Разбор генератора ваз 2109. Сборка генератора осуществляется в обратном порядке

Итак, потребовалось мне разобрать как-то стандартный восьмерочный генератор, опыта не было но решил поучиться и заодно сделать дело. Первое, что следует сделать - это приготовить инструмент, главный из которых молоток, затем вдшку, ну и собственно себя. Все русские агрегаты созданные давно разбираются как правило очень тяжело - потребуется много терпения, разборку желательно проводить в теплом помещение. Приступаем. Сначала следует снять шкив, который состоит из нескольких частей, и выбить шпонку, шпонка должна идти легко, если идет с трудом - значит что-то не так делаете или не туда прикладываем усилие. Далее снимаем крышки - в обоих из крышек имеется подшипник, здесь стучать, если стучите, надо с осторожностью, если конечно не желаем менять его, ну или можно повредить крышку, она хрупкая.


Внутри генератора находится ротор который создает магнитное поле и вращается, имеет пару контактных колец, которые, в свою очередь, соединены в один узел - это электронный регулятор напряжения, цель которого поддержание определенного возбуждения, чтобы со статора в итоге получалось порядка 14-14.2 вольт напряжения в борт сеть и в частности для зарядки аккумуляторной батареи. Если напряжение будет выше например 15-16 вольт, то батарея будет кипеть, будет выделяться много газов, и это ничем хорошим не закончится как для батареи, так и для борт сети в целом, да и для генератора в целом.

Если же напряжение будет ниже, например 12-13 вольт, то будет недозаряд, и при частых стартах и малом времени работы батарея будет хронически недозаряжаться, а это приведет к тому, что напряжение упадет ниже нормы и в один прекрасный момент батареи не хватит чтобы прокрутить стартер, и вы останетесь на дороге.

В генераторе есть также подкова - так ее назвали из-за своего вида визуально заядлые автолюбители. На самом деле это пластина, на которой закреплены диоды для выпрямления переменного тока в постоянный и дополнительная группа диодов работающая в цепи возбуждения.

Так же на корпусе генератора часто устанавливается прямоугольный конденсатор - цель которого частично подавить помехи которые возникают в цепи, чтоб в приемнике было меньше фона от работающего генератора.

В автомобильном генераторе также есть колодка для подключения провода от цепи возбуждения.

При установке генератора нужно хорошо натянуть ремень генератора, так как при плохой натяжке он будет работать плохо и ремень скорее всего будет издавать характерный свист и вой. Что касается электрических подключений - смотрите тут . Вот такая получается несложная инструкция, всем успехов!


Это должен знать каждый владелец авто:

Сборник схем предохранителей и реле для различных моделей автомобилей BMW - 3, 4, 5, 6 и 7-й серии. Некоторые обозначения на английском я...

Генератор – агрегат, дающий зарядку аккумулятору и ток в бортовую сеть автомобиля, работает только когда машина заведена и, чем больше оборотов выдаёт двигатель у автомобиля, тем больший ток даёт генератор. Слишком большой ток не позволяет выдавать так называемый регулятор напряжения, благодаря которому напряжение, подаваемое от генератора выпрямляется (генератор-то даёт неравномерный ток), а значит напряжение не скачет. Благодаря действию генератора, включение дополнительных приборов не приводит к ухудшению работы остальных. С помощью регулятора напряжения можно настроить генератор, чтобы он подавал максимальный ток в бортовую систему автомобиля. Это особенно выручает, когда генератор уже старенький или в автомобиле подключено большое количество приборов, приводящее к быстрой разрядке аккумулятора.

Примечание!
Вам понадобятся следующие инструменты: набор гаечных ключей, прибор мульти-метр (в мульти-метре как правило есть функция омметра), позволяющий проверить отдельные детали генератора на работоспособность, контрольная лампочка (пригодится во время проверки на исправность диодного моста).

Краткое содержание:

Когда пора ремонтировать генератор?

1. На любой комбинации приборов есть индикатор заряда АКБ (указан красной стрелкой, на примере комбинации приборов от высокой панели). Когда генератор перестаёт подавать заряд на аккумуляторную батарею, загорается данный индикатор. С включением зажигания он должен загореться, но когда машина заведётся, обязательно погаснуть. В противном случае генератор не даёт ток и нуждается в осмотре. Случается, аккумулятор быстро садится, а лампа-индикатор не загорается вовсе. По сути верить ей на 100% нельзя, иногда генератор даёт очень слабый ток, недостаточный для лампочки. Такая ситуация приводит к тому, что буквально за 1 неделю аккумулятор полностью садиться и приходится ставить его на зарядку. Рекомендуем периодически проводить проверку исправного аккумулятора.

2. Понадобится мульти-метр со включенной функцией вольтметра. Замерить показания, даваемые генератором аккумулятору (подробно процедура продемонстрирована в ролике ниже). После того как вы завели автомобиль, напряжение на клемме скорее всего будет около 12-13 Вольт и потихоньку будет расти. Нет вольтметра? Существует альтернативный способ проверки, однако причиняет вред диодному мосту (на инжекторных автомобилях вовсе не рекомендуем использовать данный метод, лучше запастись мульти-метром):

  • заведите двигатель и дайте поработать приблизительно 2 минуты;
  • подгазовывайте и вытащите подсос, чтобы двигатель набрал около 2-х тысяч оборотов;
  • скиньте клемму минус с АКБ.

Если машина работает – с генератором всё хорошо, ставьте клемму обратно. Машина заглохла – генератор пришёл в негодность и нуждается в замене или ремонте. Но! Бывает, генератор даёт заряд, но слишком слабый (в районе 12 Вольт), из-за чего аккумулятор быстро садиться (машина не заглохнет после скидывания клеммы с аккума, поэтому данный способ не всегда работает).

Ремонт генератора на ВАЗ 2108-ВАЗ 21099

Примечание!
Сразу хотим предупредить, ремонт – дело не быстрое, одного дня скорее всего не хватит. Необходимо учитывать ряд тонкостей, ведь неверно собранный генератор после заведения движка может попросту вывести из строя аккумулятор автомобиля или вовсе сгореть от короткого замыкания. Соблюдайте осторожность и запоминайте месторасположение болтов.

Разборка

1) Сперва снимите с автомобиля генератор (процедуру читайте в статье: «Замена генератора на автомобилях »). Предупреждаем, в статье рассматриваются карбюраторные генераторы. Со снятием генератора на инжекторных автомобилях знакомьтесь в публикации: «Ремонт генератора на ВАЗ 2110 ». Проверьте первым делом диодный мост, как правило он либо сгорает, либо щётки изнашиваются и приходят в негодность. Проверка осуществляется с помощью контрольной лампы (=контролька) и аккумулятора:

  • подсоедините «+» аккума через контрольную лампу к выводу «30»;
  • «-» киньте к корпусу генератора (см. фото 1).

Одним концом подсоедините провода к АКБ, а другим к генератору. Проследите за контролькой (она не должна загореться, иначе диодный мост пришёл в негодность). Вторая проверка подразумевает проверку положительных диодов:

  • плюс остаётся на том же месте как и при первой проверке;
  • минус кидается к одному из болтов крепления выпрямительного блока (фото 2).

Если лампа не загорается (так и должно быть), переходим к третьей проверке – отрицательных диодов:

  • плюс через контрольку подсоединяется к одному из болтов;
  • минус кидается на корпус генератора (фото 3).

Светиться контролька не должна, в противном случае в отрицательных диодах есть замыкание и выпрямительный блок (диодный мост) нуждается в замене. Приступаем к завершающей проверке дополнительных диодов: провод, идущий от плюса через контрольку кидается на вывод «61» генератора, а провод, идущий от минуса, к одному из болтов крепления выпрямительного блока (фото 4). Лампа не горит? - значит мост с диодами исправен и не нуждается в замене.

Примечание!
Загорание лампы может говорить о замыкании обмотки статора на корпус (случается крайне редко).

2) Если в результате проверки выявлена неисправность диодного моста, переходим к разборке генератора:

  • отверните здоровым ключом большую гайку, крепящую регулировочную планку (фото 1);
  • нанесите маркером метку корпусов, стоящих относительно друг друга (потом необходимо совместить точно так же);
  • отверните гайку болта, совмещающего корпусы (фото 2);
  • выньте болт из отверстия в генераторе;
  • выверните гайку, крепящую шкив к генератору (фото 3);
  • снимите с помощью специального съёмника либо аккуратно сдёрните руками;
  • выньте из вала якоря сегментную шпонку;
  • отверните отвёрткой винт, крепящий конденсатор;
  • выверните крепежную гайку к выводу «30» генератора (крепит клемму, идущую от конденсатора (фото 4, места крепления клеммы гайкой указаны синей стрелкой, а клемма красной);
  • снимите с генератора конденсатор.

3) Переходим к снятию щёточного узла:

  • выверните два крепящих винта/болта (фото 1, указаны стрелками);
  • от разъёма в узле отсоедините колодку проводов;
  • снимите узел с генератора и сразу выверните четыре гайки (фото 2) стяжных болтов;
  • выньте болты из отверстий в генераторе;
  • воспользовавшись съёмником, снимите с вала ротора крышку генератора (фото 3) и находящуюся за ней распорную втулку (фото 4);
  • Получились разъединенные крышки – вытаскиваем ротор с валом из другой крышки и снимаем его с генератора.

4) Выкрутите три гайки у клеммы, идущие от статора к болтам (фото 1) и скиньте клеммы, а с другой стороны, выньте болты и их изолирующие колодки (пластмассовые). Снимайте статор и выверните гайку крепления вывода «30» (фото 3). Отожмите плоской отвёрткой выступ штекера (место указано стрелкой на фото 4) и просуньте штекер внутрь – вы снимите последнюю деталь – диодный мост с крышки.

5) Теперь перейдём к проверке деталей на исправность,а начнём с подшипников. Они должны крутиться без проблем и заеданий, не иметь следов вытекания смазки, в противном случае подшипники, размещенные на вале ротора подлежат замене. Подшипник на генераторной крышке снимается посредством отворачивания четырёх гаек крепления внутренней и наружной шайбы (фото 1), его необходимо выбить головкой. Для замены подшипника вала (обозначен синей стрелкой на фото 2) понадобиться специальный съёмник либо хорошая смекалка. Запомните, при обратной установке обоих подшипников, применять усилие (вы скорее всего головкой их забивать будете) необходимо только на внутренне кольцо подшипника, а иначе вы его попросту разобьёте. Кстати, осмотрите контактные кольца на валу (красными стрелками на фото), данные кольца обязательно должны быть в нормальном состоянии и не иметь следов повреждений, задиров и т.д. В иной ситуации зачистите кольца от повреждений с помощью мелкозернистой шкурки, а если она не поможет, тогда аккуратно на токарном станке проточите повреждения и затем пройдитесь шкуркой. С помощью данных колец проверьте нет ли в обмотке ротора обрыва: подсоедините выводы, идущие от омметра к обоим кольцам (по одному кольцу, каждый вывод подсоединить нужно будет) и если вдруг омметр выдаст бесконечность (результата никакого не покажет), то в обмотке ротора есть обрыв и ротор нуждается в замене. Возьмите контрольную лампу и согласно схеме на фото 3 проверьте, нет ли замыкания обмотки на корпус (лампа включается в сеть с напряжением в 220 Вольт либо работает от аккумулятора на 12 Вольт; данный провод кидается на массу, а другой поочерёдно к кольцам подносится и, если лампа не загорится, значит замыкание обмотки на корпус отсутствует и ротор полностью исправен). Последняя проверка статора, сперва его осмотрите, на нём не должно внутри быть следов задевания якоря о статор, иначе подшипники нуждаются в замене или крышки генератора деформированы. Далее воспользуйтесь контролькой и включите её в сеть переменного тока напряжением 220 В (12 Вольт тоже будет достаточно) и как показано на схеме на фотографии номер 4, проверьте статор на наличие у обмотки замыкания на корпус. Поочередно подсоединяйте лампу к клеммам – должна загореться, иначе статор нуждается в замене. В завершение подсоедините провод, идущий от источника тока к корпусу статора, а другой поочерёдно на три клеммы кидайте. Лампа загорится – значит есть замыкание и статор необходимо заменить.

Примечание!
Дополнительное полезное видео в вашу копилку знаний о генераторах.

Автомобиль как живой организм - все его детали требуют за собой бережного ухода и аккуратного обращения. Но, как и человеческий организм, машина иной раз дает «сбои».

Выход из строя электрического генератора может доставить массу проблем автовладельцу, но в его ремонте нет ничего сложного, и уж тем более, нет ничего такого, с чем бы не справился мужчина.

Итак, сегодня мы будем ремонтировать электрогенератор.

Генератор в автомобиле служит для выработки электрической энергии, и осуществляет электропитание аккумулятора. При нарушении нормальной работы автомобильного электрогенератора, аккумулятор начинает разряжаться, и машина будет ехать ровно столько, на сколько хватит заряда аккумулятора.

Электрогенератор расположен под капотом автомобиля и приводится в действие ременной передачей. Причиной поломок генератора являются следующие неисправности : выработка щеток генератора, неисправность реле зарядки, выход из строя диодного моста генератора, заклинивание подшипников роторного вала генератора.

Проверка генератора ВАЗ 2108-21099, для выявления неисправностей:

  1. Присутствие посторонних шумов при работе - вероятный износ подшипников вала генератора.
  2. Недостаточное напряжение на «выходе» генератора - износ щеток или недостаточное натяжение ремня.
  3. Увеличение и снижение напряжения на «выходе» также может быть следствием неисправности диодного моста генератора.

Для первичной диагностики неисправностей - достаточно проделать следующие процедуры:

  • Проверить, вольтметром, напряжение на клеммах аккумулятора. При работающем двигателе и исправном генераторе напряжение на аккумуляторе должно варьироваться от 13,8 до 14,5 вольт.
  • При включенном двигателе прислонить ладонь к корпусу генератора и выявить вибрацию. При увеличенном износе подшипников вала вибрация, передаваемая на корпус генератора, будет более чем ощутима, спутать ее, с чем-либо, будет очень трудно.
  • Проверка натяжения ремня генератора: при выключенном двигателе необходимо надавить на ремень - его прогиб под пальцем не должен быть больше 1 - 1,5 см.

Практическая часть - снятие генератора, его разборка, ремонт и установка на место

В связи с тем, что генератор расположен под капотом автомобиля, двигатель необходимо заглушить, руль вывернуть вправо, до упора и открыть капот. Электрогенератор на автомобилях ВАЗ 2108 - 15 установлен перед двигателем, в нижнем левом углу подкапотного пространства, между двигателем и радиатором охлаждения.

Перед демонтажем генератора необходимо отсоединить «массу» от аккумулятора, т.е. минусовый контакт.

Перед снятием самого генератора, дабы не делать лишнюю работу, снимаем реле зарядки с корпуса генератора и проверяем выработку щеток генератор. Реле зарядки установлено в задней части корпуса генератора, и крепится к нему двумя болтами. Для откручивания их Вам понадобится «крестовая» отвертка. При откручивании болтов, будьте аккуратны и не уроните их на защиту картера, иначе достать их оттуда будет одной большой проблемой.

Для снятия реле необходимо отсоединить провод, контакт в виде «мамы». После снятия реле зарядки и визуального осмотра щеток - принимаем решение о приобретении нового реле регулятора напряжения генератора или обратной установки демонтированного, в зависимости от износа щеток. Для их нормальной работы необходима длина щетки не менее 4 см. Теперь приступаем непосредственно к снятию электрогенератора с двигателя.

  1. Отсоединяем провода от генератора - как правило, они красного цвета и состоят из двух групп проводов, красного цвета. Одна группа состоит из двух проводов и крепится гайкой к болту, на задней стенке генератора. Другая группа состоит из одного провода и соединяется с клеммой генератора, посредством контакта «папа-мама», так же на задней стенке генератора.
  2. Для снятия генератора с двигателя необходимо открутить две гайки и один болт, в следующей последовательности: откручиваем гайку, крепящуюся к планке натяжителя ремня генератора (в верхней части генератора), отвинчиваем болт крепления планки натяжителя к блоку двигателя и снимаем ее. Последним этапом является отвинчивание гайки от болта, крепящего кронштейн генератора к блоку двигателя.
    • Кронштейн крепления генератора расположен в нижней части блока двигателя, непосредственно под генератором. После отвинчивания этой гайки необходимо снять ремень генератора со шкива самого генератора.
    • Болт крепления генератора следует выдавить влево, из кронштейна, до его упора в корпус кузова или в грязевую защиту генератора.
    • Со стороны правого колеса необходимо открутить два винта, крепящие пылевую защиту генератора к кузову автомашины.
    • В случае если болт крепления генератора будет по-прежнему упираться в какие либо детали кузова, Вам следует надавить на двигатель одной рукой, и одновременно с этим вытащить болт, другой рукой.

Теперь Ваш генератор отсоединен от двигателя полностью, и можно приступать к его разборке и ремонту.

Разборка электрогенератора

При разборе электрогенератора необходимо иметь «под рукой» две важные вещи: съемник подшипников и тиски. Это значительно упростит и ускорит Вашу работу. Гаечным ключом на «19» отвинчиваем гайку от роторного вала, которая закрепляет крыльчатку на валу.

Для этого Вам необходимо одной рукой придерживать непосредственно крыльчатку, а другой рукой отвинчивать гайку, против часовой стрелки. Придется затратить определенные усилия, разумеется, но эту гайку нужно отвинтить. Крыльчатка генератора закреплена на валу шпонкой, и после снятии крыльчатки с вала необходимо удалить эту самую шпонку.

Важно : Вам следует запомнить расположение распорных шайб и гаек на роторном валу, при их демонтаже. Каждый тип генераторов имеет свои особенности по их расположению, вне зависимости от того, что и как указано в инструкциях и книжках по ремонту автомобилей. Запомните, а лучше зарисуйте, как такие шайбы установлены на Вашем генераторе.

Теперь мы переворачиваем генератор задней крышкой вверх, и откручиваем гаечным ключом на «8» четыре гайки. Вытаскиваем освободившиеся четыре шпильке и освобождаем лицевую часть корпуса генератора.

В лицевой части крышки генератора установлен «передний» подшипник, закрепленный пластинами. Снимаем, открутив гайки, пластины и выбиваем подшипник из посадочного места. Это проще всего сделать деревянной дощечкой, по размеру совпадающей с диаметром подшипника.

Сейчас нам понадобятся тиски: накрутив на роторный вал гайку, закрепляем генератор, или то, что мы с Вами еще не разобрали, в тисках. Заднюю крышку, резким движением вверх, срываем с посадочного места подшипника.

У нас остался зажатыv в тисках роторный вал, с «задним» подшипником в самой верхней части. Чтобы его демонтировать, необходим съемник, надеваем его на подшипник и снимаем с вала.

Теперь у Вас на руках два подшипника - «передний» (он же маленький) и «задний» (большего размера) - смотрим на их маркировку и приобретаем точно такие же.

Важно : Практика показывает, что при приобретении подшипников для генератора , необходимо их снять, и по аналогии купить в магазине. Такие советы продавцов как: «они все однотипные» или «если у Вас генератор старого образца, то берите эти» - часто ошибочны. Да почти всегда ошибочны. Ради экономии времени, проще всего снять подшипники и по их маркировке подобрать аналогичные.

Тот же совет касается и диодного моста, установленного в задней крышке генератора. Если на нем визуально наблюдаются повреждения, или окись металлов - лучше без раздумья снять (он крепится четырьмя гайками к внутренней части задней крышки) и приобрести новый.

Стоимость запасных частей (в среднем): Подшипники (пара) - 150 рублей. Реле зарядки: 140 рублей. Диодный мост - 200 рублей. Съемник подшипников - 100 рублей. Итого: 590 рублей.

Сборка генератора осуществляется в обратном порядке:

  1. Начинаем с установки заднего подшипника на вал. Это делается при помощи молотка и небольшой дощечки. Двумя-тремя ударами сажаем подшипник на вал.
  2. В случае снятия диодного моста - закрепляем его на «родные» места, на те же четыре шпильки, в задней крышке корпуса генератора.
  3. Устанавливаем заднюю крышку на ротор генератора, так, чтобы подшипник полностью «сел» в свое посадочное место в задней крышке генератора, для упрощения процедуры можно использовать молоток, и не очень сильными ударами по задней крышке, «посадить» ее на вал.
  4. В передней крышке осуществляем замену малого (или переднего) подшипника и закрепления его пластинами в посадочном месте.
  5. Внимаем из тисков генератор и прежде чем надеть переднюю крышку, одеваем распорное кольцо на вал, между передним подшипником и упорной выемкой на валу.
  6. Устанавливаем переднюю крышку и затягиваем «крест-накрест», гайки на длинных шпильках, чтобы затяжка была равномерной.
  7. В выемку, на роторном валу, устанавливаем шпонку, после чего надеваем крыльчатку генератора, и затягиваем гайкой.

Генератор собран и теперь, для удобства, нужно установить в штатное место реле генератора со щетками. И не забудьте подсоединить к нему (реле) провод от генератора.

Установка генератора на двигатель

Порядок установки - обратный его снятию:

  1. Вставляем генератор в кронштейн крепления.
  2. Одной рукой давим сверху на двигатель, а другой рукой, из-под арки переднего правого колеса, вставляем болт кронштейна на свое место. Гайку этого болта накручиваем, н не затягиваем.
  3. Закрепляем саморезами пылевую защиту генератора.
  4. Надеваем ремень привода генератора на шкив генератора и устанавливаем планку натяжителя ремня генератора . Натягиваем ремень до положенных значений прогиба (1 - 1,5 см.) и одновременно затягиваем гайку на плаке натяжителя.
  5. Теперь затягиваем гайку на кронштейне крепления генератора.

Все, генератор установлен. Убедитесь, еще раз, что массовая клемма снята с аккумулятора и подсоедините все провода к генератору.

Помните, что их три штуки: парные провода крепятся гайкой к шпильке, на задней стенке генератора, а «мама» вставляется в «папу».

Вот теперь можно надеть клемму «минус» на аккумулятор и завести автомобиль. Я уверен, что у Вас вся работа была проделана правильно, и генератор стал вырабатывать напряжение, необходимое для работы машины.

Для уверенности в правильной работе генератора, проверьте вольтметром выдаваемое напряжение. Удачи Вам на наших дорогах!

Ремонтируем генератора ВАЗ 2108

Электрический генератор ВАЗ 2108 выходит из строя достаточно часто. Причин возникновения неполадок в оборудовании множество, а последствия игнорирования таких неисправностей могут быть плачевными. Поэтому крайне важно своевременно уделять внимание техническому обслуживанию своего автомобиля. Ремонт электрогенератора это элементарный процесс, с которым справится даже автолюбитель без опыта. Достаточно разобраться в принципах работы такого оборудования.

Принцип работы устройства и его схема

Электрогенератор выполняет роль автономного источника энергии в любом автомобиле, он предназначен для равномерной подпитки аккумулятора. Если генератор выходит из строя или изнашивается, аккумулятор перестает получать необходимое количество энергии и не может обеспечить стабильную работу технической составляющей машины.

Как только его заряд иссякает, транспортное средство глохнет. Завести машину после подобного это не самая простая задача. Для получения визуального представления о работе электрогенератора потребуется его схема. Схема генератора ВАЗ 2108 представлена на рисунке. На ней пронумерованы все элементы, которые имеют важное значение в работе устройства.

  1. Электрогенератор.
  2. Минусовый диод.
  3. Запасной диод.
  4. Плюсовый диод.
  5. Лампа управления разряда аккумулятора.
  6. Приборный блок.
  7. Вольтметр.
  8. Монтажный блок.
  9. Резервные резисторы по 100 Ом.
  10. Реле зажигания.
  11. Питание зажигания.
  12. Батарея аккумулятора.
  13. Конденсатор.
  14. Роторная обмотка.
  15. Контроллер напряжения (есть только в моделях автомобиля, выпускавшихся до 1988 г.).

Схема генератора ваз 2108. 1 генератор; 2 отрицательный диод; 3 дополнительный диод; 4 положительный диод; 5 контрольная лампа разряда аккумуляторной батареи; 6 комбинация приборов; 7 вольтметр; 8 монтажный блок; 9 дополнительные резисторы по 100 Ом, 2 Вт; 10 реле зажигания; 11 выключатель зажигания; 12 аккумуляторная батарея; 13 конденсатор; 14 обмотка ротора; 15 регулятор напряжения

Электрический генератор на ВАЗ 2108 располагается под капотом машины, он функционирует при помощи специального ремня. Основными причинами выхода из строя оборудования являются:

  • износ щеток;
  • поломка заряжающего реле;
  • неисправность диодного моста;
  • стопор подшипников роторного вала.

Ремонт генератора «восьмерки»

Прежде всего потребуется определить причину поломки. Это осуществляется по следующим признакам:

  • наличие нехарактерных для работы автомобиля звуков (стопор подшипников);
  • невысокая производительность устройства (ослаб ремень генератора ВАЗ 2108, износились щетки);
  • нестабильное выходное напряжение (выход из строя диодного моста).

Чтобы диагностировать поломку, прежде всего необходимо при помощи вольтметра замерить уровень напряжения на аккумуляторе. Для этого надо освободить обе клеммы и подключить устройство. Если электрогенератор в работоспособном состоянии, напряжение будет находиться в диапазоне 13,8-14,5 В. После этого нужно запустить мотор и прикоснуться рукой к крышке генератора для выявления уровня вибрации.

В случае сильного износа подшипников роторного вала вибрация будет довольно ощутимой. При исправной работе ее практически нет. Затем нужно проверить уровень ослабления ремня. Для этого следует заглушить двигатель и надавить на ремень пальцами. Он считается исправным при прогибе не более 1-1,5 см.

После первичной диагностики и определения проблемы необходимо демонтировать, разобрать и отремонтировать устройство, а затем установить его обратно.

Демонтаж электрогенератора

Перед снятием генератора потребуется заглушить мотор, повернуть рулевую колонку вправо до конца и заглянуть под капот. На 2108 устройство располагается в нижней части, левее от двигателя, рядом с охлаждающим радиатором. Обнаружив генератор, перед началом работ не забудьте освободить клеммы аккумулятора. Если вы подозреваете износ щеток, стоит сначала демонтировать зарядное реле, которое находится на задней части корпуса электрогенератора.

Ремонт генератора 2109. Замена подшипников.

В этом видео показан способ замены подшипников генератора 2109 все тонкости и нюансы.

Разборка нового автомобильного генератора ВАЗ-2108

Распаковка и разборка нового автомобильного генератора ВАЗ 2108 63А производства "типа Болгария". Кстати,…

Оно закреплено при помощи двух болтов. Открутив метизы и отсоединив контактный штекер, необходимо осмотреть состояние щеток. Если их ресурс выработан, потребуется приобрести новое зарядное реле. Это определяется простым измерением длины щетки, ее размер должен быть не менее 4 см. При работоспособном состоянии щеток достаточно закрепить реле обратно. В случае других проблем потребуется полностью демонтировать сам генератор.

В первую очередь нужно отключить проводку, которая разделена на 2 части. Первая включает в себя два красных провода, они подведены к задней части корпуса генератора и закреплены метизами. Вторая часть состоит из одного красного провода, он подсоединен к клемме генератора при помощи штекера с той же стороны устройства. Отсоединив обе проводки, нужно демонтировать генератор в определенной последовательности.

Сначала раскручиваются метизы, которые закреплены на планке ременного натяжителя (сверху генератора). Затем откручивается гайка, крепящая эту же планку к блоку мотора. После этого нужно раскрутить гайку, которая крепит кронштейн генератора к блоку мотора. Далее снимается ремень устройства, откручиваются метизы, крепящие генератор к кузову автомобиля. По завершении этих действий генератор можно снять легким движением и приступить к его разборке.

Разборка устройства

Для разборки потребуются следующие инструменты:

С их помощью процесс разборки существенно ускорится. Приступая к работе, нужно раскрутить метизы крепления роторного вала ключом на 19. Обычно они закрепляются очень туго, поэтому придется приложить немало усилий. В процессе раскручивания элементов крепежа важно запомнить их расположение, поэтому рекомендуется сделать примерный набросок на бумаге. Эта схема поможет вам не запутаться при сборке устройства.

Расположите генератор задней частью кверху и раскрутите 4 элемента крепления при помощи ключа на 8. Так вы сможете вскрыть фронтальную часть корпуса электрогенератора. Там располагается подшипник, который крепится при помощи пластин. Раскрутите метизы, фиксирующие его пластины, и высвободите подшипник из гнезда.

Если он не поддается, необходимо поспособствовать этому деревянной рейкой, размер которой совпадает с габаритами подшипника. Неразобранную часть генератора потребуется закрепить в тисках и дернуть заднюю часть корпуса для высвобождения элемента. Остаются только роторный вал и еще один подшипник, которые демонтируются при помощи съемника. Для этого нужно насадить инструмент на подшипник и высвободить его из гнезда вала.

Детали генератора: 1 – регулятор напряжения в сборе со щеткодержателем у генераторов выпуска с 1996 г.; 2 – регулятор напряжения и щеткодержатель у генераторов выпуска до 1996 г.; 3 – колодка вывода дополнительных диодов; 4 – изолирующие втулки; 5 – выпрямительный блок; 6 – контактный болт; 7 – статор; 8 – ротор; 9 – дистанционная втулка; 10 – внутренняя шайба крепления подшипника; 11 – крышка со стороны привода; 12 – шкив; 13 – наружная шайба крепления подшипника; 14 – стяжной болт; 15 – передний шарикоподшипник ротора; 16 – втулка; 17 – крышка со стороны контактных колец; 18 – буферная втулка; 19 – поджимная втулка; 20 – конденсатор

Если вы диагностировали износ подшипников, необходимо записать их маркировку и приобрести новые. Нет необходимости идти в магазин запчастей, взяв с собой подшипники. Не рекомендуется слушать советы продавцов по поводу схожих подшипников, которые тоже подойдут. Покупайте продукцию, строго соответствующую маркировке оригинальных деталей.

Разобравшись с подшипниками, потребуется проверить диодный мост, который размещается внутри задней части корпуса устройства. При обнаружении механических повреждений или окисления на поверхности детали нужно демонтировать мост, раскрутив 4 элемента крепления, и заменить на новый. Стоимость всех вышеупомянутых деталей не превышает 800-1000 руб. в общей сложности, поэтому вы можете заменить все сразу, если есть такая возможность.

Сборка и подсоединение генератора к мотору

Этот процесс осуществляется в порядке, обратном разборке. Здесь будет очень кстати схема крепления метизов, которая была нарисована в процессе разборки. Сборку нужно начинать с монтирования большого подшипника на роторный вал. Для надежной фиксации вам могут понадобиться небольшой молоток и деревянная рейка. Подшипник вдевается в гнездо при помощи легких ударов по центральной части.

Если диодный мост демонтировался, необходимо закрепить его на прежнее место при помощи 4 метизов, вкручиваемых в заднюю крышку устройства. После этого крышка размещается на роторе таким образом, чтобы подшипник до конца осел в своем гнезде, расположенном в задней части корпуса. Здесь вам также помогут молоток и рейка.

В переднюю часть корпуса попутно вдевается малый подшипник, который крепится при помощи пластин. После этого электрогенератор можно высвободить из тисков и закрепить фронтальную крышку. В процессе затяжки метизов нужно соблюдать последовательность крест-накрест для равномерности. В проем на основании роторного вала надо вдеть болт и закрепить его гайкой с обратной стороны.

Сборка устройства завершена, но перед подсоединением генератора к мотору потребуется разместить зарядное реле с щетками и затянуть его крепежные элементы. При возвращении генератора на место действует тот же принцип, что и при его демонтаже, но осуществление этого процесса проходит в обратной последовательности. Для начала нужно установить генератор в кронштейн крепления.

Замеряя нужный уровень прогиба (1-1,5 см), следует натянуть ремень, после чего закрепить планку при помощи метизов. В завершение гайку на кронштейне электрогенератора, которую вы оставили ослабленной, нужно надежно затянуть.

Перед запуском двигателя не забудьте надеть клемму на аккумулятор. Все штекеры и провода должны быть надежно зафиксированы.

Произвести ремонт генератора ВАЗ 2109 можно как на станции технического обслуживания, так и самостоятельно. Для выполнения диагностики своими руками требуется мультиметр, так как визуальный осмотр не позволит обнаружить неполадки.

[ Скрыть ]

Особенности конструкции

Автомобили ВАЗ 2109 могут комплектоваться двумя моделями генераторных устройств. Это 37.3701 и 9402.3701.

Описание конструктивных элементов первого:

  • 1 — поджимной штуцер;
  • 2 — втулка;
  • 3 — буферный штуцер;
  • 4 — задняя крышка узла;
  • 5 — болт, фиксирующий выпрямительное устройство;
  • 6 — сам выпрямительный узел;
  • 7 — вентиль этого устройства;
  • 8 — конденсаторный компонент;
  • 9 — задний подшипниковый элемент вала роторного устройства;
  • 10 — контактные кольца;
  • 11 — шкив роторного устройства;
  • 12 — щетка, подключенная к выводу В регулятора;
  • 13 — контакт 30, необходим для подсоединения потребителей энергии;
  • 14 — контактный элемент 61 генераторной установки;
  • 15 — щетка, подключенная к выходу Ш на регуляторном механизме;
  • 16 — контакт В этого элемента;
  • 17 — само регуляторное устройство напряжения в бортовой сети;
  • 18 — шпилька для фиксации генераторного агрегата к натяжной планке;
  • 19 — крыльчатка;
  • 20 — вал;
  • 21 — шайбы для фиксации подшипникового устройства;
  • 22 — упорное кольцо;
  • 23 — передний подшипниковый элемент шкива роторного устройства;
  • 24 — обмотка ротора;
  • 25 — полюсный наконечник этого устройства;
  • 26 — еще одна обмотка;
  • 27 — статорный механизм;
  • 28 — передняя крышка генераторного узла.
Схема модели устройства 37.3701

Конструкция агрегата 9402.3701:

  • 1 — защитный кожух приспособления;
  • 2 — контакт В+ для подключения электрооборудования машины;
  • 3 — конденсаторное устройство;
  • 4 — общий контакт дополнительных диодных элементов. Он подключается к выходу D+ на регуляторном приспособлении;
  • 5 — фиксирующее устройство плюсовых диодов выпрямительного механизма;
  • 6 — фиксатор для отрицательных диодных элементов;
  • 7 — плюсовой диод;
  • 8 — минусовой элемент;
  • 9 — регуляторное устройство напряжения в электросети машины;
  • 10 — задняя крышка генераторного агрегата;
  • 11 — стяжной болт;
  • 12 — передняя крышка генераторного агрегата;
  • 13 — обмотка статора;
  • 14 — упорное кольцо;
  • 15 — передний подшипниковый элемент вала роторного механизма;
  • 16 — вал;
  • 17 — гайка;
  • 18 — вал роторного механизма;
  • 19 — конусообразная шайба;
  • 20 — обычная шайба;
  • 21 — полюсные наконечники роторного механизма;
  • 22 — сердечник статорного устройства;
  • 23 — втулка;
  • 24 — обмотка роторного механизма;
  • 25 — задний подшипниковый элемент шкива ротора;
  • 26 — втулка подшипникового элемента;
  • 27 — контактные кольца;
  • 28 — держатель щеточного узла;
  • 29 — контакты обмотки статорного механизма;
  • 30 — дополнительный диодный элемент;
  • 31 — общий контакт D.

Конструкция генератора 9402.3701

Карбюраторные силовые агрегаты оборудуются устройствами модели 37.3701, а инжекторы — 9402.3701. По конструкции эти узлы похожи, они являются синхронными электродвигателями переменного тока. Оснащаются встроенными выпрямительным блоком, основанным на кремниевых диодных элементах. А регуляторное устройство напряжения в них — электронное.

На автомобилях, выпущенных до 1996 года, в моделях 37.3701 использовались отдельные регуляторы и держатели щеток. В таких устройствах напряжение от вывода 30 поступало на контакт Б. В более поздних версиях данный параметр подается на выход В, поскольку Б отсутствует.

Как проверить на исправность?

Перед диагностикой неполадок инжекторных и карбюраторных автомобилей надо обязательно завести мотор и дать ему поработать несколько минут. Потом, нажав на педаль газа, необходимо увеличить количество оборотов коленвала до 3 тысяч/мин.

Чтобы создать имитацию езды в обычном режиме выполняется включение:

  • фар дальнего освещения;
  • системы прогрева заднего стекла;
  • печки.

Диагностика мультиметром:

  1. С помощью тестера осуществляется измерение величины напряжения на выводах аккумулятора. Этот параметр составит 13,2 вольт в модели 9402.3701 и 13,6 В — для 37.3701. Если при диагностике не снимая напряжения на клеммах аккумуляторной батареи полученное значение оказалось другим, это свидетельствует об обрыве либо замыкании обмоток устройства. Также может выйти из строя регулятор напряжения и щеточный узел. Иногда проблема заключается в окислении контактных компонентов обмотки возбуждения.
  2. Чтобы убедиться в работоспособности регуляторного механизма, производится отключение всех потребителей энергии. Включенной остается только оптика дальнего освещения, после чего процедура замера напряжения выполняется повторно. Данный параметр должен составить в диапазоне от 13,2 до 14,7 вольт для модели 94.3701. В электрогенераторе 37.3701 полученная величина будет от 13,6 до 14,6 В.
  3. Если регуляторный элемент на модели 9402.3701 демонтировать, то его можно проверить путем подсоединения светового источника к щеточному механизму. В частности, между его элементами. Лампа должна быть рассчитана на 1-5 ватт и 12 вольт. С контактами D+ и заземлением устройства производится соединение источника питания постоянного тока. Диагностика выполняется сначала посредством активации напряжения на 12 вольт, а потом на 15-16 В.
  4. В первом случае источник освещения должен заработать, а во втором — нет. Если он активируется при подаче 12 и 15 вольт напряжения, то в регуляторном устройстве необходимо искать пробой. При отсутствии горения причину следует проверять на обрыв либо нарушение контакта между щеточными элементами и выводами устройства. Сам регулятор для восстановления работоспособности генератора меняется. Для выполнения проверки устройства 37.3701, лампочка подключается к контактам Б и В, это плюс, а также заземлению.
  5. Проверка вентилей выпрямительного приспособления выполняется посредством отключения кабелей от АКБ, генераторного узла, а также контакта регулятора. Положительный вывод от аккумулятора через световой источник подключается к выходу В+ на генераторном устройстве 9402.3701. Если это модель 37.3701, то его надо соединить с выходом 30. Отрицательный контакт - заземление, подключается к корпусу. Если в результате выполненных действий световой источник заработал, то проблема заключается в коротком замыкании (в обоих блоках).
  6. Диагностика аналогичной неполадки на положительных вентилях осуществляется посредством подключения плюсового контакта АКБ к выходу В+ (для модели 37.3701 — контакт 30). Соединение выполняется через источник освещения. Отрицательный контакт идет на выход фазной обмотки статорного механизма (можно подключиться к любой). О неработоспособности одного либо нескольких плюсовых вентилей сообщит активация лампочки.
  7. Процедура диагностики замыкания на минусовых контактах элемента выполняется при подключении положительной клеммы аккумулятора к фазной обмотке статорного механизма. На электроцепи должна располагаться лампочка, а отрицательный вывод идет на корпус генераторного агрегата. Если осветительное устройство загорелось, это говорит о повреждении отрицательных вентилей либо перемыкании статорного механизма на корпус автомобильного электрогенератора.
  8. Для исключения замыкания обмоток узел демонтируется с машины, после чего элементы отключаются от регулятора и выпрямительного блока. Используя световой источник либо омметр, производится проверка деталей на замыкание. Вентили генераторного устройства можно диагностировать тестером, для этого не потребуется подключение АКБ либо лампочки.
  9. Для проверки дополнительных диодных элементов положительный вывод АКБ подсоединяется к выходу D через световой источник. В модели 37.3701 соединение надо выполнить с контактом 61. Отрицательный вывод идет на выход одной из фазных обмоток статорного устройства, можно использовать винт, фиксирующий выпрямительный узел. Если световой источник загорелся, это говорит о повреждении диодных элементов.
  10. Чтобы определить обрыв вентилей, надо проверить ток отдачи, этот параметр не должен падать в результате воздействия нагрузки. Но такая проблема может быть обусловлена повреждением либо замыканием обмоток генераторного узла.
  11. Чтобы продиагностировать каждый диодный элемент, потребуется тестер либо контрольная лампочка. Для этого выпрямительный узел придется демонтировать. При поломке этого устройства его надо менять в сборе. Возможна замена отдельных вентилей, но для основных элементов необходима перепрессовка в держательном устройстве. Выполнение этой операции требует от автовладельца осторожности и навыков.

Обмотки статорного либо роторного механизма можно продиагностировать только с использованием дефектоскопа либо электронного осциллографа, проверка заключается в мониторинге кривых напряжения.

Канал «Avto-blogger» подробно описал процедуру обследования генераторного устройства автомобиля.

Возможные неисправности

Если узел не работает или функционирует некорректно, надо найти причину проблемы:

  1. При активации зажигания на приборной панели не горит световой индикатор. Возможно, этот признак спровоцировал неисправный предохранитель. Проблема может заключаться в повреждении проводки. Надо выполнить проверку электроцепей и предохранительного устройства. Прозвон проводки осуществляется с использованием тестера.
  2. Диодный индикатор на приборке не горит, но аккумуляторная батарея разряжается, все остальные контрольные устройства работают нормально. Возможная проблема - замыкание диодных элементов на мосту либо плохой контакт на обмотке возбуждения. Причина неполадки может состоять в неработоспособности реле, выходе из строя щеточного механизма либо повреждении проводки от генератора к приборной панели. Все вышедшие из строя компоненты можно отремонтировать или заменить самостоятельно.
  3. Световой индикатор аккумулятора на приборке горит при заведенном двигателе, возможен перезаряд батареи. Надо выполнить диагностику регуляторного устройства, проблема может заключаться в нем.
  4. При заведенном двигателе машины индикатор аккумулятора горит слишком ярко или только на 50%. Надо выполнить диагностику приводного ремешка, проблема может заключаться в его износе либо ослаблении. Для устранения неисправности ремень надо подтянуть или заменить. Причина может заключаться в замыкании обмотки статорного устройства на массу либо повреждении электроцепи. Иногда причина кроется в неисправности диодов или отсоединении роторного механизма от контактных колец.
  5. Из-под капота двигателя доносится свист. Шум может появляться при запуске силового агрегата и пропадать через несколько минут либо доноситься постоянно. Проблема связана с износом приводного ремня. Это изделие подлежит замене.
  6. Сильный шум, похожий на гул, может сообщить об износе подшипника генераторной установки. Иногда такой признак связан с замыканием обмотки статорного механизма на массу либо перемыканием одного из диодов.
  7. В темное время суток при активации оптики видно, что фары горят тускло. Но при нажатии на педаль газа их яркость восстанавливается до необходимого уровня. Требуется проверка регуляторного устройства напряжения.

Канал «Tora 18» рассказал об основных неисправностях, характерных для автомобильных генераторных установок.

Как отремонтировать самостоятельно?

Процедура восстановления работоспособности состоит из нескольких этапов:

  1. Сначала надо выполнить демонтаж агрегата.
  2. Затем производится его разбор, на этом этапе узел нужно ремонтировать.
  3. После этого выполняется сборка.
  4. На завершающем этапе узел необходимо устанавливать и подключать.

Необходимые инструменты

Перед выполнением задачи надо подготовить:

  • тиски;
  • съемный инструмент для подшипниковых устройств;
  • набор гаечных ключей;
  • комплект отверток.

Снятие генератора

Процедура демонтажа выполняется так:

  1. От генераторной установки отключаются кабеля. Обычно они выполнены в красной изоляции и включают в себя 2 группы проводников. Одна из них состоит из двух кабелей и фиксируется с помощью гайки к болту на задней стенке агрегата. Вторая группа включает в себя один кабель и подключается к клемме генераторного устройства посредством контактного элемента. Она также располагается на задней стенке узла.
  2. Для демонтажа генераторного узла с силового агрегата требуется выкрутить две гайки, а также винт. Сначала отвинчивается элемент крепления, установленный на планке натяжительного устройства приводного ремешка сверху агрегата. Затем откручивается винт, который фиксирует саму деталь к блоку мотора машины, этот элемент демонтируется. На завершающем этапе выворачивается гайка от винта, крепящего кронштейн к ДВС.
  3. Деталь фиксации располагается снизу силового агрегата, прямо под генераторной установкой. После того как гайка будет демонтирована, надо выполнить снятие приводного ремешка с вала.
  4. Винт, фиксирующий узел, нужно выдавить влево, чтобы он вышел из кронштейна. Элемент надавливается до упора в кузов транспортного средства либо в грязевой щиток агрегата.
  5. Затем выкручиваются два винта, расположенные со стороны правого колеса. Они фиксируют пылевую защиту генераторной установки к кузову авто.
  6. Если болт упирается в элементы корпуса машины, на мотор следует немного надавить. Одновременно выполняется извлечение детали крепления.

Пользователь Саня Киселев подробно рассказал о проведении процедуры демонтажа установки с двигателя «девятки».

Разборка и ремонт

После того как узел удалось снять, выполняется демонтаж всех деталей и восстановление работоспособности генератора ВАЗ 2109:

  1. С помощью ключа на 19 ослабляется и выкручивается гайка на роторном шкиве. Она используется с целью фиксации крыльчатки. Для выполнения этой задачи генераторный узел надо зажать в тиски. Используя отвертку, крыльчатка придерживается от прокручивания. С помощью гаечного ключа выкручивается гайка против часовой стрелки.
  2. Крыльчатка устройства фиксируется посредством шпильки. После ее демонтажа со шкива необходимо извлечь этот элемент и отложить, его нельзя потерять. При откручивании гаек рекомендуется зарисовать расположение компонентов.
  3. Затем генераторный узел переворачивается вверх задней крышкой. Используя гаечный ключ на 8, производится откручивание четырех гаек.
  4. Выполняется извлечение шпилек и демонтаж лицевой части корпуса устройства. Здесь же расположен передний подшипниковый элемент, он фиксируется с помощью пластин. Для их демонтажа надо выкрутить гайки, которые крепят элементы.
  5. С помощью специального съемника производится снятие подшипникового устройства из места посадки. При отсутствии инструмента можно воспользоваться молотком и оправкой соответствующего размера. Допускается применение деревянной доски.
  6. Производится демонтаж распорной втулки со шкива роторного механизма.
  7. Выполняется снятие этого узла из задней крышки генераторного устройства.
  8. Выводы статорной обмотки отсоединяются от выпрямительного приспособления. Для этого надо открутить гайки, которые их фиксируют. После демонтажа элементов крепления выкручиваются болты. Они фиксируют сами выводы.
  9. На болтах располагаются изолирующие колодки. Из корпуса агрегата надо демонтировать статорную обмотку.

Следующим этапом будет снятие диодного моста, для этого требуется выполнить следующие шаги:

  1. Гаечным ключом выкручивается гайка, которая фиксирует контакт под номером 30.
  2. Рядом с этим выводом располагается колодка со штекером. Данный элемент надо демонтировать. Но заранее следует отжать крепление, используя небольшую плоскую отвертку.
  3. Отсоединение фиксатора выполняется с внутренней стороны. Затем колодка с проводами проталкивается внутрь. Штекер при этом должен остаться на крышке. Из нее производится демонтаж диодного моста.
  4. На следующем этапе требуются тиски. Роторный механизм надо зажать в оборудовании, чтобы заднее подшипниковое устройство располагалось на верхней части.
  5. Используя съемник, производится демонтаж детали. Для этого инструмент надо надеть сверху на узел и стянуть подшипниковый элемент со шкива.

После разбора элементов генераторного агрегата выполняется замена вышедших из строя компонентов:

  1. Для смены подшипниковых деталей надо проверить маркировку элементов. В автомагазине покупаются аналогичные запчасти. Даже если подшипники визуально целые, их рекомендуется поменять. Детали не являются взаимозаменяемыми, поэтому при покупке надо обязательно следить за маркировкой.
  2. То же самое касается диодного моста. С детали переписывается маркировка, только после этого покупается запчасть. Если на данном устройстве есть видимые повреждения или произошло окисление металла, то узел подлежит замене. Он зафиксирован на корпусе генераторного устройства с помощью четырех гаек. Диодный мост располагается сзади, на внутренней стороне.
  3. Производится визуальная диагностика передней крышки генераторного агрегата. При наличии трещин или других повреждений надо осуществить замену кожуха. Выполняя визуальную диагностику, важно обратить внимание на элементы крепления.
  4. Производится замер диаметра посадочного места для подшипниковых деталей в передней крышке. В случае если гнездо для их монтажа составляет в диаметре более 4,2 см, то крышка подлежит замене.
  5. Затем производится визуальная проверка задней части агрегата. При наличии повреждений на ней в виде трещин выполняется замена. Не допускается износ или поломка места посадки под подшипниковый элемент. При таких повреждениях крышка меняется.
  6. Производится визуальная диагностика внутренней поверхности статорного устройства. Не допускается наличие царапин и других дефектов, появившихся в результате задевания якоря. При обнаружении износа производится замена подшипниковых элементов либо крышки генераторной установки.

Выполняется проверка обмотки демонтированного роторного механизма, проведение задачи осуществляется так:

  1. Надо визуально осмотреть контактные кольца. Эти элементы подлежат замене при обнаружении дефектов. Речь идет о следах износа, задирах, царапинах и т. д. В принципе, кольца можно и не менять, если повреждения незначительные. Но тогда их придется отшлифовать, для этого потребуется мелкозернистая наждачная бумага.
  2. Если повреждения на элементах не удалось удалить наждачкой, то можно попробовать проточить их на токарном станке. При использовании оборудования, необходимо удалить минимальный слой металла, а затем отшлифовать поверхность.
  3. С помощью тестера выполняется проверка величины сопротивления обмотки роторного механизма. Для этого устройство надо подключить к контактным кольцам. Если диагностика покажет, что сопротивление стремится к бесконечности, это свидетельствует об обрыве внутри обмотки. Для исправления проблемы потребуется произвести замену роторного механизма.
  4. Используя контрольную лампу, производится диагностика отсутствия замыкания обмотки якорного устройства на корпусе. Для этого надо активировать источник освещения, подсоединив его к аккумуляторной батарее. Один контакт подключается к корпусу якорного устройства, а другой по очереди соединяется с каждым кольцом. Световой индикатор не должен загораться, когда ротор работоспособный. Если произошла его активация, это свидетельствует о замыкании обмотки, тогда потребуется замена якоря.

Вячеслав Ляхов подробно рассказал о выполнении диагностики, а также ремонте агрегата в автомобиле ВАЗ 2109.

Сборка генератора

Если удалось разобрать и отремонтировать узел, то после выполнения работ потребуется его обратно собрать:

  1. Производится монтаж заднего подшипникового устройства в место посадки, на вал. Для выполнения задачи используется деревянная доска и молоток. Подшипник аккуратно забивается, чтобы не повредить деталь. Для этого достаточно ударить по ней несколько раз.
  2. Если производился демонтаж диодного моста, его надо установить на место. Приспособление располагается в задней крышке корпуса.
  3. Затем защитный кожух устанавливается на якорное устройство так, чтобы подшипниковый элемент полностью установился в место посадки. Для упрощения действия допускается использование молотка. Несильными ударами по крышке подшипник забивается, его надо насадить на шкив. Производится замена такой же детали, установленной на передней крышке, выполняется фиксация посредством пластин.
  4. Затем производится демонтаж генераторного устройства из тисков. Прежде чем установить на узел переднюю крышку, делается монтаж распорного кольца на шкив. Эта запчасть должна располагаться между упорной выемкой и передним подшипниковым устройством.
  5. Выполняется установка крышки спереди, производится подтяжка гаек шпилек методом крест-накрест. Это позволит обеспечить более равномерную затяжку элементов крепления.
  6. Производится монтаж шпильки в выемку на валу якорного устройства. Затем выполняется установка крыльчатки, элемент зажимается посредством гайки.
  7. На этом процедуру сборки генераторного устройства можно считать завершенной. Остается установить в место посадки регулятор напряжения со щетками.

Евгением Брагиным описана процедуры сборки «девяточного» агрегата с обозначением всех нюансов этого процесса.

Установка и подключение

Монтаж генераторного узла осуществляется в обратной последовательности, при выполнении этой задачи важно не забыть подключить провод к регуляторному устройству:

  1. К установке прикручивается кронштейн фиксации. Используется гаечный ключ.
  2. Затем кронштейн закручивается с генераторным агрегатом в место посадки. При выполнении этой задачи не нужно зажимать гайку до упора.
  3. С помощью саморезов осуществляется фиксация защиты агрегата от пыли.
  4. Производится монтаж приводного ремешка на шкив генераторного агрегата.
  5. Выполняется установка планки натяжительного элемента.
  6. Производится натяжка приводного ремешка. При выполнении этой задачи важно, чтобы величина прогиба изделия составила около 1-1,5 сантиметра. При подтяжке ремня необходимо зажать гайку на планке натяжительного устройства. Затем данный элемент зажимается на кронштейне до упора.

После того как установка завершена, нужно произвести подключение клеммных колодок к генераторному устройству. При выполнении задачи надо удостовериться, что зажимы отключены от аккумуляторной батареи. В общей сложности проводов, подключенных к агрегату, должно быть три. Парные кабеля фиксируются с помощью гаек к шпильке, расположенной на задней крышке. А разъем типа «папа» необходимо установить в штекер «мама».

Затем производится монтаж клеммных зажимов на аккумуляторную батарею, выполняется запуск силового агрегата. Генераторный узел подает напряжение, которое требуется для полноценной работы всех устройств машины.

Чтобы точно быть уверенным в работоспособности агрегата, надо с помощью вольтметра произвести диагностику напряжения, которое выдает узел.


Схема подключения генераторной установки

Меры безопасности при работе

Нюансы, которые надо учитывать, выполняя ремонт генератора ВАЗ 2109:

  1. Все контрольно-регулировочные работы, связанные с диагностикой агрегата при запущенном двигателе, должны выполняться в проветриваемом помещении или на улице. Если это гараж, то рекомендуется открыть двери или обеспечить качественную вентиляцию.
  2. Перед осуществлением задачи надо застегнуть рукава, если работы выполняются в рубашке. Следует убрать все висящие концы одежды, чтобы не допустить их попадания на работающий шкив.
  3. Для осуществления ремонта используется специализированный инструмент.
  4. Нельзя допустить падения генератора после его снятия при транспортировке к станку. Это может привести к полному выходу из строя агрегата.
  5. Выполнять ремонт надо только исправным, чистым и не замасленным инструментом.
  6. Если гайки заржавели и трудно откручиваются, перед их выворачиванием рекомендуется обработать элементы керосином или средством WD-40. Демонтаж выполняется с предварительным постукиванием легкими ударами молотка.
  7. Осмотр авто производится с использованием лампочки, рассчитанной на 36 вольт. Если диагностика выполняется в канаве, то потребуется источник освещения на 12 В. Важно, чтобы лампочка оснащалась предохранительной сеткой.

Затраты на ремонт

Приблизительная стоимость запчастей приведена в таблице.