Признаки попадания антифриза в масло. Почему масло попадает в антифриз: причины и последствия

Правильная работа автомобильного двигателя зависит от ряда факторов, один из них — циркуляция моторной жидкости и антифриза по ДВС и охладительной системе. Смешивание веществ может быть следствием серьезной проблемы, которая приведет к неработоспособности агрегата. По каким причинам появляется масло в антифризе и как решить неисправность, узнаете из этой статьи.

[ Скрыть ]

Причины попадания масла в систему охлаждения

Масло в расширительном бачке с антифризом

Сначала разберем основания, по которым моторная смазка попала в движок. Они актуальны для всех видов двигателей, дизелей и бензиновых, независимо от марки машины, будь то ВАЗ, Мерседес или КамАЗ. Оба типа жидкостей циркулируют по замкнутым, непроницаемым и изолированным друг от друга системам. Поэтому появление смазочного вещества в хладагенте свидетельствует о неисправностях. А нарушение герметичности приведет к неработоспособности силового агрегата в дальнейшем.

Основные причины, по которым масло погнало в антифриз и оно оказалось в охладительной системе:

  • нарушения целостности прокладки ГБЦ, связанные с износом или прочими проблемами;
  • дефекты механического характера в работе радиаторного или охладительного устройства;
  • поломка водяного насоса;
  • повреждение или изнашивание прокладки теплообменника;
  • появление трещины в емкости для хладагента;
  • естественный износ либо дефект шлангов системы охлаждения;
  • образование ржавчины на гильзах ГБЦ.

Иногда причина, по которой антифриз может попадать в смазочное вещество, кроется в несоответствии жидкостей, использующихся в авто. При снижении уровня хладагента в системе автовладельцы часто заливают в бачок первую попавшуюся ОЖ. Из-за разного состава жидкостей и присадок в антифризе могут происходить химические реакции, которые приводят к разрушению тех или иных компонентов ДВС. Это основные причины, почему масло может попасть в антифриз.

Подробнее о поводах для перемешивания веществ вы узнаете из видео, снятого пользователем Руслан Ящишин-КАТМАСТЕР.

Как определить?

Остановимся на том, как узнать и определить, что смазка попадает в охлаждающую жидкость.

Основные признаки, говорящие о проблеме:

  1. При сливе хладагента его оттенок и консистенция правильные. Но когда вся жидкость сольется в емкость, из отверстия будет выходить смесь антифриза и смазки, более вязкая и маслянистая на вид. Если проверять состояние вещества в расширительном резервуаре, это можно не заметить.
  2. При перемешивании разных химических жидкостей в бачке появляется маслянистая пленка.
  3. На ощупь смесь будет жирной и без проблем размажется пальцами, при этом следов она не оставит.
  4. Смазочный материал всегда горит. Поэтому если вы возьмете тряпку или салфетку и окунете ее в бачок под капотом, после чего подожжете, то она воспламенится. Во время горения будет раздаваться едва заметный треск. Если вы попытаетесь поджечь бумажку или кусок ткани, смоченные в антифризе, то у вас ничего не выйдет. А при совершении этой процедуры с чистой смазкой, салфетка разгорится быстро.
  5. Открыв крышку заливной горловины, вы увидите, что в масле имеются сажевые сгустки. При этом в каналах смазочной системы будут отложения. Это приводит к снижению пропускной способности фильтрующего механизма.
  6. Сам фильтр при смешивании забивается плотными шариками. В результате происходит полное засорение устройства и абразивный износ цилиндров, а также подшипников, коленвала и распредвала.
  7. Появление коррозии внутри силового агрегата. Диагностировать эту проблему без разбора двигателя невозможно.
  8. Снижение антифрикционных характеристик моторного масла.
  9. Пленка на смазке будет нестабильной, при малейшем воздействии она начнет рваться.


Результат перемешивания ОЖ и смазки

Решение проблемы

Подробно остановимся на том, что делать, если масло пошло в хладагент.

При возникновении проблем, связанных со смешиванием, первое, что нужно сделать — .

Если причина кроется в появлении дефектов на прокладке ГБЦ, то придется снимать головку блока и менять поврежденную часть. Эту процедуру лучше доверить профессионалам.

Что потребуется?

Чтобы промыть охладительную систему, вам понадобится:

  • новый антифриз, соответствующий параметрам авто;
  • старое ведро или тазик для сбора отработанного вещества;
  • примерно 15 литров дистиллята;
  • прокладка для охладительного устройства.

Пользователь Леша Мастер показал на ролике, как правильно выполнить промывку системы.

Пошаговая инструкция

Прочищать силовой агрегат нужно так:

  1. При наличии специального средства для промывки залейте его в расширительный бачок с охлаждающей жидкостью. Заведите ДВС и подождите, пока он прогреется, это требуется для запуска вентилирующего устройства радиатора. Процедура промывки выполняется до замены прокладки масляного охладителя.
  2. Открутите пробку сливного отверстия ОЖ, предварительно подставив под него емкость, в которую будет стекать отработка. Подождите, пока весь антифриз выйдет из системы.
  3. Снимите масляный охладитель. Процедура демонтажа отличается в зависимости от автомобиля, поэтому описывать ее мы не будем. Перед снятием изучите сервисную книжку, чтобы учесть все нюансы. После разбора выполните прочистку устройства. Изношенные прокладки и уплотнительные компоненты убираются, вместо них устанавливаются новые. Детали покупаются с учетом модели и конструктивных особенностей машины.
  4. После замены уплотнителей демонтируйте бачок для антифриза, расположенный под капотом. Выполните его очистку, удалите все отложения и загрязнения внутри. Если на емкости есть трещины, ее рекомендуется заменить.
  5. После слива старого хладагента и промывки бачка процесс очистки выполняется еще 2-3 раза, в зависимости от объема загрязнений. Резервуар устанавливается на место, в него заливается дистиллят. Заводится двигатель, при этом отопитель должен быть выключен. Активируйте магнитолу, оптику, свет в салоне и другие потребители энергии, это позволит агрегату быстрее достичь рабочей температуры. В процессе нагревания мотора включится вентилятор радиаторного устройства. После этого обесточьте все приборы. Запустите печку на максимум для остывания машинного двигателя и отключения вентилирующего устройства.
  6. Дайте агрегату остыть, для этого потребуется около 15 минут. Откройте пробку сливного отверстия и слейте дистиллят. Если он сильно грязный и в нем есть следы отложений, выполните промывку еще раз. Процедура повторяется до того момента, пока жидкость, сливающаяся из охладительной системы, не будет чистой. Наличие следов масла в отработке не допускается.
  7. Закрутите на место крышку сливного отверстия, залейте в систему новый хладагент. Антифриз подбирается в соответствии с техническими параметрами ДВС. Это может быть жидкость стандарта G11, G12 или G13. Уточните в сервисной книжке, обычно в ней указываются рекомендации производителя.
  8. Заведите еще раз мотор и погазуйте. Увеличив обороты агрегата, надавите на шланги системы охлаждения, это позволит удалить завоздушивание. Обратите внимание, крышку расширительного бачка при удалении воздушных пробок надо закрутить, но при надавливании на патрубки ее следует время от времени открывать.

Фотогалерея

Фото по очистке охладительной системы машины.

1. Снимите теплообменник, находящийся рядом с БЦ 2. Очистите устройство и замените в нем прокладку 3. Снимите емкость и тщательно промойте ее 4. Выполните прочистку охладительной системы

Последствия смешивания масла и антифриза

Если масло идет в Тосол или другой хладагент, а проблема вовремя не решается, это чревато такими последствиями:

  1. Износ подшипниковых устройств. Из-за смешивания разных по химическому составу жидкостей на металлических элементах мотора возникает коррозия, а так как все трущиеся компоненты, в том числе подшипники, подвержены высокой нагрузке, это приводит к быстрому износу деталей.
  2. Заклинивание мотора. Такая проблема более актуальна для дизельных агрегатов. В результате перемешивания веществ на внутренних стенках ДВС образуется ржавчина, которая приводит к возникновению повреждений. После эксплуатации авто, когда мотор остывает, часть хладагента может поступать в камеру сгорания. При последующем запуске ДВС плотность ОЖ будет пониженной, что приведет к заклиниванию агрегата и необходимости выполнения дорогостоящего ремонта.
  3. Засорение фильтрующего масляного устройства. В итоге смешивания разных по составу присадок появляется сажа, оседающая на элементах двигателя. Фильтр забивается частицами отложений и продуктами износа, в результате чего возникает необходимость его замены. Но поменять только саму деталь недостаточно, надо выявить и устранить повреждения, через которые хладагент поступает в ДВС. После этого делается очистка смазочной системы путем . Если вы просто поменяете фильтрующее устройство и зальете новую смазку, то отложения быстро забьют фильтр, и все равно придется полностью решать проблему.

В моторное масло – очень неприятная ситуация. Но нужно разделать понятия «попадание антифриза в масло» и «попадание воды в масло». Очень актуален этот вопрос для двигателей легковых автомобилей, т.к. очень много из них оснащены теплообменником, расположенным на корпусе масляного фильтра, в котором масло производит теплообмен с охлаждающей жидкостью. Внутренняя негерметичность этих теплообменников – очень частое явление, в связи с этим антифриз попадает в масло.

Вероятность попадания масло в масла гораздо выше на работающем двигателе, а на неработающем двигателе, когда давление системы равно наружному атмосферному давлению, пробка будет держать давление (примерно 0,5 бара) ещё около 10 минут. Очень сложно своевременно выявить такой дефект, т.к. объём протечек очень мал (за исключением «запущенных» случаев, когда на поверхности в расширительном бачке видны масляные пятна).

Ещё труднее обнаружить антифриз в масле. Хоть и основной составляющей охлаждающей жидкости является именно вода, на масло воздействует не только вода, но и другие вещества, присутствующие в составе антифриза. Этиленгликоль отрицательно действует на процессы в двигателе сильнее, чем вода. Исследования показывают, что содержание в системе становится опасным уже при значении 0,3 – 0,4 %.

После того, как антифриз попадает в масло, может случиться следующее:

  1. При высоком содержании антифриза в масле образуются сгустки сажи с образованием отложений в полостях и масляных каналах. В связи с этим снижается пропускная способность масляного фильтра и масляных каналов в частности.
  2. Образуются шарики из этиленгликоля и масла, очень твёрдые, имеющие абразивное свойство. Эти шарики могут сильно забить масляный фильтр и обеспечить абразивный износ и задиры цилиндров, подшипников скольжения распредвала и коленвала.
  3. Этиленгликоль способен образовывать кислоты, некоторые из которых нестабильны, а некоторые преобразуются в соли, которые вызывают коррозию двигателя.
  4. Снижаются антифрикционные свойства в масле.
  5. Масляная плёнка становится нестабильной, т.е очень быстро «рвётся».
27 сентября 2017

Перемешивание моторной смазки с охлаждающей жидкостью двигателя – неисправность критическая, требующая немедленного вмешательства и устранения. Другими словами, эксплуатировать машину нельзя, только ремонтировать. Хоть и нечасто, но такая проблема встречается на новых и подержанных автомобилях. Чтобы избежать дорогостоящих ремонтов, хозяин авто должен четко представлять порядок своих действий, когда обнаружено масло в антифризе.

Как смазка попадает в антифриз (тосол)?

Система охлаждения силового агрегата представляет собой сеть каналов, проходящих через блок и головку цилиндров. Она герметична и потому работает под давлением, возникающим в результате нагрева и расширения жидкости. Система смазки имеет похожее строение, только каналы более узкие, а давление создает масляный насос.

Существует всего 3 причины, по которым происходит смешивание двух разных жидкостей:

  1. Прокладка между головкой и блоком цилиндров – слабое место любого мотора. Когда в ней возникает мельчайшая трещина, жидкость с более высоким давлением проникает в «чужую» систему. Как правило, масло поступает в антифриз, потому что масляный насос «давит» сильнее, нежели помпа. Хотя случается и взаимное проникновение.
  2. В автомобилях с мощными и более сложными двигателями присутствует элемент охлаждения моторной смазки – масляный радиатор. В нем тоже случается перемешивание тосола с маслом в результате пробоя прокладки.
  3. Трещины в металле самой ГБЦ.

Теперь о том, почемунарушается целостность прокладок. Главный враг любого мотора и дополнительных элементов – это перегрев. От воздействия высокой температуры алюминиевая головка цилиндров либо корпус масляного теплообменника деформируется. Но поскольку деталь прочно удерживается болтами, происходит продольное расширение металла, вытягивающее за собой прокладку. В последней возникают трещины, куда и проникает смазочный материал.

Случается и обратная ситуация: в двигатель затекает антифриз и разжижает масло в картере. Причина – неисправность клапана сброса давления, установленного в пробке расширительного бачка. Тогда сквозь трещины проникает тосол, поскольку его напор больше.

Обнаружение неисправности

Данная неполадка, а точнее, – серьезная поломка, довольно коварна и проявляется не сразу. Через микротрещины жидкий смазывающий материал проходит малыми порциями, не оказывая особенного влияния на работу силового агрегата. Изменения становятся заметны на следующем этапе, когда соединяющий две системы канал расширяется и скорость перемешивания возрастает.

Как определить попадание смазки в тосол:

  • из-за ухудшения охлаждающих свойств антифриза двигатель начинает сильнее греться, чаще срабатывает электрический вентилятор;
  • уровень масла постепенно снижается, а тосола – повышается (заметить довольно сложно);
  • крыльчатка помпы взбивает масляно-водяную смесь, превращая ее в густую белую эмульсию, засоряющую фильтр, отчего падает давление моторной смазки;
  • снаружи на блоке либо корпусе теплообменника видны потеки, берущие начало возле прокладки (появляются не всегда);
  • масло в расширительном бачкеменяет цвет и консистенцию охлаждающей жидкости.

Важно! Наиболее явный признак перемешивания, отслеживаемый визуально, – эмульсия белого цвета в расширительной емкости с антифризом. Если вы обнаружили в бачке подобную субстанцию, сопоставьте данный факт с другими симптомами – постоянным перегревом мотора и сигналами контрольной лампы уровня масла.

Как правило, беда не приходит одна. Тосол, попавший в поддон картера, может создать серьезные проблемы: в лучшем случае эмульсия засорит смазывающие каналы и фильтр. При худшем раскладе коленчатый вал провернет вкладыши (подшипники скольжения) в результате масляного голодания. Дорогостоящий ремонт обеспечен.

Нередко прокладка лопается до самых стенок цилиндров, после чего в камеры сгорания попадает антифриз (его каналы ближе). Признак поломки хорошо заметен – из выхлопной трубы валит белый дым в большом количестве, а мощность мотора резко падает.

Когда подобная проблема возникает на машине, оборудованной теплообменником – охладителем моторной смазки, возникают затруднения с диагностикой. Если внешние признаки в виде потеков отсутствуют, то после выявления эмульсии в расширительном бачке лучше обратиться на автосервис. Там оба агрегата продуют специальной установкой и по утечке воздуха определят виновника.

Методика устранения

Когда значительное количество смазки попало в антифриз, последний не способен работать в качестве охладителя. В нем образуются сгустки и даже твердые частицы, оседающие на стенках каналов, забивающие клапан термостата и засоряющие радиатор. Также нет никакой гарантии, что не произошло взаимного проникновения и тосол не протек в поддон картера. Отсюда вывод: обе жидкости необходимо слить .

Если ваш автомобиль оснащен масляным радиатором, немедленно обращайтесь на станцию технического обслуживания с целью локализовать пробитую прокладку. Затем решайте, выполнять ремонт самостоятельно либо доверить работу персоналу автосервиса.

Что делать, если масло или эмульсия обнаружена в расширительном бачке с антифризом:

  1. Обе системы необходимо промыть. Перед сливом тосола добавьте в расширительную емкость специальный моющий состав и дайте мотору поработать на холостых оборотах 5 минут. Смазывающую систему опорожняйте сразу.
  2. Открутите и выбросьте масляный фильтр.
  3. Замените прокладку на блоке цилиндров, сняв ГБЦ. В процессе демонтажа разберите элементы охлаждающей системы (патрубки, помпу, термостат) и тщательно промойте их вручную. Таким же образом поступайте с теплообменником, если он является виновником перемешивания жидкостей.
  4. Открутите поддон картера и масляный насос, последний разберите и поменяйте все прокладки. Перед сборкой промойте детали бензином либо растворителем.
  5. Соберите силовой агрегат, поставьте новый фильтр и залейте промывочную моторную смазку. Вместо тосола заполните систему дистиллированной водой, добавив моющий состав.
  6. Заведите двигатель и оставьте поработать на 10–15 минут, не повышая обороты. Следите за контрольной лампой масла и указателем температуры.
  7. По окончании замените воду рабочей жидкостью – антифризом, а промывочное масло – полноценным моторным. Очень желательно дважды поменять фильтр.

Совет. Делая предварительную промывку системы охлаждения до устранения неисправности, контролируйте температуру и давление смазки. Заметите неладное – сразу глушите мотор, поскольку масло по-прежнему попадает в антифриз.

Как бы тщательно вы ни старались вымывать детали мотора в процессе разборки, добраться до всех каналов не удастся. Поэтому промывка производится несколько раз, в том числе после запуска силового агрегата. Во время дальнейшей эксплуатации отслеживайте состояние технологических жидкостей, чтобы неприятность не повторилась.

Любой двигатель внутреннего сгорания нуждается в качественной смазке и охлаждении – именно от этих систем зависит, насколько долго проработает сердце автомобиля – его силовой агрегат, подвергающийся воздействию экстремальных нагрузок. Рабочим веществом и в системе охлаждения, и в системе смазки являются технические жидкости, которые по своим характеристикам в корне отличаются. Поэтому магистрали их циркуляции в моторе не пересекаются, что предотвращает их смешивание и потерю эксплуатационных свойств. Чтобы обеспечить такой режим работы, конструкторам пришлось немало потрудиться, но в целом такая система работает очень хорошо. При условии, что всё исправно. Но реальность такова, что любое механическое устройство рано или поздно . Поскольку современный автомобильный мотор состоит из тысяч деталей, агрегатов и узлов, вероятность того что со временем какой-нибудь из них откажет, увеличивается по мере старения транспортного средства.

Выход из строя определённых компонент силовой установки может привести к тому, что герметичность системы охлаждения нарушается, и в этом случае антифриз начинает протекать. В определённых случаях такая утечка чревата его попаданием в систему смазки.

Мы расскажем, в каких случаях это происходит, чем грозит двигателю, как вовремя обнаружить и устранить проблему.

Причины попадания ОЖ в моторное масло

Прежде чем приступить к изучению вопроса, как диагностировать неисправность и что делать, чтобы её устранить, рассмотрим основные причины попадания антифриза в масло двигателя. Это в определённой мере поможет нам правильно локализовать поломку, чтобы принять правильное решение о способе минимизации последствий для силового агрегата.

В принципе, таких причин немного:

  • потеря целостности прокладки, разделяющей две основные части мотора: верхнюю (головку блока) и нижнюю (сам блок). В частном случае охлаждающая жидкость при такой неисправности вообще не будет вытекать наружу, то есть при падении уровня тосола визуальный осмотр деталей и подсистем двигателя окажется безрезультатным. Мы уже говорили, что магистраль, по которой циркулирует антифриз, является замкнутой, обособленной и герметичной. Но поскольку мотор состоит из двух частей, а его внутренняя геометрия достаточно сложная, есть по крайней мере один большой стык (между БЦ и ГБЦ), который можно считать потенциальным источником разгерметизации системы охлаждения. Изначально между этими половинками устанавливается в меру мягкая прокладка (изготавливаемая или из тонкого листового металла, или из паронита с армированием и металлическим кантом по периметру), не допускающая ни взаимного проникновения технических жидкостей, ни вытекания их наружу. Повреждение этой прокладки и является одной из основных причин разгерметизации контура охлаждения, и в этом случае антифриз будет попадать в рабочие цилиндры – сферу ответственности моторного масла. причины повреждения прокладки могут быть разными, от прогорания (из-за малейших неточностей при установке прокладки) до нарушения идеально плоской геометрии посадочного места;
  • возникновение дефектов в головке блока. Как правило, такие деформации возникают преимущественно на участке, непосредственно прилегающем к нижней части силового агрегата, то есть к блоку цилиндров. Последствия таких дефектов предсказуемы – ухудшение плотности прилегания к посадочным плоскостям прокладки. При этом она, даже не будучи повреждённой, начнет понемногу пропускать охлаждающую жидкость (по причине её гораздо меньшей вязкости, чем у моторного масла). В этом случае внешних признаков течи однозначно не будет, так что если вы обнаружите течь тосола, локализовать место, где он уходит, быстро не удастся. Если искривление посадочного места минимально, течь будет очень незначительной, и смешивание жидкостей тоже будет постепенным. Это плохо, поскольку последствия такого смешения масла и антифриза будут действовать намного дольше, и мы о них ещё поговорим. Определить такую неисправность можно только методом дефектовки, то есть после разборки ГБЦ;
  • ещё одной причиной, почему тосол попадает в масло, является возникновение дефектов в самом корпусе блока цилиндров. Это могут быть трещины, расположенные на участках циркуляции охлаждающей жидкости, возникающие опять же при перегреве мотора или в результате столкновения автомобиля с препятствием. Данная неисправность считается самой серьёзной, поскольку для её выявления потребуется демонтаж всего двигателя.

Симптомы наличия в масле ОЖ

По приведённым выше причинам чаще всего вовремя заметить потерю герметичности системы охлаждения в районе ГБ/ГБЦ не удаётся. В то же время проблемы, приводящие к смешиванию двух технических жидкостей, циркулирующих по обособленным магистралям, могут быть очень серьёзными. В качестве примера можно привести разгерметизацию СО в районе прокладки теплообменника или уже упоминавшуюся течь из-за пробоя прокладки ГБЦ. В некоторых случаях можно говорить о , что тоже приводит к смешиванию тосола и ММ.

Перечислим основные признаки, позволяющие определить, как антифриз попадает в моторное масло:

  • если при проведении процедуры замены тосола вы обнаружили, что во время окончания слива потекла жидкость заметно более тёмного цвета – можно предположить, что это смазочная жидкость, имеющая меньшую плотность и потому поднимающейся в верхнюю часть радиатора. Разумеется, консистенция жидкости тоже изменяется, причём настолько, что она вытекает из сливного отверстия с большим трудом. То есть в спокойном состоянии эти технические жидкости не смешиваются. Имея разные показатели вязкости/плотности, они и ведут себя по-разному, что несложно заметить, если быть наблюдательным и не подозревать о возможной неприятности;
  • ещё один распространённый способ, как определить попадание антифриза в масло – с помощью спичек или зажигалки. Дело в том, что тосол в чистом виде не горит (хотя в его составе есть этиленгликоль, он разбавлен водой в негорючей консистенции). Но если в него попало моторное масло – такую жидкость уже можно поджечь. Именно на этом и основан этот метод. Берем обычную бумажную салфетку, макаем её в антифризе и пробуем пожечь. Если масло в ОЖ присутствует, бумажка непременно вспыхнет, если тосол чистый – ничего не получится. Поскольку этот метод пожароопасен, при его применении следует соблюдать все требования пожарной безопасности и производить эту процедуру на порядочном расстоянии от автомобиля;
  • хотя намного ниже, это не означает, что смешивание всегда происходит в одностороннем порядке, когда антифриз попадает в ММ. Иногда встречается и противоположная ситуация, когда масло проникает в систему охлаждения. В этом случае определить разгерметизацию тоже можно по цвету: смазывающая жидкость должна потемнеть. Особенно это заметно, если она менялась относительно недавно (старое масло темнеет по естественным причинам – из-за загрязнения);
  • один из наиболее простых и очевидных способов определить наличие антифриза в масле – наблюдение за уровнями жидкостей. Если расширительный бачок постепенно пустеет, а на масляном щупе уровень, наоборот, увеличивается – несложно понять, что происходит. Особенно если видимые следы протечки тосола отсутствуют;
  • при попадании охлаждающей жидкости в цилиндры она смешивается с выхлопными газами, переходя при этом в газообразное состояние. Цвет выхлопа при этом изменится на светлый (в норме он вообще практически прозрачный) – это результат присутствия в выхлопе водяного пара. Зимой это неочевидный признак разгерметизации СО, поскольку влага попадает в выхлопную трубу из воздуха, а вот летом такой симптом трудно не заметить;
  • верный признак смешивания технических жидкостей – наличие эмульсии белесоватого оттенка, появившееся в районе маслозаливной горловины, по консистенции напоминающей взбитые сливки – это результат попадания ОЖ в смазывающую жидкость;
  • посмотреть, попадает ли антифриз в масло, можно, выкрутив свечи зажигания. Если электроды окажутся мокрыми, принюхайтесь к ним. Характерный запах тосола – явное свидетельство того, что ОЖ попадает в камеру сгорания;
  • наконец, ухудшение работы силового агрегата и появление троения – ещё один потенциальный симптом загрязнения масла антифризом. Правда, не слишком достоверный – к такому же результатe приводит множество других неисправностей.

Что предпринять, если масло смешивается с тосолом

Многие автовладельцы, узнав о наличии проблемы, не всегда бросаются её устранять, полагая, что она не настолько серьёзная, чтобы предпринимать срочные меры. Разумеется, такое мнение ошибочно, и мы расскажем, почему. Наш совет – не мешкать, приступать к ремонту сразу после обнаружения разгерметизации системы охлаждения и попадания антифриза в моторное масло.

Если причина возникновения неисправности кроется в разгерметизации прокладки масляного радиатора (в этом случае масло попадает в антифриз), её необходимо заменить. Делается это в следующей последовательности:

  • В первую очередь следует осуществить промывку магистрали системы охлаждения, чтобы избавиться от остатков смазывающей жидкости. Эта процедура выполняется с использованием специального раствора, который можно приобрести в любом автомагазине. Средство заливается в бачок с ОЖ;
  • Для качественной промывки запускаем мотор и даём ему поработать на протяжении 5, максимум 10 минут – этого должно хватить для прогрева мотора до рабочей температуры. Об этом можно узнать по включившемуся вентилятору. Глушим силовой агрегат;
  • сливаем промывочную жидкость;
  • устанавливаем пустую ёмкость под автомобиль в районе радиатора, откручиваем сливную пробку и дожидаемся, пока вся охлаждающая жидкость не вытечет;
  • теперь можно приступать к демонтажу масляного радиатора. Здесь конкретных советов дать невозможно, поскольку этот элемент конструкции двигателя на разных моделях снимается и устанавливается неодинаково. Как это делается, можно узнать из руководства пользователя;
  • после демонтажа маслоохладителя его можно разобрать и подвергнуть ревизии, после чего хорошо промыть и прочистить. Изношенные уплотнители следует удалить, место их посадки очистить и установить новые прокладки, которые необходимо приобрести заранее для конкретной модели автомашины;
  • следующий шаг – демонтаж расширительного бачка и его чистка. Следует убедиться, что на корпусе отсутствуют значительные дефекты – в противном случае лучше заменить бачок на новый;
  • устанавливаем масляный радиатор и расширительный бачок на место и снова занимаемся промывкой системы дистиллированной водой. Для этого заливаем ей в систему охлаждения и запускаем мотор, полностью выключив обдув салона воздухом и задействовав максимально возможное количество потребителей бортовой электросети (это ускорит прогрев силового агрегата). Как только включится вентилятор, следует выключить все электроприборы и активировать обдув салона. По прошествии порядка 10 минут мотор должен остыть, а вентилятор – выключиться. Глушим двигатель и ждём, пока дистиллированная вода остынет, чтобы её можно было слить;
  • повторяем процедуру промывки дистиллированной водой ещё раз, сливаем её и заливаем свежий антифриз;
  • напоследок нужно постараться избавиться от воздушных пробок, для чего вам потребуется помощник. Запустите двигатель и усадите его за руль, а сами перейдите к моторному отсеку. Попросите товарища несколько раз, не скупясь, «прогазовать», а сами в это время начинайте сдавливать патрубок СО при закрытой пробке расширительного бачка. После этого откройте пробку, чтобы скопившийся в бачке воздух вышел наружу.

Если после замены прокладки масляного радиатора проблема не исчезла – скорее всего, антифриз попадает в масло через повреждённую прокладку ГБЦ.


Приступаем к её замене (алгоритм для ВАЗ-2109):

  • демонтируем корпус воздухофильтра;
  • отсоединяем все провода, идущие к мотору, а также шланг подачи топлива;
  • сливаем в заранее подготовленную ёмкость ОЖ;
  • откручиваем болты крепления коллектора;
  • отсоединить ВВ провода;
  • всё, что мы проделали – демонтировали так называемое навесное оборудование, которое будет мешать снятию головки блока. Чтобы открутить саму ГБ, необходим шестигранный ключ и достаточно толстый вороток. Открутить нужно 10 болтов вместе с шайбами, затем очень аккуратно можно начать снимать головку, потянув её вертикально вверх. Здесь важно не допустить перекосов, чтобы не согнуть шпильки. Пробитая прокладка может как остаться на блоке, так и прилипнуть к посадочной поверхности головки – это не суть важно. Если она не отдирается руками, следует использовать плоскую отвёртку, но очень осторожно, чтобы не оставить царапин – они могут стать источником будущих проблем;
  • производим визуальный осмотр головки на предмет наличия следов коррозии – если таковые имеются, нужно избавиться от ржавчины, выполнив в случае необходимости процедуры фрезеровки/шлифовки;
  • очищаем остатки старой прокладки, обезжириваем посадочное место;
  • аккуратно устанавливаем новую прокладку, следим за тем, чтобы она совпала с направляющими, расположенными по углам БЦ;
  • так же осторожно одеваем головку на место, во время стыковки с блоком следим, чтобы прокладка не сместилась;
  • выполняем затяжку болтов с обязательным использованием динамометрического ключа, сначала с усилием до 25 Нм, затем зажимаем последовательно до 85, 120 и 140 Нм;
  • устанавливаем обратно навесное оборудование;
  • запускаем двигатель, прогреваем его и только после этого совершаем пробную поездку.

Не забываем, что если тосол попал в масло, силовой агрегат нужно промыть. Сначала промывается система охлаждения с помощью спецраствора (как это делается, мы описывали немного выше), затем – масляные каналы с заливкой свежей смазочной жидкости. Это обязательная процедура, позволяющая избавиться от остатков смешанных технических жидкостей.

Последствия загрязнения масла тосолом для двигателя

Охлаждающая жидкость представляет собой смесь спирта и дистиллированной воды. Если такая жидкость попадёт в моторное масло, вполне очевидно, что смазывающие свойства последнего в результате разбавления антифризом ухудшатся. Чем больше будет длиться такое смешение, тем хуже ММ будет смазывать трущиеся детали силового агрегата.

Нетрудно предугадать, что последствия попадания антифриза в масло будут далеко не оптимистичными: ускоренный износ деталей мотора приведёт к необходимости выполнения преждевременного капремонта двигателя, сложного и дорогостоящего. Если для обладателей автомобилей с большим пробегом и возрастом «капиталка» – модно сказать, рутинная операция, то необходимость восстанавливать достаточно свежий мотор может оказаться для автовладельца очень неприятной неожиданностью.


А теперь перейдём к конкретике.

Если случилась разгерметизация системы охлаждения, при которой ОЖ проникает в цилиндры, а водитель этого не заметил (что вполне вероятно), то при дальнейшей эксплуатации автомобиля довольно скоро в районе мотора начнут раздаваться хорошо различимые стуки. Это – результат износа .

Механизм возникновения стуков следующий:

Если с масло через цилиндры начал попадать тосол, первыми ухудшение смазочных свойств ММ почувствуют именно вкладыши, которые по существу представляют собой немного видоизменённые высоконагруженные подшипники скольжения. Они имеются как на распределительном, так и на коленчатом валах силового агрегата. Некачественная смазка приведёт к образованию на внутренней поверхности вкладышей задиров, которые со временем будут только увеличиваться. Именно они и являются источником стука подшипников.

Если выполнить разборку мотора и снять вкладыши, то можно обнаружить, что фрикционный слой на их поверхности практически отсутствует, но зато имеются достаточно глубокие царапины и задиры (выпуклости). Из-за перегрева цвет вкладыша меняется с серого на пятнистый бурый.

Если продолжить исследовать поверхность подшипников под микроскопом, обеспечивающем очень большое (тысячекратное) увеличение, можно заметить на поверхности вкладышей микроскопические белые шарики диаметров порядка 25-35 мкм. Именно эти частички и ответственны за образование царапин: при большой скорости вращения валов они. Как плуг, вгрызаются в поверхность подшипников, оставляя соответствующих размеров борозды и задиры.

При таком агрессивном поведении у фрикционного слоя шансы остаться невредимым стремятся к нулю. Вы спросите, а откуда взялись эти шарики, ведь поначалу их не было? Давайте разбираться.

Согласно данным спектрографических исследований, эти круглые абразивные частицы состоят из смеси серы, фосфора, кальция и других элементов. Хотя это и не металл, твёрдость этих частиц оказывается выше, чем у фрикционного слоя. Так что первым страдает именно он. Со временем шарики, также испытывающие большие нагрузки, уплотняются настолько, что становятся твёрже материала изготовления вкладышей. Вот тогда они принимаются и за сами подшипники, разрушая их поверхность.

Откуда взялись частицы? Оказывается, из присадок, содержащихся во всех современных маслах. Но катализатором для их выпадения в осадок и группирования в большие образования является именно антифриз. Плюс, конечно же, высокая температура.

Словесное описание этого процесса не слишком информативное, поскольку мы плохо представляем себе, с какой скоростью происходят все эти метаморфозы на работающем двигателе, до каких температур нагреваются его трущиеся детали.


Вторым по значимости последствием смешивания в двигателе масла и антифриза можно назвать , чему способствует активное перемешивание этих двух жидкостей на огромных скоростях. Почему так происходит? Как мы уже знаем, в составе ОЖ имеется немалое количество воды. И если масло практически не растворяется в воде, то этого нельзя сказать о присадках. А значит, частично растворяясь в антифризе, они уменьшают свою концентрацию в смазывающей жидкости. Примечательно, что для запуска такого процесса требуется минимальное количество охлаждающей жидкости.

Еще раз напомним, что все эти процессы происходят при высоких температурах. Как известно их курса химии, тепловая энергия способствует протеканию различных реакций между веществами. Именно поэтому для образования в масле достаточно прочных соединений из фосфора, серы, калия, цинка много времени не требуется. Главное условие – попадание в ММ тосола.

Надеемся, что наши читатели (или хотя бы их часть) поняли опасность ситуации, когда происходит разгерметизация магистрали охлаждения, локализующаяся в районе головки или самого бока цилиндров. И если вы не хотите, чтобы двигатель застучал, а это случится неизбежно при вашем бездействии, следует очень внимательно относится к таким рекомендуемым всеми автопроизводителями действиям., как ежедневная проверка уровня масла и антифриза – именно это подскажет вам о потенциальной угрозе, устранять которую следует не мешкая.

Лучшие цены и условия на покупку новых авто

Кредит 6.5% / Рассрочка / Trade-in / 98% одобрений / Подарки в салоне

Мас Моторс

Здравствуйте! У меня Рено Меган 99 г. На газу в основном ездил, поменял голову, опресовал ее, болты новые, промыл систему — все ровно , двигатель 1.6, остается поменять блок. Подскажите, пожалуйста! Заранее спасибо! (Андрей)

Добрый день, Андрей.

[ Скрыть ]

Почему антифриз попадает в масло?

Причин попадания охлаждающей жидкости в масло может быть несколько:

  1. Одной из самых распространенных и часто встречаемых является износившаяся и . В этом случае антифриз будет беспрепятственно попадать в моторную жидкость, при этом свечи будут в хладагенте, что будет видно даже невооруженным глазом. Проблема решается путем замены уплотнительной прокладки, для этого потребуется демонтаж и установка головки блока.
  2. Произошел пробой ГБЦ. Если это так, то все намного серьезней. В случае пробоя ГБЦ необходим будет ремонт микротрещин, в частности, скорей всего треснула перегородка, которая отделяется каналы антифриза и моторной жидкости.
  3. Если произошла деформация ГБЦ. Иногда владельцы более старых транспортных средств сталкиваются с деформацией внутренней части головки, которая прилегает к мотору.
  4. Кроме того, такая неисправность может быть вызвана и вашими действиями. На самом деле, скорей всего именно из-за этого все и произошло. К примеру, сама прокладка была установлена неверно, что привело к пропусканию воздуха. Либо же вы не правильно затянули винты головки блока, что также может послужить причиной.
  5. В некоторых случаях попадание хладагента в ММ обусловлено замерзанием первого. Если, к примеру, вы используете воду или некачественный антифриз, который может замерзнуть при нулевой температуре. В таких случаях замерзание и размерзание расходного вещества также вызывает деформацию головки.
  6. Если поверхности узла были обработаны некорректно, то есть без соблюдения всех условий. Это также является одной из причин деформации агрегата.
  7. При появлении ржавчины на гильзах цилиндров ДВС (одного или нескольких). Появление коррозии обусловлено регулярным использованием некачественного антифриза и со временем это вполне становится причиной полного разрушение узла. Проблема решается либо заменой, либо сваркой. То же самое касается и гильз цилиндров — эти компоненты на практике часто подвергаются воздействию коррозии.
  8. В случае неплотного прилегания водяного насоса к месту установки, а также в результате забивания дренажного отверстия.

Видео «Вскрытие головки и поиск причины попадания хладагента»

Смотрите на видео процесс поиска причины попадания хладагента в двигатель на примере автомобиля ВАЗ.