Поездка в хорватию на машине. В Хорватию на машине: нюансы транзитных дорог и выбор маршрута

Для того, чтобы поехать в Хорватию на машине, вам необходимы:

Из документов – это все!

Полная калькуляция затрат в конце статьи.

Маршрут: Москва – Хорватия (Чаковец).

День 1. В Европу въезжали как обычно, через Белоруссию, поэтому путь наш начался по Минскому шоссе (М1, Е30) и так “по прямой” до самого Бреста. По поводу границы Россия – Белоруссия уточняю, что вы ее проезжаете не останавливаясь, лишь снизив скорость по знакам, поскольку действует режим таможенного союза. Белорусские дороги для россиян бесплатны, поэтому пункты оплаты проезжаете не останавливаясь.

Белорусская дорога по-прежнему хороша, машин мало, места много, качество покрытия дороги на высоте, но дорога на этом участке довольно скучая, слишком прямая и монотонная . От Москвы до Белоруссии мы проехали – 466 км. за 5 часов, до Бреста – 1063 км, прошли за 11 часов (включая остановки на заправку и перекус).

По пути вашего следования, в Польше, Венгрии и Хорватии все еще сохранилась своя валюта и в евро редко где можно расплатиться, поэтому лучше иметь пластиковую карту для оплаты бензина и всего, что вам потребуется.

В Бресте следует ехать по указателям «Варшава». Так вы подъедете к Варшавскому мосту, после которого и находится таможенный переход. В районе Бреста есть еще переход – Домачево, и мы, в последнее время, переходим границу в Домачево, до этого перехода ехать немного дальше, но там значительно меньше машин, иногда вообще одна-две, плюс, он ближе расположен к тому месту, где мы обычно останавливаемся на ночлег.

При прохождении границы Белоруссия-Польша есть один нюанс: если вы видите длинную очередь из машин перед пограничным переходом, нужно выйти из машины и пройти вперед, чтобы посмотреть, есть ли очередь в зеленый коридор (если, конечно вам нечего декларировать), поскольку подавляющее большинство машин перед вами стоят в красный коридор, а перед зеленым бывает всего несколько машин. Соответственно, вам надо объехать этот хвост, и встать за несколькими машинами в зеленый.

После прохождения пограничного перехода выезжаем на шоссе (Е30) на Варшаву мы ориентируемся на город Lublin, до которого можно доехать несколькими путями. Раньше мы проезжали киломентов 85 по главной дороге, ориентируясь на указатель Miedzyrzec Podlaski и далее сворачивали с трассы налево (обозначение дороги Е30/ 2) и через 7-10 км. на круговом движении съезжали на дорогу 19 (на Lublin). На этом маршруте дорога проходит, в основном, через населенные пункты и ограничение скорости 50 км.ч. Практика поездок последних лет показала, что оптимальный маршрут это переход через таможнный переход Домачево, и далее ориентируемся все также на Люблин, но по этому маршруту значительно меньше населенных пунктов и вы можете ехать с официально разрешенной скоростью 90 км. в час.

Останавливаемся на ночлег в городке Parczew (за 64 км. до Люблина), как раз по пути на этом маршруте, в отличном новом отеле "ORION" , около 30 евро за номер на двоих. Бронировать его заранее не имеет смысла, места есть всегда. В отеле есть бесплатный Wi-Fi, польская кухня в ресторане отеля вполне хороша, а с прошлого года даже появилось меню на русском языке. Рекомендуем местную форель, также нравятся вареники с мясом, которые у них переведены как "пирожки". Польское пиво также нам показалось неплохим. Как-то, доехав до места ночевки достаточно рано, мы решили поужинать не в ресторане отеля, а в самом городке Parczew, для разнообразия, но наша попытка не увенчалась успехом, поскольку в немногочисленных здесь заведениях общепита не принимали к оплате пластиковые карты и евро, а польских злотых у нас не было. Сделав несколько безуспешных попыток найти ресторан, мы вернулись к себе в отель и прекрасно там поужинали:).

От Москвы до ночлега в польском отеле, в первый день мы проехали 1180 км.

День 2. Проезжаем Люблин по главной дороге и по указателям, ориентируясь на дорогу № 19 и город R zeszow . Проходим R zeszow по главной дороге 19 и по указателям ориентируемся на дорогу № 371 и переход в Словакию – населенный пункт Svidnik . Продолжаем движение по трассе 371/73, наш следующий ориентир город Presov (Прешов). В этом городе можно выехать на автостраду, заплатив на первой заправке около 10 евро, а можно объехать по второстепенной дороге. Для прохождения этих 20 километров по автостраде ориентируемся на дорогу Е50/D1. Проходим Kosice (дорога 68), Kechnec и на этом страна Словакия пройдена. Участок дороги по Словакии самый медленный, т.к. идет сначала по горному серпантину, а потом по населенным пунктам. Горы хоть и не высокие, но дорога достаточно узкая, местами с очень неприятной обочинойJ В общем, настоятельно рекомендуем проходить Словакию в светлое время суток. Из хороших новостей - доделали новый участок быстрой автодороги, который ведет до самого перехода в Венгрию, но по нему вы можете ехать, если оплатили словацкие дороги (винетку надо налепить на лобовое стекло).

Переход в Венгрию достаточно примечателен: сохранились бетонные конструкции таможенного поста и частенько присутствуют машины полицейских. Рекомендую сразу остановится и в небольшом информационном центре купить «винетку» - оплату за венгерские автодороги - около 15 евро. Это минимально возможная оплата, которая позволяет Вам ездить по автострадам Венгрии неделю. Вы можете это учесть, если пожелаете посмотреть Будапешт или остановиться на озере Балатон.

Далее километров 60 вы пройдете по населенным пунктам, ориентируясь на г. Miskolc и знак автостады (дорога E71) и по автостраде Е71 вы доберетесь до границы с Хорватией. Будут лишь меняться дополнительные обозначения дорог М3, М31,М0, М7 – это переходы с одной автострады на другую. Оборудование дорог замечательное, предупредительные знаки будут появляться несколько раз заранее. Сама автострада современная, покрытие хорошее.

Будапешт вы будете объезжать некоторое время, хотя можно проехать и через центр города - это короче, но там бывают пробки, все зависит от дня недели. Вся дорога по Венгрии составит примерно 500 км.

Таможенный досмотр на границе Венгрия-Хорватия быстрый и спокойный. Таможенный переход Gorican – два в одном, венгерские пограничники и через метр, в будочке через стенку с венгерскими - сразу хорватские. На этом переходе очередей не бывает, хорошо, если пара машин в час проезжает, чтобы таможня не засыпала . Среди венгерских таможенников появился русскоговорящий.

Есть, конечно же, и другие маршруты в Хорватию, которые проходят через Чехию, Австрию, Словению. При выборе маршрута вы будете учитывать местоположение своего конечного пункта в Хорватии. Но хочу уточнить, что в летнее время пограничные переходы из Словении всегда перегружены, особенно с пятницы по понедельник, через них идет Италия, Германия и прочая Европа. А описанный мною маршрут позволяет познакомиться с Хорватией от ее севера (Вараждин, Загреб) до побережья, куда вы, наверняка, и направляетесь. Дороги в Хорватии отличные, очень хорошо просматривается изменяющийся пейзаж и рельеф, чего не скажешь об автострадах старой Европы, где мчишься по трассе, в основном, огороженной высоким звукозащитным забором.

За время пути ни один полицейский нами не заинтересовался, да и встречались они крайне редко.

Отчет в цифрах:

Москва – Чаковец (город в 10 км. от хорватско-венгерской границы, пункт перехода Gorican ). Можно ориентироваться и на Загреб.

Пройдено километров – 2120 км.

Выезд 23.08.2014 в 6.00 утра из Москвы, прибыли в 24.08.2014 в 19.30 по местному времени.

Время в пути – 39.30 часов, из них 26 часов 30 минут собственно езды, отдых и ночевка – 12 часов, 1 час – таможенный переход Белоруссия – Польша).

Автомобиль – Mitsubishi Outlander XL, 3.0 (автомат – следовательно, повышенный расход топлива).

Европейская страховка на автомобиль (зеленая карта) – 5930 руб. на 2 месяца.

Расход бензина около 200 литров. Стоимость бензина - около 200 евро.

Оплата автодорог: около 10 евро венгерская минимальная виньета на 10 дней; 10 евро словацкая минимальная винета на 10 дней.

Оплата 2-х местного номера в гостинице в Польше – 30 евро. Отличный новый отель с бесплатным Wi-Fi.

Ужин в ресторане польской гостиницы – 15 евро на двоих с пивом, чай, кофе, перекус по дороге - 10 евро.

Итого затраты (без страховки на машину) = 200 + 10 + 10 + 30 + 15+10 = 275 евро на двоих. Амортизацию автомобиля мы не учитываем.

На обратной дороге по этому же маршруту при 70% - ой загрузке (3 человека и багаж) бензина потратили на 35 л. больше.

Очень часто друзья, знакомые и коллеги по форуму расспрашивают об особенностях и перипетиях самостоятельной поездки на машине на отдых. Попробовал собрать и кратко описать ответы на все вопросы.

В этом году мне особенно часто писали в личку с вопросами о том "Как же все-таки съездить на машине в Хорватию"
Вот я по возвращении оттуда и решил накидать краткий обзор-инструкцию. Дополнения приветствуются. Вопросы то же.

Картинка для привлечения внимания:


Итак.
Исходные условия:
Хотим ехать в Хорватию. Ехать на машине. Ситуация осложняется наличием семимесячного ребенка.

Для начала думаем куда именно в Хорватии хотим ехать. Потом идем на один из сайтов бронирования и выбираем жилье.
Мои фавориты: Booking.com и Adriatic.hr
И там и там есть русскоязычная поддержка. Но, Адриатик - это полноценное турагентство с вытекающими плюшками. Букинг - просто агрегатор бронирования.
Адриатик однозначно требует предоплату, Букинг не всегда. С Адриатика легче получить письмо-подтверждение бронирования. С Букингом - прийдется выходить на связь с хозяевами, которые не всегда говорят на английском.
В этом году я бронировал на БукингКом-е, в связи с тем, что мне была важна возможность бесплатной отмены брони. Выбирая жилье - тщательно смотрим на карту, и думаем, чего нам именно надо. У меня критерии были - не более 10 минут до моря, кондиционер, кухня и парковка. Вайфай как плюс, но необязательный. Инет на отдыхе мне лично не особо нужен.

В итоге - жилье выбрали и забронировали. То есть определились со сроками. Делать это стоит сильно заранее. В феврале на июль уже много занятых мест.

Теперь встает вопрос виз. Ехать на машине в Хорватию - однозначно пересекать Венгрию. Эксцентричные маршруты через Румынию/Сербию/Черногорию я тут рассматривать не буду, так как они лучше, если цель не только Хорватия, а и попутные страны.

В нынешних условиях, для пересичного громадянына визовый путь выглядит так:
Брони отелей, мед страховки, зеленая карта на машину, справка с работы о ЗП (выписка с банка о состоянии и движении по счету)
Идем в Хорватское посольство и получаем однократную визу. Там легкий бардак, но особых проблем нет.
И, с Хорватской визой и теми же документами подаемся к Венграм на транзит (двукратную шенгенскую визу типа С) К венграм запись по интернету на сайте посольства. Инструкция по записи

Наличие Хорватской визы - достаточное обоснование для венгерского транзита.
Визы по 30 евро для взрослых, и бесплатно для дошкольников. Имейте в виду, что детям требуют фотографию. Даже семимесячным. Это ржачно, но фотография надо.

Ребенок должен быть вписан хотя бы в один паспорт. в него же клеится виза. У Венгров возможен вопрос о разрешении от второго родителя. Я на всякий случай сделал, и сдуру оставил у них там оригинал.

Медстраховки и зеленую карту стоит делать в приличной страховой, и смотреть, что бы она была аккредитована у посольства.

По вопросу "машина не на мне" - я, к сожалению ответить не могу.
По вопросу - "машина в кредите" - могу. Никаких проблем и писем от банка не нужно.
Ламинированые права - отлично подходят. В машине должны быть запасные лампочки, оранжевый жилет, и наверное что-то еще, но я не знаю. Это никогда никого не интересовало.

Через границу на машине Венгры разрешают везти только по две пачки сигарет на человека. Курящие - учитывайте этот момент. В Хорватии сигареты где-то по 30 гривен пачка, что в принципе не кошмарно.

Итак, маршрут.

Я езжу так


Ну, и в принципе из отклонений - многие ездят через Берегово. Я предпочитаю Чоп, без каких-бы то ни было особенных причин.

Ехать нам две тысячи километров. Я проезжал один раз за один присест, но это таки экстрим. Так что планируем ночевку. Если ехать через Чоп - перед самой границей есть Гостинница Европа
за 320 грн получается достаточно чистый номер, с кондиционером. У гостинницы есть мини-аквапарк (бассейны с бульками) за отдельные деньги.
Я доехал туда к 16:00, выехал из Киева где-то в 4:30 утра.
Поужинал, там неплохой шашлык, и завалились спать.
В два часа ночи встали, за пол часа собрались, дозаправились, и в три были на границе. В это время там было две машины, быстренько нас глянули, в салон не лазили, дите не будили. Венгры - обстукивали салон, лазили в бардачок.
У венгров имейте в виду их "бамашку" - талончик, в который пишеться Имя, Фамилия, номер паспорта, номер машины, количество бенза в баке и пробег машины. В талончике поля ТОЛЬКО на Венгерском. Я забыл сфотографировать, где-то висит образец. Лучше заполнить пока стоишь в очереди. На обратном пути "бамашку" надо заполнить снова. Борются с контрабандой бензина. Хотя мне и непонятно, как оно им помогает.
Добрые люди на форуме выложили скан "бамашки" с переведенными полями:


Итак три утра уже по венгерскому времени, мы в Венгрии. После Чопа, километров через 5 есть МОЛовская заправка. Там надо остановиться и купить виньетку для проезда по платным автобанам. 20 евро/месяц. Карточки принимают без проблем.
И дальше рулим по указателям на Будапешт, через километров 50 начинается отличный автобан на Будапешт.

Про Будапешт есть два мнение - окружная или сквозь город. Я езжу по окружной, но сквозь город на 30 км короче и зачастую быстрее. На окружной могут быть пробки. В пять утра пробок не было.

На окружной сначала идем по указателям на Хорватию (HR) - потом они внезапно пропадают, не пугаемся, едем на Сербию (SRB) - Хорватия скоро появится снова. ЖПС упрямо пытается загнать в город, но я упрямее.

Все окружная закончилась, катим в сторону Хорватии.
Тут заметка - кому позволяет бак - стоит залиться под завязку в Украине и дотянуть до Хорватии. В Хорватии бензин где-то 15 грн/литр на наши деньги. В Венгрии 20 или больше. первая заправка в Хорватии через 30 км после границы.

Я лопухнулся, не рассчитал, у меня лампочка загорелась еще в Венгрии, но заправок до границы уже не было. Когда я въехал в Хорватию - компьютер радостно рисовал прочерки в графе "осталось пробега на бензине", светил лампочку, а стрелка уровня топлива уперлась в нижний ограничитель. Я прокатил в эконом режиме почти до самой заправки. Бензин закончился за 500 метров до нее. На скорости:) Так по тихий шелест шин я и закатился на заправку с сухим баком и заглушенной машине. Обратно не рисковал, и в Венгрии дозаправлялся.

Итак граница Венгрия-Хорватия, это просто будки на автобане. Паспортный контроль, спросят куда едете и почему, могут глянуть багажник, но меня ни разу не просили и вообще из машины я не выходил.

Все, дальше Хорватский автобан. Катим на Загреб. Пункты оплаты - в начале участка берешь талончик, в конце - отдаешь. Следите, есть кассы для монет, есть для карточек, и есть для автоматического проезда. В обратную сторону - карточные терминалы и автоматический проезд вообще вынесены в параллельную дорогу, там СИЛЬНО быстрее проплачивается, без людей.
Хорватские дороги туда-назад обошлись около 50 евро.

Доезжаем до Загреба, по указателям на Риеку объезжаем Загреб, катим дальше.
Кто с детьми, особенно мелкими - и в Венгрии и в Хорватии на многих заправках есть комнаты для детей, с душем и пеленальным столиком.

На указателях появляется Задар и Сплит - нам туда. Тут ЖПС не ошибается уже и ведет туда куда надо.

Если что - я описываю дорогу до Сплита, и дальше паромом в Супетар. Кому в Риеку, Пулу, Дубровник - сориентируетесь по указателям и ЖПС-ам:)

После Загреба - снова пункт оплаты, берем талончик, отдаем его уже возле Сплита. По Сплиту к паромам по указателям на "Trajekta Luka" Trajekt - паром по-Хорватски.
Выезжаем по указателям к паромной пристани, катим вдоль нее, видим Супетар, останавливаемся в очереди. Очень грубо и настойчиво посылаем нафиг мальчиков, моющих стекла. Они будут клянчить деньги, причем не мелочишку, при мне у немца выдурили 50 кун (75грн). Расписание паромов:
И в общем вся паромная братия: Jadrolinija
Справа здание, Ferry tickets надпись видна издалека, идем, покупаем билеты на паром. В одну сторону - 220 кун (машина, двое взрослых. деть - бесплатно, не знаю до какого возраста)
Ждем паром, заезжаем, куда покажут. Ручник, глушимся, поднимаемся на верхнюю палубу, пьем кофе, любуемся морем. 50 минут - мы на месте. По Супетару ЖПС сходит с ума, ведет сквозь узенькие улочки. Если что - там по верху города есть объездная, с которой сильно проще заезжать по любым адресам.

Находим забронированную виллу, хозяев, общаемся с ними на каком получится языке. Паркуемся, переодеваемся, топаем вниз в центр. Вокруг бухты - ресторанчики. Konoba Lukin - рыба и стейки, Bistro Jadran и Riva - локальная кухня. Это из моих любимых.

Средний счет за завтрак 100 кун (150 грн) на двоих. За обедо-ужин 200 кун. Это с моим пивом/вином. Жена пока не пьет.

Море чистое. народу мало. Солью фотки - покажу. Правда в этом году их мало, были заняты мелким.
Мелкий в дороге: По большей части спал. Ехали в среднем двухчасовыми перегонами с перерывами на покормить, побесится немного, в кресло, и дальше. Тяжелее всего были последние 400 км на обратном пути, когда он уже не хотел ничего и никак.

Море хоть и было прохладное - но малой с удовольствием купался.
на пляж взяли тент (типа палатка без одной стенки. Он в ней вовтузился, в ней же жена его кормила.

График был такой: В 8 утра на пляж, до 10, потом завтрак в ресторанчике, домой в номер, валяемся до 16 00, на пляж, часов до 7-8, ужин, и домой. Размеренно, но нам таки удалось отдохнуть не смотря на 9 с половиной килограмм чистой энергии рядом:)

Вот так вот. Кому есть что спросить - спрашивайте.
По ссылке ВСЕ расходы за поездку, вплоть до сигарет и печенек.
Подбивка расходов в файле
Общая сумма расходов - 23 282 грн 44 коп:)
Ну и чуток видео дороги по острову:
Звук при просмотре не противен, но и не обязателен:)

Спрашивайте, дополняйте, критикуйте.

Собрал и отредактировал видео дороги от Супетара, до Ниредьхазы, то есть до границы Украины. 1000 км уложены в 16 минут

Для подобной поездки нужно 
подготовить традиционный пакет документов: автомобильная гринкарта, водительские права, медицинская страховка, загранпаспорт с действующей визой. Если у вас уже имеется действующая шенгенская виза категории С или D, то оформлять хорватскую визу не требуется. А вот если таковой в паспорте нет, то для ее получения лучше обратиться в посольство другой страны: Хорватия хоть и входит в Европейский Союз, но не является страной-участницей Шенгенского соглашения, поэтому с хорватской визой нельзя перемещаться транзитом по Европе. В этом случае оформлять визу лучше в посольстве страны, которая будет находиться поблизости от вашего маршрута (например, Словения или Италия).

В машине при себе нужно иметь классический набор инвентаря: запаска, светоотражающий жилет, аптечка, огнетушитель, аварийный знак и трос. Также не будут лишними парковочные «часики», которые необходимо класть под лобовое стекло на время парковки машины в некоторых европейских городах. Остальное на ваше усмотрение. Я, например, на всякий случай всегда беру с собой набор для ремонта шин, а также минимальный набор инструмента. Нелишним будет навигатор или приложение с офлайн-картами, которые нужно предварительно закачать на смартфон (самые популярные - Waze, Sygic или MapsMe). А вот брать с собой дополнительную канистру для топлива не рекомендую: в ряде стран Европы этот аксессуар вне закона.

Что касается автомобиля для теста, то дизельный кроссовер, пожалуй, наиболее удобный вариант: Volkswagen Tiguan подошел для этой поездки идеально. Для подобных автопутешествий он обладает тремя ключевыми качествами: низкий расход топлива (за время поездки он составил всего 6,4 л/100 км), высокий клиренс и полный привод, позволяющие даже на европейских дорогах чувствовать себя за рулем гораздо вольготнее. А продуманная эргономика дает возможность без всяких болей в спине совершать долгие марш-броски.

В качестве обувки для автомобиля в этот раз были взяты шины Nitto NT421Q . Такой выбор был не случаен: несмотря на то, что в России японский бренд известен не так давно, положительных отзывов у российских автолюбителей накопилось уже немало. Кроме того, этот шинный производитель завоевал немалую популярность в Северной Америке - основном рынке сбыта шин Nitto. Тем интереснее было испытать новинку, особенно в столь протяженном путешествии. О выборе, к слову, сожалеть ни разу не пришлось: как и сам автомобиль, за почти 6 тыс. км японские шины показали себя как нельзя лучше.


Чтобы добраться на автомобиле до Адриатического моря, требуется относительно не так уж много времени: если не ставить рекорды скорости и меняться с напарником за рулем во время трипа, то доехать в относительно комфортном темпе можно за два дня (всего около 2500 км от Москвы). Впрочем, если преодолеть 1200–1300 км в день для вас не проблема, то можно осилить маршрут и в одиночку. Если стартовать из столицы, то раздумывать над маршрутом особенно не приходится: выбираем довольно свободное, хоть и с обилием населенных пунктов (а следовательно, под надзором огромного числа камер фотофиксации) Минское шоссе, которое плавно перетекает в более скоростную белорусскую магистраль М-1, где почти на всем протяжении действует ограничение в 110 км/ч. Так, 1100 км от Москвы до Бреста занимают 12–14 часов. А вот уже на подъезде к Бресту стоит определиться с выбором одного из трех пограничных пунктов: загруженность границы можно отследить по веб-камерам, прямую трансляцию с которых можно увидеть на местных сайтах (например, virtualbrest.by). Самым удобным местом ночлега как для меня, так и для многих автотуристов, является польский Люблин - наиболее крупный и близкий город после пересечения границы.

Следующий день по пути в Хорватию ввиду отсутствия жестких пограничных зон проходит уже интереснее: после белорусского однообразия пейзажи, казалось бы, скучной Польши радуют глаз. Но для автотранзита здесь есть один серьезный недостаток - дефицит скоростных автомагистралей. От этого большая часть пути будет проходить по крайне медленным населенным пунктам.

Далее следуют Словакия и Венгрия. Но не забудьте заранее позаботиться о покупке электронных виньеток: стоимость 10 дневного проезда относительно невысока (по 10–15 евро), а штрафы за их отсутствие могут сильно подпортить выделенный на отдых бюджет (в Словакии - от 140 до 700 евро). Также виньетки необходимо приобретать заблаговременно на АЗС, если вы планируете ехать через Словению, Австрию или Чехию.

После выезда из Польши дорога стала немного веселее: трассы незагруженные, причем большая часть маршрута здесь пролегала по скоростным магистралям. По пути угораздило попасть в сильный ливень, где ходовые качества автомобиля уходят на задний план, а на первый, разумеется, выходят характеристики шин. Так, даже на мокрой трассе благодаря установленным Nitto «Тигуан» сохранял заложенную в него отличную курсовую устойчивость на высокой скорости, при этом ни разу не было и намека на аквапланирование.

Знакомство с Хорватией, пожалуй, лучше начинать с ее столицы - Загреба. Город на редкость тихий, дружелюбный и крайне очаровательный. Население - всего 790 тыс. человек, количество которых в сезон отпусков увеличивается вдвое. Центральная часть города делится на две главные зоны: Верхний и Нижний город, которые соединены между собой компактным фуникулером и сетью многочисленных лестниц. Забавно, что две половинки старого города так не похожи друг на друга: в Верхнем городе, где на узких и уютных улочках будто бы застыло время, тихо и умиротворенно. В Нижнем же наоборот: на широких площадях раскинулись многочисленные крупные кафе, местами видны вкрапления технологичного и современного градостроительства, а на пешеходных улицах каким-то образом внезапно возникают бесшумные трамваи и безобидно просачиваются сквозь толпы туристов.


Одна из визитных карточек города - сочетание разных архитектурных стилей, которые органично соседствуют друг с другом. В прогулке по городу вы наверняка заметите мозаичную крышу католической приходской церкви св. Марка (1242 г.), на которой изображены гербы Хорватии, Славонии, Далмации и Загреба. Издалека это покрытие напоминает огромную вышивку из разноцветного бисера. Не меньшее впечатление производит Загребский собор (1093 г.), перестроенный в 1880 году в неоготическом стиле, а также один из лучших образцов барочной церковной архитектуры Хорватии - церковь св. Екатерины (1632 г.). Верхняя точка города - башня Лотршчак. Если услышите выстрел, не пугайтесь: установленная на вершине башни пушка Grički top таким образом напоминает жителям, что наступил полдень. От башни открывается великолепный вид на Загреб. Рядом же, как ни странно, на стенах красуются граффити с изображением Николы Теслы, который родился в хорватском городе Госпич, ранее принадлежавшем Австрийской империи.


Побережье Хорватии богато живописными курортами, расположившимися на полуострове Истрия и побережье Кварнера: Умаг, Пореч, Ровинь, Пула, Медулин, Дуга-Увала, Рабац, Опатия, Ловран… Выбирай любой - не прогадаешь. После недолгих раздумий было решено отправиться в Пореч. Как и Загреб, этот город приятно удивляет своей интеллигентностью (назовем это так). Что столица, что прибрежные городки очень располагают к спокойному и размеренному времяпрепровождению, ничуть не посягая на вашу зону комфорта.

Пореч - совсем небольшой город-курорт (население около 7,5 тыс. чел.), который примечателен главным образом своей исторической культурной частью. Расположенный в маленькой бухте Старый город, многие здания которого построены аж на фундаментах древнеримских построек, выразителен даже ночью. Особый шарм этому месту придает его богатое прошлое: Пореч был основан два тысячелетия назад во время правления первого римского императора Октавиана Августа, после чего поменял немало хозяев: он принадлежал Венеции, Австрии, Италии, Югославии. Неудивительно, что даже сейчас этот город, как и вся Истрия, крайне многонационален, отчего ощущение, что находишься именно в Хорватии, быстро улетучивается. Возможно, поэтому многие жители определяют свою национальность как «истриец».



В городе полно достопримечательностей: древние городские укрепления, Северная и Пятиугольная башни, площадь Марафор, храм Марса и великолепная Евфразиева базилика, которая в 1997 году была внесена в список всемирного наследия ЮНЕСКО. На уютных улочках полно кафешек на любой вкус, хватает с лихвой сувенирных лавок, а также картинных галерей с работами местных художников и мастеров. Любителям традиционного пляжного и спортивного отдыха тоже будет чем заняться: побережье курорта, растянувшееся на 65 км, изобилует многочисленными лагунами с развлекательными центрами, где можно, например, покататься на водных лыжах, заняться дайвингом или зайти на один из 165 теннисных кортов (игру в теннис здесь особенно любят). С проживанием также проблем быть не должно: есть и 5-звездочные отели со стоянками для яхт, и сдающиеся в аренду апартаменты по разумным ценам.

Для возвращения домой можно выбрать совершенно иной маршрут - с заездом в Италию, Словению, Австрию, Словакию, Чехию, а затем в Польшу. В своей поездке я предпочел заехать в портовый итальянский городок Триест, где последние 50 лет проходит впечатляющая парусная регата Барколана, собирающая ежегодно более 2000 парусных судов и около 300 000 зрителей. Далее в маршрут я бы обязательно включил Словению. На совсем небольшой территории этой страны собрано столь широкое многообразие живописной природы, в реальность которой поначалу сложно поверить. Буквально за 1–2 дня можно полюбоваться величественным горным хребтом Альп, заскочить на знаменитое озеро Блед, а также убедиться, что удивительные на фотографиях словенские реки действительно имеют столь отчетливый изумрудный оттенок. Особенно порадовало обилие горных серпантинов: для активного драйвера здесь раздолье! Выбранные для теста шины и в этот раз не подвели. Хорошее сцепление с дорогой Nitto NT421Q сохраняли даже при динамичной езде по самым разным горным дорогам: что на асфальте, что на грунтовке или брусчатке, Volkswagen цепко хватался за покрытие.

По дороге домой можно заехать в излюбленную туристами всего мира Вену, если, конечно, после столь насыщенного отдыха у вас останутся на это силы и время.

В конце путешествия мы заехали в сервис-центр Vianor, чтобы проверить состояние шин. За 6000 км ни одна из шин не пострадала, а износ протектора составил всего 1 мм. Отличный результат!

NITTO NT421Q

Компания Nitto Tire была основана в Японии почти 70 лет назад, в 1949 году. В Штатах шины Nitto знают с 1995 года, и сегодня в этих двух странах марка входит в число наиболее узнаваемых. В России бренд Nitto официально присутствует с 2015 г. и постепенно набирает популярность. Философия бренда стоит на трех опорах: безопасность, инновации и удовлетворенность клиентов.

В России бренд Nitto ориентируется на социально активную и относительно молодую аудиторию, для которой важны такие ценности, как престиж и стиль.

Модель NT421Q, одна из последних разработок компании, предназначена для городских внедорожников и кроссоверов премиум-класса. Асимметричный рисунок протектора спроектирован таким образом, чтобы шина, помимо комфортной и тихой езды, могла обеспечить автомобилю оптимальное сцепление на мокрой и сухой дороге. В блоках протектора NT421Q применены трехмерные многоволновые ламели, которые гарантируют максимальный коэффициент сцепления на мокрой поверхности без ухудшения управляемости автомобиля. Сохранить необходимый контакт шины с дорогой также призваны три широкие продольные канавки, которые эффективно отводят воду из пятна контакта. Увеличенные внешние блоки протектора отвечают за сохранение устойчивости автомобиля в поворотах и за курсовую устойчивость на прямых участках на высокой скорости. Чтобы, в свою очередь, снизить уровень шума при качении, в конструкции протектора NT421Q была применена особая мелкая насечка на стенках канавок, которая создает препятствие для потока воздуха и снижает звуковые колебания. На данный момент шины представлены в 30 типоразмерах с посадочными диаметрами от 16 до 21 дюйма.

Когда весь "Араспел" был выпит, а комары всех красивейших мест Беларуси накормлены до отрыжки, остро встал вопрос, как же извращаться с отдыхом дальше.

"А что если поехать на кемперах?" - сказал Один из нас. "Тост, - подняв стопку с какой-то бурдой, которую наливают, когда все уже выпито, сказал Другой, - за то, какой ты отдыхальный извращенец. Дай поцелую!"

И вот что мы решили. Я с семьей (жена, дочь, сын) беру кемпер, и Конюхов (однофамилец того, о ком вы сейчас подумали) с семьей (жена, дочь) берет кемпер. Мы на двух кемперах едем в Хорватию. Прикинули бюджет. Кемперами нас снабдил Виталий по 50 долларов в сутки.

Сразу о ценах. Эта цена - за несколько старый кемпер. Более новые и ходящие в чартерах из Польши, Германии, Литвы стоят около 100-120 евро за сутки. Но что до комфорта нам - людям, привыкшим спать в палатках, на яхтах, в спальных мешках? (Это про Конюхова, сам я засыпаю только на перине).

Кемперы мы взяли на 17 суток (2+2 дорога, 13 дней на море), что составило 850 долларов за машину. Виталий (хозяин) прикинул расход солярки в 10 литров на 100 километров. По карте расстояние оценивалось в 1800 км, мы округлили до 2000: 400 литров дизеля - пускай это будет 400 евро (часть заправляется в РБ по 65 центов). 740 плюс 400 (я перевожу все в евро) плюс еще 55 евро плата за дороги - итого около 1200 евро. На семью! На 17 дней! В Хорватии! Какая еще турфирма? Дешево! Дешево? Как же мы заблуждались!

Так как нас было четверо, мы взяли VW LT35 2004 года с мотором 2.5 TDi, у Андрюши - трое, они взяли Fiat Ducato 1997 года. У Fiat большой альков - двум людям не будет тесно, а дочка их спала в салоне. У нас дети захватили задние койки, которые друг над другом, а мы с женой заняли альков. Но он оказался узким полуторным, поэтому во время сна мы поворачивались по команде.

Хорватия

Хорватией называется страна, где говорят на русском церковном языке. В самом деле: "хвала" - "спасибо", "десно" - "направо", "десница" - "правая рука", "крух" - "хлеб". Если хорват не тараторит, понять его легко. Как, впрочем, и словака, серба, македонца. Их проблема в том, что они пытаются говорить на немецком, английском. Хорватские девушки красивы, но открывать им на это глаза не следует, чтобы не набивали себе цену. Иностранец легко заметит в них одинаковый типаж - похожи на Анну Иванович… Ивановну (да-да, сербка, знаю). Если у американцев национальная идея - In God We Trust - "Верим в Лавэ", то национальная идея хорватов - сдавать взморье немцам. Посмотрите на карту - хорваты заграбастали себе все побережье.

Всю Хорватию вдоль моря пронзает великолепная автомагистраль А1, скорость 120 километров в час (150 для немцев). Проходит в некотором отдалении от моря. Если надо сделать бросок по Хорватии, то лучше по ней. А1 платная, чередует туннели сквозь горы и виадуки, дорогу на столбах над ущельем. Есть ветреные участки, там указывается текущая скорость ветра и направление, висят аэродромные полосатые чулки. Дороги у моря и в приморских поселках - средней паршивости.

Море

И тут, друзья, я должен вылить немного грязи (в хорватское море). Вода очень холодная. Нет, просто ужас, какая холодная. Слушайте, мы купаемся в реках и озерах Беларуси, мы знаем, что такое холодная вода. На Мазурских озерах в Польше как-то порвали сорлинь, ныряли под яхту, чинили, температура воды была плюс 15.

Но в Хорватии…

Я говорю местным: extremely cold. О ни отвечают: fresh, just a fresh. Пляжи Хорватии образованы песчаником либо каким-то другим камнем. Часто присутствует коричневый цвет из-за содержания железа. Железистый колчедан, что ли? Вся штука в том, что эти камешки легко ломаются на кубики, но не шлифуются как галька, а остаются с острыми гранями. Поэтому ходить по ним неприятно. Еще там водятся морские ежи, наступать на которых чревато. Поэтому закрытые резиновые тапочки лучше купить еще в Минске, а то на месте они продаются по ценам, предназначенным для немцев, - "впятьдорога".

Чего не отнять у Адриатического моря, так это красоты. Вот Малой рисует море, макает кисть в чистую краску… "Нет, - говорю я, - море таким ярким не бывает, надо смешивать краски". Так вот, бывает. Обалденного космического цвета море, скудная белесая земля и хвоя сосновых лесов.

Das ist немцы

В Хорватии так много немцев, что это просто еще одна их федеральная земля. И они здесь главные. Хорватов они воспринимают как обслуживающий персонал большого отеля. Хорваты не теряются и взимают плату за что только можно. Да и в самом деле, от Мюнхена до Пулы всего около 600 километров, за полдня можно доехать. Немец точно доедет: меньше чем 150 км/ч они едут, только если тащат что-то очень тяжелое. А тащат с собой они все.

Вот типичный немец приехал отдыхать: прицеп "Хобби", навес, трехкомнатная палатка, кухонный гарнитур (передвижной), спутниковая TV-тарелка (чтобы смотреть новости из Фатерлянда), байдарка/RIB, велосипед/скутер. От Хорватии ему ничего не надо, только клочок земли и море. Он полностью автономен, экипирован и готов к "Буре в пустыне". Иные приезжают на легковушке и вытряхивают оборудование, занимающее сотку земли кемпинга.

Нет, конечно, встречаются и итальянцы, французы, бельгийцы, чехи. Но вот белорусов они увидали явно впервые. Время от времени у "номеров" наших кемперов вспыхивал импровизированный консилиум, только что лежа их не рассматривали, слышалось что-то типа "вейбруссланд", "вайсруссланд"… И вдруг громко: "Бьелоруссия!" - обозначил себя интеллектуал. Настала тишина. "Лукашенко!" - парировал ему некто, и счет стал 1:1.

Das ist русские

(Русскими здесь считаются все выходцы из СНГ. - Прим. авт. )

За границей я особенно тепло реагирую на русскую речь, за белорусский госномер вообще могу остановить движение на какой-нибудь улице на кавказский манер и общаться с беднягой окно-в-окно.

В Хорватии русские подверглись с моей стороны стандартной процедуре: "Ребята, вы - русские? А откуда?" Так вот, все русские в Хорватии, остановленные для ритуала братания, оказались немецкими русскими. Все они давно жили в Германии, почти все были IT-шниками, жены были у всех русскими. Эти люди эмигрировали в Германию, и вопрос, который их гложет: "А правильно ли я поступил?" И если на Родине все плохо, мрачно, нет перспективы, тогда "да, правильно". А если мы говорим: "В Белоруссии нормально, классно", то досада детектед у слушателей.

И вот еще что. Немцы им, видимо, дали понять, что в Германии они второй сорт. А они хотят, чтобы их принимали за немцев. Хотят быть немцами. Поэтому "Das ist русские". Поэтому через какое-то время я перестал рефлексировать на русскую речь. Захотят - сами подойдут, благо машу руками я громко.

Дорога и кемпер

Нет никакого смысла описывать подробно дорогу в Хорватию и обратно - придорожный сервис по всей Европе очень качественный. Не надо заранее прокладывать маршрут, обозначать остановки на ночлег. На трассе всего полно. Хотите мотель? Пожалуйста. Спать в машине на стоянке? Пожалуйста. Кафе, душевые, столики - иные заправки похожи на небольшие поселки заправочного типа. Все очень информативно: "Заправка с кафе через 1 километр, следующая - через 20 километров, тут просто закусочная, а дальше - полноценное кафе… а тут еще прачечная". Все дотошно расписано и очень удобно.

Смысл кемпера ярко раскрывается в дороге.

Граница. Усталая очередь внимает запахам яичницы с беконом и кофе, доносящимся из кемперов. Подходим к окошку сверить с таможней свои физиономии.

"Так, а где Елена?" - спрашивает строгий пограничник. "Сушит волосы, сейчас выйдет".

На стоянке семья мучается в легковой машине, пытаются спать со скрюченными ногами. Вы же выходите из кемпера утром свежим. Принять душ можно в кемпере или в санитариате. Можно приготовить кофе/позавтракать в кемпере, или в кафе, или перетащить все в беседку, где вид лучше. Тут же помыть посуду в санитариате, чтобы не тратить свою воду. А ведь раньше на каждом ночлеге мы тратили 50 евро. Теперь это бесплатно, ведь "в этой гостинице я хозяин". Города Европы на кемпере лучше объезжать, как ни прискорбно это звучит. Они под кемпер не "заточены".

Вот мы ехали вечером по Австрии. "Хотим ночевать в Вене", - ныло женское большинство. Пропуская прекрасные стоянки, я подумал, что добром это не кончится. И точно.

В Вене кемперу делать точно нечего. Сначала по тоннелям, по дорогам, где невозможно остановиться, заехали в центр старого города. Булыжная мостовая, извозчики во фраках, кареты с лошадьми, фыркающими на домину кемпера, по узким улочкам, а здесь - по "встречке". Полицейские отворачиваются, чтобы не видеть этого безобразия, - два кемпера из Беларуси разворошили сапогами с налипшей глиной симфонию венского леса.

Свят-свят, поскорее куда-нибудь на окраину. Нашли какую-то площадь между хрущевками… мария-антуанеттовками, с другой стороны "МедиаМаркет". Поставили кемперы дверь в дверь и накрылись маркизой от дождя (у Fiat таковая есть), запалили газовую барбекюшницу "Кампингаз". И приготовили шашлык посреди Вены. Честно? Так себе. На мангале я делаю лучше.

Кемперы легко идут 100 километров в час, но сказывается большая парусность. При опережении фуры поток отбрасывает в сторону. Мне больше нравятся безальковные кемперы типа Hymer. Там кровать притянута к крыше над головой водителя и на стоянке просто опускается.

Как-то в Риеке, по-моему, заехали вглубь города, затем дорога сузилась до полосы, где не разминешься со встречным, а вокруг дома. Дорога шла в гору с поворотами, два кемпера медленно ползли вверх, и за нами собралось с пяток легковушек. Вдруг после очередного поворота - стоп! - низко висящая ветка. И мы вместе с проклинающей нас очередью тихо поползли назад, метров 200 до возможной развилки. Альков, бэби, а что делать?

У кемпера есть два бака для сбора жидких отходов жизнедеятельности. В первый собирается все, что стекло из унитаза, - это черная вода. Во второй попадает смыв из душа, кухонной мойки, умывальника - это серая вода. Самое интересное, что больше проблем доставляет как раз серая вода. На третий день она зацветает, амбре накрывает салон. Когда вы в дороге, слить ее не составляет труда: съехали на второстепенную, на обочину, оглянулись по сторонам - и разверзлись хляби кемперные.

Есть и другой способ, я называю его перманентным: чуть приоткрываете кран, чтобы серая вода сочилась тонкой струйкой, и едете себе с Богом - на следующей остановке бак уже пустой. Но когда вы бросили якорь в кемпинге, серая вода становится проблемой. Специальное место для слива находится вдалеке, а под себя сливать вы вряд ли будете. Самое интересное, что кассета из-под туалета проблем не доставляет, пока, конечно, не заполнится. То ли герметичная, то ли мы пахнем фиалками.

В кемперах стоят чудо-холодильники, которые работают от 220/12 и от газа. 220 вольт - на стоянке, в пути либо 12, либо газ. Так вот, на газу холодильник морозит вусмерть.

Кемпинги Хорватии

Если вы решили прогуляться к морю в Хорватии, то, скорее всего, упретесь в кемпинг. Побережье здесь нарезано на кемпинги, ведь хорваты "затачивали" курорт под немцев, а немцы хотят кемпинг. Заехали в Хорватию мы с севера, погуляли в Пуле (это город) и заселились в кемпинг в Помере (это тоже город).

Кемпинги часто имеют изюминку - у этого были собаки и виндсерфинг. Решили подключиться к электричеству, и тут выяснилось, что редиска Виталий дал нам провод с иным разъемом. Пришлось развинчивать разъем и совать проводки. Кемпинги взимают плату по схеме "Это за кемпер, это за каждого человека, электричество надо? Плюс еще куны (это их деньги)". И мы начали Мелкого прятать в шкаф при заселении, чтобы не платить. А хорваты потом, видно, пересчитывают людей и думают: "Ну что за крохоборы эти белорусы, уже жалко каких-то 3 евро в день за человека заплатить!" А мы думаем: "Ну что за крохоборы эти хорваты, за каждого ребенка деньги берут!"

Заехали мы на остров Крк, в кемпинг Auto Camp Pila. Только зашвартовались, как жена подходит и говорит: "Миша, тут, наверное, нудистский кемпинг. Вон там дедушка с бабушкой ни в чем в бадминтон играют". Разберемся, но сначала пошли мы с Андрюшей в санитариат отлить с дороги. И тут нам навстречу выходит 18-летняя богиня. И мы - свят-свят! - прыгнули в свои кемперы и дали деру оттуда, где семейному человеку грозит нешуточная опасность.

Хотели попасть в кемпинг в Риеке, но все места были заняты. Переночевали на площадке ожидания (все равно 30 евро сняли с машины). В этом кемпинге был муравейник как в Адлере, кафешки, шум, гам… Наши женщины были в восторге!

А потом нашли кемпинг в дикой глуши: море, оливковые деревья, кемперы через 100 м друг от друга, и все, никого, никакой цивилизации. Я посмотрел на Андрюху и понял, что до отъезда он остался бы здесь. Но женщины были против! Нашли мы компромисс в Dalmacija kamp в Привлаке (это город такой), что недалеко от Задара. И напоследок погостили еще южнее, в CampOaza Lučica.

Итого на один кемпер: солярка - 434 евро; кемпинги - 438,66; оплата дорог - 89,7; страховка - 50; аренда кемпера - 740. Итого около 1750 евро. Проехали 4500 км.

Эпилог

"Ну что, на чем поедем в следующий раз?" - спросил Один из нас. "Ну… остается на воздушных шарах". - "Так, пора завязывать".

Тут лучик несвойственного Беларуси солнца осветил небеса, появилась голограмма доктора Сайкова, на походный столик упал талон электронной очереди: №666, перед вами 13 человек.

"Я имел в виду путешествия", - сказал Один из нас, и доктор Сайков исчез. И вы не засиживайтесь допоздна.

Молодая семейная пара из Минска долго не могла выбрать, куда отправиться в свой первый семейный отпуск. В итоге, рассмотрев множество вариантов, неожиданно для себя ребята остановились на Хорватии. И не пожалели!


«УСЛЫШАВ, ЧТО ИЗ БЕЛАРУСИ, ИСКРЕННЕ УДИВЛЯЛИСЬ И СПРАШИВАЛИ, КАК МЫ ТУТ ОКАЗАЛИСЬ»

Мы выбирали курорты исходя из стоимости жилья, варианты искали на Airbnb. Из-за отсутствия моря и нехватки теплых дней дома хотелось по максимуму погреться на солнце, но в то же время банальная поездка в Египет на 10 дней нас не вдохновляла.

Когда изучали варианты на Адриатическом побережье Италии, сервис показал нам цены на противоположном берегу моря в Хорватии. Посмотрели фото курортов с прозрачной водой и зелеными соснами прямо на пляже, почитали отзывы и решили отправиться именно туда.

Жилье обошлось нам в 350 евро за 18 дней, начиная с конца августа. Выбрали сентябрь, чтобы не попасть в основной сезон с большим количеством людей на пляжах и высокими ценами. Наши апартаменты находились в Макарске - одном из крупнейших курортных районов Хорватии.

Так как прямых авиаперелетов лоукостами из близлежащих к нам городов в Хорватию нет, мы поехали на машине. В подготовке маршрута нам очень помогли форумы, где расписаны различные варианты маршрута и стоимость платных дорог.

Так как машина - Skoda Fabia 2009 года - не совсем удобна для долгих путешествий, водитель у нас один и это первый наш опыт дальней поездки за границу на машине, то пришлось составлять максимально короткий маршрут без ночных переездов. По итогу маршрут в одну сторону с остановками выглядел так: Кошице (Словакия) - Загреб (Хорватия) - Макарска. Жилье бронировалось в контрольных точках заранее через все тот же Airbnb.

Выехали рано утром в субботу и только поздно вечером приехали на ночлег в Кошице, простояв на польской границе 6 часов.

Пешеходная улица в Кошице.

На следующий день, отдохнув и погуляв по центру города, выехали к следующей точке. По платной дороге добрались до столицы Хорватии через Венгрию довольно быстро. По приезде немного заблудились, спрашивали дорогу у местных - понравилась их реакция: услышав, что из Беларуси, искренне удивлялись и спрашивали, как мы тут оказались.

Пешеходная улица Загреба.

На следующий день нас было не остановить - полным ходом помчались к морю. Жара поднялась уже до 40 градусов, все говорило, что мы подъезжаем к итоговой точке. По пути горело много лесов, самолеты пожарных летали прямо над нами, черпали воду в ближайших водоемах и летели обратно.

Через пару дней горели и горы у нас под боком.


«ТОЛЬКО И ЖДЕШЬ, ЧТО СЕЙЧАС ТЕБЯ ЗАДЕНУТ КАТАМАРАНОМ»

Добравшись в Макарску, довольно быстро нашли наше жилье. Хозяйка оказалась очень радушной и приветливой женщиной. Комната, которую мы снимали, была небольшая, все чисто и аккуратно, мы в ней проводили только пару часов в обед, чтобы отдохнуть от жары, и приходили переночевать.

Сразу после приезда, кинув вещи, первым делом побежали к морю. Все было как на картинке: изумрудные сосны, кристальная вода, за спиной горы - национальный парк Бьоково. Пейзаж казался нарисованным, как будто фотообои.

Город туристический, отношение к туристам тут было, конечно же, радушное. Молодежь говорит по-английски, люди постарше говорят по-хорватски, но стараются выделять слова и жестами объяснять, если видят, что их не понимают. Песчаных пляжей в этом регионе нет, а сосны позволяли укрыться от палящих солнечных лучей.

Ближайший к центру города пляж напоминал бухточку, со всех сторон надувные горки, скутеры, много людей, удовольствия от плавания никакого, только и ждешь, что сейчас тебя заденут катамараном. Поэтому ходили на дальние пляжи.

Потом оказалось, что дорога в одну сторону от нашего дома составляла около 4 километров, но они не ощущались - идешь по красивой набережной в теньке, ешь мороженое, дышишь соснами. Тем более в сентябре такой жары, как даже в последние дни августа, уже не было.

Еду покупали в местных супермаркетах. Цены на фрукты разочаровали - в несколько раз выше наших. В кафе питались редко, обычно готовили сами (в апартаментах была кухня и вся необходимая посуда).

Порции в кафе большие, но стоят немало. Вообще, говорят, что Хорватия дороже, чем соседняя Черногория. Чаще всего баловали себя выпечкой из местных пекарен, которые стоят на каждом углу, и вкусной пиццей.

Читая форумы, узнали, что в Хорватии развито движение нудистов, но особого значения этому не придали. Этот факт подтвердился уже на месте: как только заканчивался цивильный пляж, сразу можно было заметить нудистов, облюбовавших голые скалы.


«МЕСТНЫЕ ПРОВОДЯТ ЭКСКУРСИИ ДЛЯ ФАНАТОВ ПО МЕСТАМ СЪЕМОК “ИГРЫ ПРЕСТОЛОВ”»

Островок в соседнем городке Брела.

За время отдыха отлежались надолго вперед на солнце, исходили соседние города, брали велосипеды напрокат, плавали на соседние острова Брач и Хвар. Оказывается, Белый дом в США сделан из известняка каменоломен острова Брач. Брачский камень использовался при строительстве многих известных сооружений во всем мире.

Поездка на велосипеде для не очень опытных велосипедистов то еще удовольствие: сначала нужно проехать между шеренгами туристов, а за пределами города - по узенькой тропинке вдоль скал. То и дело приходилось останавливаться, так как местами разминуться двум людям было невозможно.

В один из дней отправились на рафтинг по горной реке Цетина. Нам повезло, и с нами на рафтинге была немецкая русскоговорящая семья. Очень веселый и динамичный получился сплав под шутки и байки отца семейства. Инструктор даже знал, как зовут нашего президента.

Горная река Цетина.

Выбрав день, съездили в Дубровник. Все три часа поездки лил нескончаемый дождь, мы уже боялись, что зря едем. На удивление, по приезде засветило солнце, тучи расползлись.

Машину в городе оставлять надолго, не оплатив парковку, было бы рискованно, а цены там очень большие. Например, в центре города час парковки стоит 12 рублей в час, а в некоторых местах до 20 рублей. Мы оставили авто на парковке на окраине города и заплатили за 6 часов меньше 20 рублей.

Больше всего впечатлили крепостные стены, непередаваемые ощущения мощи, силы природы, когда смотришь, как волны разбиваются о скалы. Город очень колоритный, с толпами туристов. Здесь снимался сериал «Игра престолов», местные проводят экскурсии для фанатов по местам съемок, много различной сувенирной продукции.


«В БУДАПЕШТЕ НЕ БЫЛО ЧУВСТВА БЕЗОПАСНОСТИ »

18 дней пролетели быстро. Перед отъездом хозяйка подарила нам бутылочку местного домашнего бренди из фиников. Маршрут назад мы планировали с небольшими заездами в попутные города и заповедники для ознакомления. Дорога обратно была такой: Макарска - Загреб (по пути заехали в национальный парк «Плитвицкие озера») - Будапешт (2 дня) - Краков (2 дня) - Минск.

Выехав рано утром, до озер добирались бесплатными местными дорогами в целях экономии. Без происшествий не обошлось. Ехали по навигатору. Но, так как дороги там строятся быстрее, чем обновляется карта навигатора, один раз он вывел нас на козью тропу. Через 10 километров, к счастью, мы выехали на ту же дорогу.

После, когда оставалось два часа пути, выехали под «кирпич». Дорога была закрыта на ремонт. Была небольшая паника: не знали, куда ехать, назад возвращаться не вариант. Ситуацию спас местный водитель лесовоза: махнув рукой нам и стоявшему сзади авто, поехал показывать объездную дорогу через поля, луга и леса. Благодаря ему мы благополучно добрались до Плитвицких озер.

Вообще, изначально нас все пугали, мол, как вы поедете одни по серпантинам, извилистым горным дорогам. На самом деле это были самые живописные дороги. И если, когда едешь по автобанам, хочется спать от однообразных пейзажей, тут просто дух захватывало! Машин было мало, движение спокойное, покрытие дороги хорошее, без ям и колдобин.

Озера встретили нас сырой погодой. Говорят, там всегда температура около 10-12 градусов. Пока разобрались, куда ехать и где парковаться, ушло 30 минут. Возможно, если бы была солнечная погода, то озера заиграли бы другими красками. По фотографиям в интернете были немного другие ожидания, более красочные.

Плитвицкие озера.

Сама прогулка вышла захватывающая, пешеходные дорожки сделаны прямо над журчащими ручьями, было интересно идти над ними. Можно было выбрать несколько маршрутов на ознакомление - от трех до шести часов. Нам нужно было еще ехать в столицу на заселение, поэтому ходили по короткому маршруту, но этого хватило с лихвой.

До Загреба добрались без происшествий. Жилье было очень дешевое, девять евро за ночь на двоих, еще и с завтраком. Остановились у местного жителя, который сдавал отдельно комнату. Изначально не хотели бронировать этот вариант, так как предпочитали жить одни в апартаментах, но наши опасения оказались напрасны. Хозяин был гостеприимным, а его собачка Чарли - очень дружелюбной.

На следующий день до Будапешта добрались очень быстро, за три часа, и остановились на две ночи, поэтому успели без спешки посмотреть город. Даже попали на съемки неизвестного нам фильма.

Но большое количество бездомных испортило все впечатление о городе. Они спали на матрасах в грязных вещах и в переходах метро, и в телефонных будках, и просто возле домов. Не было чувства безопасности.

Фото города и декорации фильма.

В Краков ехали по живописным местам через Татры, было много фур, но терпимо. В Кракове тоже останавливались на две ночи. Немного не повезло с погодой, лил дождь, но вечером успели погулять по центру города, а на следующий день поехали в музей, где можно было посмотреть и самому провести физические опыты.

Пейзаж в Татрах.

В целом путешествием остались довольны, всем рекомендуем это направление для отдыха, а сами надеемся, что это не последняя наша поездка в Хорватию. Вместе со всеми перемещениями мы были в отпуске 26 дней и потратили за это время около $1500 на двоих.

Фото: из личного архива героев.