Правильное перестроение на дороге на автомобиле. Кто уступает при одновременном перестроении? Приоритет при перестроении на другую полосу движения

Каждый автомобилист, как начинающий, так и опытный, использует различные маневры при движении на магистралях и перестроении.

Езда в городских условиях очень часто принуждает водителей перестраиваться на другую полосу для обгона, либо же для объезда объектов, которые выступают помехами. Но стоит знать, что стоит соблюдать правила, чтобы избежать возникновения ДТП.

Само понятие означает переместить транспортное средство на соседнюю полосу.

Данное маневрирование является началом для многих других, таких как, обгон, объезд, поворот, разворот. Хотя на практике встречается, что движение по соседнему ряду осуществляется только потому, что там лучше дорожное покрытие.

Существуют определенные правила перестроения, предписанные в ПДД:

  • когда вы намерены совершить перестроение из своего ряда, то, прежде всего, необходимо пропустить все ТС, полоса движения которых, остается неизменной;
  • при совершении маневров сразу несколькими авто, дорогу вы должны будете уступить лишь тем транспортным средствам, которые окажутся справа;
  • прежде чем начать свой маневр, в обязательном порядке должны быть включены световые обозначения поворота.

Многие автомобилисты часто совершают следующие неправильные действия, собираясь переместиться в другую полосу:

  1. Изменяете свою траекторию движению на слишком маленьком расстоянии от другого автомобиля. В данной ситуации сложно избежать столкновения, не прибегая к резкому торможению. Чтобы этого не случилось всегда нужно оставлять безопасное расстояние, как для себя, так и для других машин.
  2. Меняется свое движение из-за возникшего препятствия. Чтобы избежать неприятностей, необходимо включить сигнал поворота и ожидать, когда можно будет безопасно продолжить движение. Хотя на практике, обычно, все стараются быстрее выехать с места, где движение затруднено, тем самым нарушая правила.
  3. Часто водители игнорируют слепую зону. А впоследствии, именно это и становится причиной возникшей аварии. Лучше лишний раз убедится, что транспортное средство заметили, и только тогда продолжать свой маневр.

В ПДД перестроение разрешено, когда соблюдены следующие условия:

  1. Когда вы собираетесь перестроиться на правую либо левую сторону, начинать нужно с подачи сигнала поворотника. В противном случае, другие транспортные средства попросту не будут информированы о вашем намерении, и тогда, возможно возникновение дорожного происшествия.
  2. Необходимо совершить обзор дороги по зеркалам, чтобы при передвижении другим участникам движения не пришлось использовать резкое торможение для предотвращения аварии.
  3. Готовясь перестроиться, необходимо скорость подстроить под соседний поток авто, рассчитать угол среза и требуемую дистанцию.
  4. В случае, когда неожиданно для вас на пути возникла яма, то траекторию своего движения резко менять не стоит. Поскольку другие автомобилисты к такому маневру могут быть не готовы.
  5. Когда совершается маневр, все действия должны быть плавными и хорошо взвешенными. Нужно контролировать не только свой автомобиль, но и стараться предугадать действия машин поблизости.

Существуют общие правила, которых придерживаются автомобилисты:

  • если автомобиль не совершает маневр, то и уступать дорогу он не должен;
  • когда ТС перестраивается направо, то уступить дорогу необходимо всем остальным участникам;
  • при перемещении налево, должны пропускать лишь те авто, которые меняют полосу единовременно.

Именно такие действия помогут не нарушать правила и обезопасить себя и свое транспортное средство.

Когда чаще всего возникают ДТП при перестроении?

На загруженных магистралях такой маневр как перестроение, является довольно опасным. Поскольку может повлечь за собой возникновение неприятных дорожных происшествий.

Стоит отметить основные моменты, при которых стать участником аварии достаточно просто:

  1. При начале перестроения такой же маневр стал выполнять и водитель другого транспортного средства. Если вами были соблюдены все правила. То это может оказаться из-за его невнимательности.
  2. Никогда не стоит переоценивать других участников дорожного движения. Поскольку, некоторые из них, попросту могут не знать правил, а это, в свою очередь, повлечет за собой, непредвиденные последствия. Лучше потерять несколько минут и переждать, нежели потом, потерять гораздо больше времени на выяснение обстоятельств аварии.
  3. Внимание за рулем нельзя фокусировать лишь только в одном направлении. Если смотреть по зеркалам, одним глазом нужно контролировать ситуации впереди автомобиля, поскольку, впереди идущие машины могут резко затормозить. А чтобы среагировать, необходимо время. Для этого, всегда требуется соблюдать безопасную дистанцию.
  4. Всегда стоит помнить о таких участниках движения, как скутера. Они представляют наибольшую опасность на дорогах, так как, менее заметны при перестроении, и развивают достаточно высокие скорости.

Соблюдая все правила ПДД и не прибегая к излишней спешке на дорогах, избежать возникновения аварий будет проще. Но, в любом случае, даже при попадании в ДТП, правда, будет на стороне водителя, который двигался без нарушений. И тогда весь материальный ущерб будет ложиться на плечи виновника происшествия.

Опытные водители даже не задумываются, перестраиваясь из ряда в ряд. У них совершение маневров происходит на автомате. Но многие из них нарушают правила дорожного движения и одно из таких перестроений может в лучшем случае закончиться штрафом, в худшем – .

Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь к консультанту:

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ .

Это быстро и БЕСПЛАТНО !

Чтобы избежать неприятных последствий, маневр совершать надо по правилам, о которых вы узнаете далее.

Определение

Перестроение – это маневр, подразумевающий выезд с занимаемой полосы или ряда с сохранением первоначального направления движения.

Если говорить простыми словами, то под перестроением понимается смена полосы движения, выполняемая для обгона, поворота или другого маневра.

При этом маневр должен осуществляться с учетом дорожной разметки, что становится проблематичным при плохих погодных условиях.

Так, на заснеженной дороге невозможно увидеть разметку, что приводит к нарушениям и сомнениям в вопросах правильного совершения маневра.

Основной дорожной разметкой, устанавливающей запрет на перестроение, является сплошная линия. На полосах попутного движения она встречается редко, преимущественно в тоннелях и на мосту. Но все же следует обращать внимание на сплошные линии, чтобы не лишиться прав на несколько месяцев.

Где запрещено, а где нет

Большая часть небольших аварий происходит по причине неправильного перестроения транспортного средства. Водители не неправильно совершают маневр, допуская наезд на другой автомобиль.

Чтобы уменьшить количество аварий на дорогах, в ПДД были включены правила перестроения в разных ситуациях, чтобы водители могли без риска менять полосу движения.

На перекрестке

Один из частых вопросов среди водителей – разрешено ли перестроение на перекрестках. Основная часть запретов распространяется именно на этот участок дороги, поскольку очень высокий риск столкновения с автомобилями, движущимися в параллельном направлении.

В ПДД нет запрета на перестроение при въезде на перекресток. Более того, этот участок дороги считается всенаправленным, поэтому исключены такие понятия как главная и второстепенная дороги, за исключением тех участок, где установлены знаки.

Конечно, задумываться о перестроении лучше заранее, определив для себя полосу движения. Если же это не сделано, то можно перестроиться уже на перекрестке.

При этом важно не забывать о том, что машины справа всегда в приоритете. Поэтому в первую очередь нужно пропустить их, а затем маневрировать.

Но при перестроении нужно учитывать, что согласно пункту 11.4 ПДД на перекрестках запрещен обгон. А без него обойтись после перестроения достаточно трудно.

Поэтому единственно верным решением станет заблаговременное маневрирование на нужную полосу:

На пешеходном переходе

Как и в ситуации с перекрестком, запрета на маневрирование на пешеходном переходе, нет. Но не разрешено совершать обгон все по тому же правилу № 11.4.

Однако вопрос перестроения на пешеходном переходе стоит рассмотреть с логической точки зрения. Переход достаточно узкий, поэтому при всем своем желании водитель не сможет закончить маневр без остановки транспортного средства на «зебре».

Поэтому, чтобы избежать лишних вопросов со стороны инспекторов ГИБДД, стоит маневрировать уже за переходом.

На мосту

Еще одна типичная проблема водителей – можно ли перестраиваться на мосту. Обратившись снова к указанному пункту ПДД, можно понять, что на мосту запрещен обгон. А вот о перестроении нет ни слова.

Однако перестраиваться разрешено только при условии отсутствия запрещающей данный маневр разметки.

На кольце

На кольце действует аналогичное правило. Если отсутствует сплошная линия, то можно перестраиваться, обязательно пропуская машины, которые движутся по той полосе, куда водитель планирует перестроиться.

Сделать этот маневр нужно до выезда с кольца, чтобы не пришлось стоять на правой полосе с целью повернуть налево.

В тоннеле

При движении в тоннелях можно увидеть дорожную разметку. Сплошная линия говорит о том, что перестраиваться запрещено. Связано это правило с разностью температурных режимов.

Так, когда на улице минусовая температура, при въезде в тоннель она резко повышается, что ухудшает сцепление колес с дорогой.

Аналогичная ситуация и в летнем варианте. А это создает высокий риск столкновения с автомобилем, который движется в попутном направлении.

В противном случае придется заплатить штраф. Но еще хуже, что такой маневр грозит серьезным ДТП, поскольку скорость движения автомобилей на таком участке дороги обычно выше среднего и отделаться небольшими царапинами на кузове не получится.

Правила перестроения

Чтобы правильно перестроиться, не нарушив ПДД, следует учитывать несколько правил:

  1. Планируя перестроиться, нужно убедиться в отсутствии сплошной линии, запрещающий данный маневр.
  2. Перед началом перестроения обязательно включается поворотник. Водители должны знать, в какую сторону направляется авто.
  3. Перестраиваясь, нужно пропустить все автомобили, которые движутся по своей полосе без маневрирования.
  4. Если перестраивается сразу несколько автомобилей, то пропускать нужно только тех, кто едет справа.
  5. Снижается скорость автомобиля и рассчитывается расстояние до машины, чтобы избежать столкновения.
  6. Обязательно учитывается скорость автомобиля, который движется по смежной полосе, чтобы встать на другую сторону и не допустить столкновения с машиной, которая окажется позади.

Нельзя применять экстренное торможение, если позади движутся автомобили. Скорость снижается плавно, а затем можно перестраиваться. О маневре важно подумать заранее, начиная перестроение заблаговременно.

Водители других автомобилей оповещаются о запланированном маневре включенными поворотниками.

Кто кому должен уступать по полосам на трассе

Уступать должен водитель того автомобиля, который планирует перестроение. Он сначала пропускает все машины и только после этого перестраивается. При этом важно выбрать безопасную траекторию движения, чтобы не допустить столкновения.

При перестроении нужно посмотреть в зеркала, чтобы при маневрировании другим водителям не пришлось применять экстренное торможение.

В левый ряд

Перестроение в левый ряд проводится по общим правилам. Сначала водитель должен пропустить все автомобили, которые движутся по левому ряду, включив предварительно поворотник. И только после того, как полоса будет безопасной для маневра, можно перестраиваться.

Многие полагают, что уступать должен тот, кто находится на второстепенной дороге. На самом деле, тип полосы значения не имеет. Кто планирует перестроиться, тот и пропускает другие автомобили. Если пропускают, то пожалуйста – можно смело менять полосу.

При сужении дороги

О том, что дорога будет сужаться, водители узнают благодаря знакам. Это означает, что нужно заблаговременно перестроиться, чтобы в последний момент не пришлось применять экстренное торможение.

На картинке видно, что полоса, по которой движется красный автомобиль, сужается. Синяя машина продолжает движение в заданном направлении. В этой ситуации уступить должен именно красный автомобиль, поскольку ему требуется перестроиться в другой ряд.

Между рядами

Перестраиваться между рядами нужно по общим правилам. На многополосной дороге действует еще одно требование – постепенное перестраивание.

Например, автомобиль движется по крайней правой полосе на трехполосной дороге. А ему нужно в крайний левый ряд. В этом случае нельзя пересекать сразу две полосы.

Сначала автомобиль перестраивается на среднюю полосу, а затем на крайнюю. При каждом маневре обеспечивается безопасность движения.

При маневре на каждую полосу не следует резко снижать скорость или, наоборот, давить на газ. По скорости нужно сравняться с автомобилями, которые движутся по этой же полосе.

Движение по полосам в городе с последующим перестроением – самое опасное. В плотном потоке маневрировать довольно трудно, поэтому многие водители допускают роковые ошибки.

Например, при перестроении с крайнего правого ряда в середину дороги машину пропускают. Понадеявшись, что и в крайней левом ряду пропустят, водитель смело перестраивается сразу с двух полос. Но так делать нельзя.

Сначала автомобиль выравнивается на средней полосе, затем снова включается поворотник и только после того, как появится безопасное расстояние между машинами, можно перестраиваться.

Общественного транспорта

Общественный транспорт перестраивается по общим правилам. Для него нет особого приоритета в движении, в отличие от спецмашин с включенными проблесковыми маячками.

Если общественный транспорт движется по выделенной для него полосе, то занимать ее разрушено обычным автомобилям для поворота налево. Полоса в этом случае необходима для безопасного перестроения.

Но следует учитывать, что как только автомобиль занял выделенную полосу, он должен покинуть ее, не мешая общественному транспорту.

Перед светофором

Двигаясь в заданном направлении, многие водители уже перед светофором решают перестроиться. Такое происходит, например, когда крайняя полоса уже занята, а на светофоре горит зеленый сигнал.

Если нужно перестроиться перед светофором, то действовать нужно по общим правилам и учитывая несколько особенностей маневрирования:

  • перестраиваться без поворотника запрещено, даже при отсутствии автомобилей в попутном движении;
  • перед светофором нужно остановиться, если крайние ряды также не двигаются (могут дорогу переходить пешеходы);
  • перестраиваться нужно на средней скорости, без замедления, но и превышать установленный режим нельзя.

Обоюдное

Один из наиболее сложных маневров – обоюдное перестроение. Оно означает, что автомобиль с правой полосы планирует перестроиться в левую полосу, а машина с левой полосы – в правую.

Ситуация распространенная, но многие водители не знают правила маневрирования в данном случае и допускают столкновение.

При одновременном перестроении у обоих автомобилей должны быть включены поворотники – это основное требование. Благодаря сигналам водители видят схему дальнейшего движения транспортного средства с соседней полосы.

Согласно пункту 8.4 ПДД, уступать при перестроении должен тот автомобиль, который совершает маневр.

Если же одновременно перестраивается два автомобиля с разной полосы, то приоритетом пользуется машина справа. Она должна проехать первой, автомобиль с левой полосы обязан пропустить.

Но на практике осуществить перестроение бывает очень сложно, поскольку не всегда удается понять намерения другого водителя, если автомобили движутся в плотном потоке. В этой ситуации важно обеспечить безопасность маневрирования.

Для этого нужно чуть опередить автомобиль со смежной дороги и по-тихоньку начать перемещаться в левую сторону.

При этом обязательно контролируется поведение машин, движущихся по прилегающей территории. Только после того, как водитель с левой полосы начнет пропускать, можно перестраиваться.

Важно не только помнить о своих правах, но и уважать других участников движения. При столкновении двух транспортных средств правда будет на стороне водителя с правой полосы.

Он получит компенсацию по и бесплатно восстановить автомобиль. Но стоит ли требовать выполнять правила дорожного движения ценой своей жизни?

Перестраиваться с левой полосы на правую при одновременном маневре нужно максимально аккуратно. Для начала, пропускаем автомобиль справа, сбавив скорость.

После завершения маневра можно перестраиваться самому, предварительно убедившись в безопасности данного маневра.

При помехе справа

Под помехой справа подразумевается автомобиль, который движется с правой стороны. Среди водителей ходит мнение, что при любом раскладе нужно уступать этой самой помехе.

Но когда речь идет о перестроении это правило обязательно учитывается, но с некоторыми оговорками:

  1. Водитель движется по правой стороне и планирует перестроиться на левую полосу. В этом случае никакой помехи нет, нужно уступить водителю слева и только после этого перестраиваться.
  2. Водитель движется по левой стороне и планирует свернуть на правую полосу. Здесь у него есть помеха справа и он действительно должен пропустить машины со смежной полосы.
  3. Водитель движется по правой стороне, планирует занять левую полосу, а водитель с левой полосы – правую. И опять здесь нет помехи, но автомобиль на правой стороне пользуется приоритетом.
  4. Водитель движется по левой стороне, водитель справа планирует перестроиться. И вот здесь действует это правило. Нужно пропустить помеху справа, а затем перестраиваться самому.

Тема 10. Начало движения, маневрирование (ПДД, глава 8). Перестроения и повороты.

Правила перестроения

Один из главных маневров – это перестроение. При нем ТС меняет занимаемую полосу движения на соседнюю. Если отсутствует сплошная линия разметки, перестроение выполняют для опережения, обгона, объезда, остановки, перед поворотом и разворотом или для более удобного расположения автомобиля на проезжей части.

При перестроении водитель должен соблюдать все правила маневрирования. Последовательность действий при перестроении следующая:

  • контроль обстановки сзади через центральное зеркало заднего вида;
  • уступить дорогу всем ТС, едущим по соседней полосе с более высокой скоростью, не меняя при этом полосы. В случае если речь идет об объезде препятствия, при занятой соседней полосе необходимо снизить скорость вплоть до полной остановки;
  • включение соответствующих указателей поворота;
  • осмотр соседней полосы через наружное зеркало заднего вида, чтобы убедиться в отсутствии настигающих ТС;
  • перестроение на соседнюю полосу после окончательного удостоверения в том, что маневр не создаст помех другим ТС;
  • выключение указателей поворота.

Безопасность перестроения на соседнюю полосу можно обеспечить небольшим ускорением. Снижение скорости во время перестроения или сразу после него может повлечь нехватку тормозного пути для ТС, едущего сзади, при возникновении опасности столкновения. Именно поэтому, если на соседней полосе недостаточно свободного места, совершать на нее перестроение не стоит.

Следует также помнить о том, что соседнюю полосу хорошо видно в зеркало заднего вида только тогда, когда ТС находиться строго вдоль дороги, а не под углом к ней. Соответственно, следующее перестроение нужно начинать только после полного выравнивания на полосе после предыдущего маневра. Перестроение на многополосной дороге по диагонали через две-три полосы может повлечь за собой попадание ТС, путь которых пересекается водителем, в «мертвую зону», а значит и ДТП со всеми вытекающими последствиями.

Согласно пункту 8.4. ПДД. водитель, перестраивающийся в соседний ряд или на соседнюю полосу движения, обязательно должен уступить дорогу тем ТС, которые движутся по ним прямо.

Ситуация, когда два ТС, движущихся бок о бок, начинают перестроение одновременно – одно вправо, другое влево – называется взаимным перестроением. Такие автомобили выполняют одинаковые маневры и находятся в одинаковых условиях. Однако, существует правило, устанавливающее очередность маневрирования и исключающее угрозу столкновения.

Правило «помехи справа»

В равных условиях участники дорожного движения могут оказаться не только при перестроении, а также при пересечении равнозначных перекрестков, во дворе, на автостоянке и т.д. В любом случае один из них будет находиться левее, а другой правее. Пункт 8.9. ПДД описывает правило таким образом. Водитель, имеющий помеху справа в виде другого ТС, обязан уступить ему дорогу. Тому ТС, наоборот, предоставляется преимущество в движении. Данное правило действует и при одновременном перестроении двух попутно движущихся ТС. Самое главное условие применения этой установки – равные права ТС на дальнейшее движение. В неравных условиях, когда согласно Правилам одно ТС имеет преимущество в движении перед другим, например, при наличии на перекрестке главных и второстепенных дорог, при выезде на дорогу с прилегающей территории, в ситуациях, когда одно ТС стоит, а другое движется, оно не используется.

Выполнение поворотов

Этот вопрос изложен в пунктах 8.5.-8.7. ПДД, требования которых, в основном, имеют отношение к многополосным дорогам, так как при наличии всего одной полосы для движения все маневры выполняются с нее. На более широкой дороге становится актуальным вопрос, с какой полосы следует двигаться в нужном направлении, чтобы не допустить столкновения с другими ТС. Пункт 8.5. Правил говорит о том, что разворот и поворот налево необходимо осуществлять из такого положения, чтобы никто на проезжей части не мог оказаться левее водителя. Подобное утверждение относится и к повороту направо. Соответственно, выполнение левого поворота и разворота производится с крайней левой полосы, правого поворота – с крайней левой. Средние полосы предназначены для движения в прямом направлении. Крайняя левая и крайняя правая полосы также могут использоваться для движения прямо.

Вышеописанный порядок движения действует по умолчанию при отсутствии иных указаний. Отступление от общего правила допускается в таких ситуациях. Прежде всего, при наличии перед перекрестком знаков 5.15.1. «Направления движения по полосам», 5.15.2. «Направления движения по полосе», а также при нанесении стрел разметки 1.18. Такие знаки или разметка учитывают форму конкретного перекрестка, пропускную способность дорог, интенсивность транспортных потоков. Они могут давать водителям указания, противоречащие общему правилу, например, разрешать поворот с двух или трех полос одновременно, запрещать движение в определенном направлении. Однако, при разрешенном развороте с крайней левой полосы по стрелке, направленной влево, разворот со средних полос проезжей части всегда запрещен.


Общее правило выполнения поворотов не действует при въезде на перекресток с круговым движением. Так как круговое движение всегда направлено против часовой стрелки, то все въезжающие на круг ТС совершают правый поворот. При его выполнении только с крайней правой полосы остальные полосы, расположенные левее, все время будут свободными, но перед перекрестком образуется затор. Поскольку все транспортные средства поворачивают в одну сторону, одновременный въезд на круг с нескольких попутных полос не становится причиной для ДТП.

Однако, понятия въезда на круговой перекресток и выезда с него различны. Выезжая водители должны соблюдать общее правило, а именно поворачивать направо только с крайней правой полосы.

Особо стоит обратить внимание на положение ТС после выполнения поворота. В пункте 8.6. Правил говорится о том, что водители должны поворачивать таким образом, чтобы по окончании маневра не оказаться на встречной полосе.


При этом на пересечении проезжих частей допустимо двигаться по любой траектории. Но попадая на участок дороги, примыкающей к пересечению, ТС должно придерживаться правой стороны проезжей части. В противном случае опасность ДТП значительно возрастает, может произойти столкновение с теми, кто едет по поперечной дороге по направлению к перекрестку. Пункт 8.6. также дополнительно сообщает, что поворот направо, начатый по общему правилу с крайней правой полосы, должен завершаться на крайней правой полосе. В ситуации, когда поворот разрешен с нескольких полос, то из второго ряда следует поворачивать во второй ряд, из третьего – в третий. Считаются полосы от правого края проезжей части. Таким образом, крайняя правая полоса – первая, расположенная слева от нее – вторая и т.д.

При совершении поворота налево ТС может быть расположено на любой полосе с водительской стороны проезжей части. Что касается разворота, то его траектория зависит от габаритов транспортного средства, радиуса поворота, а также от ширины разделительной полосы на дорогах с двумя проезжими частями.

Очевидно, что ПДД очень подробно описывают процедуру выполнения поворотов. Однако зачастую в реальной дорожной обстановке бывает сложно и даже невозможно выполнить все предъявляемые Правилами требования. Причиной этому может стать препятствие на пути или припаркованные автомобили на узких улицах. В таких случаях пункт 8.7. позволяет начать поворот не с той полосы. При этом должны соблюдаться следующие условия:

  • водитель не должен создавать помехи другим участникам движения;
  • должна быть обеспечена безопасность маневра;
  • ТС не должно оказаться на встречной полосе.

Пользоваться этим правилом разрешается только при наличии уважительной причины. Во всех остальных ситуациях нарушать установленные нормы выполнения поворотов запрещено даже при отсутствии очевидного вреда.

Особенности поворота налево

Поворачивать налево можно не только на перекрестке, но и на участке дороги между двумя соседними перекрестками. Перед совершением маневра в сторону территории, прилегающей к дороге слева, следует занять на своей половине проезжей части крайнее левое положение. Даже на двухполосной дороге с одной полосой для движения в попутном направлении нужно прижаться к ее левому краю, непосредственно к осевой линии разметки. В противном случае ТС может попытаться совершить объезд слева, что неминуемо повлечет за собой ДТП.

Пункт 8.8. гласит, что после принятия правильного положения на проезжей части необходимо уступить дорогу всем участникам дорожного движения, путь которых будет пересечен при заезде на прилегающую территорию, а именно:

  • пешеходам, следующим по тротуару и обочине;
  • встречным ТС;
  • трамваям, движущимся в попутном и встречном направлениях.

Стоит также помнить о том, что на двухполосной дороге велика вероятность обгона другим водителем по встречной полосе. Именно по этой причине даже при наличии свободной встречной полосы перед поворотом налево необходимо смотреть в наружное зеркало. В случае ДТП виновен будет не только другой водитель, так как не была обеспечена безопасность маневра и создана помеха другим участникам дорожного движения.


Любой водитель, сбавивший скорость или совершивший остановку на проезжей части для того, чтобы пропустить встречные ТС, может стать жертвой наезда сзади. Именно поэтому не стоит заранее выворачивать руль для поворота налево. Так как после удара сзади автомобиль с повернутыми колесами выкатится на встречную полосу со всеми вытекающими отсюда последствиями. При выставленных колесах авто в прямом направлении его отбросит вперед, где никого нет. Последствия такого ДТП, как правило, минимальны.


Полосы разгона и торможения

Требования 8-ой глава ПДД одинаковы для всех дорог. Однако, больше всего маневров приходится совершать в городе. Водителю нужно перестраиваться, поворачивать и т.д. Двигаясь за городом, направление езды меняют реже. Скорость же транспортного потока, напротив, значительно выше, чем на городских улицах. На загородных дорогах может возникнуть следующая проблема. Водитель, желающий свернуть и снизивший для этого скорость, задерживает позади себя ТС, продолжающие движение в прямом направлении.

На многих дорогах обустроены специальные дополнительные полосы торможения. Они позволяют избежать задержек в пути. Дорога незадолго до поворота расширяется на одну полосу – дополнительную полосу торможения. Пункт 8.10. требует от водителей, собирающихся выполнить маневр, перестроиться на такую полосу, не снижая скорости, а потом, находясь уже на ней, начинать тормозить. Полоса имеет длину, достаточную для выполнения этих действий без спешки. Таким образом, маневрирующее транспортное средство не мешает другим участникам движения ехать по остальным полосам, не меняя скорости.

Пункт 8.10. также регламентирует обратную ситуацию с полосой разгона. После поворота и выезда на большую дорогу ТС, не успев набрать скорость, движется недостаточно быстро. Для того, чтобы не быть помехой для ТС, едущих и настигающих сзади, необходимо:

  • повернуть на полосу разгона с примыкающей дороги;
  • двигаться по полосе, постепенно увеличивая скорость;
  • оценить обстановку на соседней полосе при помощи наружного зеркала;
  • смотря в зеркало, выбрать в потоке ТС, едущих по соседней полосе, промежуток для «вклинивания» при перестроении;
  • рассчитать скорость движения так, чтобы выбранный промежуток к концу полосы разгона оказался рядом с Вашим автомобилем;
  • к моменту перестроения скорость ТС должна приблизительно равняться скорости основного транспортного потока;
  • совершить перестроение следует, не создавая никому помех.

Вспомогательные полосы разгона и торможения могут быть обустроены при подъезде к парковкам, остановкам общественного транспорта, местам разворота на дорогах с разделительной полосой. Проезжая мимо таких мест по основным полосам проезжей части, необходимо соблюдать бдительность и осторожность.

Правила дорожного движения:

8.4. При перестроении водитель должен уступить дорогу транспортным средствам, движущимся попутно без изменения направления движения. При одновременном перестроении транспортных средств, движущихся попутно, водитель должен уступить дорогу транспортному средству, находящемуся справа.

продолжить чтение

Правила дорожного движения:

8.8. При повороте налево или развороте вне перекрестка водитель безрельсового транспортного средства обязан уступить дорогу встречным транспортным средствам и трамваю попутного направления.

продолжить чтение

Правила дорожного движения:

8.9. В случаях, когда траектории движения транспортных средств пересекаются, а очередность проезда не оговорена Правилами, дорогу должен уступить водитель, к которому транспортное средство приближается справа.

продолжить чтение


Салют, друзья! При выяснении того, кто кому должен уступить на дороге, порой, доходит до рукопашной.

Буквально на днях наблюдал такую «картину маслом», при этом водители кинули машины посреди дороги, а разнимать их пришлось другим участникам движения. Беда!

А посему предлагаю срочно разобраться, как правильно выполнять перестроение по полосам по ПДД.

Освежим матчасть

Для начала вспомним пункт 8 и 9 ПДД, в которых речь идет о начале движения, маневрировании и расположении ТС на дороге. Какие моменты нас особенно интересуют?

  • Начинаете перестроение? Уступите дорогу всем попуткам.
  • Другой водитель вместе с вами начинает перестроение? Если он справа, уступите дорогу ему. А вот если вы находитесь от него справа, то проявить любезность должен уже он.
  • Если кто-то, совершая маневр, сближается с вами на опасное расстояние, он получает приоритет, только если приближается справа. Например, вы едете по правой полосе, которая заканчивается, и должны перестроиться на левую, а по ней едет попутный грузовик, который не меняет движение. Перед маневром вы должны уступить ему дорогу, и только после этого перестраиваться влево.

А вот и универсальное правило – при перестроении уступите дорогу всем, помня, что все, кто едет прямолинейно и не меняет полосу, получают приоритет.

Правило «помехи справа»

Почему-то многие водители считают, что в затруднительных ситуациях, когда они не знают, какими правилами руководствоваться, нужно применять правило «помехи справа».

И вроде как всегда будешь прав!

Строго говоря, в ПДД вообще нет правила «помехи справа». Оно введено на бытовом уровне для простоты выхода из сложных дорожных ситуаций.

  • при одновременном перестроении;
  • на участках, где очередность не оговорена другими правилами (например, на нерегулируемом перекрестке).

Одновременное перестроение

О правильном одновременном перестроении и применении упомянутого правила «помехи справа» идет речь в п.8.4.

Но если бы все ситуации на дорогах сводились к одному предложению – при одновременном перестроении приоритет получает тот, кто движется справа. Предлагаю посмотреть на то, как действовать в трех наиболее типичных случаях.

  • Сосед надумал перестроиться на вашу полосу, но уступать вы не обязаны, так как правило «помехи справа» в данном случае не работает. Вы же не планируете совершить маневр, а преспокойно едете по своей полосе, не меняя траекторию.
  • Вы хотите оказаться в левой полосе, но и водитель слева задумал перестроиться. Здесь уже правило помехи справа работает, и сосед должен уступить вам дорогу, независимо от того, какой маневр он совершает. Правда, давить на газ в этом случае не стоит, а начинать перестроение лучше все-таки после того, как появится полная уверенность – сосед-то джентльмен и ПДД хорошо выучил.
  • Вы решили попасть на правую полосу, но и справа водитель планирует маневр. Здесь уже вы должны проявить душевную теплоту и заботу и уступить дорогу.

Разберем конкретику

Попробуем понять, как поступить правильно в такой ситуации – вы решили перестроиться в левый ряд из правого, но место «приземления» пока занято.

  • Оцените происходящее вокруг, и не только слева, но и впереди, и сзади.
  • Включите левый поворотник и сбросьте немного скорость, чтобы занимающий место слева ушел вперед.
  • Убедитесь, что на «освободившийся островок» никто не претендует, плавно поворачиваете налево и встраиваетесь в полосу.
  • Выключите поворотник и проконтролируйте дистанцию до впередиидущего.

В билетах ПДД есть и такой вопрос: Обязаны ли вы при движении по правой полосе уступить дорогу тому, что пытается перестроиться слева? Варианты: 1) да, если водитель опередил ваш автомобиль; 2) да; 3) нет.

И последний ответ – правильный: вы едете справа, не меняя направления, поэтому не обязаны уступать дорогу.

Шпаргалка для новичков

Лично я для простоты запоминания держу в голове такую шпаргалку:

  • Я не перестраиваюсь – никому ничего не должен.
  • Если я захотел направо – уступить должен всем.
  • Если захотел налево – пропустить должны те, кто тоже планирует маневр. Но могут и не пропустить!

О чем еще нужно помнить начинающим водителям?

  • Соблюдайте скоростной режим. Держите ту скорость, с которой движутся машины в полосе, куда вы хотите попасть.
  • Не забудьте включить поворотник, а то ведь другие водители телепатическими способностями не обладают и вряд ли догадаются о ваших намерениях без подсказки.
  • Смотрите в зеркала во время перестроения постоянно, оценивая каждую секунду происходящего на дороге.
  • Перестраивайтесь только при абсолютной уверенности, что маневр безопасен.
  • Закончили дело – гуляйте смело, но не забудьте на радостях выключить поворотник.

Перестроение в пробке и на кольце

Перестроиться в пробке, с одной стороны, сложнее (все раздражены и места для маневра нет), а с другой, – проще, ведь всегда можно получить визуальное подтверждение от соседа, который пропускает вас перед собой.

Увидели в зеркале добрые глаза другого водителя, его добродушную улыбку и обнадеживающий кивок головы, убедитесь, что он притормозил, и решительно, но без рывков встраивайтесь по диагонали в предоставленный просвет.

Не могу не вспомнить о распространенной ошибке выезда с кольца – слева низ-з-зя! Совершить такой маневр можно исключительно с крайней правой полосы, на которую перестраивайтесь заблаговременно на основании общих правил.

Дорожные войны

К сожалению, на дорогах нередко встречается хамство, и дожидаться, пока освободится место можно о-о-о-очень долго.

Рисковать и пытаться подрезать нахала, перестроившись раньше и заняв свободное место, конечно, можно, но стоит ли игра свеч?

Если кому-то «позарез как надо», не мешайте! Пусть человек радуется жизни и считает себя самым умным и везучим. Амбиции на дороге – последнее дело, ведь именно они нередко приводят к трагическим последствиям.

Что ж, друзья, по данной теме у меня всё. Расскажите в комментариях о своем опыте перестроения? Совершали ли вы ошибки или возникали ли спорные ситуации?

Разберем, кто прав, а кто виноват, вместе. Буду признателен, если поделитесь статьей в социальных сетях. До новых встреч! И удачи на дорогах!

Сегодня, особенно в головокружительном ритме большого города, автомобиль действительно стал обычным средством передвижения, позволяющим значительно экономить время и силы. Его используют для деловых поездок или перемещений на дальние расстояния, на машине проделывает ежедневный путь на работу и с работы и даже отправляются в магазин, парикмахерскую, прачечную. На каждом маршруте автомобилист выполняет десятки маневров. Одним из наиболее частых является перестроение.

Статистика, приводимая службами безопасности дорожного движения, говорит, что перестроение относится к наиболее сложным и опасным маневрам (уступает по показателям исключительно обгону по встречной полосе), а по частоте ДТП намного превосходит большинство других. Такие аварии часто не приводят к тяжелым последствиям, но чтобы избежать травм и дорогостоящих ремонтов, необходимо знать, как правильно и безопасно перестраиваться в различных ситуациях. Особенно необходимы твердые знания новичку, не обладающему достаточным опытом вождения в сложной дорожной обстановке.

ПДД о перестроении.

Все действия водителя в любых ситуациях регламентируется действующими правилами дорожного движения. Не исключение и перестроение.

ПДД рассматривает перестроение как изменение полосы движения без смены его направления. Возникнуть необходимость его выполнения может в различных случаях:

  • уменьшение количества полос движения;
  • наличие препятствия, неподвижного (стоящего автомобиля, места аварии) или движущегося (например, транспортного средства, скорость которого минимальна);
  • необходимость изменения скорости движения в потоке, связанная с переходом на более скоростную полосу и т.д.

В любом случае правила предписывают водителю выполнять определенную последовательность действий. Регламентируют их пункты 8.1, 8.4 ПДД.

П. 8.1 говорит о том, что необходимо предпринимать перед и во время маневрирования. Согласно ему, главное, на чем должно быть сосредоточено внимание водителей:

  • информировать участников о намерении выполнить маневр — подать сигналы указателями поворотов или другими способами, например, рукой.
  • обеспечить безопасность движения;
  • не создавать помех другим его участникам.

П.8.4 указывает приоритет, который имеют транспортные средства, становящиеся участниками ситуации при маневрировании.

  • любой автомобиль, движущийся по своей полосе без изменения направления движения, владеет преимуществом перед перестраивающимся авто;
  • при одновременном выполнении маневра приоритетное право принадлежит транспортному средству, находящемуся справа.

Фактически, используя эти 2 пункта можно рассматривать все ситуации, возникающие при перестроении.

Выполнение перестроения в конкретной дорожной остановке.

Чтобы перестроиться и не создавать аварийную ситуацию, водителю приходится учитывать реальную дорожную обстановку. В каждом случае маневр имеет определенные особенности.

Перестроение слева в правую полосу.

Такое маневрирование – наиболее понятный случай, не допускающий разночтений. Согласно п. 8.4 ПДД перед выполняющим такое действие пользуются преимуществом все транспортные средства – движущиеся по своей полосе и начавшие перестроение одновременно.

Соответственно, водитель обязан включить указатель правого поворота, пропустить все ТС, только после этого завершить маневр, заняв свободное пространство в правом ряду.

Перестроение в левый ряд справа.

Ситуация в этом случае не так однозначна. Уступить водитель обязан тем, кто осуществляет движение, не меняя ряда. Перед участниками, перестраивающимися вправо, он имеет преимущество, и, соответственно, право закончить маневр первым.

Теоретически выглядит достаточно просто, на практике следует рассматривать множество факторов.

  • Подавать сигнал, информирующий о маневрировании следует, когда появилось намерение перестроиться, а не в момент начала активных действий. Раннее предупреждение позволит другим участникам заблаговременно получить информацию о потенциальном изменении обстановки, подготовиться к нему, обдумать и предпринять собственные ответные действия (например, освободить пространство для перестраивающегося авто).
  • Прежде всего, требуется контролировать обстановку перед автомобилем. Нередки случаи, когда водитель концентрирует внимание на происходящем в соседнем ряду, упуская из виду находящееся по ходу движения препятствие или впереди идущий автомобиль. Ожидание подходящего момента для маневра может затянуться, в таком случае расстояние до препятствия сократится до критической величины (особенно опасно, если идущее впереди транспортное средство начнет притормаживать), что чревато аварийной ситуацией.
  • Глядя в зеркало заднего вида и боковые зеркала необходимо оценивать не только наличие свободного места в соседнем ряду, которое водитель намеревается занять, но и скорость движущихся в нем автомобилей, поведение участников ситуации.

Вариантов развития событий может быть несколько.

  • Перестроение на пустую полосу. Самый простой и безопасный маневр. После включения поворотника и оценки обстановки впереди, доворачивается руль, занимается пространство в соседнем ряду без снижения скорости.
  • Автомобиль сзади в соседнем ряду движется с аналогичной скоростью, а свободного места на полосе достаточно для завершения маневра. Ситуация дает возможность перестроиться без снижения скорости.
  • Скорость идущего сзади в нужном ряду авто ненамного превышает скорость намерившегося перестраиваться, а впереди достаточно свободного пространства. При перестроении рекомендуется несколько ускориться и после этого занять место на нужной полосе.
  • Аналогичная ситуация, но скорость идущего сзади транспортного средства значительно превышает скорость выполняющего маневр. В этом случае стоит пропустить автомобиль и перестраиваться в свободное пространство позади него. Возможно также некоторое снижение скорости перед маневром, чтобы автомобиль в соседнем ряду ушел вперед быстрее.

Все эти варианты хороши при относительно свободной дороге. Маневр в плотном потоке или в пробке выполнить значительно сложнее. Здесь успех зависит от действий водителя, собирающегося его выполнить, намерения других участников движения этому способствовать, например, обеспечить свободное пространство в своем ряду. Соответственно, необходимо особенно внимательно контролировать их поведение. Первостепенную важность играет своевременная подача сигналов. Поскольку мигающий указатель поворотов в такой обстановке говорит о возможном усложнении ситуации, водители, как правило, реагируют адекватно и стараются оказать помощь коллеге.

  • Несмотря на сложность перестроения, особенно в напряженной дорожной обстановке, выполнять маневр нужно уверенно – страх на дороге вреден, неуверенность и метания значительно усложнят ситуацию, сделают ее опаснее.
  • Вписываться в соседний ряд транспортных средств следует под острым углом – за счет этого упрощается поддержание скорости и безопасной дистанции.
  • Перед перестроением рекомендуется набрать скорость, с которой осуществляется движение в нужном ряду.
  • На своей полосе следует двигаться как можно правее (ближе к разделительной линии разметки или краю дороги). Этим освобождается дополнительное пространство для выполнения маневров самим водителем и другими участниками движения.

Следует помнить, что в ситуации, когда автомобили занимают несколько рядов, число которых больше количества полос (ситуация в мегаполисах, особенно в пробках – не редкость), транспортные средства, движущиеся над разделительной линией разметки рассматриваются (в случае ДТП) как перестраивающиеся, что влечет соответствующую оценку действий водителей.

Видео уроки от автоинструктора.