Пожарный автомобиль связи и освещения асо. Пожарный рукавный автомобиль

Общие сведения

Конструктивные особенности

Автомобили АСО состоят из следующих основных частей:
  • базового шасси с дополнительной трансмиссией для привода электросиловой установки;
  • кабины водителя;
  • салона, который должен состоять из двух отсеков: отсека для радистов и для радиотелефонистов;
  • электросиловой установки;
  • средств радиосвязи и проводной телефонной связи;
  • аппаратуры звукозаписи и звукоусиления;
  • средств вычислительной техники;
  • стационарной осветительной мачты.

Дальнейшее развитие АСО получили в виде пожарных автомобилей технической службы, связи и освещения . В дополнение к функциям АСО, данные автомобили так же оборудуются оборудованием и инструментом соответственно для пожарных автомобилей технической службы.

Тактико-технические характеристики пожарных автомобилей связи и освещения

В данной таблице можно увидеть ТТХ пожарных автомобилей связи и освещения когда-либо стоявших на вооружении подразделений пожарной охраны СССР и РФ.
Модель Боевой расчет Макс скорость Масса полная Шасси Мощность генератора Количество стационарных прожекторов Количество переносных прожекторов
АСО-5(66)90 5 85 5650 ГАЗ-66 5 1 9
АСО-12(2705) 5 3500 12
АСО-16(3250) 6 6600 ЗиЛ-3250 16
АСО-16(3205) 6 7090 ПАЗ-3205 16
АСО-20(43101) 6 80 12000 КамАЗ-43101 20

Пожарный автомобиль связи и освещения АСО-12 (66)-ЯОА


Автомобиль связи и освещения АСО-12 (66)-90А (рис. 10.17) предназначен для освещения места работы пожарных подразделений на пожаре, обеспечения связи штаба пожаротушения с центральным пунктом пожарной связи (ЦППС) и служит для доставки боевого расчета и комплекта инструмента к месту пожара. По прибытии на место пожара является электростанцией, обеспечивающей электроэнергией агрегаты освещения, связи и электроинструмент, а также местом дислокации штаба тушения пожара.

Рис. 10.17. Пожарный автомобиль связи и освещения АСО-12 (66)-90А

Автомобиль предназначен для эксплуатации в районах с умеренным климатом при температуре окружающего воздуха от -35 до +35 °С. Автомобиль связи и освещения смонтирован на шасси ГАЗ-66-01. За кабиной водителя установлена трехместная кабина боевого расчета и кузов, в которых размещено спецоборудованне.

Кабина боевого расчета сварная, выполненная на гнутых профилях, обшитых тонким металлическим листом. Внутри кабина облицована картоном. По всей ширине кабины боевого расчета размещается стол, на котором устанавливается оборудование связи и трехместное сидение, в подставке которого размещено спецоборудование и отопитель 015. Для подачи звукового сигнала тревоги установлена газовая сирена, работающая от выхлопных газов автомобильного двигателя.

За кабиной боевого расчета установлен кузов автомобиля для размещения в нем специального оборудования и инструмента.

Рис. 10.18. Схема привода генератора автомобиля освещения:
1 - коробка отбора мощности; 2 - карданный вал; 3 - промежуточная опора; 4 - клиновидный ремень; 5 - генератор

Кузов выполнен из металлических профилей, обшитых снаружи металлическим листом. Для съема и установки оборудования в кузове есть пять дверей. В кузове автомобиля размещена электросиловая установка, состоящая из генератора, преобразователя частоты, кабельных линий и контрольно-регулирующей аппаратуры. Привод генератора (рис. 10.18) осуществляется при помощи дополнительной трансмиссии, состоящей из коробки отбора мощности, карданного вала, промежуточной опоры и клиновидных ремней. Привод включения КОМ осуществляется из кабины водителя при помощи рычага. КОМ установлена на боковом люке раздаточной коробки, отбор мощности производится от шестерни первичного вала. Зацепление шестерни регулируется прокладками между корпусами коробок.

Запуск электросиловой установки производится из кабины водителя, в которой расположен реостат установки генератора, кнопки возбуждения, необходимые приборы.

В проеме правой боковой двери кузова установлен силовой щит. На нем размещены: вольтметр, частотомер, при помощи которых осуществляется контроль за работой генератора, а также амперметры для контроля тока в цепи. Для подключения силового и осветительного оборудования частотой 50 и 200 Гц установлены розетки.

Генератор установлен на качающейся раме. Натяжение ремней осуществляется за счет изменения угла наклона рамы при помощи болтов и гаек. Клиноременная передача защищена от попадания грязи и влаги металлическим кожухом, который крепится к полу кузова и промежуточной опоре, а также ограждением.

Для поддержания номинальных оборотов двигателя при изменении нагрузки на генератор на автомобиле связи и освещения (АСО) имеется дополнительное управление дроссельной заслонкой двигателя.

Дополнительное управление состоит из щитка управления и гибкого троса в витке оболочки. На щитке управления имеется ручка управления газом, а также расположены указатели критических значений температур воды в радиаторе и давления масла в двигателе, представляющие собой фонари ФИМ1-К, которые при достижении критических значений загораются.

Гибкий трос одним своим концом соединен с ручкой управления газа, другим -с кронштейном, который соединен с системой управления дроссельной заслонкой, имеющейся на автомобиле.

На АСО установлены радиостанции «Пальма» 57Р1 и 57РЗ, которые предназначены для осуществления двусторонней связи о ЦГ1ПС, а также с подразделениями на пожаре. Радиостанция (57Р1) состоит из пульта управления, закрепленного на столе в кабине боевого расчета, блока питания и приемопередатчика, смонтированных на раме. Радиостанция 57РЗ отличается от радиостанции 57Р1 наличием двух пультов управления, один из которых установлен в кабине водителя.

Для осуществления кратковременной громкой направленной передачи на расстояние 200-300 м имеется громкоговорящая установка ГУ-20М, состоящая из предварительного усилителя, двух оконченных усилителей, установленных на кронштейне, и двух громкоговорителей, смонтированных на поворотном устройстве совместно с крышевым прожектором. В качестве источника вещания громкоговорящей установки используются электромагнитные ларингофоны ЛЭМ-3 (уложены в столе) и микрофоны ДЭМШ-1А (в кабине водителя). Автомобиль комплектуется также двумя выносными микрофонами и катушками с кабелем для микрофонов, что позволяет вести передачу на расстоянии до 50 м от автомобиля. К громкоговорящей установке могут быть подключены два выносных громкоговорителя ГР-1 на расстояние до 2000 м от автомобиля. Телефонные аппараты марки ТА-68, установленные на столе в кабине боевого расчета, могут быть включены в городскую телефонную сеть, для чего имеются две катушки с телефонным кабелем длиной 200 м. Подключение выносных громкоговорителей и микрофонов, а также подключение телефонных аппаратов в городскую телефонную сеть осуществляется на линейном щите связи.

На крыше кузова АСО установлено антенное устройство, предназначенное для подъема антенны радиостанции. Оно состоит из двухколенной складывающейся мачты, установленной на шарнирной опоре. Для фиксации мачты в рабочем положении имеется замок и три расточки, одна из них имеет натяжное устройство. Антенны установлены на траверсе, которая поворачивается на 90° и фиксируется в крайних положениях, что позволяет работать с антеннами как при поднятой, так и при опущенной мачте. Для фиксации имеются зажимы. На мачте имеются также фонарь и кронштейны для крепления флага обозначения места дислокации штаба пожаротушения.

Для освещения места работы пожарных подразделений автомобиль комплектуется четырьмя выносными и одним стационарным прожектором марки ПКН-1500.

Кроме оборудования связи и освещения автомобиль комплектуется специальным электроинструментом (электродымосос, молоток электрический, пила дисковая). Для подключения электроинструментов и выносных прожекторов автомобиль комплектуется двенадцатью катушками с силовым кабелем и двумя разветвитель-ными коробками. В дополнение к имеющемуся на шасси ГАЗ-66 основному электрооборудованию на АСО установлено следующее электрооборудование: проблесковые маяки на крыше кабины водителя, плафоны для освещения отсеков кузова и кабины боевого расчета, патроны с лампами накаливания на линейном щите для его освещения, розетка в левом дверном проеме кузова для подключения переносной лампы. На мачте антенны установлена лампа для обозначения места работы штаба на пожаре. Питание всех потребителей осуществляется постоянным током напряжением 12 В.

При работе на АСО должны соблюдаться следующие меры безопасности:
1) к работе на автомобиле допускаются только лица, имеющие допуск к работе с электросиловыми установками, прошедшие инструктаж по технике безопасности, изучившие техническое описание и правила «Техника безопасности в электрических установках»;
2) эксплуатация электроинструментов и переносных прожекторов должна производиться в соответствии с «Правилами технической эксплуатации электроустановок потребителей», утвержденными Госэнергонадзором;
3) резиновые диэлектрические средства (боты, перчатки, коврики), специальный монтерский инструмент с изолированными рукоятками должны проходить периодическое испытание в сроки, предусмотренные в «Основах техники безопасности в электрических установках»;
4) до пуска генераторной установки необходимо произвести заземление корпуса автомобиля и проверить работу защитно-отключающихся устройств путем создания утечки тока на корпус (нажав кнопку «контроль» на каждом защитно-отключающем устройстве). Во время работы электросиловой установки ее включение, отключение и регулировка должны выполняться с применением защитных средств (диэлектрические перчатки, боты, коврики).

К атегория: - Пожарные автомобили

Назначение : Для освещения места работы пожарных подразделений на месте пожара (аварии), обеспечения связи с центральным пунктом, электропитания различного оборудования и аварийно-спасательного инструмента. Также АСО является штабом пожаротушения.

Пожарная машина АСО изготовлена на шасси а/м КАМАЗ, в изотермическом фургоне из пятислойных сэндвич-панелей СУПЕРТЕРМ® , для эксплуатации при температуре воздуха -40°С… +40°С, оснащен энергосиловой установкой (ЭСУ), специальным оборудованием, пожарно-техническим вооружением (ПТВ) и аварийно-спасательным инструментом и оборудованием (АСИО) .

Может быть установлен на шасси отечественных и импортных автомобилей (КамАЗ, УРАЛ, ГАЗ, МАЗ, MAN, Mercedes, Volvo, IVECO, Ford и др.).

Пожарная машина АСО имеет оформленные документы для постановки на учет в ГИБДД и Сертификат одобрения типа транспортного средства, а так же Разрешение на перевозку бригады до 6-ти человек .

Салон боевого расчета Пожарного автомобиля АСО состоит из двух частей и обеспечивает размещение 6 человек (включая водителя). Передняя часть салона – штатная кабина шасси (кабина водителя), задняя – пассажирский отсек кузова. Единое пространство салона для свободного визуального и речевого контакта водителя, командира расчета и членов боевого расчета обеспечивается через проем в смежных стенках штатной кабины шасси и кузова. Салон оборудован местами для оборудования, которое размещается эргономично, острые углы и кромки, способные нанести травмы боевому расчету, отсутствуют. Крепление оборудования исключает возможность его самопроизвольного перемещения во время движения.

Грузовой отсек Пожарной машины АСО представляет собой отдельное закрываемое помещение, в котором установлены стеллажи для размещения специального оборудования ПТВ и АСИО. Для освещения рабочего пространства имеются дополнительные светильники.

Все оборудование имеет удобные быстросъемные фиксаторы, а его расположение выполнено с учетом требований эргономики. Крепление всего оборудования и инструмента выполнено способом, исключающим его перемещение и создание помех водителю и боевому расчету во время движения, а также во время нештатных аварийных ситуаций.

Пол и задняя дверь грузового отсека изнутри кузова покрыты рифленым алюминием, который препятствует скольжению и не подвержен коррозии.

ЭСУ мощностью 16 кВт с приводом от двигателя шасси а/м предназначена для обеспечения питания выносных прожекторов и электроинструмента.

АСО оборудован магистральной кабельной катушкой с длиной кабеля 100 м и распределительным щитом с герметичным закрывающимся люком, расположенным снаружи автомобиля. Распределительный щит обеспечивает подключение дополнительных электропотребителей через три разъема 220В и один 380В, а также подключения АСО к городским электросетям.

Для обеспечения освещения рабочей зоны АСО оборудован светодиодными фонарями внешнего освещения. Может быть установлена осветительная пневматическая мачта высотой 8м с дистанционным управлением, состоящая из телескопической выдвижной части, спаренных прожекторов и пульта управления. Управление прожекторами осуществляется с пульта управления, установленного в задней стенке кузова.

На крыше Пожарной машины АСО размещены стационарные громкоговорители . Выносные громкоговорители размещаются на стеллажах в грузовом отсеке, предусмотрено их подключение к распределительному щиту на кузове АСО.

На АСО установлен комплект бортового навигационно-связного оборудования , средства вычислительной техники, радиосвязи и проводной телефонной связи, аппаратура звукозаписи и звукоусиления.


За дополнительной информацией обращайтесь к специалистам ООО «МПЗ»

Основные пожарные автомобили разделяются на две специфические подкатегории: пожарные автомобили общего применения и пожарные автомобили целевого применения .

Пожарные автомобили общего применения.

К таким авто относятся автоцистерны, автонасосы, а также машины первой помощи.

Автоцистерны оборудованы специальными резервуарами для жидкости и насосами. Данная спецтехника используется для транспортировки огнетушащих субстанций, различных устройств и оборудования непосредственно к месту пожара. В качестве огнетушащей жидкости может использоваться вода или пена.

Автоцистерны являются наиболее распространённым видом пожарной техники. Существует несколько типов соответствующих пожарных машин:

  • лёгкие, ёмкость которых не превышает 2000 литров. Примером такого ТС является автоцистерна марки АЦ30(53А);
  • средние, ёмкость которых составляет 2-4 метра кубических. Примером подобных ТС являются цистерны марок АЦ30(130), АЦ40(375);
  • тяжёлые, емкость которых превышает 4 метра кубических.

Стоит отметить, что автоцистерны выполняются на базе автомобилей ЗИЛ (объём водяного бака – 3,5м3, объём пенообразователя – 210л производительность насоса – 40 литров в секунду). Также используются автомобили КамАЗ (водяной бак – 5м3, пенообразователь 350л, производительность насоса – 40л/с) и Урал (объём бака для воды – 15м3, пенообразователь – 900л, производительность насоса – 100л/с).

Автонасосы имеют конструкцию, схожую с автоцистернами. Однако оснащаются большим количеством соответствующего оборудования. Также установки оснащаются увеличенными ёмкостями для транспортировки пенообразователя. Применяются такие автомобили совместно с АЦ или самостоятельно. Чаще всего такие ТС исполняются на базе шасси КамАЗ. При этом диаметр рукава, через который подаётся огнетушащая субстанция, может составлять 51 или 77 миллиметров. Общая длина рукавов на авто может составлять 3500-5000 метров. Производительность насоса равна 100 литров в секунду.

Машины первой помощи используются для оперативной доставки расчёта, малогабаритного оборудования и огнетушащей субстанции к месту пожара. С помощью этих транспортных средств выполняется локализация пожара до прибытия более мощной техники. Исполняются автомобили первой помощи на базе шасси ГАЗ. При этом объём водяного бака равен 500 литров, объём пенообразователя – 50л, производительность помпы – 0,8л/с.

Пожарные автомобили целевого применения.

Установки пенного тушения. Данная спецтехника применяется для доставки огнетушащей субстанции, оборудования и вспомогательных приспособлений к месту пожара. От автоцистерн эти машины отличаются наличием двух переносных устройств, обеспечивающих подъём генераторов пены на определённую высоту (до тринадцати метров). Также в состав такой конструкции могут входить такие агрегаты и приспособления:

  • стационарный лафетный ствол (комбинированный);
  • две дозирующие вставки;
  • генераторы пены (шесть штук).

Техника исполняется на базе шасси Урал. Объём ёмкости для перевозки пенообразователя – 180л. Производительность насоса – 2400л/с.

Установки порошкового тушения. Эта спецтехника используется для ликвидации возгораний на различных промышленных объектах (предприятия по переработке нефти, химическая промышленность, атомная энергетика). Подобные транспортные средства были сняты с производства в 1986 году, однако в отдельных пожарных частях используются по сегодняшний день.

Установки газового тушения. Этот вид техники применяется для тушения горящего электрооборудования, которое находится под напряжением. Также соответствующие транспортные средства используются для ликвидации возгораний в архивах, музеях. С помощью этих агрегатов можно тушить легковоспламеняющиеся и горючие жидкости, разлитые по поверхности или находящиеся в резервуарах.

Исполняется такая спецтехника на базе шасси ЗИЛ, КамАЗ, Урал. Основным функциональным механизмом авто является установка газового тушения. Также в конструкции ТС присутствуют баллоны с углекислотой. Подача огнетушащего вещества осуществляется через специальный ствол.

Автомобили газо-водяного тушения. Такая техника оборудуется турбореактивным двигателем. Благодаря этому создаётся мощный поток газа, который обладает большим коэффициентом кинетической энергии. Используются такие машины при тушении газонефтяных фонтанов. Авто создаются на базе шасси КамАЗ. Производительность насоса, подающего газо0водяную смесь – 150 литров в секунду.

Установки комбинированного тушения. Такая спецтехника обеспечивает последовательную подачу специальной пены и ОПС непосредственно к очагу пожара. Комплектация соответствующих машин определяется типом базового шасси и установки надстройки.

Транспортное средство может исполняться на шасси КамАЗ. Объём цистерны для воды составляет 6м3. Масса огнетушащего порошка – 1000 килограмм. Производительность насоса – 80л/с.

Аэродромные автомобили. Эта техника используется при спасении экипажей и пассажиров воздушного транспорта, а также при ликвидации пожаров на авиатранспорте и последствий соответствующих аварий. Аэродромные машины разделяются на два вида:

  • стартовые автомобили, локализирующиеся непосредственно возле взлётных полос. Примером такой техники является транспортное средство АА40(131), выполненное на базе шасси ЗИЛ;
  • основные автомобили, располагающиеся в пожарной части. Примером такой машины является авто модели АА60(7310), выполненное на базе МАЗ.

Также аэродромная пожарная спецтехника может исполняться на шасси КамАЗ. Транспортное средство имеет производительность насоса – 40 литров в секунду. Объём цистерны для воды – 5м3. Масса перевозимой углекислоты – 50 килограмм.

Насосные станции. Такая техника применяется для подачи жидкости по магистралям к мобильным стволам или пожарным машинам. Насосные станции выполняются на шасси ЗИЛ, а также на прицепах. Производительность насосов таких установок –110 литров в секунду.

Специальные пожарные автомобили

В эту группу машин входят следующие транспортные средства:

Рукавный автомобиль. Техника используется для транспортировки определённого количества рукавов к месту возгорания либо для прокладки магистралей на ходу. Выполняются ТС на базе шасси ЗИЛ. Количество транспортируемых рукавов зависит от их диаметра.

Скорость выкладки шлангов в одну линию составляет 9 километров в час.

Машины для организации освещения и связи. Техника используется освещения территории возле горящего объекта. Кроме того, агрегаты позволяют устанавливать полноценную связь рабочей бригады с центральным штабом. Примером такой машины служит агрегат АСО12(66)90А. Мощность генератора спецтехники – 12кВт. В комплекте присутствуют радиостанции (переносная стационарная), громкоговоритель, телефон, прожектор. Монтирована установка на шасси ГАЗ.

Пожарные автолестницы. Устройства применяются для подъёма сотрудников пожарной службы на верхние этажи. Классификация этих машин осуществляется с учётом длины самой лестницы и типа приводного мкханизма:

  • лестница малой длины. Пример – авто АЛ18(52А)Л2. Длина – не более 20 метров;
  • лестница средней длины. Пример – авто АЛ30(131)Л21. Длина – до 30 метров;
  • лестница большой длины. Пример – авто АЛ45(257)ПМ109. Длина – 30 метров и более.

Приводы автолестниц бывают на электрической тяге, гидравлические, механические, комбинированные.

Вспомогательные пожарные автомобили

В эту группу пожарных машин входят легковые автомобили, которые используются для перевозки сотрудников штабов и частей. Также сюда включены грузовые транспортные средства, часто используемые для транспортировки разнообразного инвентаря, ценностей и прочих вещей. Помимо этого к вспомогательной спецтехнике относятся бензовозы, передвижные мастерские, мобильные лаборатории, автокраны, экскаваторы и трактора, а также прочие транспортные средства.

Статью прислал: Ellada

В ГПС эксплуатируется ряд модификаций пожарных автомобилей связи и освещения (АСО). Они сооружены на шасси ГАЗ или ПАЗ различных модификаций (шасси 4х2.1 или 4х4.1), мощность двигателей этих автомобилей около 88,5 кВт, и при небольшом различии они развивают скорость 80 – 90 км/ч.

Наиболее распространенными являются АСО-8(66), две модификации АСО-12 (ПАЗ-672) и АСО-12(66) мод.90А. Численность боевого расчета на них соответственно 6, 8 и 5 человек.

Машины оборудованы генераторами переменного тока различной мощности от 8 до 20 кВт с частотой 50 Гц. Только на АСО-8 генератор производит ток напряжением 400 В вместо 230 В на других машинах.

Средства освещения (прожекторы) типа ПКН-1500 одинаковы на всех АСО. На АСО-8 имеется два прожектора стационарных и два выносных. АСО-12(66) оборудован 5 переносными прожекторами, а на АСО-12 (ПАЗ-672) их только 2.

АСО укомплектованы стационарными и переносными радиостанциями, а также телефонными аппаратами. Их количество и радиус действия указываются в табл. 10.4.

Таблица 10.4

Каждый АСО укомплектован громкоговорящими установками и катушками с магистральным кабелем на стационарной и выносной катушках.

По перечню оборудования, его техническим характеристикам в комплексе АСО выделяется автомобиль связи и освещения – АСО-20. Он установлен, как и автомобиль АГ-20, на шасси ПАЗ-3205. Боевой расчет на АСО-20 - 6 человек.

Оборудование АСО-20 смонтировано в салоне автобуса, который разделен на два отсека: штабной и связи (задний). В штабном отсеке установлены два стола для работы штаба пожаротушения. На столах имеются телефоны, магнитофон, компьютер, принтер и другое оборудование.

Для работы штаба вне салона на АСО-20 имеется выносной стол. В заднем отсеке на столах и стеллажах размещено оборудование для работы радиста и телефониста: радиостанции, телефонный коммутатор. Усилитель громкоговорящей связи.

Источники электропитания. Для питания потребителей энергии на АСО имеется генератор и дизельная электростанция.

Генератор ГТ40ПЧ6-2С. При 6000 об/мин он развивает мощность 20 кВт при напряжении 220 В. Величина тока 15 А и его частота (400±8) Гц. Привод его осуществляется от двигателя шасси базового автомобиля посредством КОМ и карданного вала.

На АСО-20 имеется преобразователь напряжения 220 В 400 Гц в напряжение 220 В 50 Гц.

Дизельная электростанция АД-4-230-ВМ1 является резервным источником питания для подачи напряжения 220 В 50 Гц в случае выхода из строя основной электроустановки.

Дополнительные аккумуляторные батареи напряжением 12 или 24 В предназначены для питания цепей управления схемы изделия и оборудования связи.

Для подзарядки аккумуляторных батарей на АСО используется источник питания ИП-220/12, включаемый в сеть 220 В 50 Гц и выпрямляющий постоянный ток 12 В.

Электроосвещение места пожара. Оно осуществляется шестью прожекторами ИО-02-1500-02. Два из них установлены на прожекторной площадке на крыше автомобиля и могут подниматься на высоту
8 м над уровнем земли. С помощью специального электромеханизма мачта может поворачиваться в горизонтальной плоскости на угол ±260 о, а в вертикальной плоскости – на угол ±30 о. Четыре прожектора могут выноситься из салона и с помощью кабелей подсоединяться к силовому щиту автомобиля.

Питание прожекторов осуществляется переменным током напряжением 200 В, частотой 400 Гц. Мощность, потребляемая одним генератором, равна 1,5 кВт.

АСО-20 укомплектован мощными средствами радио- и телефонной связи. Количество установленных на автомобиле аппаратов и их радиус действия приводятся в табл. 10.5.

Таблица 10.5

Дополнительное оборудование состоит из ряда устройств. Противотуманные фары ФГ-119 установлены на переднем бампере АСО. Они предназначены для использования при движении АСО во время тумана.

Фары-искатели ФГ-16К предназначены для освещения места работы ночью. Одна из них установлена над кабиной водителя, а вторая – на задней стенке АСО.

На АСО-20 имеется универсальный комплект инструмента УКИ-12. Он предназначен для вскрытия и разборки строительных конструкций на пожаре. В его состав входят резаки, ломы различного назначения, багры и т.д. (всего 10 наименований).

АСО-20 в подразделениях ГПС может быть доукомплектован различным электроинструментом, электродолбежниками, электропилой, дымососом и т.д. с электродвигателями напряжением 220 В и частотой 400 Гц.

Кабельные катушки. Стационарная кабельная катушка с магистральным кабелем для питания выносных прожекторов, удаленных от АСО на расстояние до 96 м.

В состав АСО также входят четыре переносные катушки для питания энергопотребителей, удаленных от АСО на расстояние до 36 м. Два кабеля предназначены для обеспечения питания переносных прожекторов. Два других кабеля могут использоваться как удлинители.

К кабелям при боевом развертывании подключаются распределительные коробки (КР), от которых питаются потребители.

При работе генератора АСО должен быть заземлен. Заземляющий провод из меди имеет длину 20 м и сечение 10 мм 2 .

Принципиальная схема боевого развертывания представлена на
рис. 10.9. Возможны и другие варианты. При этом должны соблюдаться два требования. Во-первых, суммарная мощность всех потребителей не должна превышать мощность генератора. Во-вторых, распределение нагрузки по линиям на выходном щите должно быть равномерным и не превышать 6 кВт при включенных прожекторах на мачте.


Оборудование АСО-20 позволяет питать электроэнергией осветительные приборы, аппаратуру оперативной связи и специальное оборудование. Оно обеспечивает функционирование сил и средств при их управлении на пожаре.

Автомобили штабные

Автомобили штабные (АШ) предназначены для доставки к месту пожара дежурной службы пожаротушения и комплекта средств связи и специального оборудования. На их базе организуется работа штаба пожаротушения.

АШ сооружаются на полноприводных или неполноприводных шасси (рис. 10.10). В их салонах размещены стационарные и выносные рабочие столы на 5 – 6 человек, средства СИЗОД, пожарно-техническое вооружение различного назначения (комплект слесарного и шанцевого инструмента, спецодежда и др.) и средства связи. Некоторое оборудование представлено в табл. 10.6.

Вариант боевого развертывания АШ представлен на рис. 10.11.

Различные модели АШ могут укомплектовываться по-разному. Так, на АШ-6(3205) дополнительно установлены один переносной магнитофон, звукоусилительная установка «Сталь». В комплектации имеются два групповых и четыре индивидуальных фонаря и другое оборудование. Для увеличения дальности связи на автомобиле установлена телескопическая мачта, позволяющая поднимать аппаратуру на 12 м. На АШ-5 (на шасси ГАЗ-27057) предусмотрены комплект средств спасания, ручная лебедка, трос буксировочный.