализации.

Предупреждение! У некоторых моделей автомашин отремонтировать электронный блок невозможно, даже если обратиться к самым квалифицированным специалистам. Несмотря на это, первоочередным этапом устранения проблемы является диагностика, а уже затем мастер предложит возможные варианты по ремонту или замене неисправного контроллера.

Электронные системы управления двигателем сегодня полностью вытеснили прежние механические устройства, требующие ухода и обслуживания. Применение ЭБУ двигателя обеспечивает более устойчивую работу ДВС, улучшает его технические и эксплуатационные характеристики, что позволяет снизить стоимость пробега.

Одной из важнейших составляющих современного транспортного средства, является электронный блок управления системой двигателя. Данный элемент, принимает информацию с контролирующих приборов и преобразует их в последующее действие. Благодаря электронике, производится влияние на действующие компоненты двигателя. Элемент, преобразует полученную информацию, нормализуя функционирование движка авто. Для выявления неисправностей и дальнейших действий с управляющим компонентом, рассмотрим его устройство и принцип функционирования.

Блок управления двигателем, составные элементы и принцип функционирования.

Блок управления двигателем, является сложным элементом, нормализующим важнейшие характеристики системы. Благодаря данному устройству, обеспечивается оптимальный расход топливной смеси и правильный момент вращения составляющих мотора. Помимо этого, компонент управления двигателем, контролирует количество вредных веществ в выхлопной смеси и осуществляет множество важнейших функций в работе авто.

Электронный блок управления, заключает в себе два типа обеспечения движка. Аппаратная часть компонента, контролирует электронные устройства и приборы авто. Руководит данным действием, специальный процессор в составе элемента.

Показатели датчиков, получают числовую форму. За данный процесс, отвечает преобразователь. Программная составляющая компонента, содержит в себе модули вычисления — контролирующий и функционирующий. Данные элементы, принимают и преобразуют полученную информацию. После преобразования сигналов, они направляются на исполнительные элементы системы, нормализующие функцию мотора. На выходе, сигнал обрабатывается до определенного действия. Таким образом, при неправильной функции движка, благодаря соответствующим сигналам, происходит полная остановка мотора авто.

Блок управления двигателем, имеет необходимое программное обеспечение, заложенное производителем. В случае модернизации автомобиля, блок управления двигателем, должен быть запрограммирован повторно. Данное действие, осуществляется с учетом реконструкции движка и отдельных особенностей. Части элемента, составляют взаимодействующую систему. Обмен информацией, происходит через соединительную шину. Таким образом, совокупность компонентов, представляют систему, контролирующую функцию мотора авто.

Каждый современный автомобиль, оснащается системой контроля двигателем. Блок управления двигателем, получает функцию оптимизации работы важнейшей части автомобиля. Регулировку и настройку отдельных компонентов двигательной системы, для правильной работы машины, осуществляет электронный блок управления двигателем. Благодаря рассматриваемому элементу, происходит наиболее продуктивная работа двигателя и предотвращение преждевременного износа.

Блок управления двигателем, отвечает за работу следующих совокупностей:

  • Система подачи топлива.
  • Охлаждение рабочих элементов двигателя.
  • Система впуска и выпуска.
  • Выхлоп отработанных газов.
  • Управление двигательной системы, возлагается на центральный блок управления.

Путем регулировки исполнительными устройствами, обеспечивается наиболее правильная работа всех систем.

Диагностика.

Как и любое электронное устройство, рассматриваемый элемент, нередко приходит в неисправность. Каждый автолюбитель, может столкнуться с необходимостью ремонта управляющего блока. При достаточном опыте и соответствующих знаниях, возможна самостоятельная реконструкция элемента, но в большинстве случаев данный вопрос передается профессионалам. Для успешной диагностики и выявления причин неисправности, необходимо знать модель элемента — установленного на ваш автомобиль. Подробное описание технических особенностей устройства, можно найти в комплектующем руководстве.

Рассмотрим основные причины неправильной работы устройства.

Чаще всего, электронный блок управления подвергается реконструкции, при регулярном нарушении питания. В данном случае, может возникнуть поломка компонента, требующая своевременного устранения. Среди факторов — указывающих на неисправность, можно выделить следующие:

  • Нарушение обмена информацией, в связи с чем — нарушена правильная работа управляющего устройства.
  • Не работающий индикатор, при включении зажигания.
  • Контрольный датчик показывает ошибку. Данный факт, можно обнаружить, при поломке одного из элементов устройства регулировки.

Не всегда, неправильность работы двигателя сопровождается соответствующими показаниями датчиков. По этому, при обнаружении ошибок в работе двигателя, необходимо своевременно диагностировать электронный блок управления.

Наиболее типичными причинами поломки устройства, являются:

  • Нарушение герметичности проводников. В связи с данной неполадкой, изменяется напряжение в системе и контрольный элемент, начинает работать неправильно.
  • Сбилась прошивка блока.

Восстановить прошивку самостоятельно, весьма проблематично. Для этого, необходимо обладать определенным набором знаний и хорошим опытом. А вот проверить проводку, можно используя специальный прибор. Если проверка проводников, не дала ответов на вопрос — необходимо обратиться к профессионалам, для восстановления программной части.

Удачной диагностики!

Самой главной частью современных инжекторных двигателей является электронный блок управления (или, как принято его называть - ЭБУ). Он принимает большое количество информации с различных датчиков, мгновенно обрабатывает ее и принимает решение об изменении каких-либо процессов впрыска топлива. Таким образом, обеспечивается большое влияние на работу двигателя внутреннего сгорания. Постараемся разобраться, как он работает, какие могут возникнуть неисправности и как их устранить?

В процессе работы, ЭБУ влияет на такие параметры, как расход топлива, мощность двигателя, крутящий момент, химический состав отработавших газов и т д. Конструкция блока представляет собой две главные составляющие: приемник информации и микропроцессор, который обеспечивает ее обработку.

Вся информация, которую датчики получают от различных устройств и механизмов преобразуется в цифровые сигналы. Эти сигналы поступают в специальные вычислительные модули, которые преобразуют полученные данные и направляют их в органы управления специальных исполнительных устройств. Таким образом, блок управления получает информацию о процессах в двигателе и принимает наиболее рациональное решение по распределению баланса минимального расхода и максимальной мощности.

ЭБУ поддается перепрограммированию, что делает его особым полем для тюнинга. При внесении конструктивных изменений в двигатель, блок перепрограммируется и настраивается для работы с новыми параметрами.

Неисправности ЭБУ и их диагностика

Как вы поняли, блок управления влияет на все процессы, происходящие в двигателе и работа последнего без него невозможна. Многие автолюбители могут столкнуться с различными неисправностями блока, которые нарушают работу двигателя в целом.

Все неисправности, чаще всего, связаны с отсутствием питания в какой-либо части схемы. При этом, прекращается обмен информацией между ее частями, о чем свидетельствуют специальные показания на панели приборов (не загорается лампа «Чек»). Другие неисправности связаны со сбоями в системе, которые изменили некоторые параметры работы блока управления. Таким образом, расчета нарушаются, и двигатель работает неправильно. Об этом можно узнать с помощью специального кода ошибок.

Диагностика неисправностей выполняется при помощи специальных устройств, которые проверяют работу всей системы и дают нужную информацию об обнаруженных неисправностях. Если в работе блока обнаружена определенная неисправность, то он на экране вывода выдает соответствующий код, по которому водитель принимает решение о дальнейшем ремонте блока.

Причинами неисправностей ЭБУ могут являться только два фактора – это истекший срок службы проводника или проблемы программного обеспечения.

К сожалению, от второго фактора никто не застрахован, так как сбои в системе вполне возможное явление. Избавиться от них можно, только если установить самую надежную прошивку, которую не придется заново перепрограммировать.

Видео - Прошивка электронного блока управления (ЭБУ) автомобиля

Ремонт электронного блока управления

Ремонт блока может выполняться различными способами. Все зависит от типа процессора, установленного на инжектор и рода неисправности. В первую очередь, по коду ошибки расшифровывается полученная информация. Если неисправность касается какого-либо датчика, то в этом случае, датчик просто заменяется новым.

Те неисправности, которые касаются сбоя системы, чаще всего, устраняются перепрограммированием программного обеспечения. Для этого центральный процессор подключается к специальному компьютеру, который выполняет установку новых данных и параметров. Чтобы выполнять такую процедуру, необходимо иметь соответствующие знания и умения.

Часто, многие неисправности связаны с отсутствием питания в какой-либо части схемы. В этом случае, по коду ошибки находится соответствующий провод и проверяется при помощи мульти метра. В процессе проверки, проверяются сопротивление проводника, ток и напряжение. При обнаружении пробоя, проводник необходимо заменить.

На этом ремонт ЭБУ завершен. Желаем вам удачи на дорогах!

Электронный блок управления двигателем по праву считается одной из важнейших деталей автомобиля. Данное устройство не зря называют “мозгами” авто, ведь оно целиком и полностью отвечает за стабильность работы практически всех систем транспортного средства.

1

С каждым годом на мировом рынке появляется все больше автомобилей, надежность и долговечность которых напрямую зависит от электронных систем. Абсолютно все производители пытаются оснастить машины последними моделями ЭБУ. Наряду с этим, механических составляющих в авто становится все меньше.

Как бы там ни было, применение электроники в автомобилестроении полностью оправданно. Производители блоков управления двигателями уделяют много внимания качеству материалов и сборке своей продукции. Именно поэтому “мозги” авто выходят из строя крайне редко. Но, как говорится, ничто не вечно. И даже качественный ЭБУ рано или поздно выйдет из строя.

В широких кругах специалистов уже давно составлен список наиболее распространенных причин, из-за которых ломается ЭБУ. К ним относятся:

  • повреждения, полученные механическим путем. Блок управления двигателем повреждается от ударов и сильных вибраций, которые способствуют появлению микротрещин в его схемах и корпусе;
  • резкие скачки температур, в результате которых перегревается сам блок управления двигателем;
  • коррозия;
  • разгерметизация и попадание влаги в корпус ЭБУ;
  • вмешательство в работу блока людей, не имеющих нужных для этого навыков;
  • так называемое “прикуривание” от машины с работающим мотором;
  • перестановка клемм при подключении аккумулятора;
  • включение стартера без подключенной силовой шины.

Все вышеуказанные факторы по-разному влияют на эффективность работы блока управления двигателем. Некоторые из них причиняют незначительный вред “мозгам” авто, а что-то способно мгновенно сломать блок. К счастью, способ предотвратить окончательную поломку блока все же есть – диагностика ЭБУ, которую стоит выполнять минимум раз в год . Только так можно сэкономить на дорогостоящем ремонте детали или ее полной замене.

2

Многие водители считают, что заниматься проверкой работы блока управления двигателем должны только профессионалы. На самом деле, практически каждые “мозги” еще на заводе оснащаются встроенной системой самодиагностики. С ее помощью выявить какие-либо неисправности своими руками не составит труда даже неопытному водителю.

Блок управления двигателем представляет собой мини-компьютер, который должен выполнять специализированные задачи в реальном времени. Последние можно разделить на 3 категории:

  1. обработка сигналов, поступающих от датчиков;
  2. расчет воздействий для управления системами автомобиля;
  3. регулировка работы исполнительных механизмов.

Чтобы начать проверку состояния блока управления двигателем, нам понадобится подключиться к нему. Сделать это можно с помощью специального тестера или ноутбука. На последнем заранее должна быть установлена программа, предназначенная для чтения диагностических данных. Современные авто оснащаются различными моделями ЭБУ. Мы же рассмотрим выполнение диагностики блока управления двигателем на примере модели Bosch M 7.9.7 . Именно такие “мозги” устанавливаются на последних моделях автомобилей ВАЗ и многих иномарках.

Диагностику своими руками мы будем проводить с помощью бесплатной программы KWP-D . Помимо утилиты, нам понадобится адаптер, поддерживающий протокол KWP2000 . Начинаем диагностику с подключения адаптера. Один его конец вставляем в порт ЭБУ, а второй – в ноутбук. После этого включаем зажигание автомобиля и запускаем программу. На дисплее ноутбука должно появиться сообщение о том, что операция по проверке наличия ошибок в работе ЭБУ успешно началась. После этого мы увидим таблицу с наиболее важными параметрами работы машины.

Необходимо обратить внимание на раздел DTC, в котором находятся все ошибки, выдаваемые двигателем. Если такие есть, то переходим в раздел “Коды”, где увидим расшифровку всех имеющихся сбоев. Если ошибок вы не обнаружили, значит, двигатель в идеальном состоянии.

Не стоит игнорировать и другие разделы таблицы. Информация в них не менее важная. Так, параметр UACC отвечает за состояние аккумулятора. Нормальные показатели для этого раздела находятся в пределах 14–14,5 В. Если напряжение вашего аккумулятора меньше – стоит тщательно проверить электрические цепи. Другой важный параметр – THR, который отвечает за положение дроссельной заслонки. При нормальной работе на холостом ходу будет показывать 0 %. В противном случае стоит обратиться к специалисту.

Еще один важный показатель, который интересует всех водителей – это параметр QT, который отвечает за . На холостом ходу в разделе должны находиться цифры 0,6–0,9 л/час. Для более точной диагностики понадобится проверить напряжение в свечах зажигания автомобиля. Проверяя все эти показатели, водители очень часто игнорируют состояние коленвала при вращении, за который отвечает раздел LUMS_W. Если цифры в нем больше 4 об/с – это признак неравномерного воспламенения в цилиндрах. Также стоит проверить высоковольтные провода и свечи.

3

Диагностика и ремонт ЭБУ – дело отнюдь не сложное. Однако, как и в каждом деле, стоит всегда быть подготовленным. В случае с проверкой “мозгов” нам будет достаточно приобрести недорогие приборы. Они помогут выполнить всю работу самостоятельно. Первое, что необходимо иметь каждому водителю – это осциллограф. Данное устройство дает нужную информацию о работе всех систем автомобиля.

Полученные данные выводятся в численном или графическом виде. С помощью осциллографа мы можем сравнить имеющиеся цифры со стандартными показателями. Стоимость прибора – в районе 2–5 тыс. рублей. Еще одно важное устройство – это мотор-тестер. Он предназначен специально для определения показателей электронных систем двигателя. С его помощью можно получить информацию о падении оборотов при выключении цилиндров и разряжении в коллекторе впуска. Цена прибора колеблется в пределах 3 тыс. рублей.