Последний год выпуска ваз. История АвтоВАЗа

В «десятом семействе ВАЗ» дольше всего на конвейере продержались хэтчбеки. Они обозначались индексом 2112. В то же время, если открыть каталог запчастей, обнаруживается вот что: европанель, а также облицовка радиатора «8401014» устанавливалась только на седаны. В каталоге указана модель 21103, а это и есть седан. То есть, седаны выпускались тогда, когда ВАЗ-2112 перестали выпускать совсем? Или здесь что-то неправильно?

В июле 2008 года был выпущен последний ВАЗ-2112

Если не брать в расчёт так называемые «купе» (ВАЗ-21123), то можно говорить уверенно, что авто из «десятого семейства» не выпускаются с 2008 года. Последний автомобиль в кузове «хэтчбек» сошёл с конвейера в июне. Под капотом был установлен мотор 21124, а облицовка действительно оказалась стандартной – не «8401014-10», а «8401714».

Решётка радиатора 2110-8401714 и 2110-8401014-10

Впрочем, на пятидверных хэтчбеках решётку в новом варианте нельзя найти в принципе. Это не относится к седанам (21103), а также к автомобилям-купе.

В чём же ошибка?

Каталог сборочных единиц ВАЗ 2110-2112

В действительности машины с «новым торпедо» выпускались с 2006 года. Это относится и к седанам, и тем более к хэтчбекам. Была даже комплектация с 8-клапанником, где присутствовала европанель и ГУР. В каталоге данный факт не отражён.

История развивалась так:

  1. С августа 2006-го европанель появляется в некоторых комплектациях. Пример: седан «Норма», ГУРа нет, а торпедо – новое;
  2. В 2007 году «новым торпедо» снабжают любой автомобиль 2110-2112;
  3. В марте 2007-го снимают с производства седаны, ну и т.д.

А «купе» выпускались даже в 2010-м!

Сравним аэродинамику

Мы выяснили, что хэтчбеки ВАЗ-2112 перестали выпускать в последнюю очередь – после седанов и универсалов. Худшие показатели аэродинамики характерны для универсала, а седан уступает хэтчбеку по коэффициенту лобового сопротивления (Cx). Но это – ещё не всё!

Поворачивающий момент Mz, характерный для седанов 2110, равен 571 Н*м. Хэтчбек и универсал здесь выигрывают (339 и 499 Н*м). Лучшей продольной устойчивостью обладает именно хэтчбек.

Коэффициент Cx у многих современных авто оказывается ниже значения «0,30».

Кузов «хэтчбек» в аэродинамической трубе

Чего добились на ВАЗе:

  • 2110 – 0,347;
  • 2111 – 0,381;
  • 2112 – 0,335.

Делайте выводы.

Только факты

  • Существуют комплектации, о которых нет сведений ни в одном каталоге. Например, седаны 2110 выпускались с моторами Opel X20XEV , а также с отечественными двухлитровыми двигателями. Обе модификации отличались невысокой надёжностью.
  • ВАЗ-2110-91 – это седан с двигателем Ванкеля. Максимальная скорость превосходит 240 км/час.
  • А что же хэтчбеки? Их ВАЗ почему-то обделил мощными ДВС, но компания «Супер-авто» выпускала легковушки 21128, снабжаемые 1,8-литровым мотором. Максималка с ним равна 196 км/час .
  • Можно сделать вывод, что «запас прочности» у всех «Десяток» – очень значительный. В чуть меньшей степени это относится к хэтчбекам.

Пример на видео: хэтчбек ВАЗ-2112 и мотор 2,0

История возникновения ОАО «АвтоВАЗ» уходит своими корнями глубоко в середину XX столетия. Крупный отечественный до сих пор считается одним из самых важных производителей легковых машин не только в России, но и во всей Восточной Европе. Открытое акционерное общество «АвтоВАЗ» подвластно зарубежному альянсу Renault-Nissan. Стоит отметить, что этот завод изначально имел совершенно другое название - Волжский автомобильный завод - однако, оно просуществовало около 5 лет, и было изменено сразу на Волжское объединение по производству легковых автомобилей «АвтоВАЗ», а потом - на имя 50-летия СССР. Что было обусловлено указом президиума РСФСР.

Производство автомобилей в компании “АвтоВаз” началось ещё в середине 20-ого века

История завода

История ВАЗ начинается, естественно, с автомобиля LADA - самой первой машины, которая сошла с конвейера ОАО «АВТОВАЗ». За время своего существования концерн претерпел множество обновлений и реконструкций, завод пережил тяжёлые времена кризиса, однако, никогда не останавливал производство. На сегодняшний день компания, владельцем которой считается альянс Renault-Nissan, выпускает уже не одну модель авто, а целых четыре: Renault, Datsun, Nissan и LADA. Главный цех по производству и административный комплекс находятся в крупном российском городе, имеющем итальянское название, - в Тольятти.

Именно здесь в 1966 году был построен первый цех по сборке автомобилей LADA. Руководство СССР после длительных дискуссий решило построить отечественный автомобильный завод, главной функцией которого являлось производство недорогих , которые граждане могли приобретать для личного пользования. На тот момент рынок мог предложить россиянам исключительно дорогостоящие авто, которые поступали из-за границы небольшими партиями, что существенно ограничивало круг владельцев. Произведённые в России автомобили должны были быстро поглотить высокий спрос соотечественников на относительно доступные машины.

Ещё до начала строительства АвтоВАЗа были налажены деловые отношения с концерном Fiat. По заключённому договору итальянский производитель занимался самыми важными элементами возведения: разрабатывал технический проект, предоставлял необходимое оборудование, соответствующую техническую документацию, и, кроме этого, на собственном примере занимался обучением требующихся специалистов. Первые модели АвтоВАЗа, естественно, строились на базе Fiat.

Возведение объекта

В начале 1967 года практически каждый житель России знал о строительстве самого крупного комсомольского объекта - возведении завода по производству отечественных автомобилей. Стоит отметить быстроту, с которой день за днём развивалась стройка. Для обеспечения постройки в ускоренном и крайне сжатом временном периоде было задействовано почти 850 машиностроительных заводов, расположенных в разных городах Советского Союза, а также 900 зарубежных концернов, каждый из которых поставлял необходимое оборудование.

Спустя 3 года с конвейера завода сошёл первый автомобиль - «Жигули», получивший название ВАЗ 2101. Модель во многом скопировала конструкцию Fiat-124. Главным её отличием было применение отечественных комплектующих, которые, по заверению российских конструкторов, подарили ВАЗ 2101 800 существенных различий . Кроме того, машина комплектовалась не дисковыми, а барабанными тормозами, имела значительно больший дорожный просвет, подвеску и мощнейший кузов. Все отличия позволяли сделать ВАЗ 2101 более адаптированным к жёстким реалиям российского климата.

История моделей российского АвтоВАЗа

История завода начинается в 1969 году, когда были сформированы начальные коллективы тружеников завода. Основной состав рабочих представляла молодёжь, принимающая активное участие в возведении строения. Монтаж огромного количества разнообразного производственного оборудования производился с помощью зарубежных коллег. На заводе были задействованы сотрудники из фирм и компаний не только Италии, но и Германии, Франции и Англии.

Знаменательным днём для отечественного автопроизводителя считается 1 марта, в 1970 году именно в этот день было выпущено 10 новых кузовов - основ для будущих машин. Основную роль в этом процессе сыграл цех сварки, спустя всего 1,5 месяца, 19 апреля этого же года, были произведены первые автомобили ВАЗ 2101.

История моделей Волжского автомобильного завода начинается с автомобиля «Жигули» - родоначальницы ВАЗ 2101. Авто имело 5 мест для пассажиров (с учётом водителя). Четырёхдверный седан оснащался карбюраторным силовым агрегатом с объёмом 1,2 л. В далёком 1965 г. Модель была признана автомобилем года.

Отечественный ВАЗ 2101 имел , обладал барабанными тормозами, которые способствовали долговременному бесперебойному функционированию, и задней пятиштанговой подвеской. Кроме того, существенные обновления претерпели:

  • конструкция синхронизаторов в коробке передач;
  • внешний диаметр, комплектованный накладками сцепления;
  • клиренс, который увеличился более чем на 10 мм;
  • ведущий мост, который подвергся полной модернизации.

Однако, самое важное изменение было совершено в конструкции силового агрегата модели «Фиат 124». Мотор ВАЗа обрёл верхний распредвал, увеличенное расстояние между цилиндрами и их внутренним диаметром.

В авто появились: внешнее зеркало для лучшего осмотра вида сзади, буксирные проушины, более обширные двери, вместительный багажник, выемки для дверных ручек, раскладывающиеся сиденья.

Окончательный вес ВАЗ 2101 составлял 945 кг. Эта модель впоследствии стала базой, на которой создавалось всё семейство категории «классика». За всю историю завода было выпущено 2 700 000 моделей.

За время своего существования ВАЗ 2101 претерпел множество модификаций:

  • ВАЗ 21011, хотя и имел отличительный дизайн и мотор, с объёмом 1,3 л;
  • ВАЗ 21013 - аналог ВАЗ 21011, комплектованный силовым агрегатом модели 2101;
  • ВАЗ 21016 оснащался таким же мотором, как модель 21011, но внешними характеристиками напоминал 2101;
  • ВАЗ 21018 и 21019 имели нехарактерные роторные силовые агрегаты, кроме того, некоторое время был налажен выпуск большого числа экспортного варианта с правосторонним рулём;
  • ВАЗ 2101-94, который проектировался для нужд советской милиции, комплектовалась мотором 2103.

ВАЗ 2101-94 выпустили специально для милиции

История создания АвтоВАЗа напрямую зависит от итальянского концерна Fiat, видимо, это обусловило создание модели 2102, которая стала полной лицензионной версией зарубежного автомобиля Fiat 124 Familiare. ВАЗ 2102 впервые появился на российском рынке в 1971 году.

Обновлённое авто многим напоминало оснащение базового варианта седана 2101. Без существенных изменений осталась приборная панель и место для водителя. Упростить погрузку - разгрузку вещей в багажное отделение позволяла удлинённая кромка двери, доходящая до бампера. Увеличение грузовой площадки достигалось благодаря раскладываемому сплошному заднему сиденью. Задняя дверь была оснащена знаком с номером и вертикально расположенными фонарями. Были усилены по сравнению с 2101 пружины подвески и все амортизаторы, благодаря чему можно было перевезти 250 кг груза с парой пассажиров в салоне авто.

Бензиновый силовой агрегат обладал отдачей в 64 л. с. и работал на АИ-93. С 1978 года начала выпускаться модификация предыдущей модели - ВАЗ-21021, которая комплектовалась четырехцилиндровым мотором от модели 21011. Её главное предназначение - удовлетворение экспорта. Направленное на продажу за рубежом авто оснащалось стеклоочистителем и устройством для смывания стёкол пятой грузовой двери, кроме того, сиденьями имели подголовники.

История моделей, начавшаяся с Fiat 124, который стал прототипом не только модели ВАЗ 2101, но и во многом послужил базовой основой для ВАЗ 2103, началась с подписания договора о предоставлении российскому автопроизводителю технического проекта сооружений с полной документацией для создания двух базовых автомобилей. Первый из них должен был отвечать категории «норма», а другой - «люкс».

Первое время на заводе были проблемы, которые не позволяли начать полноценное производство «троек», в частности, не было налажено создание деталей для оформления внутреннего пространства авто, из-за чего новая модель временно комплектовалась салоном 2101 и носила в названии индекс В, обозначающий временное производство. Базовый вариант машины имел силовой агрегат с отдачей 72 л. с., достигал разгона до 100 км/ч всего за 15 с.

Под капотом 2103 появился вакуумный усилитель тормозной системы, а приборная панель обрела «спортивный» интерфейс. Значительно увеличилось пространство от сидения до потолка, оно составило 86 см.

Главная отличительная особенность четвёртой модели АвтоВАЗа - ощутимое обновление предыдущей версии «Жигулей», которое позволило создать заднеприводный универсал. Налаженный с 1984 года выпуск 2104 был ориентирован на создание таких условий, которые способствовали максимальному снижению затрат на производство авто и одновременно увеличивали покупательский спрос.

В первую очередь претерпела изменения крыша кузова, её существенное удлинение способствовало размещению дополнительного багажника. Задняя дверь универсала открывалась вверх, водитель мог обогревать задние стёкла и пользоваться встроенным стеклоочистителем. Заднее сидение обладало функцией сложения, благодаря чему в 4 раза увеличивалось багажное отделение. Появилась возможность нагружать автомобиль до 455 кг. Стандартная комплектация была достаточно скромной, салон имел простейшую отделку, приборную панель только с самыми важными приборами, сидения со съёмными подголовниками и обычные резиновые коврики.

Спустя несколько лет было налажено производство модификации универсала (21047), модель имела пятиступенчатую КПП, электрооборудование и привлекательный внутренний вид с оригинальными анатомическими сидениями впереди, которые были заимствованы у ВАЗ 2107. До 2006 года производили ВАЗ 21045, который комплектовался дизельным силовым агрегатом с объёмом 1,52 л, созданным на «Барнаултрансмаш».

История развития АвтоВАЗа была бы не полной без ВАЗ 2105, который благодаря своему дизайну стал эталоном европейской моды 1980-го года. Именно этот факт способствовал широкому продвижению отечественной машины на мировой рынок, хотя за всё время производства седан в стиле «классика» не стал самой престижной и массовой моделью завода. Однако, до создания ВАЗов с передним приводом, это авто считалось наиболее прогрессивной конструкцией.

Главной особенностью модели считаются угловатые черты крыльев, прямоугольные передние фары и функциональные бампера. Внутреннее оснащение выделялось обновлённой приборной панелью с вольтметром. Вентиляция обрела новые прямоугольные дефлекторы, а заднее стекло - электрообогрев. Автомобиль комплектовался четырёх- или пятиступенчатой КПП. Для удобного расположения водителей высокого роста переднее сиденье сдвигалось назад на 2 см. В базовой комплектации предусмотрен был силовой агрегат с ремённым приводом. Самые распространённые модификации:

  • 21051 - она оснащалась мотором с объёмом 1,2 л;
  • 21053 - комплектовалась силовым агрегатом с объёмом 1,5 л.

ВАЗ 2106

Ещё одной популярнейшей и покупаемой среди отечественных потребителей является модель ВАЗ 2106 - модификация 2103. Этот седан АвтоВАЗа имел четыре двери, пять мест для посадки, одну из двух КПП (четырёх- или пятиступенчатую). Силовой агрегат 2106 - карбюраторный мотор с объёмом 1,6 л. С 1976 до 2002 года на рынок было выпущено порядка 4 млн моделей.

2106, по сравнению со своим предшественником 2103, имел более современный дизайн экстерьера и интерьера. Внешний вид авто приобрёл пластмассовые обрамления передних фар, обновлённую радиаторную решётку и бампера. Кроме того, задние фары оснащались встроенной подсветкой номера. Что касается внутреннего оформления салона ВАЗ 2106, стоит отметить улучшенную шумоизоляцию, подголовники на передних сидениях, рельефность всех кресел и дизайн приборной панели.

Модифицированный седан с четырьмя дверьми и пятью местами для посадки пассажиров комплектовался только пятитиступенчатой коробкой передач. Экстерьер этого автомобиля был отличен от базовой модели ВАЗ 2105 изменённой формой капота, новыми задними блок-фарами, вместительностью багажника, хромированными решёткой радиатора и накладками.

Салон оснащался более практичными анатомическими креслами с новыми слитными подголовниками, удобной приборной доской со спидометром (разметка доходила до 180 км/ч) и тахометром. В машине появились дефлекторы, обеспечивающие подачу холодного воздуха, и улучшенная отделка кресел.

Первоначально модель 2107 комплектовалась только карбюраторным мотором с объёмом 1,5 л, позже, на предназначенный для экспорта ВАЗ 21073, устанавливался инжекторный силовой агрегат с объёмом 1,7 л.

В 2006 году, когда отечественный автомобиль должен был соответствовать европейским нормам экологичности, конструкторы завода начали оснащать авто исключительно инжекторным мотором с объёмом 1,6 л. ВАЗ 2107 до сих пор выпускается в России, являясь одной из самых востребованных моделей АвтоВАЗа. Высокий спрос на автомобиль обусловила невысокая стоимость и хороший уровень комфортабельности. На рынке сейчас представлены ВАЗы 2107, в комплектации «норма» и «стандарт», а также ВАЗы 21074, соответственно в комплектации «норма» и «люкс».

Небольшое авто малого класса, оснащённое приводом на передних колёсах и нестандартным поперечным местоположением мотора. В последние годы его производство остановлено, завод выпускает типовую модель 2113. ВАЗ 2108 - трёхдверный хэтчбек, который больше известен под экспортным названием Lada Samara. Машину от предшественников отличает надёжность и безопасность в управлении, экономичный расход топлива, а также лучшая коррозионная стойкость всего кузова.

Выпускаемое в период с 1987 до 2004 года авто являлось пятидверным переднеприводным хэтчбеком, который был способен при сложении сплошного заднего сиденья превращаться в модель типа универсал. Изначально «Самара» комплектовалась четырехцилиндровыми карбюраторными силовыми агрегатами с восьмью клапанами, которые имели объём 1,1 л, 1,3 л и 1,5 л. Машину множество раз подвергали различному рестайлингу, «невысокая» приборная доска сразу была сменена «высокой», а потом её вовсе заменила «европанель».

Макет которого был разработан ещё в 1983 году, по типу кузова был седаном, который во многом копировал зарубежные машины Opel и Ford конца ХХ столетия. Руководство завода не смогло одобрить такое авто, ввиду чего все разработки были отправлены на хранение в архив.

Спустя год конструкторы предложили совершенно новый прототип 2110, однако, машина, как и её предшественница не нашла признания у руководящего состава. Внешний вид авто был настолько безликим, что модель так и не попала на производство.

Отечественный производитель на протяжении не одного десятилетия поставлял автомобили на мировой рынок, имея с этого немалые доходы. Не стала исключением и Lada 111 - это первый универсал АвтоВАЗа, который был переднеприводной экспортной моделью, выпускаемой с 1998 года.

Вместительное авто предназначалось для городских и загородных поездок, длительных путешествий, и в качестве авто для перевоза некрупных партий груза. Главные преимущества этого автомобиля: высокая комфортабельность, манёвренность и хорошее сцепление с дорогой. Багажное отделение было увеличено практически в 3 раза (1420 л вместо 490 л), общая грузоподъёмность составила 500 кг.

Ваз 2113 - трёхдверный хэтчбек, который был разработан конструкторами АвтоВАЗа из-за многочисленных заявлений отечественных автолюбителей. Они просили начать производство обновлённых малолитражных переднеприводных авто, которые по типу кузова являлись трехдверными хэтчбеками. Стоит отметить, что прекращение производства модели 21083 не было поддержано россиянами ввиду того, что завод так и не смог создать ему адекватную замену. Даже на сегодняшний день на рынке присутствует внушительный спрос на это авто.

ВАЗ 2114

Лада 2114 - преемник ВАЗ 2109. Этот пятидверный хэтчбек имеет оптику, радиаторную решётку и передний спойлер, заимствованные у ВАЗ 2115. Однако, задняя часть авто значительно изменена, в частности, был обновлён бампер и установлен ещё один стоп-сигнал. Все бампера имели цвет идентичный с кузовом, машина отличалась от предшественниц молдингами и обтекателями порогов. Привлекательными элементами салона являются: приборная панель типа «европанель», рулевая колонка с возможностью регуляции, рулевое устройство, заимствованное у «десятки» и новый отопительный агрегат.

Новая Лада Самара, производство которой было начато в 1990 году, представляла собой полноценный переднеприводный седан. Авто комплектовалось бензиновыми силовыми агрегатами с объёмом 1,5 л и 1,6 л.

Новые модели

С 2006 года на заводе началось производство автомобилей семейства Kalina, которое имело две презентабельные модификации. LADA 11183 по типу кузова создавалась седаном, а LADA 11193 - хэтчбеком. С начала 2007 года началось производство LADA 11173 - вместительного универсала.

На сегодняшний день АвтоВАЗ производит такие автомобили, как Lada 112 Coupe, Lada 112 (ВАЗ-2112), Chevrolet Niva, LADA Priora (универсал, пятидверный хэтчбек, трёхдверный хэтчбек), LADA Kalina (универсал и седан), LADA Kalina Sport.

Заключение

История создания АвтоВАЗа связана с большим количеством успешных и популярных отечественных автомобилей, которые не одно десятилетие верно служат своим владельцам. Например, Lada Granta, являясь относительно доступным автомобилем практически для любого класса населения, в течение года занимал в России лидирующее место по продажам. В апреле прошлого 2015 года концерн АвтоВАЗ обновил свой логотип, ввиду чего машина Vesta, которая всего за год была поставлена на серийное производство, будет первой моделью завода, выпускаемой с новым логотипом.

Возведение гиганта российского автомобилестроения - Волжского автомобильного завода (ВАЗ) - началось в 1967 году, после тщательной подготовки и выбора строительной площадки. 20 июля 1966 года ЦК КПСС и Совет министров, предварительно проанализировав 54 различных потенциальных участков, определилось с местом строительства - было принято решение построить новый крупнейший в Союзе завод легковых автомобилей в г. Тольятти (Самарская область). Строительство было оглашено ударной комсомольской стройкой. Совет министров назначил заместителя министра автопромышленности Полякова В.Н. генеральным директором строящегося завода, а Соловьева В.С. главным конструктором АвтоВАЗа . Впоследствии, тысячи людей, преимущественно молодежь, были направлены в Тольятти на стройку завода-гиганта. Технический проект строительства был подготовлен итальянским автомобильным концерном Fiat, с которым также был заключен контракт на поставку основного технологического оборудования и дальнейшее обучение специалистов.

Уже через два года после начала строительства начали формировать трудовые коллективы заводских цехов. Главным образом работать на ВАЗ шли те же молодые люди, которые его строили и производили монтаж оборудования. Завод планировался настолько большим и мощным, а сроки запуска были столь ограничены, что производственное оборудование для ВАЗ изготовлялось на 844 машиностроительных заводах СССР и 900 заводах других социалистических стран, а также компаниями ФРГ, Италии, Англии, Франции, США и других государств.

Благодаря стараниям и тяжелому труду советских людей 19 апреля 1970 года были произведены первые шесть автомобилей ВАЗ-2101 «Жигули ». Таким образом, строительство было закончено на 3 года раньше рассчитанных при проектировании 6 лет. Конструкция первых «Жигулей » копировала итальянскую модель Fiat-124 1966 года в базовой комплектации, но со значительными доработками. А материалы и комплектующие для автомобилей ВАЗ использовались исключительно советские.

Первая очередь завода была принята в эксплуатацию и запущена 24 марта 1971 года и была рассчитана на выпуск 220 тыс. автомобилей в год. А в начале следующего года была сдана в эксплуатацию вторая очередь Волжского автозавода, также рассчитанная на выпуск 220 тыс. автомобилей в год, таким образом, удвоив производственные мощности ВАЗа.

Первая модель ВАЗ задумывалась маломощной (объем четырехцилиндрового двигателя составлял 1,2 л; мощность - 62 л.с. при 5 600 об/мин; максимальная скорость - 140 км/час) и недорогой для насыщения огромнейшего потребительского рынка СССР. В сравнении со своим итальянским прототипом, ВАЗ-2101 обрел задние барабанные тормоза (вместо дисковых), которые были более долговечные и стойкие к загрязнениям. Учитывая особенности советских дорог, также был увеличен дорожный просвет, усилены кузов и подвеска. В последующие годы первая модель ВАЗ дорабатывалась, менялась комплектация. Но даже в такой (первозданной) модификации ВАЗ-2101 выпускался до 1982 года, став популярным и поистине «народным» автомобилем.

В 1972 году вышла в мир вторая модель волжского автозавода - ВАЗ-2102 , которая фактически ничем не отличалась от первой модели, переделанной на пятидверный универсал. Этот грузопассажирский вариант первых «Жигулей» стал «лучшим другом» советских дачников. Грузоподъемность автомобиля составляла 430 кг и увеличилась, в сравнении с ВАЗ-2101, незначительно - всего на 30 кг. Но больший объем багажного отделения был оценен и с благодарностью принят жителями Советского союза. Популярность и слава «лучшего друга дачников» со временем перешла на приемника ВАЗ-2102 в лице четвертой модели ВАЗ.

Кроме универсализированной модели (ВАЗ-2102), в 1972 году также начался выпуск более
мощной вариации «Жигулей » - ВАЗ-2103 . Третья модель была оснащена полторалитровым двигателем, мощностью 71 л.с. при 5600 об/мин. Максимальная скорость автомобиля увеличилась до 152 км/час. С такими характеристиками советский автомобиль стал вполне конкурентоспособным по динамике с аналогичными по классу западными автомобилями, разгоняясь до 100 км/час за 17 секунд. Большинство населения воспринимали эту модель как совершенно новую, более мощную и комфортабельную, и, соответственно, более престижную и дорогую. Фактически ВАЗ-2103 был лишь копией варианта «Люкс» итальянской модели Fiat 124 Speciale 1968 года. Подобно первой модели, итальянский автомобиль был адаптирован и переработан с учетом особенностей использования на дорогах СССР. В сравнении с ВАЗ-2101, салон третьей модели ВАЗ обрел значительные доработки в сторону удобства и красоты: на 1,5 см было увеличено пространство над головой пассажиров, полностью переработана панель приборов, пол был устлан толстыми тканевыми коврами, улучшившими вид и шумоизоляцию салона. Салон и багажник были отделаны пластиком.

Конструкторы Волжского автозавода никогда не прекращали работу над усовершенствованием выпускаемых ими автомобилей. Каждая новая модель или даже серия в пределах одной модели получали новые доработки, визуальные и технические изменения. Впоследствии, как результат серьезной модернизации в рамках второго поколения заднеприводных автомобилей ВАЗ в 1980 году был выпущен ВАЗ-2105 как замена уже не выпускаемому в то время ВАЗ-2101. Стандартная комплектация ВАЗ-2105 поставлялась с двигателем объемом 1,3 л мощностью 63 л.с. Пятая модель ВАЗа с названием LADA -2105 производится до сих пор и является самым дешевым вариантом из всего современного модельного ряда ВАЗ. Низкая цена обеспечивается в первую очередь благодаря минимальной стандартной комплектации и морально устаревшим технологиям, используемым в производстве этого автомобиля.

Самой популярной за всю историю АвтоВАЗа стала шестая модель, выпущенная в производство
в 1976 году. Как и старшие модели предыдущих годов, прототипом для ВАЗ-2106 стал итальянский автомобиль - Fiat 124 Speciale 1972 года, с осуществленными адаптационными к нашим условиям изменениями. Поэтому никто и не мог предположить такую сверхпопулярность ничем не отличающемуся автомобилю, призванному заменить на рынке снятую с производства третью модель. Сравнительно мощный двигатель ВАЗ-2106 объемом 1,6 л и мощностью 75 л.с. позволял развивать максимальную скорость до 152 км/час. Эта модель выпускалась до 2006 года и за все время производства в ее конструкцию часто вносились незначительные изменения, позволяющие поддержать популярность автомобиля и продлить его жизнь на рынке.

В 1982 году Волжский автозавод начал выпуск ВАЗ-2107 , который стал последней моделей «классики». За основу седьмой модели был взят ВАЗ-2105. Этот автомобиль также является одним из самых продаваемых на постсоветском рынке, благодаря простоте, надежности и, конечно же, низкой цене. Сейчас эта модель называется LADA -2107 и выпускается также за рубежом - в Украине и Египте.

На смену «классике » в 1984 году начался выпуск
переднеприводной клиновидной «Самары » (ВАЗ-2108 ). Этот трехдверный хетчбэк сделал фурор на рынке советских автомобилей и положил начало новой эпохе выпуска автомобилей ВАЗ с передним приводом. Через три года (в 1987 году) Волжский автозавод наладил производство пятидверного варианта этого автомобиля - ВАЗ-2109 «Спутник». Этот вариант считался более солидным, а благодаря наличию пяти дверей - семейным вариантом «восьмерки». Очевидными достоинствами всех автомобилей семейства «Самара/Спутник» стали хорошие динамические качества и большой предел максимальной скорости, улучшенная управляемость на
любых видах дорог, мощные бампера. Тем не менее, были отмечены и недостатки, присущие именно этим моделям: уменьшилась пригодность автомобилей к легкому и быстрому ремонту, в сравнении с классическими моделями ВАЗ, ухудшилась эргономика педалей, картер двигателя и маслоприемник стали более уязвимыми. Позднее, в 1990 году, автозавод выпустил четырехдверную модификацию девятой модели с кузовом седан - ВАЗ-21099 «Спутник/Самара Форма». Это последняя модель, которую Волжский автозавод начал выпускать до распада Советского союза.

Первой новой моделью Волжского автомобильного завода на постсоветских просторах стала так называемая «десятка» - ВАЗ-2110 (LADA 110). Как и большинство отечественных предприятий ВАЗ тяжело пережил первые кризисные годы, наступившие с распадом СССР. Поэтому разработанная еще в 1989 году модель «десятки», вышла с задержкой в три года. Вместо планируемого 1992 года, автозавод наладил производство новой модели - четырехдверного седана ВАЗ-2110 лишь в 1995 году, и
постепенно стал наращивать производство автомобилей. Десятая модель ВАЗа оснащалась двумя видами двигателей: 8-клапанным объемом 1,5 л и мощностью 79 л.с. или 16-клапанный объемом 1,6 л мощностью 92 л.с. Этот автомобиль по праву считался моделью более высокого класса из семейства «Самара», способной конкурировать с такими представителями зарубежного автопрома, как Daewoo Nexia, Audi 80, или даже Opel Astra первого поколения.

Продолжая успешный опыт модификаций выпускавшихся ранее моделей, в 1997 году ВАЗ начал производство четырехдверного седана ВАЗ-2115 , который является рестайлинговым наследником ВАЗ-21099 . Новая модель получила новую крышку и спойлер багажника с дополнительным стоп-сигналом, окрашенные в цвет кузова бампера, новые задние фонари, обтекали порогов, молдинги дверей и новый более комфортный салон. Первоначально на автомобиль устанавливали карбюраторные двигатели объмом 1,5 или 1,6 л, но в 2000 году его начали снабжать двигателем с распределенным впрыском топлива.

Самыми новыми моделями Волжского автомобильного завода являются Лада Калина (Lada
Kalina) и Лада Приора (Lada Priora). По европейской классификации первая относиться к верхнему сегменту класса «В», а вторая - к классу «С». Прототип Лада Калина демонстрировался широкой публике еще в 1999 году в форм-факторе хетчбэка, а в 2000 году - в форм-факторе седана. Но производство этого автомобиля в виде седана было налажено только в 2004 году, а хетчбэк сошел с конвейеров автозавода в 2006 году. Еще через год была выпущена Лада Калина универсал. Производитель постоянно проводит улучшения и внедряет разные модификации семейства Лада Калина . Также к 2012 году планируется провести масштабное обновление комплектаций и изменение внешнего вида для всего семейства этих автомобилей.


Лада Приора
(ВАЗ-2170 ) стала на конвейер автозавода в марте 2007 года с кузовом седан. В последующие два года был налажен выпуск Приоры с кузовами хетчбэк (в 2008 году) и универсал (в 2009 году). Фактически Лада Приора является масштабно модифицированной наследницей ВАЗ-2110. Эта модель оснащается двумя видами двигателей: 8-клапанным мощностью 81 л.с. или 16-клапанным мощностью 98 л.с.

Несмотря на все старания отечественных автопроизводителей, в последние годы их постепенно вытесняют с российского рынка автомобили японского, азиатского и европейского производства. В период экономического кризиса 2008-2009 года, который, наверное, наиболее болезненно ударил по автомобилестроительным предприятиям, АвтоВАЗ наладил сотрудничество с концерном Renault. Это послужило стимулом для получения финансовой помочи от российского правительства и помощи в освоении новых автомобильных технологий от партнеров из Renault. На производственных мощностях ВАЗ французы планируют наладить производство автомобилей Renault, Nissan и Lada на единой платформе В0 (Logan), а также оставить производство российских автомобилей в нижнем ценовом сегменте.

Внимание! Все поклонники, ценители и владельцы автомобилей семейства Ваз, приглашаю Вас посетить разделы нашего блога, где опубликованы авторские материалы по ремонту, тюнингу и техническому обслуживанию автомобилей и .

При использование статьи активная прямая гиперссылка на сайт www.!

«Жигули» 1960-1980-х годов официально называют «классикой», и это, пожалуй, единственный случай в автомобильной промышленности, когда общепринятое значение слова стало ограниченным и не требует уточнения, о каких машинах идет речь.

По сравнению с большинством автопроизводств Волжский автомобильный завод (ВАЗ) относительно молодое предприятие. Его возведение началось в 1967 году и шло невероятными, даже по советским меркам, темпами. Поскольку уже ранее было вынесено решение о сотрудничестве Fiat (первая модель «Жигулей» делалась на основе Fiat-124), строительство шло по техническому проекту итальянцев, а также с ними был заключен контракт на поставку основного технологического оборудования и дальнейшее обучение специалистов. «Жигули» задумывались как народный автомобиль, который при сравнительно невысокой цене мог бы сократить невероятные очереди из советских граждан, желающих иметь собственный транспорт.

Первые шесть автомобилей ВАЗ-2101 «Жигули» были произведены 19 апреля 1970 года. Массовое производство «Копеек» началось в августе, а к концу года было выпущено 21 530 «Единичек». У первых моделей мощность четырехцилиндрового двигателя объемом 1198 см³ составляла 60 л.с., максимальная скорость - 140 км/ч. Объективно, ВАЗ-2101 превосходил остальные советские серийные автомобили рубежа шестидесятых - семидесятых годов по техническому уровню и качеству, особенно по отделке салона, но по долговечности и ремонтопригодности - уступал им. ВАЗ-2101 производился до 1982 года.

В 1972 году вышла вторая модель волжского автозавода - ВАЗ-2102 - пятидверный универсал, выпускавшийся до 1985 года. Популярность и слава «лучшего друга дачников» со временем перешла на приемника ВАЗ-2102 в лице четвертой модели ВАЗ.

В том же году началось производство «Трешки» - ВАЗ-2103 (Lada 1500 в экспортном варианте). Ее базовый 72-сильный двигатель позволял достичь скорости в 100 км/ч за 17 секунд, делая модель самой динамичной из массовых советских автомобилей тех лет и сравнимой по динамике с западными аналогами. За 12 лет было выпущено 1 304 899 автомобилей «третьей» модели. Стоит отметь очень интересную модификацию, которая правда не была принята - ВАЗ-2103 Porsche. Предложенный в 1976 году Porsche вариант ВАЗ-2103 без всех хромированных деталей. Долгое время ВАЗ-2103 заслуженно считалась комфортабельной, надёжной и динамичной машиной, а некоторые ценители марки считают ее самой элегантной и стильной моделью ВАЗа вообще.

Самый первый автомобиль ВАЗ-2106 был собран в декабре 1975 г., а массовый выпуск новинки начался на третьей линии конвейера с 21 февраля 1976 г. 28 декабря того же года экземпляр этой модели стал трёхмиллионным автомобилем, выпущенным Волжским автозаводом, а 3 июня 1978 г. - четырёхмиллионным. 17 мая 1979 г. один из ВАЗ-2106, отправленный в ЧССР, стал миллионным советским автомобилем, поставленным в страны СЭВ. Никто и не мог предположить такую сверхпопулярность ничем не отличающемуся автомобилю, пришедшему на смену третьей модели. Сравнительно мощный двигатель ВАЗ-2106 объемом 1,6 л и мощностью 75 л.с. позволял развивать максимальную скорость до 152 км/ч. Эта модель выпускалась до 2006 года Всего было 7 серийных модификаций и 3 нестандартные, одна из которых так называемая «Полседьмого» - единственный экземпляр, изготовленный по специальному заказу кого-то из политбюро после демонстрации опытных ВАЗ-2107 высшему руководству СССР в 1979 г.

Мелкосерийное производство ВАЗ-2105 начато в октябре 1979, полномасштабное развёрнуто в январе 1980 года и длилось до 30 декабря 2010 года. «Пятерка» стала вторым поколением «Жигулей», оснащалась карбюраторным двигателем объемом 1,29 л мощностью 63,6 л.с. и 4-ступенчатой КПП. Было выпущено около 14 модификаций, которые отличались от базовой версии различными двигателями. Среди них можно выделить спортивную LADA 2105 VFTS (LADA-VFTS) - с форсированным двигателем 1,6 л, 160 л.с. (при 7000 об/мин), 164,8 Н.м (при 5500 об/мин)) и прямозубыми 4-х и 5-ти ступенчатыми КПП и ралийную LADA 2105 VIHUR.

В марте 1982 году Волжский автозавод начал выпуск ВАЗ-2107, который стал последней моделью «классики». За основу седьмой модели был взят ВАЗ-2105, но в более люксовом и современном исполнении. Двигатель объёмом 1,6 л с системой центрального впрыска топлива сделал «Семерку» самой быстрой из «классического» семейства ВАЗ (максимальная скорость 176 км/ч). Этот автомобиль также является одним из самых продаваемых на постсоветском рынке, благодаря простоте, надежности и, конечно же, низкой цене. После полного закрытия производства LADA 2107 в России 17 апреля 2012 года, эта модель продолжает изготовляться в Египте предприятием Lada-Египет.

Серийный выпуск автомобиля ВАЗ-2104 ("Четвёрки») был начат на Волжском автомобильном заводе во второй половине 1984 года. За основу была взята модель ВАЗ-2105, которая отличалась минимальными затратами на производство и максимальным потребительским эффектом. От нее же достался и четырехцилиндровый, четырехтактный карбюраторный двигатель объемом 1198 см3 мощностью 58 л.с. с ременным приводом распределительного вала. На новой модели появилась задняя дверь, открывающаяся вверх и складное заднее сидение, которое позволяло увеличить объем багажного отсека с 375 до 1340 л.

Именно ВАЗ-2104 заканчивает выпуск «классической» линейки Волжского автозавода на базе Ижевского производства. Автомобиль еще можно купить у дилеров. В базовую комплектацию, стоимость которой начинается от 200 000 рублей, сейчас входят бензиновый инжекторный двигатель рабочим объемом 1600 см³ и мощностью 74,5 л.с. в комплектации с механической 5-ступенчатой коробкой передач. ВАЗ- 2104 способен развивать максимальную скорость до 145 км/ч, и разгоняться до 100 км/ч за 17 секунд. Расход 92-го бензина должен составлять 7,5 л на 100 км.

Жизнь после выпуска

В 2002 году Иван Дыховичный снял комедийный фильм «Копейка», в котором автомобиль становится машиной времени, отразившей жизнь целого поколения.

7 июня 2004 года состоялось торжественное открытие первого и единственного в мире Памятника «Копейке», всенародно любимому в России автомобилю ВАЗ-2101.

Автомобиль ВАЗ-2101 1971 года выпуска подготовленный командой СитиМоторспорт участвовал в гонке исторических автомобилей проходившей на престижной трассе Нюрбургринг 1 октября 2004 года. Соперниками «Копейки» были около 50 легендарных гоночных автомобилей прошлых лет. Сначала наша соотечественница проигрывала, в основном из-за маленькой мощности двигателя, но после начавшегося дождя большую роль стало играть искусство управления. В итоге экипаж ВАЗ-2101 финишировал на тридцатой позиции и на первом месте в классе.

Классика во времени

1972 год - начало производства ВАЗ-2102

1972 год - начало производства ВАЗ-2103

декабрь 1975 года - выпуск самого первого ВАЗ-2106 («Шаха́» или «шоха», «шестёрка», «шарик»)

октябрь 1979 7 года- первая мелкосерийная партия ВАЗ-2105 («Пятёрка» или «табуретка»)

март 1982 года - Волжский автозавод начал выпуск ВАЗ-2107 («Семёрка», «Семёра»)

вторая половина 1984 года - начало производства ВАЗ 2104 («Четвёрка»)

Думается, что, затевая в далеком 1966 году совместно с компанией Fiat производство народного автомобиля, даже самые безудержные прожектеры из советской элиты не ожидали, что их начинание переживет не только их самих, но и породившее его государство. Однако это семейство заднеприводных машин умудрилось увидеть и распад Союза, и даже наступление нового века, заслуженно получив прозвище «классика». И вот теперь этой классики больше не будет: после 28 лет серийного производства перестала выпускаться ВАЗ-2104 - последняя из машин, сконструированных в Тольятти на базе Fiat-124.

Отказ от устаревшего семейства происходил постепенно. В 2006-м прекратили собирать «шестерку», в 2010-м - «пятерку», а в апреле этого года и ее люксовую модификацию, некогда седан мечты ВАЗ-2107. «Четверка» продержалась лишь на несколько месяцев дольше.

По-хорошему, отказаться от всего этого древнего выводка следовало давным-давно, лет эдак пятнадцать назад. Ведь помимо, скажем так, не выдающихся по меркам нового тысячелетия ходовых качеств эти машины чудовищно небезопасны и исправно занимают последние места по результатам всех независимых краш-тестов. Но поначалу было не до мелочей: автопром вместе со всеми остальными «промами» после коллапса СССР находился в глубокой депрессии. Очнувшись же, обнаружил, что спрос на «жигули» никуда не делся: и купить недорого, и чинить сподручно, а перманентность ремонта компенсировалась его легкостью. Рынок есть рынок, и руководство ВАЗа решило не резать курицу, несущую золотые яйца. Ее просто пересадили на другой насест. Сборку «долгожителей», 2104 и 2107, наладили на ИжАвто.

Если бы не кризис и сопровождавшие его программы льготного кредитования и бонусной утилизации, возможно, заднеприводных «тазиков» не стало бы еще два года назад. Но правительственные дотации, призванные спасти отечественного производителя, сделали свое дело - ВАЗ-2104 оказался в пятерке самых продаваемых российских машин. Сограждане запаслись «жигулями», и конец антикризисных программ логично привел к радикальному падению спроса.

Скажем, в этом году «четверка» занимает лишь 18-е место в списке самых популярных моделей (по итогам первых восьми месяцев ее продажи упали на 71% по отношению к аналогичному периоду прошлого года).

ВАЗ все понял и объявил об окончании эпохи. Теперь, наконец, самыми доступными машинами станут автомобили, разработанные на рубеже веков, а то и посвежее. Те же тольяттинцы совместно с альянсом Renault Nissan готовы наводнить Россию относительно современными «Приорами» и «Ларгусами». Не говоря уже о «Калинах» - второе поколение этого авто недавно было с помпой представлено публике. Здесь будет как минимум одна подушка безопасности (опционально до четырех) и даже - хотите верьте, хотите нет - автоматическая коробка передач!

В общем, дожили. Теперь даже на продукцию АвтоВАЗа - некогда любимый объект шуток автолюбителей - можно смотреть пусть еще не без улыбки, но хоть не зажмурившись. А для истинных ценителей ретромобилей, кому не хватит складских запасов «классики» (в ближайшие месяцы она все еще будет продаваться), в ближайшие годы будет доступен обходной маневр - покупка авто в Египте. Там по-прежнему собирают из машинокомплектов родные сердцу ВАЗ-2107, да еще и с кондиционером. Всего 48 тысяч египетских фунтов (около 227 тыс. рублей) плюс перевозка, растаможка и утилизационный сбор - и вы сможете войти в историю как обладатель поистине уникального реэкспортного авто.