Почему стучат компенсаторы на холодную. Стучат гидрокомпенсаторы: почему и что делать? Стук стуку рознь, потому что последствия разные

Если стучат гидрокомпенсаторы, то необходимо разобраться в причинах явления. Еще из школьного курса физики известно. Что металл расширяется при нагревании, а сжимается при охлаждении. Во время сборки механизма газораспределения двигателя это свойство берется в учет, и производится сборка узла с заданными зазорами. Их величина определяется заводом изготовителем и сохраняется в паспорте автомобиля.

С течением времени зазоры нуждаются в регулировке и своевременной проверке. Отклонение зазоров от заданной нормы влияет на работу силового агрегата:

  • При снижении или удалении зазора герметичность нарушается, так как клапан полностью не закрывается, что снижает компрессию в цилиндрах мотора и приводит к снижению мощности.
  • Если размер теплового зазора выше допустимой величины, то происходит быстрое разрушение деталей выпускных и впускных клапанов механизма газораспределения двигателя. Специфический стук клапанов при запуске мотора и на горячем моторе говорит о повышенном зазоре.

Допустимые величины технологических зазоров должны соответствовать марке автомобиля и двигателя, его особенностей устройства, и быть в интервале от 0,15 до 0,4 мм. Настройка осуществляется через каждые 15 тысяч км, и состоит в разборке головки блока. Зазоры устанавливаются вручную, с применением специальных щупов. При использовании специальных приспособлений - гидравлических компенсаторов, мотор разбирать не требуется, так как настройка зазоров выполняется автоматически.

В цилиндрический корпус этого устройства вставлен плунжер, который упирается в упругую возвратную пружину. В корпусе поршня встроен шариковый перепускной клапан с нажимной пружиной. Подвижный плунжер удерживается стопорной шайбой совместно с внутренностями компенсатора.

Гидрокомпенсаторы имеют между собой отличия в зависимости от того, в каком месте они установлены в механизме газораспределения.

  • Если эти устройства монтируются в специальных гнездах в ГБЦ, то корпус этого толкателя сделан подвижным по отношению к посадочному месту.
  • При установке гидрокомпенсатора в гнездах коромысел, этот корпус является неподвижным, в отличие от плунжера.

Гидрокомпенсатор повышает или снижает свой размер из-за перетекания масла и одновременной работы клапана и пружин. Он связан с распредвалом, выпускным и впускным клапанами механизма газораспределения и поддерживает установленные тепловые зазоры, нужные для качественного функционирования мотора. При этом учитываются свои температурные изменения.

Стучат гидрокомпенсаторы на горячую

Рассмотрим коротко самые популярные причины возникновения стука гидравлических компенсаторов на прогретом моторе и как устранять эти неисправности:

  • Длительное время не производилась замена масла , либо оно не соответствующего качества. В этом случае для предотвращения похожих проблем, требуется произвести замену масла.
  • Засорились клапаны . В такой ситуации эту проблему можно обнаружить только на прогретом моторе. А в холодном состоянии стук не всегда можно обнаружить. Решением этого вопроса является промывка системы, и замена масла свежим, рекомендуется более густым маслом.
  • Загрязнение масляного фильтра . Из-за этого масло не проходит к гидрокомпенсатору под необходимым давлением. В результате создается воздушная пробка, являющаяся причиной этой неисправности. Решением является замена фильтра на новый.
  • Несоответствующий уровень масла . Он может быть повышен или понижен. В итоге масло перенасыщается воздухом, что и приводит к возникновению стука. Чтобы решить такую проблему, следует долить масло до нормального уровня.
  • Неверная работа маслонасоса . Если он функционирует не на всю мощность, то это является причиной стука гидрокомпенсаторов. При этом необходимо проверить работу насоса и настроить его на нормальную работу.
  • Расширенное место для посадки гидравлического компенсатора . При нагревании мотора место посадки еще больше расширяется, что способствует возникновению стука. Чтобы двигатель не вышел из строя, следует срочно обратиться в автомастерскую.
  • Неисправность гидравлики и механической части . В этом случае решение вопроса довольно сложное, поэтому целесообразно обратиться в специализированный автосервис.

Стучат гидрокомпенсаторы на холодную

Рассмотрим перечень распространенных причин, вызывающих стук гидравлических компенсаторов на непрогретом двигателе, и как решать такие проблемы:

  • Неисправен сам гидрокомпенсатор . Но похожий стук характеризуется и при прогретом моторе. Причиной неисправности гидравлического компенсатора может быть повреждение деталей плунжерной пары, его заклинивание ввиду проникновения грязи внутрь механизма, сбой в работе клапана, пропускающего масло, износ внешних сопряженных поверхностей. Для устранения этой неисправности следует провести диагностику в специализированной мастерской.
  • Слишком густое масло , выработавшее свой срок службы. Проблема решается путем замены масла свежим.
  • Негерметичен клапан гидравлического компенсатора . От этого производится отток масла, когда мотор не работает. Совместно с этим производится процесс насыщения воздухом гидрокомпенсатора. Но такой эффект не обнаруживается, если воздух заменяется на масло. Для исправления ситуации можно прокачать гидравлический компенсатор или заменить клапан.
  • Впускное отверстие засорилось . Здесь имеется в виду отверстие для прокачки масла. При нагревании мотора осуществляется естественное разжижение масла, поступающего по отверстию. Чтобы масло снова начало проходить по отверстию, нужно попытаться прочистить его.
  • Режим температуры не соответствует рабочим параметрам . Некоторые виды масла не годятся для эксплуатации при пониженных температурах. Его густота не соответствует условиям работы. При этом необходимо залить рекомендуемое заводом масло, способное сохранять параметры даже при сильных морозах.
  • Клапан гидравлического компенсатора пропускает масло , которое вытекает назад через клапан, а гидрокомпенсатор насыщается воздухом. При заглушенном моторе температура уменьшается, масло тоже изменяет свои характеристики. Пока мотор не нагреется, масло не станет поступать в систему. Для исправления поломки нужно заменить гидрокомпенсатор или клапан.
  • Засорился масляный фильтр . В таких случаях решение всегда одно - обычная замена фильтра новым.

Стук в новых гидрокомпенсаторах

Такое явление в первое время является нормальным, пока машина новая. Но если в ближайшее время стук не исчезает, то необходимо выявлять проблему. Если учесть, что такие гидравлические компенсаторы не поддавались износу, то причина, скорее всего в другом. Но рекомендуется, чтобы при приобретении нового комплекта была оформлена гарантия. Так можно предостеречь себя в случае обнаружения брака, либо несоответствующего варианта гидравлических компенсаторов.

Стук новых компенсаторов часто связан с неверным их монтажом, вследствие чего не проходит масло. Другие различные проблемы тоже выявляются такой причиной, что компенсаторы невозможно прокачать, так как к ним не может дойти масло. В этом виноваты засоренные масляные каналы, а также сломанный маслонасос и многие другие неисправности.

Можно ли эксплуатировать автомобиль со стуком в гидрокомпенсаторах

Если быстро ответить на поставленный вопрос, то ездить можно, однако необходимо быстро устранить эту неисправность, так как возникает:

  • Дополнительный шум в подкапотном пространстве.
  • Высокая вибрация.
  • Излишний расход топлива.
  • Нарушение экологии, так как повышена дымность выхлопных газов
  • Снижение эластичности управления.
  • Падение мощности мотора.

При работе неисправного мотора он может полностью выйти из строя. Поэтому запрещается эксплуатировать автомобиль с неисправностями в механизме газораспределения. Чем раньше будет начат ремонт, тем дешевле он обойдется.

Так как в двигателе имеется несколько таких элементов, то требуется перед заменой определить, какой компенсатор издает стук во время работы. В автосервисах выявление неисправной детали производится специальным оборудованием для замера шумовых характеристик. Акустическая диагностика в этом случае стала эффективным способом выявления неисправного гидрокомпенсатора.

Также осуществить диагностику такой детали можно на снятом двигателе. Для проверки этих деталей понадобится снять крышку клапанов, далее нужно продавливать каждый компенсатор отдельно. Детали, которые при надавливании будут легко утапливаться, обладают малым давлением масла, что свидетельствует об их поломке. Гидрокомпенсатор, который заклинил, надавить не получится усилием руки человека. Важным моментом является то, чтобы при диагностике компенсаторы не прижимались кулачком распредвала.

Как устранить стук

Наиболее правильным способом устранения стука является выполнение полного ремонта, но следует испытать и другие варианты, например, промывка. Этот процесс требует хороших навыков работы и больших затрат энергии. Но промывка не дает полной гарантии на устранение причин шума, так как иногда эта причина скрывается не в самом компенсаторе, а в плохом качестве масла или в других неисправностях.

Бывают случаи, когда на холодном моторе имеется стук, а на горячем двигателе он отсутствует. В этом случае дело в нагретом масле. Это широко распространено среди водителей, и многие не обращают внимания на эту неисправность. Если после нагревания двигателя стук не проходит, то следует обращаться в автосервис, чтобы там выполнить профессиональный ремонт.

Если стук идет от одного компенсатора, то можно попытаться устранить стук таким методом:

  1. Повернуть коленчатый вал до момента открытия клапана, подходящего к стучащему компенсатору.
  2. Вращать клапан и пружину на угол, чтобы переместить детали, стоящие неверно.
  3. Запустить мотор. Если стук так и остался, то необходима более серьезная проверка двигателя.

Этот метод подходит на Приоре, а также на ВАЗ-2112. Если мотор стучит, будучи холодным, то ничего страшного в этом нет, так как масло еще густое, и стук исчезнет, когда двигатель нагреется. При стуках холодного двигателя эксплуатировать автомобиль допускается. А если клапана стучат при горячем двигателе, то необходимо поставить машину на ремонт. Если не затягивать, а сразу обратиться к специалистам для ремонта, то это не займет много времени, а стоимость ремонта будет не слишком высока.

Многие водители задаются вопросом, почему на Приоре стучат гидрокомпенсаторы. Сначала определяют, какой именно толкатель издает стук. Это определяется акустической диагностикой, либо отключением цилиндров поочередно.

Далее проверяют давление масла в двигателе. При низком давлении возможна замена маслонасоса. Но часто причиной становится само моторное масло, выбранное неправильно, либо залито не в полном объеме. Требуется заменить масло заданной заводом маркой, и изменить его вязкость путем добавления присадок, способных прекратить стук. Иногда видно, что в свечном колодце есть масло во время работы мотора с повышенной нагрузкой. Масло вытягивается шприцом, а свечи чистятся или заменяются новыми. Затем для образования нормального давления под крышкой компенсаторов необходимо нанести герметик, которого оказалось недостаточно во время сборки на заводе.

Порядок замены гидрокомпенсаторов

Замена этой детали на новую является простой процедурой, которую можно выполнить своими руками, марка автомобиля в этом случае не так важна, так как конструкция мотора и принцип действия у всех силовых агрегатов аналогичен. Отличием является только в том, что при замене компенсатора на некоторых моделях нужно менять и прокладку крышки ГБЦ. Но, в общем, принцип проведения замены одинаков, поэтому следует рассмотреть замену этой детали в целом.

Порядок замены:

  1. Снять крышку клапанов.
  2. Удалить звездочку с распределительного вала. Это выполняется, применяя проволоку. Необходимо просто зацепить деталь и поднять вверх.
  3. Проверить натяжитель и успокоитель. Если они слишком износились, то их следует заменить новыми.
  4. Удалить крепления с коленчатого вала и снять постель.
  5. Снять рокеры и положить их в определенной последовательности. Можно расположить их по номерам, во избежание перепутывания.
  6. Снять по очереди компенсаторы. При демонтаже разных деталей придется прикладывать разную силу. Это можно объяснить вибрацией при езде. Гидрокомпенсаторы также располагают по номерам, если планируется их чистка и диагностика.
  7. Промыть и прочистить маслопровод, и места их установки.
  8. Закрутить гидравлические компенсаторы на место. При проведении монтажа следует проявлять осторожность, так как в случае прикладывания большой силы можно повредить деталь. Поэтому целесообразно применять ключ с динамометром.
  9. После монтажа следует установить снятые детали по номерам, обратным снятию.
  10. В обязательном порядке следует закрепить клапаны на местах широкой отверткой.

Демонтированные клапаны можно отреставрировать, промыв их, однако чаще всего после замены, старые детали никто не промывает.

Этот порядок работы полностью аналогичен замене клапанов на Нива Шевроле. У других автомобилей имеются незначительные отличия. Если вы не обладаете достаточными навыками, либо не уверены в своих действиях, то рекомендуется обращаться в специализированные мастерские.

Если вы являетесь хозяином автомобиля с гидрокомпенсаторами n52, то для удаления посторонних звуков необходимо, лишь заменить масло более вязким, например маслом 5W-40 . Такая замена может исправить проблему, если виновато было масло. Если вы эксплуатируете автомобиль слишком медленно, то это также губит мотор автомобиля. Необходимо следовать такой заповеди: медленный разгон при медленном замедлении. Это будет помогать сохранять мотор, а также уменьшать расход горючего.

Замена гидрокомпенсаторов на Приоре 16 клапанов своими руками:

Последствия стука гидрокомпенсаторов

Если слышен специфический звук при работе механизма газораспределения, то нельзя медлить, а необходимо ехать к мастеру по двигателям. Если своевременно не выявить неисправность этой системы, то срок эксплуатации привода механизма газораспределения сильно уменьшится, идет значительная нагрузка на ГБЦ, что в последующем приведет к дорогому ремонту.

Шум появляется после замены компенсаторов

Другой причиной стука компенсаторов становится их неисправность, так как их необходимо периодически менять. Чаще всего это и становится главной причиной. Если вы заменяете гидрокомпенсатор, то рекомендуется заменить весь набор. Нет никакой гарантии, что все компенсаторы исправны и не создают много шума. Если при замене стук не исчезает, то нужно найти причину в других наружных факторах.

Чаще всего новые компенсаторы не стучат. Однако если стук продолжается, то возможны бракованные детали, либо причина была не в них. Чтобы убедиться, что дело совсем в другом, нужно проверить их крепление. Может быть, детали не смогли дать необходимой усадки и создают подобный звук. Для устранения стука, необходимо подкрутить их, при этом стук должен прекратиться. Если же стуки не прошли, то нужно поехать в автомастерскую.

Правильный выбор масла

Как мы уже разобрались, гидравлические толкатели способны издавать стук ввиду масла плохого качества. Выбрать такое, которое подходит только для вашего автомобиля, довольно сложно. При подборе рекомендуется прочитать его инструкцию. Вполне возможно, что оно обладает такой же густотой, но разными свойствами смазывания. Это прямо зависит от количества разных присадок в масле. Следует обязательно проверить сертификацию масла, которое вы приобретали для марки мотора вашей машины.

Важным моментом является подбор правильной марки масла, в противном случае придется производить замену других элементов двигателя, а не только гидрокомпенсаторов. Перед проведением замены масла, рекомендуется получить консультацию мастера по двигателям.

Изготовители гидрокомпенсаторов

Имеется постоянное мнение, что оригинальные расходные детали значительно качественнее, чем от других производителей. Обычно это так и есть, но есть некоторые особенности. Оригинальные запасные части чаще всего значительно дороже аналогов. Другой особенностью является то, что существуют аналоги оригинальных деталей, превосходящие заводские детали по качеству.

В результате из-за экономии или из-за качества, владельцы автомобилей могут приобрести аналоги гидравлических компенсаторов. Поэтому рассмотрим информацию об имеющихся у нас производителях.

  • Фирма AJUSA . Их цена невысокая, но и качество у них соответствующее, они практически имеют только отрицательные отзывы. Часто на них сетуют из-за плохого качества производства, которое способствует быстрому появлению стука и малому сроку службы.
  • Изделия фирмы АЕ . Это европейские изделия, которые завоевали славу качественных деталей по доступной цене. Однако, есть мнение, что эти устройства начинают издавать стук уже через несколько тысяч км.
  • Компенсаторы SWAG . Этот немецкий производитель выпускает качественные детали, но имеются отдельные моменты выпуска некачественных моделей, уступающих оригинальным по качеству стали, в результате брака или контрафакта.
  • Гидрокомпенсаторы фирмы FEBI . Это также немецкий производитель, но со сниженным гарантийным сроком. Также хорошее качество имеют компенсаторы, произведенные именно в Германии, а в других странах, например, в Китае, часто изготавливают бракованные модели, что приводит к дорогостоящему ремонту.
  • Детали INA . Производственные цеха этого изготовителя находятся также в Германии. Они отличаются высоким качеством и длительной гарантией изготовителя, как и всякое немецкое устройство. Их детали имеют отличные отзывы автовладельцев и очень популярны на российском рынке и в торговых сетях ближнего зарубежья.

Современный двигатель работает довольно тихо, и посторонний шум слышен практически сразу. По звукам можно диагностировать самые разные неисправности - от чрезвычайно опасных до простых, с которыми можно еще поездить. Часто бывает, что стучат гидрокомпенсаторы в двигателе. Чтобы разобраться в причинах проблемы, надо изучить их устройство.

Устройство газораспределительного механизма

Поступление топливной смеси в цилиндры осуществляется через специальные отверстия в головке блока цилиндров. Они открываются и закрываются тарельчатыми клапанами, которые приводятся в движение толкателями.

Последние, в свою очередь, приводятся в движение кулачками (выступами) распределительного вала, который вращается с некоторой скоростью. Кулачки расположены в последовательности цилиндров. При работе толкатели нагреваются. Это объясняется тем, что кулачки действуют на них с немалой силой, а с обратной стороны их подпирает возвратная пружина. Нагрев вызывает тепловое расширение. Вследствие этого кулачки сильнее нажимают на толкатели, и зазор между ними полностью исчезает.

Что такое гидрокомпенсатор

Данные устройства автоматически регулируют тепловой зазор, позволяя без ударных нагрузок осуществлять работу газораспределительного механизма. Такие элементы появились на многоклапанных моторах, поскольку регулярно проверять и корректировать тепловые зазоры довольно утомительно. Внешне эти устройства напоминают металлические цилиндры, состоящие из подпружиненной плунжерной пары. В нее под давлением подается масло. Но ввиду того, что эти детали работают под постоянной нагрузкой, в результате различных факторов при запуске на холодную стучат гидрокомпенсаторы.

Основные производители

Конечно, оригинальные детали и расходники, те, которые устанавливались на заводе-изготовителе, качественнее и надежнее. Поэтому надо стремиться сохранить их работоспособность. Тем не менее иногда аналоги превосходят оригинал.

Гидрокомпенсаторы производятся самыми различными компаниями. Но больше всего в этом преуспели немцы. Гидрокомпенсаторы компаний INA, SWAG, FEBI хорошо зарекомендовали себя в надежной и продолжительной работе самых различных двигателей. Также эти детали выпускаются компаниями AE и AJUSA - они тоже европейские, но, по отзывам, имеют невысокое качество изготовления. Элементы могут начать стучать уже через несколько тысяч километров. Основной проблемой для всех таких деталей является опасность брака или некачественного исходного материала. В результате быстро происходит выработка трущихся поверхностей - гидрокомпенсатор стучит на холодную и на горячую. Ездить с такой неисправностью крайне не рекомендуется.

Причины возникновения стука

Как уже говорилось, гидрокомпенсаторы уменьшают тепловые зазоры и автоматически регулируют их в процессе работы двигателя.

Появлению стука способствуют три основные причины:

  • Механический износ гидрокомпенсаторов или их брак при производстве.
  • Неисправности в системе смазки двигателя.
  • Особенности моторного масла.

Все три причины можно разобрать более подробно и выяснить, почему же стучат гидрокомпенсаторы (на холодном двигателе в том числе).

В процессе эксплуатации на рабочей поверхности данных элементов появляются различные дефекты и естественная выработка. Кроме того, сами детали и клапан подачи масла могут заклинить вследствие недостаточной смазки.

Еще одной причиной стука гидрокомпенсаторов является загрязнение системы смазки. Естественно, смолистые отложения никак не могут способствовать хорошей обработке трущихся деталей. Грязь и отложения не только препятствуют нормальному функционированию агрегата, но и значительно ускоряют износ.

Еще одной причиной стука являются проблемы с масляным фильтром, в котором может быть некачественный перепускной клапан. Из-за этого плохо очищается смазка. Подобранное не по сезону и с неподходящими характеристиками масло также может стать причиной того, что гидрокомпенсатор стучит на холодную, а также на горячем двигателе. Масса может быть слишком вязкой, а на горячем двигателе - наоборот, жидкой, и не обеспечивать всей полноты смазочных свойств.

Серьезной причиной того, что гидрокомпенсатор стучит на холодную, могут стать последствия перегрева двигателя. Также это попадание антифриза или топлива в систему смазки двигателя, избыток картерных газов вследствие неисправной или забитой вентиляции. Таким образом, в моторное масло попадают посторонние примеси. В результате меняются его физические свойства, гидрокомпенсаторы начинают постукивать. Этот звук может проявляться в разные периоды работы двигателя - в начале работы, на прогретом или непрогретом моторе, под нагрузкой или без нее. Наиболее часто гидрокомпенсатор стучит на холодную, причем это бывает сразу же после замены моторного масла. Здесь необходимо остановиться на факторах, вызывающих эту неисправность.

Что делать, если гидрокомпенсаторы стучат на холодную

Причина звука может быть проста - не до конца разогретое масло просто не успело дойти до плунжерной пары. Металлические детали при отсутствии смазки стучат друг о друга. Со временем жидкость расходится по всем элементам и звон пропадает. Часто бывает, что на холодную стучат гидрокомпенсаторы на «Приоре». Причины могут быть те же самые, ведь конструкция ГРМ типична для таких моторов. Неисправность или износ самого гидрокомпенсатора, засорение системы смазки, некачественное масло или несоответствие его сезону и типу, рекомендованному для данного двигателя, вызывает подобные проблемы.

Также можно перечислить список причин, помогающих ответить на вопрос, почему стучат гидрокомпенсаторы на холодную:

  • Неисправность самого гидрокомпенсатора, его выработка. Следует отметить, что в таком случае он будет постукивать и при горячем двигателе. Поэтому такую версию можно рассматривать лишь после проверки всех остальных. Здесь единственный вариант - полная замена.
  • Слишком густое моторное масло вследствие несоответствия сезону и применяемому типу. Выход один - поменять смазку.
  • Отток масла от самого узла при неработающем двигателе, вследствие чего в гидрокомпенсатор попадает воздух. Он препятствует нормальной работе механизма. Это происходит вследствие негерметичности клапана гидрокомпенсатора, который стоит заменить, а сам узел - промыть и прокачать.
  • Засорение впускного отверстия для масла в корпусе гидрокомпенсатора. Во время работы двигателя жидкость разогревается и проникает внутрь, а отложения и грязь могут этому препятствовать.

Как определить неисправный элемент

Выявить вышедший из строя гидрокомпенсатор достаточно просто.

При снятой клапанной крышке достаточно сильно нажать на него. Исправный элемент будет держать нагрузку, а изношенный провалится даже под небольшим давлением. Точно так же он будет проваливаться и не компенсировать зазор при работе двигателя. Посторонние звуки здесь неизбежны.

Почему стучат новые гидрокомпенсаторы на холодную?

Новые механизмы должны приработаться. Поэтому незначительный стук в начале работы считается нормой. Но если звук и после долгой работы продолжается, значит, дело не в них. Конечно, не исключена возможность производственного брака, для чего при покупке желательно оформлять гарантию.

Тем не менее стук новых гидрокомпенсаторов может быть связан с их неправильной установкой. В результате они не наполняются маслом в должной мере.

Последствия неисправности гидрокомпенсатора

Естественно, многих интересует вопрос о том, можно ли эксплуатировать мотор со стучащими компенсаторами зазоров клапанов. Можно, но нежелательно, потому что автомобиль не будет соответствовать заявленным параметрам, а именно:

  • Снизится мощность двигателя и вырастет расход топлива.
  • Уменьшится эластичность и приемистость двигателя (хуже будет набирать обороты).
  • Повышенная вибрация и шум, а также снижение общего ресурса газораспределительного механизма.

Поэтому стучащие гидрокомпенсаторы приравниваются к неисправности двигателя и требуют скорейшего ремонта или устранения причины проблемы.

Профилактические мероприятия

Для обеспечения бесперебойной и долговременной работы гидрокомпенсаторов необходимо соблюдать достаточно простые правила эксплуатации.

Их мы перечислим ниже:

  • Во-первых, своевременно менять моторное масло. Причем руководствоваться рекомендациями завода-изготовителя и сезонными особенностями: зимой заливать более жидкое, летом - более густое, чтобы при рабочей температуре двигателя характеристики смазки были одинаковыми.
  • Во-вторых, при возникновении стука надо как можно быстрее выявить его причину, чтобы эта неисправность не привела к возникновению других. Ведь стучащие компенсаторы - признак неисправности не только последних, но и множества других, сопряженных с ними систем и агрегатов автомобильного двигателя.

Итак, мы выяснили, почему стучит гидрокомпенсатор на холодную, что делать с этим и как решить проблему.

Гидрокомпенсирующие устройста газораспределительного механизма, они же гидрокомпенсаторы, они же гидрики, они же гидротолкатели выполняют очень важную функцию, а именно, регулируют зазоры клапанов нагретого и холодного мотора авто. Для правильной эксплуатации автомобиля требуется устранять различные стуки, например, стуки гидрокомпенсаторов.

Как обнаружить неисправные гидрокомпенсаторы

Проверка гидрокомпенсаторов на работоспобность начинается с определения правильной работы двигателя на слух. На холодный двигатель гидрики могут и не стучать, поэтому, на слух можно проверить разогрев двигатель. Далее, опытный механик или слесарь определяет неисправность гидрокомпенсаторов путем нажатия на них пальцами. Исправные гидротолкатели не так легко продавить, а неисправные без усилий легко проваливаются. Проваливающийся гидрокомпенсатор подлежит замене.

Стучат гидрокомпенсаторы на горячую

Если стучат гидравлические компенсаторы только, когда двигатель горячий, то это может быть вызвано следующими причинами:

  1. Грязное масло (из-за редкой замены или было куплено некачественное масло). Решение — проверить масло, если грязное, то слить, промыть и залить новое.
  2. Клапаны забились. Решается данная проблему путем промывки и заливки хорошего моторного масла.
  3. Масляный фильтр не справляется со своими функциями. Засорившийся масляный фильтр не создает предусмотренного рабочего системе, из-за чего масло не догоняется до гидрокомпенсаторов и создается . Если масло в двигателе чистое, то просто заменить масляный фильтр.
  4. Уровень масла по щупу выше или ниже предусмотренной нормы. Решение — слить или долить масло.
  5. Масляный насос работает неправильно. Возможно, насос настроен на работу с не полной мощностью. Решение — исследовать и настроить работу насоса.
  6. Гнездо гидрокомпенсатора увеличено на остывший двигатель, а на нагретый — увеличивается еще сильнее. Решение — обратиться в сервис для создания нужного размера посадки компенсатора.
  7. Как по гидравлической части могут быть причины, так и по механической. Без соответствующих навыков отремонтировать их своими руками, возможно не получится. Решение — обратиться в сервис или пригласить знающего человека.

Стучат гидрокомпенсаторы на холодную

Ниже приведем список причин, характерных для стука гидравлических компенсаторов на холодный двигатель:

  1. Сам гидрокомпенсатор пришел в негодность. Для устранения этой причины своими руками, следует демонтировать их, промыть и разобрать. Проверить на механические повреждения. Возможно, попала грязь в плунжерную системы. Решение — заменить или починить, если это приемлемо.
  2. Моторное масло стало грязным, имеет закоксованные твердые частицы. Решение — промыть масляную систему и залить новое масло.
  3. Не работает клапан гидрика, поэтому когда двигатель только заглушили, масло стекает вниз и вместо масла создается воздушная пробка. Далее, если завести автомобиль, сначала будут слышны стуки, по мере нагревания мотора, характерные стуки прекратятся. Решение в прокачке гидрокомпенсатора и замене клапана.
  4. Отверстие впуска забито, из-за чего не происходит нужная циркуляция масла. Решение — прочистить отверстие.
  5. Залито моторное масло, которое стает слишком густым при минусовой температуре. Решение — залить качественное масло, сохраняющее свои свойства при различных температурных режимах.
  6. Масляный фильтр засорился. Решение — если само моторное масло в двигателе чистое, прозрачное, то просто заменить фильтр.

Стучат новые гидрокомпенсаторы

После ремонта и замены гидрокомпенсаторов на новые характерные стуки приемлемы на определенное время. Если новые ГК стучать не перестают, то это или брак новых устройств, или они неверно установлены. Еще могут быть причины, из-за которых не поступает масло:

  • забитые масляные каналы (прочистить);
  • забит масляный фильтр (заменить);
  • масляный насос не создает нужного давления (отрегулировать).

Гидрокомпенсаторы стучат, можно ли ездить

Когда есть стуки гидрокомпенсаторов ездить можно, но это может привести к более дорогому ремонту, нежели найти и устранить причину стуков.

Эксплуатация автомобиля со стучащими гидрокомпенсаторы будут сопровождаться со следующими последствиями:

  1. Уменьшение мощности мотора.
  2. Некомфортное управление машиной, в целом. (Ездить, когда что-то стучит в конструкции автотранспортного средства не совсем приятно для тех, кто следит за своим авто).
  3. Повышение уровня загрязнения экологии.
  4. Превышенный расход топлива.
  5. Повышенная вибрация.

Многие говорят, что ездить с постукивающими гидрокомпенсаторами можно, но надо понимать, что эти детали входят в устройство двигателя. А капитальный ремонт двигателя обходится намного дороже и по времени, и по финансам.

Производители гидрокомпенсаторов

Использование оригинальных запчастей для автомобиля конкретной марки и модели, конечно, же лучше. Но, не всегда есть такая возможность из-за наличия в магазинах автозапчастей или из-за дорогой цены.

Есть такие производители ГК:

  • гидравлические компенсаторы INA;
  • ГК компании FEBI;
  • ГК марки SWAG;
  • гидрокомпенсаторы AE;
  • гидрокомпенсаторы AJUSA.

ГК INA производят в немецком городе Ширхайд. Слово «немецкий» уже говорит о многом, потому как мы привыкли, что сделанные в Германии изделия намного качественнее.

ГК FEBI изначально тоже изготавливались в Германии. Сейчас изготавливают и в Германии, и в других странах благодаря купленными ими лицензиями.

Гидрокомпенсаторы SWAG (СВАГ) тоже немецкие. Но выявляются не качественный процент таких изделий, возможно, бракованные.

ГК европейской компании AE тоже распространены из-за качества и недорогой цены.

Гидрокомпенсаторы AJUSA (Ажуса) из Испании. По отзывам автолюбителей, испанские гидравлические компенсаторы дешевле, но они не качественные (быстрее начинают стучать).

На видео показа процесс проверки компенсаторов своими руками.

Для достижения высоких показателей КПД силовой установки кулачок распредвала и толкатель клапана должны плотно контактировать между собой. На некоторых автомобилях, например на Hyundai Solaris, это обеспечивается путем регулировки тепловых зазоров. С прогревом мотора они исчезают благодаря расширению деталей. Ряд двигателей, к примеру, ВАЗ 21124 или 21126, не требуют вмешательства, поскольку в них установлены гидравлические компенсаторы (ГК).

Почему возникает стук гидрокомпенсаторов ГРМ на холодную: вероятные причины

ГК – деталь неприметная. Она именуется гидротолкателем, если установлена непосредственно между кулачком распределительного вала и ножкой клапана, т.е. вместо толкателя. Гидроопору можно увидеть в газораспределительных механизмах с коромыслами.

Конструкция и принцип работы гидравлического компенсатора зазора

Понять природу стука гидрокомпенсаторов в двигателе на горячую или на холодную невозможно без знания основ функционирования механизма. Эта деталь позволяет за счет давления масла выбирать свободный зазор при любой температуре двигателя.

Рабочие моменты проще разобрать на конструкции обычного гидротолкателя. Он включает примитивные конструктивные элементы:

  1. Плунжер, один торец которого неплотно контактирует с внутренней поверхностью толкателя, другой – содержит шариковый клапан.
  2. Цилиндр, по стенке которого двигается плунжер.
  3. Отверстие для забора масла из канала маслосистемы ГБЦ.


Маслоэмульсия поступает через канал головки блока цилиндров и проточку в толкателе во внутреннюю полость плунжера. Под воздействием давления жидкости шарик преодолевает сопротивление пружины и открывает путь маслосоставу в замкнутую полость цилиндра.

Эмульсия быстро заполняет пространство и начинает двигать плунжер с толкателем вверх. В момент достижения плотного прилегания гидротолкателя к кулачку, полость цилиндра заполняется до отказа и жидкость двигает шарик вверх, закрывая таким образом шариковый клапан.

Из-за чего стучат гидрокомпенсаторы на холодную

Гидравлический компенсатор будет бесшумно выполнять свою функцию, если обеспечены должные уровень, качество и давление смазки. В ином случае будут стуки. Время их проявления свидетельствует о неисправностях различного происхождения.

К сведению . Довольно часто стучат «гидрики» у неопытных владельцев, не осведомленных, автомашины.

Встретить стук гидрокомпенсаторов на холодную можно по следующим причинам:

  • Некачественный или грязный маслосостав.
  • Неверно подобранная смазка. Не рекомендуемые производителем показания холодной и рабочей вязкости приводят к тому, что маслоэмульсия не проталкивается в непрогретом состоянии через микронные каналы и не заполняет рабочую полость гидротолкателей или гидроопор.
  • Загрязнение каналов маслосистемы ГБЦ и ГК. Это приводит к уменьшению проходного сечения отверстий, что делает невозможным проталкивание холодного вязкого масла через них.
  • Износ механизма. Повреждение шарикового клапана или поверхностей плунжера приводит к тому, что смазка постоянно стравливается из подплунжерного пространства.
  • Заклинивание плунжерной пары из-за чрезмерного количества нагара в сборочной единице.
  • Проблемы с давлением в масляной магистрали. Могут быть вызваны неисправностью маслонасоса или забитым маслофильтром.

Неполадки или стук гидрокомпенсаторов газораспределительного механизма на горячую: основания для диагностики неисправности

Характер функционирования силовой установки, достигшей рабочего температурного режима, отличается от холодного состояния. Здесь и расход поменьше, и эластичность получше. Да и природа стука гидротолкателей может быть другой.

На холостом ходу

Провоцировать шумную работу гидравлических компенсаторов могут те же факторы, которые актуальны в случае появления стуков на холодную. Чаще всего – это засор продуктами нагара и износа маленьких отверстий и каналов маслосистемы. В результате этого маслонасос не может обеспечить должного давления для прохождения смазки по узким сечениям.

Впрочем, стук гидрокомпенсаторов на горячую может возникнуть и по другим причинам:

  • Недостаточный уровень масла в системе. Оптимальный уровень смазки в картере измеряется после 10-минутной стоянки. След должен быть на равном расстоянии от меток Max и Min. Многие водители предпочитают смещать объем маслосостава в сторону максимальной отметки, что отвечает рекомендациям многих производителей.
  • Увеличились габариты посадочных мест под ГК в результате перегрева двигателя.

В процессе езды

Бывает и такое, что гидравлические компенсаторы стучат на высоких оборотах, а на холостых демонстрируют бесшумную работу при любой температуре. Это возникает по двум причинам:

  • Вспенивание малоэмульсии. Возможно при переливе смазывающей жидкости: уровень находится выше максимальной отметки.
  • Засасывание воздуха маслонасосом. Вероятно при недостаточном объеме маслосостава в картере.

Нередко шум не зависит от частоты вращения коленвала. Тогда мастера с уверенностью твердят о возникновении зазора между кулачком и толкателем. Природа его происхождения определяется после разборки ГБЦ. Это может быть как повреждение контактной поверхности, так и закоксовывание гидрокомпенсатора.

К сведению . Стучать могут не все гидромодули. Поиск дефектной единицы производится путем перемещения гидротолкателя вдоль оси деревянным клином. Если какой-то компенсатор опускается быстрее других, его стоит извлечь и заменить, либо почистить.

Самостоятельное устранение стука в двигателе от гидрокомпенсаторов без разбора: внутренняя мойка

Неприятный цокот, сопровождающий работу гидротолкателя, беспричинно не возникает. Безразличное отношение к выбору смазки, использование подделок и продуктов из бюджетного сегмента приводит к образованию лаковых отложений и нагара в каналах масляной системы и на поверхностях гидроопор. Игнорирование заводских рекомендаций также укорачивает ресурс компенсаторных деталей.

Легкая неполадка


Быстро ликвидировать стук гидрокомпенсаторов или его устранение без разбора головки блока цилиндров возможно лишь на начальном этапе, когда неисправность только начала проявляться на холодную. Если использовалось качественное масло, и регулярно производилась его смена, а после крайней замены внезапно застучали ГК, необходимо срочно залить новую смазку и сменить фильтр. Вполне вероятно, что попалась поддельная канистра.

Не уверены в качестве предшествующих маслосотавов, а гидравлические компенсаторы только начинают постукивать – покупайте промывочное масло, к примеру, от Лукойл, и промывайте 15-20 минут на «холостых». Работы осуществлять на новом фильтре.

Запущенный случай

Устранить стук гидрокомпенсаторов на высоких оборотах без разборки двигателя тяжелее. Технология здесь актуальна, но не всегда помогает. Все зависит от степени загрязнения гидрокомпенсаторов.

В особых случаях на помощь приходят агрессивные составы в виде аптечного димексида. Он отмывает детали любой степени закоксованности. Однако методика непроста и требовательна к начальному состоянию силовой установки. В частности, внутри не должно быть покрашенных деталей и хрупких пластиковых конструктивных элементов.

Безусловно, лучшим вариантом будет очистка промывочным маслом с предварительной подготовкой силового агрегата. Если она не помогает, лучше разобрать ГБЦ и путем ручной диагностики выявить неисправные ГК. Далее извлечь их и почистить, либо поменять.

В крайних случаях на помощь приходят специальные присадки. Они временно устраняют неисправность, отлаживая неизбежное вскрытие клапанной крышки. С лучшей стороны показали себя присадочные составы от Liqui Moly и XADO.

Короткий Help

Внезапно возникнувший стук гидрокомпенсаторов механизма газораспределения на холодном моторе и/или на горячем свидетельствует о проблемах в маслосистеме. Редко стучит ГРМ в связи с износом или заклиниванием ГК.

Недостаточный уровень масла, некачественная смазка, закоксованные каналы, проблемы с маслонасосом, забитый фильтр – все это влияет на давление в маслосистеме, к которому очень чувствительны гидротолкатели. На начальных стадиях при условии продолжительного использования качественных смазывающих продуктов помогает заливка качественного и отвечающего требованиям производителя маслосотава.

Решить вопрос можно без разборки силового агрегата – путем промывки промывочным маслом. Агрессивные составы применять можно в ограниченных сериях агрегатов, да и риск забить микронные отверстия велик. Отсрочить вскрытие ГБЦ помогают спецприсадки.


Давайте разберемся, что делать, если стучат гидрокомпенсаторы и чем чреваты последствия этой неполадки.

Автомобильные гидрокомпенсаторы предназначены для контроля за зазорами в приводе клапанного механизма. Благодаря их использованию отпадает необходимость в периодической регулировке клапанов. Однако в процессе эксплуатации мотора гидрокомпенсаторы очень часто начинают стучать. Рассмотрим более подробно причины возникновения этого стука.

Одной из основных причин является проникновение порции воздуха в плунжерные пары гидрокомпенсаторов. Такая ситуация часто наблюдается в тех случаях, когда уровень масла в картере двигателя превышает верхнюю отметку или находится ниже минимального уровня. Идентичная картина может наблюдаться и при длительной стоянке авто под уклоном.

Если вы обнаружили, что в автомобиле стучат гидрокомпенсаторы, то причиной этому может быть воздействие загрязнений, отложившихся на их прецизионных поверхностях. Большое количество загрязнений возникает при использовании некачественного масла или несвоевременной его замене. В этом случае стук гидрокомпенсаторов устраняется путем внутренней промывки силового агрегата с помощью специальных присадок.

В некоторых случаях может наблюдаться преждевременный износ гидравлических компенсаторов, приводящий к возникновению стука. Устранить такую проблему можно только путем замены всех гидрокомпенсаторов. Причина преждевременного износа обычно кроется в заводском браке.

По характеру шума гидравлических компенсаторов можно довольно легко определить степень проблемы и выбрать эффективный метод ее решения:

Если шум появляется сразу после запуска силового агрегата и исчезает по мере прогрева, то требуется промывка;

Если шум появляется после прогрева и не исчезает при изменении нагрузки, то тут гидрокомпенсаторы не виноваты. Они исправны, а проблему необходимо искать в других системах мотора.