Правильная посадка за рулем автомобиля. Правильно ли мы сидим за рулём автомобиля

Каждый автоинструктор учит: прежде, чем сесть за руль машины необходимо сначала внимательно осмотреть транспортное средство, проверить уровень масла, тормозной и охлаждающей жидкости, давление в шинах . Итак, с машиной все в порядке, вы сели. Что делать дальше прежде чем завести мотор?.. Мы продолжаем наш раздел «Обучение вождению » новой рубрикой « ».

Посадка

Следует отрегулировать сиденье так, чтобы ноги доставали до педалей, руки — до всех кнопок и рычагов управления. Спина должна плотно прилегать к сиденью, ноги выдвинуты немного вперед (колени ни в коем случае не должны касаться руля), руки согнуты в локтях, но тоже чуть-чуть, большие пальцы плотно обхватывают руль.

Настраиваем зеркала

Обыкновенные зеркала

Во-первых, зеркала заднего вида , внутренние и наружные должны быть отрегулированы так, чтобы водитель хорошо видел пространство слева и сзади, не поворачивая при этом головы.

Как же правильно провести регулировку? Основной принцип — в середине внутреннего зеркала должна отражаться середина заднего стекла. Зеркало не должно перекашиваться, а висеть в четко горизонтальном положении. В наружном обычно видна дорога позади автомобиля, что поможет оценить расстояние до обгоняющего вас транспортного средства.

Панорамные зеркала

Сегодня в автомобилях наряду с обыкновенными устанавливают панорамные зеркала. Хорошо это или плохо? С одной стороны, панорамное устройство дает более широкий обзор сзади за счет выгнутости.

С другой стороны, оно может искажать реальное расстояние до объектов.

Например, вам кажется, что машины находятся на более отдаленном расстоянии, а на самом деле это не так. Поэтому неопытные водители, полагаясь на такие зеркала, часто попадают в мелкие ДТП . Но рано или поздно к панорамному зеркалу можно привыкнуть, главное, в первое время быть внимательней и отказаться от резких перестроений и поворотов.

Видеоматериал о том, как настраивать зеркала заднего вида:

Регулируем сиденье

Подголовник также следует привести в надлежащее положение (на уровень верхней части уха), ведь он предохраняет голову от травм. Вообщем, водителю должно быть уютно и комфортно во время вождения автомобиля.

Ноги лучше держать рядом с тормозом и сцеплением, а не на них.

Со временем этот навык выработается сам по себе. Опытные водители всегда отпускают эти педали.

Положение ног

Итак, разберем функции обеих ног подробней.

Правая нога

Правая нога «отвечает» за газ. Пятка стоит на полу между педалями тормоза и газа, стопа лежит (но не нажимает) на педаль газа, а вот коленка же ничего не делает и свободно откинута вправо. Наилучшей зоной работы является область перехода подушечек пальцев в стопу. Эта позиция — базовое положение ног водителя.

При торможении нога, а точнее верхняя часть стопы, быстро перемещается на педаль тормоза.

Левая нога

Что касается левой ноги, у нее работы не так много, всего лишь одна педаль — сцепление. Для нее существует специальная площадка, где она отдыхает. Когда потребуется нажать на педаль, то есть при остановке, переключении передач и т.д., стопа левой ноги переходит на сцепление, при этом пятка отрывается от пола. Выполнив все, что нужно, стопа возвращается в исходное положение.

Положение рук

Обе руки при правильной посадке держат рулевое колесо, что дает возможность быстро перехватить его руками при повороте.

Пристегнуть ремень безопасности!

Наконец, вещь, про которую часто забывают — это ремень безопасности . Его следует заранее пристегнуть и отрегулировать: он не должен быть слишком свободным, но в тоже время и не стеснять движения водителя.

Регулировка ремня считается удовлетворительной, если при правильной посадке человека на сиденье между его грудью и ремнем беспрепятственно проходит ладонь.

Соблюдайте правила посадка за рулем и будьте аккуратны. Удачи вам!

В статье использованы изображения с сайтов www.autolada.ru, www .youravto46.ru

Все водители с наклейкой на машине "восклицательный знак" уверены, что в обращении с автомобилем ничего сложного нет — сел да поехал. Но нет! Эксперты считают, что от того, как человек сел за руль и будет зависеть его поведение на дороге.

Поэтому автомобилист обязан научиться выбирать правильное положение за рулём. Если в машине ему будет некомфортно, значит вокруг, все будет причиной для лишнего беспокойства и причиной снижения внимания от процесса вождения. Иными словами, отрицательно скажется на безопасности движения.

Для вашего комфорта и безопасности, внутри автомобиля вы должны чувствовать себя непринужденно. Проследите за тем, чтобы и ноги, и руки были в удобном положении. Со временем это станет привычкой. Если вы сразу начинаете что-либо делать неправильно, то переучиться потом будет намного сложнее. Именно поэтому опытные инструкторы, которые обучают вождению, всегда особое внимание уделяют правильной посадке водителя.

Регулировка водительского сиденья

Сиденье водителя в любом автомобиле можно отрегулировать. Необходимо установить его так, чтобы при посадке спина была прямой и прилегала к спинке. Ноги в коленях должны быть слегка согнуты, чтобы легко доставали до педалей сцепления, газа и тормоза. При этом необходимо иметь возможность полностью выжать педаль сцепления (или тормоза для АКПП), до упора в пол. Если этого сделать не удается, то сиденье нужно пододвинуть поближе к рулю, чтобы обеспечить правильную посадку за рулем автомобиля.

Руки на руле должны быть также немного согнуты. Это самое естественное положение для тела. Так человек не утомляется, ему обеспечен максимальный обзор, а для управления транспортным средством не требуется прилагать особых усилий.

Рассмотрим ситуацию, когда сиденье слишком сдвинуто назад. Из-за этого водитель вынужденно смещается вперёд. В итоге он стеснён в движениях. В случае необходимости, резко повернуть руль ему будет сложно. Кроме того, слишком напряжены спина, поскольку у нее нет опоры, и ноги. Вдобавок ко всему, уменьшается угол зрительного обзора.

Если сиденье установили слишком близко к системе управления, то водитель чувствует себя "зажатым" между креслом и рулем. Поэтому его движения ограничены, а, следовательно, хуже управляемость автомобилем .

Регулировка зеркал заднего вида

С помощью зеркал заднего вида водитель получает практически исчерпывающую информацию о дорожной ситуации. Однако во внутрисалонное зеркало невозможно увидеть зоны, перекрытые стойками кузова и пространство сбоку от автомобиля. Поэтому всегда нужно пользоваться двумя наружными зеркалами.

Их нужно настроить таким образом, чтобы обстановка сзади была видна без необходимости наклона или поворотов туловища. В идеале взгляд на зеркала нужно бросать лишь глазами или с небольшим поворотом головы.

Настраиваются зеркала на ровном участке дороги таким образом, чтобы в ближнем к водителю краю зеркала был немного виден кузов автомобиля, а в вертикальной плоскости зеркало должно быть установлено строго вертикально чтобы как можно дальше обозревать дорогу (вплоть до горизонта), а не небо или асфальт.

Начинающему водителю нужно приучить себя контролировать ситуацию позади автомобиля. В зеркала нужно обязательно посмотреть, прежде чем совершить поворот, обгон, перестроение в другой ряд или параллельную парковку.

Но, когда трогаетесь с места, посмотрите через левое плечо и удостоверьтесь в том, что других машин поблизости, а именно в слепой зоне, нет. Закрепить все эти умения и навыки вождения можно с помощью индивидуальных курсов.

Правильное положение рук на руле

Однозначно, первое время, руль надо держать обеими руками. Опытные водители могут себе позволить управление и одной рукой, но злоупотреблять этим не стоит никому, особенно на больших скоростях. Рулевое управление значительно упрощает наличие гидро- или электро- усилителя.

Безусловно, вторую руку от рулевого колеса отрывать придется на переключение передач, постановку авто на тормоз, включая дополнительные приборы. Сжимать руль слишком сильно не нужно — быстро устанут руки. Руки на руле должны располагаться примерно на 2 и на 10 часов (чуть пониже), если мысленно спроецировать на руль циферблат часов.

На современных автомобилях довольно часто в этих местах сделаны внутренние приливы, для удобства и надежности удержания руля.

Правильное положение ног на педалях

Все автоинструкторы вам скажут, что правая нога должна постоянно быть на педали газа. Этой же ногой при необходимости нажимают на тормоз. При обучении вождению человек должен научиться сопоставлять усилия нажатия правой ногой на газ и тормоз. Чтобы в дальнейшем научиться быстро, переставлять ногу.

Левая нога водителя выполняет управление сцеплением двигателя с передачей. От того насколько правильно будет определен момент соприкосновения дисков при включении сцепления будет зависеть плавность хода машины при трогании.

Левую ногу нужно держать всегда на полу, но не педали сцепления! Поэтому, необходимо отметить, что правильная обувь - важнейшая составляющая безаварийного управления. Поэтому девушкам, прежде чем управлять автомобилем в туфлях на каблуках, нужно дважды подумать. Ведь красивые туфли можно просто взять с собой и потом переобуться.

Давайте попробуем разобраться, какая обувь считается правильной для человека, сидящего за рулем?

  1. Ее подошва не должна скользить.
  2. Обувь должна быть с широким каблуком высотой 2-3 см. Тапочки на ногах водителя исключаем сразу. Они практически не облегают стопу. Поэтому об эффективном нажатии на педали речи не идет, а это приведет к ошибкам в пути.
  3. Обратите внимание на подошву и мысок обуви. Они не должны цепляться за педали. Поэтому обувь с узким длинным мыском лучше не одевать. Ширина подошвы выбирается так, чтобы обувь не задевала за коврик, педали или выступы в кабине.
  4. Прорезиненная обувь также не помощник автолюбителю. Стопа абсолютно не проветривается, а лишняя влага не испаряется.
  5. Зимой категорически не подходит обувь, изготовленная из ПФХ. Это материал при снижении температуры становится жестким, что затрудняет работу стопы.

Теперь о том, какая обувь хорошо подходит автомобилистам. Это спортивная обувь, желательно из натуральной кожи и без каблука. Хорошо, если подошва изготовлена из микропористой резины.

Кроме того, сейчас магазины предлагают специальную обувь для водителей - мокасины. Их подошва изначально устроена так, что нога хорошо чувствует педаль, не вызывая неприятных ощущений. Рисунок подошвы рельефный, что препятствует соскальзыванию с педали. Каблук мокасин позволяет ноге занимать комфортное положение, обеспечивая ей повышенную устойчивость.

И, напоследок , еще один первостепенный момент - водитель должен научиться чувствовать, где находятся педали и прочие рычаги управления, что называется, "на ощупь". Отвлекаться на другие дела в дороге нельзя. Всё внимание - дорожной ситуации. Правильная посадка за рулем автомобиля и внимательность водителя служат залогом безопасности дорожного движения в целом и личного здоровья в частности.

А знаете ли вы, дорогой читатель, что правильная посадка за рулём автомобиля поможет значительно обезопасить процесс вождения. Но и это не всё. Многие люди проводят значительное время дня за рулём машины в связи с особенностями своей работы. И правильная осанка - залог здоровья позвоночника.

Несколько советов, которые помогут найти правильное положение тела за рулём

Каждый из нас когда-либо . А потом после проезда нескольких сот километров начинала ныть спина и мы жаловались, что не можем разогнуться или у нас отекли ноги. А каково дальнобойщикам и всем тем, кто бороздит немалые расстояния на машине?

Эта статья предлагает воспользоваться некоторыми советами, которые помогут практически всем водителям. Ещё бы, не хватало только потерять здоровье, сидя за рулём своего любимого транспортного средства!

Сиденье

Производители водительского , все как один, утверждают, что медики ничего вредного в конструкции самого сиденья не видят. Напротив, отрегулировав водительское кресло правильно, можно не только не беспокоиться за свой позвоночник, но и расслабить некоторые мышцы спины, и превратить поездку, даже на самые длинные расстояния, в . Таким образом, повышается и внимательность водителя, который намного лучше сосредотачивается на дороге.

Правильный контакт спины водителя с сиденьем невозможен, если он не является полным. Многие водители совершают ошибку, когда «виснут» на руле или поднимают кресло так высоко, что оно держит только лишь спину. Это вредно для позвоночника, который в такие моменты испытывает неимоверные нагрузки. И в дальнейшем такие нагрузки способны привести к заболеваниям позвоночника, в том числе радикулиту и остеохондрозу.

Идеально настроенная спинка водительского кресла должна соприкасаться со спиной водителя в трёх точках. Поясница, лопатки и нижняя часть шеи должны плотно прилегать к спинке сиденья. Это не только полезно для спины, но и позволяет лучше чувствовать дорогу и при поворотах крепко держаться в кресле, а не соскальзывать с него.

Ноги также должны быть поставлены правильно. И сиденье слишком близко придвигать к рулю не стоит. Такое положение позволит рулю ездить по ногам, которые постоянно должны находиться в согнутом положении. А вот положение сиденья, которое позволяет до конца , - считается полностью идеальным.

Как правильно сидеть за баранкой

Правильное положение рук также имеет большое значение. На некоторых авто имеется специальная . Кроме того, на ободе большинства современных рулей имеются специальные приливы, позволяющие держать баранку удобнее.

И найти рукам правильное место за рулём не так уж и сложно. Главное - это не забывать, что современные автомобили оснащены подушками безопасности.

На видео рассказывается, как нужно правильно сидеть за рулём:

Разберёмся. Одна из подушек бывает размещена в ступице руля и возможна сильная отдача, которая опасна. А опасна она тем, что может бросить ваши руки вам же в лицо. Поэтому держать руки на пути раскрывающейся подушки не рекомендуется. А вот отформатированные на ободе приливы позволят поставить руки правильно. Они как бы заранее задают правильный хват.

Теперь про расстояние. Как определить его от руля до водителя? Каким оно должно быть? Оказывается, сделать это очень просто. Запястья рук должны дотягиваться до верхней точки обода, а ступица должна быть направлена в лицо, но не в живот.

Если на рулевое колесо было изготовлено не совсем удобно, так как не позволяло при маневрировании располагать их правильно, то современные баранки дают возможность не перехватывать баранку и не перекрещивать руки во время даже самых крутых виражей. А вот , особенно маленькой формы, наоборот, для рулевого колеса современного внедорожника неудобны.

Конечно же, молодым водителям легче учиться держать руль правильно. А вот водители со стажем, привыкшие держать баранку по-старому, должны приноравливаться к подушке безопасности. Как правильно сидеть за рулём они знают, но вот фактор подушки часто не учитывают.

На видео рассказывается о правильном положении рук на руле:

Ищем точку опоры

Стоит знать, что водитель начинает действовать инстинктивно. Он, перед самым началом удара, подсознательно и независимо от себя упирается руками в обод рулевого колеса. Ногами же водитель упирается в пол или даже педали, пытаясь таким образом смягчить последствия аварии. Оказывается, это даже хуже, чем сидеть в обычной позе. К примеру, если ноги или руки будут полностью выпрямлены, то во время даже несильного удара можно получить травмы суставов.

Напротив, суставы, которые чуть согнуты в локтях и коленях, толчок парируют куда лучше. И правильная должна быть отрегулирована так, чтобы исключить прямые ноги и руки водителя.

Идём дальше. Опорами ни в коем случае не должны стать органы управления. Другими словами, нельзя во время толчка опираться на руль или другие элементы панели приборов. Ими нужно управлять, а не держаться за них руками. Существует один интересный способ, позволяющий проверить, насколько правильно вы сидите в кресле. Для этого нужно оторвать ступни от пола, а руки от рулевого колеса. И если при этом тело не будет валиться вперёд или назад, значит, посадка верная.

В противном случае, когда тело неустойчиво, нужно отрегулировать положение сиденья. Нередко бывает достаточно просто изменить наклон подушки.

Подголовник

Подголовник - это не менее важная составляющая правильной осанки за рулём. Многие водители упираются головой в него в процессе езды на трассах. Это . Но подлокотник, как и другие элементы автомобиля, должен быть грамотно отрегулирован.

Начнём с того, что ошибочно считать, якобы подголовник должен быть поднят до уровня шеи. Это очень опасно, ведь при авариях можно спокойно сломать себе шею. Особенно опасно такое положение, когда в ваш автомобиль врезаются сзади. Даже небольшой толчок в такой момент может оказаться травмирующим или даже смертельным.

А вот когда подголовник находится на уровне затылка, а по наклону размещается таким образом, что плечи, спина и затылок составляют одну линию, но под углом в 110 градусов - тогда это правильно.

Ремень безопасности

Следующее - ремень безопасности. Оказывается, его тоже следует правильно настроить. Длина ремня должна быть отрегулирована таким образом, чтобы проходила от плеча и через всю грудную клетку. И ни в коем случае не рекомендуется допустить, чтобы ремень находился на уровне горла. И так понятно, к чему это может привести.

Что касается того, тугим ли должен быть ремень безопасности или нет, то хочется заметить, что идеальный вариант - это ремень безопасности, который натянут таким образом, чтобы было возможно просунуть между ним и грудью свою ладонь. Это не даст ремню давить на грудную клетку и создаст максимальную эффективность при различных авариях.

Итак. В конце хотелось бы подытожить приведённое выше. Для того чтобы водитель правильно сидел за рулём и у него не было проблем с осанкой требуется:

  • отрегулировать кресло водителя (как это делается, приведено выше);
  • , так как при любом маневрировании на дороге водитель обязан, бывает, сверить обстановку посредством зеркал, и если они будут установлены неправильно, водитель будет испытывать дискомфорт;
  • отрегулировать руль, ведь правильная посадка водителя в первую очередь зависит от положения рук на баранке автомобиля;
  • следует знать о том, что правая нога всегда должна находиться на педали газа и при необходимости менять положение на педаль тормоза (кроме того, к каждой машине следует привыкать, так как у каждого автомобиля свой ход педали);
  • отрегулировать подголовник водительского сиденья;
  • отрегулировать ремень безопасности, который не должен примыкать к грудной клетке слишком плотно и одновременно не быть слишком свободным.

Вот и всё. Данные выше советы помогут водителю чувствовать себя в процессе езды комфортно. Даже во время слишком длительных поездок спина водителя не будет испытывать никаких нагрузок.

Продолжительная работоспособность, быстрая реакция и даже сама жизнь - все это зависит от посадки водителя в кресле. И хотя автолюбитель, находясь за рулем, должен напрочь забыть о слове «удобно», минимальный комфорт ему всегда можно обеспечить. Речь именно о комфорте, а не удобстве, поскольку отдыхать в салоне имеют право исключительно пассажиры. Главное - безопасность, и если назвался груздем - терпи. А статус пассажира и водителя одновременно отнесем к области ненаучной фантастики. Образно говоря, если вы хотите водить машину, а не судьбу за нос, прислушайтесь к советам этой статьи. Она о том, как с помощью соблюдения немудреных правил минимизировать напряжение при управлении автомобилем. И если следовать советам пунктуально в течение не более месяца, то можно самому стать инструктором, знающем о правильной посадке в автомобиле буквально все.

Из области физиологии . Откровенно говоря, сидячая поза считается самой вредной для человека. Однако поскольку рулить стоя мы не можем, приходится адаптироваться к реалиям. Итак, грамотная посадка за рулем позволяет:

    медленнее уставать;

    долгое время сохранять полноценное кровообращение;

    адекватно реагировать на экстремальную ситуацию на дороге

Основа: регулировка сиденья

Именно с водительского кресла начинается отстройка правильного положения в процессе управления машиной. При регулировке сиденья следует учитывать антропометрические данные водителя - его телосложение, рост и вес. Об этом пункте мы расскажем дальше, а пока - стандартные рекомендации.

Водитель должен сидеть так, чтобы:

  • ноги свободно доставали до органов управления, в данном случае педалей;
  • угол наклона спинки составлял 75-90° - этот параметр зависит от того, насколько дальней предполагается поездка;
  • спина водителя должна полностью прилегать к спинке без какого-либо зазора;
  • туловище следует располагать так, чтобы запас хода до края кресла составлял 3-4 см - это минимальный показатель;
  • подголовник - он должен располагаться строго на уровне затылочной части головы.

Типичная ошибка: большой наклон спинки. Если интересуетесь автоспортом, то знаете, что пилоты болидов сидят в креслах, у которых спинка расположена вообще вертикально. Помимо лучшего контроля руля, такое положение позволяет меньше уставать спине. Почему - ответа у врачей нет, но верить профессионалам есть смысл. При этом обе лопатки должны касаться сиденья независимо от того, какой маневр выполняется. Поэтому сиденья у гонщиков имеют специальные изгиб, предотвращающий контакт лопаток от сиденья даже в том случае, если амплитуда движения плеч максимальна. Соответственно, если вы дадите спинке слишком большой угол, в момент отрыва лопаток просто повиснете на руле. То есть контролировать колесо как следует уже не сможете.

Типичная ошибка: слишком низко расположен подголовник. Этот элемент автокресла не должен обеспечивать комфорт - в первую очередь он создан для повышения безопасности. Посмотрите на водителей любой модели Вольво: у них подголовники еще на заводе установлены жестко, без возможности регулировки. И если вы занизите подголовник, считайте, что его нет.

Чем чревата неправильная настройка такой, казалось бы, не самой главной части сиденья? Увы, проблемы могут быть очень большие, потому что в момент удара сзади возникает так называемое хлыстовое, длинное движение головы назад, из-за которого часто повреждаются, а то и ломаются шейные позвонки. А если задняя часть головы водителя в момент аварии была защищена подголовником, то степень безопасности гораздо выше.

Кстати, на рынке уже появились автомобили с водительскими креслами, у которых подголовник имеют еще и горизонтальную регулировку. Если вам достался подобный экземпляр личного авто, то помните: данный элемент должен быть расположен не далее, чем на 3-4 см от затылка

Руль и ручка переключения скоростей

Некоторые шоферы практикуют положение 10 и 2 часа, так как это позволяет прикладывать к рулевому колесу большее усилие. Однако зачем выдумывать велосипед, когда нынешние автомобили поголовно оснащаются усилителями рулевого управления? Это один довод. А второй касается безопасности.

Типичная ошибка. Когда вы активно манипулируете рулем при положении рук 10/2 часа, усилия распределяются несбалансированно. В данном случае вы контролируете машину, но не полностью. И что уж говорить о шоферах, которые ведут свою «ласточку» одной рукой, вторую держа на ручке переключения скоростей… Такая манера вождения подвергает опасности всех находящихся в машине, так как горе-водитель в случае нештатной ситуации не сможет быстро отреагировать на изменения в дорожной обстановке.

Золотое правило: очень важно независимо от используемого положения рук обеспечивать симметричный хват руля. И если вы его научитесь не отпускать даже при совершении экстренных маневров, все будет хорошо! Если говорить о перехвате руля, то он должен совершаться поочередно.

Еще о регулировке руля. В последние годы автопроизводители стали предлагать руль с вертикальной и горизонтальной регулировкой. Казалось бы, очень удобно, если бы не большой процент автовладельцев, стремящихся наклонить рулевую колонку максимально близко к себе, любимому. Их соображения вполне понятны: чем ближе орган управления, тем лучший контроль над машиной. Однако давайте представим, что происходит с таким водителем в момент аварии? Если рулевое колесо находится ближе, чем 35 см к туловищу, то в момент ЧП выстреливающая подушка безопасности причинит немалую боль, а то и сама нанесет травмы. Поэтому весьма рекомендуется наклонять руль так, чтобы до грудной клетки было 35-40 см - ни больше, ни меньше…

Было бы лукавством утверждать, что в нынешней России культура пристегивания ремнем безопасностями уходят корнями в Советский Союз… Напротив, использование этого средства пассивной безопасности у нас рекордно низкое. Однако нужно учитывать, что настройка автокресла, правильная посадки и прочее не дают эффекта без пристегивания! И делать это тоже нужно корректно - так, чтобы датчики измерения объема эйрбэгов сработали вовремя и корректно. Как это сделать?

  • Ремень безопасности однозначно не должен контактировать с горлом водителя или пассажира.
  • Ремень нужно располагать по диагонали - от плеча по всей груди и до бедра
  • Фиксация в кресле должна ощущаться как легкий нажим, не жестко;
  • Зажим фиксатора - он обязан быть тугим, чтобы для открытия замка потребовалось приложить серьезное силовое воздействие.

Типичная ошибка: ненатянутый ремень безопасности. Отрегулировав кресло с рулем, львиная доля российских автовладельцев отправляется в путь с ремнем безопасности, небрежно накинутом на туловище. Особенно часто это происходит зимой, когда водители одеваются в толстые, теплые куртки. Дескать, пустим в глаза пыль гаишникам, что соблюдаем правила ПДД, а сами будем чувствовать себя вольготно… Но это еще полбеды, а вот когда что водитель, что пассажир оставляют средство пассивной безопасности пропущенным за спиной - тем самым они обманывают сигнализатор непристегнутого ремня.

Положение ног на педалях

Этот пункт по важности соперничает с тем, в котором говорилось о правильном хвате рулевого колеса. И его трудно переоценить владельцам машин с механической передач, поскольку во время вождения они вынуждены периодически отрывать ногу от педали. Чтобы без ошибок расположить ноги на данных органах управления и существенно повысить эффективность своих действий, рекомендуется следовать советам.

  • Одна нога должна быть в постоянном контакте с одной из педалей.
  • Между педалью газа и тормоза располагается стопа правой ноги, а чтобы нажать на одну из педалей, следует переносить вес стопы. При этом пятка от пола не отрывается.
  • При нажатии на педали точка опоры должна находиться в середине стопы.

Типичная ошибка: прямые ноги. В случае ДТП несогнутые ноги могут привести к тяжелым последствиям. Соответственно, небольшой сгиб ног обязателен даже в том случае, даже если вы до отказа выжимаете педаль сцепления. Выпрямленная в колене нога, образующая прямую с голенью и бедром - серьезная ошибка в посадке водителя. Не менее травматична позиция, когда приходится отрывать таз от сиденья, чтобы полностью нажать на один из органов управления. Ведь в случае удара вся энергия передастся на бедро, в то время как при слегка согнутом колене импульс частично рассеивается. Безусловно, колено еще сильнее согнется, возможна травма, однако катастрофических последствий избежать удастся.

Настройка зеркал

Итак, вы заняли правильное, удобное положение в автокресле, протестировали доступность органов управления. Далее нужно убедиться, что с места водителя доступен хороший обзор не только спереди, но и сбоку-сзади. Зачем вертеть раз за разом головой при проезде участков, когда лучше настроить зеркала заднего и бокового вида? Эта процедура должна осуществляться строго в соответствии с заданным алгоритмом:

  • наружные зеркала должны отображать небо и дорожное покрытие в пропорции 1:1, то есть условный горизонт находится посередине;
  • с водительского кресла в боковых зеркалах обязательно должна просматриваться ручка задней двери;
  • зеркало заднего вида в салоне должно отображать заднее стекло машины.

Для водителей с нестандартной антропометрией

Если вы далеко не среднестатистический человек с ростом 165-175 см и весом до 90 кг или иными физиологическими особенностями, то стоит следовать нестандартным правилам при посадке в водительское кресло.

  • Слабые руки: решить проблему позволит руль с увеличенными размерами. Захват колеса должен быть широким, в верхней части обода двумя руками.
  • Короткие руки: положение туловище - полностью вертикальное, ноги слегка согнуты. И допустимо изогнуть рычаг КПП, чтобы при манипуляции с ним не нужно было наклоняться вперед.
  • Длинные руки: спинку сиденья следует отклонить на больший угол, чем стандартные 75-90°. При этом ягодицами сдвиньтесь на самый край сиденья: при этом шея будет уставать больше, но придется привыкнуть к этому неудобству.
  • Длинные ноги тоже требуют изменения посадки - ноги с туловищем должны образовывать почти прямой угол. Именно «почти», а не ровно 90 градусов.
  • Маленький размер ноги: подложите небольшую дощечку, подобрав толщину так, чтобы пятки находились над ней.

Проверка правильности посадки и ее изменение в зависимости от условий

Главная задача грамотной посадки за рулем - устойчивость тела, когда основной вес должен приходиться на подушку и спинку кресла. Совершив все необходимые регулировки, проверяем результат: если удается одновременно поднять и ноги, и руки, то все отлично!

Лайфхак. Поскольку при управлении машиной в разных дорожных условиях нагрузка на мышцы спины, рук и ног меняется, допускается отклонение от «золотого» положения в водительском сиденье. Например, когда вы едете по ухабам или скользкому покрытию, чуть-чуть разведите локти рук наружу и вверх - таким образом обеспечивается нормальная работа спинных мышц и легкость управления. Рекомендация особенно актуальна для обладателей переднеприводных моделей.

Если едете по городу, то сгибайте локти чуть больше. Как определить, насколько? Для этого выпрямите руку и положите ее на «баранку» таким образом, чтобы обод находился на уровне локтя. И помните: нога «висеть» над педалью сцепления долго не должна, после смены передачи сразу ее опускайте, иначе мышцы быстро устанут. Это правило действует и в отношении правой руки, которую сразу же после смены передачи следует возвращать на руль.

Сколько требуется времени на «автоматизацию» правильной посадки?

Психологи утверждают, что любому человеку на адаптацию к новым обстоятельствам требуется три недели или 21 день. Однако это средний показатель: у кого-то на выработку безусловной привычки правильно сидеть в кресле водителя уйдет 14 дней, у кого-то - 28. В любом случае уже через месяц вы сможете меньше напрягаться во время вождения, преодолевать без усталости большие дистанции, с высокой степенью вероятности четко реагировать на аварийные ситуации.

Частая ошибка многих водителей с многолетним стажем – это привычка занимать неправильное положение тела, находясь за рулем транспортного средства. Ввиду особенностей первого автомобиля (сломанный тумблер регулировки сиденья, широченное рулевое колесо «Волги», и т.д.), они привыкают к неэффективной позе, при которой помимо несоблюдения правил безопасности, существует активная угроза здоровью (а именно осанке). Правильная посадка водителя за рулем для многих – вещь табуированная (почему-то, признаться в незнании этих основ считается зазорным). Данная статья призвана развеять многочисленные мифы, и стать настоящим пособием для не знающих как правильно сидеть за рулем.

При выполнении следующих важных правил следует учитывать особенности вашей антропометрии. Если в статье встречается показатель угла наклона руки в 120 градусов, то ввиду особенностей вашего роста необходимо отрегулировать все остальные показатели до соответствующих значений (длину сиденья, высоту рулевого колеса и т.д.).

Также, важным фактором является чувство комфорта после регулировки всех составляющих по ниже описанной памятке. Не бойтесь экспериментировать и отходить от заданных значений (в мерах допустимой нормы). Так как особенности строений разных людей индивидуальны, нормативы волей-неволей будут применимы одним и невозможны для других. Анализируйте полученную информацию и определяйте наиболее важные из них.

В приоритете комфорт и удобство водителя, а не пассажира, находящегося за ним.

Подбор положения сиденья

Это основа всех основ. Именно с настройки этого фактора начинается процесс создания места, удовлетворяющего все требования. Правильная посадка водителя полностью зависит положения сиденья. Перед настройкой необходимо учитывать особенности роста и веса водителя. Обеспечьте максимальный комфорт за рулем, а после приступайте к регулировке.

  • В сидячем положении необходимо чтобы запас хода до края сиденья был равен минимальному 3-4 сантиметра.
  • Ноги должны свободно доставать до педалей.
  • Уровень сгиба ноги в колене должен быть приблизителен 120 градусам.
  • Угол наклона спинки водительского кресла должен быть равен 75-90 градусам (в зависимости от дальности поездки).
  • Спина должна полностью контактировать со спинкой кресла.
  • Подголовник должен быть строго отрегулирован до высоты затылка.

Угол сгиба в коленном и локтевом суставе может колебаться до 10-15 градусов.

Регулировка руля и положение рук

Завершив регулировку высоты и длины кресла следует переходить к расположению рук на рулевом колесе. Правильная посадка за рулем – это одно из самых главных условий, так как от него напрямую зависит управляемость автомобилем. Следует учитывать возможность быстро провести требующийся маневр, без предварительной смены положения тела и рук. При настроенном доступе до рулевого колеса, это позволяет сохранить драгоценные миллисекунды.

Автомобильные эксперты и инструктора автошкол советуют разделять рулевое колесо на условный циферблат и дают советы отходя от следующих значений:

  • правую руку разместить на условной позиции «2 часа»;
  • левую руку разместить на условной позиции «10 часов»;
  • сгиб в локтях равен 120 градусов (кисти выше локтей);
  • пальцы полностью обхватывают рулевое колесо. Большой палец должен контактировать с горизонтальной перекладиной (если такова имеется).

Очень важно научится не отпускать руль, особенно при совершении резких маневров (если речь не идет об автомобиле с автономным интерфейсом управления). Перехваты руля осуществлять поочередно, не допуская свободному раскруту последнего.

Пример правильно расположенных ладоней на рулевом колесе.

Ремень безопасности

Не будем лукавить: уровень использования ремня безопасности в нашем регионе рекордно низкий, при лидировании в таблице аварийности на дорогах. Однако, следует помнить, что вышеперечисленные настройки позиции и регулировки правильной посадки ни к чему не приведут, если не использовать эту пассивную меру безопасности. Крайне важно знать, как правильно пристегнуться чтобы датчики измерения объема подушек безопасности сработали правильно. Итак, как это сделать:

  • пристегнутый ремень не должен контактировать с горлом;
  • пристегнутый ремень должен идти диагонально от плеча по всей груди до бедра;
  • фиксировать водителя/пассажира к креслу (вы должны ощущать нажим, но без фанатизма);
  • зажим фиксатора должен удерживать защелку ремня даже при серьезном силовом воздействии на него.

Ремни безопасности не должны сильно вдавливать туловище и прижимать к сиденью, но натяжку желательно чувствовать.

Настройка боковых зеркал и зеркала заднего вида

Когда мы заняли правильное и удобное для нас место, и проверили доступность к важным элементам управления необходимо убедиться в качественном доступе к осматриваемым зонам. Чтобы не вертеть головой по сторонам, и быть предельно сконцентрированным на проезжаемом участке впереди себя, следует предварительно настроить зеркала заднего вида и боковые зеркала. Настройка зеркал заднего вида и боковых зеркал проводится в строгом соответствии заданным нормам:

  • внешние наружные зеркала должны освещать дорожное покрытие и небо в соотношении 1:1 (условный горизонт посередине);
  • во внешних наружных зеркалах должна быть видна ручка задней двери;
  • в зеркале заднего вида (внутреннем) должно отображаться заднее стекло автомобиля.

Памятка по настройке вида в зеркалах заднего и бокового вида.

Правильное положение ног водителя на педалях

Правильное расположение ног также важно, как и расположение рук на рулевом колесе (о нём вы можете прочитать чуть выше). Предельно важен этот пункт для обладателей автомобилей на МКПП, так как им необходимо периодически отрывать ногу от поверхности педали во время движения. Следующие правила помогут правильно разместить ноги на педалях, и значительно повысить эффективность управления:

  • нога должна постоянно контактировать с какой-либо из педалей;
  • стопа правой ноги должна быть размещена между педалью «газ» и педалью «тормоз», а нажатие осуществляется переносом веса стопы на одну из сторон (пятка не отрывается пола);
  • точка опоры при нажатии должна находится в серединной части стопы.

Не отрывайте пяту от предположительного центра доступа к обеим педалям (тормоза и газа).

Следует отметить, что подобные манипуляции перед каждой поездкой проводить не требуется. Единожды настроив под себя сиденье, спинку кресла, рулевое колесо и зеркала вам больше не нужно будет проводить схожие действия каждый раз (возможно, изредка необходима будет подрегулировка). Однако, прежде чем трогаться с места важно совершить несколько незначительных, но крайне важных алгоритмов, которые значительно повысят эксплуатационный срок вашего автомобиля. Новичкам, необходимо заучить следующий перечень правил:

  • если ваш автомобиль имеет МКПП, перед запуском двигателя убедитесь, что ручка находится на позиции Р, или выжмите педаль сцепления;
  • проверьте угол обзора в зеркалах (возможно, во время вашего отсутствия произошла несанкционированная смена положения зеркал);
  • Если автомобиль находится в подчинении у 2-х или более водителей, проверяйте и настраивайте положение кресла индивидуально под себя.

Не бойтесь быть аккуратным и внимательным к наименьшим деталям и оплошностям. Важно приучить себя как можно раньше реагировать на малейшие изменения в перемене комфорта и безопасности. Соблюдение вышеописанных положений значительно увеличит ваш уровень управляемости авто, и повысить безопасность. В следующем материале мы детально рассмотрим советы и правила как правильно рулить и управлять транспортным средством.