Полезные советы автолюбителям. Изучение уровня электролита и других параметров автомобильного аккумулятора Каким должен быть уровень электролита в акб

Считается, что современные аккумуляторные батареи не требуют особого контроля и полноценно выполняют свои функции без какого-либо обслуживания. Отчасти это так – если эксплуатация происходит в нормальных условиях, делать ничего не нужно. Однако при экстремальной езде, частых циклах зарядки/разрядки количество жидкости в отсеках постепенно снижается, что приводит к уменьшению емкости батареи. В статье расскажем, как проверить уровень электролита в аккумуляторе, не прибегая к помощи автомастера.

Условно АКБ можно разделить на два типа: обслуживаемые и необслуживаемые. В последнем случае конструкцией не предусмотрен доступ к отсекам и производители не рекомендуют самостоятельно вскрывать корпус. В противном случае вы нарушите герметичность, а качественно запаять пластмассовый корпус вряд ли сможете. Подобная манипуляция приведет к тому, что АКБ придется выбросить. В необслуживаемой батарее определить количество электролитической смеси можно двумя способами.

По контрольным меткам

На корпусе таких аккумуляторов есть метки «min» и «max», нанесенные на овальный глазок из прозрачного материала. Уровень электролита должен быть между этими отметками. Если он ниже – значит, часть дистиллированной воды испарилась или вытекла через предохранительные клапаны. Обычно это происходит при неправильной зарядке либо по истечению срока эксплуатации.

Если глазка нет – осмотрите внимательно поверхность корпуса. Обычно он изготавливается из прозрачной пластмассы, а на одной из сторон наносится шкала. Отметки будут такими же, как на прозрачном глазке.

По индикаторам

Современные модели импортных и отечественных АКБ могут быть оснащены индикаторами. В народе их называют «магическим глазом». Индикатор меняет цвет в зависимости от величины заряда и плотности электролитической смеси. Чтобы проверить уровень раствора в автомобильном аккумуляторе, выполните следующие действия:

  1. с помощью чистой тряпки тщательно вытрите грязь и пыль возле индикатора;
  2. слегка постучите пальцем по индикатору — так вы удалите пузырьки кислорода и сможете лучше его рассмотреть;
  3. посмотрите, какой цвет появился на индикаторе.

Зеленый указывает на то, что уровень в норме, заряд максимальный. Белый – необходимо подключить ЗУ. Красный – повышенная кислотность раствора, то есть количество воды снизилось.

Данный способ контроля самый неточный, им можно пользоваться только в случае, если АКБ необслуживаемая и другие методы диагностики недоступны.

Осмотр корпуса аккумуляторной батареи.

Способы проверки уровня в обслуживаемом источнике питания

Обслуживаемая батарея сконструирована так, чтобы все работы владелец смог выполнить самостоятельно. Определить уровень жидкости в банках АКБ такого типа можно с большей точностью и, при необходимости, долить дистиллированную воду. Существует два способа, которые позволяют контролировать количество электролитической смеси в отсеках. Рассмотрим каждый из них.

С помощью мерной трубки

Вы можете проверить, сколько электролита осталось в аккумуляторе с помощью нехитрого приспособления, представляющего собой прозрачную трубку, диаметр которой меньше диаметра пробки. В исключительных случаях можно использовать часть прозрачной шариковой ручки, предварительно открутив от нее колпачки. Замер выполняется в следующей последовательности:

  1. уберите грязь и пыль вкруг пробок;
  2. поставьте батарею на ровную поверхность;
  3. осторожно опустите трубку в отсек, не наклоняя ее;
  4. зажмите верхнее отверстие пальцем;
  5. выньте трубку, не убирая пальца, замерьте количество жидкости в ней.

В норме раствор должен покрывать электроды на 1 — 1,5 см. Если у вас в трубке столько жидкости – беспокоиться не о чем. Если больше – значит, в прошлый раз вы залили больше чем нужно, откачайте излишки.

Отчетливо видно, сколько электролита в банках.

Визуальное определение

Этот метод можно использовать, если конструкцией корпуса предусмотрены специальные выемки внизу горловины. Верхний слой жидкости, касаясь выемок, изгибается, образуется так называемый «мениск» или «глаз». По его расположению можно понять, какой уровень электролита в данный момент. «Глаз» отчетливо видно – уровень в норме, если не видно – количество раствора снизилось.

Часто автолюбители спрашивают, какой должен быть уровень кислоты в аккумуляторе. Формулировка этого вопроса не правильная. В банки заливается электролит, состоящий из дистиллированной воды и кислоты. Поэтому вышеописанные методы позволяют установить, сколько всего осталось электролитической смеси, а не ее составляющих.

Количество электролита в аккумуляторах разной емкости

В некоторых случаях необходимо полностью заменить раствор. Попытка узнать, сколько требуется жидкости по уровню в банках, не даст никакого результата. К сожалению, производители не указывают объем отсеков, поэтому приходится высчитывать его по емкости батареи.

Для этих случаев мы подготовили таблицу соответствия количества раствора к заявленным производителем параметрам, вам нужно лишь найти эти значения на наклейках или в инструкции.

Тип АКБ

Номинальная емкость (А-ч)

Количество электролита (литры)

Приведенные в таблице показатели актуальны для отечественных аккумуляторов. Предельно допустимая погрешность объема электролита не должна превышать +/- 100 г. Если у вас импортный источник питания, тогда ориентируйтесь на его емкость, указанную на корпусе или в инструкции производителя. В затруднительных случаях лучше получить дополнительную консультацию у продавца или автоэлектрика.

Теперь вы знаете, как проверяется уровень электролита в АКБ. Рекомендуем хотя бы раз в месяц выполнять эту процедуру, чтобы вовремя заметить проблему и принять меры для ее устранения.

297. Поскольку при работе аккумуляторной батареи образуется гремучий газ, нельзя осматривать ее, освещая открытым огнем.

Обслуживаемые аккумуляторы (например, в автомобилях ВАЗ) летом следует раз в месяц при интенсивной эксплуатации, а в остальные времена года через 2500 - 3000 км пробега проверять на уровень электролита и доводить уровень до нормы, заливая дистиллированную воду (при нагревании электролита испаряется только вода).
Через каждые 10 000-15 000 км (раз в год) проверяйте крепление батареи, а также чистоту и надежность крепления наконечников проводов на полюсных штырях батареи. Белый налет со штырей и наконечников удаляют шлифовальной шкуркой, после чего на наружные (не контактные!) поверхности наносят тонкий слой технического вазелина.

298. Электролит, пролитый на поверхность аккумуляторной батареи, удаляют тряпкой, смоченной в соде или в 10 % растворе нашатырного спирта.

Грязь и влагу убирают щеткой с жесткой щетиной и сухой чистой тряпкой. Нельзя, чтобы электролит попадал на металлические части автомобиля: это приведет к коррозии. Места его попадания зачищают и окрашивают кислотостойкой краской.
При появлении самых незначительных трещин в корпусе и заливочной мастике батареи сдайте батарею в ремонт. Временно трещину на банке аккумулятора можно залепить пластилином, предварительно промыв место вокруг нее.
Регулярно проверяйте надежность крепления батареи на автомобиле; если надо, подтяните гайки.



Затягивать или отвертывать плоскогубцами гайки наконечников проводов нельзя. Только гаечным ключом! Нельзя и ударять по наконечнику провода, дергать за провод.
При пуске двигателя стартер включают не более чем на 10-15 с и лишь 2-3 раза подряд, делая между включениями паузу не менее полминуты. Берегите аккумулятор, не ленитесь переключаться на соответствующие передачи при любых изменениях скорости езды.

Проверка уровня электролита в аккумуляторе

299. Уровень электролита в аккумуляторной батарее проверяют через заливные отверстия с помощью стеклянной трубки с внутренним диаметром 3-5 мм.

Опустите трубку в аккумулятор до упора в предохранительный щиток, затем плотно закройте пальцем ее наружное отверстие и выньте ее. Столбик электролита в трубке укажет его уровень в батарее.



В батареях с индикатором (тубусом) электролит должен быть на одном уровне с ним или выше его на 5 мм. В батареях без тубуса или индикатора уровень электролита должен быть на 5-10 мм выше предохранительного щитка или верхнего края сепараторов.
Если уровень электролита понизился в результате испарения воды (нормальный процесс), следует добавить в батарею дистиллированную воду (ни в коем случае не водопроводную или из придорожного ручья - аккумулятор сядет) температурой 15-25 "С.
Если уровень электролита выше нормального, следует отсосать его резиновой грушей с эбонитовым наконечником, иначе он будет выплескиваться из батареи.

300. После продолжительной поездки осмотрите батарею. Если на ее поверхности остается электролит, значит, происходит выплескивание.

Причиной этого может являться повышенный уровень электролита в батарее (проверьте и установите нормальный) или появление трещин в корпусе и заливочной мастике аккумулятора (следует отремонтировать батарею).
Если же ни первое и ни второе, то следует проверить и отрегулировать напряжение генератора и проверить, не сульфатирована ли батарея.
Если при внешнем осмотре обнаруживается, что электролит подтекает, а сразу сдать в ремонт батарею нет возможности, периодически добавляйте электролит в неисправное отделение.

Сульфатация батареи

301. При слабой сульфатации батарею вам смогут спасти на СТО одним или несколькими циклами заряд малым током/ разряд.

Сильно сульфатированную батарею необходимо менять: ремонт невозможен.
Сульфатирование происходит при езде на автомобиле со слишком низким уровнем электролита в батарее, а также при очень долгом пребывании батареи в разряженном или не полностью заряженном состоянии. В этом случае на поверхности пластин батареи образуются нерастворимые в электролите крупные кристаллы сернокислого свинца.

Хранение аккумулятора

302. Если автомобиль длительное время не используется, батарею следует снять и хранить в сухом месте.

Оптимальная температура при хранении обслуживаемых аккумуляторов российского производства - от -20 °С до 0°С, необслуживаемых западных аккумуляторов - от О °С до +27 °С. При таких температурах замедляются процессы коррозии пластин и саморазряда батареи. Подзаряжают хранящуюся батарею раз в три месяца (батарею 6СТ-55А - раз в год). Хранение батареи в разряженном состоянии делает ее непригодной к использованию. Если батарею снимают на зиму, не эксплуатируя автомобиль в это время года, то проверку и подзарядку батареи осуществляют весной, перед установкой.

Приготовление электролита




При вливании воды в кислоту происходит закипание, разогретая кислота разбрызгивается и наносит ожоги.
Электролит готовят из аккумуляторной серной кислоты только высшего сорта (первый сорт приведет к преждевременному выходу аккумулятора из строя) и дистиллированной воды, не находившейся в железных сосудах. Посуда для приготовления электролита может быть керамической, эбонитовой, свинцовой (не стеклянной - лопнет).
Нормальной для центральных районов России плотности электролит - 1,28 г/см3 (для районов с умеренным климатом) - готовится из 0,36 л серной кислоты и 1 л дистиллированной воды.
Готовый электролит на 15-20 часов оставляют в закрытой посуде, чтобы он остыл и произошло выпадение осадка на дно.
Серную кислоту в неплотно закрытой посуде не хранят: она быстро поглощает атмосферную влагу.
В северных районах, где температура зимой опускается до -40 °С, нормальная плотность электролита составляет 1,29 г/см3 (измеренная при температуре +20-25 °С). Для приготовления такого электролита на литр воды берут 0,38 л серной кислоты.
В теплых южных районах, где не бывает сильных морозов, плотность электролита должна составлять 1,26 г/см3, а готовят его из расчета 0,33 л серной кислоты на литр воды.
Чем выше плотность электролита, тем ниже температура его замерзания.

304. Если при хранении в течение месяца батарея разрядилась более чем на 10%, нужен ее осмотр и ремонт.

Такое может происходить, если вы заливали в нее недистиллированную воду, а также в случае попадания металлических частиц в батарею. Возможно, замените электролит, промыв внутренность бака, и протрите поверхность батареи.
Саморазряд батареи ускоряется и тогда, когда батарея долго хранится. При этом плотность электролита в нижних слоях становится более высокой, чем в верхних.

305. Если при использовании автомобиля батарея разряжается слишком быстро, прежде всего усильте самоконтроль за экономностью режима вождения.

Избегайте частых пусков двигателя, при движении на низких скоростях никогда не забывайте переключаться на низшие передачи.
Кроме того, отключите установленные вами излишние дополнительные фары и прочие излишние потребители электроэнергии.
Иногда бывает необходима проверка, не происходит ли утечка тока из-за повреждения изоляции в системе электрооборудования (тогда ми-лиамперметр, включенный между наконечником положительного провода и положительным выводом батареи, покажет ток более 1 мА при отключенных потребителях), а также проверка генератора и регулятора напряжения, проверка на сульфатацию.

306. Плотность электролита в обслуживаемом аккумуляторе измеряют кислотомером - автомобильным ареометром (чтобы узнать степень разряженности батареи).

Наконечник кислотомера опускают в заливное отверстие аккумулятора, засасывают электролит и по делениям плавающего в колбе ареометра определяют величину плотности электролита.



Плотность, пониженная от нормы (составляющей 1,28 г/см3) на 0,01 г/см3 соответствует разряду 6 %. Следует помнить, однако, что на показания кислотомера нужно делать температурную поправку. Плотность электролита должна быть равна 1,27-1,28 г/см3 при температуре +25 °С. При температуре +5--10°С она увеличивается примерно на 0,01 г/см3, при температуре -10°С - на 0,02 г/см3, при -25 °С - на 0,03 г/см3. Плотность электролита не измеряют при ненормальном уровне электролита, при «кипящем» или слишком горячем электролите. До-ливи дистиллированную воду в батарею, подождите, пока электролит перемешается (несколько часов, если батарея разряжена).
Если батарея разряжена на 25 % зимой (кислотомер показывает 1,25) или на 50% летом (кислотомер показывает 1,19), она нуждается в снятии и подзарядке.
Если у вас нет ареометра, достаточно проверять плотность электролита дважды в год: весной и осенью.

Зарядка аккумулятора

307. Аккумулятор можно заряжать и не снимая с автомобиля, лишь предварительно отсоединив положительный и отрицательный кабели.

Для зарядки аккумулятора необходимо выполнить следующее (пункты, обозначенные *> не учитываются, если на автомобиле установлен необслуживаемый аккумулятор).
- Перед зарядкой проверьте уровень электролита и, если нужно, долейте дистиллированной воды.
- Замерзший аккумулятор перед зарядкой должен оттаять.
- Вывинтите пробки из аккумулятора или вытяните их с помощью маленькой отвертки и положите на отверстия. Тем самым предотвращается выпрыскивание кислоты, а образующиеся при зарядке газы могут выходить свободно.
- Для заряда лучше всего использовать ток, равный 0,1 емкости батареи (если емкость батареи 55 Ач, то ток заряда должен быть 5,5 А.
- Заряжают аккумулятор только в хорошо проветриваемом помещении (если аккумулятор вмонтирован, капот должен быть открыт).
- Положительный полюс аккумулятора соединяют с положительным полюсом зарядного устройства, а отрицательный - с отрицательным.
- Заряжают аккумулятор до тех пор, пока во всех ячейках не начнет активно образовываться газ.
- После зарядки проверьте уровень электролита, долейте, если нужно, дистиллированной воды.
- Проверьте также плотность электролита. Если в одной из ячеек она значительно (более чем на 0,04 г/см3) ниже, чем в других (например, в пяти ячейках - 1,28 г/см3, а в одной - 1,18 г/см3), значит, аккумулятор неисправен, и его нужно заменить.
- Подождите примерно 20 минут, пока из аккумулятора выйдет газ, затем завинтите или вставьте пробки.
При отключенном аккумуляторе двигатель не должен работать, иначе повреждается электрооборудование.
Зарядку аккумулятора обычно производят специалисты.

308. Если аккумулятор «сел» и не вращает коленвал, а запустить двигатель с буксира нет возможности, и рядом нет никого, кто помог бы растолкать машину, попробуйте следующую хитрость.

Затяните ручной тормоз, вывесите при помощи домкрата левое ведущее колесо, закройте воздушную заслонку карбюратора, включите четвертую или пятую передачу. В перчатках или рукавицах (чтобы не поцарапаться), вращайте по ходу движения вывешенное колесо.




Когда двигатель начнет работать, включите нейтралку и уберите домкрат.

309. При покупке новой аккумуляторной батареи выберите ее по емкости равной или близкой к емкости заменяемой батареи.

Установка аккумулятора с емкостью много больше расчетной дает только временный выигрыш, потому что такой аккумулятор будет эксплуатироваться недозаряженным. При покупке предпочтение отдайте немецким или скандинавским аккумуляторам, которые предназначены для работы в условиях климата, аналогичного российскому, и при этом очень качественны. При покупке аккумулятора с залитым электролитом проверьте, заряжен ли он и какова плотность электролита. Качество европейских сухозаря-женных аккумуляторов гарантировано. Большинство же российских батарей, хотя и называются «сухозаряженными», но требуют дозарядки после заливки электролита. Залив электролит в новоприобретенный аккумулятор, через часок-другой проверьте плотность и дозарядите, если она ниже положенной.

«Прикуривание» от аккумулятора другого автомобиля

310. Когда от вашего аккумулятора «прикуривают» автомобили с неисправной батареей, возможны короткие замыкания батареи и мощное искрение.

То же самое может случиться при случайном закорачивании противоположной клеммы на массу автомобиля. Будьте осторожны при обращении с аккумуляторами.

311. Для «прикуривания» (то есть облегчения запуска двигателя) от аккумулятора другого автомобиля лучше использовать кабель с изолированными зажимами с площадью поперечного сечения 25 мм2.




Оба аккумулятора должны иметь напряжение 12 В. Разряженный аккумулятор не должен быть замерзшим, уровень жидкости в нем должен быть нормальным. Автомобили должны находиться на таком расстоянии, чтобы они не контактировали друг с другом, и стоять на ручном тормозе, рычаг ручной коробки передач - на нейтралке, а автоматической - в положении «Р». Все потребители электроэнергии должны быть отключены. Двигатель автомобиля-донора должен работать на холостом ходу, что позволит избежать повреждения генератора. Облегчая пуск двигателя подобным образом, следует быть осторожным: нельзя стоять рядом с аккумулятором с зажженной сигаретой, поскольку из заряжаемого аккумулятора может выделяться горючий газ.

312. Если у вас имеется специальный, промышленного производства кабель облегчения пуска двигателя, его подключение осуществляется в следующей последовательности:

Красный кабель подключают к положительному полюсу разряженного аккумулятора;
- другой конец красного кабеля подключают к положительному полюсу аккумулятора-донора;
- черный кабель подключают к отрицательному полюсу аккумулятора-донора;
- другой конец черного кабеля подключают к «массе» автомобиля, аккумулятор которого разряжен (лучше всего к любой металлической детали, привинченной к блоку цилиндров двигателя).
Проверьте надежность установки зажимов кабелей: клеммы подключенного кабеля не должны соприкасаться друг с другом, а положительный зажим не должен соприкасаться с «массой» (кузовом или рамой).

И еще...

313. При запуске двигателя с разряженным аккумулятором не включайте стартер более чем на 10 секунд.

Дело в том, что от сильного тока клеммы и кабель нагреваются. Между включениями стартера следует делать паузу, длящуюся полминуты. В процессе «прикуривания» не наклоняйтесь над аккумулятором: можно получить ожог. После запуска кабель отсоединяют в последовательности, обратной той, в которой присоединяли.

314. В сильные морозы забирайте аккумулятор на ночь домой.

При условии, конечно, что в автомобиле есть автономная противоугонная сигнализация.
И еще одна небольшая хитрость: оставляя автомобиль на стоянке или в гараже, отсоедините плюсовую клемму аккумулятора. Если на вашу машину позарится угонщик, ему понадобится дополнительное время на то, чтобы понять, почему двигатель не заводится, и эта дополнительная минута злоумышленника и погубит.
Функции противоугонного устройства может выполнять и выключатель «массы», установленный в месте, известном только хозяину. Параллельно контактам выключателя двумя тонкими проводками подсоедините обычный плавкий предохранитель (2А). Теперь при выключении «массы» цепь окажется замкнутой через предохранитель, и габаритные огни будут гореть. Однако, при включении зажигания предохранитель, не рассчитанный на такую нагрузку, мгновенно перегорит, и цепь обесточится.

Аккумулятор, безусловно, важнейшая деталь любой машины. Чтобы не было проблем при запуске двигателя, аккумуляторная батарея (АКБ) обязательно должна соответствовать мощности автомобиля. Чем выше мощность двигателя, тем большей емкости должна стоять АКБ. Например, на «Жигуленок» желательно ставить аккумулятор емкостью 60 А/час. Этим требованиям вполне соответствуют надежные отечественные АКБ: tymen battery, «Актех», «Аком» и другие. Учитывая современные требования ездить и днем с включенным ближним светом, это будет гарантией постоянного рабочего состояния аккумулятора. С другой стороны недопустимо ставить сверхмощные батареи, так как такая АКБ может привести к выходу из строя элементов электрооборудования автомобиля.

По той же причине не подходите с просьбой «прикурить» к хозяевам мощных авто – высокий ток на пуске двигателя может сыграть злую шутку.

Следите за уровнем электролита

Электролит в АКБ представляет собой 36%-ный водный раствор серной кислоты. Его средняя плотность должна составлять 1,28 г/куб.см. Свинцовые пластины в банках все время находятся в полностью погруженном состоянии – уровень электролита должен возвышаться над ними на 10-15 мм. Замер производите с помощью стеклянной трубки, опустив ее в заливное отверстие до пластин и зажав пальцем верхнее отверстие. Высота столба в трубке должна соответствовать указанным цифрам.

На АКБ с прозрачным корпусом уровень электролита определяется визуально. Он должен располагаться между метками min и max.

В результате эксплуатации возможно испарение водяной составляющей раствора и падение уровня. В этом случае необходимо доливать в банки дистиллированную воду. Электролит доливается только в случае разлива раствора. При этом ни в коем случае не допускается заливка непосредственно в банки концентрированной кислоты!

Если вы эксплуатируете необслуживаемый аккумулятор, то в них процедура доливки не предусмотрена. Однако данный тип АКБ требует к себе более строгих требований в эксплуатации.

Другие правила эксплуатации АКБ

Чтобы ваш аккумулятор служил долго и не подводил в самых критических ситуациях, соблюдайте следующие основные правила по его эксплуатации:
– следите за исправностью работы реле-генератора и периодически замеряйте выдаваемое генератором напряжение;
– содержите полюсные выводы АКБ в чистоте. Желательно покрыть их консистентной смазкой;
– не храните аккумулятор в разряженном состоянии;
– запускайте двигатель кратковременными (5-10 сек) включениями стартера с перерывами на 10-15 сек.

Как показывает практика далеко не каждый, кто интересуется вопросом, сколько электролита в аккумуляторе, знает, что вообще такое электролит и зачем он нужен, поэтому сейчас вы получите ответы на все озвученные вопросы. Итак, обо всем по порядку.

Что такое электролит и зачем он вообще нужен?

Электролит – это раствор серной кислоты и простой дистиллированной воды. Им в нужной концентрации и объеме заполняют свинцово-кислотные аккумуляторные батареи для того, чтобы те благодаря химическим процессам происходящим с этим раствором могли хранить энергию. Отсюда, если концентрация или количество электролита в АКБ уменьшается, она перестает справляться в полной мере со своими обязанности и начинает нуждаться в замене или восстановлении. В последнем случае перед автомобилистами как раз и встает вопрос: сколько электролита должно быть в аккумуляторе.

Итак, сколько электролита должно быть в АКБ?

То, сколько электролита должна содержать аккумуляторная батарея автомобиля для максимально эффективной своей работы, напрямую определяется ее емкостью. Конечно, в зависимости от производителя возможна некоторая разбежка, но в целом объем электролита для аккумуляторов разной емкости будет следующим:

  • 55 А·ч – 2,5 л +/- 100 г;
  • 60 А·ч – 2,7-3 л;
  • 62 А·ч – около 3 л;
  • 65 А·ч – около 3,5 л;
  • 75 А·ч – 3,7-4 л;
  • 90 А·ч – 4,4-4,8 л;
  • 190 А·ч – порядка 10 л.

Но это лишь примерный литраж, он нужен больше для справки перед походом в магазин. В процессе же восстановления аккумулятора нужно ориентироваться не на него, а на особые метки, присутствующие на корпусе последнего. Теперь подробнее.

Какой должен быть уровень электролита в аккумуляторе?

Если в вашем аккумуляторе присутствует шкала с минимумом и максимумом, то вопрос, до какого уровня следует заливать электролит, решается очень просто – по верхнюю черту, то есть до отметки «MAX»,

Если же такой шкалы нет, возможно, в отверстиях вашего аккумулятора есть «язычки», тогда электролита в АКБ нужно заливать столько, чтобы они покрылись 5 мм слоем раствора (полностью в него погрузились).

Ну, а если нет ни того, ни другого, залейте в АКБ электролит в рекомендуемом выше объеме (его должно быть не под завязку, а чуть меньше), а затем для самоконтроля возьмите стеклянную трубочку, диаметром до 5 мм и опустите ее внутрь АКБ, пока она не упрется в предохранительный щиток. Закройте верхнее отверстие трубочки пальцем и выньте ее наружу. Если уровень оставшегося в ней электролита находится в пределах 10-15 мм вы все сделали правильно – уровень электролита в АКБ оптимален.

Время от времени необходимо обязательно проверять уровень электролита (это не просто вода) в аккумуляторе автомобиля. На то есть две причины. Во-первых, он естественным образом испаряется. Во-вторых, при каждой зарядке аккумулятора он в небольших количествах разлагается на водород и кислород. Проверка и замена электролита является важной составной частью технического обслуживания. Поэтому необходимо знать, как сделать это правильно. Далее приводятся детальные инструкции, как проверить уровень электролита, чтобы не навредить ни себе, ни автомобилю.

Шаги

Часть 1

Как очистить батарею и открыть заливные отверстия

Найдите батарею для аккамулятора. У большинства автомобилей она расположена сразу под капотом, который нужно просто открыть.

  • Также аккумуляторы могут находиться в нижней части моторного отсека, за передним бампером и перед передними колесами. Для проведения технического обслуживания их нужно снять со стороны днища автомобиля.
  • У большинства же автомобилей марки БМВ, Мерседес-Бенц и некоторых других моделей аккумуляторы расположены в изолированном отсеке багажника.
  • В некоторых моделях, к примеру в Кадиллаках, аккумуляторы могут находиться под задним сиденьем.

Проведите очистку аккумулятора. Прежде чем проверять уровень электролита, избавьтесь от грязи и мусора, скопившихся сверху аккумулятора и вокруг его клемм. Это важно сделать, чтобы, когда вы откроете заливные отверстия, туда не попало ничего постороннего. Кроме того, если поверхность батареи будет чистой, это позволит замедлить или избежать развития коррозии металлических поверхностей

  • Для того чтобы избавиться от дорожной грязи и незначительной коррозии, воспользуйтесь средством для чисти стекол на основе аммиака. Для этого распылите чистящее средство на тряпку, а не на сам аккумулятор. Можно использовать бумажное полотенце, но как только оно начнет портиться, замените его.
  • Участки с сильной коррозией можно очистить самодельной смесью из воды и соды. Намочите тряпку этой смесью и протрите аккумулятор. Чтобы качественно почистить аккумулятор, придется смачивать тряпку и вытирать ею не один раз. После этого распылите на тряпку средство для мытья стекол и вытрите соду. Если оставить на поверхности аккумулятора соду, то это ускорит развитие коррозии клемм и металлических деталей, находящихся рядом.
  • Не спешите! Все колпачки заливных отверстий должны находиться на своих местах. Чистящие средства не должны попасть вовнутрь аккумулятора через эти отверстия.
  • Примечание: Чтобы было удобнее чистить и выполнять техническое обслуживание аккумулятора, его можно извлечь из автомобиля, а затем снова установить. Так будет лучше из соображений безопасности, особенно если аккумулятор расположен в труднодоступном месте. Однако из-за этого произойдет сброс настроек электроники автомобиля (часов, радио станции и так далее). Так что если вы не будете вынимать аккумулятор из автомобиля, то сможете сэкономить время.
  • Кроме того можно отсоединить клеммы аккумулятора и опустить их в емкость с очень горячей водой. Горячая вода удалит слой коррозии, тем самым очищая поверхность. Но прежде чем снова подсоединять клеммы к аккумулятору, обязательно вытрите их насухо .
  • Открутите пробки заливных отверстий. На крышке аккумулятора расположены две пробки заливных отверстий шестиугольной формы. Они легко выкручиваются, если их слегка поддеть пластиковым шпателем или отверткой. Если пробки не поддаются, то попробуйте поддеть их в нескольких точках по периметру.

    • На некоторых аккумуляторах шесть отдельных круглых пробок. Их необходимо открутить против часовой стрелки, а затем снять.
    • На аккумуляторе может быть надпись: "Необслуживаемый". Это значит, что он не подлежит техническому обслуживанию и его нельзя открывать. Если такой аккумулятор перестал функционировать должным образом, производители рекомендуют просто заменить его на другой, потому что в него нельзя добавлять воду.
  • При необходимости удалите грязь. Открутив пробки, вы можете заметить, что под ними тоже скопилась грязь. Смочите тряпку средством для мытья окон и протрите заливные отверстия.

    • Чистить заливные отверстия пищевой содой не рекомендуется. Слегка смочите тряпку чистящим средством. Будьте внимательны, чтобы ни чистящее средство, ни грязь, ни кусочки бумажного полотенца не попали внутрь аккумулятора.
    • Не ленитесь и не пренебрегайте этим советом. Если следить за чистотой заливных отверстий, то это замедлит развитие коррозии. Это важный момент в техническом обслуживании, помогающий сохранить целостность всех соединений.

    Часть 2

    Как определить текущий уровень электролита

    Посмотрите на уровень электролита. Заглянув в каждое заливное отверстие, можно определить уровень этого вещества в каждом из отсеков. Должно быть одинаковое количество электролита во всех отсеках

    • Если уровни слегка отличаются, то причина может быть в том, что в прошлый раз вы налили слишком много жидкости. В этом случае, когда этот излишек испариться, просто наливайте необходимое количество.
    • Если уровни явно разные, то дело может быть в треснувшем корпусе и небольшой утечке электролита. В таком случае требуется замена аккумулятора. Если мест очевидной утечки не видно, то долейте в аккумулятор дистиллированную воду (ничего другого) до максимально безопасного уровня и спустя несколько недель проверьте, насколько изменился ее уровень.
  • Определите низкий уровень электролита. Если электролит не покрывает пластины полностью, значит его недостаточно. В таком случае аккумулятор не сможет функционировать с максимальной производительностью.

    • Части пластины, подверженные воздействию воздуха, разрушаются за считанные дни.
    • Если уровень электролита опустился только на 1 см ниже верхней кромки пластины, то, налив необходимое количество воды, аккумулятор снова заработает, однако его производительность немного снизится. (Советы как добавлять воду, будут рассмотрены в 3-ей части этой статьи) Если же уровень опустился намного ниже, возможно, вам придется менять аккумулятор.
    • Низкий уровень электролита может свидетельствовать о перезарядке аккумулятора. В этом случае нужно проверить генератор переменного тока.
  • Определите нормальный уровень электролита. Нормальным уровнем считается уровень электролита, который либо выше пластин примерно на 1 см, либо ниже горловины заливного отверстия на 3 мм.

    • Если все в норме, то доливать воду пока нет необходимости. Можете просто закрутить обратно пробки заливных отверстий. Следующую проверку нужно будет провести через три месяца.
  • Определите предельный уровень электролита. Уровень жидкости находится на безопасном максимуме, когда электролит касается горловины заливного отверстия.

    • Где-то в нижней части большинства горловин есть пара выемок. Благодаря этим выемкам образуется мениск (жидкость выгибается возле края горловины, по форме напоминающая глаз). Если жидкость касается горловины, мениск появляется. Если ниже горловины, мениска не видно.
    • Мениск в форме глаза нужен для того, чтобы избежать переливов. Вам стоит воспользоваться фонариком, чтобы иметь возможность определить уровень жидкости и увидеть, есть ли мениск.
  • В этой статье речь идет об определении уровня электролита в аккумуляторах свинцово-кислотного типа. Не нужно следовать советам из этой статьи, если они противоречат рекомендациям производителя или продавца вашего аккумулятора.

    • Помните, что для аккумуляторов никель-кадмиевого типа или аккумуляторов, используемых в гольф-мобилях и поломоечных машинах, требования к уровню электролита могут быть другими.
  • Часть 3

    Как отрегулировать уровни электролита

    Заливайте в отсеки только дистиллированную воду. Она продается в большинстве продуктовых магазинах. При слишком низком уровне электролита (когда видно пластины) необходимо в каждый отсек долить столько воды, чтобы полностью покрыть пластины. Затем подзарядите аккумулятор зарядным устройством или просто поездите на автомобиле несколько дней в обычном режиме. Только помните, что при полной зарядке аккумулятора доливать нужно до максимально безопасного уровня – до нижнего края горловины

  • Если аккумулятор сильно разрядился, то не заполняйте его полностью. Если аккумулятор разряжен, то лучше долить ровно столько воды, чтобы она только покрыла пластины (или вообще не доливать, если уровень нормальный).

    • При зарядке аккумулятора уровень электролита повышается, поэтому нужно оставить достаточно места для поднимающейся жидкости. (Это не относится к аккумуляторам, которые полностью заряжены).
    • Уровень электролита может повышаться и при нагревании аккумулятора.
  • Вытрите подтеки и закрутите пробки. Перед тем как закрутить пробки, убедитесь, что ни на них, ни на крышке не осталось мусора, который мог бы попасть вовнутрь.

    • Если вы нечаянно налили слишком много жидкости, но через край она не перелилась, то прекратите доливать и просто оставьте все как есть. Если же все растеклось по крыше, то постарайтесь не прикасаться к жидкости, потому что в ней содержится кислота, которая может разъесть кожу и одежду.
    • Протрите разлитую жидкость тряпкой или бумажными полотенцами, продвигаясь в направлении от заливных отверстий. Чем бы вы ни вытирали, не допускайте, чтобы эта вещь пропиталась настолько, что и с нее начнет капать на другие поверхности автомобиля и окружающие предметы. Прополощите тряпку или бумажное полотенце в ведре с водой. Наденьте перчатки, чтобы вода не попала на руки.
    • Закончив вытирать, выбросьте тряпку или бумажное полотенце в мусорное ведро. Осторожно вылейте воду в канализацию. Старайтесь не расплескать воду, чтобы остатки кислоты никуда не попали. В завершение поверхность, контактировавшую с разлитой кислотой, протрите тряпкой, смоченной в средстве для мытья окон.
    • На протяжении месяца осматривайте переполненный аккумулятор. Если жидкость переливается через край, то протирайте ее так, как описано выше.
    • Даже если из аккумулятора выливается жидкость, серной кислоты в ней будет немного и ее потеря никак не скажется на функциональности аккумулятора. Лучше не доливать кислоту, чтобы восполнить потерю, так как чрезмерное количество кислоты сокращает срок службы аккумулятора даже сильнее, чем ее недостаток.

    Часть 4

    Какие надо принять меры предосторожности

    Наденьте очки для защиты глаз. Электролит в аккумуляторе – это серная кислота, поэтому очень важно защитить глаза, чтобы в них не попала даже капля этой жидкости. Помните, что вы можете получить серьезную травму или даже потерять зрение.

    • Контактные линзы не являются средством защиты и могут только усугубить положений, если кислота все-таки попадет в глаза. Обычные очки тоже не защитят, поскольку в них отсутствует защита по бокам.
    • Безопаснее всего надеть защитные очки, которые продаются в большинстве строительных магазинов.
  • Наденьте одноразовые перчатки для защиты рук. Выбирайте перчатки, которые могут выдержать воздействие серной кислоты хотя бы несколько минут. Их можно купить в строительных магазинах

    • Латексные и виниловые перчатки не смогут долго выдержать воздействие кислоты. Если вы все же решите ими воспользоваться, то, как только на них попадет кислота, немедленно их снимите. Если не поторопиться, кислота разъест перчатку и обожжет кожу.
    • Перчатки из неопрена способны противодействовать кислоте целый час или дольше, но в обычных строительных магазинах их сложно найти. Нитрил - это не то же самое, что неопрен. Нитриловые перчатки нельзя использовать, потому что они еще меньше защищают от кислоты, чем латексные перчатки.
  • Защитите кожу. Наденьте старую одежду, чтобы покрыть как можно больше частей тела: что-то плотное с длинными рукавами, какие-то штаны и обувь с закрытым носком. Используйте ненужную одежду, которую вам не жалко, потому что если электролит брызнет на ткань, то он разъест ее за одну-две недели.

  • Запомните, что нужно делать при попадании электролита на кожу. Если электролит брызнет на кожу, немедленно промойте это место проточной водой с мылом

    • Если вы почувствовали в каком-то месте жжение или покалывание, возможно, на вас попала капля электролита. Для ожога достаточно всего одной капли.
    • Если вы считаете, что на вас мог брызнуть электролит, то оторвитесь от работы и немедленно промойте это место. Не думайте, что все обойдется. Покраснение или рана появляются не сразу, а по прошествии некоторого времени.
    • Закончив, утилизируйте все перчатки и тряпки, которые вы использовали. Иначе они могут испортить другие вещи, с которыми будут соприкасаться.