Отмена маршрутных такси. Маршрутки сходят с дистанции

Через год в Петербурге исчезнут маршрутки - город делает ставку на социальный транспорт. Опасения скептиков, что до некоторых уголков Северной столицы станет просто не добраться, эксперты считают беспочвенными.

Новую транспортную реформу вызвал к жизни Федеральный закон "Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в РФ", принятый в 2015 году. Документ позволяет сохранить в прежнем виде "регулярные перевозки, частично или полностью оплачиваемые за счет средств бюджетов субъектов РФ или местных бюджетов", но на срок не более пяти лет. Срок истекает летом 2020 года, поэтому нововведения так или иначе затронут всех коммерческих перевозчиков Северной столицы. Исключение - государственные унитарные предприятия или государственные учреждения городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя, для них переходный период - десять лет со дня официального опубликования ФЗ.

Смольный уже подготовил список маршрутов, которые будут ликвидированы. Однако, как пояснили корреспонденту "РГ" в ГКУ "Организатор перевозок", рассматривать его необходимо в совокупности с перечнем маршрутов, которые будут введены. Для горожан по большей части это только добавит комфорта: значительная часть отмененных коммерческих маршрутов станет "социальными", и вместо неудобных пазиков, куда трудно забраться пожилому человеку или маме с коляской, на линии будут работать автобусы средней и большой вместимости с низким полом.

Федеральный закон предоставляет нам право выбрать: будет действовать в регионе регулируемый тариф или нерегулируемый. В Петербурге принято решение действовать по первому сценарию, - рассказал корреспонденту "РГ" заместитель директора по планированию и развитию пассажирских перевозок ГКУ "ОП" Дмитрий Процкий. - Общественный транспорт - это то, что обеспечивает жизнедеятельность всего города, и город должен определять, где, когда и как он работает.

При нерегулируемом тарифе, подчеркивает специалист, кому и как ехать, определяет перевозчик. И это автоматически означает, что нерентабельные маршруты будут закрываться. За последние годы прекратили работать как минимум два десятка таких коммерческих линий - они еще числятся в реестре, но фактически их не существует. Еще одна обязанность перевозчика, работающего по регулируемому тарифу, - предоставлять все региональные льготы, и для Петербурга это тоже крайне важно. Для нерегулируемых тарифов льготные перевозки тоже возможны, но по отдельному соглашению, с компенсацией выпадающих доходов. Вряд ли цена за одного пассажира будет меньше, чем экономически обоснованная, при этом за свои же деньги город не будет иметь рычагов влияния на расписание и качество подвижного состава.

В ближайшее время в Северной столице должно появиться 2700 новых машин: 1500 автобусов, которые выработали свой ресурс, предстоит заменить, остальные выйдут на новые социальные маршруты

Петербург пошел по правильному пути, который давно выбран во всем цивилизованном мире, - отметил директор по решениям в области общественного транспорта компании - разработчика транспортных моделей Владимир Валдин. - Относиться к транспорту только как к бизнесу нельзя, это может обрушить систему в целом. Общественный транспорт - такая же часть инфраструктуры, как, например, освещение на улицах, и подходить к нему надо с инфраструктурных позиций.

ближайшее время петербургские перевозчики обязаны закупить новые автобусы, чтобы участвовать в конкурсах на право обслуживать пассажиров в 2020 году и далее, это предусмотрено конкурсной документацией. По словам Процкого, в ближайшее время в Северной столице должно появиться 2700 новых машин: 1500 автобусов, которые выработали свой ресурс, предстоит заменить, остальные выйдут на новые социальные маршруты. Например, в Веселом Поселке заменят маршрут К-3 до торгового комплекса "Мега" и наиболее востребованный К-155, который ходит по кругу между станциями метро "Улица Дыбенко" и "Проспект Большевиков". При этом еще раз подчеркнем, что на линию выйдут новые автобусы большей вместимости, чем те, что работают на этих линиях сейчас.

Из 270 коммерческих маршрутов 70 станут социальными, остальные перестанут существовать. Однако бояться таких изменений не стоит, об этом говорят сами перевозчики. Как рассказала корреспонденту "РГ" официальный представитель ГУП "Пассажиравтотранс" Татьяна Клепикова, более 80 процентов их маршрутной сети дублируется - и это нездоровая конкуренция. Согласно официальной информации, предприятие обслуживает 147 городских и пригородных маршрутов. Ежедневно на линии курсируют 1500 автобусов большого и особо большого класса, которые за год перевозят более 300 миллионов пассажиров - а могли бы и больше. Транспортники говорят, что коммерсанты специально "пасутся" на социальных маршрутах - едут перед автобусом и собирают пассажиров.

Увеличится скорость движения транспорта и повысится безопасность, поскольку посадка и высадка будут производиться только на остановочных пунктах, - добавляет Клепикова. - И сама посадка будет быстрее, потому что остановку не будут занимать коммерческие автобусы, ожидающие заполнения салона. Наше предприятие, со своей стороны, обновляет подвижной состав, а также постоянно ведет работу по укомплектованию штата водителей для выполнения дополнительной транспортной работы, которая будет нам поручена.

Понятно, что дополнительные расходы перевозчиков придется компенсировать. В Смольном пока не соглашаются с предложениями повысить тариф на проезд, которые поступают последние три года. Правда, как отметил Дмитрий Процкий, определенно вырастет субсидия перевозчикам из городского бюджета. Однако сейчас обсуждается новая схема финансирования общественного транспорта, которая может вообще убрать заинтересованность перевозчика в пассажиропотоке: он будет получать фиксированную сумму за километр пробега с надбавкой на прибыль, а вся выручка от продажи билетов и изменения пассажиропотока будет поступать в бюджет.

Тем временем

Электронный проездной билет "Подорожник" будет действовать на территории Ленинградской области. Как сообщили в Минтрансе РФ, эксперимент по его использованию признан удачным. В течение года картой "Подорожник" можно было расплатиться в двух автобусах, которые связывают Петербург с ближайшим пригородом в Ленобласти. Таким способом оплаты проезда воспользовались 2,5 миллиона человек. Теперь опыт будет внедряться на других маршрутах.

Напомним, 15 августа 2016 года вступил в силу приказ Департамента транспорта Москвы, в соответствие с которым с дорог столицы исчезли 370 регулярных маршрутов частных перевозчиков. Остались 211 линий маршрутного такси, по которым теперь ходят новые «легальные» автомобили синего цвета с символикой Мосгортранса. Эти маршрутки обслуживают восемь компаний, заключивших контракт с московскими властями.

В новых автомобилях установлены валидаторы для оплаты карточками московского транспорта, действуют льготы на проезд, запрещается передавать наличные на оплату проезда через весь салон, а все водители должны дотошно соблюдать правила дорожного движения и иметь разрешения на работу. Словом, властями сделано все, чтобы обеспечить безопасность пассажиров, которой частные перевозчики, зачастую, пренебрегали. Только синие маршрутки, автобусы и троллейбусы с пассажиропотоком многомиллионой Москвы не справляются. В отсутствие небезопасных, но удобных и частых маршруток, горожанам приходится штурмовать транспорт, который приходится ждать по 30-40 минут.

Как в августе, отмена маршруток создала трудности тысячам москвичей. Среди основных претензий, которые высказывали столичные жители, - увеличение времени в пути по привычным маршрутам, возрастание трат на проезд из-за пересадок, долгое ожидание транспорта, теснота в салоне, в который еще нужно попасть всей огромной толпе ожидающих. Однако летом многие пассажиры понимали, что это еще цветочки: осенью все будет гораздо хуже. По статистике с сентября пассажиропоток в мегаполисах увеличивается примерно на 15-20%: все возвращаются в город, входят в рабочий ритм, перестают ходить пешком.

Столкнувшись с неудобствами, граждане уже в августе начали писать обращения в Департамент транспорта Москвы и другие органы с просьбой изменить ситуацию. Реагируя на жалобы москвичей, власти еще в конце августа анонсировали ввод дополнительных маршрутов, остановок и сокращения интервалов.

«Количество рейсов на маршрутах увеличилось на 10%. На многие маршруты впервые вывели автобусы большой вместимости, рассчитанные на перевозку до 100 человек, таким образом, количество мест для пассажиров выросло на 30%», - сообщили «НИ» в пресс-службе Дептранса Москвы.

Однако, судя по совсем свежим обращениям граждан, очень многие улучшений на дорогах пока не заметили.

«Как можно было отменить маршрутку № 308? Сколько людей теперь из-за этого страдает!!! По дороге несколько крупных учебных заведений! Автобус № 688 от Крылатского до Озерной днем не дождешься. На работу и с работы едем в ужасной давке. Автобусы изнашиваются и ломаются. Электронные табло то и дело меняют время прибытия автобусов. Теперь гигантские толпы осаждают несколько редких автобусов», - написала 17 сентября на одном из сервисов для обращений жительница северо-запада Москвы Галина Георгиевна.

«Отменили маршрутки, в автобус стала набиваться толпа, люди еле влезают. Ну ладно, хотя бы едем кое-как. Но теперь и автобусов половина пропала! От метро Коломенская до Кожуховской ходит один только маршрут - 670, который раньше ходил в час пик каждые 10 минут, а сейчас в самое горячее время 30-40 минут нужно его ждать! Когда он приходит, люди его приступом берут, все давят друг друга!», - жалуются жители юго-востока столицы в обращении от 21 сентября.

«Хруст костей! Крики! Продуло и промок насквозь + заболел! Остановка не вмещает всю толпу. Маршрут 258М от Владикино отменен. Взамен 76К который ездит раз в 30-50 минут, плюс стоит вдалеке пока селедка не соберется. Спасибо большое МЦК - очень нравится, только добраться не реально», - сообщает 20 сентября столичный житель Игорь с севера Москвы.

Изо дня в день транспортный коллапс повторяется и в других районах - Тушино, Ховрино, Академическом, Бибирево, Соколе. Жители столицы не скрывают возмущения: многие называют реформу правительства Москвы «безобразием» и «издевательством». При этом не все пассажиры требуют вернуть маршрутки, а лишь просят увеличить количество «официального» транспорта, чтобы хоть как-то компенсировать неудобства.

Председатель Союза пассажиров России Кирилл Янков утверждает, что власти, в свою очередь, реагируют на обращения граждан, которые поступают в специально созданный оперативный штаб при Департаменте транспорта, горячую линию Мосгортранса и другие органы. По его словам, уже очень многое сделано, чтобы обеспечить пассажиропоток транспортом.

«Конечно, в некоторых районах остались проблемы. Например, нет прямой связи между Курьяново и Марьино, где власти собираются продлить маршрут автобуса № 161, но не могут найти хозяина железнодорожного переезда, через который лежит путь. В любом случае сделан шаг к цивилизованным перевозкам и назад идти нельзя. А все нюансы и проблемы нужно оперативно и быстро исправлять», - сказал г-н Янков в беседе с «НИ».

Он высказал надежду, что сейчас Москва переживает переходный период, а власти ведут работу по исправлению «ляпов». При этом всем пользователям наземного транспорта председатель Союза пассажиров посоветовал не сидеть сложа руки, а активнее писать обращения во всевозможные органы, требуя нормализовать работу автобусов и маршруток в своем районе.

В свою очередь, не опускают руки и сами перевозчики, которых реформа тоже напрямую коснулась – около 10 тыс. водителей «нелегальных» маршруток остались без работы. Защищая свои права, они обратились в Арбитражный суд Москвы, а по заявлению депутата Госдумы Вячеслава Лысакова проверку законности приказа Дептранса о ликвидации сотен маршрутов в конце августа начала столичная прокуратура.

Президент Московского транспортного союза Юрий Свешников рассказал «НИ» как продвигается дело в суде. «На днях состоялся первый суд по нашим искам – его мы пока не выиграли», - говорит Свешников, - «Явно нарушены требования законодательства, что мы и пытаемся доказать в суде. Мы апеллируем к нормам Федерального закона № 220 «Об организации регулярных перевозок пассажиров автомобильным и городским наземным транспортом, который, в частности, предписывает, что наряду с маршрутами с регулируемыми тарифами должны быть маршруты и с нерегулируемыми».

По словам Свешникова, многие частные перевозчики на свой страх риск решили выходить на маршруты, так как есть спрос и потребность пассажиров в быстром транспорте. Большинство из них тут же сталкиваются со штрафами - от 5 тыс. рублей с физического лица и от 300 тыс. рублей - с юридического.

Как заявил собеседник «НИ», подобная реформа готовится и на смежных маршрутах Москвы и Московской области. По его словам, соответствующее соглашение между субъектами подписано в августе текущего года, однако в открытых источниках его полный текст пока не удается найти. «Какое-то секретное соглашение получается, но до нас доходят слухи, что власти уже договорились об отмене 140 маршрутов между Москвой и областью. Поэтому в один прекрасный день может оказаться, что из Одинцово или Орехово-Зуево до Москвы вы просто не доедите», - рассказал Свешников.

В свою очередь, власти Москвы, которые к этой реформе транспорта готовились с 2012 года, никаких проблем не видят. По словам заммэра столицы по вопросам транспорта Макима Ликсутова, отмена маршруток позволяет шагнуть на качественно новый уровень пассажирских перевозок.

«В цивилизованных городах всего мира маршрутки - это пережиток прошлого, которому, и в Москве пришла пора остаться в прошлом», - говорит Ликсутов и невозмутимо добавляет, что пассажирам просто требуется время, чтобы привыкнуть в новой схеме движения городского наземного транспорта.

С первого июля 2020 года в Санкт-Петербурге радикально изменится работа коммерческих маршруток: в сущности, автобусов с грифом "К" просто не будет. Все коммерческие перевозчики начнут возить пассажиров по тем же тарифам, что и социальные автобусы, троллейбусы и трамваи. Остановки "по требованию" будут запрещены. А на тех улицах, где маршрутки дублируют движение иного городского транспорта, их движение будет и вовсе отменено.

Эти планы комитета по транспорту Санкт-Петербурга прозвучали на заседании транспортной коллегии. Председатель комитета Александр Головин утверждает, что речь о ликвидации системы частных перевозчиков не идет, будет изменен просто формат их работы. Однако, полагают перевозчики, планируемые нововведения отнюдь не поспособствуют решению транспортных проблем горожан.

Главным камнем преткновения станет финансирование, - отмечает председатель Ассоциации перевозчиков пассажиров Санкт-Петербурга Василий Киселев. - Если власти считают, что городской транспорт и дальше должен все более и более становиться дотационным, а не самоокупаемым, они все делают правильно. Только где брать деньги на затеи чиновников?

Нововведения, по словам Киселева, увеличат расходы городской казны на транспорт в три-пять раз, а то и более.

Пассажиры, живущие в пригородах и районах-новостройках, где дорожная инфраструктура значительно отстает от темпов строительства жилья, первыми испытают на себе все неудобства планируемых новаций. Ведь нормальных дорог в этих "городских джунглях" зачастую нет, соответственно, прокладывать в них автобусные-троллейбусные маршруты с типовыми остановочными павильонами и прочими удобствами нельзя.

На коммерческие маршруты сегодня приходится более 60 процентов транспортной сети города

Сегодняшняя палочка-выручалочка в этих условиях - коммерческие маршрутки. Они, к слову сказать, помогают жителям микрорайонов, пограничных между городом и областью, решить еще одну проблему: под чьей юрисдикцией находится маршрут. Власти Санкт-Петербурга и Ленинградской области часто не могут прийти к общему знаменателю, когда речь идет о тарифах на транспортных маршрутах "город - область". Для коммерческих перевозчиков этой проблемы не существует. Они, как первопроходцы, создают транспортную сеть, которая впоследствии становится официальной. Неслучайно эксперты отмечают такую диспропорцию: количество социальных маршрутов в Санкт-Петербурге в последние годы значительно увеличивается, но протяженность их практически не растет. Реальные нужды горожан покрывают именно коммерческие маршруты, на которые приходится более 60 процентов транспортной сети.

Прямая речь

Игорь Малыгин, директор Института проблем транспорта РАН:

У Санкт-Петербурга не будет финансовой возможности осуществить эти планы. Тем более учитывая те затраты, которые уже сейчас несет бюджет, переводя городской транспорт на газ и электрическую тягу.

Чтобы окупить хотя бы этот перевод, потребуется не менее 5-7 лет активной эксплуатации электробусов и автобусов на газе. Кроме того, внедрение этих современных и экономичных видов транспорта потребует перестройки всей дорожной инфраструктуры, внесения существенных изменений в генплан города.

Поэтому ждать скорого отказа от коммерческих маршруток в нашем городе не стоит. Лозунг властей в идеале правильный, но на деле он трудноосуществим. Для того чтобы эти планы претворились в жизнь, необходима четкая схема государственно-частного партнерства и участие серьезного спонсора, которого пока не видно.

Справка "РГ"

Ранее стало известно, что ГУП "Петербургский метрополитен", ГУП "Горэлектротранс" и ГУП "Пассажиравтотранс" попросили у Смольного повысить стоимость разового проезда на 2 рубля в 2019 году, а стоимость проездных - на 4 процента. Если чиновники выполнят их

просьбу, то проезд в метро будет стоить 47 рублей, а на наземном городском транспорте - 42 рубля. Последнее изменение стоимости произошло в Санкт-Петербурге в январе 2017 года, когда цена поездки в трамвае, троллейбусе и автобусе поднялась до 40 рублей, а в метро - до 45. По данным экспертов, себестоимость поездок составляет 42,6 и 51, 1 рубля соответственно. Недополученные доходы перевозчиков компенсируются городским бюджетом.

В столице завершилась настоящая транспортная революция - теперь во всех московских автобусах, маршрутках, трамваях и троллейбусах можно расплачиваться едиными проездными. Теми самыми, которые записывают на «Тройку» и принимают в метро или Мосгортрансе . Маршрутки, принимающие только за наличные, официально ушли в прошлое. А те, что не ушли, с 15 августа работают незаконно.

К сожалению, москвичи под очередным рекордным дождем как-то упустили всю торжественность момента. Для большинства исчезновение привычных маршруток стало неприятной неожиданностью.

«Маршрут 529м (метро «Кузьминки » - Госпиталь ветеранов ВОВ №2) убрали совсем. Людей никак заранее не оповестили. Автобусы ходят очень редко. Что будет с сентября страшно представить», - написала москвичка Екатерина Афанасьева .

«Дмитровское шоссе, маршрутка 378, остановка "ЛЭМЗ" - утром 50 минут прождала маршрутку, потом уехала на троллейбусе, никаких объявлений не было. Раньше транспорт ходил каждые 15 минут», - негодует Ольга Мясникова .

«Езжу с Бескудниковского бульвара до метро Дмитровская наземным транспортом. На маршрутке добиралась по пробкам за 20-30 минут. 15 августа их отменили, а автобусы ходили в обычном режиме. Поток пассажиров оказался такой, что автобусы приезжали уже переполненные. На остановке «Аптека» обычно утром стоит 3-5 человек, а сегодня их было 20-30. И ехала вместо привычных 30 минут 2 часа», - рассказала Нина Фролова .

На самом деле, таких историй еще вагон и маленькая тележка. Половина редакции «Комсомолки» оказалась не готова к изменениям. Что уж говорить про весь остальной город. Разберемся, что же пошло не так.

Теперь на каждом маршруте может работать только один перевозчик. К примеру, если раньше от метро «Динамо» до редакции «КП » ходил автобус №84 и маршрутка №384, то теперь остался один автобус. На других направлениях, наоборот, могли остаться лишь маршрутки.

Понятно, что транспорт в общем и целом начал ходить реже . Ведь раньше можно было уехать либо на автобусе, либо на маршрутке, а сейчас осталось что-то одно.

С 15 августа, не дожидаясь возвращения москвичей из отпусков, частные перевозчики, которые работают по госконтрактам , по поручению Правительства Москвы на 10% увеличили выпуск автобусов на маршруты, - заявили в Дептрансе. Судя по отзывам пассажиров этого оказалось недостаточно.

Общее уменьшение транспорта на маршруте - только половина беды. На остановках нет никакой информации об изменениях, это сильно путает людей.

Возьмем реальный пример: до 15 числа от метро «Динамо» ходила маршрутка №595. Транспорт отправлялся из одного и того же места, около выхода из подземки. Теперь этот маршрут заменили каким-то другим. Но нигде не написано, где остановка, какой номер у нового маршрута! Люди вынуждены бегать и искать. Другие пассажиры ничего объяснить не могут, так как сами не знают.

Самое веселое, когда даже на остановке не написано, что здесь тормозит новый маршрут. Так было с маршруткой №319 (которую пустили вместо старой №19). Только через несколько недель после начала движения указатели появились.

В результате реформы наземного транспорта к перевозке пассажиров в столице допускают только те компании, качество сервиса которых соответствует требованиям Правительства Москвы, - заявили в Дептрансе. - В 2015 году все городские маршруты разыграны на открытых электронных аукционах, в которых победили 8 транспортных компаний. С победителями заключены государственные контракты на пять лет. На многие маршруты частные перевозчики впервые вывели автобусы большой вместимости, рассчитанные на перевозку до 100 человек, количество мест для пассажиров наземного транспорта столицы выросло на 30%.

Своими эмоциями по поводу отмены маршруток москвичи активно делятся в соцсетях.

«Большое спасибо» департаменту транспорта Москвы от нас, простых пассажиров. Ездила на маршрутке «301м» до остановки «Сиреневый сад». Теперь приходится ездить на двух автобусах. Сначала ждешь «760-й», который ходит нерегулярно (могут сразу три подъехать с интервалом в 1 минуту), а потом минут 30 не будет ни одного. А потом пересадка на другой автобус. Вот это альтернатива», – жалуется в социальной сети «ВКонтакте» столичная пассажирка Елена Левкина.

«Раньше у меня от метро ходил автобус и маршрутка. Сейчас только автобус битком и раз в 30 минут. Раньше от двери до работы 40 минут было. Сейчас хорошо, если за 1,5 часа доберёшься, и тебя нигде не помнут», – возмущается Кирилл Ананьев.

«Еду сейчас в автобусе «443» с «Речного вокзала» до проспекта Дружбы в Химках. Хотя нужно мне на Новокуркинское шоссе. Но маршрутка «662», которая чудесно возила меня как раз куда мне надо, ныне с «Речного» не ездит. Любезный господин в желто-зелёной жилетке пояснил: отменили с понедельника маршрутки. На мой вопрос, как теперь доехать с «Речного» до Новокуркинского шоссе, пожал плечами и сказал: «Ищите пути обхода. Пока там эти договорятся...» И вот я еду, а впереди меня ждёт пробка на Ленинградке, которую «662-я» прекрасно объезжала по МКАДу. Прощай, потерянное время», – возмущается еще один пассажир.

«Маршрутки ходили раз в 5-7 минут по утрам, а моя девушка сегодня 35 минут прождала. В итоге поехала на такси», – возмущается Александр Движнов, уточняя, что речь идет о маршрутке «456м». «Этот синий автобус (подобие маршрутки) едет, как черепаха. Ну все не для людей!» – вторит ему там же Юлия Мухорямова.

Подготовка к реформе наземного транспорта началась еще в 2012 году. В апреле 2013 года в Москве ввели мораторий на открытие новых «коммерческих» маршрутов. Согласно постановлению правительства Москвы, новые маршруты могли появляться только по распоряжению ГУП «Мосгортранс». В итоге количество «коммерческих» маршрутов начало постепенно сокращаться. В 2015 году их было около 500, а к 2016 осталось уже меньше 400.

В понедельник департамент транспорта Москвы опубликовал на сайте новость о том, что реформа наземного транспорта столицы близка к завершению. Изменения коснулись всех округов столицы за исключением ТиНАО и ЗелАО. Теперь привычных маршруток больше не существует, а на всех автобусных маршрутах должны действовать любые городские билеты и социальные карты.

«Пассажиры теперь легко отличат легального перевозчика. Автобусы частников одного – ярко-синего – цвета. В салоне обязательно должен быть валидатор для оплаты проезда городскими билетами. Если перевозчик не предлагает такую возможность, он работает нелегально. Такие компании часто нарушают нормы безопасности: превышают скорость, опасно маневрируют на дороге, чтобы сэкономить, отказываются от страховки здоровья пассажиров, не выдают билет. Водители нелегальных перевозчиков часто не соблюдают режим труда и отдыха, а перед выходом на линию не проходят медицинский осмотр. Техосмотр транспорта также проводится нерегулярно, что увеличивает риск попасть в аварию», – приводит департамент транспорта слова руководителя ГКУ «Организатор перевозок» Сергея Дьякова.

В ГКУ «Организатор перевозок» на вопрос «НИ» об отсутствии информации для пассажиров о грядущих переменах нам ответили, что сегодня на крупных транспортно-пересадочных узлах проводится дополнительная информационная кампания.

«Работники ГКУ «Организатор перевозок» помогают пассажирам сориентироваться и найти остановку альтернативного транспорта. Сотрудники ГКУ ОП заметны в большом пассажиропотоке, их легко узнать по ярким жилетам с нашивкой «Организатор перевозок», – заверили в пресс-службе ведомства.

Кроме того, на автобусных остановках размещали информационные плакаты, заявляют в организации.

Однако, судя по отзывам горожан, объявления и промоутеры есть не везде. Не нашли их и сотрудники «НИ», которые пытались сегодня утром добраться до редакции на маршрутке «308м», еще недавно следовавшей от метро «Кунцевская».