Основные применяемые в автомобиле типы сидений. Междугородные и туристические

При поездке на автомобиле больше всего уделяется внимания сиденьям и отделке салона. От их качества зависит комфорт, уют и удобство, которые мы будем ощущать во время поездки. На сиденье возлагаются и другие функции: оно должно обеспечивать надежную фиксацию водителя, а также позволять без усталости переносить длительные поездки. Долгий путь изменений и модернизаций пришлось пройти автомобильным сиденьям, прежде чем стать такими, какими мы привыкли их видеть.

История автомобильных сидений.

Первые сиденья были очень мягкими и представляли собой незатейливые пышные диваны. В зависимости от комплектации, а также от типа автомобиля, они могли отличаться по уровню комфорта. На первое время преобладали коричневые и черные цвета, за редким исключением можно было встретить и вариант с цветными тканевыми вставками. Об эргономичности сидений в то время даже и не задумывались, диванные сиденья иногда окружали мягким покрытием на боковинах кузова, из-за чего могло сложиться ощущение, что находишься в комнате дома. В некоторой мере, это способствовало безопасности, но и скорости в то время были небольшими.


Немного позднее, в автомобильную моду пришли раздельные сиденья (англ. – Bucket seat), их все чаще стали устанавливать спереди. Хотя, в США до сих пор некоторые автомобили оснащают “диванными сиденьями” (англ. – Bench seat). Обе эти разновидности имеют свои плюсы и минусы. Например, на широком диванном сиденье могут разместиться и 3 человека, но больший комфорт и лучшая эргономика присущи раздельным сиденьям. На такое широкое распространение “Bench seat” среди американских автомобилей повлияло повсеместное применение автоматических коробок переключения передач, тогда как в Европе чаще пользовались механическими. Поскольку ручка “автомата” размещалась возле руля, то освобождалось место для ног пассажира, сидящего по центру.



Спортивные автомобили всегда оснащаются раздельными сидениями, ведь только они могут обеспечить надежную фиксацию водителя при ускоренном движении и в резких поворотах. Недопустимы никакие перемещения относительно сиденья, гонщик должен “сливаться” с автомобилем, ощущать себя единым целым с машиной, вот почему особое внимание уделяется дизайну спортивных сидений.



В нынешнее время размеры спортивных сидений точно подогнаны под человеческое тело, сиденья очень жесткие, они не должны прогибаться. Материал обеспечивает фиксацию, а форма ковша – естественную вентиляцию.

Задние сиденья на протяжении многих лет представляли собой диваны, лишь в конце 20-го века конструкторы принялись за их доработку. Была проведена значительная работа по обеспечению комфорта каждому пассажиру, даже если сиденье и выглядят, как единое целое, иногда возможна дополнительная регулировка и трансформация. В таком нововведении есть и свои недостатки: при посадке трех человек средний пассажир будет испытывать дискомфорт, поскольку его место будет расположено на возвышении, а то и на убранном подлокотнике.


Сиденья современных автомобилей.

На современных автомобилях сиденья имеют сложную конструкцию. За основу взят металлический каркас, поролон и прочие синтетические материалы для подушек; для обшивки используются ткани, кожа или прочая синтетика. В сиденья встраивают различные дополнительные устройства: системы тяг и рычагов, иногда и электроприводы (для регулировки положений), подогрев, вентиляция и даже подушки безопасности.



Кожзамы, различные синтетические ткани, кожа могут использоваться в качестве материалов для покрытий сидений. Покрытие сидений должно быть устойчивым к температурным перепадам, легко моющимся или поддающимся химчистке, а также прочным. Как правило, в обычных серийных автомобилях используются дешевые тканевые покрытия и кожзамы, серо-черной цветовой гаммы. В последнее время обозначилась тенденция осветления сидений: все чаще можно увидеть белую отделку. Покрытие из светлой кожи считается наиболее дорогим вариантом, что же касается практичности, то вопреки расхожему времени такие сиденья не сильно пачкаются и легко чистятся.



Гораздо реже встречаются пестрые и разноцветные сиденья. Конечно, при помощи тюнинга можно получить любое, невообразимое цветовое сочетание. Такая модернизация может говорить, как о большом художественном таланте или же о простой безвкусице.


Устройства создания комфорта.

Сегодня невозможно представить сиденье, в котором отсутствуют какие-либо регулировки и варианты трансформации. Даже в самой дешевой машине обязательно предусмотрена возможность регулировки передних сидений в направлении назад/вперед, по высоте, наклону спинки, изменению положения подголовников. Задние сиденья могут складываться, увеличивая объем багажника.

В автомобилях премиум класса сиденья просто “нашпигованы” дополнительными регулировками, которые управляются электроприводами. Установленные положения можно сохранить, чтобы для каждого водителя действовали свои настройки. Показатель престижности автомобиля измеряют разнообразием и обширностью всяческих настроек, хотя далеко не все они реально необходимы и востребованы.

Часто в сиденья встраивается обогрев, который представляет собой простое устройство, запитанное от бортовой электросети. Впервые, сиденья с подогревом появились в 1966 году на автомобилях марки “Cadillac”. Изредка можно встретить и вентиляцию, впервые примененную на “Saab” в 1997 году.



На превалирующем числе автомобилей есть сиденья (как задние, так и передние) с подлокотниками, которые расположены по центру салона. Подлокотник может убираться или складываться, освобождая немного места, например, для стаканов или бутылок. Большие автомобили оснащаются дополнительными подлокотниками по бокам вдоль дверей.

Варианты трансформаций.

Нынешний стандарт подразумевает складывание заднего сиденья в соотношении 2/3. Но кроме этого существуют и дополнительные возможности по изменению салона автомобиля. Обычно, можно полностью убрать заднее сиденье, а вот насколько сложно это сделать зависит от фирмы-производителя. Спинки передних сидений можно откинуть назад или вперед, а в некоторых автомобилях есть возможность повернуть передние сидения на 180 градусов. Больше всего вариантов трансформаций в минивэнах. Салон очень быстро можно переоборудовать из обычного (пассажирского) в грузовой, в место для обеда, для отдыха и т.п.. К сожалению, некоторые автомобильные производители не балуют водителей такой универсальностью и жестко прикрепляют сиденья к полу.


Сиденья грузовиков.

Грузовой автомобиль – достаточно утилитарный представитель автомобилестроения. Поэтому его сиденья на протяжении долгого времени были простейшими и незатейливыми, зато практичными и надежными. Только с недавних времен грузовики стали приближаться по комфортности к легковым автомобилям. Самыми комфортными считаются магистральные тягачи – их большие кабины предназначены для длительного пребывания водителя без отдыха в долгих рейсах.

Та же самая ситуация с сиденьями тракторов и остальной спецтехники. Почти все машины оснащены дешевыми “сидушками” с примитивными спинками, лишь самые последние модели имеют достаточно эргономичные и высококомфортные сиденья. Конечно, можно подумать, что в СХ технике можно обойтись и простейшим обустройством салона, но как известно работоспособность зависит от морального состояния человека, в частности оператора или водителя, а о каком моральном настрое можно говорить, если вместо нормального сиденья установлена хиленькая табуретка.

Сиденья автобусов:

Автобусные сиденья подразделяются на пассажирские и водительские. Принципиальных отличий между водительским сиденьем на автобусе и на легковом автомобиле нет, поэтому поговорим о пассажирских.

Городские.

На городских автобусах крайне простые сидения. Современные сиденья состоят из пластикового каркаса, покрытого декоративной тканью, хотя раньше они почти не отличались от обычных с поролоновым покрытием. Пластик практичный материал и вандалоустойчивый. Устройство салона позволяет перемещать группы сидений в нужные положения, получая необходимую конфигурацию пространства.



Междугородные и туристические.

Такие автобусы специализируются на длительных поездках, порой на сутки и даже больше. Независимо от удобности сидений, пребывание в них столь продолжительное время нельзя назвать комфортным. Но даже, не смотря на все габаритные ограничения автобусного салона, дизайнеры постоянно улучшают сиденья, привносят новые и свежие идеи.

Сиденья международного автобуса очень мягкие, покрыты приятной на ощупь тканью, оснащены регулятором наклона спинки и подлокотниками, иногда есть и встраиваемые откидные столики.

Сиденья военной техники.

Наверно самые простые и дешевые, но в то же время и очень надежные сиденья. Максимальная утилитарность – вот их главная характеристика. Первые варианты военных сидений могли представлять собой деревянную лавку, и ничего, вполне можно было жить в таких условиях. Современные сиденья оснащены функцией поддержки жизнедеятельности, а также обеспечения безопасности при осколочно-пулевых повреждениях машины и взрывах.


Мотоциклетные сиденья.

Сиденья на мотоциклах радуют своей неопределенностью, они одновременно и примитивны, и зачастую красивы, а также разнообразны. Первые мотосиденья (на мотоциклах “Урал”,”Днепр”) были схожи с велосипедными. Поэтому у пассажира и водителя сиденья отдельные. Позднее, на многих мотоциклах стали делать монолитные сиденья, с кожаной обивкой и мягким наполнителем. На спортбайках сиденья также раздельные, причем расположены на разных уровнях. Такие сиденья учитывают физические особенности и положение водителя и пассажира.



Вне зависимости от того, какой совершенной бы ни была система безопасности автомобиля, любой автомобилист должен иметь при себе аптечку. Аптечка включает в себя различные медикаменты, а также и бинты. Купить отбеленную марлю для аптечки можно здесь.

Сиденья автомобиля


К атегория:

Материалы внутренней отделки

Сиденья автомобиля


Сиденья - основные объекты обивки автомобилей. Они служат для удобного размещения пассажиров и водителя в положении, наименее утомительном при длительной поездке в автомобиле, а также для защиты пассажиров и водителя от травм при дорожно-транспортных происшествиях.

В легковых автомобилях передние сиденья имеют прочное основание, выдерживающее нагрузку тела водителя. Подушка и спинка сиденья составляют одно целое. Спинка соединена с подушкой сиденья шарнирно, что обеспечивает возможность ее наклона. Задние сиденья обычно состоят из двух отдельных частей (спинки и подушки), которые не обладают достаточной жесткостью конструкции и не могут выдержать нагрузку, создаваемую весом пассажиров. Основания сидений являются составной частью кузова.

В кабинах автомобилей малой грузоподъемности два сиденья: одно для водителя, а другое для пассажира.

Так же как и передние сиденья легковых автомобилей, они имеют прочное основание. В кабинах автомобилей большой грузоподъемности, предназначенных для перевозки грузов на дальние расстояния, предусмотрены два передних и одно или два задних сиденья. Если двигатель расположен по всей длине кабины, то заднее сиденье разделяют. При коротком или выдвинутом вперед двигателе устанавливают цельное заднее сиденье по всей ширине кабины. Удлиненное заднее сиденье используют также для сна. Часто спинку сиденья устанавливают подъемной, в результате чего можно получить второе спальное место.

В автобусах конструкция сиденья водителя аналогична конструкции сиденья водителя грузового автомобиля. Однако конструкция сиденья пассажиров совершенно иная. Эти сиденья имеют прочный каркас, а спинки - жесткое или шарнирное крепление.

Общей особенностью конструкций сидений водителя автомобилей всех типов является возможность изменения положения относительно рулевого колеса и педалей управления. В легковых автомобилях эти сиденья можно перемещать по горизонтали вперед и назад. В грузовых автомобилях применяют также регулировку по вертикали (сиденья поднимают или опускают в зависимости от роста водителя).

Рис. 1. Переднее сиденье кресельного типа с откидной спинкой автомобиля «люкс»

Конструкции каркасов сидений, их пружинящих элементов, смягчающие материалы, обивка и оснащение зависят от класса автомобиля и его назначения. Сиденья подразделяют: для автомобилей люкс, популярных легковых автомобилей, грузовых автомобилей, автобусов, специальных автомобилей.

Сиденья автомобилей люкс. В этих автомобилях передние сиденья обычно выполняют как отдельные кресла. Это дает возможность создать удобное сиденье, которое приспособлено к строению человеческого тела и мягко поддерживает спину водителя. При такой конструкции спинку кресла водителя можно наклонять независимо от положения спинки кресла пассажира (рис. 1). Если спинку установить в горизонтальное положение, то создается спальное место. Наличие сиденья с откидной спинкой, кроме удобств во время движения, обеспечивает условия для сна в автомобиле.

Значительно реже встречаются передние сиденья диванной конструкции (рис. 2). Такие сиденья предусмотрены в американских автомобилях, так как типичные для Соединенных Штатов многодетные семьи пользуются многоместными автомобилями, а на сиденье диванной конструкции можно посадить три человека. Однако при передних сиденьях такой конструкции трудно разместить рычаг переключения передач в полу кузова. В этом случае рычаг должен иметь большую длину и его следует располагать далеко от руки водителя, что создает затруднения при управлении. Рычаг ручного тормоза при таком сиденье нельзя разместить на полу. Поэтому у автомобилей с передними сиденьями диванной конструкции рычаг переключения передач располагают под рулевым штурвалом, а рычаг ручного тормоза крепят на переднем щитке. У передних диванных сидений неразделенная спинка (рис. 2, а) неоткидная, так как при большой длине она не может иметь достаточную жесткость. Механизм для изменения положения спинки должен иметь прочную конструкцию, а перемещение спинки больших размеров вызывает необходимость приложения больших усилий. Регулировка положения спинки даже при малейших неполадках регулировочного механизма вызывает дополнительные трудности.

Рис. 2. Передние сиденья диванного типа; а - с неоткидной неразделенной спинкой; б – разделенными спинками и средним подлокотником

Переднее сиденье диванной конструкции с разделенной спинкой показано на рис. 2, б. Обе части спинки имеют отдельные регулировочные механизмы, что позволяет получать различный наклон спинок сидений водителя и пассажира.

Для сидений дорогостоящих автомобилей характерны большая толщина спинки и подушки, а также наличие эластичных пружин, которые имеют большую амплитуду колебаний во время движения. Пружинящие элементы сиденья амортизируют толчки, передаваемые подвеской автомобиля, а толстая мягкая прокладка гасит любые колебания пружин. Сиденья новейших моделей Дорогостоящих автомобилей оснащены подголовниками, которые в значительной степени предохраняют водителя и пассажира от повреждений позвоночника при сильном ударе в заднюю часть автомобиля. При таком ударе голова резко откидывается назад, происходит повреждение шейных позвонков, которое может привести к смертельному исходу. Небезопасны удары и в переднюю часть автомобиля, при которых от резкого торможения голова водителя наклоняется вперед, а затем откидывается назад, что также может вызвать повреждение шейных позвонков. Подголовник спинки сиденья служит для поддержания головы пассажира, его применение облегчает условия поездок.

Рис. 3. Передние сиденья с постоянным подголовником и удлиненными спинками

В зависимости от конструкции различают подголовники постоянные и съемные. Постоянный подголовник является составной частью спинки сиденья (рис. 3). Спинка при этом значительно вытянута вверх, несколько сужена и соответственно выгнута. Сужение сиденья в верхней части необходимо для обеспечения водителю возможности наблюдения дороги позади автомобиля при помощи зеркала заднего вида. Увеличенный просвет между верхними частями спинок дает также возможность пассажирам, сидящим на заднем сиденье, обозревать дорогу перед автомобилем. Из-за ухудшения видимости сиденья с удлиненной спинкой чаще применяют в двухместных автомобилях, в которых заднее сиденье отсутствует или оно небольшое, а поэтому неудобное и редко используемое. Если удлиненная спинка выполнена откидной, то ее невозможно использовать для устройства спального места вследствие небольшого расстояния между передним и задним сиденьем. Важным достоинством удлиненной спинки является то, что она предохраняет голову пассажира от повреждения в дорожно-транспортном происшествии, при котором автомобиль переворачивается на крышу. Прочный каркас спинки препятствует раздавливанию всей крыши, вследствие чего под крышей остается пространство для водителя и пассажира. Недостатком сидений с постоянным подголовником является значительная жесткость подголовника и невозможность его использования при различных положениях головы.

Рис. 4. Передние сиденья с выдвижными подголовниками

Выдвижные подголовники могут служить завершением верхнего края спинки сиденья (рис. 4). Такие подголовники можно регулировать по росту пассажира и наклонять под небольшим углом для большего удобства. При поднятии подголовника образуется впадина, которая не создает неудобств. Обычно подголовники размещают в направляющих (рис. 5), скрытых в спинках сиденья. Такие подголовники представляют собой мягкую подушку, которая подвижно закреплена в направляющих. Подвижность подголовника обеспечивает удобную и надежную опору для головы, независимо от роста пассажира и угла наклона сиденья. Направляющие имеют фиксаторы, при помощи которых подголовник удерживается на необходимом уровне. Сняв подголовник, можно установить спинку в горизонтальное положение для устройства спального места. Причиной широкого распространения такой конструкции подголовника является его универсальность (сиденьем можно пользоваться как с подголовником, так и без подголовника), форма спинки почти не изменяется.

От внешних форм подушки сиденья и спинки зависит удобство сиденья. Сиденья автомобилей старых моделей не могли быть удобными с точки зрения применявшихся в те времена обивочных материалов (натуральный волос, морская трава, щетина и др.). Сиденья имели выпуклые формы, их простегивали валками или крестообразно. Сиденья такого типа автомобиля Ford Т представлены на рис. 6. Обивка сидений выполнена аналогично мебельной обивке. Применение новых обивочных материалов, особенно формованного прорезиненного кокосового волокна, пенистого латекса или полиуретана, изменило конструкцию сидений, которые в настоящее время могут иметь формы очень близкие к формам человеческого тела. Примером конструкций сидений с выраженными вогнутыми формами являются сиденья ковшовой или полуковшовой формы (рис. 7). Ковшовые сиденья удерживают водителя на крутых поворотах, и поэтому их используют в спортивных и в туристическо-спортивных автомобилях. Однако сесть в такое сиденье затруднительно, и необходима большая ловкость.

Задние сиденья дорогостоящих автомобилей обычно имеют диванную конструкцию. Иногда встречаются задние сиденья кресельного типа (рис. 8), очень удобные, с широким подлокотником между креслами, создающим ощущение удобства и безопасности. Для обеспечения комфорта при поездках возможны изысканные формы заднего сиденья диванного типа (рис. 9). Такая вогнутая форма сиденья оказалась возможной только в результате применения формованного смягчающего материала. Задние сиденья современных дорогостоящих автомобилей снабжены подголовниками, которые и при таких комфортабельных сиденьях дополнительно повышают удобство и безопасность езды. В сиденьях дорогостоящих автомобилей применяют следующие обивочные материалы: натуральную кожу, шерстяные ткани, специальные ткани из искусственного волокна, искусственную кожу под названием «ареоскэй», обычную искусственную кожу, а также эти материалы в различных комбинациях.

Рис. 6. Сиденья, изготовленные по образцу мягкой мебели автомобиля Ford Т

Рис. 7. Сиденья полуковшовой формы спортивного автомобиля

Рис. 8. Сиденья кресельного типа автомобиля «люкс»

Сиденья автомобилей, пользующихся спросом. В таких автомобилях все чаще встречаются сиденья, конструкция которых близка к конструкции сидений дорогостоящих автомобилей. Незначительная разница заключается в том, что применяют более твердые прямые пружины, менее прогибающиеся при толчках автомобиля, меньшей толщины амортизирующий слой. Спинки передних сидений жестко связаны с подушками, и только лучшие модели этого класса име,рт значительно упрощенный механизм наклона спинок, который позволяет изменить наклон спинки только во время стоянки или при предварительно выдвинутом вперед сиденье.

Рис. 9. Заднее сиденье диванного типа изысканной формы

Рис. 10. Переднее сиденье недорогостоящего автомобиля

Рис. 11. Сиденья автомобиля типа джип «Land»

Менее дорогостоящие автомобили этого класса имеют значительно упрощенные конструкции сидений, пружины которых заменены резиновыми ремнями, покрытыми тонким слоем смягчающего материала. В этих сиденьях Еодитель и пассажиры ощущают каркас, несмотря на наличие слоя амортизирующего материала и дополнительного покрытия краев подушки сиденья и спинки. Пассажир, имеющий большую массу, глубже опускающийся в сиденье, ощущает неприятное давление каркаса сиденья при движении автомобиля. Сиденья недорогостоящих автомобилей не имеют ни пружин, ни резиновых ремней. Каркас такого сиденья покрыт тканью с вшитым смягчающим слоем. Это покрытие застегивают или зашнуровывают. Единственным пружинящим элементом такого сиденья является эластичная ткань покрытия.

Также мало удобно твердое сиденье с обивкой, которое применяют в автомобилях типа джип. Сиденье состоит из пластины, выполненной из фанеры или жесткого фетра, покрытой сверху смягчающим материалом и обтянутой облицовочным материалом. Такие подушки сидений и спинки прикрепляют винтами к соответствующим опорам каркаса. Применение выпуклых сидений с гладкой поверхностью, покрытой дерматином или искусственной кожей, обеспечивает хорошее стекание дождевой воды, что важно, так как эти автомобили эксплуатируют и хранят без тента или другого прикрытия. Автомобили типа джип могут иметь с дополнительным сиденьем задние сиденья в виде обычной деревянной лавки. Такие сиденья в дальнейшем не будем рассматривать, так как их изготовление не представляет интереса для обивочного производства.

Рис. 12. Съемный подговловник переднего сиденья

Рис. 13. Внутренний вид кабины развозного автомобиля

Сиденья популярных автомобилей обычно не оборудованы направляющими для установки подголовников, поэтому владелец автомобиля, заботящийся об удобстве и безопасности езды, вынужден устанавливать съемный подголовник. Такой подголовник имеет держатель, охватывающий верхнюю часть спинки и неподвижную или откидную подушку, как подголовники, которые устанавливают в направляющих. Покрытия сидений автомобилей массового производства выполняют из более дешевых материалов: искусственной кожи, дерматина, винидер-матина, а также хлопчатобумажной ткани.

Сиденья грузовых автомобилей. Автомобили малой грузоподъемности типа пикап или развозные конструируют с использованием узлов других легковых автомобилей. Поэтому они имеют аналогичное внутреннее оборудование. Передние сиденья такие же, как у легкового автомобиля, принятого за базовый. Иногда для увеличения числа мест для пассажиров пристраивают дополнительное сиденье. Сиденье выполнено из пластины, покрытой амортизирующим материалом, и обито. Его крепят винтами к трубчатому каркасу.

В автомобилях средней и большой грузоподъемности устанавливают два аналогичных по конструкции сиденья (для водителя и пассажира). Сиденье для водителя имеет регулировочный механизм для обеспечения удобной посадки водителя. Такой механизм необходим, так как водитель грузового автомобиля проводит долгие часы за рулем. Поэтому основной целью конструкторов сиденья должно быть обеспечение хороших условий работы водителя, не вызывающих излишней усталости. Для этого сиденье должно иметь механизмы перемещения сиденья вперед и назад, подъема и опускания сиденья, регулирования угла наклона спинки.

Вследствие большой разницы массы груженого и порожнего автомобиля подвеска грузовых автомобилей более жесткая, чем подвеска легковых автомобилей. Поэтому мягкая подушка сиденья с пружинами и толстой мягкой обивкой дополняет рессорную подвеску и облегчает длительное вождение автомобиля.

Сиденья грузовых автомобилей должны обладать хорошей вентиляцией, исключающей возможность ревматических и кожных заболеваний водителя в результате потения. Для улучшения вентиляции спинки сидений некоторых грузовых автомобилей выполняют ажурными, т. е. они имеют сквозные отверстия.

Сиденья грузовых автомобилей имеют прочную и жесткую конструкцию, необходимую для обеспечения их долговечности. Грузовые автомобили в процессе эксплуатации совершают в несколько раз большие пробеги, чем средние легковые автомобили. При пользовании органами управления грузовых автомобилей (педали, руль, рычаг рычажного тормоза) необходимо прикладывать значительные усилия, поэтому конструкция сиденья должна быть прочной и жесткой.

В конструкциях сидений, предназначенных для пассажиров, не нужен механизм для регулировки. Однако такие сиденья могут быть оснащены такими дополнительными устройствами, как подголовник и подлокотники. Образцы сидений водителя и пассажиров грузовых автомобилей показаны на рис. 14.

Большегрузные автомобили, предназначенные для доставки грузов на большие расстояния, имеют задние сиденья, приспособленные для переоборудования их в постели. Предусмотрены матрасы, которые размещают на трубчатом каркасе с сеткой (рис. 15), или специальное сиденье, спинку которого можно откинуть и получить вторую постель (рис. 16).

Дополнительные сиденья в небольших грузовых автомобилях выполняют в виде подушки на фанерном основании или в виде отдельной подушки, расположенной на металлическом сиденье, являющееся частью конструкции кабины автомобиля. Эти подушки не имеют пружин, они заполнены амортизирующим материалом типа губчатой резины или пенистым материалом.

Сиденья автобусов. Конструкция сиденья водителя автобуса аналогична конструкции сиденья водителя грузового автомобиля. Сиденья для пассажиров имеют каркасную конструкцию. По условиям эксплуатации и обусловленных ими составом внутреннего оборудования салона и конструкций сидений различают автобусы городские, пригородные и междугородные.

Рис. 14. Сиденье большегрузных автомобилей

Автобусы городские предназначены для перевозки пассажиров на короткие расстояния, главным образом на несколько километров, но не более двадцати. Продолжительность поездки не более нескольких десятков минут. Сиденья в этих автобусах (рис. 17) могут иметь упрощенную конструкцию. К трубчатому основанию прикрепляют фанерный щит, покрытый мягким материалом (преимущественно пейопластом) и обитый дерматином или искусственной кожей. Спинку обычно выполняют в виде чехла, заполненного пенопластом и натянутого на каркас. Такие спинки мягкие и хорошо прогибаются при опирании на них. Такие сиденья городских автобусов недостаточно удобны, но малая толщина спинки и достаточно свободная расстановка позволяют их легко заменять. В городских автобусах сидений немного, они одноместные или двухместные, и только заднее сиденье - многоместное.

Автобусы пригородные предназначены для перевозок пассажиров на средние расстояния от 10 до 100 км. Поездка в таких автобусах длится до 3 ч, поэтому сиденья должны быть более комфортабельные (рис. 18). Спинка сидений, как и в городских автобусах, состоит из каркаса, пенопласта и обивки, но слой пенопласта утолщен, а спинка может быть простегана валиками.

Подушки сидений имеют мягкие пружины и гладкую обивку (рис. 18, а) или простеганную в полоску. Подушки сидений с обивкой, простеганной в полоску, более мягки и комфортабельны. Пригородные автобусы для увеличения числа сидячих Мест иногда оборудованы дополнительными откидными сиденьями (рис. 18, б). Откидное сиденье имеет специальный шарнирный кронштейн, при помощи которого подушку откидывают в сторону постоянного сиденья. Такое устройство предотвращает загрязнение подушки или повреждение ее пассажирами, проходящими через салон автобуса. Нетолстая подушка откидного сиденья не имеет пружин, поэтому она менее удобна, чем подушка стационарного сиденья. Спинкой откидного сиденья служит ремень, подвешенный между спинками соседних стационарных сидений.

Рис. 15. Задние сиденья грузового автомобиля, имеющие трубчатый каркас с сеткой и матрасом

Рис. 16. Заднее сиденье большегрузного автомобиля и схема раскладывания сиденья: а - сиденье в сложенном виде, позволяющее разместить четырех человек в сидячем положении; б - сиденье в разложенном виде, обеспечивающее два спальных места; в - схема раскладывания сиденья

Рис. 17. Салон городского автобуса

Автобусы междугородные экскурсионные оборудованы комфортабельными одиночными сиденьями. Эти сиденья называются «авиационными», так как их конструкция близка к конструкции сидений, используемых в самолетах. «Авиационные» сиденьч автобусов (рис. 19) в противоположность вышеописанным имеют высокие спинки с мягкой подушкой в верхней части, оканчивающиеся выше головы пассажира. Эта подушка иногда имеет сложный профиль и удобное углубление в середине. Для обеспечения Условий гигиены на верхнюю часть спинки предусмотрен белый чехол, который можно легко снимать для стирки или замены, спинку можно наклонять для обеспечения пассажиру полулежачего положения. Дальнейший наклон невозможен, так как спинка будет мешать пассажиру, сидящему сзади. Поэтому сиденья расставлены одно от другого на расстоянии меньше длины спинки. Наклон сиденья регулируют рычагом с шаровой головкой, размещенным внутри подлокотника. Подушки и спинки имеют пружины и толстый слой обивки.

Рис. 18. Салон пригородного автобуса: а - без дополнительных посадочных мест; б = с дополнительными откидными посадочными местами

Рис. 19. Салон автобуса с «авиационными» сиденьями: а - вид сзади; б - вид спереди

На задней стороне спинки предусмотрены сетка или карман для газет и журналов, столик, корзиночка для стаканов или бутылок, пепельница, поручень для облегчения подъема с кресла, опора для ног при откинутой спинке. Не обязательно применение всех упомянутых приспособлений в каждом случае. Разные автобусы имеют различные комплекты такого оборудования. В автобусах с авиационными сиденьями не устраивают дополнительных откидных сидений, так как при существующей ширине прохода это выполнить невозможно. Кроме того, дополнительное сиденье не может обеспечивать таких удобств, какие обеспечивает стационарное сиденье.

Для обивки сидений городских и пригородных автобусов обычно применяют дерматин или искусственную кожу. Сиденья междугородных автобусов преимущественно имеют комбинированное покрытие из хлопчатобумажной ткани в сочетании с дерматином или искусственной кожей.

Сиденья специальных автомобилей. Сиденья для врача и санитара в автомобилях «Скорая помощь» (рис. 20) должны обеспечивать возможность оказания помощи больному и проведения несложных процедур. Обивка сидений должна быть выполнена из легко моющихся и легко дезинфицирующихся материалов.

В школьном микроавтобусе (рис. 21), доставляющем детей в школу на сравнительно небольшие расстояния, сиденья должны быть простые, из легко моющихся и трудно поддающихся повреждениям материалов. Для перевозки на значительные расстояния детей применяют съемные сиденья, специально для этих целей сконструированные. Такие сиденья (рис. 22) могут быть поставлены в направлении движения и против и имеют запоры для удержания ребенка или лямочные ремни безопасности. Сиденья для детей выполняют обычным способом или формуют из пластмасс.

Рис. 20. Внутренний вид автомобиля «Скорая помощь» с сиденьями для врача и санитара

Рис. 21. Салон школьного микроавтобуса

Рис. 22. Конструкция сидений школьного микроавтобуса: а - мягкое сиденье, защищающее ребенка от выпадения; б - жесткое пластиковое сиденье со смягчающей подкладкой; в - жесткое сиденье

Обычно сиденья в четырех дверном кузове легкового автомобиля бывают расположены в два ряда. В легковом автомобиле ГАЗ -24 «Волга» раздельные сиденья переднего ряда (рис. 169, а) имеют отдельную регулировку подушки и спинки. Подушку сиденья можно перемещать в продольном направлении, а у спинки можно изменять ее наклон.

Сплошное заднее сиденье рассчитано на трех человек: при посадке двух пассажиров можно выдвинуть мягкий подлокотник. В случае необходимости сиденья могут быть переоборудованы в спальные места. Для этого, повертывая рукоятку, наклоняют спинки передних сидений. При посадке на переднем сиденье двух человек между ними устанавливают средний подлокотник, прикрепленный на шарнире к спинке правого сиденья. В случае посадки на переднее сиденье третьего человека подлокотник служит продолжением спинки, а между сиденьями устанавливают мягкий вкладыш.

В сиденьях и спинках автомобилей устанавливают пружины или заполняют их губчатой резиной для амортизации толчков и ударов, получаемых водителем и пассажирами при движении по неровной дороге. Сиденья и спинки покрывают обивкой из мягкой ткани.

В кабине грузового автомобиля ГАЗ -53А установлено общее сиденье для водителя и пассажира. Оно состоит из блока, изготовленного из губчатой резины, и пружины. Кабина грузового автомобиля ЗИЛ -130 имеет регулируемое сиденье водителя и двухместное сиденье для пассажиров.

Рис. 23. Сиденья автомобилей: а - переднее сиденье автомобиля ГАЗ -24 «Волга»; 6 - сиденье автомобиля ГАЗ -53А; 1 - рукоятка наклона спинки; 2 - синхронизирующий валик; 3 и 5 - салазки продольной регулировки; 4 - рычаг продольной регулировки; 6 - верх обивки; 7 - ватник спинки; 8 - армированная парусина; 9 и 15 - профили заделки пружин; 10 - пружина спинки; 11 - скоба крепления пружин; 12 - рама спинки; 13 - проволочная рамка; 14 - пруток крепления обивки; 16 и 18 - кронштейны упора спинки; 17 - регулировочные болты; 19 - накладка упора подушки сиденья; 20 - тяга; 21 - установочный кронштейн подушки; 22 - рама подушки сиденья; 23 - картонная прокладка; 24 - блок из губчатой резины; 25 - ватин; 26 - резиновая втулка

Электроприводы, двигающие подушки и спинки, давно не воспринимаются как нечто особенное. На престижных моделях уже в базовой комплектации кресло регулируется в доброй дюжине направлений. Бывает и больше - едва ли не два десятка. Пожужжав электроприводами, сможете подстроить любую часть такого трона, например удлинить подушку, изменить угол наклона верхней части спинки и даже поиграть высотой подголовника.

Один из моих коллег постоянно ворчит, когда приходится после смены водителей вновь регулировать сиденье, и мечтает о приводах с памятью. Подгоняете под себя кресло, руль, зеркала, нажимаете кнопку М (англ. memory - память) или Set и, скажем, единицу. Теперь в этой цифре зашиты ваши настойки. Кстати, иногда сиденье с памятью предоставляет дополнительные услуги. К примеру, с выключением зажигания отъезжает назад, облегчая выход из автомобиля, а с поворотом ключа зажигания без промедления принимает прежнее положение.

Но комфортабельность кресел обуславливается не только удобной посадкой. Телу необходим и оптимальный температурный баланс. Для этого в сиденье встраивают до десятка вентиляторов, прогоняющих воздух через перфорированную кожу. Водитель может изменять интенсивность охлаждения, управляя скоростью потоков. Если холодно, воздух подогревают встроенные электротэны. Но это на дорогих машинах. В более дешевых и чаще встречающихся обогревателях кресел эту роль выполняют несколько гибких термоэлементов, проложенных непосредственно под обивкой. Любопытный факт: при перегрузке бортовой электрической системы обогрев и вентиляция сидений выключаются одними из первых.

Примерно одновременно с вентиляцией кресел на престижных машинах появился встроенный массажер. Бесплатный десятиминутный сеанс прямо за рулем проводит механизм, размещенный в спинке. Обычно это площадка поясничного подпора, способная перемещаться в двух плоскостях, или несколько воздушных валиков, которые попеременно накачивает пневматический насос.

Кроме того, пневмоподдержка иногда активируется и для лучшей фиксации тела водителя при быстром прохождении виражей. Надувающиеся под лопатками и бедрами валики в зависимости от направления поворота подпирают то правый бок водителя, то левый. Они работают также на пассивную безопасность, дополнительно фиксируя тело при ударе. Проведенные фирмой «Мерседес-Бенц» крэш-тесты выявили, что при боковом ускорении 0,6g спасительное расстояние от плеча манекена до обивки двери увеличивается таким образом на 40 мм.

В сиденье могут быть скрыты и другие устройства, повышающие уровень безопасности. Все больше моделей получают активные подголовники для эффективной защиты шейных позвонков при наезде сзади. В момент удара подголовник перемещается навстречу затылку, уменьшая ускорение головы и снижая тем самым риск травмы. Принцип работы таких устройств бывает самым разнообразным.

Очень проста и в то же время эффективна конструкция с механическим приводом. При ударе тело давит на спинку сиденья, та проминается и приводит в движение рычаги, сдвигающие подголовник вперед и немного вверх. Существуют и более сложные системы. К примеру, некоторые распознают удар по датчикам и «поджигают» пиропатроны, которые «выстреливают» подголовник в направлении головы.

Отправляясь в семейную автомобильную поездку родители просто обязаны побеспокоиться о безопасности ребенка. Во многих странах обязательным условием перевозки детей в авто является наличие специализированного кресла. Но дело даже не в соблюдении ПДД. Здоровье, безопасность и комфорт ребенка, в данном случае, превыше всего.

Мало приобрести хорошее устройство. Его еще нужно и правильно закрепить. Установка детского кресла — дело достаточно непростое. В зависимости от модели, года выпуска, системы креплений и других параметров автокресла имеют множество отличий. Конечно, проще всего обратиться за помощью к специалистам. А можно внимательно изучить правила установки детского кресла и выполнить работу самостоятельно.

Зачем нужно кресло для ребенка

Мир вокруг нас с каждым годом движется все быстрее и быстрее. Дети с самых первых дней жизни становятся его активными исследователями. Безопасная перевозка ребенка в автомобиле — забота ответственных родителей.

Установка детского кресла в авто занимает совсем немного времени. Однако такой шаг позволит уберечь вашего малыша от множества опасностей. Удобная конструкция, специально разработанная с учетом размеров ребенка, встроенные дополнительные ремни безопасности, комфортный подголовник — все это максимально защитит малыша в случае ДТП.

При создании производители ориентируются не только на комфорт малыша, но и на удобство для родителей. Установка детского кресла на транспортное средство должна выполняться просто и быстро, без усилий. Также легко должна сниматься и обивка. В этом случае ее можно постирать, обеспечивая ребенку необходимый уровень гигиены.

Пользоваться нужно прямо с рождения крохи. Для этого предусмотрены специальные устройства. Некоторые родители утверждают, что наилучшую защиту ребенок получает в том случае, если находится при движении на руках у мамы. Эта ошибка может стоить малютке здоровья, а то и жизни. Дело в том, что при внезапном столкновении вес тела ребенка моментально увеличивается в 20-25 раз. Поэтому даже если ваш кроха весит всего 4-5 кг, в момент аварии у мамы на руках окажется сразу минимум 80, а то и 120 кг. Удержать такой вес практически нереально. Поэтому установка детского кресла не просто прихоть сотрудников ГИБДД, а жизненная необходимость.

Плюсы детского сиденья

Главные достоинства автокресел:

  • удерживают ребенка от хаотичных передвижений по салону автомобиля;
  • надежно фиксируют малыша и не позволяют ему травмироваться в момент аварии или резкого торможения;
  • позволяют водителю не отвлекаться от управления транспортным средством;
  • дают возможность остальным пассажирам освободить руки и обеспечить собственную безопасность;
  • просты в установке и не требуют специальных навыков;
  • имеют небольшие размеры и не занимают много место в машине;
  • избавляют от штрафа и лишних вопросов при общении с дорожной полицией.

Минусы автокресел

Однако у данных приспособлений есть и недостатки:

  • дети, особенно маленькие, не слишком любят ограничение движения;
  • требуют подбора с учетом возраста, веса и роста ребенка;
  • нуждаются в частой замене, ведь ребенок растет достаточно быстро;
  • некоторые модели кресел требуют наличия в автомобиле специального крепления;
  • по-настоящему качественные автомобильные кресла для детей стоят дорого, а с учетом того, что менять их придется несколько раз, покупка и вовсе выпадает из категории бюджетных.

Какими бывают детские автокресла

Установка детского кресла на заднее сиденье не так уж и сложна. Тут важно подобрать такое устройство, которое подойдет вашему малышу по возрасту, весу и прочим показателям. Существует несколько видов автокресел. Для удобства они четко разделены на несколько групп.

Группа «0». Такие приспособления используются для самых маленьких пассажиров, весом до 11 кг. Представляют собой специальную люльку, оснащенную дополнительными ремнями безопасности, при помощи которых устройство крепится на заднее сиденье. Автолюлька оборудована дополнительной защитой для головы младенца, а до начала движения его следует пристегнуть специальными прочными, но гибкими ремнями.

Группа «0+». Такое устройство выглядит как чаша и предназначено для перевозки пассажиров весом до 15 кг. Чаще всего эти модели невероятно функциональны. Их используют как автокресло, качалку для малыша, стул или люльку. А если поставить такое приспособление на колеса, получится полноценная коляска. Для удобства транспортировки автокресло «0+» оснащено крепкой ручкой. Устанавливают его на сиденье против хода движения автомобиля.

Группа «0/+1». Это автокресло используют для перевозки детей весом до 17 кг и возрастом до 3,5 лет. Пока ребенок маленький, его устанавливают наоборот, как и предыдущий вариант. Для малыша более старшего возраста кресло позволяется перевернуть и закрепить по ходу движения машины.

Группа «1». Такой вариант применяют для малышей, которые могут уверенно сидеть самостоятельно, от 10 месяцев и до 3,5-4 лет. Здесь есть жесткое основание, спинка с регулировками, прочные ремни безопасности. Чтобы ребенок не скучал в дороге многие модели оснащены рабочим столиком, на нем можно разместить игрушки. Вес малыша, который способна удержать такая модель, от 8 до 17 кг.

Группа «2». Кресло можно использовать вплоть до пятилетнего возраста. Оно способно выдержать вес до 24 кг. Однако при этом важно учитывать индивидуальные размеры ребенка. Особенно это важно в холодное время года, когда дитя надежно «упаковано» в теплый комбинезон. Крупному ребенку может быть просто тесно, в то время, как относительно мелкий малыш будет глубоко проваливаться в сиденье.

Группа «2/3». Это достаточно универсальный вариант. Подходит для детей от 5 до 13 лет, весом до 38 кг и ростом до 160 см. Здесь уже присутствуют не внутренние, а наружные ремни безопасности, а спинка имеет легкий анатомический уклон. Особенностью таких моделей является отстегивающийся бустер — специальное сиденье, которое можно использовать отдельно для детей старшего возраста.

Группа «3». Такая модель не имеет спинки и подголовника и состоит только из бустера. Выглядит, как обычная подушка с подлокотниками. Такое автокресло можно использовать не раньше, чем вес ребенка достигнет 23-25 кг.

Группа «1/2/3». Наиболее универсальная модель, которая может трансформироваться по мере взросления ребенка. Такие устройства стоят дороже всего. Однако и комплектация у них наиболее полная. Это отличный вариант для ребенка, который быстро растет и уже вышел из одной группы, но при этом не дорос до другой.

Кстати, выбирая кресло для ребенка, убедитесь, что модель предназначена именно для автомобиля. Установка детского кресла на велосипед производится совершенно по-другому. Да и модели сильно различаются.

Варианты креплений

После того, как модель определена, начинается установка детского кресла в машину. Схема расположения креплений и последовательность действий чаще всего подробна описана в инструкции. Существует 4 основные разновидности систем крепления автокресла для малышей.

1. Крепление штатными автомобильными ремнями. Этот вид установки подходит практически для всех транспортных средств. Единственный нюанс: перед покупкой кресла важно убедиться, что длины собственных ремней достаточно для надежной фиксации устройства в салоне. Если это не так, нужно обратиться в сервис, где ремни могут «нарастить» или заметить на более длинные.

Общей инструкции в этом случае дать нельзя. В зависимости от модели устройства могут иметь разные Чаще всего, направляющие для ремней имеют специальные указатели или таблички-шпаргалки. С их помощью достаточно просто разобраться в установке.

Очень важно тщательно соблюдать инструкцию и не допускать самодеятельности. Также необходимо внимательно следить за тем, чтобы ремни безопасности не перекручивались и не сминались. Если вы хоть немного изменили угол наклона спинки сиденья, важно произвести корректировку положения детского автокресла.

2. Крепление с жесткой фиксированной базой. Установка детского кресла на заднее сиденье будет максимально простой, если модель имеет съемную верхнюю часть и специальную базу. Последняя, как правило, крепится на сиденье. Достаточно один раз прочно закрепить базу в соответствии с инструкцией, и процесс установки детского кресла займет минимум времени. Достаточно просто защелкнуть его в специальные пазы.

Автокресла с жесткой базой имеют еще несколько достоинств. Во-первых, многие из них имеют особую металлическую дугу, с помощью которой кресло дополнительно опирается на спинку сиденья авто. Во-вторых, часто имеется и еще один уровень безопасности — специальная ножка для закрепления в пол автомобиля. Это придает конструкции дополнительную жесткость и устойчивость.

3. Система автоматического крепления ISOFIX. Этот способ фиксации был разработан специально, чтобы максимально упростить установку детского кресла на заднее сиденье машины. Именно ею оснащены большинство автомобилей иностранного производства.

Между сиденьем и спинкой заднего пассажирского дивана установлены специальные металлические скобки, которые жестко крепятся к корпусу машины. В нижней части детского кресла расположена ответная часть, оснащенная специальными замками. Для установки детского кресла достаточно просто совместить обе части механизма и надавить на них до характерного щелчка.

Несмотря на невероятное удобство, такая система имеет несколько недостатков. Прежде всего, жесткое крепление способствует передаче вибрации корпуса автомобиля на кресло ребенка. Кроме того, установить такое кресло можно лишь в тех марках авто, которые оснащены спецкреплениями. Ну, и последняя деталь — автокресла с системой крепления ISOFIX стоят немало.

4. Система крепления SURELATCH. Эта система разработана, чтобы минимизировать недостатки ISOFIX. Здесь также используются жесткие скобы, установленные на корпус авто. А вот встречное крепление к ним выполнено в виде специальных ремешков. Для пущей устойчивости предусмотрена третья точка опоры. От верхней части спинки детского кресла отходит фиксирующий крепежный ремень, который крепится к скобе на корпусе машины или задней части спинки взрослого сиденья.

Такая система не позволяет передавать вибрацию на детское автосиденье и обеспечивает дополнительную амортизацию. Ремни оснащены инерционными натяжителями. Это позволяет фиксировать автокресло без регулярной подгонки длины ремня.

Как разместить кресло с наибольшей безопасностью

Правильная и безопасная установка детского кресла зависит еще и от того, где закрепить устройство. Есть несколько вариантов:

1. С правой стороны заднего дивана, за пассажиром. Это место считается достаточно безопасным. По статистике, в эту часть автомобиля происходит меньше ударов в случае ДТП. Оно расположено в противоположном углу от встречной полосы автомашин. Для удобства общения с ребенком лучше закрепить дополнительное зеркальце. В основное зеркало заднего вида видеть малыша не получится.

Заднее правое место удобно еще и тем, что посадка/высадка ребенка в этом случае будет производиться с тротуара, а не с проезжей части. Это является дополнительным фактором безопасности.

2. С левой стороны заднего дивана, за водителем. Установка детского кресла на заднее сиденье за спиной водителя долго считалась наиболее безопасной. Полагается, что в случае аварии водитель будет автоматически выводить себя из-под удара, а, следовательно, ребенок не пострадает. При таком расположении за малышом удобно наблюдать, используя традиционное зеркало заднего обзора.

Если кресло ребенка размещено за водителем, пассажир, сидящий впереди, сможет легко дотянуться до него при необходимости. Но если водитель находится с ребенком один на один, то, в случае надобности дотянуться до малыша, этого он сделать не сможет. Кроме того, посадка/высадка маленького пассажира будет проходить прямо с проезжей части, а это не всегда безопасно.

3. На заднем сиденье, посредине. Этот вариант на сегодняшний день признан оптимальным. По последним данным исследований, произведенных специалистами университета Буффало, такое положение детского кресла на 16% безопаснее остальных. С какой бы стороны ни последовал удар, это место расположено в «несминаемой» зоне. Следовательно, ребенок пострадает меньше всего.

4. Боком. Особенный тип установки имеют автолюльки. Производители рекомендуют размещать их на заднем сидении, причем изголовье должно находиться в середине автомобиля. То есть ребенок будет находиться перпендикулярно ходу транспортного средства, ногами к двери.

Можно ли ставить кресло на переднем сиденье

Если мама находится за рулем, то в особых случаях допустимо поместить люльку на переднее сиденье. При этом запрещена установка детского кресла по ходу движения.

Тут важно хорошо взвесить все "за" и "против". Специалисты считают, что переднее пассажирское кресло — самое опасное место в машине. Ведь в случае аварии водитель инстинктивно старается уйти из-под удара и наибольшие повреждения получает именно правая передняя часть машины.

Если же других вариантов установки нет, специалисты рекомендуют отключить правую подушку безопасности. При срабатывании она может ударить автокресло и навредить ребенку. Кроме того, рекомендуется отодвинуть переднее кресло назад на максимально возможное расстояние.

По ходу или против?

Родителям важно помнить правило: дети до 1 года должны ездить в автомобиле исключительно спиной вперед. Это связано с тем, что голова маленького ребенка достаточно большая и весит много. При этом шейные позвонки еще достаточно слабые и в случае резкого торможения могут не справиться с нагрузкой.

Дети старшего возраста могут ездить лицом вперед.

Этапы установки: инструкция

Каждая модель наверняка оснащена инструкцией по установке детского кресла. Если ее внимательно изучить, проблем с размещением детского места в автомобиле возникнуть не должно. Однако есть общие принципы, которые помогут справиться с задачей.

Вот небольшая схема установки детского кресла с традиционным ременным креплением:

  1. Перед началом работы максимально продвиньте переднее кресло вперед. Так вы освободите больше места и работать будет удобнее.
  2. Разместите автокресло на выбранное место. Возьмите фиксирующий ремень и протяните его строго по намеченной области. Используйте подсказки, расположенные на самом кресле, если они есть.
  3. Прилагая усилие максимально затяните ремень безопасности.
  4. Убедитесь, что плечевая область ремня тоже застегнута.
  5. Следите, чтобы ремень проходил именно так, как указано в инструкции. Не давайте ему соприкасаться с другими деталями кресла. При резком торможении крепление может не выдержать трения и самопроизвольно расстегнуться.
  6. Закрепите фиксирующий ремень таким образом, чтобы он находился на средине плеча маленького пассажира. Если закрепить его слишком высоко, он сместится к области шеи и станет дополнительной угрозой. Если закрепить ремень-фиксатор слишком низко, он просто сползет с плеча ребенка и потеряет свою эффективность.
  7. По окончании работы сильно подергайте автокресло. Важно убедиться, что оно закреплено прочно. Впрочем, небольшой люфт допускается.
  8. Усадите малыша в кресло и плотно пристегните его. Следите за тем, чтобы ремни безопасности не перекручивались и не сползали. Не застегивайте слишком плотно. Между телом ребенка и ремнем должно помещаться 1-2 пальца.
  9. Если детское автокресло имеет дополнительное крепление в виде верхней лямки, поднимите подголовник, просуньте ее в специальную скобу и закрепите на тыльной стороне взрослого сиденья или на корпусе автомобиля.

В современном автомобиле сиденье представляет собой достаточно сложную техническую систему. Все делается для того, чтобы обеспечить комфорт и безопасность для пассажиров и водителя, не повышая при этом стоимость конструкции. Форма элементов сидений и материалы, из которых эти элементы изготовлены, могут различаться. В то же время, схема конструкции не меняется последние 20-30 лет.

Автомобильное сиденье состоит из нескольких основных элементов: каркаса, плоских пружин и подушек из пористого материала. В качестве наполнителя для подушек обычно используется поролон, хотя более современным решением является применение пористой резины. Каркас часто изготовляют из стальных труб, но здесь тоже возможны варианты (стеклопластик, алюминий и т.д.). Рассмотрим основные направления по улучшению конструкции автомобильных сидений.

Инновации

Оказывается, плоские стальные пружины можно заменить упругими лентами. В этом случае мы получаем меньшую нагрузку на пористый материал. Ленты, заменяющие собой пружины, изготовляют из специальной резины или из резиноткани. Второй вариант, кстати, является наиболее современным. Основание сиденья можно вообще сделать жестким, установив снизу прессованную стальную раму. Но в легковом авто такое сиденье обязательно должно быть подрессорено, то есть установлено на рессоры.

Применение пористой резины позволяет изготовить подушку сиденья, которая будет опираться на стальные прутья, а не на упругие элементы. Такое сиденье не скрипит, а вся конструкция получается очень долговечной. Все же, наиболее доступным материалом остается поролон, поэтому большинство производителей продолжают использовать именно его.

Перспективы развития

Не исключено, что в будущем появятся «умные» сиденья, форма которых будет подстраиваться под фигуру пассажира. Но создание таких сидений не подразумевает использование сотен механических деталей и десятков регулируемых элементов. Главным образом возможности конструкции будут основаны на применении «пневмокарманов»: полость, оснащенная каркасом, может заполняться воздухом под давлением.