Первая в мире зерноуборочная машина. Зерноуборочный комбайн: история и современность
Изобретатели
: Э. Бригс и Э.Д. Карпентер
Страна
: США
Время изобретения
: 1836 г.
Зерноуборочный комбайн - сложная зерноуборочная машина, выполняющая последовательно непрерывным потоком и одновременно: срезание хлеба (то есть растения), подачу его к молотильному аппарату, обмолот зерна из колосьев, отделение его от вороха и прочих примесей, транспортировку чистого зерна в бункер и механическую выгрузку из него.
Одна из важнейших сельскохозяйственных , способная выполнять сразу несколько различных операций. Например, зерноуборочный комбайн срезает колосья, выбивает из колосков зёрна и очищает зёрна струёй воздуха. Сложная машина выполняет функции трёх простых - жатки, молотилки и веялки.
К зерноуборочным комбайнам выпускаются дополнительные приспособления, позволяющие собирать разные сельскохозяйственные культуры.
Родиной современного зерноуборочного комбайна являются США. В 1828 году С. Лейн (S. Lane) заявил первый патент на сложную комбинированную уборочную машину, которая одновременно срезала хлеб, обмолачивала его и очищала зерно от шелухи. Однако, эта машина построена не была.
Первым осуществленным комбайном, можно считать изобретенный Э. Бригсом и Э.Д. Карпентером (Е. Briggs и E.G. Carpenter) в 1836 году. Этот комбайн был смонтирован подобно повозке на 4-колёсном ходу. Вращение молотильного барабана и привод в действие режущего аппарата осуществлялись передачей от двух задних колес.
В том же 1836 году, несколько позднее, два изобретателя Х. Мур и Д. Хаскалл (Н. Moore и J. Hascall) получили патент на машину, которая по основным принципам рабочих процессов приближалась к конструкции комбайна современного типа. В 1854 году этот комбайн работал в Калифорнии и убрал 600 акров (около 240 га). До 1867 года работы по конструированию и созданию комбайнов проводились преимущественно в восточных штатах США.
В 1868 году А.Р. Власенко построил комбайн в Российской империи.
Построенный в 1875 году в Калифорнии комбайн конструкции Д. Петерсона (D. С. Peterson), нашёл значительно большее применение, чем комбайны других изобретателей.
В 1890 году заводским изготовлением комбайнов занимались уже 6 фирм (в том числе Holt), которые выпускали комбайны для продажи. Комбайны этого типа хотя и были очень близки в основном по принципиальной схеме к современным машинам, но резко отличались от последних своим оформлением.
Все калифорнийские комбайны выполнялись, главным образом из дерева, имели большой захват режущего аппарата. Передвижение комбайна по полю осуществлялось, главным образом, лошадьми и мулами, которых требовалось до 40 голов, рабочие органы приводились в движение с помощью передач, от ходовых колес, а с 1889 - от специальной . Все это приводило к чрезмерной громоздкости комбайнов, и их вес иногда доходил до 15 т.
В конце 1880-х годов на Тихоокеанском побережье США работало около 600 комбайнов калифорнийского типа. В начале 1890-х годов с целью замены живой тяги механической в качестве двигательной силы начали применять паровые самоходы, от которых в дальнейшем перешли к тягачам- с .
Первый комбайн фирмы Holt с 36-футовым (11 м) режущим аппаратом в комплекте со 120-сильным паровым самоходом с отдельным вспомогательным паровым двигателем на раме комбайна был выпущен в 1905 году. В 1907 году той же фирмой Holt на комбайн был установлен двигатель внутреннего сгорания.
Применение в последующие годы более надежных материалов, совершенных механизмов и легких с большим числом оборотов значительно снизило вес комбайна, уменьшило их стоимость и сделало их более доступными для применения в сельском хозяйстве. Однако, эта совершенная машина, несмотря на её громадные преимущества, стала достоянием только крупных хозяйств США, массе же мелких фермеров приобретение и применение комбайнов было недоступно.
Только с 1926 года началось относительно широкое внедрение комбайнов в сельскохозяйственном производстве США. Развитие зернового хозяйства США и высокие цены на хлеб при дороговизне рабочих рук в сельском хозяйстве влияли как на развитие производства комбайнов, так и на их внедрение.
Тем не менее, расцвет комбайностроения в США продолжался всего несколько лет. В это время в США лишь 14-15 % фермерских хозяйств использовали комбайны. Фермерами Канады в 1928 году было куплено 3657 комбайнов. В 1929 году - 3295, в 1930-1614, а в 1931 - всего 178. Мировой экономический кризис очень сильно сказался на экспорте пшеницы и на производстве комбайнов.
Производство комбайнов, доходившее в 1929 до 37 тыс. в год, упало в 1933 до 300 шт.; многие фирмы совершенно прекратили выпуск комбайнов. Попытки внедрения комбайнов в мелкие фермерские хозяйства - главным образом, за счет выпуска небольших комбайнов с шириной захвата до 5 футов (1,5 м) - вызвали лишь незначительный рост производства комбайнов.
По данным на 1930 в США насчитывалось 60 803 комбайнов, а к 1936 их число увеличилось до 70 тыс. В 1930 комбайнизацией было охвачено менее 1 % фермерских хозяйств США. Ещё меньше комбайнов в других странах: так, к 1936 в Канаде их было всего 10 500, в Аргентине - 24 800. В европейских странах число комбайнов было незначительно.
В Россию первый комбайн был завезён фирмой Holt в 1913 году на Киевскую сельскохозяйственную выставку. Это была деревянная конструкция на одноленточном гусеничном ходу с 14-футовым (4,27 м) захватом режущего аппарата и бензиновым мотором для одновременного приведения в действие механизмов и передвижения самой машины. Комбайн испытывался на Акимовской машиноиспытательной станции, дал относительно хорошие показатели работы. Но применения в условиях сельского хозяйства России не нашёл - в 1914 году началась первая мировая война.
Вновь к комбайну возвращаются уже в СССР. В связи с организацией крупного товарного производства в зерновых совхозах СССР в период с 1929 по 1931 организует массовый импорт комбайнов из США. Первые американские комбайны в совхозе «Гигант» блестяще выдержали испытания.
Одновременно с импортом развертывается собственное производство. В начале 1930 года первенец советского комбайностроения завод «Коммунар» в Запорожье выпустил первые 10 советских комбайнов. К концу года общее число произведенных комбайнов достигло 347.
С 1931 года начал выпуск комбайнов Ростовский завод имени Сталина «Ростсельмаш» (комбайн «Сталинец»), в 1932 году приступил к производству завод им. Шеболдаева в Саратове (СКЗ - «Саркомбайн», ныне Саратовский завод), которые были однотипны и работали по одному принципу, в то же время у «Сталинца» был больший рабочий захват (6,1 м) и некоторые конструктивные отличия.
На «Коммунар» и «СКЗ» ставился бензиновый двигатель автомобильного типа ГАЗ, приспособленный для работы на комбайнах НАТИ и носящий название ФОРД-НАТИ, мощностью 28 л.с. На «Сталинец» устанавливался керосиновый двигатель тракторов СТЗ и ХТЗ мощностью 30 л.с. Передвижение по полю осуществлялось с помощью тракторов СТЗ, ХТЗ и «Сталинец» Челябинского тракторного завода. С тракторами «Сталинец» ЧТЗ комбайны работали по 2 в сцепке.
Все они были не приспособлены для уборки влажного хлеба, в связи с этим в 1936 году Люберецкий завод имени Ухтомского приступил к выпуску северного комбайна конструкции советских изобретателей Ю.Я. Анвельта и М. И. Григорьева - СКАГ-5А (северный комбайн Анвельта-Григорьева 5-й модели), который был приспособлен для уборки влажного хлеба на небольших площадях.
Благодаря собственному производству уже к 1935 году зерновые совхозы убирали комбайнами 97,1 % площадей. В уборочную кампанию 1937 года в СССР было уже около 120 тысяч комбайнов, собравших 39,2 % зерновых колосовых, обеспечив тем самым значительное снижение потерь при уборке, которое достигало 25 % при использовании лобогреек, даже несмотря на многочисленные ограничения в работе и наличие конструктивных недостатков.
После Великой Отечественной войны в СССР были произведены крупные научные исследования, существенно обогатившие теорию зерноуборочного комбайна. В частности была детально исследована роль отбойного битера и соломотряса в процессе сепарации зерна, что позволило существенно повысить эффективность работы указанных узлов.
Были произведены исследования аэродинамических свойств грубого вороха, что позволило существенно улучшить эффективность очистки зерна. На основании указанных достижений в 60-е годы были разработаны проекты высокопроизводительных (для тех лет) комбайнов типов СК-5 и СК-6.
Первыми самоходными зерноуборочными комбайнами в СССР были С-4, выпуск которых начался в 1947 году. В 1956 году появились самоходные комбайны СК-3, в 1962 году - СК-4, а в 1969 году - СКД-5 «Сибиряк».
С 1970 года заводом «Ростсельмаш» выпускается комбайн СК-5 «Нива», а Таганрогским комбайновым заводом комбайн СК-6-II «Колос».
В дореволюционной России производства комбайнов не было. В СССР К. возникло в конце 20-х—начале 30-х гг. В 1930 на заводе «Коммунар» (г. Запорожье) начался выпуск комбайнов «Коммунар». В 1932 производство этих комбайнов было организовано в Саратове. В 1931—32 на заводе «Ростсельмаш» начался выпуск прицепных зерноуборочных комбайнов С-1. Они пропускали через молотилку 2,5 кг зерновых в секунду и убирали, кроме зерна, подсолнечник, кукурузу, просо и другие культуры. За предвоенные годы комбайновые заводы СССР (в основном «Ростсельмаш» и запорожский «Коммунар») дали сельскому хозяйству почти 200 тыс. комбайнов, что сыграло большую роль в механизации уборки урожая.
Нового мощного развития комбайностроение достигло в СССР после Великой Отечественной войны 1941—45. Была проведена более чёткая специализация заводов сельскохозяйственного машиностроения; основным предприятием советского комбайностроения стал завод «Ростсельмаш», выпускавший прицепные комбайны С-6 и РСМ-8. С 1947 до 1956 на Таганрогском, Тульском и некоторых других заводах изготовлялись самоходные комбайны С-4, а в 1956-58 - модернизированные комбайны С-4М. В 1958 ЦК КПСС и Совет Министров СССР приняли постановление о прекращении производства прицепных зерноуборочных комбайнов и об организации выпуска более производительных самоходных комбайнов. К этому времени была создана модель самоходного комбайна СК-З и производство комбайнов началось на заводе «Ростсельмаш» и Таганрогском комбайновом заводе. С 1962 эти заводы стали производить самоходные комбайны.
Вот какие были самые массовые варианты:
1. СК-3
В свое время стал настоящим прорывом.
Самоходный комбайн, 3-ая модель. Советская зерноуборочная машина, которая была создана ГСКБ по самоходным зерновым комбайнам и машинам для уборки хлопка в городе Таганрог. Руководил проектом Ханаан Ильич Изаксон. Машина производилась с 1958 по 1964 год. Всего было создано 169 тысяч комбайнов. Это был первый советский комбайн, оборудованный гидравлическим усилением руля. СК-3 также был удостоен диплома Брюссельской выставки.
2. СК-4
Получил всемирное признание.
Самоходный комбайн, 4-ая модель. Как несложно догадаться, пришел на смену более старой модели - СК-3. Выпускалась машина с 1964 по 1974 год на Таганрогском комбайновом заводе, а также в Ростсельмаше. Зерноуборочная машина получила премию Лейпцигской международной торговой ярмарки, а также наград выставок-ярмарок в Брно и Будапеште. Коллектив-разработчик машины под руководством Х. И. Изаксона удостоен Ленинской премии.
3. СКД-6 «Сибиряк»
Отличная была машина.
Двухбарабанный советский комбайн, который выпускался в период с 1981 по 1984 годы на Красноярском комбайновом заводе. Машина была продуктом глубокой модификации СКД-5 «Сибиряк», который выпускался с 1969 года и несмотря на высокую надежность к 80-ым годам XX века морально устарел. У машины было множество «специальных» модификаций, в том числе для уборки риса, работы на участках без чернозема, модель с расширенной колеей.
4. Енисей 1200
Надежный и выносливый уборщик.
Комбайн с красивым названием «Енисей» даже молодые люди должны хорошо помнить из своего детства. Дело в том, что выпуск машины начался в 1985 году. Комбайн подходил для уборки самых разных культур, в том числе подсолнечника, трав, бобовых культур и крупы. Машина также могла осуществлять уборку культуры в «труднодоступных» местах поля.
5. Дон-1500
Этот комбайн помнит каждый.
Пожалуй, самый популярный комбайн на территории СНГ после распада Советского союза. Машина начала серийно выпускаться в 1986 году. По объективным причинам, машину использовали очень долго в бывших республиках союза. Повсеместный отказ от зерноуборочного комбайна начался только в 2006 году, когда ему на смену поспешили более совершенные импортные и отечественные модели.
6. КСГ-Ф-70
Машина для работы в тяжелых условиях.
Весьма интересный образец. Советский комбайн на гусеничной базе, который разрабатывался специально для работы на переувлажненных почвах. По большей части машина работала с кормовыми культурами: травой и кукурузой. Производился комбайн «Донсельмашем» в городе Биробиджан. Больше всего таких машин стояло на вооружении дальневосточных хозяйств.
7. СК-5 «Нива»
Зерноуборочный комбайн
Современный широкозахватный комбайн фирмы CASE
Современный зерноуборочный комбайн New Holland
Зерноубо́рочный комба́йн - сложная зерноуборочная машина (жнея-молотилка), выполняющая последовательно непрерывным потоком и одновременно: срезание хлеба, подачу его к молотильному аппарату, обмолот зерна из колосьев, отделение его от вороха и прочих примесей, транспортировку чистого зерна в бункер и механическую выгрузку из него.
К зерноуборочным комбайнам выпускаются дополнительные приспособления, позволяющие собирать разные сельскохозяйственные культуры.
История комбайна и комбайностроения
Родиной современного зерноуборочного комбайна являются США . В 1828 году S. Lane заявил первый патент на сложную комбинированную уборочную машину, которая одновременно срезала хлеб, обмолачивала его и очищала зерно от шелухи. Однако, эта машина построена не была.
Первым осуществленным комбайном нужно считать изобретенный Е. Briggs и E. G. Carpenter в 1836 году. Этот комбайн был смонтирован подобно повозке на 4-колёсном ходу; вращение молотильного барабана и привод в действие режущего аппарата осуществлялись передачей от 2 задних колес.
В том же 1836 году, несколько позднее, два изобретателя Н. Moore и J. Hascall получили патент на машину, которая по основным принципам рабочих процессов приближалась к конструкции комбайна современного типа. В 1854 году этот комбайн работал в Калифорнии и убрал 600 акров (ок. 240 га). До 1867 года работы по конструированию и созданию комбайнов проводились преимущественно в восточных штатах США.
Построенный в 1875 году в Калифорнии комбайн конструкции D. С. Peterson, нашёл себе значительно большее применение, чем комбайны других изобретателей.
В 1890 году заводским изготовлением комбайнов занимались уже 6 фирм (в том числе Holt (англ.) русск. ), которые выпускали комбайны для продажи. Комбайны этого типа хотя и были очень близки в основном по принципиальной схеме к современным машинам, но резко отличались от последних своим оформлением. Все калифорнийские комбайны выполнялись, главным образом из дерева, имели большой захват режущего аппарата. Передвижение комбайна по полю осуществлялось, главным образом, лошадьми и мулами, которых требовалось до 40 голов, рабочие органы приводились в движение с помощью передач, от ходовых колес, а с 1889 - от специальной паровой машины. Все это приводило к чрезмерной громоздкости комбайнов и их вес иногда доходил до 15 т.
В конце 1880-х годов на Тихоокеанском побережье США работало около 600 комбайнов калифорнийского типа. В начале 1890-х годов с целью замены живой тяги механической в качестве двигательной силы начали применять паровые самоходы, от которых в дальнейшем перешли к тягачам-тракторам с двигателем внутреннего сгорания.
Первый комбайн фирмы Holt с 36-футовым (11 м) режущим аппаратом в комплекте со 120-сильным паровым самоходом с отдельным вспомогательным паровым двигателем на раме комбайна был выпущен в 1905 году. В 1907 году той же фирмой Holt на комбайн был установлен двигатель внутреннего сгорания.
Применение в последующие годы более надежных материалов, совершенных механизмов и легких бензиновых двигателей с большим числом оборотов значительно снизило вес комбайна, уменьшило их стоимость и сделало их более доступными для применения в сельском хозяйстве. Однако, эта совершенная машина, несмотря на её громадные преимущества, стала достоянием только крупных хозяйств США, массе же мелких фермеров приобретение и применение комбайнов было недоступно.
Только с 1926 года началось относительно широкое внедрение комбайнов в сельскохозяйственном производстве США. Развитие зернового хозяйства США и высокие цены на хлеб при дороговизне рабочих рук в сельском хозяйстве влияли как на развитие производства комбайнов, так и на их внедрение.
Тем не менее расцвет комбайностроения в США продолжался всего несколько лет. В это время в США лишь 14-15 % фермерских хозяйств использовали комбайны. Фермерами Канады в 1928 году было куплено 3657 комбайнов. В 1929 году - 3295, в 1930 - 1614, а в 1931 - всего 178. Мировой экономический кризис очень сильно сказался на экспорте пшеницы и на производстве комбайнов.
Производство комбайнов, доходившее в 1929 до 37 тыс. в год, упало в 1933 до 300 шт.; многие фирмы совершенно прекратили выпуск комбайнов. Попытки внедрения комбайнов в мелкие фермерские хозяйства - главным образом, за счет выпуска небольших комбайнов с шириной захвата до 5 футов (1,5 м) - вызвали лишь незначительный рост производства комбайнов.
По данным на 1930 в США насчитывалось 60 803 комбайнов, а к 1936 их число увеличилось до 70 тыс. В 1930 комбайнизацией было охвачено менее 1 % фермерских хозяйств США. Еще меньше комбайнов в других странах: так, к 1936 в Канаде их было всего 10 500, в Аргентине - 24 800. В европейских странах число комбайнов было незначительно.
Годы | Производство | Продано в США | Экспортировано |
---|---|---|---|
1914 | 30 | 30 | - |
1920 | 3627 | 2717 | 929 |
1923 | 4000 | н. д. | н. д. |
1924 | 5600 | н. д. | н. д. |
1925 | 5100 | н. д. | н. д. |
1926 | 11760 | 6277 | 4707 |
1927 | 18300 | 30 | н. д. |
1928 | ~27800 | 21000 | 6800 |
1929 | 36900 | н. д. | ~6800 |
1930 | 24400 | н. д. | н. д. |
1931 | 5801 | н. д. | н. д. |
1932 | 4000 | н. д. | н. д. |
1933 | 300 | н. д. | 405 |
1935 | 4000 | 6 000 | 500 (1934) |
Комбайны в СССР и России
В Россию первый комбайн был завезён фирмой Holt (англ.) русск. в 1913 году на Киевскую сельскохозяйственную выставку. Это была деревянная конструкция на одноленточном гусеничном ходу с 14-футовым (4,27 м) захватом режущего аппарата и бензиновым мотором для одновременного приведения в действие механизмов и передвижения самой машины. Комбайн испытывался на Акимовской машиноиспытательной станции, дал относительно хорошие показатели работы. Но применения в условиях сельского хозяйства России не нашёл - в 1914 году началась Первая мировая война .
Вновь к комбайну возвращаются уже в СССР. В связи с организацией крупного товарного производства в зерновых совхозах СССР в период с 1929 по 1931 организует массовый импорт комбайнов из США. Первые американские комбайны в совхозе «Гигант» блестяще выдержали испытания.
Прицепные зерноуборочные комбайны на полях СССР, 1930-е годы
Одновременно с импортом развертывается собственное производство. В начале 1930 года первенец советского комбайностроения завод «Коммунар » в Запорожье выпустил первые 10 советских комбайнов Коммунар , к концу года общее число произведенных комбайнов достигло 347. С 1931 года начал выпуск комбайнов Ростовский завод имени Сталина «Ростсельмаш» (комбайн «Сталинец »), в 1932 году приступил к производству завод им. Шеболдаева в Саратове (СКЗ - «Саркомбайн», ныне Саратовский авиационный завод), которые были однотипны и работали по одному принципу, в то же время у «Сталинца» был больший рабочий захват (6,1 м) и некоторые конструктивные отличия. На «Коммунар» и «СКЗ» ставился бензиновый двигатель автомобильного типа ГАЗ, приспособленный для работы на комбайнах НАТИ и носящий название ФОРД-НАТИ, мощностю 28 л. с. На «Сталинец» устанавливался керосиновый двигатель тракторов СТЗ и ХТЗ мощностью 30 л. с. Передвижение по полю осуществлялось с помощью тракторов СТЗ, ХТЗ и «Сталинец » Челябинского тракторного завода . С тракторами «Сталинец» ЧТЗ комбайны работали по 2 в сцепке.
Все они были не приспособлены для уборки влажного хлеба, в связи с этим в 1936 году Люберецкий завод имени Ухтомского приступил к выпуску северного комбайна конструкции советских изобретателей Ю. Я. Анвельта и М. И. Григорьева - СКАГ-5-А (северный комбайн Анвельта-Григорьева 5-й модели), который был приспособлен для уборки влажного хлеба на небольших площадях.
Годы | Производство | МТС | Совхозах НКСХ |
---|---|---|---|
1930 | 347 | - | - |
1931 | 3548 | 7 | 1741 |
1932 | 10010 | 109 | 6343 |
1933 | 8578 | 2244 | 11886 |
1934 | 8289 | 10531 | 13434 |
1935 | 20169 | 15207 | 15522 |
1936 | 42545 | 29861 | 29900 |
1937 | 44000 | 67683 | 33740 |
Комбайн СК-5 «Нива»
Благодаря собственному производству уже к 1935 году зерновые совхозы убирали комбайнами 97,1 % площадей. В уборочную кампанию 1937 года в СССР было уже около 120 тысяч комбайнов, собравших 39,2 % зерновых колосовых, обеспечив тем самым значительное снижение потерь при уборке, которое достигало 25 % при использовании лобогреек , даже несмотря на многочисленные ограничения в работе и наличие конструктивных недостатков.
После Великой Отечественной войны в СССР были произведены крупные научные исследования, существенно обогатившие теорию зерноуборочного комбайна. В частности была детально исследована роль отбойного битера и соломотряса в процессе сепарации зерна, что позволило существенно повысить эффективность работы указанных узлов. Были произведены исследования аэродинамических свойств грубого вороха, что позволило существенно улучшить эффективность очистки зерна. На основании указанных достижений в 60-е годы были разработаны проекты высокопроизводительных (для тех лет) комбайнов типов СК-5 и СК-6.
Первыми самоходными зерноуборочными комбайнами в СССР были С-4 , выпуск которых начался в 1947 году. В 1956 году появились самоходные комбайны СК-3, в 1962 году - СК-4, а в 1969 году - СКД-5 «Сибиряк» .
С 1970 года заводом «Ростсельмаш» выпускается комбайн СК-5 «Нива» , а Таганрогским комбайновым заводом комбайн СК-6-II «Колос».
Схема зерноуборочного комбайна
Условные обозначения | ||||
---|---|---|---|---|
1 | Мотовило | 12 | Колосовое решето | |
2 | Режущий аппарат | 13 | Колосовый шнек | |
3 | Шнек | 14 | Возврат колосков | |
4 | Наклонная камера с транспортёром | 15 | Зерновой шнек | |
5 | Камнеуловитель | 16 | Бункер для зерна | |
6 | Молотильный барабан | 17 | Измельчитель соломы | |
7 | Дека | 18 | Кабина управления | |
8 | Соломотряс | 19 | Двигатель | |
9 | Транспортная доска | 20 | Разгрузочный шнек | |
10 | Вентилятор | 21 | Отбойный битер | |
11 | Решето половы |
Режущий аппарат жатки (2) срезает стебли, мотовило (1) укладывает их на платформу жатки, шнек (3) транспортирует срезанную хлебную массу к центру жатки и пальцами, которые имеются в центральной части, проталкивает в наклонный корпус (4), где стебли транспортируются транспортёром. Уже в корпусе самого комбайна перед молотильным барабаном (6) имеется камнеуловитель (5), в который под действием гравитации из хлебной массы выпадают камни. Молотильный барабан производит обмолот колосьев, вымолоченное зерно, полова и мелкие примеси просыпаются сквозь деку (7) на транспортирующую решётку (9). Солома и оставшееся в ней недомолоченое зерно выбрасывается на клавиши соломотряса (8), где за счёт вибрации и возвратно-поступательного движения клавиш, а также их специальной конструкции происходит отделение зерна от соломы и оно просыпается на решето (11). Вентилятором (10) под решето подаётся воздух, потоком воздуха зерно очищается от легких примесей. Солома по соломотрясу поступает в измельчитель (17) или копнитель (на схеме отсутствует, устанавливается вместо измельчителия). Очищенное зерно ссыпается в камеру зернового шнека (15) который подаёт зерно в бункер (16). Недомолоченные колосья по решетке поступают на поддон, по которому они ссыпаются в колосовой шнек (13), возвращающий колосья в молотильный барабан .
Существуют также т. н. роторные комбайны. В них в отличие от классического комбайна вместо молотильного барабана, отбойного битера и соломотряса установлен продольный ротор. Данное решение позволяет увеличить производительность и уменьшить потери зерна, однако требует более мощного двигателя и хуже работает при большой влажности. Наиболее рационально использовать роторные комбайны на полях с большой урожайностью .
См. также
- Элеватор (сооружение) - сооружение для хранения зерна.
- Счётчик гектаров - прибор учета обработанной площади.
- Жатка - устройство для скашивания сельскохозяйственных культур.
- Очёсывающая жатка - устройство для уборки зерновых культур методом очёсывания растений на корню.
Примечания
Источники
- 1 изд. 1932-1935 М. ОГИЗ РСФСР
- Сельскохозяйственная энциклопедия 2 изд. 1937-1940 М. - Л. Сельхозгиз
Зерноуборочный комбайн на Викискладе |
Покупая хлеб в магазине, люди очень часто даже не задумываются над тем, насколько это тяжелый и ответственный труд – вырастить этот самый хлеб. Столетия идут, а хлеб неизменно занимает главенствующее место в пищевом рационе. Сколько выражений, афоризмов и мудрости связано с этим продуктом. И сегодня речь пойдет об одном из инструментов, который играет важнейшую роль в производстве хлеба.
1. СК-3
Самоходный комбайн, 3-ая модель. Советская зерноуборочная машина, которая была создана ГСКБ по самоходным зерновым комбайнам и машинам для уборки хлопка в городе Таганрог. Руководил проектом Ханаан Ильич Изаксон. Машина производилась с 1958 по 1964 год. Всего было создано 169 тысяч комбайнов. Это был первый советский комбайн, оборудованный гидравлическим усилением руля. СК-3 также был удостоен диплома Брюссельской выставки.
2. СК-4
Самоходный комбайн, 4-ая модель. Как несложно догадаться, пришел на смену более старой модели – СК-3. Выпускалась машина с 1964 по 1974 год на Таганрогском комбайновом заводе, а также в Ростсельмаше. Зерноуборочная машина получила премию Лейпцигской международной торговой ярмарки, а также наград выставок-ярмарок в Брно и Будапеште. Коллектив-разработчик машины под руководством Х. И. Изаксона удостоен Ленинской премии.
3. СКД-6 «Сибиряк»
Двухбарабанный советский комбайн, который выпускался в период с 1981 по 1984 годы на Красноярском комбайновом заводе. Машина была продуктом глубокой модификации СКД-5 «Сибиряк», который выпускался с 1969 года и несмотря на высокую надежность к 80-ым годам XX века морально устарел. У машины было множество «специальных» модификаций, в том числе для уборки риса, работы на участках без чернозема, модель с расширенной колеей.
4. Енисей 1200
Комбайн с красивым названием «Енисей» даже молодые люди должны хорошо помнить из своего детства. Дело в том, что выпуск машины начался в 1985 году. Комбайн подходил для уборки самых разных культур, в том числе подсолнечника, трав, бобовых культур и крупы. Машина также могла осуществлять уборку культуры в «труднодоступных» местах поля.
5. Дон-1500
Пожалуй, самый популярный комбайн на территории СНГ после распада Советского союза. Машина начала серийно выпускаться в 1986 году. По объективным причинам, машину использовали очень долго в бывших республиках союза. Повсеместный отказ от зерноуборочного комбайна начался только в 2006 году, когда ему на смену поспешили более совершенные импортные и отечественные модели.
6. КСГ-Ф-70
Весьма интересный образец. Советский комбайн на гусеничной базе, который разрабатывался специально для работы на переувлажненных почвах. По большей части машина работала с кормовыми культурами: травой и кукурузой. Производился комбайн «Донсельмашем» в городе Биробиджан. Больше всего таких машин стояло на вооружении дальневосточных хозяйств.
7. СК-5 «Нива»
Советский комбайн, выпускавшийся с 1970-го года предприятием «Ростсельмаш». Разработкой руководил Изаксон Ханаан Ильич. Машина примечательна тем, что смогла стать визитной карточкой советского комбайностроения. Ничего удивительного в этом нет, машина была одной из самых широко распространённых в СССР за все время.
В продолжение темы рассказ про и помог продвинуть науку.
Сегодня в сельском хозяйстве используется самая разнообразная техника, каких только комбайнов и всяких других машин и устройств мир не придумал. Теперь есть проблема с выбором, какие брать и почему именно эти, но также было не всегда. Если окунуться в историю, то раньше на полях только созревали хлеба, и сельчане большой толпой вручную жали колосья, затем их укладывали в копны, молотили и т.д. Потом стали появляться всяческие жатки-лобогрейки, жатки-самосборки, жатки-сноповязалки, которые и стали прототипами будущих первых комбайнов. Сегодня я предлагаю вам вкратце вспомнить историю комбайностроения в нашей стране, ведь нам было и есть, чем гордиться и на этом фронте. А поможет нам в этом деле небольшой музей под почти открытым небом на заводе «Ростсельмаш».
Родиной современного зерноуборочного комбайна принято считать США. Именно там в 1828 году С. Лейн (S. Lane) заявил первый патент на сложную комбинированную уборочную машину, которая одновременно срезала хлеб, обмолачивала его и очищала зерно от шелухи. Хотя, если честно, эта машина не была построена. Первым же доведённым до ума комбайном можно считать изобретенный Э. Бригсом и Э.Д. Карпентером (Е. Briggs и E.G. Carpenter) в 1836 году. Этот комбайн был смонтирован подобно повозке на 4-колёсном ходу. Вращение молотильного барабана и привод в действие режущего аппарата осуществлялись передачей от двух задних колес. В том же 1836 году, несколько позднее, два изобретателя Х. Мур и Д. Хаскалл (Н. Moore и J. Hascall) получили патент на машину, которая по основным принципам рабочих процессов приближалась к конструкции комбайна современного типа. В 1854 году этот комбайн работал в Калифорнии и убрал 600 акров (около 240 га). Далее в 1875 году в Калифорнии свой комбайн представил Д. Петерсон (D. С. Peterson). В 1890 году заводским изготовлением комбайнов занимались уже 6 фирм, которые выпускали комбайны для продажи. Все калифорнийские комбайны выполнялись, главным образом, из дерева, имели большой захват режущего аппарата. Передвижение комбайна по полю осуществлялось, в основном, лошадьми и мулами, которых требовалось до 40 голов, рабочие органы приводились в движение с помощью передач, от ходовых колес, а с 1889 - от специальной паровой машины. Все это приводило к чрезмерной громоздкости комбайнов, и их вес иногда доходил до 15 тонн. Но и это всё не помешало, чтоб к концу 1880-х годов на Тихоокеанском побережье США уже работало около 600 комбайнов…
2. Первая продукция завода Ростсельмаш
Как мы не стали родиной комбайна. Известен вот такой факт, что 4 января 1869 года "Земледельческая газета" писала: "Департамент земледелия и сельской промышленности объявляет, что в оный 18 декабря 1868 года поступило прошение ученого управителя Андрея Романовича Власенко о выдаче ему 10-летней привилегии на изобретенную им машину под названием "Конная зерноуборка на корню"… Она была способна выполнить работу двух машин жнейки и молотилки. Между прочим, по сравнению с ручным трудом, она в 20 раз была эффективней, а по сравнению с самой совершенной тогда машиной американской жнейкой "Мак-Кормик" в 8 раз. Однако наш министр земледелия (балбес) запретил выпуск российской "жнеи-молотилки". Причину нашёл быстро, чиновники это умеют. Мол, изготовление такой умной машины не посильно нашим заводам. Власенко удалось своими силами собрать лишь две опытные такие машины, которые ещё долго и успешно работали в имениях Бежецкого уезда Тверской губернии. Но если наши на этом проекте поставили крест, в Америке эта тема активно продвигалась. Так в 1879 году в американской прессе появились первые сообщения о калифорнийской чудо "жнее-молотилке", названной "комбайном". Правда, по мнению современников, он очень уж был похож на машину Власенко, только в отличие от нашей приводился в движение 24 мулами при 7 работниках…
3. Косилка конная (1929-1941 гг.)
В Россию первый комбайн был завезён фирмой Holt в 1913 году на Киевскую сельскохозяйственную выставку. Это была деревянная конструкция на одноленточном гусеничном ходу с 14-футовым (4,27 м) захватом режущего аппарата и бензиновым мотором для одновременного приведения в действие механизмов и передвижения самой машины. Комбайн испытывался на Акимовской машиноиспытательной станции, и, знаете, дал относительно хорошие показатели работы. Но, к счастью, применения в условиях сельского хозяйства России не нашёл, помешала первая мировая война.
В итоге вплоть до Первой мировой войны, да, что скрывать, и после революции, большая часть всех потребляемых в нашей стране сельхозмашин ввозилась из-за границы. Или просто наши сельчане работали на полях по старинке, ручками. Например, на 1928 год, уборка зерновых на Дону на 34% выполнялась косами и серпами, на 66% конными жатками, в других регионах картина была ещё хуже, надо было что-то экстренно предпринимать.
4. Грабли конные (1956-1958 гг).
В 1930 году запорожский завод «Коммунар» выпустил первые 347 отечественных комбайнов с одноименным названием. Они были сделаны по лекалам американского комбайна «Холт-Катерпиллер». На колхозных полях, хотя и на буксире за трактором, такие комбайны заменили сотни крестьян. В деле были надёжны и производительны, конечно, по тем временам. Одна такая машина могла убирать более двух гектаров в час, плюс молотить и сортировать зерно. Управляли этой техникой три человека. Его технические характеристики: ширина - 4,6 метра, емкость бункера - 1,8 м3. На «Коммунар» ставился бензиновый двигатель автомобильного типа ГАЗ, приспособленный для работы на комбайнах НАТИ и носящий название ФОРД-НАТИ, мощностью 28 л.с. Чаще всего работал в паре с маломощными тракторами СХТЗ 15/30 и «Универсал».
5. Трактор СХТЗ-15/30 и комбайн Коммунар, СССР, 1934
21 июля 1929 года заработали первые пять цехов легендарного завода Ростсельмаш из 18 запланированных, началось производство крестьянских ходов, поперечных граблей, тракторных плугов и сеялок. А уже 30 июня 1930 года был выпущен первый их комбайн «Колхоз».
6.
7.
.
8.
Чуть позже, летом 1931 года в опытной мастерской строящегося цеха комбайнов завода «Ростсельмаш» завершилась сборка двух комбайнов «Сталинец». На полях совхоза «Хуторок» Краснодарского края комбайны проходили свои первые испытания вместе с комбайнами американских марок «Оливер», «Холт» и «Катерпиллер». По итогам наши Сталинцы показали лучшие результаты в работе. В отличие от зарубежных комбайнов они могли убирать не только хлеб, но и подсолнечник, кукурузу и просо. Всё эти мероприятия привели к тому, что в мае 1932 года на поля СССР был отправлен первый эшелон комбайнов «Сталинец-1», а уже 14 июня 1940 года был собран 50-тысячный комбайн этой серии.
9. Первый зерноуборочный комбайн "Сталинец-1"
Почему именно Сталинец? Да, конечно же, хотели угодить вождю, но и было за что. Ведь именно товарищ Сталин был ярким сторонником развития нашего сельского хозяйства, он искренне верил в колхозное дело, которое должно было в разы увеличить урожайность, а это в свою очередь помогло бы сильно нарастить экспорт зерна. Стране нужна была валюта, нужно было поднимать промышленность. Только один пример. В 1913 году Россия вывозила около 10 миллионов тонн хлеба, то в 1925-1926-м - лишь 2 миллиона. Поэтому обязательно нужно было наладить своё производство комбайнов. И он за эту тему всячески топил:).
10. Комбайны "Сталинец-1" с тракторами С-60
Интересный факт. В 1937 году комбайн «Сталинец-1» был отправлен на Всемирную промышленную выставку в Париже, где и получил высшую награду - диплом «Grand Prix». По меркам того времени рабочие параметры комбайна удивляли даже видавших виды знатоков. Ширина жатки у него была 6,7 м, мощность 40 л.с., пропускная способность 2,15 кг/сек, емкость бункера 2,18 кубометра. Обслуживали агрегат пять человек. Уже 14 июня 1940 года был собран 50-тысячный комбайн «Сталинец-1».
11. Данную реликвию разыскали в совхозе "Павловский" Краснодарского края в конце 50-х годов, отмыли, навели марафет, теперь каждый может прикоснуться к истории.
12. Прицепной зерноуборочный комбайн «Сталинец-6» (1947-1954 гг). Его нашли в совхозе "Кагальницкий" Ростовской области. Кстати, в 1978 году, когда снимался фильм "Вкус хлеба" его даже завели, и он поехал и поработал. Так что здесь в коллекции не только трудяги, но и настоящие кинозвёзды.
Этот комбайн впервые был выпущен в 1947 году на заводе «Ростсельмаш» и стал первым комбайном после Великой Отечественной войны. «Сталинец-6» предназначался для уборки зерновых колосовых культур, одновременно выполнял срезание хлеба, обмолот его, очистку зерна, а также сбор соломы и половы. Из себя он представлял усовершенствованную конструкцию комбайна «Сталинец-1». Как и предшественник, «Сталинец-6» без трактора двигаться не мог. Работал на малых скоростях. Из-за большого веса и наличия двух двигателей - на комбайне и на тракторе - на уборочной много расходовали горючего. Управляли такими агрегатами три человека: тракторист, штурвальный и комбайнер. И всё-таки именно он широко применялся при освоении Целины. Комбайн выпускался с 1947 по 1958 год. Всего было произведено 161 295 штук.
13. Уборка зерновых. Комбайн «Сталинец-6» в поле
Да, были и другие герои того времени. Так в конце 1931 года в Саратове был открыт завод комбайностроения «Саркомбайн». Он начал выпускать СЗК - такой же конструкции, что и «Коммунар». С 1932-го по 1937 год с конвейера сошло их 39 000 штук.
В 1936-м люберецкий завод начал делать комбайны СКАГ-5А (северный комбайн Анвельта-Григорьева 5-й модели) с шириной захвата в 2,5 метра. Эта прицепная безмоторная техника работала на небольших площадях, где много осадков и низкая температура. Справлялся СКАГ и с уборкой гороха, вики. Их комбайны использовали в северо-западных районах СССР, Сибири, Средней Азии, отправляли на экспорт. В 1937 году они получили диплом Парижской выставки. Всего с конвейера сошло семь тысяч таких машин. В 1941 году началась Великая Отечественная война и СКАГ-5А перестали производить…
Благодаря собственному производству, уже к 1935 году зерновые совхозы убирали комбайнами 97,1 % площадей. Так, в уборочную кампанию 1937 года в СССР было уже около 120 тысяч комбайнов, собравших 39,2 % зерновых колосовых, обеспечив тем самым значительное снижение потерь при уборке, которое достигало 25 % при использовании лобогреек.
Чего скрывать, очень плотно работали над созданием и более совершенного «Сталинца». Им стал первый советский самоходный комбайн С-4 («Сталинец-4»). Он в себя взял лучшее от комбайнов «Сталинец-1» и «Коммунар». Кстати, конструкторы в 1946 году получили даже Сталинскую премию I степени, за это уже через год эти комбайны начали массово выпускать. Данная модель могла по полю перемещаться уже самостоятельно, без трактора. На комбайнах С-4 устанавливали двигатели ЗИС-5 мощностью более 50 «лошадок» с регулятором оборотов и усиленным охлаждением воды и масла. Производительность комбайна при средних условиях составляла 2 гектара в час, а рабочая скорость - от 2 до 8 километров в час. Их вес - около 3,5 тонны. Самоходный С-4 выпускал Красноярский комбайновый завод, Тульский комбайновый завод, завод «Сызраньсельмаш». С 1947-го по 1955 год его делали под маркой «Сталинец-4», а с 1955-го по 1958-й - «Сталинец-4М». Кстати, в 1963 году «СК-4» был признан лучшим в мире и удостоен высших наград Лейпцигской международной торговой ярмарки (диплом 1 степени), международных выставок-ярмарок в Брно (золотая медаль) и в Будапеште (серебряный кубок).
14. Зерноуборочный комбайн "Сталинец-6" с трактором СХТЗ
А это уже Прицепной моторный комбайн РСМ-8. По сути, это последний прицепной комбайн в СССР. Комбайн стал преемником марки «Сталинец-6» и имел большой захват жатки, большую пропускную способность молотилки. Штифтовой барабан был заменен бильным. Эти усовершенствования делали его более производительным. Впервые он появился на свет на заводе «Ростсельмаш» в 1956 году и выпускался по начало 1958 года. Комбайн предназначался для уборки зерновых колосовых культур. Было изготовлено 49 923 таких машин. Его пропускная способность - 4 кг/с, двигатель бензиновый мощностью 52 л.с., бункер - 2,25 кубометра.
15.
16. Комбайн РСМ-8 и трактор ДТ-54
В 1958 ЦК КПСС и Совет Министров СССР приняли постановление о прекращении производства прицепных зерноуборочных комбайнов и об организации выпуска более производительных самоходных комбайнов. Их производство было доверено Ростсельмашу и Таганрогскому комбайновому заводу.
17. Самоходный зерноуборочный комбайн СК-3 (1958-1961 гг).
В свое время эта модель стала настоящим прорывом. Она была создана ГСКБ по самоходным зерновым комбайнам и машинам для уборки хлопка в городе Таганрог. Руководил проектом Ханаан Ильич Изаксон. Машина производилась с 1958 по 1964 год. Всего было создано 169 тысяч комбайнов. Это был первый советский комбайн, оборудованный гидравлическим усилением руля. СК-3 также был удостоен диплома Брюссельской выставки. Кроме Таганрогского завода они выпускались и на Ростсельмаше с 1958 по 1961 год. Кстати, выпускались следующие модификации: на полугусеничном (СКП-3) и гусеничном (СКГ-3) ходу, полугусеничный рисозерноуборочный комбайн (СКПР-3).
18.
19.
СК-4 (самоходный комбайн, 4-ая модель) - советский зерноуборочный комбайн, пришедший на смену СК-3, выпускавшийся Ростсельмашем и Таганрогским комбайновым заводом с 1962 по 1974 года. За его создание коллектив конструкторов был награждён Ленинской премией. В 1963 году комбайн был удостоен наград Лейпцигской международной торговой ярмарки, выставок-ярмарок в Брно и Будапеште. В 1969 году комбайн был модернизирован, получив название СК-4А. Дека СК-4А стала двухсекционной с увеличенным углом обхвата, отбойный битер был установлен в новое положение и увеличилась его окружная скорость, был поставлен более мощный двигатель, модернизированы рабочие органы. Выпуск СК-4А был прекращён в 1973 году. Всего было выпущено 855 589 штук СК-4 и СК-4А. Выпускались и другие модификации: на полугусеничном (СКП-4 и СКПР-4) и гусеничном ходу (СКГ-4), навесной комбайн НК-4.
20. Самоходный зерноуборочный комбайн СК-4
21. Комбайн СК-4 за работой, 1965 год.
Самоходный зерноуборочный комбайн СК-5 «Нива». В 1973 году завод Ростсельмаш осуществил переход на выпуск еще более новой модели комбайнов серии СК «Нива», представленной в нескольких модификациях: крутосклонная, рисоуборочная и др., предназначенные для работы в различных природных зонах, а также для уборки незерновых сельскохозяйственных культур.
22. Самоходный зерноуборочный комбайн СК-5 «Нива»
Его разработкой руководил Изаксон Ханаан Ильич. Машина примечательна тем, что смогла стать визитной карточкой советского комбайностроения. Именно СК-5 «Нива» стала одной из самых массовых моделей в СССР. Всего «Нив» было выпущено более 1 млн 200 тысяч штук.
23.
24.
Комбайн СК-5 «Нива» выполнен по классической схеме с несущей молотилкой, навесной жаткой и навесным копнителем. Некоторые технические характеристики: Жатка ЖКН-6 - ширина захвата 4 м. Молотилка имеет один бильный барабан диаметром 600 мм, деку с углом охвата 128 градусов, отбойный битер, соломотряс с четырьмя клавишами, двухрешетчатую очистку с вентилятором, копнитель, снабжённый соломонабивателем. Двигатель - дизельный СМД-17К (СМД-18К) мощностью 100 л. с. или СМД-19К (СМД-20К) мощностью 120 л. с.
25.
А потом пришло время "Донов". Так Дон-1200 и Дон-1500 - это тоже самые настоящие легенды и, пожалуй, самые популярные комбайны на территории СНГ после распада Советского союза.
26.
Дон-1200 - зерноуборочный комбайн, выпускавшийся Ростсельмашем, разрабатывался как замена «Ниве», но долгое время производился с ней параллельно. Дон-1500 по конструкции схож с комбайном Дон-1200. Цифра в названии означает ширину молотильного барабана. Были модификации: ДОН-1500, ДОН-1500А, ДОН-1500Б, Дон-1500Н (для нечерноземной зоны), Дон-1500Р (рисоуборочный, гусеничный). Серийно Дон-1500 начал выпускаться с 1986 года, а с 2006 году ему на смену приходит серия комбайнов «Acros 530» и «Vector 410». История продолжается…
27.
28.
И сегодня главным комбайновым заводом страны и продолжателем былых производственных побед остаётся «Ростсельмаш». Правда, это уже не один завод, а целая сельскохозяйственная империя. Одной России им теперь уже мало. В состав Группы компаний Ростсельмаш на данный момент входят 13 предприятий, расположенных на 10 производственных площадках в 4 странах мира, которые выпускают технику под брендами ROSTSELMASH и VERSATILE.
29. Кормоуборочный комбайн RSM 1403
30. Кормоуборочный комбайн RSM 1401
31. Кормоуборочный комбайн RSM 1401
32. Зерноуборочный комбайн TORUM 780
33. Зерноуборочный комбайн RSM 161