Принцип работы генератора ваз 2108. Схема подключения генератора в автомобилях ваз

Электрический генератор ВАЗ 2108 выходит из строя достаточно часто. Причин возникновения неполадок в оборудовании множество, а последствия игнорирования таких неисправностей могут быть плачевными. Поэтому крайне важно своевременно уделять внимание техническому обслуживанию своего автомобиля. Ремонт электрогенератора — это элементарный процесс, с которым справится даже автолюбитель без опыта. Достаточно разобраться в принципах работы такого оборудования.

Принцип работы устройства и его схема

Электрогенератор выполняет роль автономного источника энергии в любом автомобиле, он предназначен для равномерной подпитки аккумулятора. Если генератор выходит из строя или изнашивается, аккумулятор перестает получать необходимое количество энергии и не может обеспечить стабильную работу технической составляющей машины.

Как только его заряд иссякает, транспортное средство глохнет. Завести машину после подобного — это не самая простая задача. Для получения визуального представления о работе электрогенератора потребуется его схема. Схема генератора ВАЗ 2108 представлена на рисунке. На ней пронумерованы все элементы, которые имеют важное значение в работе устройства.

  1. Электрогенератор.
  2. Минусовый диод.
  3. Запасной диод.
  4. Плюсовый диод.
  5. Лампа управления разряда аккумулятора.
  6. Приборный блок.
  7. Вольтметр.
  8. Монтажный блок.
  9. Резервные резисторы по 100 Ом.
  10. Реле зажигания.
  11. Питание зажигания.
  12. Батарея аккумулятора.
  13. Конденсатор.
  14. Роторная обмотка.
  15. Контроллер напряжения (есть только в моделях автомобиля, выпускавшихся до 1988 г.).

Схема генератора ваз 2108. 1 — генератор; 2 — отрицательный диод; 3 — дополнительный диод; 4 — положительный диод; 5 — контрольная лампа разряда аккумуляторной батареи; 6 — комбинация приборов; 7 — вольтметр; 8 — монтажный блок; 9 — дополнительные резисторы по 100 Ом, 2 Вт; 10 — реле зажигания; 11 — выключатель зажигания; 12 — аккумуляторная батарея; 13 — конденсатор; 14 — обмотка ротора; 15 — регулятор напряжения

Электрический генератор на ВАЗ 2108 располагается под капотом машины, он функционирует при помощи специального ремня. Основными причинами выхода из строя оборудования являются:

  • износ щеток;
  • поломка заряжающего реле;
  • неисправность диодного моста;
  • стопор подшипников роторного вала.

Ремонт генератора «восьмерки»

Прежде всего потребуется определить причину поломки. Это осуществляется по следующим признакам:

  • наличие нехарактерных для работы автомобиля звуков (стопор подшипников);
  • невысокая производительность устройства (ослаб ремень генератора ВАЗ 2108, износились щетки);
  • нестабильное выходное напряжение (выход из строя диодного моста).

Чтобы диагностировать поломку, прежде всего необходимо при помощи вольтметра замерить уровень напряжения на аккумуляторе. Для этого надо освободить обе клеммы и подключить устройство. Если электрогенератор в работоспособном состоянии, напряжение будет находиться в диапазоне 13,8-14,5 В. После этого нужно запустить мотор и прикоснуться рукой к крышке генератора для выявления уровня вибрации.

В случае сильного износа подшипников роторного вала вибрация будет довольно ощутимой. При исправной работе ее практически нет. Затем нужно проверить уровень ослабления ремня. Для этого следует заглушить двигатель и надавить на ремень пальцами. Он считается исправным при прогибе не более 1-1,5 см.

После первичной диагностики и определения проблемы необходимо демонтировать, разобрать и отремонтировать устройство, а затем установить его обратно.

Демонтаж электрогенератора

Перед снятием генератора потребуется заглушить мотор, повернуть рулевую колонку вправо до конца и заглянуть под капот. На 2108 устройство располагается в нижней части, левее от двигателя, рядом с охлаждающим радиатором. Обнаружив генератор, перед началом работ не забудьте освободить клеммы аккумулятора. Если вы подозреваете износ щеток, стоит сначала демонтировать зарядное реле, которое находится на задней части корпуса электрогенератора.

Оно закреплено при помощи двух болтов. Открутив метизы и отсоединив контактный штекер, необходимо осмотреть состояние щеток. Если их ресурс выработан, потребуется приобрести новое зарядное реле. Это определяется простым измерением длины щетки, ее размер должен быть не менее 4 см. При работоспособном состоянии щеток достаточно закрепить реле обратно. В случае других проблем потребуется полностью демонтировать сам генератор.

В первую очередь нужно отключить проводку, которая разделена на 2 части. Первая — включает в себя два красных провода, они подведены к задней части корпуса генератора и закреплены метизами. Вторая часть состоит из одного красного провода, он подсоединен к клемме генератора при помощи штекера с той же стороны устройства. Отсоединив обе проводки, нужно демонтировать генератор в определенной последовательности.

Сначала раскручиваются метизы, которые закреплены на планке ременного натяжителя (сверху генератора). Затем откручивается гайка, крепящая эту же планку к блоку мотора. После этого нужно раскрутить гайку, которая крепит кронштейн генератора к блоку мотора. Далее снимается ремень устройства, откручиваются метизы, крепящие генератор к кузову автомобиля. По завершении этих действий генератор можно снять легким движением и приступить к его разборке.

Разборка устройства

Для разборки потребуются следующие инструменты:

  • набор гаечных ключей;
  • съемник подшипников;
  • тиски.

С их помощью процесс разборки существенно ускорится. Приступая к работе, нужно раскрутить метизы крепления роторного вала ключом на 19. Обычно они закрепляются очень туго, поэтому придется приложить немало усилий. В процессе раскручивания элементов крепежа важно запомнить их расположение, поэтому рекомендуется сделать примерный набросок на бумаге. Эта схема поможет вам не запутаться при сборке устройства.

Расположите генератор задней частью кверху и раскрутите 4 элемента крепления при помощи ключа на 8. Так вы сможете вскрыть фронтальную часть корпуса электрогенератора. Там располагается подшипник, который крепится при помощи пластин. Раскрутите метизы, фиксирующие его пластины, и высвободите подшипник из гнезда.

Если он не поддается, необходимо поспособствовать этому деревянной рейкой, размер которой совпадает с габаритами подшипника. Неразобранную часть генератора потребуется закрепить в тисках и дернуть заднюю часть корпуса для высвобождения элемента. Остаются только роторный вал и еще один подшипник, которые демонтируются при помощи съемника. Для этого нужно насадить инструмент на подшипник и высвободить его из гнезда вала.

Детали генератора: 1 – регулятор напряжения в сборе со щеткодержателем у генераторов выпуска с 1996 г.; 2 – регулятор напряжения и щеткодержатель у генераторов выпуска до 1996 г.; 3 – колодка вывода дополнительных диодов; 4 – изолирующие втулки; 5 – выпрямительный блок; 6 – контактный болт; 7 – статор; 8 – ротор; 9 – дистанционная втулка; 10 – внутренняя шайба крепления подшипника; 11 – крышка со стороны привода; 12 – шкив; 13 – наружная шайба крепления подшипника; 14 – стяжной болт; 15 – передний шарикоподшипник ротора; 16 – втулка; 17 – крышка со стороны контактных колец; 18 – буферная втулка; 19 – поджимная втулка; 20 – конденсатор

Если вы диагностировали износ подшипников, необходимо записать их маркировку и приобрести новые. Нет необходимости идти в магазин запчастей, взяв с собой подшипники. Не рекомендуется слушать советы продавцов по поводу схожих подшипников, которые тоже подойдут. Покупайте продукцию, строго соответствующую маркировке оригинальных деталей.

Разобравшись с подшипниками, потребуется проверить диодный мост, который размещается внутри задней части корпуса устройства. При обнаружении механических повреждений или окисления на поверхности детали нужно демонтировать мост, раскрутив 4 элемента крепления, и заменить на новый. Стоимость всех вышеупомянутых деталей не превышает 800-1000 руб. в общей сложности, поэтому вы можете заменить все сразу, если есть такая возможность.

Генератор автомобилей ВАЗ 2108, 2109, 21099 представляет из себя синхронную, трехфазную электрическую машину, переменного тока с электромагнитным возбуждением. В нем встроен выпрямитель (диодный мост) на кремниевых диодах и электронный регулятор напряжения. Помимо этого имеется ротор – вращающаяся часть генератора и статор – неподвижная часть. Ротор приводится в движение ремнем от шкива на коленчатом валу двигателя. На двигателях ВАЗ 2108, 21081, 21083 ремень клиновой, на 2111 поликлиновой. На ряде автомобилей устанавливались генератора производства Болгарии, Словении, Германии. По своим характеристикам они аналогичны отечественным генераторам, но могут несколько отличаться конструктивно.

На карбюраторных двигателях ВАЗ устанавливается генератор 37.3701 , на двигатель 2111 генератор 9402.3701 . Оба генератора схожи по устройству и характеристикам, различия лишь в величине отдаваемого тока (9402.3701 мощней).


Технические характеристики генератора 37.3701

— Величина отдаваемого тока (при 6000 об/мин -1 и напряжении 13 В) – 55 А — Величина напряжения – 13.6 – 14.6 В

— Направление вращения ротора – правое — Максимальная частота вращения ротора – 13000 об/мин -1

— Передаточное отношение двигатель/генератор 1/2.04

Технические характеристики генератора 9402.3701

— Величина отдаваемого тока (при 6000 об/мин -1 и напряжении 13 В) – 80 А — Величина напряжения – 13.2 – 14.7 В

— Направление вращения ротора — правое

Нормально работающий, исправный, генератор автомобилей ВАЗ 2108, 2109, 21099 и их модификаций выдает напряжение в диапазоне 13.6 В – 14.6 В . Визуально это можно отследить по вольтметру на щитке приборов, а лучше измерить напряжение вольтметром (мультиметром, автотестером…). Исходя из этого, неисправности генераторов сводятся всего лишь к двум проблемам:

— генератор вовсе не дает зарядный ток , либо дает его в небольшом объеме (напряжение маленькое – стрелка вольтметра в красной зоне или близко к этому);

— генератор выдает слишком большой зарядный ток (напряжение выше нормы, стрелка вольтметра валится сильно вправо).

В первом случае аккумулятор недозаряжается и, по прошествии некоторого времени, запустить двигатель будет проблематично. Во втором случае наступает перезаряд аккумулятора и как следствие выкипание его электролита (аккумулятор «кипит»), осыпание пластин и далее окончательный выход из строя.

Желательно иметь хотя бы самый простенький тестер, чтобы с большой долей вероятности диагностировать неисправности генератора. Помимо этого ориентируясь на показания приборов можно так же делать определенные выводы о работоспособности генераторной установки.

В нескольких статьях на нашем сайте приведены наиболее генераторов автомобилей ВАЗ 2108, 2109, 21099 рекомендации по их диагностике и устранению.

Устанавливается генератор ВАЗ-2108 в передней части моторного отсека, приводится в движение гибким клиновидным ремнем. Необходим для питания бортовой сети автомобиля и зарядки аккумуляторной батареи. Нуждается агрегат в своевременном обслуживании - если не производить ремонт, он перестанет питать сеть, вызовет массу неприятностей.

Первые признаки того, что не работает генератор - это заметное уменьшение яркости освещения и падение напряжения. Но самое главное - загорается лампа на приборной панели. Изучите конструкцию генератора восьмерки, чтобы самостоятельно производить его обслуживание и ремонт.

Для чего необходим генератор?

Он нужен для питания бортовой сети при запущенном двигателе. На остановленном вся сеть питается от аккумуляторной батареи. Если вы самостоятельно проводили замену генератора ВАЗ-2108 или любого другого автомобиля, то видели, что у него имеется один силовой вывод. К нему подключено несколько проводов:

  1. Самый толстый соединяет генератор с плюсовой клеммой аккумуляторной батареи. Именно по этому проводу происходит зарядка АКБ. Обратите внимание на то, что предохранителей на нем нет. Поэтому при любых манипуляциях с генератором необходимо обесточить бортовую сеть.
  2. Тонкий короткий провод, идущий к регулятору напряжения - необходим для питания обмотки возбуждения.
  3. Редко, но бывает, что к этому выводу генератора подключается дополнительное оборудование.

На автомобилях используется довольно старая, но зарекомендовавшая себя конструкция генератора ВАЗ-2108. Карбюратор применяется в системе впрыска топлива. На инжекторных автомобилях от силового вывода генератора запитаны топливные форсунки и катушки зажигания. Все остальные потребители берут питание от плюсового вывода аккумуляторной батареи.

Конструкция генератора

Можно выделить несколько составных частей, из которых состоят генераторы, используемые в автомобилях:

  1. Ротор - на нем находится обмотка возбуждения.
  2. Статор - неподвижная часть, состоит из магнитопровода (изготовлен из трансформаторной стали) и силовой обмотки.
  3. Передняя и задняя крышки - в них устанавливаются подшипники, необходимые для свободного вращения ротора.
  4. Подковообразный блок выпрямителя - состоит из шести полупроводниковых диодов.
  5. Щеточный узел в одном корпусе с регулятором напряжения.
  6. Конденсатор - позволяет избавиться от переменной составляющей вырабатываемого тока.
  7. Контактные кольца - с их помощью передается ток к обмотке возбуждения ротора.

Чтобы привести в движение ротор, используется клиновый ремень генератора ВАЗ-2108. Он надевается на шкивы коленчатого вала и генератора.

Особенность работы генератора

Обязательное условие функционирования любой генераторной установки - это наличие магнитного поля. Причем оно не обычное должно быть, а подвижное. В первый год изучения физики в школе рассматриваются магнитные поля, как они возникают и их особенности.

Если поднести к рамке из какого-нибудь проводника постоянный магнит, то никаких изменений не произойдет. Но если принудительно вращать рамку или магнит, то на краях проводника появится разность потенциалов. Именно этот принцип заложен в генераторах переменного тока.

Работа автомобильного генератора

Но в генераторе нет магнита, его функции выполняет обмотка возбуждения. Кратко можно описать состояния так:

  1. При остановленном моторе и выключенном зажигании все системы автомобиля обесточены, на обмотку возбуждения не подается напряжение.
  2. Когда вы включаете зажигание, происходит подача постоянного напряжения на регулятор.
  3. Регулятор напряжения позволяет стабилизировать значение на одном уровне.
  4. Далее ток передается через щетки и контактные кольца на роторную обмотку.
  5. Возникает магнитное поле, но оно неподвижное, поэтому на силовом выводе не вырабатывается напряжение. Но оно есть, так как этот вывод электрически соединен с плюсовой клеммой АКБ.
  6. Как только вы начинаете вращать коленчатый вал стартером (или даже путем толкания автомобиля), ротор генератора вращается и вырабатывается ток.

После запуска двигателя основную нагрузку по питанию потребителей электроэнергии берет на себя генератор, аккумулятор в это время заряжается.

Снятие генератор на "восьмерке"

Чтобы демонтировать агрегат для проведения замены или ремонта, вам потребуется наличие ключей на «17» и монтажной лопатки. Обязательно перед началом проведения работ обильно обработайте все резьбовые соединения, чтобы облегчить демонтаж. Процедура выглядит следующим образом:

  1. Отключите минусовую клемму от аккумуляторной батареи.
  2. Выкрутите верхнюю гайку крепления корпуса генератора к кронштейну.
  3. Выкрутите гайку на нижнем болте крепления.
  4. Сдвиньте корпус генератора к блоку двигателя и снимите ремень.
  5. Выкрутите гайку с силового контакта и отведите в сторону провода.
  6. Извлеките нижний болт крепления.

После всех этих манипуляций можно полностью демонтировать агрегат. Сделать это можно как снизу, если не установлена на автомобиле защита, так и сверху.

Модификации генераторов

На более новые автомобили ВАЗ-2109, 21099, 2110, устанавливались модификации генераторов с обозначением 94.3701. У них мощность намного выше, нежели у тех, которые использовались на восьмерках. Но размеры генератора ВАЗ-2108 такие же, как и у более современных, устанавливаемых на десятках. Поэтому они взаимозаменяемы, но имеют различные характеристики. Вот отличия:

  1. Сила тока у 94.3701 составляет 80 А, что на 25 А выше, нежели у восьмерочного агрегата.
  2. Диапазон регулировки напряжения на генераторе 94.3701 больше.
  3. Выше передаточное соотношение между ротором генератора и коленвалом двигателя.

Установка нового агрегата целесообразна, если используется аккумулятор большей емкости, а в системе потребителей электроэнергии очень много таких, которые имеют большую мощность. И если использовать стандартные электрические машины, аккумулятор будет разряжаться, ему не хватит тока.

Разборка генератора восьмерки

Чтобы провести полный ремонт, вам потребуется разобрать весь агрегат. Для этого:

  1. Отсоедините провод питания регулятора напряжения и выкрутите два болта крепления его корпуса к задней крышке.
  2. Головкой на «10» выкрутите все гайки, которыми крепится задняя крышка.
  3. Аккуратно надавите на болты, чтобы их немного вынуть из передней крышки. Этим вы застопорите ротор - шляпки болтов упрутся в крыльчатку.
  4. Выкрутите гайку, которой крепится шкив и крыльчатка к ротору.
  5. Снимите шкив, старайтесь не потерять шпонку.
  6. Извлеките болты.
  7. Разъедините все части, используя плоскую отвертку.

Вот и все, теперь все составные части разложены, но потребуется еще провести несколько манипуляций для полной разборки - выпрямительный блок все еще соединен с обмотками статора. Но если вам нужно только заменить подшипники генератора ВАЗ-2108, снимать все остальное нет необходимости.

Замена подшипников

Поломка эта происходит очень часто, появляется жуткий свист со стороны генератора, скрежет. Причина появления посторонних звуков одна - чрезмерный износ из-за превышения допустимого ресурса или из-за сильной натяжки ремня. Чтобы заменить подшипники, необходимо:

  1. На передней крышке выкрутить болты крепления планки.
  2. Используя оправку, выбить подшипник из посадочного места.
  3. Протереть металл, чтобы на нем не осталось следов металла или грязи.
  4. Нанести небольшое количество смазки на новый подшипник.
  5. Аккуратно при помощи оправки запрессовать новый подшипник.
  6. Прикрутить планку болтами.

С подшипником задней крышки все еще проще - он обычно вместе с ротором снимается, остается его аккуратно сбить.

Замена вентилей

Можно мультиметром проверить исправность всех вентилей и заменить неисправные. Обычно выходит из строя всего два. Но обязательное условие для идеальной работы выпрямителя - сопротивление всех полупроводников должно быть одинаковым. В противном случае в одном плече напряжение будет больше, в другом меньше. Внимательно ознакомьтесь с тем, как произведено подключение генератора ВАЗ-2108, чтобы при сборке не напутать ничего.

Самый простой способ ремонта - это заменить всю подкову. Если напряжения мало, аккумулятор не заряжается, но ремень натянут как следует, регулятор исправен, то потребуется провести небольшой «тюнинг». В конструкцию нужно ввести дополнительно несколько диодов, чтобы увеличить напряжение на выходе. Способ сложнее - выявить, какие вентили вышли из строя, заменить их, хорошенько пропаять контакты и залить эпоксидной смолой во избежание короткого замыкания. Вряд ли кто-то захочет так много манипуляций проводить, ведь готовый выпрямитель стоит примерно 350-450 рублей.

Обмотки генератора

Одни из надежных узлов генератор ВАЗ-2108 - это его обмотки. Проверить их работоспособность можно с помощью мультиметра или пробника на лампе. Для этого соедините щупы с контактными кольцами на роторе - лампа должна загораться. Омметр же покажет наличие сопротивления. Заодно проверьте, нет ли пробоя на корпус. Аналогичным образом проводится проверка обмоток статора.

Если имеется обрыв в обмотках, либо замыкание на корпус, проводить самостоятельно перемотку не имеет смысла - занятие слишком сложное. Проще найти на вторичном рынке аналогичную деталь и произвести замену. Можно обратиться в мастерские, занимающиеся перемоткой двигателей. Но сумма ремонта окажется примерно такой же, как и стоимость нового ротора или статора. На вторичном рынке можно приобрести вполне рабочий генератор ВАЗ-2108 за 1000-2000 рублей, новый вдвое больше стоит.

В заключение

Сразу необходимо установить новые контактные кольца и регулятор напряжения на купленный генератор, бывший ранее в употреблении. После установки генератора ВАЗ-2108 проверьте зарядку аккумулятора. Напряжение должно быть до 14,7 Вольт. Если ниже, стоит модернизировать диодный блок или проверить регулятор напряжения. Рекомендуется также провести замену подшипников, чтобы не разбирать агрегат по несколько раз.

Генератор ваз 2108, о9, или 99 это более продвинутый и мощный генератор, по сравнению с электростанциями более старых классических вазовских машин. И многие владельцы более старой заднеприводной классики, устанавливают его на свои машины, взамен старого. В этой статье будет рассмотрено устройство этого генератора, его обслуживание и ремонт, а так же чем он отличается от генераторов более старых машин (об устройстве и неисправностях генераторов более старых машин, желающие могут почитать вот в ).

Следует напомнить, что на некоторые автомобили ваз 2108, а так же 2109, 21099, может устанавливаться генератор под номером ААК-5102 от производителей из Словении, но такие генераторы встречаются лишь на малой части этих машин и поэтому в этой статье будет описан самый распространённый генератор под номером 37.3701.

Этот генератор ваз 2108 или для ваз 2109, 21099 разумеется переменного тока, трёхфазный, имеет встроенный выпрямительный блок с электронным регулятором напряжения, генератор правого вращения со стороны привода.

Устройство генератора ваз 2108.

Основное отличие этого генератора от более старых вазовских моделей — это бóльшая мощность и наличие дополнительных диодов. Как видно из рисунка 1, статор 21 и крышки генератора 1 и 19 стягиваются четырьмя болтами, а вал 8 ротора генератора установлен и вращается на подшипниках 18 и 7 закрытого типа, которые запрессованы в крышки. Питание на обмотку ротора генератора (обмотку возбуждения) подводится через щётки (как заменить изношенные щётки читаем ) и контактные медные кольца 5.

Генератор ваз 2108 (37.3701)

Трехфазный переменный электрический ток, который индуцируется в обмотке статора генератора, преобразуется в постоянный ток с помощью выпрямительного блока 2, который закреплён на крышке 1. А электронный регулятор 12, также как и на иномарках, объединён с щёткодержателем в один блок и также закреплён на крышке 1.

Электрическая схема соединения генератора 37.3701 с проводкой автомобиля ваз 2108 показана на рисунке 2. При включении зажигания на автомобиле, напряжение для возбуждения генератора поступает к клемме В реле-регулятора через подключенную параллельно контрольную лампочку 8 и сопротивления (резисторы) 4.

Когда двигатель машины заводится, обмотка возбуждения запитывается от трёх дополнительных диодов, которые установлены в выпрямительном блоке. А управляющее напряжение поступает на вывод Б регулятора непосредственно от 30-ой клеммы генератора. Вывод Ш на регуляторе маркировки не имеет и с ним соединена щётка 13 (на рисунке 1).

Возможные неисправности генератора ваз 2108, их причины и устранение.

Как грамотно проверить генераторы этого типа и с помощью чего, я уже очень подробно описал вот в и мне здесь нет смысла повторяться, желающие могут кликнуть и почитать.

А здесь будут описаны возможные неисправности, причины их возникновения, а так же как их устранить своими руками, именно по восьмёрочному генератору маркировки 37.3701.

Причём ниже мной будут описаны причины неисправностей и их устранение довольно кратко (так как неисправностей много), но зато конкретно и по делу и начнём с самых банальных мелочей, и постепенно перейдём к более сложным неисправностям.

  • : контрольная лампочка не загорается при включении , при этом остальные контрольные приборы работают, а вольтметр показывает нормальное напряжение при работающем двигателе. При этом возможно перегорание лампочки (меняем лампу) или возможен обрыв в цепи питания контрольной лампочки — при этом следует проверить провод КБ (провода помечены буквами на электро-схеме) и его соединения от монтажного блока к комбинации приборов (и надёжность и целостность контакта между выводами патрона лампочки и платой комбинации приборов).
  • Причина неисправности и метод устранения : контрольная лампочка не загорается при включении зажигания, но при этом контрольные приборы тоже не работают. Значит первая причина — это перегорел предохранитель под номером 5 в монтажном блоке машины и разумеется следует заменить этот предохранитель (также проверьте, возможно он был меньшего номинала, чем положено). Вторая причина — это обрыв или отпайка провода О или ОГ (см. электросхему выше) и следует проверить их соединения от монтажного блока до панели приборов.
  • Причина неисправности и метод устранения : контрольная лампа не гаснет (горит) после того, как мотор завёлся. А стрелка вольтметра при этом находится в красной зоне в начале шкалы. Если же нажать на педаль газа и поднять обороты (и затем отпустить) контрольная лампа всё же гаснет и вольтметр начинает показывать нормальное бортовое напряжение . Причина этой неисправности — это то, что генератор не возбуждается при малых оборотах коленвала, из-за отпайки дополнительных резисторов в блоке. Следует проверить резисторы и пропаять их.
  • Причины неисправностей и методы устранения : контрольная лампа горит при работающем двигателе, а стрелка вольтметра на панели приборов находится в красной зоне в начале шкалы, ну или постепенно отклоняется в начало шкалы вольтметра . Здесь возможны несколько причин такой неисправности. Первая и самая банальная причина — это пробуксовка (проскальзывание) ремня привода генератора. Разумеется следует проверить и подтянуть ремень, отвернув гайку 4 натяжной планки 3 (см.рисунок 3 ниже). После натяжки ремня, гайку 4 разумеется следует затянуть. Нормальный прогиб ремня А должен быть в пределах 10 — 15 мм., при усилии на ремень в 10 кг/см (или 98Н). Для придания усилия в 10 кг можно использовать обыкновенный бизмен (пружинные весы с крючком). Следует учесть, что перетягивать ремень тоже не стоит, так как быстро выйдут из строя подшипники генератора. Точную натяжку ремня можно проверить специальным прибором, описанным . Вторая возможная причина — это короткое замыкание или пробой в диодах питания обмотки возбуждения. Как проверить диоды я уже писал (ссылка выше про проверку генератора) и если обнаружится их пробой или замыкание, то следует заменить диоды (о их замене читаем ниже в тексте). Ещё одна причина — это выход из строя регулятора напряжения (обычно короткое замыкание между выводами В и Ш). Как проверить и заменить реле-регулятор разных автомобилей подробно я описал . И разумеется если обнаруживаем, что регулятор вышел из строя, то меняем его новым. Четвёртая причина этой неисправности — это обрыв в одном или в нескольких вентилях генератора или короткое замыкание в отрицательных вентилях (диодах). В таком случае меняем блок выпрямителя новым. Пятая причина — обрыв или межвитковое замыкание в обмотке статора, или замыкание витков обмотки на корпус генератора (массу). Или короткое замыкание на массу выводов обмотки возбуждения генератора. Как проверить обмотки генератора подробно описано в статье проверка генератора (ссылка выше). При обнаружении неисправности следует или её устранить, или просто заменить статор (или обмотку возбуждения).
  • Причины неисправностей и методы устранения: контрольная лампочка не горит при работающем моторе, но стрелка вольтметра находится в красной зоне в начале шкалы (или постепенно стрелка вольтметра отходит в начало шкалы). Здесь тоже может быть несколько причин, первая из которых — это отсутствие контакта между выводами В и Ш регулятора и выводами щёток генератора ваз 2108. Следует проверить и зачистить выводы В и Ш регулятора напряжения и щёток, а так же не помешает проверить щётки (как проверить и заменить щётки есть ссылка почти в самом начале статьи). Так же причина может быть в зависании щёток или в окислении контактных колец, по которым скользят щётки (такое бывает после долгой стоянки машины зимой). Следует проверить щётки и зачистить контактные кольца 1500-й наждачной бумагой. Третья причина такой неисправности — это повреждение регулятора напряжения (как правило обрыв между выводом Ш регулятора и массой. В таком случае следует заменить регулятор. Бывает и такая банальная причина — отсоединение провода от вывода В щёткодержателя (разумеется при обнаружении возвращаем на место, поджав клемму). Ещё одна причина — это обрыв или отпайка провода в цепи между клеммой 61 генератора и монтажным блоком. При этом следует проверить провод помеченный буквой Ф на электросхеме, то есть проверить надёжное соединение провода, идущего от клеммы 61 генератора до монтажного блока машины. Ещё одна причина такой неисправности — это короткое замыкание в положительных вентилях выпрямителя, при этом следует заменить выпрямительный блок. Ну и последняя причина этой неисправности — это отпайка выводов обмотки возбуждения от контактных колец ротора генератора. Следует проверить надёжность соединения и в случае отпайки запаять выводы на своё место.
  • Причина неисправности и метод устранения: стрелка вольтметра находится в красной зоне в конце шкалы при работающем двигателе. В этом случае причина кроется в повреждении регулятора напряжения (как его проверить ссылка чуть выше), а если быть конкретнее, то это короткое замыкание между выводом Ш регулятора и массой. Следует заменить регулятор новым.
  • Причина и метод устранения: генератор ваз 2108 работает с повышенным шумом. Первая причина — это ослабленная гайка шкива генератора (разумеется подтягиваем гайку), но чаще всего причина кроется в изношенных подшипниках генератора. Как правильно заменить подшипники генератора, подробно я написал . Ещё одна причина повышенной шумности генератора — это скрип щёток. Такое бывает от некачественных щёток (твёрдый графит) или от попадания грязи на контактные кольца, или из-за окисления контактных колец. Бывает повышенная шумность работы генератора и от короткого замыкания в одном из вентилей генератора (заменяем выпрямитель), или от межвиткового замыкания (или замыкания на массу) обмотки статора — при этом генератор начинает выть. В таком случае следует заменить статор, или пропитать лаком обмотку в месте касания её с корпусом (массой).

Разборка-сборка, ремонт генератора ваз 2109 или ваз 2108.

Чтобы отремонтировать генератор (или заменить какую то его деталь) разумеется следует разобрать генератор. Подробно о разборке генератора я уже писал в статье про замену подшипников генератора (ссылка чуть выше).

Но и здесь следует кое что написать, конкретно про разборку генератора ваз 2108 под номером 37.3701.

Для начала отсоедините провод от штекера В реле-регулятора, затем отсоедините провода регулятора и конденсатора от 30-ой клеммы генератора и отверните крепёжные винты крепления реле-регулятора.

После этого аккуратно извлекаем регулятор 1 с с щёткодержателем 2 (см. рисунок 4 чуть ниже) из гнезда генератора и далее снимаем конденсатор 20, открутив винт его крепления.

Отворачиваем гайки стяжных винтов 14 и снимаем крышку 11 генератора вместе с ротором и шкивом. Далее аккуратно зажимаем ротор в тисках (через картонные прокладки) и откручиваем гайку шкива, затем стягиваем шкив с вала ротора с помощью подходящего съёмника. Вынимаем из шпоночного паза на валу шпонку и снимаем крышку 11 генератора.

Теперь можно открутить гайки винтов, которые соединяют наконечники вентилей с выводами обмотку статора и вынимаем статор 7 из крышки 17 генератора. Затем откручиваем гайку контактного винта 6 и отсоединяем от колодки 3 штекер провода дополнительных диодов и снимаем блок выпрямителя 5. Разобрав генератор, осматриваем и проверяем его детали так же как и детали любого другого генератора (подробно это описано в статье ). Здесь же ниже будет описано то, чего нет в той статье.

Собирается генератор ваз 2108 в последовательности, обратной разборке. При этом, во избежание поломки щёток перед установкой реле-регулятора с щёткодержателем на место, вставлять полностью щеткодержатель и реле-регулятор пока нельзя. Надо лишь частично вставить реле-регулятор в гнездо генератора. После установки щёткодержателя на своё место в крышке, теперь можно лёгким нажатием задвинуть регулятор на своё место и затянуть винты крепления.

При сборке генератора ваз 2108 (как и любого другого), следует соблюдать соосность отверстий в лапах обоих крышек генератора и несоосность должна быть не более 0,4 мм. Чтобы этого добиться, следует в отверстия лап крышек вставлять при сборке стальной гладкий стержень (калибр), который по наружному диаметру плотно (с минимальным зазором) вставляется в отверстия лап крышек.

Также следует помнить, что под гайкой шкива обязательно должна устанавливаться пружинная шайба (гровер), а гайку шкива генератора следует затягивать динамометрическим ключом с моментом 4 — 9 кгс/м (39 — 88 Н м).

Щетки меняем, если они выступают из щёткодержателя менее, чем на 5 мм., я об этом уже писал в статье про замену щёток и реле-регулятора (ссылка выше в тексте). Перед установкой регулятора с новым щёткодержателем, разумеется следует продуть посадочное гнездо в генераторе от угольной пыли, да и вообще протереть посадочное место чистой ветошью, смоченной бензином. О замене изношенных подшипников генератора (ротора) я уже писал, ссылка на статью выше.

Замена дополнительных диодов (неисправных). Генератор ваз 2109 или 2108 отличается от генераторов более старых классических Жигулей наличием дополнительных диодов, которые иногда выходят из строя. Для замены неисправного диода отпаиваем его выводы, затем аккуратно расковыриваем эпоксидную смолу остро заточенным скальпелем и далее аккуратно извлекаем диод из пластикового держателя. Остаётся очистить посадочное место диода от остатков эпоксидной смолы и припаять новый диод.

Вывод диодов с цветной меткой припаиваем к выводам вентилей. После припайки, корпус диода в пластиковом держателе можно зафиксировать с помощью холодной сварки, чтобы не ждать когда высохнет эпоксидная смола (если она будет использоваться).

Вот вроде бы и всё по генератору ваз 2108 или генератор ваз 2109, остальные ремонтные операции были описаны в других статьях, ссылки на которые даны выше, успехов всем.

Генератор – агрегат, дающий зарядку аккумулятору и ток в бортовую сеть автомобиля, работает только когда машина заведена и, чем больше оборотов выдаёт двигатель у автомобиля, тем больший ток даёт генератор. Слишком большой ток не позволяет выдавать так называемый регулятор напряжения, благодаря которому напряжение, подаваемое от генератора выпрямляется (генератор-то даёт неравномерный ток), а значит напряжение не скачет. Благодаря действию генератора, включение дополнительных приборов не приводит к ухудшению работы остальных. С помощью регулятора напряжения можно настроить генератор, чтобы он подавал максимальный ток в бортовую систему автомобиля. Это особенно выручает, когда генератор уже старенький или в автомобиле подключено большое количество приборов, приводящее к быстрой разрядке аккумулятора.

Примечание!
Вам понадобятся следующие инструменты: набор гаечных ключей, прибор мульти-метр (в мульти-метре как правило есть функция омметра), позволяющий проверить отдельные детали генератора на работоспособность, контрольная лампочка (пригодится во время проверки на исправность диодного моста).

Краткое содержание:

Когда пора ремонтировать генератор?

1. На любой комбинации приборов есть индикатор заряда АКБ (указан красной стрелкой, на примере комбинации приборов от высокой панели). Когда генератор перестаёт подавать заряд на аккумуляторную батарею, загорается данный индикатор. С включением зажигания он должен загореться, но когда машина заведётся, обязательно погаснуть. В противном случае генератор не даёт ток и нуждается в осмотре. Случается, аккумулятор быстро садится, а лампа-индикатор не загорается вовсе. По сути верить ей на 100% нельзя, иногда генератор даёт очень слабый ток, недостаточный для лампочки. Такая ситуация приводит к тому, что буквально за 1 неделю аккумулятор полностью садиться и приходится ставить его на зарядку. Рекомендуем периодически проводить проверку исправного аккумулятора.

2. Понадобится мульти-метр со включенной функцией вольтметра. Замерить показания, даваемые генератором аккумулятору (подробно процедура продемонстрирована в ролике ниже). После того как вы завели автомобиль, напряжение на клемме скорее всего будет около 12-13 Вольт и потихоньку будет расти. Нет вольтметра? Существует альтернативный способ проверки, однако причиняет вред диодному мосту (на инжекторных автомобилях вовсе не рекомендуем использовать данный метод, лучше запастись мульти-метром):

  • заведите двигатель и дайте поработать приблизительно 2 минуты;
  • подгазовывайте и вытащите подсос, чтобы двигатель набрал около 2-х тысяч оборотов;
  • скиньте клемму минус с АКБ.

Если машина работает – с генератором всё хорошо, ставьте клемму обратно. Машина заглохла – генератор пришёл в негодность и нуждается в замене или ремонте. Но! Бывает, генератор даёт заряд, но слишком слабый (в районе 12 Вольт), из-за чего аккумулятор быстро садиться (машина не заглохнет после скидывания клеммы с аккума, поэтому данный способ не всегда работает).

Ремонт генератора на ВАЗ 2108-ВАЗ 21099

Примечание!
Сразу хотим предупредить, ремонт – дело не быстрое, одного дня скорее всего не хватит. Необходимо учитывать ряд тонкостей, ведь неверно собранный генератор после заведения движка может попросту вывести из строя аккумулятор автомобиля или вовсе сгореть от короткого замыкания. Соблюдайте осторожность и запоминайте месторасположение болтов.

Разборка

1) Сперва снимите с автомобиля генератор (процедуру читайте в статье: «Замена генератора на автомобилях »). Предупреждаем, в статье рассматриваются карбюраторные генераторы. Со снятием генератора на инжекторных автомобилях знакомьтесь в публикации: «Ремонт генератора на ВАЗ 2110 ». Проверьте первым делом диодный мост, как правило он либо сгорает, либо щётки изнашиваются и приходят в негодность. Проверка осуществляется с помощью контрольной лампы (=контролька) и аккумулятора:

  • подсоедините «+» аккума через контрольную лампу к выводу «30»;
  • «-» киньте к корпусу генератора (см. фото 1).

Одним концом подсоедините провода к АКБ, а другим к генератору. Проследите за контролькой (она не должна загореться, иначе диодный мост пришёл в негодность). Вторая проверка подразумевает проверку положительных диодов:

  • плюс остаётся на том же месте как и при первой проверке;
  • минус кидается к одному из болтов крепления выпрямительного блока (фото 2).

Если лампа не загорается (так и должно быть), переходим к третьей проверке – отрицательных диодов:

  • плюс через контрольку подсоединяется к одному из болтов;
  • минус кидается на корпус генератора (фото 3).

Светиться контролька не должна, в противном случае в отрицательных диодах есть замыкание и выпрямительный блок (диодный мост) нуждается в замене. Приступаем к завершающей проверке дополнительных диодов: провод, идущий от плюса через контрольку кидается на вывод «61» генератора, а провод, идущий от минуса, к одному из болтов крепления выпрямительного блока (фото 4). Лампа не горит? - значит мост с диодами исправен и не нуждается в замене.

Примечание!
Загорание лампы может говорить о замыкании обмотки статора на корпус (случается крайне редко).

2) Если в результате проверки выявлена неисправность диодного моста, переходим к разборке генератора:

  • отверните здоровым ключом большую гайку, крепящую регулировочную планку (фото 1);
  • нанесите маркером метку корпусов, стоящих относительно друг друга (потом необходимо совместить точно так же);
  • отверните гайку болта, совмещающего корпусы (фото 2);
  • выньте болт из отверстия в генераторе;
  • выверните гайку, крепящую шкив к генератору (фото 3);
  • снимите с помощью специального съёмника либо аккуратно сдёрните руками;
  • выньте из вала якоря сегментную шпонку;
  • отверните отвёрткой винт, крепящий конденсатор;
  • выверните крепежную гайку к выводу «30» генератора (крепит клемму, идущую от конденсатора (фото 4, места крепления клеммы гайкой указаны синей стрелкой, а клемма красной);
  • снимите с генератора конденсатор.

3) Переходим к снятию щёточного узла:

  • выверните два крепящих винта/болта (фото 1, указаны стрелками);
  • от разъёма в узле отсоедините колодку проводов;
  • снимите узел с генератора и сразу выверните четыре гайки (фото 2) стяжных болтов;
  • выньте болты из отверстий в генераторе;
  • воспользовавшись съёмником, снимите с вала ротора крышку генератора (фото 3) и находящуюся за ней распорную втулку (фото 4);
  • Получились разъединенные крышки – вытаскиваем ротор с валом из другой крышки и снимаем его с генератора.

4) Выкрутите три гайки у клеммы, идущие от статора к болтам (фото 1) и скиньте клеммы, а с другой стороны, выньте болты и их изолирующие колодки (пластмассовые). Снимайте статор и выверните гайку крепления вывода «30» (фото 3). Отожмите плоской отвёрткой выступ штекера (место указано стрелкой на фото 4) и просуньте штекер внутрь – вы снимите последнюю деталь – диодный мост с крышки.

5) Теперь перейдём к проверке деталей на исправность,а начнём с подшипников. Они должны крутиться без проблем и заеданий, не иметь следов вытекания смазки, в противном случае подшипники, размещенные на вале ротора подлежат замене. Подшипник на генераторной крышке снимается посредством отворачивания четырёх гаек крепления внутренней и наружной шайбы (фото 1), его необходимо выбить головкой. Для замены подшипника вала (обозначен синей стрелкой на фото 2) понадобиться специальный съёмник либо хорошая смекалка. Запомните, при обратной установке обоих подшипников, применять усилие (вы скорее всего головкой их забивать будете) необходимо только на внутренне кольцо подшипника, а иначе вы его попросту разобьёте. Кстати, осмотрите контактные кольца на валу (красными стрелками на фото), данные кольца обязательно должны быть в нормальном состоянии и не иметь следов повреждений, задиров и т.д. В иной ситуации зачистите кольца от повреждений с помощью мелкозернистой шкурки, а если она не поможет, тогда аккуратно на токарном станке проточите повреждения и затем пройдитесь шкуркой. С помощью данных колец проверьте нет ли в обмотке ротора обрыва: подсоедините выводы, идущие от омметра к обоим кольцам (по одному кольцу, каждый вывод подсоединить нужно будет) и если вдруг омметр выдаст бесконечность (результата никакого не покажет), то в обмотке ротора есть обрыв и ротор нуждается в замене. Возьмите контрольную лампу и согласно схеме на фото 3 проверьте, нет ли замыкания обмотки на корпус (лампа включается в сеть с напряжением в 220 Вольт либо работает от аккумулятора на 12 Вольт; данный провод кидается на массу, а другой поочерёдно к кольцам подносится и, если лампа не загорится, значит замыкание обмотки на корпус отсутствует и ротор полностью исправен). Последняя проверка статора, сперва его осмотрите, на нём не должно внутри быть следов задевания якоря о статор, иначе подшипники нуждаются в замене или крышки генератора деформированы. Далее воспользуйтесь контролькой и включите её в сеть переменного тока напряжением 220 В (12 Вольт тоже будет достаточно) и как показано на схеме на фотографии номер 4, проверьте статор на наличие у обмотки замыкания на корпус. Поочередно подсоединяйте лампу к клеммам – должна загореться, иначе статор нуждается в замене. В завершение подсоедините провод, идущий от источника тока к корпусу статора, а другой поочерёдно на три клеммы кидайте. Лампа загорится – значит есть замыкание и статор необходимо заменить.

Примечание!
Дополнительное полезное видео в вашу копилку знаний о генераторах.